Гимнастика соревнования с предметами. Предметы, экипировка и аксессуары для занятия спортивной гимнастикой. История возникновения и развития художественной гимнастики

Упражнениями с предметами можно эффективно развивать все физические качества и дифференциро­ванно влиять на укрепление определенных мышц и различных частей тела человека. Правильная техника владения предметами не позволяет занимающимся длительное время оставаться в статическом положении, заставляет их непрерывно двигаться. Поэтому упраж­нения с предметами приобретают высокую насыщенность и эмоциональность; отвлекают внимание занима­ющихся от нагрузок и тем самым помогают им легко переносить большое количество повторений однообраз­ных движений.

Каждый предмет, применяемый в гимнастических упражнениях, имеет свою специфику и поэтому воздействует преимущественно на развитие определенных фи­зических качеств. Упражнения с гимнастическими пред­метами вместе с тем развивают общую ловкость, осо­бенно ловкость рук и кистей, координацию движений, мышечную чувствительность, чувство ритма, зрение и внимание. Все это особенно важно для специалиста, которому необходимо быстро осваивать профессиональ­ные трудовые навыки, правильно распределять внима­ние.

К разучиванию упражнений с предметами следует приступать на втором курсе после того, как студентка­ми полностью усвоен предшествующий программный материал с упражнениями без предмета, и они при­обрели определенную физическую и техническую под­готовку. *

Преподавателю для правильной организации заня­тий и умелого использования специальной литературы необходимо иметь в виду следующее.

Предмет находится в воздухе в различных положе­ниях (вертикально, горизонтально, наклонно), его дер­жат или захватывают определенным способом держа-

ния или хвата (сверху, снизу, сбоку, скрестно, обратно, узко и т. д.), и он находится или двигается по отноше­нию к занимающемуся скрестно или продольно (по от­ношению к лицевой стороне занимающегося).

Предмет находится скрестно, если концы или края предмета располагаются на равном расстоянии от вы­полняющего упражнения. Это положение предмета в записи читается так: «обруч вперед», «палка за телом», «шарф вправо».
Предмет находится продольно по отношению к гим­настке, в таком положении, когда надо различать его ближний или дальний конец или край. Например, «об­руч вперед продольно», «палка за спиной продольно», «шарф вправо продольно».

При описании упражнений принято указывать го­ризонтальное положение предмета (обруч вперед гoризонтально) ; вертикальное положение предмета не указывается, оно подразумевается («обруч вперед»). Исключением является палка - ее горизонтальное по­ложение считается основным и не описывается.
Если предмет можно держать как двумя руками, так и одной, то вариант держания двумя руками не указывается, так же как и хват сверху. Исключением является мяч - описывается хват сверху, а хват сни­зу (на ладони, ладонях) считается закономерным.

мяч вперед - руки вперед, мяч на ладонях перед телом

обруч вперед - обруч вертикально впереди хва­том обеими руками за боковые края сверху

скакалка вперед - руки вперед, держать скакалку за концы

шарф вперед - шарф вертикально впереди, дер­жать двумя руками за широкий край

палка вперед - палка горизонтально впереди хва­том обеими руками сверху за концы
лента в правой - правая рука в сторону, лента в руке вправо

– это обруч, мяч, лента, скакалка и булава. Тренеры Регионального центра развития видов гимнастики рассказали, как появились и откуда пришли эти предметы.

Художественная гимнастика традиционно считается одним из самых эстетически привлекательных видов спорта. двигаются так грациозно и изящно и их образ прекрасно дополняется великолепной координаций, которая демонстрируется при работе с предметами. Тем не менее, без традиционного обруча, мяча, ленты, булав и скакалки невозможно представит современную художественную гимнастику.

