Гумилев чужое небо анализ. Николай гумилев - чужое небо. Как смел он засыпать цветами

Только вот человек, который летал на драконе, не может жить согласно дворцовым Ритуалам. Умрет от тоски. (c)

А вот это я, собственно, завтра и буду рассказывать. Да))))

Также ниже дана ссылка на два сборника, спасибо сайту "Авторская песня" , это сборники песен на стихи Гумилева различных направлений, а также альбом Юрия Волщукова "Жемчуга".

Мои извинения, если шрифт мелковат

Н. Гумилев.

Любовь.

« Чужое небо » стало последним мирным сборником поэта. Следуюший, « Колчан » , выйдет через четыре года, отделенный от « Неба » Первой Мировой войной.

Многие критики называют этот сборник неудачным, а стихи его бесформенными, бессмысленными, неинтересными, избитыми и, в тон названию сборника, « чужими » .

Книга, несомненно, несет в себе отпечаток первого периода творчества, а также намечает основные формы, приемы грядущего периода. Отчеканенность слога, ритмическое своеобразие, в частности, использование паузника, - все это несло новизну в современный стих.

Кроме формальных новшеств, в сборнике "Чужое небо" есть мотивы, которые будут в дальнейшем определять поэтический облик его автора. В стихах сборника настойчиво утверждается мысль о разделенности мира на две контрастные стихии: небо и земля, добро и зло, красота и уродство, любовь и измена - все это дано в противостоянии частей одного целого. Мир для поэта - расколовшееся двуединство. Привкус горечи, тревога - один из лирико-трагедийных аспектов этой книги стихов. Но есть в ней и другой мотив, противостоящий предыдущему: все силы души постоянно находятся в мужественном напряжении, преодолевая стихию.

В сборник "Чужое небо" поэт включил, кроме своих стихов, переводы пяти стихотворений "безупречного акмеиста" (так его называл Н. Гумилев), француза Теофиля Готье. Особенно любил русский акмеист следующие строки своего учителя:

Искусство тем прекрасней,

Чем взятый материал

Бесстрастней -

Стих, мрамор иль металл.

Надменный, как юноша, лирик

Вошел, не стучася, в мой дом

И просто заметил, что в мире

Я должен грустить лишь о нем.

С капризной ужимкой захлопнул

Открытую книгу мою,

Туфлей лакированной топнул,

Едва проронив: не люблю.

Как смел он так пахнуть духами!

Так дерзко перстнями играть!

Как смел он засыпать цветами

Мой письменный стол и кровать!

Я из дому вышел со злостью,

Но он увязался за мной,

Стучит изумительной тростью

По звонким камням мостовой.

И стал я с тех пор сумасшедшим.

Не смею вернуться в свой дом

И все говорю о пришедшем

Бесстыдным его языком.

Змей

На рубеже веков Гумилёв не был единственным поэтом, который выражал нераздельность чувства любви к России и к женщине-жене (ср. с А. Блоком: « О, Русь моя! Жена моя! » из микроцикла « На поле Куликовом » ), но в отличие от Блока это сопоставление проведено не с толь прямолинейно и более близко к мифологическим традициям отношения человека к родной земле не только как к матери, но и как к прекрасной возлюбленной, нуждающейся в защите. Данный комплекс представлений и чувств подкрепляется и былинным подтекстом баллады « Змей » .

Интересно, что сразу за стихотворением « Змей » следует выделенное М. Цветаевой стихотворение « Мужик » , продолжающее тему

обворожения Руси-красавицы злой стихийной силой, которая на этот раз воплощена в образе « странного мужика » , в котором прогляд ывают черты древнего хтонического чудовища, а не только Г. Распутина, на которого справедливо указывает Цветаева. Это только подчеркивает способность Гумилёва ощутить, воспринять событие современности как проявление древнейшей изначальной борьбы хаоса и космоса, Змея и Вольги за Царевну-Землю.

Ах, иначе в былые года

Колдовала земля с небесами,

Дива дивные зрелись тогда,

Чуда чудные деялись сами...

Позабыв Золотую Орду,

Пестрый грохот равнины китайской,

Змей крылатый в пустынном саду

Часто прятался полночью майской.

