Икона святые праведные богоотцы иоаким и анна. Святые богоотцы иоаким и анна. Легенда об Анне и муже ее Иоакиме

В последнее десятилетие, а может и дольше среди православных с неустроенной личной жизнью большую популярность завоевали святые супруги - княжеская чета Петр и Феврония. Ко дню памяти этой пары даже приурочили российский государственный праздник, значащийся в календаре как «День семьи, любви и верности». Однако Петр и Феврония – далеко не единственные святые, к которым можно обращаться с молитвой о помощи в поиске второй половинки и о благополучии в уже состоявшейся семейной жизни. Например, праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы в таких делах тоже сведущи. День памяти Иоакима и Анны Православная Церковь отмечает 22 сентября.


Помощь Божья

Святой праведный Иоаким вел свою родословную от колена Иудина и принадлежал дому царя Давида. Проживал он в городе Назарете. Его супруга Анна происходила из рода Ааронова, приходилась близкой родственницей матери Иоанна Предтечи – Елисавете и являлась дочерью священника. И Анна, и Иоаким слыли набожными, благочестивыми людьми. Но вот беда – у них не было детей. А, надо сказать, в то время данное обстоятельство считалось великим наказанием Господним и несусветным грехом. Супруги страдали из-за своего бесплодия на протяжении многих лет, но, тем не менее, не роптали, и, находясь уже в преклонных летах, продолжали чтить Творца и молить его об оказании им милости стать, наконец, родителями.


Однажды случился большой религиозный праздник. По такому случаю, согласно традиции Иоаким принес в Иерусалимский храм дары Богу. Но первосвященник посчитал, что бездетный мужчина недостоин поступать подобным образом, поскольку якобы не имеет Господнего на то благословения, и отверг жертву благочестивого христианина. Данное происшествие повергло супруга праведной Анны в глубокую скорбь. Он не вернулся домой, а ушел в пустыню, где на протяжении 40-ка дней истово молился и строго постился, горько плача о своем положении и умоляя Бога даровать им с женой ребенка. Анна, узнав о поступке мужа, опечалилась и в бесплодии обвинила себя. Со слезами она взмолилась Господу об исцелении от этого недуга, дав Творцу обещание посвятить ему долгожданного младенца. После этих слов явился к Анне Ангел Божий, который возвестил женщине о скором рождении у нее дочери по имени Мария, благословенную во всех родах. Узрел благовестника Господня и Иоаким в своей пустыне: Ангел повелел мужчине идти в Иерусалим. В указанном городе и произошло зачатие Девы Марии родителями ее.

Исполнение обета и кончина святых

Прошло время, и на свет у счастливых супругов появилась дочь, как и предвещал им Ангел Божий. Девочку назвали Марией. До достижения трехлетнего возраста малышка проживала вместе с родителями своими в их доме, где купалась в любви отца и матери. Последние относились к Марии одновременно и как к дочери, и как к госпоже, памятуя о предназначенной той миссии. Когда девочке исполнилось три года, супруги исполнили свой обет: торжественно отвели ребенка в храм Божий с зажженными светильниками в руках и оставили на попечении священнослужителей. Спустя несколько лет святой праведный Иоаким преставился – ему тогда было 80 лет. После случившегося Анна, оставшись вдовою, ушла из Назарета в Иерусалим, в тот самый храм, где воспитывалась дочь ее, и до конца своих дней пребывала рядом с собственным единственным ребенком. Все дни свои женщина проводила в молитвах, обращенных к Богу. Прожила святая Анна в городе Иерусалиме два года, а затем, в возрасте 79 лет, почила с миром.

Святых супругов похоронили недалеко от будущей гробницы их дочери и могилы мужа Девы Марии – Иосифа Обручника, на краю Иосафатовой долины в Гефсиманском саду, который все помнят по Библии. Это место находилось близ города Иерусалима.

Почитание святой Анны

В эпоху царствования благоверного царя Иустиниана в честь праведной Анны в Девтере был возведен храм. Император Иустиниан II содействовал обновлению этой церкви в благодарность святой за явление к его жене, когда та находилась в положении. Тело же матери Богородицы, а вместе с ним и покрывало ее перенесли в Константинополь.

На Афоне есть скит святой Анны, посвященный святой. Он является самым большим из подобных обителей на указанной территории.

Располагается данный скит на высоте 350 м над уровнем моря, на побережье. Вокруг него имеется множество источников, воду из которых монахи используют для нужд обители и собственных. Основание скита святой Анны относится к XIV-му веку и было осуществлено последним игуменом обители Вулевтирион преподобным Геронтием. Находится сия обитель в 30-ти километрах от Великой лавры, которой она, собственно говоря, и подчиняется. Монахи ее ведут киновийный образ жизни. В число их занятий в прошлом входили изготовление камилавок и четок, переписывание книг, резьба по дереву, разведение скота, переплетное дело, сегодня – еще и шитье с иконописью.


