Типология семьи в психологическом аспекте. Типология семей. Семейное воспитание. Логический анализ основных понятий

Программа социологического исследования

Современная семья : характеристики и типология

Обоснование проблемы исследования.

Наиболее важным, одно из составляющих в обществе является семья. Семья это ячейка общества. Семья это институт, со своими познаниями, проблемами и характеристиками… В зависимости от типологии семьи существует свой “мини институт”. Основными проблемами исследования могут выступать причины распада семьи, трудности, психологические барьеры, с которыми сталкивается семья на разных этапах развития, современная идеология семей. Семья является не просто социальной группой, но и общественным институтом.

Цель исследования.

На основании социологических исследований, рассмотрения проблем, различных ситуаций выработать свою точку зрения на понятие, характеристики и типологии современной семьи.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является понятие состава членов семьи, рассмотрение каждого участника семейных отношений, характеристики и типологию на разных возрастных этапах. Предметом же исследования является института семьи, социологическая роль в обществе.

Логический анализ основных понятий.

Семья- социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Типология семьи - присущие каждой семье в отдельности характерные черты, приспособление в обществе, поведение, психологическое отражение и т.д.

Гипотезы исследования.

Основная гипотеза: семья, ячейка общества, социальный институт.

Дополнительные гипотезы:

    Семья состоит из членов семьи.

    Каждый член семьи индивидуален.

    Каждая семья индивидуальна.

    Существуют семейные традиции.

    Счастливая семья- залог будущего.

Задачи исследования.

Для проверки основной гипотезы нужно определить понятие семьи, состава. Отношение общества к проблемам семьи, к созданию семьи, к финансовой стороне. Для проверки дополнительных гипотез выявить типологию семьи, индивидуальность и ее аспекты. Определить характеристики семейных отношений.

Определение выборочной совокупности.

Имеются результаты исследования социологического опроса на тему: “Характеристика семьи”, анализ семейных отношений, причины проблем финансового, психологического, физического характера. Рассмотрение понятия- проблемная семья.

Методы сбора информации.

Анализ данных, статистика из Центра исследования и статистики семей.

Социологический опрос людей разных возрастов.

Для адекватного анализа полученных данных необходимо учитывать фактор эмоционального состояния участников исследования., возвраст.

2.2 Типология семей

Типология семей - распределение семей в зависимости от существования особенностей их социально-демографического состава и функций.

Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства:

1) традиционная семья (ее признаки: совместная жизнь по крайней мере трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые дети с супругами, внуки); экономическая зависимость женщины от мужчины (мужчина - владелец собственности); четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.); глава семьи - мужчина);

2) нетрадиционная (эксплуататорская) семья (ее отличия от традиционной семьи: женщины работают наравне с мужчинами (привлечение женщин к общественному труду произошло во время перехода от аграрного общества к индустриальному); работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями (отсюда - эксплуататорский характер);

3) эгалитарная семья (семья равных) (отличается справедливым разделением домашних обязанностей, демократическим характером отношений (все важные для семьи решения принимаются всеми ее членами), эмоциональной насыщенностью отношений (чувством любви, взаимной ответственности друг за друга и т.д.).

Исторические типы, основанные на выделении функции, преобладающей в семейной деятельности:

1) патриархальная семья (основная функция - хозяйственно-экономическая: совместное ведение хозяйства, преимущественно аграрного типа, достижение экономического благополучия);

2) детоцентристская семья (важнейшая функция - воспитание детей, подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе);

3) супружеская семья (ее основная функция - эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению исследователей, последний тип, пока еще широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего.

Типологии по различным основаниям:

1) в зависимости от состава семьи: нуклеарная - родители и дети; расширенная - родители, дети и другие родственники; неполная - один из родителей отсутствует;

2) по этапу жизненного цикла: молодая семья; семья с первенцем; семья с подростком; семья «покинутое гнездо» (когда дети вырастают и создают свои семьи);

3) по социальному составу: семья рабочих; семья новых русских; студенческая семья и другие.

В основе современной типологии семьи лежит признак наличия и количества брачных пар в ней. Простейшая классификация выделяет:

Нуклеарные семьи, включающие одну брачную пару с несовершеннолетними детьми или без детей;

Расширенные семьи, включающие более одной брачной пары, или брачную пару и других совершеннолетних родственников;

Неполные семьи, не имеющие ни одной брачной пары.

