Пьеро делла франческа. Пьеро делла франческакартины и биография Смотреть что такое "Франческа, Пьеро делла" в других словарях

Пьеро делла Франческа (Пьеро (Пьетро) ди Бенедетто деи Франчески) - крупнейший художник и теоретик эпохи Раннего Возрождения (1420-1492). Родился в семье красильщика и торговца шерстью в Умбрии, в маленьком городке Борго-Сан-Сеполькро рядом с Ареццо. Назван был по имени матери, т.к. отец его умер до его рождения. О жизни художника дошло мало достоверных сведений. Первое упоминание относится к 1431 году, когда Пьеро работает над первым заказом - расписывает церковные свечи. < >
Учился он у Доменико Венециано во Флоренции, под руководством которого работал в 1439 г. над украшением флорентийского собора Сан Эджедио (однако фрески не дошли до нашего времени. Работал в Римини, Ареццо, Урбино, Ферраре, Риме. 1450-1462 г. в родном городе, где был городским советником, была написана алтарная картина "Мадонна Милосердия". Художник нашел необычайно выразительные приемы при создании образа Мадонны. Похожая на статую, фигура юной Марии превосходит размерами фигуры приподающих к ее ногам. Она распрастерла тяжелый плащ над ними, каждый может найти защиту и прибежище.

Мадонна Милосердия. («Мадонна Мизерикордия»), центральное панно; Пинакотека, Сансеполькро, 1445-1450-е гг.

Одновременно с «Мадонна Миилосердия» Пьеро делла Франческа написал знаменитое «Крещение», предназначенное для алтаря церкви Сан Джованни Баттиста в Борго Сансеполькро.


«Крещение» (Национальная Галерея, Лондон, 1445-1450 гг.

Фрески в алтаре церкви Сан-Сансеполькро Франческо в Ареццо (1452-1466) - самое замечательное создание мастера. На них изображена история Животворящего Креста, на котором распяли Христа, согласно "Золотой легенде", рассказанной монахом 13 века Якопо де Вораджине. . Франческа выбрал основные моменты из многих. Вначале - "Смерть Адама", когда на могиле Адама вырастает священное дерево, в конце -возращение реликвии в Иерусалим византийским императором Ираклием. В размещении сцен Франческа не следовал повествованию, а создал фресковый ансамбль, который рассчитан на единовременное обозрение. Сочетание объемности и в то же время плоскостности в изображении - одна из удивительных особенностей Пьеро делла Франческа, который соблюдая законы перспективы, не создавал иллюзии глубины пространства. Даже здания на фресках изображены в фаз, а не под углом.

История Адама (Смерть Адама). Фрески в церкви Сан-Франческо, 1452-1465 гг.

Открытие дерева Креста Христова: встреча царя Соломона и царицы Савской. Фрески в церкви Сан-Франческо, 1452-1465 гг.

На фасаде дворца царя Соломона очень высокие колонны настолько быстро уменьшаются по мере их удаления от зрителя, что видна в сущности только первая из них, разделяющая фреску на две части. На фреске господствует спокойный свет, краски лучезарны.

Сновидение Константина. Фрески в церкви Сан-Франческо, 1452-1465 гг.

Франческо тонко передал эффект искусственного освещения в луче света, исходящего от ангела, из темноты выступает шатер полководца. Это не имеет аналогий в итальянской живописи ХV века.

Пьеро делла Франческа часто посещал Урбино, выполнял поручения герцога Урбинского и был, вероятно, его другом. Двор Монтефельтро в Урбино был одним из центров интеллектуальной жизни Италии. Для Урбинского дворца было написано «Бичевание Христа» в 1455-1460 и являет собой итог всех живописные поисков художника Это одна из прекраснейших и самых загадачных картин художника. Сама сцена «Бичевания» расположена в глубине портика, на фоне строгой архитектуры. Ясные, четкие конструкции основываются на точных расчетах.


Бичевание Христа. Национальная Галерея, Урбино. 1455-1460 гг.

К 1460-м гг. относятся фрески «Мадонна дель парто» в погребальной капелле Монтерки (Ареццо); «Воскресение Христа» в Палаццо Консерватори (Сансеполькро) и св. Мария Магдалина в соборе в Ареццо. В «Мадонне дель парто» художник избрал тему, редкую для итальянской живописи и достаточно распространенную во Франции и Испании — Богоматерь, носящая во чреве младенца.

«Мадонна дель парто». Ареццо. 1460-е.

