Как правильно пишутся наречия. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях: правила, примеры. Раздельное написание наречных сочетаний

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на . Обратимся к наиболее сложным вопросам орфографии. Сегодня разговор пойдет о правописании наречий.

Занятие 12. Правописание наречий, образованных от имён существительных. Буквы Н и НН в суффиксах наречий, образованных от прилагательных и причастий. Сводная таблица правописания наречий слитно, раздельно и через дефис

I. Наречия, образованные от имён существительных с предлогом, нужно отличать от самих существительных с предлогом и наречных сочетаний. Для их различения используйте таблицу.

Пишутся раздельно
существительные с предлогом
Пишутся слитно
наречия и наречные сочетания
1 Имеют значение предмета. Это часто подтверждается наличием зависимого слова - признака предмета, выраженного прилагательным.
Если зависимого слова нет, его можно подставить мысленно, например:
Мальчик повернулся на бок .
Мальчик повернулся на правый бок .
Имеют значение признака действия. Это подтверждается отсутствием зависимых слов, котрые невозможно подставить мысленно, например:
Командир надел фуражку набок .
2 Можно заменить синонимичным или аналогичным существительным с тем же предлогом:
Спящий мальчик повернулся на спину .
Можно заменить синонимичным или
аналогичным наречием:
Командир надел фуражку криво .
3 Существительные с пространственным или временным значением всегда имеют при себе зависимые слова:
Водолаз уплыл в глубь (чего?) моря .
Наречия с этими значениями всегда
обозначают направление движения
и не имеют зависимых слов:
Водолаз уплыл (куда?) вглубь .
4

Наречное сочетание имеет следующие признаки:

а) существительные сохраняют хотя бы некоторые падежные формы:
(поехал) за границу , (жил) за границей (но: существ. заграница );
(держать) под мышкой, под мышками ,
(но: существ. подмышки );

б) сочетания с предлогами:
без: (работать) без устали , (быть дома) без ведома взрослых , (знакомиться) без разбору ;
до: (танцевать) до упаду, до свидания ;
с:
(ударить) с размаху , (действовать) с ходу , (ворваться) с налёту ;
в:
с сущ. с гласной буквы - (времени) в обрез , (выстрел) в упор , (платье) в обтяжку ;
во: (быть) во всеоружии , (говорить) во всеуслышание .
Обратите внимание на конечные гласные буквы!

Наречия имеют в своём составе слова, которые в современном языке не употребляются:
(наесться) вдоволь , (встать) спозаранку , (сидеть) взаперти , (сжечь) дотла .

Задание. Сравните парные предложения с омонимичными наречием и существительным. Какой вопрос от глагола вы поставите к наречию? К существительному? Можно ли к наречию поставить падежный вопрос?

  1. Во время камнепада маленькие камушки градом падали с гор. Во время грозы посевы были побиты градом .
  2. Алёша держит свои мысли в тайне . Алёша втайне симпатизирует Оле.

Задание демонстрирует, что, когда вы определяете, какая перед вами часть речи - наречие или существительное с предлогом без зависимого слова, нужно учитывать, что:

А) в словосочетании от главного слова, глагола, к зависимому существительному с предлогом можно поставить два вопроса - логический (как?, где? ) и грамматический, включающий в себя предлог. К наречию же можно поставить только вопрос наречия - он будет логическим и грамматическим одновременно;
б) существительное можно заменить синонимичным или аналогичным существительным, а наречие - наречием.

Например:

  1. (сущ. с предлогом) Алёша держит свои мысли в тайне . - Держит (как?, в чём?) в тайне ; синоним - в секрете.
  2. (наречие) Алёша втайне симпатизирует Оле. - Симпатизирует (как?, каким образом?) втайне ; синоним - тайно .

