Сколько инвалидов в пермском крае. Онф и прокуратура пермского края напомнят инвалидам об их правах. Образование для детей дошкольного возраста

Из выступлений членов координационного Совета по делам инвалидов при губернаторе Пермского края

В. Ф. Басаргин:

— Программа «Доступная среда» должна соответствовать федеральным требованиям. Хотел бы сделать акцент на общественно значимом характере этой программы. Ее реализация предполагает активное участие всех органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, но… опыт показывает пока все еще весьма слабый уровень взаимодействия в данной сфере. Считаю, что подготовка программы идет крайне медленно.

Из 48 самоуправлений так и не представили информацию об исполнении 11: не определен уполномоченный орган, координирующий деятельность структурных подразделений администраций по обеспечению доступности и ряда других направлений. Кроме того, органы местного самоуправления не в полной мере выполняют задачи по формированию доступной среды для инвалидов и доступности низкопольных транспортных средств.

Есть позитивные примеры, в частности в Краснокамском, Чусовском, Чайковском муниципальных районах. Здесь показывают искреннюю заинтересованность в формировании доступной среды.

Считаю, сейчас самое время одинаково качественно влиять на всех уровнях государственной власти, необходимо обеспечить межведомственный комплексный подход в крае к решению данных проблем.

С этой целью поручаю до мая разработать краевой регламент межведомственного взаимодействия органов госвласти по вопросам создания безбарьерной среды, а также заслушать на следующем заседании Совета инфраструктурный блок Министерства по строительству и архитектуре и Министерства транспорта по вопросам формирования доступной среды.

К сожалению, и в России, и в Пермском крае наблюдается рост числа инвалидов. Это, безусловно, оказывает влияние на человеческий потенциал, на экономические потери. В настоящее время в Прикамье более 9 тысяч детей-инвалидов. За последние годы их число выросло. Строительство современного краевого реабилитационного центра для детей-инвалидов позволит разместить современное медицинское оборудование, а также получать образовательные услуги в связи с индивидуальными потребностями каждого ребенка.

При Министерстве соцразвития края создана рабочая группа, в которую включены родители детей-инвалидов.

Нам необходимо ускорить этот процесс хотя бы в I полугодии года, определить, где будет сооружен и создан этот центр. Либо его потребуется реконструировать, либо возводить заново.

Другой волнующий вопрос – выстраивание эффективной системы реабилитации. За последние годы их объем увеличен в 6 раз. Надо посмотреть, насколько адекватно и качественно оказание этих услуг. Особое внимание следует обратить на категорию, впервые признанную инвалидами. Количество инвалидов, получивших реабилитационные услуги, за год возросло с 1600 человека до более чем 9 тысяч, из которых более 4500 – дети. Существует ряд проблем, несмотря на наличие значительного числа субъектов с медико-социальной реабилитацией, – отсутствует межведомственная клиническая система реабилитации.

Комплексного прохождения никто, к сожалению, не отслеживает, в итоге снижается эффект. Необходима поэтапная последовательная реабилитация — отсюда проблема разработки маршрутов реабилитации. Есть мировой опыт, к которому следует стремиться.

В. И. Шишкина:

— Задача, исходя из вопросов, которые нам доносят инвалиды, состоит в том, чтобы было назначено правильное лечение. Необходимо учитывать реабилитационный потенциал конкретного инвалида при назначении ряда мер. Цель реабилитации – вернуть человека в общество.

Т. И. Марголина:

— Мы начинаем подходить к решению долго нерешаемых проблем. Мы обсуждаем возможности по новому стандарту – концепция о защите прав людей с ограниченными возможностям требует иной трактовки понятия инвалидности: это проблема отношения государства и общества к инвалиду. Это проблема отсутствия условий, чтобы он мог нормально интегрироваться с учетом своих ограничений в это общество. И вот этот разворот, мне кажется, самый главный.

На нашем Совете следует рассмотреть, каким образом будет организовано это на мировоззренческом уровне, что лежит в основе работы всех специалистов.

У нас ведь сегодня каждый выполняет свою функцию: один выдает рекомендацию на лечение, оказывает медицинскую помощь, другой – выделяет свой фрагмент в этой деятельности. Но мы не видим, что происходит в целом с человеком с точки зрения его «выхода» на интеграцию. Не только с позиций его физического здоровья. Мне кажется, что одним из первых условий является изменение отношений с теми специалистами, кто занимается с инвалидами. Надо посмотреть по горизонтам, какие у нас есть для этого образовательные возможности и как их включить. Чтобы и само обучение проходило по-другому.

