Диагностирование и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин. Регулировка жатки комбайна Технологический процесс ремонта комбайна

ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………………………5

1. Назначение, устройство и регулировки жатки комбайна «Дон-1500»…...6

1.1 Назначение, устройство и регулировки режущего аппарата…………….6

1.2 Назначение, устройство и регулировки мотовила………………………...8

1.3 Назначение, устройство и регулировки шнека жатки……………………11

1.4 Назначение, устройство и регулировки битера проставки……………...12

1.5 Назначение, устройство и регулировки наклонной камеры…………….13

2. Правила безопасности труда при ТО и ремонте.

Пожарная безопасность………………………………………………………...14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………………………16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..……………………17

ВВЕДЕНИЕ

В этой работе я расскажу о механизмах жатки, из чего они состоят и как их отрегулировать. Важно правильно отрегулировать все механизмы жатвенной части комбайна, что исключит полную или частичную потерю зерна.

Одной из основных задач сельского хозяйства является производство зерна, которое относится к числу сложных и трудоемких производств.

Механизация процессов производства зерна облегчает труд работников сельского хозяйства, особенно при уборке зерновых колосовых культур. Уборка зерновых культур - главная и первостепенная операция в производстве зерна.

Сроки уборки зерновых культур определяются биологическими особенностями культуры, погодными условиями и характером почвогрунтов. Проводить уборку необходимо своевременно и в сжатые агросроки. Это позволит собрать урожай с наименьшими потерями. При запоздании с уборкой зерновых культур неизбежны значительные невосполнимые потери. Зерноуборочная техника помогает в нужный момент быстро убрать урожай. Прототип современных зерноуборочных комбайнов был создан в XIX в. В 1868 г. в России агроном А. Р. Власенко построил и применил зерноуборочный комбайн, названный им «конной зерно-уборкой на корню». С появлением тракторной тяги, заменившей конную, зерноуборочные комбайны получили дальнейшее развитие.



С появлением комбайна уборка колосовых культур упростилась. За один проход по полю комбайн полностью осуществлял все уборочные операции: срезание стеблей, обмолот, очистку зерна и сбор пожнивных остатков. Этот способ уборки назвали прямым.

Целесообразность прямой комбайновой уборки состоит в том, что она высокопроизводительна, облегчает труд работников сельского хозяйства, экономит топливо, сокращает потери зерновых культур. Но такая уборка экономически эффективна только тогда, когда хлеб сухой, полностью созревший, незасоренный и неполеглый. Полеглый (особенно сильно полеглый) хлеб трудно поддается прямой уборке. При уборке зерновых колосовых культур широкое применение получили оба способа. В среднем по стране зерновые колосовые культуры с 60 % площадей убирают раздельным способом и с 40 % площадей - прямым комбайнированием.

Прямую уборку начинают, когда 95 % стеблей достигнет полной спелости, а влажность зерна - 14... 17%. Косят низко - не выше 15 см, а малорослые и полеглые хлеба - не выше 10 см.

Назначение, устройство и регулировки жатки комбайна «Дон-1500»

Жатка для прямого комбайнирования. Жатка комбайна предназначена для скашивания, формирования равномерного потока хлебной массы и транспортировки ее к молотильному аппарату. Жатка состоит из корпуса, режущего аппарата, мотовила, трубы, шнека, механизмов привода и регулировки рабочих органов. Корпус жатки образован сварным каркасом, обшитым листовым металлом, боковинами и задним (ветровым) щитом. На боковинах закреплены гидроцилиндры и подъема мотовила, делители, поддержки и мотовила. На левой боковине смонтированы клиноременный вариатор привода мотовила, механизм привода шнека и механизм качающейся шайбы - привода ножа. На задней стенке ветрового щита справа и слева расположены винтовые домкраты для установки жатки на площадке при монтаже. В средней части щита выполнено окно для прохода хлебной массы к битеру проставки. К нижней части корпуса прикреплены копирующие башмаки, а к его несущей трубе приварены кронштейны упоров и центрального шарнира.

Назначение, устройство и регулировки режущего аппарата

Режущий аппарат служит для срезания растений при прямом комбайнировании. Он состоит из пальцев и ножа с сегментами. Пальцы снабжены противорежущими пластинами. Нож приводится в возвратно-поступательное движение механизмом привода. На жатках комбайнов все большее распространение получает режущий аппарат системы Шумахера.

Возвратно-поступательный механизм привода

Режущий аппарат. На жатках комбайнов и валковых жатках устанавливают следующие режущие аппараты: сегментно-пальцевой закрытого типа (рис. 6, а), беспальцевой (рис. 6, б) или сегментно-пальцевой открытого типа (рис. 6, в).

Сегментно-пальцевой режущий аппарат закрытого типа состоит из пальцев 1, закрепленных на брусе 3, и ножа, снабженного сегментами 2. На пальцах 1 установлены противорежущие пластины 8. К левому концу спинки 4 ножа прикреплены основание 19 и головка 21 с шаром для присоединения механизма привода. Беспальцевой режущий аппарат состоит из неподвижного ножа, образованного сегментами 23, и подвижного ножа с сегментами 24.

Сегментно-пальцевой режущий аппарат открытого типа снабжен подвижным ножом с сегментами и короткими пальцами 25 с вкладышами 26.

Ножи режущих аппаратов всех типов совершают возвратно-поступательное движение. При движении комбайна в промежутки между неподвижными элементами режущего аппарата (пальцами 1, 25 или сегментами 23) заходят стебли растений, подвижные элементы (сегменты 2, 24) прижимают их к острой кромке неподвижных режущих элементов и срезают.

Рис. 6. Режущий аппарат комбайна «Дон-1500Б»:

а - сегментно-пальцевой закрытого типа; б- беспальцевой;

в- сегментно-пальцевой открытого типа; г - стеблеподъемник;

1, 25- пальцы; 2, 23, 24- сегменты; 3- брус; 4- спинка ножа;

5, 22- прижимы; 6- прокладки; 7, 9- пластины трения;

8, 26- противорежущие пластины (вкладыши пальцев);

10 - колебательный вал; 11- ведущий вал; 12 - корпус;

13 - палец; 14- сапун; 15- водило; 16- шкив-маховик;

77-рычаг; 18- соединительное звено; 19 - основание головки ножа;

29- пружина; 30- пластина; 31 - перо

У режущих аппаратов с кривошипно-шатунным приводом ножа осевые линии сегментов и пальцев при крайних положениях должны совпадать. В случае отклонения более чем на 5 мм аппарат центрируют, изменяя длину шатуна.

Для качественного среза стеблей носки сегментов 2 и 24 должны прилегать к пластинам 8 и 26 (зазор не более 0,5 мм). Зазор между сегментом и задним краем пластины должен быть 0,5... 1 мм, а между прижимом 5 и сегментом 2 - не более 0,5 мм. Зазоры регулируют рихтовкой прижимов, установкой прокладок 6 и смещением пластин трения 9. Отрегулированный нож должен свободно перемещаться от усилия руки. Для подъема полеглых стеблей на пальцы режущего аппарата закрытого типа устанавливают стеблеподъемники (рис. 6, г). Их закрепляют хомутами 27 на каждом втором пальце при уборке изреженных и на каждом третьем-четвертом при уборке густых и длинносоломистых полеглых хлебов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ РЕМОНТНО-МОНТАЖНОГО УЧАСТКА ЦРМ.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ РЕМОНТНО-МОНТАЖНОГО УЧАСТКА ЦРМ.

Рисунок.16.1. Стенд для разборки и сборки кареток подвески тракторов

1 - упорный кронштейн; 2 - откидные боковые кронштейны; 3 - огражде­ние; 4 - схватка подъемного устройства; 5 - приспособление для снятия и установки пружин кареток; 6, 10 - силовой гидроцилиндр; 7 - рукоятки гайковерта; 8 - подъемное устройство; 9 - гидроцилиндр подъемного устройства; 11 - вал гайковерта; 12, 13 - рукоятки гидрораспределителя; 14 - станина; 15 - стол; 16 - поворотный стол; 17 - головка вала гай­коверта; 18 - бак для масла; 19-регулятор гайковерта; 20 - храповая муфта: 21 - приводной шкив; 22 - электродвигатель.

