Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на . Обратимся к наиболее сложным вопросам орфографии. Сегодня разговор пойдет о правописании наречий.
Занятие 12. Правописание наречий, образованных от имён существительных. Буквы Н и НН в суффиксах наречий, образованных от прилагательных и причастий. Сводная таблица правописания наречий слитно, раздельно и через дефис
I. Наречия, образованные от имён существительных с предлогом, нужно отличать от самих существительных с предлогом и наречных сочетаний. Для их различения используйте таблицу.
Пишутся раздельно существительные с предлогом |
Пишутся слитно наречия и наречные сочетания |
|
1 | Имеют значение предмета. Это часто подтверждается наличием зависимого слова - признака предмета, выраженного прилагательным. Если зависимого слова нет, его можно подставить мысленно, например: Мальчик повернулся на бок . Мальчик повернулся на правый бок . |
Имеют значение признака действия. Это подтверждается отсутствием зависимых слов, котрые невозможно подставить мысленно, например: Командир надел фуражку набок . |
2 | Можно заменить синонимичным или аналогичным существительным с тем же предлогом: Спящий мальчик повернулся на спину . |
Можно заменить синонимичным или аналогичным наречием: Командир надел фуражку криво . |
3 | Существительные с пространственным или временным значением всегда имеют при себе зависимые слова: Водолаз уплыл в глубь (чего?) моря . |
Наречия с этими значениями всегда обозначают направление движения и не имеют зависимых слов: Водолаз уплыл (куда?) вглубь . |
4 |
Наречное сочетание имеет следующие признаки: а) существительные сохраняют хотя бы некоторые падежные формы: б) сочетания с предлогами: |
Наречия имеют в своём составе слова, которые в современном языке не употребляются: (наесться) вдоволь , (встать) спозаранку , (сидеть) взаперти , (сжечь) дотла . |
Задание. Сравните парные предложения с омонимичными наречием и существительным. Какой вопрос от глагола вы поставите к наречию? К существительному? Можно ли к наречию поставить падежный вопрос?
- Во время камнепада маленькие камушки градом падали с гор. Во время грозы посевы были побиты градом .
- Алёша держит свои мысли в тайне . Алёша втайне симпатизирует Оле.
Задание демонстрирует, что, когда вы определяете, какая перед вами часть речи - наречие или существительное с предлогом без зависимого слова, нужно учитывать, что:
А) в словосочетании от главного слова, глагола, к зависимому существительному с предлогом можно поставить два вопроса - логический (как?, где?
) и грамматический, включающий в себя предлог. К наречию же можно поставить только вопрос наречия - он будет логическим и грамматическим одновременно;
б) существительное можно заменить синонимичным или аналогичным существительным, а наречие - наречием.
Например:
- (сущ. с предлогом) Алёша держит свои мысли в тайне . - Держит (как?, в чём?) в тайне ; синоним - в секрете.
- (наречие) Алёша втайне симпатизирует Оле. - Симпатизирует (как?, каким образом?) втайне ; синоним - тайно .
II. Наречия, оканчивающиеся на -о
, в основном образовались суффиксальным способом от имён прилагательных и причастий: красивый (цвет) - (рисовать) красиво, ветреный (человек) - (поступать) ветрено, взволнованный (ребёнок) - (отвечать) взвалнованно
.
В суффиксе таких наречий пишется одна буква Н, если они образованы от прилагательных с одной Н, и пишется НН, если они образованы от прилагательных и страдательных причастий с НН, например: ветрен
ый человек - поступать ветрен
о, путан
ый ответ - отвечать путан
о, запутанн
ый ответ - отвечать запутанн
о
.
Такие наречия на -о
в предложении омофоны кратких страдательных причастий или отглагольных прилагательных среднего рода, где в суффиксе пишется одна или две буквы Н.
Проверка - вопросы от главного слова в словосочетании к наречию или причастию. Наречия отвечают на вопросы как?, каким образом?
, которые ставятся в основном от глагола, а краткие причастия и прилагательные среднего рода отвечают на вопрос каково?
