Возникновение техники автор. Как развивалась вычислительная техника. Техника в античном периоде

1

Осуществлена оценка этапов истории становления техники: этапа зарождения технических приспособ-лений; этапа ремесленного становления технических приспособлений; этапа машинной техники; этапа информационно насыщенной техники (автоматизированные системы управления / информационно-технические системы). Понятие техники имеет древнегреческие этимологические корни и получило рас-пространение как в обыденном, так и в научном сознании. Под техникой понимается совокупность ме-ханизмов и машин, созданных человеком на основе научных достижений, предназначенных для осу-ществления различных видов деятельности. Особенности развития техники способствовали появлению шести технологических укладов общества.

технические приспособления

ремесленная техника

машинная техника

информационно-технические системы

технологический уклад.

1. Мэмфорд, Л. Миф машины // Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы. – М., 1991.

2. Хайдеггер, М. Вопрос о технике // Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

3. Аль-Ани, Н.М. Философия техники: очерки истории и теории: учебное пособие. – СПб, 2004.

4. Глазьев, С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. – М., Экономика, 2010.

5. Петров, В.П. Социально-философский анализ особенностей формирования личности со-временной России. – Н.Новгород, ННГАСУ, 2011.

Этимология слова техника имеет древнегреческую историю - τεχνῆτιο (techne) , что определяло на тот момент бытия эллинов самую широкую деятельность человека - от простейшего ремесла до высокого искусства. Предполагается, что это слово появилось во времена Гомера и трактовалось как τέκτων (tekton), имея индоевропейский корень tekp, означающий плотницкое дело, и первоначально использовалось для обозначения искусства мастера строительства - плотника, а затем уже стало употребляться в значении ремесла или искусства в целом.

Аристотель рассматривал это понятие более объемно, придавая ему значение познания. В трактате «Никомахова этика» он обращал внимание на различие и других видов знания, таких как ουράνιος (empeireia: опытное знание) и της επιστήμη (episteme: знание теоретическое). Хотя смысл познания у эллинов был близок смыслу знания, они все же не объединяли их, понимая, что есть вещи, которые еще не получили своего объяснения. Знание в широком смысле слова означало обращение к еще неизвестному. Techne (τεχνῆτιο) представляло ту область знания, которая непосредственно соотносится с человеческой деятельностью, связана с ней, отражает ее результат, то есть порождена мыслью и трудом человека в соответствии с имеющимися потребностями. Это являлось областью технознания . Предметом его выступала сфера создаваемого, т.е. находящегося в процессе становления. Теоретическое же знание было обращено к непосредственно существующему, то есть к уже данному природой или богами и требовало понимания.

Техническое знание представляло собой как бы связующее звено между опытным знанием и знанием теоретическим. В технознании интуитивно соединялись экспериментальные данные и теоретические умозаключения по объяснению происходящего и настоящего.

Особенностью технического знания была его направленность на проектирование, конструирование и производство. Процесс будущего производства в техническом знании состоит из ряда этапов: идеальное моделирование объекта, его проектировку и непосредственную разработку конструкции . Это существенная особенность, которая позволяет видеть в техническом знании средство для осуществления целей, соответствующих реальным потребностям общества и человека.

Сравнивая процессы производства в техническом знании и процессы возникновения в природе, греческие мыслители считали, что они во многом схожи, хотя процесс производства сложнее. В отличие от природы техническое знание посредством техники способно моделировать и совершенствовать то, что им создается в соответствии с возникающими потребностями. Во власти технознания - изменить природные процессы, поэтому техника, с одной стороны, действует аналогично природным процессам, с другой, может изменять окружающий мир в соответствии с возникающими потребностями людей.

Таким образом, в слове техника с момента его вербального использования соединились два аспекта: во-первых , орудия труда, т.е. инструменты, с помощью которых человек осуществляет деятельность, реализуя свои потребности; во-вторых , накопленные знания, навыки, способы работы, необходимые в применении орудий труда, а также используемые для их совершенствования. Хотя слово techne и было впервые употреблено в Элладе, оно не является доказательством того, что технические приспособления зародились именно там. Этот факт подчеркивает особенность развития знаний у эллинов, опирающихся на духовное осмысление явлений действительности. Сама же техника, а точнее первичные орудия хозяйственного применения, относятся к 4-3 тысячелетиям до н.э., то есть ко времени зарождения человеческой цивилизации. Поэтому они еще не могли считаться техникой в сущностном понимании и инженерном применении. Это был только прообраз техники для начального обозначения «человеческого техноделания»: создания орудий труда (скребков, мотыг, топоров, лопат, веретена, колеса), организации первичного производства (в строительстве, земледелии, металлообработке). Это были первые шаги человечества в становлении техники, а позднее в понятийном обосновании.

Техника как существенный элемент культуры общества и развития цивилизации исторически включает четыре этапа своего существования. I. Зарождение технических приспособлений. II. Ремесленное становление технических приспособлений. III. Машинная техника. IV. Информационно насыщенная техника [автоматизированные системы управления / информационно-технические системы (АСУ/ИТС)].

Хронологически первый этап включал всю доисторическую эпоху и длился до зарождения первых древних цивилизаций 4-3 тысячелетий до н.э. В это время формально складывались, а затем постепенно трансформировались первобытно-общинные отношения. Общественно-экономическая формация имела примитивный вид, и деятельность человека ограничивалась его семейно-родовыми потребностями. Применялись примитивные хозяйственные приспособления, необходимые для бытовых нужд. Они зачастую носили случайный характер, потому как не изобретались человеком, а случайно находились им. По мнению испанского философа и публициста Х. Ортеги-и-Гассета, эта техника была «техникой случая». На самом раннем этапе своего существования первобытный человек не понимал значения орудия труда и, естественно, не мог представить, как его изготовить. Он ограничивался лишь тем, что использовал для своих нужд пригодные природные предметы. Например, пустая скорлупа служила ему естественным, заменяющим ладони сосудом для питья (Л. Гейгер, немецкий исследователь). Случайно попавшийся камень или кость животного использовались в качестве примитивного «ножа», «топора» или «молотка». Но и тут «случай» был не для всех, а лишь для наиболее развитых, то есть тех, кто был способен осмысливать увиденное для своих первичных потребностей. И только спустя миллионы лет неоднократная случайность стала превращаться у первобытного человека в тенденцию к осознанному , а позднее к целесообразному применению им природных предметов в качестве хозяйственных приспособлений, давших толчок к их техническому изготовлению и использованию.

Набор технико-хозяйственных средств был ограничен, а операции по их изготовлению были незамысловатыми и передавались из поколения в поколение. Человек еще не осознавал себя субъектом своей деятельности, а, следовательно, и творцом техники. Он «еще не ощущает себя как homo faber», поэтому техника принимается им как часть природы, с которой он пребывает в единстве (Х. Ортега-и-Гассет) .

Темпы развития технических приспособлений в этот период были самыми длительными в истории человечества, так как древний человек создавал приспособления методом «проб и ошибок», случайно наталкивался на нужное решение и только с появлением первых цивилизаций в Египте , Индии, Китае и Месопотамии (государства Ур, Урук, Лагаш в двуречье Тигра и Ефрата) начинает складываться новый этап в развитии технических приспособлений.

Хронологически его можно определить с этапа зарождения первых древних цивилизаций (4-3 тысячелетия до н.э.) до наступления Нового времени (конец XVI - начало XVII вв.).

Технические приспособления в этот период стали существенно отличаться от первобытных, но назвать их техникой было нельзя в силу того, что научные знания только зарождались и применять их на практике люди еще не научились. Правда хозяйственное оборудование становится более разнообразным, а способы его изготовления усложняются, и далеко не каждый человек может сам изготовить необходимое ему приспособление. Более того, само применение усложненных предметов труда потребовало знаний и серьезной подготовки для занятия конкретным ремеслом с изготовлением орудий производства в различных видах хозяйственно-бытовой деятельности.

В силу этих причин постепенно стал зарождаться социальный слой ремесленников, людей, которые соединяли в себе техника и рабочего (Х. Ортега-и-Гассет). Орудия труда у них еще выступали простым дополнением к человеку, который, хоть и являлся «движущей силой» технического процесса (К. Маркс), но отношение «человек - орудие» коренным образом не изменилось со времени первобытно-общинного строя. Это произойдет гораздо позже при машинной технике, с применением которой существенно возрастет производительность труда и качественно изменится технологический процесс.

