В последнее десятилетие, а может и дольше среди православных с неустроенной личной жизнью большую популярность завоевали святые супруги - княжеская чета Петр и Феврония. Ко дню памяти этой пары даже приурочили российский государственный праздник, значащийся в календаре как «День семьи, любви и верности». Однако Петр и Феврония – далеко не единственные святые, к которым можно обращаться с молитвой о помощи в поиске второй половинки и о благополучии в уже состоявшейся семейной жизни. Например, праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы в таких делах тоже сведущи. День памяти Иоакима и Анны Православная Церковь отмечает 22 сентября.
Помощь Божья
Святой праведный Иоаким вел свою родословную от колена Иудина и принадлежал дому царя Давида. Проживал он в городе Назарете. Его супруга Анна происходила из рода Ааронова, приходилась близкой родственницей матери Иоанна Предтечи – Елисавете и являлась дочерью священника. И Анна, и Иоаким слыли набожными, благочестивыми людьми. Но вот беда – у них не было детей. А, надо сказать, в то время данное обстоятельство считалось великим наказанием Господним и несусветным грехом. Супруги страдали из-за своего бесплодия на протяжении многих лет, но, тем не менее, не роптали, и, находясь уже в преклонных летах, продолжали чтить Творца и молить его об оказании им милости стать, наконец, родителями.
Однажды случился большой религиозный праздник. По такому случаю, согласно традиции Иоаким принес в Иерусалимский храм дары Богу. Но первосвященник посчитал, что бездетный мужчина недостоин поступать подобным образом, поскольку якобы не имеет Господнего на то благословения, и отверг жертву благочестивого христианина. Данное происшествие повергло супруга праведной Анны в глубокую скорбь. Он не вернулся домой, а ушел в пустыню, где на протяжении 40-ка дней истово молился и строго постился, горько плача о своем положении и умоляя Бога даровать им с женой ребенка. Анна, узнав о поступке мужа, опечалилась и в бесплодии обвинила себя. Со слезами она взмолилась Господу об исцелении от этого недуга, дав Творцу обещание посвятить ему долгожданного младенца. После этих слов явился к Анне Ангел Божий, который возвестил женщине о скором рождении у нее дочери по имени Мария, благословенную во всех родах. Узрел благовестника Господня и Иоаким в своей пустыне: Ангел повелел мужчине идти в Иерусалим. В указанном городе и произошло зачатие Девы Марии родителями ее.
Исполнение обета и кончина святых
Прошло время, и на свет у счастливых супругов появилась дочь, как и предвещал им Ангел Божий. Девочку назвали Марией. До достижения трехлетнего возраста малышка проживала вместе с родителями своими в их доме, где купалась в любви отца и матери. Последние относились к Марии одновременно и как к дочери, и как к госпоже, памятуя о предназначенной той миссии. Когда девочке исполнилось три года, супруги исполнили свой обет: торжественно отвели ребенка в храм Божий с зажженными светильниками в руках и оставили на попечении священнослужителей. Спустя несколько лет святой праведный Иоаким преставился – ему тогда было 80 лет. После случившегося Анна, оставшись вдовою, ушла из Назарета в Иерусалим, в тот самый храм, где воспитывалась дочь ее, и до конца своих дней пребывала рядом с собственным единственным ребенком. Все дни свои женщина проводила в молитвах, обращенных к Богу. Прожила святая Анна в городе Иерусалиме два года, а затем, в возрасте 79 лет, почила с миром.
Святых супругов похоронили недалеко от будущей гробницы их дочери и могилы мужа Девы Марии – Иосифа Обручника, на краю Иосафатовой долины в Гефсиманском саду, который все помнят по Библии. Это место находилось близ города Иерусалима.
Почитание святой Анны
В эпоху царствования благоверного царя Иустиниана в честь праведной Анны в Девтере был возведен храм. Император Иустиниан II содействовал обновлению этой церкви в благодарность святой за явление к его жене, когда та находилась в положении. Тело же матери Богородицы, а вместе с ним и покрывало ее перенесли в Константинополь.
На Афоне есть скит святой Анны, посвященный святой. Он является самым большим из подобных обителей на указанной территории.
Располагается данный скит на высоте 350 м над уровнем моря, на побережье. Вокруг него имеется множество источников, воду из которых монахи используют для нужд обители и собственных. Основание скита святой Анны относится к XIV-му веку и было осуществлено последним игуменом обители Вулевтирион преподобным Геронтием. Находится сия обитель в 30-ти километрах от Великой лавры, которой она, собственно говоря, и подчиняется. Монахи ее ведут киновийный образ жизни. В число их занятий в прошлом входили изготовление камилавок и четок, переписывание книг, резьба по дереву, разведение скота, переплетное дело, сегодня – еще и шитье с иконописью.
В 1680-м году по указанию Вселенского патриарха Дионисия III на территории скита был построен большой храм. Главной святой реликвией этой церкви стала левая стопа праведной Анны, которую в свое время привезли из Азии. Данная святыня подобно другим частям мощей угодников Божиих, как-то рука святой мученицы Марины или рука святой равноапостольной Марии Магдалины, всегда имеет постоянную температуру, равную таковой живого человеческого тела. От мощей праведной Анны было и сейчас случается множество чудес. Особенно немало случаев исцеления от женского бесплодия. Надо сказать, что монахи афонского скита регулярно получают письма от благодарных супружеских пар с вложенными в них фото новорожденных младенцев, появившихся на свет благодаря помощи святой. И эти бесспорные доказательства совершающихся чудес насельники монастыря бережно хранят, вознося Богу благодарность.
