Шиномонтаж процесс работы. Технологический процесс шиномонтажных работ. источник информации по давлению в шинах

Утверждена
Департаментом
лесного комплекса
Министерства экономики
Российской Федерации
15 декабря 1997 года

Согласовано
ЦК профсоюза работников
лесных отраслей
Российской Федерации
17 декабря 1997 года

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ЛИЦ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ
ВУЛКАНИЗАЦИОННЫЕ И ШИНОМОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ

ТОИ Р-15-049-97

Настоящая Инструкция разработана в связи с принятием Межотраслевых правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.03.97 N 15, и в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда, утвержденным Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 01.07.93, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.07.93 N 302.

Инструкция утверждена Департаментом лесного комплекса Министерства экономики Российской Федерации 15.12.97 и согласована ЦК профсоюза работников лесных отраслей Российской Федерации 17.12.97.

Инструкция предназначена для руководителей и специалистов лесозаготовительных, деревообрабатывающих и лесохозяйственных организаций всех форм собственности.

1. Общие требования безопасности

1.1. К работе на вулканизационных аппаратах допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование, специальное курсовое обучение, сдавшие экзамены и получившие удостоверение на право производства этих работ.

К выполнению вулканизационных и шиномонтажных работ допускаются лица мужского пола, прошедшие медицинское освидетельствование, обучение и инструктаж по технике безопасности, овладевшие практическими навыками безопасного выполнения работ и получившие соответствующее удостоверение.

1.2. Рабочему, обслуживающему парогенератор или вулканизационный аппарат, не разрешается покидать рабочее место во время эксплуатации аппарата или допускать к работе на нем других лиц.

1.3. Помещение для производства вулканизационных работ должно быть изолированным, просторным, светлым и оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией и местными отсосами.

Помещение, в котором установлены вулканизационные аппараты с самостоятельной топкой, должно быть изолировано от помещений, где используется бензин или резиновый клей.

1.4. Вулканизационные аппараты должны испытываться не реже одного раза в год. Результаты испытаний фиксируются в специальном журнале.

1.5. Станки для шероховки покрышек должны быть оборудованы устройствами для местного отсоса пыли, иметь надежные приспособления для поддержания и крепления покрышки, а также снабжены предохранительными экранами.

1.6. Монтаж и демонтаж шин на предприятии должны осуществляться на специально отведенном участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментами.

1.7. Все рабочие на вулканизационных и шиномонтажных работах должны быть обеспечены спецодеждой и спецобувью, средствами индивидуальной защиты и правильно их использовать.

1.8. Рабочие на вулканизационных шиномонтажных работах должны соблюдать все меры пожарной безопасности. Курить в отведенном для этого месте.

1.9. Каждый рабочий должен знать приемы первой медицинской помощи при несчастных случаях и уметь ее оказывать.

1.10. Рабочие на вулканизационных и шиномонтажных работах должны соблюдать правила личной гигиены. Одежда должна быть чистой, аккуратно заправлена и не иметь свисающих концов. Мыть руки теплой водой и пить только кипяченую воду.

1.11. Настоящая Инструкция является обязательной для рабочих на вулканизационных и шиномонтажных работах. Лица, нарушившие требования Инструкции, привлекаются к дисциплинарной ответственности.

1.12. В случаях, не предусмотренных настоящей Инструкцией, рабочий обязан обратиться за конкретным решением к непосредственному руководителю работ (механику, ст. механику, мастеру).

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перед началом работы рабочий на вулканизационных и шиномонтажных работах обязан надеть спецодежду и необходимые средства защиты;
проверить исправность инструментов и механизмов, ограждений;
проверить и включить вентиляцию.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. При работе на вулканизационных аппаратах необходимо постоянно наблюдать за уровнем воды в котле, давлением пара по манометру и действием предохранительного клапана. При снижении уровня воды ее можно подкачивать только небольшими порциями. Предохранительный клапан должен быть отрегулирован на предельно допустимое рабочее давление во избежание взрыва котла.

3.2. Не допускается:

работать без клапана, а также с неисправным неопломбированным клапаном на вулканизационном аппарате;
устанавливать на клапан дополнительный груз;
пользоваться неисправным неопломбированным или непроверенным манометром, наносить ограничительную черту на стекле манометра. Красная черта, соответствующая предельному рабочему давлению, должна наноситься на циферблат манометра.

3.3. При неисправности насоса (невозможности подкачивать воду) следует немедленно прекратить работу, вывести топливо из топки и выпустить пар. Гасить топливо водой нельзя.

3.4. При осмотре покрышек с помощью спредера необходимо следить за тем, чтобы крюки полностью захватывали борта покрышки. Если крюки погнулись, работу необходимо немедленно прекратить. Вырезать повреждения на покрышке необходимо специальными ножами.

3.5. Расслаивать покрышку для изготовления манжет следует на специальном станке. Нерабочая часть ножа на станках, применяемых для среза скосов краев, манжет, должна быть ограждена.