Суть состояла в том, что ремесло ремесленника как особая форма технической деятельности не основывалось на науке, никаких теоретических расчетов не производилось. Базой выступали традиционные знания и практические навыки поколений. Это означало, что ремеслом можно овладеть только эмпирическим путем, именно поэтому оно оставалось в рамках традиций. Данное обстоятельство наложило естественные ограничения на всю изобретательскую деятельность. Появление новых технических приспособлений было так же, как и раньше, делом большого времени. И хотя темпы технического развития ускорились по сравнению с темпами развития «техники случая», но и они не могли удовлетворять растущие потребности человечества. Только с наступлением эпохи Возрождения, а точнее с началом Нового времени, в Европе технизация приобретает то содержание, которое соответствовало ее форме. Этим содержанием техники выступила наука. Ремесленная техника исторически исчерпала свой потенциал и открыла путь машинной технике.

Хронологические рамки третьего этапа включают несколько столетий: от периода Нового времени до середины XX века.

В основе машинной техники лежала инженерная деятельность, которая как более развитая форма технической деятельности ориентируется на науку, то есть на теоретическое и прикладное естествознание.

В этом общественная сущность того, что машинная техника не могла появиться как альтернатива ремесленной технике в одно с ней историческое время. Не было реальных условий свободному развитию естествознания, а также и инженерной деятельности, которые позднее были вызваны к жизни объективными потребностями в развитии производительных сил. Общество стало осознавать этот факт именно в Новое время вместе с завершением эпохи первоначального накопления капитала и началом эпохи буржуазных революций в странах Западной Европы.

В то же время стоит отметить, что у инженерной деятельности есть своя предыстория. Она закономерно укладывается в хронологические рамки тех эпох, которые предшествовали Новому времени. Этому способствовали обстоятельства и деятельность ряда уникальных представителей рода человеческого, в частности, Архимеда (287-212 до н.э.), Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), Галилео Галилея (1564-1642 гг.), Николая Коперника (1473-1543 гг.), Иоганна Кеплера (1571-1630 гг.), Френсиса Бэкона (1561-1626 гг.), Исаака Ньютона (1643-1727 гг.), Христиана Гюйгенса (1629-1695 гг.). Однако стыковки научного знания и производства еще не происходило, время научно-технических революций было впереди.

Как отмечал М. Хайдеггер, человечеству было еще отведено время для непрерывной эволюции производства и связанного с ней развития теоретического и практического естественнонаучного знания, прежде чем начавшаяся в Англии в 60-х годах XVIII века промышленная революция (охватившая Европу и США) не привела к необходимости формирования отдельных технических наук (например, теоретической механики).

Значительными событиями на этом пути были: изобретение англичанином Джеймсом Уаттом (1736-1819 гг.) паровой машины и универсального теплового двигателя; французом Этьеном Ленуаром (1822-1900 гг.) двигателя внутреннего сгорания; русскими изобретателями, отцом и сыном Черепановыми, паровоза и строительство железной дороги, протяженностью 3,5 км (Черепановы - Ефим Александрович (1774-1842 гг.) и сын его Мирон Ефимович (1803-1849 гг.) были крепостными людьми у заводчиков Демидовых); открытие физических свойств электричества и изобретение электромотора - динамомашины в 1867 году; Яблочковым Павлом Николаевичем (1847-1894 гг.) электрической свечи (1876 г.), в результате которых последовала целая серия мировых электротехнических изобретений, положивших начало четвертому этапу развития техники. Научные открытия сыграли решающую роль в переходе от занятия ремеслом к машинной технике, а затем и к машинному производству.

Переход от мануфактуры к промышленному производству потребовал профессиональной подготовки инженеров. В Париже в 1794 году известный математик и инженер Гаспар Монж (1746-1818 гг.) открыл Политехническую школу, сочетавшую в себе научно-теоретическую и технико-практическую подготовку. Эта система подготовки кадров начала распространяться по Европе и в США. В России также предпринимаются конкретные меры по подготовке технических специалистов. В 1830 году в Москве открывается ремесленное училище, которое в 1868 году было преобразовано в Императорское Московское техническое училище (высшее учебное заведение), с 1917 года - это МВТУ, вуз, крупнейший научно-исследовательский центр машино- и приборостроения. Ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана.

В отличие от ремесленной практики, где человек продолжал оставаться основной движущей силой технического процесса, в машинной технике движущим началом выступает преобразованная в машину сила природы. Машинная техника создала предпосылки перехода к четвертому этапу технического развития общества.

Хронологически четвертый этап - этап информационно насыщенной техники - начинает складываться с середины ХХ века и продолжается по сей день. АСУ/ИТС способствуют совершенствованию проектирования, научного исследования, управления производством и технологическими процессами.

Крупнейшие научные открытия в области атомной физики и квантовой механики, развитие химической физики и электроники (наноэлектроника), технологические разработки (биотехнология, мембранная, вакуумная, лазерная технологии) и применение традиционных и нетрадиционных энергоносителей способствовали появлению новых поколений техники. Творческий научно-технический процесс в среде ученых и специалистов, изобретателей и инженеров в различных сферах человеческой жизни идет параллельно с созданием и использованием новой техники. Работают множественные НИИ, КБ, ОКБ, лаборатории, институты, заводы, предприятия различных видов собственности по созданию новой техники и применению новых технологий в производстве широкого ассортимента продукции.

На смену машинной технике пришло машинное производство, автоматизированные системы управления, информационные технические системы. Электронно-вычислительная техника, компьютеризация производственного и интеллектуального процессов позволили в десятки, сотни и тысячи раз сократить время на разработку и внедрение изделий. Человек в этом процессе представлен на трех уровнях: инженер, программист, технолог.

Проблема исторического становления и развития техники, ее теоретическое видение предметно развивалось в ряде стран и научных школ, в том числе России. К числу западных теоретиков, философов техники относится плеяда немецких мыслителей XIX-XXI веков - Э. Капп, Ф. Дессауэр, Э. Блох, М. Хайдеггер; французский философ и социолог Ж. Эллюль; американские ученые Л. Мэмфорд, Т. Веблен, Д. Белл, А. Тоффлер, Дж. К. Гэлбрейт, У. Ростоу; испанский философ Х. Ортега-и-Гассет. В России к числу мыслителей этого направления принадлежит П.К. Энгельмейер - первый теоретик философии техники, А.А. Богданов. В современной России заслуживают достойной оценки работы В.Г. Горохова, В.М. Розина, Е.А. Шаповалова, весьма актуальной является работа санкт-петербургского философа Н.М. Аль-Ани, идеи которой использованы в статье .

Историческое появление техники обусловило развитие шести технологических укладов, различающихся технологиями производства. Начало было положено промышленной революцией XVIII века в Европе. В первом технологическом укладе (1770-1830 годы) ключевым фактором развития производства стали текстильные машины. Во втором (1830-1880 годы) им был паровой двигатель. В третьем (1880-1930 годы) ведущую роль сыграл электродвигатель, существенно обеспечивший повышение гибкости производства. В четвертом (1930-1970 годы) технико-технологический рывок в промышленности обеспечил двигатель внутреннего сгорания, позволивший перейти к массовому производству различных классов автомобилей, тракторов, самолетов. Пятый технологический уклад (1970-2010 годы) опирался на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии и материалов. Происходило предметное освоение космического пространства, развитие спутниковой связи. Ядро технологического уклада составили электронная промышленность, вычислительная техника, роботостроение, программное обеспечение, телекоммуникации, информационные технологии, оптико-волоконная техника. Шестой технологический уклад развивается на наших глазах с 2010 года. Ключевым фактором выступают нанотехнологии и клеточные технологии. Преимущество шестого технологического уклада, по сравнению с предыдущим, по прогнозу будет состоять в резком снижении энергоёмкости и материалоёмкости производства, в конструировании материалов и организмов с заранее заданными свойствами. Его ядром выступают наноэлектроника, молекулярная и нанофотоника, наноматериалы и наноструктурированные покрытия, нанобиотехнология, наносистемная техника. Обоснование такого подхода было заложено С.Ю. Глазьевым , и можно с достаточной долей оптимизма отметить, что прогнозы российского экономиста вполне реальны, как и выделение им шести технологических укладов. Современная техника - это техника пятого, шестого и даже седьмого поколений, ее функционирование возможно только с применением перспективных технологий. Взаимосвязь техники и технологии дает реальный толчок развитию как промышленного производства, так и общества в целом по всем сферам его жизни: экономической и экологической, управленческой и научной, педагогической и художественной, медицинской и физкультурной, оборонной и общественной безопасности .

