Кто написал рассказ два товарища

Два товарища

(Басня)

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.

Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.

– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги 100 великих отечественных кинофильмов автора Мусский Игорь Анатольевич

«СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА» «Мосфильм», 1968 г. Сценарий В. Фрида и Ю. Дунского. Режиссёр Е. Карелов. Операторы В. Белокопытов и М. Ардабьевский. Художники Л. Семёнов и Б. Царёв. Композитор Е. Птичкин. В ролях: О. Янковский, Р. Быков, А. Папанов, В. Высоцкий, И. Саввина, А. Демидова, Н.

Из книги Преступники и преступления. Законы преступного мира. Побеги, тюремные игры автора Кучинский Александр Владимирович

Три товарища Игра, в которой новичку предлагают выдергивать одну из трех спичек, зажатых в ладони. Если он вытянул самую короткую, то он с завязанными глазами должен угадывать, кто наносит ему удары. В большинстве случаев «спичечный шулер» изначально обрекает игрока на

Из книги Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства автора Снайдер Блейк

«Два товарища» Мне кажется, что классический сюжет о двух приятелях возник только благодаря кинематографу. Хотя и прежде встречались великолепные образцы подобных произведений (взять, например, «Дон Кихота»), эта категория выделилась в самостоятельную сюжетную форму

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Чем интересна русская басня? Как известно, русские писатели обратились к басне в XVIII в. Михаил Ломоносов, разделивший всю литературу на «три штиля», отнес басню к низшему, третьему «штилю», который отличается использованием простонародных слов.Использование

Из книги Мир вокруг нас автора Ситников Виталий Павлович

Чем интересна русская басня? Как известно, русские писатели обратились к басне в XVIII в. Согласно учению Ломоносова, разделившего всю литературу на «три штиля», басня относится к низшему, третьему «штилю» и отличается использованием простонародных слов.Данное качество,

автора Шалаева Галина Петровна

Мартышка и очки (Басня) Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло ещё не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмёт, то их на хвост

Из книги Литературное чтение автора Шалаева Галина Петровна

Слон и Моська (Басня) По улицам Слона водили, Как видно, напоказ - Известно, что Слоны в диковинку у нас - Так за Слоном толпы зевак ходили. Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. Увидевши Слона, ну на него метаться. И лаять, и

Из книги Литературное чтение автора Шалаева Галина Петровна

Отец и сыновья (Басня) Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:– Сломайте!Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.Они легко переломали прутья

Из книги Литературное чтение автора Шалаева Галина Петровна

Лгун (Басня) Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:– Помогите, волк! Волк!Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:– Сюда, сюда скорей, волк!Мужики подумали, что опять

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Два товарища Повесть (1966)Шестидесятые годы. Небольшой провинциальный городок в России. Девятнадцатилетний Валера Важенин живет с мамой и бабушкой. Мама Валеры работает старшим нормировщиком на заводе. Отец оставил семью, когда сыну было шесть или семь лет, и живет со

Из книги Зарубежная литература XX века. Книга 2 автора Новиков Владимир Иванович

Три товарища (Drei kamaraden) Роман (1938) Германия после первой мировой войны. Экономический кризис. Искалеченные судьбы людей и их души. Как говорит один из героев романа, «мы живем в эпоху отчаяния».Три

На этом уроке вы познакомитесь с произведением Льва Толстого «Два товарища», проанализируете его, составите к нему план, узнаете интересные подробности жизни Льва Толстого.

Рассмотрите иллюстрацию и предположите, о чём будет эта басня (рис. 2).

Рис. 2. Иллюстрация к басне «Два товарища» ()

В басне говорится о двух мальчиках, которые пошли в лес и встретили там медведя. Прочитайте басню.

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего - он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

- А он сказал мне, что - плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Прочитайте вопросы и попробуйте дать на них ответы. Проверьте правильность своих ответов.

1. Кого встретили в лесу дети?

(медведя)

2. Как повёл себя первый мальчик?

(залез на дерево)

3. Как называется такое действие?

(он струсил, испугался)

4. Что сделал второй мальчик?

(упал наземь и притворился мёртвым)

5. Какую черту характера он проявил?

(сообразительность)

6. Почему медведь его не тронул?

(он подумал, что мальчик мёртвый)

7. Охарактеризуйте мальчиков, какие они?

(первый - трус, бросил товарища в беде, второй - находчивый и сообразительный, он притворился мёртвым, а медведь не есть мёртвую добычу)

8. Докажите, что данный текст - басня.

(это короткий поучительный рассказ)

9. В каких словах выражена мораль?

(плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают)

10. Чему учит эта басня?

(не бросать людей в беде)

Подготовьте текст к пересказу. Для этого прочитайте текст, затем разделите его на смысловые части и дайте название каждой из них.

Проверим:

1. Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался (рис. 3), а другой остался на дороге.

Рис. 3. Иллюстрация к басне «Два товарища» ()

Эту часть можно озаглавить «Встреча с медведем».

2. Делать было ему нечего - он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел (рис. 4).