Все предметы были «законодательно» утверждены прошлого века. До этого момента, на самых ранних стадиях развития гимнастики традиционными считались упражнения не только с ними. Выбор предмета зачастую ограничивался только фантазией спортсменок и тренеров и часто гимнастки работали также с вымпелами и шарфами (родоначальниками классических лент). Были и довольно неожиданные решения: шарфы на палочках, мяч, надетый на скакалку, огромные мячи золотого цвета, мячи, обшитые блестками, булавы-снежинки, широкая лента-шарф.
В спорт современные предметы пришли из разных областей. Мячи и ленты были заимствованы из античной культуры, обруч - из , скакалка - из детских танцевальных выступлений, а ленты - из балета.


Использование этих предметов не было регламентировано, а потому зависело от фантазии тренеров - история художественной гимнастики помнит огромные золотые мячи, булавы-снежинки, предметы, расшитые блестками и другие оригинальные решения. Окончательно современные атрибуты «художниц» были утверждены лишь в 60-е годы прошлого века.
Хотя олимпийский дебют «художниц» состоялся лишь в 1984 году, упражнение с предметами в программе Игр появилось гораздо раньше – правда, в программе по женской спортивной гимнастике. На Олимпиаде-1952 был разыгран комплект медалей в командном упражнении с обручами, а через четыре года в Мельбурне – с булавами. Упражнение с предметами должно было сделать женскую спортивную гимнастику более изящной, ведь в те годы спортсменки выступали на кольцах, перекладине, коне, что не содействовало развитию грации и пластики. Несмотря на прекрасную физическую подготовку, работа с предметами давалась спортивным гимнасткам с трудом. Очевидно сама фактура тела – накачанного, с рельефными мышцами – не сочеталась с упражнениями, требующими точности и тонкости ощущений.
Из всех пяти предметов только скалка сейчас не участвует в Олимпиаде, т.к. российские спортсменки явно лидируют в этой области.

Спортивная гимнастика — серьезная индустрия, которая для увеличения эффективности спортсмена и увеличения безопасности занятий использует разные предметы — накладки для ладоней, петли, специальную обувь, магнезию. Также для смягчения падений на тренировках и соревнованиях используются маты, подушки из поролона, валики, покрытия для жерди и другие вспомогательные вещи спортивной гимнастики.

Фиксаторы запястья

У хороших гимнасток и гимнастов очень большие нагрузки на кисти и для их защиты придумали специальные накладки под названием фиксаторы запястья, которые иногда называют накостники. Этот аксессуар спортивной гимнастики нужен для опорного прыжка и вольных упражнений, мальчики их используют еще и на коне. В них есть специальные пластмассовые пластины, которые удерживают кисти от травм при опорных нагрузках на руки, когда спортсмен делает сальто, фляк и подобные упражнения спортивной гимнастики.

Накладки

Гимнастические накладки девушки используют на брусьях, а парни — на перекладине и кольцах, иногда на коне. Аксессуар состоит из запястного фиксатора и кожаной полоски. Накладки для девушек и парней отличаются — у девушек маленький валик у пальцев и две дырки для пальцев, у мужчин — большой валик и три дырки для пальцев. Накладки защищают ладони от чрезмерного натирания и образования мозолей. Нужно использовать напульсники из мягкой ткани, чтобы не натереть кожу на кистях.

Перед использованием накладки натирают магнезией. Нужно следить, чтобы накладка не соскочила во время упражнений, чтобы она не была слишком длинной и не намоталась на брус. Несмотря на защитную функцию накладок, под ними все равно может стираться кожа во время интенсивных занятий.

Петли

Этот аксессуар спортивной гимнастики нужно иметь каждому гимнасту при обучении элементов на брусьях. Под петли нужно брать напульсники, чтобы не натереть кисти. Петли сначала ставят на жердь, потом их одевает гимнаст. К петлям нужно отнестись ответственно, они должны свободно вращаться, хорошо удерживать и быть достаточно прочными, чтобы удержать спортсмена и не порваться при больших нагрузках. При достаточной спортивной подготовке можно отказаться от петель, если пол достаточно мягкий и безопасный.

Эластические бинты и бандажи

Бинты наматываются в случаях травм и тогда, когда нужно защитить суставы от чрезмерных нагрузок при прыжках. Иногда вместо эластического бинта наматывают обычный бинт, но он удерживает конечности значительно хуже.