Рецензенты:

Кулаков А.А., д.и.н., профессор, зав. кафедрой отечественной истории и культуры ФГБОУ ВПО ННГАСУ, г. Нижний Новгород.

Кожевников В.П., д.и.н., профессор, профессор кафедры философии и политологии ФГБОУ ВПО ННГАСУ, г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Петров В.П. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ: ОСОБЕННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ И СТЕПЕНЬ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12679 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В современном обществе не только наука, но и техника занимает одно из ведущих мест. Более того, техника и наука в их тесной взаимосвязи являются приметой нашего времени, без которых наша техногенная цивилизация была бы невозможной. «Мы можем сказать, что хотя технология perse не детерминирует историческую эволюцию и социальные изменения, технология (или ее отсутствие) воплощает способность обществ трансформировать себя и определяет направления, на которых общество (всегда через конфликтный процесс) решает применить свой технологический потенциал». Последствия технического развития современной цивилизации в условиях драматических социально-экологических изменений ставят нас перед необходимостью переосмысления самого понятия научно-технического прогресса и, соответственно, места техники в современной культуре.

Технические устройства и орудия, которые окружают нас в повседневной жизни, – это лишь предметы технической деятельности человека, материальные результаты его технических усилий и размышлений. Приобщение же к технической цивилизации прививается воспитанием, обучением, передачей технических знаний. Техника относится к сфере материальной культуры. Но материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными узами. Поэтому техника должна быть понята как совокупность технических устройств, различных видов технической деятельности по созданию этих устройств, а также технических знаний.

К сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний. Кроме того, сам процесс применения научных знаний в инженерной практике не является таким простым, как это часто думали, и связан не только с приложением уже имеющихся, но и с получением новых знаний. Таким образом, современная техника, и прежде всего техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки. Сегодня это очевидно, однако в истории развития общества соотношение науки и техники постепенно менялось.



Техника возникла вместе с появлением человека и долгое время развивалась независимо от всякой науки. В самый ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности. Техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием, а наука была еще неотделимой от практики и техники. Лишь античная революция в науке выделила теоретическую форму познания и освоения мира в самостоятельную сферу человеческой деятельности.

В античности понятие «технэ» включает и технику, и техническое знание, и искусство, но не включает теорию. Поэтому в античной культуре наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности. И действительно, «технэ» не имело никакого теоретического фундамента и являлось всего лишь практическим ремеслом.

В средние века ситуация принципиально не изменилась: ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете, часто передавалось по наследству и со временем изменялось незначительно.

«Смена вех» произошла в эпоху Возрождения, когда теория стала ориентироваться на практику. Стремление к всеохватывающему рассмотрению и изучению предмета выразилось в формировании идеала энциклопедически развитой личности художника, ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего в самых различных областях науки и техники.

Но в науке Нового времени, наоборот, наблюдается стремление к специализации. Выдвигается идеал новой науки, способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой техники, основанной на науке. Это и привело к дисциплинарной организации науки и техники, к появлению множества научных и технических дисциплин. Во многом это было связано с развитием специально-научного и инженерного образования.

Высшую на сегодня ступень рационального обобщения в технике представляет собой системотехника как попытка комплексного теоретического обобщения всех отраслей современной техники и технических наук при ориентации не только на естественнонаучное, но и гуманитарное образование инженеров, т.е. при ориентации на системную картину мира.

Таким образом, современная цивилизация может быть названа не только научной, но, скорее, научно-технической. Еще Бердяев заметил, что «в век маловерия, в век ослабления не только старой религиозной веры, но и гуманистической веры XIX века, единственной сильной верой современного цивилизованного человека остается вера в технику, в ее мощь и ее бесконечное развитие. Техника есть последняя любовь человека, и он готов изменить свой образ под влиянием предмета своей любви».

Научно-техническая цивилизация – крайне неоднозначный феномен культуры, которому присущи как положительные, так и отрицательные стороны. Подробный анализ соотношения такой цивилизации с системой культуры в целом дал В.В. Миронов в своей книге «Образы науки в современной культуре и философии». В частности, он считает, что претензии науки на ведущее место в культуре необоснованны: многообразие мира не может быть познано только с позиций научной рациональности. Однако наука (точнее – представления о ней) абсолютизируются в таких противоположных социокультурных (мировоззренческих) позициях, как сциентизм и антисциентизм.

С точки зрения сциентизма, научное знание есть наивысшая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного освоения бытия (при этом исторически идеалом для сциентизма выступает не наука вообще, а естественные и математические науки).

Антисциентизм же основан на широкой критике науки и рассматривает ее как «демона, выпущенного из бутылки», угрожающего теперь существованию самой человеческой цивилизации. В качестве альтернативы науке выдвигаются различного рода вненаучные или внерациональные способы постижения бытия, а наука объявляется несостоятельной не только в постижении Истины, но и в решении проблем сущности человека, его взаимоотношений с другими людьми и миром в целом.

Радикальный антисциентист П. Фейерабенд – лидер т.н. «эпистемологического анархизма» – заявляет: «Наука гораздо ближе к мифу, чем готова допустить философия науки. Это одна из многих форм мышления, разработанных людьми, и не обязательно самая лучшая. Она ослепляет только тех, кто уже принял решение в пользу определенной идеологии или вообще не задумывается о преимуществах и ограничениях науки. Поскольку принятие или непринятие той или иной идеологии следует предоставить самому индивиду, постольку отсюда следует, что отделение государства от церкви должно быть дополнено отделением государства от науки - этого наиболее современного, наиболее агрессивного и наиболее догматического религиозного института. Такое отделение - наш единственный шанс достичь того гуманизма, на который мы способны, но которого никогда не достигали... Вненаучные идеологии, способы, практики, теории, традиции могут стать достойными соперниками науки и помочь нам обнаружить ее важнейшие недостатки, если дать им равные шансы в конкурентной борьбе. Предоставить им эти равные шансы - задача институтов свободного общества. Превосходство науки можно утверждать только после многочисленных сравнений ее с альтернативными точками зрения».

Но и в сциентизме, и в антисциентизме ощущается стремление переложить всю ответственность за судьбу человечества на науку, только в одном случае науке отводится положительная роль, а в другом – отрицательная. Фактически в центре противопоставления «сциентизм – антисциентизм» находится не наука как таковая, а ее интерпретация на уровне обыденного сознания, зафиксированная в культуре. Впрочем, само появление сциентизма и антисциентизма указывает на огромное влияние науки и техники на современную культуру.

Так, успехи научно-технического прогресса порождают целый ряд сциентистски ориентированных технократических футурологических и социальных моделей общественного развития, в которых не обращается особого внимания на негативные стороны научно-технического прогресса. Развитие общества отождествляется лишь с научно-техническим прогрессом (на высшей стадии развитии которого якобы будут открыты все «объективные законы» функционирования общества), что, в сущности, является утопизмом.

Такому агрессивному технократизму противостоят антисциентистские рассуждения, апеллирующие к гуманизму. Представители данной ориентации обращают внимание на дегуманизирующую роль науки в современной культуре, на проблему отчуждения человека и, в конечном счете, на разрушение личности. Сциентистской утопии противостоит мрачная антиутопия, в которой наука неизбежно приводит к падению нравов, экологическому кризису, наконец к гибели всего человечества. Выходом может стать создание общей гуманистической системы ценностей, основанной на традициях человеческой культуры, но на практике эти благие пожелания приводят лишь к конструированию очередной утопии.

