Основная тема творчества л бетховена. Бетховен - интересные факты из жизни. Людвиг Ван Бетховен - биография, творчество. Московский ЭкстерныйГуманитарный Университет

В далеком 1770 году в семье немецких музыкантов родился мальчик, которому суждено было стать гениальным композитором. Биография Бетховена необычайно интересна и увлекательна, жизненный путь содержит много перипетий, падений и взлетов. Имя величайшего творца гениальных произведений известно даже тем, кто далек от мира искусства и не является поклонником классической музыки. Биография Людвига ван Бетховена кратко будет представлена в этой статье.

Семья музыканта

Биография Бетховена имеет пробелы. Так и не удалось установить точную дату его рождения. Но доподлинно известно, что 17 декабря над ним свершилось таинство крещения. Предположительно, мальчик появился на свет за день до проведения этого обряда.

Ему посчастливилось родиться в семье, имеющей самое непосредственное отношение к музыке. Дедушкой Людвига был Луи Бетховен, который являлся руководителем хоровой капеллы. При этом он отличался гордым нравом, завидной работоспособностью и настойчивостью. Все эти качества передались его внуку через отца.

Биография Бетховена имеет печальные стороны. Его отец Иоганн Ван Бетховен страдал алкогольной зависимостью, это наложило определенный отпечаток и на характер мальчика, и на всю его дальнейшую судьбу. Семья жила в бедности, глава семейства зарабатывал деньги только на собственные удовольствия, совершенно не считаясь с нуждами детей и жены.

Одаренный мальчик был вторым ребенком в семье, но судьба распорядилась иначе, сделав его старшим. Первенец погиб, прожив всего одну неделю. Обстоятельства смерти не установлены. Позже у родителей Бетховена родилось еще пятеро детей, трое из которых не дожили до совершеннолетия.

Детство

Биография Бетховена полна трагизма. Детство было омрачено нищетой и деспотизмом одного из самых близких людей - отца. Последний загорелся фантастической идеей - сделать из собственного ребенка второго Моцарта. Ознакомившись с действиями папы Амадея - Леопольда, Иоганн усадил своего сына за клавесин и заставил заниматься музыкой долгими часами. Тем самым он не пытался помочь мальчику реализовать творческий потенциал, к сожалению, он просто искал дополнительный источник дохода.

В четыре года детство Людвига закончилось. С несвойственным для себя энтузиазмом и воодушевлением Иоганн принялся муштровать ребенка. Для начала он продемонстрировал ему азы игры на фортепиано и скрипке, после чего, «поощряя» мальчика пощечинами и затрещинами, принудил работать. Ни рыдания ребенка, ни мольбы жены не сумели поколебать упорство отца. Воспитательный процесс переходил границы дозволенного, юный Бетховен не имел права даже погулять с друзьями, он немедленно водворялся в дом, чтобы продолжить музыкальные занятия.

Интенсивная работа за инструментом отняла другую возможность - получить общее научное образование. У мальчика были лишь поверхностные знания, он был слаб в орфографии и устном счете. Заполнить пробел помогало большое желание учиться и узнавать что-то новое. На протяжении всей жизни Людвиг занимался самообразованием, приобщаясь к творчеству таких великих писателей, как Шекспир, Платон, Гомер, Софокл, Аристотель.

Все эти невзгоды не сумели остановить развития удивительного внутреннего мира Бетховена. Он отличался от других детей, его не привлекали веселые игры и приключения, эксцентричный ребенок предпочитал одиночество. Посвятив себя музыке, он очень рано осознал собственную одаренность и, невзирая ни на что, двигался вперед.

Талант развивался. Иоганн заметил, что ученик превзошел учителя, и поручил занятия с сыном более опытному педагогу - Пфейферу. Преподаватель сменился, но методы остались прежними. Поздней ночью ребенка заставляли подниматься с постели и играть на фортепиано до раннего утра. Чтобы выдержать подобный ритм жизни, необходимо обладать поистине незаурядными способностями, и у Людвига они были.

Мать Бетховена: биография

Светлым пятном в жизни мальчика была мама. Мария-Магдалина Кеверих обладала кротким и добрым нравом, поэтому она не могла противостоять главе семейства и молча смотрела на издевательства над ребенком, не в силах ничего предпринять. Необыкновенно слабым здоровьем и болезненностью отличалась мать Бетховена. Биография ее малоизвестна. Она являлась дочерью придворного повара и вышла замуж за Иоганна в 1767 году. Ее жизненный путь был недолог: женщина скончалась от туберкулеза в 39 лет.

Начало великого пути

В 1780 году мальчик наконец обрел первого настоящего друга. Пианист и органист Кристиан Готлиб Нефе стал его учителем. Этому человеку уделяет много внимания биография Бетховена (краткое содержание ее вы сейчас читаете). Интуиция Нефе подсказала, что мальчик не просто хороший музыкант, а гениальная личность, способная покорить любые вершины.

И начались тренировки. Преподаватель творчески подошел к процессу обучения, помогая подопечному развивать безупречный вкус. Они часами прослушивали самые лучшие произведения Генделя, Моцарта, Баха. Нефе строго критиковал мальчика, но одаренное дитя отличалось самовлюбленностью и самоуверенностью. Поэтому порой возникали камни преткновения, тем не менее позже Бетховен высоко оценил вклад учителя в формирование собственной личности.

В 1782 году Нефе отправился в длительный отпуск, а своим заместителем он назначил одиннадцатилетнего Людвига. Новая должность была нелегкой, но ответственный и умный мальчик прекрасно справлялся с этой ролью. Очень интересный факт хранит биография Бетховена. Краткое содержание рассказывает, что когда Нефе вернулся, то обнаружил, с каким мастерством его протеже справился с тяжелой работой. И это способствовало тому, что учитель оставил его рядом, отдав ему должность своего помощника.

Вскоре у органиста прибавилось обязанностей, и он переложил часть на юного Людвига. Таким образом, мальчик стал зарабатывать 150 гульденов в год. Мечта Иоганна исполнилось, сын стал поддержкой для семьи.

Знаменательное событие

Биография Бетховена для детей описывает важный момент в жизни мальчика, возможно, ставший поворотным. В 1787 году его ждала встреча с легендарной личностью - Моцартом. Быть может, экстраординарный Амадей был не в настроении, но встреча огорчила юного Людвига. Он сыграл признанному композитору на фортепиано, но услышал в свой адрес лишь сухие и сдержанные похвалы. Тем не менее своим друзьям он сказал: «Обратите на него внимание, он заставит говорить о себе весь мир».

Но огорчаться по этому поводу у мальчика не было времени, потому что пришло известие о страшном событии: мать при смерти. Это первая настоящая трагедия, о которой говорит биография Бетховена. Для детей смерть матери - это страшный удар. Ослабевшая женщина нашла в себе силы дождаться любимого сына и скончалось вскоре после его приезда.

Большая утрата и душевные терзания

Горе, постигшее музыканта, было безмерным. У него перед глазами прошла безрадостная жизнь матери, а потом он стал свидетелем ее страданий и мучительной кончины. Для мальчика она была самым близким человек, но так сложилась судьба, что на печаль и тоску времени у него не было, нужно было содержать семью. Для того чтобы абстрагироваться ото всех бед, необходима железная воля и стальные нервы. И он всем этим обладал.

Далее биография Людвига Ван Бетховена кратко сообщает о его внутренней борьбе и душевных терзаниях. Неудержимая сила влекла его вперед, деятельная натура требовала перемен, чувств, эмоций, славы, но из-за необходимости обеспечивать родственников пришлось расстаться с мечтами и амбициями и втягиваться в ежедневный изнурительный труд ради добычи денег. Он стал вспыльчивым, агрессивным и раздражительным. После смерти Марии-Магдалины отец опустился еще сильнее, рассчитывать на то, что он станет опорой и поддержкой, младшим братьям не приходилось.

Но именно испытания, выпавшие на долю композитора, сделали его произведения такими проникновенными, глубокими и позволяющими прочувствовать невообразимое страдание, которое довелось пережить автору. Биография Людвига Ван Бетховена пестрит подобными событиями, но главная проверка на прочность еще впереди.

Творчество

Творчество немецкого композитора считается величайшей ценностью мировой культуры. Он один из тех, кто участвовал в формировании европейской классической музыки. Бесценный вклад определяется симфоническими произведениями. Биография Людвига ван Бетховена ставит дополнительный акцент на времени, когда он работал. Оно было неспокойным, шла Великая французская революция, кровожадная и жестокая. Все это не могло не отразиться на музыке. В период проживания в Бонне (родной город) деятельность композитора сложно назвать плодотворной.

Краткая биография Бетховена рассказывает о его вкладе в музыку. Произведения его стали драгоценным достоянием всего человечества. Их играют повсюду и любят в любой стране. Его перу принадлежат девять концертов и девять симфоний, а также бесчисленное множество других симфонических произведений. Можно выделить самые главные труды:

  • Соната № 14 «Лунная».
  • Симфония № 5.
  • Соната № 23 «Аппассионата».
  • Фортепианная пьеса «К Элизе».