Чему молятся святым Иоакиму и Анне?
Молиться праведным Богоотец Иоакиму и Анне можно в храме или дома у соответствующей иконы, изображающей эту супружескую пару. Просят у них, как вы уже поняли, исцеления от бесплодия, но также помогают святые и женщинам, желающим создать семью, но не имеющим возможности это сделать. Возносить молитвы праведным Иоакиму и Анне нужно с глубокой верой, предварительно искренне раскаявшись в своих прошлых грехах, лучше всего в рамках исповеди в церкви. Хорошо прочитать акафист святым в течение 40-ка дней, но перед этим очень желательно взять у своего духовного отца или любого священника в храме благословение на осуществление сего мероприятия. Если нет должной выдержки, можно каждый день читать молитву, адресованную этой супружеской благочестивой паре, а также тропари, тексты которых приведены ниже.
Тропарь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны
глас 2
Праведных Твоих, Господи, память празднующе,/ теми молим Тя:// спаси души наша.
Тропарь праведной Анны
глас 4
Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь,/ богомудрая Анно./ Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище,/ в славе радующися, ныне преставилася еси,/ чтущим тя любовию/ прегрешений просящи очищение,// присноблаженная.
По вере вашей воздастся вам!
Святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, была младшей дочерью священника Матфана из Вифлеема, происходившего из колена Левина, рода Ааронова, и жены его Марии - из колена Иудина. У её родителей было три дочери: Ма-рия, Со-вия и Ан-на. Из них пер-вая вы-шла за-муж Ма-рия в Виф-ле-ем и ро-ди-ла Са-ло-мию; по-том вы-шла за-муж Со-вия, так-же в Виф-ле-ем и ро-ди-ла Ели-са-ве-ту, мать Иоан-на Пред-те-чи; тре-тья же, Анна, будущая мать Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, вышла замуж за Иоаки-ма, который был родом из Галлии, в го-род На-за-рет.
Святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомков родится Мессия, Спаситель мира. Ро-до-сло-вие его та-ко-во: у сы-на Да-ви-да На-фа-на ро-дил-ся сын Ле-вий, Ле-вий ро-дил Мел-хию и Пан-фи-ра, Пан-фир ро-дил Вар-па-фи-ра, Вар-па-фир же ро-дил Иоаки-ма, от-ца Бо-жи-ей Ма-те-ри.
Супруги жили в Назарете Галилейском (северная часть Палестины) и всю жизнь мечтали о детях, но, по особому Промыслу Божию, святая Анна долго была бесплодна. Они вели праведную жизнь, их соединяла нежная любовь. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным.
Иоаким и Анна не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели и пла-ка-ли об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. На протяжении 50 лет их брака супруги только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю.
Однажды, во время большого праздника, дары, которые праведный Иоаким взял в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Он решил провести в посте и молитве 40 дней и ночей, моля Господа о милости.
Его праведная супруга Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя. Узнав о поступке своего мужа, она тоже стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка, обещая принести в дар Богу рожденное дитя.
И молитва святых супругов была услышана: им обоим явился Ангел и возвестил о том, что родится у них Дочь, Которую благословит весь род человеческий.
Зачатие святой Анны совершилось в де-вя-тый день де-каб-ря ме-ся-ца в Иерусалиме (в этот день - 9 (22) декабря - Православная Церковь празднует Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы ), а 8 сен-тяб-ря у ней ро-ди-лась дочь, пре-чи-стая и Пре-бла-го-сло-вен-ная Де-ва Ма-рия, о рож-де-стве Ко-ей воз-ра-до-ва-лись и не-бо, и зем-ля. Иоаким по слу-чаю Ее рож-де-ния при-нес Бо-гу ве-ли-кие да-ры, жерт-вы и все-со-жже-ния и по-лу-чил бла-го-сло-ве-ние пер-во-свя-щен-ни-ка, свя-щен-ни-ков, ле-ви-тов и всех лю-дей за то, что спо-до-бил-ся бла-го-сло-ве-ния Бо-жия. По-том он устро-ил в до-ме сво-ем обиль-ную тра-пе-зу, и все с ве-се-ли-ем про-слав-ля-ли Бо-га.