, который ставится от существительного. Сравните:
- Ученик отвечал (как?, каким образом?) запутанно. - Наречие, образовалось от причастия запутанный
- Ученик отвечал (как?, каким образом?) сбивчиво и путано . - Наречие, образовалось от отглагольного прилагательного путаный
- Моё дело (каково?) запутано (чем?) следствием . - Краткое причастие: есть зависимое слово
- Моё дело (каково?) сложно и запутанно. - Краткое отглагольное прилагательное: нет зависимых слов и не подразумевается производитель действия - существительное или местоимение в творительном падеже
III. В рекомендованном пособии подробно разобраны морфология наречия и вопросы правописания этой части речи. Здесь приведём сводную таблицу правописания наречий слитно, раздельно и через дефис. Слитное и раздельное написание наречий и наречных сочетаний, образованных от существительных см. выше.
Пишутся слитно | Пишутся раздельно наречия, образованные соединением | Пишутся через дефис наречия, образованные соединением |
приставок и суффиксов с краткими и полными прилагательными: добела, попусту, сгоряча, зачастую, напропалую |
в
с полным прилагательным, начинающимся с гласной буквы: (говорить) в открытую |
приставки по-
и полных прилагательных и местоимений, изменяющихся по типу прилагательных; оканчиваются на -ому, -ему, -ски, -цки, -ьи
: по-новому, по-моему, по-свински, по-немецки, по-птичьи |
приставок в
и на
вдвое, натрое |
предлога по
с собирательными числительными: по двое, по трое |
приставки во- (в-)
и порядковых числительных: во-первых, в-пятых |
приставок с вопросительными и указательными местоимениями: отчего, почему |
частиц -то, -либо, -нибудь, кое-, -таки и наречий: куда-то, когда-либо, кое-где, всё-таки |
|
приставок и наречий: доныне, извне, послезавтра |
предлогов с неизменяемыми словами в значении существительных: на ура; двух существительных с предлогами: с глазу на глаз, точка в точку; двух одинаковых существительных, одно из которых стоит в именительном, а другое в творительном падеже: честь честью |
повторением того же самого слова, основы или синонимичных слов: еле-еле, точь-в-точь, нежданно-негаданно, подобру-поздорову |
Уроки 86-87. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
Цели: показать некоторые закономерности слитного и раздельного правописания наречий; учить применять знания по морфоло гии к правописанию наречий; учить отличать наречие от сочетаний именных частей речи с предлогами.
Методические приемы: лингвистический разбор, объяснение учителя, работа с таблицей, словарная работа, тренировочные уп ражнения, конструирование словосочетаний и предложений.
Ход урока 1
I . Анализ практических работ по теме «Дефис в наречиях»
II . Проверка домашнего задания
Ученики по очереди зачитывают выписанные из художествен ных произведений предложения с наречиями, которые пишутся через дефис.
III
.
Изучение темы «Слитное и раздельное написание
приставок в наречиях, образованных
от существительных
и количественных числительных»
1 . Слово учителя.
Мы уже наблюдали, что приставки в наречиях могут писаться через дефис (во-первых, по-лисьи, по-твоему, кое-кто, кое-что),
подробно разбирали рассматривали влияние приставок из- до-, с-, которые пишутся с наречиями слитно, на выбор суффикса -а.
Разберем другие возможные случаи слитного и раздельного написания приставок с наречиями. Предупреждаю, что это наиболее трудные случаи в правописании наречий, многое не поддается правилам, правописание некоторых наречий придется заучивать, запоминать.
2. Работа с таблицей.
Представим основные закономерности в виде таблицы, выпол ним ее на доске и в специальных тетрадях.
