Рейнгольд глиэр и первый советский балет. Рейнгольд Глиэр: “Композитор обязан до конца своих дней учиться, идти вперед и вперед…” Композитор глиэр биография

Р. М. Глиэр родился 30 декабря 1874 года (11 января 1875) в Киеве. Сын переселившегося в Киев из немецкого городка Клингенталя мастера по производству медных духовых инструментов. В 1894 году Глиэр окончил Киевское музыкальное училище по классу скрипки и поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки Н. Н. Соколовского (затем перешёл в класс Я. В. Гржимали).

В 1900 году окончил Московскую консерваторию (прошёл курс полифонии у С. И. Танеева, гармонии у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, класс композиции М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906-1908 годах брал уроки дирижирования у Оскара Фрида в Германии и по возвращении в Россию начал выступать как дирижёр с исполнением главным образом собственных произведений.

Передавать свои мрачные настроения в музыке считаю преступлением.

Глиэр Рейнгольд Морицевич

В начале 1900-х годов участник собраний Беляевского кружка в Петербурге. С 1901 года преподавал музыкально-теоретические предметы в Московской музыкальной школе Гнесиных (среди первых частных учеников Г. - Н. Я. Мясковский и С. С. Прокофьев). Как композитор Р. М. Глиэр сформировался во многом благодаря общению с А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, Н. А. Римским-Корсаковым. С 1900 года педагог.

10 января 1913 года Правительствующим сенатом Глиэру присвоено звание личного почётного гражданина.

Копия Свидетельства на звание личного почётного гражданина

В 1913-1920 годах профессор Киевской консерватории (класс композиции и оркестровый), в 1914-1920 годах директор консерватории. В 1920-1941 годах профессор Московской консерватории по классу композиции. В 1920-1922 годах заведующий музыкальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела Наркомпроса. В 1920-1923 годах член этнографической секции Пролеткульта. С 1910 года систематически выступал как дирижёр, с 1930-х годов с авторскими концертами в городах СССР, клубах и колхозах. В 1938-1948 годах председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР (ССК СССР).

Рейнгольд Глиэр - доктор искусствоведения (1941), автор первого советского балета. Единственный российский композитор, трижды награждённый и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России - премией имени М. И. Глинки, и самой престижной премией послереволюционной, советской России - Сталинской. При этом он был награждён и тремя орденами Ленина.

Разветвлённый род Глиэров корнями уходит в глубокую старину. Имя Глиэр встречается в истории культуры Чехии, Франции (в Верхней Савойе находится плато Глиэр), Германии, Польши.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). Памятник работы скульптора М. К. Аникушина (архитектор В. А. Петров; изготовлен на Ленинградском заводе «Монументскульптура») открыт в пятую годовщину смерти, 23 июня 1961 года. Известны живописные, графические и скульптурные портреты Р. Глиэра, исполненные в разные годы, в том числе тем же М. К. Аникушиным (1954).

Смысл имени и фамилии

Профессор Елена Фабиановна Гнесина вспоминает: "Как-то раз, говоря со мной о Глиэре, Рахманинов сказал: «Как удачно подходит Глиэру его имя: Рейнгольд - ведь он действительно как человек чистое золото». Этимологически имя Рейнгольд имело форму Рагинальд и произошло от двух древневерхненемецких корней *ragin/regin - "совет, решение" и *walt(an) - "править", однако современное написание допускает вышеприведённое толкование Рахманинова - от корней rein - "чистый" и Gold - "золото". На франко-провансальском (арпитанском) языке glière означает «каменисто-песчаное плато» или «песчаный берег реки» (см. статью Plateau des Glières во фр. Википедии)[источник не указан 535 дней]

Родители:

отец - Мориц Глиэр (1835-1896), владелец музыкальной мастерской;

мать - Юзефа (Жозефина Викентьевна) Корчак (1852-1937).

жена - Мария Робертовна Ренквист, её предки имели скандинавские корни;

дочери Нина и Лия (1905-1982), Валентина (род. 1913);

сыновья Роман (род. 1907), Леонид (род. 1913) - инженер, соавтор проекта «Детского мира» на Лубянской площади.

Прямые наследники и потомки Р. М. Глиэра живут и работают в Москве.

Внучка Р. Глиэра - Сэнта Викторовна Глиэр - хранительница музея-квартиры своего деда, активный организатор концертов, встреч и других мероприятий, связанных с именем великого композитора (музей-квартира Р. Глиэра, Дом учёных, музей им. Гнесиных, московская Детская музыкальная школа им. Р. Глиэра и др.).

Её сын - ученый, кандидат географических, доктор экономических наук Кирилл Новосельский - составитель родословного древа рода Глиэров, поддерживает прямые и письменные контакты с многочисленными потомками этого рода в Северной Америке, Германии, Бразилии и других странах; координатор юбилейных встреч представителей рода Глиэров «Глиэр - 500» (2008).

Учреждения и улицы имени Глиэра

Имя Р. М. Глиэра носят:

Киевское музыкальное училище (Киев/Украина),

детские музыкальные школы (Москва, Калининград/Россия, Ташкент/Узбекистан, Маркнойкирхен/Германия, Алма-Ата/Казахстан),

улицы в посёлке Загорянский/Щёлковский район/Московская область, Магнитогорск/Челябинская область, Луцк/Волынская область/Украина, Донецк/Донецкая область/Украина, Киев/Украина (бывш. Школьная, в 1974 - 1980 Глиэра, ликвидирована в связи с перестройкой района).

В 1924-1949 годах в Москве работал струнный квартет имени Глиэра.

Дом в Москве по адресу Петровский бульвар, 5, в котором композитор жил с семьёй и работал в 1904 - 1913 и 1920 - 1938 является выявленным объектом культурного наследия, но многие десятилетия находится в состоянии запустения и саморазрушения.

