Домовая резьба по дереву узоры. Домовая резьба по дереву — основные элементы. Как выбирать материал

Домовая резьба существует на просторах нашей Родины с древних времен Руси. Также ее иногда еще называют корабельной, потому что существует мнение, что резные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей. В те стародавние времена все имело огромное значение: любая закорючка. любая завитушка и зарубка... По преданиям и верованиям наших предков вырезанные на окнах, дверях и стенах знаки несли огромную смысловую нагрузку: одни отгоняли злых духов, другие способствовали плодородию и процветанию. Но разберемся во всем чуть подробнее.

По мнению многих ученых, традиция украшать свои жилища возникла еще до крещения Руси во времена язычества. Первые попытки украсить жилище были самыми примитивными: делались простые зарубки, которые иногда складывались в простейшие узоры (кресты, треугольники, звездочки, изображения солнца). Затем люди стали наделять знаки чудодейственными магическими свойствами. Как правило, первые простейшие знаки (зарубки) служили оберегами и были предназначены для охраны домашнего очага от различных бед, невзгод и злых духов. Таким образов древний человек пытался защитить свое жилище от природных стихий.

Со временем те самые простейшие знаки-обереги в виде зарубок усложнялись, формировали орнаменты, изменялась технология нанесения, а затем постепенно появились и законы расположения отдельных фигур и знаков на наружных частях дома (наличники, фасады, конек) и интерьера. Постепенно, с течением времени, спустя многие века, символический смысл знаков был утрачен и они превратились в различные орнаменты, тем самым формируя традиции, передававшиеся затем из поколения в поколение.

Первоначальный защитный смысл знаков определял и их расположение. Поскольку в дом можно было попасть естественным образом через двери и окна, то именно их сперва и украшали символами оберегами. Хозяева верили, что через украшенные особым образом окна и двери не проникнет нечистая сила. Постепенно, как уже было сказано ранее, оранаменты усложнялись и до какой степени все трансформировалось можно видеть сегодня на многих домах конца 19 - начала 20 века. Массивные, богато украшенные ажурной резьбой наличники, резные рамки вокруг дверей, нависающие фризы и карнизы, крылечки с резными опорными столбами, "полотенца" и причелины фронтонов, "торцевые доски" углов сруба, "конек" крыши (охлупень) - все это богато украшается и по сей день мастерами домовой резьбы. Зачастую утрачен первоначальный смысл сердечек, звездочек, капелек и других фигур. Сейчас, в начале третьего тысячелетия, эти орнаменты не более чем традиция декоративно-прикладного искусства.

По характеру и технике выполнения в домовой резьбе различают следующие направления:

Глухая рельефная резьба . Такой резьбой со сплошным "глухим" фоном и высоким рельефом узора украшали фронтоны домов, наличники окон, торцевые доски, закрывающие торцы бревен сруба и предохраняющие их от гниения. В основном, мотивами служили растительные, антропоморфные и зооморфные орнаменты. Переплетающаяся виноградная лоза, русалки, множество стилизованных листьев, птиц и зверей можно наблюдать на фасадах домов начала 20 века (во времена возрождения домовой резьбы). Более ранние виды глухой резьбы сводятся преимущественно к геометрическим орнаментам различной сложности от простейших родовых, громовых и солярных знаков (изображение круга с расходящимися от центра лучами, напоминающий диск солнца) до сложных повторяющихся переплетающихся мотивов из множества мелких элементов (треугольничков, пирамидок, ромбов).

Сюжеты геометрической резьбы более раннего периода практически не дошли до наших дней, но исследовавшие их учёные связывают те сюжеты с древнейшими языческими верованиями славян и их магическими заклинаниями. Круги, розетки, звёзды, кресты, колёса, ромбы, квадраты служили в древности символами огня и солнца, а потому считались сильнейшими оберегами.

