Мифология Древнего Рима. Кратко. Античная мифология Отличительные черты религии древнего Рима

В середине III в. до н. э., когда у греков их классическая литература была позади, а эллинистическая уже успела достигнуть наивысшего расцвета, в западной части Средиземноморья, в Италии, начинает развиваться вторая литература античного общества - римская. Рим, центральная община племени латинов, возглавившая объединение Италии, создает свою литературу, параллельную греческой, и создает ее на своем, латинском языке.

Историческое значение этого варианта, место римской литературы в истории литератур Европы, определяется исторической! ролью Рима в культурном" развитии европейского Запада. Римская литература служила передаточным звеном между литературами греческой и западноевропейской. Формирующая роль античности для западноевропейской литературы основывалась вплоть до XVIII в. на воздействии римского, а не греческого варианта. И в эпоху Возрождения и в XVII - XVIII вв. греческая литература воспринималась в Европе сквозь призму Рима. Античная струя в трагедии европейского «классицизма» исходила в гораздо большей мере от римского драматурга Сенеки, чем от Эсхила, Софокла и Эврипида; европейский; эпос этого времени был ориентирован на «Энеиду» Вергилия, а не на гомеровские поэмы. Только буржуазный «неогуманизм» XVIII в. (стр. 7) принес с собой новую ориентировку, обращенную на этот раз уже непосредственно к греческой литературе. Перемена ориентировки привела к тому, что в XIX в. римскую литературу стали недооценивать, рассматривать как чисто подражательную. Значение ее стали сводить к одной лишь «посреднической» роли, обусловленной будто бы только тем обстоятельством, что латинский язык был более распространен в Западной Европе, чем греческий. Эта точка зрения совершенно неправильна. Действительно, в первую половину Средних веков и во времена раннего итальянского Возрождения греческий язык был в Западной Европе почти неизвестен, между тем как латинский знали повсеместно. Но период наибольшего воздействия античной литературы на европейскую наступает с XV - XVI вв., когда греческий язык в Европе уже знали. И если. Европа обращается теперь к античной литературе в ее римском варианте, то происходит это не в силу незнакомства с греческим языком, а потому, что римский вариант более соответствовал художественному вкусу этого времени и его литературным потребностям. Теоретики европейского классицизма XVI - XVII вв., занимаясь сравнительной оценкой обеих античных литератур, всегда приходят к выводу о «превосходстве» римлян. Очень показательна в этом отношении «Поэтика» Юлия Цезаря Скалигера (1484 - 1558), один из самых влиятельных в это время трактатов по теории литературы. Скалигер, после детального сопоставления гомеровского эпоса с «Энеидой» Вергилия, отдает предпочтение «Энеиде». Такого рода суждения, при всей их исторической ограниченности вкусами определенной эпохи, свидетельствуют все же о том, что «посредническая» роль выпала на долю римской литературы не случайно, в результате большей распространенности латинского языка, а в силу ее собственных специфических качеств, отличающих ее от греческой литературы и делавших ее более созвучной эстетическим требованиям Возрождения и классицизма XVI - XVII вв.



С другой стороны, римская литература в ее лучших проявлениях нередко представляет собой синтез всего того, что давала греческая литература разных периодов. Эпос Вергилия и лирика Горация ориентированы, например, на греческую литературу классического периода, но используют вместе с тем и достижения эллинистической литературы, все накопленное мастерство веков. Старые греческие жанры получают у римлян обновленную форму. В Риме происходит, таким образом, расширенное воспроизводство литературных форм Греции, освобожденных от местных особенностей.

Историческое значение римской литературы заключается, стало быть, в том, что это такой вариант античной литературы, расцвет которого происходил на более расширенной базе римской державы и на более поздней ступени античного общества, вариант, который по своим специфическим качествам легче мог содействовать формированию новой западноевропейской литературы.

^ Древнеримская мифология, ее особенности. Единственное, что нашло. Еще найду вышлю.

Религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами, совершал сам отец семейства. В деревне его мог заменить обладавший особыми полномочиями управляющий поместьем. Официальные государственные обряды совершались опосредственно некоторыми носителями высшей власти - сначала царём через так называемых жреческих царей, потом консулами и преторами, в критические моменты - диктатором. При этом император, совместивший в себе функцию Великого понтифика, обычно своих инициатив не выражал. Институт жрецов ввёл по традиции Нума Помпилий. При этом римские жреческие коллегии не были замкнутой кастой - доступ к ним был открыт через общественную деятельность. Так например сана авгура добились Цицерон и Плиний Младший, а например Цезарь и Нерон в ранней карьере были фламинами. Важную роль играла коллегия фециалов, ведавшая сакральным ритуалом объявления войны и частично курировашая римскую дипломатию. Большую роль играла и коллегия весталок.



Римский пантеон имеет много аналогов греческих богов и богинь, есть и свои собственные божества и низшие духи. Особо почитаемые боги назывались «отцами» («patres»), низшие - «famuli divi» и «virgines divi». Божественное право («fas») не смешивалось с человеческим («ius»). Низшие божества («numina») существовали у римлян по-видимому уже в раннюю эпоху. В жреческих книгах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения и созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т. д., в связи с чем первоначально у некоторых пол не был фиксированным (ср. Палес, Фавн - Фавна, Помона - Помон и др.). Из массы нуминов выделилась триада римского пантеона - Юпитер, Марс и Квирин, отразившая трёхчленность гражданских функций - соответственно религиозно-жреческая, военная и хозяйственная. Из приписываемого Нуме Помпилию календаря праздников и списка назначенных им фламинов, из упоминаний древних святилищ известно о существовании культов Вулкана, Палатуи, Фуррины, Флоры, Карменты, Цереры, Помоны, Волупии и др. Примерно тогда же были удвоены коллегии луперков и салиев. Появились культы сословий (Нептун и Диоскуры у патрициев, Церера и Либер у плебеев) и отдельные родовые культы (у Корнелиев, Эмилиев, Клавдиев и возможно у других), группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Существовали и культы сельских общин

В противоположность художественно одаренным и подвижным эллинам, римляне не имели народной эпической поэзии; религиозные их представления, всецело вылившись в культе, выразились в немногочисленных, однообразных и скудных содержанием мифах. Не в мифологии, а в строго формальном культе заключалась суть Р. религии - этого чисто римского понятия (religio - слово Р. происхождения и означает связь), сделавшегося впоследствии достоянием всего мира. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь.

Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов: Маны - под видом змей, ^ Юпитер - под видом камня, Марс - под видом копья, Веста - под видом огня. Первоначальная система Р. мифологии - судя по модифицированным под самыми различными влияниями данным, которые нам сообщает древняя литература - сводилась к перечислению символических, безличных, обоготворенных понятий, под покровительством которых состояла жизнь человека от зачатия его до смерти; не менее отвлеченны и безличны были божества душ, культ которых составлял древнейшую основу семейной религии. На второй стадии мифологических представлений стояли божества природы, главным образом рек, источников и земли, как производительницы всего живого. Далее идут божества небесного пространства, божества смерти и преисподней, божества - олицетворения духовных и нравственных сторон человека, а также различных отношений общественной жизни, и, наконец, боги иноземные и герои.

49. Философский эпос Лукреция "О природе".

В своей поэме “О природе вещей” Лукреций изящно, в поэтической форме изображает легкую и тонкую, всегда подвижную картину воздействия, которое на наше сознание оказывают атомы путем истечения особых “эйдолов”, в результате чего возникают ощущения и все состояния сознания. Весьма любопытно, что атомы у Лукреция- не совсем то, что у Эпикура: они - не предел делимости, а своего рода творческие начала, из которых создается конкретная вещь со всей ее структурой, т.е. атомы - это материал для природы, предполагающей какой-то, вне их находящийся, творческий принцип. Никаких намеков на самодеятельность материи в поэме нет. Лукреций усматривает этот творческий принцип то в прародительнице-Венере, то в искуснице-Земле, то в созидательном естестве - природе. А.Ф. Лосев пишет: “Если мы говорим о натурфилософской мифологии у Лукреция и называем ее своеобразной религией, то пусть читатель не путается здесь в трех, соснах: натурфилософская мифология Лукреция... не имеет ровно ничего общего с традиционной мифологией, которую опровергает Лукреций”.

По словам Лосева, самостоятельность Лукреция как философа глубоко раскрывается в эпизоде истории человеческой культуры, составляющей основное содержание 5-й книги поэмы. Восприняв из эпикурейской традиции отрицательную оценку тех черт усовершенствований материальной обстановки жизни, которые, не увеличивая в конечном счете суммы получаемых людьми наслаждений, служат новым предметом стяжательства. Лукреций завершает 5-ю книгу не эпикурейской моралью самоограничения, а хвалой человеческому разуму, овладевающему вершинами знаний и искусства.

В заключение этой главы следует сказать, что Демокрита, Эпикура, Лукреция и др. у нас привыкли толковать только как материалистов и атеистов. Вслед за блестящим знатоком античной философии А.Ф. Лосевым многие придерживаются точки зрения, согласно которой античная философия вообще не знала материализма в европейском смысле слова. Достаточно указать уже на то, что и Эпикур и Лукреций самым недвусмысленным образом признают существование богов.

Лукреций, Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus) (1 век до н. э.), римский поэт и философ-материалист. Самые ранние биографические данные о Лукреции относятся к 4 веку н. э., но не могут считаться достоверными, философская поэма Лукреция "О природе вещей", написанная в форме дидактического эпоса, излагает учение греческого философа Эпикура - главным образом его физику, лишь попутно касаясь его теории познания и этики. Это - единственный полностью сохранившийся памятник материалистической мысли древности. Была утеряна и найдена итальянским гуманистом Поджо Браччолини только в 15 веке. Поэма Лукреция состоит из 6 книг; в книге 1-й и 2-й излагается атомистическая теория мироздания и отвергается вмешательство богов в мирские дела; тема книги 3-й - учение о душе, её материальности и смертности, связи её с телом; книги 4-й - учение о человеке и о чувственных восприятиях как основе знаний; книги 5-й - космогония и история развития человеческого рода, а также происхождение языка. Применение огня и образование семьи явились, по Лукрецию, первыми шагами на пути от первобытного, "дикого" состояния к формированию общества и культуры; этому особенно способствовало возникновение языка. Происхождение религии в книге 6-й объясняется тремя естественными причинами: являвшиеся в сновидениях фантастические образы прекрасных и могущественных существ становились предметом поклонения; явления природы, превосходящие человеческие силы, приписывались сверхъестественным существам; наконец, люди подвержены чувству страха. Крупнейшим проводником идей Лукреция был французский философ П. Гассенди. Всё, что известно о жизни Лукреция, сводится к сообщению св. Иеронима, который, по всей вероятности цитируя Светония, говорит: «Опоенный любовным зельем, Лукреций лишился разума, в светлые промежутки он написал несколько книг, позднее изданных Цицероном, и лишил себя жизни».

^ Тит Лукреций Кар

О природе вещей (фрагменты)

<...> Не поставь никакого предела природа

Для раздробленья вещей, тела материи ныне,

Силой минувших веков раздробившись, дошли до того бы,

Что ничему уж, из них зачатому, в известное время

Было б пробиться нельзя до высшего жизни предела.

Ибо, мы видим, скорей что угодно разрушиться может,

Чем восстановленным быть; поэтому то, что доселе

Долгие дни и века бесконечных времен миновавших

Врозь разнесли, раздробив и на мелкие части расторгнув,

Вновь в остальные века никогда не могло б воссоздаться.

Но, несомненно, предел раздробленью известный положен.

Так как мы видим, что вещь возрождается каждая снова...

<...> Но продолжаю я нить своего рассуждения снова.

