Флоровский монастырь (Киев). Храмы Подола. Флоровский монастырь Свято флоровский вознесенский женский монастырь

В начале июня в Киеве жарко, отцветает сирень, розовые кусты стоят в бутонах, пахнет травой, которую несколько дней назад скосили, а теперь она превращается в сено прямо посреди города, на крутых зеленых холмах. Круглолицый трамвай спускается с гор к Днепру, на Подол, туда, где так много старинных храмов и монастырей, где и в жару хранят прохладу стены Свято-Флоровской Вознесенской обители. Там бежит из-под горы источник, шумя крыльями, спускаются с высоких храмов голубиные стаи, поют птицы в ветвях плодовых деревьев, и льется рассказ одной из насельниц монастыря, рассказ об истории древней Флоровской обители.

В давние времена на киевском Подоле кипела торговля, и возле того места, где возник потом монастырь, вероятно, стояли конюшни. Коноводы расхваливали породистых скакунов, приглядывались к ним привередливые покупатели. Мученики же Флор и Лавр с древности почитались на Руси как покровители животноводов, потому что, по преданию, во время обретения их честных мощей прекратился падеж скота. По всей видимости, именно торговцы лошадьми возвели здесь храм во имя святых Флора и Лавра, призывая Божие благословение на свои труды.

Когда же был построен здесь первый храм, и когда выросла вокруг него женская обитель? Известно, что она существовала еще до разорения Киева Менгли-Гиреем, бывшего в 1482 году. В лето 1566-е в грамоте польского короля Сигизмунда Августа II обитель именовалась "здавна существовавшей" на сем месте, а право удерживать монастырь и "чинить там службу по греческому обычаю и закону" передавалось протопопу Иакову Гулькевичу. В 1632 году внук отца Иакова, Иоанн Богуш-Гулькевич, принял постриг в Киево-Печерской Лавре и передал права на обитель игумении Агафии "и по ней наступаючей игумении... и законниц теперешних и напотом будучих".

В 1711 году к Флоровскому монастырю была присоединена Вознесенская женская обитель, находившаяся напротив святых врат Киево-Печерской Лавры. Вместе с имуществом и земельными угодьями Флоровской обители перешло и название Вознесенского монастыря, и с тех пор она стала именоваться Свято-Флоровской Вознесенской.

До революции Свято-Флоровский монастырь был процветающей обителью. Помимо пяти каменных храмов, при монастыре существовали богадельня и больница, училище для девочек из бедных семей. Всего же в обители было около сорока зданий, служащих для различных нужд обители, а подвизалось здесь более восьмисот насельниц.

После октябрьской революции многие монастыри и храмы Киева, в том числе и Киево-Печерская Лавра, были упразднены. По милости Божией, Флоровская обитель не так долго была закрыта: в 1929 году здесь прекратилась монашеская жизнь, а во время немецкой оккупации, в году 1941-м, в монастыре вновь появились сестры. Они и не уходили далеко - жили здесь, неподалеку, на Подоле. Восстанавливала монастырь после запустения игумения Флавия (Тищенко). Как рассказала мне послушница монастыря Светлана, в то время в обители подвизались одни схимницы и послушницы. Затем послушницы сороковых годов приняли постриг, а вот новых в монастыре не появилось: в начале шестидесятых, во время хрущевских гонений, запретили принимать в монастырь молодежь.

В 1960 году Казанский храм был перестроен под пошивочный цех, в Воскресенском и Трапезном расположилась мастерская объединения "Укререставрация", у матушек были отобраны многие келейные корпуса. В 1962 году монахинь выписали из монастыря, и пришлось флоровским сестрам снимать жилье, работать в миру, а после работы спешить в обитель на послушания. С 1961 по 1980 год количество сестер в монастыре уменьшилось в пять раз...

Два года тому назад, во время моего посещения Флоровского монастыря, все храмы уже были возвращены обители, но богослужения проводились только в Вознесенском соборе. Навсегда утрачен Свято-Троицкий храм, стоявший на Замковой горе (Киселевке), у подножия которой находится монастырь. Храм был взорван в советское время, сохранился только фундамент. Здесь же, на Киселевке, раньше находились кельи матушек и могилы тех, кто уже вселился в вечные обители. К сожалению, кладбище тоже было уничтожено, сохранились лишь отдельные могилы. На Радоницу насельницы монастыря поднимаются сюда вместе с батюшками и молятся об упокоении усопших сестер.

После знакомства с монастырем я решила подняться на Замковую гору, густо заросшую деревьями, и спросила у послушницы Светланы:

Вы мне потом скажете, как на гору пройти?

Ой, лучше вам на гору самой не ходить! - испуганно ответила сестра.

А что такое?

Дело в том, что сейчас гора... Там только на самой вершине находятся могилы. А вообще - она дикая. Там в последнее время сатанисты собираются. Построили там себе одно сооружение, очень нехорошее. Нам нет благословения на гору самим ходить. Это очень, очень опасно, девушкам тем более! Мы ходили только вместе, с батюшкой впереди...