Современная гуманитарная наука также во многом зависит от научно-технического прогресса, поскольку новейшие достижения науки и техники значительно влияют на сам характер творчества в этой области. Наиболее заметно это становится в связи с развитием компьютерной техники, изменившей коммуникационное поле современной культуры, методы и средства гуманитарного исследования.Глобальная компьютеризация современного общества влияет на формы и характер общения между людьми, способы контроля за информацией, степени свободы ее получения и выбора. Превращение всего человечества в единую информационную систему может помочь раскрытию творческого потенциала личности, осуществить синтез не только между «двумя культурами» – гуманитарными и естественными науками, но и вообще между всеми видами творческой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить важность наук в наше время, наиболее важными из которых является техника, которая и сама по себе очень необходима была и есть.

Таким образом, функционирование науки как элемента культуры, обусловлено различными факторами как культурного так и природного происхождения. Сама же наука в результата своего исторического развития превращается в культурообразующий фактор развития человечества, что несет в себе противоречивые последствия: ускорение культурно-цивилизационных процессов, с одной стороны, и духовное опустошение культуры, с другой. Поэтому особое внимание сегодня следует обратить на важнейшую проблему гуманизации науки, которая широко обсуждается в мировой печати.

Поэтому наука и техника занимают важное место в современной культуре. Благодаря развитию науки и техники стала возможна информатизация и глобализация, но именно развитие этих процессов и привело науку к современному кризису. Сложно сказать, каким будет статус науки в полистилистической культуре будущего, но можно предположить, что она станет менее узконаправленной и прагматичной и более целостной и гуманистичной.

Список использованной литературы

1) Гуревич, П. С.

Культурология: учебник для средних профессиональных учебных заведений

2) Маркова, А. Н.

Культурология: История мировой культуры: учебное пособие

Волтерс Клувер, 2009

3) Никитич Л.А.

Культурология: Учебное пособие для вузов

Издательское объединение "ЮНИТИ", 2009

Почти миллион лет, вероятнее, даже два миллиона лет со­вершенствуются орудия труда. В начальный период развития техники орудием труда был грубо обработанный камень, потом ручное рубило; позже появились огонь, лук; люди стали обра­батывать почву; появилось колесо, железо, паровая машина, электричество, космический корабль. Что нужно включить в этот перечень, сколько открытий и изобретений на счету у чело­века творческой мысли? Посмотри, читатель, вокруг себя, на мир, который окружает тебя, и ты поймешь, что человек многое изменил с помощью орудий труда, сумел покорить природу и заставить ее служить на пользу человечества.

В быстром темпе нашей жизни, порой, нет времени на ми­нутку остановиться и задуматься над тем, что любую мелочь или усовершенствование, облегчающие нашу повседневную жизнь, должен был кто-то создать, изобрести, приспособить для всеобщего пользования. Имена создателей художественных или музыкальных произведений широко известны общественности, изобретателей же в области техники знают немногие, зачастую фамилии творцов технических усовершенствований остаются не­известны. Мы настолько привыкли пользоваться результатами их труда, требующего больших усилий, порой самопожертвова­ния, что воспринимаем технический прогресс как само собой разумеющееся, не интересуясь историей создания отдельных изобретений, без которых, кстати, мы уже не представляем свое существование.

И все же мы не поймем мир, окружающий нас, - мир ма­шин, двигателей, приборов, автомобилей, самолетов, если не заставим себя оглянуться на прошлое и задуматься о происхож­дении тех предметов и вещей, которые нам служат.

Именно поэтому в пражском издательстве «Млада фронта» возникла идея подготовить краткий справочник энциклопедиче­ского характера, помогающий широким слоям читателей быстро и легко ориентироваться в вопросах технических изобретений и открытий (история изобретений, выдающиеся открытия, авто­ры изобретений). Необходимость такой книги, содержащей ос­новные даты истории развития техники, неоспорима. Ведь еще совсем недавно в программах обучения в рамках школьного об­разования истории машин отводилось незначительное место.

Однако в процессе обсуждения плана издания обзора миро­вых изобретений и выдающихся технических открытий (в хроно­логическом и систематизированном виде), в частности с сотруд­никами Национального музея техники в Праге, возникли опре­деленные трудности: история техники в настоящее время не только научно, но и фактографически еще не изучена так, как, например, отдельные области общественных наук. История тех­ники представляет собой историю развития дисциплин и отрас­лей, часто не только не смежных, но диаметрально противопо­ложных, исследование которых под силу специалистам узкого профиля. Встречаются также спорные моменты, когда изобрете­ния, иногда и выдающиеся открытия, приписываются разным людям, а в научных книгах нередко указываются различные даты появления изобретения, причем расхождения бывают в тысячелетия: одни и те же события датируются периодом до н. э. или нашего летосчисления. Некоторые открытия и вовсе нельзя точно датировать. Период от момента появления идеи изобретения до появления самого изобретения зачастую продол­жительный, поэтому не легко определить, каким годом, отрез­ком времени датировать изобретение. Процесс создания изобре­тения похож на эстафетный забег - только один добегает до финиша, хотя все остальные участники команды прикладывают максимум усилий для победы. Кому же следует отдать предпоч­тение, какой фактор является решающим при изобретательстве?

Совсем недавно многие технические изобретения оставались на бумаге, не внедрялись в практику, иногда оставались достоя­нием определенного географического района или страны; осталь­ные страны игнорировали эти открытия или изобретали заново, даже спустя десятилетия. До сих пор мы пользуемся орудиями, многие из которых изобретены еще в каменном веке. При ана­лизе развития техники в целом любое изобретение, независимо от того, где оно появилось, нельзя рассматривать вне связи с общи­ми тенденциями технического прогресса.

Перечисленные выше трудности были, однако, преодолены, что позволило начать работу над книгой. Основная проблема состояла в том, что именно для последнего периода современ­ности характерно бурное развитие техники; это предполагало, что авторы уделят большее внимание материалу о важнейших изобретениях последних десятилетий. Однако, как ни парадок­сально, история техники XX века наименее исследована, боль­шинство фундаментальных многотомных трудов по истории тех­ники охватывают период до 1900 года. Историки - специалис­ты в области техники - не решаются пока твердо и однозначно назвать изобретение или открытие, которое можно считать эпо­хальным, а также определить самого гениального изобретателя. Зачастую имена изобретателей в области техники неизвестны, но самое главное, увеличивается количество ученых-специалис­тов и объем отдельных научных дисциплин, существенным об­разом влияющих на технический прогресс. Поэтому обзор изоб­ретений за последние десятилетия невозможно осуществить без анализа технических дисциплин и областей науки.

Принимая во внимание, в первую очередь, намерение изда­тельства выпустить справочное пособие по истории мировых изобретений для широких кругов читателей, объективные труд­ности и субъективные моменты были преодолены. Данная книга не претендует на охват информации с исчерпывающей полнотой. Цель настоящей книги - представить различным категориям читателей основные сведения о выдающихся технических изобре­тениях и их создателях. В будущем предполагается выпустить работу по такой же тематике, но с более широким охватом ма­териала и исчерпывающей информацией. Настоящая книга не предназначается специалистам определенной области техники или технической дисциплины, поскольку такой специалист де­тально знает историю развития своей отрасли знания. Нередко научным работникам, как и остальному контингенту читатель­ской аудитории, нужно ориентироваться в хронологии развития техники в целом, а не только в одной области.

Объем книги был ограничен заранее: в справочник включа­лось примерно 2 тысячи фактов о знаменательных событиях в истории техники. Даже при максимальном стремлении к объек­тивности при отборе материала невозможно было избежать мо­мента субъективизма. Заранее выбрана и форма изложения материала. Каждое событие освещается в книге в сжатой форме, буквально несколькими строками, что позволяет вместить боль­ший объем информации.

В книге приведены самые основные сведения: указываются, по возможности, фамилия изобретателя, его национальность и даты жизни. Было решено, что в такой сжатой форме не будут приводиться технические характеристики изобретения, иначе объем книги возрастет.

Первоначальный замысел авторов книги о включении в нее материала об изобретениях и технических усовершенствованиях только периода до конца первой мировой войны пришлось изме­нить. По просьбе издательства, в справочнике отражены также события современности (дополнительно включено примерно 100 позиций). Но когда речь идет об изобретениях XX в., то, как мы уже напоминали, удается представить обзор лишь важнейших открытий и изобретений; состояние исследований данного пе­риода не позволяет выполнить задачу оптимально. Поэтому в последнем разделе книги читателю представлена информация по таким областям техники, которые вызывают наибольший инте­рес у всех слоев читателей. Это, однако, не означает, что в ос­тальных областях техники не наблюдается прогресса.