В 1680-м году по указанию Вселенского патриарха Дионисия III на территории скита был построен большой храм. Главной святой реликвией этой церкви стала левая стопа праведной Анны, которую в свое время привезли из Азии. Данная святыня подобно другим частям мощей угодников Божиих, как-то рука святой мученицы Марины или рука святой равноапостольной Марии Магдалины, всегда имеет постоянную температуру, равную таковой живого человеческого тела. От мощей праведной Анны было и сейчас случается множество чудес. Особенно немало случаев исцеления от женского бесплодия. Надо сказать, что монахи афонского скита регулярно получают письма от благодарных супружеских пар с вложенными в них фото новорожденных младенцев, появившихся на свет благодаря помощи святой. И эти бесспорные доказательства совершающихся чудес насельники монастыря бережно хранят, вознося Богу благодарность.

Чему молятся святым Иоакиму и Анне?

Молиться праведным Богоотец Иоакиму и Анне можно в храме или дома у соответствующей иконы, изображающей эту супружескую пару. Просят у них, как вы уже поняли, исцеления от бесплодия, но также помогают святые и женщинам, желающим создать семью, но не имеющим возможности это сделать. Возносить молитвы праведным Иоакиму и Анне нужно с глубокой верой, предварительно искренне раскаявшись в своих прошлых грехах, лучше всего в рамках исповеди в церкви. Хорошо прочитать акафист святым в течение 40-ка дней, но перед этим очень желательно взять у своего духовного отца или любого священника в храме благословение на осуществление сего мероприятия. Если нет должной выдержки, можно каждый день читать молитву, адресованную этой супружеской благочестивой паре, а также тропари, тексты которых приведены ниже.


Тропарь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны

глас 2
Праведных Твоих, Господи, память празднующе,/ теми молим Тя:// спаси души наша.

Тропарь праведной Анны

глас 4
Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь,/ богомудрая Анно./ Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище,/ в славе радующися, ныне преставилася еси,/ чтущим тя любовию/ прегрешений просящи очищение,// присноблаженная.

По вере вашей воздастся вам!

Святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, была младшей дочерью священника Матфана из Вифлеема, происходившего из колена Левина, рода Ааронова, и жены его Марии - из колена Иудина. У её родителей было три дочери: Ма-рия, Со-вия и Ан-на. Из них пер-вая вы-шла за-муж Ма-рия в Виф-ле-ем и ро-ди-ла Са-ло-мию; по-том вы-шла за-муж Со-вия, так-же в Виф-ле-ем и ро-ди-ла Ели-са-ве-ту, мать Иоан-на Пред-те-чи; тре-тья же, Анна, будущая мать Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, вышла замуж за Иоаки-ма, который был родом из Галлии, в го-род На-за-рет.

Святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомков родится Мессия, Спаситель мира. Ро-до-сло-вие его та-ко-во: у сы-на Да-ви-да На-фа-на ро-дил-ся сын Ле-вий, Ле-вий ро-дил Мел-хию и Пан-фи-ра, Пан-фир ро-дил Вар-па-фи-ра, Вар-па-фир же ро-дил Иоаки-ма, от-ца Бо-жи-ей Ма-те-ри.

Супруги жили в Назарете Галилейском (северная часть Палестины) и всю жизнь мечтали о детях, но, по особому Промыслу Божию, святая Анна долго была бесплодна. Они вели праведную жизнь, их соединяла нежная любовь. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным.

Иоаким и Анна не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели и пла-ка-ли об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. На протяжении 50 лет их брака супруги только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю.

Однажды, во время большого праздника, дары, которые праведный Иоаким взял в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Он решил провести в посте и молитве 40 дней и ночей, моля Господа о милости.

Его праведная супруга Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя. Узнав о поступке своего мужа, она тоже стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка, обещая принести в дар Богу рожденное дитя.

И молитва святых супругов была услышана: им обоим явился Ангел и возвестил о том, что родится у них Дочь, Которую благословит весь род человеческий.

Зачатие святой Анны совершилось в де-вя-тый день де-каб-ря ме-ся-ца в Иерусалиме (в этот день - 9 (22) декабря - Православная Церковь празднует Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы ), а 8 сен-тяб-ря у ней ро-ди-лась дочь, пре-чи-стая и Пре-бла-го-сло-вен-ная Де-ва Ма-рия, о рож-де-стве Ко-ей воз-ра-до-ва-лись и не-бо, и зем-ля. Иоаким по слу-чаю Ее рож-де-ния при-нес Бо-гу ве-ли-кие да-ры, жерт-вы и все-со-жже-ния и по-лу-чил бла-го-сло-ве-ние пер-во-свя-щен-ни-ка, свя-щен-ни-ков, ле-ви-тов и всех лю-дей за то, что спо-до-бил-ся бла-го-сло-ве-ния Бо-жия. По-том он устро-ил в до-ме сво-ем обиль-ную тра-пе-зу, и все с ве-се-ли-ем про-слав-ля-ли Бо-га.