А вторая проблема вот в чем. Сегодня выделяются средства каждому министерству, ведомству. А когда их начинают спускать на конкретную территорию, то из всего предполагаемого набора реабилитационных средств инвалида, согласно ИПР, инвалид может воспользоваться минимумом. Мы специально рассматривали возможности социальной интеграции в комплексе. И вот вполне естествен встающий перед инвалидом вопрос: с учетом конкретных ограничений здоровья, учитывая одно, другое, куда все-таки обратиться? Или заниматься спортом, или чем-то прикладным? Кто даст алгоритм конкретной реабилитации конкретного человека? Что окажется доступным для него, с точки зрения посещения и транспортных возможностей?

У нас теоретически есть все. Но когда берем ситуацию конкретного человека, конкретного родителя, оказывается, что таких возможностей нет.

Нам необходимо посмотреть на местном уровне отработку модели реабилитационного сопровождения выданной карты.

Социум – это и есть то место, где живет человек. Вместе с тем и ответственность муниципалитета.

Мы знаем примеры плодотворной работы некоммерческих организаций, что работают с детьми-инвалидами и добиваются реальных и больших успехов с совершенно «неподъемными детьми». После общения со своими сверстниками, со здоровыми с ними происходило поистине чудо. Компенсировался дефицит общения – и ребенок распрямлялся духовно, становился увереннее.

А сколько у нас организаций, готовых уже сейчас заниматься с этой категорией инвалидов? Данное направление необходимо стимулировать, чтобы инвалид мог увидеть других, заинтересованных в нем людей. Те же спортивные секции, клубы и другие организации.

Отработка муниципальной модели очень важна. Иначе все может оборваться. Может в роли модели выступить координационный Совет на уровне муниципалитета или что-то другое. Но именно то, что должно иметь обязательное продолжение и опять же через призму потребностей социализации людей, которые становятся или уже стали инвалидами.

В. И. Шишкина:

— Очень важна персонификация ответственного за соблюдение норм. Не менее важно, чтобы все, о чем говорим, определялось в некую систему работы, а не было связано с одномоментной реакцией и с тем, что функционал ни за что не отвечает.

…Немаловажным моментом, как мне кажется, является тот факт, что в положение о Совете не был включен пункт о том, что по некоторым постановлениям и решениям Совета могут быть приняты нормативные документы губернатора. Решения Совета, скорее, носят рекомендательный характер. Возможно, что они не всегда исполняются, а потому чиновники прекрасно понимают: если им не даны конкретные указания, то к заданию можно отнестись достаточно вольно. Предложение мое следующее: организовать разработку регламента межведомственного взаимодействия. Без этого работа будет носить некий общественный характер.

В. Ф. Басаргин:

— Работа с нашими инвалидами должна вестись постоянно, при этом должны быть задействованы все: представители бизнеса, ресурсы просто физических лиц, кто живет на этой территории, общается с инвалидами. Мы именно это от вас просим: задействовать такие программы, которые приближают среду – здравоохранение, образование, культуру – не за счет денег, а за счет людей неравнодушных, способных создать приемлемые условия.

Далее губернатор обратился к руководителям отраслей, в чей адрес прозвучали нарекания, с уточнением сроков исправления негативных или проблемных ситуаций, в частности по вопросам работы социального такси.

— Я считаю, что Министерство социального развития края должно стать главным ведомством, которое является координатором всей работы. Межведомственная программа должна быть комплексной, непрерывной. Необходимо, чтобы было четко определено по каждому муниципальному образованию, что необходимо сделать в программе по реабилитации инвалидов, на что обратить внимание, какую работу прежде всего провести там-то и там-то, что должны создать в нашем региональном центре. Я прошу это сделать вместе с членами нашего Совета. Мы должны четко понимать, где и что мы строим и создаем для непрерывного цикла реабилитации.

В адрес почти каждого ведомства прозвучали нарекания и требования, чтобы дела доводили до конечного результата, а не выхватывали фрагментарно. Все должно быть расписано и региональным, и муниципальным чиновникам, а также включен пункт, связанный с информационным сопровождением, — отнестись внимательно к реализации всех поручений.

О системе реабилитации инвалидов, детей-инвалидов в Пермском крае

В. А. Бронников (выдержки из доклада)

«Тот, кто не знает, куда плыть, не может надеяться на попутный ветер» (Сенека)

1. Актуальность проблемы инвалидности в Пермском крае

Численность инвалидов в Пермском крае составляет 9,4% населения (259 тыс.). Проведенный специалистами Пермской государственной медицинской академии расчет потерь трудового потенциала показал, что с учетом всех случаев первичной и повторной инвалидности в среднем регион теряет 14,9 млрд. рублей в год. Необходимо отметить, что объемы экономического ущерба в связи с инвалидностью и смертностью населения практически сопоставимы.