При травмах помогают фиксаторы поясницы, лодыжки, запястья, бандажи для фиксации предплечья, колена, плеча, локтя, прокладки и подушки для пятки, локтя, колена.

Накладки на пятки (подпяточники)

При болях в пятках наматывают эластические бинты, которые удерживают стопу и амортизируют при прыжках. Но в более сложных случаях, когда в области пяток есть острая боль, применяют накладки на пятки. Это специальный ортопедический аксессуар, который имеет в пяточной области специальную резиновую подошву с амортизирующим эффектом. Иногда этот бандаж называют напятниками или подпяточниками, их нужно подобрать, чтобы плотно сидели, заниматься в таких накладках можно на всех снарядах, но особенно они эффективны на колоде, где твердая поверхность.

Чешки и гимнастическая обувь

Профессиональные чешки имеют резиновую подошву. Их можно применять на колоде, вольных упражнениях, опорном прыжке, хотя Международная федерация гимнастики позволяет использовать чешки на всех снарядах, по правилах также можно выступать босиком и в носках. Среди профессиональной спортивной обуви есть такие виды:


Трико, или купальник — одежда гимнасток. Тренировочные купальники обычно довольно простые, а трико для выступлений — красочные, часто покрытые узорами и стразами. Конечно, в спортивной гимнастике купальники не такие красочные, как в художественной, но это объясняется требованиям практичности — здесь упражнения более сложные и опасные.

Трико можно купить или пошить самим, это главное отличие от других экипировочных вещей, ведь трико в последнюю очередь влияет на безопасность, а главное предназначение накладок, обуви, петель — обезопасить спортсмена.

Вспомогательные вещи

Для улучшения координации и для усиления мышц корпуса, для предварительной подготовки исполнения сальто, используют большую камеру от грузовика, которая отпружинивает ноги в положении упор лежа на прямых руках. Аналогичные пружинящие действия имеет натянутый резиновый жгут, который складывается в несколько слоев.

Для маленьких детей, которые только начинают путь спортивной гимнастики, занятия проводятся в игровых формах и используют поролоновые геометрические фигуры, обтянутые искусственной кожей — через них можно прыгать, регулируя высоту несколькими предметами.

Для обучения сальто, особенно двойного, применяют гимнастическую страховку — канат на блоке, привязанный к страховочному поясу.

Художественная гимнастика традиционно считается одним из самых эстетически привлекательных видов спорта. Спортсменки двигаются так грациозно и изящно, что, казалось бы, зачем давать им в руки еще и предметы? Тем не менее, без традиционного обруча, мяча, ленты, булав и скакалки невозможно представит современную художественную гимнастику. Как же они пришли в этот вид спорта?

Первые предметы в художественной гимнастике

Художественная гимнастика пока еще молода, но история ее от этого не становится менее интересной. Своим происхождением этот вид спорта обязан образам великих балерин Мариинского театра. В полноценный вид спорта художественная гимнастика превратилась в 1948 году. Тогда же был проведен первый чемпионат СССР.

В спорт современные предметы пришли из разных областей. Мячи и ленты были заимствованы из античной культуры, обруч - из выступлений гимнасток, скакалка - из детских танцевальных выступлений, а ленты - из балета. Кроме этого, спортсменки выступали также с вымпелами и шарфами (родоначальниками классических лент). Использование этих предметов не было регламентировано, а потому зависело от фантазии тренеров - история художественной гимнастики помнит огромные золотые мячи, булавы-снежинки, предметы, расшитые блестками и другие оригинальные решения. Окончательно современные атрибуты «художниц» были утверждены лишь в 60-е годы прошлого века.

Дебют художественной гимнастики в олимпийской программе

В программу олимпийских игр эта разновидность гимнастики попала в 1984 году. Впрочем, предметы использовались и ранее в других видах спорта. Так, спортивную гимнастику в свое время пытались сделать женственнее и пластичнее за счет использования в упражнениях булав и обруча. Как позже стало очевидно, попытка была неудачной - эти предметы требовали изящности и тонкости движений, что никак не сочеталось с философией спортивной гимнастики, где в первую очередь необходимо иметь сильное, крепкое тело. После этой попытки упражнения с предметами были возвращены в мир художественной гимнастики, где не теряют актуальности и по сей день.


