Изъяснительные отношения в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Вот затрещали барабаны - и отступили басурманы

Цель урока: Обобщение введений о постановке двоеточия и тире в простом предложении.

Формирование умений:

  • устанавливать смысловые отношения между частями в БСП,
  • определять интонацию в БСП в соответствии со значением его частей,
  • правильно ставить двоеточие и тире в БСП,
  • определять синонимию БСП и СПП, ССП,
  • составлять БСП и употреблять их в речи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний о постановке двоеточия и тире в простом предложении.

Какие правила постановки двоеточия в простом предложении вы знаете? Приведите примеры постановки двоеточия в простом предложении.

Ответы: “Это двоеточие при обобщающем слове”.

Примеры :

  1. Острым складным ножом на палке вырезали разные узоры: то белое колечко, то узкую спиральку, то мелкую шахматную клеточку. (В. Сол.)
  2. Гости говорили о многих приятных и полезных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах. (Гог.)
  3. У нее не было на лице никакого выражения, совсем никакого: ни волнения, ни радости, ни страха – ничего. (Сим.)
  4. А теперь вспомним случаи постановки тире в простом предложении.

Ответы : “Тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, тире при обособлении приложений, тире при вставных конструкциях”.

Примеры:

  1. Работа – лучшее лекарство.
  2. Задача науки – постигать законы природы.
  3. Рана от ножа заживает, от слова – никогда.
  4. Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
  5. Пришел ноябрь – месяц осенних заморозков.
  6. Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
  7. Однажды, подремав после обеда, - обедали в полдень – Миша вышел из дома и не спеша пошел в сад. (Бун.)
  8. Тишина – она казалась Наташе глубокой, как ночная вода, - стояла в лесах. (Пауст.)

II. Объяснение нового материала. Постановка двоеточия в БСП.

1. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если второе простое предложение имеет значение причины.

Печален я: со мною друга нет. (П.)

На какую известную вам синтаксическую конструкцию можно заменить данное БСП?

Ответ: “На сложноподчиненное предложение со значением причины” (Печален я, так как со мною друга нет.)”

2. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если вторая часть имеет значение пояснения.

В одном месте случилось совсем невероятное происшествие: продавец детских воздушных шаров был унесен шарами на воздух. (Олеша)

При этом между частями можно поставить слово а именно (происшествие, а именно:)

3. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если вторая часть имеет значение изъяснения.

Я поднял глаза: на крыше моей хаты стояла девушка. (Л.)

Каким сложноподчиненным предложением можно заменить данное бессоюзное?

Ответ: “Сложноподчиненным с придаточным изъяснительным” (Я поднял глаза и увидел, что на крыше моей хаты стояла девушка.)

В БСП с двоеточием между его частями звучит предупредительная интонация.

III. Материал для отработки постановки двоеточия в БСП.

1. Киевские былины имеют героический характер: главное предназначение богатырей – стоять на рубежах Русской земли и сторожить ее от нашествий степных кочевников. (Ю.Лот.)

2. Одно было несомненно: назад он не вернется. (Тург.)

3. И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать. (Булг.)

4. Акакий Акакиевич прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы, которые еще водились у него на висках и затылке, совершенно растрепались, бок, и грудь, и все панталоны были в снегу. (Гог.)

5. И он увидел: белый-белый как смерть Ланцелот стоит возле мертвых голов дракона. (Шварц)

6. Я отдернул руку: из самой середины цветка с яростным шипением вылетела пчела. (Л.Т.)

IV. Объяснение нового материала. Постановка тире в БСП.

1.Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть имеет значение времени.

Пашню пашут – руками не машут.

Ответ: “Сложноподчиненному обстоятельственному со значением времени. Когда пашню пашут, руками не машут.”

2. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть имеет значение условия.

Волков бояться – в лес не ходить.

Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?

Ответ: “Сложноподчиненному обстоятельственному со значением условия. Если волков бояться, то в лес нечего ходить.”

3. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть указывает на следствие, результат того, о чем говорится в первой части.

Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно. (Тург.)

Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?

Ответ: “ Сложноподчиненному обстоятельственному со значением следствия. Мелкий дождь сеет с утра, так что выйти невозможно.”

4. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях сравнения.

Слово молвит – соловей поет.

Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?

Ответ: “ Сложноподчиненному обстоятельственному со значением сравнения. Слово молвит, словно соловей поет.”

5. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях противопоставления.

Не спеши языком – торопись делом.

Ответ: “Сложносочиненному предложению с противительными союзами. Не спеши языком, а торопись делом.”

6. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях быстрой смены событий, неожиданного результата.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.(Кр.)

Какой конструкции синонимично данное предложение?

Ответ: “Сложносочиненному предложению с сочинительными союзами. Сыр выпал, и с ним была плутовка такова.”

Тире оказывается на высшей интонационной точке подобных БСП.

V. Материал для отработки постановки тире в БСП.

1. Поставишь кляксу – заставлю слизать языком. (Шварц)

2. В сумерки брат осторожно заглянул ко мне – я притворился, что сплю. (Бун.)

3. Взглянул – так и знакомый; взошел – так и живи. (Цв.)

4. Попробовал идти пешком – ноги мои подкосились. (Л.)

5. Гроза давно уже прошла – звезды засияли, все смолкло кругом. (Тург.)

6. Знай я ремесло – жил бы в городе. (М.Г.)

7. Светает – пора вставать.

VI. Материал для отработки постановки двоеточия и тире в БСП..

1. Все невольно глянули в окно: кто-то с усами в полувоенном сюртуке вылезал из телеги. (Гог.)

2. Выйдя из дому, я пошел по улицам; они были странны: немо, тепло, сыро всюду, вокруг в голых садах и среди тополей бульвара густо стоит белый туман, смешанный с лунным светом.

3. Поверь: для них смешон твой плач и твой укор. (Л.)

4. Меня отпусти на волю – я с голоду не умру, я не пропаду; дай мне пашню – я оброк хороший взнесу... (Тург.)

5. Утренняя заря не пылает пожаром – она разливается кротким румянцем. (Тург.)

6. Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнется: оно нежится. (Тург.)

7. Не стыдно не знать – стыдно не учиться.

8. Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (Тург.)

VII. Задание на эрудицию. Закончите цитаты из русских классиков, поставьте необходимые знаки препинания.

  1. Я помню чудное мгновенье... (П.)
  2. Идет направо...налево... (П.)
  3. Там чудеса... (П.)
  4. Сыр выпал... (Крыл.)
  5. Служить бы рад... (Гриб.)
  6. Чин следовал ему... (Гриб.)
  7. А потому обычай мой такой...подписано... (Гриб.)
  8. Забил заряд я в пушку туго и думал... (Л.)
  9. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы... (Гог.)

VIII. Домашнее задание: выучите теорию, выпишите из художественной литературы 8 предложений на двоеточие и тире в БСП, составьте их схемы.

В зависимости от значения, смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Для проверки значения бессоюзного сложного предложения можно использовать синонимичные конструкции сложносочинённых или сложноподчинённых предложений.

Запятая в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления (одновременности и последовательности). Между простыми предложениями можно вставить союз и .

Ср.: Метель не утихала , небо не прояснялось (Пушкин). - Метель не утихала, и небо не прояснялось; Поезд пошёл быстро, его огни скоро исчезли , через минуту уже не было слышно шума (Чехов). - Поезд пошёл быстро, и его огни скоро исчезли, и через минуту уже не было слышно шума.

Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления, но отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены:

Налево чернело глубокое ущелье ; / 1 за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари / 2 (Лермонтов).

Двоеточие в бессоюзном сложном

1. Второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Перед вторым предложением можно поставить слова а именно, то есть .

Ср.: Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (Пушкин). - Страшная мысль мелькнула в уме моём, а именно: я вообразил её в руках разбойников.

Обратите внимание!