Но монастырю эти люди никаких гадостей не делают?

Нет, ничего, слава Богу...

Флоровские подвижницы

В Свято-Флоровском монастыре подвизалось немало подвижниц, память о которых бережно хранят в обители. Например, княгиня Наталия Борисовна Долгорукова (в монашестве Нектария), вдова попавшего в опалу князя Ивана Алексеевича Долгорукова. Или две игумении: Смарагда (Норова), написавшая популярную некогда книгу "Благоговейные христианские размышления" и Парфения (Адабаш) - автор духовных стихотворений, составительница службы святым Кириллу и Мефодию, первый биограф преподобного Парфения Киевского... Но с особенной любовью рассказывают здесь о преподобной матушке Александре (Мельгуновой), основательнице Дивеевской обители, принявшей во Флоровском монастыре постриг, и об инокине Елене (Бахтеевой), подвизавшейся здесь в начале XIX века.

Матушка Александра, в миру Агафия Семеновна Мельгунова, происходила из старинного дворянского рода, была вдовой полковника и богатой помещицей, занималась благотворительностью и много странствовала по святым местам. Около 1760 года, когда матушка подвизалась во Флоровском монастыре, в тонком сне ей явилась Пресвятая Богородица и повелела идти на север России, где ей будет показано место для основания великой обители. Направляясь из Мурома в Саровскую пустынь, матушка остановилась отдохнуть в местечке Дивеево, где снова сподобилась увидеть Матерь Божию, Которая сказала ей: "Вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе".

Поселившись в Дивеево, матушка Александра продала свои имения, отпустила на волю около семисот крестьян, а большую часть капитала пожертвовала на строительство церквей. Известно около двенадцати храмов, построенных с помощью этих денег. Матушка собственноручно помогала строить церковь в честь Казанской иконы Божией Матери на том месте, где ей явилась Богородица. Подвижница прожила в Дивеево двадцать лет, помогая жившим поблизости крестьянам, наставляя их в духовной жизни, приглядывая за детьми. В 1789 году, перед своей кончиной, преподобная Александра отдала строителю Саровского монастыря, отцу Пахомию, свои последние сбережения: мешочек с золотом, мешочек с серебром и два мешочка меди, прося позаботится об остающихся сиротами трех дивеевских сестрах.

Преподобный Серафим Саровский чтил память угодницы Божией и всех учил каждое утро и каждый вечер кланяться ее могиле, молясь так: "Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как и ты прощена, и помяни меня у престола Божия!" Сейчас мощи святой преподобной Александры покоятся в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Дивеевском монастыре.

Таким образом, и исторически, и духовно Свято-Флоровский монастырь связан с Дивеевской обителью. Здешние сестры особенно почитают батюшку Серафима, а незадолго до моего приезда Флоровскую обитель посетила настоятельница Дивеевского монастыря, игумения Сергия. Напротив входа в Вознесенский собор, на стене храма святителя Николая, сделана большая роспись: преподобный Серафим молится на камне в лесу.

Возле Воскресенского храма обители, под застекленным балдахином, находится могила, на поклон к которой идут все паломники, посещающие обитель. В этой могиле, в гробу, который приготовил для себя святитель Тихон Задонский, покоятся останки инокини Елены (Бехтеевой). Официально инокиня Елена не канонизирована, но ее очень почитают в монастыре, и, по словам насельниц обители, многие получают помощь по молитвам у ее могилы.

В миру инокиню Елену звали Екатерина, родилась она в 1756 году в Задонске, в знатной семье. На восемнадцатом году жизни втайне от родителей девушка ушла в один из воронежских монастырей, взяла на воспитание сироту и стала мирно жить в обители. В 1783 году скончался великий подвижник того времени - святитель Тихон Задонский, и инокиня Елена неожиданно оказалась владелицей гроба, который святой приготовил для себя.

Этот гроб, очень скромный, обитый черным сукном, святитель давно хранил у себя, молился и плакал возле него и, подобно многим святым, даже спал в нем. В этом гробу он просил и похоронить себя. Когда усопшего святителя облачили в архиерейское облачение, оказалось, что этот гроб для него слишком тесен, и святого торжественно похоронили в другом. При раздаче имущества усопшего его старый гроб достался инокине Елене. И теперь уже эта подвижница молилась и плакала над убогим гробом, считая себя недостойной покоиться в нем.

В дальнейшем святитель Тихон явился инокине Елене во сне и утешил ее в трудных обстоятельствах. Дело в том, что, как и многие люди праведной жизни, она пользовалась не только уважением многих, но и возбуждала по отношению к себе зависть. Когда к инокине Елене начали приходить за наставлением миряне, игумения монастыря невзлюбила ее и стала стараться удалить из обители. Наступил день, когда подвижнице пришлось покинуть монастырь, и она, в сопровождении близкой подруги, инокини Евгении, отправилась на родину.

