«Степь как образ Родины в повести Гоголя «Тарас Бульба. Образ Тараса Бульбы в повести "Тарас Бульба". Характеристика произведения Образ родины земли русской в тарасе бульбе

Образ Родины и героизм ее защитников в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Цели:
Обучающие: ознакомить школьников с исторической основой повести, помочь понять основную идею произведения.
Развивающие: совершенствовать навыки анализа текста, чтения прозаических отрывков наизусть и выразительного чтения эпизодов, умение работать в группах.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, уважения к ее истории, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных чувств личности.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, презентация, мультимедийные средства.

Ход урока.

1. Слово учителя.
Сегодня мы продолжаем изучение одного из сложных по своей проблематике произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Человеческий и творческий лик Гоголя не однозначен по своей сути, поэтому вот уже на протяжении полутора столетий не утихают споры о феномене Гоголя, загадке его искусства, тайне его личности, о направлении и смысле его духовного и художественного развития. Творчество писателя было полно жаждой познания России, истоков характера русского человека. Загадку личности Гоголя может постигнуть только тот, кто, оставшись наедине с писателем не просто прочитает, а переживет его произведения. Итак, давайте все вместе попытаемся осмыслить основную идею повести «Тарас Бульба» и ответим на вопрос:
- Как в повести отразилась любовь Н.В. Гоголя к своей Родине? Почему Н.В. Гоголь, родившийся в Малороссии, считал своей Родиной Россия, а себя русским писателем?
2. Презентация на тему «Образ Родины и героизм ее защитников в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
3. Выразительное чтение наизусть учащимся фрагмента из повести «Описание степи днем».
Ответ на вопросы:
- Почему Белинский сказал о Гоголе: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их…?»
- Какие слова и выражения из описания степи особенно живописны?
4. Образ Запорожской Сечи. (групповая работа)
- Каковы обычаи и законы Сечи?
- Каков характер запорожцев?
- Какие черты в запорожцах привлекают и отталкивают?
С одной стороны, это была республика, как замечает Н.В. Гоголь, странная республика согласно потребностям того века. В общественном устройстве Сечи нет сословной и зависимости людей друг от друга, нет имущественных оков. Это была военная организация вольного народа, противопоставленная миру вражды и рабства. Здесь народ избирает правителей, защищающих их интересы. Воинская служба в Сечи – это не принуждение, а добровольное служение Отечеству.
С другой стороны, Н.В. Гоголь не идеализирует казаков. Сечь населяют самые разные люди: бывшие преступники, образованные и необразованные, богатые и бедные, желающие самоутвердиться и любящие воевать. Казацкая жизнь – принципиально бессемейная. История в гоголевской повести творится мужчинами, причем достаточно жестокими в отношении друг к другу.
5. Прославление боевого товарищества. Аналитическая беседа.
- Что служит объединяющим началом для казаков? (Всех их объединяет товарищество и православная вера).
- Прочитайте выразительно речь о товариществе (глава IX). Читает подготовленный ученик.
- Что заставило героя произнести эту речь?
- Какие убеждения, высказанные Тарасом можно считать высоконравственными?
- Почему Бульба обращается к казакам с этой речью перед сражением?
Проанализируйте лексику, синтаксис и интонацию речи.
Во-первых, он хотел избавить товарищей от уныния, а во-вторых, хотел, чтобы они достойно встретили мученическую смерть. Недаром именно в смерти, по словам Тараса, сказывается величие русской души: .
Приведите примеры анафоры, риторического обращения, параллелизма, антитезы, сравнения.
6. Героическая смерть казаков (глава IX). Речь героев (групповая работа). Аналитическая беседа.
- Каково влияние речи Тараса на запорожцев?
- Проанализируйте предсмертные реплики казаков. Что общего в этих репликах?
- Почему Н.В. Гоголь делает высказывания похожими?
- Какие вопросы Тарас троекратно задает запорожцам?
- Какой смысл имеют эти слова?
- Какие элементы фольклора созвучны боевым репликам Тараса?