Всю, самое по себе, составляют природу две вещи:

Это, во-первых, тела, во-вторых же, пустое пространство,

Где пребывают они и где двигаться могут различно...

<...> Существуют такие тела, что и прочны и вечны:

Это вещей семена и начала в учении нашем,

То, из чего получился весь мир, существующий ныне.

Эти тела ни от внешних толчков разлагаться не могут,

Ни, изнутри чем-нибудь пораженные, врозь распадаться,

Ни от воздействия силы иной уничтожиться вовсе.

В пустоте находясь и витая по ней, неизбежно

Первоначала вещей уносятся собственным весом

Или толчками других. И часто, в движенье столкнувшись

Вместе, один от других они в сторону падают сразу.

И удивляться нельзя: они в высшей степени крепки.

Плотны и вески и вспять отскочить им ничто не мешает...

<...> Дабы ты лучше постиг, что тела основные мятутся

В вечном движеньи всегда, припомни, что дна никакого

Нет у Вселенной нигде, и телам изначальным остаться

Негде на месте, раз нет ни конца, ни предела пространству,

Если безмерно оно и простерто во всех направленьях,

Как я подробно уже доказал на основе разумной.

Раз установлено так, то телам изначальным, конечно,

Вовсе покоя нигде не дано в пустоте необъятной.

Наоборот: непрерывно гонимые разным движеньем,

Частью далеко они отлетают, столкнувшись друг с другом,

Частью ж расходятся врозь на короткие лишь расстоянья.

Те, у которых тесней их взаимная сплоченность, мало

И на ничтожные лишь расстояния прядая порознь,

Сложностью самих фигур своих спутаны будучи цепко,

Мощные корни камней и тела образуют железа

Стойкого, так же как все остальное подобного рода.

Прочие, в малом числе в пустоте необъятной витая,

Прядают прочь далеко и далеко назад отбегают

На промежуток большой. Из них составляется редкий

Воздух, и солнечный свет они нам доставляют блестящий.

Множество, кроме того, в пустоте необъятной витает

Тех, что отброшены прочь от вещей сочетаний и снова

Не были в силах еще сочетаться с другими в движеньи...

^ Кратко и мелко

Лукреций, Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus) (1 век до н. э.), римский поэт и философ-материалист. Самые ранние биографические данные о Лукреции относятся к 4 веку н. э., но не могут считаться достоверными, философская поэма Лукреция "О природе вещей", написанная в форме дидактического эпоса, излагает учение греческого философа Эпикура - главным образом его физику, лишь попутно касаясь его теории познания и этики. Это - единственный полностью сохранившийся памятник материалистической мысли древности. Была утеряна и найдена итальянским гуманистом Поджо Браччолини только в 15 веке. Поэма Лукреция состоит из 6 книг; в книге 1-й и 2-й излагается атомистическая теория мироздания и отвергается вмешательство богов в мирские дела; тема книги 3-й - учение о душе, её материальности и смертности, связи её с телом; книги 4-й - учение о человеке и о чувственных восприятиях как основе знаний; книги 5-й - космогония и история развития человеческого рода, а также происхождение языка. Применение огня и образование семьи явились, по Лукрецию, первыми шагами на пути от первобытного, "дикого" состояния к формированию общества и культуры; этому особенно способствовало возникновение языка. Происхождение религии в книге 6-й объясняется тремя естественными причинами: являвшиеся в сновидениях фантастические образы прекрасных и могущественных существ становились предметом поклонения; явления природы, превосходящие человеческие силы, приписывались сверхъестественным существам; наконец, люди подвержены чувству страха. Крупнейшим проводником идей Лукреция был французский философ П. Гассенди.

Об этапах развития Римской мифологии существует несколько мнений. Некоторые историки за основу берут книги жрецов "Индигитаменты", где говорится о том, что в мире существуют лишь безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина (numina), свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Первоначально боги представали в виде символов: Юпитер - камень, Марс - копье, Веста - огонь. Характерной чертой ранней стадии развития мифологии была неопределенность пола божеств (Палес), отразившаяся в наличии у некоторых из них мужских и женских ипостасей (Фавн - Фавна, Помон - Помона), в обращении к богам "бог или богиня". Согласно мнению части историков, мифы в Древнем Риме появились лишь под влиянием этрусской и греческой мифологии. Греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Некоторые современные исследователи поставили под сомнение теорию нумина, приводя в качестве довода то, что "Индигитаменты" были созданы жрецами, а не народом. Многие из понтификов были юристами, которым была свойственна крайняя детализация явлений. Позднее этрусскому и греческому влиянию стали отводить меньшее значение, подчеркивая самобытность римской религии.

Древняя римская религия формировалась параллельно с процессом синойкизма общин, лежавшим в основе возникновения Рима, и боги отдельных общин сливались друг с другом. По мере вытеснения родовых связей соседскими, а родов фамилиями, главную роль стали играть культы фамилий группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Наряду с ними существовали культы соседских общин - курий, культы всей римской гражданской общины, которые, однако, не были отгорожены друг от друга. Все они находились под контролем коллегии понтификов, оттеснившей жрецов-фламинов. Считалось, что совершаемое во благо общины служит и благу отдельных граждан, и наоборот. Боги делились на небесных, земных и подземных, но могли действовать во всех трех мирах. Миры богов, людей и мертвых были разграничены (право богов, fas, не смешивалось с правом человека, ius) и вместе с тем взаимосвязаны (люди не начинали ни одного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги). Большую роль при этом играли авгуры и гаруспики, пояснявшие волю богов по полету и поведению птиц, внутренностям (особенно печени) жертвенных животных, удару молнии. Этой же цели служили книги Сивиллы, связанные с культом Аполлона и хранившиеся в тайне специальной коллегией жрецов. В случае угрожающих знамений жрецы по специальному постановлению сената искали в книгах указания как поступить. Считалось, что богов врага можно переманить на сторону Рима с помощью определенной формулы evocatio. С переходом в Рим богов италийских городов образы римских богов усложнялись. Когда Рим стал главой Латинского союза, он принял культы его богов Дианы Арицийской и Юпитера Латиариса. Центром культа в Риме, окончательно оформившимся как единый город, стал Капитолийский храм, а богом римской мощи и славы - Юпитер Капитолийский.

