Современный человек. Человек в современном мире. Современное общество Современное общество обществознание

ОБРАЗОВАНИИ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА, ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.
2. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ. МНОГООБРАЗИЕ ОБЩЕСТВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ.
3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.

«Общество – свод камней, который обрушился

бы, если бы один не поддерживал другого».

Сенека
1. ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ КАК СИСТЕМНОМ ОБРАЗОВАНИИ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА, ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.


Прежде всего, отметим многозначность самого определения «общество». В самом деле, в современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам («общество филателистов», «общество спасения на водах» и т.д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека , круг его общения. Каковы же факторы, определяющие специфику и тенденции развития человеческого общества?

Исходным в понимании общества является представление об организованном сознательном труде человеческих сообществ, осуществляемом в целях создания условий, необходимых для жизни и развития людей. Можно сказать, что общество – это высшая ступень в эволюции материального мира, относительно независимое от природы материально-духовное образование, существование которого связано с разнообразными формами деятельности людей и их взаимодействий друг с другом .

Все внешне многообразные явления общественной жизни представляют, в сущности, ту или иную разновидность совместной деятельности людей. Это как бы первооснова всего социального .

Не существует абстрактного общества, общество всегда конкретно. Любое общество имеет определённое географическое пространство (территорию), обладает властью, материальными средствами, своей организацией и нормативным порядком.

Изучение основных признаков общества позволяет ответить на вопрос о том, какое объединение людей можно считать обществом. Наиболее полный перечень этих признаков был дан известным американским социологом Э. Шилзом . Он подчёркивает, что понятие «общество» применимо к любому по численности объединению людей, если оно:


  1. Не является частью более крупной системы.

  2. Имеет определённые географические границы, территорию.

  3. Имеет собственное название и собственную историю.

  4. Обладает собственной системой управления.

  5. Способно к воспроизводству. Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые являются её признанными членами.

  6. Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, правил, законов, нравов), которую называют культурой.

  7. Способно к интеграции, т.е. включению нового поколения в сложившуюся систему отношений, подчинению общепринятым нормам.
Каковы основные свойства общества как целого?

Можно выделить четыре таких свойства:


  • самовоспроизводство ,

  • самоорганизация (способность общества самостоятельно определять содержание своей деятельности, вырабатывать нормы и принципы своего функционирования),

  • саморазвитие ,

  • самодостаточность (способность системы собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия своего существования, производить все потребное для коллективной жизни).
Самодостаточность - главное отличие общества от его составных частей. Ни один из типов деятельности не может самостоятельно функционировать , ни одна из отдельных социальных групп не способна выжить «в одиночку», обеспечить себя всем необходимым. Такой способностью обладает лишь общество в целом.

Непременным условием существования общества является окружающая среда, природа. Общество может существовать и функционировать лишь за счёт активного преобразования материалов и ресурсов внешней среды, приспособления природы к удовлетворению своих потребностей. В отличие от животных, люди преобразовывают природу, а не просто ею пользуются. В ходе своей деятельности человек сумел создать «вторую природу», т.е. мир вещей и процессов, которые нигде в природной среде в готовом виде не встречаются. Это уже есть «очеловеченная» природа, которая существует по социальным законам. Интегральным, сущностным качеством общества является социальность , понятая в широком смысле как взаимодействие людей во всех сферах жизнедеятельности.

Анализируя феномен человеческого общества, необходимо исходить из понимания его как сложноорганизованного системного объекта. Общество – целостная система, состоящая из множества подсистем.

Система (от греческого systema ) - совокупность или сочетание частей и элементов, связанных между собой и определенным образом друг с другом взаимодействующих .

Общество можно представить как совокупность множества различных частей и элементов. Причем, эти части и элементы тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют. Поэтому общество и существует как единый, целостный организм, как единая система. Общество – это совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей. От других природных систем, в том числе физических и биологических, общество отличается своей особой сложностью. Поэтому социальную систему можно понять не только как совокупность отдельных видов деятельности, но и как совокупность отдельных социальных групп или как структуру связывающих эти группы и организации отношений. Общество – целостная система, состоящая из множества подсистем.

