Заброшенные военные части кавказа. Сделано и забыто в ссср: заброшенные города, заводы и военные объекты. Загоризонтная РЛС Дуга, Припять, Украина

Когда-то могучая коммунистическая империя не жалела средств ни на оборону, ни на науку. И от Тихого океана до середины Европы возвышались нацеленные в космос огромные антенны, и прятались в лесах секретные военные бункеры. С развалом Союза содержание многих из этих объектов наследникам оказались не по карману. Да и не интересовались наукой вновь образованные молодые государства, а задача обороны границ возлагалась на могущественных соседей…

Вот лишь несколько сооружений из тысяч спрятанных по горам и лесам секретных и не очень объектов, которые характеризуют все мощь развалившейся империи. А ведь это только наименее ценные, оказавшиеся невостребованными в период раздела имущества между когда-то братскими республиками…

Балаклава, Крым, Украина

Секретная база подводных лодок
Один из крупнейших военных объектов, оказавшихся брошенными после распада СССР.

С 1961 года под горой Таврос располагался комплекс, где хранились боеприпасы (в том числе и ядерные) и проводился ремонт подводных кораблей.

В доках базы могло укрыться до 14 субмарин разных классов, и весь комплекс был способен выдержать прямой удар ядерной бомбы мощностью до 100 кТ.

Брошенный в 1993 году объект был растащен на металлолом местными жителями и лишь в 2002 на остатках базы подводных лодок был организован музейный комплекс.

Заброшенная ракетная шахта, Кекава, Латвия

После развала империи молодым республикам в наследство досталось немало военного имущества, в том числе и разбросанные по лесам пусковые шахты баллистических ракет.

Неподалеку от городка Кекава, находится бывшее расположение комплекса Р-12У. Он состоял из 4-х пусковых шахт и центрального бункера управления и технической поддержки.

Это бывший секретный объект СССР — один из ракетных щитов родины! В 1960–х здесь построили комплекс "Двина", который состоял из четырех "стаканов"– шахт глубиной более 35 метров и подземных бункеров.

Территорию окружал тройной периметр из забора и колючей проволоки, за которой круглосуточно дежурили автоматчики, а местность просматривалась с вышек. Жители окрестных поселков и не подозревали, ЧТО находится поблизости!

Но военные покинули базу уже в 1980–х, увезли все ценное–секретное, а потом пришли те самые жители из окрестных поселков и утащили все, что только могли, в начале 1990–х даже выпукло–вогнутые двери весом больше тонны срезали и сдали на металлолом…

Сейчас большая часть подземных помещений затоплена, на дне "стаканов" остатки сверхтоксичного ракетного топлива…

Гигантские экскаваторы, Московская область

До 1993 Лопатинский фосфоритный рудник был вполне успешным действующим месторождением, где добывались нужнейшие для советского сельского хозяйства ископаемые. А с приходом рыночной экономики заброшенные карьеры с гигантскими многоковшовыми экскаваторами стали местом паломничества туристов.

С визитом стоит поторопиться, огромных механических динозавров постепенно разбирают на металлолом. Но даже и после демонтажа последней техники Лопатинские карьеры благодаря неземным пейзажам останутся весьма примечательным местом. И кстати, здесь все еще можно отыскать окаменелости древних морских обитателей.

Загоризонтная РЛС Дуга, Припять, Украина

Титаническое сооружение, построенное в 1985 году для обнаружения запусков межконтинентальных баллистических ракет, могло бы успешно функционировать и по сей день, но на деле проработало меньше года.

Гигантская антенна высотой 150 метров и длиной 800, потребляла такое количество электроэнергии, что была построена практически вплотную к чернобыльской АЭС, и, естественно, прекратила свою работу вместе со взрывом станции.

В настоящий момент в Припять и в том числе к подножию РЛС возят экскурсии, но забираться на 150-метровую рискуют лишь единицы.

Станция изучения ионосферы, Змиев, Украина

Практически перед самым развалом Советского Союза под Харьковом была построена станция ионосферных исследований, которая являлась прямым аналогом американскому проекту HAARP на Аляске, успешно функционирующему и сегодня.

Комплекс станции состоял из нескольких антенных полей и гигантской параболической антенны диаметром 25 метров, способной излучать мощность порядка 25 МВт.

Но молодому украинскому государству передовая, и весьма дорогостоящая, научная аппаратура оказалась ни к чему, и когда-то секретной станцией ныне интересуются лишь сталкеры и охотники за цветными металлами. Ну и конечно, туристы.

Заброшенный ускоритель элементарных частиц, Московская область

В конце 80-х агонизирующий Советский Союз решился на постройку огромного ускорителя элементарных частиц. Кольцевой туннель длиной 21 километр, залегающий на глубине 60 метров, и сейчас находится возле подмосковного Протвино (он же Серпухов-7) - города физиков-ядерщиков.