В структуре инвалидности ведущее место занимают болезни системы кровообращения – 38,2%, из них каждый пятый случай – последствия ОНМК (21,3%), онкологические заболевания и травмы.

Важной проблемой является детская инвалидность. В настоящее время в Пермском крае количество детей-инвалидов составляет 9 037 человек. В структуре детской инвалидности на первое место выходят врожденные пороки развития и заболевания психо-неврологической сферы. Доминируют пороки системы кровообращения, 13,9% — хромосомные нарушения. Со стороны психических расстройств преобладают нарушения поведения – 20,6%, умственная отсталость – 77,7%. В группе болезней нервной системы –14,5%, преобладает детский церебральный паралич – 60,6%.

В целом психоневрологическая инвалидность является наиболее тяжелой и часто приводит к помещению таких детей в стационарные учреждения.

Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости развития как системы профилактики, так и системы медико-социальной реабилитации пациентов и инвалидов, детей-инвалидов, особенно с указанными заболеваниями.

Одним из значимых механизмов для достижения этого является эффективная Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) . По данным Главного бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю, охват инвалидов индивидуальными программами реабилитации составляет 100%.

2. Деятельность системы реабилитации

С современных позиций медико-социальная реабилитация рассматривается как система и как процесс мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. При этом пациент или инвалид должен являться активным участником реабилитационного процесса и работать вместе со специалистами междисциплинарной бригады для достижения целей реабилитации.

Начиная с июня 2010 года, на территории Пермского края реализуется модель реабилитации инвалидов с использованием сертификатов. Сертификат включает разный набор реабилитационных услуг для детей и совершеннолетних инвалидов в зависимости от формы обслуживания.

Инвалидам, детям-инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, социально-медицинские и социально-бытовые реабилитационные услуги предоставляются в стационарных учреждениях. Стационарное обслуживание предоставляется домами-интернатами для престарелых и инвалидов, психоневрологическими интернатами и детскими домами-интернатами.

На 2011 год в рамках государственного задания для взрослых было предусмотрено 6005 койко-мест и 422 койко-места в детских домах-интернатах. При этом средняя стоимость услуги на стационарное обслуживание инвалидов в доме-интернате составляет 96,2 тыс. рублей в год.

Введение модели реабилитации с использованием сертификатов привело к изменению структуры реабилитационных служб. В настоящее время реабилитационные услуги в системе социального обслуживания населения на территории края предоставляют 3 реабилитационных Центра для детей с ограниченными возможностями, Центр комплексной реабилитации инвалидов, включающий 13 отделений, Пермское протезно-ортопедическое предприятие, 27 санаторно-курортных учреждений. В целом охват детей-инвалидов реабилитационными услугами составил в 2011 г. 39,7 %, взрослых инвалидов – 3,72 % от их общего числа. Таким образом, при введении модели реабилитации по сертификатам охват увеличился в 1,7 раза.

В учреждениях системы здравоохранения совершеннолетние инвалиды могут получать медицинскую реабилитацию в МСЧ № 11, в санатории «Усть-Качка», в санатории-профилактории «Энергетик». Детскому населению реабилитационная помощь оказывается в 4 реабилитационных отделениях г. Перми, в отделениях реабилитации Березников и Чайковского. Стационарную реабилитационную помощь детям в условиях дневного стационара оказывают городской центр восстановительной медицины и реабилитации ДКП № 6 (80 коек) и Центр восстановительной медицины и реабилитации для детей (120 коек).

Необходимо отметить, что в медицинской реабилитации нуждаются 100% детей-инвалидов. К категории детей, требующих проведения реабилитационных мероприятий в условиях реабилитационных отделений и центров, относятся дети с патологией центральной и периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, соматическими и онкологическими заболеваниями.

К сожалению, на сегодняшний день в Пермском крае отсутствуют реабилитационные подразделения для детей с сахарным диабетом, с врожденными пороками сердца (после оперативного лечения), с последствиями травматического повреждения спинного мозга. В существующих реабилитационных отделениях и центрах системы здравоохранения не предусмотрено круглосуточное пребывание детей-инвалидов вместе с родителями.

С учетом характера инвалидизирующей патологии и распределения по возрасту примерно треть детей, признанных инвалидами, нуждаются в проведении медицинской реабилитации в условиях стационара. Следует подчеркнуть, что кратность курсов реабилитации для детей составляет 2–4 раза в год. В связи с этим существует потребность в организации 90 реабилитационных коек для детей-инвалидов.