Под-рас-та-ю-щую Де-ву Ма-рию ро-ди-те-ли Ее бе-рег-ли как зе-ни-цу ока, ве-дая, по осо-бен-но-му от-кро-ве-нию Бо-жию, что Она бу-дет све-том все-му ми-ру и об-нов-ле-ни-ем есте-ства че-ло-ве-че-ско-го. По-се-му они вос-пи-ты-ва-ли Ее с та-кою тща-тель-ною осмот-ри-тель-но-стью, ка-кая по-до-ба-ла Той, Ко-то-рая име-ла быть Ма-те-рью Спа-си-те-ля мира. Они лю-би-ли Ее не толь-ко как дочь, столь дол-гое вре-мя ожи-да-е-мую, но и по-чи-та-ли как гос-по-жу свою, пом-ня Ан-гель-ские сло-ва, ска-зан-ные о Ней, и про-ви-дя ду-хом, что долж-но над Ней со-вер-шить-ся. Она же, ис-пол-нен-ная Бо-же-ствен-ной бла-го-да-ти, та-ин-ствен-но обо-га-ща-ла тою же бла-го-да-тью и сво-их ро-ди-те-лей. По-доб-но то-му, как солн-це сво-и-ми лу-ча-ми осве-ща-ет звез-ды не-бес-ные, уде-ляя им ча-сти-цы сво-е-го све-та, так и бо-го-из-бран-ная Ма-рия, как солн-це, оза-ря-ла лу-ча-ми дан-ной ей бла-го-да-ти Иоаки-ма и Ан-ну, так что и они бы-ли ис-пол-не-ны Ду-ха Бо-жия, и твер-до ве-ро-ва-ли в ис-пол-не-ние Ан-гель-ских слов.

До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.

По про-ше-ствии не-сколь-ких лет по-сле вве-де-ния Ма-рии во храм свя-той Иоаким умер в возрасте 80 лет. Свя-тая Ан-на, остав-шись вдо-вою, по-ки-ну-ла На-за-рет и при-шла в Иеру-са-лим, где пре-бы-ва-ла око-ло сво-ей Пре-свя-той До-че-ри, мо-лясь бес-пре-стан-но в хра-ме Бо-жи-ем. Про-жив в Иеру-са-ли-ме два го-да, она мирно скончалась в возрасте 79 лет, до Благовещения Пресвятой Деве Марии. Слава Дочери открылась ей в вечной жизни.

Иоаким и Анна захоронены вблизи будущей гробницы своей дочери, а также могилы Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой.

Достоинство и святость праведных Иоакима и Анны

Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия . В самом Зачатии и Рождении такой Дочери была явлена и сила Божией благодати , и честь Рожденной и достоинство родителей; ибо неплодной и состарившейся женщине родить иначе невозможно, как по силе благодати Божией: здесь действует уже не природа, но Бог, побеждающий законы природы и уничтожающий узы неплодия.

Родиться от неплодных и престарелых родителей - большая честь и для самой рожденной, потому что она рождается не от невоздержных родителей, но от воздержных и престарелых, каковыми были Иоаким и Анна, которые 50 лет жили в супружестве и не имели детей. Наконец, через такое рождение открывается достоинство и самих родителей, так как они после долгого неплодства родили радость всему миру, чему уподобились святой патриарх Авраам и благочестивая супруга его Сарра, родившие, по обетованию Божию, Исаака в старости (Быт. 21:2). Однако, без сомнения, можно сказать, что рождество Богородицы выше рождения Авраамом и Саррою Исаака. Насколько сама рожденная Дева Мария выше и более достойна почести, нежели Исаак, настолько больше и выше достоинство Иоакима и Анны, нежели Авраама и Сарры. Этого достоинства они не сразу достигли, но только усердным постом и молитвами, в душевной горести и в сердечной скорби умолили о сем Бога: и скорбь их обратилась в радость, а бесчестие их явилось предвестником великой чести, и усердное прошение руководителем к получению благ, и молитва - лучшей ходатаицей.

Святых праведных Иоакима и Анны называют «Богоотцы» , потому что они являются прямыми предками Господа Иисуса Христа.

Святые Анна и Иаоким не совершили чуда, не понесли мученических и преподобнических подвигов. Они несли иные скорби - скорбь бесплодного одиночества, и терпеливую надежду на Бога, которую они пронести до старости. Терпением и надеждой стяжали праведные Анна и Иоаким своё сокровище в земной жизни. Терпение и надежда увенчались радостью рождества и стали залогом вечной радости в Боге. И нам заповедует Христос Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21:19).

Традиционно родителям Пресвятой Богородицы молятся о даровании детей.

Тропарь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны
Иже в законней благодати праведни бывше,
Младенца богоданнаго породиша нам, Иоаким и Анна. Темже днесь светло торжествует,весело празднующи божественная Церковь, честную вашу память, славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове.

Тропарь праведной Анны, глас 4
Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь, богомудрая Анно. Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище, в славе радующися, ныне преставилася еси, чтущим тя любовию прегрешений просящи очищение, присноблаженная.

Молитва святым праведным Иоакиму и Анне
О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь .

Евангелие ничего не сообщает о родителях Пресвятой Девы Марии. Молчание Свя­щенного Писания восполняет богатая апокрифическая литература, благодаря кото­рой известны их имена: это Протоевангелие Иакова, написанное ок. 150 г., Еванге­лие псевдо-Матфея VI в, также Книга Рождества Марии, относящаяся к VIII в. Наи­большего внимания заслуживает первый из упомянутых апокрифов, поскольку происходит от самых истоков христианства, в силу чего может содержать зёрна ис­тины, сохранённые традицией.

Анна происходила из вифлеемской священнической семьи. Еврейское имя «Анна» означает «благодать, милость». С IV в. до наших дней в Иерусалиме показывают место, где стоял дом Иоакима и Анны. На этом месте стоит храм, третий по счёту, построенный крестоносцами.