Это менее сотни километров от Москвы по симферопольскому шоссе. В уже готовый тоннель ускорителя даже начали завозить аппаратуру, но тут грянула череда политических потрясений, и отечественный «адронный коллайдер» так и остался гнить под землей…

Место было выбрано по геологическим соображениям – именно в этой части Московской области грунт позволяет размещать крупные подземные объекты.

Подземные залы для размещения крупногабаритного оборудования, были связаны с поверхностью вертикальными шахтами вниз на 68 метров! Непосредственно над колодцем установлены грузовые краны грузоподъёмностью до 20 тонн. Диаметр колодца 9,5м.

В свое время мы опережали США и Европу лет на 9, а сейчас все наоборот, мы сильно отстали и денег Институту для завершения строительства и ввода Ускорителя в строй просто нет.

Оставшиеся инженеры и ученые пытались все же на отпускаемые госбюджетом крохи довести дело до мало-мальски приемлемого завершения. Хотя бы в виде законченного уникального инженерного сооружения — подземного «бублика» длиной 21 км.


Но, совершенно очевидно, что страна с разрушенной экономикой, не имеющая ясных перспектив своего дальнейшего развития в составе мирового сообщества, осуществить подобный проект не сможет…


Затраты на создание УНК по масштабу соизмеримы с затратами на сооружение атомной электростанции.


Может быть, физики следующего поколения найдут ему достойное применение…

Морской город «Нефтяные камни», Азербайджан

Союзу нужна была нефть и в 40-х годах прошлого века в Каспийском море в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова началась ее морская добыча.

А вокруг первых платформ начал расти город, также расположенный на металлических эстакадах и насыпях.

В период расцвета в открытом море в 110 км от Баку были построены электростанции, девятиэтажные здания общежитий, больницы, дом культуры, хлебзавод и даже лимонадный цех.

Был у нефтяников и небольшой парк с настоящими деревьями. Нефтяные камни - это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает 350 километров.

Но дешевая сибирская нефть сделала морскую добычу нерентабельной и поселок начал приходить в запустение. Сегодня здесь проживает лишь около 2 тысяч человек.

Семипалатинский ядерный полигон. Казахстан. Семипалатинск

Семипалатинский ядерный полигон — первый и один из крупнейших ядерных полигонов СССР, также известный как «СИЯП» — Семипалатинский испытательный ядерный полигон.

Семипалатинский полигон. Вид в ГУГЛе. Места подземных испытаний

На территории Семипалатинского полигона находится объект, где раньше хранилось самое современное ядерное оружие. Таких объектов всего четыре в мире.

На его территории находится ранее закрытый город Курчатов, переименованный в честь советского физика Игоря Курчатова, ранее — Москва 400, Берег, Семипалатинск-21, станция Конечная.

С 1949 по 1989 год на Семипалатинском ядерном полигоне было произведено не менее 468 ядерных испытаний, в которых было взорвано не менее 616 ядерных и термоядерных устройств, в том числе: 125 атмосферных (26 наземных, 91 воздушных, 8 высотных); 343 испытательных ядерных взрыва под землей (из них 215 в штольнях и 128 в скважинах).

В опасных зонах бывшего полигона радиоактивный фон до сих пор (по состоянию на 2009 год) доходит до 10-20 миллирентген в час. Несмотря на это, на полигоне до сих пор живут люди.

Территория полигона никак не охранялась и до 2006 никак не была обозначена на местности.

За пределы полигона вышли радиоактивные облака 55 воздушных и наземных взрывов и газовая фракция 169 подземных испытаний. Именно эти 224 взрыва обусловили радиационное загрязнение всей восточной части территории Казахстана.

Кадыкчан "Долина Смерти" Россия, Магаданская область

Заброшенный шахтёрский «город-призрак» расположен в 65 км северо-западнее города Сусуман в бассейне реки Аян-Юря (приток Колымы).

Почти 6-тысячное населения Кадыкчана начало стремительно таять после взрыва на шахте в 1996-ом, тогда поселок было решено закрыть. Тепла здесь нет с января 96-го — из-за аварии навсегда замерзла местная котельная. Оставшиеся жители обогреваются с помощью буржуек. Канализация уже давно не работает, и в туалет приходится ходить на улицу.

В домах - книги и мебель, в гаражах - машины, в туалетах - детские горшки.

На площади у кинотеатра - расстрелянный напоследок жителями бюст В.И. Ленина. Жителей эвакуировали в несколько дней, когда город "разморозили". С тех пор так и стоит...

Осталось только два принципиальных жителя. Над городом - жуткая тишина, нарушаемая редким скрежетом кровельного железа на ветру да криками ворон...