Современная система выступлений

Сегодня программа выступлений хорошо систематизирована: спортсменки выступают со скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой, причем именно в этой последовательности. В 1971 году история развития художественной гимнастики претерпела еще одно существенное изменение - было исключено выступление без предмета. Согласно регламенту соревнований, в каждом сезоне поочередно исключается одно упражнение, в соревнованиях сезона 2015-2016 года отсутствует упражнение со скакалкой.

Материалы изготовления и размеры предметов также регламентированы: обручи и булавы должны быть выполнены из пластика, скакалка имеет нужный диаметр, мяч должен быть определенного веса и размера, а лента -иметь правильную длину. Цвет и оформление могут быть любыми, чаще всего они оформляются в одном стиле с костюмом гимнастки.

В художественной гимнастике широко применяются упражнения с различными предметами: малым и средним мячом, скакалкой, обручем, лентой, вымпелом, шарфом . Они способствуют развитию тонкого мышечного чувства, глазомера, приучают к точности в движениях, совершенствуют их координацию. Кроме того, они позволяют создавать красивые, интересные рисунки движений.

Все упражнения с предметами в художественной гимнастике основаны на движениях без предмета. Поэтому переходить к ним следует после систематических тренировок по выполнению упражнений без предметов. В каждую тренировку включайте один предмет. Начните с малого (теннисного) мяча.

Упражнения с мячом

Упражнение № 1

Положите мяч на ладонь правой руки, а левую поднимите в сторону. Слегка приседая и опуская голову на грудь, бросьте мяч вверх. Заканчивая бросок, выпрямите корпус, поднимите голову и смотрите на мяч. (Рис. 1 а, б)

Теперь поймайте мяч правой рукой, так же слегка приседая и наклоняя голову. В момент касания мячом руки, она продолжает опускаться, тем самым пассируя (смягчая) удар мяча о ладонь. (Рис. 1 в, г)

Упражнение № 2

Повторите бросок вверх левой рукой, соблюдая те же требования. Сделайте по 4-6 бросков каждой рукой.

Упражнение № 3

Бросьте мяч правой рукой и поймайте его левой (4-6 раз).

Упражнение № 4

В момент, когда мяч будет вверху, сделайте хлопок руками над головой, за спиной.

Упражнение № 5

Бросьте мяч повыше и, когда он будет вверху, сделайте поворот на месте, переступая на носках. Руки вытяните в стороны. (Рис. 2)

Повторите броски другой рукой с поворотом в противоположную сторону 2-4 раза.

Упражнение № 6

Держите мяч пальцами сверху. Слегка приседая и округляя спину, ударьте мячом о пол. (Рис. 3 а)

После отскока подхватите мяч на ладонь и, не останавливая его движения, подбейте слегка вверх. Сделайте то же другой рукой. Повторите движения 4-6 раз.

Упражнение № 7

Сделайте шаг левой ногой, сгибая вперед правую, и одновременно бросьте мяч вверх левой рукой. (Рис. 4).

Поймав мяч, сделайте шаг другой ногой и бросьте мяч правой рукой. Повторите 6-8 раз. Теперь усложните бросок, делая его не на шаге, а на подскоке на опорной ноге (8-10-12 раз).

Упражнение № 8

Бросьте мяч правой рукой под левую, вытянув ее вперед (рис. 5 а), и поймайте ладонью левой. Затем, не задерживая мяча, бросьте его левой рукой под правую (рис. 5 б) и поймайте правой. Бросайте мяч непрерывно каждой рукой по 4-6 раз и при этом смотрите на мяч.

Упражнение № 9

Бросьте мяч правой рукой под согнутую в колене левую ногу (рис. 6 а) и поймайте его левой рукой. Не задерживая мяча, бросьте его под правую ногу. (Рис. 6 б). Броски надо делать по 2-4 раза под каждую ногу.

