Инновации в специальном образовании. Инновации в россии. Инновационный центр "Сколково"

Технопарк Новосибирского Академгородка

Технопарк новосибирского Академгородка (Академпарк) образован с целью создания и развития в Новосибирской области технопарка в сфере высоких технологий. Миссия Технопарка - обеспечить лидерство инновационной экономики региона на внутреннем и внешнем рынках высоких технологий на основе потенциала Сибирской науки.

Видеоролик о Технопарке новосибирского Академгородка

Инновационный центр "Сколково"

Деятельность Инновационного центра "Сколково" обусловлена одной главной целью — оказать инновационным компаниям-участницам проекта «Сколково» всю необходимую поддержку для того, чтобы они успешно развивали свои технологические активы и корпоративную структуру, превращаясь в лидирующих игроков на глобальных рынках.

Биотехнопарк Кольцово

Биотехнопарк Кольцово объединяет фармацевтические компании. Основная задача Биотехнопарка - создать условия для прихода профильных инвесторов и обеспечить их адаптацию на начальном этапе.

Ассоциация инновационных регионов России

Цель Ассоциации - содействие эффективному инновационному развитию регионов-участников, построенное на признании сложившихся различных моделей научно-технического роста регионов. Исполнительный директор Ассоциации - Иван Бортник, основатель Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Национальная Ассоциация Инноваций и Развития Информационных Технологий

Национальная Ассоциация Инноваций и Развития Информационных Технологий (НАИРИТ) создана в 2006 году в рамках президентской программы поддержки инноваций в России. Сейчас НАИРИТ является одним из самым массовых общественных объединений в сфере инноваций и объединяет более 1400 инновационных компаний и творческих коллективов со всей страны. http://www.nair-it.ru/

Силиконовая долина, Калифорния, США

Силико́новая доли́на (Кре́мниевая доли́на, англ. Silicon Valley) — регион в штате Калифорния (США), отличающийся большой плотностью высокотехнологичных компаний, связанных с производством компьютеров, оборудования и их составляющих, а также программного обеспечения, устройств мобильной связи, биотехнологии и т. п. http://www.siliconvalley.com

Технопарки Европы и Северной Америки

Ведущие Технопарки Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Голландии, Дании, Италии, Латвии, Литвы, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции, Эстонии и США.

Французский технологический парк София Антиполис

София Антиполис (англ. Sophia Antipolis) — технологический парк на юге Франции. Созданный в 1970—1984 годах, он является домом в основном для компаний в области вычислительной техники, электроники, фармакологии и биотехнологии. Здесь также располагаются несколько высших учебных заведений и европейская штаб-квартира консорциума W3C. http://www.sophia-antipolis.org

Швейцарский технопарк в Цюрихе

Технопарк в Цюрихе был сформирован в 1993 году на площади 44,300 тысячи квадратных метров. В центре работает 230 компаний, трудятся 1,750 тысячи специалистов. Основное направление технопарка — информационные и коммуникационные технологии и электроника. Технопарк в Цюрихе являлся прообразом "Сколково". http://www.technopark.ch

Финский технопарк Otaniemi

O taniemi - ведущий технопарк Северной Европы. Готов оказать содействие в организации R&D и финансировании в рамках Европейских программ. www.otaniemi.fi

Томский институт бизнеса

Первый старт-ап ВУЗ России — это инновационная кузница предпринимательских кадров высшего уровня. Томский институт бизнеса позволяет получить предпринимательское образование, ориентированное на практические потребности современной экономики, обрести все необходимые знания и умения для строительства успешной карьеры или создания собственного бизнеса. http://tib.tomsk.ru

Российская сеть трансфера технологий

Российская сеть трансфера технологий создана в 2002 г. и объединяет более 60 российских инновационных центра (из 25 регионов РФ и стран СНГ), специализирующихся в сфере трансфера технологий. Сеть - это инструмент инновационной инфраструктуры, позволяющий эффективно распространять технологическую информацию и осуществлять поиск партнеров для реализации инновационных проектов. http://www.rttn.ru

Просмотр:

Русские инновации выходят на большую дорогу

В Москве подведены итоги 3-го ежегодного конкурса "Русских инноваций"

В Москве подведены итоги 3-го ежегодного конкурса "Русских инноваций", проведенного при содействии уже бывших Министерства образования и науки и Министерства по атомной энергии, а также нескольких крупных отечественных и западных коммерческих структур. В финальной церемонии приняли участие министр РФ по образованию и науке Андрей Фурсенко, генеральный директор Федерального агентства по атомной энергии РФ академик Александр Румянцев, ученый секретарь совета по науке и высоким технологиям при президенте РФ член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук.

Развитие инновационного потенциала — масштабная государственная задача современной России, о чем не устают говорить на различных форумах президент Путин и премьер-министр Фрадков. Это новое качество жизни, это достойное место в ряду развитых стран, это гарантия независимости от сырьевой экономики. Но есть ли реальные успехи на этом столбовом пути?

За 3 года существования конкурс собрал более 1300 проектов. Авторы более 30 из них получили призы и премии; ряд проектов продвинулся за счет финансирования НИОКР из внешних источников, а несколько компаний получили гранты на внедрение проектов на сумму около 10 млн долларов.

На конкурс 2004 г. было подано 413 заявок (против 407 в прошлом году), при этом в этом и прошлом году число проектов, вторично поданных на конкурс, не превысило 10%. Увеличился и премиальный фонд конкурса. Среди спонсоров конкурса возросло число промышленных компаний. Гран-при получил проект физика Мартына Нунупарова "Электроника без батареек". Проекту предоставлены производственные площади и инвестиции до этапа промышленного производства, а также начальные оборотные средства для пилотного выпуска продукции (суммарный эквивалент 2,5 млн долларов).

Распределение по технологическим кластерам дает пищу для размышлений: примерно равные доли (по 13-14%) принадлежат четырем лидерам — энергетике и альтернативным источникам энергии, биотехнологиям и медицине, информационным технологиям и телекоммуникациям, транспорту и двигателестроению. С небольшим отрывом за ними следуют нанотехнологии и новые материалы, а доля приборостроения и электроники снизилась по сравнению с прошлым годом.

В географии неизменным остается лидерство Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Далее следуют Новосибирск, Калуга (при участии Обнинска) и Уфа. Как и в 2003 году, слабо представлен Урал, — очень мало проектов из Екатеринбурга, Челябинск же вошел в десятку лидеров благодаря атомграду Снежинску.

В 2004 году впервые введена новая номинация "Проекты для Белой книги" — 69 участников предложили капиталоемкие проекты отраслевого, национального масштаба, которые можно реализовать в среднесрочной перспективе. Спектр предложения широк — от новых вариантов холодного термояда до гуманитарной технологии для формирования "теневого инновационного правительства".

Из 413 первоначально представленных на конкурс проектов в финал вышло 34, из числа которых жюри определило 12 победителей. Обо всех победителях рассказать невозможно, но особых слов заслуживает обладатель русского инновационного Гран-при.

Физик Мартын Нунупаров, основатель компании Qmodule, объединившей группу специалистов из полудюжины стран Евросоюза и СНГ, представил на конкурс ряд приборов — беспроводные выключатели, дверные замки и другие устройства, которые роднило то, что все они имели микросхемы и передатчики, питающиеся от мускульной энергии человека.

Ручные генераторы тока, где надо крутить ручку или шатун, существуют уже около века. Но от этих массивных устройств мало проку, когда необходимо снабдить энергией маленькое устройство, аппетиты которого очень скромны.