Столицы всегда охраняются самыми передовыми разработками военно-промышленного комплекса, и Москва здесь не исключение. Вокруг города расположены десятки заброшенных оборонных объектов, многие из которых весьма зрелищны. Расскажем о некоторых из них.

Бывшие стартовые позиции зенитно-ракетного комплекса С-25

К юго-западу и западу от Москвы располагаются два заброшенных объекта. Ранее тут находились комплексы С-25 - зенитно-ракетные комплексы, взятые на вооружение в СССР в мае 1955 года. Основная задача комплекса - защита воздушного пространства над Москвой и на подступах к ней. Создание этой зенитно-ракетной системы (ЗРС) было одним из самых сложных, амбициозных и дорогостоящих занятий Советского Союза в послевоенные годы. Фактически она стала первой в мире действующей ЗРС такого масштаба.

Вся система обороны неба Москвы состояла из 56 зенитно-ракетных пусковых комплексов, расположенных вокруг столицы и образующих два кольца. Собственно, сами кольца сегодня можно найти на карте очень просто: это автодороги А-107 и А-108, также известные как Московское малое кольцо (45 км) и Московское большое кольцо (90 км).

Дороги были сделаны именно для нужд военно-транспортного сообщения и снабжения пусковых платформ ПВО. Бетонные плиты были уложены в несколько слоев специально для того, чтобы дороги могли выдерживать вес многотонных ракетных тягачей. Гражданскими дороги стали очень быстро, хотя официально были признаны таковыми лишь в конце 1980-х, и были покрыты асфальтом. При этом вплоть до сегодняшнего дня их все называют «бетонками».

Впервые на гражданских картах большая «бетонка» появилась в атласе Московской области в 1991 году. До этого путеводитель с картой «Подмосковье», выпущенный Главным управлением геодезии и картографии в 1956 году, содержал сведения лишь о части участков большого и малого колец.

На сегодняшний день часть пусковых площадок переоборудована, и на них установлены современные комплексы воздушной обороны С-300, а часть осталась в запустении. Один из пустующих объектов находится к западу от Москвы, на большом кольце, недалеко от поселка Лесодолгоруково, что на Волоколамском шоссе.

Всего на большом кольце располагалось 34 комплекса (остальные 22 -на малом). Сегодня тут сохранились несколько построек, а также стоит как памятник одна ракета. Вокруг красивый еловый лес, в котором также встречаются некоторые постройки военного назначения, вход в который ничем не ограничен, а на стенах и внутренних дверях сооружений остались предостерегающие надписи вроде «Вход воспрещен» или «Опасно для жизни». Еще тут можно встретить два военных агрегата на базе МАЗ-543 с колесной формулой 8х8. В общем, есть на что посмотреть.
Координаты: 56.021221, 36.343330.

Вторая заброшенная пусковая позиция находится южнее, но тоже на большом кольце, между Калужским и Минским шоссе, неподалеку от поселка Васильчиново. Тут также сохранились некоторые постройки. Основной интерес вызывают радиокупола - сферические постройки, акустика внутри которых просто сумасшедшая. Любой звук доносящийся из центра шара, отражается от стен и возвращается обратно в центр, усиливаясь многократно.
Координаты: 55.353058, 36.490833.

Полузаброшенный центр военной подготовки Николо-Урюпино

К западу от Москвы, в самой непосредственной близости от поселка Николо-Урюпино, находится объект, который нельзя назвать полностью заброшенным, но фактически он не используется. Работает лишь часть Центра, и попасть в нее можно, только будучи учащимся какой-нибудь военной кафедры. Большая часть этого полигона пустует и практически не охраняется.

Сам центр образовался в результате расширения военного полигона, основанного еще в 1921 году в соседнем поселке Нахабино, который, к слову, до сих пор действует. Территория центра находится в северной части полигона, ближе к Николо-Урюпино. Попасть сюда можно без проблем через поселок. Иногда на территории центра можно встретить военнослужащих, однако они абсолютно лояльны к гражданским - местные жители зачастую собирают тут грибы и просто гуляют.

На территории центра есть много всего интересного. Тут стоит несколько памятников, но основной интерес вызывают макеты боевой техники, окопы и траншеи. На лесистой местности находятся хаотично разбросанные фигуры бронетехники и самолетов. Кое-где вырыты учебные траншеи, стоят мобильные мосты и временные огневые точки.
Координаты: 55.803406, 37.193233.

Недостроенный госпиталь внутренней службы безопасности

Постройка интересна в первую очередь тем, что в центральном и правом крыле есть доступ на крышу, откуда открывается шикарный вид на окрестности. Внутри царит атмосфера постапокалипсиса: голые стены, разрисованные местными графити-художниками, мрачные коридоры и воющий ветер.

