Храм святой троицы на шаболовке расписание служб. Церковь Троицы Живоначальной на Шаболовке

История действующего храма Троицы Живоначальной, что на длительная и очень интересная. Здание церкви несколько раз достраивалось и перестраивалось.

А все началось с того, что в 1698 году в селе Шаболово был основан деревянный храм. Благодаря нескольким документальным источникам современникам доподлинно известны даты как начала, так и окончания строительства.

Один из источников - московская книга новопостроенных церквей. А специальная приходная книга патриаршего казенного приказа указывает на точную дату окончания - 1699 год, 28 апреля. Построили этот деревянный храм на землях, принадлежащих .

Селение Шаболово разрасталось, приход увеличивался. В связи с этим в 1722 году возводится пристройка к церкви во имя Покрова Богородицы. Затем, в 1744 году, прихожане пишут прошение о строительстве вместо основательно обветшавшего деревянного храма нового каменного. Такое разрешение получено в 1745 году, после чего старая церковь разбирается и на ее месте начинается строительство более обширной каменной святыни.

Продолжается возведение храма во имя Троицы Живоначальной в течение двух лет. 15 февраля состоялось освящение новой церкви. Благоустройство и отделка продолжились до 1790 года. В этом же году на колокольне был повешен стопудовый колокол. В 1823 году храм в качестве пожертвования обрел икону Федоровской Богоматери.

В 1827 году приступили к сбору пожертвований для перестройки существующей церкви на Шаболовке, поскольку она снова становится мала. Уже к началу января 1839 года собрано больше 35 тысяч рублей и поданное прошение о строительстве было удовлетворено.

В соответствии с проектом Н.Ф. Козловского планируется малую колокольню разобрать, а на ее месте построить два придела. Перестройка началась. Закончилась она к 1843 году. Храм был освящен. Но роспись его закончена только к 1866 году.

Но на этом история перестроек Троицкого храма на Шаболовке не прервалась. Уже в 1885 году принято новое решение об увеличении его размеров. За очень короткое время была собрана необходимая на строительство сумма пожертвований, и заказан проект в русско-византийском стиле.

Начатое в мае 1885 года строительство завершилось в 1896 году, 21 сентября, когда и состоялось освящение построенного культового здания. На протяжении всего периода возведения святыни, работами безвозмездно руководил архитектор М.П. Иванов.

В 1930 году церковь была закрыта, шатер разобран и частично снесена колокольня. В здании разместился клуб трамвайщиков, кинозал, затем еще 6 различных организаций.

В 1993 году храм возвращен церкви и начато его восстановление. Новый купол теперь снаружи восьмигранный, изнутри круглый, есть множество больших окон с капителями и кокошниками. Украшают храм изразцы из майолики и детали из белого камня. За два года поставлен иконостас. Внутри храм украшен потрясающе красивой резьбой по дереву, бесплатно сделанной группой талантливых мастеров-резчиков.

Дата начала и окончания строительства известна сразу из нескольких источников: о строительстве церкви упоминается в книге новопостроенных церквей города Москвы, год строительства церкви упоминается в переписных книгах Замоскворецкого сорока за 1722 год , точная дата окончания строительства, 28 апреля 1699 года , указана в приходной книге патриаршего казённого приказа.

Храм был построен на землях Даниловскаго монастыря, игумен которого уступил под постройку нового храма и под кладбище при нём 1200 квадратных сажень земли.