Только девушки видеть луну

Выходили походкою статной,-

Он подхватывал быстро одну,

И взмывал, и стремился обратно.

Как сверкал, как слепил и горел

Медный панцирь под хищной луною,

Как серебряным звоном летел

Мерный клекот над Русью лесною:

"Я красавиц таких, лебедей

С белизною такою молочной,

Не встречал никогда и нигде,

Ни в заморской стране, ни в восточной.

Но еще ни одна не была

Во дворце моем пышном, в Лагоре:

Умирают в пути, и тела

Я бросаю в Каспийское море.

Спать на дне, средь чудовищ морских,

Почему им, безумным, дороже,

Чем в могучих объятьях моих

На торжественном княжеском ложе?

И порой мне завидна судьба

Парня с белой пастушеской дудкой

На лугу, где девичья гурьба

Так довольна его прибауткой".

Эти крики заслышав, Вольга

Выходил и поглядывал хмуро,

Надевал тетиву на рога

Беловежского старого тура.

Ольга

Стихотворение из сборника « Огненный столп » . К сожалению, именно этот сборник, самы лучший, самый философский но при том предельно земной, стал последним прижизенным сборником Николая Гумилева.

Есть предположение, что одну из своих книг, а возможно именно « Огненный столп » поэт хотел назвать « Посреди странствия земного » . Не назвал. Побоялся, что это сократит ему жизнь.

Современники считали эту книгу « лучшей из всех книг Гумилева » . Ему было 35. Взлет. Расцвет. Вершина. И посвященная второй жене, « второй Аннушке » , Анне Энгельгардт, « Столп » потверждал это.

Эту, лучшую свою книгу, ему уже не суждено было увидеть напечатанной.

Эльга, Эльга! - звучало над полями,

Где ломали друг другу крестцы

С голубыми, свирепыми глазами

И жилистыми руками молодцы.

Ольга, Ольга! - вопили древляне

С волосами желтыми, как мед

Выцарапывая в раскаленной бане

Окровавленными ногтями ход.

И за дальними морями чужими

Не уставала звенеть,

То же звонкое вызванивая имя,

Варяжская сталь в византийскую медь.

Все забыл я, что помнил ране,

Христианские имена,

И твое лишь имя, Ольга, для моей гортани

Слаще самого старого вина.

Год за годом все неизбежней

Запевают в крови века,

Опьянен я тяжестью прежней

Скандинавского костяка.

Древних ратей воин отсталый,

К этой жизни затая вражду,

Сумасшедших сводов Валгаллы,

Славных битв и пиров я жду.

Вижу череп с брагой хмельною,

Бычьи розовые хребты,

И валькирией надо мною,

Ольга, Ольга, кружишь ты.

Волшебная скрипка

« Волшебная скрипка » - это стих поэта о поэте и о его судьбе.

В период написания этого стихотворения Николаю Гумилеву пришлось пережить многое, и в основном переживания эти были связаны с личной жизнью поэта, с отказами ему Анны Горенко, известной нам как Анна Ахматова.

Стих входит в сборник « Жемчуга » .

Посвящение Валерию Брюсову, учителю Гумилева, этого стихотворения не случайно, ведь весь сборник пронизан акмеистическим духом, об этом говорит и название сборника. Дело в том, что сначала « Жемчуга » делились на три части: « Жемчуг черный » , « Жемчуг белый » и « Жемчуг Розовый » , причем каждая из частей была посвящена различным дорогим Гумилеву людям. « Скрипка » входит в « Черный » , брюсовский, жемчуг.

То, что не может нас сломать, делает нас сильнее! Стихи оказались пророческими. В 1921 году Николай Гумилёв погиб славной и страшной смертью божественного скрипача русской поэзии.

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,

Не проси об этом счастье, отравляющем миры,

Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,

Что такое темный ужас начинателя игры!

Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,

У того исчез навеки безмятежный свет очей,

Духи ада любят слушать эти царственные звуки,

Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,

Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,

И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,

И когда пылает запад, и когда горит восток.

Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,

И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, -

Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье

В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось всё, что пело,

В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.

