Темы по самообразованию для воспитателей вспомогательных школ. Самообразование воспитателя в доу по фгос: темы и план работы. Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию - Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как форма развития детей младшег

В наши дни одной из главных составляющих профессиональной компетентности воспитателей ДОУ является самообразование. Как оно происходит?

Необходимость профессионального роста

Осознавая несовершенство знаний и умений в профессиональной деятельности, воспитатель получает мощный стимул для профессионального роста, углубления знаний и овладения новыми методиками воспитательно-образовательной деятельности.

Как и каким образом можно организовать процесс повышения профессионального уровня?

Для того чтобы быть в тренде, современному воспитателю необходимо систематически следить за новостями в области дошкольной педагогики и психологии, знакомиться в передовым педагогическим опытом, находиться в постоянном общении с коллегами, работать над повышением общей эрудиции и совершенствованием педагогического мастерства, знакомиться с нормативно-правовой базой дошкольного образования и анализировать собственный профессиональный опыт.

Дополнительное развитие педагога - обязательная часть, которая включена в план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС. План содействует систематизации работы, является отражением результативности деятельности воспитателя, создает возможности для перспектив общения с детьми.

Составление плана самообразования: этапы

Рассмотрим несколько моментов, на которые необходимо обратить внимание. План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС может быть составлен с учетом таких факторов:

  • обоснование выбора темы;
  • взаимосвязь темы работы с целями и задачами дошкольного учреждения;
  • предварительная работа, включающая изучение методик и программ по дошкольному образованию и воспитанию;
  • выбор форм взаимодействия с дошкольниками;
  • собственные методики;
  • ожидаемый результат работы над темой;
  • выводы и динамическая статистика развития детей;
  • перспективы улучшения работы;
  • итоги самообразования.

План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС требует тщательной подготовки, в ходе которой возникает масса вопросов. Основной вопрос - выбор темы. С этим в основном помогает методист или старший воспитатель, но педагог может также сделать самостоятельный выбор, в зависимости от актуальности и практической значимости темы образовательной деятельности.

В определении своей готовности к самообразованию молодым специалистам рекомендуется ознакомиться также с картой Г. М. Коджаспировой. План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС необходимо составлять с учетом следующих рекомендаций:

  • При изучении какого-либо вопроса нужно исследовать несколько источников, чтобы таким образом сформировать свое мнение.
  • Целесообразно провести работу с библиотечными каталогами и материалом из интернета, чтобы получить необходимый литературный источник.
  • В поиске материала важно ориентироваться на инновационные методики в образовании.
  • Общение и обмен опытом с коллегами - важный момент самообразования педагога.

Индивидуальный план самообразования составляется по двум видам:

  • Годовое планирование
  • Перспективное планирование, которое предусматривает ежегодную доработку плана образовательной деятельности

Если индивидуальный план самообразования составлен по второму виду планирования, можно использовать проектный метод, соответствующий возрасту детей. Перспективное планирование должно непременно включать актуальные вопросы дошкольного образования в динамическом развитии.

Примерный перечень тем самообразования воспитателя по ФГОС

Воспитатель может выбрать следующие темы, предусмотренные ФГОС дошкольного образования:

  • Амплификационные методы развития дошкольника.
  • Особенности педагогической диагностики в ДОУ.
  • Метод индивидуального подхода в ДО.
  • Методика по формированию ОБЖ.
  • Эмоциональный интеллект дошкольника.
  • Методы по руководству игровой деятельностью.
  • Формирование краеведческих представлений (малая родина).
  • Творческие способности дошкольников.
  • Подготовка к учебной деятельности.
  • Развитие любознательности.
  • Ознакомление с объектами окружающего мира.
  • Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
  • Формирование ЭМП.
  • Развитие общительности.
  • Связная речь.
  • Элементарный анализ литературного произведения.
  • Обучение грамоте.
  • Применение нетрадиционных техник изодеятельности.
  • Основы ЗОЖ в ДОУ.
  • Формирование КГН и навыков самообслуживания.
  • Обеспечение психологического комфорта в детском учреждении.
  • Информационно-коммуникативные технологии в ДО.
  • Приемственность детсада и школы.
  • Психолого-педагогическая поддержка семьи.
  • Основы инклюзивного образования в ДОУ.
  • РППС детского сада.
  • Парциальные программы ДОУ.
  • Инновационные формы взаимодействия с родителями.
  • Организация экспериментальной деятельности.
  • Качество и критерии оценки ДО.