Упражнение № 10

Сделайте броски на «скачке», т. е. во время броска под согнутую ногу другая нога должна оттолкнуться от пола. Во время «скачков» продвигайтесь вперед или назад. (Рис. 7). Повторите все 2-4-6-8 раз.

Упражнение № 11

Соедините в одно непрерывное упражнение броски под руку (рис. 5 а, б) с бросками под согнутую ногу (Рис. 6 а, б)

Упражнение № 12

Держа мяч правой рукой, ведите ее вниз и назад, одновременно сгибая в локте, а потом в лучезапястном суставе. Затем бросьте мяч по дуге вверх над правым плечом (рис. 8 а, б) и поймайте правой рукой.

Этот бросок называется «выкрутом». Повторите его левой рукой. Сделайте по 4-6 бросков одной и другой, рукой. Это движение можно выполнять, танцуя «Польку».

Упражнение № 13

Вытяните руки в стороны, ноги поставьте врозь. Мяч держите в правой руке. Затем, слегка приседая на правой ноге и наклоняя корпус вправо, бросьте мяч «выкрутом» за спиной с таким расчетом, чтобы он не коснулся спины и пролетел по дуге сзади в левую руку (Рис. 9 а, б)

Поймав мяч левой рукой, не задерживайте его, а перебросьте «выкрутом» за спиной в правую руку. Повторите это 4-6 раз.

Примечание:

Когда эти основные движения с мячом будут отработаны, можно их соединять между собой по своему усмотрению в короткие упражнения и делать их группой, стоя в кругу или продвигаясь под музыку танцевальными шагами «Польки» или «Галопа».

От малого теннисного мяча переходите к среднему. Это обыкновенный резиновый мяч, диаметром 15-16 сантиметров. Делать упражнения с ним труднее, поэтому вначале следует научиться хорошо владеть малым мячом.

Упражнения со скакалкой

Освоив мяч, можно переходить к упражнениям со скакалкой в художественной гимнастике . Продается она в спортивных магазинах. Чтобы выбрать скакалку по своему росту, встаньте обеими ногами на середину шнура, а ручки подтяните к плечам. (Рис. 10). Скакалку можно сделать и самим: проденьте через деревянные ручки пеньковую веревку, плотный шнур или резиновую трубку.


Упражнение № 14

Вращая скакалку вперед, делайте подскоки, выпрямляя поочередно то одну, то другую ногу (Рис. 11). Корпус держите прямо, носки оттягивайте. Вращайте скакалку при участии только лучезапястных суставов. Сделайте 8-12 движений.

Упражнение № 15

Повторите предыдущее упражнение, вращая скакалку назад (Рис. 12).

Упражнение № 16

Делайте подскоки на одной ноге, согнув другую вперед (4 раза). Не останавливая вращения скакалки вперед, повторите подскоки на другой ноге (Рис. 13)

Выполните это же движение, вращая скакалку назад.

Упражнение № 17

Вращайте скакалку вперед один раз просто, а другой раз - скрещивая руки. Подскоки делайте одновременно, отталкиваясь двумя ногами. (Рис. 14 а, б). Сделайте непрерывно 8-12-16 подскоков. Затем повторите то же самое, вращая скакалку назад.

Примечание: Сделав два-три упражнения со скакалкой, отдохните, но не стойте на месте, не садитесь, а пройдите несколько шагов, глубоко дыша.

Упражнение № 18

Сложите скакалку вдвое и обе ее ручки возьмите в правую руку. Наклонитесь вперед и вращайте скакалку правой рукой под ногами, перепрыгивая через нее то одной, то другой ногой (Рис. 15).

Сделайте это 6-8 раз, отдохните и повторите упражнение, вращая скакалку левой рукой.

Упражнение № 19

Отталкиваясь обеими ногами, сделайте энергичный подскок вверх так, чтобы в это время скакалка дважды прокрутилась под ногами. Это будет двойное вращение. Повторите его 2-4-6 раз.

