Типология проектов и их виды. Что такое проект. Виды проектов 3 типы проектов

Классификация проектов

В рамках портфеля проектов компании реализуются различные типы проектов. Это могут быть и проекты направленные на получение прибыли и проекта направление на развитие компании. Применять одинаковые инструменты методы и модели проектного управления для управления разными типами проектов не рационально. Это приводит к возникновению большей путаницы, конфликтам и необходимости реализовывать ненужную работу.

Введение классификации позволит выделить процессы, инструменты методы проектного управления для различных типов проектов. Это дает возможность независимо развивать различные методы и инструменты проектного управления в компании. В результате в компании вырабатывается своя уникальная методология, которая учитывает все особенности компании и ее клиентов.

Классификация по сферам деятельности:

Классификация по сферам деятельности определяет технологию реализации проекта, фазы проектов и этапы реализации проектов. В компании для каждого типа проектов разрабатывает шаблон реализации.

  • Технический . Технические проекты направленны на создания физического продукта проекта с четко определенными техническими параметрами.
  • Организационный . Организационный проект направленный на изменение организационный структуры и процессов организации. Данный тип проектов часто реализуется с целью развития организации.
  • Экономический . Экономические проекты направленны на получение прибыли компании за счет реализации продуктов или активов компании.
  • Социальный . Социальные проекты не несут прибыли, но помогаю компании улучить социальный статус компании и доверия от клиентов. Социальные проекты могут быть направленны на сотрудников компании для повышения их уровня жизни.
  • Смешанный . Смешанные проекты включают в себя сразу несколько элементов из выше изложенных типов.

Классификация по размерности:

Классификация по размерности проектов определяет технологию разбиение проектов на группы и программы.

  • Монопроекты . Монопроекты это отдельные проекты реализуемые вне программ компании.
  • Мультипроекты . Мультипроект это комплексный проект состоящих их отдельных монопроектов направленных на получение сложного инновационного результата. Мультипроекты объединяют различные типы проектов, которые направлены на достижения одной цели
  • Мегапроекты .Мегапроекты это много целевая комплексная программа обедняющая мультипроекты различной сложности и направленных на достижения различных целей. Мегапроекты объединяют несколько мультипроектов на правленых на реализацию группы целей.

Классификация по объемам финансирования проекта:

Уровень классификации по объему финансирования проекта зависит от объемов затрат проектов компании. Чем больше бюджет проекта тем большим обїемом денег рискует компания при его реализации.

  • Малые . К малым проектам могут относится проекты до 10 000 грн. Проекты относящиеся к данному классу могут быть согласованы на уровне руководителя департамента или директора филиала компании.
  • Средние , К средним проектам могут относится проекты от 10 000 грн. до 50 000 грн. Проекты относящиеся к данному классу должны быть согласованы на уровне исполнительного директора компании.
  • Крупные . К крупным проектам могут относится проекты от 50 000 грн. Проекты относящиеся к данному классу должны быть согласованы на совете директоров компании.

Классификация по назначению проекта:

Классификация о назначению проекта определяет ключевые цели и результаты проектов

  • Инвестиционный . Инвестиционной проект направлен на развитие активов компании. Для проектов обязательным является бизнес-план, описывающий прибыль и затраты проекта.
  • Инновационный . Инновационный проект направлен на создание и/или развитие товаров и услуг компании.
  • Научно - исследовательский . Проекты научных исследователей по разработке новых продуктов и новых технологии.
  • Учебно - образовательный . Учебно-образовательные проекты направлены на повышения компетенции сотрудников компании в предметной области.
  • Смешанный .Смешанные проекты содержат элементы различных указанных выше типов.

Классификация по длительности проекта:

Классификация по длительности позволяет разделить проекты на группы в зависимости от длительности. Для примера мы предлагаем три группы с средними параметрами длительности. Ваша компания может выбрать группы и параметры длительности.