Организация работы по темам

Каждая из тем требует аналитической работы. Анализируя литературу, педагог должен выделить основные мысли и идеи авторов, чтобы определить направление работы по данной теме. Например, если выбрана тема "Духовно-нравственное воспитание дошкольников", воспитателю необходимо уделить особое внимание методике организации и общему содержанию работы по этой теме в различных возрастных группах детского сада.

Одной из актуальных задач воспитания в детсаду является экологическое воспитание. Как составить план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС? Экология, например, должна включать занятия и беседы по ознакомлению с природой родного края, опытно-экспериментальную деятельность, работу с родителями, способствующую развитию экологических знаний у детей дошкольного возраста.

План самообразования воспитателя ДОУ младшей группы должен охватывать работу по оценке возможностей, физиологических и психологических особенностей детей этой возрастной категории, обозначать круг проблем, касающихся работы с младшими дошкольниками, включать применение интерактивных методов обучения и современных методик раннего развития. Работа над темой может быть проведена с участием нескольких педагогов, которые непосредственно знакомы с задачами и целями ДОУ. Правильно организованный процесс самообразования предоставляет большие возможности для более глубокого развития личности и эффективного повышения профессиональной компетентности педагога.

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. С.И. Ожегов опредиляет самообразование как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

Самообразование позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.

Важным условием профессионализма является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. этом каждому воспитателю помогает планирование свой работы, правильный анализ деятельности, постановка целей, выбор форм и методов. С этой целью воспитатели составляют различные планы самообразования. Ниже представлен опыт работы по данному направлению.

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

1. Ф.И.О. педагога — Лифанова Татьяна Николаевна

2. Образование — средне-специальное, 1 квалификационная категория.

3. Тема самообразования: «Реализация ФГТ в воспитательно-образовательном процессе».

4. Работа начата -01.09.2011 г.

5. Предполагается закончить -30.05.2012 г.

6. Цель: изучить ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

7. Задачи:

  • изучить и внедрить программу «От рождения до школы» по всем образовательным областям (новая редакция в соответствии с ФГТ)
  • разработать перспективные планы по всем образовательным областям
  • разработать модель образовательного процесса, отвечающего ФГТ
  • апробировать данную модель на практике

8. Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

9. Форма самообразования: индивидуальная.

10. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  • изучение литературы по теме
  • посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и района;
  • посещение педсоветов, семинаров, конференций;
  • самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
  • разработка модели образовательного процесса, отвечающего ФГТ
  • апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив;
  • проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
  • обобщение результатов на заседании методического объединения.

11. Практический выход: семинар-практикум.

12. Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете; презентация по теме.




МБДОУ-детский сад «Светлячок»,
Саратовская область, р.п. Лысые горы.

Оформление плана

по самообразованию педагога.

Система работы педагогов по самообразованию:

В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:

  • Изучают необходимую литературу.
  • Посещают РМО, для обогащения опытом работы.
  • Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
  • Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.

В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.

1 страница – Титульный лист:

МБДОУ №10-ЦРР-Д/С

«План по самообразованию педагога»

(Ф.И.О. педагога)

___________ _______________

Тема: «_______________________________»

(название темы)

________________

(учебный год)

________________

(возрастная группа)

Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.

2 страница –

Тема: «…»

Цель: «…»

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения ГМО, самообразования...)
  2. Разработать перспективный план работы с детьми
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  4. Организовать работу кружка, создать учебную программу.
  5. Оформить в группе уголок…..
  6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
  7. Подготовить (принять участие) в семинаре …..
  8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

Диагностика ЗУН детей

Организовать работу кружка, создать учебную программу,

Изучение литературы

Октябрь

занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка

Ноябрь

Декабрь

Оформить в группе уголок…..

Оформление папки передвижки. Тема: «…»

Январь

Февраль

Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…»

Март

Апрель

Развлечение «…»

Май

диагностика

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Июнь

выставка детских работ

Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу

Консультация для родителей: «…»

Июль

Август

Выход темы:

ü Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…) Тема: «…» (месяц)

ü Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)

ü Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»

ü Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)

ü Сборник консультаций для родителей. Тема «…»

ü Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Литература:

МБДОУ №10-ЦРР-Д/С

«Тетрадь по самообразованию»

_________________________________

(Ф.И.О. педагога)

___________ _______________

________________

(начата с …)

1 страница –

Тема самообразования: «…» ( учебный год ), (возрастная группа)

Можно писать в виде таблицы:

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

сентябрь

Можно заполнять тетрадь в свободной форме, учитывая предложенные формы работы.

Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:

ü Работа по теме самообразования не менее 1 года;

ü Изучение научно-методической литературы;

ü Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;

ü Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

ü Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

ü Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;

ü Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;

ü Обучение на курсах повышения квалификации;

ü Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

ü Активное участие в работе методического объединения района;

ü Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;

ü Обобщение опыта работы по теме самообразования.

Памятка для анализа процесса самообразования:

  1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
  2. Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
  3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
  4. Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
  5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

Перспективный план самообразования педагога.

ФИО ____________________________________

Группа______________________________ Стаж работы______________

Учебный год

Тема самообразования

Форма и срок отчёта

Дата заполнения «____» ___________________ 200 ____ год

Памятка для педагогов по организации самообразования

САМООБРАЗОВАНИЕ - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. «САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала» (педагогический словарь)

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ

    Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника.

    Формирование экологической культуры личности.

    Экологическое воспитание в семье.

    Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднюю).

    Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.

    Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей старшеклассников.

    Нравственное воспитание школьников.

    Этический диалог как форма нравственного воспитания.

    Формирование нравственной самооценки школьников в процессе воспитания этической культуры.

    Культурологический подход к воспитанию.

    Формирование творческой личности.

    Этнопедагогические основы воспитания межэтнической гармонии в многонациональной и разноконфессиональной среде.

    Воспитание культуры межнационального общения:

    Социально-педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя).

    Деятельность классного руководителя (воспитателя) по социальной защите ребенка.

    Социально-педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя) с неблагополучными семьями.

    Воспитательный потенциал средств массовой информации и коммуникации.

    Воспитание школьников в процессе освоения ими компьютерных технологий.

    Научно-методические подходы к организации полового воспитания учащихся.

    Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельности

    Организация работы с одаренными детьми.

    Личностно-ориентированный подход к воспитанию.

    Современные технологии воспитания: сущность, опыт внедрения, перспективы развития.

    Технология создания ситуации успеха для ученика во внеурочное время.

    Воспитательная система класса.

    Организация коллективной творческой деятельности учащихся.

    Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности

    Активные формы работы с воспитанниками.

    Особенности групповой работы с учащимися во внеурочное время.

    Технология индивидуальной работы с учащимися.

    Самоуправление в классе.

    Ценностные приоритеты патриотического воспитания учащихся в современной школе.

    Формирование национального самосознания школьников.

    Воспитание учащихся на основе традиций украинского народа.

    Туристско-краеведческая работа как одно из важных направлений деятельности классного руководителя по воспитанию у учащихся любви и уважения к родному краю.

    Самовоспитание школьников.

    Формирование коммуникативной компетентности учащихся.

    Формирование навыков здорового образа жизни у школьников.

    Формы физического воспитания школьников во внеурочное время.

    Подготовка учащихся к жизни в условиях рыночных отношений.

    Подготовка учащихся к семейной жизни.

    Семейное воспитание – необходимое условие обеспечения духовного единства поколений.

    Диагностический инструментарий классного руководителя.

    Психолого-педагогический ключ к пониманию личности школьника.

    Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива.

    Выдающиеся педагоги современности о воспитании школьников.

    Роль классного руководителя в воспитании подростков девиантного поведения.

    Формы профилактики правонарушений в подростковой среде.

    Формирование правовой культуры старшеклассников.

    Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников.

    Подготовка воспитанников к жизни в условиях рыночных отношений.

    Традиции детского коллектива.

    Формы проведения часа классного руководителя (классного часа, воспитательного часа).

    Совместная деятельность классного руководителя (воспитателя) с учителями-предметниками.

    Пути взаимодействия классного руководителя (воспитателя) и психолога по изучению личности воспитанников.

    Изучение уровня воспитанности школьников.

    Игра как важное средство воспитания школьников.

    Совместная деятельность педагогов школы и семьи по трудовому воспитанию школьников.

    Художественно-эстетическое воспитание учащихся на примерах музыкального, изобразительного искусства, художественной литературы.

    Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами фольклора.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

    Актуализация возможностей проблемного обучения.

    Виды словарной работы на уроках русского языка

    Виды письменных работ творческого характера.

    Внедрение в практику работы современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетенции младших школьников

    Влияние ИКТ- компетенции педагога на повышение качества знаний учащихся

    Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации

    Деятельностный метод в развитии познавательных процессов (во внеурочной деятельности)

    Занимательные задачи в курсе математики.

    Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

    Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве.

