Пожарная сигнализация относится к основным средствам. Учет расходов на пожарную сигнализацию. Подрядчиком была установлена пожарная сигнализация на производственной базе, как учитывать расходы по установке данной сигнализации в бухгалтерском и налоговом у

Вопрос: Бюджетное учреждение заключило с контрагентом договор на установку и монтаж охранно-пожарной сигнализации. По условиям договора исполнитель самостоятельно и за свой счет приобретает все необходимое оборудование. После завершения работ исполнитель представил в бухгалтерию счет-фактуру (на всю сумму договора) и Акт о приемке выполненных работ (ф. № КС-2).

В ходе приемки работ выявлены объекты охранно-пожарной сигнализации, которые могут быть отнесены к основным средствам (имеют различный срок полезного использования) и материальным запасам. Должны ли мы принять эти объекты (основные средства и материальные запасы) к учету? Если да, то какой записью? Будут ли данные Акта (ф. № КС-2) основанием для определения стоимости объектов?

Ответ от 12.09.2016:

  • срок полезного использования объекта – более 12 мес.
  • объект предназначен для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения;
  • объект способен выполнять определенные самостоятельные функции. Применительно к охранно-пожарной сигнализации это означает, что элемент (часть) системы может быть отключен от нее без ущерба для имущества и использоваться на другом объекте.

В отношении материальных запасов, которые являются элементами охранно-пожарной сигнализации, законодательство не содержит требований об их принятии к учету на баланс. Затраты, связанные с монтажом охранно-пожарной сигнализации (стоимость работ по монтажу, а также стоимость расходных материалов), списываются на расходы текущего финансового года. Информация об охранно-пожарной сигнализации включается в Инвентарную карточку учета нефинансовых активов (ф. 0504031) по зданию, в котором она установлена.

Дебет Х 101 ХХ 310 Кредит Х 106 Х1 310 – приняты к учету оконечные аппараты охранно-пожарной сигнализации в сумме сформированных вложений (п. 9 Инструкции № 174н);

Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (п. 23 Инструкции № 157н). Если в первичных документах стоимость принимаемых к учету оконечных аппаратов охранно-пожарной сигнализации отдельно не выделена, то данные объекты основных средств могут быть приняты к учету по текущей оценочной стоимости в пределах суммы заключенного договора.

В адрес Минфина России поступают многочисленные письма по вопросам отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с установкой средств охранной сигнализации на транспортные средства. Налогоплательщики, в частности, интересуются, как следует учитывать сигнализацию: установленную непосредственно заводом-изготовителем; приобретенную и установленную организацией после ввода автомобиля в эксплуатацию; стоимостью более (менее) 10 000 руб. за единицу. Эти и другие вопросы рассматриваются в данной статье.

В.Д. Глинистый,
начальник отдела
Цепартамента методологии бухгалтерского учета
и отчетности Минфина России

Прежде всего напомним общий порядок принятия к учету объектов основных средств. Основным нормативным правовым документом, регламентирующим порядок ведения бухгалтерского учета основных средств, является Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.01 № 2бн (далее - ПБУ 6/01).В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

  • использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
  • использование в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
  • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. При определении инвентарного объекта основных средств организации следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359.Приобретаемые объекты основных средств (автомобили) должны приниматься к бухгалтерскому учету на момент перехода права собственности на них к покупателю. На это четко указывает ст. 223 Гражданского кодекса РФ. При этом очень важно правильно определить момент перехода права собственности. Иногда дата перехода права собственности на приобретаемое транспортное средство может не совпадать с моментом передачи автомобиля и подписания сторонами акта приема-передачи. Примером может служить ситуация, когда договором купли-продажи предусмотрен переход права собственности на дату оплаты объекта основных средств. На практике это может быть длительный период. Однако процедура составления акта при приеме объекта обязательна, так как акт является первичным документом, на основании которого производятся записи в бухгалтерском учете. Требование оформления всех проводимых организацией хозяйственных операций оправдательными документами содержится в Федеральном законе от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее - Закон). Согласно ст. 9 Закона эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы, связанные с приобретением основных средств, принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены по формам, содержащимся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном Постановлением Госкомстата России от 21.01.03 № 7 (вступило в действие с 1 января 2003 г.).Транспортное средство принимается к бухгалтерскому учету по дебету счета 08 “Вложения во внеоборотные активы” в корреспонденции со счетом 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” с последующим списанием со счета 08 в дебет счета 01 “Основные средства”. В соответствии с п. 7 и 8 ПБУ 6/01 объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, в которую включаются фактические затраты на доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования, расходы по регистрации транспортного средства в ГИБДД, страховка, государственные и таможенные пошлины, невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением автомобиля, вознаграждения за консультационные услуги и др., за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации). Все понесенные организацией при приобретении автомобиля расходы включаются в его первоначальную стоимость, если они имели место до момента принятия транспортного средства к учету, вне зависимости от факта оплаты. Вычет налога на добавленную стоимость производится на основании счетов-фактур, полученных организацией при приобретении транспортного средства, и документов, подтверждающих фактическую оплату поставщику.Принимая во внимание все вышеизложенное, рассмотрим порядок учета приобретения и установки охранной сигнализации. В случае если автомобильная охранная сигнализация устанавливается производителем транспортного средства непосредственно на заводе-изготовителе, вопросов по ее учету возникать не должно. Независимо от стоимости такой сигнализации ее следует включать в первоначальную стоимость автомобиля на дату принятия его к бухгалтерскому учету. Однако если охранная сигнализация приобреталась после ввода в эксплуатацию транспортного средства и ее стоимость более 10 000 руб. за единицу, то затраты, связанные с установкой и подключением охранной сигнализации, предварительно учитываются на счете 08 с последующим отражением на счете 01 без включения в первоначальную стоимость автомобиля. Такой порядок учета обусловлен следующими причинами:
  • согласно п. 27 ПБУ 6/01 в бухгалтерском учете затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания могут увеличить первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.) объекта основных средств. Налоговым кодексом РФ к работам по модернизации объектов основных средств относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения объекта основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. Установление охранной сигнализации не изменяет функциональные качества автомобиля, не улучшает (повышает) его первоначально принятые нормативные показатели;
  • охранная сигнализация может выполнять свои функции самостоятельно. Ее можно демонтировать и поставить на другое транспортное средство;
  • установка сигнализации не является обязательным или строго необходимым условием;
  • охранная сигнализация решает задачу предотвращения попытки угона (хищения) автомобиля;
  • в соответствии с п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией самостоятельно при принятии объекта к бухгалтерскому учету и пересматривается только в результате повышения (улучшения) нормативных показателей автомобиля, чего при установке сигнализации не происходит. Соответственно, сигнализация должна учитываться как самостоятельный инвентарный объект, имеющий срок полезного использования, отличный от срока полезного использования автомобиля.
Порядок учета приобретения и установки охранной сигнализации стоимостью не более 10 000 руб. за единицу зависит от учетной политики организации. В соответствии с п. 18 ПБУ 6/01 объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике организации исходя из технологических особенностей, могут списываться на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В бухгалтерском учете данная операция отражается по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счета 01 (см. Письмо Минфина России от 27.12.01 № 16-00-14/573). Если учетной политикой организации предусмотрен такой порядок учета, после списания со счета 01 сигнализацию в целях обеспечения сохранности следует учитывать за балансом в течение срока службы самого автомобиля. Согласно Письму Минфина России от 29.08.02 № 04-05-06/34 действие нормы, изложенной в п. 18 ПБУ 6/01, в части стоимостных ограничений “не более 10 000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей” распространяется только на объекты основных средств, принятые к бухгалтерскому учету начиная с 1 января 2002 г.Постановление Правительства РФ от 01.01.02 № 1 “О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы” следует также применять только к тем объектам основных средств, которые приняты к бухгалтерскому учету начиная с 1 января 2002 г. По объектам, принятым к бухгалтерскому учету до 1 января 2002 г., амортизация исчисляется по Единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22.10.90 № 1072.В налоговом учете по объектам основных средств, приобретенным как до 1 января 2002 г., так и после указанной даты, амортизация начисляется в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1.Следует иметь в виду, что средства охранной сигнализации требуют обязательного монтажа и учитывать их необходимо на счете 07 “Оборудование к установке” в корреспонденции со счетам 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”. Сигнализация принимается к учету по фактической стоимости приобретения, которая складывается из стоимости, уплаченной поставщику, и расходов по приобретению и доставке этих ценностей на склад организации. При этом организации оплачивают дополнительные услуги сторонним организациям по монтажу средств охранной сигнализации (оборудования). В таких случаях налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам оборудования или фирмам, выполняющим монтажные работы, можно принять к вычету при условии, что организации используют основное средство для осуществления деятельности, облагаемой этим налогом. В п. 6 ст. 171 НК РФ сказано, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при сборке (монтаже) основных средств. Вычет можно производить только с момента начисления амортизации по смонтированному объекту основных средств, т.е. с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (п. 5 ст. 172 и п. 2 ст. 259 НК РФ). В то же время по основным средствам, не требующим монтажа (сборки), вычет налога на добавленную стоимость осуществляется в момент принятия их на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ).Налог на добавленную стоимость можно предъявить к вычету только в уплаченной сумме. В том случае, если основное средство списано в состав материальных затрат, а задолженность перед поставщиками погашена не полностью, налог на добавленную стоимость можно предъявить к вычету в части, приходящейся на оплаченную стоимость имущества.

Пример:

Организация приобрела у поставщика средства охранной сигнализации стоимостью 12 000 руб., в том числе налог на добавленную стоимость - 2 000 руб.

Оборудование передано для монтажа сторонней организации по договору подряда. Стоимость монтажа (сборки) составляет 6 000 руб., в том числе налог на добавленную стоимость - 1 000 руб. Средства охранной сигнализации смонтированы и введены в эксплуатацию в день передачи их в монтаж (сборку).

В бухгалтерском учете организации оформляются проводки:

Дебет 07 Кредит 60 -на сумму стоимости охранной сигнализации - 10 000 руб. (12 000 руб. - 2 000 руб.);

Дебет 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям” Кредит 60 -на сумму налога на добавленную стоимость по поступившему оборудованию - 2 000 руб.;

Дебет 60 Кредит 51 “Расчетные счета”, 52 “Валютные счета” -на сумму денежных средств, перечисленных поставщику за средства охранной сигнализации, - 12 000 руб.;

Дебет 08 Кредит 07 -на сумму стоимости оборудования, переданного в монтаж, - 10 000 руб.;

Дебет 08 Кредит 60 -на сумму затрат по монтажу оборудования, выполненному подрядной организацией, - 5 000 руб.;

Дебет 19 Кредит 60 -на сумму налога на добавленную стоимость - 1 000 руб.;

Дебет 60 Кредит 51, 52 -на сумму денежных средств, перечисленных в счет оплаты монтажных работ, - 6 000 руб.;

Дебет 01 Кредит 08 -на сумму первоначальной стоимости охранной сигнализации (оборудования), введенной в эксплуатацию, - 15 000 руб.

С 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором охранная сигнализация введена в эксплуатацию, налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам (подрядчикам), принимается к вычету:

Дебет 68 “Расчеты по налогам и сборам” Кредит 19 -на сумму налога на добавленную стоимость, принятого к вычету, - 3 000 руб.

В результате реформирования российского бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) в деловом обороте появилось такое новое понятие, как капитализация, т.е. направление расходов на увеличение стоимости актива. В МСФО для соблюдения принципа капитализации расходы по приобретению автомобиля и охранной сигнализации должны быть направлены на формирование стоимости актива. По МСФО каждый актив или связанная с ним группа активов, превышающая эквивалент 1 500 долл. США, должны быть приняты на учет в качестве основных средств (капитализированы) и на них должна начисляться амортизация.