Всего было написано:

  • 9 симфоний,
  • 11 увертюр,
  • 5 концертов,
  • 6 юношеских сонат для фортепиано,
  • 32 сонаты для фортепиано,
  • 10 сонат для скрипки и фортепиано,
  • 9 концертов,
  • опера «Фиделио»,
  • балет «Творение Прометея».

Великий глухой

Краткая биография Бетховена не может не затронуть катастрофы, произошедшей с ним. Судьба была необычайно щедра на тяжкие испытания. В 28 лет у композитора появились проблемы со здоровьем, их было огромное количество, но все они меркли в сравнении с тем, что у него начала развиваться глухота. Невозможно передать словами, каким это было для него ударом. В своих письмах Бетховен сообщал о страданиях и о том, что смиренно принял бы такую долю, если бы не профессия, подразумевающая наличие идеального слуха. Уши гудели днем и ночью, жизнь превратилась в пытку, и каждый новый день давался с большим трудом.

Развитие событий

Биография Людвига Бетховена сообщает, что несколько лет ему удавалось скрывать от общества собственный изъян. Неудивительно, что он стремился сохранить это в тайне, ведь само понятие «глухой композитор» противоречит здравому смыслу. Но как известно, рано или поздно все тайное становится явным. Людвиг превратился в отшельника, окружающие считали его мизантропом, но это было далеко от истины. Композитор потерял уверенность в себе и с каждым днем становился мрачнее.

Но это ведь была великая личность, в один прекрасный день он решил не сдаваться, а противостоять злой судьбе. Возможно, жизненный подъем композитора - это заслуга женщины.

Личная жизнь

Источником вдохновения стала графиня Джульетта Гвиччарди. Она была его очаровательной ученицей. Тонкая душевная организация композитора требовала величайшей и пылкой любви, но личной жизни так и не суждено было сложиться. Девушка отдала свое предпочтение графу по имени Венцель Галленберг.

Краткая биография Бетховена для детей хранит мало фактов об этом событии. Известно лишь, что он всячески добивался ее расположения и хотел на ней жениться. Есть предположение, что родители графины воспротивились браку любимой дочери с глохнувшим музыкантом и она прислушалась к их мнению. Эта версия звучит достаточно правдоподобно.

  1. Самый выдающийся шедевр - 9-я симфония - был создан тогда, когда композитор был уже абсолютно глухим.
  2. Перед тем как сочинять очередной бессмертный шедевр, Людвиг окунал голову в ледяную воду. Неизвестно, откуда взялась эта странная привычка, но, возможно, именно она спровоцировала потерю слуха.
  3. Своим внешним видом и поведением Бетховен бросал вызов обществу, но он, конечно, не ставил перед собой такой цели. Однажды он давал концерт в публичном месте и услышал, что один из зрителей завел разговор с дамой. Тогда он прекратил игру и покинул зал со словами: «Таким свиньям я играть не буду».
  4. Одним из его лучших учеников был знаменитый Ференц Лист. Венгерский мальчик унаследовал уникальную манеру игры своего преподавателя.

«Музыка должна высекать огонь из души человека»

Это высказывание принадлежит виртуозному композитору, его музыка была именно такой, затрагивающей самые тонкие струны души и заставляющей сердца пылать огнем. Краткая биография Людвига Бетховена упоминает и о его смерти. В 1827 году, 26 марта, он умер. В возрасте 57 лет оборвалась насыщенная жизнь признанного гения. Но годы прожиты не зря, его вклад в искусство невозможно переоценить, он колоссален.

Бетховен родился предположительно 16 декабря (точно известна только дата его его крещения – 17 декабря) 1770 года в городе Бонн в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте.

Впервые серьезно заниматься с Людвигом стал композитор Кристиан Готлоб Нефе. Уже в 12 лет в биографии Бетховена пополнилась первой работа музыкальной направленности – помощник органиста при дворе. Бетховен изучал несколько языков, пытался сочинять музыку.

Начало творческого пути

После смерти матери в 1787 году он взял на себя материальные обязанности семьи. Людвиг Бетховен стал играть в оркестре, слушать университетские лекции. Случайно столкнувшись в Бонне с Гайдном, Бетховен решает брать у него уроки. Для этого он переезжает в Вену. Уже на этом этапе после прослушивания одной из импровизаций Бетховена, великий Моцарт сказал: «Он всех заставит говорить о себе!». После некоторых попыток Гайдн направляет Бетховена на занятия к Альбрехтсбергеру. Затем учителем и наставником Бетховена стал Антонио Сальери.

Расцвет музыкальной карьеры

Гайдн кратко отметил, что музыка Бетховена была мрачной и странной. Однако в те годы виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. Произведения Бетховена отличаются от классической игры клавесинистов. Там же, в Вене, были написаны знаменитые в будущем сочинения: Лунная соната Бетховена, Патетическая соната.

Грубый, самолюбивый на людях композитор был очень открытым, доброжелательным по отношению к друзьям. Творчество Бетховена следующих лет наполнено новыми произведениями: Первая, Вторая симфонии, «Творение Прометея», «Христос на Масличной горе». Однако дальнейшая жизнь и работа Бетховена были осложнены развитием болезни уха – тинита.

Композитор уединяется в городе Гейлигенштадте. Там он работает над Третьей – Героической симфонией. Полная глухота отделяет Людвига от внешнего мира. Однако даже это событие не может заставить его прекратить сочинять. По мнению критиков, Третья симфония Бетховена полностью раскрывает его величайший талант. Опера «Фиделио» ставится в Вене, Праге, Берлине.

Последние годы

В 1802-1812 годах Бетховен писал сонаты с особым желанием и рвением. Тогда были созданы целые серии произведений для фортепиано, виолончели, знаменитая Девятая симфония, Торжественная месса.

Отметим, что биография Людвига Бетховена тех лет была наполнена славой, популярностью и признанием. Даже власть, не смотря на его откровенные мысли, не смела трогать музыканта. Однако сильные переживания за своего племянника, которого Бетховен взял на попечительство, быстро состарили композитора. А 26 марта 1827 года Бетховен умер от болезни печени.

Многие произведения Людвига ван Бетховена стали классикой не только для взрослого слушателя, а и для детей.

Великому композитору установлено около ста памятников по всему миру.

Содержание статьи

БЕТХОВЕН, ЛЮДВИГ ВАН (Beethoven, Ludwig van) (1770–1827), немецкий композитор, которого нередко считают величайшим творцом всех времен. Его творчество относят как к классицизму, так и к романтизму; на самом же деле оно выходит за рамки подобных определений: сочинения Бетховена - прежде всего выражение его гениальной личности.

Происхождение. Детство и юность.

Бетховен родился в Бонне, предположительно 16 декабря 1770 (крещен 17 декабря). В его жилах кроме немецкой текла и фламандская кровь: дед композитора по отцу, тоже Людвиг, родился в 1712 в Малине (Фландрия), служил певчим в Генте и Лувене и в 1733 перебрался в Бонн, где стал придворным музыкантом в капелле курфюрста-архиепископа Кёльнского. Это был умный человек, хороший певец, профессионально подготовленный инструменталист, он дослужился до должности придворного капельмейстера и пользовался уважением окружающих. Его единственный сын Иоганн (остальные дети умерли в младенческом возрасте) с детства пел в той же капелле, но положение его было шаткое, поскольку он сильно пил и вел беспорядочную жизнь. Иоганн взял в жены Марию Магдалену Лайм, дочь повара. У них родилось семеро детей, из которых в живых остались трое сыновей; Людвиг, будущий композитор, был старшим из них.

Бетховен вырос в нищете. Отец пропивал свое скудное жалованье; он занимался с сыном игрой на скрипке и фортепиано в надежде, что тот станет вундеркиндом, новым Моцартом , и обеспечит семью. Со временем отцу прибавили жалованье в расчете на будущее его одаренного и трудолюбивого сына. При всем том мальчик неуверенно владел скрипкой, а на фортепиано (как и на скрипке) любил больше импровизировать, чем совершенствовать технику игры.

Общее образование Бетховена было столь же несистематичным, как и музыкальное. В последнем, однако, большую роль играла практика: он играл на альте в придворном оркестре, выступал исполнителем на клавишных инструментах, в том числе на органе, которым сумел быстро овладеть. К.Г.Нефе, с 1782 боннский придворный органист, стал первым настоящим учителем Бетховена (в числе прочего он прошел с ним весь Хорошо темперированный клавир И.С.Баха). Обязанности Бетховена как придворного музыканта значительно расширились, когда эрцгерцог Максимилиан Франц стал курфюрстом Кёльнским и начал проявлять заботу о музыкальной жизни Бонна, где располагалась его резиденция. В 1787 Бетховену удалось впервые посетить Вену – в то время музыкальную столицу Европы. По рассказам, Моцарт, послушав игру юноши, высоко оценил его импровизации и предрек ему большое будущее. Но вскоре Бетховен должен был вернуться домой – его мать лежала при смерти. Он остался единственным кормильцем семьи, состоявшей из беспутного отца и двух младших братьев.