Св. Иоаким, вероятно, был родом из Галилеи и происходил из богатой и знатной се­мьи. Самое его имя несло пророческий смысл, ибо означало «Приготовление для Господа». Скончался, когда Мария была ещё ребёнком. Вместе со св. Анной являет­ся покровителем супружеских пар.

Протоевангелие Иакова передаёт, что Иоаким и Анна были бездетны. Супруги тщет­но молились и делали щедрые пожертвования на храм, чтобы испросить себе ребёнка. Иоаким, будучи уже в пожилом возрасте, удалился в пустыню и провёл там 40 дней в молитве и посте, чтобы вымолить эту милость у Господа Бога. И тогда ему явился Ангел и возвестил, что его молитвы услышаны и что его супруга Анна родит ему дитя, которое будет радостью для всего мира. Так и случилось. При рождении возлюбленной дочери, которой, по обычаю, на пятнадцатый день был дано имя «Мария», среди многих значений которого можно выделить значение «Госпожа», присутствовала ближайшая родня. В годовщину этого рождения справили ра­дост­ное торжество. Когда девочке исполнилось 3 года, её, согласно обету, посвяти­ли на служение Богу и отдали на воспитание в храм, где она росла среди своих сверст­ниц, занимаясь молитвой, пением, чтением Священного Писания и вышива­нием священнических одежд. Иоаким тем временем скончался. Анна, согласно од­ной из легенд, после этого ещё двукратно выходила замуж.

Культ свв. Иоакима и Анны является во всей Церкви, как на Востоке, так и на запа­де, очень древним и живым. По мере того, как распространялся культ Матери Божи­ей, возрастало также публичное почитание Её родителей. Уже в IV-V вв. в Иерусали­ме, при бывшей купальне Вифезда, стояла церковка, посвящённая свв. Иоакиму и Анне. Храм на этом месте существует и сегодня. Здесь даже, согласно легенде, дол­жна располагаться их гробница. Другое место их погребения указывают на Мас­лич­ной горе. Император Юстиниан воздвиг в Константинополе ок. 550 г. базилику в честь св. Анны. На Востоке св. Анне посвящали проповеди такие выдающиеся свя­тые, как св. Епифаний (+ 403), св. Софроний (+ после 638), св. Иоанн Дамаскин (1 ок. 749), св. Герман Константинопольский (+ 732), св. Андрей Критский (+ 750), св. Тарасий Константинопольский (+ 806), а на Западе - св. Фульберт Шартрский (+ 1029), св. Бернардин Сиенский (+ 1444), а также бл. Владислав из Гельнюва (+ 1505).

Особым почитанием была всегда окружена св. Анна. Её культ был и остаётся доны­не очень живым. На Западе первых храм и монастырь св. Анны возник в 701 г. во Флориаке под Руаном. Признаком популярности св. Анны является то, что её имя часто дают девочкам. Весьма многочисленны также посвящённые ей храмы и святи­лища. В честь св. Анны возникло 5 женских монашеских орденов. В древней литургике св. Анне посвящалось целых 118 гимнов и 36 секвенций (XIV-XVI вв.)..

Святые Иоаким и АннаЛитургическое воспоминание родителей Пресвятой Девы Марии возникло сперва на Востоке. Его ввёл в 710 г. император Юстиниан II под названием «Зачатие св. Анны». Оно справлялось в различные дни, совместно либо раздельно со св. Иоаки­мом. На Западе оно стало отмечаться позже. В Неаполе оно известно с Х в. Папа Урбан VI в булле Splendor æternæ gloriæ от 21 июня 1378 г. разрешил справлять этот праздник в Англии. Юлий II в 1522 г. распространил его на всю Церковь и назначил его датой 20 марта. Павел V, однако, в 1568 г. отменил этот праздник, ссылаясь на то, что о родителях Богородицы ничего не сообщается в книгах Священного Писа­ния. Превозмогло, тем не менее, мнение, что эти родители существовали и что им подобает особая честь. Поэтому Григорий XIII восстановил праздник (1584) и назна­чил для него день 26 июля. Папа св. Пий X в 1911 г. ввёл особый праздник св. Иоа­кима, назначив его на 16 августа. Св. Анна продолжала праздноваться 26 июля. Литургическая реформа 1969 г. вновь соединила вместе их имена в день 26 июля.

Самыми счастливыми родителями всей человеческой истории стали Иоаким и Анна. Святые дали жизнь прекраснейшему и святейшему чаду – Богородице, Которая превосходит все сущее. И если на одной чаше весов окажется весь мир – все звезды, все люди и все святые, а на другой – Богоматерь, то перевесит последняя.

Святая Анна не совершила чуда, не понесла мученических и преподобнических подвигов. Она несла иные скорби. И те, которые несёт каждая женщина, строя свою семью. И скорбь бесплодного одиночества, и терпеливую надежду материнства, которую пришлось пронести до старости. Т ерпением и надеждой стяжала праведная Анна своё сокровище в земной жизни. Терпение и надежда увенчались радостью рождества и стали залогом вечной радости в Боге. И нам заповедует Христос Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21,19). (Священник Павел Адельгейм)

Согласно учению Святых Отцов, весь мир был сотворен ради Богоматери, а Богоматерь – для Христа.