  • Краткосрочный - до 1-го года. Для проектов данного типа мы рекомендуем длительность периодов планирования и реализации не больше недели. Детализацию задач проекта до длительность от 1 дня до 5 дней.
  • Среднесрочный - от 1-го года до 3-х лет. Для проектов данного типа мы рекомендуем длительность периодов планирования и реализации больше недели до месяца. Детализацию задач проекта до длительность от 5 дня до 10 дней.
  • Долгосрочный - свыше 3-х лет. Для проектов данного типа мы рекомендуем длительность периодов планирования и реализации больше месяца. Детализацию задач проекта до длительность от 10 дня до 20 дней.

Классификация по географическому признаку:

Классификация по географическому принципу влияет на методы взаимодействия в проектах. Мы предлагаем следующую классификацию:

  • Проект реализуется в пределах какого-либо города , Команда проекта находится в рамках одного города. Для реализации проектов данного типа достаточно классических методов взаимодействия.
  • Региональный проект , Члены команды проекта находится в рамках одного региона или страны. Для реализации проектов данного типа необходимо применения дополнительных методов и инструментов взаимодействия.
  • Международный проект . Члены команда проекта находится в нескольких странах.

Классификация по уровню организации (внутри компании):

Классификация по уровню организации влияет на уровне управления проекта

  • Локальный . Локальный проект реализуется в рамках портфеля проектов отдельно функционального подразделения или филиала компании. Локальный проект использует только ресурсы функционального подразделения или филиала.
  • Корпоративный . Корпоративный проект реализуется в рамках общего проекта компании. Корпоративный проект использует корпоративные ресурсы компании.

Начиная с одного параметра классификации методология компании может развиваться вводя дополнительные параметры или уровни классификации в рамках уже существующих. Это позволит развивать методологию в различных направления, подстраиваясь под изменения на рынке и в самой компании.

Выбор процессов, методов и инструментов для реализации различных типов проектов

В процессе развития технологической зрелости компании в области проектного управления, вырабатываются специфические подходы, к управлению различными типам проектов. Введение классификации в портфеле проектов компании позволяет определять перечень специфических процессов, методов, подходов и инструментов управления. Каждый их классификаторов влияет на выбор необходимых элементов управления в одной или нескольких областях знаний проектного управления.

В приведенной ниже таблице показан пример таблицы зависимости областей знаний от значений классификаторов.

  • Классификация по сфере деятельности определяет: процессы интеграции с ключевыми процессами компании, иерархическую структуру задач и продуктов проекта, подходы к проведению процедур заключения контрактов, определяет методику работы рискам проекта в зависимости от продуктов проекта, а также требования качества, используемые при управлении проектом.
  • Классификация по размерности определяет: как правильно планировать сроки и управлять временем в проекте, насколько детально планировать использование ресурсов компании в проекте, а также как часто и детально реализовывать задачи по контролю качества.
  • Классификация по объему финансирования определяет: процессы финансирования и бюджеты с которых будет осуществляться финансирование, а также уровень финансовых рисков и объемам страхования с которым придется столкнуться руководителю проекта.
  • Классификация по уровню организации определяет инструменты и методы взаимодействия, как между участниками команды проекта, так и между внешними заинтересованными сторонами проекта.
Классификация по сфере деятельности Классификация по размерности Классификация по объемам финансирования Классификация по уровню организации
Управление интеграцией
Управление содержанием
Управление временными параметрами
Управление стоимостью
Управление контрактами
Управление взаимодействием
Управление стекхолдорами
Управление ресурсами
Управление рисками
Управление качеством

Поговорим о том, что представляют собой технические проекты, как правильно их создать, реализовать. Для начала рассмотрим теоретические вопросы, связанные с данной тематикой. Подробнее остановимся на классификации тех проектов, которые чаще всего встречаются в современном обществе.