Проведенный анализ безбарьерной среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения в регионе показал низкую доступность реабилитационных служб.

3. Международная классификация функционирования здоровья и инвалидности

Тем не менее при анализе системы реабилитации инвалидов в Пермском крае можно констатировать факт, что реабилитация как межведомственная, этапная, преемственная, комплексная, управляемая система — отсутствует.

Это связано с недостаточно полно разработанной концепцией реабилитации на территории края, ее методологических, стратегических, тактических аспектов.

В системе социальной реабилитации необходимо уйти от чисто медицинской модели, которая основывается на медицинском взгляде на инвалидность как на состояние здоровья. На основе данного взгляда большинство мероприятий реализуются за счет лечения.

Необходимо рассматривать инвалидность с учетом точки зрения социальной модели, которая включает использование интеграционного подхода, основанного на развитии доступности социальных институтов.

Трудность состоит в определении приоритета каждой модели в условиях изменяющейся окружающей среды и постоянного развития потенциала человека.

В связи с этим Всемирная Организация Здравоохранения совместно с Международной Организацией Инвалидов разработали классификацию, которую необходимо использовать для систематизации обоих медицинских и социальных аспектов понимания инвалидности. Эта Международная классификация функционирования здоровья и инвалидности (МКФ), основанная на биопсихосоциальной модели функционирования человека, может внести значительный вклад в разработку и реализацию политики в сфере инвалидности.

При применении МКФ учитываются следующие аспекты:

— Здоровье и функциональный потенциал человека, его социальная активность и включенность в разнообразные виды деятельности;

— Типы систем поддержки, включающие в себя реабилитационную и интеграционную инфраструктуру, политику, личное и социальное окружение, связанные с инвалидами;

— Физические, социальные, средовые, экономические и личностные барьеры, или, что очень важно, ресурсы;

— Жизненный опыт инвалидов, их активность и участие в жизни общества, а также местные сети, оказывающие поддержку инвалидам, включая государственные и общественные ресурсы, используемые для помощи при интеграции в общество.

Стратегический аспект концепции – реабилитация и социальная интеграция инвалидов не могут рассматриваться отдельно. Это взаимосвязанные процессы, включающие с позиции международного права следующие направления: равенство и гражданство; доступность инфраструктуры; наличие информационного пространства статистических данных; совершенствование и разработка механизмов реализации и комплексной оценки эффективности индивидуальной программы реабилитации; развитие системы реабилитации и совершенствование ее стандартов качества; сохранение рабочих мест и профессиональная реинтеграция; инклюзивное обучение; квалификация специалистов и их общее развитие; исследования и инновации.

Тактические аспекты концепции должны включать: тактические задачи в сфере здравоохранения, в сфере социального обслуживания, образования, в сфере труда и занятости, по формированию безбарьерной среды, в сфере физической культуры и спорта, в сфере культуры и средств массовой информации.

Реабилитационные центры и санаторно-курортные учреждения должны быть не конкурирующими, а дополняющими друг друга реабилитационными службами, призванными решать разные задачи реабилитации и составляющие разные этапы единого реабилитационного процесса. Существует период (реабилитационное окно в течение первых 2–3 лет), когда организм человека с инвалидностью имеет значительный реабилитационный потенциал для наиболее полного восстановления. В дальнейшем реабилитационный потенциал снижается и формируется стойкая инвалидность. В этот период для минимизации последующих экономических потерь, связанных с инвалидностью, и последующей смертности, особенно пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями и инсультами, необходимы многократные, до 4 раз в год, регулярные курсы реабилитации. В положении о выдаче сертификатов кратность выдачи должна учитывать прежде всего рекомендации ИПР и специалистов.

4. Деятельность Министерства социального развития в направлении совершенствования системы реабилитации

В министерстве определены конкретные мероприятия по решению указанных проблем.

Совершенно очевидно, что решение поставленных задач требует отработки оптимальных вариантов координации деятельности различных органов и ведомств, т.е. реализации многосекторной стратегии . Для реализации этой стратегии предлагается следующая организационная модель:

1. Общая координация деятельности в области комплексной реабилитации инвалидов и определение приоритетных стратегий и контроль за их реализацией должны осуществляться на координационном совете по делам инвалидов при губернаторе Пермского края.

2. В качестве ведущей управленческой структуры, координирующей разработку стратегии, должно выступать Министерство социального развития.

