Святые упц кп. Почему всемирное Православие не признает киевский патриархат? Как к возможному объединению относятся в РПЦ

Мы уже рассказывали о том, куда, как и за сколько можно сходить в Киеве. В этой статье уделим больше внимания именно религиозным достопримечательностям Киева. Ведь совсем не удивительно, что именно его называют матерью городов русских. Помимо того, что украинская столица является крупным современным мегаполисом, здесь с особой бережностью и трепетом относятся к многочисленным храмам, соборам и монастырям. Любоваться ими можно бесконечно, и в этом гиде мы постараемся рассказать вам максимум о том, как это лучше всего сделать.

Киево-Печерская лавра

Год основания: 1051 год, основал Ярослав Мудрый.

Когда приезжать: туристов здесь принимают ежедневно с 08:30 до 18:00.

В чем особенность? Первое место, которое стоит посетить. Киево-Печерская лавра является древнейшей и без преувеличения главной православной святыней не только города, но и страны. Это уникальный комплекс, не имеющий аналогов во всем мире. На территории всей Киевской Руси в свое время именно этот монастырь стал первым - его историческая ценность неоспорима. Удивительно и то, что нашествия и войны хоть и были, но почти не тронули лавру: ей удалось сохраниться практически в первоначальном виде, потому что всегда максимально быстро отстраивалась.

Киево-Печерскую лавру можно назвать маленьким православным городком в центре большого города. Только оцените его масштаб: здесь 14 храмов, мужской монастырь, одна из первых на Руси типографий, 7 музеев, пещера с мощами святых и многое-многое другое. Монастырь обрел статус лавры в семнадцатом веке: это высший статус, который говорит о его бесспорной значимости.

Все соборы Киева прекрасны, однако именно лавра удивляет туриста самыми ценными сокровищами: на приличной глубине под землей здесь размещены кельи, в которых более тысячи лет назад молились монахи. В этих же пещерах хранятся и мощи святых. В лавру за благословением приезжали Петр Первый, Николай Второй, Екатерина Вторая и многие другие монархи. Нельзя не отметить, что именно здесь создавалась легендарная «Повесть временных лет», без которой сегодня было бы сложно восстановить историю Древней Руси.

Сколько стоит вход? Если заходить в лавру через центральный вход, то заплатить придется около пятнадцати гривен. Однако за эти деньги вы сможете насладиться только архитектурой. Максимальная же стоимость составит около пятидесяти гривен, однако в нее будет включено посещение всех объектов комплекса, включая уникальные пещеры с кельями монахов и мощами святых (туда вход оплачивается отдельно). Если вы школьник или студент, то можете рассчитывать на приличную скидку. Пройти в лавру бесплатно можно в воскресенье, когда люди идут на службу: в этот день чаще всего контроллеры не работают. На всякий случай напомним, что девушки и женщины должны быть в платке и в юбке ниже колена.

Как доехать? Если вы будете ехать на метро, то выходите на станции «Арсенальная». К слову, эта станция является самое глубокой не только в Киеве, но и мире. Только представьте: ее глубина равняется ста пяти метрам! Когда выйдете из метро, увидите памятник с пушкой, вам нужно в подземный переход за этим памятником. Выходите налево и попадаете на остановку, где ждете двадцать четвертый автобус - он и довезет вас до лавры. Также ищите Киево-Печерскую лавру и другие церкви Киева на удобной интерактивной карте .

Андреевская церковь

Год основания : заложена в 1744 году к приезду Екатерины Первой. Адрес - улица Андреевский спуск, дом 23.

Когда приезжать: богослужения проводятся с 10:00 до 13:00 и с 17:00 до 19:00 каждый день. Музей работает с 13:00 до 17:00 (в среду выходной!).

В чем особенность? Андреевская церковь является неповторимо яркой постройкой в стиле барокко. Строилась церковь по проекту всемирно известного Бартоломео Растрелли. И сегодня именно эту церковь называют его лебединой песней. Как и все сооружения в стиле барокко, Андреевская церковь парадная, эффектная, живописная, богатая на декор.

Заложена церковь на крутом берегу Днепра, видимо, поэтому она так мало за свою историю использовалась по прямому назначению. Из-за не совсем удачного расположения церкви постоянно угрожал сдвиг с обрыва. Храм пришел в запустение и был под угрозой уничтожения. Спасла ее императрица Екатерина, благодаря чему мы и можем сегодня наслаждаться этим великолепием. Церкви Киева: фото смотрите ниже.

Сколько стоит вход? Вход для туристов совершенно бесплатный. Имейте в виду, что по пятницам, субботам и воскресеньям в церкви можно послушать концерт камерной классической музыки (начало в 19:30).

Как доехать? Если вы движетесь от Майдана Незалежности, то садитесь на 18 или 16 троллейбус. Также можно доехать до станции «Почтовая площадь», затем пересесть на фуникулер: поднимаетесь, идете направо, а там и Андреевский спуск. Есть еще вариант: выйти на станции «Контрактовая площадь» и просто идти вверх по Андреевскому спуску - эту великолепную церковь вы точно не пропустите. Найти ее сможете и на удобной интерактивной карте . Насладитесь красотой Андреевской церкви и на видео .