Жизнь инокинь в миру была очень тяжела, и в конце концов им удалось снова поступить в монастырь, на этот раз - киевский Флоровский. Но и здесь сестер ждала беда: в монастыре дважды случился пожар, и дважды сгорела келия подвижниц. Подруги в бедности жили неподалеку от Киева, пока, наконец, по ходатайству митрополита Киевского Евгения, они не были вновь приняты во Флоровский монастырь - теперь уже навсегда. Здесь инокиня Елена была очень любима всеми монастырскими старицами, и Господь уже не посылал ей столь тяжких испытаний.

Скончалась подвижница в старости, в марте 1834 года. Перед смертью она причастилась Святых Христовых Таин и видела Чашу с Дарами окруженной небесным сиянием. Похоронена инокиня Елена была в гробе святителя Тихона, который она хранила столько лет и носила с собой во время всех своих скитаний.

Сейчас в Свято-Флоровском монастыре подвизается около двухсот сорока сестер, а настоятельствует игумения Антония (Филькина). В монастыре много послушниц, среди которых есть и совсем молодые девушки.

Сколько лет испытывают сестер перед постригом? - спросила я у послушницы Светланы.

Ну, это по-разному бывает. Это матушка, по молитвам, определяет сама. Бывает, человек несколько лет в обители прожил - и сподобился пострига. А потом все понимают, что он, действительно, был внутренне зрелым. Мы ведь не знаем, что пережил человек в миру. Как говорят наши матушки, неизвестно, кто какую кашу ел. А другой, может, и долго прожить здесь, уже стареньким быть, а все ходить в послушниках. Я сейчас живу в келье одной матушки, которая уже старенькая такая была, а все в подрясничке и платочке ходила. Эта матушка очень долго болела водянкой, из келии почти не выходила. А перед кончиной ей стало хуже, позвали батюшку, пособоровали, постригли, и она преставилась.

Знаете, есть такая история в житиях Печерских святых. Один брат был схимник, а когда преставился, оказалось, что Господь его как послушника зачел. А другой для людей был послушником, а для Господа - схимником. Поэтому иногда старые матушки могут быть просто послушниками, а некоторых могут и рано постричь. Это совершенно ничего не значит. Главное - кто они для Господа. Господь ведь сам вечным послушником был.

Святыни монастыря

Когда мы вошли в Вознесенский собор, сестры переоблачали храм перед Праздником Всех Святых. Стараясь не мешать им, мы обошли храм и осмотрели особо почитаемые во Флоровском монастыре иконы.

До двадцатых годов минувшего столетия в монастыре находилась чудотворная Руденская икона Божией Матери. По всей видимости, икона была украдена из храма: вор, должно быть, соблазнился прекрасной ризой, украшенной бриллиантами. Но сейчас в Вознесенском соборе можно приложиться к списку с чудотворного образа.

Правый придел собора освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, и в нем находится местночтимый Казанский образ, перед которым молятся об избавлении от слепоты. Особенно почитают в монастыре еще две иконы Божией Матери: Тихвинскую и "Скоропослушницу", украшенную цепочками и крестиками - знаками благодарности тех, кто по молитвам перед этим образом получил помощь от Богородицы.

Над иконой Скоропослушницы находится образ "Призри на смирение" - тихо рассказывает мне сестра Светлана. - Вы, наверное, слышали о чудотворной иконе Божией Матери, которая хранится в Свято-Введенском монастыре? Образ Богородицы чудесным образом отпечатался на стекле, закрывавшем эту икону. В течение тридцати лет этот образ хранился у нас, а сейчас здесь находится список с него. Он тоже чудотворный, потому что совсем недавно на его стекле тоже появилось отображение. Это произошло, когда снимали стекло, чтобы вытереть пыль. Сняли - а там точно такое же было отображение, как во Введенском монастыре...

И вообще, бывают такие случаи, что некоторые иконы, которые находятся в затемненном состоянии,...на них краски как бы возобновляются! И икона осветляется. Я Вам покажу одну такую икону. Мы никак не можем понять, как она называется: одни говорят - Венгерская, другие - Румынская. Буквально пару лет назад она была просто темной доской. И вдруг стали сами по себе проявляться краски, сейчас изображение уже хорошо видно. Это очень сложно как-то объяснить, разве что тем, что это молитвами матушек все восстанавливается.

Удивителен образ святого Серафима Саровского, вышитый игуменией монастыря Флавией (Тищенко). Это настолько искусная работа, что на первый взгляд кажется, будто икона не вышита, а написана. Образ батюшки Серафима совсем прозрачный, легкий, а улыбка на лике святого веселит сердце.

В алтаре собора хранится ковчежец с частицами мощей Печерских преподобных. В храме можно приложиться к иконам с частицами мощей святого Иова Почаевского, великомучеников Георгия Победоносца и Варвары. Сами мощи великомученицы Варвары находятся во Владимирском соборе, который сейчас принадлежит раскольникам - "Киевскому патриархату", отпавшему от Вселенской Православной Церкви. Поэтому те, кто желает помолиться святой Варваре и приложиться к ее мощам, часто приходят во Флоровский монастырь.