Одаренность юноши, его жадность к музыкальным впечатлениям, пылкая и восприимчивая натура привлекли внимание некоторых просвещенных боннских семейств, а блестящие фортепианные импровизации обеспечили ему свободный вход в любые музыкальные собрания. Особенно много сделало для него семейство Бройнинг, которое взяло опеку над неуклюжим, но оригинальным молодым музыкантом. Доктор Ф.Г.Вегелер стал ему другом на всю жизнь, а граф Ф.Е.Г.Вальдштейн, его восторженный почитатель, сумел убедить эрцгерцога послать Бетховена для учения в Вену.

Вена. 1792–1802.

В Вене, куда Бетховен приехал во второй раз в 1792 и где оставался до конца своих дней, он быстро нашел титулованных друзей-меценатов.

Люди, встречавшиеся с молодым Бетховеном, описывали двадцатилетнего композитора как коренастого молодого человека, склонного к щегольству, порой дерзкого, но добродушного и милого в отношениях с друзьями. Понимая недостаточность своего образования, он отправился к Йозефу Гайдну , признанному венскому авторитету в области инструментальной музыки (Моцарт умер годом ранее) и некоторое время приносил ему для проверки упражнения в контрапункте. Гайдн, однако, вскоре охладел к строптивому ученику, и Бетховен втайне от него стал брать уроки у И.Шенка и затем у более основательного И.Г.Альбрехтсбергера. Помимо этого, желая усовершенствоваться в вокальном письме, он посещал в течение нескольких лет знаменитого оперного композитора Антонио Сальери. Вскоре он вошел в кружок, объединявший титулованных любителей и профессиональных музыкантов. Князь Карл Лихновский ввел молодого провинциала в круг своих друзей.

Вопрос, насколько среда и дух времени влияют на творчество, неоднозначен. Бетховен читал произведения Ф.Г.Клопштока, одного из предшественников движения «Бури и натиска». Он был знаком с Гёте и глубоко почитал мыслителя и поэта. Политическая и общественная жизнь Европы того времени была тревожной: когда Бетховен прибыл в 1792 в Вену, город был взбудоражен вестями о революции во Франции. Бетховен восторженно принимал революционные лозунги и воспевал свободу в своей музыке. Вулканическая, взрывчатая природа его творчества – несомненно, воплощение духа времени, но только в том смысле, что характер творца был в какой-то мере сформирован этим временем. Смелое нарушение общепринятых норм, мощное самоутверждение, грозовая атмосфера бетховенской музыки – все это было бы немыслимо в эпоху Моцарта.

Тем не менее ранние бетховенские сочинения во многом следуют канонам 18 в.: это относится к трио (струнным и фортепианным), скрипичным, фортепианным и виолончельным сонатам. Фортепиано было тогда для Бетховена самым близким инструментом, в фортепианных произведениях он с предельной искренностью выражал самые сокровенные чувства, а медленные части некоторых сонат (например, Largo e mesto из сонаты ор. 10, № 3) проникнуты уже романтическим томлением. Патетическая соната ор. 13 – тоже очевидное предвосхищение более поздних бетховенских экспериментов. В иных случаях его новаторство носит характер внезапного вторжения, и первые слушатели воспринимали его как явный произвол. Изданные в 1801 шесть струнных квартетов ор. 18 можно считать самым крупным достижением этого периода; Бетховен явно не спешил с публикацией, сознавая, какие высокие образцы квартетного письма оставили Моцарт и Гайдн. Первый оркестровый опыт Бетховена связан с двумя концертами для фортепиано с оркестром (№ 1, до мажор и № 2, си-бемоль мажор), созданными в 1801: в них он, по-видимому, тоже не был уверен, будучи хорошо знакомым с великими достижениями Моцарта в этом жанре. В числе наиболее известных (и наименее вызывающих) ранних произведений – септет ор. 20 (1802). Следующий опус, Первая симфония (опубликована в конце 1801) – первое чисто оркестровое сочинение Бетховена.

Приближение глухоты.

Нам остается только гадать, до какой степени бетховенская глухота повлияла на его творчество. Недуг развивался постепенно. Уже в 1798 он жаловался на шум в ушах, ему бывало трудно различать высокие тоны, понимать беседу, ведущуюся шепотом. В ужасе от перспективы стать объектом жалости – глухим композитором, он рассказал о своей болезни близкому другу – Карлу Аменде, а также докторам, которые посоветовали ему по возможности беречь слух. Он продолжал вращаться в кругу своих венских друзей, принимал участие в музыкальных вечерах, много сочинял. Ему так хорошо удавалось скрывать глухоту, что до 1812 даже часто встречавшиеся с ним люди не подозревали, насколько серьезна его болезнь. То, что при беседе он часто отвечал невпопад, приписывали плохому настроению или рассеянности.

Летом 1802 Бетховен удалился в тихий пригород Вены – Хайлигенштадт. Там появился потрясающий документ – «Хайлигенштадтское завещание», мучительная исповедь терзаемого недугом музыканта. Завещание адресовано братьям Бетховена (с указанием прочесть и исполнить после его смерти); в нем он говорит о своих душевных страданиях: мучительно, когда «человек, стоящий рядом со мной, слышит доносящийся издали наигрыш флейты, не слышный для меня; или когда кто-нибудь слышит пение пастуха, а я не могу различить ни звука». Но тогда же, в письме к доктору Вегелеру, он восклицает: «Я возьму судьбу за глотку!», и музыка, которую он продолжает писать, подтверждает это решение: в то же лето появляются светлая Вторая симфония, ор. 36, великолепные фортепианные сонаты op. 31 и три скрипичных сонаты, ор. 30.

Второй период. «Новый путь».

Согласно «трехпериодной» классификации, предложенной в 1852 одним из первых исследователей творчества Бетховена В. фон Ленцем, второй период приблизительно охватывает 1802–1815.

Окончательный разрыв с прошлым явился скорее осуществлением, продолжением тенденций раннего периода, нежели сознательной «декларацией независимости»: Бетховен не был реформатором-теоретиком, как Глюк до него и Вагнер после него. Первый решительный прорыв к тому, что сам Бетховен называл «новым путем», произошел в Третьей симфонии (Героической ), работа над которой относится к 1803–1804. Продолжительность ее втрое больше, чем любой другой симфонии, написанной ранее. Первая часть – музыка необычайной силы, вторая – потрясающее излияние скорби, третья – остроумное, прихотливое скерцо, а финал – вариации на ликующую, праздничную тему - своей мощью далеко превосходит традиционные финалы в форме рондо, сочинявшиеся предшественниками Бетховена. Часто утверждают (и не без оснований), что сначала Бетховен посвятил Героическую Наполеону, но узнав, что тот провозгласил себя императором, отменил посвящение. «Теперь он будет попирать права человека и удовлетворять только собственное честолюбие», – таковы, по рассказам, были слова Бетховена, когда он разорвал титульную страницу партитуры с посвящением. В конце концов Героическая была посвящена одному из меценатов - князю Лобковицу.

Сочинения второго периода.

В эти годы гениальные творения выходили из-под его пера одно за другим. Основные сочинения композитора, перечисленные в порядке их возникновения, образуют невероятный поток гениальной музыки, этот воображаемый звуковой мир заменяет его творцу уходящий от него мир реальных звучаний. Это было победоносное самоутверждение, отражение напряженной работы мысли, свидетельство богатой внутренней жизни музыканта.

Мы сможем назвать лишь самые важные сочинения второго периода: скрипичная соната ля мажор, ор. 47 (Крейцерова , 1802–1803); Третья симфония, ор. 55 (Героическая , 1802–1805); оратория Христос на Масличной горе , ор. 85 (1803); фортепианные сонаты: Вальдштейновская , ор. 53; фа мажор, ор. 54, Аппассионата , ор. 57 (1803–1815); фортепианный концерт № 4 соль мажор, ор. 58 (1805–1806); единственная опера Бетховена – Фиделио , ор. 72 (1805, вторая редакция 1806); три «русских» квартета, ор. 59 (посвящены графу Разумовскому; 1805–1806); Четвертая симфония си-бемоль мажор, ор. 60 (1806); скрипичный концерт, ор. 61 (1806); увертюра к трагедии Коллина Кориолан , ор. 62 (1807); Месса до мажор, ор. 86 (1807); Пятая симфония до минор, ор. 67 (1804–1808); Шестая симфония, ор. 68 (Пасторальная , 1807–1808); виолончельная соната ля мажор, ор. 69 (1807); два фортепианных трио, ор. 70 (1808); фортепианный концерт № 5, ор. 73 (Император , 1809); квартет, ор. 74 (Арфа , 1809); фортепианная соната, ор. 81а (Прощание , 1809–1910); три песни на стихи Гёте, ор. 83 (1810); музыка к трагедии Гёте Эгмонт , ор. 84 (1809); квартет фа минор, ор. 95 (1810); Восьмая симфония фа мажор, ор. 93 (1811–1812); фортепианное трио си-бемоль мажор, ор. 97 (Эрцгерцог , 1818).