Ведь Христос является причиной и целью сотворения. Христос смог стать человеком, Богочеловеком только лишь с помощью Девы Марии. Как дерево существует ради плода, так и все люди и Ангелы существуют ради Девы Богородицы, Которая своим величием превосходит не только людей, но и Ангелов и Архангелов.

А значит, можно ли себе представить более счастливых родителей, чем родители Богородицы? Святой Иоанн Дамаскин прославляет этих родителей, говоря: «О счастливые супруги Иоаким и Анна, все творение славит вас, ибо вы наградили Творца величайшим даром – смиренной, единственной, достойной матерью для Творца. Чудна утроба Анны, которая постепенно взрастила в себе и родила Пресвятое Дитя. Это чрево носило в себе живое Небо, широтой своей затмевающее бескрайние небеса».

Человечество находится в неоплатном долгу перед Иоакимом и Анной за этот великий дар.

Они подарили нам Деву Богородицу. Но в то же время и они бесконечно обязаны Богу и чувствуют огромную благодарность за великую радость, которую Он даровал им.

Мы знаем и других ветхозаветных женщин, которые чудесным образом исцелились от бесплодия, однако у всех у них рождались сыновья

Имя «Анна» означает «благодать». Этой благодатью их одарил Господь. Кем была Анна? Бесплодной женщиной, неспособной иметь дитя. Но молитвы ее были услышаны, и она обрела ребенка. Мы знаем и других ветхозаветных женщин, которые чудесным образом исцелились от бесплодия. Однако у всех у них рождались сыновья: у Сарры – Исаак, у Анны, жены Елканы, – Самуил, у Елизаветы – пророк Иоанн.

Анна, жена Иоакима стала единственной бесплодной женщиной, родившей дочь. Почему?

Потому что именно женщина, первая Ева, посредством своего непослушания породила грех и смерть. Другая женщина, новая Ева, Богоматерь своим смирением подарила жизнь безгрешному Спасителю мира.

Иоаким и Анна были достойны радости. Они оба были благодатными. Христос сказал: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). Дети – это плод, образ родителей. Родители благочестивые и верующие производят на свет благих детей. Каких же детей вы ждете от неверующих, нечестивых мирских родителей? Гнилое дерево – гнилые плоды, нечестивые родители – развращенные дети. Конечно, бывают исключения. Однако родители Богородицы вели праведную жизнь: святые родители – Пресвятое Дитя. В одном из тропарей мы читаем: «Превысоку имущее жизнь, жития же светлость, всех вкупе родителей бывши земных превышшии Нетленну Деву яко родившее» (1-ая песнь канона утрени 9/22 сентября).

Иоаким и Анна, по чистоте и нравственности своей жизни, стали величайшими из всех родителей, так как принесли в мир Пречистую Деву.

Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Ведя жизнь святую и чистую, вы принесли плод, ставший украшением чистоты. Чистый до рождения, во время рождения и после рождения, прекрасный, навеки остающийся чистым разумом, душой и телом».

Святые Иоаким и Анна — это праведные богоотцы, то есть прославленные в чине святых родители Самой Пресвятой Матери Божией. Они — дедушка и бабушка Самого Иисуса Христа. Благодаря их терпению и молитвам Бог избрал их для рождения Матери Сына Своего, Иисуса Христа, на Землю.
Праведные Иоаким и Анна стали первыми покровителями брака: с древних времен христиане молятся им во всех вопросах и трудностях, связанных с семейной жизнью, зачатием и рождением детей, беременностью. Брак — благословленное Церковью состояние, и помощь в деторождении и семейной жизни с миром и любовью подает Сам Господь.

В статье мы расскажем, как узнать их икону и как им молиться, приведем их биографию (житие).

ИКОНОГРАФИЯ СВЯТЫХ ИОАКИМА И АННЫ

Молитва святым предкам Христа и их изображения достаточно редки. Люди зачастую забывают о том, что перед ними — родные Самому Господу Иисусу Христу люди, прошедшие большие трудности и горе в семейной жизни, через страдания обретшие счастье деторождения и потому сильно помогающие людям. Их история, отраженная на иконах, — рассказ о том, как любовь и молитва побеждают все беды, притягивают чудеса Божии.

Иконография святых Иоакима и Анны очень разнообразна. Иконописцы показывают их в полный рост и до груди («оплечно»), по отдельности и вместе. Святые одеты, соответственно, Анна — в красный плащ, Иоаким — в коричневый или зеленый. На иконе всегда надписаны их имена. Супружеская пара изображается обычно среднего возраста: у Иоакима темно-седые вьющиеся волосы и борода, святая Анна довольно молода. Однако из Священного предания известно, что при рождении будущей Богоматери им было более шестидесяти лет. Изображение же на иконе объясняется тем, что по учению Церкви в райских обителях, в жизни после смерти, люди будут иметь вид, подобный возрасту Христа — около 33-х лет.