II. Наречия, оканчивающиеся на , в основном образовались суффиксальным способом от имён прилагательных и причастий: красивый (цвет) - (рисовать) красиво, ветреный (человек) - (поступать) ветрено, взволнованный (ребёнок) - (отвечать) взвалнованно .
В суффиксе таких наречий пишется одна буква Н, если они образованы от прилагательных с одной Н, и пишется НН, если они образованы от прилагательных и страдательных причастий с НН, например: ветрен ый человек - поступать ветрен о, путан ый ответ - отвечать путан о, запутанн ый ответ - отвечать запутанн о .
Такие наречия на в предложении омофоны кратких страдательных причастий или отглагольных прилагательных среднего рода, где в суффиксе пишется одна или две буквы Н.
Проверка - вопросы от главного слова в словосочетании к наречию или причастию. Наречия отвечают на вопросы как?, каким образом? , которые ставятся в основном от глагола, а краткие причастия и прилагательные среднего рода отвечают на вопрос каково? , который ставится от существительного. Сравните:

  1. Ученик отвечал (как?, каким образом?) запутанно. - Наречие, образовалось от причастия запутанный
  2. Ученик отвечал (как?, каким образом?) сбивчиво и путано . - Наречие, образовалось от отглагольного прилагательного путаный
  3. Моё дело (каково?) запутано (чем?) следствием . - Краткое причастие: есть зависимое слово
  4. Моё дело (каково?) сложно и запутанно. - Краткое отглагольное прилагательное: нет зависимых слов и не подразумевается производитель действия - существительное или местоимение в творительном падеже

III. В рекомендованном пособии подробно разобраны морфология наречия и вопросы правописания этой части речи. Здесь приведём сводную таблицу правописания наречий слитно, раздельно и через дефис. Слитное и раздельное написание наречий и наречных сочетаний, образованных от существительных см. выше.

Пишутся слитно Пишутся раздельно наречия, образованные соединением Пишутся через дефис наречия, образованные соединением
приставок и суффиксов с краткими и полными прилагательными:
добела, попусту, сгоряча, зачастую, напропалую
в с полным прилагательным, начинающимся с гласной буквы:
(говорить) в открытую
приставки по- и полных прилагательных и местоимений, изменяющихся по типу прилагательных; оканчиваются на -ому, -ему, -ски, -цки, -ьи :
по-новому, по-моему, по-свински, по-немецки, по-птичьи
приставок в и на
вдвое, натрое
предлога по с собирательными числительными:
по двое, по трое
приставки во- (в-) и порядковых числительных:
во-первых, в-пятых
приставок с вопросительными и указательными местоимениями:
отчего, почему
частиц -то, -либо,
-нибудь, кое-, -таки
и наречий:
куда-то, когда-либо, кое-где, всё-таки
приставок и наречий:
доныне, извне, послезавтра
предлогов с неизменяемыми словами в значении существительных:
на ура;
двух существительных с предлогами:
с глазу на глаз, точка в точку;
двух одинаковых существительных, одно из которых стоит в именительном, а другое в творительном падеже:
честь честью
повторением того же самого слова, основы или синонимичных слов:
еле-еле, точь-в-точь, нежданно-негаданно, подобру-поздорову
14.12.2011 44072 2751

Уроки 86-87. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Цели: показать некоторые закономерности слитного и раздель­ного правописания наречий; учить применять знания по морфоло­ гии к правописанию наречий; учить отличать наречие от сочетаний именных частей речи с предлогами.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснение учителя, работа с таблицей, словарная работа, тренировочные уп­ ражнения, конструирование словосочетаний и предложений.

Ход урока 1

I . Анализ практических работ по теме «Дефис в наречиях»

II . Проверка домашнего задания

Ученики по очереди зачитывают выписанные из художествен­ ных произведений предложения с наречиями, которые пишутся через дефис.

III . Изучение темы «Слитное и раздельное написание
приставок в наречиях, образованных от существительных
и количественных числительных»

1 . Слово учителя.

Мы уже наблюдали, что приставки в наречиях могут писаться через дефис (во-первых, по-лисьи, по-твоему, кое-кто, кое-что),

подробно разбирали рассматривали влияние приставок из- до-, с-, которые пишутся с наречиями слитно, на выбор суффикса -а.

Разберем другие возможные случаи слитного и раздельного написания приставок с наречиями. Предупреждаю, что это наибо­лее трудные случаи в правописании наречий, многое не поддается правилам, правописание некоторых наречий придется заучивать, запоминать.

2. Работа с таблицей.

Представим основные закономерности в виде таблицы, выпол­ ним ее на доске и в специальных тетрадях.

