Тензин гьяцо - «далай лама о дзогчене»: учения о пути великого совершенства, переданные на западе его святейшеством далай-ламой. Учения Далай-ламы в Риге. Полевые заметки Мир на Земле

Далай Лама - это духовный лидер и наставник всех буддистов в мире. Многие люди используют его учения себе во благо и живут по правилам великого мудреца, который утверждает, что к счастью есть целых три дороги.

Выбор пути — это сознательный выбор человека. Многие люди постоянно меняют дорогу, пробуя найти то, что для них будет наилучшим способом обретения счастья. И они делают правильно, ибо человек не может обрести свободу и стать собой с раннего возраста. Обычно для становления энергетического и духовного мира человеку требуется в среднем 30-40 лет с момента рождения. Учение Далай Ламы поможет стать счастливее и пройти этот путь.

Далай лама и буддизм

Мало кто знает истинные догмы буддизма. Это учение, которое впоследствии стало религией. Сейчас в мире почти полмиллиарда буддистов, которые следуют правилам учения первого учителя — Будды Шакьямуни.

Далай Лама — это духовный наставник людей, а также правитель Тибета. Сейчас политическая сила Далай Ламы утрачена, поэтому новый мудрец, уже 14 по счету, исполняет роль учителя и наставника. Он помогает людям по всему миру, посещает буддистские храмы, удостаивается огромного количества премий за свои изыскание и за свою мудрость. В 1989 году Лама получил Нобелевскую премию мира за план по созданию гармонии во всем мире путем отказа от оружия и насилия.

Буддисты искренне верят в то, что каждый Далай Лама, включая нынешнего 14, который занял пост при рождении в 1935 году, является потомками бодхисаттвы Авалокитешвары. После смерти каждого Ламы ученики начинают поиск его реинкарнации, и избранный младенец становится новым Ламой.

Три пути к счастью

Нынешний Далай Лама в одной из своих книг описал три возможных жизненных пути, которые могут и должны привести человека к истинному счастью. Они разные, поэтому любой человек в мире может найти для себя оптимальную стратегию развития и повышения энергетики.

Далай Лама говорит, что всем правят мысли человека. Это первостепенная по важности отправная точка. Начните с того, что вам нужно привести в порядок своим мысли. Вам в этом помогут медитации, а также аффирмации на каждый день . Важно иметь цель или стараться найти ее, так как поиск себя — это тоже цель. Когда вы узнаете, что вам нужно от жизни, можно начинать движение к гармонии и счастью.

Путь первый: сострадательный путь. Сама философия каждого Далай Ламы завязана на сострадании, поэтому каждый из тибетских мудрецов идет по пути созидания и добра. Говорят простыми словами, очень важно уметь ставить себя на место другого человека и понимать, что для него боль, а что наслаждение. Путь сострадания учит не только дипломатии, но и пониманию. Как говорит мудрец, понять можно кого угодно — нужно лишь сделать усилие и постараться. Не спешите осуждать людей; возможно, вы еще не знаете, как бы вы поступили на их месте. Старайтесь понимать их, ибо только добром можно победить зло. Выбивать клин клином бесполезно — вы только усугубите положение. Если вы будете делиться своим пониманием с нуждающимися, Вселенная подарит вам счастье. Такой жизненный путь может оказаться тернистым, потому что исправить всех людей не под силу даже самому великому Ламе.

Путь второй: путь познания. Наука глубоко уважаема Далай Ламой. Он поддерживает даже клонирование, но с некоторыми оговорками, ибо даже искусственный интеллект может, по мнению Ламы, чувствовать боль и страдания. Это отдельный путь, ведущий к счастью. Сам мудрец всю жизнь занимается наукой, стараясь уделять изучению мироздания как можно больше времени. Дело в том, что наука — это не только оружие, которым люди убивают друг друга. Наука подарила нам много приятных моментов и продолжает это делать. Мы можем связаться с любимым человеком в любой точке мира без особых проблем, посмотрев ему в глаза. Один этот факт много стоит. Что уж говорить про исследования в области медицины. Далай Лама убежден, что люди, которые развиваются и ищут ответы на вопросы или строят что-то новое, всегда обретают счастье. Сами попытки должны приносить удовлетворение, ведь в познании мы продвигаемся вперед и оставляем в нем свой след.

Путь третий: полное отрицание. Есть знаменитая фраза о том, как нужно отвечать на вопрос «Как дела?» — «Я отказался от оценочного восприятия мира, поэтому дела у меня никак». И это работает. Когда отказываешься от «хорошо» и «плохо», остается лишь сама суть Вселенной, ибо Она не разграничивает реальность на положительную и отрицательную. Это под силу лишь нам — людям. Стремясь к этому, монахи уединяются в Тибете. Что могут предложить на этом пути мирские люди? Поменьше оценивать, осуждать и ценить то, что есть сейчас.

Таковы три пути познания мира и обретения счастья. Живите по законам Вселенной , которые помогут вам в любом избранном пути. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

10.10.2016 05:20

Множество людей по всему миру делает татуировки на своем теле, не подозревая, что они могут...