3.6. Шероховать внутренние участки покрышек и наносить клей внутри покрышек должны на специальном стенде или верстаке с применением специальных распорок (борторасширителей).

3.7. При ремонте покрышек лезвие ножа нужно передвигать от себя (от руки, в которой зажат материал), а не на себя. Работать можно только с ножом, имеющим исправную рукоятку и остро заточенное лезвие.

3.8. После очистки поврежденного места заплату прижимают к ремонтируемой камере винтом струбцины. Вынимать камеру из струбцины можно после того, как восстановленный участок остынет.

3.9. Перед демонтажом шины (с диска колес) воздух из камеры должен полностью быть выпущен. Демонтаж шины, плотно прилегающей к ободу колеса, выполняют на специальном стенде или с помощью съемного устройства. Монтаж и демонтаж шин в пути необходимо производить монтажным инструментом. Нельзя выбивать диски кувалдой.

3.10. Перед монтажом шины необходимо проверить исправность обода, диска колеса и замочного кольца. Нельзя монтировать покрышку на обод, покрытый ржавчиной или имеющий вмятины, трещины и заусенцы.

3.11. Замочное кольцо при монтаже шины на диск колеса должно надежно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.

3.12. Не допускается:

при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на диске постукиванием;
монтировать шины на диске колеса, не соответствующего размеру шин;
во время накачивания шины ударять по замочному колышу молотком или кувалдой.

3.13. Подкачивать шину без демонтажа возможно при снижении давления воздуха не более чем на 40% по сравнению с нормальным и уверенности в том, что уменьшение давления не нарушило правильность монтажа.

3.14. Накачивание и подкачивание снятых с автомобиля шин в условиях предприятия должны выполняться только на специально отведенных для этих целей местах с использованием предохранительных ограждений и приспособлений, предотвращающих вылет стопорного кольца.

3.15. На участке накачивания шин должен быть установлен дозатор давления воздуха или манометр.

3.16. Перед снятием колеса необходимо проверить положение замочного кольца и убедиться в том, что автомобиль надежно установлен на козелках, а под неснятые колеса подложены упоры.

3.17. Операции по снятию, постановке и перемещению колес автомобилей массой более 20 кг должны быть механизированы.

3.18. Во время работы на стенде демонтажа и монтажа шин редуктор должен быть закрыт кожухом.

3.19. Готовить резиновый клей и разливать его должны в отдельном помещении, оборудованном общеобменной и местной вентиляцией. На рабочем месте должен быть запас бензина и клея, не превышающий 3-часовой потребности.

3.20. Во время работы рабочие должны соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте. Не допускать захламленности проходов отходами производства и мусором.

3.21. Для создания безопасных условий труда необходимо правильно пользоваться средствами индивидуальной защиты.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При любой аварии или возникновении ситуаций, которые могут привести к авариям или несчастным случаям, рабочий обязан немедленно принять все зависящие от него меры, предотвращающие возможность повреждений (разрушений) аварийного объекта и устраняющие опасность для жизни людей. Одновременно сообщить о случившемся руководителю работ (механику, ст. механику).

4.2. Каждый работник должен уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему при травмировании, отравлении, внезапном заболевании.

При оказании первой медицинской помощи необходимо: устранить воздействие на организм повреждающих факторов, угрожающих здоровью и жизни пострадавшего (освободить от действия электрического тока, вынести из зараженной атмосферы; погасить горящую одежду, извлечь из воды и т.д.); оценить состояние пострадавшего;
определить характер травмы, наибольшую угрозу для жизни пострадавшего и последовательность мероприятий по его спасению;
выполнить необходимые мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности (восстановить проходимость дыхательных путей, провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца, остановить кровотечение, иммобилизовать место перелома, наложить повязку и т.п.);
вызвать скорую медицинскую помощь или врача либо принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. По окончании работы рабочий на вулканизационных и шиномонтажных работах должен:

отключить оборудование от электросети;
убрать весь инструмент в отведенное для него место;
остатки клея, бензина, а также кисти, лопатки и другие приспособления должны храниться на складе или в вытяжных шкафах;
убрать рабочее место от мусора и грязи.

5.2. Вымыть лицо и руки теплой водой или принять душ. О всех замеченных в течение смены недостатках сообщить мастеру или сменщику.

Текущий ремонт дисков колес и балансировку колес в сборе, а также ремонт камер. Ремонт покрышек, как правило, производится на специализированных шиноремонтных заводах или в мастерских.

Для вывешивания при снятии колес с шинами грузовых автомобилей применяют гидравлические подъемники, а для отвертывания гаек крепления - электромеханические или пневматические гайковерты. Колеса снимают со ступиц и транспортируют к месту демонтажа при помощи тележек или электротельферов.

Для наружной очистки шин от грязи перед разборкой применяют скребки, щетки и смоченную водой ветошь. Демонтируют шины на стендах, описанных ранее.