На заметку:

Альбом унифицированных форм первичной документации по учету основных средств утвержден Постановлением Госкомстата России от 21.01.03 № 7 (вступило в действие с 1 января 2003 г.).

Сигнализация, установленная после введения автомобиля в эксплуатацию, должна учитываться как самостоятельный инвентарный объект.

По основным средствам не требующих монтажа (сборки), вычет налога на добавленную стоимость осуществляется в момент принятия их на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ)

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 4

Пожарная (охранно-пожарная) сигнализация является важнейшей составляющей системы противопожарной защиты зданий, сооружений и строений, которая обеспечивает возможность эвакуации людей в безопасную зону до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара, а в некоторых случаях и автоматическое пожаротушение. Поскольку для многих зданий (строений) охранно-пожарная сигнализация является обязательным условием их эксплуатации, расходы на ее приобретение, установку, монтаж и обслуживание осуществляет большинство государственных (муниципальных) учреждений, в том числе организации, подведомственные силовым структурам. О том, как отразить данные расходы в целях бюджетного учета, расскажем в статье.

Требования, установленные для систем пожарной сигнализации

Согласно ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы пожарной сигнализации должны отвечать следующим требованиям:

  • автоматические установки пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях, сооружениях и строениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке;
  • автоматические установки пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием;
  • автоматические установки пожарной сигнализации должны обеспечивать информирование дежурного персонала об обнаружении неисправности линий связи и технических средств оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, управления системами противопожарной защиты, приборами управления установками пожаротушения;
  • пожарные извещатели и побудители автоматических установок систем пожарной сигнализации должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения;
  • системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения.

К сведению. Приборы и аппаратура для систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации (код 4371) подлежат обязательной сертификации (Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии").

Размещение госзаказа

Закупка, установка и монтаж систем пожарной сигнализации для государственных и муниципальных нужд осуществляются на основе государственного или муниципального контракта, заключаемого с учетом норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).

Стоит отметить, что с 2011 г., если заказчик принимает решение о размещении госзаказа путем проведения торгов в форме открытого аукциона, такой аукцион проводится в электронной форме (п. п. 4, 4.2 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ).

Напомним, что без проведения торгов заказ размещается, если для товаров (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которых размещается заказ, нет конкретных заявок заказчиков, а есть функционирующий рынок, при этом цена контракта не превышает 500 000 руб. (заказ размещается путем запроса котировок (пп. 2 п. 1 ст. 10, п. 2 ст. 42 Федерального закона N 94-ФЗ)), а также в случаях, установленных п. 2 ст. 55 Федерального закона N 94-ФЗ, когда заказ размещается у единственного поставщика. Одним из наиболее распространенных случаев можно назвать ситуацию, когда поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в течение квартала осуществляются на сумму, не превышающую 100 000 руб. <1>. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ.

<1> Предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации, установленный ЦБ РФ между юридическими лицами по одной сделке с 22.07.2007 (Указание ЦБ РФ, от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя").

При размещении заказа на монтаж пожарной сигнализации путем проведения аукциона заказчик вправе включить в аукционную документацию условие осуществления работ по монтажу системы пожарной сигнализации после согласования с органами Государственного пожарного надзора. Указанное требование подразумевает предварительное уведомление органов Государственного пожарного надзора о предстоящем монтаже оборудования и лишь последующее составление акта его обследования и согласования, при этом оно не возлагает на участников аукциона дополнительных обязанностей и не создает для них ограничений на этапе размещения заказа. В подтверждение этого приведем мнение судей ФАС ПО, высказанное в Постановлении от 30.04.2010 N А65-24107/2009: требование о предварительном уведомлении органа Государственного пожарного надзора о предстоящем монтаже оборудования системы пожарной сигнализации, включенное в аукционную документацию, не может классифицироваться как требование к работам (услугам), влекущее за собой ограничение количества участников размещения заказа в соответствии с п. 3.1 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ.

Обратите внимание! При заключении контрактов (договоров) по монтажу, ремонту и обслуживанию пожарной (охранно-пожарной) сигнализации убедитесь в том, что исполнитель имеет лицензию на проведение указанных видов работ. В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 N 625, лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в том числе пожарной и охранно-пожарной сигнализации, осуществляется МЧС.

Расходы на пожарную сигнализацию и КОСГУ

С 2011 г. действуют новые Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н (далее - Указания). Учитывая данные Указания, рассмотрим, на какие статьи (подстатьи) КОСГУ следует относить расходы, связанные с покупкой, установкой и обслуживанием систем пожарной (охранно-пожарной) сигнализации:

  • подстатья 225 "Работы, услуги по содержанию имущества": расходы на устранение неисправностей (восстановление работоспособности) систем пожарной сигнализации, иными словами, расходы, связанные с ремонтом таких систем;
  • подстатья 226 "Прочие работы, услуги": расходы на установку (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации) пожарной сигнализации, а также на оплату монтажных работ по оборудованию, требующему монтажа, в случае, если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов. Также по этой подстатье отражаются затраты на техническое обслуживание и эксплуатацию пожарной сигнализации;
  • ст. 310 "Увеличение стоимости основных средств": расходы на приобретение системы пожарной сигнализации в целом или отдельных ее приборов и аппаратуры, относящихся в целях бухгалтерского учета к объектам основных средств;
  • ст. 340 "Увеличение стоимости материальных запасов": расходы на приобретение (изготовление) запасных частей для ремонта пожарной сигнализации.

Бюджетный учет

С учетом того что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ <2> большая часть государственных (муниципальных) учреждений, подведомственных силовым ведомствам и структурам, с 2011 г. признаются казенными, при организации и ведении бухгалтерского учета они обязаны руководствоваться:

  • Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н);
  • Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н).
<2> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

На основании положений данных документов рассмотрим порядок отражения в бюджетном учете операций, связанных с поступлением и эксплуатацией систем пожарной сигнализации.

В соответствии с п. 38 Инструкции N 157н материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, принимаются к учету в качестве основных средств.

Единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект, которым может выступать (п. п. 41, 45 Инструкции N 157н):

  • объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
  • отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
  • обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

При этом комплексом конструктивно-сочлененных предметов называется один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно (п. 41 Инструкции N 157н).

Если по комплексу конструктивно-сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, этот комплекс учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

В соответствии с п. 45 Инструкции N 157н инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ), к группировке объектов основных фондов по подразделам. Так, согласно ОКОФ приборы и аппаратура систем пожарной сигнализации (код 14 3319000) относятся к машинам и оборудованию, поэтому в бюджетном учете их следует учитывать на счете 101 34 000 "Машины и оборудование - иное движимое имущество учреждения" (п. 5 Инструкции N 162н).

Итак, принятие к учету системы пожарной сигнализации, в соответствии с положениями Инструкции N 162н, отражается следующими бухгалтерскими проводками:

  • формирование первоначальной стоимости системы:

а) на сумму затрат на приобретение оборудования:

Кредит счета 1 302 31 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств";

б) на сумму затрат по монтажу оборудования:

Дебет счета 1 106 31 310 "Увеличение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения"

Кредит счета 1 302 26 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам";

  • принятие к учету системы пожарной сигнализации:

Дебет счета 1 101 34 310 "Увеличение стоимости машин и оборудования - иного движимого имущества учреждения"

Кредит счета 1 106 31 410 "Уменьшение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения".

Для приемки выполненных подрядных работ по монтажу пожарной сигнализации применяется акт о приемке выполненных работ (форма по ОКУД 0322005) (далее - акт КС-2). На основании данного акта заполняется справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма по ОКУД 0322001) (далее - справка КС-3), в которой по требованию заказчика приводятся данные по видам оборудования, к монтажу которого приступили в отчетном периоде. При этом в графе 2 этой справки указываются наименование и модель оборудования, а в графах 4, 5, 6 - данные о выполненных монтажных работах (Письма Минфина России от 23.07.2010 N 02-06-10/2715, от 04.06.2010 N 02-06-10/2058).

К сведению. Унифицированные формы акта КС-2 и справки КС-3 утверждены Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ".

Если учреждение заключает со сторонней организацией договор на установку пожарной сигнализации, по которому в общую сумму включена стоимость оборудования и работ, операция по начислению расходов по такому договору отразится в бюджетном учете следующим образом:

В случае наличия у одного конструктивно сочлененного объекта нескольких частей - основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект (п. 45 Инструкции N 157н).

Таким образом, исходя из того, что зачастую система пожарной сигнализации состоит из нескольких нефинансовых активов, в том числе основных средств, имеющих разный срок полезного использования, отдельные элементы системы пожарной сигнализации, относящиеся к объектам основных средств, следует принимать к бюджетному учету как самостоятельные инвентарные объекты. Аналогичное мнение приведено в вышеназванных Письмах Минфина.

Как правило, система пожарной сигнализации состоит из:

  • сигнализационных сетей, которые согласно ОКОФ включаются в состав здания как внутренние коммуникации;
  • конечных устройств (передающих и приемных) и приборов объектовых систем передачи извещений, работающих по линиям телефонной сети и прочим линиям связи. Именно указанные объекты оборудования являются отдельными инвентарными объектами.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что отдельные элементы пожарной сигнализации (аппаратура и оборудование), являющиеся самостоятельными инвентарными объектами, согласно Инструкции N 162н учитываются также на счете 101 34 000. Принятию к бюджетному учету данные объекты подлежат на основании одностороннего акта о приеме-передаче объекта основных средств (унифицированная форма ОС-3). В бюджетном учете отдельные элементы пожарной сигнализации отражаются по стоимости, указанной в справке КС-3, по видам оборудования, используемого при монтаже системы.

Стоит также отметить, что независимо от того, учитывается ли пожарная сигнализация как отдельный инвентарный объект в целом или ее отдельные приборы и аппаратура, сведения о ее наличии в здании должны быть отражены также в инвентарной карточке учета основных средств <3> (форма по ОКУД 0504031) (инвентарной карточке на здание) в разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта".

<3> Унифицированная форма карточки с 2011 г. утверждена Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".

Расходы на техническое обслуживание и эксплуатацию пожарной сигнализации в рамках договоров со сторонними организациями отражаются в бюджетном учете следующими бухгалтерскими записями:

Дебет счета 1 401 20 226 "Расходы на прочие работы, услуги"

Кредит счета 1 302 26 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам".

Расходы на ремонт пожарной сигнализации отразятся в бюджетном учете так:

  • сумма приобретенных запчастей, необходимых для замены изношенных деталей:

Дебет счета 1 105 36 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов - иного движимого имущества"

Кредит счета 1 302 34 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов";

  • сумма выполненных ремонтных работ:

Дебет счета 1 401 20 225 "Расходы на работы, услуги по содержанию имущества"

Кредит счета 1 302 25 730 "Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества".

Л.Ларцева

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Изучив утвержденный МЧС России перечень объектов, подлежащих противопожарной защите, практически каждый руководитель может обнаружить, что в его организации имеются помещения, сооружения, здания, которые необходимо надлежащим образом оборудовать пожарной сигнализацией или системой пожаротушения. Рассмотрим, как учесть расходы, связанные с исполнением этих требований.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказом от 18.06.03 ˜ 315 утвердило перечень объектов (зданий, сооружений, помещений), которые должны быть защищены установками охранной и пожар ной сигнализации и (или) системами автоматического пожаротушения. В него входят складские, вентиляционные и трансформаторные помещения, гаражи и т. п. Кроме того, в соответствии с требованиями Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 10403), утвержденных приказом МЧС России от 20.06.03 ˜ 323, здания и сооружения должны быть оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей.

Задача руководителя. обеспечить исполнение требований Федерального закона от 21.12.94 ˜ 69ФЗ "О пожарной безопасности" и приказов МЧС России ˜ 315 и 323. Ведь в соответствии со ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут в том числе руководители организаций. Задача бухгалтера. правильно отразить в учете расходы, совершенные организацией в связи с выполнением требований нормативных документов в области пожарной безопасности.