Его Святейшество Далай Лама, глава тибетского буддизма - выдающийся буддийский мастер. Он стал светочем на нелегком пути своего народа, вот уже более 50-ти лет ведущего борьбу за свободу Тибета, а также для множества людей по всему миру, являясь исполненным сострадания миротворческим деятелем, несущим вдохновение и утешение всем нациям и народам мира. Его успехи и достижения обширны, но одним из самых выдающихся остается его вклад в дело сохранения традиции тибетского буддизма. Трудно представить себе ход исторических событий, если бы с нами не было этой замечательной личности, обладающей выдающейся смелостью, терпением и широчайшим видением - качествами, позволившими ему защитить и сохранить целостность тибетской культуры в эту трудную для человечества эпоху.

Далай Лама взял на себя еще одну, не менее важную, ответственность за распространение учений тибетского буддизма на Западе. Он читает лекции и проводит семинары, а его книги издаются и переводятся на разные языки мира. Его Святейшество Далай Лама изучал и практиковал учения, принадлежащие всем четырем школам тибетского буддизма. Он является авторитетным мастером и знатоком философских воззрений различных традиций. Во время своих путешествий по странам Запада Его Святейшество четыре раза давал наставления по Дзогчену, драгоценному учению, сердечной сущности древней школы Ньингма тибетского буддизма. Эти учения собраны в настоящей книге. Получить такие глубокие наставления от самого Далай Ламы, на мой взгляд, - большая удача и редкое событие. Для дарования передачи во время учения о пути Великого Совершенства Его Святейшество избрал посвящение Гуру Падмасамбхавы из цикла терма, принадлежащих откровениям «чистого видения» великого Пятого Далай Ламы, и я убежден, что это не только высшее благословение, но и исполненное глубочайшего смысла событие. Впервые это посвящение Далай Лама даровал на Западе, находясь в Париже в 1982 году. Тогда он выразил свое глубокое удовлетворение по поводу успешного его проведения. В следующий раз это посвящение было даровано им в 1989 году во время двухдневного семинара по учению Дзогчен в Сан-Хосе. Тогда это учение по времени совпало с важным историческим событием нашей эпохи: Его Святейшество стал лауреатом Нобелевской премии Мира.

Глубина знаний и высочайшая образованность придают его объяснениям Дзогчена уникальный и неповторимый оттенок. И, конечно же, его подход отличается всеохватывающим видением перспективы всех мировых религий, а не только буддизма. Каждый раз, когда я думаю о Его Святейшестве, мне вспоминается мой наставник Джамьян Кхенце Чоки Лодро, чья жизнь была прожита в духе риме , внесектарного движения, которое с великой любовью и заботой взращивалось его предшественником Джамьяном Кхенце Вангпо и другими учителями XIX столетия. Мне навсегда запомнился тот день, когда я вместе с учителем впервые оказался на аудиенции у Далай Ламы. Это было в 1955 году, когда Джамьян Кхенце принял решение покинуть монастырь в Дзонгсаре, провинция Кхам, поскольку ситуация в Восточном Тибете резко обострилась. Мы оседлали лошадей и отправились в сторону Центрального Тибета. Мы ехали не торопясь, стараясь не пропустить ни одного священного буддийского места. Когда мы прибыли в Лхасу, моего учителя сразу же пригласили к Его Святейшеству. Я никогда не забуду охватившее меня трепетное волнение, когда мой учитель сказал, что мы пойдем к Далай Ламе вместе. Я помню восторг, заставлявший меня сдерживать дыхание, когда я поднимался по ступеням величественного дворца Поталы.

Мой учитель обратился с просьбой о получении особого посвящения Авалокитешвары, и нас проводили в комнату, где был приготовлен небольшой трон для моего учителя Джамьяна Кхенце Чоки Лодро напротив трона Его Святейшества. В комнате кроме нас был еще молодой лама, воплощение традиции Гелуг. Он уже давно ожидал встречи с Его Святейшеством, и мы расположились прямо на ковре по обе стороны от моего мастера. Во время долгой церемонии посвящения Его Святейшество время от времени встречался со мной глазами, и каждый раз его лицо освещала неповторимая чарующая улыбка. Я был полностью обезоружен его присутствием, и лишь тихо улыбался в ответ. Тогда ему было всего двадцать лет, но я навсегда запомнил его живой, глубокий ум и теплую улыбку, полную доброты и сострадания.

После окончания церемонии Далай Лама пригласил моего учителя к себе в частные апартаменты, а я остался ждать на балконе. В моей голове не осталось никаких мыслей, и я спокойно созерцал великолепный вид на Лхасу, открывавшийся из дворца. Но мне не пришлось долго оставаться в одиночестве, поскольку мое уединение было прервано появлением весьма импозантной фигуры охранника, высокого широкоплечего монаха. Через пару минут я снова оказался в обществе учителя. Нам подали чай, а Его Святейшество задал мне несколько вопросов, спросив, сколько мне лет и как меня зовут. Затем он очень внимательно посмотрел мне в глаза, и я навсегда запомнил этот взгляд, проникший в глубины моего существа. Далай Лама очень твердо сказал, что мне нужно всегда помнить о необходимости много учиться. Пожалуй, это одно из самых ярких и значительных воспоминаний моей жизни.