Раздельно

1. Наречия, образованные соеди­нением предлогов в и на с собира­тельными числительными {вдвое, натрое)

1. Наречия, образованные соеди­ нением других предлогов с соби­ рательными числительными (по одному, по двое, на троих)

2. Наречия, образованные приста­вочным способом от других наре­чий (доныне, напротив, насквозь, позавчера)

2. Предлоги с наречиями, обра­ зованными от существитель­ных, начинающихся с гласной (в охапку, в упор, до упаду)

3. Наречия, образованные при ставочно-суффиксальным спосо­ бом от прилагательных (вплотную, вкрутую, зачастую)

3. Предлоги с наречиями, образо­ ванными от прилагательных, начи­ нающихся с гласной (е открытую, в общем)

4. Наречия, образованные приста­ вочным способом от существи­тельных, если при них нет пояс­нительных слов (вначале, вверх, налицо)

4. Наречия, образованные от соче­таний существительных с предло­ гами (с ходу, с лету, за границей, заграницу, под мышками, из-под мышки)

5. Наречия в сравнительной сте­ пени (получше, покрасивее)

5. Наречия, образованные от соче­ таний двух существительных с предлогами (в конце концов, бок о бок, с глазу на глаз)

IV . Словарная работа

Запишите слова, помещенные в рамках на с. 118-119, приду­ майте с ними словосочетания.

До смерти (испугаться), (хватать) на лету, (подать) с нале­ту, (есть) на ходу, (прыгнуть) с разбегу, (остановиться) на миг, (понять) вмиг, (схватить) на скаку, (сделать) на глазок, (поднять) под силу, (сидеть) по двое, (разместиться) по трое.

V. Выполнение упражнений

1. Упражнение 257: комментированное письмо.

2.Упражнение 258: словообразовательная работа; работа со словарем.

3.Домашнее задание

1. §43.

2. Упражнение 259.

Ход урока 2

I. Лингвистическая разминка

Игра «Четвертый лишний»

Втрое, докрасна, под мышки, смолоду.

(Под мышки - пишется раздельно, остальные наречия слитно.)

Похуже, во-первых, неподалеку, вничью.

(Во-первых - пишется через дефис, остальные наречия слитно.)

II . Проверка домашнего задания

Упражнение 259: выразительное чтение текста; объяснение ор­фограмм (кроме наречий); в это время на доске один ученик выпи­ сывает наречия, подчеркивает их как члены предложения, объясняет орфограммы в наречиях, второй ученик делает словообразователь­ ный разбор и разбор слова облетевшей по составу.

III . Слово учителя (продолжение изучения темы)

Некоторые наречия сходны по звучанию с сочетаниями сущест­ вительных, прилагательных, числительных, местоимений, т. е. имен­ ных частей речи, с предлогами. Запишем несколько пар предложений и попытаемся понять, как отличить наречия от других частей речи. 1)5 начале четверти обычно не очень хочется заниматься.

Вначале подумай, потом делай. 2) Корни дерева уходят в глубь земли.

На завтрак ели яйца вкрутую. - Что общего в этих парах предложений и чем они отличаются? (Они содержат одинаковые или сходные по звучанию слова. В первых предложениях каждой пары - именные части речи с предлогами (в начале, в глубь - существительные, в кру­ тую - прилагательное: предлог относится к существитель­ ному гору.) Вывод: Судить о слитном или раздельном написаний слов мож но лишь в контексте, в предложении. Именная часть речи обязатель но имеет зависимое слово (в начале чего? четверти; в глубь чего? земли) или сама зависит от другого слова (в гору какую? крутую). Наречие же не имеет зависимых слов.

IV . Выполнение упражнений

1. Упражнение 260: конструирование словосочетаний и пред­ ложений:

По зимнему лесу, по-зимнему морозно; в верх дома, подниматься вверх; в дали моря, виднеться вдали; на встречу с другом, навстречу ветру,

2.,Упражнение 261: самостоятельная работа.

Домашнее задание 1- §43.

2. Упражнение 262.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

ОГЭ – 2015. Задание 4

Правописание приставок.

Правописание приставок

I . Неизменяемые приставки. Правописание таких приставок следует запоминать.

Список неизменяемых приставок:

О-: окликнул

Пример задания 4. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?

Ответ: входя

II . Приставки на з – с.

Правило: В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от произношения: перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с», перед звонкими согласными произносят [з] и пишут «з». Например: РАС-ПИЛИТЬ (П - глухая), РАЗ-БУДИТЬ (Б - звонкая).