Что такое проекты

Это системный комплексный процесс, который направлен на модернизацию определенных сфер жизни и деятельности человека. В настоящее время технические проекты являются максимально востребованными, так как они способствуют повышению качества жизни населения нашей планеты. В разных странах в этот термин вкладывают разный смысл, но чаще всего понятие проекта сходно, независимо от государственного языка и вероисповедания населения.

Составные части

Учитывая тот факт, что для реализации проектов требуются особые средства, а способы решения поставленной задачи могут зависеть от различных параметров, выделяют следующие составные части:

  • основной замысел (постановку цели и задач);
  • средства решения;
  • результаты.

Такое понятие проекта свидетельствует о сложности и многогранности его структуры. Он способен внести серьезные изменения в жизнь как отдельного человека, так и целого государства. Результаты от его внедрения могут быть абстрактными либо конкретными, необходимыми для определенного региона.

Особенности проектов

Классификация проектов зависит от многих факторов. Например, если рассматривать подобную деятельность в качестве динамической системы, то можно выделить следующие результаты:

  • текущие;
  • конечные.

Если рассматривается школьный проект, в таком случае в качестве конечного результата самостоятельной деятельности школьника можно рассматривать получение им новых теоретических и практических знаний и навыков.

Варианты проектов

Классификация проектов связана со сроками их реализации, масштабом, качеством разработки и внедрения, объемом применяемых средств, а также с местом их практической реализации. Есть множество факторов, которые предопределяют алгоритм действий.

Классификация проектов и их виды зависят от предметной области, состава, а также от структуры выполняемой работы.

Тип определяется сферой деятельности, для которой он предназначается. На масштаб влияет размер, число непосредственных участников, степень воздействия на окружающую среду. Сложность действий определяется организационной, технической, технологической, а также финансовой стороной проводимых мероприятий.

Критерии классификации проекта рассмотрены, теперь можно перейти к описанию определенных проектов:

  • организационных;
  • социальных;
  • экономических;
  • учебных;
  • инвестиционных.

Особенности организационных проектов

Они относятся к созданию и реформированию новых компаний, а также к проведению форумов, конференций, семинаров, симпозиумов. Организационные проекты обладают следующими отличительными характеристиками:

  • имеют определенные цели, они направлены на улучшение организации мероприятия;
  • обладают заданными сроками реализации;
  • характеризуются ресурсами;
  • предполагают контроль расходов с точки зрения экономичности.

Экономические проекты

Их целью является реструктуризация организаций, а также существование таможенной, налоговой систем. Отметим их характерные признаки:

  • предварительное выделение конечного результата, который можно корректировать по мере работы;
  • определение конкретных сроков реализации;
  • расчет расходов, которые потребуются для реализации намеченных планов.

Школьники и студенты часто используют экономические расчеты при продумывании индивидуальных или коллективных проектов.

Социальные проекты

В последнее время эту форму активно используют многие организации. К примеру, на базе общеобразовательной школы функционирует отряд добровольцев - волонтеров, которые занимаются благотворительной деятельностью: помогают пожилых людям, благоустраивают территорию около школы. Социальная деятельность характерна и для многих крупных компаний и промышленных предприятий. Например, компанией «Сименс» реализуется в нашей стране социальный проект, направленный на поддержку одаренных детей.

Ежегодно представители фирмы проводят конкурс научно-практических работ для старшеклассников, в рамках которого ребята создают свои работы в различных сферах: медицине, робототехнике, приборостроении, и т. д.

Победители получают не только отличные денежные призы, но и возможность стажировки в компании, а также шанс на обучение в престижных высших учебных заведениях нашей страны.

Социальные проекты помогают решать конкретные проблемы общества, к примеру, с их помощью можно ликвидировать последствия природных катаклизмов. Они предполагают постановку целей, которые могут варьироваться по мере продвижения проекта. Социальные проекты не предполагают конкретных сроков, отличаются ограниченными ресурсами.