Тогда я еще не знал о том, что мой учитель Джамьян Кхенце был единодушно избран для того, чтобы передавать Далай Ламе учения школ Ньингма, Сакья и Кагью. Но этому событию так и не было суждено состояться. Мой мастер ушел в 1959 году, в Сиккиме, через несколько месяцев после того, как Его Святейшество отправился в изгнание в Индию. На самом деле многие из ближайших учеников Джамьяна Кхенце передавали некоторые учения Далай Ламе, в особенности Кьябдже Дилго Кхенце Ринпоче, ставший одним из основных учителей Его Святейшества, который передавал Далай Ламе учения школы Ньингма и наставления по Дзогчену.

В те годы, когда Его Святейшество давал учения, вошедшие в эту книгу, многие истинные держатели знания Дзогчена еще находились среди нас. Эти мастера, родившиеся в конце XIX столетия, являлись живым воплощением обширной реализации и обладали реальной силой и мудростью, проникнув в самые глубокие тайны учения Дзогпаченпо. Таковы были Дуджом Ринпоче, Дилго Кхенце Ринпоче, Ургьен Тулку Ринпоче и Ньёшул Кхенпо Джамьян Дорже. Они уже ушли, но все же навсегда остались с нами, а их мудрость живет в умах учеников, выпестованных ими с великой заботой. Именно эти выдающиеся мастера начали распространять учение Дзогчен на Западе, исполняя и подтверждая пророчество о том, что оно укоренится в тех краях. А поскольку они покинули этот мир, напитав его молитвами о распространении блага учения Будды на всех существ, то сила их устремлений теперь воплотилась в активности Его Святейшества Далай Ламы. И поскольку в мире уже не осталось мастеров того великого поколения, тем более драгоценны такие учителя, как Его Святейшество. Его деятельность по сохранению подлинного Учения для будущих поколений становится все более важной и незаменимой.

От имени Фонда Ригпа я хочу выразить благодарность за привилегию приглашения Далай Ламы для проведения семинаров по учению Дзогчен, которые состоялись в 1982 году в Париже, в 1984 году в Лондоне, в 1989 году в Калифорнии, Сан-Хосе. Для полноты данного издания в него вошло еще одно учение о Дзогчене, которое Его Святейшество давал в 1988 году в Финляндии, а также незапланированное выступление Ньёшула Кхен Ринпоче после учения Его Святейшества в 1989 году. Читая эту книгу невозможно удержаться от восхищения широтой и глубиной познаний Его Святейшества в области всего спектра буддийских учений Тибета, его искренней заинтересованностью в конечном результате, его глубоким уважением к учению Дзогчен и его реализованным мастерам.

Эти учения тесно переплетаются между собой. Они связаны не только общими элементами, но, самое главное, пронизаны духом таких величайших личностей, как первый дзогченовский мастер среди людей видьядхара Гараб Дорже; несравненный Лонгчен Рабджам; великий Пятый Далай Лама; выдающийся мастер учения Лонгчен Ньингтиг и линии тайных устных наставлений Дза Патрул Ринпоче и третий Додрупчен Джигме Тенпе Ньима. И, конечно же, освещающее все учения величественное и непревзойденное сияние основателя тибетского буддизма драгоценного Гуру Падмасамбхавы.

ДАЛАЙ ЛАМА О ДЗОГЧЕНЕ

Учения о Пути Великого Совершенства,

переданные на Западе Его Святейшеством Далай-Ламой


Предисловие

Согьяла Ринпоче

Его Святейшество Далай-лама, глава тибетского буддизма - выдающийся буддийский мастер. Он стал светочем на нелегком пути своего народа, вот уже более 50-ти лет ведущего борьбу за свободу Тибета, а также для множества людей по всему миру, являясь исполненным сострадания миротворческим деятелем, несущим вдохновение и утешение всем нациям и народам мира. Его успехи и достижения обширны, но одним из самых выдающихся остается его вклад в дело сохранения традиции тибетского буддизма. Трудно представить себе ход исторических событий, если бы с нами не было этой замечательной личности, обладающей выдающейся смелостью, терпением и широчайшим видением - качествами, позволившими ему защитить и сохранить целостность тибетской культуры в эту трудную для человечества эпоху.

Далай-лама взял на себя еще одну, не менее важную, ответственность за распространение учений тибетского буддизма на Западе. Он читает лекции и проводит семинары, а его книги издаются и переводятся на разные языки мира. Его Святейшество Далай-лама изучал и практиковал учения, принадлежащие всем четырем школам тибетского буддизма. Он является авторитетным мастером и знатоком философских воззрений различных традиций. Во время своих путешествий по странам Запада Его Святейшество четыре раза давал наставления по Дзогчену, драгоценному учению, сердечной сущности древней школы Ньингма тибетского буддизма. Эти учения собраны в настоящей книге. Получить такие глубокие наставления от самого Далай-ламы, на мой взгляд, - большая удача и редкое событие. Для дарования передачи во время учения о пути Великого Совершенства Его Святейшество избрал посвящение Гуру Падмасамбхавы из цикла терма, принадлежащих откровениям «чистого видения» великого Пятого Далай-ламы, и я убежден, что это не только высшее благословение, но и исполненное глубочайшего смысла событие. Впервые это посвящение Далай-лама даровал на Западе, находясь в Париже в 1982 году. Тогда он выразил свое глубокое удовлетворение по поводу успешного его проведения. В следующий раз это посвящение было даровано им в 1989 году во время двухдневного семинара по учению Дзогчен в Сан-Хосе. Тогда это учение по времени совпало с важным историческим событием нашей эпохи: Его Святейшество стал лауреатом Нобелевской премии Мира.