Издательство «Млада фронта» готовит еще одну книгу - хронологический обзор развития научных дисциплин. Поэтому в нашей книге отсутствует информация об открытиях в мире науки, хотя, безусловно, иногда целесообразно объединять изоб­ретения в области техники и научные открытия. Невозможно точно определить границы техники и науки, особенно для по­следних десятилетий. В связи с этим часть информации читатель найдет как в настоящей книге, так и в справочнике о развитии науки.

Авторы всегда стремились проверить приводимые в книге даты и информацию, в частности по специальным изданиям. Однако, как уже говорилось, в различных источниках содержа­лись неидентичные сведения. Имели место расхождения в датах, фамилиях изобретателей и т. п. Иногда нам не удалось собрать исчерпывающие сведения об изобретателях, поскольку в исполь­зуемой нами литературе эта информация отсутствовала; ее не удается найти и до сих пор.

Существенный недостаток большинства работ, написанных по истории техники авторами стран Западной Европы, - это иг­норирование фактов об изобретениях в Средней и Восточной Европе, а также странах других частей света. Поэтому созда­лось ложное мнение, что в других странах, помимо стран Запад­ной Европы, отсутствуют выдающиеся изобретатели. В настоя­щей книге мы стремились исправить эту ошибку, использовав сведения из работ советских авторов. Но из-за недостатка источ­ников данная книга не претендует на исчерпывающий охват материала по теме - в ней нет полного перечня изобретений всех стран, а также всех изобретателей, внесших значимый вклад в развитие техники в целом.

Некоторые открытия и изобретения невозможно точно дати­ровать, так что в справочнике помещены сведения, датируемые отрезком времени в пределах тысячелетия, столетия, полувека и т. п. Подобную информацию читатель найдет в начале соответ­ствующего периода (например, сведения об изобретениях перио­да V в. до н. э. были включены до информации, датируемой 499-400 г. до н. э.; описания изобретений, появившихся в XVI в., будут помещены до сведений об открытиях 1500- 1599 гг.).

Немалую трудность представляет специальная терминоло­гия и единицы технических измерений. Нередко значение мно­гих терминов на протяжении определенного периода менялось (например, железо, сталь). Подобные термины приводятся в кни­ге соответственно с тем же значением, которое употреблялось в данную эпоху или данный период. То же относится и к едини­цам измерения, определению мощностей двигателей (мощность двигателя приводится в исходных единицах - в л. с., а в скоб­ках - пересчет на кВт).

В приложении книги даны два указателя: алфавитный указатель фамилий изобретателей, включенных в книгу, и пред­метный указатель. Список использованной литературы, приве­денный на стр. 271, не является исчерпывающим, в него вклю­чены лишь некоторые общие работы справочного характера, имеющиеся обычно в фондах научных библиотек.

Настоящую книгу-справочник можно использовать по-раз­ному. Авторы не предполагают, что книга будет прочитана сра­зу вся целиком. Читатель откроет ее, когда захочет отыскать ин­тересующие его факты, даты, события. Хронологическое распо­ложение материала позволяет читателю составить представле­ние не только об отдельных изобретениях, но и о развитии тех­ники в целом, о фактах, обусловивших технический прогресс. В справочнике легко ориентироваться, если читатель захочет соб­рать сведения о техническом прогрессе за определенный период, определенную историческую эпоху. При систематическом же расположении материала этого не удалось бы достичь.

Если читатель интересуется специальной проблемой - автомобиль, двигатель, каким-либо изобретением, не зная точной даты этого события, ему следует обратиться к предметному указателю, где рядом с любым термином-определением есть ссылка на соответствующую страницу книги. Если читатель-специалист проявляет интерес к определенной области техники, то предметный указатель, например, двигатель, может его быстро сориентировать, так как в ряде случаев в нем содержится детализация понятия (например, двигатель, дороги и т. д.). В именном указателе легко и быстро можно получить фактографиче­скую информацию об изобретениях и виднейших ученых-тех­никах.

Авторы благодарят сотрудников отделения истории естест­вознания и техники Института чехословацкой и всемирной исто­рии Чехословацкой АН JI. Нового и Я. Фолта за внесение попра­вок при чтении рукописи данной книги, хотя, к сожалению, не все замечания, по независящим от авторов причинам, удалось внести в текст, особенно в раздел, освещающий современный период, в частности, расширить этот раздел.

В ЧССР никогда не издавался справочник хронологического характера о мировых изобретениях; авторы не уверены, что по­добное издание появилось и за рубежом. Поэтому первая рабо­та, первая попытка не всегда бывает безукоризненной. Но книга оправдает свое назначение, если читатель потребует ее переиз­дания.

Разделы до 1900 г. подготовлены Ф. Илеком и Я. Илковой, раздел периода 1900-1975 гг. - Й. Кубой.

Интерес к истории развития техники в нашей стране является традиционным и имеет глубокие корни. Еще в XIX в. отечественными учеными было опубликовано немало исследований по различным отраслям науки. Но вначале это были исследования ученых-одиночек, не координированные в общегосударственном масштабе.

С начала XX в. начался и новый этап в развитии ис-тории техники как самостоятельного научного направле-ния, в становлении организационных форм исследователь-ской деятельности. В учебные программы средних и выс-ших технических учебных заведений стали включаться курсы по истории техники; широкую практику получило чтение лекций по истории различных отраслей техники в народных университетах, домах культуры, музеях. Этой же тематике начали посвящаться многие научные съезды и конференции, исследования во втузах страны.

Резко возросший интерес к прошлому техники и ис-тории ее развития предопределил организационные меры по развитию историко-технических исследований и ста-новлению истории техники как самостоятельной науки в общегосударственном масштабе. В 1922 г. при Акаде-мии наук была создана «Комиссия по истории знаний» , выпустившая ряд книг по технико-исторической темати-ке. При научно-инженерных обществах начали организо-вываться группы исследователей по истории техники, вы-шли из печати первые работы Ю.К. Милонова, В.В. Данилевского, А.И. Сидорова и др. ученых.

Дополнительный импульс расширению исследований, становлению истории техники как науки и организации ее преподавания придали решения ноябрьского 1929 г. Пленума ЦК ВКП(б) «О подготовке технических кадров» . В них прямо указывалось на необходимость введения кур-са истории техники в программы технических учебных заведений. С этого времени предмет истории техники стал считаться обязательным, начали разрабатываться програм-мы и организовываться специальные кафедры истории техники. Стали разворачиваться исследования по истории техники и в системе АН СССР, в рамках созданного в 1932 г. Института истории науки и техники .

Следующим важным этапом явилась организация в 1944 г. Комиссии по истории техники при Отделении технических наук АН СССР , в состав которой вошли академики А.А. Байков, И.П. Бардин, Г.М. Кржижановский и др. видные отечественные ученые. Главное внимание историков техники в послевоенное время было сосредо-точено на использовании отечественного научного насле-дия, активизации исследований, прерванных войной. По-вышенное внимание к истории развития техники обусло-вило новую постановку вопроса о ее преподавании. В результате широкого обсуждения проблемы 14.01.48 г. вышел важный приказ Министра высшего образования СССР «0 преподавании истории науки и техники в выс-ших учебных заведениях» . Он в очередной раз подтвер-дил необходимость преподавания истории науки и техни-ки в вузах и организации соответствующих кафедр.

Стали восстанавливаться расформированные в годы войны кафедры истории техники, возобновляться их на-учная и педагогическая деятельность, создаваться необ-ходимые программы, учебники и учебные пособия. И ре-зультаты не замедлили сказаться — резко возрос интерес к техническим знаниям, поднялся престиж технических учебных заведений.

На начало 50-х гг. приходится пик активности исто-рико-технических исследований и совершенствования си-стемы преподавания. Правда, не обошлось и без «переко-сов». Одержимые духом патриотизма некоторые истори-ки техники начали искать первооткрывателей только в своей стране, обозначились тенденции к пропаганде при-оритетности «советской», «социалистической» науки и техники, были в известной степени утрачены принципы объективности и интернационализма.