    Исследовательская позиция ребёнка как фактор развития одарённости

    Использование ИКТ технологий в деятельности учителя начальных классов.

    Использование информационных технологий в образовании.

    Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника.

    Изучение программы Microsoft Office Power Point и использование электронных презентаций на уроках в начальной школе

    Использование мультимедийных дидактических средств на уроках в начальной школе

    Использование ИКТ в деятельности учителя начальных классов

    Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока

    Использование ИКТ на уроках в начальной школе

    Игровая деятельность В ГПД

    ИКТ на уроке обучения грамоте в 1 классе

    Использование дидактических игр на уроках литературного чтения для развития памяти, воображения детей

    Использование современных образовательных технологий в формировании ключевых компетентностей младшего школьника

    Использование возможностей интерактивной доски Panabord на уроках естествознания в формировании познавательной активности учащихся

    Использование проблемных технологий на уроках математики в начальной школе

    Использование ИКТ - технологий в начальных классах – как одно из условий повышения качества образования

    Использование ИКТ на уроках окружающего мира

    Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе с целью развития интеллектуальных способностей учащихся.

    Использование ИКТ на уроках математики для повышения качества образования младших школьников.

    Использование проблемных ситуаций на уроках математики.

    Изучение и внедрение проектной деятельности (индивидуальной и коллективной) в УМК «Гармония».

    Использование дидактических игр на уроках письма и развития речи в коррекционном классе.

    Использование информационных технологий в обучении младших школьников.

    Классный руководитель – координатор школы, семьи и социума

    Клубный час

    Критериальное оценивание в начальной школе.

    Мониторинг учебных достижений по теме: «Безударная гласная

    Освоение методологии проектирования концепции развития универсальных учебных действий (УУД) для начального общего образования

    Организация внеучебной деятельности школьников на начальной ступени обучения.

    Обучение динамическому чтению в свете новых образовательных стандартов образования».

    Оценка достижений планируемых результатов освоения основных образовательных программ в 4-х классах.

    Организация групповой работы

    Освоение возможностей новой операционной системы в рамках повышения ИКТ-компетенции с практическим применением на уроках математики

    Проектная внеурочная деятельность учащихся начальной школы как условие развития их творческих способностей

    Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения

    Применение ИКТ в начальной школе

    Построение образовательного процесса на начальной ступени в соответствии с требованиями ФГОС.

    Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

    Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

    Проблемное обучение на уроке обучения грамоте (литературного чтения) в начальных классах по программе «Школа 21 века».

    Проектная деятельность на уроках и во внеурочное время

    Проектная деятельность на уроках окружающего мира

    Применение ИКТ на уроке окружающего мира в 4 классе

    Применение ИКТ на уроках русского языка во 2 классе

    Применение ИКТ на уроке окружающего мира во 2 классе

    Проектно – исследовательская деятельность на уроках в начальных классах

    Повышение ИКТ - компетентности, освоение возможностей использования интерактивной доски Panabord на уроках естествознания

    Повышение качества образования на уроках математики в 1 классе путем использования программы mimio

    Повышение ИКТ-компетентности, освоение возможностей использования программы mimio на уроках русского языка

    Повышение качества преподавания через использование интерактивной доски Panabord на уроках истории

    Применение информационных технологий с целью развития творческих способностей учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.

    Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов

    Проблемы преемственности между начальным и средним звеном, пути их решения

    Проблемные ситуации на уроках.

    Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей

    Правильный психологический настрой учащихся, как один из факторов успешного обучения младших школьников.

    Решение орфографических задач как средство развития грамотной личности.

    Развитие речи учащихся как одна из основных задач начального образования.

    Развитие математических способностей учащихся рамках программы «Школы 2100», как средство активизации учебной деятельности.

    Ролевая игра как интерактивный метод обучения

    Развитие логического мышления в процессе обучения математике

    Развитие творческой активности на уроках окружающего мира через внедрение ИКТ

    Развитие творческих способностей младших школьников на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения

    Развитие устной речи учащихся при опоре на творческие способности

    Решение простых задач – основа успешного усвоения способов решения составных задач

    Развитие речи мл. школьников

    Работа с одаренными детьми

    Работа с гиперактивным ребенком

    Развитие творческих способностей и креативного мышления у учащихся ГПД

    Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий

    Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС

    Развитие познавательных способностей у младших школьников

    Развитие творческого мышления на уроках математики

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения.

    Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики.

    Развитие логического мышления на уроках математики.