Глубина знаний и высочайшая образованность придают его объяснениям Дзогчена уникальный и неповторимый оттенок. И, конечно же, его подход отличается всеохватывающим видением перспективы всех мировых религий, а не только буддизма. Каждый раз, когда я думаю о Его Святейшестве, мне вспоминается мой наставник Джамьян Кхенце Чоки Лодро, чья жизнь была прожита в духе риме , внесектарного движения, которое с великой любовью и заботой взращивалось его предшественником Джамьяном Кхенце Вангпо и другими учителями XIX столетия. Мне навсегда запомнился тот день, когда я вместе с учителем впервые оказался на аудиенции у Далай-ламы. Это было в 1955 году, когда Джамьян Кхенце принял решение покинуть монастырь в Дзонгсаре, провинция Кхам, поскольку ситуация в Восточном Тибете резко обострилась. Мы оседлали лошадей и отправились в сторону Центрального Тибета. Мы ехали не торопясь, стараясь не пропустить ни одного священного буддийского места. Когда мы прибыли в Лхасу, моего учителя сразу же пригласили к Его Святейшеству. Я никогда не забуду охватившее меня трепетное волнение, когда мой учитель сказал, что мы пойдем к Далай-ламе вместе. Я помню восторг, заставлявший меня сдерживать дыхание, когда я поднимался по ступеням величественного дворца Поталы.

Мой учитель обратился с просьбой о получении особого посвящения Авалокитешвары, и нас проводили в комнату, где был приготовлен небольшой трон для моего учителя Джамьяна Кхенце Чоки Лодро напротив трона Его Святейшества. В комнате кроме нас был еще молодой лама, воплощение традиции Гелуг. Он уже давно ожидал встречи с Его Святейшеством, и мы расположились прямо на ковре по обе стороны от моего мастера. Во время долгой церемонии посвящения Его Святейшество время от времени встречался со мной глазами, и каждый раз его лицо освещала неповторимая чарующая улыбка. Я был полностью обезоружен его присутствием, и лишь тихо улыбался в ответ. Тогда ему было всего двадцать лет, но я навсегда запомнил его живой, глубокий ум и теплую улыбку, полную доброты и сострадания.

После окончания церемонии Далай-лама пригласил моего учителя к себе в частные апартаменты, а я остался ждать на балконе. В моей голове не осталось никаких мыслей, и я спокойно созерцал великолепный вид на Лхасу, открывавшийся из дворца. Но мне не пришлось долго оставаться в одиночестве, поскольку мое уединение было прервано появлением весьма импозантной фигуры охранника, высокого широкоплечего монаха. Через пару минут я снова оказался в обществе учителя. Нам подали чай, а Его Святейшество задал мне несколько вопросов, спросив, сколько мне лет и как меня зовут. Затем он очень внимательно посмотрел мне в глаза, и я навсегда запомнил этот взгляд, проникший в глубины моего существа. Далай-лама очень твердо сказал, что мне нужно всегда помнить о необходимости много учиться. Пожалуй, это одно из самых ярких и значительных воспоминаний моей жизни.

Тогда я еще не знал о том, что мой учитель Джамьян Кхенце был единодушно избран для того, чтобы передавать Далай-ламе учения школ Ньингма, Сакья и Кагью. Но этому событию так и не было суждено состояться. Мой мастер ушел в 1959 году, в Сиккиме, через несколько месяцев после того, как Его Святейшество отправился в изгнание в Индию. На самом деле многие из ближайших учеников Джамьяна Кхенце передавали некоторые учения Далай-ламе, в особенности Кьябдже Дилго Кхенце Ринпоче, ставший одним из основных учителей Его Святейшества, который передавал Далай-ламе учения школы Ньингма и наставления по Дзогчену.

В те годы, когда Его Святейшество давал учения, вошедшие в эту книгу, многие истинные держатели знания Дзогчена еще находились среди нас. Эти мастера, родившиеся в конце XIX столетия, являлись живым воплощением обширной реализации и обладали реальной силой и мудростью, проникнув в самые глубокие тайны учения Дзогпаченпо. Таковы были Дуджом Ринпоче, Дилго Кхенце Ринпоче, Ургьен Тулку Ринпоче и Ньёшул Кхенпо Джамьян Дорже. Они уже ушли, но все же навсегда остались с нами, а их мудрость живет в умах учеников, выпестованных ими с великой заботой. Именно эти выдающиеся мастера начали распространять учение Дзогчен на Западе, исполняя и подтверждая пророчество о том, что оно укоренится в тех краях. А поскольку они покинули этот мир, напитав его молитвами о распространении блага учения Будды на всех существ, то сила их устремлений теперь воплотилась в активности Его Святейшества Далай-ламы. И поскольку в мире уже не осталось мастеров того великого поколения, тем более драгоценны такие учителя, как Его Святейшество. Его деятельность по сохранению подлинного Учения для будущих поколений становится все более важной и незаменимой.