Ко второму периоду относятся наивысшие достижения Бетховена в жанрах скрипичного и фортепианного концерта, скрипичные и виолончельные сонаты, оперы; жанр фортепианной сонаты представлен такими шедеврами, как Аппассионата и Вальдштейновская . Но даже музыканты не всегда были способны воспринять новизну этих сочинений. Говорят, что однажды кто-то из коллег спросил Бетховена: неужели он считает музыкой один из квартетов, посвященных русскому посланнику в Вене, графу Разумовскому. «Да, – ответил композитор, – но не для вас, а для будущего».

Источником вдохновения для ряда сочинений стали романтические чувства, которые Бетховен испытывал к некоторым из своих великосветских учениц. Это, возможно, относится к двум сонатам «quasi una Fantasia», ор. 27 (вышли в свет в 1802). Вторая из них (позже получившая имя «Лунной») посвящена графине Джульетте Гвиччарди. Бетховен даже думал сделать ей предложение, но вовремя понял, что глухой музыкант – неподходяшая пара для кокетливой светской красавицы. Другие знакомые дамы отвергли его; одна из них назвала его «уродом» и «полусумасшедшим». Иначе обстояло дело с семейством Брунсвик, в котором Бетховен давал уроки музыки двум старшим сестрам – Терезе («Тези») и Жозефине («Пепи»). Уже давно была отброшено предположение, что адресатом послания к «Бессмертной Возлюбленной», найденного в бумагах Бетховена после его смерти, была Тереза, но современные исследователи не исключают, что этим адресатом являлась Жозефина. В любом случае идиллическая Четвертая симфония своим замыслом обязана пребыванию Бетховена в венгерском имении Брунсвиков летом 1806.

Четвертая, Пятая и Шестая (Пасторальная ) симфонии были сочинены в 1804–1808. Пятая – наверное, самая известная симфония в мире – открывается кратким мотивом, про который Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». В 1812 были завершены Седьмая и Восьмая симфонии.

В 1804 Бетховен охотно принял заказ на сочинение оперы, поскольку в Вене успех на оперной сцене означал славу и деньги. Сюжет вкратце состоял в следующем: смелая, предприимчивая женщина, переодевшись в мужскую одежду, спасает своего любимого мужа, заключенного в тюрьму жестоким тираном, и изобличает последнего перед народом. Чтобы избежать путаницы с уже существовавшей оперой на этот сюжет – Леонорой Гаво, бетховенское произведение было названа Фиделио , по имени, которое принимает переодетая героиня. Конечно, у Бетховена не было опыта сочинения для театра. Кульминационные моменты мелодрамы отмечены превосходной музыкой, но в других разделах отсутствие драматического чутья не позволяет композитору подняться над оперной рутиной (хотя он очень стремился к этому: в Фиделио есть фрагменты, которые переделывались до восемнадцати раз). Все же опера постепенно завоевывала слушателей (при жизни композитора состоялось три ее постановки в разных редакциях – в 1805, 1806 и 1814). Можно утверждать, что ни в одно другое сочинение композитор не вложил столько труда.

Бетховен, как уже говорилось, глубоко почитал творения Гёте , сочинил несколько песен на его тексты, музыку к его трагедии Эгмонт , но познакомился с Гёте только летом 1812, когда они вместе оказались на курорте в Теплице. Изысканные манеры великого поэта и резкость поведения композитора не способствовали их сближению. «Его дарование поразило меня чрезвычайно, но, к сожалению, он обладает нравом неукротимым, и мир представляется ему ненавистным творением», – говорит Гёте в одном из писем.

Дружба с эрцгерцогом Рудольфом.

Дружба Бетховена с Рудольфом, австрийским эрцгерцогом и сводным братом императора, – один из наиболее любопытных исторических сюжетов. Примерно в 1804 эрцгерцог, которому тогда было 16 лет, начал брать у композитора уроки игры на фортепиано. Несмотря на огромное различие в социальном положении, учитель и ученик испытывали искреннюю приязнь друг к другу. Являясь на уроки во дворец эрцгерцога, Бетховен должен был проходить мимо бесчисленных лакеев, называть своего ученика «ваше высочество» и бороться с его дилетантским отношением к музыке. И все это он проделывал с удивительным терпением, хотя никогда не стеснялся отменять уроки, если был занят сочинением. По заказу эрцгерцога созданы такие сочинения, как фортепианная соната Прощание , Тройной концерт, последний и самый грандиозный Пятый фортепианный концерт, Торжественная месса (Missa solemnis). Она первоначально предназначалась для церемонии возведения эрцгерцога в сан архиепископа Ольмюцкого, но не была закончена в срок. Эрцгерцог, князь Кинский и князь Лобковиц учредили нечто вроде стипендии для композитора, который прославил Вену, но не получал поддержки от городских властей, причем эрцгерцог оказался самым надежным из трех меценатов. Во время Венского конгресса в 1814 Бетховен извлек для себя немалую материальную пользу из общения с аристократией и любезно выслушивал комплименты – ему удалось хотя бы частично скрыть то презрение к придворному «блеску», которое он всегда испытывал.

Последние годы.

Материальное положение композитора заметно улучшилось. Издатели охотились за его партитурами и заказывали такие, например, сочинения, как большие фортепианные вариации на тему вальса Диабелли (1823). Его заботливые друзья, особенно глубоко преданный Бетховену А.Шиндлер, наблюдая беспорядочный и полный лишений образ жизни музыканта и слыша его жалобы на то, что его «обобрали» (Бетховен стал беспричинно подозрительным и был готов обвинить в самом худшем почти всех лиц из своего окружения), не могли понять, куда он девает деньги. Они не знали, что композитор откладывает их, но делает это не для себя. Когда в 1815 умер его брат Каспар, композитор стал одним из опекунов своего десятилетнего племянника Карла. Любовь Бетховена к мальчику, стремление обеспечить его будущее вступили в противоречие с недоверием, которое композитор испытывал к матери Карла; в результате он только постоянно ссорился с обоими, и эта ситуация окрасила трагическим светом последний период его жизни. В годы, когда Бетховен добивался полного опекунства, сочинял он мало.

Глухота Бетховена стала практически полной. К 1819 ему пришлось целиком перейти на общение с собеседниками с помощью грифельной доски или бумаги и карандаша (сохранились т.н. разговорные тетради Бетховена). Полностью погруженный в работу над такими сочинениями, как величественная Торжественная месса ре мажор (1818) или Девятая симфония, он вел себя странно, внушая тревогу посторонним людям: он «пел, завывал, топал ногами, и вообще казалось, что он ведет смертельную борьбу с невидимым противником» (Шиндлер). Гениальные последние квартеты, пять последних фортепианных сонат – грандиозные по масштабам, необычные по форме и стилю – казались многим современником произведениями сумасшедшего. И все-таки венские слушатели признавали благородство и величие бетховенской музыки, они чувствовали, что имеют дело с гением. В 1824 во время исполнения Девятой симфонии с ее хоровым финалом на текст оды Шиллера К Радости (An die Freude ) Бетховен стоял рядом с дирижером. Зал был покорен мощной кульминацией в конце симфонии, публика неистовствовала, но Бетховен не оборачивался. Пришлось одному из певцов взять его за рукав и повернуть лицом к слушателям, чтобы композитор поклонился.

Судьба других поздних произведений была более сложной. Прошло много лет после смерти Бетховена, и только тогда наиболее восприимчивые музыканты начали исполнять его последние квартеты (в том числе Большую фугу, ор. 33) и последние фортепианные сонаты, открывая людям эти высшие, прекраснейшие достижения Бетховена. Иногда поздний стиль Бетховена характеризуют как созерцательный, абстрактный, в ряде случаев пренебрегающий законами благозвучия; на самом деле эта музыка – неоскудевающий источник мощной и разумной духовной энергии.

Бетховен скончался в Вене 26 марта 1827 от воспаления легких, осложненного желтухой и водянкой.

Вклад Бетховена в мировую культуру.

Бетховен продолжил общую линию развития жанров симфонии, сонаты, квартета, намеченную его предшественниками. Однако его трактовка известных форм и жанров отличалась большой свободой; можно сказать, что Бетховен раздвинул их рамки во времени и в пространстве. Он не расширил сложившегося к его времени состава симфонического оркестра, но его партитуры требуют, во-первых, большего числа исполнителей в каждой партии, а во-вторых, невероятного в его эпоху исполнительского мастерства каждого оркестранта; кроме того, Бетховен очень чувствителен к индивидуальной выразительности каждого инструментального тембра. Фортепиано в его сочинениях – не близкий родственник изящного клавесина: используются весь расширенный диапазон инструмента, все его динамические возможности.