Технические проекты

Они всегда связаны с разработкой нового продукта. Технические проекты имеют следующие отличительные характеристики:

  • отличаются конкретной целью;
  • обладают стабильными сроками реализации;
  • отличаются фиксированным бюджетом.

В качестве одного из примеров подобного проекта можно привести модернизацию оборудования на деревообрабатывающем комбинате. Срок проведения работ не должен превышать шести месяцев. Целью является разработка новой технологии, которая позволит сэкономить древесину, сделать процесс безотходным производством.

Учебные проекты

Современная классификация проектов выделяет и такую форму, которая подходит для образовательного процесса. После введения в отечественное образование новых стандартов, исследовательская и проектная деятельность стала обязательной формой получения универсальных учебных навыков в начальной, средней, а также старшей школе.

Прежде чем ребята будут заниматься самостоятельными исследованиями, педагогом рассматривается общая классификация проектов. Примеры работ, выполненных учениками, могут быть связаны с определенной научной дисциплиной. К примеру, ученик младших классов самостоятельно занимается выращиванием кристаллов поваренной соли, а старшеклассник создает проект по выращиванию шампиньонов на балконе. В зависимости от количества участников учебный проект может быть групповым либо индивидуальным. Для него характерны следующие факторы:

  • тематическая направленность;
  • число исполнителей;
  • сроки реализации;
  • важность получаемых результатов;
  • возможность трансляции полученного опыта

Инвестиционные проекты

По сути, к этому определению подходят все проекты, поскольку многие из них нуждаются в определенных финансовых вложениях.

Подобная форма предполагает совокупность связанных между собой инициатив, которые направлены на достижение четкого результата в отведенные сроки. Для них характерна масштабность инвестиций, а также некоторая степень риска.

Комплексный проект часто называют мультипроектом. Для него характерна совокупность нескольких отдельных работ, взаимно дополняющих друг друга.

Длительность работы

Определение и классификация проектов позволяют делить их на несколько групп:

  • краткосрочные (реализация предполагает менее двух лет);
  • среднесрочные (выполняются в диапазоне 2-5 лет);
  • долгосрочные (для полной реализации необходим срок больше пяти лет).

Элементы проекта

На их число напрямую влияет сложность предполагаемых действий. Например, если необходимо исполнение высокого качества, в таком случае проект состоит из множества отдельных элементов:

  • проектной документации;
  • технологии работы;
  • производственных помещений;
  • технологического оборудования;
  • производственных объектов;
  • предоставляемых работ, продуктов, услуг.

В зависимости от специфики проекта, в него могут включаться и иные элементы.

Среди параметров, обеспечивающих функционирование любого проекта, профессионалы выделяют:

  • финансовые ресурсы;
  • дополнительные соглашения;
  • контракты;
  • сырьевые ресурсы;
  • персонал;
  • помещения;
  • территориальное нахождение.

Основной задачей инновационных проектов является внедрение в практику принципиально новых разработок. Например, в социальной сфере инновации могут быть связаны с открытиями и новыми изобретениями в области техники и науки.

Поддерживающие проекты помогают человеку решать экологические задачи, включая и рамки экологической культуры.

Все социальные проекты нуждаются в определенном финансировании. Например, функционирование районной школы для одаренных детей может иметь смешанный вариант финансовых влияний. Часть ресурсов на поддержку направления работы с подрастающим поколением, названным правительство РФ одним из приоритетных видов работы с детьми, обеспечивает региональный бюджет. Вторая часть поступлений идет из местного бюджета. Недостающую часть для работы РШОД выделяют крупные предприятия, функционирующие в данном районе.

Благодаря подобной финансовой схеме можно аккумулировать средства из разных источников, в полной мере обеспечивая деятельность школы для талантливых и одаренных детей.

Заключение

В настоящее время проектная деятельность стала формой работы не только в крупных фирмах и промышленных компаниях, но и в медицинских и образовательных учреждениях. Ученики начальных классов вместе со своими наставниками придумывают интересные проекты, которые позволяют выявлять и развивать творческие возможности каждого ребенка, то есть в полной мере выполнять требования новых образовательных стандартов.