    Развитие речи с элементами развивающего обучения на уроках чтения, русского языка

    Развитие навыков устного счета на уроках математики

    Развитие речи на уроках

    Развитие устного счета на уроках математики, активизация учащихся на всех уроках

    Развитие орфографической зоркости

    Совершенствование системы педагогической диагностики с целью повышения качества обученности учащихся.

    Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности

    Создание здоровьесберегающей среды на уроках физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей детей.

    Тестирование как средство организации контроля в начальной школе

    Формирование у учащихся привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями через уроки физической культуры и внеклассной работы.

    Формирование коллектива, развитие самостоятельности на уроках

    Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

    Три составляющие в воспитании детей: семья, школа, общество

    Технология формирования типа правильной читательской деятельности

    Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов

    Технология развития критического мышления

    Технология проблемно-диалогического обучения

    Технология дифференцированного обучения

    Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках и во внеурочное время

    Формирование готовности обучающихся к итоговому тестированию в начальной школе.

    Формирование познавательной мотивации на уроках русского языка в начальной школе

    Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

    Формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья у учащихся.

    Формирование навыков выразительного чтения.

    Физкультурно-оздоровительная работа в ГПД

    Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности

    Формирование познавательной активности на уроках математики путем использования современных информационных технологий

    Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка путем использования современных информационных технологий

    Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

    Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов

    Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

    Формирование навыков устного счёта путём применения интерактивных методов и форм обучения

    Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО второго поколения

    Эффективные методы и приемы обучения чтению.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ

«Развитие познавательной активности у учащихся на уроках биологии».

«Личностно-ориентированный подход через межпредметные связи и проектную деятельность».

. «Развитие восприятия музыки как основа воспитания музыкальной культуры школьников».

«Музей в учебном заведении».

«Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках».

«Решение задач повышенной сложности как средство развития познавательной активности учащихся».

«Формирование условий для создания эмоционального и психологического комфорта на уроке русского языка через различные средства наглядности, в том числе ИКТ».

«Исследовательская деятельность учащихся при изучении истории родного края как одно из условий формирования творческой личности», 10.: «Влияние индивидуальных подходов к личности человека на развитие умственных способностей».

«Формирование речевой компетенции учащихся на уроках развития речи».

«Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков в процессе обучения русскому языку в 6-ых и 9-х классах».

«Научно-исследовательская работа на уроках биологии».

«Формирование познавательной самостоятельности учащихся».

«Основы методологии научно-педагогического исследования по физической культуре и спорту».

«Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы».

«Методика работы над сжатым изложением на уроках русского языка в 8-х-9-х классах».

«Краеведение в обучении географии».

«Метод минипроектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся».

«Применение игровых технологий на уроках русского языка».

«Совершенствование техники чтения младших школьников».

«Развитие познавательных способностей на уроках математики».

«Индивидуализация обучения как фактор успешности учения учащихся».

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики и во внеурочное время».

«Развитие фонетической стороны речи на базе цифровых технологий».

«Методика подготовки учащихся к олимпиадам».

Развитие творческих способностей детей в урочное и во внеурочное время».

«Использование информационных технологий в условиях модернизации образовательного процесса».

«Формирование у учащихся компетентностного подхода к изучению биологии».

«Использование информационных технологий на уроках математики в условиях модернизации образовательного процесса».

«Комплексный анализ текста на уроках русского языка»

«Работа с текстом на уроках русского языка»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»

«Компетенции и компетентностный подход в преподавании математики»

«Совершенствование учебно – познавательных компетенций учащихся на уроках математики с использованием ИКТ

«Формирование ценностно – смысловых компетенций учащихся на уроках математики»

«Конструирование учебного занятия»

«Методические аспекты преподавания тем «Компьютерные коммуникации и Интернет» и «Веб – конструирование»

«Формирование приемов самостоятельной работы учащихся с учебной информацией на уроках географии»

«Активные приемы и методы в обучении грамматике»

«Тестирование как средство контроля»

«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в начальной школе»

«Формирование языковых компетенций через ИКТ»

«Развитие иноязычной компетенции учащихся в условиях профильного обучения »

«Роль ИКТ в формировании ключевых компетенций учащихся»

«Роль истории и обществознания в формировании базовых компетенций учащихся»

«Личностно – ориентированный подход в преподавании истории и обществознания.

« Интернет – технологии для учителя – предметника".

Алгоритм работы учителя по самообразованию.

    Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям и в соответствии с методической темой школы

    Разработка плана по самообразованию

    Определение источников информации

    Изучение теоретических источников

    Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, мероприятий)

    Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов

    Подготовка отчета по теме самообразования

    Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности

Критерии эффективности самообразования.

    Тема соответствует потребностям педагога и носит проблемный характер

    Качественно составлен план (правильно определена цель, поставлены задачи, присутствует процессуально-содержательный компонент)

    Имеет место научная обоснованность плана

    Определена результативность педагогической деятельности в данном направлении

    Прослеживается значимость и перспективность педагогического труда

    Наблюдается положительная динамика результатов деятельности учащихся

    Очевиден интерес учителя к продолжению самообразования

    Проявлена заинтересованность в данной теме со стороны педагогического совета

    Видна способность к творческой деятельности в решении поставленных задач

    Формируется социальная (способность брать на себя ответственность за деятельность других), психологическая (понимание роли самообразования) компетентности

    Развивается способность использования в своей работе информационных технологий

Коллегиальный принцип может быть учтен и при разработке алгоритма стимулирования (морального и материального) самообразования.

Папка «Самообразовании». Примерное содержание.

1. Титульный лист

3. Перспективный план самообразовательной деятельности на 5 лет.

    Изучение психолого-педагогической литературы

    Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

    Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

    Участие в системе методической работы школы

    Участие в системе методической работы района и области

    Курсовая переподготовка

4. Индивидуальный план самообразовательной деятельности на текущий год

5. Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год

6. Материалы работы над индивидуальной методической темой

    Теоретическая часть (изучение литературы по теме, знакомство с практическим опытом работы по данной проблеме)

    Практическая часть (разработка дидактических материалов для практического внедрения, конспекты уроков, внеклассных мероприятий)

7.Посещение уроков, внеклассных мероприятий у коллег.

Примерный план работы педагога по самообразованию

Этапы

Сроки

1. Организационно-диагно­стический

1.Анализ затруднений.

2.Постановка проблемы.

3.Диагностические срезы.

4.Определение цели и задач работы над темой.

работы над

II. Теоретико-прогностический

1.Изучение литературы, имеющегося опыта по проблеме

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов

4.Методическое обеспечение

5.Подготовка материально-технической базы

1-й (2-й) год

работы над

III. Практи­ческий

1. Внедрение ППО, системы мер, направлен­ных на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3.Отслеживание процесса, текущих, проме­жуточных результатов.

4. Корректировка работы

IV. Обобща­ющий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Представление материалов

4. Проведение диагностики с целью отслеживания результата работы

V. Внедрен­ческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

Алгоритм осуществления процесса самообразования

Первый этап – Организационно-диагно­стический
Цель: изучение ситуации по выбранной проблеме, определение темы по самообразованию.
Формы представления результата работы: определение темы по самообразованию.

Второй этап – Теоретико-прогностический
Цель: определение этапов, форм и методов исследования выбранной темы,изучение теоретических основ и практического опыта по теме.
Формы представления результата работы: план-программа самообразования.

Третий этап – Практи­ческий Цель: внедрение в практику подготовленного материала.
Формы представления результата работы: конспекты, сценарии, разработки, буклеты, памятки и др.

Четвертый этап – Обобща­ющий Цель: Оформление результатов работы по теме самообразования внедрение в практику подготовленного материала.
Форма представления результата работы: проведение мероприятий по теме самообразования, направленных на всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители).

Пятый этап – Внедрен­ческий
Цель:, самоанализ педагогической деятельности.
Формы представления результата работы: папка-представление передового опыта, презентация и др.

Индивидуальный план самообразовательной деятельности на _______20_____ учебный год

(примерный вариант 1)

месяц

Направления работы

Способы достижений

Анализ достижений

Сентябрь

(Пример):Работа с документацией

Знакомство и анализ документации

(примерный вариант 2)

четверть

Направления работы

Способы достижений

Анализ достижений

Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год. (Вариант 1)

1.Организация работы по самообразованию. Изучение литературы по теме________________

Название книги, статьи, документа…

Издательство; название электронного сайта

Краткая анатация, заметки

2.Практическая реализация темы по самообразованию

Форма

Тема

Уровень

Дата

Открытый урок, мастер-класс, выступление, статья, публикация и т.п.

Школьный,районный, областной, всероссийский

Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год. (Вариант 2)

Анализ самообразовательной деятельности педагога __________________________за 20__ - 20__ уч.г.

    Литература, изученная по данной проблеме:_____________________________________________________

    Основные направления в работе:

а) составление памяток, конспектов уроков, сборников текстов, задач, заданий, тестов и др.