Левое крыло посещать не стоит, тут успели построить лишь каркас, и его надежность весьма сомнительна. Центральное и правое крыло сохранились значительно лучше, и следов обрушения не замечено. Помимо крыши и внутренней части здания, тут имеются и подземная часть. Трубно-кабельный коллектор и подвальная часть сохранились плохо, да и возможности передвижения там весьма ограниченны, хотя заглянуть туда стоит.

Хотя перемещаться тут можно свободно, но, как и на любом другом заброшенном объекте, следует соблюдать особую осторожность. Постройка выглядит весьма надежно, но не стоит забывать, что она стоит в таком виде уже почти четверть века, а гидроизоляция конструкции почти нигде не была выполнена до конца, и вода постепенно «точит» перекрытия.
Координаты: 55.739265, 37.995358.

Спустя неделю я решил второй раз посетить это место, так как большую часть за один день осмотреть не удалось, да и к тому же интриговало, что находится в многочисленных зданиях на территории. Как и впервый раз людей найти не удалось, даже в той части, которая должна была быть обитаемой. Во второй раз мы попали на территорию уже из другого места, дырок было предостаточно и начали осмотр с самых удаленных уголков воинской части.

1. Стоило только немного отойти от забора и остатки техники стали появляться небольшими группками у дороги.

2. Состояние у нее плачевное, видимо лежит она очень давно.

3. В некоторых местах, чуть ли не под каждым кустиком лежит "ЗИЛ" или "УРАЛ".

4. Рядом с залежами техники, находятся небольшие строения, скорее всего их назначение - склады. Состояние у них такое же как у техники - плачевное.

5. Разбросанные ящики от военных приборов. Создается ощущение, что тут не утилизация была, а мародерство.

9. Вот эти уже точно только на металлолом годятся.

10. Через всю воинскую часть проложены железнодорожные пути, рядом с которыми то тут то там возникают строения.

11. Обратите внимание, что у этого строения свой отдельный периметр. Видимо хранилось, что то ценное.

12. Фрагмент периметра.

13. Все здание опутано такой сеткой, смею предположить, что разрыв ее или шевеление вызывало сработку сигнализации и как следствие пулю от караула.

14. Но сейчас все уже не работает и можно просочится сквозь дверь.

15. Внутри десятки ящиков. Так еще и там заметили, что потолок тоже под сигнализацией, сверху натянуты десятки тонких струн.

16. Из любопытства пооткрывали ближайшие ящики, а там вот такие штуки. Судя по всему это ремонтные комплекты для оружия и не только.

17. Было огромное количество ящиков с патронными лентами, коробками для пулеметов и много чего разного включая сошки.

18. Как я понимаю, то, что выше на фотографиях это детали вот этого оружия.

19. Вот таких коробок для патронов было очень много, но они все были в ящиках и заколочены.

22. Еще одно строение в которое мы сейчас зайдем.

23. Там опять множество ящиков.

24. Магазины, кобура для пистолетов.

25. Рядом с одним ящиком лежала совсем новая радиорелейная станция Р-407, диапазона 52 - 60 MHz. Красными буквами на ней написано "Внимание! Противник подслушивает.

26. На территории где-то около сотни строений, большинство из них закрыты и пустые. А рядом, неизменной составляющей частью этого места, была разбросанная техника.

28. Тут особо ничего не скажешь, просто в осенний пейзаж, эта техника хорошо вписывалась.

31. А вот эта часть территории выглядела вполне живой.

32. Не слабая раньше была охрана этих складов, наверно даже наглым мышам не проскользнуть, но сейчас вокруг тишина, ни людей ни зверей.

33. С этими складами вышло очень обидно, когда просочились внутрь, то увидели огромное количество локационого оборудования и мешки рядом, набитые детальками из них. Их было так много, что решили осмотр отложить на потом, но в итоге я так и не вернулся туда, но позже

Советский союз был огромной державой с такими же масштабными проектами в самых разных отраслях. К сожалению, история так сложилась, что далеко не каждый из этих проектов был осуществлен.
Но случалось и такое, что уже реализованный проект и казалось такой перспективный проект, оказывался не нужен и приходил со временем в упадок. В этом обзоре о 13 загадочных, пугающих, а местами откровенно жутких мест на территории бывшего СССР.

1. Шар под Дубной

Защитный купол, который случайно уронили.
В лесу под Дубной, что в России, может быть найден огромный полый шар диаметром примерно 18 метров. Найти его самим будет солоновато, но местные жители всегда с охотой расскажут, как добраться до местной «достопримечательности». С высоты птичьего полета, шар можно принять за НЛО, однако в действительности это диэлектрический колпак для параболической антенны космической связи. Перевозили колпак вертолетами, однако во время транспортировки лопнул трос. Вывозить купол оказалось слишком проблематичным мероприятием. Сделан он к слову, из стеклопластика сотовой структуры. В нем многократно усиливается любой шум и издается мощное эхо.