В областях мелодики, гармонии, ритма Бетховен нередко прибегает к приему внезапной смены, контраста. Одна из форм контраста – противопоставление решительных тем с четким ритмом и более лирических, плавно текущих разделов. Резкие диссонансы и неожиданные модуляции в далекие тональности – тоже важная черта бетховенской гармонии. Он расширил диапазон применяемых в музыке темпов и часто прибегал к драматичным, импульсивным сменам динамики. Иногда контраст выступает как проявление характерно бетховенского несколько грубоватого юмора – так бывает в его неистовых скерцо, которые в его симфониях и квартетах часто заменяют более степенный менуэт.

В отличие от своего предшественника Моцарта, Бетховен сочинял с трудом. Записные книжки Бетховена показывают, как постепенно, шаг за шагом из неуверенных набросков возникает грандиозная композиция, отмеченная убедительной логикой построения и редкой красотой. Только один пример: в первоначальном эскизе знаменитого «мотива судьбы», открывающего Пятую симфонию, он поручен флейте, а это значит, что тема имела совсем иной образный смысл. Мощный художественный интеллект позволяет композитору обратить недостаток в достоинство: моцартовской спонтанности, инстинктивному чувству совершенства Бетховен противопоставляет непревзойденную музыкально-драматургическую логику. Именно она – главный источник бетховенского величия, его несравненного умения организовать контрастные элементы в монолитное целое. Бетховен стирает традиционные цезуры между разделами формы, избегает симметрии, сливает части цикла, развивает протяженные построения из тематических и ритмических мотивов, на первый взгляд не содержащих в себе ничего интересного. Иначе говоря, Бетховен творит музыкальное пространство силой ума, собственной волей. Он предвосхищал и создавал те художественные направления, которые стали определяющими для музыкального искусства 19 в. И сегодня его произведения входят в число величайших, наиболее почитаемых творений человеческого гения.

Реферативнаяработа по музыкаведению выполнила Рогоза Юлия Андреевна.

Факультет: экономический.

Московский ЭкстерныйГуманитарный Университет.

Москва 1994г.

1) Во временаБетховена…

Прошло уже более 200 лет со дня рождения Людвига ванБетховена, но музыка его живет и волнует миллионы людей, как будто она написананашим современником.

Тот, кто хоть немного знаком с Бетховеном, не сможет неполюбить этого человека, эту героическую личность, не преклониться перед егожизненным подвигом. Между высокими идеалами, воспеваемые им в творчестве, и егожизнью не было разрыва. Жизнь Бетховена - пример мужества упорной борьбы спрепятствиями, несчастьями, которые оказались бы непреодолимыми для другого.Через всю жизнь он пронес идеалы своей молодости - идеалы свободы, равенства,братства.

«Творчество Бетховена открывает новый, ХIХ в. вмузыке, его мировоззрение сложилось под воздействием свободолюбивых идейВеликой французской революции, отзвуки которой проникают во многие произведениякомпозитора».

Опираясь на традиции предшественников, Бетховен значительнорасширяет горизонты музыки как искусства, насыщает ее невиданными доселеконтрастами, напряженным развитием, отразившим дух революционныхпреобразований. Человек республиканских взглядов, он утверждает достоинстваличности художника - творца.

Никогда не останавливаясь на достигнутом, стремясь в перед,к новым открытиям, Бетховен на много определил свое время. Его музыка была ибудет источником вдохновения для многих поколений.

В 1732году в небольшом германском городке Бонне поселилсядвадцатилетний певец Людвиг ван Бетховен (в переводе его фамилия означает" грядка с красной свеклой ") родом из почтенной семьи фломандскихбюргеров.

Бонн в середине ХVIII насчитывал всего 8 тысяч жителей. Этобыл красивый и приветливый городок, расположенный на берегу широкого северногоРейна.

Свою жену, добропорядочный горожанин Бетховен, поместил вмонастырь, т.к. она бросала тень на его доброе имя. Жена так и не вышла из стенмонастыря до самой смерти. Но не был счастлив Бетховен и в своих сыновьях.Пагубная страсть матери особенно сказалась на втором сыне, Иоганне. Нрав сынабыл легкомысленный, непостоянный, он быстро увлекался и так же быстро остывал.Казалось, что женитьба изменит Иоганна. В 28 лет он взял в жены 19-летнию вдовупридворного камердинера, дочь повара, Марию - Магдалину Кеверих. СтарыйБетховен был против этого брака, но потом Мария - Магдалина сумела расположитьк себе старика. Но вскоре, Мария - Магдалина заболевает туберкулезом, умираетчетверо ее детей. Потом умирает и сам Людвиг ван Бетховен. Сын пускает всенаследство отца по ветру.

Однако не на всех сказывалось зловещая наследственность. Иродился у Иоганна Бетховена и Марии - Магдалины сын. Отец не только не придалэтому событию особого значения, он даже не потрудился сохранить в памяти датурождения ребенка. Вероятно, именно по этому она не дошла до нас. Известно лишь,что " 17 декабря 1770 года в церкви святого Ремигия был крещен младенец,родившийся у Иоганна и марии - Магдалины Бетховен. Мальчика назвали Людвигом, ив месте с именем он унаследовал от деда несокрушимое здоровье и душевнуюкрепость. Ему суждено было прославить имя Бетховена в веках.

Появление мальчика не сколько не обрадовало отца, как,впрочем, за полтора года до этого его не сколько не опечалила смерть первенца.Дети мало занимали Иоганна. Не мудрено, что Иоганн не заметил, как Людвигвстал на ноги и подрос.

Музыкальные способности проявились у Людвига рано, и отецмечтал при помощи таланта сына поправить свои материальные дела. По всей Европегремело тогда имя Моцерта: каждый мог порассказать тогда немало историй огениальном ребенке, поражавшем своей игрой и композициями королей и музыкантов.Но если отец Моцарта, тоже музыкант, лелеял талант сына и развивал егопродуманными систематическими занятиями, то безалаберность Иоганна Бетховенапроявилась и в воспитании сына. Он задался целью во что бы то ни стало сделатьи Людвига виртуоза и заставлял его до бесконечности повторять скучныеупражнения, не редко доводя ребенка до слез. Отец был вспыльчив и груб, хотя илюбил ребенка на свой лад. А мать, которую Людвиг обожал, была лишенавозможности уделять ему время и внимание.

Людвиг очень быстро овладел нотной грамотой и свободноиграл с листа; почти одновременно у него проявился дар импровизатора. В 8 летон уже выступал в Кельне, а в 11 совершил первое заграничное турне, посетивРодину своих предков.

С учителем Бетховену долго не везло. За четыре года онсменил не менее 5 учителей, многие из которых совсем не заслуживали этогоимени. Друг старого Людвига, придворный органист Эден, некоторое время обучалБетховена игре на органе. Затем актер Пфейфер учил его играть на клавесине ифлейте. Пфейфер был другом отца юного композитора, был так же жесток как Иоганн.Вскоре он был изгнан из театра, что подтвердило его никчемность, какклавесиониста.

«На смену Пфейферу пришел монах Кох, под руководствомкоторого Бетховен достиг таких успехов в игре на органе, что мог заменитьсвоего учителя во время церковной службы.»Затем был еще один монах,Ханцман. И, наконец, скрипач Ровантини, научивший Людвига игре на скрипке иальте.

Много лет спустя, Людвиг жаловался своему ученику, что несмог получить в детстве настоящего музыкального образования.

Общее образование Бетховена было еще более отрывочным инесистематичным. Но не смотря на это, он упорно занимался изучением языков. Онзнал: французский, немецкий, греческий, итальянский, латынь.

Людвиг рос заброшенным ребенком. Трудные условия жизни,бедность сделали его взрослым рано, сформировали черты характера. У Бетховенабыло необычайно развито чувство собственного достоинства, независимости. Номальчик рос задумчивым и замкнутым.

Несмотря на скудное образование, Бетховен выработал хороший вкус и прекрасно разбирался в литературе. Любимым его чтением былаантичная литература. Наряду с античной Бетховен увлекался и английскойлитературой, его любимым автором и кумиром на протяжении всей его жизни былШекспир. Он так же любил и немецкую литературу, Гете, Шиллера.

В 11 лет у Людвига появился, наконец, настоящий наставник,который завершил его музыкальное образование и немало сделал для формированиявзглядов и вкусов. Это был Кристиан - Готлоб Нефе. Начав заниматься с Бетховеном,Нефе сразу же ввел его в театр. На боннской сцене ставились одновременно идраматические и оперные представления. Людвиг не только посещал спектакли,присутствовал на репитициях, но и разучивал партии с певцами. В 1782году, послесмерти Эдена, Нефе добился места придворного органиста в капелле курфюрста исделал Людвига своим помощником - кандидатом без оклада, ждущим освобожденияштатного места.