ИТАК, основные элементы общества:


  • индивиды;

  • социальные общности и группы (нации, классы, семьи и т.д.);

  • социальные институты (семья, государство, партии, образование, религия и т.д.);

  • социальные связи и отношения.
Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов. Оно включает в себя реальные отношения , которые и объединяют людей.

Способы взаимодействия индивидов в обществе могут быть различными. Рассмотрим основные из них. Прежде всего, это - непосредственная социальная связь : связь между людьми, находящимися в данное время в данном месте, т. е. воспринимающими друг друга непосредственно своими органами чувств. Чаще всего это - сотрудничество (выполнение общей работы), которое имеет широкое распространение и огромный удельный вес в жизни общества. Это материальная физическая связь между людьми. Каждый участник работы оказывает известное воздействие на других и испытывает их воздействие на себе. Такое воздействие содержит помимо материального психологический и идеальный моменты. Сотрудничество возможно и на почве выполнения религиозного ритуала, игры, политического действия и др.

Другой тип взаимодействия людей в обществе - это опосредованная связь , т. е. связь между людьми, разделенными либо географическими, либо временными рамками. Если люди разделены лишь географическими рамками, но действуют в одно и то же время, то между ними возможно сотрудничество, например, на базе разделения труда. Крестьянин, производящий в деревне лен, сотрудничает с рабочим, перерабатывающим его в городе на пряжу, хотя они и не видели друг друга никогда; опосредованная связь возможна в области искусства, политической деятельности и пр.

Особый тип опосредованной связи устанавливается между людьми, живущими в разное время . Такую связь можно было бы назвать связью - воздействием . Каждое данное поколение людей в своем поведении связано с поведением предшествующих поколений: оно опирается на его культуру, накопленные им организационные методы и навыки, отталкивается от суммы идей, совокупности верований, духовных течений, добытых прошлыми поколениями. Эта связь есть действие прошлого на настоящее, в чем и состоит ее специфика.

Общественная жизнь сложна и многосферна. Под сферой общественной жизни понимается относительно самостоятельная область жизнедеятельности человека, которая необходима для жизни общества. Общественная жизнь включает четыре сферы – экономическую, политическую, социальную и духовную .

Каковы же специфика и функции каждой из указанных четырех сфер социальной деятельности?

Экономическая сфера жизни общества – это сфера производства, распределения, обмена и потребления разного рода предметов и услуг . Это могут быть материальные блага (предметы питания, одежда, жилище и т.д.), так и духовные ценности (предметы искусства, науки, образования и т.д.). В процессе производства , которое всегда носит общественный характер, люди вступают в определённые отношения между собой – отношения собственности, распределения, обмена и потребления.

Политическая сфера жизни общества – это сфера управления, регулирования общественной жизни, поддержания социального порядка. Основой деятельности этой сферы является власть. Главный политический институт общества – государство. Основной вопрос политической сферы – узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой.

Социальная сфера жизни общества охватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается в двух смыслах – широком и узком.

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный
университет

Кафедра политологии и правоведения
Дисциплина: социология

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ
«Традиционные общества в современном мире»