Уникальность любого проекта порождает определенные проблемы при его предварительном планировании. Часто автору (творческому коллективу) сложно сразу предположить, как именно они будут получать запланированные результаты. В связи с этим в качестве результатов деятельности могут выступать не только услуги или продукты, но и определенный опыт, который разработчики смогут использовать в последующей деятельности. Использовать такую форму работы могут любые организации, вовлекая в деятельность от 2-3 человек до нескольких тысяч исследователей.

Проекты все чаще встречаются не только в промышленных организациях, но и в образовательных и медицинских учреждениях. Например, интересным и своевременным элементом работы школ стало вовлечение ребят во внеурочную деятельность. Проект «Кадетское движение» стал прекрасным вариантом привития уважения подрастающему поколению россиян уважительного отношения к историческому и культурному наследию своего народа.

Проекты можно классифицировать по доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области, по характеру координации, по количеству участников, по продолжительности выполнения, по объекту проектирования.

По доминирующей деятельности

Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком – то объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.

Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся.

Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.).

Участники ролевых, игровых, приключенческих проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце.

По предметно-содержательной области

Монопредметный проект - проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам, чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов, используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

По характеру координации

Проект с открытой , явной координацией – координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции.

Проект со скрытой координацией – координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников, когда практическая задача решается сетевыми коллективами учащихся, работающими независимо от фактора расположения или фактора времени.

По количеству участников

Личностные (индивидуальные) - один участник

Парные - два участника

Групповые (коллективные) - более двух участников

По продолжительности выполнения

Краткосрочные - до недели

Средней продолжительности - от недели до месяца

Долгосрочные - от одного до нескольких месяцев

По объекту проектирования

Морфологические - проектирование вещей

Социальные - проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов

Экзистенциальные - проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения своей судьбы

Создание проекта помогает решить важную задачу, сосредоточившись только на ней, не отвлекаясь на другие дела. По данным исследований, почти половина всей целенаправленной деятельности человека осуществляется путем реализации отдельных инициатив. На этот вид деятельности тратится до четверти мирового бюджета. Открытие проекта - веяние времени, нужно только знать, как создать замысел и как сделать это правильно.

Понятие проекта и его особенности

Проект это некая осознанная деятельность (совокупность согласованных действий) человека, направленная на то, чтобы создавать уникальный продукт, и носящая разовый, не повторяющийся характер. Понятие проект предполагает достижение конкретной цели за определенное время в условиях ограниченности основных ресурсов (временных, финансовых, трудовых, материальных).

Существует несколько различных трактовок понятия "проект", пример этого можно увидеть в различных международных стандартах, в т.ч. и в российском ГОСТе. Однако практически всегда его основными приметами выступают такие факторы:

  • начало проекта имеет четкую дату;
  • окончание фиксируется по дате или готовому конечному результату;
  • наличие четко сформулированной цели;
  • уникальность готового продукта;
  • ограничение в основных ресурсах;
  • одноразовость.

Примеры замыслов: разработка и выпуск на предприятии принципиально нового вида продукции, открытие своего бизнеса, строительство дома или социального объекта, разработка идеи нового журнала или программного обеспечения, исследование рынка. Все они могут в зависимости от своих масштабов и направленности делиться на:

  • малые (с единым координатором всех процессов, ограниченным количеством взаимозаменяемых участников, проходящих весь путь от планирования до закрытия, простым графиком работ) и крупные (со сложной структурой и большими объемами работ);
  • краткосрочные (длительностью до 2 лет, с минимальным количеством подрядчиков и отчетности, а также корректировок), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

Отдельно можно остановиться на так называемых мегапроектах, представляющих собой целевые программы развития целых отраслей и направлений экономики. Они включают в себя большое количество менее масштабных программ, которые дополняют друг друга и направлены на решение какой-либо глобальной задачи. Чтобы реализовать их и наладить огромное количество взаимодействий между сотнями участников, отвечающими за отдельные процессы и виды работ, привлекают самых профессиональных топ-менеджеров.