Прорезная или пропильная резьба . Такую резьбу еще часто называют ажурной за ее внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона как такового и часто не имеют внутренних площадей фигур - все это выпиливается (прорезается - отсюда и название) лобзиком или пилой. Множественными зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали те же самые наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверями, перила лестниц и карнизы крылечек. Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определённое образное значение (древние функции оберега) и в то же время играли декоративную роль. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, которые украшают дом и являются своеобразной границей его с внешним миром. Ну а границы должны иметь свою защиту - тут и приходят на помощь защитные знаки и орнаменты. Проходя мимо таких окон невозможно "сглазить" их хозяев. Вспомните об этом когда увидите красивые наличники и возможно Вам удастся разгадать заложенный в них тайный смысл или почувствовать их энергетику.


Наивысшей степени мастерства в изготовлении деревянных кружев добились мастера сурового русского севера, Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Наиболее полное развитие пропильная резьба получила в Ярославской, Владимирской, Костромской и Нижегородской областях.

Объемная или скульптурная резьба . Этой резьбой украшали носовую часть корабля, а позже, если верить некоторым источникам, привычка ставить скульптуру божества или тотемного животного перешла на гребни ("коньки") крыш жилых домов. Примером объемной резьбы является изображение головы и верхней части туловища коня, оленя или большой птицы. В Ярославской, Костромской и Нижегородской губернии не менее распространены изображения птицы - гуся, лебедя, утки. Они символизировали доброе начало. Также нередки их изображения в наличниках окон. Образы утки, петуха-павлина, курочки - оберег от "дурного глаза" всех живущих в доме.

Подразделение на подвиды домовой резьбы хоть и существует, но Вы нигде не встретите использование только одного отдельного подвида. Все это весьма условно, т.к. при украшении дома используются все доступные приемы и технологии. Орнаменты переходят с "глухих" досок в геометрические построения, а затем плавно переливаются в богатое убранство кружев... Одна техника сменяет другую и переплетается с новыми сюжетами, но все они определенно выдержаны в едином стиле и несут вероятно какую-то смысловую нагрузку - вот что такое настоящая домовая резьба!

Домовая резьба стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища. Русский Север и Поволжье - это заповедники резьбы по дереву, музей и мастерская, где любой может полюбоваться и научиться у мастера старинному почётному ремеслу - домовой резьбе по дереву в наши дни.

Сегодня традиции школы художественной резьбы по дереву воссоздаются современными мастерами заново по крупицам отдельных фактов и служат созданию новых шедевров, которые радуют глаз и возрождают эстетическую культуру современного поколения людей. Сейчас то и дело, в различных уголках Русской земли отчётливо видно новое пристрастие русского народа к украшению своего дома деревянным кружевом. Это дает возможность строить дома не только практичными, но и эстетически совершенными и возможно когда-нибудь, через пару веков они станут памятниками архитектуры и наши потомки будут восхищаться как же умело в таких домах сочетаются простота форм, естественность с разнообразием приёмов выполнения различных видов домовой резьбы.

То, что создано своими руками, непременно должно служить народу на века.

Домовая резьба по дереву своими руками занимала почетное место в русском народном творчестве. В русских глубинках можно увидеть большое количество домов, фасады, окна и стены которых украшены красивыми узорами и орнаментами. Сейчас этот вид ремесла становится популярным. Как научиться искусству резьба по дереву своими руками?

Резные элементы декора сделанные своими руками

Домовая резьба — это один из самых древних видов резьбы по дереву. Ремесло возникло на берегах Волги, когда зодчие стали украшать носовую часть корабля. Они изображали животный и растительный мир, а также символику, связанную с водной стихией. Поэтому домовую резьбу часто называют корабельной. Россия всегда была богата лесами и большими запасами древесины. Поэтому хижины и жилые постройки чаще всего строились из дерева. Некоторые из таких домов сохранились по сей день.

Поскольку фактура древесины позволяет с легкостью ее обработать, то свои дома украшали даже самые простые крестьяне.

По сложности и размерам деревянных кружев и орнаменту можно было судить о статусе и материальном положении семьи.


Изготовление резной ручки для ножа

В начале XIX века, русские мужчины Среднего Поволжья, переняв опыт у корабельщиков, узорами начали украшать крыши домов, а именно коньки. Затем этот вид творчества стал более популярным, и мастера направили свою работу на украшение наличников вокруг окон.