2. Ховринская больница



Забавно, но корпуса напоминают знак биологической угрозы.
Одиннадцатиэтажная заброшенная, недостроенная больница в Москве. Традиционно попадает во всевозможные не официальные рейтинги самых страшных мест планеты. Строить многопрофильную больницу начали в 80-е годы. Она была рассчитана на 1 300 коек. Остановили строительство через 5 лет, когда все корпуса уже были возведены. По иронии судьбы, все последующие десятилетия ховринская больница не спасает, а калечит и отнимает жизни. Здесь уже давно «прописались» бомжи, наркоманы и любители острых ощущений. Несчастные случаи на территории больные – печальная данность.

3. Крымская АЭС


Полностью разворована.
Недостроенная атомная станция, которая расположена недалеко от города Щёлкино. Первые проектные расчеты были сделаны еще в 1964 году. Началось строительство в 1975 году. Предполагалось, что данная АЭС обеспечит электроэнергией весь полуостров Крым. Она также должна была стать отправной точкой, для дальнейшего развития промышленности в этих местах. Первый реактор планировалось запустить в 1989 году, стройка шла без каких-либо отклонений. Однако пошатнувшаяся экономика СССР, вместе с трагедией на Чернобыльской АЭС поставили крест на крымском проекте. На тот момент на станцию потратили более 500 млн советских рублей, а на складах было материалов и оснащения еще на 250 млн советских рублей. Все это было разворовано в последующие годы. Стоит добавить, что крымская АЭС попала в Книгу рекордов Гиннеса, как самая дорогая электростанция данного типа.

4. Балаклава



Сегодня этот объект могут посетить все желающие.
В 2003 году, впервые за 46 лет своего существования, база подводных лодок Балаклава впервые предстала на всеобщее обозрение. Сегодня это исключительно туристический объект, а некогда базы была одним из самых секретных объектов Советского союза. В огромном подземном комплексе находились подводные лодки. База могла выдержать ядерную атаку мощнейшими зарядами и строилась на случай атомной войны. База состоит из водного канала, сухого дока, многочисленных складов разного профиля и корпусов для военнослужащих. Закрыт объект был в 1994 году, после того, как с него вывели последнюю подводную лодку. Долгие годы гордость советского союза просто разворовывалась.

5. Объект 221



Запасной центр командования сегодня заброшен и разворован.
Недалеко от Севастополя, помимо уже упомянутой базы для ремонта подводных лодок, можно найти еще один, некогда секретный объект Советского союза. Речь идет о бункере – объект 221. У его было много названий, однако за всеми ними скрывался запасной командный пункт черноморского флота. Найти объект можно под деревней Морозовкой. Это был настоящий подземный город. Строить его начали в 1977 году. Объект лежит на глубине 200 метров, где расположено 4 этажа корпусов. Общаяплощадь подземной части комплекса – 17 тысяч кв.м. На сегодняшний день объект полностью разграблен и разорен.

6. Атомный маяк на мысе Анива


Уникальный маяк стоит без дела и почти полностью разворован мародерами.
На Сахалине можно найти мыс Анива, где расположен уникальный атомный маяк. Маяк имеет высоту девятиэтажного дома. Раньше в нем могло дежурить до 12 человек. На сегодняшний день, этот некогда уникальный комплекс, полностью разграблен мародерами и не функционирует.

7. Ракетный комплекс «Двина»


Советское наследие залито водой.
Крах советского союза «подарил» бывшим республикам огромный арсенал самого разного оружия, в том числе и пусковые шахты. Так, под столицей Латвии, в лесах, можно найти некогда уникальный, секретный пусковой комплекс «Двина». Построен он в 1964 году. Это огромный комплекс, состоящий из бункеров и пусковых шахт, большая часть которых на сегодняшний день затоплена. Посещать комплекс крайне не рекомендуется из-за остатков там чрезвычайно ядовитого ракетного топлива.

8. Цех №8 завода «Дагдизель»



Это не форт Боярд, это, некогда, супер секретный цех.
В Каспийске, что в Дагестане, можно найти уникальный заводской цех, построенный прямо на воде. Относился цех к заводу «Дагдизель». Строили его для испытания морских видов вооружений, в частности разнообразных торпед и ракет. Завод был уникальным для СССР. Строили его на котловане объемом 530 тысяч кубометров, который выкопали при помощи специальных снарядов. В него был установлен «массив», на который позже опустили цельнометаллическую 14-метровую конструкцию. Общая площадь построенного цеха превышает 5 тысяч кв.м. Станция была оборудована для постоянного проживания и работы. Однако к середине 60-х годов XX века проект свернули за ненадобностью из-за слишком быстро меняющихся тенденций в области проектировки оружия. С тех самых пор здание заброшено и постепенно разрушается Каспийским морем.