3. Межведомственный министерский комитет (межведомственная комиссия) включает Главное бюро медико-социальной экспертизы, представителей ключевых министерств, отвечающих за работу с инвалидами (социального развития, здравоохранения, занятости, физкультуры и спорта, образования, культуры, и т.д.), а также привлеченных специалистов, ученых, представителей общественных организаций. Целью деятельности межведомственной комиссии является разработка основных направлений и управленческих механизмов реализации стратегии в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов, основанной на общих целях, методологических взглядах и критериях эффективности.

4. Следующий уровень – ведомственный, который включает конкретную деятельность (тактику) ведомств (министерств) по реализации основных стратегий, их цели, основные структуры, механизмы, мероприятия и критерии их эффективности.

Предлагаемая модель, наполненная конкретным содержанием, дает возможность системного подхода к реализации социальной политики по отношению к инвалидам с целью улучшения их качества жизни. Реализация данной стратегии возможна в качестве проекта, но обязательным условием является политическая поддержка со стороны губернатора.

Сегодня в Пермском крае меры социальной поддержки получают 231,9 тысяч инвалидов. В регионе около 34 тысяч человек являются получателями страховых пенсий по инвалидности, что составляет 4,4% от общего количества получателей страховых пенсий. Размер их пенсий с 1 февраля 2016 года был проиндексирован на 4%, и в среднем по краю составил 8460 руб.

Размер такой пенсии зависит от возраста инвалида, продолжительности трудового стажа, среднего заработка, суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. К страховой пенсии инвалидам устанавливается фиксированная выплата, которая зависит от группы инвалидности, наличия иждивенцев и места жительства инвалида.

Кроме страховых пенсий по инвалидности законодательством предусмотрено установление пенсий по государственному пенсионному обеспечению - социальные пенсии. На сегодняшний день размер социальной пенсии составляет: для детей-инвалидов и инвалидов с детства I группы -13689,04 руб.; инвалидов с детства II группы - 11407,69 руб.; инвалидов I группы - 11407,69 руб.; инвалидов II группы - 5703,83 руб.; инвалидов III группы - 4848,26 руб.

Отдельным категориям граждан пенсионным законодательством предоставлено право на одновременное получение двух пенсий. К такой категории относятся инвалиды вследствие военной травмы, инвалиды и участники Великой Отечественной войны.

В соответствии с указами Президента РФ установлены: компенсационная выплата за уход за нетрудоспособными гражданами (инвалидами 1 группы) в размере 1380 рублей, а родителям или опекунам (попечителям), осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте 18 лет и за инвалидами I группы с детства, ежемесячная выплата - 6325 рублей (с учетом районного коэффициента 1,15).

Кроме этого неработающим инвалидам, доход которых не достигает прожиточного минимума (в 2016 году - 8175 руб.), устанавливается федеральная социальная доплата.

Наряду с пенсиями органы ПФР назначают и выплачивают инвалидам ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), размер которых зависит от группы инвалидности. В настоящее время ЕДВ установлены 231 925 инвалидам. С 1 февраля 2016 года ЕДВ было увеличено на 7 %. На сегодняшний день предусмотрены следующие размеры ЕДВ: инвалиды 1 группы - 3357 руб., 2 группы - 2397 руб., 3 группы - 1919 руб., дети - инвалиды - 2397 руб.

Также в феврале проиндексирована на 7 % стоимость набора социальных услуг и сейчас она составляет 995, 23 руб.

Пенсионный фонд России и его региональные отделения уделяют повышенное внимание своим клиентам, ставшим в силу тех или иных обстоятельств инвалидами. Создаются все необходимые условия для облегчения им доступа к пенсионным услугам.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ МИНИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА СПЕЦИАЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ В ПЕРМСКОМ КРАЕ В 2018 ГОДУ

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Пермской области от 5 ноября 2004 года N 1689-344 "О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы" Правительство Пермского края постановляет:

1. Определить минимальное количество специальных рабочих мест, которые работодатели Пермского края независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности должны создать для трудоустройства инвалидов в 2018 году, согласно приложению к настоящему Постановлению.

2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2018 года, но не ранее чем через 10 дней после дня его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Правительства - министра промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края Чибисова А.В.

Губернатор Пермского края
М.Г.РЕШЕТНИКОВ

Приложение. МИНИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО СПЕЦИАЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ, КОТОРЫЕ РАБОТОДАТЕЛИ ПЕРМСКОГО КРАЯ НЕЗАВИСИМО ОТ ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ И ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ ДОЛЖНЫ СОЗДАТЬ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ В 2018 ГОДУ

Приложение
к Постановлению
Правительства
Пермского края
от 19.09.2017 N 768-п

Среднесписочная численность работников

Количество специальных рабочих мест для инвалидов

От 50 до 100 работников

От 101 до 500 работников

От 501 до 1000 работников

Прислало ответ об образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в регионе.