С середины 50-х гг. наметились спад активности тех-нико-исторических исследований, заметное охлаждение к пропаганде знаний истории техники, исключение этого предмета из вузовских программ. С 1956-58 гг. препо-давание истории техники в вузах начало вообще свора-чиваться, стали закрываться или перепрофилироваться кафедры истории техники. Раздутые до неприличия и в корне идеологизированные курсы «История КПСС», «Марксистско-ленинская философия» и прочие, куриру-емые непосредственно ЦК КПСС, стали теснить не толь-ко общеинженерные, но и профилирующие дисциплины в технических вузах.

В результате курс истории техники оказался в числе тех, которые вообще оказались «за бортом». Более того, из учебников по техническим дисциплинам стали исче-зать традиционные разделы, посвященные истории разви-тия соответствующих областей техники. Сыграли свою негативную роль не только партийно-политические уста-новки, но и объективные причины, связанные с наступле-нием научно-технической революции, развитием и рас-пространением технократических концепций.

Перестройка системы высшего образования в после-дние годы не могла не коснуться и отношения к истории техники — обозначился процесс ее возвращения в лоно технического образования, исправления исторической не-справедливости.

О необходимости изучения истории техники

В настоящее время деятельность человека в техничес-кой области приобретает всеобъемлющее значение, вовлекая в свою орбиту все большее количество людей, призванных решать те или иные технические вопросы. Техника все больше вторгается в жизнь и быт всего населения. Имен-но технические, производственные потребности человека во все времена являлись двигателями научного прогресса, выдвигая все новые задачи перед фундаментальными, прикладными и естественными науками.

Изучение истории развития техники дает возмож-ность проследить закономерности технического развития, выявить, как в процессе совершенствования производства человек научился познавать законы природы и овладе-вать ими, открывать новые стороны и свойства предметов, устанавливать связь между техникой, наукой и другими областями человеческой деятельности.

Установление закономерностей развития той или иной отрасли техники, оценка различных идей и изобре-тений на разных этапах этого развития -позволяют выра-батывать критическое отношение к современным техни-ческим достижениям, их правильному осмыслению и по-ниманию, дают возможность· среди множества выделить наиболее перспективные и ценные для будущего.

Опыт прошлого в области техники никак нельзя сбрасывать в «корзину» истории, как ненужный хлам, напротив, его нужно максимально использовать, застав-ляя работать на будущее. Исследуя развитие любого ме-ханизма или машины в исторической и хронологичес-кой последовательности, можно не только установить определенные закономерности и тенденцию развития, но и натолкнуться на техническую идею, которая остава-лась ранее нереализованной из-за несовершенства тех-нологии, отсутствия необходимых материалов, невостребованности на данном уровне развития общества и др. причинам. От зарождения первых идей до появления технических проектов и от разработки последних до их внедрения могут проходить многие годы, века и даже целые тысячелетия.

Важнейшей задачей любого специалиста является ов-ладение огромным запасом опыта и знаний, накоплен-ных предыдущими поколениями, и их использование применительно к нуждам современной жизни. Без дол-жного внимания к историческим аспектам развития техники и диалектике этого развития при подготовке специалиста его знания будут в известной степени ущер-бными и пассивными.

Теоретические знания могут быть прочными, актив-ными и сознательными, когда они соединены с жизнен-ным опытом и бытовым умением, а мышление развито не только с технической, но и с историко-культурологи-ческой стороны, что делает личность не только полезной, но и интересной для окружающих. Любой специалист не должен быть технократом, как подчеркивал выдающий-ся русский историк В.О. Ключевский: «Определяя за-дачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать созна-тельно и добросовестно действующим гражданином».

Актуальность истории техники как педагогического средства заключается в том, что любой предмет изучения неотделим от истории его возникновения, которая во многом помогает постигать его внутреннюю сущность. Изучение истории развития техники заставляет повторять забытые факты и положения из общетехнических и спе-циальных курсов, что способствует лучшему усвоению и более глубокому овладению всем комплексом предметов.

Сведения исторического характера, приводимые лек-тором при чтении технических дисциплин, имеют не только большое познавательное значение, но и способ-ствуют их оживлению, эмоциональному восприятию и лучшему запоминанию, что, впрочем, не исключает необ-ходимости специального курса истории техники во всех учебных заведениях от школы до вуза. Это убедительно доказали такие известные ученые-педагоги, как В.В. Да-нилевский, B.C. Виргинский, И.Я. Конфедератов и др.

Курс истории техники является своеобразным мос-тиком, соединяющим технические и гуманитарные на-уки, технику и историю, составляющих диалектическое единство. Его изучение во многом способствует разви-тию перспективной тенденции гуманитаризации техни-ческого образования и технизации гуманитарного, кото-рая в конечном счете может привести к становлению единого высшего образования — прообраза высшей школы будущего.

Далеко не всегда спорные вопросы приоритета реша-лись в истории справедливо, нередко возникали споры и раздоры между изобретателями и претендентами на изоб-ретения, имели место фальсификации и беззастенчивые плагиаты, проходили международные суды и заседания конфликтных комиссий. Нельзя забывать о необходимости уважения к творческому наследию отечественных учены и деятелей техники, о непримиримости к предпринимаемым на Западе попыткам принизить их вклад в мировую науку и технику.

Безусловно, историей техники должны заниматься в первую очередь специалисты техники, которым проще вникнуть в исторический аспект проблемы, чем историку овладевать всеми тонкостями технических проблем. В от-личие от «чистых» историков, которые в своих исследова-ниях обычно не поднимаются выше летописно-фактогра-фического уровня, специалисты разнообразных отраслей техники способны всесторонне раскрыть техническую сущность собранного материала, произвести детальный технический анализ и дать объективную научную оцен-ку деятельности пионеров науки и техники.

Важно не только установить, что, когда, где и кем было сделано, но и ответить на вопросы: почему, зачем и каким образом было разработано то или иное техническое средство. На смену стереотипу летописной хроники должен прийти глубокий анализ, раскрывающий техническую сущ-ность, тенденции и закономерности развития исследуемого объекта. Тем не менее можно констатировать полезность и необходимость занятости в этой области науки как фи-лософов и представителей технического знания, так и ученых, соединяющих в себе оба начала.

Основные понятия и закономерности развития техники

По современному определению, техника (от греческого techne — искусство, мастерство) — это совокупность средств чело-веческой деятельности, созданных для осуществления процессов производства и обслуживания непроизвод-ственных потребностей общества. В ней материализованы знания и производственный опыт, накопленные человече-ством в процессе развития общественного производства.

В более узком и собирательном смысле под техникой подразумеваются машины, механизмы, приборы, устрой-ства, орудия той или иной отрасли производства. Этот тер-мин часто употребляется также для совокупной характе-ристики навыков и приемов, используемых в какой-либо сфере человеческой деятельности, и является синонимом мастерства.

Часто в понятие техники и в объекты технических наук включается также технология (от гр. tecne + logos — слово, учение) — совокупность производственных процес-сов в определенной отрасли производства, а также описа-ние способов производства. Дело в том, что техника и тех-нология, образно говоря, это два колеса на единой оси по-возки, на которые опирается любое производство.

Объектом истории техники является в первую оче-редь сама техника, поэтому ее можно определить как науку, изучающую закономерности развития техники в условиях различных общественно-экономических формаций. Изучая структуру и свойства техники, исто-рия техники носит характер технической науки, а изучая процесс развития техники и исследуя влияние общественных условий на ее развитие, она носит характер общественной науки — в этом состоит дуализм ис-тории техники как науки. Техника, являясь элементом производительных сил, неразрывно входит в способ про-изводства и производственные отношения, поэтому сведе-ние техники только к средствам труда не раскрывает полного содержания этого термина.

Техническая деятельность человека не является изолированной и узкоспециализированной, ибо при раз-работке любых объектов техники необходимо учитывать целый ряд не только технических, но и экономических, экологических, эстетических и иных социальных требо-ваний, определяемых той областью материального произ-водства, где техника создается, и той сферой обществен-ной жизни, где она используется

Вся история материального производства является вместе с тем историей познания всех его сторон, ибо без соответствующих знаний было бы невозможным как развитие и совершенствование предметов и средств тру-да, так и процесса трудовой деятельности. По мере разви-тия производства не только существенно меняется техни-ка, но и все более возрастают положение и роль науки в общественном производстве, которая все больше сращи-вается с техникой и становится ведущим фактором.