Михайловский Златоверхий собор

Год основания: с 1108 до 1113 года собор возводил внук Ярослава Мудрого - князь Святополк Изяславич.

Когда приезжать: утренние богослужения начинаются в 08:00, вечернее богослужение - в 17:00. Адрес - ул. Трехсвятительская, дом 6.

В чем особенность? Этот собор широко известен благодаря своим неповторимым мозаикам и фрескам. Никакие другие церкви города Киева не могут удивить туриста таким великолепием: фрески именно в этом соборе знаменуют новый этап в развитии живописи в Древней Руси.

Златоверхим собор назван не просто так. За всю историю каменного русского зодчества впервые купол собора позолотили. В соборе стали хоронить князей Киева, однако в середине тринадцатого века его ждало значительное разрушение из-за нападения орды. После этого собор несколько раз перестраивали.

Мозаики в Михайловском соборе изящно называют «мерцающей живописью». Они словно расплываются по стенам, обволакивают весь храм. Иногда кажется, что они немного блекнут, а затем вдруг вспыхивают яркими красками. Это красота не передается словами.

Сколько стоит вход? Собор ежедневно принимает туристов с 08:00 до 21:00. Вход на территорию собора совершенно бесплатный. Платить придется в том случае, если вы хотите попасть в музей, - около 15 гривен. Что касается комплексной экскурсии, то она обойдется приблизительно в 250 гривен, а краткая - в 70 гривен.

Как доехать? Проще всего выйти на станции «Почтовая площадь», пересесть на фуникулер и пройти пятьдесят метров вверх. Также можно выйти на «Площади Независимости» и примерно семьсот метров пройти по Михайловской улице. Если идти нет времени или желания, то садитесь на восемнадцатый или пятнадцатый троллейбус и проедьте одну остановку. Также смотрите церкви киева на карте .

Софийский собор

Год основания: Ярослав Мудрый отдал приказ о строительстве Софийского собора в одиннадцатом веке (1037 год).

Когда приезжать: храм работает с 09:00 до 18:30 по адресу улица Владимирская, 24.

В чем особенность? Киевский Софийский собор называют архитектурным чудом Европы. И не зря: аж с одиннадцатого века в нем сохранилась уникальная фресковая живопись и подлинные мозаики. Кроме того, туристы могут посетить гробницу Ярослава Мудрого, который покоится в этом храме.

В начале тринадцатого века на территорию нынешней Украины пришла монгольская орда. Храм был ограблен, однако не разрушен. После этого его успешно восстановили, однако пришла следующая напасть - гонения на православие. И собор приходит в упадок, он был практически на грани полного разрушения… Спасением Святой Софии стал Петр Могила, который основал здесь мужской монастырь.

Сегодня собор украшен двенадцатью куполами, восемь из которых впечатляют своей старинной сферической формой. Нельзя сказать, что это чистый византийский стиль, скорее, его элементы. Также именно этот собор представляет новое на то время направление - мазепинское барокко.

Будучи в храме, обязательно взгляните на саркофаг Ярослава Мудрого. Очень долгий период в нем находилось тело легендарного князя. Открывалась гробница за всю историю четыре раза, последний - почти десять лет назад. Ученые были в шоке, потому что после исследования стало ясно: скелет принадлежал женщине. Есть предположение, что останки князя были вывезены в Штаты во время Второй мировой.

Сколько стоит вход? Вход на территорию храма платный - около десяти гривен. Если будет желание заказать экскурсию, то придется заплатить около шестидесяти гривен. Школьники, студенты и пенсионеры могут рассчитывать на скидку. Экскурсионные группы формируются почти каждый час.

Как доехать? Советуем выйти на станции метро «Золотые ворота», а затем около пяти минут подниматься вверх по Владимирской улице. Также можно выйти на станции «Майдан Незалежности» и немного пройтись по Софиевской улице. Ищите собор на карте . Фото соборов Киева смотрите ниже.

Если вас остро интересуют христианские церкви и монастыри Киева, то помимо достопримечательностей, указанных выше, советуем посетить следующие:

  • Владимирский собор.

Где: бульвар Шевченко, дом 20.

Еще одно место, от которого захватывает дух. Главный иконостас этого собора выполнен из чистого мрамора, который специально привозили в Киев из Италии, Бельгии, Франции и Испании. Над уникальными мозаиками работали талантливейшие мастера из Венеции.

Стены Владимирского собора украшены огромными композициями на библейскую тематику. Если вдумчиво рассмотреть все фрески, то можно воспроизвести историю русской православной церкви. В этом соборе хочется задержаться, выдохнуть, остановить ритм. Несмотря на то, что когда-то советская власть открыла в этом месте Музей антирелигиозной пропаганды, собору удалось сохранить свою уникальность и святость.

  • Свято-Введенский монастырь.