Благодарим сотрудников Министерства за предоставленную информацию!

Ниже представлен текст ответа. Информацию по образованию для людей с ОВЗ и инвалидностью в других регионах вы можете посмотреть .

Обеспечение детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), детям-инвалидам адекватных условий для получения качественного образования, развития и самореализации является одним из основных направлений развития системы образования Пермского края.

Задачи формирования условий для образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов отражены в государственной программе Пермского края «Развитие образования и науки» , утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1318-п.

В зависимости от специфики особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях Пермского края реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы различной направленности для детей следующих категорий: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, в том числе – специальные индивидуальные программы развития для обучающихся с тяжелыми (множественными) нарушениями развития.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ детям-инвалидам, инвалидам в Пермском крае , как и другим гражданам, гарантируются общедоступность и бесплатность образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Образование для детей дошкольного возраста

Образовательная услуга для детей с ОВЗ, детей-инвалидов дошкольного возраста организована в 1 специализированном дошкольном образовательном учреждении, 3 структурных подразделениях для дошкольников с ОВЗ в специальных общеобразовательных школах и в 285 группах компенсирующей направленности.

По данным краевого портала по состоянию на 1 сентября 2016 г. услугу дошкольного образования получают 4790 детей с ОВЗ, в том числе 1077 детей-инвалидов и 549 чел. получают пособие для получения образовательной услуги на дому.

В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 27 августа 2010 г. № 560-п «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов дошкольного возраста на дому по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и Порядка предоставления компенсации части затрат родителям (законным представителям) по воспитанию и обучению детей-инвалидов дошкольного возраста на дому по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» семьям детей-инвалидов, не посещающим детский сад, предоставляется компенсация. Размер компенсации составляет 20781 руб.

Школьное образование

В системе школьного образования Пермского края по данным на 2016-2017 учебный год обучается 18963 ребенка с ОВЗ. Из них 8141 (43%) обучается в общеобразовательных организациях, работающих по адаптированным основным общеобразовательным программам, 10822 (57%) – в системе общего образования, в том числе 4598 – в специальных (коррекционных) классах и 6224 – в «обычных» классах.

Количество детей-инвалидов в системе школьного образования – 4758 (в том числе 1902 – в общеобразовательных классах).

Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется, в общей сложности, более, чем в 500 общеобразовательных школах края.

В организациях дополнительного образования детей занимаются 4094 ребенка с ОВЗ и 1212 детей-инвалидов. Дети с ОВЗ занимаются по следующим направлениям программ дополнительного образования:

  • техническое творчество (345 чел.);
  • спортивно-техническое творчество (48 чел.);
  • эколого-биологическое направление (345 чел.);
  • туристско-краеведческое направление (175 чел.);
  • спортивное направление (1121 чел,);
  • художественное творчество (2767 чел.);
  • культурологическое направление (132 чел.);
  • другие (373 чел.).

Профессиональное обучение

Профессиональное обучение лиц с ОВЗ осуществляется в 23 государственных профессиональных образовательных учреждениях, подведомственных Министерству образования и науки Пермского края, реализующих основные программы профессионального обучения, и 9 филиалах данных учреждений.

Профессиональные образовательные организации и их филиалы, принимающие на обучение лиц с ОВЗ, расположены в 25 муниципальных районах (городских округах) Пермского края.

Контрольные цифры приема на 2016 год для обучения лиц с ОВЗ по основным программам профессионального обучения составляют 1034 человек. Указанная категория граждан может пройти профессиональное обучение по 30 различным профессиям (каменщик, обувщик по ремонту обуви, оператор швейного оборудования, переплетчик, повар, штукатур, маляр, садовник, тракторист и др.).

Для инвалидов обучение в профессиональных образовательных учреждениях Пермского края доступно по различным специальностям: ограничением при выборе направления подготовки (профессии или специальности) для граждан, имеющих статус «инвалид», является вид ограничения здоровья, т.е. инвалид может выбрать любую профессию или специальность, реализуемую в профессиональных образовательных учреждениях Пермского края, если ему это позволяет состояние здоровья.

160 человек из числа студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обучаются в 11 образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Пермского края.

Дистанционное образование

В крае осуществляется дистанционное образование детей-инвалидов. В 2016-2017 учебном году с использованием дистанционных технологий по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, адаптированным основным общеобразовательным программам обучается на дому 175 детей-инвалидов в 110 общеобразовательных учреждениях. Дистанционное обучение для ребенка-инвалида, обучающегося на дому по общеобразовательным программам, может быть организовано в любой школе края. Для этого родителям необходимо обратиться к директору школы или в орган управления образования администрации муниципального района (городского округа) Пермского края по месту жительства ребенка-инвалида.