Мы выходим из Вознесенского собора, кланяемся могиле епископа Феодора (Власова), рукоположенного в годы гонений и, напившись из монастырского источника, идем по направлению к колокольне, возвышающейся над святыми вратам обители.

Некоторые колокола у нас сохранились еще с древности, - говорит мне сестра Светлана. - А недавно появились новые колокола, которые по своему звучанию удивительно сочетаются со старыми, сделанными из очень редкого сплава. Звон получается еще богаче! Раньше на позолоченном кресте колокольни сидел голубь - так же, как на кресте Успенского собора Киево-Печерской Лавры. В Лавре они такой крест с голубем восстановили, а у нас, к сожалению, нет.

Ну, у вас зато много живых голубей.

Да, живых много. Они почему-то всегда любят обители, хотя и не благословляется кормить их на территории. Иначе бы все здесь было в голубях... А вот это наш сад. Я как-то слышала, как одна девушка проводила по нашему монастырю экскурсию для маленьких деток - ну, совсем детсадовского возраста. И сказала, что в монастырях всегда возделывают сад в воспоминание о потерянном рае. Так хорошо она это сказала... Конечно, растения у нас совершенно изумительные. Растет, например, небольшая груша, такая тоненькая, и во-от такие груши на ней! Многие миряне приходят и говорят: мы тоже у себя на дачах сажаем такие растения, а они у нас так не растут. Ну конечно, это по молитвам матушек, и место такое благодатное... Сейчас не очень видно, а у нас есть магнолия своя. И еще такое растение... рододендрон, по-моему... Красивый такой куст, который у нас сохраняется от морозов и ветров. Тропические какие-то растения у нас растут, которых и названия-то трудно запомнить... И как-то они все уживаются друг с другом.
...
Одному из самых почитаемых киевских святых, старцу Ионе, в раннем детстве было вот какое видение. Вместе со святым Иоанном Богословом оказался он в райских обителях. Возле храма Господня росло там множество деревьев. "Некоторые из них цветут, некоторые имеют на себе плоды, готовящиеся к зрелости, а иные имеют уже плоды зрелые и исполнены красоты и благоухания, - писал потом об этом видении отец Иона. - Листьями своими возносят хвалу как бы живые, испуская звук, воссылают пение Господу Богу, всех и всяческая создавшему и устроившему вся премудро и разумно".

И каждый монастырь похож на этот сад, где всякое дерево, всякая травинка, всякая душа непрестанно хвалит Господа. Мы же, торопливые паломники, можем только вдыхать здешний воздух полной грудью, и, уходя в мир, уносить с собой воспоминание о небесном благоухании.

А потом вздыхать о возвращении...

Список использованной литературы

1. Воспоминания об инокине Елене, почивающей в гробе Святителя Тихона Задонского. Киев, 2003
2. Жития святых Православной Церкви. Сост. свящ. И. Бухарев. М., 1999
3. Монастыри. Энциклопедический справочник. М., 2001
4. Монастыри и храмы Киева. Справочник-путеводитель. Киев, 2004
5. Преподобный Серафим Саровский. Мюнхен-Москва, 1993
6. Сказания о преподобном старце Ионе, Киевском чудотворце. Киев, 2002

Адрес Свято-Флоровского Вознесенского женского монастыря: 04071, Киев, ул. Флоровская, д. 6/8. Телефон: (10-38044) 416-01-81.

Проезд в Киеве: ст. м. "Контрактовая площадь".

Богослужения ежедневные. Монастырь не переходит на летнее время. Вечернее богослужение в 16. 30 (летом в 17. 30), Литургия в 7. 00 (летом в 8. 00), в воскресенье и праздники - в 7. 00 и 9. 30 (летом в 8. 00 и 10. 30). Исповедь совершается во время Литургии.

Настоятельница - игумения Антония (Филькина)

При монастыре действует странноприимный дом. Заведующая - монахиня Мариам (Байрон).

Флоровский монастырь существовал еще до опустошения Киева Менгли-Гиреем (1482 г.). Первое документальное свидетельство о монастыре - грамота от 1566 г. польского короля Сигизмунда ІІ Августа киевскому воеводе князю Константину Константиновичу Острожскому. В ней говорится о закреплении за протопопом Яковом Гулькевичем и его потомками-священниками права удерживать издавна существовавший монастырь при церкви свв. Флора и Лавра и чинить там службу по греческому обычаю и закону, т.е. совершать православные богослужения.

В 1632 г., при Петре Могиле, Митрополите Киевском, внук отца Якова, Иоанн Богуш-Гулькевич, ставший иноком Лавры, отказался от своих наследственных прав на Флоровскую обитель в пользу игумении Агафии. В 1711 г. по воле Императора Петра I ко Флоровскому был присоединен Вознесенский женский монастырь (основан в начале XVII в.), находившийся напротив Святых врат Лавры (ныне на этом месте - бывший арсенал Киево-Печерской крепости).