Где: улица Московская, дом 42.

Все православные храмы Киева близки сердцам верующих. Однако есть среди них и те, которые особенно впечатляют своим величием: именно таким является Свято-Введенский монастырь. Это очень кроткое место, где строго соблюдаются богослужебный и монастырский уставы.

Построен монастырь был благодаря Матроне Егоровой, богатой капитанской вдове. У нее была благая цель - создать крепкую женскую общину. Она постепенно стала скупать дома в районе, пока не стала владеть всем кварталом. После этого она попросила у митрополита разрешение на постройку монастыря. Приходите сюда, чтобы поклониться уникальной святыне - чудотворной иконе Божией Матери «Призри на смирение». Она славится своими уникальными исцеляющими способностями.

  • Свято-Пантелеймоновский монастырь.

Где: улица Академика Лебедева, дом 19.

Если сравнивать этот храм с другими, то строиться он стал значительно позже - в двадцатом веке, однако это не уменьшает его уникальности и исторической ценности. Несмотря на то, что история храма не такая уж длинная, пережить ему пришлось многое. Сложными были тридцатые годы, но здание хотя бы сохранялось в целости. А вот Вторая мировая монастырь не пощадила. Полностью восстановили его только в девяностые годы. Сегодня в этом монастыре можно поклониться иконе Божией Матери, которая датируется шестнадцатым веком. Приятно здесь и просто отдохнуть душой: совсем рядом находится живописный парк с беседками и ухоженными аллеями. Правда, находится монастырь на окраине Киева - удобнее всего сюда добираться на личном транспорте.



Фото: по запросам Яндекс и Гугл

Подписывайтесь на нас в Фейсбуке

Текст подготовлен в рамках проекта «Динамика религиозной ситуации и конфессиональная идентичность в Московском регионе». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

Православная церковь на территории Украины; не признана канонической ни одной из Поместных православных церквей. Название происходит от Украинского экзархата Русской православной церкви, с указанием юрисдикции для различения в названии от Украинской православной церкви (далее – УПЦ), находящейся в составе Русской православной церкви.

История

Возникновение церкви тесно связано с политической ситуацией в стране и обретением ей в 1991 г. независимости. Уже в конце 1980-х гг. в связи с ростом сепаратистских настроений на западе Украины активизировалась деятельность церквей с акцентом на национальную самобытность – прежде всего Украинской греко-католической и Украинской автокефальной православной церквей (далее – УАПЦ), нередко вступавших в конфликты с Русской православной церковью. Для урегулирования положения в 1990 г. Священным синодом Русской православной церкви было принято решение о предоставлении Украинскому и Белорусскому экзархатам статуса автономии, а затем и независимости с правом иметь собственные Синоды и самостоятельно избирать себе главу. Когда в 1991 г. Украина в одностороннем порядке объявила о выходе из СССР, первый ее президент Леонид Кравчук в полной мере поддерживал планы Филарета по созданию «независимой церкви в независимом государстве».

В 1992 г. УПЦ потребовала у Русской православной церкви автокефалию (церковную независимость), в каковой ей было отказано под предлогом того, что Архиерейский собор не вправе решать такие вопросы. На Архиерейском соборе Русской православной церкви в Москве украинские епископы не поддержали своего предстоятеля, в результате чего у митр. Филарета потребовали уйти в отставку, он сначала согласился, а потом вернулся в Киев и отказался, в связи с чем 11 июня того же года был лишен священства.

В 1992 г. избрали нового предстоятеля Украинского экзархата Русской православной церкви, которым стал митрополит Владимир (Сабодан). После этого митр. Филарет с сохранившими ему верность архиереями инициировал собор по объединению части УПЦ и УАПЦ, на котором в 1992 году появилась новая структура – Украинская православная церковь Киевского патриархата (далее – УПЦ КП). На соборе выбрали и главу новой церкви – патриарха Мстислава (Скрипника). После этого собора три епископа УАПЦ подали прошения на переход в Русскую православную церковь. Параллельно с этим некоторая часть УАПЦ не признала объединения и не захотела входить в структуру Киевского патриархата. На данный момент главой конфессии является патриарх Филарет (Денисенко), 22 октября 1995 г. он был интронизирован на патриарший престол. Официальный титул – «Святейший Патриарх Киевский и всея Руси-Украины».

В целом для УПЦ КП характерна достаточно жесткая националистическая позиция; ее сторонников постоянно обвиняют в насильственных захватах приходов УПЦ на территории Украины. После смены власти в Украине в результате политического кризиса 2013-2014 гг. и событий на Майдане Незалежности проекты по обретению церковью автокефалии поддерживаются Верховной радой и Президентом; в июне 2016 г. Верховной радой было подписано обращение к Вселенскому патриархату (Константинопольской православной церкви) с просьбой об образовании на территории страны единой церковной организации, которая бы объединила УПЦ КП, УПЦ (находящаяся в составе Русской православной церкви) и УАПЦ, так что раскол тем самым был бы преодолен.