Домовая резьба по дереву в то время была очень трудоемкой и сложной работой, поскольку мужчины выполняли работу руками с помощью топоров и долота. А результаты творчества были крупномасштабными, что еще больше усложняло процесс создания неповторимых шедевров. В качестве материала они использовали только долговечные и твердые породы деревьев, такие как сосна и ель, которые на протяжении многих лет могли выстоять при суровой зиме и знойной жаре.


Изготовления резной чашки из дерева

Поскольку зодчими были сильные деревенские мужчины, о них ходили настоящие легенды. Во время работы они веселились: пели и шутили, отгоняя тоску. Ремесло стремительно развивалось.

Мастера стали украшать резьбой не только ставни, и двери домов, но и перила, ворота и калитки. Помимо и узоров, они создавали своего рода обереги для семьи, проживающей в доме. Чаще всего это были изображения улыбающихся русалок. Такие обереги украшали окна и двери и должны были охранять семью от злых духов.


В середине XIX века корабельная резьба стала настолько популярной, что зодчие начали украшать рисунками мебель, корпуса часов, зеркальные рамки. Мастера могли изображать различные растения с причудливыми листьями и цветами, которые переплетались между собой, фантастических животных и других мифических персонажей на глухом фоне.

Также это могли быть ажурные абстракции без конкретных рисунков. Техника и схемы кружев, обогащенные традицией, передавались из поколения в поколение.


Пример узора резных наличников для дома

Домовая резьба стала неотъемлемой частью архитектуры жилища на Руси. Современное творчество утратило магический смысл, но орнамент практически не изменился за столько веков.

Виды резьбы

Ремесло стало сочетать в себе различные направления творчества и способы нанесения деревянных кружев. Постепенно усложнялись орнаменты и техника нанесения изображений. Основные виды домовой резьбы:

  • глухая или рельефная;
  • объемная или скульптурная;
  • прорезная или ажурная.

Представляет собой технику, при которой рисунки и узоры наносятся на сплошной фон. Мотивами служили растительные, зооморфные и антропоморфные орнаменты. Чаще всего это были изображения виноградной лозы с большим количеством сплетений, русалки, красивые листья, птицы и животные.


Этими объектами украшали фронтоны домов, наличники вокруг окон и торцевые доски. В более ранние времена глухая корабельная резьба представляла собой геометрическую резьбу, которая несла в себе рисунки геометрических фигур. Например, это были круги с восходящими от него лучами, напоминающие солнце. Или ромбы, треугольники и пирамидки, которые много раз повторялись на всей поверхности изображения. Корни узоров уходят в язычество, когда различные фигуры применялись в качестве сильнейших оберегов, неся магическую силу.

Читайте также

Способы художественной резьбы по дереву

Сейчас рельефная резьба делится на два подвида:


В настоящее время глухая рельефная резьба по дереву широко применяется для украшения мебели: дверей, спинок стульев. Такой вид творчества используется для создания настенных панно для отделки интерьера.

Скульптурная и прорезная резьба

Объемная или до того, как перешла в домовую резьбу, использовалась для украшения носовой части кораблей. Затем объемные объекты перешли на крыши домов, когда мастера стали декорировать коньки крыш.

Результатом скульптурной резьбы является объемное изображение, которое полностью или частично отделено от фона. Рисунками, которые применялись при скульптурной резьбе, поначалу были птицы или животные, мифологические персонажи.

Статуэтка выполненная скульптурной резьбой

Затем, когда на Русь пришло христианство, из дерева изображали святых, которых ярко раскрашивали и украшали ими храмы. В то время большой популярностью по всей Руси пользовались деревянные игрушки. Мастера из Загорска и села Богородское получили широкую известность благодаря своим шедеврам из дерева.

В своих поделках они воплощали юмор, шутку и сатиру. А зодчие Костромской, Нижегородской и Ярославской губерний на дереве изображали птиц, которые были символами доброго начала. Скульптурная резьба представляет собой выточенный объект, здесь присутствует и узорная обработка поверхности изделия, которая имитирует оперение птиц или шерсть животных. Данный вид резьбы применялся и применяется для украшения мебели и предметов интерьера.