Таким образом, наличие брачной пары не является обязательным признаком семьи, так как значительная часть семей не включает брачных пар. В современном мире абсолютное большинство семей - (около 3/4) - нуклеарные; однако постоянно растет доля неполных семей.

Следует отметить, что хотя устойчивые брачные пары как основная форма сожительства сложились, видимо, очень давно, тем не менее в большинстве обществ в течение многих тысячелетий позднего присваивающего и раннего производящего хозяйства основой семейной структуры была не брачная пара, а род. Браки также входили в семью, но составляли как бы ее периферию.

Род - это существующая в течение жизни как минимум нескольких поколений социальная группа, состоящая из прямых потомков какого-либо лица по отцовской и/или материнской линии, внутри которой запрещены браки. Род имеет название, легендарного или реального предка («тотем») и символы принадлежности к роду.

Наследование принадлежности к роду может происходить по материнской линии (матрилинейный род), по отцовской линии (патрилинейный род). В патрилинейных родах запрещены браки с родственниками по отцовской линии, в матрилинейных - по материнской. Первоначально территориальные общины формировались на основе какого-либо рода. Супруги членов данного рода обязательно должны быть из другого рода. При матрилинейной системе родства мужчины уходили в другую общину, при патрилинейном - женщины.

У многих народов (например, у индейцев Северной Америки в XIX в., у славян в V-VI вв.) обычными были большие дома, основу населения которых составляли члены одного рода с супругами. Супруги не считались полноправными членами рода, поскольку принадлежали к другому роду. Население таких домов составляло единую расширенную семью, включающую множество брачных пар. Однако главным в такой семье является не отношение свойства, как в современной супружеской семье, а именно отношение родства.

Следует отметить, что род - образование не биологическое, а именно социальное, поскольку запрещение вступления в брак с родственниками по отцовской линии не исключало сочетание, например, с двоюродной сестрой по материнской линии. Возникновение родовой организации скорее всего обусловлено необходимостью закрепления имущества (угодий) за родовой группой и организации деятельности по обработке земли и выпасу стад. Род экзогамен - правило, согласно которому запрещается заключать браки между мужчинами и женщинами, принадлежащими к данной социальной группе.

Эндогамия - это правило, согласно которому предполагается, что все браки заключаются только в рамках данной социальной группы. Строго эндогамные группы в истории почти неизвестны. Поэтому и эндогамия - скорее теоретическая абстракция. Более общий случай - гомогамия - предпочтительное вступление в браки в пределах одной социальной группы или категории. Эндогамия является предельным случаем гомогамии. Однако в литературе закрепился именно термин «эндогамия».

Менталитет русской диаспоры в странах Балтии

Так как конкретные формы существования диаспор весьма разнообразны, то на первый взгляд затруднительно определить их типологические признаки. Это на самом деле так...

Многодетные семьи (на примере Ярославской области)

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории: 1) семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи)...

Нация и этнос

В зависимости от характера поставленных и решаемых задач, в современном мире формируется несколько типов национальных движений. Наиболее широко используется классификация, произведённая Х. Коном...

Отношение христианских догматов к семье, браку, разводу и регулированию рождаемости

Выделение типов семей и их классификацию можно осуществлять по различным основаниям: 1) по форме брака: а) моногамные (брак одного мужчины с одной женщиной); б) полиандрия (женщина имеет несколько супругов); в) полигиния (брак одного мужчины с...

Семья как объект социальной работы. Социальная защита детства и интересов женщин

В современной психолого-педагогической литературе встречаются различные типологии семей, но все они характеризуются следующими признаками: по количеству детей: бездетная или инфертильная семья, малодетная, многодетная; по составу: неполная...

Социализация личности

Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом: с точки зрения ее структуры; с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общении с другими людьми. B табл. 3...

Социальная коммуникация

Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных взаимосвязанных задачи: 1) интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности...

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории: - семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи)...

Социальная работа с многодетными семьями

Что понимается под понятием "многодетная семья"? Семейное законодательство конкретно России не устанавливает, какая семья является многодетной. Основным документом федерального уровня, определяющим социальный статус многодетной семьи...

Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные...

Социальная работа с неблагополучными семьями

У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: - деструктивная семья; - дисфункциональная семья; - семьи группы риска; - негармоничная семья. Проблемы...

Социально-психологические особенности многодетной семьи

В литературе по психологии, педагогике, социологии существует достаточно много различных классификаций семей по различным основаниям: полные, неполные, благополучные, проблемные и т.п. Из множества типологий семьи (психологические...