В 1870 г. при обители на собственные средства было открыто училище для девочек из бедных семей различных сословий. Кроме того, с конца XIX в., здесь существовали богадельня (к 1918 г. здесь на полном монастырском обеспечении находились 100 чел.) и больница (на 10 коек).

До 1918 года в обители было 5 каменных храмов. Трехъярусная колокольня со Святыми вратами в нижнем ярусе появилась в первой половине XVIII в. Первоначально два верхних яруса были деревянными. Они сгорели во время пожара 1811 г.; огонь был такой силы, что плавились колокола. В 1821 г. при реконструкции колокольни ее выполнили полностью каменной.
Всех зданий (и каменных, и деревянных) к 1918 году было 38.

В 1929 г. монастырь закрыли. В 1934 г. был разрушен храм Святой Троицы на монастырском кладбище. В 1942 г. монастырь открылся и более не закрывался. Но в 1960 г. были отобраны Казанский храм (перестроен под пошивочный цех), Воскресенский и трапезный храмы (для мастерской по реставрации икон объединения «Укрреставрация») и много келейных корпусов.

Сейчас в обители все богослужения проходят в Вознесенском соборе. Все храмы (кроме разрушенного Свято-Троицкого) возвращены монастырю. Восстанавливается Казанский храм. Как и в былые времена, Свято-Вознесенский Флоровский монастырь является своекоштным (необщежительным).

Этот монастырь, возможно, не самый заметный и известный в Киеве, но он чуть ли не самый показательный в плане гармоничного функционирования православного монастыря в пределах большого города. Почему православного? Потому что, например во Львове, есть множество монастырей, которые гармонично вливаются в городскую панораму, но это католические монастыри. А вот монастыри православные всегда тянут на себя больше внимания, и функционируют по принципу города в городе. Вроде Киево-Печерскаяой Лавры, или Софии Киевской, или Троицко-Ильинского монастыря в Чернигове. Таких примеров множество. Я не говорю что это плохо, просто обращаю внимание на гармоничность городской среды и хочу отметить, что в этой гармоничности монастыри должны быть заметными и незаметными одновременно. (Незаметные православные монастыри тоже есть, например в Одессе, но это перегиб в другую сторону, когда они просто сливаются с городской средой).

Свято-Вознесенський Флорівський монастир

Монастир на початку 20 століття (видно грушеподібні бані Вознесенського собору)

Вознесенський собор (ліворуч) із шоломоподібними банями (фото кликабельне)

На Подоле немало храмов. Немало и монастырей (бывших и действующих сейчас). Вознесенский Флоровский монастырь один из старейших, крупнейших и наиболее интересных. Он является неотъемлемой частью пейзажа Подола, хотя одновременно это один из самых компактных и самых уютных больших монастырских комплексов в Украине (это когда не одна церковь и не один корпус келий удачно расположены на ограниченном пространстве). Здесь есть и большой собор, и большая колокольня, и три вспомогательных церкви и большие келейные корпуса. И функционирует все это на ограниченном пространстве оживленной деловой части города, с постоянными автомобильными пробками и сотнями (или тысячами) типичных офисных работников.

Когда в Киеве основали монастырь в честь святых Флора и Лавра - неизвестно. В соответствии с некоторыми историческими документами он существовал уже в 1441 году. Затем пал и был восстановлен киевским протопопом Иаковом Гулькевичем, который получил земли обители в пожизненную собственность от польского короля Сигизмунда II в 1566 году. Монастырь тогда уже был женским. В 1632 году внук Гулькевича отказался от прав на монастырские земли, и передал их в подчинение игуменьи Агафьи Гуменицкой. С тех пор обитель существовала как отдельный монастырь, подчиненный Киевской митрополии и Вселенскому (Константинопольскому) патриархату. Но после присоединения Киева к Московии, митрополию почти силой переподчинили патриархату Московскому. Далее о подчинении говорить не будем...

Церква Казанської Богоматері

Трапезна церква

Воскресенська церква

Сначала все здания монастыря (который был очень бедным) были деревянными, поэтому очень страдали от частых пожаров. Лишь в конце 17 века в обители появилась первая каменная постройка - дом настоятельницы.

Расцвет начался в 1711 году, после закрытия Петром I Вознесенского женского монастыря (старейшего женского монастыря Киева), и перевода насельниц в Флоровскую обитель. На месте Вознесенского монастыря впоследствии построили городской арсенал.

Вознесенский монастырь считался самым элитным женским монастырем Киева. Большинство монахинь здесь происходило из княжеских и шляхетских родов. Как отмечал известный французский инженер Боплан (долгое служивший польской короне) монашки (увиденные инженером на прогулках) имеют чрезвычайно красивые лица.

Дзвіниця

Монастирські корпуси (станнє фото кликабельне)

В 1683 году, после назначения игуменьей Вознесенского монастыря Марии-Магдалины Мазепы (Мокиевской) - матери будущего гетмана, начался расцвет обители. Она стала главным центром литургического шитья, расширялась и расстраивалась. Но император Петр закрыл «мазепинский» монастырь. Каменные храмы и здания обители впоследствии были разобраны, ну а монахинь перебросили в Флоровский монастырь.