И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,

И невеста зарыдает, и задумается друг.

Но я вижу - ты смеешься, эти взоры - два луча.
В репертуаре Елены Камбуровой есть песни на некоторые стихи Н.С. Гумилёва (например, "Волшебная скрипка" . *надо послушать*

Московский исполнитель Евгений Румянцев создал рок-балладу (без слов) по стихотворению "Волшебная скрипка"

В репертуаре Канцлера Ги есть песня "Любовь" на стихотворение Н.С. Гумилёва.

В репертуаре группы Квартал есть песня "Жираф", стихи которой принадлежат Гумилёву.

Николай Степанович Гумилёв является одним из главных героев первого и третьего романов фантастической трилогии Андрея

Лазарчука и Михаила Успенского « Гиперборейская чума » . Также Н. С. Гумилёв является одним из главных героев фантастического рассказа « Япон ский городовой » , 4-й книги фантастической серии « Этногенез » . Автором книги является Юрий Бурносов.


краткое содержание других презентаций

«Русские поэты Серебряного века» - Фабрика. Дмитрий Мережковский. Жираф. Символизм. Ветка рябины. Поэзия серебряного века. Оформление кафе. Представление гостей. Алексей Кручёных. Символисты. Серебряная пристань. Василий Каменский. Игорь Северянин. Николай Гумилёв. Любимое стихотворение. Творческое задание «Единое целое». Футуристы. Выбор названия кафе. Владимир Нарбут. Михаил Кузмин. Творческое задание «Три шкатулки». Валерий Брюсов.

«Темы поэзии Серебряного века» - Зарождение модернизма. Общественное положение России. Музыкально-композиционные приемы. Ключевые категории акмеизма. Сборники стихотворений Н.С. Гумилева. Символизм. Муза Гумилева. Поэзия серебряного века как эстетический феномен. Н. С. Гумилев. Символизм в живописи. И всем богам я посвящаю стих. Эпатировать публику. Акмеизм. Поль Гоген. Поэзия серебряного века. Любимые сюжеты. Основоположник русского символизма.

«Характеристика поэзии Серебряного века» - Футуризм. Поэзия. Смятение и борьба. Писатели, не входившие в литературные группировки. Цели урока. Старшие символисты. Русский «серебряный век» неповторим. Символизм. В ощущениях поэтов звучит лейтмотив своей «потерянности». Поэты-акмеисты. Русская поэзия «серебряного века» прошла большой путь. Акмеизм. Все поэты «серебряного века» любили свою Родину. Поэты-футуристы. Поэзию «серебряного века» невозможно представить.

«Поэты Серебряного века русской поэзии» - Серебряный век русской поэзии. Пощечина общественному вкусу. Сознательный смысл слова. Основополагаюший вопрос. Поэты - футуристы. Символ. Один среди враждебной рати. Представители символизма. Русский «серебряный век». Поэты-акмеисты.

«Антология поэзии Серебряного века» - Имажинисты. Константин Константинович Случевский. Основные принципы акмеизма. Шершеневич Вадим. Александр Блок. Владислав Ходасевич. Николай Гумилёв. Акмеисты. Осип Мандельштам. Поэты-символисты. Обэриу. Даниил Хармс. Предвестники. Игорь Северянин. Пленник. Крестьянская поэзия. Листва. Футуристы. Символисты. Иннокентий Анненский. Центрифуга. Владимир Маяковский. Сергей Есенин.

«Направления поэзии Серебряного века» - Понятие «серебряного века». Образ мышления. Владимир Соловьёв. Особенности акмеизма. Основные направления серебряного века. Возникновение акмеизма. Эстетика символизма. Символизм. Возникновение символизма. Серебряный век русской поэзии. Поэты-акмеисты. Эстетика футуризма. Поэты-символисты. Футуризм. Акнеизм. Группы футуристов. Акмеизм. Особенности символизма. Поэты-футуристы. Футуристические сборники и манифесты.

English: Wikipedia is making the site more secure. You are using an old web browser that will not be able to connect to Wikipedia in the future. Please update your device or contact your IT administrator.