Двоеточие ставится обязательно, если в первом предложении бессоюзного сложного предложения есть слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во втором предложении.

Обычай мой такой : подписано, так с плеч долой (Грибоедов); Я вам скажу только одно : нельзя сидеть сложа руки (Чехов).

2. Второе простое предложение дополняет содержание первого (дополнительные отношения). Перед вторым предложением можно вставить союз что .

Ср.: Я знал : удар судьбы меня не обойдёт (Лермонтов). - Я знал, что удар судьбы меня не обойдёт.

Обратите внимание!

Иногда в первом предложении есть глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и др.; словосочетания поднять глаза, поднять голову и др., предупреждающие о дальнейшем изложении. В этом случае между частями бессоюзного предложения можно вставить не просто союз что , а сочетание слов: и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что и т.п.

Ср.: Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (Пушкин). - Я выглянул из кибитки и увидел, что всё было мрак и вихорь; Он подумал , понюхал : пахнет мёдом (Чехов). - Он подумал, понюхал и почувствовал, что пахнет мёдом.

3. Второе простое предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении (причинные отношения). Перед вторым предложением можно вставить причинный союз потому что .

Ср.: Теперь все в доме имели суровое выражение : землетрясение было не к добру (Тынянов). - Теперь все в доме имели суровое выражение, потому что землетрясение было не к добру; Птиц не было слышно : они не поют в часы зноя (Тургенев). - Птиц не было слышно, потому что они не поют в часы зноя .

Тире в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

1. Второе простое предложение содержит неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. Перед вторым предложением можно вставить слова и вдруг, и неожиданно, и внезапно, и сразу :

Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Крылов). - Сыр выпал, и неожиданно с ним была плутовка такова; Дунул ветер - всё дрогнуло , ожило , засмеялось (М. Горький). - Дунул ветер, и сразу всё дрогнуло, ожило, засмеялось.

2. Во втором предложении сложного бессоюзного предложения выражено противопоставление. Между простыми предложениями можно вставить союзы а, но .

Ср.: Служить бы рад - прислуживаться тошно (Грибоедов). - Служить бы рад, а прислуживаться тошно; Он гость - я хозяин (Багрицкий). - Он гость, а я хозяин.

3. Второе предложение содержит следствие, результат, вывод. Между частями можно вставить слова поэтому, тогда, в результате .

Ср.: Я умираю - мне не к чему лгать (Тургенев). - Я умираю, поэтому мне не к чему лгать; Я бы в летчики пошёл - пусть меня научат (Маяковский). - Я бы в летчики пошёл, поэтому пусть меня научат.

Примечание. Если значение следствия не выражено интонационно, вместо тире ставится запятая, например: Человек не иголка, найдём (Чехов).

4. В первом предложении есть значение времени или условия. Перед первой частью можно поставить союзы когда, если .

Ср.: Кошки грызутся - мышам приволье (пословица). - Когда кошки грызутся, мышам приволье; Будет дождик - будут и грибки (Пушкин). - Если будет дождик, будут и грибки.

Примечание Если второе предложение в бессоюзном сложном предложении начинается с частицы так , то вместо тире ставится запятая, например: Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (Пушкин).

5. Во втором предложении содержится сравнение. Между простыми предложениями можно поставить союзы будто, словно .

Ср.: Молвит слово - соловей поёт (Лермонтов). - Молвит слово, будто соловей поёт.

6. Второе предложение в сложном бессоюзном предложении имеет присоединительное значение и начинается словами так, такой, таков :

Приказ есть приказ - так его воспитали (Воробьёв).

Второе предложение имеет присоединительное значение и перед ним можно поставить слово это (иногда слово это имеется в самом предложении):

План разбора бессоюзного сложного предложения

  1. Указать тип сложного предложения (бессоюзное сложное предложение).
  2. Указать, из скольких частей состоит бессоюзное сложное предложение (выделить грамматические основы).
  3. Указать значение (смысловые отношения) между частями бессоюзного предложения. Обосновать постановку знака препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
  4. Построить схему бессоюзного сложного предложения.