На дальнейшее развитие Римской мифологии оказали влияние три фактора: демократизация общества, обусловленная победой плебса, победоносная римская агрессия и знакомство с более развитыми культурами и религиями. Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, ранее занимавшиеся только патрициями, не дала развиться касте жрецов. Высшим авторитетом стала сама гражданская община, что обусловило отсутствие религиозной догмы. Граждане обязаны были чтить богов, составлявших своеобразную часть их общины (отсюда распространенная впоследствии мысль о мире как великом городе людей и богов), но в праве были думать, говорить и писать о них что угодно, вплоть до полного их отрицания. Этика определялась не религией, а благом гражданской общины, одних награждавшей почетом, а других каравшей презрением. Почитаемое римлянами отвращение к личной сильной власти, к людям, поставившим себя над народом, исключало культ царей и героев, и, если таковой и существовал в древнейшее время (лары), то потом заглох. Своеобразным оправданием войн Рима, стоивших многих жертв, стал сложившийся миф о Риме как городе, основанном по предначертанию богов, предназначавших ему власть над миром, о римском народе как избранном богами (один из компонентов мифа о Риме - миф об Энее).

Заимствование греческих богов началось не позднее конца 6 - начала 5 в.в. до н.э. с введения культа Аполлона, затем римляне стали знакомиться с греческими мифами и мистериями, посвященными Дионису, с греческими религиозно-философскими течениями. Интерпретируя мифы, государственные деятели стали претендовать на божественное происхождение (первым был Сципион Африканский), на особое покровительство божества (Сулла и Цезарь - на покровительство Венеры, Антоний - Геркулеса и Диониса), на уготованное их душам бессмертие и особое место в звездных сферах или полях блаженных. В провинциях распространился культ полководцев. Так был подготовлен императорский культ, начавшийся с обожествления Цезаря и Августа, а затем его преемников. Императоры отождествляли себя с богами, их жены - с богинями. С установлением империи "римский миф", в связи с отстранением народа от участия в государственных делах, утратой Римом его характера гражданской общины, начал терять свою популярность.



Несомненная заслуга Древнего Рима, имевшего свою мифологию, в восприятии, популяризации и сохранении греческой мифологии, в превращении ее в греко-римскую: большинство гениальных произведений греческих скульпторов человечество может лицезреть только благодаря их римским копиям; поэтические творения греческого народа были сохранены для нас римскими поэтами, многие мифологические сюжеты стали известны благодаря поэме Овидия "Метаморфозы".


О древнейшем периоде римской мифологии выводы делать сложно. В жреческих книгах «Индигитаменты» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения, созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т. д. Имена богов при этом образовывались от отдельных актов. Для древних божеств была характерна неопределённость пола, наличие у каждого персонажа мужской и женской ипостасей. Точно так же можно говорить и о наличии двух ипостасей – хтонической и космической почти у каждого персонажа. Так Плутон одновременно считался, с одной стороны, символом богатства и изобилия, а с другой – связывался с подземным миром. Сатурн сначала был богом посевов, и лишь позже подвергся сильной эллинизации и стал походить на Кроноса (существовал миф о золотом веке как времени правления Сатурна, и повествование о пришествии Сатурна в лациум к царю Янусу). Либитина как покровительница садов и виноградников выступала в качестве богини плодородия и одновременно связывалась, подобно Персефоне, с погребальным культом. Каждая женщина имела свою собственную Юнону и Венеру, что позволяет говорить о божествах не как о локализованных персонажах, а скорее как о принципах отношения к окружающему миру. Формула обращения к божеству была следующая «бог или богиня» или «или каким иным именем ты желаешь называться». Всё это является доказательством пластичности мифологии.

Вероятно, существовал миф о сотворении мира Янусом, который потом сменился Юпитером, а также миф о происхождении людей от дуба, об их первоначально дикой жизни и последующей цивилизации с помощью богов и героев. Дуб связывался с Юпитером, с царями Альбы и Рима, воплощавшими дух дуба, с духом и нимфой дуба Вирбием и Дианой, сочетавшимися сакральным браком.

Большую роль играло почитание деревьев и рощ. Большинству древнейших богов были посвящены рощи, где проходили обряды. Общим для всех рощ был бог Лукорис, хранитель убежища Ромула. Почитались и отдельные деревья в разных местах Рима. Общими святынями считались смоковница, пол которой волчица кормила Ромула и Рема и признаки увядания которой воспринимались как знак угрожающей городу страшной опасности; священный дуб на Капитолии, которому Ромул принёс свою первую добычу – оружие и доспехи убитого им царя, а также каменный дуб на Ватикане. С лесом связаны вещий фавн и Сильван.

С культом леса был связан культ водных источников, каждый из которых был обиталищем лимф. Вероятно наличие мифов, посвящённых животным. Особо, в обряде луперкалий, поклонялись волкам, которым приписывались магические свойства.

Мир богов по форме совпадал с миром людей. Жёстко различались божественное и человеческое право. Августин в труде «О граде Божием» (VIII, 9 – 13) указывает, что под бесчисленными наименованиями Юпитера он находит только одну мировую субстанцию, выступающую в разных своих видах и проявлениях (Янус – первичность, Термин – предел, Иовис – высшее, Пекуний – богатство, Сатурн – начало земледелия, гений – дух всякой вещи). Юпитер здесь выступает как центральное звено пантеона, своеобразный стержень мироздания, выражением которого он является.