На рисунке. 16.1 показан стенд для разборки и сборки каре­ток подвески тракторов. Стенд оборудован механическим гайковертом, приводимым в движение электро­двигателем, силовым и подъемным гидроцилиндрами, поворот­ным столом и подъемным устройством. Каретки устанавли­ваются на поворотный стол 15 и закрепляются откидными кронштейнами 2. Для снятия пружи­ны поворотный стол устанавливают вдоль продольной оси стенда так, чтобы закрепленная каретка была обращена внеш­ним балансиром к силовому гидроцилиндру. Затем откидные кронштейны поднимают в вертикальное положение и закреп­ляют гайками. Силовой гидроцилиндр поднимают в верхнее положение и фиксируют специальным пальцем. Приспособление для снятия и установки пружины вставляют в паз чашки внутреннего балансира так, чтобы Т-образный захват вошел в паз и уперся в торец пружины. При помощи чеки шток силового гидро­цилиндра соединяют с тягой приспособления, закрепляют ограждение 3 пружины и штоком сжимают пружину до его выхода из чашки внутреннего балансира. Подъемником 8 пружину поднимают до выхода над чашкой балансира, рас­слабляют ее и снимают.


Стенд для проверки водяных насосов, показанный на рисунок 16.2. На стен­де проверяются на работоспособность все тракторные водяные насосы как до, так и после ремонта. Стол I имеет сварную конструкцию, швеллеры (№ 16-18) образуют станину, на которой с одной стороны приварена плита 4 толщиной 20 мм с четырьмя отверстиями под болты для крепления электродви­гателя 5 мощностью 2,7 кВт, частотой вращения 1450 мин"1, а с другой - бак 15 на 20-25 л воды. К баку приварены два штуцера: на нижний навинчен запорный вентиль с гофриро­ванным шлангом 17 для подачи воды из бака к патрубку испы­тываемого насоса, на верхний надевают резиновый шланг 14 и к нему присоединяют запорный кран 13 и штуцер 12. По шлангу 14 вода возвращается от насоса в бак. Электродвигатель приводит в движение насос через муфту 6, резиновую промежуточную шайбу 7 и фланец 9, отверстия которого должны совпадать с отверстиями шкива насоса для крепления лопастей вентилятора. Через эти отверс­тия фланец муфты крепится болтами к шкиву насоса. Таким образом, создается полужесткая муфта. Во время работы она закрывается откидным предохранительным кожухом 8, шарнирно присоединенным к основанию. Продолжительность ис­пытания насоса на стенде 10-15 мин, для чего открывают краны 13 и 16.

Рисунок: 16.2. Схема стенда для проверки водяных насосов:

1 - стол; 2 - кнопочная станция; 3 - основание; 4 - опорная плита; 5 - электродвигатель; 6 - муфта; 7 - промежуточная шайба; 8 - откидной кожух; 9 - фланец; 10 - насос; 11 - вертикальная плита; 12 - штуцер; 13, 16 - запорные краны; 14 - резиновый шланг; 15 - бак; 17 - гофриро­ванный шланг.


СОСТАВ РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕЙ БАЗЫ ХОЗЯЙСТВА.

Состав ремонтно-обслуживающей базы колхоза, совхоза, межхозяйственного предприятия или любого хозяйства зависит от количества тракторов и автомобилей в хозяйстве, а также от удаленности земельных угодий и подразделений (отделений, бригад и т.п.) от центральной усадьбы хозяйства. При этом необходимо учитывать, что в хозяйствах с количеством тракторов до 60 единиц на центральной усадьбе находятся все подразделения хозяйства, т. е. вся техника хранится на центральном машинном дворе, а в хозяйствах с количеством тракторов от 60 до 90 единиц на центральной усадьбе находится хозяйственный центр только одного подразделения (отделения или бригады), а другие подразделения имеют свои ремонтно-обслуживающие базы (пункты технического обслуживания) за пределами центральной усадьбы. В хозяйствах с количеством тракторов 100 и более каждое подразделение (бригада, отделение и др.) имеет свои ремонтно-обслуживающие базы за пределами центральной усадьбы.

В настоящее время для колхозов, совхозов, межхозяйственных и других предприятий сельского хозяйства рекомендуется ремонтно-обслуживающая база типов: А, Б, В. Все три типа имеют на территории базы четыре технологических сектора.

В секторе технического обслуживания и ремонта техники располагается центральная ремонтная мастерская (ЦРМ), площадки, а при необходимости и отдельные помещения для сельскохозяйственных машин, материально-технический склад и площадка или помещение для мойки машин.

В секторе длительного хранения машин, называемом машинным двором, располагаются площадки, навесы и закрытые помещения (гаражи) для хранения машин, сменных частей, оборудования и других целей. На машинном дворе хранят также новые и разбирают списанные машины и располагают машины, подлежащие ремонту в ЦРМ.

В секторе меж сменной стоянки машин, технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей располагаются открытые площадки и отапливаемые гаражи. Размеры и структура этого сектора зависят от того, где размещается база подразделений хозяйства. В этом секторе может размещаться техника подразделений хозяйства, специализированных отрядов и других механизированных подразделений.

В секторе хранения и выдачи нефтепродуктов располагаются нефтесклад и посты заправки машин.

Кроме четырех технологических секторов, на ремонтно-обслуживающей базе размещают служебно-бытовые здания.

Как уже отмечалось, в состав ремонтно-обслуживающей базы всех типов входят: центральная ремонтная мастерская, автомобильный гараж с профилакторием, машинный двор и нефтесклад с постами заправки.

Центральная ремонтная мастерская предназначена для проведения технического обслуживания и текущего ремонта техники и оборудования хозяйства. Размеры мастерской и ее состав зависят от числа тракторов и объема ремонтно-обслуживающих работ.

Автомобильный гараж с профилакторием предназначен для проведения технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей. При разработке состава ремонтно-обслуживающей базы необходимо указать номер выбранного типового проекта автогаража.

Машинный двор предназначен для хранения машин, оборудования и снятых составных частей, выполнения технического обслуживания машин при их хранении, сборке, опробовании и обкатки новых машин, разборки и дефектации деталей списанных машин, а также для комплектования и регулировки машинно-тракторных агрегатов.

В состав машинных дворов входят:

Площадка с эстакадой для наружной очистки машин;

Эстакада для погрузочно-разгрузочных работ;

Площадка для разборки и дефектации списанной техники;

Гаражи, сараи, навесы, площадки (с твердым покрытием и профилированным) для хранения техники и оборудования;

Площадки для сборки и регулировки машин, а также для комплектования машинно-тракторных агрегатов;

Склад для хранения снятых с машин составных частей;

Площадка и оборудование для нанесения антикоррозионных покрытий;

Помещение для оформления и хранения документов.

Нефтесклад с постами заправки предназначен для приема, хранения и отпуска всех нефтепродуктов, необходимых для работы машинно-тракторного парка.

УЧАСТОК РЕМОНТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН ЦРМ

Ремонт сельскохозяйственных машин, агрегатов и орудий выполняется в центральных ремонтных мастерских, ремонт­ных мастерских машинного двора, в мастерских и на пло­щадках отделений и бригад в зависимости от объема, степени сложности работ и периода их выполнения. Все неисправности и поломки, возникающие в процессе эксплуатации машин в период их работы в поле, должны устраняться по возможно­сти немедленно, поэтому ремонт производят, как правило, на месте их эксплуатации или в мастерских пункта техни­ческого обслуживания.

Сложные ремонты комбайнов выполняются на ремонтно-монтажном участке ЦРМ, причем в последних типовых проек­тах мастерских предусматриваются отдельные линии для ре­монта комбайнов и для ремонта тракторов.

На ремонтно-монтажном участке осуществляются раз­борка и общая сборка самоходных комбайнов. Снятые с них двигатели ремонтируют на участке текущего ремонта двига­телей, а отдельные узлы - на участке ремонта сельско­хозяйственных машин.