Выполнила ст. гр. 2-А-V

Руководитель к.ф.н., доцент
Л. В. Балтовский

Санкт-Петербург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание………………………………………………….……..…………….2Введение…………………………………………………………….…...…….....3
Концепции традиционного общества..…..…………….…..………. …………..7
Специфические черты и особенности развития развивающихся стран….…..5
находящихся на
-доиндустриальной стадии производства…………………..……………….…..9
-в процессе вялотекущего втягивания в систему капиталистических отношений……………………………………………...……..…………….…..10
- новых индустриальных стран……………………………..………...……….11
Изменения социально-классовой структуры традиционных обществ в процессе экономического развития.………………………………..……….….13
Концепции модернизации.………………….…….………………….………....15
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы………...…………………………………………..……..….21
Введение.
Неравномерность, присущая развитию человеческой цивилизации вообще, обуславливает и в наше время существование глубоких различийв развитии стран и народов. Если одни страны имеют высокоразвитые производительные силы, другие выходят уверенно на уровень среднеразвитых стран, то в третьих еще только происходит процесс становления современных структур и отношений.
Основополагающие события последних десятилетий, такие, как глобализация, локальная и международная нестабильность, рост фундаментализма в исламском мире,национальный ренессанс (выражающийся во все усиливающемся интересе к самобытным, национальным культурам), создавшаяся в связи с человеческой деятельностью угроза экологической катастрофы делают актуальным вопрос о закономерностях и направленности тенденций мирового социального развития.
Однако значительная их часть может быть сведена к проявлениям такого глобального процесса, как модернизация традиционных обществ,затрагивающего все общества и государства. На наших глазах культуры и цивилизации, на протяжении веков сохранявшие более или менее незыблемые основы своего жизнеустройства, стремительно меняются и приобретают новые черты и качества. Начало этому процессу было положено во время европейской колонизации, когда традиционные общества Азии, Африки и Латинской Америки стали трансформироваться - либоизвне, усилиями самих колонизаторов, либо изнутри, чтобы сохранить свою самостоятельность и противостоять новому и сильному противнику. Толчком модернизации стал именно вызов со стороны западной цивилизации, на который традиционные общества вынуждены были давать «ответ». Российские авторы, говоря о громадной разнице в уровнях развития передовых и развивающихся стран, оперируют выразительным образом«расколотой цивилизации». «Итог ХХ столетия, почувствовавшего вкус земного изобилия, познавшего вкус «позолоченного века», века научно-технического прорыва и интенсивнейшего прорыва производительных сил общества, - пишет А.И.Неклесса, - итог этот в общем и целом все же неутешителен: на пороге третьего тысячелетия существования современной цивилизации социальное расслоение на планете Земля не уменьшается, а растет»Условия существования в бедных странах Третьего мира: около миллиарда людей там оторваны от производительного труда Каждый третий житель Земли все еще не пользуется электричеством, 1,5 млрд не имеют доступа к безопасным источникам питьевой воды. Все это порождает социально-политическую напряженность. Количество эмигрантов и жертв межэтнических конфликтов стремительно возрасло с 8 млн человек вконце 1970-х гг. до 23 млн человек к середине 1990-х гг. Еще 26 млн человек являются временными переселенцами. Эти факты дают основание говорить об «органической недемократичности глобального универсума, его…сословности»
Модернизация происходит в обществах, в которых вплоть до настоящего времени в значительной степени сохраняется традиционное...

>> Современное общество (6 класс)

Современное производство

Что же представляет собой современное общество? Это индустриальное и постиндустриальное общество, в котором большую роль играют наука, знания, техника. В экономически развитых странах мира для жизнеобеспечения людей используются самые разнообразные механизмы и материалы. Благодаря успехам электроники стала возможной автоматизация производства, а затем и ее роботизация. В современной промышленности действуют десятки тысяч роботов и автоматизированных комплексов. Созданы безотходные технологии, а также технологии, при которых труд людей вытесняется машинным. Сегодня в наиболее развитых странах лидируют такие отрасли промышленности, как электроника, компьютерная техника, телекоммуникации, новейшие технологии добычи полезных ископаемых, нефтехимия, фармацевтика (научно-практическая отрасль, занимающаяся вопросами получения, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств). Общество производит все большее количество товаров, предлагает самые разнообразные услуги.

Роботизированные производства, гигантские супермаркеты, станции - таковы признаки современного общества.

Современные средства транспорта и связи

Трудно представить современную жизнь без автомобилей, самолетов, космических комплексов, спутников Земли. Спутниковые технологии открывают перспективу всемирного телевидения и глобальной связи. Спутник выведен далеко в космос, так что в радиусе его действия находится почти половина Земли. Канал спутниковой связи из Лондона в Москву со временем будет доступен людям с невысокими доходами. Новые информационные средства уже связаны воедино по всему миру. Почтовые и телеграфные сообщения, теле- и радиосигналы передаются на любые расстояния за доли секунды. Сотовые телефоны становятся одним из каналов связи и общения для многих людей.

Вторая половина XX века - это начало информационной революции - распространение компьютеров и Интернета. Компьютеры проникают во все сферы жизни человека. С их помощью можно получать и обрабатывать информацию, производить сложные вычисления, осуществлять связь между пользователями компьютерных сетей (Интернет) по всему миру.

