В каком городе высоцкий пережил клиническую. Почему умер Высоцкий? Нижегородский поклонник барда озвучил сенсационную версию

Владимир Высоцкий стал легендой советских музыки, театра и кинематографа. Песни Высоцкого стали классикой и неоспоримыми вечными хитами. Его творчество очень сложно классифицировать, так как он выходит за рамки и расширяет их. Обычно Высоцкого относят к бардовской музыке, но при этом его манера исполнения и тематика текстов совершенно отличались от принятых в бардовской среде. Сам музыкант тоже открещивался от этого движения.

Первый канал

Детство и юность

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в огромной коммуналке. Отец поэта – бард и актер, уроженец Киева, ветеран ВОВ, а мама - переводчик-референт. Когда началась война, Владимиру Семеновичу было всего четыре года, поэтому мама приняла решение уехать с сыном в Оренбургскую область. Там Высоцкий жил около двух лет, а после эвакуации семья вернулась обратно в Москву.

Спустя два года по окончанию войны родители разошлись. В девятилетнем возрасте Владимир Высоцкий попал в оккупированную послевоенную Германию, поэтому его детство нельзя назвать радужным, в отличие от сверстников, находящихся в столице СССР. Будучи в Германии, Володя посещал уроки игры на фортепиано. Его мама вышла замуж во второй раз, с отчимом Высоцкий был в непростых отношениях. Родной отец также женился во второй раз, но с мачехой у музыканта сложились отношения лучше.


Kulichki.com

Вернулся в Москву молодой поэт в 1949 году, поселившись с отцом и его женой. Именно там состоялось знакомство Высоцкого с музыкой, а точнее, с веселой молодежью 50-х годов, которая подтолкнула его к пению. Первые аккорды Владимира Семеновича – это мотивы блатной романтики, популярное направление для тех, чье детство прошло в период войны. По вечерам компании собирались, чтобы поиграть на гитаре песни о Колыме, Воркуте и Мурке. Тогда у Владимира Высоцкого начался серьезный роман с гитарой.

В возрасте 10-ти лет Владимир Семенович начал посещать драматический кружок. Тогда он еще не совсем понимал, что его будущее принадлежит театру. Окончив школу, Высоцкий поступил в московский строительный, но через полгода осознал, что попал «не туда» и бросил учебное заведение.


Humus.livejournal.com

По легенде, Владимир сделал это внезапно и достаточно эксцентрично. Всю новогоднюю ночь будущий актер вместе с однокурсником провели за подготовкой к сессии, делали чертежи, без которых нельзя было получить допуск к экзаменам. После нескольких часов кропотливой работы чертежи были готовы – и тут Высоцкий схватил со стола банку туши и вылил на свой лист. Владимир понял, что больше не может находиться в этом учебном заведении, а оставшиеся полгода решил потратить на подготовку к новому поступлению.

После этого молодой харизматичный парень поступил во МХАТ и уже через три года дебютировал на театральной сцене в учебном спектакле «Преступление и наказание». Затем Владимир Семенович сыграл первую небольшую роль в киноленте «Сверстники».

Театр

После выпуска со школы-студии МХАТ Высоцкий поступил на работу в театр им. Пушкина. Вскоре актер ушел в Театр миниатюр, играя там в маленьких эпизодах и массовке, что большого энтузиазма не вызывало. Были также неудачные попытки пробиться в театр «Современник».


РИА Новости

В итоге по душе Владимиру Семеновичу пришелся Театр на Таганке, в котором до самой смерти он и трудился. Здесь Высоцкий примерил образы Гамлета, Пугачева, Свидригайлова и Галилея. Вместе с Театром на Таганке актер много гастролировал, он практически объехал весь мир, выступал во Франции, Польше, Германии, Венгрии и Болгарии, несколько раз смог съездит в США, побывал в Мексике, Канаде и на Таити.

Музыка

Тексты к песням Владимир Высоцкий писал сам. Первые стихи Высоцкий написал еще в школе. Стихотворение «Моя клятва» молодой поэт посвятил Сталину и в лирической манере скорбел о смерти вождя. Первой песней сам Высоцкий называет «Татуировку», которая была исполнена в Ленинграде в 1961-м году. Эта песня начала в творчестве поэта цикл дворовых, «блатных» произведений.

Несмотря на заявления самого исполнителя, существует другая его песня, датированная годом раньше. Эта песня называется «49 дней». Она написана о подвиге российских солдат, которые дрейфовали по Тихому океану. Стихи были посвящены благородной теме, но это не заставило Высоцкого полюбить свое творение. Он называл эту песню пособием для халтурщиков и отзывался о ней очень негативно. По мнению автора, можно насочинять множество таких стихов, просто открыв рубрику актуальных событий в любой газете и переписав фамилии. Для поэта было важно пропускать творчество через себя, поэтому «халтурную» песню «49 дней» он не признавал.

Авторское вдохновение Владимир Высоцкий черпал у , которого до последнего дня своей жизни считал своим наставником. «Песня о Правде и Лжи» была посвящена именно ему. Писать музыку и тексты песен актер начал в 60-х годах. Первые слушатели не оценили «дворовые» мотивы музыканта, да и самому Высоцкому они не особо нравились. Как музыкант Владимир Семенович созрел немного позже. В 1965 году песня «Подводная лодка» стала знамением того, что юношеское творчество раннего поэта закончилось. Позже актер писал песни для кинолент, в которых снимался сам и принимал активное участие в их создании.


Rock Cult

В 1968-м году вышла первая грампластинка с авторскими песнями Высоцкого. Это был сборник его песен к кинофильму «Вертикаль», включая впервые прозвучавшую в этой картине, а позже ставшую одной из визитных карточек музыканта «Песню о друге».

В 1975-м году впервые, и, как потом оказалось, в последний раз, в официальном советском сборнике было опубликовано стихотворение Высоцкого. Посчастливилось стиху «Из дорожного движения». В этом же году музыкант записал новую пластинку «В.Высоцкий. Автопортрет». Это был крупный сборник, с авторскими отступлениями перед каждой песней и аккомпанементом на трех гитарах. Но запись вышла лишь частично и только после смерти автора.