    • Наиболее распространенная икона богооотцов — изображение события зачатия святой Анной Девы Марии (то есть лаконичными и подобающими средствами иконы изображен акт зачатия как объятие). Пожалуй, это единственная икона, где святые целуются или обнимаются! Даже на иконе, которая показывает людей преображенными в святости, передана удивительная экспрессия, сильная, но не страстная любовь друг ко другу. Святые могут быть изображены до груди, но чаще — в полный рост, идя, почти летя навстречу друг другу, что подчеркивают их развевающиеся одежды.
    • Есть и другие иконы, изображающие эпизоды из их жития, сохраненные Священным преданием и апокрифическими Евангелиями: встреча святых после сообщения им Ангелом вести о рождении будущей Богородицы, где они неудержимо радуются; само события извещения Ангелом о рождении Девочки святым Иоакиму и Анне по отдельности.
    • Беременные женщины и молящиеся об избавлении от бесплодия и зачатии ребенка семьи могут найти редкую икону: образ, где святая Анна изображена беременной, а супруг указывает на ее живот, радостно ожидания явления на свет Дочери — Божиего дара.
    • Икона Рождества Пресвятой Богородицы также показывает нам важнейший эпизод в жизни праведников: святая Анна лежит на одре (кровати) в красных одеждах, рядом святой Иоаким и кормилица, моющая маленькую Деву Марию.
    • Икона семьи вместе с маленькой Девой Марией еще более редка, чем иные образы праведников. Будущая Богородица уже немного подросла и имеет возраст около трех лет, вскоре родители отдадут ее на воспитание в храм, оторвав от себя, от сердца. Уже тогда Она была доброй и благочестивой малышкой, отличалась от других чистотой — потому и избрал Ее Господь к рождению Своего Сына. Святые Иоаким и Анна, воспитывали Ее в вере и благочестии. На иконе будущая Царица Небесная изображается в традиционных для нее одеждах: пурпурном плаще с тремя звездами, символе царского достоинства и девства. Она стоит на земле, парит между святыми родителями или поддерживается ими с двух сторон, стоя на молодом дереве, символизирующем, что Она дала начало спасению человечества Господом.
    • Наконец, святые Иоаким и Анна изображаются на праздничной иконе Введения во храм Богородицы. Праведники, благодарные Богу о рождении дочери и избавлении от бесплодия, решили посвятить дочь Богу и в трехлетнем возрасте повели Ее, чтобы оставить воспитываться при Иерусалимском храме. Они оторвали Ее от своего дома, но решили возблагодарить Бога за подарок и утешение. Тогда и случилось с Девочкой Марией новое чудо: малышка трех лет сама взошла по длинной лестнице до храма, где первосвященник, ведомый Духом Святым, ввел Ее в святая Святых — таинственное место алтаря, куда не всегда могли входить и сами священники. Так Господь указал, что Мария чиста и избрана Им. Это событие отмечается Православной Церковью как великий двунадесятый праздник Введения во храм Богородицы ежегодно 4 декабря.
    • В праздник Успения праведной Анны на аналой полагается ее отдельная икона — здесь она изображена похожей на Пресвятую Богородицу. Однако спутать ее икону с образом Божией Матери с Младенцем нельзя: святая Анна, хоть и изображается по грудь, прижимает к себе и зачастую целует маленькую Богородицу, изображенную также в обычных ее темно-красных одеждах и держащую в ручке лилию — символ Ее девства и чистоты.
    • Чудотворный почитаемый образ святых Иоаким и Анны — икона Зачатия Богородицы, описанная нами в начале, — находится в Свято-Зачатьевском женском ставропигиальном монастыре в Москве. Здесь перед ним еженедельно совершаются молебны, за которыми святым молятся супружеские пары об избавлении от бесплодия, зачатии и благополучном рождении детей.

ЖИТИЕ СВЯТЫХ ИОАКИМА И АННЫ — ОБРАЗЕЦ СУПРУЖЕСКОЙ ЛЮБВИ, КОТОРАЯ ВМЕСТЕ С МОЛИТВОЙ КО ГОСПОДУ ТВОРИТ ЧУДЕСА

Деторождение в ветхозаветные времена считалось в иудейском обществе важнейшим признаком благословения семьи Богом — а все потому, что Господь через пророков долгие века обещал людям, что в свое время родится среди иудейского народа Сын Божий, Христос, который возьмет на Себя грехи мира и вновь откроет людям двери в рай. Однако многие люди, в силу испорченности своей природы и стадного инстинкта, превратно истолковали это пророчество: в иудейском обществе часто поносили тех, кто не имел детей, ведь они лишались возможности родить Мессию и получить особое Господне благословение. Рождение детей было долгом каждого правоверного иудея. Больше того, было принято, что муж может развестись с женой и искать мать для будущего потомства, всегда якобы виновна в бездетности была женщина. А если семья сохранялась, но дети не рождались, люди насмехались над обоими супругами, говоря, что только грешники не имеют детей и подозревая совершенные ими страшные тайные преступления.

Однако Бог обличил этот неправедный обычай и благословил рождение Матери Господа Христа именно у людей, которые долго не могли зачать ребенка, но при этом искренне любили друг друга, с терпением ожидали зачатия и смиренно переносили обиды и насмешки.