Основные достижения

1905 - премия имени М. И. Глинки за Первый секстет (выдвинут Глазуновым, Лядовым, Балакиревым)

1912 - премия имени М. И. Глинки за симфоническую поэму «Сирены»

1914 - премия имени М. И. Глинки за Третью симфонию («Илья Муромец»)

1937 - орден Трудового Красного Знамени - за музыкальную драму «Гюльсара»

1938 - орден «Знак Почёта»

1945 - орден Ленина - «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 70-летия»

1946 - Сталинская премия первой степени - за Концерт для колоратурного сопрано с оркестром

1948 - Сталинская премия первой степени - за Четвертый струнный квартет

1950 - Сталинская премия первой степени - за балет «Медный всадник» (1949)

1950 - орден Ленина - «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 75-летия»

1955 - орден Ленина - «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 80-летия»

Заслуженный артист РСФСР (1925)

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927)

Народный артист Азербайджанской ССР (1934) - «за особые заслуги перед трудящимися, за развитие новой тюркской музыкальной культуры», за многолетнюю работу над созданием оперы «Шахсенем»)

Народный артист РСФСР (1935).

Народный артист Узбекской ССР (1937) - за создание музыкальной драмы «Гюльсара»).

Народный артист СССР (1938).

Доктор искусствоведения (1941)

Человек с добрым сердцем и поэтичной душой, так современники называли Рейнгольда Морицевича Глиэра – замечательного советского композитора, всю свою жизнь посвятившего музыкальному искусству. Выдающийся маэстро был искренне убежден в том, что любовь и красота преобразят наш мир, сделают его значительно лучше и добрее. Главным в своих сочинениях он считал мелодию, которая должна исходить только из сердца, поэтому произведения Глиэра отличаются необыкновенной проникновенностью и трогательной лиричностью. Глиэр никогда не любил говорить о своём творчестве, но исповедью всей его жизни стали произведения, которые прославили великого музыканта на весь мир, а кроме этого его особая заслуга заключается в том, что композитор заложил основы советского балета.

Краткую биографию Рейнгольда Глиэра и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Глиэра

В Киеве на улице Бассейной, расположенной в районе знаменитой Бессарабки, в семье немецкого подданного переехавшего на Украину из саксонского Клингенталя, Морица Глиэра 11 января (по новому стилю) 1875 года на свет появился мальчик. Любящие родители дали ему красивое имя – Рейнгольд, хотя при крещении малыша нарекли Эрнестом.


Глава семейства был потомственным музыкальным мастером, изготавливающим медные духовые инструменты. Он содержал свою небольшую мастерскую, которую гордо называл «фабрикой». Мать будущуго композитора – Юзефа Корчак, происходившая из знатного польского рода, была весьма образованной женщиной и много внимания уделяла воспитанию и обучению детей, которых кроме Гольдички было ещё трое: два сына – Мориц и Карл и дочка Цецилия.


С самого раннего детства отец нацеливал своих сыновей на продолжение семейной профессии, однако малыша Рейнгольда больше интересовало не изготовление инструментов, а музыка, которая на них исполнялась. Родители были категорически против такого увлечения сына и всячески тому препятствовали, так как для процветания семейного дела нужен был хороший мастер, а не музыкант-исполнитель. В таких тяжёлых условиях непонимания формировался характер будущего композитора: мальчик был замкнут, к своим проблемам никого не допускал, но в то же время постоянно стремился к самоутверждению и самореализации. Глиэр впоследствии писал, что с детства всегда старался быть идеально хорошим. Несмотря на все запреты, Рейнгольд упорно шёл к своей мечте. В десять лет, когда мальчика определили в гимназию, он втайне от родителей впервые взял в руки скрипку и сам нашёл себе преподавателей, которые за мизерную плату, а иногда даже даром помогали ему осваивать инструмент. Первыми учителями музыки у Глиэра были: старенький скрипач – любитель, а затем студент музыкального училища.


В результате упорного труда, но опять же наперекор родительской воле молодой музыкант в 1891 году становится студентом музыкального училища и попадает в класс замечательного педагога - чешского скрипача О. Шевчика. А в следующем 1982 году в жизни Рейнгольда произошло знаменательное событие: в Киев с гастролями приехал П.И. Чайковский . Организацией выступлений выдающегося композитора занималось Русское музыкальное общество, в ведении которого находилось музучилище. Юному Глиэру, в числе нескольких студентов, посчастливилось получить контрамарку на концерт гениального маэстро. Встреченная слушателями бурными овациями «Увертюра 1812 года », которой дирижировал сам великий Чайковский, а также мимолетная встреча с композитором оставили у молодого музыканта незабываемые на всю жизнь яркие впечатления, предрешившие его дальнейшую судьбу. У Рейнгольда появилась мечта стать композитором, и к ней он неудержимо направился.

Глиэр стал много заниматься композицией, посещать музыкальные концерты, оперные и балетные спектакли. Кроме этого юноша понимал: для того чтобы решить поставленную им задачу необходимо быть весьма образованным человеком, поэтому он с увлечением читал классическую литературу и усердно изучал французский язык (немецкому и польскому его научили родители). Желание поскорее осуществить свои замыслы подвигло молодого человека, несмотря на протесты родственников, после третьего курса училища в 1894 году поехать и попробовать поступить в Московскую консерваторию. Однако юный музыкант не прогадал: впечатливший своим исполнением на скрипке приёмную комиссию, он был зачислен в учебное заведение к молодому педагогу Н. Соколовскому, а впоследствии был переведён в класс И. Гржимали. Теоретические предметы Рейнгольд проходил у Г.Э. Конюса и А.С. Аренского, а с 1895 года занимался полифоний с С.И. Танеевым , у которого мечтал учиться с первого дня поступления в консерваторию. Композицию Глиэр постигал под руководством М.М. Ипполитова–Иванова, а историю духовного пения изучал в классе С.В. Смоленского.