Близкое расположение к этому участку кузницы позво­ляет быстро устранять такие дефекты, как коробление рам и брусьев, прогиб валов, ослабление заклепочных соедине­ний и т.д. На участке проводятся работы, требующие для своего выполнения закрытого помещения: ремонт коробок передач, вариаторов, барабанов, подбарабаний, транспорте­ров, шнеков, мостов, элеваторов, наклонных камер, соломо­трясов, режущих аппаратов и т. п.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ УЧАСТКА

На участке предусмотрены стенды для ремонта, испыта­ния и обкатки узлов комбайнов. Молотильные комбайны проходят статическую и динамическую балансировку, ко­робки передач и задние мосты - обкатку, для чего исполь­зуется соответствующее оборудование. Применяемые при ремонте комбайнов стенды приведены при описании ремонтно-монтажного участка. Переклепка планок транспортеров, вкладышей пальцев и сегментов ножей жаток комбайнов и косилок, а также многие другие работы выполняются с при­менением простых приспособлений, изготовляемых, как пра­вило, в мастерских своими силами.

Современные уборочные машины отличаются значитель­ным захватом режущих аппаратов, имеют тяжелые ножи большой длины, ручная заточка которых затруднена. Станок для заточки ножей режущих аппаратов уборочных машин (рисунок 16.3).



Рисунок. 16.3. Схема станка для заточки ножей режущих аппаратов

косилок и жаток:

1 - рама; 2 - тележка; 3 - вертикальная ось; 4 - направляющие поперечного перемещения; 5 - шлифовальная бабка; 6 - ось качания; 7 - электродвигатель; 8 - шпиндель; 9 - шлифовальный круг; 10 - защитный кожух; 11 - рукоятки; 12 - зажим; 13 - затачиваемый нож; 14 - стойки.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ РЕМОНТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН

Подготовка зерноуборочного комбайна к ремонту заклю­чается в том, что его доставляют своим ходом или буксировкой к месту ремонта, подвергают очистке и мойке на специальной площадке. Затем комбайн направляют на диагностирование, где производятся его осмотр, прослушивание и контроль при помощи инструментов и приспособлений. Механик по сельско­хозяйственным машинам заполняет диагностическую карту с учетом сведений, представляемых комбайнером. По оконча­нии диагностирования составляется перечень узлов и деталей, подлежащих ремонту или замене.

РЕМОНТ РЕЖУЩИХ АППАРАТОВ КОСИЛОК И ЖАТОК


В косилках и жатках в режущем аппарате наиболее часто имеют место неисправности: износ ножей, искривление паль­цев бруса, износ вкладышей пальцев, износ деталей при­вода. Происходят искривления каркаса корпуса жатки, про­гиб трубы и поломка лопастей мотовила, износ звездочек, посадочных мест под подшипники, полотняных планчатых транспортеров. При затуплении гладких сегментов косилок до толщины лезвия более 0,05 мм их затачивают шлифоваль­ным кругом до толщйны лезвия 0,01- 0,02 мм под углом 18 - 25°.

Рисунок 16.4. Пальцевый брус режущего аппарата:

1 - прижим; 2 - сегмент; 3 - вкладыш; 4 - палец; допусти­мые зазоры:

А - до 0,2 мм; Б - до 1 мм; В - зазор не допускается

РЕМОНТ СЕЯЛОК

Сеялку в ремонт направляют полностью укомплектован­ной, если имеют место износ и поломка высевающих аппаратов. В остальных случаях ремонту подвергают только дефект­ные узлы.

Дисковые сошники ремонтируют, если зазор между дисками в месте их сближения превышает 5 мм. После раз­борки сошника срезают заклепки (с помощью фрезы, закреп­ленной на настольном сверлильном станке) и отделяют крыш­ки и вкладыши от диска. Диски, имеющие изломы, трещины, а также с диаметром менее 300 мм или толщиной менее 1 мм в месте прилегания вкладыша, выбраковывают. После рих­товки затачивают на токарном станке, образуя круговую фаску шириной 6-8 мм под углом 20°. Толщина лезвия диска должна быть 0,1-0,5 мм.

Рисунок 16.5.. Контроль расположения сошников сеялки

После ремонта вкладышей, чистиков и корпусов сошник собирают, устанавливая капроновую прокладку требуемой толщины. Зазор между каждым диском и корпусом сош­ника допускается не более 2 мм. Неисправные ленточные семяпроводы перенавивают на токарном станке, резиновые - заменяют или ремонтируют с применением вулканизации.

РЕМОНТ КАРТОФЕЛЕСАЖАЛОК И КАРТОФЕЛЕУБОРОЧНЫХ КОМБАЙНОВ

В картофелесажалках ремонтируют детали сошниковой группы высаживающих аппаратов, автомата и карданной передачи с применением различных ремонтных операций: рихтовки, сварки и наплавки изношенных поверхностей и шлифовки. Затупленные лезвия дисков затачивают на токар­ном станке с выпуклой стороны до толщины кромки 0,1 - 0,5 мм. Диски должны свободно вращаться на своих осях без заеданий.

По окончании полевых работ и постановки на ремонт картофелеуборочный комбайн (ККУ-2А) должен пройти диагностирование. В связи с тем, что он работает в сложных условиях, при которых в него могут попасть посторонние предметы - камни, комья твердой глины, большое количество ботвы, сорняков и др., возможны поломки деталей передач, прутковых элеваторов, транспортеров. Элементы привода (редукторы, валы, подшипниковые узлы, зубчатые и кар­данные передачи) выходят из строя после 1-2 сезонов рабо­ты. При систематическом и качественном техническом об­служивании и своевременном текущем ремонте они обходятся без капитального ремонта по 2-3 сезона.

При диагностировании проверяется техническое состоя­ние всех рабочих узлов, выявленные неисправности и дефекты должны быть устранены.

УЧАСТОК РЕМОНТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРУДИЙ ЦРМ

В зависимости от организационной структуры хозяйства, размеров его территории, числа отделений (бригад) и места их расположения ремонт сельскохозяйственных орудий может быть организован по-разному. Наиболее прогрессивной фор­мой хранения техники является размещение ее на машинном дворе, где производится ремонт сельскохозяйственных орудий силами и средствами персонала машинного двора, его ремонт­ной мастерской и с частичным участием ЦРМ.

Описание работы

Цель работы – изучение процесса выполнения работ по замене ножа режущего аппарата комбайна ДОН – 1500Б
Задачи:
- изучение характеристики устройства режущего ножа ДОН-1500Б.
- какое оборудование и инструменты, другие приспособления применяются при ремонте режущего ножа ДОН-1500Б;
- как осуществляется замена режущего ножа ДОН-1500Б;

Введение 4
Пояснительная записка 5
1.Характеристика режущего аппарата 5 2.Оборудование, инструмент, приборы и приспособления 6
3.Технология замены режущего ножа жатки комбайна ДОН-1500Б 6

Заключение 11
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

Введение 4

Пояснительная записка 5

1.Характеристика режущего аппарата 5 2.Оборудование, инструмент, приборы и приспособления 6

3.Технология замены режущего ножа жатки комбайна ДОН-1500Б 6

4.Организация рабочего места и охрана труда 9

Заключение 11

Список литературы 12

ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время происходит интенсивное совершенствование конструкции комбайнов. Осуществляется более частое обновление выпускаемых моделей, придание им более высоких потребительских качеств, отвечающих современным требованиям.

В данной работе будет рассмотрено выполнение работ по замене режущего ножа жатки комбайна ДОН-1500Б.

Цель работы – изучение процесса выполнения работ по замене ножа режущего аппарата комбайна ДОН – 1500Б

Изучение характеристики устройства режущего ножа ДОН-1500Б.

Какое оборудование и инструменты, другие приспособления применяются при ремонте режущего ножа ДОН-1500Б;

Как осуществляется замена режущего ножа ДОН- 1500Б;

Необходимость соблюдения техники безопасности при осуществлении ремонтных работ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.Характеристика режущего аппарата

Режущий аппарат. На жатках комбайнов и валковых жатках устанавливают следующие режущие аппараты:

1.сегментно-пальцевой закрытого типа;

2. беспальцевой;

3.сегментно-пальцевой открытого типа;

Сегментно-пальцевой режущий аппарат закрытого типа состоит из пальцев, закрепленных на брусе, и ножа, снабженного сегментами.

На пальцах установлены противорежущие пластины, к левому концу спинки ножа прикреплены основание и головка с шаром для присоединения механизма привода.

Беспальцевой режущий аппарат состоит из неподвижного ножа, образованного сегментами, и подвижного ножа с сегментами.