Технологии дистанционного образования инвалидов реализуются также в системе профессионального образования края: система дистанционного обучения разработана в КГАПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И, Сюзева» по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет», «Документационное обеспечение управления и архивоведение» (адрес официального сайта: http://dobr-dgtt.ru/).

Доступная среда

Доступная среда для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов создана в 216 школах (26,7% от общего числа), 177 детских садах (27,1% от общего числа), 49 учреждениях дополнительного образования (34% от общего числа), 17 профессиональных образовательных учреждениях (20,9% от общего числа).

Информацию об образовании детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Пермском крае, образовательных учреждениях, осуществляющих обучение детей данной категории, можно получить на официальном сайте Министерства образования и науки Пермского края (раздел «Деятельность» – «Образование для детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»).

Информация о некоторых образовательных учреждениях, оборудованных для работы с детьми-инвалидами , представлена в таблице:

Наименование образовательного учреждения Адрес Официальный сайт
МБДОУ «Детский сад № 54» г. Березники г. Березники, ул. Льва Толстого, д. 66а http://mdou54-59591.narod.ru/
МАДОУ Лобановский детский сад «Солнечный город» Пермский район, с. Лобаново, ул. Зеленая, 1а http://dslobanovo.ucoz.com/
МАДОУ «Детский сад «Компас» г. Перми г. Пермь, ул. Красногвардейская, 42 http://ds413.ru/
МБДОУ Детский сад «Радуга» п. Октябрьский, микрорайон Чкалова, 5 http://radugaokt.umi.ru/
ГКБОУ «Школа-интернат для детей с нарушением слуха и речи» г. Пермь, ул. Казахская, 71 http://surdo-shkola.ru/
ГБОУ Пермского края «Школа-интернат для детей с нарушением зрения» г. Пермь, ул. Самаркандская, 32
ГБПОУ «Березниковский техникум профессиональных технологий» Пермский край, г. Березники, ул. Юбилейная, 13 www.berpl42.edusite.ru
КГАПОУ «Кунгурский сельскохозяйственный колледж» Пермский край, г. Кунгур, ул. Полетаевская, 2 http://ksxk.ru/

Подробную информацию об образовательных услугах, оказываемых конкретным образовательным учреждением, реализации адаптированных образовательных программ, доступной среде, перечне реализуемых направлений подготовки, отличительных особенностях каждого образовательного учреждения семьи с детьми-инвалидами могут получить на официальных сайтах, которые ведутся всеми образовательными учреждениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявление для постановки ребенка на учет для получения дошкольной образовательной услуги дошкольного образования можно подать через Единый портал государственных услуг http://www.gosuslugi.ru .

На сайте ГКУ Пермского края «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (http://cpmpk.ru/) создан и функционирует форум по вопросам образования и развития детей с ОВЗ . На форуме можно задать и обсудить любые вопросы, связанные с диагностикой развития, определением образовательного маршрута, спецификой обучения, воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов, проведением коррекционной и реабилитационной работы, выбором подходящей образовательной организации.

Вы можете себе представить, как это ничего не видеть вокруг себя. Для некоторых это реалии жизни, с которыми им приходится мириться. «Инвалид» - в нашей стране это статус, обрекающий человека на непрерывную борьбу с недугом и стереотипами. В Пермском крае зарегистрировано около 250 тыс. людей с ограниченными способностями, это почти 10% населения региона.

Василий Сорокин инвалид первой группы, заместитель председателя пермской городской организации «Всероссийского общества слепых». Зрение он начал терять с пяти лет, за годы жизни он уже научился ориентироваться в пространстве с помощью трости и слуха:

«Каждая поездка для меня даже по знакомому маршруту от дома до ДК ВОС - это большой стресс. Это для здорового человека не составит труда сесть в автобус и доехать до нужного ему места, для незрячего – это сложная задача. Наши автобусы не оборудованы динамиком, который объявляет номер маршрута, поэтому мне приходится просить помощи у прохожих, чтобы сесть на свой автобус. Сейчас почти во всем городском транспорте объявляют названия остановок, это очень помогает незрячим людям. Но порой, водители автобуса останавливаются не на остановочных комплексах, а за ним, либо, не доезжая до него, а для меня любой предмет, будь то урна или опора остановки – это маячок, по которому я ориентируюсь и выбираю нужное мне направление, если же остановки нет, то я могу запросто потеряться».