В годы учёбы Рейнгольд помимо программы продолжал активно заниматься самообразованием. Он тщательно изучал не только музыкальную, но и литературную классику, а также увлекался философией, психологией и историей. Большое значение на формирование Глиэра как композитора в то время оказало посещение творческих вечеров московских музыкантов, которые обычно проходили у А. Гольденвейзера. На таких встречах, душой которых были С.И. Танеев и А. С. Аренский, Рейнгольд тесно общался с такими интересными людьми как А. Скрябин , С. Рахманинов , А. Сулержицкий, М. Слонов, К. Сарадже, И. Сац и Ю. Сахновский.

В 1897 году жизнь композитора ознаменовалась ещё одним важным событием:11 мая он официально стал подданным Российского государства.

Годы обучения в консерватории, которую Глиэр закончил с золотой медалью в 1900 году, он всегда вспоминал с теплотой, однако этот период жизни композитора не раз был омрачен смертью дорогих для него людей. Сначала умер дедушка Глиэра, затем в 1896 году из жизни ушёл отец композитора, а 1899 году при трагических обстоятельствах скончалась его старшая сестра Цецилия.


Начало творческой деятельности

После окончания учёбы композитор несколько месяцев провёл в Санкт-Петербурге, где принимал участие в собраниях знаменитого Беляевского кружка, возглавляемого Н.А. Римским-Корсаковым . Постоянными посетителями «беляевских пятниц» являлись А. Бородин , Ц. Кюи, В. Стасов, Ф. Блуменфельд, С. Блуменфельд, А. Глазунов, А. Лядов. По возвращении в Москву, в 1901 году сёстры Гнесины пригласили Глиэра поработать преподавателем теоретических дисциплин в их частной музыкальной школе. Так началось не только длительное сотрудничество, но и крепкая дружба между композитором и основательницами Музыкально–педагогического института, а ныне Российской Академией Музыки. В этом же учебном заведении Рейнгольд нашёл свою судьбу: он познакомился с очаровательной девушкой Марией Ренквист, которая поначалу была его ученицей, а затем в 1904 году стала женой.


Спустя год Мария подарила композитору двух милых близняшек - Нину и Лию, а затем ещё троих детей: Романа, Леонида и дочь Валентину. Согласно биографии Глиэра, зимой 1905 года композитор вместе со своей семьёй переехал в Германию, где прожил несколько лет. Там он продолжал активно работать, сочиняя различные произведения, в том числе фортепианные пьесы для детей по просьбе Е.Ф. Гнесиной, которые сразу отправлял в Москву. Помимо этого в Россию постоянно приходили вести об успешном исполнении произведений Глиэра, причём не только в Германии, но и в Америке. Кроме интенсивного занятия композиторским творчеством Рейнгольд в Берлине в течение двух лет учился дирижированию у О. Фрида.

Следующий жизненный период можно охарактеризовать, как время творческого взлёта композитора. Вернувшись на родину, Глиэр в июле 1909 года в Киеве дебютировал как дирижёр, а в феврале следующего года закрепил свой успех исполнением своей 2-ой симфонии в собрании Императорского российского музыкального общества. Его романсы входили в репертуар именитых певцов, камерные сочинения исполнялись в концертных залах и на престижных собраниях музыкальной общественности. Известное музыкальное издательство «Юргенсон» печатало все произведения композитора, выходящие из-под его пера.

В 1912 году состоялось триумфальное премьерное исполнение третьей симфонии Глиэра - «Илья Муромец», а спустя некоторое время за поэму для симфонического оркестра «Сирены» он получил свою вторую музыкальную премию им. М.И. Глинки. В следующем 1913 году композитор с удовольствием откликнулся на предложение занять должность профессора теоретических дисциплин и композиции в только что образованной консерватории в Киеве, где по истечении года на общем собрании был избран директором.



Возвращение в Москву

Глиэр вернулся в Москву лишь в 1920 году и сразу активно приступил к преподавательской деятельности. Он выполнял обязанности профессора по классу композиции в Московской консерватории, а также педагога теоретических дисциплин в училище сестёр Гнесиных и 3-ем Государственном музыкальном техникуме. Помимо этого он энергично подключился к процессу формирования советской музыкальной культуры, возглавив музыкальную секцию Московского отделения народного образования, и став сотрудником музыкального отдела Наркомпроса. В то же время Глиэр инициативно занимался многосторонней просветительской деятельностью, устраивая концерты в различных организациях, а став членом этнографической секции Пролеткульта, он в течение нескольких лет занимался хоровым творчеством со студентами в Коммунистическом университете трудящихся Востока.

Из биографии Глиэра мы узнаём, что в 1923 году он по приглашению правительства АзССР посетил Баку, чтобы поближе познакомиться с творчеством азербайджанского народа. Результатом такой творческой экспедиции стала опера «Шахсенем», музыка которой основывалась на фольклорном мелодическом материале Азербайджана. В 1924 году Глиэр был избран председателем Московского общества драматических писателей и композиторов, а в 1938 году вновь стал высшим должностным лицом, но уже в Союзе советских композиторов. Вместе с тем Глиэр в этот период активно занимался творческой деятельностью.

Он гастролировал по разным городам Советского Союза, выступая с авторскими произведениями в рабочих и колхозных клубах, занимался композиторским творчеством, а кроме этого писал различные статьи. В 1941 году Рейнгольду Глиэру была присвоена учёная степень Доктора искусствоведения. Далее в жизни композитора, как и для всех граждан Советской страны, начались военные годы тяжелейших испытаний, тем не менее Глиэр продолжал много работать. В этот мрачный жизненный период из-под его пера выходит один шедевр за другим. Чего стоит только «Концерт для колоратурного сопрано с оркестром» - произведение, наполненное необыкновенной искренностью, проникновенностью и задушевностью. После войны образ жизни Глиэра фактически не изменился: он также много сочинял и концертировал. Последнее выступление композитора состоялась в городском Доме учителя 30 мая 1956 года, а менее чем через месяц, а именно 23 июня выдающийся маэстро ушёл из жизни.