Боги римлян на начальном этапе существования культуры складывались в несложную внешне иерархию. Туда входили триада Юпитер – Марс – Квирин, а также Янус и Веста. Янус считался олицетворением первоначала и стоял на первом месте. В пространственном отношении он олицетворял входные двери и ворота. Он также связывался с началом года, что определяло его приоритет во временном цикле. Янус первичен и в социальном аспекте: он был первым царем Лациума и правителем эпохи «золотого века». Его считают двуликим, что подтверждает наличие в римской мифологии циклической концепции времени и пространства: «любой вход – это два места, два состояния, то, откуда вышли, и то, куда вошли».

Веста считалась покровительницей Рима, чьё имя производится от глагола «гореть». Единственным обликом богини являлся огонь. Она была исключительным в культовом плане божеством: только храмы Весты были круглыми в основании, в отличие от традиционных четырехугольных святилищ. Наряду с этим в пантеон входил ряд богов автохтонного, греческого и этрусского происхождения, иерархия которых неизвестна.

Особый слой представляли мифы о священных браках, об отмене человеческих жертвоприношений, замене их праздником Аргиев, когда в Тибр сбрасывались куклы, либо же они вывешивались на перекрёстках. Существовали культы Вулкана, Палатуи, Фуррины, Флоры, Карменты, Цереры, Помоны, Волупии.

В период господства этрусков прежняя триада сменилась другой – Юпитер – Юнона – Минерва. Юнона выступала как воплощение женского начала и плодородия. Минерва считалась покровительницей искусства и ремесел. Боги этого периода начинают приобретать антропоморфный облик. Появляется ритуал триумфа – чествования победителя.

В период господства в Лациуме этрусков их система верований оказала значительное влияние на римскую мифологию. Этрусская мифология рано испытала на себе греческое влияние. Многие божества приобрели эллинизированные формы, получили латинские имена. О мифологии и теологии этрусков почти ничего неизвестно, представления о них являются позднейшими реконструкциями.

По последним данным, Этрурия представляла собой модель Небесного мира и была организована по принципу двенадцатиградья. Города традиционно ограждались по кругу бороздой, а стены имели священный статус. Сакральной считалась сама идея проведения границ: считалось, что межеванию людей научила нимфа Вегойя, своеобразная богиня – прародительница. Бог пограничной межи Термин считался одним из наиболее уважаемых персонажей. В центре города находился сакральный центр – Мундус, который выступал одновременно как центр всего Космоса и канал для связи с хтоническими сферами. На месте Мундуса обязательно размещался храм, выполняющий роль мировой оси.

Море понималось как Протоматерия и связывалось с Подземным миром. Последний был населен большим количеством хтонических персонажей: это хозяйка всего подземного Горгона, чудовище Хумбаба, демоны Тухулка и Хару. Космос делился на три части по вертикали (небо, земля, подземный мир) и четыре горизонтальных сектора, по сторонам света. Символическим выражением такого деления был четырехликий бог Ану.

Космогония этрусков, по поздним источникам, состояла из шести этапов, сильно напоминающих библейскую модель творения мира. Видимо, речь здесь идёт уже о позднейших культурных наслоениях. Этрусским по происхождению, скорее всего, является пророчество Вегойи, которая предрекла стране десять веков существования (века измерялись длительностью жизни одного поколения). Причиной упадка Этрурии должно было стать нарушение границ и уничтожение межевых столбов.

Боги большей частью почитались локально. Их было достаточно большое количество, и сейчас представляется затруднительным вычленить из-под эллинских и латинских напластований непосредственно этрусскую основу. Схема строения пантеона схожа с римскими и греческими аналогами. Центральным персонажем и структурирующим элементом в божественной иерархии можно считать бога Тина, чьи эпитеты тесно связаны с другими сакральными фигурами, перекрывают их и являются определяющими в мифологическом пространстве.

Наряду с богами существовал и институт Лукумонов – верховных правителей. Этруски верили, что Лукумоны обладают божественными способностями, связаны с четырьмя стихиями и служат проводниками между человеческим и божественным мирами. Существовал развитый культ предков. Важным ритуалом было поклонение Священному огню, который гасился только в праздник почитания мертвых, а потом вновь зажигался как обновленный. Широко были распространены гадательные практики. Практиковались и человеческие жертвоприношения.

Считалось, что у человека кроме тела есть еще три души. Одна из них обитает в печени и связана с божественными силами. Вторая находится в голове и имеет портретное сходство со своим носителем. Третья – родовая – размещена в аорте и сердце. После смерти человек переселялся в Подземное царство, где его душу ждали испытания, необходимые для второго, посмертного рождения.

После изгнания из Рима последнего этрусского царя и утверждения республики был воздвигнут храм новой божественной триады Церера – Либер – Либера. Все они были тесно связаны с культом плодородия. Она быстро слилась с Деметрой, Дионисом и Персефоной. Происходит ассимиляция и других греческих богов – Диоскуров, Гермеса, Аполлона, а также италийских и латинских божеств.

В 205 – 204 гг. до н. э., в ходе разворачивания военной экспансии Рима, в пантеон начинают вводиться божества восточного происхождения, например, Кибела. Столетием позже, находясь под влиянием многочисленных выходцев из других стран и пытаясь заслужить благосклонность богов, римляне начинают поклоняться Дионису, Серапису, Аттису. Распространение культов умирающих и воскресающих богов знаменует развитие религиозной формы сознания внутри мифологической системы.

Самые ранние представления римлян о царстве мертвых неизвестны, они заслонены греческими и этрусскими мифами. Видимо, были продолжены неолитические традиции более ранних культур.

Наряду с публичными культами формировалось и частное пространство верований. Главную роль в нем стали играть культы фамилий, которые смешались с родовыми культами. Эти культы формировались вокруг Весты, ларов и пенатов. Важнейшие семейные события требовали специальных обрядов, которыми руководили духи или низшие божества, часто предельно детализированные по функциям (Ватикан и Фабулиний помогали новорожденному испустить первый крик и начать говорить), Эдук и Полин помогали научиться есть и пить, Абеон – делать первые шаги и т. д.). Свадьба проходила под покровительством домашних и хтонических божеств (Теллус, Цереры) и охранительницы брачной клятвы – Юноны.