Инновационные центры

Команда Нунупарова сконструировала пьезоэлектрический конвертор наподобие тех, что поджигают искрой газ в одноразовых зажигалках. Это устройство вмонтировали под клавишу переключателя. Когда клавиша нажимается, генерируется слабый электрический ток, но современному чипу этой мощности более чем достаточно.

Идея, что из такого обыденного действия, как нажатие кнопок, можно извлекать электроэнергию в количествах, пригодных для питания электронных устройств, не нова. Главное ноу-хау Мартына Нунупарова в схеме пьезоконвертора. Сейчас линейка продуктов под общим названием Qmodule включает в себя только выключатели и замки, а также модули для других производителей электроники. Однако, как рассказал экспертному совету Мартын Нунупаров, ничто не мешает создать на базе того же пьезоконвертора беспроводную клавиатуру или мышь для компьютеров, дистанционные датчики давления и вибраций для строительства и энергетики, секретные сенсоры движения для армии или любые другие автономные устройства для ситуаций, где механическая энергия пропадает зря. В них никогда не сядет батарейка — в пьезоконверторе нечему портиться со временем. К тому же палец человека — самый экологически чистый альтернативный источник энергии, не оставляющий после себя никаких отходов, кроме отпечатка. Генеральный партнер конкурса заявил о намерении отдать под производство продуктов марки Qmodule одно из своих предприятий и профинансировать их продвижение на коммерческий рынок.

на 20.10.2018

Карта инновационной России

В данной статье дана характеристика малых инновационных предприятий (МИП) в России, раскрыта их роль в экономике страны, выявлены проблемы, с которыми сталкивается инновационная деятельность в наши дни. Так же отмечена особая роль Роспатента в функционировании МИП в России.

В современном информационном мире экономика не может обходиться без основных проводников новых технологий и инноваций. Особое место в инновационном экономическом развитии занимают малые инновационные предприятия. Следует отметить, что многие новейшие направления НТП в частном секторе развиваются именно за счет малого бизнеса.

Малое инновационное предприятие (МИП) - это предприятие, у которого доля продукции старше трех лет в общем объеме выпускаемой продукции составляет не более 10%. Свое начало в России МИП положили в начале 90-х годов, но постепенно их количество сокращалось из-за низкого спроса и сложностей выхода на рынок с новой продукцией. Однако с конца 90-х годов стали появляться новые МИП, которые создавались в форме предприятий, ведущих исследовательские разработки для крупных компаний, таких как Лукойл и Газпром.

МИП представляют собой небольшие мобильные коллективы профессионалов, действующих самостоятельно или в составе крупной компании в таких сферах, где неизбежны постоянные изменения. Основателями малого инновационного бизнеса являются ученые, инженеры, изобретатели, целью которых является воплощение в жизнь новейших достижений науки и техники. В качестве первоначального капитала таких предприятий могут личные сбережения учредителей, но их обычно не хватает для реализации имеющихся идей. В таких ситуациях приходится обращаться в специализированные финансовые организации, готовые предоставить рисковый капитал.

Сферы деятельности малых инновационных предприятий в России разнообразны, но все они направлены на модернизацию и тестирование продукции, производимой крупными предприятиями, введение новинок и новых технологий в линейку продукции или услуг. К таким сферам можем отнести: сферы разработки программных продуктов, лазерной техники, маркетинговых исследований, области «улучшающих» нововведений и др.

МИП, как и любые другие формы предпринимательства, нуждаются в финансовой поддержке.

Инновационные Центры СтАР

На сегодняшний день существуют следующие организации, финансирующие и способствующие развитию малых инновационных предприятий: Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития (РФТР), Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия), Венчурный инновационный фонд (ВИФ) .

Так, например, Российский фонд технологического развития поддерживает проекты в области прикладных исследований и разработок, а главными получателями его средств являются научно-исследовательские организации и малые предприятия. Фонд содействия занимается поддержкой малых предприятий, а также финансированием начинающих инновационных компаний (start-ups) через программу «СТАРТ», в рамках реализации которой осуществляется так называемое «посевное» финансирование инновационных проектов, находящихся на ранней стадии развития.

Несмотря на действующие фонды финансовой поддержки малых инновационных предприятий в России, масштабы помощи явно не достаточны. Так РФТР за десять лет поддержал 840 межотраслевых научно-технических проектов, а Фонд содействия за этот же срок профинансировал более 2 тысяч малых предприятий (для сравнения: в рамках американской программы SBIR «Инновационные исследования малого бизнеса» за аналогичный временной интервал было поддержано более 35 тысяч малых фирм) .

Согласно закону «О создании малых предприятий при вузах и научных учреждениях» от 24 июля 2009 года, государственные вузы также могут сами создавать предприятия, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным образовательным учреждениям. Иными словами вузы имеют полное право заниматься научными разработками, которые в дальнейшем могут быть внедрены в производство крупных корпораций. Существование при НИИ малого инновационного предприятия дает им ряд преимуществ: позволяет отсрочивать платежи за аренду и коммунальные услуги; пользоваться опытно-экспериментальной базой, наработанными связями института с партнерами и заказчиками, его научным потенциалом, брендом и, наконец, получать через материнскую организацию часть госзаказа. Каждое из этих предприятий, так или иначе, использует инновации и способствует развитию инновационной деятельности в стране.

Однако малый инновационный бизнес в настоящее время сталкивается с рядом трудностей, например: отсутствие эффективной правовой базы; кадровая проблема; финансовые механизмы поддержки инновационной деятельности находятся в стадии формирования; нестабильная экономическая ситуация; проблема информационного обеспечения и т.д. Например, принятие важнейших решений, касающихся производства и сбыта, в зарубежных фирмах происходит только после экономической конкурентной разведки, проводимой с использованием патентной информации. Однако в России весь накопленный в патентном ведомстве опыт по определению наиболее перспективных технологий, их правовой охраны и возможностей использования даже без приобретения лицензий пока остается невостребованным.

Для информационного обеспечения малых предприятий деятельность Роспатента может оказаться особенно полезной. На основе уже сложившейся в Роспатенте системы оказания услуг информационного характера, специально для малых предприятий инновационной сферы могут проводиться мероприятия, ориентированные на повышение уровня, качества и конкурентоспособности отечественных инновационных идей и разработок. Помощь Роспатента может оказаться чрезвычайно полезной в части анализа и отбора для реализации инвестиционных проектов и программ, а также при создании новых инновационных предприятий и производств.

В заключении хотелось бы отметить, что инновационный бизнес одновременно является уникальным и сложным, перспективным, но, в то же время, и высоко рискованным. Конечно создание технопарков, бизнес-инкубаторов и прочих элементов инновационной инфраструктуры решает часть проблем, с которым сталкивается малый инновационный бизнес в своей деятельности, особенно в период становления. Однако дальнейшее развитие МИП невозможно без совершенствования системы государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности малого предпринимательства. С учетом положительного опыта развития малого инновационного бизнеса за рубежом, с уверенностью можно сказать, что процветание этого сектора малого предпринимательства будет способствовать эффективному и стабильному экономическому развитию и росту нашей страны в будущем.

26 невероятных инноваций 2015 года, сделавших мир лучше

30.12.2015 Раздел: Образ жизни, Читаем Комментариев нет


С самого начала 2015 года мы были свидетелями появления множества инноваций, изменивших мир.В начале января мы видели, как Билл Гейтс пьет чистую воду, полученную с помощью специального обрабатывающего устройства из осадка коллекторов и отходов жизнедеятельности человека. В феврале социальные работники и ученые-компьютерщики создали алгоритм, предотвращающий распространение ВИЧ-инфекции среди бездомной молодежи. В марте, исследовательская лаборатория создала микрочип, который может реально помочь преодолеть цифровое неравенство в развивающихся странах.