Интересные факты о Рейнгольде Глиэре

  • Глиэр учился в консерватории с таким рвением и усердием, что от сокурсников получил шутливое прозвище «седовласый старец». Даже его любимый учитель С.И. Танеев, поражаясь его старанию, называл его этим забавным именем.
  • Рейнгольд Морицевич был не только талантливым композитором, но и замечательным педагогом. Он воспитал немало выдающихся музыкантов, оставивших значительный след в музыкальной культуре, Среди первых учеников Глиэра, с которыми он занимался в начале своей преподавательской карьеры, были Сергей Прокофьев и Николай Мясковский. Студентами композитора в Киевской консерватории были Л. Ревуцкий, Б. Лятошинский, и М. Фролов, а работая в московской консерватории он был любимым преподавателем у А. Давиденко, А. Новикова, Н.Ракова, Л. Книппера, И. Способина, Л. Половинкина, А. Хачатуряна , Б. Хайкина, Б. Александрова, Н. Иванова–Радкевича, З. Компанейца, Г. Литинского, А. Мосолова, Н. Половинкина, Н. Речменского.
  • Работа Глиэра в Киеве ректором консерватории пришлась на эпоху революционных переворотов. В то время власть в городе менялась более пятнадцати раз. Пятикратно его арестовывали и приговаривали к расстрелу за сотрудничество с предыдущим враждебным режимом. Вина Глиэра заключалась лишь в том, что он устраивал концертные выступления студентов, несмотря на частую смену правительств, а посещать такие мероприятия любили представители любой власти. Но при любой диктатуре всегда находился защитник, обычно из бывших учеников профессора, который и спасал своего учителя.
  • Рейнгольд Морицевич был очень отзывчивым человеком. Однажды во времена сталинских репрессий он очень помог своему ученику и коллеге Александру Мосолову, который за неосмотрительное высказывание был осуждён и попал в лагерь на лесозаготовки. Глиэр употребил все свои связи (он в то время был главой Союза композиторов СССР), прошёл много инстанций и добился освобождения Мосолова.
  • Когда композитор сочинял свои произведения, он настолько погружался в работу, что не мог от неё оторваться. Во время войны, когда во время налётов вражеских самолётов все бежали в бомбоубежище, он всегда оставался дома, продолжая сочинять свои произведения.
  • Глиэру в личной жизни очень повезло: он встретил женщину, с которой прожил в любви и согласии более 50 лет. Композитор был идеальным супругом, он обожал свою жену, каждое утро целовал её руку и ласково называл Манечкой. Чета Глиэров покоятся рядом на Новодевичьем кладбище г. Москвы.
  • Рейнгольд Морицевич был очень ответственным человеком. Он выходил на концертную сцену, даже если сильно болел, и у него поднималась высокая температура. Для него отменить выступление было недопустимо.
  • Биография Глиэра гласит, что живя в Германии, композитор с 1908 года стал увлекаться антропософией - оккультным учением, основоположником которого был доктор философии Р. Штейнер. Глиэр прослушал в Германии курс лекций и впоследствии более шести лет вместе с женой являлся членом различных антропософских групп и кружков, в состав которых входили люди искусства.

  • Рейнгольд Морицевич, очень любивший детей, понимал, какое большое значение для формирования личности имеет музыкально-художественное воспитание, поэтому в 20-е годы во время становления молодого государства, он с удовольствием откликнулся на просьбу поработать в детской колонии им. Луначарского в г. Пушкино. Несколько лет в любую непогоду в определённое время он приезжал к своим подопечным, чтобы рассказывать им о музыке, позаниматься хоровым пением или помочь в постановке музыкального сказочного спектакля.
  • В тридцатые годы очень известный американский импресарио С. Юрок несколько раз настойчиво приглашал Глиэра посетить Американский континент и совершить двухмесячное концертное турне в качестве дирижёра авторских произведений, определяя это как знаменательное событие в музыкальной жизни США и Канады. На данные предложения композитор всегда отвечал отказом.
  • Выдающийся композитор останется в сердцах и памяти людей во все времена. Его имя носит Киевский институт музыки, а также музыкальные школы в Москве, Калининграде, узбекском Ташкенте, казахском Алматы и немецком Маркнойкирхене. Кроме этого именем Глиэра названы улицы в таких городах как Луцк, Донецк и Магнитогорск.
  • Рейнгольда Морицевича Глиэра многие считали баловнем судьбы. Он трижды был награждён Глинкинской премией - самой авторитетной музыкальной премией существовавшей в России до революции. В советское время российское правительство удостоило композитора таких почётных государственных званий, как «Заслуженный артист», «Заслуженный деятель искусств» и «Народный артист». Кроме этого звание «Народный артист» он получил от руководства Узбекской, Азербайджанской ССР, а затем и СССР. Помимо этого, он трижды становился лауреатом сталинской премии, награждён Орденами «Трудового Красного Знамени», «Знак Почёта» и трижды «Орденом Ленина».

Творчество Глиэра

Рональд Глиэр, воспитанный на великих традициях русской музыкальной классики, внёс неоценимый вклад в развитие мировой музыкальной культуры. Восприятие мира у композитора было радужным и гармоничным, поэтому он считал, что музыка должна быть жизнерадостной, наполненной оптимизмом и вселять в людей надежду. Произведения Глиэра отличаются эмоциональной уравновешенностью, душевной проникновенностью, эпическим размахом, широкой и выразительной мелодичностью, а также звуковой и композиционной цельностью.