Рис. Ручной борторасширитель модели 6108:
1 и 4 - штуцеры; 2 - трехходовой кран; 3 - воздушный шланг; 5 - поршень; 6 - корпус цилиндра; 7 - шток; 8 - неподвижная пластина; 9 - подвижная пластина

Разобранные шины дефектуют. Покрышки осматривают с применением ручных пневматических борторасширителей или спредеров. Для определения мест повреждений (проколов) камер их подкачивают воздухом, погружают в ванну с водой н следят за выходом пузырьков воздуха, показывающих место прокола. Ободья колес очищают от коррозии, спекшейся резины и грязи на стенде. Обод очищается вращающимся с большой скоростью (2000 об/мин) барабаном с кардолентой, при этом сам обод также вращается, но с меньшей скоростью (14 об/мин), что обеспечивает большую относительную скорость в месте касания и быструю очистку обода. После очистки ободья окрашивают.

Рис. Схема стенда для очистки ободьев колес

Монтируют на стендах, после чего их накачивают воздухом до нормального давления и устанавливают на ступицы колес с применением указанных выше подъемников и гайковертов.

Во избежание несчастных случаев при накачивании шин (вследствие соскакивания запорного кольца), смонтированных на плоский обод, применяют различные предохранительные приспособления в виде скоб, вставляемых в отверстия в диске колеса, металлических клеток или «пауков».

Рис. Предохранительное приспособление для накачки шин

Ремонт камер

Подлежащие ремонту участки камер зашероховываюг на карборундовом круге и очищают от пыли. Небольшие повреждения (размером до 30 мм) ремонтируют наложением заплат из невулканизированной резины, а большие - заплатами из вулканизированной резины. Заплату из невулканизированной камерной резины промазывают один раз клеем концентрации 1:8, накладывают на подготовленное к ремонту место повреждения и прикатывают роликом от середины к краям. Заплату из вулканизированной резины шерохуют по краю на ширину 40 - 45 мм, промазывают клеем концентрации 1:8, просушивают и обкладывают со стороны промазанной клеем плоской сырой камерной резиной шириной 8-10 мм. Подготовленную таким образом заплату наклеивают на камеру и прикатывают роликом.

Рис. Электровулканизационный аппарат модели 6131:
1 - нажимной винт; 2 - фиксатор; 3 — кронштейн; 4 - нагревательный элемент; 8 - корпус; 6 - шасси электроприбора; 7 -сигнальная лампа

Камеры вулканизируют при помощи паровых или электронагревательных аппаратов. Нагревательный элемент электроплиты состоит из керамической плитки и нихромовой спирали. Для поддержания постоянной температуры вулканизации (143°С) на поверхности плиты служит биметаллический терморегулятор, контакты которого включены в цепь обмотки промежуточного реле, размыкающего и замыкающего силовую цепь.

Ремонтируемую камеру накладывают заплатой на рабочую плиту и при помощи нажимного винта и прижимной плитки плотно прижимают, создавая давление в 4-5 кГ/см2. Продолжительность вулканизации - 15-20 мин.

При ремонте камер возможны замена и ремонт вентиля, изготовление и замена фланца под вентиль.

Отремонтированную камеру проверяют на герметичность. Проколы у бескамерных шин ремонтируют двумя способами. При малых проколах (не больше 2 мм) отверстие заполняют специальной пастой при помощи шприца, прилагаемого к комплекту шин. Перед шприцеванием давление воздуха в шппе снижают до 0,5 кГ/см2, а через 10-15 мин после введения пасты доводят давление до нормы.

Проколы диаметром 5 - 6 мм ремонтируют при помощи резиновых пробок, которые вводят в шину, не снимая ее с колеса, или при помощи грибков в снятом состоянии.

Рис. Планировка шиномонтажного цеха:
1 - подъемник для вывешивания автомобилей при снятии и установке колес; 2 - электрогайковерт; 3 - тележка для транспортирования колес; 4 - установка для мойки колес; 5 - стеллаж; 6 - стенд для монтажа и демонтажа шин; 7 - ванна для испытания камер; 8 - вешалка для камер; 9 - борторасширитель; 10 - переносная лампа; 11 - стол для подготовки шин к монтажу; 12 - слесарный верстак; 13 - ларь для обтирочного материала; 14 - пылесос; 15 - установка для накачивания шин; 16 - стенд для очистки и окраски дисков; 17 - стеллаж для дисков; 18 — стеллаж для колес: 14 - стеллаж для покрышек

На рисунке представлена планировка шиномонтажного цеха с постом для снятия и установки колес.

Правилами техники безопасности при шиномонтажных работах запрещается монтировать шины на обод колеса, имеющий вмятины или заусеницы или покрытой ржавчиной. Не допускается выбивание диска колеса кувалдой; исправление положения шины на диске колеса постукиванием молотком разрешается только после прекращения поступления в нее воздуха. Подкачивание шины, снятой с автомобиля, разрешается только с применением ограждающих приспособлений.