Под-рас-та-ю-щую Де-ву Ма-рию ро-ди-те-ли Ее бе-рег-ли как зе-ни-цу ока, ве-дая, по осо-бен-но-му от-кро-ве-нию Бо-жию, что Она бу-дет све-том все-му ми-ру и об-нов-ле-ни-ем есте-ства че-ло-ве-че-ско-го. По-се-му они вос-пи-ты-ва-ли Ее с та-кою тща-тель-ною осмот-ри-тель-но-стью, ка-кая по-до-ба-ла Той, Ко-то-рая име-ла быть Ма-те-рью Спа-си-те-ля мира. Они лю-би-ли Ее не толь-ко как дочь, столь дол-гое вре-мя ожи-да-е-мую, но и по-чи-та-ли как гос-по-жу свою, пом-ня Ан-гель-ские сло-ва, ска-зан-ные о Ней, и про-ви-дя ду-хом, что долж-но над Ней со-вер-шить-ся. Она же, ис-пол-нен-ная Бо-же-ствен-ной бла-го-да-ти, та-ин-ствен-но обо-га-ща-ла тою же бла-го-да-тью и сво-их ро-ди-те-лей. По-доб-но то-му, как солн-це сво-и-ми лу-ча-ми осве-ща-ет звез-ды не-бес-ные, уде-ляя им ча-сти-цы сво-е-го све-та, так и бо-го-из-бран-ная Ма-рия, как солн-це, оза-ря-ла лу-ча-ми дан-ной ей бла-го-да-ти Иоаки-ма и Ан-ну, так что и они бы-ли ис-пол-не-ны Ду-ха Бо-жия, и твер-до ве-ро-ва-ли в ис-пол-не-ние Ан-гель-ских слов.
До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.
По про-ше-ствии не-сколь-ких лет по-сле вве-де-ния Ма-рии во храм свя-той Иоаким умер в возрасте 80 лет. Свя-тая Ан-на, остав-шись вдо-вою, по-ки-ну-ла На-за-рет и при-шла в Иеру-са-лим, где пре-бы-ва-ла око-ло сво-ей Пре-свя-той До-че-ри, мо-лясь бес-пре-стан-но в хра-ме Бо-жи-ем. Про-жив в Иеру-са-ли-ме два го-да, она мирно скончалась в возрасте 79 лет, до Благовещения Пресвятой Деве Марии. Слава Дочери открылась ей в вечной жизни.
Иоаким и Анна захоронены вблизи будущей гробницы своей дочери, а также могилы Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой.
Достоинство и святость праведных Иоакима и Анны
Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия . В самом Зачатии и Рождении такой Дочери была явлена и сила Божией благодати , и честь Рожденной и достоинство родителей; ибо неплодной и состарившейся женщине родить иначе невозможно, как по силе благодати Божией: здесь действует уже не природа, но Бог, побеждающий законы природы и уничтожающий узы неплодия.
Родиться от неплодных и престарелых родителей - большая честь и для самой рожденной, потому что она рождается не от невоздержных родителей, но от воздержных и престарелых, каковыми были Иоаким и Анна, которые 50 лет жили в супружестве и не имели детей. Наконец, через такое рождение открывается достоинство и самих родителей, так как они после долгого неплодства родили радость всему миру, чему уподобились святой патриарх Авраам и благочестивая супруга его Сарра, родившие, по обетованию Божию, Исаака в старости (Быт. 21:2). Однако, без сомнения, можно сказать, что рождество Богородицы выше рождения Авраамом и Саррою Исаака. Насколько сама рожденная Дева Мария выше и более достойна почести, нежели Исаак, настолько больше и выше достоинство Иоакима и Анны, нежели Авраама и Сарры. Этого достоинства они не сразу достигли, но только усердным постом и молитвами, в душевной горести и в сердечной скорби умолили о сем Бога: и скорбь их обратилась в радость, а бесчестие их явилось предвестником великой чести, и усердное прошение руководителем к получению благ, и молитва - лучшей ходатаицей.
Святых праведных Иоакима и Анны называют «Богоотцы» , потому что они являются прямыми предками Господа Иисуса Христа.
Святые Анна и Иаоким не совершили чуда, не понесли мученических и преподобнических подвигов. Они несли иные скорби - скорбь бесплодного одиночества, и терпеливую надежду на Бога, которую они пронести до старости. Терпением и надеждой стяжали праведные Анна и Иоаким своё сокровище в земной жизни. Терпение и надежда увенчались радостью рождества и стали залогом вечной радости в Боге. И нам заповедует Христос Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21:19).
Традиционно родителям Пресвятой Богородицы молятся о даровании детей.
Тропарь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны
Иже в законней благодати праведни бывше,
Младенца богоданнаго породиша нам, Иоаким и Анна. Темже днесь светло торжествует,весело празднующи божественная Церковь, честную вашу память, славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове.
Тропарь праведной Анны, глас 4
Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь, богомудрая Анно. Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище, в славе радующися, ныне преставилася еси, чтущим тя любовию прегрешений просящи очищение, присноблаженная.
Молитва святым праведным Иоакиму и Анне
О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь
.
Евангелие ничего не сообщает о родителях Пресвятой Девы Марии. Молчание Священного Писания восполняет богатая апокрифическая литература, благодаря которой известны их имена: это Протоевангелие Иакова, написанное ок. 150 г., Евангелие псевдо-Матфея VI в, также Книга Рождества Марии, относящаяся к VIII в. Наибольшего внимания заслуживает первый из упомянутых апокрифов, поскольку происходит от самых истоков христианства, в силу чего может содержать зёрна истины, сохранённые традицией.
Анна происходила из вифлеемской священнической семьи. Еврейское имя «Анна» означает «благодать, милость». С IV в. до наших дней в Иерусалиме показывают место, где стоял дом Иоакима и Анны. На этом месте стоит храм, третий по счёту, построенный крестоносцами.