Творческая жизнь Рейнгольда Глиэра, которая длилась без малого шестьдесят лет, была весьма удачной. Его сочинения не только с успехом исполнялись, но и часто отмечались различными музыкальными и государственными премиями. Композитор, будучи трудоголиком, оставил для потомков богатое наследие, которое включает в себя около пятисот произведений, написанных в различных жанрах. Среди сочинений Глиэра необходимо отметить 5 опер, 6 балетов, 3 симфонии, 5 увертюр, 2 поэмы, концерт для голоса и 4 инструментальных концерта. Кроме этого, композитор писал произведения для народного и духового оркестров, а также камерные произведения и пьесы для различных инструментов: фортепиано, скрипки и виолончели. Перечисляя сочинения Глиэра нельзя не упомянуть его вокальные сочинения и музыку для театральных спектаклей и кинофильмов.

Пробовать свои силы как композитор Глиэр начал ещё в подростковом возрасте: небольшие пьесы для скрипки и фортепиано он создал уже в 14 лет. Первым произведением, принёсшим Глиэру признание, стал первый струнный секстет до-минор, написанный в 1898 году и посвящённый С.И. Танееву. За него в 1905 году Рейнгольд получил самую престижную в дореволюционной России Глинкинскую премию. Затем были, сочинённые в 1899 году, квартет, первая симфония и октет, а на выпускной экзамен в консерватории Глиэр представил ораторию «Земля и небо». Далее из-под пера плодотворного композитора одно за другим выходили самые различные произведения, начиная от несложных детских и юношеских пьес для скрипки, виолончели и фортепиано, заканчивая такими крупными сочинениями, как поэма для симфонического оркестра «Сирены» (1908) и третья симфония («Илья Муромец») (1909), которые впоследствии также были отмечены Глинкинской премией. Затем Глиэр решил перенаправить свои силы на музыкально - сценическое искусство и создал балет - пантомиму «Хризис», премьера которого состоялась в ноябре 1912 года.

Следующим важным этапом в творчестве композитора был период 20-х годов. В это время он пишет симфоническую картину «Запорожцы», оперу «Шахсенем» и 3 балета: «Клеопатра», «Комедианты» и «Красный мак» - знаменательное произведение, ставшее первым советским балетом, в сюжетной основе которого была положена современная тематика.


Особо значимый период в творчестве Глиэра начался с середины 30-х годов и продлился до конца его жизни, именно тогда композитор создал творения, отразившие всю силу его гениального таланта. Среди произведений, написанных в это время, следует выделить 3 оперы: «Гюльсара», «Лейли и Меджнун» (соавторство с Т. Садыковым) и «Рашель», а также великолепные концерты: для колоратурного сопрано (сталинская премия), арфы, валторны, виолончели и скрипки. Кроме этого повышенного внимания заслуживают знаменитый четвёртый струнный квартет (сталинская премия) и увертюры «Дружба народов», «Ферганский праздник» и «Победа». В конце 40-х и начале 50-х годов из-под пера композитора выходят два замечательных балета - «Тарас Бульба» и «Медный всадник » (сталинская премия), который завершается символическим произведением «Гимн великому городу».

Киевская консерватория. Лихие годы


В 1913 году в музыкальной жизни Киева состоялось знаменательное событие: на Украине открылась первая консерватория и, разумеется, известного музыканта-педагога Глиэра пригласили во вновь открывшееся учебное заведение в качестве профессора по композиции. Однако инициативный преподаватель учил студентов не только сочинению, но и теоретическим дисциплинам, а кроме этого взял на себя руководство оркестровым, камерным и оперным классами. Уже через год коллектив консерватории, оценив деловые качества Глиэра, избрал его ректором. Взяв все лучшие достижения в организации учебного процесса петербургской и московской консерваторий, Глиэр инициировал создание художественного совета, который разработал собственную программу обучения и управления учебным процессом. Был сформирован класс камерного ансамбля, оперная студия и студенческий симфонический оркестр, которым руководил сам ректор. Для поддержки талантливых студентов - композиторов Рейнгольд Морицевич учредил стипендию им. А. Скрябина.

Благодаря авторитету и предприимчивости Глиэра преподавательский состав учреждения пополнился такими мэтрами как Г. Нейгауз и Ф. Блуменфельд, М. Эрденко, С. Козолупов, Б.Яворский, Ю. Турчиньски и П. Коханьски. Кроме того принимая активное участие в работе Русского музыкального общества он организовывал в Киеве выступления таких знаменитых музыкантов как С. Рахманинов, Я. Хейфец, А. Глазунов, С. Кусевицкий, А. Гречанинов, Л.Ауэр, С. Прокофьев, Э. Купер. Очень важно отметить, что директорская деятельность Глиэра приходилась на очень тяжёлые военные и революционные годы. Ему постоянно приходилось «отбивать» студентов от солдатской повинности, бороться за педагогов, у которых временные власти отбирали жильё, а также в то голодное время добиваться для преподавательского состава продовольственных пайков. Однако, несмотря на все сложности, учебный процесс в консерватории не прерывался ни на день.


  • Земля жаждет (1930)
  • Друзья встречаются вновь (1939)
  • Алишер Навои (1947)
  • Красный мак (1955)
  • В тихом океане (1958)
  • Илья Муромец (1975)

Рейнгольд Морицевич Глиэр - величайший композитор, роль которого в музыкальном искусстве очень трудно переоценить. Его творческое наследие настолько значимо, что заставляет последующие поколения высказываться о нем с большим восхищением. Помимо того он вошёл в мировую историю искусства не только как гениальный музыкант, но и выдающийся деятель советской культуры.