Обязательно выучите приставки, которые оканчиваются на З-С: без-, бес-; воз-, вос-; вз-, вс-; из-, ис-; низ-, нис-; раз-, рас-; роз-, рос-; черес-, чрез- .

Ошибки, которые можно допустить при выполнении задания:

1. Если после приставки на З-С стоит гласная или Ъ, то на правописание данной приставки ни гласная, ни Ъ не влияют, т.к. З или С слышится в этом случае отчётливо. Например: РАЗузнать и БЕЗъядерный.

2. Нельзя выписывать слово с приставкой на З-С, после которой стоит гласная (безОшибочный), так как в этом случае согласная на конце приставки слышится отчётливо.

3. Правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок. Например, в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкая согласная, а во втором - глухая.

4. Приставку на З-С можно не заметить, если слово имеет две приставки. Например, в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости следующего после неё согласного.

5. Не путайте слова с приставками на З-С со словами, у которых корень созвучен с данными приставками.

Например:

приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться)

приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый)

приставка РАЗ- (РАЗбить) и корень -РАЗ- (РАЗительный), корень -РАЗН- (РАЗНица)

приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение)

приставка РОЗ- (РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый)

приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек)

приставка ВОЗ- (ВОЗдержаться) и корень -ВОЗ- (ВОЗница)

6. Не путайте следующие приставки:

ВЗ- (ВЗбежать) и ВЗО- (ВЗОбраться)

ИЗ- (ИЗбирать) и ИЗО- (ИЗОгнуть)

РАЗ- (РАЗбить) и РАЗО- (РАЗОгнуть)

7. В именах собственных тоже может быть приставка, оканчивающаяся на З-С. Например: село Разгуляй.

Пример задания 4. Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного звука.

(1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

(3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

Ответ: рассказывайте

III . Приставки при– и пре- . Правило: правописание приставок ПРИ- и ПРЕ- зависит от значения

Значения приставки при-

Запомни слова, правописание приставок в которых зависит от лексического значения:

1. ПРЕзирать врага (ненавидеть) - ПРИзирать, ПРИзреть котёнка (приютить)

2. ПРЕклонить голову (опустить вниз), колено (встать на колени) - ПРИклонить ветку к земле (приблизить, нагнуть)

Внимание! Слово ПРИКЛОНИТЬ употребляется в выражении ПРИКЛОНИТЬ ГОЛОВУ в том случае, если означает "приютиться; найти место, где жить". При этом слово ГОЛОВУ должно иметь зависимое слово, отвечающее на вопрос куда? где? к кому? Например: На старости лет некуда голову приклонить.

3. ПРЕтворить мечту в реальность (воплотить, осуществить) - ПРИтворить дверь (закрыть неплотно или тихо, осторожно)

4. ПРЕтерпеть неудобства (перетерпеть) - ПРИтерпеться к неудобствам (привыкнуть)

5. ПРЕступить закон (переступить, нарушить) - ПРИступить к занятиям (начать)

6. ПРЕбывать на вокзале (находиться) - ПРИбывать на вокзал (приехать)

7. ПРЕподать урок (посоветовать) - ПРИпадать к земле (прижиматься)

8. ПРЕходящие явление (временное, недолговечное) - ПРИходящий учитель (являющийся на время для исполнения обязанностей)

9. ПРЕдать друга (изменить, нарушить верность) - ПРИдать товарный вид (сделать)

10. ПРЕемник учёного (продолжатель) - слушать ПРИёмник (аппарат для приёма сигналов)

11. ПРЕуменьшать заслуги (очень уменьшать) - ПРИуменьшить вес (чуть-чуть уменьшить)

Пример задания 4. Из предложений 2–6 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».

(2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

(3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

(4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

Ответ: пришли

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

Правописание предлогов

Правописание частиц

Через дефис:

То,
-либо,
-нибудь,
-ка,
-тка,
-с,
-де,
кое- (кой-),
-таки (после наречий, глаголов и со словами все-таки, так-таки)

Раздельно:

же (ж)
бы (б)
ли (ль)
будто
дескать
как будто
почто что
после кое- следует предлог (кое с кем)
ведь
мол


Запомнить:

точно так же, то же самое, тот же, тотчас же, все так же, к тому же, то-то-ж.