Сегментно-пальцевой режущий аппарат открытого типа снабжен подвижным ножом с сегментами и короткими пальцами, вкладышами.

Косилочные ножи изготавливаются секционными и в местах стыка соединяются сегментами и специальными соединительными пластинами. Это уменьшает габариты упаковки до 2,4 м и упрощает транспортировку ножа.

Сдвоенный палец состоит из трех штампованных частей и имеет твердые и износостойкие рабочие поверхности. Глубина упрочненной части противореза увеличена примерно на 30% из-за остроугольной формы кромки. Благодаря этому длительное время обеспечивается стабильность резания.

В сочетании с универсальными стеблеподъемниками с простым механизмом крепления поддерживается стабильность работы режущего аппарата при уборке различных культур на разных уборочных машинах.

Рис. 1.Режущий аппарат комбайна «Дон-1500Б»

1 - пальцы, 2 - сегменты, 3 - брус, 4 - спинка ножа, 5 - прижимы, 6 - прокладки, 7 - пластины трения, 8 - противорежущие пластины (вкладыши пальцев), 9 - колебательный вал, 10 - ведущий вал, 11 - корпус, 12 - палец, 13 - сапун, 14 - водило, 15 - шкив-маховик, 16 - рычаг, 17 - соединительное звено, 18 - основание головки ножа, 19 - направляющая, 20 - головка ножа, 21 - хомут, 22 - упор, 23 - пружина, 24 - пластина, 25 - перо.

2.Оборудование, инструмент, приборы и приспособления

Ключ рожковый- 14,15,17. Накидной-15,17. Съёмник, молоток.

3. Технология замены режущего ножа жатки комбайна ДЖОН-1500Б

Разбираем режущий аппарат и механизм привода ножа.

1. Отворачиваем гайки стягивающего болта, снимаем пружину и щёчки соединительного звена.

2. Отворачиваем гайки на шпильках и на болтах щечек стержня шатуна, вынимаем болты и снимаем щечки.

3. Извлекаем шплинт, отворачиваем корончатую гайку, вынимаем болт, снимаем коромысло и переносим его на верстак для разборки.

4. Вынимаем нож за головку и улаживаем на ровную площадку. Вынимая нож, следует строго соблюдать правила безопасности - нельзя держаться за пальцы режущего аппарата. Отворачиваем гайки, вынуть болты, снять направляющую головки ножа, два-три пальца и две прижимные лапки с прокладками.

5. Разбираем кривошипный механизм. Отворачиваем гайки, вынуть болты, снять крышку головки шатуна. Отгибаем буртик замочной шайбы, отвернуть круглую гайку пальца кривошипа, съёмником спрессовать с пальца головку шатуна вместе с подшипником и выпрессовываем из головки подшипник.

6. Отворачиваем гайки болтов, вынимаем болты и снимаем стержень шатуна.

7. Отворачиваем контргайку и стопорный винт вилки шарнира, снимаем с вала карданный вал и выбиваем шпонку.

8. Вынимаем шплинт, отворачиваем корончатую гайку стяжного болта и снимаем кривошип с вала.

9. Отворачиваем гайки на четырёх болтах, вынимаем болты и снимаем корпус с валом кривошипа в сборе.

10. Снимаем коромысло: вынимаем шплинты отвернув корончатые гайки, вынимаем шаровые болты, снимаем кольцо, выпрессовываем подшипник из корпуса коромысла, снимаем замочные кольца и спрессовываем подшипник с оси кулисы.

После разборки механизма привода ножа и режущего аппарата проверяем состояние и крепление пальцевого бруса. Устанавливаем на место снятые регулировочные прокладки и прижимную лапку, пальцы режущего аппарата и направляющую ножа. Проверяем крепление всех пальцев к уголку бруса. При легком ударе молотка плохо закреплённые пальцы издают дребезжащий звук. Гайки на болтах крепления этих пальцев подтягиваем. Проверяем положение носков и вкладышей пальцев, которые должны находиться в одной плоскости. При натяжении шнура между крайними пальцами носки пальцев не должны отклоняться вверх и вниз более чем на 3 мм, а рабочие поверхности вкладышей на 0,5 мм. Погнутые пальцы рихтуем лёгкими ударами молотка. Расположение рабочих поверхностей вкладышей пальцев в одной плоскости проверяют линейкой, накладывая её поочерёдно на вкладыши любых трёх пальцев. Осматриваем спинку и головку ножа, состояние сегментов и заклепок. Прогибы спинки ножа и неправильное положение сегментов устанавливаем рихтовкой спинки на плите, а плохо закреплённые сегменты прикрепляем. Проверяем щёчки, пружину и болт соединительного звена шаровых головок ножа и коромысла, ось, подшипники, замочные кольца и корпус коромысла, рейки, стержень и головку шатуна, кривошип, корпус с приводным валом и вилку карданного вала. Убеждаемся в их исправности и приступить к сборки. Собираем и регулируем режущий аппарат.

1. Устанавливаем на место снятые пальцы и прижимные лапки с регулировочными прокладками, вставить болты и затянуть гайки.

2. Закрепляем направляющую головки ножа, не затягиваем гайки на болтах крепления.

3. Проверяем положение носков и вкладышей, установленных на место пальцев. Они должны находиться в одной плоскости. При необходимости рихтуем их.

4. Соблюдаем осторожность, вставляем нож в режущий аппарат. При правильном положении пальцев прижимных лапок и направляющий нож должен свободно входить в режущий аппарат и легко двигаться от небольших усилий руки.

5. Проверяем положение сегментов ножа относительно противорежущий пластины. Они должны прилегать к пластинам или иметь зазор не более 0,8 мм в передней и 1,5 мм в задней части. Регулируем зазоры прокладками подгибанием прижимных лапок заменяем или переворачиванием пластин трения на другую сторону. Зазор между прижимной лапкой и сегментом не должен превышать 0,5 мм.

6. Затягиваем гайки на болтах крепления направляющей головки ножа так, чтобы головка свободно перемещалась в пазах. Овальные отверстия на пальцевом брусе и регулировочные шайбы позволяют устанавливать направляющую в нужное положение. После регулировки окончательно убеждаемся в том, что спинка ножа свободно перемещается в пазах пальцев.

4. Организация рабочего места и охрана труда

Разборочно-сборочные работы выполняют без применения больших усилий работающего, с максимальным использованием механизированного инструмента и грузоподъёмных средств. Нельзя применять непроверенные стропы, тросы, цепи, ремни и т.д. Необходимо следить, чтобы масса поднимаемой машины или ее составных частей не превышала установленного для данного грузоподъёмного механизма предельного значения. В зоне действия стрелы грузоподъёмного механизма не должно быть посторонних лиц. Нельзя стоять под подъёмно-транспортным устройством с поднятым грузом, опасно поднимать груз, расположенный под углом к подъёмному тросу. Запрещается оставлять груз в подвешенном состоянии, если работа окончена или временно устанавливают в нейтральное положение. При этом убеждаются, что механизм привода рабочих органов комбайна выключен, и пуск никому не угрожает. Подают звуковой сигнал. Включать двигатель при открытом копнителе запрещается.

Трогаясь с места, освобождают стояночный тормоз (при этом фонарь

контрольной лампы красного цвета на щитке приборов не должен гореть) и подают звуковой сигнал. При транспортных переездах управляют комбайном только из кабины. Перед включением рабочих органов также подают звуковой сигнал.

Проводя работы под жатвенной частью или платформой, устанавливают предохранительны е упоры на гидроцилиндрах подъема жатки и в рабочее положение опорные винтовые домкраты.

Для подъёма отдельных частей обслуживаемых машин применяют гаражные или дорожные домкраты. Работать под поднятой машиной можно только после установки под ней кроме домкрата надёжной опоры. Устанавливать домкраты разрешается только под определенные места машины, обозначенные специальными знаками, а если их нет, то так, чтобы предупредить опрокидывание машины. Дорожные домкраты размещают на горизонтальных опорах из нехрупкого материала. Применять кирпич, случайные подставки не разрешается.