До этого, в 1993-1994, 2007-2008 и 2015 гг. Киевский патриархат совершал также попытки пойти на объединение с УАПЦ с целью объединенными усилиями добиться у Константинополя искомого статуса, апеллируя к тому, что Киевская митрополия, находившаяся до этого под руководством греков, в 1686 г. была незаконно передана Московскому патриархату. Политика Вселенского патриархата в этом отношении, однако же, отличается крайней осторожностью в связи с возможными конфликтами с Русской православной церковью, отношения с которой у него и так в последнее время складываются не самые благоприятные.

Церковь поддерживает евхаристическое общение с Македонской и Черногорской православными церквями, статус которых не был признан Сербской православной церковью, а также с находящимися в юрисдикции Константинополя Украинскими православными церквями в США и Канаде.

Практика

Культовая практика имеет типичные для православия региональные особенности. Богослужение преимущественно проводится на украинском языке, однако встречаются случаи употребления церковнославянского и русского (на приходах в России и Украине), греческого, английского и японского языков в качестве богослужебных.

Численность

Большинство представителей данной конфессии проживает в Украине. Согласно социологическому опросу, проведенному в Украине в феврале 2016 г., 38% православных Украины относят себя к УПЦ КП .

В России, согласно государственной статистике, зарегистрировано восемь общин и одно епархиальное управление в Московской области. Единственный храм УПЦ КП на территории России – Богоявленский собор в г. Ногинск Московской обл. – принадлежит Богородской епархии, которую возглавляет митр. Адриан (Старина). 3 октября 2016 г. Ногинский городской суд принял постановление о его сносе. Кроме того, на территории России действует Обоянско-Белгородская епархия УПЦ КП, но храмов у нее нет и богослужения проводятся в приспособленных для этого домашних помещениях. Общины УПЦ КП присутствовали на территории Крыма, однако сейчас на территории Крыма отсутствуют зарегистрированные религиозные организации этой церкви.

В других странах УПЦ КП имеет последователей среди украинской диаспоры, в том числе в США, Канаде, Австралии, странах ЕС, Японии и Парагвае.

Литература

Конфессиональная ситуация на Украине: история и современность. – М.: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, 2011. – 365 с.

Драбинко А . Православие в посттоталитарной Украине (вехи истории). – К.: 2002. – 296 с.

Єленський В . Релігія після комунізму: Україна в центрально-східноєвропейському контексті. Київ: НПУ ім. М. П. Драгоманова, 2002. – 420 с.

Історія релігії в Україні. - Т. 10. Релігія і Церква років незалежності України / За ред. А. Колодного. - Київ-Дрогобич: Коло, 2003. – 613 с.

А. Зыгмонт и Е. Воинов

Http://www.pravoslavie.ru/86919.html

Шелестящие каштаны. Зеленые днепровские склоны. Плеск рыбы в Славутиче. Полускрытая под снегом брусчатка мостовых. Уникальные здания, помнящие позапрошлый век. Богатейшие музеи и изысканные театры. Стройные оболонские высотки, приземистые подольские домики и прекраснейшие храмы Киева.

Но разве можно представить Град Кия без золотистых маковок церквей, горящих в лучах заката? Стрел, устремленных ввысь, соединяющих земной и небесный миры? Их блестящих куполов, прохладных стен, старинных фресок и таинственных икон?

Абсолютно нереально!

Свято-Ильинская церковь, Почайнинская, 2

Первый православный храм Киевской Руси.

Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь, Фроловская, 6/8

Свято-Покровский женский монастырь, пер. Бехтеревский, 15

Одна из малоизвестных изюминок Киева. , спрятавшийся в глубине квартала, образованного улицами Артема, Пимоненка, Глыбочицкой и Кудрявским спуском.

Основан в 1889 г. великой княгиней Александрой Романовой, задумывался в первую очередь как лечебница для бедных.

В 1911-м тут освятили Никольский собор, сооруженный в псевдорусском стиле.

В наше время, после ремонта и возвращения на место пятнадцати куполов, снятых большевиками, собор вновь радует глаза и душу киевлян и гостей столицы.

Как добраться : ст. м. «Майдан Независимости», либо «Лукьяновская», троллейбусы 6, 18, ост. «Полтавская».

Кирилловская церковь, О. Телиги, 12

Один из двух (второй – София) храмов Киевской Руси, стены которого уцелели, не в первозданном виде, но все же.

Построена в 1139 г. Всеволодом Черниговским как , на далеких для тогдашнего Киева выселках – Дорогожичах.

Стала местом вечного отдыха киевского князя Святослава Всеволодовича и нескольких черниговских Ольговичей.

В 1734 г. приобрела черты украинского барокко, сохранив неповторимые фрески 12 века и волшебные работы кисти Врубеля.

Лидирующее место в списке самых душевных сакральных мест столицы.

Как добраться : ст. м. «Лукьяновская», тролейбусы 6, 18, ост. «Кирилловская».