Фото: Tenzin Choejor / instagram.com/dalailama

На учения о буддизме собрались около 4,5 тысячи верующих и интересующихся буддизмом

Далай-лама XIV провел в Риге духовные учения для буддистов России и стран Балтии, в ходе которых ответил на вопросы всех интересующихся буддизмом и поделился мыслями о политике, эмоциях и футболу. Об этом сообщает РИА "Новости" .

На учения Далай-ламы в рижском зале "Сконто" собрались около 4,5 тысячи верующих и интересующихся буддизмом, преимущественно из России. Организаторами учений выступают общество "Сохраним Тибет" (Рига), фонд "Сохраним Тибет" (Москва) и Центр тибетской культуры и информации (Москва).

Политика и конфликты

По словам главного буддиста, президент США Дональд Трамп и другие мировые лидеры должны меньше руководствоваться эмоциями и материалистическими ценностями и больше думать о взаимозависимости всех семи миллиардов людей на Земле, чтобы прекратить конфликты в мире.

Очень много эмоций и мало разумного анализа. В том числе в действиях политических лидеров, даже у американского президента. И слишком много материализма в мире, в современной культуре, в системе образования, — сказал Далай-лама.

По его словам, необходимо изменить систему образования — переориентировать ее с материальных ценностей на духовные, на достижение каждым человеком, прежде всего, внутреннего мира, покоя ума. "Чтобы в мире воцарился мир, нужно вначале построить мир в душе", — пояснил на учениях духовный лидер. А чтобы человек обладал "здоровым умом и здоровым телом", современное образование должно помогать ему преодолевать злость, зависть, страх и другие негативные эмоции. Ведь эмоции искажают картину реальности, мешают ее правильному видению и принятию взвешенных решений.

Люди разных национальностей и вероисповеданий должны осознать себя частью единой семимиллиардной человеческой семьи, в которой счастье каждого так или иначе зависит от благополучия остальных, — подчеркнул духовный лидер буддистов.

Далай-лама также отметил особую роль женщин, их материнской любви, доброты и способности к глубокому сопереживанию в развитии сострадания в современном мире.

Обуздание эмоций

Он также призвал активнее распространять общечеловеческие ценности, в том числе при помощи науки и образования, чтобы помочь людям "обуздать эмоции" и достичь "покоя ума". Далай-лама отметил, что буддизм, как и все религиозные традиции, вдохновляет людей практиковать сострадание, любовь и альтруизм. Без этого невозможно достичь нирваны — освобождения и долгосрочного счастья.

Но это нужно делать, опираясь на интеллект. И вначале надо успокоиться. Если наш ум необуздан, недисциплинирован, то мы будем несчастны. Надо обуздать эмоции, поставить ум под контроль, — сказал Далай-лама.

Ученые, отметил он, уже доказали вред "необузданного ума", разрушительное воздействие гнева, зависти, страха и других негативных эмоций на иммунную систему и здоровье человека в целом. И пришли к выводу о пользе медитации. Кроме того, у теории относительности Эйнштейна и квантовой физики оказалось много общего с буддийским учением о пустотности и отсутствии какого бы то ни было независимого "я".

Более 2 тысяч лет назад буддизм пришел к тому, что все явления существуют лишь на относительном уровне. Они не таковы, какими они нам кажутся. И от более ранних философских школ Индии буддизм отличает воззрение бессамостности, анатмана — нет объективно и независимо существующего "я", — добавил Далай-лама.

По словам Далай-ламы, актуальная задача — продолжать научные изыскания в этом направлении и доносить полученные знания до широкой общественности. Поэтому духовный лидер намерен развивать контакты с ведущими российскими учеными (нейробиологами, генетиками, философами, психологами), с которыми он встречался в Индии уже дважды за год. Также Далай-лама прилагает усилия к тому, чтобы во всем мире в школах преподавали "гигиену эмоций" и этику.

Сегодня особенно важны те аспекты буддийского учения, которые объясняют, как проводить гигиену эмоций и достигать покоя ума. К этому надо относиться не как к религиозному вопросу, а как к предмету аналитических исследований… И в буддийских регионах России (Туве, Бурятии, Калмыкии) я посоветовал бы такой подход — превратить эти аспекты буддизма в предмет академического изучения, — подчеркнул Далай-лама.

Ступени на пути к "покою ума" — добродетельные поступки, создающие причины для благих перерождений, "мудрость постижения пустоты", избавление от цепляния за якобы независимо и объективно существующее "я" и от себялюбия. Следует отказаться также от алкоголя, нечестных заработков, причинения вреда другим.

Человек, который воспитан в материалистической системе ценностей, будет хотеть все больше и больше. Безудержные желания разрушают и человека, и окружающую среду, и это все никому не приносит счастья. Счастье приходит, когда ум спокоен, когда в душе мир. Поэтому так важно тренировать свой ум", — сказал Далай-лама.