К середине XIX века храм вновь оказался мал. В 1827 году был начат сбор пожертвований на перестройку церкви. По проекту, разработанному архитектором Николаем Ильичем Козловским в 1837 году , было решено разобрать малую колокольню и на её месте построить два новых придела. На 1 января 1839 года было собрано более 35 000 рублей, которых должно было хватить на задуманную перестройку, и 6 октября 1839 года Митрополиту Филарету было подано прошение на разрешение строительства. Его удовлетворили 22 апреля 1840 года , а осенью начались работы по переустройству храма. Летом 1840 года построена колокольня, приделы и новая трапезная (архитектор

Музей современного искусства «Гараж» - место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю! Музей «Гараж» был основан в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем и стал первой в России частной филантропической институцией, чья деятельность направлена на развитие и популяризацию современного искусства и культуры. Одна из основных миссий Музея «Гараж» - показать, что современное искусство - это пространство для диалога и поиска ответов на многие вопросы. Здесь проходят выставки ведущих российских и зарубежных современных художников (таких как Марина Абрамович, Рэймонд Петтибон, Марк Ротко, Виктор Пивоваров, Яёй Кусама), образовательные программы для взрослых и детей разных возрастов, а также кинопоказы, концерты, перформансы и многое другое. Гиды «Гаража», опираясь на знания и опыт лучших искусствоведов и кураторов, каждый день открывают посетителям мир современного искусства. Экскурсоводы с радостью проведут для вас экскурсии на русском и английском языках, а также помогут гиду с последовательным переводом с русского на язык группы. История Музея всегда была тесно связана с архитектурой. Его первым «домом» стал знаменитый Бахметьевский автобусный парк в Москве (в честь которого «Гараж» и получил свое название) - памятник конструктивизма, спроектированный архитектором Константином Мельниковым. В 2012 году «Гараж» переехал в самое сердце столицы - Парк Горького, во временный павильон, построенный по проекту японского архитектора Шигеру Бана. В июне 2015 года Музей открыл свое первое постоянное здание на территории Парка, в котором прежде находился популярный в 1960-е годы ресторан «Времена года», ставший для советских граждан воплощением мечты об идеальном досуге. Сегодня здание, отреставрированное всемирно известным архитектором Ремом Колхасом и его бюро OMA, стало не просто музеем, но и одной из главных городских достопримечательностей, сохранив многие элементы своего прошлого. Одним из них является мозаика, украшающая Атриум Музея и изображающая девушку в окружении осенних листьев. Именно в Атриуме каждые полгода - весной и осенью - появляется созданное художниками специально для «Гаража» произведение искусства, доступное для свободного посещения. В числе сменяющихся инсталляций проекта, названного Garage Atrium Commissions, были работы Эрика Булатова, Луиз Буржуа, Рашида Джонсона и Ирины Кориной. Для вас в Музее ежедневно открыт книжный магазин с лучшей подборкой книг и журналов по искусству и сувенирами «Гаража», которые сделаны в Москве (обратите внимание на маркировку Made in Moscow), включая продукцию, созданную в сотрудничестве с художниками. Работает уютное кафе с авторской кухней, летней верандой и завтраками, которыми можно наслаждаться в течение всего дня. Сердцем институции и платформой для выставочных, издательских и исследовательских проектов «Гаража» является его коллекция - крупнейший в мире архив по истории российского современного искусства начиная с 1950-х годов. Архив доступен для российских и зарубежных исследователей, а его фонды, насчитывающие на данный момент более 400 000 единиц хранения, постоянно пополняются. Кроме того, в здании Образовательного центра Музея рядом с Пионерским прудом для всех желающих работает первая в России публичная библиотека по современному искусству. Музей «Гараж» также стал первым музеем в России, открывшим инклюзивный отдел и адаптирующим выставочные и образовательные программы для посетителей с разными формами инвалидности. Все здания Музея оборудованы пандусами, а специалисты инклюзивного отдела проводят экскурсии и специальные мероприятия для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих посетителей, а также для людей с особенностями интеллектуального развития. Мы не знаем, какие у вас планы, но нам точно есть что предложить: выставки, лекции, встречи с экспертами, фильмы под открытым небом в отличной компании, коктейли на свежем воздухе, фестивали, концерты известных музыкантов, перформансы, дискуссии, прогулки по парку и многое другое. До встречи в Музее «Гараж»! Стоимость билетов: 0- 300 рублей

Троицы Живоначальной на Шаболовке относится к тем немногим, о дате постройки которых известно абсолютно точно. Строительство в Шаболовской слободе начато в 1698 г. по благословению Патриарха Адриана, закончено 28 апреля 1699 г. В документах имеются также сведения, что земли (1200 квадратных саженей – около 0,54 га) за Калужскими воротами, на которых построена , находились ранее во владении Данилова монастыря, который отдал их под и погост.

