Псалтирь. Псалом этот поется от лица человека, совершенного по Богу Псалом 16 для чего читают

Православный псалом 16, как и несколько предшествующих ему псалмов, был написан Давидом в период серьезных испытаний, связанных с гонениями царя Саула. Об этом свидетельствует и предполагаемое время написания псалма, и общее настроение этой древней песни.

Текст христианского 16 псалма – обращение Давида к Богу, в котором он сетует на свое тяжелое положение и призывает Господа внять его молитве, защитив его от лживых и злых людей. В псалмопевец особенный акцент делает на собственную искренность, чистоту и непогрешимость – подобное самоопределение характерно для периода Сауловых гонений, что лишний раз подтверждает время написания 16 псалма.

В тексте песни 16 псалма присутствует жалоба на злобу и нечестие его преследователя, не желающего смириться с Божьей волей и уступить свой трон Давиду, как указанному Богом преемнику. Особой своей заслугой автор псалма считает смирение, благодаря которому он не собрал армию, чтобы сместить Саула с трона, а терпеливо ожидает, когда же Господь Сам разрешит ситуацию наилучшим образом. Слушать и читать 16 псалом следует трижды в день на протяжении трех дней, чтобы избавиться от клеветы.

Слушать на видео православную молитву псалом 16 на русском языке

Читать текст молитвы Давида псалом 16 на русском языке

Услышь, Господи, правду мою, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых. От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту. Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои. В делах человеческих, по слову , я охранял себя от путей притеснителя. Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои. К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои. Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих на Тебя от противящихся деснице Твоей. Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня от лица нечестивых, нападающих на меня, — от врагов души моей, окружающих меня: они заключились в туке своем, надменно говорят устами своими. На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю; они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных. Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим, от людей — рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим. А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.

Псалтырь, текст псалом 16 на церковно славянском языке

Услыши, Господи, правду мою, вонми моленiю моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых. От лица твоего судба моя изыдет; oчи мои да видита правоты. Искусил eси сердце мое, посетил eси нощiю; искусил мя eси, и не обретеся во мне неправда. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен твоих аз сохраних пути жестоки. Соверши стопы моя во стезях твоих, да не подвижутся стопы моя. Аз воззвах, яко услышал мя eси, Боже; приклони ухо твое мне и услыши глаголы моя. Удиви млти твоя, спасаяй уповающыя на тя от противящихся деснице твоей; сохрани мя, Господи, яко зеницу oка; в крове крилу твоeю покрыеши мя от лица нечестивых обидящих мя; врази мои душу мою одержаша тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню. Изгонящiи мя ныне обыдоша мя, oчи свои возложиша уклонити на землю. Обяша мя яко лев готов на лов и яко скимен обитаяй в тайных. Воскресни, Господи, предвари я и запни им; избави душу мою от нечестиваго, oружiе твое от враг руки твоея, Господи, от малых от земли; раздели я в животе их, и сокровенных твоих исполнися чрево их; насытишася сынов, и оставиша останки младенцeм своим. Аз же правдою явлюся лицу твоему, насыщуся, внегда явитимися славе твоей

16:1,2 Молитва Давида. Услышь, Господи, правду, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.
Давид понимает, что из уст лживых Бог молитву не принимает, поэтому он старается жить праведно. Давид подходил к Богу с чистым сердцем, не лукавил и не пытался себя оправдать, но в подходе был честен. И если ему показывали неправоту его, то он признавал её и старался исправить потому, что для него желание стать похожим на Отца и мнение Бога о нём - было важнее всего.

16:3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои.
Давид уверен, что Бог даже в ночное время ничего за ним преступного не найдёт, если проверить пожелает: мысли Давида чисты, и на ложе сна он борется мысленно со злодеяниями, и когда спит – бодрствует разумом своим. Каковы его мысли о праведности, так же о ней и уста Давида говорят.

16:4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя
И в дневные часы Давид не имел общих дел с нечестивцами, ибо слушается наставлений Бога своего. Давид черпал мудрость не из человеческих источников, а из уст Божьих. Он старался не притеснять никого потому, что понимал отношение Бога к притеснителям.

16:5-9
Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.
6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.
7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих [на Тебя] от противящихся деснице Твоей.
8 Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня
9 от лица нечестивых, нападающих на меня, - от врагов души моей, окружающих меня:

Основное желание Давида, чтобы не свернуть ему с Божьего пути – «налево» в то время, когда идти надо прямо, ибо очи Господа обозревают, а тени крыл укрывают - только идущих по Его пути, чтобы помочь им в случае необходимости.

А если свернуть, то ВНЕ зоны Божьей наблюдательности окажешься, и Бог не поможет, и нечестивые возьмут верх. Давид это положение вещей понимал.