Объемные скульптуры, такие как лапы животных или мифологические птицы, украшают подлокотники кресел, элементы перил и и балконах.
Прорезная резьба выглядит как орнамент или узоры, которые не имеют фон. Ее еще называют ажурной, поскольку она похожа на кружева. Ажурная домовая резьба может быть выполнена в двух стилях:

  • плоскорельефная — рисунки имеют плоскую поверхность;
  • рельефная — выпуклые узоры.

Прорезная резьба широко применялась как в украшении жилищ с внешней стороны, так и для декорирования различной мебели. Так, ажурные узоры были своего рода оберегом на наличниках окон и над дверями, они украшали карнизы на крылечках и перила на лестницах, декорировали фронтоны домов, поражая своей красотой.


Узор выполненный плоскорельефной резьбой

Особенным мастерством в изготовлении деревянных кружев отличались зодчие с русского севера, которые научились высшей степени ремесла.

Чтобы сделать ажурные узоры, мастерам приходилось убирать фон с помощью долота или пилы. Сейчас этот процесс стал намного проще, поскольку специалисты по дереву используют электрический лобзик. При серийном производстве мебели удаление ненужного фона происходит механическим способом при помощи специального оборудования.

Словарь терминов домовой резьбы

Декор исполнялся преимущественно из сосны, иногда из ели, то есть из так называемого «красного леса», деревьев хвойных пород, поваленных (в отличие от лиственных) весной во время начала сокодвижения. При этом смолистые соки, проступившие под корой, окрашивали ствол дерева в красновато-оранжевый цвет (отсюда и название). Смолистость хвойных пород способствовала сохранности декора, выполненного из них. Продлевали жизнь декора также и его покраска, и хорошая, не протекающая кровля, под которой он находился.

B Туле на декор, как и на кровлю, шла еще и осина, которая по своим водоотталкивающим свойствам была для этих целей также неплохим материалом.

Из всех видов домовой резьбы наибольшее распространение в Туле получила сквозная (прорезная) и особенно пропильнaя c ее разновидностью — «накладной», когда узор ставится не на просвет, a накладывается на какую-либо другую основу. B меньшей степени имеется «объемная резьба», которая заменила «глухую» и представляет собой украшение, выполненное не по целому дереву, a составленное из отдельных кусков-деталей.

B технике пропильно-накладной резьбы выполнены узоры наличников, подзоров, фризов, пилястр и лопаток, межоконных вставок. Сквозная резьба по большей части применена в подзорах, мелких деталях наличников, декоративных свесах кровли («полотенцах»), кронштейнах и т. д.
Об архитектурных деревянных домов подробнее:

Наличник

Декоративное обрамление оконного или дверного проёма. Оконный наличник обычно состоит из фронтона, сандрика (кокошника), двух вертикальных тяг (боковины) и подоконной части (фартук). В деревянной архитектуре наличник закрывает щель между стеной и оконной коробкой. Раньше деревянные наличники украшались обережной резьбой. Резные наличники являются важным элементом, придающим дому индивидуальные черты. Термин "наличник" употребляется главным образом применительно к русской архитектуре ХV-ХVII веков.

На Урале наличники называли «выреза », а в Вологодской области «вы рези». Так еще их в Олонецкой губернии звали «ли чники», а в Новгородской области — «заоко нники» или «обнали чка». В Московской области — наличник это «оло бок», в Архангельской — «обно ска», в Карелии — «подзо рник», в Пермской — «окла дка», в Псковской — «обса дка» и «обли пы», в районе Донецка — «обличко вка» и «оконная обложка», в Тверской области — «нали шина», в Вятской губернии — «заико нок», или «забоко нок».
В России резьба по дереву - резное дело - существовала с древних времён. Рисунок назывался "ознамёнка", употреблялись также слова: вызорочье, узорочье.

Балясина - опора для перил, выполняющая не только несущую, но и ограждающую функцию. Выполняются в виде однотипных фигурных элементов расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Позволяет придать ограждению лестницы или балюстрады ажурный вид.

. Лобовая доска и крылья то же что и причелина.