中文: 维基百科正在使网站更加安全。您正在使用旧的浏览器,这在将来无法连接维基百科。请更新您的设备或联络您的IT管理员。以下提供更长,更具技术性的更新(仅英语)。

Español: Wikipedia está haciendo el sitio más seguro. Usted está utilizando un navegador web viejo que no será capaz de conectarse a Wikipedia en el futuro. Actualice su dispositivo o contacte a su administrador informático. Más abajo hay una actualización más larga y más técnica en inglés.

ﺎﻠﻋﺮﺒﻳﺓ: ويكيبيديا تسعى لتأمين الموقع أكثر من ذي قبل. أنت تستخدم متصفح وب قديم لن يتمكن من الاتصال بموقع ويكيبيديا في المستقبل. يرجى تحديث جهازك أو الاتصال بغداري تقنية المعلومات الخاص بك. يوجد تحديث فني أطول ومغرق في التقنية باللغة الإنجليزية تاليا.

Français: Wikipédia va bientôt augmenter la sécurité de son site. Vous utilisez actuellement un navigateur web ancien, qui ne pourra plus se connecter à Wikipédia lorsque ce sera fait. Merci de mettre à jour votre appareil ou de contacter votre administrateur informatique à cette fin. Des informations supplémentaires plus techniques et en anglais sont disponibles ci-dessous.

日本語: ウィキペディアではサイトのセキュリティを高めています。ご利用のブラウザはバージョンが古く、今後、ウィキペディアに接続できなくなる可能性があります。デバイスを更新するか、IT管理者にご相談ください。技術面の詳しい更新情報は以下に英語で提供しています。

Deutsch: Wikipedia erhöht die Sicherheit der Webseite. Du benutzt einen alten Webbrowser, der in Zukunft nicht mehr auf Wikipedia zugreifen können wird. Bitte aktualisiere dein Gerät oder sprich deinen IT-Administrator an. Ausführlichere (und technisch detailliertere) Hinweise findest Du unten in englischer Sprache.

Italiano: Wikipedia sta rendendo il sito più sicuro. Stai usando un browser web che non sarà in grado di connettersi a Wikipedia in futuro. Per favore, aggiorna il tuo dispositivo o contatta il tuo amministratore informatico. Più in basso è disponibile un aggiornamento più dettagliato e tecnico in inglese.

Magyar: Biztonságosabb lesz a Wikipédia. A böngésző, amit használsz, nem lesz képes kapcsolódni a jövőben. Használj modernebb szoftvert vagy jelezd a problémát a rendszergazdádnak. Alább olvashatod a részletesebb magyarázatot (angolul).

Svenska: Wikipedia gör sidan mer säker. Du använder en äldre webbläsare som inte kommer att kunna läsa Wikipedia i framtiden. Uppdatera din enhet eller kontakta din IT-administratör. Det finns en längre och mer teknisk förklaring på engelska längre ned.

हिन्दी: विकिपीडिया साइट को और अधिक सुरक्षित बना रहा है। आप एक पुराने वेब ब्राउज़र का उपयोग कर रहे हैं जो भविष्य में विकिपीडिया से कनेक्ट नहीं हो पाएगा। कृपया अपना डिवाइस अपडेट करें या अपने आईटी व्यवस्थापक से संपर्क करें। नीचे अंग्रेजी में एक लंबा और अधिक तकनीकी अद्यतन है।

We are removing support for insecure TLS protocol versions, specifically TLSv1.0 and TLSv1.1, which your browser software relies on to connect to our sites. This is usually caused by outdated browsers, or older Android smartphones. Or it could be interference from corporate or personal "Web Security" software, which actually downgrades connection security.

You must upgrade your web browser or otherwise fix this issue to access our sites. This message will remain until Jan 1, 2020. After that date, your browser will not be able to establish a connection to our servers.

ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСТВА Н.С. ГУМИЛЕВА В ОЦЕНКЕ СОВРЕМЕННИКОВ (СБОРНИК «ЧУЖОЕ НЕБО»)

Аннотация
Данная статья посвящена обзору и анализу рецензий на сборник «Чужое небо» Н.С. Гумилева, изданный в 1912 году. Проведенное исследование было нацелено на выявление разных точек зрения на творческое развитие поэта, принадлежащих его современникам: литературным критикам, поэтам. Данная тема актуальная в связи с повышенным интересом к творчеству Н.С. Гумилева.