В 1470- х годах для семьи Монтефельтро он написал парные портреты Баттисты Сфорцо и Федерико де Монтефельтро (1465-1475, оба — Галерея Уффици, Флоренция). В портретах правителей Урбино ярко проявились две составляющие искусства художника: нидерландская и итальянская. Нидерландская линия особенно заметна в передаче прически и украшений герцогини, в интересе к подробностям «ландшафта» лица герцога — глубокие морщины и крупные родинки; итальянская — в типе парного профильного портрета, особой ясности и структурности пространства, прозрачной чистоте воздуха. На оборотах обеих досок изображены триумфы герцога и его жены: Баттиста восседает на кресле, поставленном на колесницу, запряженной двумя единорогами — символами целомудрия, с раскрытой книгой в руках в окружении Добродетелей; Федерико стоит на колеснице, запряженной бигой белых лошадей, с жезлом в правой руке, увенчанный победным лавром.

Портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца», галерея Уффици, Флоренция. около 1465 г.

Триумф. Герцог и герцогиня на триумфальных колесницах, оборотная сторона, галерея Уффица, Флоренция.около 1465 г.

К поздним шедеврам принадлежит поэтичное серебристо-голубоватое воздушное "Рождес тво"

Рождество. Национальная галерея, Лондон.около 1470 г

Последнее из документально подтвержденных произведений Пьеро делла Франческа «Мадонна Монтефельтро», или «Сакра коверсационе» (Sacra Conversatione — Священное собеседование), написана для главного алтаря церкви Сан Бернардино в Урбино между 1472 и 1474 гг. (Пинакотека Брера, Милан). Живописная алтарная ниша словно заключает в объятия Мадонну с младенцем, предстоящих ей ангелов, святых и заказчика Федерико II Монтефельтро, смиренно опустившегося перед ней на колени. Глубина ниши подчеркнута изящной деталью — яйцо, подвешенное
над головой Богоматери.

«Мадонна Монтефельтро»(«Сакра коверсационе»), Пинакотека Брера, Милан, 1472-1474 гг

В старости Пьеро делла Франческа оставил живопись из-за ухудшения зрения, и обратился к математике, создал свои знаменитые трактаты: «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах" по стереометрии. Умер Пьеро делла Франческа в Борго 12 октября 1492. Искусство Пьеро делла Франческа ощутимо повлияло на итальянское искусство в целом и особенно на художников Северной Италии. Учениками художника были Мелоццо да Форли (1438-1494) и Лука Синьорелли (ок.1445-1523), талантливые художники кватроченто.

http://www.artprojekt.ru/gallery/francesca/index.html http://ru.wikipedia.org/wiki http://artwwworld.org.ua/hudozhniki/Francheska/
Энциклопедия для детей. Искусство, т. 7, часть 1, Из-во "Аванта+", 1997 г. <

Многими из шедевров мастера можно полюбоваться на его родине, в долине Тибра (Вальтиберина); мы предлагаем вам историко-художественный маршрут по местечку Сансеполькро, где Пьеро появился на свет, а также соседним городкам Монтерки и Ареццо.

Сансеполькро, родной город Пьеро делла Франческа © Sergei Afanasev / Shutterstock.com

Пьеро делла Франческа родился в Сансеполькро около 1412 г. В городском музее - четыре великолепных произведения художника, включая «Полиптих Милосердия», созданный по заказу одноимённой религиозной общины в 1445 г. В центральной части картины изображена Мадонна Милосердия, которая, словно огромным шатром, укрывает своей мантией заказчиков и других набожных людей (слева - мужчины, справа - женщины).

Ареццо, Пьяцца Гранде © Maciej Czekajewski / Shutterstock.com

В зале для аудиенций размещена масштабная фреска «Воскресение Христа», которая считается одной из важнейших работ тосканского живописца. Автору удалось показать и человеческое, и духовное измерение этого события; фигура Спасителя занимает господствующее положение, она сильна, торжественна. На фоне Пьеро решил изобразить зарю, которая становится символом начала новой жизни.

Здесь же можно осмотреть фреску с изображением святого Юлиана, обнаруженную в 1954 г. в старинной церкви Сант-Агостино (позднее Санта-Кьяра). Святой изображён с юношеским лицом, в изящной мантии красного цвета, которая выделяется на фоне зеленоватого ложного мрамора. И наконец, фреска «Святой Людовик» из палаццо-Преторио: этого своего героя художник одел во францисканскую рясу и богато отделанное епископское облачение; на фоне видна ложная ниша с драгоценным красным и зелёным мрамором.