В 1978-м году Владимир Высоцкий получил высшую категорию вокалиста-солиста эстрады. Это показало, что Министерство культуры признает творчество Высоцкого и готово признать его профессиональным исполнителем.


ТВ Центр

В 1979 году музыкант много гастролировал, он выступил в Нью-Йорке и Торонто. Песни Высоцкого настолько впечатлили слушателей, что в законопослушной Америке в том же году без разрешения самого певца вышла пиратская запись концерта с перепутанным порядком композиций.

В этом же году Владимир Высоцкий поучаствовал в создании известного самиздатного альманаха «Метрополь». Это было неподцензурное издание, сборник текстов тех авторов, которые не могли печататься официально. Всего вышло 12 экземпляров, но один из них кто-то смог нелегально вывезти в США, где альманах был опубликован официально.

Высоцкий продолжал гастролировать. Во Франции он познакомился с цыганским музыкантом, в дуэте с которым исполнил множество песен и романсов. Певцы планировали записать пластинку, но Владимир не успел этого сделать.

В последние годы жизни артист не переставал давать концерты. Он выступал в Ленинграде, Калининграде и Москве, продолжал играть Гамлета в Театре на Таганке.

В репертуаре музыканта и поэта более 600 песен, а также около 200 стихов. Его концерты посещали толпы поклонников. Творчество Владимира Высоцкого по сей день не теряет актуальности. Музыкант дал больше полутора тысяч концертов по всему миру. Еще при жизни Высоцкий выпустил 7 собственных альбомов и 11 сборников песен других музыкантов в его исполнении.

Точную дискографию всех альбомов и сборников, в которых участвовал Высоцкий, создать практически невозможно, так как их издавали в разных странах, изымали из продажи, переписывали. После смерти Высоцкого его песни продолжали выходить на пластинках.

Фильмы

В биографии Владимира Высоцкого в равной степени переплетались театр, кино и музыка. Свою первую, эпизодическую роль в фильме «Сверстницы» Высоцкий сыграл еще во время учебы во МХАТе. Но по-настоящему кинематограф открыл Владимира Семеновича как актера в 1961 году, после съемок в киноленте «Карьера Димы Горина». Потом последовал «713-й просит посадку» и другие фильмы. Но главных ролей так и не было, Высоцкий начал злоупотреблять алкоголем. Это многое перевернуло в худшую сторону.

Серьезный успех настал только в 1967-ом с выходом фильма «Вертикаль», к которому он написал все песни. О Высоцком тут же узнала вся страна, одновременно и как об актере, и как о музыканте.

Песни Высоцкого были раскритикованы в ЦК КПСС и подчиненной прессе. Высоцкий не мог этого проигнорировать и после едкий статей на тему, о чем поет Высоцкий, направил в Центральный Комитет письмо, где назвал эту критику резкой и бездоказательной.

Кумир миллионов Владимир Высоцкий стал презренным советской власти. Ему часто отказывали в ролях, а песни не выходили в эфир, поэтому на протяжении 70-х годов актер мало снимался. В Театре на Таганке его то увольняли за пьянство, то снова утверждали на главные роли. Высоцкий несколько раз чуть ли не «загремел» на тот свет из-за слабого сердца, переутомления и продолжительных запоев. Но в то же время, именно в этот период Высоцкий сыграл своего Гамлета, который запомнился миллионам. Самую сложную и притягательную роль Владимир воплотил в своей особой манере и бесконечно талантливо.

На телевидении вышла эстонская передача, посвященная Высоцкому, «Парень с Таганки». Это было первое появление артиста на телевидении не в художественном фильме. Об актере много писали и снимали. О нем вышла статья в журнале «Театр», позже Высоцкого позвали выступить на французском телеканале, где он исполнил свою биографическую «Балладу о Любви». Но по Центральному телевидению ни одно интервью или концерт Владимира Высоцкого при его жизни показаны не было. Иногда были попытки записать интервью для Центрального телевидения. Например, Высоцкий беседовал с Валерием Перевозчиковым, но впоследствии пленку с передачей смыли, не оставив ничего, кроме небольшого финального фрагмента на несколько минут.

Знаковой ролью для Владимира Высоцкого стала работа в многосерийной картине «Место встречи изменить нельзя», где актер сыграл «своего» любимого героя – Глеба Жеглова, а также выступил в роли режиссера. В этой киноленте песни Владимира Семеновича не звучат, хотя изначально он изъявлял такое желание. Тогда режиссер был против такой креативности, так как, по его мнению, харизматичный Высоцкий мог затмить образ своего героя.

Владимир Высоцкий очень хотел сняться в американском фильме «Красные». Он записал видеообращение к Уоррену Битти, который должен был стать режиссером фильма. Но запись в США так и не дошла.

Личная жизнь

Когда Владимир Семенович учился на первом курсе МХАТа, он познакомился с сокурсницей , которая в итоге стала его первой женой в 1960 году. Брак не продлился долго, супруги часто ссорились и, не прожив вместе и года, развелись.

Второй женой актера стала . Они познакомились через год после развода Владимира Семеновича с первой женой. В этом браке Абрамова подарила музыканту двоих детей, что не смогло спасти семью, и уже в 1968 году пара также разошлась. Оба сына Высоцкого впоследствии тоже стали артистами и связали свою жизнь с кино. Младший сын, управляет Государственным культурным центром-музеем В.С. Высоцкого.


Woman.ru

В третий раз Высоцкий женился на , которую впервые увидел в киноленте «Колдунья» и сразу влюбился в актрису. Многие годы музыкант мечтал о красивой женщине, пересматривая картину с ее участием. Их знакомство все-таки свершилось. Однажды, после просмотра спектакля Высоцкий посетил ресторан, где как раз отдыхала Влади. Тогда мужчина прямиком направился к ней, взял за руку и долгое время не сводил с Марины глаз. В 1970 году Влади и Высоцкий поженились.

Личная жизнь Владимира Высоцкого тогда перевернулась, осуществилась его давняя мечта. Так продолжалось 10 лет, до самой смерти музыканта. На протяжении этого срока Марина Влади оставалась для актера не только любимой женщиной, опорой, но и главной музой.