Такие замыслы могут быть отраслевыми, региональными, а также межрегиональными, межотраслевыми, общенациональными или международными . Они, как правило, долгосрочные и оперируют капиталами в десятки и сотни миллионов долларов. Чтобы избежать дорогостоящих ошибок только разработка их концепций выделяется в отдельную фазу замысла.

Классификация реализуемых инициатив

Классификация проектов может проводиться в зависимости от таких оснований:

  • направленность начинания, его состав и структура;
  • сфера деятельности, к которой проводится подготовка проекта;
  • масштаб идеи и степень ее влияния на внешнюю среду, количество участников;
  • продолжительность его внедрения;
  • степень сложности с точки зрения технологической, организационной, финансовой.

Можно сказать, что классификация проектов в определенной степени условна, поскольку каждый замысел уникален. Однако именно классификация типов проектов помогает найти в них сходные черты, способные дать понимание общих закономерностей развития тех или иных направлений. Выделяют такие наиболее распространенные типы проектов:

  • организационные;
  • экономические;
  • социальные;
  • технические;
  • смешанные.

Чтобы понять различия между ними, стоит детальнее рассмотреть типы и виды проектов.

Организационные. Они направлены на реформирование уже существующей структуры или создание новой, а также на проведение отдельных мероприятий. Характеризуются такими чертами:

  • сроки начала и окончания, а также общая продолжительность задаются точно;
  • цель формулируется четко, но обычно плохо поддается измерению, поскольку направлена на организационные изменения;
  • ресурсы выделяются по мере их наличия;
  • расходы на подобные начинания часто пересматриваются и корректируются с точки зрения их экономической эффективности.

Примеры проектов такого типа – модернизация системы управления заводом или бюджетной организацией, организация и проведение конференции, концерта, спортивных соревнований.

Экономические. Имеют целью приватизацию, санацию или реструктуризацию предприятия, модернизацию общих правил игры в сфере экономики (налогового или таможенного законодательства). Их признаки:

  • поставленные задачи нередко корректируются в процессе работы;
  • сроки невозможно установить точно, поскольку они зависят от многих внешних факторов и могут изменяться независимо от команды, внедряющей замысел;
  • расходы рассчитываются ориентировочно, однако контролируются жестко.

Социальные. Их смысл – решение социальных вопросов, улучшение качества жизни тех или иных групп населения, поэтому они касаются большого количества людей. Направленность социальных инициатив может быть самой разной, однако есть черты, характерные для всех начинаний такого рода:

  • сроки и общая длительность носят вероятностный характер, поскольку четко просчитать их невозможно, это самые неопределенные инициативы;
  • изначально цели могут носить общий и довольно расплывчатый вид, однако в процессе проведения работ и достижения определенных вех они уточняются и конкретизируются;
  • зачастую нелегко дать количественную и качественную оценку происходящим изменениям, поэтому применяются другие методы определения эффективности;
  • финансирование таких инициатив производится при наличии свободных ресурсов.

Технические. Направлены на разработку и выпуск на рынок нового вида продукции. Образцами таких замыслов можно назвать работу автомобильных заводов и их конструкторских бюро относительно регулярного обновления модельного ряда производимых транспортных средств. Отличительные особенности технических инициатив:

  • желаемая цель формулируется точно и в процессе работы корректируется незначительно;
  • сроки устанавливаются достаточно четко, значительные сдвиги не допускаются, поскольку они привязаны к рыночной конъюнктуре;
  • все затраты четко планируются в соответствии с существующими стандартами и нормами;
  • ограничение возможностей внедрения замысла могут быть ограничены мощностью производства или внешними факторами, например, влиянием на окружающую природную среду.