Слитное и раздельное написание наречий

1. Наречия, в состав которых входят слова, в современном русском языке не употребляющиеся: вдребезги, натощак, исподтишка, исподлобья, вдогонку, дотла, запанибрата, насмарку, невпопад, понаслышке, спросонья, спозаранку, наспех, наугад, невдомёк.

2. Наречия, образованные соединением ПО, ОТО, ПОСЛЕ, НАс другими наречиями: послезавтра (после + завтра), навсегда (на + всегда), наскоро (на + скоро), позавчера (по + за + вчера), навряд ли (на + вряд ли), отовсюду (ото + всюду).

3. Наречия, оканчивающиеся на -УЮ: зачастую, вплотную, вручную, врассыпную, врукопашную. КРОМЕ : на боковую, на попятную, в открытую, на мировую.

4. Наречия с корнями –верх-, - низ-, -высь-, -глубь-, –даль-, -век-, -начал-, -врем-, если к ним нет пояснительных слов:

· Посмотрел наверх посмотрел на верх (чего?)колонны.

· Подумай сначала (нет пояснительного слова) –

с начала (чего?) учебного года.

· Смотрел вдаль (нет пояснительного слова) – смотрел в даль (чего?)горизонта.

5. Наречия, образованные соединением В, НА с собирательными числительными: втроём, всемером, надвое, втрое.

ЗАПОМНИ: по двое, по трое, по одному, поодиночке.

6. Наречия с В и конечным слогом КУ: вдогонку, всухомятку, вприпрыжку .

ИСКЛЮЧЕНИЯ : в диковинку, в рассрочку, в насмешку.

7. Наречия, если приставкой и существительным, от которого образовано наречие, не может быть без изменения смысла вставлено прилагательное, числительное, местоимение: вслух, назло и др.

8. Наречия, образованные соединением предлогов-приставок с прилагательными: подолгу (по + долгий), изредка (из + редкий), досыта (до + сытый), слева (с + левый), помногу (по + многий).

1. Наречия, если предлог-приставка оканчивается на согласную, а исходное слово начинается на гласную букву : в обход, в обтяжку, без оглядки, без удержу, в упор, в отместку .

2. Наречия на –АХ, обозначающие состояние, место, время: в сердцах, в головах, в потёмках и др.

КРОМЕ: впотьмах, второпях, впопыхах.

3. Наречия, правописание которых нужно запомнить: до смерти, до упаду, на лету, с налёту, с лёту, на ходу, с размаху, с разбегу, на миг (НО вмиг), на скаку, на глазок, под силу, по двое, по трое, за границу, за границей, под мышкой.

Слитное написание наречий

Слитно пишутся наречия, образованные приставочным или приставочно-суффиксальным способами от существительных с пространственным и временным значениями (верх, низ, перед, зад, бок, высь, глубь, даль, близь, ширь, век, начало )

Например: верх → в верх, в верху , до верху , к верху , на верх, и т. д.;

низ → в низ, в низу , с низу и т. д.;

бок → в бок, на бок, с боку (но: под боком, бок о бок)

высь → в высь

глубь → в глубь

даль → в даль, в дали , поо даль;

близь → в близи ;

ширь → в ширь;

начало → в начале , по началу , с начала ;

век → в век, во век, во веки , до веку , на век, на веки (но: во (на) веки веков, из века в век).

Следует различать наречия, которые пишутся слитно, и совпадающие с ними по звучанию словосочетания существительных с предлогом, пишущиеся раздельно.

наречие сущ.

Сравните: подняться (куда?) наверх - забраться на верх (чего?) высокого дерева.

Слитно пишутся наречия, образованные с помощью приставок в-, на- от собирательных числительных.

Например: в двое, в трое, в четверо, в десятеро,

на двое, на трое,

в двоём, в троём, в четвером, в десятером;

(но: на троих, на пятерых и др.)

Слитно пишутся наречия, образованные от существительных, с первой частью впол- . Например: впол голоса, впол оборота, впол силы, впол уха, впол цены и др.

Обратите внимание: раздельно пишутся созвучные наречиям сочетания предлога в и сложного слова с первой частью пол- и второй частью - названием единицы измерения. Например: высотой в полметра, весом в полтонны.