Киево-Печерская лавра, И. Мазепы, 21-25

Первейшая визитка нашей страны, непременное место паломничества миллионов туристов (независимо от религиозной принадлежности).

Один из древнейших монастырей Киевской Руси был основан в 1051 г. монахами Антонием и Феодосием. За 964 года существования знавал космические взлеты и ошеломляющие падения. Самым сильным ударом стало разрушение в 1941-м Успенского собора, по легенде, возведенного по повелению самой Богородицы.

В 2000 г., к 950-летию , возрожденный Собор открыл двери для прихожан. Внутренняя роспись храма продолжается до сих пор.

Как добраться : ст. м. «Арсенальная», троллейбус 38, ост. «Национальный музей ВОВ».

Выдубицкий Свято-Михайловский монастырь, Выдубицкая, 40

Основан в 1070 г. Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. Прославился как семейный монастырь Мономаховичей и центр политической жизни того времени.

Нынче в границах монастыря располагаются три красивейших, неповторимых храма, колокольня, колодец со святой водой и некрополь.

Находится на территории , излюбленного места прогулок горожан. Особенно в пору цветения сирени.

Как добраться : ст. м. «Дружбы Народов», троллейбус 43, ост. «Мост Патона»

Свято-Покровский собор, Приречная, 5А

Один из самых молодых и одновременно самых больших храмов Города. Строительство началось в 1997 г. и по сей день не завершено. «Фишкой» собора выступает мозаичная икона Покрова Божией Матери на фасаде, площадью 122 кв. м.

Как добраться : ст. м. «Минская», троллейбус 24 ост. «Приречная».

За кадром осталось еще множество великолепных храмов, украшающих наш Город. Но никто не помешает вам продолжить знакомство с ними самостоятельно. Открыв массу новых и интересных уголков любимого Киева.

Не важно, как вы относитесь к религии и вере. – это больше, чем культовые сооружения. Это неотъемлемая часть Великого Города над Днепром. Одна из красот, составляющих незабываемый, прекрасный и величественный организм по имени Киев.

Церкви, соборы и храмы Киева. Все о святых местах и паломничестве в Киев.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Любые Музейная карта Юнеско

  • На протяжении веков стоят среди холмистых улиц Киева исполненные величия древние храмы и церкви, украшающие город священной красотой, золотом куполов отражающие солнечные лучи. Киевским храмам посвящены тематические экскурсии, в этих церквях киевляне венчаются и крестят детей. Гостей города часто удивляет, сколько золотых куполов блестит на солнце на холмах правого берега Днепра, на старых улицах Подола, Верхнего города, Латинского квартала. Построенные в условиях сложного рельефа киевские храмы и монастыри органично вписались в облик города. Есть здесь не только красивые храмы традиционной архитектуры, но и поистине жемчужины православного зодчества.

    Самая старая из каменных церквей Древней Руси - Десятинная - была возведена в 996 году, а Софийский собор с его великолепными мозаиками, ослепительно белыми стенами и золотыми куполами - древнейший киевский храм, построенный в первой половине 11 века. Еще одним весьма интересным храмом можно назвать Кирилловскую церковь, построенную в 12 веке и до сих пор сохранившую на своих стенах древнейшие фрески тех времен.

    Уникальный комплекс монастырей Киево-Печерская лавра - одна из важнейших православных святынь города. Впрочем, этот великолепный архитектурный ансамбль сам легко может сойти за небольшой город: сюда входит четырнадцать православных храмов, мужской монастырь, семь музеев и множество других зданий, глядя на которые перед глазами проносятся вехи истории архитектуры Киевской Руси и Украины. В 1990 г. Киево-Печерская лавра и Софийский собор были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Напротив Софии Киевской стоит поразительной красоты Михайловский Златоверхий собор - блистательное произведение древнерусской живописи, знаменитое изящными красочными мозаиками.

    Один из самых прекрасных храмов Киева - Андреевская церковь - величественно возвышается на холмистом берегу Днепра. Это одно из выдающихся сооружений в стиле барокко, которому присущи помпезность, колоритность, великолепная отделка и контрастные цвета.

    Главным же храмом Украинской православной церкви считается Владимирский собор, который строился долгих двадцать лет, с 1862 по 1882 гг., и представляет собой непревзойденный шедевр киевской архитектуры и живописи. Над росписью внутренних помещений собора работали великолепные художники, среди которых знаменитый Васнецов.

    Свято-Покровский женский монастырь - один из самых новых монастырей Киева, а главный его храм - Никольский собор - самый крупный из киевских храмов. Ещё в начале 20 века в Киеве был построен Николаевский костел - потрясающей красоты здание в готическом стиле. Его конструкция кажется легкой словно кружево, башни тянутся к небу, а лепная отделка стен поражает своей яркостью.

    Из Киева шагнуло христианство по всей Киевской Руси, именно здесь оно зародилось, и это в полной мере ощущает каждый, кому доведется самому увидеть удивительные церкви этого города. На протяжении столетий хранят их стены и своды людские молитвы, просьбы и сомнения - обращения к богу, создающие неповторимую священную атмосферу. Будучи даже неверующим человеком, отказаться от посещения киевских церквей невозможно: изящные башни и купола притягивают взгляд, а благолепие внутреннего убранства завораживает.