Св. Иоаким, вероятно, был родом из Галилеи и происходил из богатой и знатной семьи. Самое его имя несло пророческий смысл, ибо означало «Приготовление для Господа». Скончался, когда Мария была ещё ребёнком. Вместе со св. Анной является покровителем супружеских пар.
Протоевангелие Иакова передаёт, что Иоаким и Анна были бездетны. Супруги тщетно молились и делали щедрые пожертвования на храм, чтобы испросить себе ребёнка. Иоаким, будучи уже в пожилом возрасте, удалился в пустыню и провёл там 40 дней в молитве и посте, чтобы вымолить эту милость у Господа Бога. И тогда ему явился Ангел и возвестил, что его молитвы услышаны и что его супруга Анна родит ему дитя, которое будет радостью для всего мира. Так и случилось. При рождении возлюбленной дочери, которой, по обычаю, на пятнадцатый день был дано имя «Мария», среди многих значений которого можно выделить значение «Госпожа», присутствовала ближайшая родня. В годовщину этого рождения справили радостное торжество. Когда девочке исполнилось 3 года, её, согласно обету, посвятили на служение Богу и отдали на воспитание в храм, где она росла среди своих сверстниц, занимаясь молитвой, пением, чтением Священного Писания и вышиванием священнических одежд. Иоаким тем временем скончался. Анна, согласно одной из легенд, после этого ещё двукратно выходила замуж.
Культ свв. Иоакима и Анны является во всей Церкви, как на Востоке, так и на западе, очень древним и живым. По мере того, как распространялся культ Матери Божией, возрастало также публичное почитание Её родителей. Уже в IV-V вв. в Иерусалиме, при бывшей купальне Вифезда, стояла церковка, посвящённая свв. Иоакиму и Анне. Храм на этом месте существует и сегодня. Здесь даже, согласно легенде, должна располагаться их гробница. Другое место их погребения указывают на Масличной горе. Император Юстиниан воздвиг в Константинополе ок. 550 г. базилику в честь св. Анны. На Востоке св. Анне посвящали проповеди такие выдающиеся святые, как св. Епифаний (+ 403), св. Софроний (+ после 638), св. Иоанн Дамаскин (1 ок. 749), св. Герман Константинопольский (+ 732), св. Андрей Критский (+ 750), св. Тарасий Константинопольский (+ 806), а на Западе - св. Фульберт Шартрский (+ 1029), св. Бернардин Сиенский (+ 1444), а также бл. Владислав из Гельнюва (+ 1505).
Особым почитанием была всегда окружена св. Анна. Её культ был и остаётся доныне очень живым. На Западе первых храм и монастырь св. Анны возник в 701 г. во Флориаке под Руаном. Признаком популярности св. Анны является то, что её имя часто дают девочкам. Весьма многочисленны также посвящённые ей храмы и святилища. В честь св. Анны возникло 5 женских монашеских орденов. В древней литургике св. Анне посвящалось целых 118 гимнов и 36 секвенций (XIV-XVI вв.)..
Святые Иоаким и АннаЛитургическое воспоминание родителей Пресвятой Девы Марии возникло сперва на Востоке. Его ввёл в 710 г. император Юстиниан II под названием «Зачатие св. Анны». Оно справлялось в различные дни, совместно либо раздельно со св. Иоакимом. На Западе оно стало отмечаться позже. В Неаполе оно известно с Х в. Папа Урбан VI в булле Splendor æternæ gloriæ от 21 июня 1378 г. разрешил справлять этот праздник в Англии. Юлий II в 1522 г. распространил его на всю Церковь и назначил его датой 20 марта. Павел V, однако, в 1568 г. отменил этот праздник, ссылаясь на то, что о родителях Богородицы ничего не сообщается в книгах Священного Писания. Превозмогло, тем не менее, мнение, что эти родители существовали и что им подобает особая честь. Поэтому Григорий XIII восстановил праздник (1584) и назначил для него день 26 июля. Папа св. Пий X в 1911 г. ввёл особый праздник св. Иоакима, назначив его на 16 августа. Св. Анна продолжала праздноваться 26 июля. Литургическая реформа 1969 г. вновь соединила вместе их имена в день 26 июля.
Самыми счастливыми родителями всей человеческой истории стали Иоаким и Анна. Святые дали жизнь прекраснейшему и святейшему чаду – Богородице, Которая превосходит все сущее. И если на одной чаше весов окажется весь мир – все звезды, все люди и все святые, а на другой – Богоматерь, то перевесит последняя.
Святая Анна не совершила чуда, не понесла мученических и преподобнических подвигов. Она несла иные скорби. И те, которые несёт каждая женщина, строя свою семью. И скорбь бесплодного одиночества, и терпеливую надежду материнства, которую пришлось пронести до старости. Т ерпением и надеждой стяжала праведная Анна своё сокровище в земной жизни. Терпение и надежда увенчались радостью рождества и стали залогом вечной радости в Боге. И нам заповедует Христос Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21,19). (Священник Павел Адельгейм)
Согласно учению Святых Отцов, весь мир был сотворен ради Богоматери, а Богоматерь – для Христа.