Похоронные обряды, совершавшиеся на девятый день после погребения или кремации, переросли в скрупулезно соблюдавшийся культ духов-покровителей умерших предков – манов. Им посвящалось два праздника – февральские паренталии и майские лемурии. Во время паренталий городские чиновники не надевали свои знаки отличия, храмы закрывались и огни на алтарях гасились, браки не заключались. Считалось, что усопшие возвращаются на землю и совершают трапезу на могилах. Фактически, праздник означал возврат к начальному этапу космогонии и временный приоритет хтонического начала, поскольку именно этот месяц считался периодом безвременья. В феврале же проходили луперкалии, коллективные ритуалы очищения, предваряющие Новый год.

В течение трёх дней лемурий мертвые, лемуры, возрождались к жизни и приходили в жилища своих потомков. Чтобы избежать их неудовольствия и помешать забрать кого-нибудь из живых с собой, глава семьи набивал рот чёрными бобами и выплевывал их, повторяя заклинания девятикратно.

Гении у римлян были аналогичны греческим демонам. Само их название переводилось как «породитель». Они выражали волевую направленность людей, могли быть личными и групповыми. Считалось, что гений менялся вместе с человеком на протяжении всей жизни последнего и в конце умирал вместе со своим подопечным.

Существовали и общие культы гражданской общины: отсюда деление культов на приватные и публичные. Жёсткого разделения между ними не было, все они находились под контролем понтификов. Общественный культ находился в руках высших лиц государства и членов религиозных братств. Известно, что в доме правителя практиковались обряды, посвященные культам Юпитера, Марса и богини плодородия Опс Консина. Видимо, имелась и специальная коллегия жрецов.

Согласно жреческой иерархии, после царя следовали пятнадцать фламинов - посвященные Юпитеру, Марсу и Квирину. Они не были кастой и не составляли коллегий. Каждый фламин был связан только с божеством, имя которого носил. Фламинам вменялось в обязанность ношение ритуальной одежды и выполнение разнообразных обетов. Они скрупулезно придерживались церемоний, но не имели права толковать канон или выносить решение в спорных случаях.

Существовала также коллегия понтификов, куда входили сам правитель и старшие фламины. Понтифики имели полную свободу действий. Главный понтифик участвовал в решении всех вопросов, связанных с верованиями, возглавлял некоторые обряды и следил за точным исполнением ритуалов во время праздников.

При коллегии понтификов числились шесть весталок, выбиравшихся главным понтификом на тридцатилетний период из группы девочек в возрасте от шести до десяти лет. Весталки оберегали народ Рима, поддерживая священный огонь, ни в коем случае не давая ему погаснуть. Залогом их священной силы был данный ими обет девственности.

Коллегия авгуров также была полностью самостоятельна. Он не определял будущее, а лишь решал, насколько правильно то или иное начинание – выбор места для отправления культа или нового жреца. Со временем в Риме распространились греческие и этрусские гадательные приемы.

Наряду с коллегиями в отправлении общинного культа участвовали закрытые объединения, или «товарищества», специализировавшиеся в одной сакральной церемонии. Так фециалы освящали объявление войны и заключение мира. Салии были центральными участниками ежегодных торжеств в марте и октябре, когда по обычаю заключали мир или объявляли войну. Арвальские братья охраняли посевы на полях, а луперки справляли луперкалии.

Как в общинном, так и в частном культе в жертву богам приносили съестное и жертвенных животных.

Особая роль отводилась гаданиям, видимо заимствованным у этрусков. Широко применялась эвокация, приводящая к расширению пантеона. Покойный отец для сыновей становился богом. Существовали культы отдельных сословий и профессий.

Гражданин был обязан участвовать в культе общины. При этом допускалась критика богов и вольнодумство.

Особо складывался миф о Риме: город, основанный по предначертанию богов, должный иметь власть со всем миром, его события – этап на пути осуществления предназначения; римский народ как избранный богами и исполненный исключительных добродетелей. Согласно преданиям, царь Альбы, Нумитор, был низложен своим братом Амулием. Для устранения соперников Амулий истребил сыновей Нумитора, а его дочь Рею Сильвию принудил стать весталкой. Но от связи с Марсом та родила близнецов, Ромула и Рема. Брошенных на берегу Тибра новорожденных чудесным образом вскормила волчица. Позднее их подобрал пастух, а его жена воспитала мальчиков. Со временем повзрослевших Ромула и Рема признал их дед, Нумитор, и, свергнув Амулия, внуки вернули деду царство. Решив основать город в местах своего детства, братья покинули Альбу и обратились за советом к богам. Каждый выбрал себе отдельный холм: Ромул – Палатин, а Рем – Авентин. Рем первым увидел в небе шесть летящих коршунов – авгурово знамение. Ромулу же явилось в два раза больше птиц. Он выиграл у брата право основать город и провёл плугом борозду вокруг Палатинского холма. Отвальная земля стала городской стеной, борозда обозначила ров вокруг города, а вынутый из земли плуг обозначал будущие городские ворота. Рем перепрыгнул через эти сооружения, и Рем за это убил брата, крикнув: «Так я покараю всякого, кто перепрыгнет мои стены!».

Данный сюжет представляет собой социализированный вариант космогонии с традиционной трактовкой пространственно- временного континуума и первоначальной жертвой. Позже эпизод братоубийства будет восприниматься как одна из причин бед, обрушивающихся на город.

К римскому мифу примыкает героика, которая вытесняет постепенно мифы, связанные с пантеоном:

Мифы, связанные с царями;

Установление республики, когда люди жертвовали собой ради величия Рима;

Обожествление государственных деятелей;

Культ императоров.