Компьютеры заменяют не только пишущую машинку, но и справочное бюро, почту и многое другое. Сидя за компьютером, можно запросить любые познавательные и развлекательные программы. Компьютерная техника используется в системах «телемагазина» для оформления заказов на дому. Интернет - это глобальная компьютерная сеть, где вы можете получить информацию по интересующим вас вопросам в области образования, науки, культуры, экономики, политики, права, в сфере жизни молодежи и др.

Состав современного общества

В XXI веке большая часть населения живет в городах. Благодаря новой технике и новым способам работы в сельском хозяйстве требуется все меньше работников. Если несколько столетий назад большая часть населения вынуждена была заниматься сельскохозяйственным трудом, то теперь в развитых странах достаточно 10% сельского населения, чтобы прокормить всех жителей. Многомиллионные города - мегаполисы стали символом нашего времени. Но тем не менее сельскохозяйственный труд остается очень важной составляющей экономики. Он кормит нашу планету.

Мировое сообщество - совокупность современных обществ, существующих в мире.

Научно-техническая революция - скачок в развитии производства на основе достижений науки.

Современное общество включает в себя людей различных профессий. Программисты, специалисты по компьютерной графике, менеджеры, дизайнеры - все это новые специальности, которых, как и многих других, еще недавно не существовало. В связи с этим повышаются требования к современному работнику, уровню его знаний, умений, профессионального мастерства и ответственности. Во многих странах мира в школах вводится 12-14-летнее образование. Широкое развитие получило профессиональное образование в государственных и частных колледжах и университетах.

Современный человек имеет огромные возможности для того, чтобы сделать свою жизнь достойной и интересной.

Проблемы современного общества

Поколения людей планеты Земля в конце XX - начале XXI века все больше осознают общность человечества. Всю совокупность ныне существующих обществ в мире называют мировым сообществом. Для него характерны тесные хозяйственные, политические и культурные связи между странами и народами. Современные средства коммуникации, миграция населения, временная работа за пределами своей страны, туризм способствуют ознакомлению людей с образом жизни, культурой и традициями других стран.

Люди, живущие в начале XXI века, связаны и необходимостью решения общих задач, которые стоят перед человечеством. столкнулось с проблемами, которые представляют угрозу для его существования и дальнейшего развития. События последних лет показали, что мировое сообщество и сегодня уязвимо перед катастрофами, вызываемыми как законами природы, так и деятельностью человека. Сохранение окружающей среды стало одной из главных задач человечества. В мире существует угроза войн и распространения ядерного оружия, международного терроризма. Растут противоречия между экономически развитыми и развивающимися странами. И сегодня в мире не устранены социальное неравенство, бедность, неграмотность, безработица и преступность (особенно в слабо развитых странах), конфликты в обществе. Все большее значение приобретают проблемы охраны здоровья, предотвращения распространения СПИДа и наркомании. Существует также проблема сохранения культурных и нравственных ценностей.


Подведем итоги

Это индустриальное (промышленное) и постиндустриальное (информационное) общество, в котором большую роль играют наука, знания, техника.

Состав современного общества многообразен. Большая часть населения - жители городов. Общество состоит из людей различных , специальностей.

Проблемы современного общества: устранение социального неравенства, борьба с бедностью, сохранение окружающей среды, противодействие международному терроризму.

Проверьте свои знания

1. Каковы характерные черты современного общества?
2. Почему темпы изменений в жизни современного общества возрастают?
3. Что такое научно-техническая революция? В чем она проявляется в современном мире?
4. С какими проблемами столкнулось человечество в конце XX - начале XXI века?

Практикум

1. Подготовьте групповые сообщения по одной из тем:
«Современное производство»;
«Современный город»;
«Современная деревня»;
«Современная техника»;
«Проблемы современного общества».

2. Напишите небольшое сочинение по одной из тем:
«Мне нравится жить в современном обществе»;
«Меня тревожат проблемы современного общества»;
«Я и компьютер: плюсы и минусы».

Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание : Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Маркс как-то заметил, что анатомия человека есть ключ к пониманию анатомии обезьяны. Более высокая стадия развития какого-то явления позволяет яснее понять предшествующие стадии его развития. В этом смысле история прошлого века является ключом к пониманию всей человеческой истории.