При выполнении крепёжных работ необходимо, чтобы движение руки было направлено на себя, при этом надо внимательно следить, чтобы рядом не было деталей с острыми кромками. Ключ подбирают по размерам гайки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


От качества проведения ремонтных работ по замене режущего ножа зависит полностью весь технологический процесс работы любого комбайна, так как при неисправным режущим ножом он не сможет выполнять работы. Поэтому ремонту режущего ножа должно уделяться особое внимание и все ремонтные работы должны проводить наиболее квалифицированные специалисты, так как ответственность за проведенный ремонт очень большая. Также особое внимание должно уделяться соблюдению последовательности технологического процесса ремонта и при этом тщательному контролю качества ремонтируемых деталей режущего ножа. Для повышения качества ремонтных работ нужно применять современное оборудование, инструмент и приспособления. От качества проведения ремонта режущего ножа зависит не только техническое состояние самого режущего ножа, но и техническое состояние всего комбайна, что в свою очередь отразиться на сроке эксплуатации комбайна и качестве выполняемых им работ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воробьев В.А., Калинников В.В., Колчинский Ю.Л. и др. Механизация и автоматизация сельскохозяйственного производства / В.А. Воробьев, В.В. Калинников, Ю.Л. Колчинский и др. М.: КолоС, 2008 – 245с.
  2. Гладов Г.И. Тракторы: Устройство и техническое обслуживание: учеб.пособие для нач.проф.образования / Г.И. Гладов, А. М. Петренко. – М.: Издательский центр «Академия», 2008- 356с.
  3. Курчаткин В.В. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве. М.: Изд. центр «Академия», 2010 – 457с.
  4. Курчаткин В.В., Тараторкин В.В., Батищев А.Н. и др. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве. Учебник для нач. проф. образования / под ред. В.В. Курчаткина. М.: Издательский центр «Академия», 2009-256с.
  5. Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / В.В.Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 287с.

У режущих аппаратов часто выходят из строя сегменты ножей и противорежущие пластины пальцев. У ротационных косилок выходят из строя кромки вращающихся ножей.
Шатун обычно изготовляют из дерева. Во время работы он совершает колебательные движения и в результате большой нагрузки ломается и трескается. Шатун должен быть упругим, поэтому его рекомендуется изготовлять из ясеня, кизила или акации. Долговечны также шатуны, изготовленные из клеенной эпоксидной смолой древесины.
Шатун в большинстве случаев ломается не в середине, а в местах болтовых соединений. Эти поломки связаны с некачественной сборкой, так как болты не должны непосредственно передавать усилие. Правильно установленные болты не соприкасаются с поверхностью отверстий (рис. 171), усилие передается хомутами вследствие трения. В связи с этим диаметр отверстий должен быть не менее чем на 2 мм больше диаметра болтов.

Рис. 171. Правильно установленные стяжные болты хомутов.

Рис. 172. Сегмент ножа.

Рис. 173. Правильно,и неправильно заточенные сегменты ножа косилки:
а - новые сегменты; б - правильно заточенные сегменты; в - измененный угол при вершине; г - измененные угол при вершине и шаг.
Большая доля ремонта приходится на режущий аппарат. На рисунке 172 изображена конструкция сегмента. Угол при вершине (Р) в зависимости от вида убираемой культуры меняется в пределах 0,85…1,05 рад (50…60°С). Угол заточки (е) имеет оптимальное значение, равное 0,42 рад (24°). Материал ножа - легированная сталь. С целью увеличения срока службы сегменты ножа подвергают термообработке.
Важным условием является качество лезвия сегмента, так как при наличии тупого или плохо заточенного лезвия повышается потребляемая мощность и ухудшается качество работы. Резание будет безупречным, когда толщина лезвия не превышает 40 мм.
Подвижные ножи обычно требуют ежесменной перезаточки. В связи с тем что демонтаж и монтаж, а также заточка или регулировка ножей требуют много времени, необходимо располагать таким числом запасных ножей, которое обеспечит непрерывную работу. Ножи косилки затачивают на заточных станках. При заточке ножей, установленных на направляющей ножа, необходимо следить за правильной установкой, в противном случае заточка ножей может быть неправильной (рис. 173). Лезвие правильно заточенного ножа остается параллельным лезвию, заточенному на заводе (рис. 173,6). После заточки угол (Р) при вершине должен остаться неизменным. Характерным дефектом заточки является измененный угол при вершине (рис. 173, в) и измененный шаг ножа (рис. 173, г).
После заточки при необходимости направляющую ножа выправляют. Тупые, треснувшие, поломанные сегменты ножа заменяют. Неисправный сегмент удаляют путем стачивания головок заклепок и последующего выбивания заклепок из отверстий. Если удаление заклепок затруднено, их высверливают. При приклепывании нового сегмента ножа важным условием является полное заполнение отверстий под заклепки.
Изношенные, поломанные или затупленные противорежущие пластины также заменяют новыми. При установке новой пластины головку заклепки необходимо сгладить на поверхности сегмента, так как выступающие головки вызывают затупление или поломку подвижного ножа.
Для правильного сопряжения сегментов и противорежущих пластин требуется, чтобы брус ножа был прямым и закрепленные на нем пальцы с противорежущими пластинами находились в одной плоскости. Деформированные пальцы правят и после установки проверяют, чтобы противорежущие пластины были расположены на одной высоте.
Для регулировки на поверхность пластин натягивают тонкие стальные проволоки. В связи с тем что плоскость определяется двумя прямыми, натягивают две проволоки на противорежущие пластины.
После проведения ремонта собранный режущий аппарат необходимо проверить в работе, то есть осмотреть, перемещается ли направляющая ножа без заедания. Правильно собранный нож перемещается свободно под усилием se5 Н (0,5 кГ).
Ножи ротационных косилок затачивают по описанной выше технологии.

Режущий аппарат. Такой аппарат состоит из пальцевого бруса и ножевой полосы, включающей в себя спинку и головку ножа, сегменты. Основные дефекты режущего аппарата: износ режущей кромки; выкрашивание сегментов; износ режущей кромки противорежущих пластин пальцев; ослабление крепления сегментов и противорежущих пластин; деформация ножевой поло­сы и ее поломка; деформация пальцев и их поломка.

У дефектных сегментов срубают головки заклепок и выбивают их из спинки ножа. Устанавливают новый сегмент и приклепывают его заклепками размером 5x14 мм на стальной балке, в которой расположены сферические углубления диаметром 10 мм. Форми­руют головку заклепки ручной обжимкой диаметром 10 мм. Этой же обжимкой подтягивают ослабленные заклепки крепления сег­ментов.

Затупленные сегменты косилок (без насечки) затачивают на спе­циальных станках. Угол заточки 18. ..23°. При заточке нельзя допус­кать перегрева режущих кромок, так как при высокой температуре может произойти отпуск закаленной зоны и резко понизится ее из­носостойкость. При износе противорежущих пластин пальцев их заменяют. Для этого снимают палец, срубают зубилом головку зак­лепки, выбивают ее, устанавливают новую пластину и прочно зак­репляют заклепкой размером 6x28 мм.

При обжатии заклепок или замене изношенной пластины сле­дят, чтобы потайные головки заклепок не выступали над поверхно­стью пластин. Пластина должна прилегать всей плоскостью к по­верхности пальца. Режущие кромки пластин должны равномерно выступать за края пальца с каждой стороны (разность выступания кромок не более 1,5 мм).

Прямолинейность стенки ножа проверяют на поверочном брусе (допускается прогиб не более 2 мм). Спинку правят на плите удара­ми молотка. При скручивании ножевую полосу зажимают в тиски и правят с помощью специального ключа. В случае поломки (обрыва) спинку ножевой полосы можно восстанавливать сваркой. Для этого удаляют по сторонам от места поломки по два-три сегмента. В месте излома снимают фаски 3 х 45° и размещают спинку на специальном кондукторе.

Поломанные пальцы заменяют, а деформированные - правят ударами молотка или посредством трубы, которую надевают на но­сок пальца и отгибают его в нужную сторону.

После ремонта собранный режущий аппарат должен отвечать следующим требованиям. Рабочие поверхности противорежущих пластин пальцев должны находиться в одной плоскости, отклоне­ние не более 0,6 мм. Контролируют отклонение щупом и повероч­ной линейкой, накладываемой поочередно на три рядом располо­женных пальца. Зазоры между пальцевым брусом и привалочными поверхностями пальцев не более 0,3 мм для одинарных пальцев и 0,5 мм для двойных; между боковыми упорами одинарных пальцев не более 0,5 мм; между сегментами и прижимами ножа не более 0,5 мм.