Организация устанавливает пожарную сигнализацию, системы оповещения и пожаротушения в принадлежащем ей здании (помещении, сооружении)

Устройства, необходимые для выполнения правил противопожарной безопасности, в большинстве случаев недешевы. Но сэкономить на стоимости перечис ленных объектов не удастся. Дело в том, что приказом МЧС России ˜ 323 определены типы систем оповещения и управления эвакуацией для зданий и сооружений различного назначения. Этот же документ позволяет использовать системы более высокого уровня (и в большинстве случаев более дорогие), чем требует МЧС России. А системы более низкого уровня применять нельзя.

Уровень требований МЧС России к оборудованию зависит от вида деятельности организации и типа зданий, сооружений (площади, этажности). В каких то случаях достаточно установить только сирену и световые оповещатели.

В других случаях потребуется более сложное и дорогостоящее оборудование, например, для того чтобы разделить здание на зоны оповещения и обеспечить обратную связь этих зон с помещением пожарного поста.

В некоторых случаях организации обязаны устанавливать единые системы автоматического пожаротушения во всем здании. Так, например, если площадь помещений, подлежащих оборудованию системами автоматического пожаротушения, составляет 40 % и более от общей площади этажей здания, сооружения, следует предусматривать оборудование здания, сооружения в целом системами автоматического пожаротушения.

И пожарные (охранные, охранно-пожарные) сигнализации, и системы оповещения, и системы пожаротушения соответствуют требованиям, предъявляемым ПБУ 6/01 к основным средствам. Они могут быть приняты к учету в составе основных средств (и отражены по счету "Основные средства") по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение (за исключением НДС). В большинстве случаев такие специальные устройства и поставляет, и устанавливает одна и та же организация. Поэтому фактическими затратами на приобретение сигнализаций, систем пожаротушения, систем оповещения является сумма, уплачиваемая в соответствии с договором специализированной организации (без учета НДС, за исключением установленных законом случаев). Многие средства оповещения (световые указатели, оповещатели "выход" и т. п.), стоимость которых не велика, организация может учитывать в составе материально-производственных запасов на счете "Материалы", к которому целесообразно открыть отдельный субсчет.

Такую возможность организациям дает норма, содержащаяся в п. 5 ПБУ 6/01: активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально производственных запасов. Рассмотрим на примерах практических ситуаций, как отражается в учете установка систем, необходимых для исполнения организацией требований противопожарной безопасности.

Ситуация 1: организация приобрела оборудование стоимостью ниже лимита, установленного в учетной политике организации.

Предприятие бытового обслуживания занимает двухэтажное здание. Во исполнение требований нормативов НПБ 10403 предприятие установило систему оповещения на случай пожара. звуковую сирену и световой оповещатель "выход".

Общая стоимость оборудования, включая его установку, составила 11 800 руб. (в том числе НДС 1 800 руб.). Учетная политика предприятия предусматривает отражение объектов стоимостью не более 20 000 руб. за единицу в составе материально производственных запасов. Поэтому приобретенная система оповещения и оповещатели, предназначенные для управления эвакуацией, приняты к учету в составе материально производственных запасов. Сделаны учет ные записи:

Д-т сч. 10 "Материалы", субсч. "Средства пожарной безопасности", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 10 000 руб. приняты к учету звуковая сирена, световой оповещатель, статические указатели направления движения;

Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по при обретенным ценностям", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 1 800 руб. отражен НДС.

Уплаченную поставщику оборудования сумму НДС организация имеет право принять к вычету на основании подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ после принятия на учет материально производственных за пасов. При этом необходимо наличие счета фактуры.

Ситуация 2: организация приобрела оборудование стоимостью выше лимита, установленного в учетной политике организации. Приобретенное оборудование не требует монтажа. Для обеспечения пятиэтажного здания гостиницы оборудованием, необходимым для выполнения требований противопожарной безопасности, организацией приобретены:

Устройства для речевого оповещения людей на случай чрезвычайной ситуации (5 шт.); световые оповещатели "выход";

Статические указатели направления движения.

Здание разделено на зоны пожарного оповещения. Общая стоимость приобретенного оборудования и за трат на его установку составила 35 400 руб. (в том числе НДС 5 400 руб.).

Система оповещения и управления эвакуацией принята к учету как единый инвентарный объект. Затраты организации на приобретение объекта, который впоследствии будет принят к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, отражены по счету "Вложения во вне оборотные активы", субсчет "Приобретение объектов основных средств". В бухгалтерском учете организации сделаны следующие записи:

Д-т сч. 08 "Вложения во вне оборотные активы", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 30 000 руб. принято к учету оборудование для системы оповещения и управления эвакуацией;

Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по при обретенным ценностям", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 5 400 руб.

отражен НДС;

Д-т сч. 01 "Основные средства", К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" 30 000 руб. принят к учету инвентарный объект. система оповещения и управления эвакуацией.

Ситуация 3: организацией заключен договор на приобретение и последующий монтаж оборудования, необходимого для обеспечения пожарной безопасности. Торговая компания для оборудования здания нового магазина (площадь торгового зала 4 000 м2) системой пожаротушения заключила договор со специализированной организацией на приобретение и монтаж системы пожаротушения тонкораспыленной водой.

Стоимость системы пожаротушения составила 236 000 руб. (в том числе НДС 36 000 руб.), а стоимость монтажа. 47 200 руб. (в том числе НДС 7 200 руб.).

Стоимость поступившей в организацию системы, требующей дальнейшего монтажа, отражена в учете на счете "Оборудование к установке". Оборудование, вводимое в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам, к полу, междуэтажным перекрытиям и прочим несущим конструкциям зданий и сооружений, а также комплекты запас ных частей такого оборудования являются оборудованием, требующим монтажа. В учете сделаны следующие записи:

Д-т сч. 07 "Оборудование к установке", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 200 000 руб. отражена стоимость поступившего оборудования;

Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по при обретенным ценностям", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 36 000 руб. отражен НДС.