В городской организации «ВОС» зарегистрировано 1200 инвалидов по зрению, общее количество незрячих в Перми 7000 человек. Из них тотально слепых более половины. Перекрестков, оснащенных светофорами с сигналом немного, из 360 светофоров в городе, лишь несколько десятков оснащены сигналом: «Раньше были старые советские светофоры, у которых были громкие и удобные сигналы. Те, что устанавливают сейчас хуже качеством. Например, светофор на перекрестке Компроса и Краснова практически не слышно при интенсивном патоке машин» - рассказывает Василий Сорокин.

Для того чтобы слабовидящие люди могли безопасно передвигаться по лестнице первая и последняя ступеньки должны быть выделены ярким цветом. Ни в одном крупном магазине, либо здании общественного пользования этого не сделано: «Нам приходится пользоваться помощью зрячих людей для похода в магазин за продуктами. В других странах в супермаркетах есть магнитные маркеры, которые помогают незрячему определить наименование продукта и его стоимость. Одинокий незрячий человек имеет крайне мало возможностей, зачастую он пользуется небольшими близлежащими к его дому магазинчиками и надеется на честность продавцов. Сейчас в городе появилась фирма, которая возит инвалидам и пожилым людям продуктовые наборы домой за небольшую плату».

У незрячего человека гораздо меньше возможностей себя реализовать в какой-то профессии. В Перми живут многократная чемпионка параолимпийских игр по лыжным гонкам и биатлону Надежда Чиркова, и многократный призер по лыжным гонкам Ирина Селиванова. В крае живет чемпион мира по шахматам среди слепых Владимир Берлинский.

«Что касается производства, то в 90-е годы наша организация потеряла налоговые льготы, прекратился госзаказ и специализированные предприятия общества слепых, где более 50% работающих- инвалиды просто задавила конкуренция. Я на предприятии отработал с 1985 по 2007 год, в советское время там работало 1200 человек, половина незрячие. Сейчас работает 35 инвалидов по зрению. Попытки исправить ситуацию делаются, у нас в Перми медицинский колледж готовит массажистов, и даже если треть из курса сможет устроиться на постоянную работу, инвалидов по зрению в коллцентре, но если этим заниматься основательно, то я уверен, это может получиться у нас в регионе. По большому же счету ни одному работодателю не нужен работник с физическими ограничениями» - поделился Василий Сорокин.

Василий как инвалид первой группы получает ежемесячную пенсию – 13 тыс. руб.: «В целом это нормальные деньги, но вот, например, мне нужно делать ремонт в квартире. Самостоятельно я это сделать не смогу, мне придется нанимать рабочих, а это дополнительные расходы. Если мне нужно куда-то поехать или что-то привезти – это снова расходы. То, что без труда может сделать зрячий человек, мне приходится делать с чьей-то помощью. Раньше у нас была традиция летом плавать на теплоходе до Астрахани, теперь это могут себе позволить немногие».

Если раньше в ДК ВОС проводились всевозможные мероприятия для инвалидов по зрению, то сейчас чтобы изыскать средства обществу приходится сдавать помещения дворца в аренду: «Раньше большинство незрячих проживали в одном микрорайоне, недалеко от предприятия, правления, ДК, специальной библиотеки. Мы жили дружно, вместе ходили на конкурсы, встречи, концерты... А сейчас все разъехались кто куда, и одна из проблем – это доставка людей. Поэтому мероприятий проводится не так много».

Сказать, что инвалиды по зрению совершенно изолированы от общества нельзя. Среди команд разных регионов проводятся соревнования по интеллектуальным играм, фестивали и конкурсы по разным видам искусств, спортивные соревнования. А в специальной библиотеке для слепых людей обучают работать на компьютерах:

«На компьютер установлена специальная программа, которая голосом называет все, что происходит на мониторе. Мы учим тому, каким образом работать с этой программой. У незрячего человека появляется доступ к неисчерпаемому источнику информации в интернете и всевозможным программам, для общения, например «Скайп»» - рассказывает Алексей Викторов программист информационно-компьютерного центра при библиотеке «ВОС».

По словам сотрудников пермского отделения «ВОС» Пермь очень отстает от других городов России по созданию безбарьерной среды для инвалидов по зрению. Так, например, социальный проездной стоит у нас 610 рублей, а в Питере инвалиды 1-ой и 2-ой группы и их сопровождающие ездят бесплатно.

Однако власти города и края уже обратили внимание на проблему инвалидов. В начале февраля Пермский край вступил в целевую федеральную программа «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения». К маломобильным группам населения относятся беременные женщины, матери с колясками и пожилые люди. Пока все пункты программы прорабатываются на бумаге, когда они будут воплощены в жизнь не известно.

Анфиса Мартынова