    • Где остановиться: в более чем 1000 вариантов размещения в Киеве : имеются и «хилтоны» с «хайяттами», и демократичные «трешки», и апартаменты - выбор большинства туристов, и хостелы со спартанской обстановкой. Исторический центр будет удобен любителям достопримечательностей, но обойдется недешево. Окраина заманивает привлекательными ценами, однако до центра города нужно добираться на метро.
    • Что посмотреть: первым делом - прогуляться по Крещатику и Андреевскому спуску , не забыв отведать борща и вареников в любом из многочисленных ресторанчиков. Затем побывать в

Прошение президента Украины Петра Порошенко о создание автокефальной (самостоятельной) поместной церкви в стране и принял решение обсудить этот вопрос с церквями православного мира.

Ранее, 17 апреля, Порошенко заявил, что написал письмо Константинопольскому патриарху Варфоломею I (Архондонису) с просьбой о предоставлении томоса (указа) об автокефалии так называемой Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о православных церковных юрисдикциях на территории Украины.

В настоящее время на территории современной Украины действуют каноническая самоуправляемая Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), а также две крупные неканонические религиозные организации: Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

До Февральской революции 1917 года единственной православной церковью на территории современной Украины была единая каноническая Православная российская церковь Российской империи (с 1943 года - Русская православная церковь Московского патриархата, РПЦ МП).

Каноническая православная церковь на Украине

В 1918 году Всероссийский поместный собор образовал на территории Украины церковную область "с особыми преимуществами на началах автономии" или Украинский экзархат Московской патриархии. Его главой стал митрополит Киевский и Галицкий, патриарший экзарх Украины. В 1918 году этот пост занял митрополит Антоний (Храповицкий). В 1921 году по указу патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина) украинская автономия была ликвидирована, но Украинский экзархат продолжал существовать как особая единица в составе Русской православной церкви до 1990 года.

25-27 октября 1990 года Архиерейский собор РПЦ вновь учредил самоуправляющуюся Украинскую православную церковь Московского патриархата, которая в настоящее время продолжает оставаться единственной канонической православной церковью на Украине. В 1990-1992 годах главой УПЦ МП был митрополит Филарет (Денисенко). 27 мая 1992 года Архиерейский собор УПЦ МП сместил Филарета за раскольническую деятельность и избрал митрополитом Киевским и всея Украины Владимира (Сабодана), управляющего делами Московской патриархии.

С августа 2014 года главой церкви стал митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский).

Украинская автокефальная православная церковь

С ростом украинского национализма летом 1917 года часть православных священников на Украине выступила за создание автокефальной церкви, украинизацию богослужения и др. Лидером движения стал протоиерей Василий Липковский, который вскоре был лишен священного сана за раскольническую деятельность.

1 января 1919 года директория Украинской народной республики во главе с Владимиром Винниченко приняла закон "Об автокефалии Украинской православной церкви и ее высшего правительства". Через своего посла в Турции украинские власти попытались добиться признания УПЦ Константинопольским патриархатом, но успеха не достигли.

Позднее, уже при поддержке большевиков на Украине были зарегистрированы первые украинские приходы. Московский патриархат во главе с патриархом Тихоном рассматривал действия сторонников создания автокефальной украинской церкви как раскол.

5 мая 1920 года представители Всеукраинской православной рады и активисты украинского националистического движения провозгласили Украинскую автокефальную православную церковь. Ни один из православных епископов участия в принятии этого решения не принимал. 14 октября 1921 года сторонники УАПЦ созвали Всеукраинский православный церковный собор, участниками которого стали только 64 священника и 17 диаконов.

Представитель Московского патриарха митрополит Михаил (Ермаков) отказался присутствовать на соборе. Он отверг кандидатуры, предложенные активистами Рады, и заявил: "Я гадюк в епископы не посвящаю". В итоге так называемые украинские епископы были возведены в сан в обход канонических правил, в частности Липковский сам "посвятил" себя в епископы. УАПЦ не была признана ни одной из канонических православных церквей.

До середины 1920-х годов советские власти поддерживали развитие УАПЦ, надеясь таким образом ослабить Православную российскую церковь. Однако с 1929 года ОГПУ начало массовые аресты активистов УАПЦ. В 1930 году организация объявила о самороспуске.

В 1942 году на территории Украины, находившейся под немецкой оккупацией, деятельность УАПЦ была восстановлена. После отступления немецких войск с Украины, представители УАПЦ эмигрировали и основали свои епархии в местах компактного проживания украинской диаспоры, в первую очередь в США и Канаде.

В 1989 году во Львове вновь было официально провозглашено восстановление УАПЦ. В 1990 году в Киеве прошел поместный собор религиозной организации, был принят ее устав, а возвратившийся из эмиграции в США митрополит Мстислав (Скрипник) провозглашен патриархом Киевским и всея Украины. В настоящее время УАПЦ возглавляет митрополит Макарий (Малетич).