Полиптих Сант’Антонио, Пьеро делла Франческа, Национальная галерея Умбрии, Перуджа / Wikimedia Commons

Из Сансеполькро мы перебираемся в Монтерки: здесь, в этом чудесном местечке, что покоится на холме у границы с Умбрией, Пьеро делла Франческа расписал древнюю церковь Санта-Мария-а-Моментана. Великолепная фреска мастера «Мадонна дель Парто» в 1991 г. была помещена в отдельный небольшой музей. Богородица изображена беременной, что придаёт образу сакральный и монументальный характер. Мадонна одновременно выражает божественное и человеческое; по сторонам от неё два ангела поднимают полог занавеса, как бы представляя нам её, одетую в простое голубое платье и белую рубашку, с нарочито выступающим животом.

Наше путешествие по землям Пьеро продолжается и завершается в Ареццо. В базилике Сан-Франческо, в капелле Баччи, есть цикл фресковых росписей на тему легенды об «истинном кресте». Этот шедевр художник создал для церкви францисканского ордена приблизительно между 1452 и 1466 гг. Сюжет цикла взят из «Золотой Легенды» Якопо да Варацце, написанной в XIII в.

«Обретение и испытание Животворящего Креста», Пьеро делла Франческа, Церковь Сан Франческо в Ареццо / ibiblio.org

Среди дорогих сердцу художника пейзажей и изображений архитектурных построек можно заметить сам город Ареццо - крепость на холме, - а также Сансеполькро с домами, размещёнными в перспективе, словно сценические декорации. Рассматривая эту историю в картинках эпизод за эпизодом, мы видим элегантных персонажей, выписанных с геометрическим совершенством и изяществом.

Наконец, финальная точка: в кафедральном соборе Ареццо, в глубине левого нефа находится фреска с изображением Марии Магдалины. Это один из самых прекрасных персонажей, запечатлённых рукой Пьеро; он потрясает выразительностью лица и низким, глубоким взглядом. Свет подчёркивает цвета: белый и красный мантии, зелёный платья, розоватый щёк.

19.12.2014 - 22.02.2015

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку «Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии». Выставка продолжает традицию знакомства произведениями великих мастеров Ренессанса, предоставленными крупнейшими художественными собраниями Италии - венецианской Галереей Академии, национальной галереей Марке из Урбино.

В христианской традиции Мадонна, держащая на руках Младенца, - центральный сюжет, как в византийской иконописи, так и в живописи итальянского Возрождения, а образ Богоматери находится в центре повествования о спасении.

В восточной (православной) традиции всякий изображенный персонаж или предмет наделен символическим смыслом. Почитать образ, означает, почитать то, что за этим образом скрыто. Согласно постановлениям Второго Никейского Собора 787 года, правила создания священных образов определял не художник, а церковные власти. В западной культуре, начиная с XII века, а затем в живописи Возрождения, не отрицавшей того, что закреплено традицией, изображения Девы Марии являются не только иконами; символические атрибуты не утрачивают своего значения, однако теперь картины обретают не только сакральный, но и общечеловеческий смысл. Отныне это образы матери и младенца, наделенные индивидуальными чертами, исполненные неподдельного чувства, образы, не только напоминающие о божественном начале и о величии Богородицы, но и пробуждающие переживания.

В эпоху Возрождения при знатных дворах в Мантуе, Ферраре и Убрино, а также в Венеции, написанные на досках небольшие богородичные образы, в которых присутствовали наделенные символическим смыслом детали, выполняли почти ту же функцию, что и иконы в восточной традиции, где большинство икон писалось не для церквей, а для частных заказчиков. В основном, речь шла о переносных алтарях, об образах, создание которых было приурочено к тем или иным событиям.

Во второй половине XV века нарастает интерес к византийской культуре, поначалу обусловленный попыткой соединить Восточную и Западную церкви, а затем - присутствием на Западе многочисленных представителей византийской культуры, бежавших от османского завоевания.

В экспозиции представлены работы живописцев второй половины XV века, объединенные одной темой - Мадонна с Младенцем. Помимо их исключительной художественной значимости произведения позволяют понять, что между западной и восточной христианскими традициями есть не только различия, но и глубокое сходство. Выставка позволяет зрителю проникнуть в суть того, как в эпоху Возрождения понимали и трактовали один из главных христианских образов.