Паровые плиты для вулканизации камер должны быть укомплектованы исправными манометрами, которые следует проверять не реже одного раза в год и пломбировать. Запрещается работать на аппарате с неисправным манометром.

К сожалению, рано или поздно абсолютно любой автовладелец сталкивается с проблемой необходимости ремонта, балансировки ну или какого-либо другого вида шиномонтажных работ. Давно стало популярной традицией для автомобилистов по всему миру сезонная замена колес с их последующей балансировкой, накачка шин азотом, ну и при необходимости ремонт литого диска.

Современный рынок таких услуг переполнен автосервисами, имеющими значительный опыт в области выполнения работ технического обслуживания автомашин в направлении качественного шиномонтажа. Там этим всем займутся специально подготовленные мастера, знающие толк в этом деле. Разумеется, работы производятся на дорогостоящем современном оборудовании зарубежного производства. Этому уделяется особо пристальное внимание, ведь абсолютно каждый водитель либо по собственному опыту, либо по рассказам других автовладельцем знает, как опасен дисбаланс колес и чем это может грозить.

А, как правило, он приводит к более быстрому износу шин, что крайне негативно сказывается на рулевом управлении. Дисбаланс, как следствие, ускоряет разбалтывание подвески. В уважающих себя мастерских производиться статическая обработка узла, и так называемая «финишная балансировка», а также балансировка колес на стенде.

Выполнение работ по шиномонтажу.

Порядок выполнения шиномонтажных работ начинается с того, что еще перед началом непосредственной балансировки, на колесо устанавливается подходящий конус. Затем колесо устанавливают так, чтобы исключить возможность возникновения люфта при торможении и вращении. Разумеется, что перед началом работ с колеса удаляется вся грязь и все грузы, которые были установлены на предыдущих балансировках. Тщательная мойка колеса и его последующая просушка, несмотря на кажущуюся простоту, очень важный этап. Правильное его выполнение позволит существенно упростить дальнейшую работу, и помимо всего прочего, снизить энергозатраты. Также стоит уточнить, что балансирование колес мотоциклов, а также автомобилей весом не более шестидесяти пяти килограммов и диаметром обода до двадцати трех дюймов, производят на специальном стенде с компьютеризированным управлением.

Вообще изначально балансировка колес осуществляется уже при самом монтаже. Повторная же только после того, как пробег автомобиля вплотную подберется к отметке в пять тысяч километров. Грамотно выполненная балансировка существенно увеличивает сцепление колёс с асфальтовым покрытием. Разумеется, во время эксплуатации, при износе балансировка колеса нарушается. Но неоспорим тот факт, что чем более грамотно и профессионально произведена балансировка в первый раз, тем дольше времени будет служить резина.

Многоопытный автолюбитель с первого взгляда определит качество обслуживания и профессионализм специалистов, производящих шиномонтажные работы. Важно обратить внимание на мастерскую, в которой осуществляются работы. Конечно же, она должна содержаться в идеальном порядке, что очень важно для такой ответстсвенной работы. Каждый год число автомастерских неукротимо растет, но качеством оказываемых услуг могут похвастаться очень немногие.

В хорошем автосервисе перед непосредственно балансировкой производится так называемая двойная центровка колеса, причем это не зависит от вида диска. Это делают как для стальных, так и для литых или кованых разновидностей. Предварительная центровка делает конусом по центральному отверстию диска, а вторичная в свою очередь - это когда к балансировочному стенду диск прикрепляется специальным фланцевым адаптером (получается примерно как у автомобиля шпильки ступицы). Разумеется, в таких тонких процессах возможны погрешности, которые сами по себе зависят как от качества дисков и покрышек, так и от профессионализма мастера, да плюс к этому еще оказывает влияние изношенность оборудования. Обычно, в случае обнаружения дисбаланса, рабочий применяет специальную методику, позволяющую рационально перераспределить нагрузки по всему колесу, дабы все было гармонично и грамотно.

Финишная балансировка.

Этап финишной балансировки не есть альтернатива балансировке колес на стендах. Нельзя путать два этих понятия, ведь это совершенно разные вещи. Финишная балансировка производится так, что в балансировании принимают участие и тормозной диск, и ступица с колесом вместе с ним.

Вообще, автомобиль - это очень сложный механизм, как и балансирование колес. Здесь очень многое зависит от взаимодействия дисков, ступицы, подвески и, конечно же, самих шин. Грамотно выполненная балансировка существенно снижает вибрацию колес при движении, что сказывается на долговечности службы шин. Неправильно сделанная работа, использование некачественных материалов или устарелого оборудования может привести к очень печальным последствиям, вплоть до аварии. Поэтому нужно очень трепетно подходить к осуществлению балансировки и замене шин. Ведь без этого абсолютно невозможно обеспечение комфорта и безопасного движения на дороге. Несбалансированное колесо наряду с сильной вибрацией приводит к износу рулевого управления, а также элементов подвески колеса.