Раздельно |
|
1. Наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными {вдвое, натрое) |
1. Наречия, образованные соеди нением других предлогов с соби рательными числительными (по одному, по двое, на троих) |
2. Наречия, образованные приставочным способом от других наречий (доныне, напротив, насквозь, позавчера) |
2. Предлоги с наречиями, обра зованными от существительных, начинающихся с гласной (в охапку, в упор, до упаду) |
3. Наречия, образованные при ставочно-суффиксальным спосо бом от прилагательных (вплотную, вкрутую, зачастую) |
3. Предлоги с наречиями, образо ванными от прилагательных, начи нающихся с гласной (е открытую, в общем) |
4. Наречия, образованные приста вочным способом от существительных, если при них нет пояснительных слов (вначале, вверх, налицо) |
4. Наречия, образованные от сочетаний существительных с предло гами (с ходу, с лету, за границей, заграницу, под мышками, из-под мышки) |
5. Наречия в сравнительной сте пени (получше, покрасивее) |
5. Наречия, образованные от соче таний двух существительных с предлогами (в конце концов, бок о бок, с глазу на глаз) |
IV . Словарная работа
Запишите слова, помещенные в рамках на с. 118-119, приду майте с ними словосочетания.
До смерти (испугаться), (хватать) на лету, (подать) с налету, (есть) на ходу, (прыгнуть) с разбегу, (остановиться) на миг, (понять) вмиг, (схватить) на скаку, (сделать) на глазок, (поднять) под силу, (сидеть) по двое, (разместиться) по трое.
V. Выполнение упражнений
1. Упражнение 257: комментированное письмо.
2.Упражнение 258: словообразовательная работа; работа со словарем.
3.Домашнее задание
1. §43.
2. Упражнение 259.
Ход урока 2
I. Лингвистическая разминка
Игра «Четвертый лишний»
Втрое, докрасна, под мышки, смолоду.
(Под мышки - пишется раздельно, остальные наречия слитно.)
Похуже, во-первых, неподалеку, вничью.
(Во-первых - пишется через дефис, остальные наречия слитно.)
II . Проверка домашнего задания
Упражнение 259: выразительное чтение текста; объяснение орфограмм (кроме наречий); в это время на доске один ученик выпи сывает наречия, подчеркивает их как члены предложения, объясняет орфограммы в наречиях, второй ученик делает словообразователь ный разбор и разбор слова облетевшей по составу.
III . Слово учителя (продолжение изучения темы)
Некоторые наречия сходны по звучанию с сочетаниями сущест вительных, прилагательных, числительных, местоимений, т. е. имен ных частей речи, с предлогами. Запишем несколько пар предложений и попытаемся понять, как отличить наречия от других частей речи. 1)5 начале четверти обычно не очень хочется заниматься.
Вначале подумай, потом делай. 2) Корни дерева уходят в глубь земли.
На завтрак ели яйца вкрутую. - Что общего в этих парах предложений и чем они отличаются? (Они содержат одинаковые или сходные по звучанию слова. В первых предложениях каждой пары - именные части речи с предлогами (в начале, в глубь - существительные, в кру тую - прилагательное: предлог относится к существитель ному гору.) Вывод: Судить о слитном или раздельном написаний слов мож но лишь в контексте, в предложении. Именная часть речи обязатель но имеет зависимое слово (в начале чего? четверти; в глубь чего? земли) или сама зависит от другого слова (в гору какую? крутую). Наречие же не имеет зависимых слов.
IV . Выполнение упражнений
1. Упражнение 260: конструирование словосочетаний и пред ложений:
По зимнему лесу, по-зимнему морозно; в верх дома, подниматься вверх; в дали моря, виднеться вдали; на встречу с другом, навстречу ветру,
2.,Упражнение 261: самостоятельная работа.
Домашнее задание 1- §43.
2. Упражнение 262.
Скачать материал
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
ОГЭ – 2015. Задание 4
Правописание приставок.
Правописание приставок
I . Неизменяемые приставки. Правописание таких приставок следует запоминать.
Список неизменяемых приставок:
О-: окликнул
Пример задания 4. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?
Ответ: входя
II . Приставки на з – с.
Правило: В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от произношения: перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с», перед звонкими согласными произносят [з] и пишут «з». Например: РАС-ПИЛИТЬ (П - глухая), РАЗ-БУДИТЬ (Б - звонкая).
Обязательно выучите приставки, которые оканчиваются на З-С: без-, бес-; воз-, вос-; вз-, вс-; из-, ис-; низ-, нис-; раз-, рас-; роз-, рос-; черес-, чрез- .
Ошибки, которые можно допустить при выполнении задания:
1. Если после приставки на З-С стоит гласная или Ъ, то на правописание данной приставки ни гласная, ни Ъ не влияют, т.к. З или С слышится в этом случае отчётливо. Например: РАЗузнать и БЕЗъядерный.