Можно сказать, что социальная мифология оттеснила традиционную, носительницу онтологических сюжетов, на задний план, почти удалила её из системы актуальных верований. Несмотря на это, фабула мифологических сюжетов первой группы тесно связана со второй, является её социальной проекцией, с сохранением почти всех закономерностей существования мифологической системы.



Об этапах развития Римской мифологии существует несколько мнений. Некоторые историки за основу берут книги жрецов "Индигитаменты", где говорится о том, что в мире существуют лишь безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина (numina), свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Первоначально боги представали в виде символов: Юпитер - камень, Марс - копье, Веста - огонь. Характерной чертой ранней стадии развития мифологии была неопределенность пола божеств (Палес), отразившаяся в наличии у некоторых из них мужских и женских ипостасей (Фавн - Фавна, Помон - Помона), в обращении к богам "бог или богиня". Согласно мнению части историков, мифы в Древнем Риме появились лишь под влиянием этрусской и греческой мифологии. Греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Некоторые современные исследователи поставили под сомнение теорию нумина, приводя в качестве довода то, что "Индигитаменты" были созданы жрецами, а не народом. Многие из понтификов были юристами, которым была свойственна крайняя детализация явлений. Позднее этрусскому и греческому влиянию стали отводить меньшее значение, подчеркивая самобытность римской религии.

На дальнейшее развитие Римской мифологии оказали влияние три фактора: демократизация общества, обусловленная победой плебса, победоносная римская агрессия и знакомство с более развитыми культурами и религиями. Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, ранее занимавшиеся только патрициями, не дала развиться касте жрецов. Высшим авторитетом стала сама гражданская община, что обусловило отсутствие религиозной догмы. Граждане обязаны были чтить богов, составлявших своеобразную часть их общины (отсюда распространенная впоследствии мысль о мире как великом городе людей и богов), но в праве были думать, говорить и писать о них что угодно, вплоть до полного их отрицания. Этика определялась не религией, а благом гражданской общины, одних награждавшей почетом, а других каравшей презрением. Почитаемое римлянами отвращение к личной сильной власти, к людям, поставившим себя над народом, исключало культ царей и героев, и, если таковой и существовал в древнейшее время (лары), то потом заглох. Своеобразным оправданием войн Рима, стоивших многих жертв, стал сложившийся миф о Риме как городе, основанном по предначертанию богов, предназначавших ему власть над миром, о римском народе как избранном богами (один из компонентов мифа о Риме - миф об Энее).

Заимствование греческих богов началось не позднее конца 6 - начала 5 в.в. до н.э. с введения культа Аполлона, затем римляне стали знакомиться с греческими мифами и мистериями, посвященными Дионису, с греческими религиозно-философскими течениями. Интерпретируя мифы, государственные деятели стали претендовать на божественное происхождение (первым был Сципион Африканский), на особое покровительство божества (Сулла и Цезарь - на покровительство Венеры, Антоний - Геркулеса и Диониса), на уготованное их душам бессмертие и особое место в звездных сферах или полях блаженных. В провинциях распространился культ полководцев. Так был подготовлен императорский культ, начавшийся с обожествления Цезаря и Августа, а затем его преемников. Императоры отождествляли себя с богами, их жены - с богинями. С установлением империи "римский миф", в связи с отстранением народа от участия в государственных делах, утратой Римом его характера гражданской общины, начал терять свою популярность.

Несомненная заслуга Древнего Рима, имевшего свою мифологию, в восприятии, популяризации и сохранении греческой мифологии, в превращении ее в греко-римскую: большинство гениальных произведений греческих скульпторов человечество может лицезреть только благодаря их римским копиям; поэтические творения греческого народа были сохранены для нас римскими поэтами, многие мифологические сюжеты стали известны благодаря поэме Овидия "Метаморфозы".

На мифологию и религию римлян большое влияние оказали соседние народы - этруски и греки. Но вместе с тем легенды и мифы древнего Рима имеют свою самобытность.

Зарождение римской мифологии

Дату возникновения религии древнего Рима определить трудно. Известно, что в конце II - начале I тысячелетия до н. э. происходила миграция италиков (так называли народы, населявшие до образования на нем Римского государства), которые в течение нескольких веков расселялись по Италии и затем ассимилировались с римлянами. Они имели свою культуру и религию.

В 753 году до нашей эры, согласно легенде, был основан Рим. С VIII по VI вв. до н. э. длился царский период, когда были заложены основы общественно-государственной и религиозной жизни империи. Официальный пантеон богов и мифы древнего Рима сложились примерно в этот период. Хотя нужно сразу отметить, что с завоеваниями римлянами новых территорий они охотно включали в свою мифологию и религию чужих богов и героев, поэтому список божеств и легенд постоянно пополнялся.

Отличительные черты религии древнего Рима

Как и в Греции, здесь не было строгой организации вероучения. Боги и мифы древнего Рима частично были заимствованы у соседних стран. Отличие римской религии от той же греческой было существенным.

Если для греков божество - это прежде всего личность со своими, вполне человеческими, чертами характера, то римляне никогда не представляли богов в виде антропоморфных существ. В самом начале формирования своей религии они даже не могли назвать их половую принадлежность. Греки представляли свой пантеон божественных сил как большую семью, в которой между родственниками постоянно случаются скандалы и происходят разногласия. Для греков боги - это личности, наделенные сверхъестественными силами и обладающие идеальными качествами. Поэтому вокруг них создавался ореол мифов.

Отношение римлян к божествам было другим. Мир в их представлении был населен враждебными или благосклонными к миру людей сущностями. Они есть везде и постоянно сопровождают человека. Мифы древнего Рима говорят, что до взросления юноша или девушка находились под покровительством большого количества божественных сущностей. Это был бог колыбели, первых шагов, надежды, здравомыслия и прочие. По мере взросления одни божества оставляли человека, а другие, напротив, брали его под свою опеку - это шесть богов брака, удачи и здоровья, богатства. Умирающего сопровождали в последний путь столько же высших существ, что и при рождении: лишающий света, отбирающий душу, приносящий смерть.