Видео: смотреть фильм о Рейнгольде Глиэре

Композитор Глиэр Рейнгольд Морицевич известен в мире музыки как основатель советского балета. Предки композитора по линии матери и отца посвятили свои жизни музыке, были непревзойденными мастерами музыкальных инструментов, известных во многих странах Европы. Однако Рейнгольд выбрал другую стезю. Он стал известным композитором, произведения которого звучат во многих театрах мира.

Краткая биография композитора

Глиэр родился 30 декабря 1874 г. по старому стилю, и был третьим ребенком из четверых в семье. Его отец Мориц-Эрнест Глиэр был подданным Саксонии. Следует отметить, что корни династии музыкальных мастеров уходили в Германию. Отец Рейнгольда купил в Киеве участок земли на улице Бассейной и выстроил небольшой дом с мастерской - музыкальной фабрикой Глиэров. Именно здесь прошли детские годы Рейнгольда, его сестры и двух братьев. Рейнгольд буквально пропадал в мастерской отца. Он любил слушать голоса инструментов, которые приносили в ремонт.

Первое музыкальное образование Глиэр получил в Киевском музыкальном училище, а первые произведения начал писать в 14 лет. Это были небольшие пьесы для фортепиано и скрипки. Огромное впечатление на юное дарование произвели гастроли Петра Чайковского, которые проходили в декабре 1891 года в Киеве.

Впервые в жизни я был свидетелем таких оваций, такого триумфа... Этот сложный комплекс впечатлений и явился последним толчком, что решил мою долю.

Дальнейшая учеба

Очередная веха в биографии композитора Глиэра - 1894 год. Он поступает в Московскую консерваторию вопреки воле родных, которые его видели никем иным, как музыкальным мастером. Работал неутомимо и настойчиво: кроме выполнения учебной программы, самостоятельно изучал произведения известных композиторов, музыкальный фольклор разных народов, французский язык. Немецкий и польский языки знал в совершенстве благодаря родителям. Национальность композитора Глиэра, если считать по матери - поляк, а по отцу - немец.

Глиэр стал известным в музыкальных кругах после исполнения Первой симфонии, а за Первый струнный секстет получил самую престижную тогда премию им. М. Глинки.

Учась в Москве, Глиэр каждое лето жил в Киеве, преимущественно на даче в Святошино.

Ежегодные летние выезды семьи в деревню под Киевом, где, казалось, сам воздух звенел песнями, сдружили меня с богатейшим фольклором Украины, обогатили глубокими, незабываемыми впечатлениями. Это была стихийная сила народного искусства, невольно овладевала моим сознанием, формировала мои музыкальные представления.

Окончание консерватории

Консерваторию Рейнгольд Глиэр закончил с золотой медалью. С 1901 года занимался преподавательской деятельностью. В Музыкальной школе сестер Гнесиных вел занятия по гармонии. В 1904 женился на своей ученице, шведке Марии Ренквист. В семье супругов родилось пятеро детей.

Собственно, по окончании консерватории в течение десяти лет длился творческий взлет Глиэра-композитора. Произведения его исполняют в США и многих странах Европы, на престижных «Рубинштейновских обедах» и «Беляевских пятницах». Шедевры Глиэра, как лучшие музыкальные произведения, получают премии им. М. Глинки. Премьера его симфонии «Илья Муромец», состоявшаяся в 1912 г. в Московской консерватории, стала настоящей сенсацией для музыкального мира.

Глиэр писал в то время:

Я страстно спешу, так как боюсь, что скоро начнется (кончится?) весна моей жизни, а я буду говорить в своей музыке вовсе не то, что делается в душе.

Работа в Киевской консерватории

Рейнгольда Глиэра в 1913 году приглашают в Киевскую консерваторию на должность профессора класса композиции, год спустя он становится ректором учреждения. В течение семи лет Глиэр превратил Киев в один из ведущих концертных городов тогдашней империи. Здесь гастролировали Рахманинов, С. Прокофьев, О. Гречанинов.

Оперная студия Консерватории под руководством Р. Глиэра с успехом ставила "Свадьбу Фигаро" Россини, "Бориса Годунова" других известных композиторов. Глиэр был любимым педагогом Л. Ревуцкого, Б. Лятошинского.

Большое внимание уделяет Р. Глиер украинскому музыкальному фольклору. Для его произведений характерны теплота и искренность. Его музыка одновременно привлекает изяществом гармонии, ясностью и слаженностью форм.

Годы революции в жизни Глиэра

Не лучшие времена наступили, когда большевики, захватив Киев, начали отбирать жилье у преподавателей консерватории, принудительно мобилизовывать студентов в армию, а само помещение консерватории попытались реквизировать. Рискуя жизнью, ректор Глиэр отстоял и родное учебное заведение, и права своих коллег, и учеников - даже добился для них продовольственных пайков.

В конце 1920 г. Глиэр переехал в Москву. Здесь в течение 20 лет преподавал композицию в консерватории, подготовил целую плеяду талантливых музыкантов, среди них А. Хачатурян, Давыденко, Л. Книппер.

Последние годы жизни

Его творчество и в последние годы жизни вдохновляет Украина. Накануне 125-летия композитор завершает создание симфонической поэмы "Заповіт". В Концерте для арфы с оркестром, посвященном всемирно известной арфистке К. Ердели, и в Торжественной увертюре звучат украинские мотивы. В последние годы жизни композитор Глиэр работает над балетом «Тарас Бульба».

Композитор постоянно возвращается к родной земле не только мысленно. Довольно часто в довоенные годы проходят концерты в Киеве, Харькове и Одессе.

В 1941 году Глиэр удостоен звания доктор искусствоведения.

Надо начать работу над крупными сочинениями, связанными с образами, чувствами, тематикой, подсказываемыми Великой Отечественной войной… На нас лежит обязанность дать Родине музыку, которая поднимала бы дух, возбуждала патриотические чувства, была бы действенным оружием…

В 1943 году Глиэром написан его знаменитый Четвертый струнный квартет. В активе композитора Глиэра более 500 произведений, в том числе 5 опер, 7 балетов, более 20 симфонических произведений.