Причелина - от слова при челе, т.е. при лице. Это украшенная резьбой одна или более доски на фронтоне, закрывающая от влаги торцы подкровельных слег. Украшения лобовой доски и ветровой доски.
Причелина в современном архитектурно-строительном языке это карниз.

Доска, закрывающая переход бревен стены к доскам фронтона избы, обычно всегда покрыта богатой резьбой. Сюжеты резчики брали разные. Наряду с растительным орнаментом со сложным переплетением стеблей, листьев и цветов-розеток изображались фантастические полудевы-полурыбы, львы, птицы. Сказочные персонажи перекочевали с бортовых досок судов на лобовые доски изб.

Обычно схемой орнамента лобовой доски выступал элемент, идентичный декоративному мотиву классического фриза, - акантовая ветвь. Мастер по дереву лишь преобразил ее, придав ей большую пышность. Основу орнамента составляла волнообразная ветвь, как правило, идущая от центральной фигуры. Ветвь покрывалась пышными лапчатыми листьями, своими отростками образовывавшими ряд симметричных закруглений. К концу XIX века насыщенность декора возросла, увеличилась пышность листьев, составляющих основу рисунка.



Нижняя, свешивающаяся часть причелины, делается на подобии рушника (полотенца).


Конек - в старину это комлевая часть охлупня над фасадом дома в виде вырезанной головы коня. В наши дни - верхнее горизонтальное ребро стыка скатов крыши.


Продолговатые дощечки, часто с контурной резьбой в нижней части, закрепляемые на крыше, подобно черепице и служащие для покрытия кровли. Лемех делали обычно из осины.



Охлупень (Шелом) - бревно с желобом, венчающее крышу и прикрывающее верхний стык скатов крыши.



Свесы кружевные или ряд коротких вертикальных дощечек с глухой, чаще сквозной резьбой, окаймляющие свесы кровли в виде сплошного кружева. Делаются под причелиной (под карнизом).


Полотенце - резная доска, свешивающаяся вертикально вниз на фронтоне или по бокам наличников. Закрывает стыки причелин или других горизонтальных элементов.
Так же известно в старорусском варианте "рушник", что и значит полотенце. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые функции и символика рушника во многом аналогичны полотну (полотенцу).


Ставни - деревянные щиты. Часто резные. Закрывающие окна ночью или в отсутствие хозяев. Часто встречаются на севере, где белые ночи, что ночью было темнее дома. Предназначены для сохранения тепла и защиты от проникновения в дом извне. Запираются чаще изнутри. Вместе с наличниками являются одним из важнейших элементов декора дома.

Прорезная, пропильная резьба (сквозная)

Резьба, при которой элементы фона полностью удаляются. Выполняется на плоских дощечках пропиливанием их насквозь. Этим достигается необыкновенная легкость изделия и ажурность.
Примерно 170 лет назад появилась прорезная резьба (сквозная, пропильная) и быстро распространилась . Причиной тому были экономические - леса становилось меньше, и древесина дорожала. Прорезная резьба была относительно простота ее изготовлении, создавала эффект воздушности, игры света и тени сопряженных и накладных деталей.
До неё резба была "корабельная", т.е. объёмная в виде барельефов. Но прорезная резьба дешевле и делается
быстрее .

Самцовая крыша

В древнерусском деревянном зодчестве крыша, в которой тёс складывается не на наклонные стропила, а на горизонтальные бревна - слеги. Концы этих продольных слег врублены в поперечные стены сруба, или иначе, самцы. Чтобы тёсины не соскальзывали, их снизу поддерживает выдолбленное бревно-поток, опирающееся на "курицы". Таким образом, слеги и «курицы» образовывали решётку, поверх которой настилалась кровля. Вершина кровли покрывалась специально вырезанным из бревна треугольником - шеломом. Такая крыша строилась без единого гвоздя и держалась очень прочно.

Курица

Еловые брусья, вытесанные с корневищем, которое загибается в виде крюка (т.н. кокоры), поддерживающее водотёчник (поток). Курица укладывается на слеги кровли. Закрепляются в слегах различным способом: в одном случаев длинных верхних концах курицы делаются неглубокие гнёзда, соответствующие размерам слег на которых держатся курицы, в другом - гнезда-пазы вырубаются в слегах, куда и закладываются курицы, но при этом слега ослабляется, - это возможно в массивных слегах.