AdMe.ru

Но и в этой семье все было не так гладко. У Высоцкого была скандальная репутация, о нем и его женщинах ходило множество слухов. Уже в наше время в биографии «Высоцкий. Спасибо, что живой» рассказывается о романе артиста с некой Татьяной Ивлевой в последние годы жизни. Девушки с таким именем никогда не существовало, но это вовсе не значит, что знаменитого музыканта оболгали и приписали женатому мужчине несуществующую любовь на стороне.

Последней любовью Высоцкого стала студентка Оксана Афанасьева. Он влюбился случайно и с первого взгляда. Как позже рассказала, Оксана он стал ее первой и, наверное, единственной настоящей любовью. Разница между влюбленными была больше 20-ти лет. Оксана была дочкой известного литератора, поэтому не испытывала никакого трепета перед известными личностями, гораздо больше она боялась, что для популярного музыканта с репутацией алкоголика и бабника она станет только развлечением. Но это были настоящие чувства с нежными ухаживаниями и восхищением.


Woman.ru

Жена Высоцкого в это время жила своей жизнью в Париже, но знала о любовнице мужа. Оксана даже переселилась в квартиру к Владимиру, она знала, что тот женат, но воспринимало это как что-то далекое и не значимое. Музыкант изменял и ей. Владимир Высоцкий не скрывал своих отношений, открыто знакомил девушку со своими друзьями и коллегами.

Смерть

Владимир Высоцкий, несмотря на уверенный вид и высокий рост, не отличался крепким здоровьем. Сложно сказать, были ли к этому врожденные предпосылки или роль сыграла склонность артиста к алкоголю. Высоцкий курил по пачке сигарет в день и много лет был зависим от алкоголя. Он был творческой личностью, но его произведения постоянно критиковали, давили и откладывали. При всем при этом он помог бросить или хотя бы закодироваться многим своим известным друзьям. Он ловил их по городу в периоды обострений, уговаривал, давал привезенные Мариной из Франции таблетки. Так он вытащил по меньшей мере Даля и Ливанова. Многие знакомые музыканта утверждают, что в последние годы жизни и сам Высоцкий перестал употреблять алкоголь.


HitGid

Тем не менее, долгое время у Высоцкого были проблемы с сердцем и дыханием

Первый серьезный приступ произошел в 1969-м году. У Высоцкого пошла кровь горлом, скорую вызвала испуганная жена. По началу, врачи даже отказались госпитализировать музыканта, считая его случай смертельным, но Влади перегородила им дверь и угрожала дипломатическим скандалом. Высоцкого спасла настойчивость жены и то, что медики узнали известного певца и актера. Операция длилась 18 часов.

Алкогольная зависимость имела свои последствия, вызывая болезни почек и сердца. Врачи пытались бороться с особо тяжелыми состояниями веществами наркотического ряда. Неизвестно стало ли это причиной зависимости или музыкант сам решил, что наркотики помогут ему отказаться от алкоголя и справиться со своей болезнью, но факт остается фактом: к середине 70-х у Высоцкого развилась наркозависимость. Он постоянно увеличивал дозы морфия и амфетамина, к 1977-му Высоцки уже не мог жить без ежедневного употребления наркотических веществ. На тот момент музыкант уже был обречен, попытки лечение не возымели действия и Высоцкому предсказывали смерть в течение нескольких лет либо от передозировки, либо от абстиненции.


ThePlaCe.ru

В 1979 в Бухаре Высоцкий возможно пережил клиническую смерть. Биографы до сих пор спорят насчет этого факта.

25 июля 1980 года Владимир Семенович Высоцкий скоропостижно скончался. Смерть наступила во сне в квартире, где проживал музыкант. Артист метался по комнате и сказал матери, что знает, что умрет в этот день. Он уснул только после укола успокоительного и умер во сне.

По просьбе близких вскрытие не проводилось, поэтому точная причина смерти Высоцкого так и не установлена. По нескольким источникам можно предполагать, что поэт, музыкант и талантливый актер умер от инфаркта миокарда или от асфиксии вследствие передозировки седативными средствами.

Друзья и супруга признавали, что Высоцкого убили наркотики, но опосредовано, передозировку никогда не упоминают в качестве вероятной причины смерти.


Русский Курьер

В газетах и по телевидению практически не афишировали смерть Владимира Высоцкого. Это произошло не столько из-за того, что он был неугодным власти поэтом, сколько из-за самой даты смерти. Высоцкий умер во время летней Олимпиады в Москве. Никто не хотел портить такое крупное международное событие некрологом. Сообщение о смерти актера вывесил в окошке кассы Театр на Таганке, и вокруг театра практически мгновенно собралась огромная толпа. Никто из купивших билеты на несостоявшиеся выступления Высоцкого не сдал их.

Информация о похоронах активно замалчивалась, но на прощание с музыкантом, казалось, пришел весь город. Как позже описала это Марина Влади, так не хоронили даже королей. Чтобы попасть на Ваганьковское кладбище гроб с Высоцким должен был проехать мимо Кремля. Официальные власти попытались смыть цветы и сбить портрет, чтобы не было видно, кого несут через центр Москвы, но до этого тихо скорбящая толпа грудь встала на защиту процессии. Люди зонтиками закрывали цветы, кричали на полицейских. Фотографии этого беспорядка обошли весь мир.


Русский Курьер

Для того, чтобы великого музыканта могли похоронить недалеко от входа, директору кладбища пришлось пожертвовать своей должностью. Могила Высоцкого оказалась просто завалена цветами. Поклонники гения не забывали о нем многие годы. До сих пор многие почитатели Высоцкого посещают его последнее пристанище и оставляют цветы. В 1985-м году стандартное надгробие сменил памятник музыканту. Статуя перекликается с его песней «памятник» и изображает человека, пытающегося вырваться из каменной оболочки и из цепей творческих канонов.

Фильмография

  • Сверстницы
  • Карьера Димы Горина
  • Живые и мёртвые
  • Война под крышами
  • Служили два товарища
  • Четвёртый
  • Бегство мистера Мак-Кинли
  • Знаки зодиака
  • Их двое
  • Место встречи изменить нельзя

Марк Цыбульский (США) (Copyright © 2003)

ПОЧЕМУ УМЕР ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ

Заметки врача

В газете "Взгляд" (Сан-Франциско, США, 23-29 января 1999 года, № 337) был опубликован материал под заголовком "Почему умер Владимир Высоцкий", представляющий собой сокращённый вариант беседы журналиста В.Перевозчикова с хорошо знавшим Высоцкого доктором С.Щербаковым. За последние девять лет это интервью (так же, как и беседы того же журналиста с коллегами Щербакова Л.Сульповаром и А.Федотовым) было перепечатано более десяти раз на пространстве от Сыктывкара до Сан-Франциско.