Оборудование принято к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости приобретения, складывающейся из стоимости по ценам приобретения и расходов по приобретению и доставке этих ценностей на склады организации.

Стоимость оборудования, сданного в монтаж, списывается со счета в дебет счета . В рассматриваемой ситуации должна быть сделана запись:

Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы", К-т сч. 07 "Оборудование к установке" 200 000 руб. отражена передача оборудования в монтаж;

Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 40 000 руб. стоимость монтажа включена в стоимость системы пожаротушения.

После завершения монтажа система принята к учету в качестве объекта основных средств:

Д-т сч. 01 "Основные средства", К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" 240 000 руб. (200 000 + 40 000) принят к учету инвентарный объект. система пожаротушения. Если оборудование не было передано в монтаж на конец отчетного периода, то в рассматриваемой ситуации его стоимость следовало отразить в бухгалтерском балансе по стр. 130 "Незавершенное строительство".

Важно обратить внимание на следующее: показатели должны приводиться в ф. ˜ 1 обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Если данные о стоимости оборудования к установке существенны для организации, она может в раздел "Внеоборотные активы" ввести дополнительную строку, например такую: "в том числе оборудование к установке".

Расходы на обслуживание и обеспечение исправной бесперебойной работы систем, обеспечивающих выполнение требований пожарной безопасности, отражаются в учете в составе расходов по обычным ви дам деятельности. Особенности учета в целях налогообложения прибыли.

В налоговом учете пожарные (охранные, охранно-пожарные) сигнализации, системы оповещения и системы пожаротушения отражаются в составе амортизируемого имущества, если эти объекты соответствуют требованиям ст. 256 НК РФ. Амортизируемым при знается имущество, находящееся у налогоплательщика на праве собственности, использующееся им для извлечения дохода. Стоимость этого имущества погашается путем начисления амортизации.

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезно го использования более 12 мес. и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. Первоначальная стоимость определяется как сумма расходов на приобретение оборудования, его доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

В первоначальную стоимость не включается НДС (кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ). Во многих случаях оборудование, приобретаемое в целях обеспечения пожарной безопасности, соответствует указанным критериям и может учитываться в составе амортизируемого имущества.

Классификация основных средств, включаемых в , относит приборы и аппаратуру систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации (код 14 3319000) к четвертой амортизационной группе. Срок полезного использования от пяти до семи лет включительно.

Расходы на обслуживание сигнализации в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ отражаются в регистре прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В перечне, приводимом в указанном подпункте, не упоминаются расходы на содержание систем пожаротушения и систем управления эвакуацией людей при пожаре.

Однако это не значит, что эти затраты никак не учитываются в целях налогообложения прибыли. В том же подпункте упоминаются расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поскольку требования об установке автоматических систем пожаротушения и управления эвакуацией установлены нормативными актами МЧС России (в частности, уже упомянутыми приказа ми ˜ 315 и 323), расходы, понесенные при этом, мо гут учитываться в целях налогообложения прибыли.

Особенности учета систем, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности в арендованных зданиях (сооружениях, помещениях)

В большинстве случаев установленные системы пожаротушения и пожарной (охранной, охранно-пожарной) сигнализации нельзя отделить от объекта, на котором они установлены, не причинив им повреждений.

Поэтому установку таких систем следует квалифицировать как проведение неотделимых улучшений арендованных помещений, зданий, сооружений. Лишь некоторые элементы системы оповещения и управления эвакуацией (таблички, знаки) можно снять и затем установить в другом месте.

Однако стоимость и срок службы такого имущества невелик. И нередко к окончанию срока договора аренды эти элементы оказываются уже выбывшими из учета.

Поэтому на практике демонтировать та кие отделимые улучшения зачастую нецелесообразно. Бухгалтеру организации, устанавливающей в арендованном здании, помещении или сооружении сигнализацию, систему управления эвакуацией, систему автоматического пожаротушения, нужно обратить внимание на нормы. 1 и 4 гл. 34 ГК РФ, регулирующие правоотношения сторон в договоре аренды зданий (сооружений). Возможность внесения неотделимых улучшений в арендованный объект необходимо согласовать с арендодателем еще на этапе заключения договора. К сожалению, далеко не всегда такие вопросы урегулированы в тексте договора между сторонами. Подтверждением этого являются многочисленные споры между аренда торами и арендодателями, рассматриваемыми в арбитражных судах. Продолжим рассматривать ситуации, с которыми часто приходится сталкиваться бухгалтерам.

Ситуация 4: в арендованном здании с разрешения арендатора установлена пожарная сигнализация. Неотделимые улучшения по условиям договора подлежат по окончании срока аренды безвозмездной передаче арендодателю. Предположим, что общая стоимость оборудования составляет 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб.). Оборудование смонтировано специализированной организацией, поставившей его. Стоимость монтажа входит в цену оборудования. Неотделимые улучшения, произведенные арендатором с согласия арендодателя в соответствии с п. 2 ст. 623, ст. 622 и 625 ГК РФ и условиями заключенного договора, подлежат по окончании договора аренды безвозмездной передаче арендодателю. Для целей бухгалтерского учета расходы на установку сигнализации признаются вложениями во вне оборотные активы. Производятся учетные записи:

Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 100 000 руб. отражена стоимость приобретенного оборудования;

Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по при обретенным ценностям", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 18 000 руб. отражен НДС. Сумма НДС, предъявленная специализированной организацией, поставившей и смонтировавшей оборудование, может быть принята к вычету в общеустановленном порядке.

После того как оборудование смонтировано, сиг нализация принята к учету в качестве объекта основ ных средств.

В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 капитальные вложения в арендованные объекты учитываются в составе основных средств.

Принятые в состав основных средств капитальные вложения в арендованное имущество организации следует учитывать как отдельный инвентарный объект, на который открывается отдельная инвентарная карточка.