В послевоенные годы жизни композитор выступает, пишет музыку к "Медному всаднику" и "Тарасу Бульбе".

В первых числах июня 1956 года у Глиэра произошел сердечный приступ. Ему запретили, хотя бы на время, нагружать себя, но он не мог просто лежать, и когда родственники не видели, он продолжал работать. Но сердце не выдержало нагрузки, 23 июня 1956 ушел из жизни великий композитор Глиэр Рейнгольд Морицевич.

В Киеве именем Рейнгольда Глиэра названо музыкальное училище, где начиналась его творческая биография, и к развитию которого он приложил большие усилия.

1875-1956

Рейнгольд Глиэр родился 30 декабря (11 или 12 января) 1875 года в семье мастера по духовым музыкальным инструментам Морица Глиэра. Его дед и отец имели свою мастерскую. В семье росли еще два брата и сестра - все были музыкально одаренными. Но скрипку Рейнгольд взял в руки только в одиннадцать лет.

Его мать Жозефина Викентиевна была душой трудно живущего дома. "Если бы не любовь матери, которая грела нас, как лучи весеннего солнца, эта жизнь могла бы совсем исковеркать мою душа, - писал Глиэр. - Я все оставлял в себе, и тяжесть все увеличивалась..."

В 1885 году Рейнгольд поступил в гимназию, где музыка, и особенно композиция, затмевали все предпочтения. В 14 лет он сочинял уже пьесы для фортепиано, скрипки или виолончели с фортепиано: сестра Цеся играла на фортепиано, брат Мориц - на виолончели. В 16 лет Рейнгольд поступил в Киевское музыкальное училище. Его преподавателем по классу скрипки был Отакар Шевчик, который воспитывал в своих учениках умение и желание сознательно слушать, изучать музыку, наслаждаться ею.

В 1891 году он поступил в музыкальное училище, хотя родственники не приветствовали его желание стать профессиональным музыкантом.Рейнгольд Глиэр самостоятельно принял решение о поступлении в Московскую консерваторию. Летом 1894 года он переехал в Москву. Учился у Аренского, Танеева, Рахманинова, Скрябина, Ипполитова-Иванова и других.

Он много работал. 27 ноября 1905 года за "Первый секстет" Глиэр получил престижную Глинкинскую премию.

В 1901-м молодого композитора пригласили преподавать в свою школу сестры Гнесины. Там в 1901 году Рейнгольд встретил Марию Ренквист, любовь к которой пронес через всю свою долгую жизнь. В апреле они стали супругами.

С 1901-го по 1913-й год Глиэр попробовал себя почти во всех музыкальных жанрах. В 1913 году Глиэр вернулся из Москвы в Киеве в качестве профессора консерватории по классу композиции, а через год был единодушно избран ректором Киевской консерватории. В этой должности он проработал до 1920 года. Он сумел собрать вокруг себя блестящих музыкантов-преподавателей.

В 1915 году в Киеве он знакомится с азербайджанской оперной певицей Шовкат Мамедовой, которая познакомила его с азербайджанской народной музыке.

Осенью 1917 года под управлением Глиэра в Киеве впервые прозвучал Первый фортепианный концерт любимо ученика Рейнгольда Морицевича Сергея Прокофьева. За роялем был сам автор. Благодарные слушатели преподнесли Глиэру уникальный серебряный кубок с надписью "Илье Муромцу русского искусства".

В 1920 году Глиєр вновь переехал в Москву, занял место профессора уже Московской консерватории.

Сочинительство занимало все свободное от преподавания время. Композитора Рейгольда Морицевича Глиэра по праву можно назвать интернационалистом.

По приглашению правительства Азербайджана с августа 1923 и до 1924 года Рейгольд Морисович жил в Баку. Здесь На истинно народном материале, рождалась опера "Шахсэнэм", премьера которой на русском языке состоялась 17 марта 1927 года, а на азербайджанском 4 мая 1934 года в Баку. Партию Шахсэнэм во второй редакции исполняла Шовкет Мамедова. "Только живя среди народа, слушая изо дня в день народную музыку, можно проникнуться истинным духом национального искусства", - писал Рейнгольд Морицевич в статье "Народ - великий учитель".

Шевкет-ханум уже начинает рассказывать о своей дружбе с Глиэром. Эта дружба зародилась в годы ее учебы в Киеве. В эти годы Шевкет-ханум уже была замужем за Я. И. Любарским. Глиэр был их семейным другом, заходил к ним пить чай, музицировал, гармонизовал несколько азербайджанских песен, и однажды Шевкет-ханум сказала ему: "Вскоре у нас в Азербайджане будет советская власть, тогда Вы приезжайте к нам писать оперу." - Глиэр удивился: «Но я же не знаю вашу музыку...» - "Вы ее прекрасно чувствуете, - ответила я, сославшись на его гармонизации, - вы ее любите, и вы ее легко освоите."

Просто диву даешься, Шевкет-ханум! В Баку еще нет советской власти, Шевкет - еще никому не известная студентка в Киеве, но она уже договаривается с Глиэром о будущем музыкальном строительстве нового Азербайджана! Сейчас, когда все это уже давно стало явью, Шевкет-ханум не выглядит такой уж фантазеркой. Скорее она выглядит рационально и масштабно мыслящим деятелем культуры уже с самых молодых своих лет. И человеком, умеющим добиваться поставленной цели. Действительно, вскоре после установления советской власти, по ее инициативе Глиэр был приглашен в Азербайджан. ....

Я очень многим обязана Глиэру. Думаю, что и вся наша музыка ему обязана. Вы знаете, оперу «Шах Сенем» он посвятил мне. Обычно композиторы посвящают кому-то песни, романсы, а оперы - никогда. Но Глиэр сделал это. Я ему очень благодарна.