По его словам, буддисты молятся обо всех живых существах, в том числе обитающих в других галактиках. "Но только для существ этой планеты мы можем реально что-то сделать. Причем преимущественно только для людей. Не для насекомых, например, хотя абсолютно все живые существа, и насекомые в том числе, хотят избежать страданий и обрести счастье. Почему? Потому что мы, люди, — единая человеческая семья, мы похожи, у нас одинаковый мозг, и наши интеллектуальные способности позволяют нам совершенствоваться и помогать другим", — отметил Далай-лама.

Страдания

Надо вырвать корень страдания - неведение - искаженное восприятие действительности. Независимо существующее "я" — это иллюзия, порождающая омрачения - негативные эмоции и привязанности. Будда открыл бессамостность и знание о взаимозависимости всех вещей и явлений. Это знание должно положить конец неведению. Все в мире зависимо от условий и пусто от самобытия, — заявил буддийский наставник.

В этом году в основу его рижских учений лег один из главных буддийских трактатов — Алмазная сутра (на санскрите "Ваджраччхедика", в буквальном переводе "Рассекающая как ваджра"). Эта сутра была записана в первых веках нашей эры и посвящена совершенству мудрости (праджняпарамите). Ее содержание связано с постижением пустоты и взаимозависимости всех явлений.

Эта сутра отсекает цепляние за истинное существование явлений. Полностью устранить все омрачения можно, только осознав пустотность, — считает Далай-лама.

По его словам, все живые существа - лишь обозначения, не обладающие независимо существующим "я". Так же и все явления не обладают самостью. И сама пустотность - лишь обозначение. Таким образом, все существует лишь на относительном уровне.

У вещей и явлений нет никакой "истинной и объективной" сущности, считает Далай-лама. И это подтверждают, по его словам, данные современной науки, которая дробит каждый объект на все более мелкие частицы и вводит определяющее понятие наблюдателя. И нередко буддийский учитель проводит параллели с теорией Эйнштейна и квантовой физикой.

Зависимость вещей и явлений друг от друга показывает нам, что они не обладают истинной природой. Но при этом понимание взаимозависимости избавляет нас от крайности нигилизма, — отметил лидер тибетского буддизма.

Он привел простой пример обусловленности. "Вот, я вижу вас, но на самом деле я вижу только ваше тело. Оно состоит из частей, а те, в свою очередь, тоже дробятся до бесконечности. Так, ладонь состоит из пальцев, пальцы — из фаланг, соединяющих их суставов, костей и так далее. Проводя такой анализ, мы не обнаружим ничего истинно и независимо существующего. То же самое относится и к сознанию. Оно складывается из отдельных моментов осознавания", — пояснил Далай-лама.

Спорт

Далай-лама считает правильным только такой подход к соревнованиям, в том числе к чемпионату мира по футболу, когда мотивация игроков — показать лучший результат, но не навредить сопернику.

Если вы соревнуетесь, чтобы достичь более высоких личных или командных результатов и показать пример другим в спорте, игре, учебе или любом другом виде деятельности, — это позитивно и правильно. Но если вы стремитесь создавать препятствия и проблемы для других команд — это неверный подход, — заявил далай-лама в субботу в Риге на пресс-конференции, отвечая на вопрос РИА Новости о своем отношении к чемпионату мира по футболу, игрокам и болельщикам.

Духовный лидер буддистов отметил, что в молодости интересовался бадминтоном и пинг-понгом, играл, чтобы поддерживать физическую форму. "А однажды играл в пинг-понг с Чжоу Эньлаем, премьер-министром Китая. И вот тогда моя мотивация была не очень хорошей, поскольку ему было трудно играть, и я подумал, что одержу победу", — признался далай-лама.

Враг и бодхисаттва

Всем необходимо развивать альтруизм и терпение. Поэтому ваш враг — это ваш наилучший друг, духовный друг, учитель, помогающий вам упражняться в терпении, — заявил Далай-лама.

Он призвал последователей буддизма и всех интересующихся его учением зарождать в себе бодхичитту — стремление пробуждению ради блага всех живых существ. А это, по его словам, невозможно без воспитания терпения.

Лучшим текстом для достижения этих целей, по мнению всемирно известного духовного лидера, служит изданный на русском языке труд буддийского мыслителя VIII века Шантидевы под названием "Путь бодхисаттвы". И особое внимание далай-лама советует уделить шестой главе, посвященной как раз терпению. Для развития альтруизма он рекомендует также читать восьмую главу книги и практиковать "уравнивание и замену себя на других". Причем абсолютно всем — и верующим, и неверующим.

Последователи христианства, ислама, иудаизма также могут читать эти главы, так как задачи развития терпения и преодоления эгоцентризма, учения о сострадании и любви общие для всех религиозных традиций, — отметил лидер тибетского буддизма. Духовная трансформация, добавил он, не происходит сама по себе, она всегда плод усердной работы.

Мы уже пытались добраться на учения Далай-Ламы в 2015 году в Индии, но вместо этого попали на в Южной Корее. Гештальт нужно было завершить. Если серьёзно, то увидеть Далай-Ламу хотя бы раз перед смертью — давно была одной из моих задач категории «надо».