9. Лопатинский фосфаритный рудник



Рудник почти остановлен, разворован и заброшен.
Недалеко от города Вокресенск, что в Московской области, можно без особого труда найти огромный рудник по добыче фосфаритов. Это месторождение является уникальным в Европе и самым крупным. Первые разработки здесь начались еще в 30-е годы XX века. На многочисленных карьерах работали все виды многоковшовых экскаваторов: гусеничные, рельсовые и шагающие. У рельсовых экскаваторов было специальное оборудование для передвижения рельс. С 90-х годов рудник фактически заброшен, карьеры залиты водой, а дорогостоящая спецтехника просто гниет под открытым небом.

10. Станция изучения ионосферы



Сегодня этот научный объект посещают только сталкеры.
В Змееве, районом городе в Харьковской области Украины можно найти уникальную станцию изучения ионосферы. Построена она была почти перед самым развалом СССР. Она была прямым аналогом американского проект «Харп», что развернут на Аляске и успешно действует по сей день. Советский комплекс состоял из нескольких антенных полей и одной гигантской параболической антенны с диаметром в 25 метров. К сожалению после развала союза, станция оказалась никому не нужна. Сегодня невероятно дорогое научное оборудование просто гниет или разворовывается сталкерами и охотниками за цветными металлами.

11. «Северная корона»



Самая зловещая гостиница.
Первоначально гостиница «Северная корона» носила название «Петроградская». Строить ее начали в 1988 году. Славится гостиница не своей красотой, а огромным количеством несчастных случаев во время строительства. Не добавило комплексу популярности и то, что в его стенах от сердечного приступа скончался митрополит Иоанн, сразу после освещения здания.

12. Ускоритель элементарных частиц



В СССР мог быть свой коллайдер.
В СССР мог быть свой адронный коллайдер. Уникальный комплекс начали строить в Московской области, в Протвино в конце 80-х годов. Как не трудно догадаться развал СССР фактически поставил крест на научном проекте. Для коллайдера уже был полностью готов 21-километровый тоннель. На объект даже начали завозить оборудование. Работы продолжались и после, однако очень вяло. Финансирование буквально хватало только на освещение приходящих в негодность тоннелей.

13. «Нефтяные камни»


Настоящий город на воде.
В Азербайджане можно найти настоящий морской город. Речь идет о так называемых «нефтяных камнях». Появился он после того, как советские геологи в 40-х годах XX века нашли в Каспийском море огромные залежи нефти. Благодаря развитию добычи появился целый город на насыпях и металлических эстакадах. Прямо на воде строились электростанции, больницы, девятиэтажные дома и многое другое! Всего на воде было около 200 платформ с жителями. Общий километраж улиц составил 350 км. Однако появившаяся позже дешевая сибирская нефть поставила крест на местной добыче, и город пришел в упадок.

Военные базы и сооружения, чей срок службы был рассчитан всего на несколько лет, или же наоборот, объекты, построенные для поддержки тысячелетнего рейха, раскиданы по всему земному шару. Некоторые из них обрели вторую жизнь, а другие до сих пор остаются заброшенными и продолжают разрушаться.

База ВВС Великобритании Хетел

База королевских ВВС Хетел представляет собой бывшую базу королевских ВВС, которая использовалась ВВС США и ВВС Великобритании во время Второй мировой войны. Взлетное поле расположено в 11 километрах к юго-востоку от города Норидж Англия; в настоящее время им владеет английский производитель спортивных и гоночных машин Lotus Cars.


Авиабаза Хетел в 1944 году

В 1966 году компания Lotus Cars переехала в помещение, специально построенное на месте аэродрома, и реконструировала часть взлетных полос и рулежных дорожек под тестовые треки для своих машин. Завод и инженерные центры занимают площадь 0,22 кв.км бывшего аэродрома, для пробегов испытаний выделено 4 км бывших взлетных полос. Большая часть покрытия оставшихся взлетных полос была снята и использована для строительства дорог, часть земли также была возвращена в сельскохозяйственный оборот. Старую планировку до сих пор можно разглядеть на фотографиях с воздуха.

Сегодня компания также работает в сфере инжинирингового консалтинга, выполняя инженерные разработки для автомобильной промышленности. Академия вождения Lotus Driving Academy, гоночное направление компании Lotus Racing, также расположены в Хетел.