Кокора

Водосборный лоток на кокорах. Водосборный лоток на кокорах Загнутые концы куриц, куда в деревянной кровле укладывается водотечник (слив, поток, застреха). Кокора - комлевая часть ствола хвойного дерева, вырубленного вместе с одним из корневищ, растущих перпендикулярно к стволу.

Сруб

Конструкция стен деревянного строения, собранная из горизонтально положенных брёвен. Конструкция стен деревянного строения, собранная из горизонтально положенных брёвен. По углам брёвна соединялись с помощью врубок различными способами. Наиболее распространённые: «в обло» - с небольшими выпусками, широко использовался во многих постройках; «в лапу» - без выпусков, использовался лищь в некоторых частях здания. Также, в зависимости от типа сооружений, использовались другие врубки, но они получили меньшее распространение. Срубы могли быть разной формы. В жилых помещения обычно они были прямоугольными. Наиболее распространённой формой срубов были пятистенки - сруб прямоугольной формы, внутри разделенный стеной на два помещения, а также шестистенки - разделённые уже двумя перпендикулярными стенами на 4 помещения. В общественных местах, особенно в церквях часто использовали срубы восьмиугольной формы.

Cтропильная крыша

Широко использовались два приёма изготовления таких крыш - с одной парой стропил посередине и на самцах по краям, или же с тремя парами стропил на концах и в центре. Нижними своими концами стропила врубались в гнёзда, специально выдолбленные в верхних брёвнах сруба. Между стропилами врубались слеги. В конструкции часто могли использоваться вертикальные брёвна - «курицы». Сверху стропила крестообразно соединялись досками. Данный метод до сих пор широко применяется в конструировании крыш.

Фриз или пояс - горизонтальная полоса орнамента, идущая по кромке дома.

Схема размещения декоративных элементов

Домовая резьба по дереву – это украшения дома внутри и снаружи при помощи резных изделий. Домовая резьба один из древнейших видов резьбы. Сначала резьба применялась для украшения деревянных изб, сейчас ее используют в современном дизайне частных домов, бань.

Деревянные домовые украшение, при правильно выборе материала, стойки к атмосферным воздействиям и могут служить годами. Домовая резьба, если верить нашим предкам, помогает защитить жилье от злых духов и плохой энергетики. Знаки-обереги, с годами, теряли свою первоначальную символику и превращались в обычный, хоть и красивый, орнамент. Сейчас резные домовые украшения всего лишь традиция декоративно-прикладного искусства.

Декоративная резьба по дереву активно применяется в современном интерьере и домостроении, при изготовлении мебели. С помощью декоративной резьбы не составит труда украсить как детали интерьера, так и предметы целевого назначения.

Как выбрать древесину для домовой резьбы

Древесина для домовой резьбы обязательно должна быть атмосферостойкая. Основой для домовой резьбы являются сосновые и еловые доски, иногда: осина, дуб, лиственница. Доски могут быть различной толщины и ширины. Материал для резьбы должен быть дешевым и доступным, ведь домовая резьба рассчитана на крупные размеры изделий. Не могут использоваться при домой резьбе любые заготовки из березы, она быстро портиться на открытом воздухе, загнаивается.

Внешний вид древесины может меняться в зависимости от обработки, относительно устойчивый цвет характерен для дуба, клена, груши.

Порядок работы при домовой резьбе

  1. Для начала необходимо подготовить примерный эскиз дома.
  2. Дальше делаем расчет необходимого количества и вида материала, заготавливаем доски нужного размера.
  3. Готовим шаблоны для домовой резьбы. Для того чтобы добиться стилевого единства в оформлении дома, следует хорошо продумать орнамент, детали композиции непременно должны повторятся.
  4. В связи с большими объемами работы лучше воспользоваться станками для резьбы.

Виды домовой резьбы

В зависимости от техники и характера резьбы домовая резьба имеет несколько направлений: рельефная резьба, плоскорельефная, контурная. Характерным отличием домовой резьбы является многократное повторение одних и тех же элементов на разных участках.