В 1925 году дирекция Большого театра объявила конкурс на создание современного советского балета. Музыку к балету "Красный мак" написал Рейнгольд Глиэр. Композитор с честью выполнил исключительно трудное задание, погрузившись в специфику китайских традиций. Всемирно известное "Яблочко", знаменитый матросский танец, принимаемый за народное творение, - произведение авторское. Впервые музыка прозвучала 14 июня 1927 года, на премьере балета "Красный мак".

В 1929 году Глиэр вернулся в Баку, где прожил до 1934 года. В 1934 году он получил звание Народного артиста Азербайджана.

Изучение узбекского фольклора во время подготовки декады узбекского искусства в Ташкенте привело к созданию увертюры Ферганский праздник (1940) и в соавторстве с Т. Садыковым опер «Лейли и Меджнун» (1940) и «Гюльсара» (1949).

Работая над этими произведениями, Глиэр все более убеждался в необходимости сохранять своеобразие национальных традиций, искать пути их слияния. Эта идея нашла свое воплощение в Торжественной увертюре (1937), построенной на русской, украинской, азербайджанской, узбекской мелодиях, в увертюрах «На славянские народные темы» и «Дружба народов», которая прозвучала 5 декабря 1941 года в Свердловске, куда эвакуировалась семья Глиэров, под управлением автора.

В 1943 году композитор создает жемчужину душевной вокальный лирики - Концерт для женского голоса посвященный певице Пантофель-Нечецкой.

В 1949 году был написан балет «Медный всадник» по поэме А. Пушкина, поставленный в в Ленинграде. Гимн великому городу, завершающий этот балет, сразу стал очень популярным. 75-летний юбилей в 1950 году композитор ознаменовал длительными концертными поездками по республикам Прибалтики и Средней Азии, в 1951-м дал симфонические авторские концерты в Москве, Киеве, почти во всех городах Советского Союза.

30 мая 1956 года состоялся симфонический концерт в Центральном доме учителя в Москве Рейнгольд Морицевич последний раз в жизни надел фрак и взял в руки палочку. Тяжелый сердечный приступ в ночь с 3 на 4 июня уложил его в постель, а 23 июня 1956 года его не стало.

При подготовке статьи использовались материалы Интернета и сайта

Рейнгольд Морицевич Глиэр (имя при рождении - Рейнгольд Эрнест Глиэр; 1874-1956) - советский, украинский и российский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1938). Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1946, 1948, 1950). Автор музыки гимна Санкт-Петербурга.

Биография

Рейнгольд Морицевич Глиэр родился 30 декабря 1874 года (11 января 1875) в Киеве. Сын переселившегося в Киев из немецкого Клингенталя мастера по производству медных духовых инструментов.

Первоначальное музыкальное образование получил в домашних условиях (уроки скрипки у А. Вейнберга, К. Воута). В 1894 году окончил Киевское музыкальное училище (ныне Киевский институт музыки имени Глиэра) у О. Шевчика (скрипка) и Е. Рыба (композиция) и поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки Н. Н. Соколовского (затем перешёл в класс Я. В. Гржимали).

В 1900 году окончил Московскую консерваторию (прошёл курс полифонии у С. И. Танеева, гармонии у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, класс композиции М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906-1908 годах брал уроки дирижирования у О. Фрида в Германии.

В начале 1900-х годов - участник собраний Беляевского кружка в Петербурге.

В 1900-1907, 1909-1913 годах преподавал музыкально-теоретические дисциплины в Музыкальном училище Е. и М. Гнесиных (ныне Колледж имени Гнесиных). В 1902-1903 годах давал частные уроки Н. Я. Мясковскому и С. С. Прокофьеву.

С 1908 года выступал как дирижёр с исполнением главным образом собственных произведений.

Как композитор сформировался во многом благодаря общению с А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, Н. А. Римским-Корсаковым С 1900 года педагог.

В 1913-1920 годах - профессор Киевской консерватории (ныне Национальная музыкальная академия Украины имени П. И. Чайковского) (класс композиции и оркестровый), в 1914-1920 годах директор консерватории, а также руководитель оперного, оркестрового, камерно-инструментального классов. Среди учеников - Б. Н. Лятошинский, Л. Н. Ревуцкий, М. П. Фролов и др.

В 1920-1941 годах - профессор Московской консерватории по классу композиции. Среди учеников - А. А. Давиденко, А. Г. Новиков, Н. П. Раков, Л. К. Книппер и др.

В 1920-1922 годах - заведующий музыкальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела Наркомпроса. В 1920-1923 годах - член этнографической секции Московского отделения Пролеткульта.

В 1923 году получил приглашение Наркомпроса Азербайджанской ССР приехать в Баку и написать оперу на национальный сюжет. Творческим итогом этой поездки стала опера «Шахсенем», поставленная в Азербайджанском театре оперы и балета в 1927 году. Изучение узбекского фольклора во время подготовки декады узбекского искусства в Ташкенте привело к созданию увертюры «Ферганский праздник» (1940) и в соавторстве с Т. Садыковым опер «Лейли и Меджнун» (1940) и «Гюльсара» (1949). Работая над этими произведениями, всё более убеждался в необходимости сохранять своеобразие национальных традиций, искать пути их слияния. Эта идея нашла своё воплощение в «Торжественной увертюре» (1937), построенной на русской, украинской, азербайджанской, узбекской мелодиях, в увертюрах «На славянские народные темы» и «Дружба народов» (1941)

В конце 30-х годов, а также в 1947 и 1950 годах предпринял несколько гастрольных поездок по СССР, выступая с авторскими концертами.

В 1924-1930 годах - председатель Всероссийского общества драматургов и композиторов. В 1938 году - председатель Московского союза композиторов, в 1939-1948 - председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР.