Святой мученик Вонифатий: молитва, икона, житие. Житие святого мученика вонифатия тарсийского Молитва Вонифатию от пьянства, против сильного алкоголизма

), мученик .

Он был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. Но оба они чувствовали угрызения совести и хотели как-то смыть свой грех. И Господь пожалел их и дал им возможность очистить грехи своей кровью и закончить грешную жизнь покаянием. Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение, ибо под их благодатным воздействием умаляются грехи и воцаряются добродетели.

Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил: "А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?" Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе вольности. Вонифатий задумался над ее словами, и все время пути был сосредоточенным.

Свя-той му-че-ник Во-ни-фа-тий был ра-бом бо-га-той мо-ло-дой рим-лян-ки Агла-и-ды и со-сто-ял с ней в без-за-кон-ном со-жи-тель-стве. Но оба они чув-ство-ва-ли угры-зе-ния со-ве-сти и хо-те-ли как-то омыть свой грех. И Гос-подь по-жа-лел их и дал им воз-мож-ность очи-стить гре-хи сво-ей кро-вью и за-кон-чить греш-ную жизнь по-ка-я-ни-ем. Агла-и-да узна-ла, что ес-ли с бла-го-го-ве-ни-ем хра-нить в до-ме мо-щи свя-тых му-че-ни-ков, то их мо-лит-ва-ми лег-че по-лу-чить спа-се-ние, ибо под их бла-го-дат-ным воз-дей-стви-ем ума-ля-ют-ся гре-хи и во-ца-ря-ют-ся доб-ро-де-те-ли. Она сна-ря-ди-ла Во-ни-фа-тия на Во-сток, где в то вре-мя шло же-сто-кое го-не-ние на хри-сти-ан, и про-си-ла при-вез-ти мо-щи ка-ко-го-ли-бо му-че-ни-ка, чтобы он стал их ру-ко-во-ди-те-лем и по-кро-ви-те-лем. Во-ни-фа-тий на про-ща-ние, сме-ясь, спро-сил; «А что, гос-по-жа, ес-ли я не най-ду мо-щей, а сам по-стра-даю за Хри-ста, при-мешь ли ты мое те-ло с че-стью?» Агла-и-да от-нес-лась се-рьез-но к его сло-вам и уко-ри-ла его в том, что он, от-прав-ля-ясь на свя-тое де-ло, поз-во-ля-ет се-бе воль-но-сти. Во-ни-фа-тий за-ду-мал-ся над ее сло-ва-ми и всё вре-мя пу-ти был со-сре-до-то-чен-ным.

При-е-хав в Ки-ли-кию, в го-род Тарс, Во-ни-фа-тий оста-вил в го-сти-ни-це сво-их спут-ни-ков и по-шел на го-род-скую пло-щадь, где му-чи-ли хри-сти-ан. По-тря-сен-ный зре-ли-щем страш-ных пы-ток, ви-дя про-свет-лен-ные бла-го-да-тью Гос-под-ней ли-ца свя-тых му-че-ни-ков, Во-ни-фа-тий по вле-че-нию сво-е-го со-стра-да-тель-но-го серд-ца бро-сил-ся к ним, це-ло-вал им но-ги и про-сил свя-тых мо-литв, чтобы и ему удо-сто-ить-ся по-стра-дать с ни-ми. То-гда су-дья спро-сил Во-ни-фа-тия, кто он. Во-ни-фа-тий от-ве-тил: «Я хри-сти-а-нин», - а за-тем от-ка-зал-ся при-не-сти жерт-ву идо-лам. Его тут же пре-да-ли на му-че-ния: би-ли так, что мя-со от-па-да-ло от ко-стей, вон-за-ли иг-лы под ног-ти, на-ко-нец, вли-ли в гор-ло рас-плав-лен-ное оло-во, но си-лой Гос-под-ней он остал-ся невре-дим. Окру-жав-шие су-ди-ли-ще лю-ди при-шли в воз-му-ще-ние, они ста-ли бро-сать в су-дью кам-ни, а за-тем устре-ми-лись к язы-че-ско-му ка-пи-щу, чтобы низ-верг-нуть идо-лов. На сле-ду-ю-щее утро, ко-гда вол-не-ния несколь-ко за-тих-ли, су-дья рас-по-ря-дил-ся бро-сить свя-то-го му-че-ни-ка в ко-тел с ки-пя-щей смо-лой, но и это не при-чи-ни-ло стра-даль-цу ни-ка-ко-го вре-да: его оро-сил со-шед-ший с небес Ан-гел, а смо-ла вы-ли-лась из кот-ла, вспых-ну-ла и обо-жгла са-мих му-чи-те-лей. То-гда свя-той Во-ни-фа-тий был при-го-во-рен к усе-че-нию ме-чом. Из ра-ны ис-тек-ли кровь и мо-ло-ко; ви-дя та-кое чу-до, око-ло 550 че-ло-век уве-ро-ва-ли во Хри-ста.

Меж-ду тем спут-ни-ки свя-то-го Во-ни-фа-тия, на-прас-но про-ждав его два дня в го-сти-ни-це, ста-ли его разыс-ки-вать, пред-по-ла-гая, что он пре-дал-ся лег-ко-мыс-лен-но-му вре-мя-пре-про-вож-де-нию. Сна-ча-ла по-ис-ки бы-ли без-успеш-ны, но, на-ко-нец, они встре-ти-ли че-ло-ве-ка, быв-ше-го оче-вид-цем му-че-ни-че-ской смер-ти свя-то-го. Этот сви-де-тель и при-вел их ту-да, где еще ле-жа-ло обез-глав-лен-ное те-ло. Спут-ни-ки свя-то-го Во-ни-фа-тия со сле-за-ми про-си-ли у него про-ще-ния за непо-доб-ные мыс-ли о нем и, вы-ку-пив за боль-шие день-ги остан-ки му-че-ни-ка, при-вез-ли их в

На-ка-нуне их при-бы-тия Агла-и-де во сне явил-ся Ан-гел и ве-лел ей при-го-то-вить-ся при-нять быв-ше-го ра-ба ее, а те-перь гос-по-ди-на и по-кро-ви-те-ля, со-слу-жи-те-ля Ан-ге-лов. Агла-и-да при-зва-ла кли-ри-ков, с ве-ли-ким по-че-том при-ня-ла чест-ные мо-щи, а за-тем по-стро-и-ла на ме-сте его по-гре-бе-ния храм во имя свя-то-го му-че-ни-ка и по-ло-жи-ла там мо-щи, про-сла-вив-ши-е-ся мно-же-ством чу-дес. Раз-дав ни-щим всё свое име-ние, она уда-ли-лась в мо-на-стырь, где про-ве-ла в по-ка-я-нии во-сем-на-дцать лет и при жиз-ни стя-жа-ла чу-дес-ный дар из-го-нять нечи-стых ду-хов. По-хо-ро-ни-ли свя-тую близ мо-ги-лы му-че-ни-ка Во-ни-фа-тия.

Некогда в Риме проживала женщина по имени Аглаида; отец ее был в прошлом начальником города. Будучи молодой и красивой, обладая богатыми имениями, доставшимися по наследству от родителей, и не имея законного мужа, она, побеждаемая страстью плоти, проводила дни свои в любодеянии и других грехах.

У нее был верный раб, который управлял ее домом и имениями; он был молод и красив, звали его Вонифатием. Аглаида была с ним в преступной связи, удовлетворяя свое плотское вожделение.
Вонифатий во время своей распутной жизни был рабом греха, однако имел некоторые добродетели: был милостив к нищим, любвеобилен к странникам и отзывчив ко всем, кого постигало несчастие; одним он раздавал щедрые милостыни, другим с сочувствием оказывал помощь. Имея твердое желание исправиться, Вонифатий часто молился Богу, чтобы Он избавил его от дьявольских козней и помог ему сделаться господином над своими страстями. И Господь не презрел раба Своего и не попустил ему еще более погрязнуть в нечистоте греховной, дав Вонифатию искупить кровью его нечистые дела и увенчав душу мученическим венцом. Это совершилось следующим образом.

В то время было сильное гонение на христиан, глубокая тьма идолопоклонства покрывала весь Восток, и много верующих страдало и приняло мученическую смерть за Христа. Госпоже Вонифатия Аглаиде явились спасительная мысль и непреодолимое желание иметь в своем доме мощи мученика. Она позвала верного и исполнительного Вонифатия и открыла ему свое желание:
— От одного благочестивого мужа я слышала, что если кто имеет у себя мощи мучеников Христовых и чтит их, в доме того грех не умножается, человек тот даже может достигнуть вечного блаженства, какого сподобились святые мученики. Теперь многие совершают подвиги за Христа и, отдавая тела свои на мучения, получают мученические венцы. Послужи мне скорее ступай туда, где воздвигнуто гонение на христиан, и постарайся принести мне мощи одного из святых мучеников, дабы я могла построить храм, где будут лежать его мощи, он будет моим защитником, хранителем и постоянным ходатаем пред Богом.

Выслушав Аглаиду, Вонифатий с радостью согласился выполнить ее волю. Госпожа дала ему много золота: часть на раздачу милостыни нищим, часть на выкуп мощей: нечестивые мучители, видя любовь и почитание христиан к останкам святых мучеников, продавали их по дорогой цене. Приготовив много разных благовоний, полотна и все то, что требуется для достойного перенесения честных мученических тел, взяв себе в помощь много рабов и лошадей, Вонифатий собрался в путь.

Выходя из дому, он, как бы в шутку, спросил у своей госпожи:
— А что будет, если я не найду тела мученика и тебе принесут мое тело, замученное за Христа, примешь ли ты его тогда с честью?

Аглаида, рассмеявшись, назвала его пьяницей и грешником. Покоряя, сказала:
— Тебе следует тщательно охранять себя от всякого бесчинства и насмешничества: святое дело нужно совершать честно и благоговейно. Помни, ты собираешься за святыми мощами, на которые мы даже и взглянуть не достойны. Иди с миром; Бог же, образ человека принявший и за нас кровь Свою проливший, да простит грехи наши и пошлет тебе Ангела Своего и направит тебя.

Вонифатий принял к сердцу приказание своей госпожи. В пути Вонифатий стал сокрушаться о своих прежних грехах. Решил поститься: не есть мяса, не пить вина и усердно молиться, чтобы прийти в страх Божий. Страх же — отец внимания, а внимание — матерь внутреннего покоя, от которого рождается начало и корень покаяния.

Вонифатий достиг Малой Азии и вошел в знаменитый Киликийский город Тарсе, где царем Диоклитианом и соправителем его Максимианом воздвигнуто было жестокое гонение на христиан, и верующие подвергались тяжким мучениям. Вонифатий оставил рабов в гостинице, а сам тотчас отправился на место мучения и увидал множество народа, собравшегося смотреть на страдания христиан. Один из них висел вниз головою, а на земле под ним был разведен огонь; другой был крестообразно привязан к четырем столбам; третий лежал, перепиленный пилой; четвертого мучители строгали острыми орудиями. Иному выкалывали глаза, иному отсекали части тела, иного сажали на кол. У одного были сломаны кости, у другого были отсечены руки и ноги, и он, подобно клубку, катался по земле; но на всех лицах была видна духовная радость, потому что, перенося нестерпимые для человека мучения, они укрепляемы были благодатью Божией. Блаженный Вонифатий со вниманием смотрел на все это, то удивляясь мужественному терпению мучеников, то желая себе такого же венца; потом, исполнившись Божественной ревности и став посреди того места, где страдало уже человек двадцать, начал обнимать мучеников, и громко воскликнул:
— Велик Бог христианский! Велик Он, ибо помогает рабам Своим и укрепляет их в столь великих муках!

И снова стал обнимать мучеников и с любовью целовать их, называя блаженными. При этом Вонифатий молился о том, чтобы и ему стать причастником венца, который они теперь стяжают и получат в скором времени. На него были устремлены взоры всех присутствующих. Судья, мучивший святых страдальцев, видя в Вонифатии пришельца, спросил его, кто он. Святой отвечал:
— Первое и самое любимое мое имя — христианин; пришел же сюда я из Рима; имя же, данное мне от родителей — Вонифатий.

— Итак, Вонифатий, — сказал судья, — пока я не приказал растерзать твое тело, принеси нашим богам жертву. Тогда ты удостоишься многих благ, умилостивишь богов, избавишься от грозящих тебе мук и получишь от нас дары.

Вонифатий повторил:
— Я — христианин, и только это ты услышишь от меня. Делай со мной, что тебе угодно, но жертв идолам я не принесу.

После этих слов Вонифатия судья тотчас повелел раздеть его, повесить вверх ногами и сильно бить. Его били так сильно, что от тела его отпадали целые куски мяса и обнажались кости, но Вонифатий, мужественно перенося страдания, устремлял глаза свои на святых мучеников, видя в их страданиях пример для себя и утешаясь тем, что удостоился вместе с ними страдать за Христа. Потом мучитель приказал ослабить муки святого и призвал снова принести жертву.

Святой возразил:
— Зачем требовать от меня невозможное, о безумный! Я не могу и слышать о твоих богах, а ты повелеваешь мне принести им жертву!

Тогда судья в сильном гневе приказал вонзить ему острые иглы под ногти на руках и ногах, но святой, возведя очи к небу, молча терпел. Затем судья придумал новое мучение: он повелел растопить олово и влить в рот святому. Пока олово растапливалось, святой, воздев к небу руки, молился: «Господи Боже мой, Иисусе Христе, укрепивший меня в перенесенных мною муках, пребуди и ныне со мной, облегчая мои страдания. Ты — единственное мое утешение: даруй же мне явное знамение того, что Ты помогаешь мне победить сатану и этого неправедного судью: ради Тебя я страдаю». Потом попросил святых мучеников своими молитвами помочь ему претерпеть страшную муку. Мучители открыли ему рот железными орудиями и влили олово в горло, но не причинили вреда святому. Присутствовавшие, увидев такое чудо, восклицали: «Велик Бог христианский! Велик есть Царь — Христос! Все веруем в Тебя, Господи!» И все обратились к близко находящемуся идольскому капищу, желая уничтожить его, в судью же с великим негодованием бросали камнями. Тот же с позором убежал в свой дом, а Вонифатия повелел держать под стражей.

Утром народное волнение утихло, судья снова явился на судейское место и, призвав Вонифатия, хулил имя Христово и глумился над тем, как распят был Христос. Святой, не терпя хулы на Господа своего, сам, ругая бездушных богов и обличал ослепление и безумие поклоняющихся им. Судья еще более разгневался и повелел немедленно растопить котел смолы и бросить в него святого мученика. Но Господь не оставил Своего раба: внезапно сошел с неба Ангел и оросил мученика в котле; когда же смола вылилась, то вокруг образовалось сильное пламя, опалившее многих нечестивых язычников, стоявших рядом. Святой остался невредимым. Видя силу Христову, мучитель испугался и повелел тотчас усечь Вонифатия мечом. Святой обратился к востоку и молился: «Господи, Господи Боже, сподоби меня милостей Твоих и буди мне помощником, чтобы враг за мои грехи, в безумии содеянные, не преградил мне пути к небу, но прими с миром мою душу вместе со святыми мучениками, пролившими за Тебя кровь и сохранившими веру До конца; стадо же, приобретенное Твоею честною Кровию, людей Твоих, Христе, близких мне, избавь от всякого нечестия и языческого заблуждения, ибо Ты благословен и пребываешь вовеки!»

Так помолившись, Вонифатий преклонил голову под меч и был усечен: из раны его истекли кровь и молоко… Неверные, числом около 550 человек, видя это чудо, обратились тотчас ко Христу и, оставив мерзких идолов, присоединились к верным. Такова была кончина святого Вонифатия, который, отправляясь из дому в путь, предсказал, шутя, своей госпоже то что действительно доказал и совершил на деле.

Между тем, друзья Вонифатия и рабы Аглаиды, пришедшие с ним в Таре, не зная ничего о случившемся, сидели в гостинице и ожидали Вонифатия. Когда он к вечеру не вернулся, они удивились. К утру следующего дня они начали осуждать его и дурно отзываться о нем, предполагая, что он где-нибудь напился пьяным и проводит время с блудницами: «Вот, — говорили они, смеясь, — как наш Вонифатий пришел отыскивать святые мощи!» Но так как он не возвратился и к следующей ночи и на третий день, они начали искать его, расспрашивая о нем по всему городу. Случайно или, лучше сказать, по Божию усмотрению, они встретили одного человека и спросили у него, не видел ли он в городе странника. Тот ответил: вчера некий чужестранный муж был осужден за Христа на смерть и усечен мечом.

Они отправились следом за тем человеком, пришли на место мучения, где была поставлена военная стража, чтобы тела мучеников не были похищены христианами. Им указали на лежащего мученика:
— Не тот ли это, кого вы ищете?

Когда они увидели тело мученика, они тотчас же узнали своего друга, а когда голову его, лежавшую отдельно, приложили к туловищу, то совершенно удостоверились, что это — Вонифатий, и весьма удивились, а вместе с тем и застыдились, ибо думали и говорили о нем дурно; слуги боялись итого, как бы не постигло их наказание за то, что осуждали святого и смеялись над его жизнью, не зная его сердечных помышлений и доброго намерения. Когда они смотрели на лицо святого в сильном изумлении, они вдруг увидели: Вонифатий понемногу стал открывать глаза и милостиво смотреть на них как на своих друзей, тем самым выказывая прощение им за все их прегрешения против него.

Они ужаснулись и вместе с тем обрадовались, и плакали над ним, говоря:
— Раб Христов, забудь грехи наши, ибо мы неправедно осуждали твою жизнь и безрассудно ругали тебя!

Затем они отдали нечестивым 500 золотых монет, взяли тело и голову святого Вонифатия, помазали благовонными маслами, повили чистыми плащаницами и, положив в ковчег, отправились к себе домой, дабы отдать тело мученика своей госпоже. Когда они приближались к Риму, Ангел Божий явился во сне Аглаиде и сказал:
— Готовься принять того, кто был раньше у тебя слугой, ныне же стал нашим братом и сослужителем; прими того, кто был рабом у тебя, а теперь будет твоим господином, и благоговейно почитай его: отныне он хранитель души твоей и защитник твоей жизни. Она, проснувшись, ужаснулась и, взяв тотчас же несколько почтенных церковных клириков, вышла навстречу святому мученику Вонифатию, которого раньше посылала в путь как раба, а по возвращении приняла его в дом свой благоговейно, со слезами, как господина. И вспомнила она ту шутку святого Вонифатия, которая стала пророчеством, и благодарила Бога, устроившего так, что Вонифатий за свои и ее грехи стал жертвой, угодной Богу. В своем имении, расположенном от Рима в 50 стадиях, Аглаида построила чудный храм во имя святого мученика Вонифатия, и в нем поставила святые мощи, и многие чудеса совершались по молитвам мученика; больным подавались исцеления, изгонялись из людей бесы, и все, с верою молившиеся у гроба святого, получали исполнение своих прошений.

Впоследствии и сама блаженная Аглаида, раздав все свое имение нищим и убогим, отреклась от мира и, прожив еще 18 лет в великом покаянии, с миром умерла и присоединилась к святому мученику Вонифатию, будучи положена рядом с его гробом.

Так двое святых, чудесно изменив прежнюю свою жизнь, получили добрый конец: один, кровью омыв свои грехи; удостоился мученического венца, другая же слезами и суровой жизнью очистила себя от плотской скверны; и оба явились оправданными и непорочными пред Господом Иисусом Христом, Которому слава вовеки. Аминь.

Тропарь: К сословию послан мучеников, / мученик был еси истинен, / пострадав за Христа крепчайше, всехвальне, / мощми же возвратился еси верою пославшей тя, / Вонифатие блаженне, / моли Христа Бога / прияти нам грехов прощение

Промыслительно Православная Церковь 19 декабря по старому стилю (1 января по н. ст.) празднует день памяти святого мученика Вонифатия – покровителя всех тех, кто борется с недугом пьянства. Конечно же, в начале гражданского Нового года можно и нужно усмотреть некое духовное предостережение от бурных празднеств и излишеств, тем более в разгар Рождественского поста.

Александр Кабанель. Вонифатий и Аглаида. Сер. XIX века

Кем же был святой мученик Вонифатий и почему ему молятся об избавлении от пьянства? Постараемся с Божьей помощью ответить на этот вопрос.

Стоит помнить, что жития святых – это не какие-нибудь сказки. Это реальная жизнь реальных людей. Итак, попытаемся провести рукой по шероховатой пыльной каменной плите времени и рассмотреть сквозь нее искру жизни…

…Рим конца III – начала IV веков по Рождестве Христовом был лишь номинальной столицей империи. Огромное государство разделили на две части, которыми управляли четыре человека – две пары – западный август и цезарь и восточные август и цезарь (собственно, царствующий император и его соправитель-наследник). На Востоке августом являлся Диоклетиан. Своей резиденцией он выбрал Никомедию в Малой Азии (современный турецкий Измит). Резиденцией западного августа Максимиана стал Медиолан (современный Милан).

Рим оказался фактически провинциальным городом. В нем уже не чувствовалось былой мощи. Наоборот, царило падение нравов, и слова поэта Гораций, призывающего соотечественников «пировать среди чумы и жить одним днем» ещё за пару столетий до описываемых событий:

«Надежды долгие отрежь. Пока мы говорим, уходит завистливое время: лови момент, как можно меньше верь будущему».

Так, в принципе, и делали молодая аристократка-патрицианка Аглаида и ее юный раб Вонифатий. Они состояли в незаконном сожительстве и проводили время в увеселительных пирах. Но в сердцах их царила печаль.

Дело в том, что Аглаида и Вонифатий по римским законам не могли пожениться. Девушка находилась в сословии патрициев – высшего привилегированного класса римской аристократии. Вонифатий был рабом – «говорящей вещью» или «говорящим орудием». В Риме раб являлся совершенно бесправным. Его можно было без зазрения совести наказать, убить, продать. Рабам даже не давали имена, только клички. «Бонифаций» (в греческой транскрипции «Вонифатий») – одна из них. Она обозначала в дословном переводе с латыни «благая судьба», т.е. «счастливец.

Потому молодым людям, любящим друг друга, нельзя было узаконить в браке свое сожительство. Они также не могли стать христианами, потому что по христианским законам нужно либо жениться, либо расстаться. Жениться они не могли, расстаться, очевидно, тоже…

Возможно, пара оттого и вела разгульный образ жизни, чтобы как-то «залить» образовавшуюся в сердцах нравственную пропасть и преодолеть общественное порицание. Для римской общины поступок Аглаиды и Вонифатия был неприемлемым. В принципе, развращенный Рим трудно было бы чем-либо удивить, но столь нескрываемое сожительство патрицианки с рабом, для лицемерного римского общества, представители которого вдали от чужих глаз могли творить действительно жуткий разврат, вызывало недоумение и отторжение. При том, что и Вонифатий, и Аглая не были развратными людьми по своему внутреннему устроению. Нет, они искали Бога и выход из этой ситуации. И Аглаиде удалось это.

Дело в том, что язычество уже отживало свое. Людям были очень интересны христиане и особенно мученики: ореол героизма и подвига, посмертные чудеса и исцеления от мощей. Христианское мученичество, быть может, являлось самой интересной темой для народов Римской империи. Аглаида узнала, что очень благодатным делом есть хранение в доме мощей христианских мучеников. Считалось, что это призывало на дом и живущих в нем благодать Божию, дарило здоровье, семейное счастье. Конечно же, девушка искала помощи святых в разрешении их с Вонифатием сложной ситуации.

В то же время (в начале IV века) в восточной части Римской империи бушевало одно из самых жестоких за всю историю этого государства гонение на христиан – преследование императора Диоклетиана. Смерть за Христа приняли тысячи православных. Среди них – великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский и множество других прославленных святых.

В надежде на обретение мощей кого-либо из мучеников Аглая снаряжает своего возлюбленного Вонифатия на Восток в Малую Азию (территория современной Турции) – в киликийский город Тарс, который был родиной апостола Павла. Перед отъездом Вонифатий шутливо обращается к своей любимой: «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?» Аглаида упрекнула его за шутку, но слова будущего святого оказались пророческими.

Когда Вонифатий приехал в Тарс, то услышал, что на городской площади в это время казнят христиан. Он оставляет своих спутников и идет смотреть на это кровавое зрелище. Во время казни что-то с ним случается. Благодать Божия осеняет его сердце, и грешная, терзаемая укорами совести душа откликается на Господний призыв. Вонифатий бросается прямо на место казни к мученикам, целует им ноги, просит святых молитв. А когда судья его спрашивает: «Кто он такой?» – Вонифатий отвечает: «Я – христианин».

Тогда, как рассказывает житие, будущего мученика избивают до отделения мяса от костей, вонзают иглы под его ногти, вливают в горло раскаленное олово, бросают в котел с кипящей смолой, но святой Ангел помогал ему, и Вонифатий оставался невредимым. Наконец, устав мучить страдальца за веру Христову, палачи усекли ему главу мечом. Из раны истекли кровь и молоко. Пораженные таким чудом и стоянием в вере мученика, во Христа уверовали 550 человек.

Спутники святого два дня его разыскивали, думая, что он предался греховным увеселениям. Наконец они нашли свидетеля подвига Вонифатия, и тот рассказал им о случившемся. Плача и прося прощения у мученика, друзья выкупили честные останки Вонифатия за большие деньги и отправились обратно в Рим к Аглаиде.

Накануне их прибытия девушке во сне явился Ангел и повелел, чтобы она с честью в сопровождении священников встретила честные мощи святого мученика Вонифатия.
Аглаида исполнила все в точности. На месте погребения мученика она построила православный храм. Мощи Вонифатия прославились множеством чудес. Сама же Аглаида ушла в монастырь и восемнадцать лет провела в покаянных подвигах. Еще при жизни обрела дар изгнания нечистых духов. После смерти ее похоронили возле могилы мученика Вонифатия. Церковь также прославила Аглаиду в чине святых праведников.

На примере святых мученика Вонифатия и праведной Аглаиды мы видим, что человек часто предается пьянству и разврату не потому, что плохой, а из-за духовной пустоты, которую не знает, чем заполнить.

Но она заполняется лишь верой в Бога. Тогда человек обретает гармонию, мир и душевное равновесие. В его сердце воцаряется благодатный небесный покой, за который не страшно и жизнь отдать. И подтверждение тому житие святых мученика Вонифатия и праведной Аглаиды.
Святии мучениче Вонифатие и праведная Аглаидо, молите Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

Православные святые своей праведной жизнью, благими деяниями и смирением являют верующим пример для подражания. Они приходят на помощь людям при условии искренней просьбы, исходящей из самого сердца. Есть подвижники, имена которых на устах у всех и каждого, как скажем, Святитель Николай, Серафим Саровский, Спиридон Тримифунтский, Матрона Московская, Вера, Надежда, Любовь, София. Но существуют в Православной церкви и Божьи люди, что знакомы немногим. Впрочем, сила их от этого ничуть не меньше таковой знаменитых чудотворцев. К малоизвестным подвижникам относится и святой мученик Вонифатий, чей День памяти приходится на 1 января. Святому Вонифатию, повествованию его жизни и трагической кончины мы посвятим наш короткий материал.


Личность святого Вонифатия

Святой Вонифатий жил в конце III в. н.э. в Риме. Период его земного существования пришелся на годы правления императоров Диоклетиана и Максимиана (284-305 гг.). По статусу Вонифатий являлся человеком подневольным, рабом, находясь в услужении знатной римлянки Аглаиды. Несмотря на принадлежность к самому низкому сословию, какое только можно себе представить, он состоял на должности управляющего у своей хозяйки, то есть распоряжался денежными и другими средствами последней.

Как человек, Вонифатий обладал замечательным качеством сострадания. Повинуясь велению сердца, он всячески помогал нуждающимся, в том числе деньгами. А так как собственных финансовых средств не имел, то фактически тратил деньги Аглаиды на благородные цели. Вонифатий обеспечивал бездомным, странникам кров, подавал нищим и не мог пройти мимо любого людского горя. При этом его нельзя ни в коем случае было назвать праведником: будущего святого обуревали страсти, в частности пьянства и блуда. К тому же Вонифатий являлся язычником.

Личность Аглаиды

Жизнеописание святого мученика Вонифатия тесно связано с таковым его хозяйки. Посему важно раскрыть особенности натуры и Аглаиды. Вонифатий состоял с этой женщиной в беззаконном сожительстве. Таким образом, грех прелюбодеяния совершали оба. Но была в богатой римлянке и положительная черта: абсолютное отсутствие жадности, алчности. Иначе как объяснить попустительство, которое женщина совершала в отношении Вонифатия, раздававшего деньги больным и нищим? Любовью только отчасти. По всему видно, Аглаида владела добрым сердцем, но слабой физической природой, равно, как и ее возлюбленный-раб.

Греховное желание Аглаиды

У хозяйки и подруги Вонифатия, истинной язычницы, как ни странно, в друзьях были христиане. Они часто потчевали Аглаиду рассказами об останках святых мучеников, погибших за веру в Христа, которые исцеляют больных, помогают нуждающимся в Божьей поддержке, если сотворить возле них искреннюю молитву. Римлянка воодушевилась этими правдивыми сведениями и загорелась желанием приобрести мощи святых мучеников, поместив их в своем доме.

Ее стремление наверняка было продиктовано суеверием. Как известно, приверженцы многобожия во все времена активно практиковали использование различных оберегов, амулетов, талисманов с целью ограждения себя, своего жилья и близких от козней черных сил и людского противодействия. Впрочем, не исключено, что в появлении в душе Аглаиды такого дерзкого желания был промысел Божий.

Хозяйка поделилась своими мыслями с Вонифатием. Не стоит забывать, что времена те как раз совпали с периодом гонений на христиан, и стать обладателем вожделенных чудотворных мощей было ох как не просто. Имелась лишь реальная возможность выкупить останки великомучеников за большие деньги в регионах Востока, где их находилось великое множество.


Узнав о желании Аглаиды, Вонифатий по собственной инициативе вызвался отправиться в путь за святыми мощами. Он собрался в дорогу с двумя спутниками, взяв с собой необходимые вещи и деньги. В момент прощания у Вонифатия с Аглаидой состоялся короткий, но очень символичный разговор. Будущий святой как бы в шутку спросил у своей подруги: «А что, если меня там замучают за Христа и мои мощи принесут к тебе, примешь ли ты их с честью?» Аглаида назвала его грешником и пьяницей, смеясь. Она еще не знала, что именно так все и будет…

Путешествие и его итоги

Поездка Вонифатия из Рима в Малую Азию оказалась довольно длительной. Все время, пока продолжался столь нелегкий путь, путешественник предавался размышлениям. Этому отчасти способствовала резкая смена привычной обстановки, отчасти – необычность возложенной на него миссии. Мысли Вонифатия касались и его собственной неправедной жизни, и смысла земного существования каждого человека. Внезапно у грешника будто глаза открылись. Его охватило чувство раскаяния за совершенные проступки, а в сердце поселилось ощущение всеобъемлющей пустоты.

Наконец, поездка подошла к концу. Вонифатий со спутниками прибыл на родину святого апостола Павла – в город Тарс, столицу римской провинции Киликии. Он остановился в гостинице и сразу же отправился на городскую площадь – обычное место публичной казни христиан. Надо сказать, что спутников своих Вонифатий с собой не взял, что было крайне неосмотрительно с его стороны.

Очутившись на площади, будущий святой мученик Вонифатий действительно стал свидетелем суда и мучений с последующей гибелью ни в чем не повинных людей. Смерть страдальцев была поистине страшной: пленников подвергали нечеловеческим жестокостям. Увидев все это, Вонифатий преисполнился сочувствия и жалости к несчастным. Он вдруг осознал с невыразимой ясностью, что хочет повторить путь самоотверженных людей. Вонифатий направился к судье и объявил себя христианином. Его предали мукам, завершившимся обезглавливанием несчастного. Так грешник Вонифатий стал святым мучеником.

Ну, а что же спутники Вонифатия? Они долго ждали возвращения своего друга, но безрезультатно. И тогда отправились на поиски грешника, которые далеко не сразу увенчались успехом. Дело в том, что, зная пристрастия своего друга, спутники обходили одно за другим питейные и развратные заведения. Спустя два дня им встретился человек, узнавший по описанию мученика Вонифатия. Он привел искавших последнего на место казни христиан, где спутники обнаружили тело и отдельно голову бывшего грешника. Останки Вонифатия пришлось выкупить за деньги. Эти святые мощи были обернуты спутниками в плащаницу и отвезены Аглаиде. Так осуществилось сказанное Вонифатием подруге.


Аглаида, увидев своего раба и возлюбленного мертвым и замученным, испытала шок. Впоследствии она коренным образом изменила образ жизни. В 10-ти км от Рима, в одном из принадлежащих богатой римлянке имений Аглаида воздвигла храм. В этой земной обители Бога бывшая грешница с благоговением положила святые мощи мученика Вонифатия, которые стали подавать исцеление и другую помощь живым после искренней молитвы. Так исполнилось греховное желание Аглаиды иметь в доме своем останки христианина, пострадавшего за веру. Некогда богатая римлянка раздала все, что у нее было. Она умерла спустя 18 лет после кончины святого Вонифатия.

Святому мученику Вонифатию молятся в любых нуждах, трудных жизненных обстоятельствах, но особо – об исцелении от пьянства и распутства. Помогает святой Вонифатий и в избавлении от любой другой греховной зависимости.