Сметы тсн и фер. Сметы тсн и фер Мы подготовим все Технические задания

Чем отличается база ТСН от ФЕР?

Очень часто поступает вопрос о том, чем же отличается база ФЕР от ТСН? Помимо «внешнего» отличия о котором все говорят, есть ещё несколько.

На данный момент существует множество редакций базы ФЕР, но с 28 апреля 2017 года начнет действовать новая нормативная база так называемая «ФЕР редакции 2017 года » (подробнее о приключениях этой базы можно прочитать ) и база ТСН Москва с дополнением 43. .

Начнем с уровня использования нормативной базы.

База ФЕР 2017 используется для расчета смет с привлечением средств федерального бюджета, а база ТСН - для средств регионального бюджета г.Москва, но обе базы не имеют ограничения на использование для составления коммерческих смет. Разработчики нормативных баз так же разные, информацию о вводе в действие данных нормативов можно найти в реестре на сайте .

Обратимся к ее внешнему виду:

Так выглядит база ФЕР. Мы видим «привычные глазу» шифры расценок.

И совсем отличный от него шифр расценок ТСН Москва, содержащий номер главы (первая цифра до точки).


Исходя из разницы шифров можно сделать вывод о невозможности автоматического пересчета из одной базы в другую.

Как мы видим, состав строительных работ примерно одинаков судя по оглавлению, но это не значит, что стоимости будут так же одинаковы. Но нормы трудозатрат, стоимости работ в базовом и текущем уровне отличаются очень существенно. Кроме этого в самой базе ТСН-Москва существуют расценки, отсутствующие в базе ФЕР, примером может служить следующий скриншот – расценки на оформлению города.


Также в нормативной базе ТСН Москва существуют отдельные сборники в текущем уровне цен.


Хотелось бы так же отметить «открытые расценки» в базе ТСН Москва – неучтенные ресурсы в данной базе отображаются с кодом ОКП.

ОКП – общероссийский кодификатор продукции. По этому классификатору появляется упрощается выбор материалов, неучтенных в расценке.


Кроме того еще одной отличительной чертой является способ расчета перевозки грузов и строительного мусора. В базе ТСН перевозка мусора и грунта относится на прочие затраты и не попадает в СМР, а в перечне прочих работ и затрат для базы ФЕР перевозки нет, соответственно это СМР.

Расчет перебазировки техники в базе ТСН вынесен отдельными расценками. Тогда как в базе ФЕР - Затраты на перебазирование строительных машин, не учтенные в составе сметных расценок на эксплуатацию строительных машин, учитываются в сметной документации отдельной строкой на основании калькуляций, учитывающих фактические условия перевозки, монтажа и демонтажа машин в соответствии с проектом производства работ.

В случаях, когда отклонения между фактическими затратами на перебазирование строительных машин и механизмов и затратами, предусмотренными в стоимости 1 маш.-ч работы строительных машин превышают 10 %, стоимость затрат по перебазированию строительных машин и механизмов надлежит учитывать непосредственно в локальных сметах, с исключением из стоимости 1 маш.-ч строительных машин сметной стоимости затрат на их перебазирование.

Давайте рассмотрим различие в начислении накладных расходов и сметной прибыли. Для базы ТСН рассчитаны разные НР и СП для ремонтных и строительных работ в текущем уровне цен с учетом всех возможных коэффициентов и содержатся в индексах.


Начисление НР и СП производится раздельно от заработной платы основных рабочих и заработной платы механизаторов.

Накладные расходы и сметную прибыль, исчисляемые от заработной платы рабочих, занятых на основном производстве, следует принимать по нормам, введенным в действие с 01.01.2017 года приказом Москомэкспертизы от 26.12.2016 г. № МКЭ-ОД/16-73.

Накладные расходы и сметная прибыль по эксплуатации строительных машин и механизмов определяются соответственно в размере 98% и 69% от заработной платы, учтенной в статье «Эксплуатация машин». Нормативы НР и СП для зарплаты машинистов одинаковы для всех расценок.


А для базы ФЕР мы используем значение НР и СП из МДС с учетом коэффициентов из писем Минрегиона. Соответсвенно для базы ТСН нет необходимости вычитывать кипы писем про правила начисления, округления и приенения коэффициентов, как в базе ФЕР, что значительно упрощает расчет.

Cметы ФЕР-2001, ТЕР-2001, ТСН-2001 и МТСН-81-98.

Наши специалисты составят сметы на все виды строительных и монтажных работ в нормативных базах: ФЕР-2001, ТЕР-2001, ТСН-2001, МТСН-81-98, а также в коммерческих расценках.

Мы осуществляем комплексное сметное сопровождение на всех этапах составления и утверждения сметной документации в проверяющих организациях.

Федеральные единичные расценки ФЕР-2001.

Федеральные единичные расценки(ФЕР) на строительные работы составлены в базовых ценах на 01.01.2000г. и предназначены для определения прямых затрат в сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений; разработки укрупненных нормативов сметной стоимости, а также для расчетов за выполненные строительные работы.

Сметы в ФЕР-2001 применяются для объектов, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета.

Территориальные единичные расценки ТЕР-2001.

Территориальные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при определении сметной стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий, сооружений, объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, осуществляемого на территории различных регионов РФ.

ТЕР-2001 разрабатываются Региональными центрами ценообразования в строительстве (РЦЦС) с привязкой к местным условиям. Сборники ТЕР-2001 являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории РФ.

Сметы в ТЕР-2001 обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих строительство с привлечением средств областного бюджета или с его участием и целевых внебюджетных фондов.

Территориальные сметные нормативы ТСН-2001.

Территориальные сметные нормативы ТСН-2001 предназначены для составления сметной документации на строительство, ремонт и реставрацию объектов жилищно-коммунального, социального и промышленного назначения в г.Москве (за счет средств городского бюджета), разработки укрупнённых показателей стоимости видов и комплексов работ, выполняемых в строительстве, формирования договорных цен на строительную продукцию, а также для расчетов за выполненные работы.

ТСН-2001 были разработаны взамен нормативной базы МТСН 81-98 в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 10.08.2004 г. №557-ПП "О совершенствовании территориальной сметно-нормативной базы для определения стоимости строительства объектов в городе Москве".

Сметы в ТСН-2001 применяются, когда строительство или ремонт объекта осуществляется за счет бюджета г. Москва, в случаях, когда государственный контракт на проектирование заключен после 14.10.2006 года.

Московские Территориальные Сметные Нормативы (МТСН-81-98)

Московские Территориальные Сметные Нормативы (МТСН-81-98) предназначены для составления сметной документации при строительстве объектов городского заказа, в случаях, когда государственный контракт на проектирование заключен до 14.11.2006 года.