И в течение всего года появлялись революционные идеи и изобретения для решения серьезных мировых проблем.

От новых кроссовок, которые помогают людям с ограниченными физическими возможностями, до нано листов, которые могут поглощать разлившуюся нефть и бинди, восполняющих дефицит йода у женщин в Индии – вот всего лишь некоторые из лучших инноваций 2015 года, которые на самом деле сделали мир лучше.

  1. Машина, преобразующая отходы в чистую питьевую воду
  2. Алгоритм, способный предотвратить распространение ВИЧ среди бездомной молодежи
  3. Технология кроссовок, созданная специально для людей с ограниченными возможностями
  4. Устройство для спасения жизней, которое может запечатать рану за минуту
  5. Интернет в микрочипе
  6. Посуда, которая упрощает жизнь людям, страдающим деменцией
  7. Роторы, напечатанные на 3D-принтере, способные превратить соленую воду в питьевую через заморозку
  8. Лампы, работающие на энергии растений
  9. Революционный материал способный абсорбировать утечки нефти
  10. Устройство для стирки, позволяющее многократно использовать воду
  11. Долговечное удобное жилье для беженцев
  12. Недорогое устройство, упрощающее переливание крови
  13. Зонд для получения энергии океанских волн, созданный пятнадцатилетней девочкой
  14. Рука-протез, которая воссоздает чувство осязания
  15. Простой набор для стирки и сушки многоразовых прокладок
  16. Устройство, помогающее младенцам дышать
  17. Экологичные кирпичи, которые могут свершить революцию в Индии
  18. Напечатанные полоски для домашних тестов на различные заболевания
  19. Бинди, восполняющие недостаток йода у индийских женщин
  20. Улей, собирающий мед сам
  21. Устройство для смартфона, проводящее анализ крови за 15 минут
  22. Инновационное лечение желтухи у новорожденных
  23. Лучший протез коленного сустава для ампутантов из развивающихся стран
  24. Временные татуировки, помогающие диабетикам контролировать уровень сахара в крови
  25. Датчик кислотности, который поможет сохранить океаны
  26. Приложение, с помощью которого слепые люди смогут видеть глазами других

Метки: инновации

Топливные брикеты


ООО «ИТ «Северная Русь»
изготавливает уникальные топливные брикеты, получаемые путем переработки отходов угольного производства, основу которого составляет технология брикетирования без использования связующих веществ.

Угольные брикеты предназначены для использования вместо угля, газа и нефтепродуктов, без переделки существующих котельных, а так же для использования в частном секторе.

Отличительной особенностью разработанного процесса брикетирования является возможность изготовления брикетов из шламовых смесей без применения связующих добавок, что значительно удешевляет продукцию.

Качество готовой продукции (брикетов), полностью соответствует требованиям потенциальных потребителей по своим физико-химическим характеристикам.

Предлагаемая технология позволяет получить брикет с заданными геометрическими размерами, конфигурацией и физическими свойствами. Топливные брикеты обладают прочностью, необходимой для их последующей транспортировки. Сохраняют прочность при увлажнении, обладают однородностью линейных размеров кусков и их химического состава, а также имеют более низкую себестоимость, по сравнению с себестоимостью традиционного сырья.

Производство угольных брикетов позволяет обеспечить рынок энергоресурсами, полученными нетрадиционными методами, с низкой себестоимостью. Угольные брикеты предназначены для использования в качестве альтернативного топлива для производственных нужд промышленности и систем ЖКХ.

Угольные брикеты изготавливаются на специальном оборудовании с использованием разработанной технологии обработки угольного шлама, которая позволяет добиться высокого качества конечного продукта. Получаемые брикеты соответствуют всем параметрам топлива, применяемого для основных типов агрегатов энергетического комплекса.

Преимущества угольных брикетов:

  • увеличенная теплоотдача и продолжительность горения;
  • брикет сгорает полностью, не образуя шлаковых отложений;
  • форма и размеры брикета обеспечивают высокую проницаемость насыпного слоя;
  • экологически чистая продукция, угольные брикеты изготавливаются без связующих добавок;
  • продукция упаковывается в биг-беги, что исключает потери при транспортировке и погрузочно-разгрузочных работах;
  • угольные брикеты не впитывают влагу и не размокают;
  • брикеты имеют единую форму и размер;
  • экологически чистая продукция.

Инновации в сфере образования - все, что связано с внедрением в практику передового педагогического опыта. Учебно-воспитательный процесс, занимающий в современной науке ведущее место, направлен на передачу учащимся знаний, умений, навыков, на формирование личности, гражданственности. Изменения продиктованы временем, изменением отношения к обучению, воспитанию, развитию.

Важность инноваций в образовании

Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло. Людей всегда пугало все неизведанное и новое, они негативно относились к любым изменениям. Стереотипы, существующие в массовом сознании, затрагивающие привычный образ жизни, приводят к болезненным явлениям, мешают обновлению всех видов обучения. Причина нежелания людей принимать инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Не все готовы к тому, что придется заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое сознание, тратить на это личное время и средства. После того как запускается процесс обновлений, остановить его можно только с помощью специальных методик.

Методы внедрения инноваций

Самыми распространенными способами проверки эффективности запущенных в образовании преобразований считают:

  • Метод конкретизирующих документов. Чтобы оценить инновации в системе образования, пресекается возможность объемного внедрения новшеств в образовательный процесс. Выбирается отдельная школа, вуз, ДУ, на их базе проводится эксперимент.
  • Метод кусочного внедрения. Он подразумевает ввод отдельного нового инновационного элемента.
  • «Вечный эксперимент» подразумевает оценку получаемых результатов на протяжении длительного временного промежутка.

Параллельное внедрение предполагает сосуществование старого и нового образовательного процесса, анализ эффективности подобного синтеза.


Проблемы внедрения инноваций

Инновационные технологии в образовании «тормозятся» по различным причинам.

  1. Барьер творчества. Учителя, привыкшие работать по старым программам, не хотят что-либо менять, учиться, развиваться. Они принимают в штыки все нововведения в образовательной системе.
  2. Конформизм. Из-за приспособленчества, нежелания развиваться, боязни выглядеть в глазах других белой вороной, показаться смешными педагоги отказываются принимать необычные педагогические решения.
  3. Личностная тревожность. Из-за неуверенности в себе, способностях, силах, заниженной самооценки, боязни высказывать свои суждения открыто многие учителя до последней возможности сопротивляются любым изменениям в ОУ.
  4. Ригидность мышления. Педагоги старой закалки считают свое мнение единственным, окончательным, не подлежащим пересмотру. Они не стремятся к приобретению новых знаний, навыков, негативно относятся к новым веяниям в современных ОУ.


Как принять инновации

Инновационное поведение не предполагает приспособления, оно подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие. Педагог должен понять, что инновационное образование – способ воспитания гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень. Учитель, избавившийся от «комплексов», психологических барьеров, готов стать полноценным участником инновационных преобразований.

Технология обучения

Она является руководством для реализации целей, поставленных образовательным учреждением. Это системная категория, которая ориентирована на дидактическое использование научных знаний, организацию учебного процесса с применением эмпирических инноваций педагогов, повышение мотивации школьников и студентов. В зависимости от типа образовательного учреждения, используют различные подходы в образовании.

Инновации в вузах

Инновации в высшем образовании подразумевают систему, состоящую из нескольких компонентов:

  • целей обучения;
  • содержания образования;
  • мотивации и средств преподавания;
  • участников процесса (студентов, преподавателей);
  • результатов деятельности.