Образец разбора

Дуб держится - к земле тростиночка припала (Крылов).

Бессоюзное сложное предложение; состоит из двух простых частей: 1) дуб держится ; 2) к земле тростиночка припала ; грамматические основы: 1) дуб держится ; 2) тростиночка припала . Второе предложение содержит противопоставление (между частями можно вставить союз а : Дуб держится , а к земле тростиночка припала ). Поэтому между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире.

- .
противоп.

Двоеточие – это один из знаков препинания в русском языке, который обычно ставится либо в сложных предложениях с бессоюзной связью между предикативными частями, либо в предложениях, где есть однородные члены, выраженные любой частью речи.

Постановка двоеточия в русском языке регулируется следующими правилами:

1. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение (перечисление, как правило, выражено однородными членами, которые относятся к одному обобщающему понятию). Например:

  • Отовсюду ему мерещились забавные лица: из пней и колод, из ветвей деревьев, едва подрагивающих листвой, из разноцветья трав и лесных цветов.
  • Мне все здесь казалось знакомым: и творческий беспорядок на столе, и хаотично наклеенные постеры на стенах, и валяющиеся всюду диски.
  • В этом лесу можно встретить даже хищников, как-то: волков, лис, иногда медведей.
  • На столе в беспорядке валялись школьные принадлежности: тетради, учебники, листы бумаги и карандаши.

2. В предложениях с перечислением также уместно ставить двоеточие и в том случае, если обобщающего слова нет. Тогда данный знак препинания выступает в качестве сигнала о том, что далее следует перечисление. Например:

  • Из-за угла показались: стриженая девчонка в коротком платье, забавный карапуз на толстеньких ножках и пара мальчишек постарше.

3. Двоеточие ставится в предложении перед перечислением, если перед ним имеется обобщающее слово или слова «как то», «а именно», «например»:

  • И всё это: и река, и прутья верболаза, и этот мальчишка - напомнило мне далёкие дни детства (Первенцев).

4. Двоеточие ставится после одной из частей бессоюзного сложного предложения, за которой последуют одно или несколько других частей. Естественно, в этом случае никаких союзов не предполагается. Смысловые связи между предикативными частями в бессоюзном сложном предложении с двоеточием, могут быть следующими:

а) Разъяснение, пояснение, раскрытие смысла первой части, например:

  • Она не ошиблась: парень и вправду оказался Петром.
  • Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили её: то кормление грудного ребёнка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей (Л. Толстой).
  • Тут оказалось такое дело: суп-то он помешал, но забыл снять кастрюлю с огня.

б) Причина того, что произошло в первой части. Например:

  • Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки (Некрасов).
  • Недаром я не видела в тебе будущего мужа: ты всегда был скрытен и холоден.

5. Если два предложения объединены в одно без помощи союзов, то двоеточие между ними ставится в том случае, если первое предложение содержит слова «видеть», «слышать», «смотреть», «знать», «чувствовать», а в следующих предложениях раскрывается смысл этих слов (таким образом, первое предложение предупреждает, о чем будет говорится в последующих). Например:

  • И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки (А. Н. Толстой).
  • Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз… (Лермонтов).
  • Вот наконец вскарабкались мы на самый верх, остановились передохнуть и осмотрелись: перед нами открывались небеса.
  • Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. Островский);
  • Я понимала: ты не пара моей дочери.

Но (без оттенка предупреждения):

  • Вижу, ты не так прост, как кажешься.

6. Двоеточие ставится в предложениях, вводящих прямую речь, после слов автора. Например:

  • Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь» (Пушкин).
  • Кошка смотрела на меня будто хотела спросить: «И кто ты такой, чтобы мне указывать?».
  • А я думал: «Какой это тяжёлый и ленивый малый!» (Чехов).