Еще одна отличительная черта римской религии - ее тесная связь с государством. Изначально все религиозные обряды, связанные с жизнью семьи, совершал ее глава - отец. Позднее многие семейные и родовые празднества приобрели государственное значение и превратились в официальные мероприятия.

Отличалось и положение жрецов. Если в древней Греции они выделялись в отдельную группу населения, то у римлян являлись государственными служащими. Существовало несколько жреческих коллегий: весталки, понтифики и авгуры.

Религия и древние мифы Рима носили смешанный характер. Основа - это исконно римские божества. В пантеон богов входили заимствованные персонажи из греческой и этрусской религии и персонифицированные понятия, появившиеся много позже. К ним относится, например, Fortuna - счастье.

Пантеон римских богов

У римлян изначально было особое отношение к богам. Они не были связаны семейными отношениями, как греческие божества, о них не слагали мифов. долгое время отказывались придавать своим богам черты характера и облик. Часть сказаний о них в конце концов была заимствована у греков.

Древние мифы Рима говорят о том, что список римских богов был очень обширен. Сюда входили Хаос, Темпус, Амур, Сатурн, Уран, Океан и другие божества, а также их дети - титаны.

Третье и четвертое поколения стали главными в пантеоне и были представлены 12 богами. Они приведены в соответствие с олимпийцами у греков. Юпитер (Зевс) - олицетворение грозы и молний, Юнона (Гера) - его жена и покровительница семьи и брака, Церера (Деметра) - богиня плодородия. Минерва и Юнона были заимствованы из этрусской религии.

В римский пантеон входили и персонифицированные существа, ставшие богами:

Виктория - Победа;

Фатум - Судьба;

Либертас - Свобода;

Психея - Душа;

Мания - Безумие;

Фортуна - Удача;

Ювента - Юность.

Наиболее важное значение для римлян имели земледельческие и родовые божества.

Влияние греческой мифологии

Мифы древней Греции и Рима очень похожи, поскольку многое о богах римляне почерпнули у своего близкого соседа. Процесс заимствования начинается в конце VI - начале V веков. Совершенно ошибочным является мнение, что 12 главных божеств Олимпа были взяты Римом и получили новые имена. Юпитер, Вулкан, Веста, Марс, Сатурн - это исконно римские божества, впоследствии соотнесенные с греческими. Первыми богами, заимствованными у греков, стали Аполлон и Дионис. Кроме того, римляне включили в свой пантеон Геркулеса и Гермеса, а также греческих богов и титанов первого и второго поколений.

У римлян было много божеств, которых они сами делили на старых и новых. Позднее они создали свой пантеон главных богов, взяв за основу сонм греческих высших сил.

Мифы древнего Рима: краткое содержание. Боги и герои

Поскольку мифологическая фантазия у римлян была бедной, то много сказаний они переняли у греков. Но были и исконно римские мифы, позднее вытесненные греческими. К ним относится повествование о создании мира богом Янусом.

Он был древним латинским божеством, привратником Неба, олицетворением солнца и начала. Его считали богом ворот и дверей и изображали двуликим, поскольку считалось, что один лик Януса обращен в будущее, а другой - в прошлое.

Слуги пожалели малышей и положили их в корыто, которое пустили в плаванье по реке. Высоко стоявшая в ней вода опустилась и корыто пристало к берегу под смоковницей. Крики детей услышала жившая неподалеку со своим выводком волчица и стала кормить младенцев. Это зрелище однажды увидел пастух Фавстул и забрал детей к себе домой.

Когда они повзрослели, приемные родители рассказали братьям об их происхождении. Ромул и Рем отправились к Нумитору, который сразу же признал их. Собрав с его помощью небольшой отряд, браться убили Амулия и объявили царем своего деда. В награду они попросили земли по берегам Тибра, где нашли свое спасение. Там было решено заложить столицу будущего царства. Во время спора за то, чье имя она будет носить, Рем был убит Ромулом.

Герои римских мифов

Большинство легенд, кроме заимствованных у греков, рассказывают о персонажах, которые совершали подвиги или жертвовали собой во имя процветания Рима. Это Ромул и Рем, братья Горации, Луций Юний, Муций Сцевола и многие другие. Римская религия была подчинена государству и гражданскому долгу. Многие мифы были эпическими и прославляли героев-императоров.

Эней

Эней - основатель Римского государства. Сын богини Афродиты, друг Гектора, герой - юный царевич бежал с маленьким сыном и отцом после падения Трои и попал в неизвестную страну, где жили латины. Он женился на Лавинии, дочери местного царя Латина, и вместе с ним стал управлять Италийскими землями. Потомки Энея, Ромул и Рем, стали основателями Рима.

Мифы древнего Рима для детей - лучшие книги для маленьких читателей

Несмотря на обилие книг, найти достойную литературу по изучению мифов древних народов сложно. Особняком здесь стоит произведение, которое было создано ровно 100 лет назад и до сих пор является эталоном. Н. А. Кун «Мифы древнего Рима и Греции» - эту книгу знает огромное количество читателей. Она была написана в 1914 году специально для учеников школ и всех ценителей мифологии древних народов. Собрание мифов написано очень простым и одновременно живым языком, и прекрасно подходит для детской аудитории.

А. А. Нейхардт составила интересный сборник «Легенды и сказания древнего Рима», который дает лаконичную информацию по римским богам и героям.

Заключение

Благодаря тому, что римляне заимствовали греческих богов и мифы, эти сказания дошли до наших дней. Создавая на их основе художественные произведения, древнеримские авторы сохранили для потомков всю красоту и эпичность греческой и римской мифологии. Вергилий создал эпос «Энеида», Овидий написал «Метаморфозы» и «Фасты». Благодаря их трудам современный человек сейчас имеет возможность узнать о религиозных представлениях и богах двух великих древних государств - Греции и Рима.