THE EVOLUTION OF CREATIVITY N.S. GUMILYOV IN THE ASSESSMENT OF HIS CONTEMPORARIES (THE COLLECTION "ALIEN SKY")

Beloglazova Svetlana Nikolaevna 1 , Beloglazov Vasily Sergeyevich 2
1 Birsky branch of the Bashkir State University, 5th year student of the Faculty of Philology of communications and intercultural
2 Radio «Bir», narrator, candidate of Historical Sciences


Abstract
This article provides an overview and analysis of the reviews of the book "Alien Sky" N.S. Gumilyov, published in 1912 year. This study was aimed to identify the different perspectives on the creative development of the poet belonging to his contemporaries: the literary critic, poet. This topic is relevant in connection with the increased interest in the work of N.S. Gumilyov.

Библиографическая ссылка на статью:
Белоглазова С.Н., Белоглазов В.С. Эволюция творчества Н.С. Гумилева в оценке современников (сборник «Чужое небо») // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]..03.2019).

Часть стихов, собранных Н.С. Гумилевым в сборник «Чужое небо», уже были известны читателю – на протяжении 1910-11-х годов они публиковались в журнале «Аполлон». Структурно книга разделяется на 5 частей, одна из которых посвящена молодой и желанной супруге Анне Гумилевой (Ахматовой).

В произведениях все еще ощущается дыхание романтизма, от которого поэт постепенно начинает отдаляться и искать свой путь. Меньше внимания Н. Гумилев обращает на музыкальность и изящность слов, наблюдается снижение количества экзотизмов, хотя они, несомненно, в текстах присутствуют .

«И в юном мире юноша Адам,

Я улыбаюсь птицам и плодам» .

В целом, отклики на сборник были положительные, лишь Садовской оставил негативный. Публика тепло приняла, не только критики, но и собраться по литературному мастерству.

Михаил Алексеевич Кузьмин в рецензии «Гумилев Н. Чужое небо», вышедшей сразу после сборника, отметил, что новая книга стихов Гумилева – это второй шаг по лестнице поэтического мастерства, в котором видна не ученическая работа, в отличие от «Романтических цветов» или «Жемчугов», а рука мастера. Четвертая по хронологии книга все еще имеет переходный характер, «куда-то веред, но едва ли всегда приводит, оставляя впечатление интермеццо» .Удаление от экзотизма положительно сказалось на творчестве поэта, он стал ближе, а значит и понятней читателю, показав свое настоящее лицо. Творческий метод Н.С. Гумилева отталкиваться от реального, небольшого и выстраивать на этой основе крупные лирические конструкции, «иногда столь отдаленные, что они затемняют и даже притупляют само чувство» предшествует новому взгляду на мир – «взгляду Адама», и новая позиция поэта, подкрепленная стихами Теофиля Готье замечена и прокомментирована. Мотив сна, проявивший себя в сборнике «Романтические цветы», продолжает быть интересен автору.

Стремление переосмыслить вечные образу мировой культуры не губит творческую самобытность поэта, не закрывает его в вечном поиске экзотики и открытий, ведь открытия можно совершать и в земном мире, мире обыденном. Также М. Кузьмин сказал, что «новая книга Гумилева разнообразна по ритмам и строфам…» , качество стихотворений говорит об их авторе как о мастере стиха. Но позднее, из-за отзыва Н.Гумилева о его творчестве М.Кузьмин уже не так благожелательно отзывался о поэте .