Бетховен упорно работал под руководством Нефе, нередкозаменял его за органом, поражая всех своими импровизациями. Нефе предсказывалБетховену великое будущее, говорил что тот станет вторым Моцертом. Благодарясвоему учителю Бетховен был знаком с творчеством великих пианистов мира, с ихмузыкой, их стилю.

В первых сочинениях юного Бетховена - вариацию на тему маршамалоизвестного композитора Дресслера и трех сонатах для клавесина, - естественно еще не проявляются свойственные ему черты, хотя жанры вариаций исонаты станут типичными для его творчества. Пока же Бетховен учится и терпеливождет места.

2) Юность.

Он получил его в 13 лет, после смерти старого курфюрста.Теперь Бетховен - придворный музыкант. Постепенно Бетховен завоевываетпризнание в Бонне - и не только как великолепный импровизатор - органист иклавесинист, но и как композитор. В 14 лет им уже написаны 3 квартета,фортепьянные пьесы, песни и даже задуман фортепьянный концерт. Его приглашаютвыступать в аристократические дома, там же он дает уроки музыки. Но теперь этоуже не удовлетворяет его. Бетховен мечтает учится у Моцерта. И, скопив и заняв денег,весной 1787 года отправляется в Вену.

Столица Австрии поразила 17-летнего провинциального юношуразмахом музыкальной жизни. В этом городе все пело.

Незадолго до приезда Бетховена в Вене были поставлены двеоперы Моцерта, однако композитор нашел время выслушать молодого Бетховена. Тотимпровизировал на заданную Моцертом тему. И Моцерт сказал: " Обратите нанего внимание, он всех заставит о себе говорить". Бетховену удалось взятьнесколько уроков у Моцерта, но внезапное известие о тяжелой болезни материзаставило его поспешно покинуть Вену.

Вернувшись в Бонн Бетховен застал мать при смерти. Мария - Магдалина умерла от чахотки на руках у сына, который хранил ее святой образ доконца жизни. Но горе, которое на него обрушилось подорвало его силы: он вскоре заболелтифом, осложнения после которого мучили его всю жизнь; затем пришла оспа. Ноэто не сломило Людвига, потеряв мать он стал главой семьи и занялся воспитаниембратьев. Отец к тому времени совсем спился, а через пять лет умер. Вдовапридворного архивариуса Елена фон Брейнинг заменила Людвигу мать, а дочь,15-Лорхен, которой Бетховен давал уроки на клавесине, первое робкое чувство вдушу 17-летнего юноши, бетховен посвятил ей свои ранние произведения.

Бетховен с первого взгляда привлек к себе внимание. У негохарактерная, зопоминающаяся внешность.Перенесенная в 17 лет оспа навсегдаоставила свои следы на лице и сделала Бетховена близоруким.

Осенью 1789 года Бетховен поступил в недавно открывшийсяБоннский университет на философский факультет.

В первых числа ноября 1792 года Бетховен на всегдапростился с родным городом. Последние, что он видел на родине, - величественныйРейн, тоска по которому не покидала его всю жизнь. На правом берегу Рейнапроисходило передвижение прусских и австрийских войск (война на Рейне междуфранцузами и немцами). Почтовая карета мчалась во весь дух, так как ипочтальону и пассажирам угрожали многочисленные опасности военного времени.Молодой боннский музыкант спешил в музыкальную столицу мира - навстречууспехам, славе, тяжелым страданиям и смерти в такой же бедной комнате, как ита, в которой он родился. Но за ее порогом Бетховена ждало бессмертие.

3) Встреча сВеной.

Бетховен прибыл в Вену для того, чтобы усовершенствоватьсяв своем искусстве у Гайдна. Начались уроки. Однако вскоре они стали тяготитьобоих. В 1793году с Иоганном Шенком. И они стали заниматься вдвоем, втайне отГайдна.

Гайдн и Бетховен принадлежали не только к разнымпоколениям, но и к разным эпохам. Их взгляды на жизнь и искусство формировалисьпо-разному. Бетховен многому научился у Гайдна, но пошел по другому пути,отражая в своем творчестве идеи и чувства бурного революционного времени.

После Гайдна учителем Бетховена около полутора лет былИоганн Альбрехтсбергер. Но оба так и не нашли взаимопонимания. Учитель считал,что Бетховен ничему не научился у него.

Последним и наиболее ценимым венским учителем Бетховена былАнтонио Сальери.

Но не только и не столько непосредственно учителя, скольковся музыкальная атмосфера Вены способствовала быстрому созреванию талантаБетховена.

а) Игра Бетховена.

Манера игры Бетховена резко противостояла распространенномустилю исполнительства того времени. Бетховен не владел той легкой,«жемчужной» техникой, которая была присуща лучшим исполнителям XVIIIвека. Он с презрением именовал ее танцем в воздухе и противопоставлял ейсвязанную игру легато, подчеркивая характер пения, при котором не должна бытьслышна перемена пальцев, ибо на рояле надо играть так, как будто ведут смычкомпо струнам.

Первое публичное выступление Бетховена в Вене состоялось 30 марта 1795 года. Это была благотворительная«академия» в пользу вдов и сирот музыкантов.

в) Бетховен - композитор.

Вскоре пришло признание Бетховена - композитора. В 1795году в Вене были изданы его первые фортепьянные сочинения - 3 фортепьянныхтрио. Успех был велик.

Молодой Бетховен верит в свою силу и свое предназначение.Его творчество развивается бурно и стремительно. За семь лет создано 15фортепьянных сонат, 10 циклов вариаций, 2 фортепьянных концерта. Среди первых сонатБетховена особую популярность завоевала восьмая.

14 соната (до - диез минор) вошла в историю музыки подназванием Лунной, названием случайным, далеко не передающим всей глубинысодержания Бетховенской музыки: поэт - романтик Рельштаб услышал в ее первойчасти музыкальное воплощение лунной ночи на швейцарском озере. Лунная сонатапосвящена графине Джульетте Гвичарди и связана с одним из романтическихэпизодов в жизни Бетховена. 1800 он знакомится с двоюродной сестрой Брунсвик - Джульеттой, на которой он надеялся женится. Но его надежды не оправдались. Вначале 1802 года соната с посвящением графине Гвичарди увидела свет. А годспустя Джульетта вышла замуж, за Роберта Галленберг. Все разочарованиебетховена, вся буря страстей, бушевавших в его душе, глубокие раздумья искорбное примирение нашли свое воплощение в другой замечательной сонате дляфортепьяно - Nо 17.

Дружба Бетховена с симейством Брунсвик продолжалась многиегоды. Францу Брунсвику он посвятил свою знаменитую сонату«Аппассионата» и фантазию для фортепьяно (соль - минор), Терези - сонату Nо 24, Жозефине - песню " К надежде".

Многие годы Бетховен помогал бедной вдове, воспитавшейчетырех детей, делился с ней своими переживаниями, посылал ей письма, которыесохранились до сих пор, но и этому браку не суждено было состоятся. Ради детейЖозефина вышла замуж за барона Штакельберга.

Слава Бетховена быстро росла, распространяясь за пределыАвстрии и Германии. Он много выступал, и его имя на афише всегда привлекаломногочисленную публику. 2 апреля 1800 года Бетховен объявил собственную«академию». Она продолжалась от половины седьмого до половиныодиннадцатого, она состояла из семи номеров, в один из номеров входила перваясимфония. «Академия» была признана...

И вдруг все рухнуло. Страшный недуг - глухота - порозилБетховена…

4) Героическиегоды.

Сколько не обращался Бетховен к врачам, сколько не лечилиего, но глухота прогрессировала. Первый ее заметил Рис, но сначала она не былазаметна другим, но в скоре это перестало быть тайной. 1814 - 1816 годах оноглох настолько, что уже не мог воспринимать речь.

Композитор был в ужасе… В порыве отчаянья он пишетпредсмертное письмо своим братьям, Бетховен хочет покончить с собой. К этомувремени он закончил свою вторую симфонию - одно из самых жизнерадостных своихпроизведений.

Но не успел он закончить свое завещание, как в его мозгуначал рождаться величественный замысел новой симфонии - симфонии не похожей нина одну из существовавших до сих пор. Первое открытое исполнение Третьейсимфонии состоялось 7 апреля 1805 года. Но симфонию не признали, она оказаласьтрудна для публики, но сам Бетховен до конца жизни любил ее больше всего. Егоочень огорчило непризнание симфонии, но еще большим ударом для него оказалосьразочарование в герое, которому он посвятил симфонию. После того, как пианистузнал о том, что Наполеон провозгласил себя императором, Людвиг назвал своюсимфонию " Героической ".

В 1804 году Бетховен создает еще две сонаты:«Аврора» и " Аппассионата".

Потом он долго не будет возвращаться к сонатам, но напишет4,5,6 сонаты. Все три сонаты возникли одна за другой. Одна - суровая игероическая; вторая и третья - светлые и радостные. Настроение Четвертой иШестой симфоний во многом сходны и перекликаются с сонатой " Аврора".В них свет, радость, преклонение перед природой, растворение в ней, стольхарактерное для Бетховена.