б) выступления на методических объединениях по темам:

в) диагностика результатов применения новых методов и приёмов работы: ______________________________________________________________

3. Анализ успешной реализации целей и задач, поставленных при выборе темы самообразования

______________________________________________________________

4. Использование новых образовательных технологий, методов, приёмов как результат работы по самообразованию: ______________________________________________________________

а) какие методы, формы использовали? _____________________________________________________________

б) какой результат достигнут? ______________________________________________________________

5. В каком направлении будут продолжать работу по самообразованию:

а) составление каталога литературы ______________________________________________________________

б) обобщение диагностического материала _____________________________________________________________

в) выступление на МО, педсовете и т.д. ______________________________________________________________

г) обобщение опыта ______________________________________________________________

другое________________________________________________________

Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких- либо достижений. И в личном плане самообразование учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. :

    повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

    разработанные или изданные учебные пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

    разработка новых форм, методов и приемов обучения;

    доклады, выступления;

    разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

    разработка методических информаций по применению новых методических технологий;

    разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

    создание комплектов педагогических разработок;

    проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.

  • защита исследовательской работы

    показ воспитанниками новых форм взаимодействия в процессе обучения

  • листовка,

  • открытое занятие

    проведение семинара

    обучения коллег новым методикам

    практикум (тренинг)

Памятка к исследовательской работе педагога

    Как правильно сформулировать тему :

    Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:

Изучаемый процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение

Исследование

Развитие

Формирование

Становление

Воспитание

Разработка

Организация

Познавательные способности

Познавательная активность

Умения что-то делать

Личностные качества

Любознательность

Самостоятельность

Наблюдательность

На музыкальных занятиях

На экскурсиях в природу

В процессе изучения чего-либо

В процессе знакомства с чем – либо

В игровой деятельности

Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок в природу»

    Формулировка темы по схемам:

  • ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО
  • ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО

    Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО –ТО

Например:

«Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»

«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

    Определение актуальности и новизны исследования

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?

Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.

Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

    Формулирование цели исследования

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.

Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

    Формулирование задач исследования

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулировки задач

Как выбрать тему по самообразованию воспитателя по ФГОС?

Даже далёкому от образовательной деятельности человеку понятно, что педагогам нельзя стоять на месте, ведь от них зависит качество образования детей, поэтому они должны двигаться вперёд, развиваться и самосовершенствоваться.

Самообразование становится неотъемлемой составляющей профессионального роста и совершенствования педагогических работников всех уровней образования. Педагогам ДОУ для совершенствования навыков и компетенций следует знакомиться с новыми исследованиями в области педагогики и детской психологии, изучать опыт коллег и повышать общую эрудицию. Главное, чтобы человек сам захотел научиться чему-то новому и освоить новые компетенции.

В самообразовании ученик одновременно является и учителем, сам несёт ответственность за процесс обучения и сам устанавливает правила обучения. Чтобы самообразование принесло плоды, необходимо составить подробный план самообучения. Всё-таки в основе любого обучения, в том числе и самообучения, должна лежать система, чтобы все знания укладывались в целостную картину.

Начните с анализа условий вашего ДОУ для определения ресурсов, методик и технологий, которые вы будете использовать в процессе самообразования. Затем определите собственный уровень подготовки. Будьте критичны. Выявление сильных и слабых сторон поможет вам составить план самообразования.

После этого воспитатель должен определить цель самообразования, каких результатов он хочет добиться. Чётко представляя конечный результат, вам будет легче обозначить шаги для достижения цели.

Здесь отлично подойдёт технология SMART, по которой цели должны быть:

  • S (specific) - конкретными. Чем яснее вы представите себе конечный результат, тем легче его достичь.
  • M (measurable) - измеримыми. Подберите критерии достижения цели, показатели прогресса.
  • A (achievable) - достижимыми. Учитывайте свои возможности и реалии современного мира. Не стремитесь прыгнуть выше головы.
  • R (realistic) - актуальными, соответствующими реалиям современного мира. Задайте себе вопрос: зачем нужно выполнить эту задачу? Почему она важна?
  • T (Time- related) - ограниченными по времени. Укажите конкретный временной промежуток. Не торопитесь и ставьте реальные сроки.

Затем стоит подобрать необходимый обучающий материал. Информация должна быть доступна для восприятия, соответствовать данным современной науки и запросам времени. После чего, исходя из цели, составляется план работы.