Меня всегда удивляло: почему такой жгучий интерес вызывает описание последних дней жизни Высоцкого, и почему никто из пишущих о нём ни разу не попытался выяснить, а что же, собственно, привело человека к смерти в 42 года?

Ответ, вроде бы, лежит на поверхности - алкоголизм и наркомания. Именно так отвечают и В.Перевозчиков, автор книги "Правда смертного часа" (Москва, 1998 г.), и П.Солдатенков, создатель документального фильма "История болезни".

Да, разумеется, Высоцкий страдал и тем, и другим, но это ещё не ответ на вопрос, ибо неясно, - а что привело его к этим недугам? Обычно говорят: официальное непризнание, отказ в праве называться поэтом, невозможность делать в искусстве то, что хотелось бы.

Да, конечно, и это тоже, но, осмелюсь заметить, не это главное. Не забудем, что впервые Высоцкий лечился от алкоголизма в мае 1964 года. В то время на его счету не было ещё ни одной значительной театральной роли, а самой серьёзной была песня "На братских могилах", которая, несмотря на все её достоинства, вряд ли может быть причислена к поэтическим вершинам Высоцкого.

Я - врач, специализирующийся в психиатрии. С одной стороны, мне легче других оценить душевные проблемы Высоцкого. С другой же, - существуют этические принципы. Врач-психиатр попросту не имеет права ставить диагноз на основании рассказов других людей, для этого необходимо тщательное обследование больного. Так что данные заметки следует рассматривать как личное мнение психиатра, отдавшего более двадцати лет изучению жизни Владимира Высоцкого, и ни в коем случае не придавать им значения истины в конечной инстанции.

Возможно, что кто-то из моих коллег не согласится с моим предположением, основанным на изучении литературы, посвящённой Высоцкому. А предположение такое: я считаю, что Владимир Высоцкий страдал заболеванием, известным в современной американской психиатрии под именем Bipolar Affective Disorder (BPAD), а в Советском Союзе носившем название "маниакально-депрессивное состояние".

Чтобы читателю, далёкому от психиатрии, были понятны дальнейшие рассуждения, я должен хотя бы в самых общих чертах пояснить, что представляет собой это заболевание, которым, к слову сказать, страдали личности и неординарные, вроде премьер-министра Великобритании У.Черчилля, и даже гениальные, - например, Моцарт и И.-С.Бах.

Для постановки диагноза BPAD требуется наличие хотя бы одного эпизода мании либо гипомании (о диагностических признаках этих состояний и об их отличиях друг от друга я расскажу ниже). Обычно, наряду с эпизодами мании больные страдают от периодической депрессии. Заболевание может протекать очень тяжело, особенно если периоды нормального настроения между двумя приступами болезни коротки (это случается при так называемых "быстрых" циклах). Не случайно наибольшее число самоубийств, включая неудавшиеся суицидальные попытки, приходится на долю страдающих данной патологией. Не случайно и другое: процент наркоманов и алкоголиков среди больных BPAD значительно превышает показатели общей популяции. И это, конечно же, объяснимо: больные пытаются лечить себя сами. Страдающие депрессией взвинчивают себя стимуляторами, вроде эфедрина и кокаина, а находящиеся в состоянии мании стараются алкоголем либо препаратами морфинового ряда успокоить бешено работающий мозг.

Всё это было бы не так страшно, если бы не развивающаяся весьма быстро лекарственная зависимость: алкоголь и наркотики делаются необходимыми уже вне зависимости от течения основного психиатрического заболевания.

Что представляет собой депрессия, понятно из общих соображений. О мании же следует сказать особо. Согласно современной американской классификации, к симптомам мании относятся:
- повышенное самоуважение, ощущение грандиозности своих замыслов,
- пониженная потребность в сне (2-3 часа сна - и больные чувствуют себя прекрасно отдохнувшими),
- повышенная потребность говорить (иной раз больного невозможно перебить),
- полёт идей: мысли бегут, сменяя друг друга, так что больной не может сконцентрироваться на чём-то одном (так сказать, "эскадрон моих мыслей шальных"),
- рассеянность,
- способность работать долгие часы, не ощущая усталости,
- удовлетворение своих потребностей без оценки возможных последствий (например, трата сумм во много раз больших, чем больной может себе позволить, вождение машины на огромной скорости, неразборчивость в половых связях и т.д.).

При этом больной испытывает эйфорию либо, наоборот, постоянное раздражение.
Признаки гипомании те же, но выражены они слабее и продолжаются меньше (до четырех дней, в отличие от полной мании, которая без лечения может продолжаться неделю, две или даже дольше.) Иной раз окружающие даже не замечают, что больной находится в состоянии гипомании. Кстати, многие пациенты считают это состояние наилучшим. Они стараются принимать медикаменты в дозах меньших, чем предписано психиатром, дабы удержать себя в гипомании. К сожалению, дело обычно кончается срывом в полную манию.

А теперь попробуем соотнести изложенное выше с известными нам фактами биографии Высоцкого и подумаем, допустимо ли предположение о наличии у него маниакально-депрессивного состояния.