Сделана учетная запись по дебету счета "Основные средства" и кредиту счета "Вложения во внеоборотные активы". Первоначальная стоимость данного объекта основных средств в рассматриваемой ситуации определяется исходя из суммы, уплаченной организации, поставившей и смонтировавшей оборудование (100 000 руб.). Важно обратить внимание на следующую существенную деталь: при принятии объекта основных средств к бухгалтерскому учету организация должна установить срок их полезного использования. Определяя , нужно исходить из оставшегося срока аренды здания.

Для целей налогообложения прибыли капитальные вложения в арендованные объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, признаются амортизируемым имуществом. Минфин России в письме от 03.11.06 ˜ 030304/2/231 разъяснил, что положения ст. 258 НК РФ не ограничивают статус арендодателя.

В качестве арендодателя могут выступать как юридические, так и физические лица. Капитальные вложения в арендованное имущество, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды. При расчете размера амортизационных начислений нужно исходить из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Начисление амортизации производится, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором начата эксплуатация оборудования.

В рассматриваемой ситуации суммы начисленной амортизации являются прямыми расходами и относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

Аналогичная ситуация складывается, если произведены без согласия с арендодателем. Предположим, ту же пожарную сигнализацию организация арендатор установила вообще без согласования с арендодателем. В этом случае расходы, понесенные на эти улучшения, возмещению арендодателем не подлежат.

Таким образом, по окончании срока аренды передача неотделимых улучшений для арендатора будет безвозмездной передачей результатов выполненных работ по внесению не отделимых улучшений арендованного помещения, здания или сооружения.

Ситуация 5: в арендованном здании с разрешения арендатора установлена пожарная сигнализация. Неотделимые улучшения по окончании договора аренды переданы арендодателю, который частично компенсирует стоимость произведенных улучшений. Статья 623 ГК РФ содержит следующее положение: если арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, неотделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды.

До момента окончания договора аренды и передачи неотделимых улучшений арендодателю, в учете организации арендатора производятся записи, аналогичные приведенным при рассмотрении ситуации 4. После передачи арендодателю здания (помещения, сооружения) вместе с произведенными в нем улучшениями, в бухгалтерском учете бывшего арендатора производятся записи:

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсч. "Прочие доходы" на сумму задолженности за арендодателем;

Д-т сч. 51 "Расчетные счета", К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" на сумму, возмещенную арендодателем.

Покупка и монтаж автоматической пожарной сигнализации - необходимое условие для защиты имущества организации от пожара. Установка пожарной сигнализации необходима для эффективного предотвращения пожара, спасения имущества организации и жизней сотрудников. Следствием необеспечения или ненадлежащего обеспечения пожарной безопасности являются пожары, которые причиняют значительный материальный ущерб.

В данном разделе рассмотрим: понятие пожарной безопасности, нормативное регулирование в области пожарной безопасности, лицензирование, порядок отражения пожарно-охранной сигнализации в бухгалтерском учете организации, а также особенности налогообложения и документального оформления деятельности по эксплуатационному содержанию и обслуживанию пожарно-охранного оборудования.

Согласно положениям действующего законодательства под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), согласно которому законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает данный Закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, включая Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 (далее - Правила N ППБ 01-03), а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Оказывая услуги в области пожарно-охранной безопасности, организация должна получить лицензию в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1).

Статья 3 Закона N 2487-1 определяет услуги по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации как один из видов услуг, оказываемых в сфере частной детективной и охранной деятельности.

Учитывая вышеизложенное, оказывающая такого рода услуги в области пожарной безопасности организация обязана иметь соответствующую лицензию. Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров, а также Положение о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2006 г. N 625.

Согласно вышеуказанным Положениям производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений включает осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем пожарной безопасности, таких как:

Пожаротушение;

Пожарная и охранно-пожарная сигнализация;

Противопожарное водоснабжение;

Дымоудаление;

Оповещение и эвакуация при пожаре;

Первичные средства пожаротушения;

Противопожарные занавесы и завес;

Заполнение проемов в противопожарных преградах;

Трубо-печные работы;

Работы по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

Таким образом, для отражения расходов по содержанию специализированных подразделений организации должны располагать соответствующей лицензией. В противном случае расходы, связанные с содержанием специализированных подразделений организации, не могут быть признаны в целях налогообложения организации.

Приборы и аппаратура систем пожарно-охранной сигнализации принимаются к бухгалтерскому учету в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01).

Актив принимается организацией к учету в качестве основных средств (далее - ОС), если одновременно выполняются следующие условия:

Объект будет использоваться в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

ОС предназначено для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

Организация не предполагает последующую перепродажу объекта;

Основное средство способно приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Срок службы пожарной сигнализации составляет несколько лет. Следовательно, автоматическая пожарная сигнализация отвечает всем перечисленным требованиям.

Вместе с тем, согласно п. 5 ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов (далее - МПЗ).

В соответствии с п. 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью активов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством). В частности, фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление ОС являются суммы, уплачиваемые по договору поставщику (продавцу), а также за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования.

Таким образом, первоначальная стоимость пожарно-охранной сигнализации как основного средства складывается из общей стоимости входящих в его состав комплектующих (без НДС), а также суммы затрат по монтажу.

По мере использования стоимость пожарно-охранной сигнализации из состава МПЗ относят на затраты по мере ввода актива в эксплуатацию.

Стоимость сигнализации в составе ОС погашается путем начисления амортизации начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем их принятия к бухгалтерскому учету, и до полного погашения стоимости данного объекта либо списания его с бухгалтерского учета вследствие продажи, безвозмездной передачи, морального и физического износа, а также до ликвидации объекта при стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях.

Срок полезного использования ОС определен Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359.

Приборы и аппаратура систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации (код 14 3319000), а также оборудование для пожаротушения (код 14 2944000) относятся к четвертой амортизационной группе оборудования - от пяти до семи лет.