Система «человек — техника» занимает централь-ное место в технологическом способе производства и от характера и взаимосвязей элементов этой системы зависят их роль и положение в производственном про-цессе. С этой точки зрения, в развитии техники мож- „но выделить три этапа: инструментализация, механи-зация и автоматизация.

Техника и инженер

Техническая деятельность возникла в процессе антропосоциогенеза на самых ранних этапах становления чело-веческого общества. Создание техники является резуль-татом решения технической задачи в процессе разреше-ния технических противоречий.

В первобытном обществе в силу перемены видов труда техническая деятельность еще не имела самосто-ятельности, которую она стала приобретать в период от-деления ремесел от земледелия и скотоводства, когда стал формироваться основной субъект технической де-ятельности — ремесленник. По мере перехода к клас-совому обществу и цивилизации, дифференциации и интеграции труда происходили дальнейшее развитие технической деятельности и появление его спорадичес-ких форм в виде городского ремесла и зачатков инже-нерной деятельности.

Развитие мануфактуры привело к возникновению но-вых форм технической деятельности, субъектами которой наряду с ремесленниками становились и работники ману-фактур. Одновременно быстрыми темпами шло формиро-вание технических наук и инженерной деятельности.

Промышленная революция окончательно закрепила в качестве основного субъекта технической деятельности наемного промышленного рабочего. В эпоху наступления научно-технической революции с развитием технических наук и высшего технического образования, обусловивших появление новых форм технической деятельности, ее ос-новными субъектами становятся инженер и рабочий.

Термин «инженер » (фр. ingenieur от лат. ingenium — ум, изобретательность, врожденные способности) появился и получил большое распространение в Западной Европе в ХШ—XIV вв. В XVII в. через французский и немецкий языки это слово проникло и в Россию. История инженер-ной деятельности тесно связана с историей цивилизации и закономерностями развития техники, достижения ко-торых в значительной степени были обеспечены трудом и творчеством этой категории технических работников.

Первый (праинженерный) этап был этапом станов-ления инженерной деятельности в эпоху рабовладельчества, связанным главным образом со строительством и архитектурой. Он ознаменовал собой резкий скачок в развитии общественных форм технической деятельно-сти, первый узловой момент ее истории. Наиболее выда-ющимися инженерами этой эпохи были выходцы зна-менитой Александрийской школы: Герон Александрий-ский, Ктесибий, Архимед, а также римский архитектор Марк Витрувий Поллион, написавший труд «Десять книг об архитектуре».

Второй (прединженерный) этап инженерной деятель-ности начался в эпоху Возрождения н развивался в ус-ловиях феодализма и зарождения машинного производ-ства. Основной сферой инженерной деятельности продол-жает оставаться строительство, а также создание военной техники (метательных, стенобойных и др. машин). И по-тому в «Энциклопедии» Дидро и Д"Аламбера инженер определяется как строитель воинских укреплений и ма-шин. Самым выдающимся инженером эпохи Возрождения был Леонардо да Винчи, художник, архитектор, механик, экспериментатор и изобретатель, гениальность которого была подкреплена обширными техническими знаниями.

Третий этап становления инженерной деятельности имел место в эпоху промышленного переворота и распро-странения рабочих машин на базе парового двигателя.

Четвертый этап представлял развитие инженерной деятельности на основе системы машин и технических наук в условиях монополистического капитализма (им-периализма). В середине XIX в. развитие науки, вызван-ное потребностями материально-технического производ-ства, привело к возникновению социальных институтов технических наук и научно обоснованной технической деятельности, которая с этого времени стала считаться инженерной

С этих лор техническая подготовка производства ста-новится по преимуществу инженерной и, прежде всего, конструкторской и технологической, а инженер — это уже главным образом машиностроитель. К. Маркс и Ф. Энгельс считали инженерную деятельность чисто про-мышленной отраслью, связанной с сознательным приме-нением науки, а инженеров — научно образованными ра-ботниками.

Пятый этап — формирование современного инжене-ра в эпоху научно-технической революции. Во второй по-ловине XX в. происходит качественный скачок в· разви-тии социальной функции науки как непосредственной про-изводительной силы. Носителями этой функции становятся инженеры, деятельность которых и является основным ка-налом превращения науки в непосредственную произво-дительную силу.

По современному определению, инженер — это специ-алист в какой-либо области техники с высшим техничес-ким образованием. Инженерные разработки поглощают основную долю затрат при создании новой техники, а ко-личество инженеров, как правило, значительно превыша-ет количество научных работников и продолжает расти в той же пропорции. При производстве новых уникаль-ных технических объектов трудозатраты инженеров рав-ны, а часто и превышают трудозатраты рабочих.

Таким образом, инженерная деятельность представ-ляет собой развитую форму технической деятельности, которая получила относительную самостоятельность и стала социальным институтом в результате разделения труда и развития производительных сил и производствен-ных отношений. Современная инженерная деятельность представляет собой наиболее зрелую форму трудовой де-ятельности, непосредственно направленной на решение технических задач и создание техники. Техника есть то единое, что объединяет всех инженеров, независимо от того, в какой сфере общественной жизни используется их труд.

Инженерную деятельность нельзя отождествлять с научной, в том числе и в области технических наук. Если ученый преследует познавательные цели, то перед инжене-ром всегда стоит конкретная практическая задача — со-здать технический или технологический объект, причем в течение ограниченного промежутка времени и с минималь-ными затратами. Инженерная деятельность имеет смысл лишь тогда, когда ее результаты имеют практическую ре-ализацию, инженер несет ответственность за технические решения в течение всего срока эксплуатации техническо-го объекта, вплоть до замены его более прогрессивным.

Инженерная деятельность — это техническое приме-нение науки, направленное на производство техники и удовлетворение общественных технических потребнос-тей. Однако наличие принципиальных различий научной и инженерной деятельности вовсе не означает, что их нельзя совмещать. Творчество выдающихся деятелей на-уки и техники, таких как Архимед, Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, И.В. Курчатов, И.П. Бардин, С.П. Коро-лев и др., убедительно доказывают необходимость и воз-можность перемены труда, перехода от научной к инже-нерной деятельности и наоборот.

Средствами инженерного труда служат научные зна-ния, результаты научной деятельности проявляются в виде готовых методик расчета, формул, зависимостей, правил, нормативов и других средств подготовки произ-водства. Результаты инженерной деятельности, в свою очередь, являются средствами труда рабочих, которые опосредствуют воздействие инженера на технику.

Таким образом, инженерная деятельность представля-ет собой устойчивый, относительно самостоятельный вид технической деятельности, обладающий качественной оп-ределенностью и отличающийся от материально-произ-водственной деятельности рабочих, научных работников и других специалистов, занятых в сфере производства и ис-пользования техники. Инженер выступает в роли основ-ного источника технического прогресса, доказательством его является постоянно увеличивающаяся доля затрат инженерного труда при создании современных техничес-ких объектов.

Основными инженерными специальностями являют-ся: инженер-исследователь, инженер-конструктор (проектировщик) и инженер-технолог. Первый выполняет функции сбора и обработки информации, второй — подго-товку рабочего проекта, третий — его реализацию. Инженерам-технологам принадлежит ведущее место не только в структуре инженерной профессии, но и в производстве, поскольку они аккумулируют результаты деятельности всех других инженеров. Это профессия широкого профиля, так как технологу приходится выполнять не только свои собственные, но и функции проектировщика, производ-ственника и эксплуатационника.

Профессиональный путь технического специалиста не совпадает с инженерным, хотя высшее техническое обра-зование является необходимым как для первого, так и для второго. На практике уже отчетливо просматривается де-ление на технических специалистов и инженеров, необходимо лишь юридическое оформление этого разделения. Технические вузы уже давно выпускают не инженеров, а лишь дают высшее техническое образование, создавая предпосылки для практической технической деятельнос-ти. Квалификация же приобретается в процессе инженер-шу ной деятельности после определенного периода самостоятельной трудовой деятельности по решению практических технических задач. Только после этого может произойти становление инженера, а может и не состояться.