Правописание наречных сочетаний, включающих в свой состав имена существительные и числительные.

Раздельно пишутся без, до, под, при и про с формами имен существительных (в том числе не употребляющимися вне этих сочетаний).

Например:

без конца, без напряга, без обиняков, без продыху, без разбору, без спросу, без умолку, без устали;

до зарезу, до неузнаваемости, до отвала, до полусмерти, до смерти, до упаду, до чертиков.

Не забывайте , что до- со словами пространственного и временного значения пишется слитно (доверху, донизу ).Запомните, что слитно с до- пишется наречие дотла .

под боком, под вечер, под ключ, под конец, под откос, под ручку, под силу, под стать, под утро, под шумок (но: пишутся слитно подчас, подряд, подшофе );

при смерти, при деньгах;

про запас.

Раздельно пишутся наречные сочетания, состоящие из предлога-приставки с и формы родительного падежа существительного на -у(-а ) .

Например:

с виду, с голоду, с испугу, с лёту, с маху, с наскоку, с перепугу, с разбегу, с разгону, с размаху, с ходу;

с испуга, с лёта, с наскока, с перепуга, с разбега, с разгона, с размаха.

Запомните : пишутся слитно сразу, сроду, сплеча ;

Не забывайте, что наречия, образованные от существительных с пространственным и временным значением, пишутся слитно, например: сбоку, сверху, снизу, сначала.

Раздельно пишутся наречные сочетания предлогов-приставок в и с со второй частью, начинающейся с гласных.

Например:

в обмен, в обнимку, в обрез, в обтяжку, в одиночку, в одночасье, в отместку, в охапку, в охотку, в убыток, в угоду, в укор, в упор, в упрёк;

с иголочки, с изнанки, с оглядкой, с опаской, с охотой, с умом, с умыслом.

Раздельно пишутся наречные сочетания предлога по с собирательными числительными.

Например: по двое, по трое, по пятеро.

Раздельно пишутся наречные сочетания, образованные повторением существительных или числительных с предлогом и пишущиеся в три или четыре слова.

Например:

бок о бок, с боку на бок, с глазу на глаз, с часу на час, нога в ногу, след в след, рука об руку, из рук в руки, из века в век, из года в год, раз за разом, раз на раз, из раза в раз, душа в душу, слово в слово, один на один, двое на двое, трое на трое.

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
  2. Наречие как часть речи ().
  3. Наречие как часть речи ().
  4. Части речи в русском языке ().

Домашнее задание

Упражнения № 261, 262. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Перепишите и раскройте скобки.

(В)дали виден лес - (в)дали голубой скрылся пароход; (в)высь поднимается дым - (в)высь небесную взлетел голубь; (в)век не забыть мне друга - (в)век электроники; (в)накидку носит пальто - (в)накидку из парчи одета; (во)время прийти - (во)время летнего отпуска; (к)верху поднять голову - (к)верху палатки прикрепить флажок; (на)лицо были ошибки - (на)лицо упала прядь волос; (на)завтра будет веселье - (на)завтра перенести совещание; (на)верх подняться - (на)верх горы взобраться.

Задание № 2. Перепишите, раскрывая скобки.

В тайге темнеет быстро. И несмотря на то, что мы это знали, все-таки темнота застала нас (в)расплох. Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы (мало)помалу продвигались (в)перед. Было совершенно темно, но, как ни странно, от прожорливых комаров и мошек спасения не было так же, как и днем.

Целый день мы шли (в)низ по течению реки, но река исчезла в темноте, где(то) (с)лева, и нам приходилось идти (на)угад. К счастью, до ближайшей охотничьей избушки оставалось, (по)видимому, недалеко. И действительно, когда мы (по)одиночке перешли по узкой жердочке, брошенной через топкий лесной ручей, и поднялись в гору, мы оказались перед избушкой. Не теряя ни минуты и в душе радуясь, что расчет наш оправдался и мы (в)пору добрались до места, мы без устали рубили хвою, пилили ножовкой небольшие ветки и клали их (крест)накрест. Товарищ мой уже не смотрит (ис)подлобья и даже начинает читать стихи, которые учил когда(то) (на)память.

С тихим шорохом ветер раскачивает вершины старых кедров, как будто предвещая (на)завтра дождь, и где(то) (в)дали кричит какая (то) ночная птица.