16:10,11 они заключились в туке своем, надменно говорят устами своими.
11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить [меня] на землю;
Нечестивые покрыты духовным «слоем жира», потому так трудно достучаться до их сердец и умов Богу и Божьим служителям. Потому и не боятся они ударов жизни – не прочувствуют, как тюлени.

16:12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.
Охота на праведников и их поедание - вот интерес в жизни нечестивых

16:13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,
Понятно, что такое положение вещей не может нравиться Давиду, но он понимает, что только Бог может решить эту проблему ожирения всех, потому и просит Его защитить от мирских людей.

16:14 от людей - рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в [этой] жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.
Здесь интересно сказано о людях мира сего, о мирских: ИХ УДЕЛ – заботиться о своём благополучии в этой жизни, независимо от того, каким путём они это делают.В системе века сего нечестивого – они царствуют, хозяйничают (царствовать – не в прямом смысле царями быть, а жить по-царски на земле, хорошо, то есть)
Ну и пусть поживут хоть в этом веке комфортно, от рук дел Божьих для земли – насытятся, не отбирать же у них блага земли. Не жалко, пущай пользуются. Так вот, у них, как правило, и достаток во всём, и дети их сыты, и проблем – никаких: защитная жировая оболочка оберегает. Так уж вышло, что чей век, те и процветают в нём: в веке нечестия – нечестивые на высоте, в веке праведности Божьей – праведник возвысится. Только век царствования и процветания нечестивого – короток. У праведника – вечность впереди, не один «трон» царствующим в вечности - сменить придётся.

16:15 А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.
Кто - что, а Давид для себя выбрал ходить в чистоте сердца и непорочности пред лицом Божиим и идти по жизни путём праведным. А чем это для него обернётся – неважно, он готов потерпеть длину жизни смертного человека в этом веке, чтобы потом - в вечности быть счастливым сыном Божьим.

Пс. 16 В этом псалме, как и в предыдущем, Давид говорит о своем уповании на Господа, у Которого он просит защиты от преследующих его по ложным обвинениям врагов и перед Которым утверждает свою невиновность во вменяемых ему преступлениях. Молитва. Стоящее в заголовке слово показывает, что псалмы - это не только еврейские песнопения ветхозаветной эпохи, но и образцы для молитв современным христианам.

16:1 Услышь, Господи, правду. Этими словами, как и вообще данным псалмом, псалмопевец настаивает на своей невиновности и правоте. Однако это отнюдь не означает, что он считает себя безгрешным: он не виновен в преступлениях, в которых его обвиняют враги.

16:2 От Твоего лица суд мне да изыдет. Только Богу псалмопевец доверяет рассудить, прав он или виноват.

16:3 Ты испытал сердце мое. Сердце - потаенное средоточие человеческого существа. Бог вездесущ и потому легко читает в человеческих сердцах. Псалмопевец уверен: увидев, что у него на сердце, Бог сочтет его невиновным во вменяемых ему врагами преступлениях.

16:4 по слову уст Твоих. Т.е. по Божией воле, раскрытой в данном Им Израилю

16:5 на путях Твоих. Эти "пути", на которые вступает тот, кто во всем следует слову Божиему, противопоставлены "путям притеснителя" из предыдущего стиха.

16:7 дивную милость. См. ком. к Пс. 6,5.

Спаситель уповающих. Псалмопевцу известно представление о Боге как о Спасителе, ибо за многовековую историю Израиля Он неоднократно спасал Свой народ в самых тяжелых обстоятельствах. Ярчайшим в ВЗ проявлением спасительной Божией любви является исход избранного народа из Египта.

16:8 как зеницу ока. Т.е., как зрачок.

16:10 заключились в туке своем. Возможно и другое прочтение этого места: "зачерствели сердцами".

16:13 Восстань, Господи. Ср. Пс. 3,8; 7,7 и ком.

16:14 которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих. Это место весьма трудное для перевода, и поэтому в различных вариантах оно звучит по-разному. Общий же смысл его более или менее ясен: Бог открывает праведным Свое слово, которое является сокровищем.

16:15 в правде буду взирать на лице Твое. Неправедный не может взирать на Бога.

. Услыши, Господи, правду мою.

Слова эти исполнены великой уверенности. Упоминает же здесь Псалмопевец о правде не в похвалу себе, и не потому что выдает себя за праведника, но как бы так говорит: поелику справедливо прошу Твоей помощи, и желаю избавиться от того, что терплю несправедливо, без причины гонимый Саулом, то услыши и исполни мое прошение.

Внуши молитву мою не во устнах льстивых ,

– потому что Бог внемлет молитве не льстивых уст, но языка чистого и привыкшего поучаться в словесах Божиих.

. От лица Твоего судьба моя изыдет.

Ясно молится о том, чтобы Единородный был ему судиею.

Очи мои да видита правоты .

Просить у Сына праведного суда, каким судил нас.

. Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию: искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда .

Неправдою божественному Писанию обычно называть хулу на Бога. Ибо сказано: «неправду в высоту глаголаша» ().

. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих.

Учит остерегаться и того, чтобы не говорить ничего смертного и человеческого.

За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки .

По заповедям Твоим вступил я во врата узкие и тесные.

. Соверши стопы мои во стезях Твоих.

Слово это учит не полагаться на самих себя, но утверждаться в Боге. «Стез и» же Господни суть соблюдение заповедей.

. Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже.

Сказано: «услышал еси» – вместо: «услышишь». Не напрасно же воззвал я к Тебе, но опытом изведав Твое человеколюбие; потому что нередко услышан был Тобою, призывая Тебя. «Воззвание» же есть мысль устремленная к Богу.

Приклони ухо Твое мне .

Бог весь есть ухо, потому что все слышит.

. Тук свой затвориша.

Словом "тук" (церковносл. ) – жир.Редакция «Азбуки Веры» означает весьма великое благоденствие врагов.

. Очи свои возложиша уклонити на землю.

У них, говорит, одна была цель, чтобы привлечь, как ни есть, к земле и склонить к плотскому мудрованию.

. Оружие Твое от враг рук Твоих.

Душа праведника, особливо такого, который привлекает грешников от нечестия к богочестию, есть как бы меч изощренный против духов злобы. Сей-то меч, который сам Ты Владыка изощрил на врагов Твоих, «избави... от враг руки́ Твоея́» (). Кто же суть враги руки Божией, как не противящиеся вере в Единородного Божия, Который есть и рука Божия?

. Господи, от малых от земли раздели я.

Молится, чтобы нечестивые отлучены и как бы отделены были от малых. Кто же суть «малые» сии, как не те, о которых сказано: «мнози... суть звани, мало же избранных» ()?

И сокровенных Твоих исполнися чрево их .

Они, говорит, насладились всем досточестным; а потому, дошли до такого презорства, что беззаконнуют. Слова же: «сокровенных Твоих» – означают: теми наказаниями тайными, о которых имеешь Ты ведение и которых я не знаю, исполни чрева их или, говоря точные, их самих.

Насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим .

Исполнились они всякого беззакония и передали его детям, даже оставили младенцам сынов своих, то есть, внукам.

. Аз же правдою явлюся лицу Твоему.

Не уподоблюсь им, и не буду насыщаться, чем насытились они, но делами праведными исполнюсь Твоей славы.

В те времена, когда на престоле Израиля еще сидел Саул и искал его смерти. Те песни отличаются отчаянием, которое просматривается сквозь строки, ведь против псалмопевца тогда ополчились все сторонники и приближенные Саула и найти помощь можно было только в Господе.

Монастырская лавка. ВЫБЕРИТЕ освященный подарок для души

СКИДКИ до конца недели

История написания

Надписание текста свидетельствует о том, что псалом был написан рукой самого Давида, это подтверждает оригинал на иврите и греческий перевод Псалтыря.

Другие псалмы царя Давида:

В псалме 16 Давид надеется на то, что Господь услышит его и будет справедлив

Большое количество песен этого периода позволяет сделать вывод, что гонения имели продолжительный характер - Саул не желал отступать и преследовал своего слугу долго и упорно.

Толкование псалма

Единственной своей защитой псалмопевец считает Господа, которого и призывает выступить в его защиту и рассудить. Каждый стих псалма - это обращение к Всевышнему:


Важно! Весь псалом - это ярко выраженная надежда псалмопевца на Бога. Он понимает, что только Всевышний может избавить его от бед и преследований, даровать жизнь тихую и безмятежную.

Правила чтения

Читая в храме псалом на церковнославянском языке, христианин должен понимать, что это прекрасная молитва:

Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых. От лица Твоего судьба моя изыдет, очи мои да видита правоты. Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию, искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки. Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя. Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже, приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя. Удиви милости Твоя, спасаяй уповающыя на Тя от противящихся деснице Твоей. Сохрани мя, Господи, яко зеницу ока, в крове крилу Твоею покрыеши мя. От лица нечестивых, острастших мя, врази мои душу мою одержаша. Тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню. Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи Свои возложиша уклонити на землю. Объяша мя яко лев готов на лов, и яко скимен обитаяй в тайных. Воскресни, Господи, предвари я, и запни им, избави душу мою от нечестиваго, оружие Твое от враг руки Твоея. Господи, от малых от земли раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их, насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим. Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей.

Вначале следует проанализировать свою жизнь, ведь Давид подтверждает, что вел праведный образ жизни и не держал зло на своего врага. Он полностью отрицает свою вину, потому что уверен, жил праведно и исполнял закон Божий. Затем он призывает следить читателей за своими словами и жизнями, не давая греху места. Далее он излагает свою проблему - преследование врагами и только потом просит Бога помочь.