2. Нельзя выписывать слово с приставкой на З-С, после которой стоит гласная (безОшибочный), так как в этом случае согласная на конце приставки слышится отчётливо.
3. Правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок. Например, в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкая согласная, а во втором - глухая.
4. Приставку на З-С можно не заметить, если слово имеет две приставки. Например, в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости следующего после неё согласного.
5. Не путайте слова с приставками на З-С со словами, у которых корень созвучен с данными приставками.
Например:
приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться)
приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый)
приставка РАЗ- (РАЗбить) и корень -РАЗ- (РАЗительный), корень -РАЗН- (РАЗНица)
приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение)
приставка РОЗ- (РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый)
приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек)
приставка ВОЗ- (ВОЗдержаться) и корень -ВОЗ- (ВОЗница)
6. Не путайте следующие приставки:
ВЗ- (ВЗбежать) и ВЗО- (ВЗОбраться)
ИЗ- (ИЗбирать) и ИЗО- (ИЗОгнуть)
РАЗ- (РАЗбить) и РАЗО- (РАЗОгнуть)
7. В именах собственных тоже может быть приставка, оканчивающаяся на З-С. Например: село Разгуляй.
Пример задания 4. Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного звука.
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
Ответ: рассказывайте
III . Приставки при– и пре- . Правило: правописание приставок ПРИ- и ПРЕ- зависит от значения
Значения приставки при-
Запомни слова, правописание приставок в которых зависит от лексического значения:
1. ПРЕзирать врага (ненавидеть) - ПРИзирать, ПРИзреть котёнка (приютить)
2. ПРЕклонить голову (опустить вниз), колено (встать на колени) - ПРИклонить ветку к земле (приблизить, нагнуть)
Внимание! Слово ПРИКЛОНИТЬ употребляется в выражении ПРИКЛОНИТЬ ГОЛОВУ в том случае, если означает "приютиться; найти место, где жить". При этом слово ГОЛОВУ должно иметь зависимое слово, отвечающее на вопрос куда? где? к кому? Например: На старости лет некуда голову приклонить.
3. ПРЕтворить мечту в реальность (воплотить, осуществить) - ПРИтворить дверь (закрыть неплотно или тихо, осторожно)
4. ПРЕтерпеть неудобства (перетерпеть) - ПРИтерпеться к неудобствам (привыкнуть)
5. ПРЕступить закон (переступить, нарушить) - ПРИступить к занятиям (начать)
6. ПРЕбывать на вокзале (находиться) - ПРИбывать на вокзал (приехать)
7. ПРЕподать урок (посоветовать) - ПРИпадать к земле (прижиматься)
8. ПРЕходящие явление (временное, недолговечное) - ПРИходящий учитель (являющийся на время для исполнения обязанностей)
9. ПРЕдать друга (изменить, нарушить верность) - ПРИдать товарный вид (сделать)
10. ПРЕемник учёного (продолжатель) - слушать ПРИёмник (аппарат для приёма сигналов)
11. ПРЕуменьшать заслуги (очень уменьшать) - ПРИуменьшить вес (чуть-чуть уменьшить)
Пример задания 4. Из предложений 2–6 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».
(2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
Ответ: пришли
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи
Правописание предлогов
Правописание частиц
Через дефис:
То,
-либо,
-нибудь,
-ка,
-тка,
-с,
-де,
кое- (кой-),
-таки (после наречий, глаголов и со словами все-таки, так-таки)
Раздельно:
же (ж)
бы (б)
ли (ль)
будто
дескать
как будто
почто что
после кое- следует предлог (кое с кем)
ведь
мол
Запомнить:
точно так же, то же самое, тот же, тотчас же, все так же, к тому же, то-то-ж.