А какое мужество звучит в Пятой симфонии! В ней словносконцентрирована судьба самого Бетховена и судьба его поколения - героическомупоколению на долю, которого выпали великие испытания. Здесь наиболее доступно,в простой и ясной форме воплощена основная идея творчества Бетховена: «Отмрака к свету, через борьбу к победе».

Героические образы воплощены во многих увертюрах Бетховена.Это увертюры: к трагедии Коллина «Кориолан»; к трагедии Гете«Эгмонд»; " Леонора" и т.д.

В 1804 году Бетховен получил заказ Венского театра на оперу «Супружеская любовь или Леонора». Но опера не получила признания т.к. в это время в Вену вступили наполеоновские войска и Венаопустела, жители покинули ее.

В 1806 году огорченный, но не сломленный провалом оперыБетховен написал скрипичный концерт, Четвертый фортепьянный концерт, 32вариации для фортепьяно.

Прошло 7 лет. Бетховен неожиданно стал модным композитором.Шумную, но не долговечную славу принесло ему произведение случайное,недостойное имени Бетховена - «Битва при Виттории». Оно имелограндиозный успех, на концертах присутствовали европейские знаменитости, ноникто из слушателей не понимал по настоящему Бетховенскую музыку.

Неожиданный успех сыграл важную роль в возрождениибетховенской оперы. В третий раз переделанная «Фиделио» (второеназвание оперы) имела огромный успех, зал был полон. В Вене опера прошла 22раза, затем она была поставлена в Праге, в Париже, в Берлине. «Фиделио»- необычная опера. Ясно чувствуется, что она написана великим симфонистом,впервые обратившемся к оперному театру. Вначале перед зрителем раскрывается всятрагедия пьесы; и конец - неудержимая бурная радость, ликование народа в мощномгероическом хоре.

После этой Бетховен опер больше не писал, хотя у него былоочень много набросков. Он говорил, что для того, что бы писать оперы нуженподходящий текст, что то, что будет волновать и вдохновлять, а таких текстов унего не было.

5) Бетховен иГете.

Лето 1811 - 1812 года Бетховен провел в теплице. Здесь ончувствовал себя одиноким т.к. по политическим событиям людей здесь было мало.Но вот, в числе других правителей Германии, на конгресс прибыл великий герцогВеймарский со своим министром, тайным советником Иоганном - Вольфганом фонГете. Осуществилась мечта Бетховена он встретился со своим кумиром, величайшимпоэтом современности. Композитор знал его с детства, преклонялся перед ним,часто писал музыку на стихи Гете. Работая над своими симфониями он обращался кпоэзии Гете.

И вот через Беттину Брентано состоялась встреча двухгениев. Гете был покорен Бетховеным. На следующий день два человека вместисовершили прогулку, И все последующие дни общались. Но эта встреча дляБетховена оказалась печальной. К сожалению эта так долго ожидаемая встреча спочитаемым поэтом глубоко разочаровала Бетховена. Он открыто говорил об этом, идаже посмеивался над ним. Бетховен говорил о Гете: " Я думал встретитьцаря поэтов, а встретил поэта царей". Гете оказался обычным придворным, емуоказывали знаки внимания королевские особы и это оказали слое внимание напоэта. Но Бетховен, ток едко издевавшийся над Гете во время их единственнойвстречи, вскоре забыл и о своих насмешках, и о слабостях великого человека. Впоследнем письме к Гете он вспоминал о счастливых часах, прожитых рядом с ним,писал о своем почтении, любви и великом уважении…

6) Разочарованияи поиски.

Начиная с 1812 года творчество Бетховена становится всеменее интенсивным. В 1812 году он заканчивает 2 симфонии - Седьмую в мае и Восьмуюв октябре - и затем на протяжении 10 лет не обращается к своему излюбленномужанру, который в предыдущее десятилетие занимал все его мысли.

Седьмая и Восьмая симфонии значительно отличаются от своихпредшественниц. В них господствует веселье, юмор, танцевальная стихия. Пословам Роллана, это " произведения, в которых Бетховен, быть может, болеечем где - либо показал себя в откровенном виде...". Гете и Цильтера,говорили, что это симфонии, написанные пьяницей. И действительно - они сочиненыпьяным человеком, но опьяненным силой и гением. Чайковский любил Седьмуюсимфонию больше всех других симфоний написанных Бетховеным. И действительноСедьмая симфония сразу имела успех. Восьмая симфония, кажется данью Бетховенаушедшему XVIII веку - он словно вспоминает своего учителя, «папашуГайдна».

Возможно, что эти радостные, полные жизни, юмора и светапроизведения вдохновлены нежным чувством Бетховена к берлинской певице АмалииЗебальд, с которой он встречается в Теплице в 1811 - 1812 годах. Ей было 25лет, и она пленяла своим голосом, ей он посвящает свои письма.

В 1816 году Бетховен пишет цикл из 6 песен на слававенского журналиста.

И вообще в эти годы он особенно много внимания уделяетпесням, особенно народным. Им написано и обработано множество песен в том числеи русских, украинских и т.д.

Но к излюбленным жанрам в эти года Бетховен почти невозвращался. Была написана лишь одна фортепьянная соната. Он словно размышлял,подводил итоги, оглядываясь на пройденный путь.

Фортепьянная соната. Ее классическую форму создал Гайдн иразвил Моцерт. Бетховен в первых своих сонатах исходил из их достижений, хотясразу же заявил о себе новыми темами и образами.

Жизнь Бетховена текла все более уединенно и тихо.Посетителей поражало его убогое заброшенное жилище. В эти годы заметносократилось не только творчество, но и исполнительство Бетховена. В 1814 годуон в последний раз выступил перед публикой как пианист. Потом дошло до того,что стало невозможным работать под его руководством, он постоянно сбивался, нони у кого не хватало духу сказать об этом Бетховену. Когда он все же об этомузнал, он впал в глубокое отчаянье. Он был поражен в самое сердце и до концажизни жил под впечатлением этого ужаса…

К новымберегам…

В последнее десятилетие в творчестве Бетховена усиливаютсяновые черты. После длительного перерыва он вновь возвращается к своимизлюбленным жанрам и на протяжении десяти лет создает пять грандиозных сонатдля фортепьяно и пять величественных струнных квартетов.

Ни одна из последних сонат не похожа на другую, и все онизначительно отличаются от сонат, написанных в «героические годы».Здесь много интимных страниц, тончайших душевных переживаний и наряду с этим - глубокой философской лирики, сложной напряженной работы мысли. Сонаты богатыконтрастными образами, нов каждой побеждает просветленное начало, человеческийдух торжествует над скорбью; не случайно и 5 сонат 4 написаны в мажорныхтональностях.

Соната 28-я полна мечтательности; 29-ая самаямонументальная из фортепьянных произведений; 30-ая лирическая, интимная, в нейнежность и мечтательность внезапно сменяются тревожными порывами, чтобызавершится светлой поэзией вариаций; вершиной лирических сонат Бетховенаявляется 31-я соната - свобода, с которой вторгаются и смешиваются контрастныеобразы, поразительна; героическая соната 32-я подводит итог всему сонатномутворчеству композитора и прокладывает пути в сонатам романтиков.

Мир образов, воплощенных в сонатах, находит продолжение в 5квартетах, тут сосредоточены самые глубокие раздумья Бетховена о жизни исмерти, радостях и страданиях, о человеке и его назначении в мире.

Наряду с произведениями возвышенными, философскими,Бетховен в последнее десятилетие создает и пьесы, полные юмора и легкости, вкоторых он словно отдыхает и развлекается.

Величайшем произведением Бетховена, венчающим его 25 - летний путь симфониста, стала Девятая симфония. Она не похожа ни на одну изсимфоний, созданных до тех пор. В ней он хоте воспеть богатство миллионов,братство всех людей мира, объединенных в едином порыве радости и свободы.Замысел Девятой симфонии Бетховен вынашивал долго. На протяжении всей своейжизни он читал и перечитывал Шиллера. Продумывал разные способы выраженияШиллера в музыке. Бетховен настаивал на том, что бы в симфонию были вставленыслова, хотя его современники были против этого.

Первое исполнение Девятой симфонии в Вене 7 мая 1824 годапревратилось в величайший триумф композитора. У входа в зал произошла драка из- за билетов - так велико было количество желающих попасть на концерт. В концеодна из певиц взяла Бетховена за руку и вывела на сцену, чтобы он мог увидетьпереполненный зал, все аплодировали, подкидывали шапки. Однако, доход былничтожным, ни один из приглашенных из королевской семьи и придворных не почтилкомпозитора своим присутствием.