Ведь Христос является причиной и целью сотворения. Христос смог стать человеком, Богочеловеком только лишь с помощью Девы Марии. Как дерево существует ради плода, так и все люди и Ангелы существуют ради Девы Богородицы, Которая своим величием превосходит не только людей, но и Ангелов и Архангелов.
А значит, можно ли себе представить более счастливых родителей, чем родители Богородицы? Святой Иоанн Дамаскин прославляет этих родителей, говоря: «О счастливые супруги Иоаким и Анна, все творение славит вас, ибо вы наградили Творца величайшим даром – смиренной, единственной, достойной матерью для Творца. Чудна утроба Анны, которая постепенно взрастила в себе и родила Пресвятое Дитя. Это чрево носило в себе живое Небо, широтой своей затмевающее бескрайние небеса».
Человечество находится в неоплатном долгу перед Иоакимом и Анной за этот великий дар.
Они подарили нам Деву Богородицу. Но в то же время и они бесконечно обязаны Богу и чувствуют огромную благодарность за великую радость, которую Он даровал им.
Мы знаем и других ветхозаветных женщин, которые чудесным образом исцелились от бесплодия, однако у всех у них рождались сыновья
Имя «Анна» означает «благодать». Этой благодатью их одарил Господь. Кем была Анна? Бесплодной женщиной, неспособной иметь дитя. Но молитвы ее были услышаны, и она обрела ребенка. Мы знаем и других ветхозаветных женщин, которые чудесным образом исцелились от бесплодия. Однако у всех у них рождались сыновья: у Сарры – Исаак, у Анны, жены Елканы, – Самуил, у Елизаветы – пророк Иоанн.
Анна, жена Иоакима стала единственной бесплодной женщиной, родившей дочь. Почему?
Потому что именно женщина, первая Ева, посредством своего непослушания породила грех и смерть. Другая женщина, новая Ева, Богоматерь своим смирением подарила жизнь безгрешному Спасителю мира.
Иоаким и Анна были достойны радости. Они оба были благодатными. Христос сказал: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). Дети – это плод, образ родителей. Родители благочестивые и верующие производят на свет благих детей. Каких же детей вы ждете от неверующих, нечестивых мирских родителей? Гнилое дерево – гнилые плоды, нечестивые родители – развращенные дети. Конечно, бывают исключения. Однако родители Богородицы вели праведную жизнь: святые родители – Пресвятое Дитя. В одном из тропарей мы читаем: «Превысоку имущее жизнь, жития же светлость, всех вкупе родителей бывши земных превышшии Нетленну Деву яко родившее» (1-ая песнь канона утрени 9/22 сентября).
Иоаким и Анна, по чистоте и нравственности своей жизни, стали величайшими из всех родителей, так как принесли в мир Пречистую Деву.
Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Ведя жизнь святую и чистую, вы принесли плод, ставший украшением чистоты. Чистый до рождения, во время рождения и после рождения, прекрасный, навеки остающийся чистым разумом, душой и телом».
Святые Иоаким и Анна — это праведные богоотцы, то есть прославленные в чине святых родители Самой Пресвятой Матери Божией. Они — дедушка и бабушка Самого Иисуса Христа. Благодаря их терпению и молитвам Бог избрал их для рождения Матери Сына Своего, Иисуса Христа, на Землю.
Праведные Иоаким и Анна стали первыми покровителями брака: с древних времен христиане молятся им во всех вопросах и трудностях, связанных с семейной жизнью, зачатием и рождением детей, беременностью. Брак — благословленное Церковью состояние, и помощь в деторождении и семейной жизни с миром и любовью подает Сам Господь.
В статье мы расскажем, как узнать их икону и как им молиться, приведем их биографию (житие).
ИКОНОГРАФИЯ СВЯТЫХ ИОАКИМА И АННЫ
Молитва святым предкам Христа и их изображения достаточно редки. Люди зачастую забывают о том, что перед ними — родные Самому Господу Иисусу Христу люди, прошедшие большие трудности и горе в семейной жизни, через страдания обретшие счастье деторождения и потому сильно помогающие людям. Их история, отраженная на иконах, — рассказ о том, как любовь и молитва побеждают все беды, притягивают чудеса Божии.
Иконография святых Иоакима и Анны очень разнообразна. Иконописцы показывают их в полный рост и до груди («оплечно»), по отдельности и вместе. Святые одеты, соответственно, Анна — в красный плащ, Иоаким — в коричневый или зеленый. На иконе всегда надписаны их имена. Супружеская пара изображается обычно среднего возраста: у Иоакима темно-седые вьющиеся волосы и борода, святая Анна довольно молода. Однако из Священного предания известно, что при рождении будущей Богоматери им было более шестидесяти лет. Изображение же на иконе объясняется тем, что по учению Церкви в райских обителях, в жизни после смерти, люди будут иметь вид, подобный возрасту Христа — около 33-х лет.
- Наиболее распространенная икона богооотцов — изображение события зачатия святой Анной Девы Марии (то есть лаконичными и подобающими средствами иконы изображен акт зачатия как объятие). Пожалуй, это единственная икона, где святые целуются или обнимаются! Даже на иконе, которая показывает людей преображенными в святости, передана удивительная экспрессия, сильная, но не страстная любовь друг ко другу. Святые могут быть изображены до груди, но чаще — в полный рост, идя, почти летя навстречу друг другу, что подчеркивают их развевающиеся одежды.