Украинская православная церковь Киевского патриархата

В ноябре 1991 года митрополит Филарет (Денисенко), возглавлявший УПЦ МП, созвал собор епископов, который обратился к Московской патриархии с просьбой предоставить УПЦ "полную каноническую самостоятельность, то есть автокефалию". Однако вскоре после собора часть иерархов отозвала свои подписи под обращением. В апреле 1992 года Архиерейский собор РПЦ предложил митрополиту Филарету покинуть свой пост. Тот согласился, пообещав провести выборы нового главы УПЦ. Однако 7 апреля 1992 года, вернувшись в Киев, Филарет объявил о своем отказе подчиняться Московскому патриархату.

27 мая 1992 года в Харькове собрался собор УПЦ Московского патриархата, который сместил Филарета с должности предстоятеля церкви, лишил его Киевской кафедры и отчислил за штат с запретом служения "впредь до решения Архиерейского собора Матери-Церкви". 11 июня 1992 года Архиерейский собор РПЦ постановил "извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире <...> за жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, клятвопреступление, учинение раскола в Церкви" и др.

Сам Филарет этого решения не признал. Поддержку ему оказали украинские власти, в частности президент Украины Леонид Кравчук. Киевская милиция совместно с членами украинской националистической организации УНА-УНСО (запрещена в РФ) не допустила в митрополичью резиденцию делегацию УПЦ МП, которая пришла принять дела у низложенного митрополита. При поддержке украинских националистов Денисенко сохранил контроль над кафедральным Владимирским собором в Киеве. Кравчук и президиум Верховной рады объявили незаконными решения харьковского Архиерейского собора УПЦ МП.

Для легитимации собственного статуса Филарет при поддержке украинских властей провел Всеукраинский православный собор, на котором было объявлено об объединении его сторонников с Украинской автокефальной православной церковью в так называемую единую Украинскую православную церковь Киевского патриархата. Филарет стал заместителем главы новой организации, которым был объявлен находящийся в США патриарх УАПЦ Мстислав (Скрипник). Однако настоящего объединения де-факто не произошло: в 1993 году, после смерти Мстислава, большинство представителей УАПЦ покинули Киевский патриархат. 20 октября 1995 года Филарет был избран патриархом УПЦ КП.

В 1992 году в ходе поездки в Стамбул (Турция) Филарет безрезультатно пытался договориться о признании УПЦ КП Константинопольским патриархатом. Однако в июле 1993 года Константинопольский патриарх Варфоломей I официально заявил, что признает только одного канонического митрополита Киевского - Владимира (Сабодана).

21 февраля 1997 года на Архиерейском соборе Русской православной церкви Филарет был отлучен от церкви и предан анафеме, поскольку "не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал... раскольническую деятельность".

16 ноября 2017 года Денисенко обратился с письмом к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу (Гундяеву) и епископату РПЦ. В нем предлагалось "положить конец существующему противостоянию" и отменить "яко не бывшие" все "прещения и отлучения". 30 ноября 2017 года для ведения переговоров с УПЦ КП Архиерейский собор РПЦ учредил специальную комиссию, которую возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев). 1 декабря 2017 года на пресс-конференции в Киеве Филарет Денисенко сообщил, что целью его переговоров с РПЦ является автокефалия украинской церкви.

При этом, по словам Филарета, он продолжает вести переговоры об автокефалии с Константинопольским патриархатом. Кроме того, он заявил о необходимости принятия поправок в уже действующий закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях", целью которых является ограничение в правах УПЦ МП. В частности, одна из таких поправок дает право властям Украины запрещать религиозные организации за сотрудничество с центрами, находящимися в "государстве-агрессоре".

Статистические данные о конфессиях на Украине

По данным опроса, проведенного в ноябре 2016 года компанией Ukrainian Sociology Service при Институте социологии Национальной академии наук Украины, 39,4% граждан считают себя прихожанами Украинской православной церкви Московского патриархата. К самопровозглашенному Киевскому патриархату отнесли себя 25,3% опрошенных, к Украинской автокефальной православной церкви - 4,6%.

По информации УПЦ МП, ее прихожанами являются 35 млн верующих (более 80% населения). По данным на ноябрь 2017 года, церковь состоит из 53 епархий и 12 тыс. 69 приходов. В клире УПЦ МП - 85 архиереев (52 епархиальных и 33 викарных), 12 тыс. 283 священнослужителя, из которых 11 тыс. 312 - священники и 971 - диаконы. На территории Украины действует 251 монастырь, где послушание несут 4 тыс. 412 монахов (1 тыс. 685 монахов и иноков, 2 тыс. 727 монахинь и инокинь). В 17 духовных учебных заведениях УПЦ МП (Киевская духовная академия, духовные семинарии и училища, богословский университет и кафедра богословия) на дневном отделении обучаются 1 тыс. 429 студентов. Крупнейшие монастыри: Свято-Успенская Киево-Печерская лавра и Свято-Успенская Почаевская лавра.