Как сказано выше, впервые Высоцкий на лечении от алкоголизма оказался в мае 1964 года. Было ему тогда 26 лет. Будем откровенны - в этом возрасте выпивают (и, иной раз, весьма прилично) процентов девяносто российских мужчин, и при этом никаких неприятностей со здоровьем не имеют. Высоцкий же так рано стал алкоголиком. Почему? Ведь ни мать, ни отец, ни довольно многочисленные родственники по мужской линии (о родственниках матери известно меньше) этим недугом не страдали, так что на отягощённую наследственность сослаться нельзя. С другой стороны, известно, что BPAD обычно начинается в 20-25 лет. Разумеется, это не даёт оснований решительно заявить, что Высоцкий пытался смягчать алкоголем маниакальные состояния, но как рабочую гипотезу принять такое предположение допустимо.
Досаднее всего, что эта мысль долго не посещала психиатров, лечивших Высоцкого. По воспоминаниям врача-психиатра М.Буянова, общавшегося с Высоцким, когда тот во второй раз попал на лечение от алкоголизма (ноябрь 1965 г.), заведующая отделением сказала: "Высоцкий - отпетый пьяница, такие способны на всё", а лечащий врач добавила: "Вначале ему ставили "психопатию, осложнённую бытовым пьянством", но вскоре сменили диагноз на "хронический алкоголизм"". 1*

Диагноза "психопатии" в современной психиатрии не существует. В Советском Союзе этот диагноз, так же как и "вегетососудистая дистония" в терапии, служил своего рода "мусорной корзиной", куда автоматически "сбрасывались" все заболевания, в которых врачи не сумели разобраться.
Заметим, однако, что какие-то подозрения о наличии у Высоцкого психопатологии у врачей всё-таки были. Лечили же Высоцкого в психиатрических больницах только от алкоголизма. На какое-то время это давало результат, но основная болезнь развивалась по своим законам.

Неизвестно, к какому именно году, но, во всяком случае, к началу их совместной жизни с Высоцким (конец 1960-х - начало 1970-х гг.) относятся такие строки, написанные Мариной Влади в книге "Владимир, или Прерванный полёт": "...Твоё состояние начинает наконец беспокоить собутыльников. Сначала им так приятно быть с тобой, слушать, как ты поёшь... Но всегда наступает время, когда, наконец уставшие, протрезвевшие, они видят, что вся эта свистопляска оборачивается кошмаром. Ты становишься неуправляем, твоя удесятерённая водкой сила пугает их, ты уже не кричишь, а воешь". 2*

Здесь спутана причина со следствием: огромные дозы алкоголя выпивались Высоцким не для поддержания энергии, а для её подавления, - но основная идея верна. Находиться рядом с больным в состоянии мании трудно, тем более трудно принимать участие в кутежах - силы неравные.
Бывал ли Высоцкий в состоянии депрессии? Опять-таки, точных данных у меня нет, могу лишь предположить, что ответ на этот вопрос будет положительным.

В самом конце 1969 или же в начале 1970 г. (установить точнее не представляется возможным) Высоцкий, находясь в Одессе, приехал на теплоход "Грузия", которым командовал его друг А.Гарагуля. Каким было это время в жизни Высоцкого? Ответим так: нелёгким, но и не самым худшим. Последствия зубодробительных статей в советской прессе (всем памятна "О чём поёт Высоцкий?", но были и другие) ещё чувствовались, но всё-таки, мало-помалу Высоцкого стали приглашать на выступления, что было не только приятно для самолюбия, но и весьма ощутимо помогало в финансовом плане. В театре Высоцкий получил ещё одну главную роль - лётчика Янг Суна в "Добром человеке из Сезуана", - роль, о которой он долго мечтал. За 1969 год было написано более пятидесяти (!) поэтических произведений, в числе которых "Человек за бортом", "Ноль семь", "Сыновья уходят в бой" и другие. Отношения с Мариной Влади, возможно, не всегда были гладкими, но дело шло к свадьбе (бракосочетание состоялось 1 декабря 1970 г.). Так что, в целом, всё хорошо?

Плохо! Записка к капитану Гарагуле, которого не оказалось ту ночь на борту, заканчивается словами: "Толя! Мне очень плохо! Толя! Худо мне! Наверное, надо кончать! Кончать всё!". 3*
Не свидетельствует ли этот текст, что записка написана в состоянии тяжелейшей депрессии, когда автор её всерьёз подумывал о самоубийстве?

Но вот, наконец, кто-то по-настоящему задумался о состоянии Высоцкого и назначил, как я понимаю, абсолютно правильное лечение. Читаем в дневниках актёра В.Золотухина: "19.02.71 г. Володя во Владивостоке, улетел к китобоям. Сказал Митте (А.Митта - кинорежиссёр - М.Ц.) - на 5 дней. Объяснил так: "Принимая депрессант, я не могу репетировать. Бросил принимать - поднялось возбуждение. Надо лететь"". 4*
В.Золотухин допустил неточность медицинского характера: депрессантов в медицине нет, - есть антидепрессанты, - хотя, конечно, существуют препараты с депрессивным эффектом. В данном же случае речь, очевидно, идёт о препарате из группы стабилизаторов настроения. Эти препараты используются при лечении BPAD.
Даже сегодня выбор у психиатров относительно невелик, а тогда, в 1971 году, в распоряжении у них был только литий. Литий и теперь используется чаще других медикаментов этой группы, хотя у него немало побочных эффектов (возможно, были они и у Высоцкого).
В остальном же объяснение Высоцкого, приводимое Золотухиным, как будто списано из медицинского учебника. Для человека, побывавшего в мании, всё, что ниже гипомании, - уже депрессия. Для творческой личности - особенно. Потому-то и не мог репетировать Высоцкий - не хватало творческого экстаза. А без лечения гипомания быстро возвращалась.

Но почему Высоцкому надо было отправиться так далеко, - во Владивосток? Почему бы не съездить, скажем, в подмосковные Подлипки или хотя бы в Ленинград? Не всё ли равно, куда ехать?
Не всё равно! Если предположение о наличии у Высоцкого BPAD верно, то его поведение полностью укладывается в диагностические рамки. Вспомните признаки мании, приводимые в начале статьи. Одним из них является ощущение грандиозности замыслов. Поездка за десятки тысяч километров вовсе не то же самое, что поездка в соседний город. Тут всё дело в размахе. (Не случайно многие маниакальные больные, лишённые возможности ехать в дальние путешествия, звонят родным и знакомым, живущим за тысячи миль от них. Счета за телефонные разговоры бывают просто астрономическими, знаю это из собственного врачебного опыта).
Рамки статьи не позволяют привести все описанные в литературе, посвящённой Высоцкому, случаи его внезапных отъездов. Подчеркну лишь, что такие описания есть, так что случай, рассказанный Золотухиным, отнюдь не единственный.