Речь Тараса производит на запорожцев сильнейшее впечатление: в них заговорило лучшее, «что бывает в сердце у человека». Героизмом в бою с поляками, самоотверженностью, готовностью прийти на помощь товарищу запорожцы подтвердили слова Тараса. Их предсмертные слова похожи потому, что запорожцы составляют единое целое, сражаются и умирают не за себя, а за веру, за Родину, за товарищей. Поэтому в их предсмертных речах о себе нет ни слова. В этом казаки сходны с героями русского эпоса.
7. Предательство Андрия (глава VI, IX). Групповая работа.
- Почему Андрий изменил своей отчизне?
- Проанализируйте монолог Андрия со слов «На что мне отец, товарищи, отчизна?» до конца главы VI.
- Какими речевыми средствами передано душевное состояние влюбленного героя?
- Какие слова, синтаксические конструкции и интонации говорят о его решительности?
Сопоставьте монолог Андрия с авторским отступлением в последнем абзаце главы VI.
- Почему автор называет Андрия рыцарем?
Причины предательства Андрия кроются в его характере. Душа Андрия открыта всему миру: он способен видеть прекрасное, сострадает человеку, даже если он враг. Он не может жить только войною, он выбирает ценности мирской жизни красоту и любовь. Рыцарство для Тараса – воинская отвага, верность казацкому долгу и отвращение к нежбе. Рыцарство для Андрия – это преклонение перед возлюбленной, желание служить ей. Переход Андрия на сторону противника с точки зрения запорожцев – измена, предательство, потому что они ценили коллективистские ценности. Но с точки зрения вечных ценностей Андрий делает совй выбор ради любви, во имя служения женщине. Это его индивидуальный выбор. Переживания любви связано с религиозными переживаниями Андрия:. Автор осуждает предательство Андрия: . С точки зрения Тараса, Остапа, других казаков, Андрий заслуживает смерти, потому что предательство достойно самого резкого осуждения. Тарас сожалеет о сыне, но не сожалеет о его смерти.
8. Смерь Остапа (глава 11). Две жизни – две судьбы. Групповая работа.
- Почему автор описывает подробно жизнь Остапа?
- Что дало Остапу силы выстоять?
- Почему Остап в свой смертный час обращается к отцу?
- Какого человека хотел он видеть перед смертью?
- Как относится Тарас к смерти сына?
В поведении Остапа перед смертью есть сознание своей правоты, героическая самоотверженность, твердость духа. Он не издает «ни крика, ни стону», несмотря на жестокие пытки. Хотя перед смертью .
Остап просит о духовной поддержке, и она к нему приходит, потому что он умирает смертью героя. В этом и заключается главное отличие гибели двух братьев: один гибнет как герой, а другого казнят как преступника.
9. Смерть Тараса Бульбы (глава XII). Групповая работа.
Аналитическая беседа (продолжение).
- Прочитайте выразительно фрагмент взятия в плен и смерти Тараса (глава XII).
- Как Н.В. Гоголь описывает его духовную мощь и преданность Родине?
- Найдите детали психологического портрета Тараса. Почему они важны для понимания его характера?
Даже перед лицом смерти Тарас проявляет истинное величие: он не думает о себе, все мысли его – о товарищах, Родине, смерти он не боится. Так он сам следует словам, сказанным когда-то о товариществе. Умирает Тарас духовно не побежденный. В образе Тараса господствует одна психологическая черта6 преданность общему делу, этому отдаются все душевные и физические силы фольклорного богатыря. Однако судьба Тараса не только героична, но и трагична. Он лишается сыновей и однополчан, поэтому не случаен в финальной сцене образ дерева без вершины: счастья победы Бульба так и не испытал, личного счастья тоже.
10. Подведение итогов урока.
Итоговый вопрос:
- В чем патриотический пафос повести «Тарас Бульба»?
В повести мы видим героическое и поэтическое прошлое Украины. Основное содержание повести – борьба запорожцев за свою независимость. Образ Родины в повести связывается с героическим эпосом, а казаки предстают как свободный и гордый народ – настоящие богатыри. Отношение друг к другу основано на боевом братстве, им свойственны истинные ценности: сила, смелость, красота, любовь, патриотизм, стремление к подвигу. В этом заключается актуальность произведения в наши дни.
11. Рефлексия.
- Чему научила нас повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?
Литература.
1. Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей образовательных организаций. – М.: Просвещение, 2013
2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: Вако, 2015
3. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах. Т.2. М.: «Русская книга», 1994
4. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. – М.: Вако, 2007
5. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М.: ООО «ТИД» Русское слово – РС, 2000