Флоровскому монастыря перешли и многочисленные имения Вознесенского. С одного из беднейших он стал одним из самых богатых. С 1732 года он стал называться Свято-Вознесенский Флоровский монастырь. Произошло это после окончания строительства Свято-Вознесенского собора - главного храма обители.

Собор возвели в стиле украинского барокко. Интересно, что позднее в церковных кругах этот стиль назвали «архаистической формой, которая соответствует народной строительной традиции». Несколько раз он реставрировался после пожаров. Так в 1811 году пожар уничтожил в храме почти все росписи. Реставрационными работами руководил главный архитектор Киева Андрей Меленский. По его инициативе были восстановлены первоначальные грушевидные, характерные для украинского барокко, купола собора. А вот советские «реставраторы» после разрушения куполов в 1941-43 годах (в период оккупации) не восстановили их форму, поставив на барабаны непонятные шлемовидные завершения. Собор тогда несколько потерял в красоте. Но все равно, это и сейчас один из самых величественных храмов Подола. Особенно впечатляет интерьер здания (который мне сфотографировать не разрешили - не благословляется).

В 1759 году первую каменную постройку монастыря (дом игуменьи) превратили в трапезную церковь (ныне церковь Тихвинской Богоматери). Чуть раньше (в 1740-м) была возведена трехъярусная колокольня, причем два верхних яруса были деревянными.

К концу 18 века большинство зданий Флоровского монастыря оставались деревянными, поэтому страшный пожар 1811 года их уничтожил. Как уничтожил он и верхние ярусы колокольни. Под руководством Меленского была проведена капитальная перестройка монастыря. Построили новые корпуса келий. Двумя каменными ярусами в стиле ампир завершили колокольню (колокольня имела высокий шпиль, искаженный советскими реставраторами). В том же стиле в 1824 году возвели Воскресенскую церковь-ротонду (ныне считается одним из лучших ампирных зданий Киева).

В 1840-44 годах была построена церковь Казанской Богоматери. Автором проекта считается Павел Спарро. Церковь является смесью классицизма и историзма (классицистическое здание дополнено элементами русско-византийской архитектуры).

В 1929 году монастырь закрыли. Троицкую церковь, которая стояла на монастырском кладбище разрушили, а остальные здания раздали разным учреждениям. Так в церкви Казанской Богоматери расположили цех протезного завода, в Вознесенском соборе и Воскресенской церкви - мастерские «Укрпроектреставрации», в келейных корпусах - житлокооператив... Ну и т.д.

Во время немецкой оккупации монастырь снова открыли, в будущем он уже не закрывался (официально), хотя большинство зданий вернули монахиням лишь в 90-е годы прошлого века.

Сейчас обитель можно сказать процветает, даже несмотря на продолжение восстановительных работ во многих зданиях. Это значительный туристический объект, входящий в большинство экскурсионных программ Подола. Советуем посетить этот уголок уюта среди шумного города. Не пожалеете.

Текст и фото Романа Маленкова

Здравствуйте!
Объединила в один пост Владимирский собор и Флоровский монастырь, так как фотографий не очень много, но все же хочется, чтобы вы прониклись очарованием этих мест и захотели лично побывать там:

Идея построить в Киеве кафедральный собор в честь Святого Владимира возникла в начале 1850-х годов. Тогда в городе сооружали памятник князю на Владимирской горке. Николай I одобрил эту идею. В сентябре 1852 г. был создан комитет из представителей Киево-Печерской лавры, который начал собирать средства на строительство, выбирать месторасположение собора и заниматься подготовкой проекта (Храм выдающихся творений).
Пока собирали деньги, готовился проект, время шло, и церемония закладки собора состоялась только 15 июля 1862 года в день празднования памяти князя Владимира.

Собор был задуман в старовизантийском стиле, таким, какими строили храмы на Руси во времена князей Владимира и Ярослава. Согласно первоначальному проекту, громадный собор должен был иметь вид креста и венчаться тринадцатью куполами. Смелой идее не суждено было воплотиться: имеющихся средств не хватало, и проект был переработан. В результате мы имеем уменьшенный вариант собора с семью куполами ():

История постройки собора очень длинная. Мы бы назвали это долгостроем. То нехватало денег, то архитектор оказывался чрезвычайно занят, и строительство переходило к другому специалисту. А в 1866 году, когда собор был практически построен, вдруг дали трещину стены, своды разошлись, и появилась угроза обвала. Естественно стройку опять заморозили. Архитектор Беретти (в чьих руках в то время находилось строительство собора) испытал после этого такой стресс, что карьера его рухнула, а сам он умер в психиатрической больнице.
А в недостроенном соборе на протяжении девяти лет работы вообще не велись. За это время начали портиться леса и кладка. В дело вмешался царь — во время посещения Киева в 1875 году Александр ІІ, увидев заброшенное сооружение, выразил пожелание достроить собор. Сооружение храма перешло в руки государства. В 1882 году храм наконец-то был построен. Чтобы испытать прочность его конструкции, на свод здания положили 640 тонн песка в мешках. Испытание прошло успешно. И в дальнейшем за всю историю собора трещин на нем не появлялось (Храм выдающихся творений).
Самое прекрасное в соборе - это внутренняя отделка. К росписям были привлечены известные живописцы: Виктор Васнецов, Михаил Нестеров и другие. Некоторые орнаменты исполнил Михаил Врубель.