Построение плана самообразования воспитателя

Составить план и действовать по нему - значит, взять всю ответственность за обучение на себя. Грамотное планирование позволит оптимально распределить время и добиться запланированных результатов максимально быстро.

План по сообразованию воспитателя в ДОУ:

  1. Постановка цели и определение задач.
  2. Выбор темы.
  3. Учебная деятельность - изучение методической литературы по выбранной теме.
  4. Практическая деятельность - подготовка и проведение занятий с воспитанниками.
  5. Подведение итогов - заполнение отчётной папки данными о прогрессе, организация выставки детских работ, презентация итогового доклада на педсовете, методическом семинаре или педагогической конференции.

Как выбрать тему для самообразования?

Выбор темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС - профессиональная задача каждого педагога ДОУ. Мы живём в быстро меняющемся мире, у современных детей другие потребности, чем у прошлых поколений, поэтому у образования появляются новые задачи. Для решения этих задач воспитателям необходимо знакомиться с новыми исследованиями в области дошкольной педагогики и детской психологии, передовым опытом коллег и совершенствовать мастерство.

Перед выбором темы рекомендуется ознакомиться с нормативно-правовой базой по дошкольному образованию и проанализировать собственный опыт - выявить сильные и слабые стороны своей педагогической деятельности, осознать, чему стоит уделить больше внимания.

При выборе темы можно опираться на направления развития ребёнка по ФГОС дошкольного образования:

  • социально-коммуникативное;
  • познавательное;
  • речевое;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое.

Примерные темы по самообразованию для воспитателей в ДОУ по ФГОС

В основе этого списка примерных тем лежит игра - это основной способ познания ребёнком окружающего мира. Исходя из этого, темы по самообразованию по ФГОС могут быть следующими:

  1. Социально-коммуникативное развитие:
  • Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.
  • Игра как средство общения дошкольников.
  1. Познавательное развитие:
  • Обогащение сюжета детской игры путём знакомства с окружающим миром.
  • Дидактическая игра как форма обучения детей основам математики.
  • Игра как средство образовательной деятельности.
  1. Речевое развитие:
  • Театрализованная игра в развитии речи младших дошкольников.
  • Использование дидактических игрна занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте.
  1. Художественно-эстетическое развитие:
  • Дидактическая игра как средство художественно-эстетического воспитания.
  • Воспитание художественно-эстетическоговкуса детей через народные игры.
  1. Физическое развитие:
  • Подвижная игра как средство развития моторики у детей дошкольного возраста.
  • Роль подвижныхигр в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка.

Кроме тем по конкретному направлению, можно выбрать тему о работе дошкольной образовательной организации в целом:

  • Организация сетевого взаимодействия ДОУ с другими организациями .

Выбрав тему, переходите к анализу отобранного по теме материала. Материалом для самообразования служит не только научная литература, но и видеозаписи вебинаров, лекций, статьи в журналах, посвящённых образованию и педагогике. Изучая материал, выделяйте ключевые тезисы, идеи и суждения автором. Например, выбрав тему «Моделирование развивающей среды в ДОУ», педагог обращает внимание на особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, требования ФГОС к организации и роль среды в учебно-воспитательном процессе. Затем отобранные идеи апробируются на практике на занятиях с дошкольниками.

Возможные проблемы в самообразовании и пути решения

  1. Тяжело определить и сформулировать тему.

Выявите проблему, которая вас интересует. Используйте наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы и результаты педагогической диагностики. При формулировке темы обращайте внимание на ФГОС и образовательные программы.

  1. Трудно подобрать необходимую методическую литературу.

Чётко определите для себя круг вопросов, на которые ищете ответ. Начинайте поиск с традиционных методик и классических педагогических трудов, затем переходите к рассмотрению современных технологий и опыта коллег. Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги.

  1. Трудно осмыслить прочитанный материал.

Для лучшего усвоения информации используйте конспекты, ментальные карты и блок-схемы. Конспектирование предполагает выделение главных фактов, мысли и понятия - это поможет систематизировать информацию.

Ментальные карты или интеллект-карты - это метод графического структурирования информации, при котором понятия, задачи, факты изображаются как древовидная схема. Блок-схемы представляют собой графическое изображение информации в виде взаимосвязанных блоков.

Профессиональное самообразование не сводится к формальному заполнению отчётов и подготовке докладов. Цель работы по самообразованию педагога ДОУ заключается в раскрытии творческих способностей, повышении уровня мастерства и развитии личностных качеств.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.