Часто в деловых или научных изданиях встречается несколько иная классификация проектов, построенная на тех же принципах, что и вышеприведенная. Замыслы в ней подразделяются так:

  • социально-экономические, которые предусматривают создание инфраструктуры для улучшения качества жизни населения и проведение массовых мероприятий разной направленности;
  • бизнес инициативы, предполагающие создание и внедрение новых технологий и продуктов на рынок;
  • клиентские, направленные на удовлетворение потребностей внешнего заказчика определенной компанией.

Все многообразие нестандартных идей можно рассматривать в рамках этих классификаций, что позволяет провести качественный анализ проекта и понять его перспективность.

Структурирование замысла

Для того чтобы претворить в жизнь замысел, следует определить его организационную структуру. Структура проекта – это его иерархическая декомпозиция на взаимосвязанные части для качественного планирования и контроля над исполнением процессов. Она призвана обозначить тот конечный продукт, который является итогом всего замысла, разбить весь процесс на более мелкие элементы и связать их между собой.

Чем правильнее составлена структура проекта, тем более он управляем. Основными задачами структуризации являются:

  • разбивка замысла на отдельные управляемые блоки;
  • делегирование ответственности за каждый блок между персоналом в соответствии со структурой и ресурсными возможностями;
  • максимально точный расчет материальных, временных, финансовых затрат;
  • разработка механизмов планирования, контроля и отчетности;
  • привязка бухгалтерского учета к выполненным работам;
  • ставятся конкретные цели перед каждым подразделением.

С организационной точки зрения структура проекта имеет три основных вида:

  • Функциональная . Руководство лежит на линейном руководителе, которому подчиняются руководители профильных подразделений. При применении такой модели есть необходимость введения одного или нескольких координаторов, роль которых – связать между собой разные функциональные подразделения.
  • Матричная . Для реализации отдельной инициативы создаются временные группы из числа штатных сотрудников с ответственными лицами, которые ведут задумку от фазы проектирования до самого окончания. Руководители взаимодействуют с членами своей группы по горизонтали, формального подчинения нет. Это при наложении на традиционные иерархические связи создает матрицу взаимодействия. Примеры проектов матричного типа свидетельствуют о том, что сила такой структуры во многом зависит от того, в какие условия поставлен руководитель начинания. Он может заниматься этим делом в свободное от основных обязанностей время, быть временно освобожден от них или же возглавлять специально созданную группу специалистов.
  • Проектная . За каждую инициативу отвечает менеджер, управляющий специально подобранным персоналом. Пример проекта с такой моделью управления предполагает значительный масштаб, длительность, высокую сложность задумки, применение новых технологий и изменяющиеся условия реализации.

Структурирование заданий может происходить как сверху вниз (от общего к частному), так и в обратном порядке. За образец могут браться такие методики, как дерево решений, целей или работ, сетевая модель, матрица ответственности, структура стоимости, затрат или ресурсов.

Внедрение методик работы по отдельным уникальным инициативам позволяет открывать новые горизонты, мотивировать работников, менять устоявшиеся подходы к управлению делами, использовать инновационные методы и рационально подходить к расходованию ресурсов. Этот подход дает возможность гибко и быстро реагировать на потребности рынка и удовлетворять возникающий спрос. На сегодняшний день этот метод управления преобладает за рубежом и активно продвигается в России.

Для студентов

По работе над проектом

Череповец, 2015

Разработали:

Масыгина И. А. - преподаватель, председатель ЦК физико-математических дисциплин бюджетного профессионального образовательного учреждения Вологодской области «Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»

Белавина Н.М. преподаватель русского языка и литературы,

руководитель МК дисциплин гуманитарного цикла, БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж им. А.А. Лепехина»

Скороходова В.А. зам.директора по УР, преподаватель литературы и русского языка БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж им. А.А. Лепехина»