Васнецов заключил договор о работе в соборе на два года. На деле, только на создание алтарного образа Богоматери ушло два года, а весь собор потребовал от Васнецова 11 лет непрерывной работы (Собор святого князя Владимира в Киеве).
Величественнейший образ, созданный художником, — запрестольное изображение Богоматери с маленьким Христом, воздевшим руки, благословляя мир. Позу, в которой изображен Сын Божий, художнику подсказал его собственный сын. Когда однажды утром ранней весной жена Васнецова вынесла их сына во двор, ребенок всплеснул ручками, увидев небо и птиц. Художник воспринял это как знак свыше (Храм выдающихся творений):

Иконостас собора сделан из дымчато-серого каррарского мрамора — лучшего в мире. Недра Каррары, гористой местности в итальянской провинции Тоскана, породили материал для шедевров Микеланджело и уникальных по своему значению флорентийских соборов. Разноцветные мраморы из Италии, Франции, Бельгии, России и Испании украшают интерьер Владимирского собора. Из мрамора выполнен и мозаичный пол храма. В украшении интерьера собора мозаиками принимали участие и мастера из Венеции (Собор святого князя Владимира в Киеве):

Освящение собора состоялось 20 августа 1896 года только через 34 года после начала строительства. Итак, величественный Храм-памятник рождался по инициативе Николая I, строился в царствования Александра II и Александра III, закончен и освящен был при Николае II (Собор святого князя Владимира в Киеве).

К счастью собору удалось выстоять в советское время, хотя и не раз были попытки его разрушить.
После прихода советской власти, в 1929 году Владимирский собор "отдал на индустриализацию" все свои колокола (1 100 пудов). А в 1941 немецкие саперы вытащили из подвалов здания десятки килограммов тротила и разминировали грандиозное сооружение, сохранив его, как ни парадоксально, для нас (Мой Киев).

В настоящее время Владимирский собор является главным храмом Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Во время посещения собора увидела венчающуся пару:

А это один из священников собора:

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь в Киеве является не только историческим памятником, но и действующим женским монастырем. По данным официального сайта Киевской епархии Украинской Православной Церкви в настоящее время во Флоровском монастыре, под руководством игумении Антонии (Филькиной), подвизается 230 сестер, среди них 1 игуменья на покое (Овручского монастыря), 6 схимниц, 121 монахиня, 4 инокини, 42 послушницы и остальные трудницы:

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь в Киеве существовал еще в 1482 году, но первое документальное упоминание о святой обители датируется 1566 годом. Обитель была достаточно бедной. Но в 1711 г. в монастыре произошла коренная реорганизация. По воле Императора Петра I ко Флоровскому монастырю был присоединен Вознесенский женский монастырь (основан в начале XVII в.), находившийся напротив Святых врат Лавры. (ОтдыхИнфо).
Дело в том, что настоятельницей Вознесенского монастыря долгое время была легендарная Мария Магдалина - мать гетмана Ивана Мазепы, Марина Мазелина-Калединская.
Вознесенский монастырь считался элитарным — сюда шли княжны, шляхтянки, девушки из семей казацкой старшины. При монастыре существовала школа; ее воспитанницы получали весьма неплохое для XVII в. образование, а вдобавок овладевали уникальным золотошвейным искусством. После Полтавской битвы этот монастырь был упразднен, а всех монахинь перевели во Флоровский. Они принесли с собой свои богатые вклады, свое искусство золотого шитья. Обитель стала настоящей наследницей всего имущества Вознесенского монастыря и обрела новое, двойное название — Свято-Вознесенский Флоровский монастырь. И началось мощное каменное строительство
(Туристический ликбез).
Одна из первых построенных каменных церквей - Вознесенский собор (1722-1732):

Возводятся трапезная, кельи, хозяйственные постройки, разбивается сад, украшается кладбище.