Рис. 4. Иллюстрация к басне «Два товарища» ()

Эту часть можно озаглавить «Смекалка спасла жизнь».

3. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:

— Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал мне, что - плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Эту часть можно озаглавить словами из текста «Что медведь на ухо прошептал?» (рис. 5).

Рис. 5. Иллюстрация к басне «Два товарища» ()

Итак, составляем план:

  1. Встреча с медведем.
  2. Смекалка спасла жизнь.
  3. Что медведь на ухо прошептал?

«Трусливый друг страшней врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься» - так гласит народная мудрость.

Мальчики, скорее всего, не останутся друзьями, потому что первый мальчик в минуту опасности струсил и предал своего товарища.

А знаете ли вы, что Лев Николаевич Толстой в своём имении Ясная Поляна устроил школу для крестьянских детей? Учебников в те времена не было, поэтому Толстой сам написал азбуку и четыре книги для чтения, в которые вошли басни, сказки, рассказы и были (рис. 6).

Рис. 6. Лев Толстой в своём имении Ясная Поляна ()

  • «Филипок» (рис. 7)

Рис. 7. Обложка книги «Филипок» ()

  • «Котёнок» (рис. 8)

Рис. 8. Обложка книги «Котёнок» ()

  • «Лев и собачка» (рис. 9)

Рис. 9. Обложка книги «Лев и собачка» ()

  • «Лгун»
  • «Косточка» (рис. 10)

Рис. 10. Обложка книги «Косточка» ()

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 1 класса. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  2. Кубасова О.В. Литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  3. Кубасова О.В. Литературное чтение: Я хочу читать. Книга для чтения к учебнику «Любимые страницы». 1 класс. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  1. Nsportal.ru ().
  2. Planetaskazok.ru ().
  3. Festival.1september.ru ().

Домашнее задание

  1. Объясните мораль басни «Два товарища».
  2. Подготовьте пересказ басни «Два товарища» по плану.
  3. Прочитайте два-три других произведения Л.Н. Толстого из списка выше на выбор.

Басня «Два товарища» – произведение, раскрывающее суть обратной стороны дружбы, весьма болезненной, порой жестокой, зачастую пронизанной предательством и обманом, это некий урок всем, кто готов, казалось бы, «перегрызть» что угодно во благо ценностей дружбы и любви к ближнему. Как говорится, не зарекайся…

Басня «Два товарища»

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?»

«А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

Мораль басни Толстого «Два товарища»

Мораль басни «Два товарища» заключена в последнем ее предложении. Автор максимально открыто, без какого-либо глубинного подтекста передал задуманное, что несомненно должно отразиться в сердце каждого вдумчивого слушателя и читателя. И это не только потому, что извечная тема дружбы знакома каждому. Слова о весьма банальных вещах (друг, предавший тебя – плохой друг) в басне звучат как-то по-особенному. И смысл, вроде, прост, и особо ничего нового. Однако кроется в них не только само осознание истины, но и необъяснимая горечь разочарования и обид, дикая боль и страх – все то, что нельзя передать одним словом.

Анализ басни «Два товарища»

Толстой в басне «Два товарища» открывает перед читателем историю двух товарищей, которые, гуляя по лесу, встретили медведя. Далее описывается поведение двух друзей: один из них, спасая себя, убежал и взобрался на дерево, второй же остался один на один с огромным зверем, и ему ничего не оставалось, как притворится мертвым. Медведь подошел к притворившемуся, понюхал его и пустился прочь. Оба спасли свою жизнь, но из-за эгоизма и трусости одного из друзей дружбу они, пожалуй, потеряли навсегда.

К сожалению, современность полна лжедружбы и предательства: моральные и внутренние ценности уже давно заменили другие блага общества, порой и вовсе не пересекающиеся с достоинством и правдой.

Не первый раз в сказках Льва Толстого читатель встречается с разными примерами взаимоотношений между людьми. Иногда он осуждает предательство, неумение слушать своего собеседника, зазнайство. В этой сказке уже расставлены все точки: закадычные друзья, товарищи попадают оба в сложную ситуацию. По содержанию сказки взрослый человек (один из родителей, воспитатель или учитель в школе) может спросить детей, как бы они поступили в описанном автором случае. Завяжется диалог, в котором ребята научатся формулировать свою точку зрения и отстаивать её.

О чём сказка

Собрались два друга, два товарища в лес. Уже далеко зашли, и внезапно прямо на них выбежал медведь. Испугались товарищи, и каждый выбрал свой путь спасения от свирепого хищника. Конечно, было спасение бегством, потом убегающий сообразил, что далеко в лесу от его бесспорного хозяина не убежать. Тогда он забрался на дерево и затаился там. Второй оказался ближе к медведю, упал он на лесную дорожку, всё равно пора умереть пришла, вот он мёртвым и притворился. Медведь подошёл к лёгкой добыче. Обнюхал его со всех сторон, в лицо заглянул. Человек дыхание затаил: «Будь что будет». Отошёл прочь зверь, подумал, что и, правда, человек умер, а падалью медведю питаться несвойственно. Пошёл медведь прочь. Слезает с дерева первый товарищ, радуется, что всё благополучно закончилось, спрашивает своего друга о том, что ему медведь на ухо прошептал? Находчивый оказался друг, остёр на язык: «А то, что ты друг не настоящий, если в минуту опасности товарища бросил и бегством решил спастись».