Примечание: Отдельные упражнения со скакалкой можно по-разному сочетать. Их хорошо выполнять под русские плясовые мелодии.

Упражнения с лентой

Упражнения с лентой в художественной гимнастике можно делать в большой комнате, в зале и на воздухе. Длина ленты 5 метров, ширина 3-5 сантиметров. Один конец ее прикрепите к палочке при помощи кольца. Длина палочки 65-70 см (Рис. 16 вверху)

Упражнение № 20

Встаньте на носки, возьмите палочку с лентой в правую руку и делайте ею энергичный взмах влево по большой дуге, а затем, не останавливая движения, возвращайте таким же взмахом вправо. Ноги при этом слегка сгибаются в коленях. (Рис. 17) Повторите это 4-6 раз.

Можно делать не дуги, а круги, вращая ленту несколько раз перед собой. Или делать круги над головой, стоя на одной ноге. (Рис. 18). Во время вращений можно продвигаться шагами, прыжками.

Круги можно делать и в боковой плоскости (Рис. 19), стоя на одной ноге или продвигаясь танцевальными шагами.

Упражнение № 21

Стоя чуть наклонившись на двух или на одной ноге, делайте короткие ритмичные движения лентой взерх-вниз. (Рис. 20). При этом движении лента будет извиваться «змейкой». Эту «змейку» можно делать и с поворотом на месте (Рис. 21), но в этом случае лента не должна касаться пола.


Упражнение № 22

Вращая ленту непрерывными кругами в лицевой пл¬скости, можно прыгать через нее, как бы перешагивая сначала одной, а потом другой ногой. (Рис. 22)

Упражнение № 23

Бег с лентой, во время которого лента извивается «змейкой» в воздухе. (Рис. 23)


Соедините движения по дуге и по кругу со «змейкой», бегом, прыжками и поворотом. Получится красивое упражнение.

Упражнения с шарфом

Для упражнения с шарфом достаньте кусок шелковой, очень легкой материи, длиной 2 м и шириной 80-90 см. Для этой цели подойдет газовый шарф. С ним можно делать многие движения, описанные в упражнениях с лентой, например дуги и круги в лицевой (рис. 24 вверху) и боковой (рис. 25) плоскостях. Шарф надо держать одной рукой за узкий край.

Взмахивать шарфом, держа его за широкий край.

Стремительно бежать с шарфом, поднятым над головой (Рис. 26 выше)

Делать прыжки, держа шарф двумя руками за широкий (рис. 27) или за узкий (рис. 28) края.

Наклоняться назад (рис. 29)

Стоять на одной ноге, удерживая равновесие. (Рис. 30)


Примечание: Отдельные движения с шарфом также можно соединять в короткие упражнения, выполняя их под музыку.

Несколько методических указаний к упражнениям с предметами

Начиная с первого упражнения следите за тем, чтобы все тело участвовало в движении. Так, при подбрасывании мяча вверх движения должны выполняться «волной». Свободная рука должна оставаться в одном и том же положении, если она не принимает активного участия в движении.

В момент ловли мяча в большинстве случаев необходимо смягчать его удар, как указано в упражнении № 1 (рис. 1 в, г). В пассировке падающего мяча принимает участие все тело: корпус, ноги, руки. Происходит как бы «круглое» полуприседание. Вообще во всех упражнениях с предметами в художественной гимнастике необходимо активное участие всего тела.

Каждое упражнение следует повторять, делая его правой и левой рукой. Соединяйте предыдущее упражнение с последующим, чтобы получать новые короткие «связки».

Осторожнее занимайтесь со скакалкой. Не перегружайте организм прыжками!

Чередуйте движения с отдыхом, постепенно увеличивая число прыжков.

Непременное условие для всех упражнений - правильное дыхание. Его нельзя задерживать. Дышите всегда глубоко и ритмично. Помните и об осанке.

После тренировки не забудьте сделать заключительные успокаивающие упражнения.

Сочиняйте сами короткие упражнения с отдельными предметами. Исполняйте их целой группой.

По материалам журнала…