Глухая рельефная

Резьба применяется для украшения мебели шкафа, стола, рам для зеркал. Такой вид резьбы осуществляется на глухом фоне и имеет вид рельефного узора. Рельефная резьба хорошо подойдет для украшения оконных и дверных наличников, фронтонов дома. В основном используется растительный орнамент, изображение животных, мифологических созданий: виноградная лоза, русалка, лев, птица Феникс, цветочные розетки.

Плоскорельефная резьба

Характеризуется выбиранием фона или его углублением, вокруг орнамента на 5-7мм. Еще одно условное название техники – «рельеф на плоскоти». Изображение получается объемным, за счет одинаковой высоты большинства выступающих деталей узора, по отношению к фону. Растительные орнаменты, композиции с изображением птиц, животных, людей – прекрасно выглядят в технике плоскорельефной резьбы.

Неимоверно популярна в плоскорельефной и глухой рельефной резьбе банная тематика. Сувениры для бани отлично подойдут для дачного интерьера, разнообразят его и добавят уюта. Украсить резьбой можно двери бани, окна, а так же ковш для набора воды или чаши, которые используются для приготовления мазей. Для банного декора лучше всего подойдет сосна и деревья жестких лиственных пород. Такая древесина устойчива к горячей температуре и влаге. Деревянные изделия экологически чисты и потому очень подходят для использования в парной. В предбаннике можно поместить деревянную скульптуру Нептуна или шуточные банные фигуры. Полки в бане замечательно украсит геометрическая резьба. Сучковатая древесина отлично подойдет для выполнения вешалок для банных полотенец. Из толстых сучков так же можно сделать дверные ручки.

Считается одной из самых простых техник. Она идеально подходит для оформления разделочных досок, посуды, бытовых предметов, настенных панно. Контурная резьба характеризируется контурной обрисовкой изображений выраженной линией-выемкой. Контурная резьба, близка по технике исполнения к геометрической. Отличие состоит в том, что в контурной резьбе используют изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных.

Домовая резьба

Красивое и практичное решение для отделки интерьера и экстерьера. Домовая резьба сочетает в себе современные достижения и самобытность резного искусства. В современном домостроении резные элементы добавят дому индивидуальности и стиля. Ваш дом точно не останется незамеченным.

Домовая резьба – это способ украшения жилища путем вырезания на деревянных конструкциях разнообразных орнаментов, узоров или фигур. Традиции подобного украшения уходят корнями в глубокое прошлое – ученые считают, что резьба зародилась у древних славян приблизительно в X-XIп веке. Мастера украшали все выступающие элементы жилья – балясины, крыльцо, ветровые доски, кровлю, карнизы и наличники. Работы по дереву велись простейшими инструментами, на доски наносили защитные руны, отпугивающие нечистую силу и призывающие в дом благополучие, изображения богов и окружающей природы, символы дождя и солнца. Руны и символы выполняли роль оберегов, защищая домовое пространство.

С внедрением на Руси христианства их магическо-заклинательная функция была утеряна, и домовую резьбу стали применять исключительно в декоративных целях. Но даже сегодня в орнаментах и узорах видны древние символы и руны – ряды треугольников и полукружий, символизирующих дождь и небесную влагу, изображения животных и деревьев, полей и лесов. С помощью резьбы можно украсить свое жилище, придать ему декоративный и завершенный внешний вид, вернувшись к традициям предков.

Порядок выполнения работ в мастерской «Резное Дело»

В прошлом мастерам приходилось изготавливать декоративные элементы вручную, что было связано с высокими трудозатратами и процесс затягивался на несколько месяцев. Сегодня накладные элементы создаются на современном станке с числовым программным управлением, а прорезы делаются при помощи лазера. Подобная технология имеет серьезные преимущества: планки и накладки получаются идентичными, а раскрое поры дерева запечатываются от высокой температуры и немного обугливаются (дополнительная защита от влаги). К тому же теперь нет необходимости ждать изготовления несколько месяцев – на изготовление наличников в деревянном доме классического размера тратится 2-3 дня в зависимости от сложности работ.