Суть повествования

Достаточно вспомнить в тексте момент, когда слезший с дерева друг не от чистого сердца обрадовался спасению. Он ещё и подшучивать стал над тем, кто испытал невероятный страх. Он бросил друга в беде, даже не попытался оказать ему посильную помощь. О таких людях русский народ придумал пословицу: «Сам погибай, а товарища выручай!». Но это применительно для истинных друзей. А таких людей, которые описаны у Льва Николаевича, нельзя считать товарищами и друзьями. Доверять другу, убежавшему с поля боя, нельзя. Ситуация, о которой рассказывается в сказке «Два товарища» из книги Толстого, была очень похожа на чуть не начавшуюся схватку, битву человека с медведем. Вот когда стоит задуматься ещё над одной пословицей: «Друг познаётся в беде». Такую работу стоит предложить юным читателям.

Читайте рассказ русского писателя Льва Николаевича Толстого «Два товарища » онлайн бесплатно и без регистрации.

На этом уроке вы познакомитесь с произведением Льва Толстого «Два товарища», проанализируете его, составите к нему план, узнаете интересные подробности жизни Льва Толстого.

Рассмотрите иллюстрацию и предположите, о чём будет эта басня (рис. 2).

Рис. 2. Иллюстрация к басне «Два товарища» ()

В басне говорится о двух мальчиках, которые пошли в лес и встретили там медведя. Прочитайте басню.

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего - он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

- А он сказал мне, что - плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Прочитайте вопросы и попробуйте дать на них ответы. Проверьте правильность своих ответов.

1. Кого встретили в лесу дети?

(медведя)

2. Как повёл себя первый мальчик?

(залез на дерево)

3. Как называется такое действие?

(он струсил, испугался)

4. Что сделал второй мальчик?

(упал наземь и притворился мёртвым)

5. Какую черту характера он проявил?

(сообразительность)

6. Почему медведь его не тронул?

(он подумал, что мальчик мёртвый)

7. Охарактеризуйте мальчиков, какие они?

(первый - трус, бросил товарища в беде, второй - находчивый и сообразительный, он притворился мёртвым, а медведь не есть мёртвую добычу)

8. Докажите, что данный текст - басня.

(это короткий поучительный рассказ)

9. В каких словах выражена мораль?

(плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают)

10. Чему учит эта басня?

(не бросать людей в беде)

Подготовьте текст к пересказу. Для этого прочитайте текст, затем разделите его на смысловые части и дайте название каждой из них.

Проверим:

1. Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался (рис. 3), а другой остался на дороге.

Рис. 3. Иллюстрация к басне «Два товарища» ()

Эту часть можно озаглавить «Встреча с медведем».

2. Делать было ему нечего - он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел (рис. 4).

Рис. 4. Иллюстрация к басне «Два товарища» ()

Эту часть можно озаглавить «Смекалка спасла жизнь».

3. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:

— Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал мне, что - плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Эту часть можно озаглавить словами из текста «Что медведь на ухо прошептал?» (рис. 5).

Рис. 5. Иллюстрация к басне «Два товарища» ()

Итак, составляем план:

  1. Встреча с медведем.
  2. Смекалка спасла жизнь.
  3. Что медведь на ухо прошептал?

«Трусливый друг страшней врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься» - так гласит народная мудрость.

Мальчики, скорее всего, не останутся друзьями, потому что первый мальчик в минуту опасности струсил и предал своего товарища.

А знаете ли вы, что Лев Николаевич Толстой в своём имении Ясная Поляна устроил школу для крестьянских детей? Учебников в те времена не было, поэтому Толстой сам написал азбуку и четыре книги для чтения, в которые вошли басни, сказки, рассказы и были (рис. 6).

Рис. 6. Лев Толстой в своём имении Ясная Поляна ()

  • «Филипок» (рис. 7)

Рис. 7. Обложка книги «Филипок» ()

  • «Котёнок» (рис. 8)

Рис. 8. Обложка книги «Котёнок» ()

  • «Лев и собачка» (рис. 9)

Рис. 9. Обложка книги «Лев и собачка» ()

  • «Лгун»
  • «Косточка» (рис. 10)

Рис. 10. Обложка книги «Косточка» ()

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 1 класса. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  2. Кубасова О.В. Литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  3. Кубасова О.В. Литературное чтение: Я хочу читать. Книга для чтения к учебнику «Любимые страницы». 1 класс. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  1. Nsportal.ru ().
  2. Planetaskazok.ru ().
  3. Festival.1september.ru ().

Домашнее задание

  1. Объясните мораль басни «Два товарища».
  2. Подготовьте пересказ басни «Два товарища» по плану.
  3. Прочитайте два-три других произведения Л.Н. Толстого из списка выше на выбор.