В технологии подразумеваются два компонента, связанные друг с другом:

  1. Организация деятельности обучаемого (студента).
  2. Контроль образовательного процесса.

При анализе технологий обучения важно выделить применение современных электронных средств (ИКТ). Традиционное образование предполагает перегрузку учебных дисциплин избыточной информацией. При инновационном образовании так организовано управление учебно-воспитательным процессом, что преподаватель выполняет роль тьютора (наставника). Помимо классического варианта, студент может выбирать дистанционное обучение, экономя время, средства. Позиция студентов относительно варианта обучения меняется, они все чаще выбирают нетрадиционные виды получения знаний. Приоритетной задачей инновационного образования становится освоение аналитического мышления, саморазвитие, самосовершенствование. Для оценки результативности инновации в высшем звене учитывают следующие блоки: учебно-методический, организационно-технический. Привлекаются к работе эксперты – специалисты, которые могут оценить инновационные программы.

Среди факторов, тормозящих внедрение в образовательный процесс инноваций, лидирующие позиции занимают:

  • недостаточное оснащение компьютерной техникой и электронными средствами учебных заведений (в некоторых вузах нет стабильного интернета, не хватает электронных пособий, методических рекомендаций для выполнения практических и лабораторных работ);
  • недостаточная квалификация в области ИКТ преподавательского состава;
  • невнимание руководства учебного заведения к применению в образовательном процессе инновационных технологий.

Для решения подобных проблем должна проводиться переподготовка преподавателей, семинары, видеоконференции, вебинары, создание мультимедийных кабинетов, просветительская работа среди студентов по применению современных компьютерных технологий. Оптимальным вариантом внедрения инноваций в систему высшего образования является дистанционное обучение путем использования глобальных и локальных мировых сетей. В Российской Федерации подобный способ обучения находится в «зародышевом» состоянии, в европейских странах он давно применяется повсеместно. У многих жителей сел и деревень, удаленных от крупных городов, это единственный способ получить диплом о специальном среднем либо высшем образовании. Помимо дистанционной сдачи вступительных экзаменов, через "Скайп" можно общаться с преподавателями, слушать лекции, участвовать в семинарах.

Инновации в образовании, примеры которых мы привели, не просто «доносят науку в массы», но и снижают материальные расходы на получение образования, что достаточно актуально с учетом мирового экономического кризиса.

Инновации в дошкольном образовании

Инновации в дошкольном образовании основаны на модернизации старых образовательных стандартов, внедрении ФГОС второго поколения. Современный педагог старается постоянно самообразовываться, развиваться, искать варианты образования и развития детей. Учитель должен иметь активную гражданскую позицию, воспитывать любовь к отчизне у своих подопечных. Есть несколько причин, по которым инновации стали необходимыми для дошкольного образования. В первую очередь они помогают в полной мере удовлетворять запросы родителей. Без новшеств дошкольным учреждениям сложно конкурировать с другими аналогичными заведениями.

Для определения среди детских садов лидера разработан специальный конкурс инноваций в образовании. Обладатель высокого звания «Лучший детский сад» получает заслуженную награду – огромный конкурс в дошкольное учреждение, уважение и любовь родителей и малышей. Помимо внедрения новых воспитательных программ, инновации могут быть и в иных сферах: работе с родителями, с кадрами, в управленческой деятельности. При их правильном применении дошкольное учреждение функционирует без сбоев, обеспечивает развитие гармоничной личности малышей. Среди технологий, представляющих инновации в образовании, примеры можно привести следующие:

  • проектная деятельность;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-коммуникативное обучение;
  • игровая методика.

Особенности здоровьесберегающих технологий

Они направлены на формирование у дошкольников преставления о здоровом образе жизни, укрепление физического состояния малышей. Учитывая существенное ухудшение экологической ситуации, внедрение данной инновационной технологии в дошкольное воспитание является актуальным. Реализация методики зависит от тех целей, которые поставлены дошкольным учреждением.

  1. Основной задачей является сохранение физического здоровья детей. Это мониторинг здоровья, анализ питания, формирование здоровьесберегающей среды в ОУ.
  2. Улучшение состояния здоровья дошкольников путем внедрения дыхательных, ортопедических, пальчиковых гимнастик, стретчинга, закаливания, хатха-йоги.

Помимо работы с обычными детьми, развитие детей с ограничениями в развитии также обеспечивают современные инновации в образовании. Примеры проектов для особенных детей: «Доступная среда», «Инклюзивное образование». Все чаще на занятиях с малышами воспитатели используют цвето-, сказко-, арт-терапию, обеспечивая полноценное развитие детей.


Проектная деятельность

По новым образовательным стандартам, и воспитатели, и педагоги обязаны вместе с воспитанниками участвовать в проектной деятельности. Для дошкольных учреждений такая деятельность осуществляется вместе с педагогом. Целью ее становится решение определённой проблемы, поиск ответа на вопросы, поставленные на начальной стадии работы. Существует подразделение проектов на несколько видов:

  • индивидуальные, фронтальные, групповые, парные (в зависимости от числа участников);
  • игровые, творческие, информационные, исследовательские (по методу проведения);
  • долгосрочные, краткосрочные (по продолжительности);
  • с включением культурных ценностей, общества, семьи, природы (в зависимости от тематики).

В ходе проектной работы ребята самообразовываются, получают навыки работы в команде.

Исследовательская деятельность

Анализируя инновации в образовании, примеры можно найти в исследованиях. С их помощью ребенок учится выявлять актуальность проблемы, определять пути ее решения, выбирать методики для эксперимента, проводить опыты, делать логические выводы, определять перспективы дальнейшего исследования в данной области. Среди основных методов и приемов, необходимых для исследования: опыты, беседы, моделирование ситуаций, дидактически игры. В настоящее время для начинающих исследователей при поддержке ученых ведущие высшие учебные заведения РФ проводят конкурсы и конференции: «Первые шаги в науку», «Я - исследователь». Малыши получают свой первый опыт публичной защиты выполненных экспериментов, ведения научной дискуссии.

ИКТ

Подобные инновации в профессиональном образовании в век научного прогресса стали особенно актуальными и востребованными. Компьютер стал привычным явлением в дошкольных учреждениях, школах, колледжах. Разнообразные увлекательные программы помогают формировать у ребят интерес к математике и чтению, развивают логику и память, вводят в мир «волшебства и превращений». Те анимационные картинки, которые мелькают на мониторе, интригуют малыша, концентрируют его внимание. Современные компьютерные программы позволяют воспитателю вместе с ребятами моделировать разные жизненные ситуации, искать способы их решения. Учитывая индивидуальные способности ребенка, можно подстроить программу под конкретного малыша, следить за его личностным ростом. Среди проблем, связанных с применением ИКТ-технологий, лидирующие позиции занимает чрезмерное применение компьютера на учебных занятиях.

Методика личностно-ориентированного развития

Данная инновационная технология предполагает создание условий для формирования индивидуальности дошкольника. Для реализации данного подхода создают уголки для занятий и игр, сенсорные комнаты. Есть специальные программы, по которым работают дошкольные учреждения: «Радуга», «Детство», «Из детства в отрочество».