Слитное и раздельное написание наречий
1. Наречия, в состав которых входят слова, в современном русском языке не употребляющиеся:
вдребезги, натощак, исподтишка, исподлобья, вдогонку, дотла, запанибрата, насмарку, невпопад, понаслышке, спросонья, спозаранку, наспех, наугад, невдомёк.2. Наречия, образованные соединением ПО, ОТО, ПОСЛЕ, НАс другими наречиями:
послезавтра (после + завтра), навсегда (на + всегда), наскоро (на + скоро), позавчера (по + за + вчера), навряд ли (на + вряд ли), отовсюду (ото + всюду).3. Наречия, оканчивающиеся на -УЮ:
зачастую, вплотную, вручную, врассыпную, врукопашную. КРОМЕ : на боковую, на попятную, в открытую, на мировую.4. Наречия с корнями –верх-, - низ-, -высь-, -глубь-, –даль-, -век-, -начал-, -врем-, если к ним нет пояснительных слов:
·
Посмотрел наверх посмотрел на верх (чего?)колонны.·
Подумай сначала (нет пояснительного слова) –с начала (чего?) учебного года.
·
Смотрел вдаль (нет пояснительного слова) – смотрел в даль (чего?)горизонта.5. Наречия, образованные соединением В, НА с собирательными числительными:
втроём, всемером, надвое, втрое.ЗАПОМНИ:
по двое, по трое, по одному, поодиночке.6. Наречия с В и конечным слогом КУ:
вдогонку, всухомятку, вприпрыжку .ИСКЛЮЧЕНИЯ
: в диковинку, в рассрочку, в насмешку.7. Наречия, если приставкой и существительным, от которого образовано наречие, не может быть без изменения смысла вставлено прилагательное, числительное, местоимение:
вслух, назло и др.8. Наречия, образованные соединением предлогов-приставок с прилагательными:
подолгу (по + долгий), изредка (из + редкий), досыта (до + сытый), слева (с + левый), помногу (по + многий).1. Наречия, если предлог-приставка оканчивается на согласную, а исходное слово начинается на гласную букву
: в обход, в обтяжку, без оглядки, без удержу, в упор, в отместку .2. Наречия на –АХ, обозначающие состояние, место, время:
в сердцах, в головах, в потёмках и др.КРОМЕ:
впотьмах, второпях, впопыхах.3. Наречия, правописание которых нужно запомнить:
до смерти, до упаду, на лету, с налёту, с лёту, на ходу, с размаху, с разбегу, на миг (НО вмиг), на скаку, на глазок, под силу, по двое, по трое, за границу, за границей, под мышкой.Слитное написание наречий
Слитно пишутся наречия, образованные приставочным или приставочно-суффиксальным способами от существительных с пространственным и временным значениями (верх, низ, перед, зад, бок, высь, глубь, даль, близь, ширь, век, начало )
Например: верх → в верх, в верху , до верху , к верху , на верх, и т. д.;
низ → в низ, в низу , с низу и т. д.;
бок → в бок, на бок, с боку (но: под боком, бок о бок)
высь → в высь
глубь → в глубь
даль → в даль, в дали , поо даль;
близь → в близи ;
ширь → в ширь;
начало → в начале , по началу , с начала ;
век → в век, во век, во веки , до веку , на век, на веки (но: во (на) веки веков, из века в век).
Следует различать наречия, которые пишутся слитно, и совпадающие с ними по звучанию словосочетания существительных с предлогом, пишущиеся раздельно.
наречие сущ.
Сравните: подняться (куда?) наверх - забраться на верх (чего?) высокого дерева.
Слитно пишутся наречия, образованные с помощью приставок в-, на- от собирательных числительных.
Например: в двое, в трое, в четверо, в десятеро,
на двое, на трое,
в двоём, в троём, в четвером, в десятером;
(но: на троих, на пятерых и др.)
Слитно пишутся наречия, образованные от существительных, с первой частью впол- . Например: впол голоса, впол оборота, впол силы, впол уха, впол цены и др.
Обратите внимание: раздельно пишутся созвучные наречиям сочетания предлога в и сложного слова с первой частью пол- и второй частью - названием единицы измерения. Например: высотой в полметра, весом в полтонны.
Правописание наречных сочетаний, включающих в свой состав имена существительные и числительные.
Раздельно пишутся без, до, под, при и про с формами имен существительных (в том числе не употребляющимися вне этих сочетаний).