Первоначальный был невелик и построен из дерева. Уже к 40-м годам XVIII в. храм обветшал, и его было решено возвести заново – в камне. В 1745 г. началось строительство однопрестольной церкви, которым руководил некий Владимир Булыгин, секретарь межевой канцелярии. 15 февраля 1747 г. храм освятили, однако продолжали украшать и благоустраивать.

Приход церкви все увеличивался, и в 1827 г. решено было храм расширить, для чего начали сбор средств. В 1840 г. было получено разрешение на разборку старой звонницы и новое строительство. Летом возвели четырехъярусную колокольню в стиле ампир по проекту известного архитектора Николая Ильича Козловского и начали строительство массивной теплой трапезной с двумя приделами – Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая (Мирликийского Чудотворца). 7 ноября 1843 г. Митрополит Московский Филарет произвел освящение. Художники Голованов и Грибков расписали стены лишь в 1866 г.

Но и этот храм вскоре уже не вмещал всех желающих. И тогда в 1885 г. настоятель церкви Живоначальной Троицы Василий Руднев за собственный счет заказал проект нового храма архитектору Н.В. Никитину, председателю Московского Архитектурного общества, который и составил его в русско-византийском стиле. В тот же год были изысканы средства (часть выделило церковное ведомство, часть – пожертвования прихожан и доброхотов) и начато строительство.

Новый храм сохранял основную часть старой постройки и колокольню, но абсолютно изменял вид церкви. Теперь кубический основной объем имел 3 выступающих апсиды (алтари) и шатровое завершение, очень напоминающее башни Кремля. Интересно, что купол лишь снаружи был восьмигранным, изнутри же он был круглым. Множество кокошников украшали храм, делая его словно утопающим в облаках. Для обогрева использовали самые передовые по тем временам технологии, установив в подвале специальные печи, теплый воздух от которых согревал каменное здание. Интересно были устроены и хоры. Они находились над верхней аркой и освещались двумя окнами. Архитектор М.П. Иванов руководил всеми строительными работами абсолютно бескорыстно.

В 1889 г. в подклете храма был сооружен и освящен еще один придел – в честь Всех Святых. Обновленный храм Троицы Живоначальной на Шаболовке освятил Митрополит Московский Сергий (Ляпидевский) 21 сентября 1896 г.

Около четырех десятилетий радовал этот храм москвичей. В 1930-е годы его закрыли и пытались приспособить под разные нужды. Шатровое завершение храма и 3 верхних яруса колокольни разобрали, а основное здание церкви внутри перегородили, устроив 2 этажа. Впоследствии внутри размещались клуб «Шпулька» шпульно-катушечной фабрики со сценой в алтаре и актовым залом в центре, а по периметру – всевозможные рабочие помещения.

В 1993 г. здание храма вернули Русской Православной Церкви. Тогда в нем находились клуб любителей творчества Высоцкого, книжная лавка, торговавшая эзотерической литературой, и даже некая рок-группа и цирковая труппа арендовали здесь помещения. Все они покинули здание примерно через год.

Реставрационные работы вернули столице и эту жемчужину русского зодчества. Нашлись бескорыстные помощники, среди них – и резчики по дереву, которые абсолютно бесплатно выполняли работы, помогая украшать иконостас храма, сохранивший старую форму (по фото), но включающий в себя иконы и новопрославленных святых. Сегодня при церкви действует Воскресно-певческая школа, принимающая всех желающих «с 7 лет до 70», как сказал один из священников. Говорят, есть в храме и мироточивая икона царя-мученика Николая II.