Игровые методики в ДУ

Они являются настоящим фундаментом современного дошкольного образования. С учетом ФГОС на первый план выходит личность малыша. В ходе игры происходит знакомство малышей с различными жизненными ситуациями. Существует множество функций, выполняемых играми: обучающая, познавательная, развивающая. Инновационными игровыми упражнениями считают:

  • игры, помогающие дошкольникам выделять определенные признаки предметов, сравнивать их между собой;
  • обобщение предметов по знакомым признакам;
  • упражнения, в ходе которых малыши учатся отличать реальность от вымысла

Инклюзивное образование

Благодаря инновациям, внедренным за последние годы в образовательный процесс, шанс на полноценное обучение получили ребята, имеющие серьезные проблемы со здоровьем. В министерстве образования РФ был разработан, апробирован национальный проект, в котором указаны все нюансы инклюзивного образования. Государство позаботилось об оснащении современным компьютерным оборудованием не только ребят, но и их наставников. С помощью "Скайпа" учитель проводит дистанционные уроки, проверяет домашние задания. Подобный вариант обучения важен с психологической точки зрения. Малыш понимает, что он нужен не только родителям, но и педагогам. Дети, имеющие проблемы с опорно-двигательным, речевым аппаратом, которые не могут посещать обычные учебные заведения, обучаются с тьюторами по индивидуальным программам.

Заключение

Педагогические инновации, внедряемые в образовательных учреждениях современной России, помогают реализовывать социальный заказ: воспитывать в школьниках, студентах чувство патриотизма, гражданской ответственности, любви к родному краю, уважение к народным традициям. Информационно-коммуникативные технологии стали привычными в детских садах, школах, академиях, университетах. Среди последних новшеств, коснувшихся образовательных учреждений: проведение единого государственного экзамена в режиме онлайн, отправка экзаменационных работ путем предварительного сканирования. Безусловно, у российского образования еще много неразрешенных проблем, устранить которые помогут инновации.

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №1 г.Новочеркасска.

Доклад на тему:

«Инновационные технологии в коррекционном образовании»

Подготовила: инструктор по труду

Яричевская Л.И.

Новочеркасск – 2017 г.

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

На уроках и занятиях во внеурочное время в коррекционной школе VIII вида можно применять элементы различных инновационных педагогических технологий: разноуровневого обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, игровая технология, здоровьесберегающая технология, коррекционно-развивающие технологии и информационно-коммуникационные технологии:

1. Технология разноуровневого обучения. Относительно новая технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного - воспитательного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.

2. Обучение в сотрудничестве. Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок. В концессии образования РФ сотрудничество трактуется как идея совместной развивающий деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатом этой деятельности. Важнейшее место занимают отношения ― учитель-ученик. Педагогика сотрудничества красной нитью проходит через все технологии, так как в центре стоит ученик, личность.

3. Технология проблемного обучения. На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.

4 . Игровая технология. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого.

5. Здоровьесберегающая технология , цель которой - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. Использование данной технологии в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. 6 . Коррекционно-развивающие технологии - это такие технологии, которые нацелены на развитие или коррекцию какой-либо психической деятельности. 7. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании – э то совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и распространения информации и использования их в образовательном процессе. Под информационными и коммуникационными технологиями предлагается понимать комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы.

Развитие детей с нарушением интеллекта без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным. Одной из задач учебной работы школы является продолжение обеспечения качественного образования за счет внедрения новых технологий, использования ИКТ.

Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой - культурой общения, диалога в широком смысле слова: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалога читателя и писателя, актёра и зрителя, обучаемого и обучающего.

Информационная культура требует, прежде всего, от учителя и от обучаемого новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивает им необходимую социальную адаптацию к переменам, и гарантирует достойное место в информационном обществе и выполняет следующие функции:

Регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную;

Познавательную, т.к. непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением;

Коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей;

Воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.

Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя; помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.

Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами.

Необходимость использования ИКТ на уроках и занятиях во внеурочное время коррекционной школы VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Отмечу несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках в коррекционной школе:

  • Во-первых, организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональным и физиологическими особенностями детей.
  • Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.
  • В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.

Также при обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ.

Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.

Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий должно встраиваться в систему обучения, а не осуществляться изолированно от решения основных коррекционных задач.

Отбор коррекционных задач педагог осуществляет исходя из следующих принципов:

* отбираются учебно-коррекционные задачи, решение которых без компьютера сложно или практически неосуществимо в условиях традиционного обучения;

* достижение обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки;

* индивидуализация процесса выполнения задания за счет использования компьютерных технологий.

Немаловажной задачей педагога коррекционной школы является социализация учащихся в обществе. ИКТ позволяет решать эту задачу.

Учащиеся коррекционной школы VIII вида – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение познавательной деятельности. Эмоционально–волевая сфера этих учащихся тоже нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно–двигательная сфера учащихся с нарушением интеллекта, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, но их характеризует то, что у данной категории детей сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря этому использование ИКТ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются и дают положительный результат при введении их в различные части урока.

Для всех детей с нарушением интеллекта характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Они обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У таких детей позже, чем у их нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Обучение – двусторонний процесс, состоящий из преподавания (т.е. активной деятельности педагога, и учения (активного познавательного процесса, в которой проявляются и формируются умственные качества учащегося. Особенность коррекционной школы заключается в оптимальном усвоении доступного детям с нарушением интеллекта минимума школьных предметов. При этом важно не допустить примитивизма в преподнесении учебного материала.

Одним из главных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является именно опора на чувственное познание детей. Важнейшей стороной организации чувственного познания и является наглядность обучения. Наглядные пособия подразделяются на несколько групп:

I группа - реальные предметы или явления, использование их позволяет сблизить теоретические знания и реальную жизнь;

II группа - изображения и модели предметов, явлений, которые могут заменить реальные предметы;

III группа - символические и схематические наглядные пособия (схемы, чертежи, карты) используются для лучшего усвоения и понимания закономерностей истории, математики и других предметов.

Развитие детей в соответствии с требованием времени, для их социализации в современном обществе невозможно представить в отрыве от информационных технологий. Применение информационных технологий на уроках в коррекционной школе способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал.

Внедрение ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. Для учащихся коррекционных школ VIII вида это особенно важно, так как многие из них воспитываются в неблагополучных семьях, где нет компьютера, и дети не имеют общих пользовательских навыков. Они не играют в компьютерные игры, не общаются в социальных сетях, не пишут письма. А ведь эти навыки отличают человека XXI века. Так как речь идёт об учащихся коррекционной школы, следует знать, что информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми с нарушением интеллекта.

Коррекционно–развивающая работа с детьми, имеющими нарушение интеллекта, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих).

Использование информационных компьютерных технологий открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет осуществлять процедуру контроля ЗУН учащихся.

Компьютер можно применять на любом этапе урока:

1. На этапе организационного момента применение ИКТ повышает мотивацию к уроку и организует детей на предстоящую деятельность.

2. При проверке домашнего задания выявляется уровень усвоения материала на предыдущем уроке и уровень самостоятельности учащегося при подготовке домашнего задания.

3. При изложении нового материала: происходит визуализация знаний посредством демонстрации энциклопедических программ, презентаций.

4. На этапе закрепления изученного материала осуществляется закрепление ЗУН на основе программ–тренажеров.

5. При контроле и проверке изученного происходит контроль и проверка ЗУН учащихся посредством программ для тестирования и контроля.

6. На этапе подведения итога происходит визуализация деятельности учащихся на основных этапах урока посредством демонстрации презентации.

Таким образом, использование ИКТ на разных этапах урока значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

На уроках в коррекционной школе наиболее популярны следующие виды компьютерных технологий: компьютерные игры; тесты; компьютерные презентации. Компьютерные игры используются в процессе развития и коррекции познавательных психических процессов, выработке учебных знаний, умений и навыков. При использовании компьютерных игр происходит не только усвоение знаний, но ещё коррекция и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Основным видом применения ИКТ в нашей практике являются электронные презентации, которые позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.