Единственный отрицательный отзыв принадлежит Борису Садовскому. В четвертом апрельском номере журнала «Современник» за 1912 год печатается его рецензия на «Чужое небо». О сборнике, как и об авторе, критик отозвался негативно, заявляя, что «О «Чужом небе» Гумилева, как о книге поэзии, можно бы не говорить совсем, потому что ее автор – прежде всего не поэт». На чем основывается такая точка зрения? Обвинения об отсутствии вдохновения, по меньшей мере, необъективны. Критик считает, что Николай Степанович не развивается, «все на одном уровне». Б.А. Садовской подчеркивает черты творчества Гумилева: «фабрикует… стихи», «ничего не дано», «сочинению головоломных рифм, к подбору небывалых созвучий», «все чужое, все заимствованное, мертворожденное» . Борис Садовской не считает Н.С. Гумилева поэтом, сборник «Чужое небо» для критика еще одно подтверждение выдвинутых тезисов.

Важны слова В. Брюсова о новой поэтической книге Гумилева, как учителя, мэтра для Николая Степановича. В статье-обзоре стихотворений разных авторов, вышедших за 1911-1912 год, есть строки и о нем. Валерий Яковлевич зафиксировал «известное движение вперед», одаренность Гумилева как художника, мастера. «Н.Гумилев не учитель, не проповедник: значение его стихов гораздо больше в том, как он говорит, нежели в том, что он говорит» . Недаром сравнивают творчество Блока и Гумилева, как поэта, работающего по вдохновению и мастера стиха. По мнению Брюсова, стихи автора оценят люди, любящие искусство и язык. Творчество Н.С. Гумилева на данном этапе стоит на достойном уровне, критик отмечает эволюцию тем и образов, представленных в стихотворениях.

В книге В.Л. Полушина «Николай Гумилев: жизнь расстрелянного поэта» приводится и оценка А.Ахматовой: «Анна Андреевна не только узнала себя в сборнике, но и всю жизнь об этом помнила». Вот ее воспоминания: «Самой страшной я становлюсь в «Чужом небе» (1912)… Там борьба со мной! Не на живот, а на смерть!» . Ранее мы также указывали, что вторую часть сборника поэт посвятил молодой жене. Александр Александрович Блок также получил свой экземпляр «Чужого неба» сразу после выхода книги, оценив качественные изменения, произошедшие в творчестве Гумилева .

Таким образом, можно сказать, что сборник «Чужое небо» получил высокие оценки современников, войдя в культурное наследие начала ХХ века. Сборник в дальнейшем рассматривался еще и как практические выкладки, воплощающие теорию акмеизма. Рассмотрены оценки критиков, учителя Н.Гумилева, А.Блока, А.Ахматовой, приведены разнообразные мнения. Несомненно, они заметили еще одни шаг по лестнице творчества, сделанный молодым талантливым автором.

Annotation

В сборник, изданный в 1912 году, Гумилёв, кроме своих стихов, включил переводы стихов Теофила Готье.

Николай Гумилёв

117. АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ

118. ДВЕ РОЗЫ

119. ДЕВУШКЕ

120. НА МОРЕ

121. СОМНЕНИЕ

123. ОТРЫВОК

124. ТОТ ДРУГОЙ

125. ВЕЧНОЕ

126. КОНСТАНТИНОПОЛЬ

127. СОВРЕМЕННОСТЬ

129. ОДНАЖДЫ ВЕЧЕРОМ

132. ИЗ ЛОГОВА ЗМИЕВА

133. Я ВЕРИЛ, Я ДУМАЛ...

134. ОСЛЕПИТЕЛЬНОЕ

136. ПАЛОМНИК

137. ЖЕСТОКОЙ

138. ЛЮБОВЬ

139. БАЛЛАДА

140. УКРОТИТЕЛЬ ЗВЕРЕЙ

141. ОТРАВЛЕННЫЙ

142. У КАМИНА

143. МАРГАРИТА

144. ОБОРВАНЕЦ

145. ТУРКЕСТАНСКИЕ ГЕНЕРАЛЫ

146-149. АБИССИНСКИЕ ПЕСНИ

III. ИЗ ТЕОФИЛЯ ГОТЬЕ

150. НА БЕРЕГУ МОРЯ

151. ИСКУССТВО

152. АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПЕСЕНКА

153. РОНДОЛЛА

154. ГИППОПОТАМ

155. БЛУДНЫЙ СЫН

156. ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ

Николай Гумилёв

ЧУЖОЕ НЕБО

117. АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ

Он мне шепчет: "Своевольный,

Что ты так уныл?