С другой стороны, современность оказывается, как правило, не особенно эффективным средством для истолкования прошлого. Само "настоящее" очень смутно понимается его современниками. "История как настоящее, опрокинутое в прошлое", имеет мало общего с реальной историей. Неудивительно, что историки не занимаются настоящим, и вообще в истории принято считать, что чем дальше в прошлом располагаются изучаемые явления, тем больше надежды на то, что их описание окажется более или менее адекватным.

То, что современность плохо понимает себя, находит отражение в шутливом изречении, что древние греки не знали о себе главного, а именно того, что они являются древними греками. Капитализм до начала XX в., когда появился сам термин "капитализм", не знал даже своего имени и т.д.

Понимание современного общества и человека – одна из наиболее сложных задач социальной философии.

В дальнейшем обсуждение концентрируется прежде всего на современном посткапитализме и современном крайнем, или тоталитарном, социализме в его коммунистическом и национал-социалистическом вариантах. Анализ касается как материальной, так и духовной сторон жизни посткапиталистических и социалистических обществ, поскольку динамика развития отдельных обществ определяется в первую очередь взаимодействием этих двух сторон. Лежащие между посткапитализмом и социализмом и тяготеющие к одному из этих полюсов общества специально рассматриваться не будут.

Общество XX в. – это общество, расколотое на две противостоящие друг другу системы – посткапитализм и социализм, между которыми располагается множество стран, с той или иной силой тяготеющих к одному из этих двух полюсов.

Понятие "социализм" употреблялось в прошлом веке в очень разных смыслах. Но к концу века постепенно сложилось достаточно устойчивое мнение, что социализм – это в первую очередь радикальный социализм. Все остальные представления о социализме неясны и неустойчивы. Это, скорее, не социальные концепции и тем более не социальные практики, а некоторые идеологические мечтания и определенная завеса над реальной социальной деятельностью, суть которой может быть очень разной.

Радикальный социализм существовал в XX в. в двух основных формах – интернациональной и националистической. Первая обычно называется коммунизмом, вторая – национал-социализмом.

Понятие радикального социализма (или просто социализма) понимается в двух разных смыслах. Во-первых, иод социализмом имеется в виду концепция, ставящая глобальную цель свержения капитализма, построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего историю человечества, и требующая мобилизации для достижения этой цели всех имеющихся в распоряжении общества ресурсов. Во-вторых, социализм – это реальное общество, пытающееся воплотить в жизнь социалистические идеалы. Социализм в нервом смысле можно назвать теоретическим социализмом. Социализм во втором смысле – это практический, или реальный, социализм.

Расхождение между социалистической теорией и социалистической практикой является, как это продемонстрировала история, радикальным. Если теоретический социализм рисует едва ли не райскую жизнь, которая должна вот-вот наступить на земле благодаря самоотверженным усилиям общества, то социалистическая практика представляет собой настоящий ад, в огне которого погибают десятки миллионов невинных жертв.

Социализм в двух основных его разновидностях (левый социализм, или коммунизм, и правый социализм, или национал-социализм) – специфическое явление XX в., хотя теоретические предпосылки первой разновидности стали складываться сразу после Возрождения, а основные идеи второй сформировались в XIX в.

К середине прошлого века национал-социализм, развязавший войну за свое мировое господство, был разгромлен. К концу века коммунизм, также стремившийся к утверждению своего могущества в мировом масштабе, распался под грузом порожденных им самим неразрешимых проблем.

Подводя итог общей характеристике двух полюсов современного общества, можно сказать, что первый выход индустриального коллективизма на мировую арену оказался неудачным. Национал-социализм потерпел сокрушительное военное поражение, его вожди или покончили с собой, или были повешены по приговору Нюрнбергского трибунала. В большинстве развитых стран национал-социалистическая идеология отныне запрещена. Социализм коммунистического типа добился большего: он охватил почти треть человечества и занял едва ли не половину земной поверхности. Но и его успех оказался временным: уже в 1970-е гг. стало ясно, что и эта форма социализма обречена на гибель.

Уход с исторической арены двух ведущих форм социализма внушил многим убеждение, что социализм – исторически случайное явление, какое-то досадное отклонение от основного пути истории и что теперь о социалистическом коллективизме, навсегда ушедшем в прошлое, можно благополучно забыть.

Подобное убеждение – только иллюзия и притом опасная иллюзия.