База подводных лодок в Балаклаве, Крым. Входной туннель в эту старую советскую базу подводных лодок

В Крыму расположен морской музейный комплекс Балаклава, представляющий собой подземную базу для подлодок. В эпоху Холодной войны в бухте Балаклава располагался суперсекретный военный объект.

Сталин издал секретную директиву: найти место, где можно было бы базировать подводные лодки, предназначенные для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поиска выбор пал на тихую бухту Балаклава и город тут же был засекречен. Город Балаклава расположен в узком заливе шириной всего 200–400 метров. Небольшие бухточки защищают город не только от штормов, но также от пытливых глаз, со стороны открытого моря она не видна ни под каким углом. Кроме того, место находится неподалеку от Севастополя, главной военно-морской базы российского черноморского флота.


Старый причал советских подлодок

В 1957 году был организовано специальное строительное управления номер 528, которое напрямую руководило строительством подземных сооружений. Строительство данного подземного комплекса длилось четыре года, с 1957 по 1961 год.

После закрытия в 1993 году большая часть комплекса была оставлена без охраны. В 2000 году заброшенный объект был передан военно-морским силам Украины.

Музей был организован в 2002 году в соответствии с приказом министерства обороны Украины, согласно которому был учрежден филиал Центрального музея ВС Украины - морской комплекс «Балаклава».


Заброшенные казармы Форта Орд

Форт Орд был открыт в 1940 году и закрыт в 1994 году. Этот Форт стал самой крупной американской военной базой закрытой на тот момент. Большая часть старых зданий и инфраструктуры остается заброшенной, но всё же многие сооружения уже снесены под запланированное строительство.


Форт Орд в 40-е годы

В апреле 2012 года президент Обама подписал декларацию, согласно которой 5929 гектаров были отданы под создание так называемого Национального монумента Форт Орд. В своей декларации президент заявил, что «охрана района Форта Орд позволит сохранить его историческое и культурное значение, привлечет туристов и любителей активного отдыха отовсюду и обогатит его уникальные природные ресурсы к радости всех американцев».


Атолл Джонстон, США

Атолл Джонстон представляет собой так называемую неинкорпорированную неорганизованную территорию США. Управляет атоллом Управление охоты и рыболовства Соединенных Штатов. Попасть на атолл можно только по специальному разрешению и в основном контингент, прибывающий туда, ограничен учеными и исследователями.


Почти 70 лет атолл контролировался американскими военными. В это время он использовался в качестве птичьего заповедника, морского топливозаправочного терминала, посадочной площадки для космических аппаратов, авиабазы, испытательного полигона ядерного и биологического , секретной ракетной базы и, наконец, места хранения и предприятия по уничтожению дефолианта «эйджент оранж». Работы по уничтожению дефолианта сильно загрязнили окружающую среду, поэтому там в настоящее время продолжаются работы по восстановлению и мониторингу. В 2004 году американская военная база была закрыта и была передана гражданским структурам правительства США.


Авиабаза Желява в Хорватии

Авиабаза Желява на границе Хорватии и Боснии и Герцеговины была крупнейшим подземным аэродромом и военной авиабазой в бывшей Югославии и одной из крупнейших в Европе.

Строительство авиабазы Желява или Бихач (кодовое имя «Объект 505») началось в 1948 и завершено в 1968 году. За эти два десятилетия Югославия потратила на строительство 6 миллиардов долларов, втрое больше текущих ежегодных оборонных расходов Сербии и Хорватии вместе взятых. Это был один из самых крупных и дорогостоящих военных проектов в Европе.


Командный центр

Авиабаза использовалась интенсивно в 1991 году во время Югославских войн. Во время отхода югославская народная армия разрушила взлетную полосу, заполнив предварительно подготовленные пустоты (напрямую предназначенные для этой цели) взрывчаткой и затем подорвав ее. С целью предотвращения любого возможного использования комплекса в дальнейшем оппозиционными силами военные Сербской Краины закончили разрушение в 1992 году, подорвав в нем еще 56 тонн взрывчатки. Последующие взрывы были такими мощными, что толчки почувствовали в близлежащем городе Бихач. Жители городка говорили, что дым поднимался из туннелей еще спустя шесть месяцев после взрывов.

Стоимость разрушенных основных зданий и оборудования не поддается оценке, также был причинен большой ущерб окружающей среде. Возможное восстановление (реконструкция) объекта ограничена отсутствием финансовых ресурсов. Международная граница делит базу на две части, весь район вокруг нее в значительной степени заминирован. Казармы в близлежащей деревеньке Личко Петрово Село находятся в ведении Хорватской армии.