Например:
без конца, без напряга, без обиняков, без продыху, без разбору, без спросу, без умолку, без устали;
до зарезу, до неузнаваемости, до отвала, до полусмерти, до смерти, до упаду, до чертиков.
Не забывайте , что до- со словами пространственного и временного значения пишется слитно (доверху, донизу ).Запомните, что слитно с до- пишется наречие дотла .
под боком, под вечер, под ключ, под конец, под откос, под ручку, под силу, под стать, под утро, под шумок (но: пишутся слитно подчас, подряд, подшофе );
при смерти, при деньгах;
про запас.
Раздельно пишутся наречные сочетания, состоящие из предлога-приставки с и формы родительного падежа существительного на -у(-а ) .
Например:
с виду, с голоду, с испугу, с лёту, с маху, с наскоку, с перепугу, с разбегу, с разгону, с размаху, с ходу;
с испуга, с лёта, с наскока, с перепуга, с разбега, с разгона, с размаха.
Запомните : пишутся слитно сразу, сроду, сплеча ;
Не забывайте, что наречия, образованные от существительных с пространственным и временным значением, пишутся слитно, например: сбоку, сверху, снизу, сначала.
Раздельно пишутся наречные сочетания предлогов-приставок в и с со второй частью, начинающейся с гласных.
Например:
в обмен, в обнимку, в обрез, в обтяжку, в одиночку, в одночасье, в отместку, в охапку, в охотку, в убыток, в угоду, в укор, в упор, в упрёк;
с иголочки, с изнанки, с оглядкой, с опаской, с охотой, с умом, с умыслом.
Раздельно пишутся наречные сочетания предлога по с собирательными числительными.
Например: по двое, по трое, по пятеро.
Раздельно пишутся наречные сочетания, образованные повторением существительных или числительных с предлогом и пишущиеся в три или четыре слова.
Например:
бок о бок, с боку на бок, с глазу на глаз, с часу на час, нога в ногу, след в след, рука об руку, из рук в руки, из века в век, из года в год, раз за разом, раз на раз, из раза в раз, душа в душу, слово в слово, один на один, двое на двое, трое на трое.
Список литературы
- Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
- Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
- Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
- Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
- Наречие как часть речи ().
- Наречие как часть речи ().
- Части речи в русском языке ().
Домашнее задание
Упражнения № 261, 262. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.
Задание № 1. Перепишите и раскройте скобки.
(В)дали виден лес - (в)дали голубой скрылся пароход; (в)высь поднимается дым - (в)высь небесную взлетел голубь; (в)век не забыть мне друга - (в)век электроники; (в)накидку носит пальто - (в)накидку из парчи одета; (во)время прийти - (во)время летнего отпуска; (к)верху поднять голову - (к)верху палатки прикрепить флажок; (на)лицо были ошибки - (на)лицо упала прядь волос; (на)завтра будет веселье - (на)завтра перенести совещание; (на)верх подняться - (на)верх горы взобраться.
Задание № 2. Перепишите, раскрывая скобки.
В тайге темнеет быстро. И несмотря на то, что мы это знали, все-таки темнота застала нас (в)расплох. Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы (мало)помалу продвигались (в)перед. Было совершенно темно, но, как ни странно, от прожорливых комаров и мошек спасения не было так же, как и днем.
Целый день мы шли (в)низ по течению реки, но река исчезла в темноте, где(то) (с)лева, и нам приходилось идти (на)угад. К счастью, до ближайшей охотничьей избушки оставалось, (по)видимому, недалеко. И действительно, когда мы (по)одиночке перешли по узкой жердочке, брошенной через топкий лесной ручей, и поднялись в гору, мы оказались перед избушкой. Не теряя ни минуты и в душе радуясь, что расчет наш оправдался и мы (в)пору добрались до места, мы без устали рубили хвою, пилили ножовкой небольшие ветки и клали их (крест)накрест. Товарищ мой уже не смотрит (ис)подлобья и даже начинает читать стихи, которые учил когда(то) (на)память.
С тихим шорохом ветер раскачивает вершины старых кедров, как будто предвещая (на)завтра дождь, и где(то) (в)дали кричит какая (то) ночная птица.