Нож в пальцевом брусе и направляющей должен перемещаться от руки. Длину шатуна регулируют так, чтобы при крайних положе­ниях ножа сегменты располагались симметрично относительно противорежущих пластин пальцев, а также зубцы насечки вершин сегментов не выходили за пределы режущих кромок противорежу­щих пластин пальцев.

При крайних положениях ножа сегменты и противорежущие пластины пальцев должны прилегать один к другому. Допускается зазор между противорежущими пластинами и сегментами в пере­дней части до 0,8 мм, а в задней - 0,8...1,0 мм. При этом зазор в пе­редней части сегмента меньше, чем в задней, не более чем на 0,2 мм зазор между сегментом и прижимами 0,7 мм.

Структура РОБ хозяйства. Расчет объемов работ по ремонту и ТО в центральной ремонтной мастерской. Календарное планирование ремонтно-обслуживающих работ.

Структура, размеры и функции объектов ремонтно-обслужива­ющей базы (РОБ) обусловлены работами, выполняемыми при об­служивании и ремонте машин. Анализ этих работ показывает, что они должны быть централизованными и децентрализованными. Часто повторяющиеся и технически несложные виды работ, не тре­бующие оборудования, сложных приборов, выполняют на местах работы или хранения машин и оборудования (или вблизи от них) без вывода из эксплуатации (передвижные ремонтные мастерские, агрегаты ТО, пункты технического обслуживания, базы снабжения, магазины).

Для выполнения технологически сложных ремонтных работ не­обходимо организовать предприятия более высокой оснащенности (центральные ремонтные мастерские, станции технического обслу­живания, цехи по ремонтусложных машин,мастерские общего на значения и др.) с частичным выведением машин и оборудования из эксплуатации.

Ремонтные и другие работы высокой сложности (восстановление деталей) следует выполнять на предприятиях с высокой осна­щенностью производства, высокой квалификацией рабочих и ин­женерно-технических работников.

Эти обстоятельства обусловили построение трехзвенной струк­туры РОБ, определили функции каждой структурной единицы, а выявленные объемы ремонтно-обслуживающих и других сервис­ных работ - размеры и размещение объектов базы.

Главное назначение РОБ - максимальное удовлетворение по­требностей сельского товаропроизводителя, а также предприятий перерабатывающих отраслей АПК в поддержании и восстановле­нии работоспособности машин и оборудования. Ремонтно-обслуживающая база должна отличаться многообразием исполнителей и производств, обеспечивать создание рынка услуг, противодейство­вать монополизму в выполнении работ технического сервиса.

Первичные производители сельскохозяйственной продукции мел­котоварного назначения (крестьянские хозяйства, семейные фермы) должны иметь собственную производственную базу для проведения несложного ремонта, технического обслуживания тракторов, ком­байнов и сельскохозяйственных машин (сарай, навес и площадка с твердым покрытием для хранения машин, комплекты инструмен­тов, приборов и приспособлений для проведения ТО, настройки и регулировки машин).

Сложные виды ТО и ремонта целесообразно проводить в ремон­тных мастерских крупных хозяйств, на ремонтных предприятиях агропромсервиса на договорной основе. С увеличением числа фер­мерских хозяйств возрастает потребность в ремонтно-технологическом оборудовании, особенно в комплектах переносного обору­дования и передвижных технических средствах.

Ремонтно-обслуживающая база сельскохозяйственных предприятий состоит из объектов на центральной усадьбе, в отделениях, брига­дах, на фермах, а также в виде передвижных средств ТО и ремонта.

Ремонтно-обслуживающая база на центральной усадьбе хозяй­ства в своем составе должна содержать четыре технологических сек­тора.

Сектор ТО и ремонта сельскохозяйственной техники включает в себя: центральную ремонтную мастерскую Г" (ЦРМ), открытые площадки и навесы для ремонта сельскохозяйственных машин, материально-технический склад с площадкой для погрузки и выгрузки, площадки (или помещение) для наружной очистки машин.

Ремонтная мастерская может быть размещена в нескольких зда­ниях. В ее состав кроме основных отделений (механического, куз­нечного, сварочного и т. п.) входят посты ТО и диагностирования тракторов и комбайнов, а также разборочно-сборочное отделение.

При недостатке площади в мастерской ремонт крупногабаритных машин (комбайнов) проводят в отдельных помещениях (цехах).

Сектор длительного хранения (машинный двор) включает в себя: закрытые помещения (гаражи), навесы, площадки для хранения машин, рабочих органов, подъемно-транспортного оборудования, для сборки вновь поступивших машин и разборки списанных; помещения для хранения деталей, сборочных единиц, агрегатов снятых с машин на период их хранения.

На машинном дворе организуют хранение машин и оборудова­ния, подготовленных к работе, Специальных машин общехозяй­ственного назначения, тракторов, комбайнов и других сложных ма­шин, подлежащих ремонту в ЦРМ.

Сектор межсменной стоянки и ТО автомобилей содержит открытые площадки и отапливаемые гаражи. На меж­сменной стоянке находится техника специализированных отрядов и других механизированных подразделений, базирующихся на цен­тральной усадьбе.

Сектор хранения и выдачи нефтепродуктов состоит из емкости для хранения нефтепродуктов, устройства для залива топ­лива в цистерны заправочных агрегатов и постов заправки машин.

Кроме указанных выше секторов на центральной усадьбе хозяй­ства предусматривают служебно-бытовые здания, где должны быть комната отдыха, учебная комната, гардеробы для рабочей и домаш­ней одежды, душевая, санузел.

6.3. Типы ремонтно-обслуживающей базы в зависимости от числа тракторов в хозяйстве

Ремонтно-обслуживающая база хозяйства может быть следую­щих типов (табл. 6.3):

тип А - каждое подразделение хозяйства (бригада) представляет собой самостоятельный хозяйственный центр, где размещена зак­репленная за ним техника и создана ремонтно-техническая база. РОБ на центральной усадьбе хозяйства включает в себя ЦРМ, мате­риально-технический склад, машинный двор, автогараж, нефте­склад, административно-бытовое здание и т. д.;

тип Б - на центральной усадьбе находится хозяйственный Центр одного подразделения хозяйства (бригады) и базируется зак­репленная за ним техника. В состав РОБ кроме обязательных объек­тов (ЦРМ, машинного двора, автогаража и нефтесклада) входит ре монтно-технологическая база подразделения (бригады). Другие от­деления (бригады) имеют свои РОБ;

тип В - все подразделения находятся в одном хозяйственном центре, где базируют всю технику. Хозяйства этого типа невелики по размерам. На центральной усадьбе сосредоточивают весь комплекс сооружений РОБ, включая ЦРМ, машинный двор, автогараж, нефте­склад с постом заправки, сектор межсезонной стоянки машин и др. На центральном машинном дворе хранят всю технику.

ЦРМ предназначены для проведения текущего ремонта, ТО тракторов, комбайнов, автомобилей, землеройной и мелиоратив­ной техники, сельскохозяйственных машин, оборудования живот­новодческих ферм и комплексов, энергетического и электротехни­ческого оборудования и др.

Машинный двор (в типовом решении) включает в себя: помеще­ния (гаражи, сараи, навесы); площадки с твердым покрытием или профилированные для хранения техники; площадки для регули­ровки машин и комплектования МТА; склад для хранения состав­ных частей, снимаемых с машин при длительном хранении; пост консервации и оборудование для нанесения антикоррозионных по­крытий (защитных смазок, предохранительных составов, лакокра­сочных покрытий); погрузочно-разгрузочную эстакаду; площадку для разборки машин и дефектации деталей списанной техники; по­мещение для оформления и хранения документов; противопожар­ное и другое стандартное оборудование.

Автогараж с профилакторием представляет собой отапливаемые помещения с участками для ТО и текущего ремонта подвижного со­става.

Размещение резервуаров на нефтескладе может быть подзем­ным, наземным и наземно-подземным.