- Есть и другие иконы, изображающие эпизоды из их жития, сохраненные Священным преданием и апокрифическими Евангелиями: встреча святых после сообщения им Ангелом вести о рождении будущей Богородицы, где они неудержимо радуются; само события извещения Ангелом о рождении Девочки святым Иоакиму и Анне по отдельности.
- Беременные женщины и молящиеся об избавлении от бесплодия и зачатии ребенка семьи могут найти редкую икону: образ, где святая Анна изображена беременной, а супруг указывает на ее живот, радостно ожидания явления на свет Дочери — Божиего дара.
- Икона Рождества Пресвятой Богородицы также показывает нам важнейший эпизод в жизни праведников: святая Анна лежит на одре (кровати) в красных одеждах, рядом святой Иоаким и кормилица, моющая маленькую Деву Марию.
- Икона семьи вместе с маленькой Девой Марией еще более редка, чем иные образы праведников. Будущая Богородица уже немного подросла и имеет возраст около трех лет, вскоре родители отдадут ее на воспитание в храм, оторвав от себя, от сердца. Уже тогда Она была доброй и благочестивой малышкой, отличалась от других чистотой — потому и избрал Ее Господь к рождению Своего Сына. Святые Иоаким и Анна, воспитывали Ее в вере и благочестии. На иконе будущая Царица Небесная изображается в традиционных для нее одеждах: пурпурном плаще с тремя звездами, символе царского достоинства и девства. Она стоит на земле, парит между святыми родителями или поддерживается ими с двух сторон, стоя на молодом дереве, символизирующем, что Она дала начало спасению человечества Господом.
- Наконец, святые Иоаким и Анна изображаются на праздничной иконе Введения во храм Богородицы. Праведники, благодарные Богу о рождении дочери и избавлении от бесплодия, решили посвятить дочь Богу и в трехлетнем возрасте повели Ее, чтобы оставить воспитываться при Иерусалимском храме. Они оторвали Ее от своего дома, но решили возблагодарить Бога за подарок и утешение. Тогда и случилось с Девочкой Марией новое чудо: малышка трех лет сама взошла по длинной лестнице до храма, где первосвященник, ведомый Духом Святым, ввел Ее в святая Святых — таинственное место алтаря, куда не всегда могли входить и сами священники. Так Господь указал, что Мария чиста и избрана Им. Это событие отмечается Православной Церковью как великий двунадесятый праздник Введения во храм Богородицы ежегодно 4 декабря.
- В праздник Успения праведной Анны на аналой полагается ее отдельная икона — здесь она изображена похожей на Пресвятую Богородицу. Однако спутать ее икону с образом Божией Матери с Младенцем нельзя: святая Анна, хоть и изображается по грудь, прижимает к себе и зачастую целует маленькую Богородицу, изображенную также в обычных ее темно-красных одеждах и держащую в ручке лилию — символ Ее девства и чистоты.
- Чудотворный почитаемый образ святых Иоаким и Анны — икона Зачатия Богородицы, описанная нами в начале, — находится в Свято-Зачатьевском женском ставропигиальном монастыре в Москве. Здесь перед ним еженедельно совершаются молебны, за которыми святым молятся супружеские пары об избавлении от бесплодия, зачатии и благополучном рождении детей.
ЖИТИЕ СВЯТЫХ ИОАКИМА И АННЫ — ОБРАЗЕЦ СУПРУЖЕСКОЙ ЛЮБВИ, КОТОРАЯ ВМЕСТЕ С МОЛИТВОЙ КО ГОСПОДУ ТВОРИТ ЧУДЕСА
Деторождение в ветхозаветные времена считалось в иудейском обществе важнейшим признаком благословения семьи Богом — а все потому, что Господь через пророков долгие века обещал людям, что в свое время родится среди иудейского народа Сын Божий, Христос, который возьмет на Себя грехи мира и вновь откроет людям двери в рай. Однако многие люди, в силу испорченности своей природы и стадного инстинкта, превратно истолковали это пророчество: в иудейском обществе часто поносили тех, кто не имел детей, ведь они лишались возможности родить Мессию и получить особое Господне благословение. Рождение детей было долгом каждого правоверного иудея. Больше того, было принято, что муж может развестись с женой и искать мать для будущего потомства, всегда якобы виновна в бездетности была женщина. А если семья сохранялась, но дети не рождались, люди насмехались над обоими супругами, говоря, что только грешники не имеют детей и подозревая совершенные ими страшные тайные преступления.
Однако Бог обличил этот неправедный обычай и благословил рождение Матери Господа Христа именно у людей, которые долго не могли зачать ребенка, но при этом искренне любили друг друга, с терпением ожидали зачатия и смиренно переносили обиды и насмешки.
Сведения о зачатии и рождении Богородицы находятся в памятниках Священного предания, Евангелиях-апокрифах. Это исторические, но не священные книги: четыре Евангелия писали апостолы Христовы и сами же соборно изучали их на предмет истинности, соответствия событиям. Некоторые книги, также называемые евангелиями, не прошли проверку полностью и не вошли в канон Церкви, но часть из них благословлена Церковью и используется. Таким является и протоевангелие от Иакова, где содержатся сведения о рождении Богородицы.