Совершенно классическое описание начала мании у Высоцкого приводится в книге актрисы А.Демидовой. В её дневниках мы находим такие строки: "5 сентября. Высоцкий нервен. Ощущение, что всё время куда-то опаздывает. Везде ведёт себя, как хозяин. Говорить с ним сейчас о чём-нибудь бесполезно - не слышит. Его несёт. 12 сентября. Злой Высоцкий. Общение с ним в таком состоянии невозможно... 13 сентября. Высоцкий не может усидеть на месте больше пяти минут - чувствую, что сорвётся. 14 сентября. Высоцкий запил". 5*

Произошло это на гастролях Театра на Таганке в Вильнюсе в 1974 году. В.Смехов рассказывал мне, что состояние Высоцкого было ужасным, его ни на минуту нельзя было оставить одного. При нём неотлучно находился его друг, таганский актёр И.Дыховичный. Возможно, это подарило Высоцкому ещё шесть лет жизни, поскольку больные в мании (хотя и реже, чем в депрессии) могут совершить самоубийство.

Я не могу исключить, что попытка самоубийства была у Высоцкого ровно через год, в сентябре 1975 года. Тогда, в самом конце гастролей Театра на Таганке в Болгарии, Высоцкий снова запил. В начале октября театр отправился на гастроли в Ростов-на-Дону. На фотографиях, сделанных там, видно, что оба запястья Высоцкого перевязаны бинтами.

Общавшиеся с Высоцким в те дни помнят его объяснения: "Упал с лошади", "обжёгся на съёмках", "упал на стропила во время съёмок".
Таганский актёр Д.Межевич, заметив, что в конце болгарских гастролей и в Ростове у Высоцкого было "нехорошо на душе", ничего относительно повязок не сказал. "У меня есть некие домыслы, но я оставлю их для себя". 6* В.Смехов сказал мне, что уже не помнит, откуда взялись повязки.

Попробуем порассуждать. Объяснения Высоцкого явно истины не содержат - возможность повредить одновременно два запястья весьма маловероятна. К тому же на фотографиях видно, что у него просто перевязаны руки, что не имеет смысла: при переломах накладывается гипс, при растяжении связок - повязки-"восьмёрки", сводящие до минимума движения в лучезапястных суставах, что, естественно, уменьшает боль. (Разумеется, при растяжении связок играть на гитаре невозможно, а Высоцкий, находясь в Ростове, дал несколько концертов). А вот то, что люди, желающие вскрыть себе вены, чаще всего режут именно запястья, врачи хорошо знают. Снова подчеркну: истина мне не известна, но повязки на обеих руках вызывают вполне определённые подозрения.

Кстати, врач С.Щербаков в беседе, перепечатанной в газете "Взгляд" сказал, что ему известно (выделено мной - М.Ц.) о нескольких суицидальных попытках Высоцкого.

В сотнях статей, посвящённых Высоцкому, говорилось, что он много писал по ночам, что вообще он спал не более четырёх часов. При этом никто не задумывался: а почему человек так мало спал? Разумеется, по три-четыре часа Высоцкий спал отнюдь не всегда, это журналистское преувеличение, но описание множества эпизодов (данных разными людьми, но очень похожих друг на друга) того, как Высоцкий мог оставаться бодрым по несколько суток почти без сна, наводят на подозрение о наличии у него BPAD. К тому же это своеобразный порочный круг: недостаток сна провоцирует манию, а мания ведёт к уменьшению потребности в сне.

Кстати, у людей, предрасположенных к мании, вызвать её могут и лекарственные препараты, обладающие возбуждающим действием. В связи с этим большой интерес представляет случай, рассказанный мне скульптором Э.Неизвестным.

Когда Высоцкий был на гастролях в США в январе 1979 г., он посетил скульптора в его мастерской. Один из находившихся там студентов предложил Высоцкому покурить марихуану. "Володя сделал пару затяжек и внезапно впал в форменное безумие - лез драться, срывал с себя одежду. Потом кто-то вызвал знакомого врача, тот Володю увёз".
Теоретически такое возможно, практически - вряд ли. Во-первых, Высоцкий уже был знаком с марихуаной (об этом писала Марина Влади), во-вторых, он использовал наркотики морфинового ряда, значительно более сильные, марихуана же - "мягкий" наркотик. Вероятнее другое, - Высоцкому предложили (случайно или умышленно) не марихуану, а кокаин или амфетамин. Это сильнодействующие возбуждающие препараты. У обычных людей они приводят к состоянию эйфории, у Высоцкого же вызвали сильнейшую манию с психозом.

Психоз - состояние, при котором нарушается восприятие реальной жизни. Это состояние сопровождается бредом, нарушением памяти, галлюцинациями (комбинации симптомов могут быть различными). Психоз встречается при различных психиатрических заболеваниях, в том числе и при BPAD. Причём слуховые галлюцинации у маниакально-депрессивных больных обычно отличаются тем, что в голове звучит только один голос, и этот голос обращается к больному. Это противоположно слуховым галлюцинациям при шизофрении, когда больной слышит несколько разговаривающих между собой голосов.
Во время своих последних гастролей в июне 1980 года в Калининграде Высоцкий жил в одном гостиничном номере со своим администратором Н.Тамразовым. Через много лет Тамразов рассказал в интервью, как Высоцкий однажды прервал разговор и спросил: "Хочешь, я тебе расскажу, какой чудак ко мне приходит?" Володя кладёт голову на подушку и начинает рассказывать. Какие у него губы, какой нос, подбородок... Володя мог с ним разговаривать!".

Таковы мои предположения относительно причин болезни и смерти Владимира Высоцкого. При этом я вовсе не хочу сказать, что если бы болезнь была своевременно распознана, и Высоцкий всё время находился под наблюдением психиатра, то он был бы жив и сегодня. Во-первых, в истории, как известно, нет сослагательного наклонения, во-вторых, по новейшим данным, долговременная ремиссия даже при оптимальном лечении возможна не более чем в 30% случаев. Однако шансы на продление его жизни были бы, безусловно, гораздо более весомыми.