Ремонтно-обслуживающая база в подразделениях хозяйства (бригадах) включает в себя сооружения и площадки, оснащенные технологическим оборудованием дли проведения первого, второго и сезонного технических обслуживании тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин, регулировки и комплектования их в агрегаты, стоянки агрегатов и машин между сменами, текущего ре­монта несложных сельскохозяйственных машин, хранения закреп­ленной за подразделением техники. В состав базы входят: мастерс­кая с постом технического обслуживания и складом для хранения снимаемых деталей; пост заправки нефтепродуктами; отапливае­мый гараж для стоянки тракторов, эксплуатируемых в холодное время года; площадки для наружной очистки машин, ремонта, регу­лировки рабочих органов и комплектования агрегатов; площадки для длительного хранения машин; стоянки тракторных агрегатов и прицепов в межсезонное время; служебно-бытовые помещения, где оборудуют красный уголок, комнаты отдыха и приема пищи, душ, гардероб, помещения для сушки рабочей одежды и ее периодичес­кой чистки (стирки).

Размещение объектов РОБ подразделения зависит от располо­жения населенного пункта относительно массива полей, состояния дорог, продолжительности сезона полевых работ, равномерности загрузки техники и др.

На полях, удаленных от населенного пункта, организуют РОБ сезонного функционирования.

Ремонтно-обслуживающую базу подразделения создают по ти­повым проектам, обеспечивающим обслуживание до 40 тракторов и соответствующего количества сельскохозяйственных машин в от­делении (бригаде)хозяйства.

Ремонтно-обслуживающую базу машин и оборудования живот­новодческих ферм и комплексов размещают в отдельно стоящем здании или в блоке подсобно-вспомогательных помещений, осна­щая его оборудованием для ТО и текущего ремонта машин и обору­дования ферм и комплексов.

Для ТО и ремонта машин растениеводства на месте их использо­вания применяют передвижные средства, принадлежащие непос­редственно хозяйствам или районному ремонтно-техническому предприятию (РТП). Передвижные средства ТО и ремонта исполь­зуют в сочетании со стационарными объектами РОБ.

К передвижным средствам относятся: агрегат технического об­служивания; механизированный заправочный агрегат; ремонтная или ремонтно-диагностическая мастерская; диагностическая уста­новка; мастерская для ТО и ремонта оборудования нефтескладов и установка для очистки резервуаров; мастерская для ремонта средств связи и др.; мастерская для ремонта электронных средств.

На расстоянии, безопасном в противопожарном отношении, же­лательно предусмотреть навес с ограждением для хранения топливно-смазочных материалов; резервуар для дизельного топлива вмес­тимостью 3...5 м 3 , бочки вместимостью 200 и 100 л, ручной насос для перекачки нефтепродуктов, маслораздаточный насос-дозатор.

Предприятия технического сервиса районного уровня включают в себя районное ремонтно-техническое предприятие (РТП) или ремон­тные предприятия агрокомбината, агрофирмы, имеющие в своем со­ставе станции технического обслуживания энергонасыщенных трак­торов, автомобилей, оборудования животноводческих ферм, сложных уборочных машин; ремонтную мастерскую общего назначения; тех­нический обменный пункт, снабженческо-сбытовое подразделение. На их базе возможно создание фирменного технического сервиса.

Станции технического обслуживания относятся к специализиро­ванным предприятиям районного уровня и предназначены для ТО и текущего ремонта энергонасыщенных тракторов, автомобилей и оборудования животноводческих ферм. Капитально отремонтиро­ванные составные части для текущего ремонта поставляют специа­лизированные ремонтные предприятия областного уровня.

Мастерские и цехи районного предприятия по ремонту комбайнов, Других сложных машин и их составных частей специализируются на ремонте зерноуборочных комбайнов, корне- и ботвоуборочных ма­шин, картофеле-, кукурузо-, силосо-, кормо- и хлопкоуборочных комбайнов (или машин). Цехи по ремонту комбайнов выполняют ремонт на готовых агрегатах, капитальный ремонт которых прово­дят на специализированных предприятиях.

Составные части самоходных комбайнов, унифицированные с тракторными, ремонтируют на специализированных предприятиях по кооперации. Специализированные комбайноремонтные пред­приятия выполняют капитальный ремонт составных частей для других предприятий и для нужд текущего ремонта машин.

Мастерские общего назначения предназначены для выполнения заказов сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фер­мерских) хозяйств, других предприятий и организаций по ремонту и ТО тракторов, зерноуборочных и специальных комбайнов, слож­ных сельскохозяйственных машин, поливной техники, оборудова­ния подсобных предприятий, а также по выполнению отдельных заказов на механические, сварочные и другие виды работ. При от­сутствии в районе станций ТО тракторов, животноводческих ферм и других объектов ремонтно-обслуживающей базы мастерская вы­полняет все работы по ТО и текущему ремонту техники.

Технические обменные пункты служат для выполнения посредни­ческих функций между владельцами или арендаторами техники, с одной стороны, и ремонтными предприятиями - с другой, при пе­редаче в капитальный ремонт полнокомплектных машин и состав­ных частей, а также при возвращении их из ремонта.

Технический обменный пункт представляет собой складское по­мещение для хранения составных частей и агрегатов сельскохозяй­ственной техники, которые выдают в обмен на сдаваемые в ремонт. В состав технических обменных пунктов входят также площадки для хранения обменного фонда полнокомплектных машин. Достав­ку ремонтного фонда от технических обменных пунктов до ремонт­ного предприятия и обратно выполняет РТП.

Необходимый обменный фонд на техническом обменном пунк­те состоит из новых и капитально отремонтированных составных частей. Он зависит от числа обслуживаемых машин. Функции пун­кта - приобретение списанной и требующей капитального ремон­та техники у владельцев, ее постановка на ремонт и модернизация, реализация отремонтированных машин и оборудования по сни­женным ценам.

Технический центр фирменного обслуживания и ремонта машин, оборудования и приборов - хозрасчетное производственное пред­приятие (объединение). Его основная задача - обеспечение рабо­тоспособного состояния техники владельцев или арендаторов, со­средоточенной на территории определенного региона (как прави­ло, автономной республики, края, области или района). Техничес­кий центр - связующее звено. Он служит посредником между частными владельцами, арендаторами техники и предприятиями - изготовителями, а также непосредственным исполнителем работ по фирменному обслуживанию и ремонту.

Технический центр и его представители в РТП (райсервис) по договорам с владельцами или арендаторами техники выполняют следующие виды работ:

Предпродажную подготовку, ТО и послегарантийный ремонт техники и ее диагностирование, обеспечение необходимыми запас­ными частями, изготавливаемыми предприятиями машинострои­тельных отраслей и самим техническим центром:

сбор (пркупку) и восстановление изношенной техники, сбороч­ных единиц и деталей к ней с последующей реализацией;

обучение персонала, обслуживающего технику, обеспечение владельцев и арендаторов техники наглядными пособиями, учеб­никами и методическими и справочными документациями на ТО и ремонт;

прокат и аренду машин, оборудования и приборов;

монтажные и наладочные работы на строящихся и действующих предприятиях, в хозяйствах и у фермеров;

изготовление несложного, в том числе нестандартного и обору­дования для испытания, сборочных единиц и запасных частей, тех­нологической оснастки и др.

Предприятия технического сервиса областного (краевого, респуб­ликанского) уровня - заводы, специализированные мастерские и цехи по капитальному ремонту тракторов, автомобилей, комбайнов и их составных частей, машин и оборудования перерабатывающих отраслей АПК и животноводческих ферм, комплексов и птице­фабрик, автомобильных и тракторных прицепов, поливной, мели­оративной и землеройной техники, автотракторного и силового электрооборудования, электронного оборудования техники, ме­таллорежущих станков и ремонтно-технологического оборудова­ния, оборудования нефтескладов, а также производства по центра­лизованному восстановлению изношенных деталей, изготовлению ремонтно-технологического оборудования, оснастки и инструмен­та, пусконаладочные организации. Зоной деятельности предприя­тий этого уровня могут быть часть области, область, несколько об­ластей или вся страна.

Заводы и мастерские по капитальному ремонту тракторов выпуска­ют из ремонта полнокомплектные тракторы. Двигатели тракторов, агрегаты гидросистемы, топливную аппаратуру, электрооборудова­ние ремонтируют на других специализированных предприятиях и поставляют для сборки на основе кооперации по согласованным ценам.

