Чтение Псалмов в различных жизненных ситуациях. Чтение Псалмов в различных жизненных ситуациях 38 псалом давида

Рех: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною. Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися. Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь. Глаголах языком моим: скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих, кое есть? Да разумею, что лишаюся аз? Се пяди положил еси дни моя, и состав мой яко ничтоже пред Тобою, обаче всяческая суета всяк человек живый. Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется: сокровищствует, и не весть, кому соберет я. И ныне кто терпение мое, не Господь ли? И состав мой от Тебе есть. От всех беззаконий моих избави мя, поношение безумному дал мя еси. Онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотворил еси. Отстави от мене раны Твоя: от крепости бо руки Твоея аз исчезох. Во обличениих о беззаконии наказал еси человека и истаял еси, яко паучину, душу его: обаче всуе всяк человек. Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи: яко пресельник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои. Ослаби ми, да почию, прежде даже не отъиду, и ктому не буду.

Текст христианского 38 псалма удивительным образом схож с псалмом 37-м, и это дает повод историографам считать, что он написан царем Давидом приблизительно в одно время с предыдущим – на склоне лет второго правителя объединенного израильского царства. Псалом полон мудрости: в нем в значительно меньшей степени звучит призыв к Богу уничтожить врагов царя и больше размышлений о скоротечности жизни.

Возможно, причиной этого стала прогрессирующая болезнь царя, которая, согласно толкованию 38 псалма царя Давида, особенно обострилась в последние годы его жизни и вызывала у него мысли о скорой смерти. На закате своей жизни псалмопевец особенно много размышлял над понятиями «грех» и «покаяние», сожалея о том, что слишком уделял первому и чересчур мало – второму. Осознавая с высоты прожитых лет тщетность мирских человеческих устремлений, царь Давид своей песнью псалма тридцать восьмого, старается предупредить тех, у кого впереди еще много лет жизни, что провести их следует с пользой для души. В православной традиции онлайн слушать и читать 38 псалом особенно рекомендуется людям, которые желают найти новую работу.

Слушать на видео православную молитву псалом 38 на русском языке

Читать Псалтырь, текст молитвы псалом 38 на русском языке

Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась. Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим: скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой. Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий. Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то. И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя — на Тебя. От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному. Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это. Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей. Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек! Услышь,

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 38

Этот псалом, написанный Давидом, предназначался для исполнения тем хором, которым руководил Идифум. "Надпись" соответствует стих 1. Тема псалма - быстротечность и хрупкость человеческого бытия; как и в предыдущем псалме, в нем ярко выражена надежда на Господа, звучит мольба, чтобы немногие дни, остающиеся псалмопевцу, Господь дал ему провести в мире и покое.

А. Дни человеческие, как "пяди" (38:2-7)

Пс. 38:2-4 . Охваченный этими мыслями о краткости бытия, Давид исполнен желания не грешить "на путях своих" и языком своим, не поддаваться на провокации окружающих его нечестивцев, но обуздывать перед ними уста свои. Он говорит Богу, что так и поступал, и даже о добром, которое делал, не напоминал им, однако, скорбь его - оттого, что он усиленно подавлял свои чувства, - лишь возросла (подвиглась); стих 3. И, вот, не в силах побороть горечь в сердце и в мыслях своих ("огонь возгорался" б нем, когда он думал о преследователях своих, о мучительной своей болезни и о приближающейся смерти), Давид стал говорить словами этого псалма к Богу.

Пс. 38:5-7 . Он просит Его открыть ему тайну дней его, дабы… знал он, сколько их осталось (сравните Пс. 89:10,12); в изнурившей его болезни они представляются ему краткими, как пяди ("пядь" - старинная мера длины, соответствовавшая ширине ладони). В стихах 6-7 - мысли о призрачности и суетности человеческого существования (сравните с Иов. 7:7; стих 11 в этом псалме, сравните 11с. 61:10; 143:4).

Б. Вся надежда - на Господа (38:8-14)

Пс. 38:8 . Сознавая, что всеми своими бедами он обязан своим согрешениям, Давид провозглашает, что вся его надежда на Господа.