Признание гения Бетховена в последнее десятилетие его жизнибыло всеевропейским. В Англии его портрет можно было увидеть на каждом углу,музыкальная академия сделала его своим почетным членом, многие композиторымечтали встретится с ним, перед ним приклонялись Шуберт, Вебер, Россини.Бетховен так же пророчил будущее таким людям как Лист.

Но не смотря на громкую славу нужда упорно преследовалаБетховена. Сочинения приносили мало дохода, а пенсия выделенная ему богатымивельможами выплачивалась не аккуратно. К концу жизни видеть Бетховена былоневыносимо, грусть и печаль исказили его лицо, кроткие глаза вызывали жалость.Он меняет квартиру на долее дешевую, где и мебели нет, но весят там портретыпрадеда Людвига, и Терезы Брунсвик, и миниатюра Джульетты Гвичарди; и лежитписьмо к бессмертной возлюбленной; и стоит там два рояля.

Жизнь Бетховена омрачают не только бедность и болезни, но итягостное отношение с родными. Карл унаследовал от отца буйный нрав изаносчивость, он распродавал произведения Бетховена, выдавая их за свои. Но из- за болезни Людвиг простил ему все и помогал всячески, но в 1815году братумирает из-за туберкулеза. Бетховен стал опекуном сына умершего, которого оченьлюбил. но и это приносило композитору одни огорчения, сначала он несколько лет судилсяс матерью мальчика за право опекунства, а потом пришлось воспитать человекаодаренного, но испорченного до мозга костей. Но не лучше были и отношения упианиста с братом Иоганном, взаимоотношения у которых не сложились.

Находясь в гостях у брата в его имении, Бетховенпростудился, он долго проболел, а после этого у него началась водянка, емупришлось сделать 4 операции.

23 марта 1827 года состоялся консилиум врачей, послекоторого Бетховен в своей излюбленной язвительно - насмешливой манере произнеспо - латыни: «Рукоплещите, друзья, комедия окончена». На следующийдень от майнцских издателей пришло золотистое старое вино, напоенное ароматамродной рейнской земли. Бетховен взглянул и сказал: " Жаль!.. Слишкомпоздно".

2 дня продолжалась мучительная агония. Но 26 марта 1827года в тяжелый мрачный день в пять часов дня Людвиг ван Бетховен скончался.

Похороны состоялись 29 марта. Огромные толпы народусобралось для прощания с великим человеком, ни один император не хоронился стаким почтением...

Вскоре его имущество было распродано. Вена хотела почтитьпамять Бетховена большим концертом, но сначала его перенесли на другое время, апотом и вообще забыли о нем. Было открыто два памятника: один - на его могиле,а другой - в Гейлигенштадте. Но не эти памятники заставляют людей всего миравспоминать на протяжении полутра веков о Бетховене. Бессмертным его сделаламузыка…

Списоклитературы

1) Кенигсберг А. Людвиг ван Бетховен // Краткий очерк жизнии творчества., - стр. 21.

2) Кремнев Б. Бетховен // Жизнь замечательных людей. - выпуск 12, - М., 1961г., стр. 45.

3) Альшванг А. Людвиг ван Бетховен // очерк жизни итворчества. - М., 1966г., стр. 13.

Для подготовки данной работы были использованы материалы ссайта www.refcentr.ru/

Прошло более двухсот лет с того момента, как произведения Бетховена впервые услышала венская публика. Но музыка великого композитора и сегодня волнует миллионы людей по всему миру.

Детство

Людвиг ван Бетховен, музыкальные произведения которого вошли в золотую коллекцию мировой классики, родился в городе Бонне, в семье тенора придворной капеллы. Отец композитора мечтал о том, что сын станет когда-нибудь вторым Моцартом. А потому под его руководством с ранних лет обучался игре на фортепиано Людвиг ван Бетховен. Музыкальные произведения юный пианист штудировал с невероятным усердием. Однако вундеркиндом юный Бетховен, подобно Моцарту, не стал.

Отец был груб и вспыльчив. Возможно, именно поэтому юный музыкант не сразу проявил свой талант. Уроки капельмейстера Нефе, к которому Людвиг пошел в ученики, оказались значительно эффективнее, нежели экзерсисы, навязанные отцом.

Начало творчества

Бетховену было всего пятнадцать лет, когда ему доверили должность органиста капеллы. А спустя семь лет он уехал по распоряжению одного из своих наставников в Вену, дабы продолжить обучение музыке. Там он брал уроки у Гайдна и Сальери.

Наиболее значительные музыкальные произведения Бетховена восьмидесятых годов восемнадцатого столетия:

  1. «Патетическая соната».
  2. «Лунная соната».
  3. «Крейцерова соната».
  4. Опера «Фиделио».

Наиболее ранние музыкальные произведения Бетховена не были напечатаны. Но до наших дней сохранились детские сонаты и песня «Сурок».

Возвращение в Бонн

Однажды произведения Бетховена услышал Моцарт. Великий композитор, согласно воспоминаниям современников, сказал: «Этот музыкант заставит о себе говорить!» Пророчество Моцарта сбылось. Но позже. Спустя недолгое время после того, как Бетховен прибыл в Вену, заболела его мать. Молодой композитор вынужден был вернуться в родной город.

После смерти матери все заботы о семье легли на плечи молодого Людвига. Для того чтобы прокормить младших братьев, он устроился в оркестр в качестве альтиста. Произведения Бетховена однажды услышал Гайдн, возвращавшийся из Англии и остановившийся проездом в Бонне. Этот музыкант также был восхищен сочинениями юного Бетховена. В 1792 году Людвиг уехал снова в Вену, где на этот раз прожил более десяти лет.

Уроки Гайдна

Австрийский композитор стал учителем Бетховена. Однако уроки его, по мнению Людвига, не принесли никакой пользы. Произведения Бетховена показались его учителю странными и мрачноватыми. Вскоре Людвиг перестал брать уроки у Гайдна и перешел в ученики к Сальери.

Стиль

Произведения Людвига Бетховена существенно отличались от сочинений современных ему композиторов. Он использовал верхние и нижние регистры, педаль. Его стиль отличался от стилей других сочинителей. Во второй половине восемнадцатого века популярностью пользовались изысканно-кружевные произведения для клавесина.

Кроме того, Людвиг ван Бетховен, произведения которого современникам казались чересчур экстравагантными, и сам был человеком необычным. Прежде всего, он выделялся своим внешним видом. Непризнанный гений нередко появлялся на публике непричесанным, небрежно одетым. В разговоре он часто был чрезвычайно резок.

Однажды во время выступления один из присутствующих в зале имел неосторожность заговорить со своей дамой. Бетховен отменил концерт. Никакие извинения и просьбы не смягчили сердце пианиста. Но несмотря на гордый и непоколебимый нрав, согласно воспоминаниям современников, он был человеком чрезвычайно добрым и отзывчивым.

Потеря слуха

Произведения Людвига Бетховена стали пользоваться широкой популярностью в девяностые годы. За десять лет пребывания в Вене он написал три концерта для фортепиано и около двадцати сонат. Его сочинения хорошо издавались, пользовались успехом. Но в 1796 году начала развиваться болезнь, которая привела к полной глухоте.

Из-за недуга Бетховен редко стал выходить из дома. Он стал замкнут и угрюм. Удивительно, но его лучшие произведения были созданы именно тогда, когда он лишился слуха. Сочинения последних лет - «Торжественная месса», Симфония №9. Последнее было исполнено в 1824 году. Бетховену публика устроила овацию, которая продолжалась так долго, что полиции пришлось усмирять поклонников фортепианной игры.

Последние годы

После поражения Наполеона в Австрии был введен комендантский час. Правительством была наложена цензура на все сферы деятельности. Свободомыслие жестоко наказывалось. Бетховен даже в молодые годы отличался независимыми суждениями. Однажды, прогуливаясь с Гете, он встретил императора Франца со своей свитой. Поэт почтительно поклонился. Бетховен же прошел сквозь придворных, слегка приподняв шляпу. Эта история произошла тогда, когда композитор был еще молод. В последние же годы жизни, когда на каждом шагу встречались шпионы и тайные агенты, Бетховен и вовсе стал несдержанным в выражениях. Но авторитет его был столь велик, что органы власти сквозь пальцы смотрели на весьма жесткие суждения.

Несмотря на глухоту, композитор был в курсе всех музыкальных и политических новостей. Он просматривал партитуры Шуберта и Россини. В эти годы Бетховен познакомился с Вебером - автором опер «Эврианта», «Волшебный стрелок».

В 1926 году здоровье композитора резко ухудшилось. У него начала развиваться болезнь печени. В марте 1927 года Людвиг ван Бетховен умер. На похоронах автора «Лунной сонаты» и других великих произведений присутствовало около двадцати тысяч человек.

Бетховен написал девять симфоний, восемь симфонических увертюр и пять концертов для фортепиано. Кроме этого, он является автором нескольких десятков сонат и других музыкальных произведений. Множество памятников по всему миру воздвигнуто Людвигу ван Бетховену. Первый из них - на родине одного из величайших композиторов, в Бонне.