Святой Иоаким происходил из рода царя Давида (сохранилось имя его отца, прадедушки Иисуса Христа — Варпафир), а Анна — из благословленных Богом в ветхозаветные времена родов Левия и Иуды (левитов и иудеев, по которым был назван весь народ), имя ее отца — Матфан. Жили они в области Галилея, в Назарете — там, где впоследствии вырос Господь Иисус Христос, Которого иудеи называли Назарянином и Галилеянином. Иоаким и Анна вели праведную и тихую жизнь, молились о детях, но не имели их до старости. Люди презирали и укоряли их, пытались рассорить и развести, но святые не роптали, полагаясь на волю Божию и не забывая молиться Ему, надеясь родить детей, несмотря на старость.
Перед самым зачатием Богородицы святым пришлось перенести страшное испытание всенародного унижения. Во время большого праздника святой Иоаким по обычаю принес дары в Иерусалимский храм. Поскольку в те времена многие люди знали об обстоятельствах жизни друг друга, даже там первосвященнику было известно о бездетности пары будущих богоотцов. Глава Иерусалимского храма, первосвященник Рувим, не взял дары Богу из рук Иоакима, обличив его при всех в скрытии грехов, которые будто бы служили причиной бездетности. Святой Иоаким вынужден был со стыдом, в горе уйти из храма, считая себя недостойным, грешным и изгнанным по воле Божией. Однако Господень промысл был в другом: Бог словно в последний раз испытал праведника и направил его путь в пустыню. Здесь в одиночестве святой Иоаким провел несколько дней — также и Анна, ожидая и беспокоясь за него дома, — оба они постились, чтобы показать Богу свою любовь к Нему, молились друг о друге и о рождении ребенка. И именно в таком душевном волнении, на грани отчаяния, им обоим явился Ангел — по преданию, это был Архангел Гавриил — и сообщил о будущем рождении ребенка, Дочери, которая сможет обрадовать весь людской род. Неизвестно, сказал ли Архангел им, что Дева Мария родит Сына Божьего — но и такой вести было достаточно для их огромного счастья после долгих лет молитв, насмешек людей и переживаний. Они знали, что рождение их ребенка — чудо Божие. После вести о грядущей радости они встретились по благословению Архангела в Иерусалиме. Этот момент радостной встречи, супружеских объятий и называется иконой Зачатия Богородицы.
Не забыли святые Бога после такого чуда: в молитвах они готовились рождению и воспитанию Дочери. Дева Мария действительно радовала родителей три года своим послушанием, благочестием красотой и умом. Можно представить себе заботы пожилых родителей о Малютке. Очевидно, по велению благодарных сердец своих они решили отдать Девочку на воспитание в храм, чтобы жить неподалеку и заботиться о Ней. Это событие празднуется как Введение во храм Богородицы. По преданию, святым праведникам было в тот момент уже около 80 лет.
Через несколько лет отошел в райские обители святой Иоаким. Всего на два году пережила любимого супруга и Анна: она переселилась в Иерусалим, где в спокойствии и радости жила при храме с юной Девой Марией.
Праведники не успели узнать о Благовещении и не присутствовали при Рождении Христа — видели они это уже с Небес. Их пример показывает: Господь вознаграждает терпение и молитвы не просто исполнением желания, но и огромной нежданной радостью (ведь святые просили просто о рождении ребенка, а родилась Сама Мать Господа, прославив весь род навсегда и став Царицей Небесной).
ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ ИОАКИМА И АННЫ
История терпения святых предков Господа Иисуса, запечатленная в образном ряде, показывает, что Господь всегда посылает нам испытания ради нашей пользы, даже прославления. Бог долго оставлял Иоакима и Анну бездетными, чтобы они успели взойти на вершины святости, обрели полноту счастья и все человечество увидело Силу Божию, побеждающую законы человеческой плоти. Мы можем и должны выдержать жизненные Божии уроки, зная, что получим награду за них и помня, что Господь любит нас. Ему подвластно любое чудо: 70-летние старики родили здоровую Малышку, будущую Бородищу, что кажется просто невероятным и сегодня.
Житие святых являет нам чистоту и любовь, которыми должны обладать каждые родители, чтобы благословить ими своих детей, передав им эти добродетели. Образцом для современных супружеских пар является и терпеливое перенесение бесплодия или временной невозможности иметь детей из-за длительной болезни, недостатка материальных средств или по социальным показаниям. Трудно переносить бездетность и в современном мире, где часто слышны возгласы: «Я же мать, а вы…» — такие же неприятные, как и во времена Иоакима и Анны. Нельзя обращаться к колдовству или роптать. Будьте спокойны и ожидайте воли Божией о зачатии малыша; ни в коем случае не делайте аборт, если вам вдруг показалось, что вы не справитесь с ребенком — также молитесь святым и не отчаивайтесь.
ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ ИОАКИМА И АННЫ
Главным центром почитания святых является храм в их честь, возведенный на месте их дома в Иерусалиме, где, по преданию, и произошло зачатие Пресвятой Богородицы. Многие люди со всех концов Земли приезжают сюда помолиться. По преданию, святые помогают даже иноверцам: по молитве к ним смог исцелиться от бесплодия один из султанов Турции — правда, история умалчивает, смог ли он обратиться после этого в христианство, отказавшись от гарема.
Одна из икон святой Анны находится на Афоне — одном из самых благодатных мест на Земле, греческом полуострове, издревле населенном монахами и находящимся под покровом Божией Матери. Сюда по древней традиции нет доступа женщинам, чтобы они не искушали монахов, и молятся о даровании детей только будущие отцы: однако вся икона святой Анны увешана вотивными, то есть оставленными в благодарность за помощь дарами-подношениями.
На Руси почитание святых как покровителей брака и деторождения началось через некоторое время после Крещения Руси. Так, дочь Ярослава Мудрого, крещеная в честь матери Богородицы, царевна Анна, стала женой французского короля и даже сумела во многом просветить свою новую родину. В европейских же странах многим девочкам с первых веков христианства давали имя святой Анны, поручая их ее покровительству.
Зачатьевский монастырь в Москве имеет редкий престольный праздник — Зачатие святой Анной Богородицы. Именно здесь расположен центр паломничества всех бездетных пар нашей страны, здесь регулярно поются молебны святым Иоакиму и Анне. Обитель находится в районе Хамовники, между Остоженкой и рекой Москвой. Она была основана митрополитом Московским Алексием (Бяконтом), в 1360 году. Впоследствии основатель монастыря был канонизирован в лике святителей, и в честь него в обители также была построена церковь. После разрушения в годы советской власти обитель вновь воссоздана, заново построен великолепный пятиглавый монастырский собор. В обители ведется служение милосердия, работает приют для детей и богадельня для пожилых и немощных людей, есть швейная мастерская и издательство.
Несколько небольших российских храмов в регионах освящено в честь святых Иоаким и Анны; в Ростове-на-Дону недавно началось строительство большого собора. Здесь уже совершаются молебны святым покровителям семьи, сделана площадка для детей и воскресная школа, организовано молодежное служение.
Память святых Иоакима и Анны почитается в несколько дней церковного года:
7 августа — Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.
21 сентября — Рождество (рождение) святой Анной Пресвятой Богородицы.
22 сентября — день памяти обоих богоотцов, Иоакима и Анны.
КАК МОЛИТЬСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ СВЯТЫХ ИОАКИМА И АННЫ
В дни памяти святых рекомендуется посетить храм, исповедоваться и причаститься, особенно если вы искренне молитесь святым именно о зачатии и рождении ребенка. В эти дни им читаются особые молитвы за богослужением, такж совершаются отдельные молебны с акафистами.
Наиболее частым прошением к святым Иоакиму и Анне является молитва о даровании детей и избавлении от бесплодия. Это большое испытание доверия к Богу даже для верующих людей. Просите также терпения и сил для ожидания вашего малыша.
Кроме того, святых просят о помощи в любых трудностях, связанных с семьей или семейным положением:
- О поиске достойного мужа или жены;
- О единстве и взаимопонимании между супругами;
- О достатке для рождения ребенка;
- О достойном воспитании малыша.
Молитесь дома или в храме перед иконой святых — она достаточно редка, но можно ее приобрести в церковных лавках при больших храмах. Зажгите при желании свечу перед молитвой, приложитесь иконе (перекрестившись дважды, поцелуйте руку или край одежды изображенных на иконе святых, перекреститесь вновь и поклонитесь). Лучше добавлять молитву святым к своему постоянному молитвенному правилу — Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, которые есть в каждом молитвослове — то есть не единоразово и не изредка, а постоянно молиться.
Также по благословению священника можно читать акафист святым в течение сорока дней при большой нужде.
Молитву святым Иоакиму и Анне можно читать на русской языке онлайн по тексту ниже:
О, славимые всегда праведники Христовы, святые богоотцы Иоаким и Анна, стоящие у Небесного Престола Великого Царя и Господа нашего и великую благодать говорить с Ним имеющие, ведь Он воплотился на земле от Благословенной всеми Дочери вашей, Пречистой Богородицы, Девы Марии!
К вам, сильным и милостивым ходатаям за нас и усердным молитвенникам, приходим мы, грешные и недостойные многой благодати Божией. Молитесь к Нему, милостивому Господу, чтобы остановил Он гнев Свой, по делам нашим верно на нас собирающийся, простил наши многочисленные грехи и обратил нас на путь покаяния и истины, на пути заповедей Своих да направит и ведет нас.
Молитвами вашими и жизнь нашу земную в мире сохраните, во всех благах нам помощь Божию просите, все нужное для бытия и благочестия нашего от Господа подайте, избавьте от всех опасностей, горестей и гибели, и от всех врагов видимых — злых человек и невидимых — духов темных защитите, чтобы жили мы в тишине и спокойствии, чистоте и любви к Богу, и так пройдя земной путь, пришли в вечный покой, где по вашим святым молитвам сподобились жить в Небесном Царствии Христа Бога нашего, Которого да славим с Отцом Его и Духом Святым. Аминь.
Молитвами святых богоотец Иоакима и Анны да хранит вас Господь!