Развитие подобной сферы услуг идет очень быстрыми темпами, и, кончено же, шиномонтаж не является исключением. Ведь сегодня - это целый комплекс услуг по замене и ремонту автомобильных шин. Сам процесс шиномонтажа состоит из ряда операций, которые производятся в строго определенной последовательности.

Порядок шиномонтажных работ вкратце можно описать так: первое, с чего начинается работа - это мойка колеса. Специально предназначенные для этого щетки-ролики чистят диск, а затем водой под давлением, смывают грязь со всего колеса. Сушка происходит сжатым воздухом. Специальная машина имеет много разных режимов работы, в зависимости от необходимого времени (одна-три минуты). Следом происходит демонтаж и монтаж колеса на автомобиль. Здесь большую роль играет оборудование, которое позволяет продолжать движение на скорости до 70 км/ч, даже если полностью отсутствует давление в шине.
Но все это, как говорится, в двух словах. Чтобы сделать приятное себе и своему автомобилю, лучше посетите автосервис и понаблюдайте собственными глазами за тем, каков порядок выполнения работ на деле.

Настоящая инструкция по охране труда при работе на шиномонтажном станке доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К самостоятельному выполнению работ на шиномонтажном станке допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, имеющие необходимую теоретическую и практическую подготовку, получившие необходимые практические навыки по выполнению шиномонтажных работ и имеющие допуск к выполнению этой работы, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе и проверку знаний, аттестованные квалификационной комиссией и получившие допуск к самостоятельной работе.
1.2. Работник, выполняющий работу на шиномонтажном станке должен периодически, не реже одного раза в год проходить проверку знаний по безопасности труда и получить допуск к работам повышенной опасности.
1.3. Работник, выполняющий работу на шиномонтажном станке, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, работник должен пройти внеплановый инструктаж.
1.4. Работник, выполняющий работу на шиномонтажном станке должен пройти инструктаж по электробезопасности и получить I группу.
1.5. Работник, выполняющий работу на шиномонтажном станке должен знать: устройство, принцип работы и правила эксплуатации шиномонтажного станка, приспособлений и контрольно-измерительных приборов.
1.6. Работник, показавший неудовлетворительные знания и практические навыки выполнения работ на шиномонтажном станке, к самостоятельной работе не допускается и должен вновь пройти инструктаж по охране труда.
1.7. Работник, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.8. Не следует пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым работник не обучен.
1.9. Во время выполнения работ на шиномонтажном станке на работника могут оказывать неблагоприятное воздействие в основном следующие опасные и вредные производственные факторы:
— ударная волна и разлетающиеся осколки (например, при взрыве сосуда, работающего под давлением);
— струя сжатого воздуха, истекающая с большой скоростью из трубопровода или баллона со сжатым воздухом;
— повышенная запыленность воздуха в рабочей зоне;
— повышенный уровень шума (например, при работе компрессора или заполнении колеса сжатым воздухом);
— острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхностях оборудования, приспособлений, инструмента;
— физические перегрузки (например, при перемещении тяжелых автомобильных колес вручную);
электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека.
1.10. Лицам, выполняющим шиномонтажные работы, следует помнить о том, что устройства, создающие давление, а также сосуды и системы, находящиеся под давлением сжатого воздуха, представляют опасность для человека, так как при разрыве трубопроводов, шлангов, взрыве баллона со сжатым воздухом создается угроза получения тяжелых травм и осколочных ранений.
1.11. Для предупреждения неблагоприятного воздействия на здоровье работника опасных и вредных производственных факторов, ему следует пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.
1.12. Для предупреждения возможности возникновения пожара работник должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками.
1.13. Работник обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка.
1.14. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.
1.15. Работник, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.
1.16. Для предупреждения возможности заболеваний работнику следует соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом; в рабочем помещении не следует хранить и применять пищу, а также курить.
1.17. Работник, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением предприятию материального ущерба, то виновный может быть привлечен к материальной ответственности в установленном порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы следует надеть спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
2.2. Спецодежда должна быть соответствующего размера, чистой и не стеснять движений.
2.3. Прежде чем приступать к выполнению шиномонтажных работ следует проверить состояние рабочего места; при необходимости, следует навести чистоту, порядок и обеспечить наличие свободных проходов.
2.4. Подготовка к началу проведения работ должна включать в себя проверку исправности и технического состояния шиномонтажного станка, инструмента и приспособлений, которые будут использоваться в работе.
2.5. Перед тем, как приступить к работе, необходимо проверить наличие и качество крепления заземляющей шины шиномонтажного станка, привода компрессора и другого электрооборудования.