Социально-экономические проблемы современной семьи

Структура семьи как целостной системы во многом зависит и от типа семейной группы. Несмотря на то, что семья является самой древней и наиболее широко распространенной социальной группой...

Теоретические основы социальной работы по охране семьи

Наиболее распространенный тип -- нуклеарная семья (от лат. nucleus -- ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Она может быть полной и неполной -- с одним родителем с детьми. Таких семей около 13%...

Традиционное общество и общество модерна

Все мысленное и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько обществ, объединенных сходными признаками, критериями, составляют типологию...

Семья является начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно несколько поколений.

Целями семейного воспитания являются:

1) формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути;

2) развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей и составляет главную цель воспитания.

Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственными детьми.

Значение воспитания детей в семье:

1) семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается;

2) влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту;

3) часто семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.

В современных условиях дети нуждаются в воспитании:

1) разумной практичности;

2) делового расчета;

3) честной предприимчивости.

Вначале всем этим должны овладеть родители.

Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь приводит к негативным последствиям:

1) смещает в сознании детей систему нравственных ценностей, порождает потребительство;

2) формирует у детей пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности и бескорыстной любви к родителям и другим родственникам.

Родители для детей – это жизненный идеал. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса:

2) учителей;

3) друзей.

Типология семьи по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара. Среди них наиболее пристального внимания специалиста социально-педагогической сферы требуют молодые семьи, семьи среднего супружеского возраста и пожилые семьи.

Типология семьи по количеству детей: бездетная или инфертильная семья; малодетная семья; многодетная семья.

Типология по качеству жизнедеятельности семьи: благополучная, устойчивая, неблагополучная, нестабильная, проблемная и другие. Сегодня особого внимания специалистов социально-педагогической сферы требуют неблагополучные семьи, которые в течение определенного времени не способны противостоять воздействию дестабилизирующих внесемейных и внутрисемейных факторов.


Типология семьи по видам отношений между супругами: семьи с отношениями сотрудничества, семьи с паритетными отношениями, семьи с соревновательными отношениями, семьи с конкурентными отношениями, семьи с антагонистическими отношениями.

Типология по стилям семейных взаимоотношений: семья с попустительским стилем взаимоотношений, семья с авторитарным стилем взаимоотношений, семья с демократическим стилем взаимоотношений.

Значение семьи в воспитательном процессе имеет огромное значение, поскольку именно семья способна удовлетворить практически все потребности человека в развитии и сохранении личности.

Существуют следующие стили семейного воспитания: состязательный, попустительский, рассудительный, предупредительный, гармоничный, сочувствующий, контролирующий.

Формирование стилей семейного воспитания ребенка происходит в результате действия разных факторов (объективных или субъективных). На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние следующие факторы:

1) общественное мнение;

2) уровень нравственности семьи;

3) степень доверия научно-педагогической литературе;

4) темперамент родителей и близких родственников;

5) традиции семьи;

6) межличностные отношения родителей.

Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблемность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи. Традиционно «ядром» семьи считают супружескую пару с добавлением к «ядру» детей, родственников, родителей супругов.

Однако, существует несколькотипологических подходов к се-мье:

1) на основе исторического анали-за развития семьи и преемственности ее форм (матри-архальная семья, групповая, парная, патриархальная, моногамная);

2) на основе анализа структуры семьи и представленных в ней типов родства (нуклеарная, рас-ширенная, неполная, смешанная).

3) типология С. И. Голода (1998), основанная на анализе приоритетной значимости полюсов двух се-мейных осей (муж-жена; родители-дети).

Рассмотрим первую типологию семьи, основанную на историческом анали-зе развития семьи и преемственности ее форм. Наиболее древней формой социальной организации человека был род, который объединял всех людей, происходивших от одной праматери: ее дочерей, детей ее дочерей итак далее до бесконечности. Род представлял собой матриархальную семью, включавшую всебя всех потом-ков по женской линии.

Групповая семья опиралась на брак нескольких се-стер с группой мужчин. Мужья, в свою очередь, могли состоять в родстве, но могли быть и не родственника-ми. Родство считалось по женской линии, так как от-цовство не устанавливалось достоверно. Признаки матрилинейности, отсчета ибольшей значимости родства по материнской линии наблюдаются у неко-торых народов, живших вконце Х1Х-начале XX в. (Голод С. И., 1998).