Использование презентаций , на наш взгляд:

Способствует развитию наглядно-образного мышления, внимания;

Содействует созданию положительной мотивации за счет использования средств привлечения внимания;

Способствует обеспечению методической и дидактической поддержки различных этапов урока;

Даёт возможность оптимально использовать время на уроке;

Позволяет видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию;

Позволяет учителю проводить показ в режиме диалога - обсуждая с классом;

Каждый слайд презентации представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу.

Применяемые нами презентации позволяют использовать различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний, и т.д.


Преимущества Дистанционное обучение позволяет: получить образование в соответствии с ФГОС, обучаться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, используя специализированное новейшее компьютерное оборудование, рассчитанное на детей-инвалидов. Развить творческие способности и участвовать в проектной, исследовательской деятельности. Получить навыки коллективной работы. Подготовиться к поступлению в ВУЗ или получить дополнительное образование. Получить квалифицированное сопровождение психологов, дефектологов, логопедов и других специалистов «Центра помощи детям». На сегодняшний день качественное образование является одним из важнейших факторов, определяющих жизненный успех. Для людей с ограниченными возможностями получение полноценного образования тоже играет важную роль. Для многих из них это единственный шанс найти интересную работу, жить полноценной жизнью. Потребность в профессиональном образовании инвалидов гораздо выше, чем имеющиеся возможности. Учебные заведения общего типа не готовы к обучению инвалидов, так как не создана безбарьерная среда, нет специального оборудования, нет подготовленных кадров для работы с инвалидами и др. Роль учителей является определяющей в использовании средств ИКТ для помощи учащимся в освоении материала и адаптации в современном мире. Проблема создания и внедрения средств ИКТ является одной из приоритетных задач при организации интегрированного обучения школьников с ограниченными возможностями. Для таких детей часто единственным шансом получить образование является система дистанционного обучения. Использование Интернет-технологий в дистанционном обучении детей- инвалидов. Обучение на основе компьютерных телекоммуникаций обеспечивает возможность: чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической); хранения информации в памяти компьютера (электронная почта) нужное количество времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки; интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи с преподавателем или с другими участниками обучающего курса; доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Internet, работы с этой информацией; организации совместных телекоммуникационных проектов, электронных конференций, компьютерных аудио- и видеоконференций. При дистанционном обучении обучаемый должен не только владеть пользовательскими навыками работы с компьютером, но и способами работы с аутентичной информацией, с которой он встречается в различных ресурсах Интернет. Речь идет о том, что учащиеся должны хорошо владеть различными видами чтения: изучающим, поисковым, ознакомительным, работать с электронными справочниками и словарями, которые могут быть приданы данному курсу или существовать автономно на различных серверах. Новые технические и технологические средства сетевых коммуникаций могут предоставить принципиально новые методические возможности для дистанционного обучения детей с особыми потребностями именно в рамках общего образования. Во-первых, предоставляется возможность выстроить индивидуальную траекторию продвижения для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от особенностей и индивидуального развития, организовать самостоятельное продвижение по темам курса успевающему ребенку и возможность возврата к запущенному материалу отстающему ребенку. Возможная нерегулярность посещения учебных занятий в массовой или специализированной школе, связанная с ограничением передвижения, заменяется обучением в удобное и подходящее для ребенка время. Гибкость структуры учебного процесса позволяет учесть потребности и возможности каждого ребенка, его интересы и индивидуальный темп продвижения по изучаемому материалу. Основное достоинство дистанционных технологий в обучении детей с ОВЗ состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного материала. Во-вторых, появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости. Происходит компенсирование отсутствия некоторых функций, к примеру, если ребенок не может нажимать на клавиши пальцами, он приспосабливается - берет в рот карандаш и с его помощью работает на компьютере. В-третьих, дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками. Несмотря на физическую удаленность субъектов обучения друг от друга, существует реальная возможность взаимного общения детей в рамках курсовых и тематических совместных занятий как по вертикали (педагог - обучающийся), так и по горизонтали (между обучающимися, в режиме электронной почты, конференций, чата, виртуальных семинаров и т.п.). Возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем либо уменьшается их значимость. Отличительной чертой дистанционного обучения детей с особыми потребностями является замена личностного взаимодействия c педагогом различными средствами учебной коммуникации реализуемой с помощью электронно-коммуникативных систем: прямое диалоговое общение в режиме форума, чата, проведение общегрупповых занятий в режиме виртуальный класс, использование «интерактивной доски», консультирование в режиме on-line. В-четвертых, у ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка. В-пятых, дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но и сам учащийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам обучающийся может выбирать как формы, так и способы обучения, время и формы взаимодействия с преподавателем. В-шестых, повышается эффективность проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения благодаря легкореализуемым в сетях различным формам проверки. Очевидно, что дистанционное обучение предоставляет большие возможности для детей с особыми потребностями. Благодаря достаточно развитым техническим возможностям современных компьютеров, а также программного обеспечения, позволяющим вводить информацию с голоса, в дистанционное обучение могут быть вовлечены разные категории детей- инвалидов, и не только с проблемами опорно-двигательного аппарата. Тем более что существуют специализированные технические средства адаптации, позволяющие детям с различными ограничениями полноценно взаимодействовать с компьютером. Надомное обучение.Надомное образование рассчитано на детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения. Для таких детей надомное обучение- возможность получить аттестат зрелости. Существует два варианта домашнего обучения для детей-инвалидов: по вспомогательной или по общей программе. Дети, которые учатся по общей программе, проходят те же предметы, пишут те же контрольные и сдают те же экзамены, что и их ровесники. Но расписание уроков при надомном обучении не такое как в школе. Уроки могут быть как менее продолжительными (20-25 минут), так и более длинными (до 1,5-2 часов). Все зависит от состояния здоровья ребенка. Учителям удобнее захватывать несколько уроков за один раз, поэтому в большинстве случаев в день у ребенка не больше 3 предметов. Как правило, надомное обучение по общей программе выглядит следующим образом: для 1-4 классов - 8 уроков в неделю; для 5-8 классов - 10 уроков в неделю; для 9 классов - 11 уроков в неделю; для 10-11 классов - 12 уроков в неделю. По окончанию обучения по общей программе ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца, такой же, как его одноклассникам. Вспомогательная программа разрабатывается индивидуально исходя из состояния здоровья ребенка. При обучении по вспомогательной программе ребенку по окончании школы выдается аттестат особого образца с указанием программы, по которой ребенок проходил обучение. Все нюансы надомного обучения детей-инвалидов прописаны в Постановлении Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 "Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому". Основанием для организации обучения на дому ребенка - инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения. Обучение на дому детей - инвалидов осуществляет образовательное учреждение ближайшее к их месту жительства. Образовательное учреждение детям-инвалидам, обучающимся на дому: предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения; обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию; выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании. Родители могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Родителям, имеющим детей - инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. Инклюзивное обучение. Инклюзивное образование - это процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной (массовой) школы. дети, проживающих в малоимущих семьях. Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей. Основные задачи: - обеспечить равное отношение ко всем детям; - дать полноценное качественное образование; - обеспечить успешную социализацию детей.Основные формы при осуществлении инклюзивного обучения в массовой школе - Частичная (фрагментарная) интеграция – это посещение занятий в массовой школе, содержание которых ребенку доступно и соответствует его возможностям. В остальное время они обучаются по индивидуальной программе, но в помещениях массовой школы. Комбинированная интеграция – это посещение занятий в течение всего дня в классе вместе с обычными детьми, но, кроме того, посещает коррекционно-развивающие занятия у специалистов. Временная интеграция предполагает объединение всех воспитанников группы компенсирующего назначения с типично развивающимися дошкольниками не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми. Основные преимущества инклюзии: Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков и занятий. Используются технологии оценки эффективности инклюзивного образования. У детей с ОВЗ появляются возможности для получения, обобщения и передачи коммуникативных и других необходимых для жизни навыков. Возможность активного и постоянного участия детей с ОВЗ во всех мероприятиях общеобразовательного и воспитательного процессов. Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении строится на принципах: - Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения. - Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации. - Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей. В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность. - Индивидуальный подход. Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье. Работа сотрудников учебного заведения по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ быть системной и комплексной. Участники образовательного процесса, включая родителей учащихся, принимают общие решения, разрабатываю диагностические и коррекционные мероприятия.Целью психолого-педагогического сопровождения детей ОВЗ является создание для всех участников образовательного процесса, таких условий, которые способствовали бы успешной реализации образовательной и социальной деятельности ребёнка.Задачи:1.Проведение психологической диагностики и тестирования соматического развития детей и их физической подготовленности, с целью определения групп риска детей с низкой психологической готовностью к школьному обучению, низкой учебной мотивацией, ослабленным здоровьем, тревожных или имеющих низкую физическую подготовленность.2. Разработка на основе диагностики единой системы дальнейшей помощи всем участникам образовательного процесса.3. Привлечение родителей к формированию культуры здоровья и совместной корректирующей работе по итогам мониторинга. Качество образования и обученности ребенка зависит от нескольких факторов, основные из которых - это факторы личностные, когнитивные (познавательные), мотивационные факторы, связанные с адаптацией и дезадаптацией субъекта. Огромное значение так же имеет состояние здоровья, или соматический статус ученика, его физических качеств и способностей, отдельных систем: зрения, опорно-двигательного аппарата и т. д Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ включает следующие технологии: 1.Здоровьесберегающие: - физкультурно-оздоровительные технологии направленные на развитие качеств, характерных для здорового человека, и на физическое развитие детей – данные технологии реализуются на уроках физической культуры, в работе спортивных секций, на динамических переменах и во внеклассной работе; - организационно-педагогические технологии– составление расписания уроков и внеурочной деятельности с учётом возрастных особенностей, шкалы сложности предметов и состояния здоровья обучающихся. - психолого-педагогические технологии– использование на уроках различных видов деятельности, место и длительность применения технических средств, обязательные физкультминутки с элементами логоритмики, гимнастики для глаз, наличие эмоциональных разрядок, особое внимание уделяется контролю за сменой учебных поз во время обучения; - технология психологического сопровождения учебной группы–коррекция взаимоотношений, предупреждение переутомления, коррекция дезадаптационных состояний, получение грамотной психологической обратной связи. 2. Социально адаптирующие и личностно-развивающие: - технологии, формирующие и укрепляющие психологическое здоровье учеников и повышающие психологическую адаптацию детей,например,адаптационные занятия с психологом 3. Компьютерные технологии обучения: - использование различных мультимедийных пособий, интерактивной доски, макбуков, личное интернет-пространство учителя. Высшее образование инвалидов.С 1930-х по 60-е годы открылись первые специализированные программы в технических вузах, ориентированные на отдельные виды инвалидности, в том числе в МГТУ им. Баумана, Северо-Западном политехническом институте в Ленинграде. До 1990-х годов социальная политика в отношении инвалидов носила преимущественно компенсационный характер, когда меры сводились к предоставлению универсальных денежных выплат и услуг. Задача приспособления жизненной среды к особенностям и нуждам инвалидов тогда еще не формулировалась. Коренное преобразование политических институтов российского общества стимулировало принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), официально закрепившего цели государственной политики в отношении инвалидов, новые понятия инвалидности и реабилитации инвалидов. Впервые целью государственной политики объявляется не помощь инвалидам, а «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ». Вузов, в которых реализуются целевые программы подготовки студентов-инвалидов, не так много, но их число постепенно растет. До 2000 года только три уполномоченных вуза (МГТУ им. Баумана, Московский институт-интернат и Новосибирский государственный технический университет) предоставляли специальные образовательно-реабилитационные программы для студентов-инвалидов в форме госзаказа. Кроме упомянутых выше трех вузов, среди тех, что ведут образовательные программы для инвалидов по госзаказу, следует назвать Красноярский торгово-экономический институт, Московский городской педагогический университет, Российский государственный педагогический университет им. Герцена в Санкт-Петербурге.В настоящее время сформировались четыре основных направления деятельности вузов в этой области: специальные отделения в вузах; специализированные вузы для инвалидов; центры подготовки инвалидов для поступления в вуз; центры психолого-педагогической помощи инвалидам, обучающимся в вузах. При этом общая концепция образования инвалидов варьируется от полной сегрегации к частичной или полной интеграции. В соответствии с подходом Министерства образования РФ, студент и инвалид это два разных статуса, предполагающих дополняющие друг друга отношения между индивидом, вузом и государством. В первом случае студент с инвалидностью имеет в вузе статус обычного студента со всеми плюсами и минусами. Положительные стороны подобной ситуации связаны с моральной точкой зрения, которую транслируют сами инвалиды: чтобы к инвалидам относились так же, как и ко всем остальным, так как это означает реальное равенство, уважение человеческого достоинства, партнерство. Вместе с тем при таком развитии событий многие студенты с инвалидностью оказываются исключенными из учебного процесса в силу неприспособленности вузовского образовательного пространства к их особенностям. Во втором случае студент с инвалидностью имеет в вузе статус не только студента, но и инвалида. Это отражается в учебных планах, методах преподавания, расчета нагрузки и особенностях штатного расписания высшего учебного заведения, а также в том спектре услуг и приспособлений вузовской среды, которые позволяют студенту-инвалиду, обучиться навыкам учения, поведения в интегрированной среде, беспрепятственно добираться до нужного места в вузе, иметь доступ к специальной технике и библиотеке. Несмотря на все усилия, состояние прав людей с инвалидностью далеко до полной реализации, особенно в том, что касается их полноценного участия в социальной жизни общества в целом.