Сайт: www.v-vysotsky.narod.ru


______________________________________________________

1 - Цитируется по газете "Версия-Плюс", Минск, 1995 г., №5.
2 - Марина Влади. "Владимир, или Прерванный полёт", Москва, "Прогресс", 1989 г., стр. 34.
3 - Цитируется по изданию "Владимир Высоцкий. Собрание сочинений в 7-и томах", Германия, 1994 г., том 6, стр.400.
4 - В.Золотухин. "Дребезги", Москва, 1991 г., стр.253.
5 - А.Демидова. "Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю", Москва, 1989 г., стр.107-108.
6 - газета "Эксклюзив", Киев, 1995 г. №20, стр.3.
7 - Цитируется по книге "Живая жизнь", часть 3-я, Москва, 1992 г., стр. 153-154.

10.05.05

Обсудите статью в
И нас хотя расстрелы не косили,
Но жили мы, поднять не смея глаз, -
Мы тоже дети страшных лет России,
Безвременье вливало водку в нас.

В последний период жизни вокруг Высоцкого собрались, мягко говоря, очень странные люди. Друзья по театру или те, кого он знал с детства ушли, а остались какие то жулики, бессовестно наживавшиеся на его таланте и склонности к наркоте. Очевидно, что это были в первую очередь люди, способные достать наркоту. Особое внимание тут вызывают Янклович, администратор и импрессарио, и Федотов, кандидат медицинских наук, фактически личный врач Высоцкого. Именно он находился рядом с ВВ в ночь, когда тот умер.

Эта ночь - вообще загадка. Есть рассказы о последних часах сына Высоцкого, Аркадия, его девушки, Оксаны, собственно Федотова и еще ряда лиц. Сопоставляя их можно только удивляться. Итак, что же случилось?

Около полуночи к Владимиру Высоцкому приехал сын Аркадий, довольно взрослый молодой человек, поступавший в это время в ВУЗ. Аркадий пытался зайти в квартиру. Его не пустили. В это время, по его словам, "там уже была какая-то истерика, произошел какой-то скандал... У Валерия Павловича (Янкловича) прыгала челюсть" . За спиной Янкловича видны были сосед Высоцкого, живший сверху, Нисанов и фельдшер Годяев, один из поставщиков наркоты.

Однако если верить Оксане, 19 летней девице, с которой у 42 летнего Владимира Высоцкого был в это время роман, "никакого скандала там не было" . При этом Оксана обмолвилась меж делом, что Высоцкого "прибинтовали" к тахте. Правда позднее она его "уже развязала" . Зачем прибинтовали? "Чтобы он не рвался" . Куда Высоцкий "рвался" и зачем Оксана не об"ясняет.

Янклович уехал домой во втором часу ночи. Ему "надо было отдохнуть, привести себя в порядок, - у меня уже сил не было... Все это длилось почти неделю... (он) все время ждал Федотова..."

Приезжает А.Федотов.

Около двух часов ночи сосед Нисанов "по просьбе Федотова принес шампанское и ушел спать" .

Далее, по словам Федотова, произошло следующее:
"Я сделал укол снотворного... Час, два... Володя все маялся... Потом затих. Ну, думаю, уснул... Он уснул на маленькой тахте, которая тогда стояла в большой комнате...

А я был со смены - уставший, измотанный. Прилег и уснул - наверное, часа в три.

Проснулся от какой-то зловещей тишины - как будто меня кто-то дернул. И к Володе! Зрачки расширены, реакции на свет нет. Я давай дышать (делать искусственное дыхание "рот в рот". - В.П.), а губы уже холодные... Поздно.

Судя по клинике, был острый инфаркт миокарда... Я - будить Оксану! Сам растерялся, конечно. А она - в истерику! Раза три в обморок падала. Я совладал с собой - по щекам ее... Водой отливал... Я понимал, что лишних людей тут не должно быть:
- Ну-ка, давай - собирайся быстренько!
Отправил ее...тут же я позвонил Янкловичу, Туманову... Вызвал ментов, чтобы не было слухов... Есть протокол - "ненасильственная смерть"... Пока Вадим и Валера ехали, пришли менты... Когда? Я кинулся к Володе в полпятого... Пока обзванивал... Еще вызвал "скорую" - для очистки совести... Да... Бросился я к нему, к Высоцкому... А он - труп! Что делать?" .

А теперь посмотрим, что говорила об этой ночи сама Оксана:

"не знаю почему, но Толя (Федотов) Володину кровать, на которой его и прибинтовали - нет, я уже все развязала... Эту кровать он перенес из маленькой комнаты в большую. Один перенес, и Володю перенес туда - и положил туда... По-видимому, он что-то такое успокоительное колол... Или дал выпить? Я не знаю, но Володя все время стонал... Все время какие-то звуки. А тут очень быстро прекратились всякие звуки...
И вот я пошла спать, говорю Толе:
- Толя, ты не будешь спать?
- Я посижу, ты иди поспи..
И я пошла... А тут прекратились всякие звуки - поэтому я и заснула. Потому что мертвая тишина! Ну, думаю, - Володя заснул, и я могу поспать...
Легла... И как мне показалось - прошло одно мгновение! Как бывает, когда глаза закрыл, сразу заснул, а тебя тут же разбудили. Вот такое состояние... Но, наверное, прошло часа два или час... Ну очень мало времени, потому что я ушла спать часа в два. .. Я заснула, потому что наступила мертвая тишина...
Мне кажется, что как только я заснула, влетел Толя:
- Оксана! Володя умер!
Я ничего не понимаю, вскакиваю и бегу туда, вижу - лежит Володя.
- Толя! Давай делать искусственное дыхание!
- Все! Ему уже поздно!
То есть он дал ему это лекарство - и заснул! И здесь, на диване в большой комнате и уснул. А когда проснулся - увидел, что Володя уже мертвый. Значит, минут сорок прошло.
...
И когда я влетела в комнату, я взяла Володю за руку. А когда я отняла свою руку, остались отпечатки моих пальцев. То есть на его руке остался след. Он уже не был теплый, он был холодный! Все! Уже покойник!
И у него были открыты глаза! То есть Володя не спал, когда умер. Значит, он умер не во сне... Вот так...
А почему Володя оказался в большой комнате? Может быть, он его раньше перенес? (Об этом же говорит и В.П.Янклович.)