Инженерное образование не совпадает с высшим техническим, так как последнее уже стало обязательным для некоторых групп высококвалифицированных рабо-чих. И не все специалисты, имеющие инженерное обра-зование и занимающие инженерные должности, в дей-ствительности занимаются инженерной деятельностью. Инженерами являются лишь те из них, труд и творчество которых непосредственно направлены на создание и ис-пользование техники, вне техники они, естественно, лиша-ются предмета своей деятельности.

Влияние науки и ученых на развитие техники

На протяжении всей истории человеческого общества роль науки в развитии техники и техническом прогрессе непрерывно возрастала.

Несмотря на то, что возникновение и развитие естествен-ных и точных наук, и прежде всею астрономии, математи-ки и механики, во все времена было обусловлено потреб-ностями производства, связь науки с производством и техникой, соответственно, в ремесленный период была од-носторонней. Обратное воздействие наук на производствен-ную технику осуществлялось спорадически, поскольку сама техника в своем развитии опиралась не на выводы, добы-тые наукой, а на запас накопленных к тому времени эмпи-рических знаний. Поэтому и сама наука, оторванная от практики и находившаяся под влиянием религиозной иде-ологии, имела схоластический характер.

В период мануфактуры поток информации, направля-ющейся от науки ж технике, значительно увеличился, однако систематическое применение науки в производ-стве началось лишь в XVIII в. с началом промышленного переворота. С этого времени начались быстрый рост чис-ла изобретений и открытий и ускорение их внедрения в производство.

Техника является основной составляющей системы «наука — техника — производство», которая включает целый ряд взаимосвязанных звеньев, образующих еди-ную день, ведущую от фундаментальных естественнона-учных исследований через технические науки и проект но-конструкторские разработки к внедрению в производ-ство. Развиваясь на основе науки, техника ставит перед наукой новые задачи и совершенствует средства научной деятельности. Если в прошлом техника в основном представляла собой аккумулированные в средствах труда эмпирические знания и опыт, то сейчас она все больше представляет непосредственную материализацию науч-ных знаний.

Роль новаторов и изобретателей в развитии техни-ки. Технический уровень любого государства во многом определяется его изобретательским потенциалом, кото-рый формируется под влиянием научно-технической среды, в которой готовятся инженерные кадры.

История техники изобилует множеством всевозмож-ных, в том числе и гениальных изобретений и открытий, которые, согласно легендам, нередко повторяемым в ли-тературе, были выполнены по воле случая, в результате внезапного озарения.

В действительности случайным является лишь сам факт появления того или иного события, которое к тому времени уже было подготовлено всем предыдущим хо-дом развития техники, соединением труда и разума. Недаром знаменитый ученый и изобретатель Т. Эдисон говорил: «Гений — это десять процентов вдохновения и девяносто потения». Необходимость, назревшая потреб-ность в том или ином техническом совершенствовании прокладывает себе дорогу через массу случайностей, что иногда и порождает наивную веру во всемогущего гения и решающую роль случая.

Изобретатель должен не только обладать трудолю-бием и оптимизмом, но быть диалектиком и владеть методом исторического анализа, чтобы все правильно расставить на полках моральных и интеллектуальных ценностей. Забытые приемы, орудия и технологии наших предков представляют зарытые клады, остающиеся нево-стребованными. Поэтому многие современные изобрете-ния являются лишь повторением забытого опыта пред-шествующих поколений.

Инженерная деятельность — это не только труд, но и познание, общение и творчество. Критерий технического творчества в инженерной деятельности закреплен юриди-чески в «Положении об открытиях, изобретениях и раци-онализаторских предложениях», согласно которому изобре-тением «признается новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны страны, дающее положительный эффект».

В отличие от изобретения новизна рационализаторско-го (от лат rationalis — разумный, рациональный; ratio — разум) предложения носит местный (локальный) харак-тер и имеет значение лишь для одного или группы пред-приятий. Во многих случаях рацпредложения являются устаревшими или «отложенными» изобретениями. Изоб-ретения в основном являются прерогативой инженерно-технических работников, а рацпредложения — передо-вых рабочих-рационализаторов.

Мы можем по праву гордиться выдающимися достижениями технической мысли отечественных деятелей науки и техники. Благодаря им в нашей стране были заложены концепции многоступенчатых ракет, созданы первые экспериментальные ракеты, запущен первый искусственный спутник Земли, первым человеком в космосе стал также наш соотечественник. С 1950 г. половина трансурановых элементов была открыта отечественными учеными; неоспорим их вклад в разработку теории цепных реакций, теории света и радиоволн, открытие лазеров, современную аэродинамику, сверхвысокое давление и сверхнизкие температуры, металлургические технологии и др.

Дятчин Н.И.

Из книги «История развития техники», 2001

включают в себя:

    пратехника – эпоха каменного века, когда техника была орудием убийства и обработки (копье, бумеранг, каменный топор, игла, шило) и эпоха неолитической революции, когда появляется агротехника, транспорт и гидротехнические сооружения, а также простейшие механические приспособления (рычаг, клин, ворот, блок, колесо);

    промышленная революция конца XVIII - начала XIX вв. – создание паровой машины и универсальных прядильных станков, что ознаменовало закат ремесленного производства и переход к промышленной экономике (машинному производству);

    создание электрических машин и способов его генерации в конце XIX в. (появляется двс, что позволило создать новый класс компактных машин, в том числе автомобилей, судов и т.д.);

    развитие радиотехники и радиоэлектроники в начале XX в. – создание конвейерного производства;

    автоматизации производства в середине XX в. – создание вычислительной техники, выход в космос;

    внедрение био и нано технологий в конце XX - начале XXI вв., которые могут привести к очередной революции во многих областях деятельности человека.

Общие характеристики техники

К основным характеристикам техники, определяющим ее сущность, относят следующие:

    Техника есть искусственное образование, она специально изготавливается, создается человеком. В этом смысле техника - продукт культуры, а не природы. Техника воплощает в себе культурные идеи и опыт. Создание и использование техники подразумевает существование технологии и специальной организации деятельности, как индивидуальной, так и коллективной.

    Техника является средством, орудием, которая служит для решения определенных задач, удовлетворяя тем самым какие-либо потребности человека. В силу этого к технике можно отнести любые такие средства: от простейших орудий труда до сложнейших технических систем.

    Мир техники - это отдельная, самостоятельная реальность. Техника может противостоять не только природе, как искусственное - естественному, но и человеку (как творение - творцу). Чем более независимой, автономной от человека становится техника, тем более зависимым в своем существовании от техники становится человек.

    Техника представляет собой специфический способ использования сил и энергий природы, природа при этом рассматривается как неиссякаемый источник энергии и материалов, а техника, создаваемая на основании современных научных теорий, становится средством подчинения природы человеку. Основные виды современной технической деятельности - это инженерное конструирование и изобретение.

    Техника в современном мире тесно связана с технологией, а та, в свою очередь, со всем комплексом естественнонаучного и технического знания. Уровень развития техники напрямую зависит от уровня научного и технологического развития общества, а опосредованным образом - от культурного уровня общества в целом.

Эти общие характеристики техники, тем не менее, не являются достаточными для того, чтобы сформулировать развернутый ответ на первый же философский вопрос о технике - что она такое? Дело в том, что понимание техники как совокупности средств, специально созданных человечеством для удовлетворения своих материальных потребностей, будет и неопределенным, и неточным. По-видимому, технику как средство нельзя отделять от использующей это средство деятельности, поскольку как средства оказывают воздействие на характер деятельности, так и сама деятельность определяет свойства и характеристики используемых средств. Таким образом, в структуре техники можно различать технико-использующую деятельность, технико-производящую деятельность, собственно технические средства (орудия, машины, механизмы), а также техническую среду.

Принятие подобной структуры обосновывает следующие положения, описывающие существование и функции техники.

    Во-первых, техника существует как бы на пересечении технико-производящей и технико-использующей деятельности.

    Во-вторых, технико-использующая деятельность соединяет в себе как искусственную (техническую), так и естественную (природную) стороны.

    В-третьих, технико-производящая деятельность опирается на специальные научные знания и осуществляется на основании результатов опытных исследований.

    Наконец, техника оказывает такое влияние на природу и человека в целом, которое невозможно нейтрализовать.