Состояние системы специального образования в период 90-х годов принято определять как кризис государственной системы специального образования и кризис коррекционной педагогики как науки, для которого характерны следующие явления:

Социальная маркировка ребенка с особыми нуждами как ребенка с дефектом;

Охват системой специального образования лишь части нуждающихся детей, "выпадение" из системы детей с глубокими нарушениями в развитии;

Отсутствие специализированной помощи детям со слабо выраженными нарушениями;

Жесткость и безвариативность форм получения образования;

Преобладание образовательного стандарта над развитием личности ребенка

В результате обучения специалистам становится видимым дисбаланс между обучением и развитием

В последнее десятилетие, благодаря новым установкам государства, в экстремально короткий исторический срок были разомкнуты рамки изолированной системы обучения аномальных детей, устранены социально-политические и идеологические барьеры, сдерживающие развитие системы специального образования как системы помощи и развивающего образования: были разрешены частные благотворительные инициативы и патронаж церкви над аномальными детьми, причем к этому были одновременно допущены различные конфессии; резко расширены по сравнению с советским периодом права родителей; в Законе об образовании (1991г.) провозглашена свобода выбора форм обучения и свобода в их создании; стало возможным построение новых форм образовательных структур.

Таким образом, принципиально изменился социальный заказ, возникла необходимость научно-методически обеспечить новые социальные установки на всех уровнях, во всех аспектах

Объективная невозможность немедленного решения новой исторической сверхзадачи со стороны дефектологов привела к тому, что дефектологическая наука стала объектом массированной глобальной критики.