1. Введение
2. Что такое проект. Виды проектов
3. Этапы работы над проектом
4. Рекомендации по работе над проектом
A. Работа с литературными источниками
B. Полезные интернет-ссылки
5. Требования к оформлению текстового варианта проектной работы
6. Требования к презентации
7. Памятка для защиты проекта
A. Общие рекомендации
B. Рекомендации выступающему
8. Критерии самооценки проектов
9. Литература
Приложения:
1. Материалы для диагностики студентов (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности). Анкета
2. Формы продуктов проектной деятельности
3. Виды презентаций проектов
4. Из опыта составления проектов преподавателей Белавиной Н.М., Скороходовой В.А., преподавателей русского языка и литературы.

Введение

Здравствуй, студент первого (второго) курса профессиональной образовательной организации. Ты сделал первый важный шаг в своей жизни - выбрал сам, или с помощью взрослых, профессию, ремесло. Что думают об этом великие:

«Хорошее начало - половина дела» (Платон).

«Любимая работа поднимает рано, и мы с радостью принимаемся за нее» (У. Шекспир).

Итак, вперёд - к постижению нового. Чтобы изучить любое ремесло, необходимы азы знаний. На первом курсе вы продолжаете изучение школьных (общеобразовательных) дисциплин. И по одной из них необходимо выполнить индивидуальный проект.

Что такое проект. Виды проектов

Проект самостоятельная работа студента, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект позволит вам максимально раскрыть свой творческий потенциал. Он позволит каждому проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.


основная цель проектной деятельности студентов - самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующее интеграции знаний из различных предметных областей.

«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться»
Леонардо да Винчи.

«Проект – это пять «П»:

1. проблема,

2. проектирование (планирование),

3. поиск информации,

4. продукт (создание проектного продукта),

5. презентация проектного продукта.

Можно выделить и шестое «П» проекта - это его портфолио (папка документов), в котором собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Особенности проекта:

· прежде всего это наличие проблемы , которую предстоит решить в ходе работы над проектом;

· проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель . В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение.

· результатом проекта является проектный продукт , который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Существует несколько классификаций проектов (типология проектов):

По виду конечного продукта:

· Материальные . Проекты, конечными продуктами которых могут быть: модели, макеты, картины, скульптуры, книги, иллюстрированные альбомы, фильмы, слайд-шоу, компьютерные презентации и т.п.

· Действенные. Проектным продуктом в этом случае может быть: поход, экскурсия, спектакль, соревнование, школьный праздник, классный час, мастер-класс, выставка, игра, викторина, тематический вечер, литературная гостиная, концерт и т.п.

· Письменные. Проектный продукт – статья, брошюра, инструкция, рекомендации и т.п.

По доминирующей деятельности:

· Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий, выпуском газеты, видеофильма

· Практико-ориентированные проекты , как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т.п;

· В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад;

· Конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть, как опубликованы на бумажных носителях, так и размещены в интернете;

· игровые и ролевые проекты участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта; это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения. почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта, (например, игра-дебаты «Атомная энергетика: за и против»).

По продолжительности выполнения:

· краткосрочные – 1-3 месяца;

· среднесрочные – от 3 месяцев до 1 года;

· долгосрочные – более 1 года.

По количеству участников:

· индивидуальные;

· групповые.


По характеру контактов:

· локальные (в одной студенческой группе, на одном факультете, в одном учебном заведении);

· региональные (в рамках города, области);

· межрегиональные (участники представляют разные регионы страны);

· международные.

Тип проекта Цель проекта Проектный продукт Тип деятельности
Практико-ориентированный Решение практических задач заказчика проекта Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области
Исследовательский Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы Результат исследования, оформленный установленным способом Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями
Информационный Сбор информации о каком-либо объекте или явлении Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации
Творческий Привлечение интереса публики к проблеме проекта Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики
Игровой или ролевой Предоставление публике опыта участия в решении проекта Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное) Деятельность, связанная с групповой коммуникацией