Как создать плодородную почву или что делать с бесплодной почвой. Как сделать почву плодородной: полезные советы Как создать плодородный слой земли

Наталия Герасимова
Конспект ОД в подготовительной группе «Почва - живая земля. Кто создаёт почву?»

Выполнила : воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №110 г. Калининград Герасимова Н. Е.

ЦЕЛЬ :

Ознакомление детей с понятием "почва " на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли .

ЗАДАЧИ :

1) Познавательно-исследовательские, формировать навык опытнической деятельности;

2) Коммуникативные; учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом;

3) Речевые и игровые : учить общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;

4) Двигательные : давать возможность активно двигаться посредством чередования видов деятельности : беседа, опыты, физминутка, работа с моделью "почва - взаимосвязь с окружающим, сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность;

5) Восприятие фольклора : пословиц о земле .

ОБОРУДОВАНИЕ :

ПК и презентация "Состав почвы ", "схема-плакат состав почвы ", для опытов : образцы почвы , стаканы с водой, лупы, образцы листьев, пословицы, для игры : листья, стаканчики с землёй (по количеству детей, наголовники с изображением дерева 2 шт., и с изображением дождевого червя- 2шт., обруч - 4 шт., 8 леек для полива.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Восптатель : - Есть у природы удивительная кладовая, положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять вёдер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. - Как вы думаете ребята, что это? (ответ земля , почва ) .

Сегодня мы поговорим с вами о почве , узнаем, из чего она состоит, кто вней живёт, и как мы можем сохранить её.

Что же такое почва ?

Как вы думаете дети? (ответ детей)

Вопитатель : - Знаете ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно-давно на земле не было такой почвы , как сейчас, не было растений. Возникали моря и океаны, появлялись, а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом

появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид , к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву .

ПОКАЗ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ "СОСТАВ ПОЧВЫ ".

Конечно же, вы правы, почва это земля . Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты Земля . Все мы ходим по земле . В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую - что слишком грязно. А ведь пыль и грязь -это не прото земля . Под ногами у нас почва - это правильное название. Она поит и кормит растения в тёплое время года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды (весна, лето, но этот тёплый период сменяется прохладным временем года, которое приносит нам дары - осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу-землю (или как првильно её называют почву ) толстым покрывалом сухих листьев : жёлтых, красных, оранжевых, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю : жёлуди, орехи, яблоки, груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили. И им одна дорога, как говорит народная пословица : "Из земли пришли , в землю уйдут ".

А, что это означает? (ответы детей) .

Дело в том, что почва есть только там , где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы .

Секрет в том, что все эти опавшие листья и веки перегнивают, и в этом участвуют, и различные подземные обитатели невидимые нашему глазу. - А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя ? (ответы детей) .

Как вы думаете из чего состоит почва ? (ответы детей) .

Правильно дети, почва состоит из песка , глины, перегноя, в почве есть вода , воздух. Сейчас мы свами проверим это на опытах.

ОПЫТ №1. В почве есть воздух . Им дышат многие животные из подземного мира. Возьмём стакан с водой и бросим в него комочек почвы . - Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта. Вывод : мы видим пузырьки, которые поднимаюся наверх. А это значит, что в почве есть воздух .

ОПЫТ №2. Состав почвы . Размещаем почву в стакане с водой . Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений - это и есть перегной. Вывод : почва в своём составе имеет перегной, песок, глину.

ОПЫТ №3. Ещё мы говорили, что в почве есть вода , потому и растут растения. - Откуда же она берётся в почве ? (ответы детей) .

Всё правильно дети. Вода попадает в почву , когда идёт дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы .

Возьмём спиртовку, подогреем ком земли , прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло. Вывод : на стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы , а это значит там можно жить.

Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? (ответы детей) .

Кто живёт под землёй ?

Почва даёт приют многим растениям и животным. Так хорошо уживаются они вместе . Помотрите, как они живут, помогают друг другу. Растения растут в почве , берут у неё питательные вещества. И наступает время - осень, когда растения : деревья, кустарник, травы, цветы опадают теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле (рассказ о переработке листьев, так создаётся перегной , который даёт растениям много питательных веществ.

Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке, зовёт нас с вами немного отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА "СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ".