Иль о жизни прежней, вольной,

Тайно загрустил?

"Полно! Разве всплески, речи

Сумрачных морей

Стоят самой краткой встречи

С госпожой твоей? "

Так ли с сердца бремя снимет

Голубой простор,

Как она, когда поднимет

На тебя свой взор? "

Ты волен предаться гневу,

Коль она молчит,

Но покинуть королеву

Для вассала - стыд".

Так и ночью молчаливой,

Днем и поутру

Он стоит, красноречивый,

За свою сестру.

118. ДВЕ РОЗЫ

Перед воротами Эдема

Две розы пышно расцвели,

Но роза - страстности эмблема,

А страстность? детище земли.

Одна так нежно розовеет,

Как дева, милым смущена,

Другая, пурпурная, рдеет,

Огнем любви обожжена.

А обе на Пороге Знанья...

Ужель Всевышний так судил

И тайну страстного сгоранья

К небесным тайнам приобщил?!

119. ДЕВУШКЕ

Мне не нравится томность

Ваших скрещенных рук,

И спокойная скромность,

И стыдливый испуг.

Героиня романов Тургенева,

Вы надменны, нежны и чисты,

В вас так много безбурно-осеннего

От аллеи, где кружат листы.

Никогда ничему не поверите,

Прежде чем не сочтете, не смерите,

Никогда никуда не пойдете,

Коль на карте путей не найдете.

И вам чужд тот безумный охотник,

Что, взойдя на нагую скалу,

В пьяном счастье, в тоске безотчетной

Прямо в солнце пускает стрелу.

120. НА МОРЕ

Закат. Как змеи, волны гнутся,

Уже без гневных гребешков,

Но не бегут они коснуться

Непобедимых берегов.

И только издали добредший

Бурун, поверивший во мглу,

Внесется, буйный сумасшедший,

На глянцевитую скалу

И лопнет с гиканьем и ревом,

Подбросив к небу пенный клок...

Но весел в море бирюзовом

С латинским парусом челнок;

И загорелый кормчий ловок,

Дыша волной растущей мглы

И, от натянутых веревок,

Бодрящим запахом смолы.

121. СОМНЕНИЕ

Вот я один в вечерний тихий час,

Я буду думать лишь о вас, о вас,

Возьмусь за книгу, но прочту: "она",

И вновь душа пьяна и смятена.

Я брошусь на скрипучую кровать,

Подушка жжет... нет, мне не спать, а ждать.

И крадучись я подойду к окну,

На дымный луг взгляну и на луну,

Вон там, у клумб, вы мне сказали "да",

О это "да" со мною навсегда.

И вдруг сознанье бросит мне в ответ,

Что вас, покорной, не было и нет,

Что ваше "да", ваш трепет, у сосны

Ваш поцелуй - лишь бред весны и сны.

122. СОН

Утренняя болтовня

Вы сегодня так красивы,

Что вы видели во сне?

Берег, ивы

При луне. -

А еще? К ночному склону

Не приходят, не любя.

Дездемону

Вы глядите так несмело:

Кто там был за купой ив?

Был Отелло,

Он красив. -

Был ли он вас двух достоин?

Был ли он как лунный свет?

Да, он воин

О какой же пел он ниже

Неоткрытой красоте?

О пустыне

И вы слушали влюбленно,

Нежной грусти не тая?

Дездемона,

123. ОТРЫВОК

Христос сказал: убогие блаженны,

Завиден рок слепцов, калек и нищих,

Я их возьму в надзвездные селенья,

Я сделаю их рыцарями неба

И назову славнейшими из славных...

Пусть! Я приму! Но как же те, другие,

Чьей мыслью мы теперь живем и дышим,

Чьи имена звучат нам, как призывы?

Искупят чем они свое величье,

Как им заплатит воля равновесья?

Иль Беатриче стала проституткой,

Глухонемым - великий Вольфганг Гете

И Байрон - площадным шутом... о ужас!

124. ТОТ ДРУГОЙ

Я жду, исполненный укоров:

Но не веселую жену

Для задушевных разговоров

О том, что было в старину.