Парная семья основывалась на браке отдельных пар, однако взаимоотношения не были стабильными и могли прерваться в любой момент по желанию лю-бой из сторон.

Патриархальная семья основывалась на браке од-ного мужчины с несколькими женщинами, она полигамна для мужчины, сопровождалась «затворничеством жен; сформировалась в период возникновения соб-ственности. Этот тип семьи определялся главенством мужчины в решении всех вопросов жизнедеятельности семьи и закреплял патрилинейность (отсчет по мужс-кой линии родства и мужское наследственное право).

Моногамная семья — семья, которую создают один мужчина и одна женщина; их супружество постоянно в течение всей их жизни (от древнегреч. Monos — один, единственный, gamos — брак). Этот тип семьи сложился примерно три тысячелетия назад (в первом тысячелетии до новой эры). Многие исследователи семьи в своих суждениях исходят из представлений, что патриархальная моногамная се-мья последних столетий в европейской жизни — это позитивный образец, а отклоне-ния от нее — это явления, достаточно негативно влияющие на социализацию человека.


Если говорить об изменениях в совре-менной семье, то наиболее очевидным можно считать изменение в социальном статусе женщины — выра-жающееся в стремление «состояться» профессионально и сделать карьеру. Из этого вытекают последующие из-менения, касающиеся непосредственно семьи. В силу экономической независимости, которую об-рела женщина в XX в., изменился ее статус в семье, и структура семьи стала двух либо одновершинной, но роль главы зани-мает женщина. Таким образом, мужчина утрачивает свои доминирующие функции в области обеспечения ресурсами, принятия решений и приобщения детей к социуму.

Женщина все меньше времени уделяет семье и вос-питанию ребенка; репродукция ставится в подчинен-ное положение относительно карьеры. Отсюда следу-ет, что показатели детности современной семьи и численности населения индустриальных стран неуклонно снижаются. Функции воспитания постепенно передаются другим лицам — либо няне и гувернантке, либо государству. В случае передачи этих функций государству, как это было в советский период в России, вместо индивиду-альной опеки и непрестанной заботы близкого человека детей воспитывают в безликих отношениях государственные служащие. Эта замена опеки матери опекой государ-ства наиболее трагично влияет на психическое разви-тие ребенка , вызывая необратимые симптомы скры-той или явной материнской деривации.

Следующий подход описывает структуру семьи через численный со-став семьи, тип родства ироли, которые исполняют члены семьи. (Антонов А. И., Медков В. М., 1996; Антонов А. И., 1998).

Нуклеарная (ядерная) семья — состоит из представителей двух поколений — супругов и их де-тей, численный состав трое и более человек; представ-лена 8 типами семейных ролей: муж, жена (супруги друг для друга), отец, мать (родители для своих детей), сыновья, дочери (дети для своих родителей), братья, сестры (друг для друга). Из представленного набора ролей видно, что ролевой диапазон членов нуклеарной семьи достаточно обширный, что помогает членам та-кой семьи и, особенно, детям, осваивать значимые жиз-ненные навыки взаимоотношений с раннего возраста.

Расширенная семья — наиболее типичная в аграр-ных культурах семья. В настоящее время численность таких семей уменьшается, особенно в городах. Эта се-мья состоит из трех поколений — родителей одного из супругов, супругов и их детей. В ней представлены 12 типов семейных ролей (члены прародительской пары выполняют по 4 роли: дедушка, муж, отец, све-кор; члены родительской пары — по 3 роли: отец, муж, сын; дети — по 3 роли: сын, брат, внук), исполнение которых может создавать определенное напряжение и требует гибкости, так как некоторые члены семьи дол-жны исполнять одновременно и детские, и родитель-ские роли (например, когда мужчина является сыном для своих родителей и отцом для собственных детей).

Неполная семья — семья, чаще всего состоящая из двух человек, в которой не представлена хотя бы одна из супружеских или детских ролей. В большинстве случаев речь идет об одиноком родителе и его ребенке или о бездетной паре. Ролевой диапазон в такой семье обеднен, а межперсональная зависимость чрезмерна, что также создает напряжение в отношениях. Одинокий родитель может испытывать деривацию потребности в поддержке, понимании, интимности. Личностное развитие ребенка из неполной семьи замедляется из-за сложностей процесса идентификации. Финансовые ресурсы такой семьи нередко также ограничены.