Монах Лобсанг Тенпа по поводу нашей поездки на учения сказал:

«Это очень большая удача! Установить личную связь с Его Святейшеством — возможность крайне драгоценная. К счастью, в наше время поддерживать её затем (благодаря изобилию трансляций) будет при желании легко.»

Не дорого. Я купил почти самые дешёвые билеты на учения. Друг подсказал, как дёшево добраться до Риги автобусами LuxExpress из СПб, поймав распродажу билетов со скидками. Также нам удалось забронировать отель со скидкой аж в 50% на Букинге. Да и билеты на самолёты из Краснодарского края в СПб и из Москвы обратно удалось купить довольно дёшево (через Skyscanner). В этом плане обстоятельства сложились благоприятно.

Тема учений — произведение индийского философа Дхармакирти «Праманаварттика». Уже в Риге накануне учений, пытаясь быть отличником, я решил подготовиться. Открыл вторую главу «Праманаварттики», почитал и… закрыл. Буддийская логика. «Пусть лучше Далай-Лама объяснит,» — подумал я. Откровенно говоря, тема учений для меня была не важна. Я просто хотел увидеть Далай-Ламу, побыть в его присутствии.

Организация и атмосфера

Учения проходили на территории крытого стадиончика с искусственной травой, что радовало глаз, ведь я люблю зелёный цвет. Всё было организовано просто и одновременно на высоком уровне, профессионально. С любовью к людям. Было где поесть, попить.

Выставка красивых тханок ценой от 5000 евро, выставка фотографий Далай-Ламы, торговый ряд, где можно было приобрести всякие буддийские книжки, изображения, чётки и тому подобное. Экспозиции, где Роберт Турман и Барри Керзин из телевизора рассказывали буддийские истории, например, об Асанге, переносящего опарышей языком с раны собаки.

Пока жена рассматривала тханки, я увидел группу красивых и опрятных девушек, и, честное слово, ноги сами понесли меня к ним. Они сидели рядом со странными сейфами, закрывающимися на замок. Я спросил:
- Что здесь происходит, прекрасные? Почему вы сидите здесь такие нарядные?
- В ячейке можно оставить телефон на зарядку на 20 минут, - ответили они.

Можно зарядить телефон! А я, деревенский, раньше никогда такого не видел!

И крутая сцена:

Не смотря на 4000 человек, шумно не было. Атмосфера была добродушная и спокойная. Люди приехали со всего мира, но преимущественно из РФ, особенно представители буддийских республик, а также из Латвии и Украины. Находиться там было приятно и не скучно, пусть бы Далай-Лама и задерживался хоть на 5 часов.

Хлебушки. Каждому участнику учений приготовили пакетик с очень вкусными хлебушками!! И другой едой. Как мило! Я, известный любитель покушать, мастер-пузо, был счастлив! И в перерыве между сессиями учений насладился вкусными сочными хлебушками с чаем, ням-ням.

Учения

Мы сидели далеко от сцены, Далай-Ламу было видно, но совсем маленького. Не беда, всё транслировалось на большие экраны. Как я уже намекнул ранее, тема учений была сложной. Далай-Лама сам честно признался, что не обладает полным пониманием «Праманаварттики». И добавил, что перед тем как давать учения, ему не помешало бы самому получить пару наставлений, почитать комментарии и отсидеть хотя бы месячный ретрит по тексту. И тем не менее, Его Святейшеству удалось раскрыть для меня текст таким образом, что на этот раз он показался уже не предельно сложным, и я увидел, что можно из него почерпнуть.

На второй день ЕС решил дать обеты мирян и провести ритуал зарождения бодхичитты. В качестве вступления Далай-Лама дал учения на темы бодхичитты, пустоты, мудрости, бессамостности и т.п. А также провёл краткую аналитическую медитацию. Всё это давалось гораздо легче, чем «Праманаварттика». Было очень интересно. Далее Его Святейшество провёл ритуалы, даровал несколько устных посвящений, снабжая всё подробными комментариями. Я не знал, что будут даваться посвящения, и был очень рад представившейся возможности получить от ЕС Далай-Ламы передачи и освежить обеты.

Хочу сказать, что слушая Далай-Ламу, находясь в его присутствии, я почувствовал какое-то погружение, даже сказал бы, состояние, не то чтобы ИСС, но… ощутимое погружение в Дхарму, буддизм, в ценности, которые хочет донести до нас Далай-Лама. Даже если некоторые конкретные моменты учений были не ясными, то всё равно оставалось что-то внутри, больше похожее на некую энергию, чем на знания.

Насчет знаний, Далай-Лама безусловно очень эрудирован и учён. То и дело цитировал отрывки из разных текстов. Подготовка серьёзная. Прекрасная память в 81 год. При этом подкупает его простота и открытость! На некоторые вопросы из зала он отвечал: «Я не знаю…» Никаких претензий на всеведение. В общем, от ЕС Далай-Ламы у меня только приятные впечатления.

У сцены

Когда Его Святейшество выходил, большая группа верующих встречали его у сцены как рок-звезду. Я решил, что следует к ним присоединиться, чтобы увидеть ЕС поближе. Толпа перед сценой на учениях Далай-Ламы и толпа перед сценой на панк-концертах — две большие разницы. Все стояли тихо и мирно, терпеливо дожидаясь выхода учителя. Никто не визжал и не толкался.