Пример. Организация ООО "Салют" заключила договор на приобретение и последующий монтаж пожарно-охранного оборудования. Общая стоимость объектов пожарно-охранной сигнализации составила 23 600 руб. (в том числе НДС 18% - 3600 руб.). Работы по монтажу проводит специализированная организация, имеющая соответствующую лицензию. Стоимость работ по договору составила 1180 руб. (в том числе НДС 18% - 180 руб.). По окончании работ по монтажу и сборке объекты пожарно-охранной сигнализации введены в эксплуатацию.

Поскольку приобретаемые объекты пожарной и охранной сигнализации, относимые к основным средствам, требуют обязательного монтажа, в бухгалтерском учете ООО "Салют" будут сделаны следующие проводки:

Дебет счета 07 "Оборудование к установке" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 20 000 руб. - учтена стоимость поступившего пожарно-охранного оборудования;

Дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 3600 руб. - отражен НДС;

Дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кредит счета 07 "Оборудование к установке" - 20 000 руб. - отражена передача оборудования в монтаж;

Дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 1000 руб. - включена в стоимость системы пожаротушения стоимость монтажа;

Дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 180 руб. - отражен НДС;

Дебет счета 01 "Основные средства" Кредит счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" - 21 000 руб. (20 000 руб. + 1000 руб.) - принят к учету инвентарный объект - система пожаротушения.

Для целей налогообложения прибыли организаций расходы по эксплуатационному содержанию и обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации на основании пп. 6 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаются исходя из фактических расходов как расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на их поддержание в исправном (актуальном) состоянии.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией при условии выполнения положений ст. 252 НК РФ. Иными словами, они должны быть обоснованы и документально подтверждены, а также осуществлены (понесены) в рамках деятельности, направленной на получение доходов.

Для подтверждения расходов по установке (монтажу) систем пожарной безопасности организация должна располагать договором со сторонней организацией с указанием в нем реквизитов выданной ей лицензии, а также актом приемки-сдачи выполненных работ.

Если монтаж систем осуществляется собственными силами организации, произведенные расходы подтверждаются соответствующими первичными учетными документами по списанию материальных запасов (в том числе требованиями-накладными, накладными на отпуск материалов на сторону), учету расходов на оплату труда (расчетно-платежными ведомостями и так далее).

Также расходы, связанные с монтажом систем пожарной безопасности хозяйственным способом, могут быть оформлены внутренним актом о приемке-сдаче выполненных работ.

В аналогичном порядке принимаются в целях налогообложения расходы по осуществлению регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией.

Как указано в п. 96 Правил N ППБ 01-03, такие работы должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. При этом техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, согласно заключаемым договорам.

Расходы по обслуживанию систем пожарной безопасности осуществляются по договорам, заключенным со специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию на право оказания соответствующих услуг. Следовательно, экономическая оправданность расходов может быть подтверждена двусторонним договором, а также оформляемыми двусторонними актами с раскрытием в них перечня оказанных услуг и ссылкой на положения нормативно-правовых актов (Закон N 69-ФЗ, Правила N ППБ 01-03 и так далее).

Расходы на ремонт систем обеспечения пожарной безопасности принимаются для целей налогообложения на условиях, установленных ст. ст. 260 и 324 НК РФ, то есть в зависимости от того, создаются организацией в целях налогового учета резервы под предстоящие ремонты основных средств или нет. Такие работы, связанные с ремонтом систем, должны выполняться специализированными организациями или же подготовленными специалистами.

Расходы по модернизации и реконструкции систем пожарной безопасности в целях обложения налогом на прибыль не принимаются. Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ такие расходы увеличивают первоначальную (восстановительную) стоимость объектов основных средств и поэтому принимаются в целях обложения налогом на прибыль через начисление в установленном порядке амортизационных отчислений.

В соответствии с п. 6 Правил N ППБ 01-03 на каждом объекте организации должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и так далее).

В этих инструкциях должны быть отражены:

Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;

Порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

Места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;

Порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

Предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и так далее), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

Обязанности и действия работников при пожаре, в том числе правила вызова пожарной охраны; порядок аварийной остановки технологического оборудования; порядок отключения вентиляции и электрооборудования; правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики; порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей;

Порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).

Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

Расходы по разработке и изданию инструкций о мерах пожарной безопасности, изготовлению табличек, плакатов и иной наглядной информации принимаются в целях налогообложения как расходы, предусмотренные действующим законодательством и непосредственно связанные с обеспечением пожарной безопасности в организации.

Согласно п. 15 Правил N ППБ 01-03 в каждой организации распорядительным документом руководителя должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе:

Определены и оборудованы места для курения;

Определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

Установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

Определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

Регламентирован порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара;

Определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

Соответственно, расходы по оборудованию мест для курения также принимаются в целях обложения налогом на прибыль, так как они предусмотрены действующим законодательством.

Все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы они обязаны проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.

При отнесении таких расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщикам необходимо учитывать установленные в ст. 252 НК РФ требования, касающиеся обоснованности и документального подтверждения затрат.

Соответствующие вышеуказанным критериям расходы организации по оплате услуг по обучению своих работников мерам пожарной безопасности могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией продукции (работ, услуг).

В заключение следует отметить, что в случае ненадлежащего выполнения требований пожарной безопасности ответственные должностные лица организации привлекаются к установленной действующим законодательством ответственности.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб., на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб., на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, грозят наложением административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб., на должностных лиц - от 2000 до 3000 руб., на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб.

Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо без наступления иных тяжких последствий, согласно п. 3 ст. 20.4 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб., на должностных лиц - от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.

За нарушение правил пожарной безопасности, которое по неосторожности повлекло тяжкий вред здоровью человека, виновное лицо несет уголовную ответственность согласно п. 1 ст. 219 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ): минимальную - штраф до 80 000 руб., максимальную - до трех лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности. Если же нарушения правил пожарной безопасности повлекли по неосторожности смерть человека или двух и более людей, то на основании п. п. 2, 3 ст. 219 УК РФ виновник может лишиться свободы на срок до пяти или семи лет соответственно.