В столовой оставалась недопитая бутылка водки... А в большой комнате она стояла уже пустая. Толя ее допил. И может быть, он хотел посмотреть телевизор? А может быть, в шоке - после смерти перенес его туда... Но зачем? Он же ко мне не сразу прибежал...
- Толя, надо делать искусственное дыхание!
- Поздно! Я уже пробовал. Я уже пытался все сделать.
Володя был уже холодный. И даже чувствовался легкий сладковатый запах. Значит, прошло часа полтора-два
Толя (Федотов) все это выдумал. Я никуда не уезжала, я осталась. Толя ведь - истерик. Я была собрана как никогда. Он ничего не мог делать. Я позвонила Боровским.."

Еще один знакомый Высоцкого, Туманов, утверждает однако что ему, по его словам, "без двадцати четыре " позвонил Федотов со словами "- Вадим! Володя умер!"
Такое же время указывает и Владимир Коган - фельдшер реанимобиля, работник института Склифосовского: "А ночью - часа в четыре утра - прямо к нам прибежал Валерий Янклович:
- Володе плохо!"

Итак, если верить времени указаному этими свидетелями, а также словам Оксаны, то самое позднее в 3:40 Высоцкий был уже мертв, и к тому же холодный и со сладковатым запахом, так, что "прошло часа полтора-два". Это при том, что Нисанов около двух ночи принес шампанское.

"Я ездил в поликлинику... Мы это проделали гениально... Я говорю, что наблюдал... Что кандидат наук... Она - раз! И подписала...

Свидетельство о смерти... Мы там написали... "Смерть наступила во сне... В результате абстинентного синдрома и острой сердечной недостаточности... Склероз венечных сосудов сердца..."

Как без вскрытия? Я же долго лечил его... Наблюдал агонию... А было бы вскрытие, - увидели бы следы уколов...

А в карточке я написал: "Страдал хроническим алкоголизмом... Развилась миокардиодистрофия". Да, когда я оформлял свидетельство о смерти, заметил, что в карточке всего одна запись - один раз обращался в поликлинику... Флегмона - подкожное заражение... Запись сделана примерно за месяц до смерти".

ВРАЧЕБНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О СМЕРТИ
По книге ЗАГСа, запись N 2239.

1. Место смерти (область, край, республика) - РСФСР
Район - Краснопресненский, город - Москва.
Смерть последовала в стационаре, дома, в другом месте (подчеркнуть) - дома.
Где: ул. М.Грузинская, 28, кв.30.

2. Место постоянного жительства умершего:
(для приезжих - область, край, республика) - РСФСР, район - Краснопресненский, город - Москва.

3. Фамилия, имя, отчество умершего:
Высоцкий Владимир Семенович.

4. Пол: мужской, женский (подчеркнуть) - мужской.

5. Дата рождения: год - 1938, месяц - январь, число - 25.

6. Смерть произошла от заболевания, несчастного случая на производстве, убийства, самоубийства, род смерти не установлен (подчеркнуть) - заболевания.

7. Причина смерти (заболевание или осложнение основного заболевания) - а) острая сердечно-сосудистая недостаточность.

8. Заболевание, вызвавшее или обусловившее непосредственную причину смерти: - б) атеросклероз венечных артерий сердца.

9. Причина смерти установлена: врачом, установившим смерть; врачом, лечившим умершего; судебно-медицинским экспертом; врачом-хирургом; патологоанатомом (подчеркнуть) - врачом, установившим смерть.

10. Врачебное свидетельство выдано:
а) наименование медицинского учреждения: поликлиника N 174.
б) Ф.И.О. врача, выдавшего свидетельство о смерти: тер. Ильиных.

Фото сделаное Нисановым. Возле трупа Высоцкого слева на право: Янклович, Туманов, актер Абдулов, фельдшер Годяев

Ввиду того, что вскрытие не производилось настоящей причины смерти В. Высоцкого мы, видимо, никогда не узнаем...

Владимир Высоцкий всю жизнь страдал от двух зависимостей. Он много курил, а с возрастом стал все чаще выпивать, периодически уходя в самый настоящий запой.

От острой алкогольной интоксикации у известного актера и барда развились сердечная и почечная недостаточности. Родные Высоцкого пытались справиться с проблемой и периодически уговаривали его лечиться.

Наркотическая зависимость

Врачи, чтобы вывести Владимира Семеновича из особо критических состояний, нередко применяли мощные стимуляторы наркотического ряда. Этим они оказали Высоцкому настоящую медвежью услугу, превратив сильно поддающегося зависимостям актера в закоренелого наркомана.

С середины 1975-го Высоцкий практически перестал пить. Алкоголь теперь ему заменили более мощные вещества – морфий и амфетамин. Спустя 2 года актер стал употреблять эти препараты уже на постоянной основе, не в силах справляться с ломками. Его здоровье все сильнее ухудшалось. Врачи предрекали Высоцкому скорую смерть, если он не откажется от наркотиков.

Эти предсказания полностью оправдались. В 1979 году Владимир Семенович во время гастролей в Бухаре пережил первую клиническую смерть. Через год у Высоцкого опять случился кризис из-за проблем с покупкой наркотиков.

Ожидаемая смерть

Владимир Высоцкий в последние годы неистово работал и много гастролировал, как будто ощущая, что ему мало осталось. Он буквально не жалел себя, сгорая как свеча. Наркотики сделали свое дело, и в 1980-ом Владимир Семенович умер во сне от обширного инфаркта. По другой версии, он задохнулся (второй диагноз: асфиксия). Все близкие и друзья, как один, сделали вывод: наркотики все-таки убили Высоцкого.

Отец барда не позволил произвести вскрытие, поэтому точная причина смерти так и не была установлена. По свидетельствам близких, Высоцкий в последние дни очень плохо себя чувствовал, жаловался на сильные боли в области сердца и нехватку воздуха. Его нужно было срочно госпитализировать, но врачи почему-то тянули.

Анатолий Федотов, личный врач певца, рассказывал, что его собирались перевести на аппарат искусственного дыхания. Но Владимир Семенович так и не дождался помощи, в которой так сильно нуждался. Он очень мучился, но получил только укол снотворного, от которого впал в умиротворяющий сон. Через несколько часов, глубокой ночью 25 июля он скончался.