Центр экспозиции - знаменитая картина Пьеро делла Франческа «Мадонна с благословляющим Младенцем и двумя ангелами», или «Мадонна Сенигалья» (1491), из Национальной галереи Марке в Урбино. Несмотря на многочисленные исследования, до сих пор нет объективных данных, позволяющих окончательно ответить на вопросы о том, какие смыслы в ней скрыты и каковы обстоятельства ее создания. Мастер изображает Богоматерь с Младенцем, следуя византийскому иконографическому типу Одигитрия, то есть Путеводительница: Мадонна - заступница людей перед Господом - указывает рукой на Младенца как на Спасение. Поток света символизирует Христа. Изображение восседающей на троне Богородицы с Младенцем на коленях и двумя архангелами за спиной восходит к образцам V-VI веков. Классические пропорции фигур создают ощущение торжественности. Строгость персонажей картины напоминает христианские мозаики или византийские иконы. Каждая деталь - от белой розы в руке у Иисуса до украшений из жемчуга и коралла, плетеной вазы, льняного полотна - имеет символическое значение. Одеяние Младенца похоже на одеяние античных философов, пламя свечи означает Страстную седмицу, ткань - занавесь Иерусалимского храма. В художественном решении особую роль играет колорит, построенный на сочетании белого и оттенков голубого и серого цветов. Манера передачи световоздушной среды говорит о знакомстве Пьеро делла Франческа с достижениями нидерландских живописцев.

На выставке также показаны работы современников Пьеро делла Франческа, творчество которых связано с городами Северной Италии. Это произведения Джованни Беллини, Карло Кривелли, Козимо Туры. У каждого мастера свое понимание темы, своя драматургия ее раскрытия.

Для венецианца Джованни Беллини характерно поэтическое осмысление сюжета. На большинстве его картин Мадонна не смотрит на Иисуса, ее взгляд обращен в будущее. Композиция «Мадонны с херувимами» (около 1490) из знаменитой венецианской Галереи Академии построена иначе - это диалог Матери и Младенца.

Работы Карло Кривелли, художника из области Венето, более декоративны и символичны. В «Мадонне с Младенцем» из Городской пинакотеки Франческо Подести (Анкона) символика традиционна: яблоко напоминает о первородном грехе, огурец - символ Воскресения, щегол - Страстей, моллюск в раковине в руках Иисуса - Воплощения, торжественные одеяния Богородицы указывают на то, что она царица небесная.

Для работы феррарского мастера Козимо Туры «Мадонна со спящим Младенцем» (около 1470), предоставленной Галереей Академии в Венеции, характерны экспрессия и драматизм. На картине Мадонна пробуждает Младенца ото сна. Этот сюжет связан с темой Воскресения, судьбой Христа, умершего ради спасения людей.

В Ферраре придворные художники работали бок о бок с мастерами декоративного искусства. Сам Тура нередко подражал технике эмали, уподобляя свои небольшие картины изысканным драгоценностям - подобный подход при создании богородичных образов был вполне уместным, поскольку на христианском Востоке иконы богато украшались.

Картина «Мадонна со спящим Младенцем» также известна как «Мадонна Зодиака», поскольку на фоне при помощи тонких золотых линий изображены знаки зодиака. Присутствие светских, астрологических деталей в произведении на религиозный сюжет объясняется культурой той эпохи: мотив Зодиака, к которому неоднократно обращался Козимо Тура, был популярен при утонченном феррарском дворе. Стремление примирить христианскую веру и астрологию, увидев в расположении звезд отражение Божьего замысла, оправдывала совместное присутствие и взаимное наложение христианских и языческих символов.

Выставка «Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии» дает российскому зрителю еще одну редкую возможность увидеть работы Пьеро делла Франческа, Козимо Туры, Карло Кривелли, Джованни Беллини произведения которых отсутствуют в коллекциях отечественных музеев.

Куратор выставки: Виктория Маркова, ведущий научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Пьеро делла Франческа

Европейская портретная живопись XV–XVI веков
Пьеро делла Франческа

(ок. 1420–1492)


Современники называли Пьеро делла Франческу «монархом живописи». Но он был не только талантливым художником, автором многочисленных алтарных композиций, но и известным исследователем искусства, написавшим теоретические трактаты «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах».

Итальянский художник Пьеро делла Франческа, ярчайший представитель искусства Раннего Возрождения, родился в Борго Сан Сеполькро (ныне город Сансеполькро). Учился он в мастерской знаменитого Доменико Венециано.