Примечание. Группу предложений с прямой речью, где слова героя вводятся непосредственно, следует отличать о группы предложений с косвенной речью. В них слова героя вводятся при помощи служебных частей речи, как правило, союзов или союзных слов («какой», «что», «чем» и т.д.), и ставится не двоеточие, а запятая. Например:

  • Я думал о том, какой он все-таки отличный человек.
  • Я не знала, чем мне заняться вечером.
  • Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?

Мы разобрали, перейдем в двоеточию.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится в следующих случаях.

1. Если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слово «а именно» ).

Примеры.

Страшная мысль мелькнула в. уме моем: я вообразил ее в руках разбойников (А. Пушкин).

В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство: воротник ее уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил наподтачивание других частей (Н. Гоголь).

Сделай план квартиры: как расположены комнаты, где двери, где окна, где что стоит (М. Горький).

Примечание . Если вторая часть бессоюзного предложения состоит из двух частей, соединенных одиночными союзами и, да (в значении и ), или, то запятая между ними не ставится.
Пример . Погода испортилась: падал снег и дула, заметая следы, поземка (А. Новиков-Прибой).

Двоеточие обязательно ставится, если в первой части бессоюзного сложного предложения имеются слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во второй части.

Примеры.

Про себя Данилов сформулировал задачу так: из доктора Белова надо сделать начальника поезда (В. Панова).

Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и чинами (А. Грибоедов).

Весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет (Н. Гоголь).

Одно было несомненно: назад он не вернется (И. Тургенев).

Следует различать правила пунктации в случае бессоюзного сложного предложения, в котором вторая часть раскрывает содержание местоименного слова одно, имеющегося в первой части, и в простом предложении, в котором слово одно разъясняется пояснительным членом предложения, а не целым предложением: в первом случае ставится двоеточие, во втором – тире.

Сравните:

Об одном прошу вас: стреляйте скорее (М. Лермонтов).
В отношениях с посторонними он требовал одного сохранения приличия (А. Герцен).

2. Если в первой части посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, понимать, узнать, чувствовать и т. п. делается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в этих случаях между обеими частями обычно можно вставить союз что ).

Примеры.

Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (М. Лермонтов).

Ты сам заметил: день ото дня я вяну, жертва злой отравы (М. Лермонтов).

Помню также: она любила хорошо одеваться и прыскаться духами (А. Чехов).

Я тебе определенно скажу: у тебя есть талант (А. Фадеев).

Он верит: для его солдат и долгий путь вперед короче короткого пути назад (К. Симонов).

Но если перед второй частью отсутствует интонация предупреждения, вместо двоеточия ставится запятая: Слышу, земля задрожала (Н. Некрасов).

3. Если в первой части имеются глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и т. п., а также глаголы со значением действия, предупреждающие о дальнейшем изложении и допускающие вставку после себя слов «и увидел, что», «и услышал, что», «и почувствовал, что» и т. п.

Примеры.

Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными волосами (М. Лермонтов).

Мы проехали мимо пруда: на грязных и отлогих берегах еще виднелись ледяные закрайки (С. Аксаков).

Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий действительный Штольц (И. Гончаров).

Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь… (И. Тургенев).

Он подумал, понюхал: пахнет медом (А. Чехов).

Лукашин остановился, посмотрел: во рву скапливалась вода, снег был мокрый… (В. Панова).

В этих случаях встречается также постановка тире вместо двоеточия для передачи различных дополнительных оттенков значения, например: Посмотрел на прорубь вода дремала (Шишков); Он выглянул из комнаты ни одного огонька в окнах (В. Панова). Однако в целях оправданной унификации предпочтительнее ставить двоеточие.

4. Если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что, так как, поскольку ).

Примеры.

Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного… (М. Лермонтов).

Напрасно вы смотрите кругом во все стороны: нет выхода из бесконечных тундр (И. Гончаров).

Хорошо, что Лемм нас не слышал: он бы в обморок упал (И. Тургенев).

И Жилин приуныл: видит дело плохо (Л. Толстой).

Он даже испугался: так было темно, тесно и нечисто (А. Чехов).

Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука (М. Горький).

В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя: ее заворачивают вам в бумажку (В. Маяковский).