В свою очередь, предприятия по ремонту шасси тракторов вы­полняют капитальный ремонт составных частей шасси для других ремонтных предприятий.

Предприятия по ремонту тракторов имеют годовые программы от 300 до 2000 единиц.

Заводы и мастерские по капитальному ремонту автомобилей пред­назначены для полнокомплектного ремонта грузовых автомобилей и их составных частей.

На поточно-механизированных линиях и участках предприятий ремонтируют рамы и полурамы тракторов и автомобилей, карданные валы в сборе, ведущие мосты, коробки передач, трансмиссии в сборе, задние мосты, каретки подвески, передние оси, радиаторы, механиз­мы задней навески тракторов, гидроусилители руля, кабины. В целях улучшения загрузки предприятий рекомендуется их специализация на нескольких типах машин с использованием необезличрнного ме­тода ремонта с предварительной оценкой стоимости ремфонда и рас­четами с заказчиком по дифференцированным ценам. ,

Заводы и мастерские (цехи) по капитальному ремонту двигателей (мотороремонтные заводы и мастерские) специализируются на капитальном ремонте двигателей следующих марок: ЯМЗ-238НБ ЯМЗ-240В, СМД-14НГ, СМД-18Н, СМД-60, СМД-62, СМД-64 Д-160, А-01М, А-41, Д-65, Д-37М, Д-21 и их модификаций. Неред­ко предприятия выполняют ремонт двух-трех марок двигателей и более.

Как правило, мотороремонтные предприятия имеют развитые участки и поточно-механизированные линии ремонта составных частей и восстановления изношенных деталей: блоков, головок блоков, коленчатых валов, шатунов и др. Организуют ремонт со­ставных частей, таких, как пусковые двигатели, масло-, бензо- и во­дяные насосы, компрессоры и т. д. Многие мотороремонтные заво­ды удовлетворяют потребности нескольких областей, т. е. вышли на межобластной уровень концентрации производства.

Цехи (участки) восстановления изношенных деталей - один из важнейших резервов повышения эффективности использования машин и оборудования в агропромышленном комплексе за счет по­вторного, а иногда и многократного использования исчерпавших ресурс деталей и сборочных единиц.

Восстановление деталей - это комплекс операций по устране­нию их основных дефектов, обеспечивающий возобновление рабо­тоспособности и параметров, установленных в нормативно-техни­ческой документации.

В системе АПК разработана генеральная схема развития произ­водства по восстановлению изношенных деталей. В ее основу поло­жено четыре основных звена.

Первое звено - посты и участки восстановления деталей в ремонтных мастерских крупных хозяйств. Здесь восстанавливают широкую номенклатуру деталей, не подлежащих централизованно­му восстановлению и не требующих сложного оборудования для восстановления.

Второе звено - участки и цехи восстановления деталей на специализированных предприятиях АПК, оснащенные универ­сальным и специализированным оборудованием. Детали восстанавливают по широкой номенклатуре на основе внутриобластной кооперации поставок ремонтного фонда.

Третье звено - крупные цехи при специализированных ремонтных заводах, которые оборудованы тремя-четырьмя поточно-механизированными линиями для восстановления деталей узкой номенклатуры и обеспечивают потребность нескольких областей. Например, один цех специализируется на восстановлении деталей двигателей, другой - на восстановлении деталей типа вал и т. д.

Четвертое звено объединяет в себе крупные предприятия, создаваемые по принципу межреспубликанской или межрегио­нальной специализации, укомплектованные поточно-механизи­рованными линиями, которые экономически целесообразны только при больших производственных программах. Эти пред­приятия оснащают высокопроизводительным технологическим оборудованием.

Для расчета объемов ремонтных работ и производственной про­граммы ремонтно-обслуживающего предприятия требуются следую­щие исходные данные: ожидаемый состав машинно-тракторного пар­ка обслуживаемой зоны (хозяйства, группы хозяйств, региона) и число машин и оборудования по видам; среднегодовая наработка машин каждого вида; режимы ТО и ремонта, которые необходимо проводить для поддержания машинно-тракторного парка в работоспособном со­стоянии; доремонтный и межремонтный ресурсы машин.

На основе этих данных рассчитывают общий объем работ по ре­монту и ТО машин и оборудования, распределяют этот объем по месту исполнения, выявляют недостающие или излишние мощнос­ти в различных звеньях ремонтной базы и делают заключение о воз­можности и целесообразности капиталовложений в проектирова­ние и строительство новых, расширение или реконструкцию суще­ствующих ремонтно-обслуживающих предприятий.

При разработке проектов новых предприятий исходные данные могут быть даны или рассчитаны, исходя из объема механизирован­ных работ для машинно-тракторного парка (или объема перевозок грузов для автомобилей), что требует предварительного обоснова­ния видов и количества техники.

При реконструкции существующих предприятий исходные дан­ные принимают, исходя из опыта их работы с учетом перспективы и условий развития данного предприятия.

Существуют различные способы определения числа ремонтно-обслуживающих воздействий и объема ремонтных работ, отличаю­щихся трудоемкостью и точностью проведения расчетов.

Для отдельных хозяйств или небольших межхозяйственных пред­приятий в целях текущего планирования наибольшее применение получил помашинный метод расчета. Для крупных предприятий или отдельных регионов, а также в целях перспективного планирования при расчетах производственных мощностей различных звеньев ремонтно-обслуживающей базы используют групповой метод.

Помашинный метод расчета заключается в определении требуемого годового числа ремонтов и ТО по каждой конкрет­ной машине, исходя из ее фактической наработки от начала эксплу­атации или последнего ремонта (технического обслуживания) до начала планируемого периода, планируемой годовой наработки, а также межремонтного ресурса.

Вначале устанавливают число капитальных, текущий ремонтов, ТО для каждой машины, а затем их значения суммируют, для группы машин по каждой марке.

Число ремонтно-обслуживающих воздействий в планируемом году для отдельной машины определяют из следующих выражений.

Число капитальных ремонтов

где В г - планируемая годовая наработка машины (для тракторов - в мото-ч, усл. эт. га или кг израсходованного топлива, для комбайнов - в га убранной площади, для ав­томобилей - в км пробега); В к - наработка /-й машины от начала эксплуатации или последнего капитального ремонта до начала планируемого периода (единицы измерения те же); М к - нормативный доремонтный или межремонтный ресурс ма­шины данной марки в соответствующих единицах.

Число текущих ремонтов и технических обслуживании

К Т =(В Г + В Т)/М Т -К К; (6.2)

К 3 = (В г +В 3)/Мз-К к -К т; (6.3)

К 2 = (В Г + В 2)/М 2 -К К -К Т -К 3 ; (6.4)

К 1 = (В Г + В 1)/М 1 -К К -К Т -К 3 -К 2 , (6.5)

где К т, К 3 , К 2 и К, - соответственно число текущих ремонтов, технических обслужива­нии ТО-3, ТО-2 и ТО-1; В т, В 3 , В 2 и В, - соответственно наработка машины от после­днего текущего ремонта, ТО-3, ТО-2 и ТО-1; М т, М 3 , М 2 и М, - соответственно норма­тивная периодичность проведения текущего ремонта, ТО-3, ТО-2 и ТО-1 (усл. эт. га, мото-ч, кг израсходованного топлива, га убранной площади или км пробега).

При определении числа ремонтов и ТО учитывают только его целую часть. Затем находят число ремонтов и ТО для всех машин данной марки, т. е. Трудоемкость ремонтно-обслуживающих работ определяют произведением числа соответствующих видов ремонтов или техни­ческих обслуживании на трудоемкость этих видов ремонтов и об­служивании. Этим методом с достаточно высокой точностью рассчитывают число ремонтно-обслуживающих воздействий и объем ремонтных работ машин по каждой марке. Однако для использования этого метода необходимо иметь информацию о техническом состоянии каждой конкретной машины.

Групповой метод расчета используют для определения годового числа и трудоемкости ремонтно-обслуживающих воздей­ствий по всей группе машин данной марки. Он основан на расчетах в соответствии со стратегиями, регламентирующими сроки и содер­жание ремонтно-обслуживающих воздействий в зависимости от вида машины и их наработки (календарного времени).