Работая во Флоренции, художник внимательно изучал творчество своих предшественников: Паоло Уччелло, Мазаччо и Джотто. Большое влияние на него оказало также искусство голландских мастеров. Излюбленным жанром Пьеро делла Франчески являлся религиозный.


The Baptism of Christ


Его алтарные картины характеризуются ясностью и строгостью композиционного строя, свежестью и звучностью красок. Таковы работы «Мадонна делла Мизерикордиа» (ок. 1448, пинакотека, Сансеполькро), «Мадонна со святыми» (ок. 1472–1474, галерея Брера, Милан) и фресковые композиции «Мария Магдалина» (ок. 1460, собор, Ареццо), «Вознесение Христа» (1463–1465, пинакотека, Сансеполькро).

Живопись Пьеро делла Франчески лишена напряженного драматизма, персонажи его картин, спокойные и величавые, не похожи на героев полотен мастеров Позднего Возрождения, для которых было важно отобразить внутренние конфликты человека.




PIERO DELLA FRANCESCA MADONNA DEL PARTO



PIERO DELLA FRANCESCA SAINT MARY MAGDALEN



PIERO DELLA FRANCESCA POLYPTYCH OF SAINT AUGUSTINE


Flagellation


Это отношение мастера к человеку прослеживается и в его знаменитых парных портретах герцога и герцогини Урбинских. Портреты Федериго да Монтефельтро и его жены, Баттисты Сфорца (ок. 1465, галерея Уффици, Флоренция) - это, пожалуй, единственный и весьма удачный опыт художника в области портретного жанра.

Обратившись к традиционному для того времени типу профильного портрета, Пьеро делла Франческа отказался от обычной стилизации и создал картины, в которых монументальная величавость и значительность образов соединились с точностью и тщательностью передачи натуры.



Madonna and Child with Saints (also known as Montefeltro Altarpiece)


The Nativity


Portraits of the Duke and Duchess of Urbino


Лица написаны с пластической объемностью и кажутся естественными на фоне окутанного воздушной дымкой пейзажа (художник не окружил своих героев пейзажным фоном, подобно многим портретистам его времени, а гармонично вписал их в этот фон). На обороте диптиха Пьеро делла Франческа показал триумф герцогов. Это изображение по своей детализированности напоминает манеру художников нидерландской школы.



Resurrection


Saint Apollonia
Attributed to Piero della Francesca - circa 1455-1460


Saint Michael


Федериго да Монтефельтро, герцог Урбинский, выдающийся военачальник, политик и меценат, был другом живописца. Пьеро делла Франческа изобразил его и в своей известной картине «Мадонна со святыми и ангелами и заказчиком Федериго да Монтефельтро» (ок. 1472–1474, галерея Брера, Милан).

Портретные образы герцога и герцогини Урбинских занимают значительное место в истории портретной живописи XV столетия и ставят их автора в один ряд с виднейшими итальянскими художниками - представителями этого жанра.

Биографические сведения о Пьеро делла Франческа довольно скудны. Уроженец маленького тосканского города Борго Сан Сеполькро, он, видимо, учился во Флоренции у Доменико Венециано (в одном из документов 1439 года упоминается как его помощник). В 1442 году он уже вернулся на родину, где в 1445 году получил первый большой заказ. Впоследствии Пьеро делла Франческа работал в Ареццо и других городах, входивших в состав владений Флорентийской республики, а с начала 1450-х годов и по заказам правителей маленьких итальянских княжеств - Сиджизмондо Малатеста (Римини), Лионелло д’Эсте (Феррара), Федериго да Монтефельтро (Урбино). Эти прекрасно образованные и крайне амбициозные правители покровительствовали наукам и искусству, приглашали для осуществления своих обширных архитектурных замыслов ведущих зодчих Италии, при дворах этих князей существовали гуманистические кружки, объединявшие блестяще образованных людей, знатоков античности, философии, искусства. Видимо, Пьеро делла Франческа был вхож в эту среду, здесь мог пробудиться его интерес к теоретическим проблемам и математике, здесь он мог существенно пополнить свое образование; в частности, он свободно владел латынью, что было большой редкостью в художественной среде. Его перу принадлежат два теоретических трактата, написанных на латыни: "De prospettiva pingendi" (О перспективе в живописи) и "Libellus de quinque corporibus regolaribus" (Книга о пяти правильных телах).