Согласно "Отчету о сети религиозных организаций на Украине по состоянию на 1 января 2017 года", опубликованному в июне 2017 года министерством культуры страны, УПЦ МП объединяет 12 тыс. 328 религиозных общин. Наибольшее число приходов - в Винницкой (1038) и Хмельницкой (977) областях, наименьшее - во Львовской (71) и Ивано-Франковской (36). УПЦ МП принадлежат 208 монастырей, 19 духовных учебных заведений, 3 тыс. 987 школ, 135 СМИ. Количество священнослужителей - 10 тыс. 289 человек, монашествующих - 4 тыс. 807. Согласно данным отчета минкультуры Украины, треть всех священнослужителей, две трети всех православных приходов, три четверти всех студентов духовных учебных заведений и почти все православное монашество относятся к УПЦ МП.

Украинская православная церковь Киевского патриархата насчитывает 5 тыс. 114 приходов, 60 монастырей, 18 духовных учебных заведений, 1 тыс. 349 школ, 3 тыс. 479 клириков, 219 монашествующих, 48 СМИ. Больше всего приходов - во Львовской (496) и Киевской (423) областях, меньше всего - в Луганской и Харьковской (по 31).

У Украинской автокефальной православной церкви - 1 тыс. 195 приходов, 13 монастырей, восемь духовных учебных заведений, 305 школ, 709 клириков, 21 монах, 12 СМИ. Наибольшее число приходов действуют во Львовской (388) и Тернопольской (202) областях, наименьшее - в Донецкой (3) и Одесской (7).

Притеснения канонической православной церкви на Украине

После смены власти на Украине в феврале 2014 году Киевский патриархат проводил крайне агрессивную политику по отношению к приходам Московского патриархата, системный характер приобрел захват его храмов. По данным УПЦ МП, за 2014-2016 годах она потеряла 40 храмов, которые перешли в подчинение Киевского патриархата. В 2017 году 17 храмов Украинской православной церкви Московского патриархата подверглись нападениям радикалов, а с начала 2018 года было совершено уже 10 новых нападений.

В 2016 году в Верховную раду было внесено два законопроекта - "О статусе религиозных организаций" и "О свободе совести и религиозных организациях", согласно которым УПЦ МП может быть запрещена, ее приходы конфискованы, а деятельность церкви поставлена под контроль государства.

В первом законопроекте, авторами которого стали представители коалиции "Блока Петра Порошенко" и "Народного фронта", предлагалось назначать митрополитов и епископов только по согласованию с органами власти. Кроме того, в одной из статей документа было прописано, что если представители конфессии будут сотрудничать с религиозными центрами, находящимися в России, власть получит право полностью запретить ее деятельность на Украине.

Во втором проекте, подготовленном депутатами "Народного фронта", "Блока Петра Порошенко" и "Самопомощи", парламентарии предложили законодательно регулировать принадлежность лиц к религиозной общине. Например, прописать термин "самоидентификация" и уточнить минимальное количество представителей религиозной общины, по решению которых может быть изменена подчиненность храмов конфессиям.

Более 300 тыс. граждан Украины подписали требование не допустить принятия в Раде этих документов. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) обратился к лидерам стран "нормандской четверки" (Россия, Украина, Германия и Франция), генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу и папе римскому Франциску с призывом воспрепятствовать дискриминации православных на Украине.

18 мая 2017 года под давлением общественности Рада отложила обсуждение законопроектов, однако официальных комментариев о снятии документов с дальнейшего рассмотрения не последовало.

Попытки создания поместной православной церкви на Украине

Начиная с 1991 года украинские власти неоднократно предпринимали попытки по созданию поместной православной церкви, независимой от Московского патриархата. В 2008 году президент Украины Виктор Ющенко пытался получить поддержку Константинопольского патриарха Варфоломея. Но Вселенский патриарх не дал своего благословения на каноническое отделение Украинской православной церкви.

После госпереворота на Украине в феврале 2014 года новые власти пытаются принудительно объединить каноническую Украинскую православную церковь Московского патриархата с раскольниками и легализовать этот процесс законодательно. Порошенко ранее неоднократно заявлял, что выступает за создание на Украине единой поместной церкви. 16 июня 2016 года Верховная рада направила обращение к Вселенскому патриарху с просьбой предоставить автокефалию Украинской православной церкви. В начале 2018 года патриарх Варфоломей на встрече с представителями Украинской православной церкви Московского патриархата подчеркнул, что "проблемы церковного единства можно решить только каноническими, а не политическими методами".

В апреле 2018 года Порошенко написал личное письмо патриарху Варфоломею с просьбой предоставить автокефалию украинской православной церкви. Он также отметил, что к его обращению присоединились представители УПЦ КП, а также УАПЦ.

18 апреля 2018 года законопроект в поддержку обращения Порошенко был внесен группой депутатов в Верховную раду.