Радарный комплекс Дуга 3, Украина

Дуга-3 - это советский загоризонтный радарный комплекс, используемый как часть советской же системы раннего предупреждения о ракетном нападении. Комплекс функционировал с июля 1976 по декабрь 1989 года. Были развернуты два радара Дуга-3, один вблизи Чернобыля и Чернигова и второй в восточной Сибири.

В конце 80-х годов украинский радар, расположенный в 30-километровой зоне отчуждения вокруг Чернобыльской атомной станции, был деактивирован.


База подводных лодок Сен-Назер, Франция

До второй мировой войны Сен-Назер была одной из самых глубоких гаваней на атлантическом побережье Франции. Во время битвы за Францию немецкая армия высадилась в Сен-Назере в июне 1940 года. Гавань сразу же стала использоваться для операций подводного флота, в сентябре 1940 года на базу прибыли немецкие подлодки U-46.

В декабре комиссия строительного управления Третьего рейха проверила гавань на предмет возможности построить базу подлодок, неуязвимую для воздушных бомбардировок из Англии.


База в стадии завершения строительства, апрель 1942 года

Строительство началось в феврале 1941 года, стоянки 6, 7 и 8 были завершены в июне 1941 года. Доки с 9 по 14 были построены с июля 1941 по январь 1942 года; и с февраля по июнь 1942 года причалы с 1 по 5. Работы, в конечном счете, завершились строительством башни.

В конце 1943 - начале 1944 года был построен укрепленный шлюз с целью защиты подводных лодок во время их перемещения из реки Луары и укрытий. Шлюз имел длину 155 метров, ширину 25 метров и высоту 14 метров, на крыша было установлено зенитное вооружение.


Башни ПВО в Австрии и Германия; на фото L-Tower в Вене

Начиная с 1940 года было построено всего 8 огромных бетонных сооружений, так называемых противозенитных башен, в городах Берлин (3), Гамбург (2) и Вена (3).

В других немецких городах, например Штутгарте и Франкфурте также были сооружены башни ПВО. Меньшего размера специальные башни ПВО были построены в таких ключевых удаленных немецких пунктах, как например, Анжер во Франции и Хельголанд в Германии.


Башня во время строительства (1942 год)

Во время Второй мировой войны эти башни использовались Люфтваффе для защиты городов от воздушных налетов союзников и координации противовоздушной обороны. Во время налетов они также становились убежищами для десятков тысяч людей.


Линия Мажино, Франция. Вид на форт Schoenenbourg в Эльзасе

Линия Мажино представляла собой линию бетонных фортификационных сооружений и орудийных комплексов, которую Франция построила вдоль границы со Швейцарией и границ с Германии и Люксембургом в 30-е годы. Эта линия не шла вдоль пролива Ла-Манш, поскольку французские военные не хотели подвергать опасности нейтралитет Бельгии. Французский боевой опыт, полученный в Первой мировой войне, лег в основу концепции Линии Мажино, строительство которой велось в основном в 30-е годы в рамках подготовки ко Второй мировой войне.


Бункер 14 в Увраж Хохвальд в 1940 году

Французы построили эти фортификационные сооружения с целью выигрыша времени для своей армии, проведения всеобщей мобилизации в случае нападения и продвижения французской армии в Бельгию для решающего столкновения с немцами. Успехи в статичных, оборонительных боях Первой мировой войны оказали существенное влияние на французское военное мышление. Французские военные эксперты превозносили Линию Мажино как гениальное сооружение, полагая, что она сможет предотвратить любые вторжения с Востока.

Если вся эта система и предотвращала от прямого нападения, то со стратегической точки зрения она оказалась бесполезной, поскольку немецкие войска вторглись через Бельгию, обошли Линию Мажино и атаковали ее с тыла.

В конце 1944 года и начале 1945 года уже немцы обороняли Линию от наступающих союзников, которые снова атаковали ее с тыла.


Морские форты Маунселла в Северном море

Морские форты Маунселла расположены в Северном море, неподалеку от побережья Великобритании, в устьях рек Мерси и Темзы. Они служили в качестве фортификационных сооружений армии и флота и получили свое название в честь их проектировщика Гая Маунселла. Форты были выведены из эксплуатации в конце 50-х годов и позднее использовались для других видов деятельности, включая размещение в них пиратских радиостанций. Одним из фортов управляет непризнанное княжество Sealand. Суда посещают остальные форты от случая к случаю, а консорциум под названием Project Redsands планирует сохранить форт, расположенный в Red Sands.


Армейский форт на действительной службе ее Величества

Летом 2007 и 2008 годов станция Red Sands Radio вела свою работу с Форта Red Sands в память о пиратских радиостанциях 60-х годов. Позднее форт был объявлен небезопасным и коммерческая радиостанция Red Sands Radio переехала в свой офис на побережье.

Использованы материалы:
www.thebrigade.com
www.wikipedia.org