Творческий путь Пьеро делла Франческа, видимо, начался в первой половине 1440-х годов, хотя первый заказ, зафиксированный в документах, относится к 1445 году; последние работы датируются серединой 1470-х годов, во второй половине этого десятилетия художник утратил зрение. Таким образом, он работал около трех десятилетий. Список работ, созданных Пьеро делла Франческа на протяжении этого тридцатилетия и дошедших до наших дней, очень невелик: он включает два больших многостворчатых алтаря, сравнительно небольшой фресковый цикл в церкви Сан Франческо в Ареццо, около десятка алтарей меньшего размера и два портрета. Правда, список работ художника, который приводит в своих "Жизнеописаниях" Джорджо Вазари примерно вдвое больше: значительная часть работ художника не сохранилась. Но и он несоразмерно мал для столь продолжительного творческого пути. Видимо, Пьеро делла Франческа работал очень медленно, и в этом, вероятно, кроется один из секретов того совершенства, безупречной гармонии ритма, форм, цвета, той законченности и ясности творческого замысла, которые отличают его немногочисленные работы.

Пьеро делла Франческа - один из величайших и наиболее самобытных мастеров итальянского Раннего Возрождения. Величественный облик его персонажей, лаконизм изобразительного языка, ярко выраженное монументальное начало роднят его с такими флорентийскими мастерами, как Мазаччо. В то же время созданный им мир не находит аналогий в творчестве других мастеров Раннего Возрождения. Облик этого мира определяют законы неких совершенных форм, в наиболее чистом виде воплощенные в архитектуре - очертаниях арок, стройности колонн, согласованности, гармонии и равновесии всех элементов сложных построек.

Видимо, не случайно, что в «Мадонне делла Мизерекордиа» - центральной части многостворчатого алтаря, написанного для Братства Милосердия 1460-1462, Сансеполькро, Пинакотека), - плащ широко раскинувшей руки Мадонны, под сенью которого укрылись жители города, подобен алтарной нише, а сама Мадонна, стоящая очень прямо, увенчанная плоским диском нимба, подобна величественной колонне.

В фреске «Мария Магдалина» (1462-1464, Ареццо, Собор) статная фигура святой, чье одеяние сияет розово-красными, фисташково-зелеными, серебристо-белыми тонами, идеально вписывается в очертания иллюзорной, написанной кистью Пьеро делла Франческа, арки.

В одной из самых замечательных поздних работ художника - «Мадонна с Младенцем, святыми и заказчиком Федериго да Монтефельтро» (1472-1474, Милан, Пинакотека Брера), колоссальная алтарная ниша, на фоне которой предстают молитвенно сложившая руки Мадонна с спящим на ее коленях Младенцем, полукругом обступившие ее святые, коленопреклоненный урбинский герцог Федериго да Монтефельтро, наделена гораздо большей степенью иллюзорности, чем человеческие фигуры.

Идеальная стройность и чистота архитектурных форм, их совершенство и многообразие, гармония их пропорций нашли воплощение в облике изображенного художником «Идеального города» (ок. 1470, Урбино, Национальная галерея области Марке).

Мир Пьеро делла Франческа полон гармонического равновесия и спокойствия; персонажи художника - высокие статные женщины, величественные мужчины столь сдержанно проявляют свои эмоции, что кажутся бесстрастными. Они пребывают в неком особом, неизменном мире, где отсутствует категория быстротекущего времени, любое, даже резкое движение как бы останавливается, застывает, длится вечно. В этом одна из причин некоторой «закрытости» ряда работ Пьеро делла Франческа для современного зрителя, невозможности найти их убедительную интерпретацию. К их числу принадлежит и одна из его лучших станковых работ «Бичевание Христа» (1452, Урбино, Национальная галерея области Марке). Эта композиция - одна из самых сложных по своей структуре у Пьеро делла Франческа. Два мира и два различных по структуре пространства - отодвинутый в глубину мраморный зал дворца Пилата, где разыгрывается сцена Бичевания и реальный мир итальянского города времен Пьеро делла Франческа с уходящими в глубину зданиями и вплотную придвинутыми к зрителю, изображенными крупным планом босоногим юношей, мужчиной средних лет и тучным лысым стариком, предстают у Пьеро делла Франческа как нечто единое (весь первый план объединяет замостка темно-красным камнем, разделенная белыми полосами), и одновременно находятся в различных пространственных и временных пластах, где течение времени замедленно, остановлено. Бесконечная длительность момента господствует и в «Воскресении Христа» (1455-1458, Сансеполькро, Пинакотека), где Христос не восстает из гроба, а спокойно стоит, опершись ногой на крышку саркофага.