Молодцы, а как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей) . Подойдём к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого ? Беседа у плаката.

Ну вот и пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву .

ИГРА "ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ".

Дети делятся на 2 команды. В каждой команде свой "червяк" и соё "дерево". В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут "норки" червячков. От каждой команды выделяется ребёнок испоняющий роль-дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землёй . В противоположном конце помещения положить ещё два обруча для детей, которые будут выполнять роль-деревьев. Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего "Осень" - дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землёй . Потом возвращается с ним к дереву и отдаёт. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесёт землю своему дереву .

Сегодня на занятии вы познакомились с понятием почва . Вспомните пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает? (ответы детей) .

Как же мы можем сберечь почву дляэтих существ ?

Что же мы сможем сделать?

Что полезного мы узнали сегодня? (ответы детей)

А вы знаете ребята, нас с вами 2 дня не было в Зимнем саду, и почва за эти дни высохла , потому что вон какие большие растения здесь растут, они выпили всю воду, я предлагаю вам сделать доброе дело - полить почву , а она напоит растения. Как вы думаете, что бы нам сказали почва и растения Зимнего сада, если бы они умели говорить? Ведь мы о них заботимся?

Какие пословицы о земле вы знаете ?

Без хозяина земля - круглая сирота .

В землю не положишь - и с земли не возьмёшь .

Где нет земли , там нет травы.

Земля - кормилица .

А сейчас, я предлагаю вам зарисовать, кого-нибудь из "подземного жителей", который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ. Вы такие молодцы, очень хорошо работали сегодня.

Как сделать почву плодородной? Вопрос интересный. Ответов на него каких только нет! Одни советуют чуть ли не каждый месяц глубоко перекапывать землю. Другие - просто привезти навоз и не ломать голову. Только где взять средства на его приобретение, почему-то не рассказывают.

И вспомнилась мне бабушка одна. Знали мы ее много лет, и сколько знали - ни разу не видели на ее огороде трактора или куч навоза. С лопатой наблюдали только во время посадки и уборки картофеля. Но вот что удивительно, земля на ее участке была черного цвета, очень рыхлая. А урожаи! Каюсь, сама кусала губы от зависти. Сразу начали вспоминаться ее советы.

Что из земли вышло, то верни

Никогда не выносите выполотые сорняки за пределы участка, кроме случаев заражения болезнями. Всегда складывайте их либо в компостную кучу, либо как мульчу сразу на грядке.

Соседка каждую свободную минуту тратила на поиски травы, веток, опилок. Бывало даже наши сорняки с общей стежки забирала и у себя раскладывала. Нам смешно, а она сколько зайцев одним выстрелом:
  1. Толстый слой мульчи не дает прорастать семенам сорной травы, плюс сохраняет нормальный уровень влажности почвы.
  2. Все растительные отходы со временем перегнивают, повышая плодородие почвы.
  3. Под такой питательной подстилкой дождевые черви живут целыми колониями. Про их полезность знает каждый.

Только не стоит накладывать на грядках растительные остатки целиком. По возможности, постарайтесь их измельчить. Так процесс повышения плодородия пойдет гораздо быстрее и качественнее.

Про лопату забудь

Соседка никогда не перекапывала свой огород. И трактором не пахала. Однако, на участке нога утопала выше щиколотки. Теперь я знаю, почему у нее везде росли люпины и бобы. У них толстые длинные корни, которые оставляют в почве приличные ходы после перегнивания. Вот поэтому земля была рыхлой и пушистой.

Кстати, по осени она никогда не вырывала растения с корнем. Пройдет с лопатой или мотыгой, срубит на уровне земли, и так оставляет до весны. Только и весной эту ботву не убирала, как мы привыкли делать. Разгребала лунку прямо в мульче, и уже туда сажала свои простенькие семена, клубни, ростки.

А все операции бабушка проводила обычной огородной тяпкой. Сейчас ее вполне заменяет плоскорез. Просто надо приноровиться к нему и выставить нужный угол наклона строго под свой рост.

Овес да рожь в землю положь

Отставим в сторону филологические изыскания о существовании такого слова. Лучше обратим внимание вот на что: в естественных природных условиях земля никогда не бывает голой. На ней всегда что-нибудь растет или лежит толстый слой мульчи. Но плодородие не снижается! Вот и у соседки никогда мы не видели голой земли.