Сведения о зачатии и рождении Богородицы находятся в памятниках Священного предания, Евангелиях-апокрифах. Это исторические, но не священные книги: четыре Евангелия писали апостолы Христовы и сами же соборно изучали их на предмет истинности, соответствия событиям. Некоторые книги, также называемые евангелиями, не прошли проверку полностью и не вошли в канон Церкви, но часть из них благословлена Церковью и используется. Таким является и протоевангелие от Иакова, где содержатся сведения о рождении Богородицы.

Святой Иоаким происходил из рода царя Давида (сохранилось имя его отца, прадедушки Иисуса Христа — Варпафир), а Анна — из благословленных Богом в ветхозаветные времена родов Левия и Иуды (левитов и иудеев, по которым был назван весь народ), имя ее отца — Матфан. Жили они в области Галилея, в Назарете — там, где впоследствии вырос Господь Иисус Христос, Которого иудеи называли Назарянином и Галилеянином. Иоаким и Анна вели праведную и тихую жизнь, молились о детях, но не имели их до старости. Люди презирали и укоряли их, пытались рассорить и развести, но святые не роптали, полагаясь на волю Божию и не забывая молиться Ему, надеясь родить детей, несмотря на старость.

Перед самым зачатием Богородицы святым пришлось перенести страшное испытание всенародного унижения. Во время большого праздника святой Иоаким по обычаю принес дары в Иерусалимский храм. Поскольку в те времена многие люди знали об обстоятельствах жизни друг друга, даже там первосвященнику было известно о бездетности пары будущих богоотцов. Глава Иерусалимского храма, первосвященник Рувим, не взял дары Богу из рук Иоакима, обличив его при всех в скрытии грехов, которые будто бы служили причиной бездетности. Святой Иоаким вынужден был со стыдом, в горе уйти из храма, считая себя недостойным, грешным и изгнанным по воле Божией. Однако Господень промысл был в другом: Бог словно в последний раз испытал праведника и направил его путь в пустыню. Здесь в одиночестве святой Иоаким провел несколько дней — также и Анна, ожидая и беспокоясь за него дома, — оба они постились, чтобы показать Богу свою любовь к Нему, молились друг о друге и о рождении ребенка. И именно в таком душевном волнении, на грани отчаяния, им обоим явился Ангел — по преданию, это был Архангел Гавриил — и сообщил о будущем рождении ребенка, Дочери, которая сможет обрадовать весь людской род. Неизвестно, сказал ли Архангел им, что Дева Мария родит Сына Божьего — но и такой вести было достаточно для их огромного счастья после долгих лет молитв, насмешек людей и переживаний. Они знали, что рождение их ребенка — чудо Божие. После вести о грядущей радости они встретились по благословению Архангела в Иерусалиме. Этот момент радостной встречи, супружеских объятий и называется иконой Зачатия Богородицы.

Не забыли святые Бога после такого чуда: в молитвах они готовились рождению и воспитанию Дочери. Дева Мария действительно радовала родителей три года своим послушанием, благочестием красотой и умом. Можно представить себе заботы пожилых родителей о Малютке. Очевидно, по велению благодарных сердец своих они решили отдать Девочку на воспитание в храм, чтобы жить неподалеку и заботиться о Ней. Это событие празднуется как Введение во храм Богородицы. По преданию, святым праведникам было в тот момент уже около 80 лет.

Через несколько лет отошел в райские обители святой Иоаким. Всего на два году пережила любимого супруга и Анна: она переселилась в Иерусалим, где в спокойствии и радости жила при храме с юной Девой Марией.

Праведники не успели узнать о Благовещении и не присутствовали при Рождении Христа — видели они это уже с Небес. Их пример показывает: Господь вознаграждает терпение и молитвы не просто исполнением желания, но и огромной нежданной радостью (ведь святые просили просто о рождении ребенка, а родилась Сама Мать Господа, прославив весь род навсегда и став Царицей Небесной).

ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ ИОАКИМА И АННЫ

История терпения святых предков Господа Иисуса, запечатленная в образном ряде, показывает, что Господь всегда посылает нам испытания ради нашей пользы, даже прославления. Бог долго оставлял Иоакима и Анну бездетными, чтобы они успели взойти на вершины святости, обрели полноту счастья и все человечество увидело Силу Божию, побеждающую законы человеческой плоти. Мы можем и должны выдержать жизненные Божии уроки, зная, что получим награду за них и помня, что Господь любит нас. Ему подвластно любое чудо: 70-летние старики родили здоровую Малышку, будущую Бородищу, что кажется просто невероятным и сегодня.

Житие святых являет нам чистоту и любовь, которыми должны обладать каждые родители, чтобы благословить ими своих детей, передав им эти добродетели. Образцом для современных супружеских пар является и терпеливое перенесение бесплодия или временной невозможности иметь детей из-за длительной болезни, недостатка материальных средств или по социальным показаниям. Трудно переносить бездетность и в современном мире, где часто слышны возгласы: «Я же мать, а вы…» — такие же неприятные, как и во времена Иоакима и Анны. Нельзя обращаться к колдовству или роптать. Будьте спокойны и ожидайте воли Божией о зачатии малыша; ни в коем случае не делайте аборт, если вам вдруг показалось, что вы не справитесь с ребенком — также молитесь святым и не отчаивайтесь.

ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ ИОАКИМА И АННЫ

Главным центром почитания святых является храм в их честь, возведенный на месте их дома в Иерусалиме, где, по преданию, и произошло зачатие Пресвятой Богородицы. Многие люди со всех концов Земли приезжают сюда помолиться. По преданию, святые помогают даже иноверцам: по молитве к ним смог исцелиться от бесплодия один из султанов Турции — правда, история умалчивает, смог ли он обратиться после этого в христианство, отказавшись от гарема.

Одна из икон святой Анны находится на Афоне — одном из самых благодатных мест на Земле, греческом полуострове, издревле населенном монахами и находящимся под покровом Божией Матери. Сюда по древней традиции нет доступа женщинам, чтобы они не искушали монахов, и молятся о даровании детей только будущие отцы: однако вся икона святой Анны увешана вотивными, то есть оставленными в благодарность за помощь дарами-подношениями.

На Руси почитание святых как покровителей брака и деторождения началось через некоторое время после Крещения Руси. Так, дочь Ярослава Мудрого, крещеная в честь матери Богородицы, царевна Анна, стала женой французского короля и даже сумела во многом просветить свою новую родину. В европейских же странах многим девочкам с первых веков христианства давали имя святой Анны, поручая их ее покровительству.

Зачатьевский монастырь в Москве имеет редкий престольный праздник — Зачатие святой Анной Богородицы. Именно здесь расположен центр паломничества всех бездетных пар нашей страны, здесь регулярно поются молебны святым Иоакиму и Анне. Обитель находится в районе Хамовники, между Остоженкой и рекой Москвой. Она была основана митрополитом Московским Алексием (Бяконтом), в 1360 году. Впоследствии основатель монастыря был канонизирован в лике святителей, и в честь него в обители также была построена церковь. После разрушения в годы советской власти обитель вновь воссоздана, заново построен великолепный пятиглавый монастырский собор. В обители ведется служение милосердия, работает приют для детей и богадельня для пожилых и немощных людей, есть швейная мастерская и издательство.

Несколько небольших российских храмов в регионах освящено в честь святых Иоаким и Анны; в Ростове-на-Дону недавно началось строительство большого собора. Здесь уже совершаются молебны святым покровителям семьи, сделана площадка для детей и воскресная школа, организовано молодежное служение.

Память святых Иоакима и Анны почитается в несколько дней церковного года:

7 августа — Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.
21 сентября — Рождество (рождение) святой Анной Пресвятой Богородицы.
22 сентября — день памяти обоих богоотцов, Иоакима и Анны.

КАК МОЛИТЬСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ СВЯТЫХ ИОАКИМА И АННЫ

В дни памяти святых рекомендуется посетить храм, исповедоваться и причаститься, особенно если вы искренне молитесь святым именно о зачатии и рождении ребенка. В эти дни им читаются особые молитвы за богослужением, такж совершаются отдельные молебны с акафистами.
Наиболее частым прошением к святым Иоакиму и Анне является молитва о даровании детей и избавлении от бесплодия. Это большое испытание доверия к Богу даже для верующих людей. Просите также терпения и сил для ожидания вашего малыша.

Кроме того, святых просят о помощи в любых трудностях, связанных с семьей или семейным положением:

    • О поиске достойного мужа или жены;
    • О единстве и взаимопонимании между супругами;
    • О достатке для рождения ребенка;
    • О достойном воспитании малыша.

Молитесь дома или в храме перед иконой святых — она достаточно редка, но можно ее приобрести в церковных лавках при больших храмах. Зажгите при желании свечу перед молитвой, приложитесь иконе (перекрестившись дважды, поцелуйте руку или край одежды изображенных на иконе святых, перекреститесь вновь и поклонитесь). Лучше добавлять молитву святым к своему постоянному молитвенному правилу — Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, которые есть в каждом молитвослове — то есть не единоразово и не изредка, а постоянно молиться.
Также по благословению священника можно читать акафист святым в течение сорока дней при большой нужде.

Молитву святым Иоакиму и Анне можно читать на русской языке онлайн по тексту ниже:
О, славимые всегда праведники Христовы, святые богоотцы Иоаким и Анна, стоящие у Небесного Престола Великого Царя и Господа нашего и великую благодать говорить с Ним имеющие, ведь Он воплотился на земле от Благословенной всеми Дочери вашей, Пречистой Богородицы, Девы Марии!
К вам, сильным и милостивым ходатаям за нас и усердным молитвенникам, приходим мы, грешные и недостойные многой благодати Божией. Молитесь к Нему, милостивому Господу, чтобы остановил Он гнев Свой, по делам нашим верно на нас собирающийся, простил наши многочисленные грехи и обратил нас на путь покаяния и истины, на пути заповедей Своих да направит и ведет нас.
Молитвами вашими и жизнь нашу земную в мире сохраните, во всех благах нам помощь Божию просите, все нужное для бытия и благочестия нашего от Господа подайте, избавьте от всех опасностей, горестей и гибели, и от всех врагов видимых — злых человек и невидимых — духов темных защитите, чтобы жили мы в тишине и спокойствии, чистоте и любви к Богу, и так пройдя земной путь, пришли в вечный покой, где по вашим святым молитвам сподобились жить в Небесном Царствии Христа Бога нашего, Которого да славим с Отцом Его и Духом Святым. Аминь.

Молитвами святых богоотец Иоакима и Анны да хранит вас Господь!