Величественный, бесстрастный мир Пьеро делла Франческа в то же время гармоничен и прекрасен, сияет весенней свежестью своих красок. Колористическое дарование художника сформировалось под влиянием его учителя Доменико Венециано, чья палитра была основана на светлых, холодных тонах; несомненное влияние на Пьеро делла Франческа оказала и живопись нидерландских мастеров. И в то же время его колористическое дарование уникально. В его картинах, написанных маслом, и во фресковых росписях господствует изысканная гамма светлых, холодных тонов - бледно-розовых, серо-голубых, жемчужно-белых, фисташково-зеленых, золотистых, лимонно-желтых, гармонично сочетающихся с более интенсивными карминно-красными, сине-голубыми, фиолетовыми. В этой палитре есть нечто от свежих и чистых красок утренней природы, объединенных холодной серебристой тональностью. Особенно изысканная красочная палитра отличает композиции, где действие разыгрывается на фоне природы. Таково «Крещение» (1440, Лондон, Национальная галерея), где серебристая голубизна неба, светлые, охристые тона земли, темная зелень древесных крон, белые, бледно-розовые, розово- и рубиново-красные, синие тона одеяний ангелов и Иоанна Крестителя образуют изысканный красочный аккорд.

Самой значительной работой Пьеро делла Франческа является фресковый цикл «История Животворящего Креста» (1452-1458, Ареццо, церковь Сан Франческо). Этот цикл, украсивший алтарную часть церкви, состоит из шести больших композиций, расположенных в три регистра, одна над другой, на длинных боковых стенах капеллы; ее торцовую стену украшают четыре значительно меньших композиции, расположенные по две в нижнем и среднем регистре; в верхнем регистре изображены фигуры двух пророков.

Сюжет "Истории Животворящего Креста" был заимствован Пьеро делла Франческа в одном из самых популярных в художественной среде эпохи Возрождения литературных источников - Золотой Легенде Якопо да Вораджине (середина XIII века). Как повествует автор этой книги, дерево, из которого был сделан крест, ставший орудием казни Христа, выросло из семени, врученного ангелом сыновьям Адама и положенного под язык праотцу человечества. Позднее дерево было срублено и использовалось как мостик через небольшой водоем перед порогом дворца царя Соломона. Посетившая Соломона царица Савская преклонила перед ним колени и возвестила его судьбу стать орудием казни Спасителя. Чтобы избежать этого, Соломон приказал закопать его в землю, но впоследствии его местонахождение было указано предателем-иудеем, и из найденного дерева сделали крест для распятия Христа. Крест был также закопан в землю, но в начале IV века н. э. был обретен первой византийской императрицей-христианкой Еленой, матерью императора Константина, которому во сне, накануне решающей битвы с его соперником язычником Максенцием, явился ангел и возвестил о грядущей победе Константина. Двумя веками позже другой христианский император - Ираклий, после победы над своим противником Хосроем, торжественно вернул Святой Крест в Иерусалим.

В росписях капеллы Святого Креста Пьеро делла Франческа не следует хронологической последовательности событий; как и в его алтарях и станковых картинах, реальное течение исторического времени не является для него определяющим. Отдельные эпизоды Золотой легенды чередуются, следуя иной логике - цельности общего решения, композиционного и ритмического равновесия, символической связи отдельных сцен. Первый эпизод - «Смерть Адама» - изображен в люнете правой стены. Ниже, в среднем регистре - «Встреча царя Соломона с царицей Савской». Затем действие переходит на алтарную стену, где в верхнем регистре изображены две фигуры пророков, под ними справа в среднем регистре - «Перенесение Священного Древа». Повествование продолжается в двух сценах нижнего регистра - «Благовещении» и «Сновидении императора Константина», затем возвращается на правую боковую стену, где под «Встречей царя Соломона с царицей Савской» располагается «Битва императора Константина с Максенцием». Следующий эпизод - «Наказание иудея, не захотевшего открыть императрице Елене местонахождение креста, на котором был распят Христос», вновь возвращает действие на алтарную стену. Оно продолжается на левой стене в сцене «Обретения и испытания Животворящего Креста императрицей Еленой». В нижнем регистре той же стены - один из последних эпизодов истории: «Битва императора Ираклия с Хосроем», а в верхнем регистре, над сценой обретения креста Еленой - «Воздвижение Креста Господня» (святыня была возвращена в Иерусалим императором Ираклием).