Одновременно на федеральном и региональном уровнях начали возникать разнообразные инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого-педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения, осуществлялось калькирование западных моделей. Сегодня, по прошествии 5-6 лет, лучшие, наиболее компетентные энтузиасты в области инновации начинают осознавать непродуктивность и опасность "быстрых решений". Однако годы, прошедшие под знаком критического отношения к специальной педагогике, сыграли в целом негативную роль. Право на переосмысление и перестройку системы не признавалось за дефектологами. В сознании общественности они оказались в позиции противостояния инновациям в области форм обучения детей с отклонениями в развитии. Однозначно негативно стала оцениваться вся система специального образования. Вместо ее эволюционного целенаправленного планомерного преобразования на базе развития бесспорных достижений дефектологической науки и практики, в очередной раз предпринимается характерная для нашей страны попытка революционного изменения ситуации, а значит, тотального разрушения сложившейся системы.


Институт коррекционной педагогики РАО считает принципиальным эволюционное развитие системы специального образования. Необходима последовательная и планомерная трансформация системы на разных уровнях.

Институт считает, что роль науки в ближайшее десятилетие состоит в решении следующих задач:

Поддерживать и развивать функционирующую государственную систему специального образования за счет введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания специального образования;

Целенаправленно проводить переподготовку кадров, поддерживая такой уровень профессиональной компетенции кадров в ведущих специальных образовательных учреждениях страны, который может обеспечить максимально возможное в рамках существующей системы качество обучения ребенка с отклонениями в развитии;

Параллельно: обобщить результаты многолетних экспериментов по ранней (от 0 до 3 лет) психолого-педагогической коррекции детей с нарушениями слуха, интеллекта, речевыми нарушениями с целью создания государственной системы комплексной диагностики и коррекции нарушений различных категорий аномальных детей, начиная с первых месяцев жизни;

Определить систему показаний для интеграции ребенка с выраженными отклонениями в развитии в массовых образовательных учреждениях; разработать содержание и формы специализированной поддержки интегрированных детей; разработать содержание и формы переподготовки специалистов массовых учреждений;

Переосмыслить цели, содержание, методы, средства и организационные формы специального образования в соответствии с новым социальным заказом;

Разработать концепцию нового содержания специального образования детей школьного возраста с различными отклонениями в развитии и соответствующую ей концепцию подготовки кадров нового поколения специалистов;

Обеспечить клиническое, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое изучение контингента детей с недостатками развития, не охватывавшихся ранее государственной системой воспитания и обучения (дети со сложной структурой дефекта), на основе интеграции результатов предшествующих исследований Института и данных экспериментального изучения определить содержание, методы, организационные формы их обучения;

На основе изучения общего и специфического в развитии аномальных детей построить максимально полные модели, шкалы основных содержательных линий развития ребенка, указав на них все возможные обходные пути в достижении этапных задач.

Социально-экономические изменения в обществе привели к серьезным изменениям в системе образования, поэтому изменились и требования к научным знаниям. Специальная педагогика переживает кризисный период, многие актуальные проблемы обусловлены расширением реабилитационного пространства : «по горизонтали» - возникла необходимость широкого охвата различных категорий детей с отклонениями в развитии; «по вертикали» - осознается необходимость медико-писхолого-педагогической поддержки и сопровождение детей различных возрастных групп. Одной из самых актуальных и мало разработанных проблем является проблема ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии.

За рубежом накоплен определенный опыт работы с такими детьми – в Австралии, в Германии, в Америке.

Система ранней помощи в нашей стране создана для глухих. Остро актуальна проблема интеграции , дискутируется вопрос о возможности и целесообразности совместного обучения детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников. Одной из наиболее острых, дискуссионных проблем является проблема нтегрированного (совместного) обучения детей с нормальным темпом психического развития и детей с отклонениями в развитии.

Н.Н.Малофеев произвел социокультурный анализ современных тенденций образования лиц с особыми образовательными потребностями и пришел к следующим выводам.

Если считать 90-е гг. в России началом перехода с четвертого на пятый этап, который Европа пережила в 70-е гг., то следует признать интеграцию ведущей тенденцией развития системы на данном историческом отрезке времени. Однако, сопоставительный анализ показывает существенные различия социокультурных условий возникновения и реализации интегративных подходов к образованию детей с различными нарушениями в развитии.

Россия должна рассматривать интеграцию в образовании как один из нескольких перспективных путей развития системы в целом. Кажутся возможными два пути реализации тенденции: революционный и эволюционный.

Революционный путь предполагает разрушение старых традиционных форм организации дифференцированного специального образования и попытку внедрения западных моделей, что можно квалифицировать как грубую методологическую ошибку. Значительно более оправданным было бы внедрение западных моделей ранних этапов интеграции, приходящихся в Европе на период 70-х гг., однако и в этом случае иные социокультурные условия делают неэффективным и этот перенос. Следовательно, наиболее оправданным является эволюционный подход.

Л.С.Выготский открыл путь к пониманию природы вторичных нарушений у аномальных детей, "социальных вывихов", коррекцией которых и должна заниматься специальная психология и педагогика. Развивая идеи Л.С.Выготского, российские исследователи выдвигают положение о необходимости использования сензитивных периодов становления высших психических функций, разрабатывают и апробируют комплексные программы ранней (с первых месяцев жизни) психолого-педагогической коррекции нарушенных функций и на этой основе как можно более ранней, полноправной интеграции ребенка в социальную и общеобразовательную среду.

Интеграция через раннюю коррекцию нарушенных функций в контексте целенаправленного общего развития аномального ребенка может рассматриваться как один из наиболее перспективных и оправданных путей реализации ведущей тенденции современного периода в России.

Другой Важнейшей проблемой специального образования является недостаточная разработанность его нормативно-правовой базы.

В последние годы разработан проект Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в котором предпринята попытка осмысления специальных образовательных потребностей различных детей с отклонениями в развитии, регламентирована деятельность специальных образовательных учреждений. Однако этот документ до сих пор не утвержден и существует в качестве проекта.

В нашей стране в настоящее время специальными государственными актами сняты политические и гражданские ограничения с детей, имеющих нарушения в физическом и умственном развитии, в связи с чем обозначилась следующая проблема.

На сегодняшний день недостаточно сведений об особенностях психического развития некоторых категорий детей, в связи с чем, слабо разработаны вопросы их обучения и воспитания. Это такие категории как: дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, дети с ранним детским аутизмом, дети с комплексными нарушениями, дети с поведенческими расстройствами.

Существует проблема дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии. Исторически так сложилось, что в первую очередь в систему специального образования были включены дети школьного возраста. Система специальных дошкольных учреждений сложилась только в начале 70-х годов прошлого столетия. Психологические особенности детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии недостаточно изучены, и система коррекционной помощи им несовершенна.

Острой является проблема организации ранней диагностики и ранней коррекции отклонений в развитии в период от 0-3 лет. Именно ранний и дошкольный периоды являются сензитивными периодами наиболее интенсивного психического развития. В эти периоды происходит морфофункциональное созревание мозга, закладывается основной объем условных связей, что служит фундаментом для дальнейшего развития высших психическиъх функций и личности в целом. Пока возможности сензитивного периода не используются в полной мере, отсутствует целостная система ранней помощи детям с последствиями органического поражения центральной нервной системы.

При ИКП РАО в Москве создан центр ранней дигностики и коррекции, разрабатываются вопросы теории и практики комплексного сопровождения развития детей с первых месяцев жизни (Ю.А.Разенкова, Е.А.Стребелева и др.).

Проблема социальной адаптации и профессиональной подготовки подростков и молодежи с отклонениями в развитии также актуальна на сегодняшний день.

Инновационные тенденции в специальном образовании требуют решения широкого круга теоретичских и прикладных задач.