2.6. Перед началом работы следует проверить наличие защитных ограждений, исправность электрической проводки, местной вытяжной вентиляции.
2.7. Работник должен лично убедиться в том, что все меры, необходимые для обеспечения безопасности выполнены.
2.8. Не следует приступать к работе, если имеются сомнения в обеспечении безопасности на рабочем месте для выполнения предстоящей работы.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Установку, снятие и перемещение по шиномонтажному участку тяжелых автомобильных колес и покрышек следует производить с помощью грузоподъемных механизмов либо средств малой механизации; при этом необходимо знать и соблюдать допустимые нормы перемещения тяжестей вручную.
3.2. При переноске тяжестей на расстояние до 25 м для мужчин допускается максимальная нагрузка 50 кг.
3.3. При демонтаже покрышки с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью выпущен; при этом следует вначале ослабить золотник, полностью выпустить воздух из камеры, а затем его вывернуть из клапана.
3.4. Во избежание несчастного случая нельзя пользоваться для демонтажа покрышки, плотно приставшей к диску кувалдой или молотком.
3.5. При снятии края покрышки с диска с помощью рабочей лопатки следует быть осторожным, чтобы пальцы рук не попали между лопаткой и покрышкой.
3.6. Перед каждым нажатием ножной педали нужно убедиться в том, что перемещение рабочих частей станка не представляет опасности для работника.
3.7. При пользовании монтажной лопаткой необходимо прочно и уверенно удерживать ее в руках для предупреждения возможности травмирования рук.
3.8. Для осмотра внутренней поверхности покрышки необходимо применять специальный расширитель.
3.9. Перед монтажом покрышки на диск необходимо тщательно осмотреть ее, удалить врезавшиеся в протектор мелкие камни и другие твердые предметы, в случае необходимости, вытащить при помощи клещей металлические предметы; во избежание травмирования рук выполнять эту операцию рекомендуется именно клещами, а не отверткой, шилом или ножом.
3.10. Перед тем, как начать монтировать покрышку следует проверить состояние диска; при этом нужно помнить о том, что нельзя монтировать покрышку на диск, покрытый ржавчиной или имеющий вмятины, трещины и заусенцы.
3.11. При монтаже покрышек на диски не следует использовать неисправные и не соответствующие размерам покрышек диски колес.
3.12. Перед тем как начать накачивание шины необходимо убедиться в том, что диск колеса зажат на поворотном столе изнутри.
3.13. Во время накачивания шины воздухом нельзя исправлять ее положение на диске постукиванием с помощью молотка либо кувалды.
3.14. Для контроля величины давления воздуха во время накачивания шины, следует пользоваться манометром.
3.15. Редуктор на станке для демонтажа и монтажа шин во время работы должен быть закрыт кожухом.
3.16. Во время работы работник должен быть вежливым, вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда.
3.17. Во время работы следует быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей.
3.18. Во время работы не разрешается допускать к работе на шиномонтажном станке посторонних лиц, не имеющих на это права.
3.19. Нельзя использовать шиномонтажный станок не по назначению, предусмотренному технической документацией фирмы-изготовителя.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, работник должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.
4.2. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся.
4.3. При ушибах или растяжении связок первая помощь заключается в следующем:
— для уменьшения боли и предупреждения кровоизлияния следует прикладывать «холод»;
— наложить тугую повязку;
— ушибленному месту создать покой;
— не следует смазывать ушибленное место йодом, растирать и накладывать согревающий компресс, так как это лишь усиливает боль.
4.4. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 101 или 112.
4.5. До прибытия пожарной охраны нужно принять меры по эвакуации людей, имущества и приступить к тушению пожара.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы свое рабочее место следует привести в порядок и обесточить станок для шиномонтажных работ.
5.2. Инструмент и приспособления необходимо убрать в отведенные для них места.
5.3. После окончания рабочего дня необходимо убрать спецодежду и другие средства индивидуальной защиты в специально отведенное для этого место.
5.4. По окончании работы необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.

ПО ОХРАНЕ ТРУДА № _______

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ШИНОМОНТАЖНЫХ РАБОТ

1. Общие положения

1.1. К шиномонтажным работам допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие профессиональную подготовку и прошедшие:

Предварительный медицинский осмотр (при уклонении работника от про­хождения медицинских осмотров работник к выполнению тру­довых обязанностей не допускается);

Вводный инструктаж;

Обучение безопасным методам и приемам труда и про­верку знания безопасности труда;

Первичный инструктаж на рабочем месте;

1.2. Работники проходят повторный инструктаж по охране труда не реже, чем один раз в 6 месяцев. Инструктаж проводится руководителем работ. Результаты инструктажа фиксируются в журнале регистрации инструктажей.

1.3. При направлении работников на выполнение работ, не связанных с их основной деятельностью, они должны пройти целевой инструктаж.

1.4. При поступлении на работу и не реже одного раза в год работники должны пройти обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда.

1.5. Работники должны проходить периодический медицинский осмотр не реже одного раза в 12 месяцев.