Столь сложная программа, построенная на символическом соответствии разновременных событий, глубинной связи между ними, не вносит во фресковый цикл Пьеро делла Франческа какого бы то ни было отвлеченного начала. Эти росписи - высшее достижение художника; присущая его творчеству величавая торжественность, поразительный дар колориста соединяются в них с непревзойденным другими мастерами XV века искусством гармонической компоновки сложнейших многофигурных композиций. Одна из лучших - «Встреча царя Соломона с царицей Савской». В этой большой композиции как единое целое предстают два эпизода - царица Савская в сопровождении своей свиты, преклоняющая колени перед переброшенным через маленький водоем мостом у входа в дворец Соломона, и собственно встреча могущественного царя и пророчицы в величественном дворцовом портике. Величественная пейзажная панорама с плавными очертаниями высоких холмов и кронами двух больших деревьев, на фоне которой предстает процессия придворных дам, сопровождающих царицу и сама царица Савская, преклонившая колени перед деревянным мостом, органично соседствует с нарядностью и стройностью дворцового портика, где царица Савская в сопровождении тех же дам, склоняется перед царем Соломоном. Неторопливая торжественность ритма сочетается с редкой даже у Пьеро делла Франческа изысканностью цветового решения, гармонией сияющих своей чистотой рубиново- и розово-красных, фисташковых, густо-синих, голубых, серебристо-белых тонов. Эти красочные аккорды иногда основаны на смелых и неожиданных сочетаниях красочных тонов. Так, в одежде стоящего к нам спиной пажа, держащего под уздцы белую лошадь, художник находит гармонический аккорд бледно-сиреневого цвета камзола, ярко-голубого тона шейного платка и карминно-красного тона чулок.

Замечателен своим колористическим решением и «Сон императора Константина», где Пьеро делла Франческа с необычной для его времени живописной утонченностью передал эффект ночного освещения.

Персонажам Пьеро делла Франческа в гораздо большей мере, чем у кого-либо из художников XV века свойственно некое имперсональное начало. В то же время именно он был автором одного из самых ярких и выразительных портретов XV века - портрета урбинского герцога Федериго да Монтефельтро (ок. 1465, Флоренция, Галерея Уффици). Этот небольшой портрет является парным к портрету супруги герцога Баттисты Сфорца. Оба портрета, написанные на дереве, двусторонние - на оборотной стороне изображены их аллегорические триумфы. Урбинский герцог был личностью во всех отношениях незаурядной. Правитель карликового княжества с населением около восьми тысяч человек, он превратил свою столицу - маленький городок Урбино - в один из блистательных центров итальянской культуры. Здесь находили гостеприимство видные гуманисты, зодчие, художники. По приказу Федериго в его маленькой столице один из выдающихся архитекторов Италии Лучано Лаурана воздвиг колоссальный дворец - «город в виде дворца», как писали о нем современники. В комплекс личных покоев герцога входили Зал Муз и Студиоло (кабинет для ученых занятий), украшенный изображениями знаменитых людей работы нидерландского живописца Йоса ван Гента. Этот высокообразованный человек, любитель наук и искусств, был и профессиональным военным, в качестве наемного полководца (кондотьера) командовал войсками римского Папы. Во время одного из сражений он был ранен в лицо, утратил правый глаз, ударом меча была перерублена переносица. Поэтому, хотя в Италии XV века профильный портрет постепенно уступал место трехчетвертному, герцога изображали только в профиль.

Пьеро делла Франческа великолепно использует специфические возможности портрета. Фигура герцога почти целиком заполняет поле портрета, чеканным абрисом вырисовываясь на фоне серебристо-голубого неба и далекой, как бы увиденной с высоты птичьего полета мирной пейзажной панорамы с полями, гладью вод, невысокими холмами. На этом фоне, написанном в светлой серебристой гамме, фигура герцога приобретает грандиозные масштабы, героическую значительность, а рубиново-красный цвет одеяния и головного убора-капуччо звучит особенно торжественно. Небольшой по размерам портрет превращается в подобие величественного памятника.

Пьеро делла Франческа оказал большое влияние на искусство Италии XV века. работая в маленьких городах Средней и Северной Италии, еще мало затронутых новыми веяниями, он способствовал утверждению здесь новых художественных принципов, формированию ренессансных живописных школ.

Ирина Смирнова