Пс. 38:9-12 . Он молит Господа очистить его от всех беззаконий и не отдать на поругание врагам (здесь безумному). В стихе 10 - образ полной покорности Давида Богу. В стихе 11 - снова мольба об избавлении от "ударов Божиих" - ввиду крайне бедственного состояния Давида. В стихе 12 под "обличениями" понимаются наказания за грехи. Нет среди людей такого, который не вызывал бы, если не делами своими, то мыслями, словами и чувствами, гнева Божия. Однако если Бог станет "обличать" человека за все его преступления, то он рассыплется, как ткань, изъеденная молью. Краса здесь образ силы, здоровья, благоденствия.

Пс. 38:13-14 . Следовательно, лишь милостью и снисхождением Божиими храним человек в своей земной жизни, которую за краткость ее псалмопевец уподобляет странствованию. А себя, как и "всех отцов своих", - страннику и пришельцу. Услышь, Господи, молитву мою, взывает Давид. Помоги мне (нам), подразумевает он, на опасных путях нашего странствования, где столько соблазнов и зла, руководи нами.

Отступи от меня в стихе 14 надо понимать в значении мольбы о прекращении нынешних страданий. Прежде чем я отойду, просит Давид, дай мне подкрепиться (возможно, в значении "очиститься в глазах Божиих от согрешения своего и не умереть теперь от этой болезни"). Эта последняя мольба Давида напоминает по настроению своему некоторые молитвы Иова (сравните, к примеру, Иов. 7:19, 21; 9:34; 10:20-21).

Псалом для исполнения был назначен Идифуму, одному из начальников хора при Давиде. Псалом написан Давидом. По близкому сходству его содержания с содержанием , можно считать его написанным по тому же поводу и в одно время с первым, , т. е. в начале восстания Авессалома, когда вместе с сознанием своего греха пред Богом Давид мог ожидать и гибели от врагов.

Господи, я буду хранить и хранил молчание пред своими нечестивыми врагами. Но это молчание вызвало сосредоточение мысли на своем положении, у меня явилось опасение: не должна ли моя жизнь кончиться в самом скором времени? (2–6). Я вижу ничтожество человека пред Тобою, Господи, и надежда моя только на Тебя (7–8). Прости мои беззакония и избавь от врагов. Прекрати наказывать меня своими обличениями, но услышь мой вопль о помиловании, не карай меня бедствиями до наступления смерти, но прекрати их (9–14).

. Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.

. Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.

Давид, пораженный болезнью (см. ), на которую смотрел, как на заслуженное последствие своего греха, решается не отвечать на все несправедливые обличения, которые возводились на него его врагами (см. ) «доколе нечестивый предо мною» , пока гнев Божий, допускающий это главенство над ним нечестивого не прекратится. Давид с покорностью Божественному провидению решается молчать и тогда, когда он мог сказать о том "добром" , что он делал и что забывали его враги, старавшиеся находить в нем одно дурное.

. Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:

«Воспламенялось сердце» , «в мыслях моих возгорелся огонь» – Давида мучили жгучие, беспокойные опасения относительно исхода своей болезни.

. скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.

. Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета – всякий человек живущий.

. Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.

Сознание Давидом своего греха было настолько глубоко, болезнь – настолько сильна, что он убежден был в скорой своей кончине. Очевидно, жизни его осталось в размере "пяди" , ширины кисти руки, т. е. около 7 сантиметров. Давид означает этим выражением, что жить ему осталось самое ничтожное количество дней.

Вся вообще продолжительность человеческой жизни пред Богом совершенное ничто; она подобна призраку, тени, быстро исчезающей, и вся деятельность человека, направленная на приобретение и упрочение своего блага, напрасна, бесполезна и жалка. Этой проповедью о ничтожности жизни Давид произносил осуждение своей прошлой деятельности: он не находил за ней ничего ценного, а потому с опасением смотрит на исход жизни.

. И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя – на Тебя.

Что иное, Господи, как не отвержение, я могу ожидать от Тебя при своей кончине? Я сознаю свой грех и свою виновность пред Тобою, но загладить ее не могу за скорой своей , поэтому вся моя надежда на Тебя, Твою милость ко мне и снисхождение.

. От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.

Прости мне мои беззакония, очисти от них и не дай нечестивому («безумному» ) торжествовать надо мною.

. Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.

. Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.

Давид изображает свою полную покорность воле Бога и посланным ему страданиям.

. Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!

«Краса... человека... рассыплется... от... обличени й Бога». Под обличениями Бога разумеются не одни обличения словом, но и насланием на человека соответственно его грехам внешних наказаний. Человек же пред Богом грешит постоянно и своим поведением способен вызывать Его сильный гнев. Если бы Бог относился к человеку только как его строгий Судья, то никто из людей не устоял бы пред Его правдой и все должны бы погибнуть.

. Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.

Человека сохраняет милость и снисхождение к нему Бога, и об этом снисхождении к себе Давид и молит Его. «Ибо странник я у Тебя и пришлец" . Земная жизнь человека есть странствования, т. е. она временна. Настоящая же жизнь начинается за окончанием земной. Как странник, каждый человек подвержен опасностям со стороны своих греховных страстей и привязанностей к земным интересам заплутаться на своем пути. Со стороны Бога нужны для человека руководство на этом пути и снисхождение к слабостям странника. Такое руководство Давид нашел в своих бедствиях и переживаемой им болезни, раскрывшей пред ним его виновность. Но для исправления пути одного обличительного руководства Давиду недостаточно: ему нужно снисхождение и милость Бога.

. Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.

Давид и молит Бога о даровании ему этой милости: «отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться» , т. е. не умерщвляй меня в моей болезни, прекрати мои страдания и дай тем мне возможность «подкрепиться» , позаботиться о своем нравственном возрождении и заглаждении своего греха. Эта молитва Давида тождественна с молитвой Иова ().

38:1,2 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
Давид даёт себе установку с особой тщательностью следить за тем, чтобы не согрешать хотя бы устами своими. И поскольку сдерживать язык очень трудно в процессе уже начатого разговора, Давид принял решение вообще молчать и не открывать рот ни при каких обстоятельствах.

38:3 Я был нем и безгласен, и молчал [даже] о добром; и скорбь моя подвиглась.
В результате - случился перегиб: он не стал говорить даже и о полезном, и перестал говорить с Богом, и от этого – ещё больше расстроился: не говорить злое - служителю Божьему недостаточно. Он остро нуждается в том, чтобы говорить доброе.

38:4,5 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим: 5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
Понятно, что обет молчания у Давида должен был закончиться: сердце, наполненное желанием говорить – лопнет, если это желание сдерживать. Давид взмолился Богу в желании выпытать у Него число дней своих, чтобы узнать, сколько же все эти мучения человеческие - будут продолжаться для него?
Как видим, задавать себе вопросы о смысле жизни - это нормально для разумного человека.

38:6-8 Вот, Ты дал мне дни, [как] пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета - всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя.

Давид понимает, насколько же все дни человеческие – суетны и бессмысленны, если не знать, чем же себя в этих днях занять. Потому он спрашивает Бога о своём предназначении и надеется, что Бог поможет ему найти своё место под Его солнцем.
Если человеку в жизни недостаточно есть, пить и спать - то есть надежда на то, что он - нищий ещё и духом. А если нищий духом спрашивает духовную пищу у Бога и из Библии (не у философов мира сего и не у других "богов") - то есть шанс обрести смысл в жизни и не мучиться от суетности и бесполезности дней жизни своей.

38:9,10 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
Давид жалуется Богу на то, что и слов-то у него нет, чтобы толком высказать все свои переживания. Ему настолько стыдно за себя, что исчезли всякие силы жить: и таким сделал Бога человек. Если бы его не мучила совесть, не было бы шанса обнаружить и исправлять злые пути свои.

38:11,12 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
Давид объясняет своё состояние Богу: конечно же, ему каждый день есть, чего стыдиться. Ну не может человек и шагу ступить, чтобы что-то не вытворить. Но если бы Бог на каждую оплошность нам указывал - то человек бы самоуничтожился, ибо для жизни - человеку необходимо думать о себе, что он хотя бы чего-нибудь - да стОит в глазах Бога. Жить с мыслью о том, что я – полное ничтожество - человеку невозможно.

38:13,14 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя [и] пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
Поэтому Давид умоляет Бога помочь ему укрепиться и не расклеиваться совсем от множества неприятностей, ибо Давид знает, что он - лишний на этом празднике жизни в условиях процветания нечестивых, ему всего лишь нужно как страннику и временному жителю этой земли – просто выдержать до конца свой земной путь и не сойти с ума при этом от множества внутренних и внешних ежедневных ударов, и не упасть так низко, чтобы не иметь возможности подняться.

Как видим, все помышления Давида были связаны с Богом, настолько реален и близок Бог был для него.

Многие ли служители его занимаются таким самоанализом жизни своей и поступков своих? Нам есть с кого брать в этом пример.