1.6. Работники должны соблюдать требования правил внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда, пожарной безопасности, личной гигиены.

1.7. Запрещается употреблять спиртные напитки в рабочее время, приступать к работе в состоянии алкогольного или нар­котического опьянения. Курить разрешается только в специ­ально оборудованных местах.

1.8. Администрация обязана обеспечить работников бесплатной одеждой, бесплатной обувью и другими средствами индивидуальной за­щиты согласно ДНАОП 0.00-3.06-98 «Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта», в том числе:

Костюм хлопчатобумажный (срок носки 12 месяцев);

Ботинки кожаные (срок носки 12 месяцев);

Рукавицы комбинированные (срок носки 3 месяца);

Очки защитные закрытые (до износа).

1.9. Работник должен правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты, бережно относиться к выданным в пользование спецодежде, спецобуви и другим средствам индивидуальной защиты.

Руководитель предприятия обязан заменить или отремонтировать спец­одежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защи­ты, пришедшие в негодность до истечения установленного срока носки по причинам, не зависящим от работника.

1.10. При выполнении шиномонтажных работ могут иметь место такие опасные и вредные производственные факторы:

Вылет замочного кольца при накачивании или подкачивании шины;

Разрыв покрышки при накачивании шины;

Падение вывешенных частей автомобиля;

Самопроизвольное движение автомобиля;

Падение работников при откручивании или закручивании гаек крепления колес;

Падение колеса или шины;

Поражение электрическим током;

Пониженная температура воздуха в холодный период года.

1.11. При заболевании или травмировании как на работе, так и вне работы необходимо сообщить об этом руководителю и обратиться в лечебное заведение.

1.12. О каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоро­вью людей пострадавшие или очевидцы обязаны немедленно сообщать руководителю работ.

Руководитель должен организовать доврачебную помощь пострадавшему, доставку его в лечебное учреждение, сообщить об этом собственнику.

Для расследования несчастного случая необходимо сохранить обстановку на рабочем месте и состояние оборудования такими, какими они были в момент происшествия, если это не угрожает жизни других работников и не приведет к аварии.

1.13. Работники должны владеть приемами оказания доврачебной помощи, транспортировки пострадавшего, знать место расположения и содержание аптечки, уметь пользоваться находящимися в ней средствами.

1.14. При передвижении по территории необходимо соблюдать следующие требования:

Ходить только по пешеходным дорожкам, тротуарам;

Переходить железнодорожные пути и автомобильные дороги только в установленных местах;

При выходе из здания убедиться в отсутствии движу­щегося транспорта.

1.15. Для питья следует употреблять воду из сатураторов, оборудованных фонтанчиков или питьевых бачков.

1.16. Принимать пищу следует в оборудованных помещениях (столовой, буфете, комнате приема пищи).

1.17. Работники, допустившие нарушение настоящей инструкции по охране труда, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Проведение шиномонтажных работ должно осуществляться на специальном отведенном участке (посту), оснащенном оборудованием, приспособлениями и инструментом, согласно нормативно-технологической документации.

2.2. Перед снятием колеса необходимо проверить положение замочного кольца, ослабить затяжку гаек, автомобиль вывесить на специальном подъемнике или с помощью другого подъемного механизма.

2.3. Перед вывешиванием части автомобиля подъемными механизмами (домкратами, наканавными передвижными подъемниками, талями и т.д.), кроме стационарных, необходимо сначала установить транспортное средство на ровной поверхности, остановить двигатель, включить пониженную передачу, затормозить его стояночным тормозом, подставить под неподнимающиеся колеса упорные колодки, у автобуса проверить состояние опорной площадки кузова.

2.4. При вывешивании части транспортного средства плунжер домкрата (наканавного передвижного подъемника) или надставка к нему должны быть установлены в местах, указанных в технологической документации, Руководстве по эксплуатации транспортных средств.

Домкрат нужно устанавливать на ровную нескользкую поверхность. В случае непрочного грунта под основу домкрата необходимо подложить прочную деревянную подставку площадью не менее 0,1 м 2 или доску.

2.5. Под вывешенные части транспортного средства с помощью домкрата (передвижных наканавных подъемников, талей и т.п.) для осмотра, выполнения профилактических работ и ремонта должны быть установлены подставки (козелки).

Подставки (козелки) под вывешенные части транспортного средства должны устанавливаться в местах, указанных в технологической документации, Руководстве по эксплуатации транспортного средства.

2.6. Перед откручиванием гаек крепления бездисковых колес со ступицы, для снятия или перестановки их, необходимо полностью выпустить воздух с шины.

2.7. Операции по снятию, перемещению и установке колес грузового автомобиля, автобуса, прицепа, полуприцепа массой более 20 кг должны быть механизированы (использоваться специальные тележки, гайковерты и т.п.).

2.8. Перед демонтажем шины (с диска колеса) воздух с камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины, которая плотно прилегает к ободу, должен выполняться на специальном стенде или с помощью съемного приспособления. Монтаж и демонтаж шин на линии необходимо производить монтажным инструментом.