Тогда не знали слово сидераты. И про горчицу не слышали. Зато прекрасно решали проблему с помощью посева овса и ржи. Соседка всегда засевала любой освободившийся клочок огорода. Даже самую маленькую грядку. Но вырасти большому урожаю не давала. Как только всходы достигали высоты примерно 17-21 см, бабушка проходила с обычной косой.

Срезала низко, почти у самой земли. Только не укладывала рядами, как сено на лугу, а наоборот, старалась раскидать зелень пошире. По мере отрастания снова брала в руки косу. И так до самых морозов. За это время получался приличный слой мульчи. Оставшиеся в грунте корни тоже делали полезное дело. Ведь многие знают - где посеяна рожь, не проскочит даже самый крошечный сорняк. Мочковатая корневая система просто не пропустит.

А не дюже жирно?

Как-то раз донес ветер до нас специфичный запах навоза. Что такое? Соседка вроде не приветствует. Любопытство пересилило чувство такта, пошла смотреть. Гляжу, соседка черпает что-то литровой кружкой из большой бочки, добавляет это в ведро с водой, и поливает свои посадки. Спросила, что за вонючка.

Оказалось бурда. Сейчас мы эту жидкость называем жидкое зеленое удобрение. Отсюда и запах. Кто хоть раз пробовал приготовить такую смесь, аромат не забудет. Но самое главное, что от такой подкормки растения прут прямо на глазах. Им на амбре плевать, состав гораздо важнее. А в правильно приготовленной подкормке все самые необходимые микроэлементы, причем в легко усваиваемой форме. Ловите рецепт, соседке не жалко:

  • 100 л воды
  • 0,5 кг сырых дрожжей
  • 1 л старого варенья
  • любая свежая трава, 10 кг

Все это добро помещается в подходящую емкость, хорошенько перемешивается и оставляется на солнышке, дней на 5-7. Бабушка велела накрывать крышкой. Не от вони, «авось потерпите». Для того, «чтобы птички не потравились, они же пить прилетают».

После недельного настаивания раствор смешивают с обычной водой в пропорции 1 к 10, и поливают посадки. Можно даже просто опрыскивать прямо по листве.

Но, это не только эффективная подкормка. Бактерии, живущие в этой смеси, очень благоприятно влияют на общее плодородие почвы. Это мы уже сейчас в курсе. А тогда не задумывались, помогает и ладно.

На мой вопрос, не проще ли привезти и раскидать навоз по участку, был получен ответ: «Посмотри на мой огород. А не дюже ли жирно будет?». Да куда уж жирней, когда капуста меньше 12 кг не вырастала. И с 5 метров грядки 4 ведра картофеля, размером со взрослый кулак, а то и побольше.

Так что не стоит скидывать со счетов стариков. Они и раньше без всякой науки и опытов знали, как сделать почву плодородной. Поэтому огороды держали большие, ибо обрабатывать такую землю легко и приятно. Конечно, это дело не одного сезона. Но при желании и на камнях можно сад вырастить. Просто надо немножко потрудиться. Только не бросайте начатое. Продолжайте работу, и ваш участок одарит вас по-царски.

Как сделать почву плодородной? Сначала надо осознать, что это принцип земледелия, а не машина навоза или перегноя. Все-таки очень тяжело отказаться от привычных стереотипов, вдолбленных с детства. Но ведь можно же попробовать сначала на небольшом участке земли. И уже потом плясать от результатов. Вполне возможно, что поначалу вы будете эдаким посмешищем для соседей. Зато осенью им придется поменяться с вами ролями. Тогда и посмотрите, кто смеется последним.

Видео: как обогатить землю

Какая почва в вашем саду, на огороде? Ведь качество плодов и овощей зависит от состава и структуры почвы. Оказывается, и земля требует питания, своевременной подготовки для усвоения его, улучшения воздушного и водного режима.

Какая почва в вашем саду, на огороде? Ведь качество плодов и овощей зависит от состава и структуры почвы. Оказывается, и земля требует питания, своевременной подготовки для усвоения его, улучшения воздушного и водного режима.