Смешанная семья — это семья, состоящая из «осколков» (частей) прежних семей (Сатир В., 1992), например, одинокая женщина и вдовец с ребенком, разведенные мужчина и женщина со своими детьми от прежних браков. Сложности такой семьи состоят в том, что члены новой семьи связаны множеством взаимоотношенческих нитей с другими людьми за пре-делами данной, их связывают с ними те семейные роли, которые они исполняли в прежних семьях.

Третью типологию семей описывает С.И. Голод, выделяя три типа моногамных семей, кото-рые представляют разные семейные уклады. В работах С. И. Голода основное внимание уделялось структуре семьи, под которой автор понимал отношения кровного родства и свойства.

С. И. Голод выделил три идеальных типа семьи:

· традиционную патриархальную семью;

· современную детоцентрическую семью;

· супружескую (посредственную) семью.

Все три типа семьи относятся к западноевропейской культуре, но имеют различную распространенность и представленность в обществах, отличающихся особенностями и стадиями развития. Скрытым основанием типологии семьи, по С. И. Голоду, очевидно, было отношение власти (доминирования-подчинения). При доминировании отца семья считается традиционно-патриархальной, при доминировании капризов и/или интересов ребенка — детоцентрической, при равенстве супругов и подчиненном положении детей — супружеской или эгалитарной.

Патриархальная моногамная семья — семья, ос-нованная на доминировании старшего в роду мужчи-ны, зависимом положении жены — от мужа, детей — от родителей. В патриархальной семье сыновья не от-деляются от отцовской семьи, а приводят жен в семей-ный клан своего отца, дочери же уходят в семейные кланы мужей и теряют фамилию. Это семья, в которой наименование рода (фамилия), счет родства и право наследования ведутся по мужской линии, а виды ра-бот разделены между мужчинами и женщина-ми. Мужчины выполняют работы преимущественно по обеспечению семьи ресурсами, женщины — внут-ренние домашние работы.

Детоцентрическая моногамная семья возникла на рубеже XIХ-ХХ в. В связи с процессами эмансипа-ции и установлением социальных прав ребенка. Пока-затель детности снижается, повышается ценность ре-бенка в семье. Наряду с карьерой ребенок становится средоточием интересов родителей, и значительная часть бюджета семьи расходуется на обеспечение потребнос-тей ребенка, на его воспитание и образование. В связи с новыми потребностями семьи развивается индустрия специального детского питания, детской одежды, дет-ских игр и игрушек, детских музеев, детской литерату-ры, кино.

Появляется многообразие об-разовательных центров и обучающих программ, специально разрабатываются программы, облегчающие вхождение в профессиональную деятельность (профес-сиональное консультирование), увеличивается продол-жительность детства, а включение ребенка в систему труда отодвигается на более поздний срок. Ребенок привыкает быть главным, находиться в центре всей семьи, привыкает к тому, что все делается для него. Это приводит к возрастанию детского эгоцентризма.

Супружеская семья возникла в 60-е гг. XX в. Какрезультат совместного действия движений эмансипа-ции — женской и детской. Основная взаимоотношенческая линия, вокруг которой строится такая семья, — отношения между двумя людьми — мужем и женой. Эти отношения строятся на стремлении к максималь-ному раскрытию своей человеческой природы на ос-нове интимности и автономии.

Страница 10 из 34

Типология современных семей

Каждая семья выбирает свою концепцию, стиль, приемы и средства воспитания, используемые при воспитании. В то же время, в ряде семей уже изначально заложены проблемы, которые негативно сказываются на воспитании подрастающего поколения. В современной науке существует множество типологий семьи, имеющих как положительную, так и отрицательную направленность.

Типология, в основе которой способность семьи решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы:

Семьи, в которых система взаимодействий достаточно гибка, члены которых свободны в проявлениях своих чувств и желаний и все возникающие проблемы обсуждают сообща, что дает возможность находить новые образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру.

Семьи, в которых основные усилия направлены на поддержание согласия и единства перед внешним миром, достигаемого за счет подчинения воли и желаний всех воле и желаниям одного (главы, лидера и т.п.) и в которых поэтому исключены любые индивидуальные разногласия. Данные семьи в немалой степени нуждаются в поддержке и защите, но из-за их «закрытости» для внешнего мира обращение за ней возможно лишь в случае событий, как бы «взрывающих» границы семьи и становящихся известными. Таковыми могут быть психические заболевания, насилие над членами семьи и т.п.

Семьи, в которых взаимодействия хаотичны и основаны на беспрерывных спорах и конфликтах, ведущих к кризису, причем прошлый опыт не служит ориентиром для поведения в будущем. Данные семьи имеют хаотическую структуру, низкоорганизованны, конфликтны и почти не имеют собственного потенциала разрешения кризисных ситуаций. Поэтому они в наибольшей степени нуждаются в социальной поддержке.

Типология семьи по ее функциональной состоятельности.

Семьи можно условно разделить на функционально состоятельные и функционально несостоятельные («группа риска»). Среди функционально несостоятельных семей, т.е. семей, не справляющихся с воспитанием детей, от 50 до 60% составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами, так называемые конфликтные семьи, где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-родительских отношений. Наблюдаются самые разнообразные неправильные стили детско-родительских отношений: жестко-авторитарный, педантично-подозрительный, увещевательный, непоследова-тельный, отстраненно-равнодушный, попустительско-снисходительный и т.п.

Вместе с тем есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с криминальными факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускается жестокое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей, подростков в преступную и антиобщественную деятельность.

Среди семей с недееспособными по разным причинам родителями значительное число составляют семьи с несовершеннолетними либо учащимися родителями, несовершеннолетними одинокими матерями, родителями-инвалидами, хронически больными, нетрудоспособными родителями, которые нуждаются как в материальной, так и в социально-психологической помощи и поддержке.

Типология семьи, учитывающая специфику десоциализирующего влияния, оказываемого семьей на своих членов.

Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. Это криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями.

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за отсутствия элементарной заботы об их содержании, жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных образований.

К асоциально-аморальному типу относят семьи с откровенно стяжательскими ориентациями, в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Обстановка в этих семьях может выглядеть благопристойной, уровень жизни – достаточно высоким, но духовные стремления подменены исключительно стяжательскими целями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи также оказывают на детей десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. Данная категория семей и несовершеннолетних особенно трудна для коррекционно-профилактической работы. Несмотря на негативное влияние, которое оказывается на детей родителями, как правило, нет формального повода для принятия решения об изъятии ребенка из таких семей (как в предыдущем случае). Здесь высокий уровень материального благосостояния, трезвый образ жизни, стремление родителей заботиться о своих детях.

Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Сюда относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи.

Иного подхода требуют семьи с косвенным десоциализирующим влиянием – конфликтные и педагогически несостоятельные. В конфликтной семье по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения. Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризуются полным отчуждением, стремлением избегать всякого взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить причиной различных асоциальных проявлений.

Наиболее распространенными являются педагогически несостоятельные семьи, в которых при относительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущие правильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители) неправильно формируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей. Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Формирование антиоб-щественных ориентаций у детей происходит потому, что из-за педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль.

Типология семьи по типу воспитательных ошибок.

Семьи с попустительско-снисходительным стилем воспитания, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», что «мы сами такими же были». Педагогу, психологу в подобных случаях бывает трудно изменить благодушное, самоуспокоенное настроение таких родителей, заставить всерьез реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка.

Семьи с позицией круговой обороны воспитания, строят свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком тяжелого преступления в данном случае не отрезвляет пап и мам. Они продолжают искать виновных на стороне. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию.

Семьи с демонстративным стилем воспитания, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывают на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что он растет «бандитом» и т.п. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, вызывает озлобление по отношению к взрослым, родителям.

Семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.

Семьи с жестко-авторитарным стилем воспитания, в которых родителям присуще злоупотребление физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием – жестокая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных.

Семьи с увещевательным стилем воспитания, где в противоположность жестко-авторитарному стилю родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применяя никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях, что называется, «садятся на голову».

Семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания. Данный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери.

Семьи с воспитанием по типу «кумир семьи». Данное отношение часто возникает по отношению к поздним детям, когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, в результате у него формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

Семьи с непоследовательным стилем воспитания, когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского авторитета. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегает мнением старших, родителей.

Таким образом, тип семьи во многом определяет характер, который будет сформирован у ребенка.



Оглавление
Теоретические основы психологии воспитания школьника.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предмет психологии воспитания
Процесс воспитания как психологическая проблема
Цель психологии воспитания
Закономерности и принципы воспитания
Методы психологии воспитания
Воспитание ребенка на различных этапах развития общества
Основные концепции и модели воспитания в семье
Типология современных семей
Нарушения семейного воспитания
Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка
Стиль семейного воспитания ребенка-дошкольника