Единственно, при мне случилась самая милая ссора в мире между буряткой и калмычкой, которая загораживала бурятке вид на сцену своим смартфоном. Да, там был лес из рук со смартфонами и фотоаппаратами самых разных моделей. Так вот, ссора быстро закончилась тем, что бурятка и калмычка обменялись телефонами, чтобы скинуть друг другу фотографии.

Я старался наблюдать за умом, успокоить его, отпустить мысли, чтобы максимально чисто воспринимать реальность в присутствии Его Святейшества. Прямо перед его выходом, я даже начал немного волноваться. Но когда он выходил, это сразу как-то подействовало на мой ум: мысли расслабились и поутихли, рассеялись. Может самовнушение, может совпадение, может быть я просто хорошо помедитировал, а может быть Далай-Лама правда излучает успокаивающие любовь и сострадание. Итак, он вышел и я увидел его очень близко. Символически поднёс хадак.

Ах ты гадкий мальчишка!

В какой-то момент, я увидел, как англо-язычный монах что-то раздавал людям со сцены. Решил подойти посмотреть. Он раздавал какие-то семена буряткам и калмычкам и объяснял на английском, что их надо не кушать, а хранить в нагрудном кармане или сумке. Но женщины его не понимали, тогда он попросил меня перевести. Я уже было начал, но меня опередил другой молодой человек. И монах продолжил раздавать эти семена в протянутые руки. Я тоже протянул руку, почему бы и нет. И когда очередь дошла до меня, монах сказал:

— Я тебе уже давал!

Но он ничего не давал мне! Я так и сказал ему и не убирал руку. Он продолжил раздавать семена, и увидев, что я так и продолжаю стоять с протянутой рукой, опять сказал мне:

— Ах ты гадкий мальчишка! Я уже давал тебе! — и начал смеяться, и все вокруг начали смеяться. И он наконец положил мне в руку заветные благие семечки. Но до этого он ничего мне не давал! По крайней мере в этой жизни. Клянусь!

Тусовка

В перерывах мы или сидели на своих местах (кушая вкуснейшие хлебушки!) или ходили туда-сюда. Народ кругом тусовался, кто-то кушал, кто чай пил, люди общались. Некоторые группами располагались на пластиковой траве. Кто-то даже отдыхал лёжа. Вокруг торговых палаток всегда была куча народа, и длинные весёлые очереди в био-уборные. Из стороны в сторону по каким-то делам ходили монахи. Вот и мы встретили двоих знакомых монахов: уже упомянутый досточтимый Лобсанг Тенпа и его коллега досточтимый Тубтен Тензин.

Также издалека мы увидели серые одежды корейских монахов. Моя жена, чистая последовательница корейского дзэн, даже прослезилась от счастья — так рада она была увидеть что-то ей родное. И она настояла, чтоб мы пошли к ним знакомиться. Всего их было 3 монахини: две кореянки и одна литовка. Вокруг русскоговорящей литовки собралось большое количество заинтересованных людей, которым она рассказывала о дзэн. Мы решили пока пообщаться с одной из монахинь-кореянок, которая стояла поодаль:

— Суним, здравствуйте!
— Мне послышалось, что вы сказали «суним», — сказала она, — у нас в Корее так обращаются к монахам…
— Вам не послышалось!..

Мы пообщались с ней, потом и с литовкой, которую звали Вон Бо Суним. Оказалось, у нас есть общие знакомые, например, и Соя Суним. Вон Бо в ближайшее время собиралась уходить в 3-х летний кидо-ретрит. Кстати, корейских монахинь пригласили сидеть на сцене рядом с Далай-Ламой среди собрания тибетских монахов во время учений. Было приятно видеть такую дружбу и уважение между различными течениями буддизма.

БГ

В конце учений на сцену вышел Борис Гребенщиков и исполнил песню для Далай-Ламы. Кроме того, приятной для всех неожиданностью оказался подарок БГ для всех участников учений: бесплатный концерт Бориса Гребенщикова с симфоническим оркестром. Хороший был концерт. Тем более атмосфера была уже практически домашняя.

Заключение

Я очень рад, что мне довелось побывать на таких учениях, на таком мероприятии. Рад, что мне посчастливилось увидеть ЕС Далай-Ламу, увидеть легенду, почувствовать этого человека, зародить с ним кармическую связь. Это как паломничество. Как испить из святого источника. Далай-Лама обещал прожить до 113 лет , так что у желающих ещё будет возможность его увидеть. Но всё же стоит поторопиться, мало ли что.

Тем, кто сомневается из-за денег, может быть поможет мой опыт. По финансам ехать в поездку в тот период нам было не очень. Но я понял, что в моей жизни редко бывает или вообще не бывает, чтоб везде был зелёный свет. Поэтому я просто купил билеты и мы поехали не смотря на ситуацию. И что ж… позже мне пришлось пожинать плоды: кассовые разрывы, финансовые трудности. Ну и что? Я бы и без поездки испытывал те же проблемы. Зато я видел Далай-Ламу!

Видео учений