Степан боялся подойти к обрыву: скользко (А. Шишков).

Солдаты любили маршала: он разделял с ними тяжести войны (К. Паустовский).

Настена извелась вся, но подгонять свекра не решалась: нельзя было показывать, что ей зачем-то нужна лодка (В. Распутин).

5. Если вторая часть представляет собой прямой вопрос.

Примеры.

Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (А. Чехов).

Ты мне лучше вот что скажи: правда, что к Маякину сын воротился? (М. Горький).

Я ехала сейчас, говорила с вами и все думала: почему они не стреляют? (К. Симонов).

Особый случай постановки двоеточия — в газетных заголовках, распадающихся на две части: первая (так называемый именительный темы, или именительный представления) называет общую проблему, место действия, лицо и т.д., а вторая содержит конкретизацию указанного в первой части.

Примеры.

Реформы: проблемы, решения;
Демократия: путь к свободе;
Булгаков: книги и время.

В заключение отметим случай использования двоеточия в сложноподчиненном предложении .

Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается длительная пауза, а также можно вставить слова а именно ).

Примеры.

И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый: что он тронут и она тронута (Л. Толстой).

Он видел все: как вставала земля из пепла, непокоренная земля, неистребимая жизнь (Б. Горбатов).

9. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

9.1. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Постановка двоеточиянеобходима тогда, когда между частями устанавливаются пояснительные , причинные или изъяснительные отношения.

Рассмотрим примеры.

Если в первой части предложения имеются указательные местоимения так , таков , такой , одно , вот что и под., конкретное содержание которых раскрывается во второй части, необходимо поставить двоеточие. Например:

Понимаешь, бывает так: сил нет у человека (Д. Рубина. Терновник);

Осень успела все: пролила все дожди, обтрясла от листвы все осины, смела мусор в Чусовую, которая унесла его неведомо куда (А. Иванов. Золото бунта).

В этих предложениях есть отчетливый структурный признак, который однозначно указывает на необходимость постановки двоеточия, – это указательные или определительные местоимения, которые выражают отношения пояснения. Однако пояснительные отношения могут возникать и при любых других словах в составе первой части. Чаще всего это слова с отвлеченным значением, требующие разъяснения. Как, например, в следующем предложении:

Странное было ощущение : будто он стал прозрачным призраком, никто его не видит. А расколдоваться очень просто : только имя назвать надо (А. Иванов. Золото бунта).

Двоеточие ставится также, если вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Между частями можно вставить причинные союзы потому что , так как , поскольку , например:

Весь день Осташа и Никешка просидели на крыше амбара: отдирали прогнившие тесины, бросали вниз, под просветы подгоняли свежие (А. Иванов. Золото бунта). Почему Осташа и Никешка просидели на крыше амбара? – Потому что они ее чинили.

И еще один случай, когда в бессоюзном сложном предложении требуется постановка двоеточия: если оно является эквивалентом изъяснительного сложноподчиненного предложения. В первой части таких предложений имеются слова со значением чувства, мысли, восприятия видеть , слышать , чувствовать , знать , понимать и под., после которых можно вставить союз что :

Я слышал, тебя купец Сысолятин в сплавщики нанял, а вона что выяснилось: поджигатель ты и душегуб (А. Иванов. Золото бунта) > Выяснилось, что ты поджигатель и душегуб.

В первой части могут стоять глаголы типа выглянуть , оглянуться , прислушаться , например:

Присмотрелся: навстречу шел отец.

Хотя глагола со значением восприятия здесь нет, но он легко восстанавливается:

Присмотрелся и увидел, что навстречу шел отец.

С изъяснительными сложноподчиненными предложениями соотносятся также предложения, вторая часть которых содержит прямой вопрос, например:

Осташа подумал: говорить или нет? (А. Иванов. Золото бунта).

Таким образом, возможность преобразования бессоюзного предложения в изъяснительное или предложение со значением причины или пояснения свидетельствует о том, что необходимо поставить двоеточие.