Что же оздоравливает почву, делает ее плодородной? Весь верхний слой почвы (до 3 см) населен микроорганизмами, бактериями, полезной плесенью. При слишком глубокой перекопке с перевалом верхнего слоя вниз мы нарушаем жизнь этих микроорганизмов и лишаем корни культурных растений доступной формы различных элементов. Значит, усвоим правило: глубоко не пахать, не копать, верхний слой не углублять. Для того чтобы живой мир в почве не исчезал, нужно «подкармливать» его органикой. Осенью разбрасывают навоз, перегной, компост и заправляют в почву на глубину до 15 см и мельче.

А если нет навоза, тогда, простой соломы, травы, вернее, сухого сена, чтобы сильно не закисала почва. В междурядьях, около кустов ягодников, в приствольных кругах выкапывают канавки, бороздки, ямки глубиной до 12 см, укладывают в них рубленую солому, сенную труху, размельченную кору деревьев, опилки, стружки поливают болтушкой (1 кг полупревшего соломистого навоза, компоста на 1 ведро воды). Можно посыпать биогумусом. Биогумус поможет оздоровить почву в саду и огороде, обеспечить ее биологическим удобрением , которое содержит богатейшую флору бактерий, микроорганизмов.

Начинающие садоводы совершенно не следят за живым миром в почве, на многих, особенно новых участках, нет в земле даже дождевых червей. Нельзя откладывать до осени эту работу. Небольшое количество перегноя, биогумуса и по строгой норме минеральные удобрения нужно заложить и неглубоко заправить сейчас, после оттаивания земли.

Этот невидимый, очень сложный и благодатный мир в почве создается и живет тогда, когда земля рыхлая, пронизана воздухом, кислородом. Весной талые воды уплотняют бедные, лишенные органики, слои земли, затем она покрывается плотной коркой, и жизнь в такой почве замирает. Своевременное рыхление поможет обогатить землю кислородом и микромир заработает на пользу растениям. Чтобы не превратить почву в мертвый субстрат, почаще заносите на участок вместе с перегноем дождевых червей, мульчируйте в грядках разной органикой, не жгите прямо на земле костры, все здоровые растительные остатки не выносите с участка, а заправляйте неглубоко в землю.

На скорость роста и форму дерева может оказывать влияние структура почвы, например, на тяжелой глинистой земле крона у деревьев поникает, медленнее развивается. На такой почве корням не хватает кислорода. Полезно в междурядьях и даже в приствольном кругу сеять горох, гречиху, фасоль, люпин и другие травы. Их корни улучшают воздухопроницаемость к корням плодовых деревьев. Весной деревьям будет легче перенести талые воды.

Вставлять палки в колеса, связывать по рукам и ногам, ставить препоны, путать карты, путать планы, ставить преграды, выбивать почву из под ног, ставить палки в колеса, перекрывать кислород, не допускать, портить всю обедню, мешать, путаться,… … Словарь синонимов

Подготавливать почву - для кого, для чего. ПОДГОТОВИТЬ ПОЧВУ для кого, для чего. Книжн. Создавать условия для кого либо или чего либо. Мы проходили по местности, где уже была подготовлена почва для партизанских дел, подпольными организациями и бурлившим в народе… …

Подготовить почву - ПОДГОТАВЛИВАТЬ ПОЧВУ для кого, для чего. ПОДГОТОВИТЬ ПОЧВУ для кого, для чего. Книжн. Создавать условия для кого либо или чего либо. Мы проходили по местности, где уже была подготовлена почва для партизанских дел, подпольными организациями и… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Для кого, для чего. Книжн. Создавать условия для осуществления чего л. кем л. Ф 2, 56 … Большой словарь русских поговорок

См … Словарь синонимов

ПИТАТЬ, питаю, питаешь, несовер. (книжн.). 1. кого что. Кормить, снабжать пищей, вводить пищу в чей нибудь организм. Питать больного четыре а в день. || Доставлять пропитание, средства к жизни. Меня питает литературный труд. 2. что. Служа… … Толковый словарь Ушакова

Иранская национальная организация информации и безопасности سازمان اطلاعات و امنیت کشور Файл:SAVAK logo (Expired).PNG Страна … Википедия

Абдель Керим Касем عبد الكريم قاسم … Википедия

- عبد الكريم قاسم … Википедия

Книги

  • , Хиз Чип. О книге Книга о ключевых составляющих моментов, которые запоминаются на всю жизнь или кардинально ее меняют. И о том, как создавать такие моменты. Как учителю провести урок, который будут…
  • Сила момента. Как наполнить жизнь яркими и запоминающимися событиями , Хиз Чип. Книга о ключевых составляющих моментов, которые запоминаются на всю жизнь или кардинально ее меняют. И о том, как создавать такие моменты. Как учителю провести урок, который будут помнить 20…

Чернозем, чернозем, плодородие... А усыхает в камень. Один год после мульчирования сеном была очень рыхлой весной, но с мульчей - напряженка.