Постиндустриальный коллективизм вряд ли вернется в крупных масштабах в виде старого социализма. Но нельзя исключить, что постиндустриальный коллективизм возвратится в некоторой новой, неведомой пока форме.

Коллективизм порождается не мифическими универсальными историческими законами, а переменчивыми обстоятельствами реальной человеческой истории.

Источником коллективизма являются не теории, придуманные выдающимися мыслителями и приводящие затем в движение широкие массы. Теории вторичны, а главным источником коллективизма является, если говорить самым общим образом, нужда. Крайняя степень обострения социальных проблем и отсутствие иных средств для их решения, кроме консолидации всего общества для преодоления сложившейся ситуации, заставляют вводить централизованное планирование сначала экономикой, а затем и иными сферами жизни, пренебрегать правами и свободами личности, применять насилие для реализации глобальной цели и т.д.

Характерным примером такого рода нужды служит война, заставляющая даже демократические государства налагать ограничения на свободу, демократию, конкуренцию, частично национализировать собственность и т.п.

"Коммунистическая и другие разновидности тоталитарной экономики, управления и образа жизни, – пишет П. А. Сорокин, – это дети критических ситуаций родителей. Это сильные, но опасные “лекарства”, применяемые для противодействия безнадежной “кризисной болезни”. В условиях этой “болезни” они иногда (хотя и не всегда) полезны в преодолении “болезни” и восстановлении нормального “здоровья” больного социального организма. Как только его здоровье улучшается, такое лекарство не только перестает быть необходимым, но даже становится вредным для общества. По этой причине оно постепенно отменяется и заменяется “нормальным” режимом социальной, культурной и индивидуальной жизни, свободной от чрезвычайной правительственной регламентации и других тоталитарных черт".

Таким образом, резкое ослабление постиндустриального коллективизма не означает, что в случае наступления новых глубоких социальных кризисов он не вернется на историческую сцену в какой-то обновленной форме.

Просмотры: 32 306

С развитием человечества и под воздействием новейших технологий появляются новые проблемы, о которых ранее люди даже не задумывались.

Они копятся и со временем начинают разрушать современное общество духовно и физически. Каждый человек слышал о мировых проблемах современного общества, таких как истощение полезных ископаемых, парниковый эффект, перенаселение и ухудшение экологического состояния нашей планеты. Помимо глобальных трудностей, любого гражданина могут коснуться, или уже касаются, социальные, нравственные, экономические и политические проблемы. К одной из них можно отнести различного рода зависимости. Ухудшение уровня жизни, потеря работы и отсутствие денежных средств многих приводят к стрессам и депрессиям. Люди хотят забыться и пытаются снять нервное напряжение алкоголем или наркотиками. Однако речь идет не только о вредных привычках, злоупотреблении спиртным или приеме наркотических средств. Современное общество, словно вирус, поразила зависимость от кредитов, компьютеров и интернета, а также лекарств, навязанных рекламой. При этом от одних современных проблем лучше избавиться или вообще их не иметь, к другим остается лишь приспособиться. Ведь часть из них – это обычные трудности, которые можно преодолеть и получить бесценный жизненный опыт.

“ Читайте также:

Наиболее распространенные проблемы общества

Социальное неравенство. Богатые и бедные граждане всегда были и есть. Однако сейчас между этими слоями населения огромная пропасть: у одних людей банковские счета с баснословными суммами, другим не хватает средств даже на мясо. По уровню доходов социум можно разделить на три группы:

  • Богачи (президенты, короли, политики, деятели культуры и искусства, крупные бизнесмены)
  • Средний класс (служащие, врачи, преподаватели, юристы)
  • Бедняки (неквалифицированные рабочие, нищие, безработные)

Рыночная нестабильность в современном мире привела к тому, что значительная часть граждан живет за чертой бедности. В результате происходит криминализация общества: грабежи, разбои, мошенничество. Однако при отсутствии сильно выраженного социального неравенства количество преступлений значительно меньше.

Кредитная кабала. Назойливые рекламные слоганы, призывающие брать сейчас, а платить потом, прочно засели в народных умах. Некоторые люди не глядя подписывают кредитный договор, поэтому не знают, чем опасны быстрые займы. Финансовая безграмотность не позволяет оценить собственную платежеспособность. Такие граждане имеют несколько кредитов, которые не могут своевременно погасить. К процентной ставке добавляются штрафные санкции, которые могут стать даже больше задолженности.