2.9. Перед монтажом шины необходимо проверить исправность и чистоту обода, диска колеса, бортового и замочного колец, а также шины.

Замочное кольцо при монтаже шины на диск колеса должно надежно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.

2.10. Обода и их элементы не допускаются к монтажу при обнаружении на них деформаций, трещин, острых кромок и заусенцев, ржавчины в местах контакта с шиной, разработки крепежных отверстий более допустимых размеров.

3. Требования безопасности во время выполнения работы

3.1. Накачка и подкачка снятых с транспортных средств шин в условиях предприятия должны выполняться монтировщиком шин только в предохранительных клетях (устройствах) или с использованием других предохранительных устройств, препятствующих вылету колец и травмированию работающих при разрыве шины.

3.2. При накачке шин в дорожных условиях необходимо использовать переносные предохранительные устройства, предохранительную вилку, соответствующей длины и прочности, или положить колесо замочным кольцом вниз.

3.3. При выполнении шиномонтажных работ запрещается:

Выбивать диск кувалдой (молотком) при демонтаже шины;

Снимать одно из сдвоенных колес с автомобиля без применения домкрата, путем наезда другого сдвоенного колеса на выступающий предмет;

При накачивании шины воздухом поправлять ее положение на диске постукиванием;

Монтировать шины на диски колес, не отвечающие размеру шин, а также, если они имеют заусенцы и повреждения, препятствующие монтажу;

Во время накачки шины или, когда шина находится под давлением, поправлять положение бортового и замочного колец, бить по замочному кольцу молотком, кувалдой или другими предметами;

Накачивать шины больше нормы, установленной заводом-изготовителем;

Перекатывать вручную колеса, диски и шины массою более 20кг;

Применять при монтаже шины замочные и бортовые кольца, не отвечающие данной модели.

3.4. Длина шланга для накачки шин не должна быть больше расстояния от места его присоединения на магистрали сжатого воздуха или воздухораздаточной колонки до середины предохранительной клети (устройства).

Предохранительные клети (устройства) должны располагаться в непосредственной близости от магистрали сжатого воздуха (воздухораздаточной колонки).

3.5. Накачку шин следует вести в два этапа: сначала под давлением 0,05 МПа с проверкой положения замочного кольца, а потом, убедившись, что кромка кольца находиться под бортом шины, - до максимального давления, установленного инструкцией.

В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины, поправить положение кольца, а потом повторить ранее указанные операции. При повторном неправильном положении замочного кольца его необходимо заменить.

3.6. Подкачку шин без демонтажа следует производить, если давление воздуха в них снизилось более чем на 40% от нормы и есть уверенность, что правильность монтажа не нарушена.

3.7. На участках накачки шин должен быть установлен дозатор давления воздуха или манометр, позволяющие регулировать величину давления для разных шин.

3.8. Редуктор на стенде для демонтажа и монтажа шин должен быть закрыт кожухом.

3.9. Для осмотра внутренней поверхности шины необходимо применять спредер.

3.10. При осмотре шин необходимо работать только в рукавицах.

3.11. При работе с пнематическим стационарным подъемником для перемещения шин большого размера необходима обязательная фиксация поднятой шины стопорным устройством.

4. Требования безопасности после окончания работы

4.1. Приведите в порядок рабочее место. Уберите инструменты и приспособления.

4.2. Доложите руководителю о возникавших в процессе работы неисправностях.

4.3. Очистите спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты; храните их в специально отведенных для этого местах.

4.4. Вымойте лицо и руки мылом или примите душ.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. При аварийной остановке автомобиля на обочине или на краю проезжей части дороги для проведения шиномонтажных работ водитель обязан включить аварийную световую сигнализацию, одеть сигнальный жилет и установить знак аварийной остановки или мигающий крас­ный фонарь на расстоянии не ближе 20 м до транспортного средства в населенных пунктах и 40 м – за их пределами.

5.2. В случае отключения электропитания прекратите работу и доложите руководителю. Не пытайтесь самостоятельно выяснить и устранить причину. Помните, что электрическое напряжение может неожиданно появиться.

5.3. При возникновении пожара сообщить в пожарную ох­рану, руководителю работ и приступить к тушению пожара.

При загорании одежды необходимо, прежде всего, поту­шить пламя подручным материалом. При этом нельзя накры­вать пострадавшего с головой во избежание ожога дыхатель­ных путей и отравления токсичными продуктами горения.

5.4. При загорании или пожаре помните, что тушить электроустановки следует углекислотными огнетушителями, сухим песком во избежание поражения электрическим током.

5.5. Разлитое масло и топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

________________________ ________________ _________________

(должность руководителя

подразделения

/организации/ - разработчика)

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель (специалист)

службы охраны

труда предприятия ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

Юрисконсульт ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

Главный технолог ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)