Чем можно разрыхлить? Некоторые советуют добавить песок и торф. Не знаю, как песок, а вот торф... Почва и так кислая, зачем добровольно ее закислять дополнительно?

Прочитала еще советы:

Высокая плотность почвы может быть вызвана повышенным содержанием натрия. Поэтому, прежде всего, необходимо исключить жидкие гуматные удобрения, в которых содержится натрий. Увеличить рыхлость почвы поможет добавление компоста или навоза, известняковой муки или торфа.

Чтобы сделать грунт рыхлым, я бы внес машину шелухи подсолнуха, а если вы хотите иметь обеднённую и кислую почву, то вносите песок и торф.

- "Осенью засеваешь рожь, весной как можно позже перекапываешь и всё." Ну, ко ржи я отношусь настроженно, но вообще сидераты должны помочь. Хотя - большое обсуждение сидератов и приносят ли они пользу

Неплохо помогает (если если такая возможность) завоз пары машин перегноя, добавление гречишной шелухи, добавление опилок и песка в землю. Одна моя знакомая делает так - после прополки сорняков закапывает их по дорожкам, а на следующий год делает на них грядки.

Используют торф, компост или перепревший навоз, хорошо ещё добавить золу или известь. Всё это раскладываете на будущей грядке и аккуратно перекапываете лопатой, а потом ещё раз протряхиваете всё вилами. И всё. Осенью, после уборки супер-урожая, в грядку можно добавить ещё торфа и золы и опять аккуратно перетрясти почву вилами, выбирая всякий мусор. Весной останется только порыхлить вилами и можно опять сажать.

Перегной, мульча, сидераты, раст. остатки через измельчитель. Земля как пух стала.

На грядки вносил всё: песок. навоз, торф, золу, компост, листву, хвою сосновую, траву скошенную. Поливал биопрепаратом «Возрождение». В результате многолетних усилий на грядках появилась почва вместо глины. В последние годы применяю ещё один метод: комки глины просто выношу с грядки и сваливаю за пределами участка в отвал.

Местные горячие головы привозили на картофельные гряды по самосвалу древесных опилок. Гряду перекапывали с опилками. После этого урожай картофеля 3 года был вообще никакой.

На применение древесных опилок решился прошлой весной. Сделал как рекомендуют спецы: в древесные опилки внёс минеральные удобрения: много азотных и мало фосфорных и калийных. Снижение урожая картофеля на этих 2 экспериментальных грядках было весьма ощутимым: примерно в 2 раза. В этом сезоне началось восстановление урожайности этих 2 грядок.

[ Я опилки замачивала в растворе мочевины и укладывала на дорожки. Осенью все рыхлилось, грядки намечались по-новому]

Для повышения плодородия [на глине] сделал бы так (подготовка грядок) снял верхний слой плодородной почвы до глины, полил глину настоем компоста, навоза, и добавил в него пекарских дрожжей из расчета 20гр на ведро воды.+треть стакана варенья. Получилось "озеро" , тогда беру лом и проделываю углубления в глине на расстоянии 10-15 см друг от друга. И получаем - дрожжи попадая в глину начинают рыхлить глину выделяя углекислоту,а образованные полости заполняет питательная среда разведенной органики. И так получаем более структурированную почву

Со своей почвой [гранит и гранитный отсев +8 КАМаЗов чернозема] (на песчаной такая же технология) делаю аналогичные "озера" только вместо дрожжей добавляю клестер (готовлю из муки)

А по поводу урожая картофеля - любит тепло, длинный световой день, рыхлую почву богатую калием. (в картофельной ботве 30-40% калия)

Если в качестве рыхлильщиков пригласить земляных червячков, они почти бесплатно поработают. Ну только пищевых отходов, травы да можно немножко навозу. У меня поработали.

Книга "Безумие пахаря" про окультуривание такого участка