“ Читайте также:

Алкоголизм и наркомания. Эти болезни являются опасной социальной проблемой. Основные причины, по которым люди пьют: общая неустроенность, безработица и нищета. Наркотики обычно употребляют из любопытства или за компанию с друзьями. Прием этих веществ ведет к моральной деградации личности, разрушает организм и вызывает смертельные заболевания. У алкоголиков и наркозависимых часто рождаются больные дети. Асоциальное поведение для таких граждан становится нормой. Под воздействием алкоголя и наркотиков они совершают различные преступления, что негативно сказывается на жизни общества.

Уход от традиционных семейных ценностей. Каждому человеку семья дает необходимую психологическую поддержку. Однако в современном обществе наблюдается уход от традиционной семьи, который связан с пропагандой гомосексуальных отношений, так популярных в странах Запада. А легализация однополых браков в некоторых государствах, разрушает исторически сложившиеся гендерные роли. Ведь еще в каменном веке мужчина являлся основным добытчиком, а женщина – хранительницей очага.

Навязанные болезни и медикаменты. Производителям лекарств нужны нездоровые люди, ведь чем больше больных, тем лучше продается товар. Чтобы фармацевтический бизнес приносил стабильный доход, гражданам навязывают болезни и создают ажиотаж. Например, недавняя массовая истерия вокруг птичьего и свиного гриппа, сопровождалась ежедневными сообщениями в СМИ о новых жертвах заболевания. В мире началась паника. Люди стали скупать всевозможные лекарства, витамины, марлевые повязки, которые в пять-шесть раз возросли в цене. Так фармацевтическая индустрия постоянно получает колоссальную прибыль. При этом одни медикаменты не лечат, а лишь устраняют симптомы, другие – вызывают привыкание и помогают лишь при постоянном приеме. Если человек перестает их принимать, то симптомы возвращаются. Поэтому гражданам вряд ли когда-нибудь предложат по-настоящему эффективные лекарства.

Виртуальный мир. Большинство детей с раннего возраста имеют свободный доступ к компьютеру. Они проводят много времени в виртуальном мире и отдаляются от реальности: не хотят гулять, общаться со сверстниками, с трудом делают домашние задания. Даже в период каникул школьники редко встречаются на улицах. Сидя за компьютерами, дети уже не могут обходиться без мира иллюзий, в котором чувствуют себя безопасно и комфортно. Компьютерная зависимость – это зарождающаяся проблема в современном мире.

“ Читайте также:

Теракты. Серьезной общественной проблемой являются террористические акты в разных частях земли. Захват заложников, перестрелки, взрывы в метро и аэропортах, подрыв самолетов и поездов уносят миллионы человеческих жизней. Терроризм бывает глобальным, как, например, ИГИЛ и Аль-Каида. Эти группировки хотят завладеть оружием массового уничтожения, поэтому используют глобальные средства для достижения своей цели. Действуя по всему миру, они устраивают в разных государствах теракты с многочисленными жертвами. Террористами также могут быть одиночки, недовольные политикой своего государства, например норвежский националист Брейвик. Обе разновидности являются чудовищным преступлением, в результате которого гибнут невинные люди. Предугадать теракт невозможно, а его случайной жертвой может стать абсолютно любой человек.

Военные конфликты и вмешательство в дела других государств. В Украине страны Запада устроили государственный переворот, который заранее проплатили, оказали информационную и политическую поддержку. После чего США и ЕС приказали пойти войной на жителей Донбасса, не желавших подчиняться украинской власти. При этом западные страны, которые так любят кричать о правах человека, промолчали в сложившейся ситуации. А США финансово помогали Киеву и поставляли военную технику. Когда же Россия оказала помощь Донбассу, оружием и продовольствием, то мгновенно подверглась критике Запада и обвинениям во вмешательстве в дела Украины. При этом была возможность договориться о перемирии, однако Киев с подачи США и ЕС выбрал войну. Жертвами политических игр стали жители Донбасса. Тысячи людей благополучно жили и вдруг все потеряли, оставшись без крыши над головой. Это не единичный случай, США неоднократно вмешивались в дела стран Ближнего Востока и других государств.