Николай Васильевич Гоголь зарекомендовал себя как великолепный художник, выражавший красоту в слове. Природа предстаёт перед читателем словно живой организм, удачно вписывающийся в сюжетное повествование. В произведении «Тарас Бульба» рассказывается о храбрых воинах, нелёгком выборе и личной драме трёх козаков. Степь в повести «Тарас Бульба» становится не просто фоном, на котором разворачиваются основные события, а представляет собой нечто большее.

Для начала следует сказать, что творческое сознание Гоголя формировалось под влиянием романтической традиции. Переняв у сентименталистов способы отражения духовных переживаний с помощью пейзажа, писатели-романтики значительно расширили применение этого приёма. Стихия в романтизме понималась как нечто могущественное и великое, то, что обязательно должно вызывать отклик в человеческой душе. Различались пейзаж-настроение, который отражал текучесть жизни и переменчивость эмоций, пейзаж-руины, пробуждающий фантазию, пейзаж-стихия, где показана сокрушительность природных сил, и пейзаж-мираж, который переносит в сферу ирреального, таинственно-возвышенного. В тексте произведения «Тарас Бульба» степь скорее представлена первым подвидом: пейзаж-настроение, но с некоторыми оговорками (нельзя забывать, что в творчестве Н. Гоголя, как и в произведениях других писатели того времени, отражена смена романтической парадигмы на реалистическую).

Впервые описание степи появляется уже во второй главе, когда два молодых человека и старый козак отправляются на Сечь. Каждого из героев одолевают свои мысли. Тарас думал о своём прошлом, об ушедшей молодости, о том, кого встретит на Сечи, живы ли его товарищи. В этой же главе читатель узнаёт о двух сыновьях Тараса. Остап был добрым и прямодушным, он считался лучшим товарищем. Прощание с матерью и её слёзы тронули юношу до глубины души, несколько смутив его. Андрий же «имел чувства несколько живее». По пути на Сечь он думал о красавице-полячке, которую встретил когда-то в Киеве. Увидев красоту степи, герои забывают обо всех тех мыслях, которые не давали им покоя.

Для наглядности стоит поместить здесь отрывок из «Тараса Бульбы» о степи:

«Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!

Как тонко и чувственно прописана каждая деталь пейзажа. Складывается впечатление, что не Сечь должна принять новых козаков, а сама степь: «степь давно приняла их в свои зелёные объятия…». Эта фраза употреблена не ради красоты слога. Образ степи оказывается символическим воплощением свободы, силы, могущества, веры в чистоту. Родина в повести ассоциируется, прежде всего, с красотами природы и степью. Вольные степи тождественны свободолюбивому характеру запорожцев. В степи всё дышит свободой и простором. Автор говорит о том, что путешественники останавливались лишь на обед и сон, а всё остальное время скакали навстречу ветру. Неслучайно в тексте повести нет описания каких-либо строений на территории Украины, есть только курени, которые легко убрать и поставить заново. Иначе говоря, нет никаких оков, которые могли бы ограничить или убить природу. В этом ключе нужно сказать и о военных походах запорожцев: известно, что они выжигали города дотла, сравнивали деревни с землёй. Этот факт можно понимать и как своеобразную борьбу с ограничением именно природы, провозглашение свободы и отсутствия условностей. При этом запорожцы не представляются читателю как некие хозяева стихии, наоборот, они органично вписываются в природу, живут ею и в ней.

В повести «Тарас Бульба» описания степи отличаются богатством ярких красок. Текст оказывается крайне визуализированным, то есть описываемая картинка тут же предстаёт в воображении читателя. Картинки сменяют друг друга, акценты перемещаются под удивительное звуковое сопровождение:

«По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе».

Так лирично живописать степь мог только человек, по-настоящему любивший её, понимающий её богатство.

Пейзажные зарисовки появляются и в эпизоде осады Дубно: Андрий ходит по полю, глядя на бескрайние просторы, но чувствует духоту на сердце. Июльская жара соединяется с внутренним состоянием героя, ощущением бессилия и усталости. Аналогичный приём использован и в первой главе произведения. Путники только выехали из родного дома, а другие козаки увели мать Остапа и Андрия, которая не хотела смириться с их отъездом. Эта сцена смутила и самого Тараса Бульбу, но, тем не менее внутреннее состояние героев вновь описывается посредством природного мира: «день был серый… птицы щебетали как-то вразлад». Именно последнее слово и задаёт общее настроение: Остап и Андрий ещё не чувствуют того единства с отцом и степью, будто герои ещё не обрели целостность. Здесь субъективное восприятие природы персонажем соединяется с объективным авторским словом о внутреннем состоянии героя.

Благодаря детальным описаниям и мелодичному художественному языку Гоголь создаёт живой образ степи, пронизанный свободой, красотой и силой.

Тест по произведению

Урок литературы 6 класс

Тема. Степь как образ родины в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Цель деятельности учителя :

Создать условия для развития нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления значения образа степи как образа родины в повести.

Организовать деятельность, направленную на формирование навыка работы с текстом, анализа эпического произведения, выразительного чтения;

Планируемые результаты:

Предметные:

Осознают понятия «художественный образ», «пейзаж в художественном произведении»,

Распознают художественно-изобразительные средства, выделяют зрительные и слуховые образы в художественном тексте,

Выразительно воспроизводят текст.

Метапредметные:

Оценивают результаты своей – чужой деятельности, анализируют собственную работу, планируют свои действия; определяют цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;(регулятивные УУД)

Умеют определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, умеют с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли; (коммуникативные УУД)

Умеют группировать и систематизировать материал, ориентируются в тексте, находят нужную информацию, умеют выдвигать гипотезы и планировать деятельность; (познавательные УУД)

Личностные:

Соотносят свое понимание родины с трактовкой писателя,

Осознают понятие «родина» как эмоционально-художественный образ;

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Форма урока: Урок-поиск

Оборудование: мультимедийная презентация, видеофрагмент из кинофильма «Тарас Бульба» режиссера В. Бортко, рабочие листы с заданиями для групповой работы.

ХОД УРОКА.

I . Организационный этап. Мотивация учебной деятельности

Видеофрагмент из кинофильма «Тарас Бульба», режиссера Владимира Бортко(2008г.) Прощание с родным хутором, дорога в Запорожскую Сечь.

Беседа:

Определите место эпизода в сюжете?

Куда отправляются герои?

О чем думает каждый из них? (домашнее задание – сжатый пересказ).

Как раскрывает состояние героев музыкальное сопровождение эпизода?

(музыка напряженная, тревожная, неизвестно, что готовит судьба героям)

Однако очень скоро настроение казаков меняется.

«Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».

Что вызвало перемену в настроении героев? Выберите из предложенных вариантов и обоснуйте свой выбор: случайная встреча – обращение Тараса Бульбы к сыновьям – дорожные впечатления – окружающая обстановка - происшествие.

Все впечатления связаны со степью, по которой ехали казаки.

II . Целеполагание

Выразительное чтение наизусть описания степи днем, вечером, ночью (сопровождается презентацией)

Составление ассоциативной грозди

СТЕПЬ – простор, широта, безграничность, свежесть, красота, очарование, свобода…

Можно ли предположить, что описание степи несет более значительную нагрузку, чем просто пейзаж? Объясните, в чем отличие значение литературоведческих терминов (работа с терминами «пейзаж», «художественный образ»).

Пейзаж (фр. pays – страна, местность) – описание (изображение) природы в художественном произведении

Художественный образ – картина человеческой жизни, творчески воссозданная автором

Ассоциативный ряд, возникающий при чтении описания степи, многограннный, в нашем представлении возникает картина.

Формулирование темы учениками по ключевым словам: Степь как художественный образ (какой?) формулировка не завершена

Выявление затруднения : этот образ имеет скрытый смысл. Наверное, существует какая-то невидимая связь между казаками, их мыслями, характерами и степью.

Формулирование целей урока (совместно с учениками):

Выяснить, почему степь изменила настроение казаков?

Определить, какую смысловую нагрузку имеет образ степи;

Найти ключевое слово темы урока.

III . Работа по теме:

- Степь влияет на героев: они ее видят. Но незабываемое впечатление описание степи производит и на нас, читателей. Почему?

Работа с эпиграфом:

Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми

красками действительности. Видишь и слышишь их»

(В.Г. Белинский)

Как ответил на наш вопрос великий критик?

Гоголь – величайший мастер слова - изобразил степь так, что мы ее видим, слышим, чувствуем так же, как его герои.

Организация исследовательской деятельности:

Задача: исследовать художественно-изобразительные средства языка Гоголя, зрительные, звуковые и цветообразы, использованные при описании степи; выяснить, какую смысловую нагрузку несет образ степи в повести, составить кластер.

Задания для групп (конкретизация заданий совместно с учениками):

Найти в тексте и выписать средства создания художественного образа степи;

(2 группы работают с тропами и зрительными образами, 2 другие – с цветовыми и звуковыми образами; при представлении результатов принимаются дополнения, создаются условия для взаимопроверки и самооценивания)

Определить значение и цель использования;

Выписать слова, в которых передается отношение автора к степи;

Составить синквейн на основе слова «степь».

Исследовательская работа в группах:

Зрительные образы : пирамидальная верхушка дрока, зонтикообразная кашка, ястребы в небе, чайка, поднимающаяся из травы, вереница лебедей, летевших на север, обитатели степи: куропатки, дикие гуси, пестрые суслики.

Слуховые образы : свист сусликов, трещанье кузнечиков, крик лебедя и диких гусей. Звуки степи звучат как музыка днем, вечером и ночью. Мы их не только представляем, но и слышим (аллитерация свистящих и шипящих звуков): «тысяч ью птич ьих свистов» (ч-с), «ш ныряли куропатки, вытянув ш еи» (ш-ш), «с улики с тановились на з адние лапки и оглаш али с тепь с вистом» (с-ш-с).

Цветообразы : зелено-золотой океан, голубо-синие, лиловые волошки, желтый дрок, белая кашка, синие волны воздуха, изголуба-темное небо, серебряно-розовый свет зарева - цветовая гамма сложная, так как передается «пестрое пространство» степи.

Художественно-изобразительные средства языка:

- эпитеты: девственная пустыня, обольстительный ветерок, неизмеримые волны;

- сравнения: растения как лес; обольстительный, как морские волны, ветерок; крик лебедя, как серебро;

- метафоры : степь – пустыня, океан; красные платки лебедей по темному небу; волны диких растений; звезды - блестящие искры светящихся червей; красные платки лебедей;

- олицетворение : звезды глядели, ветерок дотрагивался до щек;

Представление результатов исследовательской работы с текстом каждой группы (составление кластера).

Степь у Гоголя необъятна, как море. Растений в степи бесконечное множество, ветер приводит их в движение, и взору представляется живая волнообразная поверхность, создающая впечатление бесконечности.

Пестрота и яркость красок, их многообразие слепят глаза. Основной фон степной поверхности – «зелёно-золотой», с брызгами миллионов разных цветов. Мир степи живёт своими законами. Эта жизнь проявляется во всём: в крике лебедя, в полёте чайки, в величественном течении Днепра, в сиянии звёзд. Автор стремится передать не само по себе многообразие звуков, красок, а целостное впечатление, возникающее при виде этой картины.

Нигде не попадались им деревья, всё та же бесконечная, вольная, прекрасная степь».

Такое восприятие степи свойственно всем, кто попадает в степь?

IV . Обобщение.

Активизация поиска ключевого слова:

Театрализация (воображаемый монолог француза Дефоржа о своих дорожных впечатлениях – опережающее групповое задание)

«Я ехал сюда три недели. Дикая степь, пыль, жара. Никакого жилья. Ни одного человека не встретишь. Страшно. Опасно, Трава высокая. Что в ней скрывается? Может быть, волки? Ужас! Нет, во Францию, во Францию, во Францию…» (монолог звучит на французском языке).

Почему красоту степи не почувствовал Дефорж? Почему его сердце «не встрепенулось, как птица?»

Дефорж – француз, он не может понять красоты и величия степи, испытывает лишь страх перед дикими просторами и неудобства дорожного путешествия. Восхищение и восторг может испытать только русский человек. (Во французском языке не было слова «степь», оно заимствовано из русского).

Для казаков степь – родная земля, родина , потому это удивительное место на земле вызывает восторг автора и героев. Степь, как мать , принимает своих сыновей, пытаясь утешить, передать им свою неиссякаемую энергию. Степь – обобщенный образ родины. Ради неё казаки совершают свои подвиги.

V . Рефлексия (определение смысловой доминанты образа степи):

Представление синквейнов с ключевым словом «степь»

Степь Степь

Безбрежная, необъятная Прекрасная, удивительная

Восхищает, удивляет, завораживает Успокаивает, утешает, ласкает

Степь рождает героев Степь – родина для казаков

Родина Мать

Уточнение формулировки темы: Степь как художественный образ родины-матери

Вывод: Степь – мать для героев повести Н.В.Гоголя . Только лишь мужественные, сильные люди, наделённые широтой души и щедростью сердца, могут быть достойными матери-степи.

Домашнее задание.

Выучить наизусть или пересказать близко к тексту описание степи во 2 главе (по выбору: степь днем, вечером, ночью).

Рассказать о нравах и обычаях Запорожской Сечи. Ответить на вопрос: почему Гоголь относился к ней восторженно?

Технологическая карта урока

Предмет Литература_________

Класс 6___________________

Тема Степь как образ родины в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Место урока в системе уроков по данной теме: 2 урок в изучении темы

Цели для ученика:

Распознавать художественные средства в тексте, группировать по значению; извлекать имплицитную информацию;

- выдвигать гипотезы и планировать деятельность;

- высказывать и обосновывать свое мнение;

- осознать понятие «родина» как художественно-эстетический образ.

Цели для учителя:

Создать условия для развития нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления значения образа степи как образа родины в повести;

Организовать деятельность, направленную на формирование навыка работы с текстом, анализа эпического произведения, выразительного чтения.

Планируемые результаты

Предметные:

Осознают понятия «художественный образ», «пейзаж»;

Находят художественно-изобразительные средства, зрительные и слуховые образы в художественном тексте, объясняют их роль в тексте;

Выразительно воспроизводят текст;

Используют практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов чтения в соответствии с коммуникативной задачей;

Метапредметные:

Оценивают результаты своей – чужой деятельности, анализируют собственную работу, планируют свои действия; определяют цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем; (регулятивные УУД);

Умеют определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, умеют с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли; (коммуникативные УУД);

Умеют группировать и систематизировать материал, ориентируются в тексте, находят нужную информацию, умеют выдвигать гипотезы и планировать деятельность; (познавательные УУД).

Личностные:

Соотносят свое понимание родины с трактовкой писателя;

Осознают понятие «родина» как эмоционально-художественный образ.

Предварительная подготовка: прочитать 2 главу повести, подготовить сжатый пересказ «Остап и Андрий в бурсе», подготовить выразительное чтение наизусть описания степи днем, вечером и ночью (инд. задания – 3 ученика), представить воображаемый монолог Дефоржа о путешествии в Россию (творческая группа – 3 ученика).

Тип урока - урок усвоения новых знаний

Оборудование: видеопроектор, экран, слайд-шоу,рабочие листы для работы групп, учебник «Литература» под ред. Г.С. Меркина

Опорные понятия, термины: пейзаж, эпитет, сравнение,

олицетворение, метафора, аллитерация, инверсия

Новые понятия: художественный образ, родина как художественно-эстетический образ

Формы контроля: самоконтроль

Домашнее задание: выучить наизусть (или пересказать близко к тексту) описание степи днем, вечером или ночью (на выбор), рассказать о нравах и обычаях Запорожской Сечи. Ответить на вопрос: почему Гоголь относился к ней восторженно?

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационно-

мотивационный

Создает условия для включения обучающихся в учебную деятельность;

Предлагает просмотреть фрагмента кинофильма, проводит беседу по содержанию эпизода;

Узнают героев, определяют место эпизода в произведении, соотносят зрительные образы с текстом; Пересказывают сжато содержание текста

Регулятивные: готовность к самообразованию;

Познавательные:

Создание эмоционального фона для восприятия темы;

Коммуникативные:

Умение строить речевое высказывание;

Целеполагание

Создает условия для эстетического восприятия текста произведения, предлагает прослушать выразительное чтение наизусть описания степи.

Создает ситуацию выбора ключевых слов, предлагает выстроить ассоциативный ряд, сопоставить понятия «пейзаж» и «художественный образ»; обозначает проблему, помогает выявить затруднения, подводит к определению цели урока. Совместно с учениками формулирует тему.

Воспринимают на слух художественный текст, вычленяют фрагменты прослушанного текста в тексте 2 главы;

Выбирают и обосновывают вариант ответа из предложенного ряда понятий, составляют ассоциативную гроздь к слову «степь», сопоставляют понятия «пейзаж» и «художественный образ»

Выявляют затруднения в определении смысловой доминанты слова «степь», формулируют тему на основе ключевого понятия «художественный образ», совместно с учителем определяют цель своей деятельности

Познавательные:

Формирование познавательных целей;

Построение логической цепи рассуждения;

Анализ понятий с целью выявления признаков;

Коммуникативные:

Представление конкретного содержания в устном виде;

Регулятивные:

Выявление проблемы;

Определение цели учебной деятельности с помощью учителя;

Работа по теме

Организует исследовательскую работу в группах, совместно с учениками определяет продукт исследования и форму его представления

Работают в группах, выбирают лидера, распределяют обязанности, оформляют результаты на демонстрационном листе, представляют результаты

Находят в тексте выписывают и группируют художественно-изобразительные средства, определяют их роль, авторскую позицию, составляют синквейн на основе слова «степь»

Познавательные:

Использование изучающего и просмотрового способов чтения для решения коммуникативной задачи;

Извлечение и обработка необходимой информации из текста;

Анализ с целью выявления признаков, систематизация;

Коммуникативные:

Учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, взаимодействие в группе;

Участие в коллективном обсуждении проблемы;

Построение контекстного монологического высказывания;

Обобщение (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов)

Воплощено большое количество типичных сторон украинского казачества. В одноименной повести он раскрывается со всех сторон: и как семьянин, и как военачальник, и как человек в целом. Тарас Бульба - народный герой, он не выносит спокойного домашнего существования и живет бурной жизнью, полной тревог и опасности.

Бульба как семьянин

Главный герой является суровым мужем и отцом. К относится с определенной снисходительностью. Он считает ее просто «бабой», бесконечно ничтожным существом, у которого нет никакого авторитета. Своих сыновей гоголевский герой также приучает не подчиняться влиянию матери. Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» сначала кажется немного жестоким. Он не признает мягкую а даже наоборот - видит в ней большую опасность для настоящего казака. Он считает, что нельзя поддаваться чарам женской любви, даже если это так как можно «обабиться».

Бульба как отец

Таким же суровым представлен Тарас и как отец. В отношении с двумя сыновьями он не допускает ни капли ласки или мягкости, сразу пытается стать им старшим товарищем. Даже когда сыновья возвращаются домой, Бульба при первой встрече вступает в драку с одним из них. Таким способом он пытается определить силу и темперамент сына, чтобы узнать, каким боевым товарищем он станет в будущем.

Бульба как военачальник

Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» раскрывает перед читателем неутомимую, энергичную и предприимчивую личность. Главный герой не ведает, что такое усталость и страх. Он прекрасно знает своих подчиненных, умеет повлиять на них и делом, и словом. Когда нужно, может уместно пошутить или зажечь сердца воинов, проговорив воодушевленную патриотическую речь.

Главный герой прозорлив и хитер, он ловко управляет психологией казаков и без затруднений может добиться назначения кошевого атамана. Именно Тарас оказывается самым дальновидным, когда между поляками и казаками якобы возникает перемирие.

Дух товарищества

Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» наиболее раскрывается в отношениях с его ратными товарищами. К ним он относится по-братски, именно здесь Гоголь показал всю нежность главного героя, на которую только он был способен. Наиболее широко демонстрируется дух товарищества Тараса Бульбы в сцене, когда он умирает мучительной смертью, но при этом не думает о себе, а переживает за своих ратных товарищей, которые еще могут спастись. В последние минуты жизни он все же находит в себе силы, чтобы указать путь спасения братьям-казакам.

Тарас Бульба - народный герой

Главный герой повести - это олицетворение всех национальных черт, которые автор представляет в разных персонажах данного произведения. В главном герое сосредоточены упорство титана, героическое спокойствие и суровый юмор. Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» - это как будто вылитая из стали фигура, но в то же время мятежная и страстная. Он - непреклонный и гордый, в один момент суровый и жестокий, а в другой - великодушный.

Подвиг Тараса Бульбы

«Я тебя породил, я тебя и убью», - такой была последняя фраза Бульбы в момент расправы над своим младшим сыном за предательство. Тарас уже не считал Андрия своим ребенком, так как он предал не только родную землю, но и всех близких. Бездыханное тело сына главный герой покидал с тяжелым сердцем.

После того как не стало младшего отпрыска, Тарас все больше проникался любовью к старшему - Остапу. В одном бою Бульба не смог уберечь своего сына. Здесь читатель уже может заметить страдания главного героя, когда душа Тараса раскрывается совсем с другой стороны. Он обманом пробирается в Варшаву, чтобы найти Остапа. И находит его на площади, где тот подвержен пыткам и издевательствам. Изо всех своих последних сил Остап обращается к отцу с вопросом: «Где ты? Слышишь ли?» В этот момент Тарасу грозит огромная опасность, но он об этом забывает, откликаясь на зов родной кровинки: «Слышу!»

Это был последний подвиг Тараса Бульбы. Враги поймали его, но он не потерял гордость и честь и достойно встретил свою смерть. Когда Тараса сжигали на костре, он уже чувствовал приближение неминуемой гибели, но при этом смотрел на своих казаков, убегающих от ляхов, и кричал: «Хлопцы, к берегу!»

О повести

«Тарас Бульба» - произведение, в котором рассказывается о борьбе украинского народа против В своем произведении автор показывает узы дружбы, которые связывают два братских народа (украинский и русский). Николай Васильевич Гоголь не случайно упоминает «русскую силу» казачества. Казачество для него - сбежавшие от своих господ холопы, выходцы из русских княжеств, которые объединились, чтобы бороться за свою независимость.

Характеристика повести «Тарас Бульба» сосредоточена на главном герое. Автор не пытался его идеализировать, в образе Тараса Бульбы перемешаны малое с великим, грубость с нежностью. Гоголь пытался передать героический характер, и у него это получилось. Даже после гибели Тараса его любовь к родной земле и товарищам, его воля остались несокрушимыми.

Благодаря таким самоотверженным и наша страна выстояла и сохранила свою независимость. Это произведение и на сегодняшний день сохраняет свою актуальность. Повесть «Тарас Бульба» для многих является одной из любимых. Сильные характеры, героическое время - современным людям есть чему поучиться!