И тут — новый удар: ужасный пожар 1811 г., о котором современники вспоминают с содроганием. Подол тогда занялся как будто весь сразу. Знаменитый киевский историк Н. Закревский вспоминает: «Почти три дня горело». Утверждают, что на подольских улицах от жара взрывались кирпичи и обломки их долетали до Киево-Печерской лавры; а обрывки горелой бумаги находили под Васильковым, в 36 верстах от Киева. Около 40 монахинь погибли в соборной церкви — задохнулись в дыму. Все деревянные строения монастыря сгорели дотла; от каменных уцелели только нижние ярусы, верха сгорели. Монахини остались на пепелище (Туристический ликбез). Так что здания монастыря, кроме восстановленного Вознесенского храма выполнены в XIX веке.
Колокольня над Святыми вратами (1732-1821):

Храм св. Николая Мирликийского (до 1857 г. — свв. Флора и Лавра; первый ярус — XVII в., второй — 1818 г.):

Воскресенская церковь-ротонда, увенчанная зеленым полусферическим куполом, спроектирована первым главным архитектором Киева А.И.Меленским:

А церковь Казанской Богоматери — это уже работа епархиального архитектора П. Спарро, и возведена она в 1884 г. В советское время ее у монастыря отобрали, разрушили купол и устроили в храме фабричный цех. Сейчас церковь, как и некоторые другие строения, возвращена монастырю и фактически полностью возрождается монастырский ансамбль (Туристический ликбез):

На территории монастыря очень спокойно, красиво и уютно:

Замечательная ограда цветника:

Есть и места, которые пока еще не приведены в соответсвующий вид. Проход туда закрыт, но одним глазком посмотреть можно:

На стене Никольской трапезной церкви - недавно отреставрированная монументальная живописная композиция «Моление Серафима Саровского». Казалось бы, почему она появилась здесь? Дело в том, что около 1760 г. во Флоровском монастыре приняла иночество, а потом и схиму подвижница Александра Мельгунова. Здесь, на святых горах киевских, было ей видение о том, что с ее благословения будет основан в России четвертый удел Пречистой на земле. И место этого удела указала ей Матерь Божия — сельцо Дивеево. Туда отправился, по велению и благословению матушки Александры, обратившийся к ней за напутствием отрок Прохор — будущий великий подвижник XIX в. Серафим Саровский. И отсюда, из Флоровского монастыря, начинает отсчет своей истории прославленная Серафимо-Дивеевская обитель (Туристический ликбез):

В разное время насельниками монастыря были многие исторически известные в России и Украине люди.
Так, с 1758 г. здесь до самой кончины трудились, приняв постриг с именем Нектарии, княгиня Наталия Долгорукова (1714—1771 г. г. Погребена в Киево-Печерской Лавре), дочь сподвижника Петра I Б. Шереметева. Когда сватавшийся к ней и любимый ею князь И. А. Долгорукий оказался в бироновской опале, она не отказалась стать его супругой и отправилась с мужем в ссылку. В 1739 г. И. А. Долгорукий был казнен. Мужественно перенеся все страдания, княгиня описала их в «Своеручных записках» (изданы в 1810 г.) и стала первой российской мемуаристкой, чья жизнь была примером великого смирения.
Свое обручальное кольцо Н. Долгорукова, по преданию, бросила перед постригом в Днепр.

Свой монашеский путь начала во Флоровском монастыре и блаженная Ирина Зеленогорская (ОтдыхИнфо).

Так что если окажетесь в Киеве, очень советую посетить этот монастырь.

Украинская православная церковь (Московского патриархата) Тип своекоштный Основатель неизвестен Дата основания начало XVI века

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь (укр. Свято-Вознесенський Флорівський монастир ) - женский монастырь на Подоле в Киеве , основанный, предположительно, в начале XVI века .

История монастыря

Игумения Парфёния , в миру Аполинария Александровна Адабаш , происходившая из знатного молдавского рода. Отец игумении Парфёнии А. А. Адабаш служил в чине бригадира в русской армии и за заслуги от императрицы Елизаветы Петровны получил значительные земли в Новороссийском крае. Монахиня известна тем, что составила церковную службу святым Кириллу и Мефодию и «Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимника Парфёния».

Архитектура монастыря

    Frol Nunnery Voznesenskayay Church Kyiv.JPG

    Вознесенская церковь, 1732

    Frol Nunnery Rotonda Kyiv.JPG

    Воскресенская церковь,1824

    Frol Nunnery Kyiv.JPG

    Территория монастыря

    Frol Nunnery 2 Kyiv.JPG

    Колокольня, 1821

    Церква Казанської Божої матері.jpg

    Церковь Казанской Божьей матери

    Флорівський монастир.jpg

    Территория монастыря

Ансамбль Флоровского монастыря складывался на протяжении двух столетий, тут можно увидеть здания, относящиеся к разным эпохам и разным стилям. Самым старым зданием монастыря является Вознесенская церковь построенная в 1732 году. Церковь имеет три апсиды и увенчана тремя куполами. Церковь очень похожа на древнерусские церкви, но её центральная апсида в имеет ту же высоту, что и церковь, а боковые - вдвое ниже, купола расположены по одной линии, как и в деревянных украинских церквях.

Страшный пожар 1811 года уничтожил весь Старый Подол, от деревянных домов, тротуаров, заборов остались одни угли, сильно пострадали все церкви, в том числе и во Флоровском монастыре. Восстановлением монастыря занимался архитектор Андрей Меленский, построивший в стиле классицизма церковь-ротонду , дом игуменьи и трехъярусную колокольню на входе в монастырь.

Напишите отзыв о статье "Флоровский монастырь"

Литература

  • Исторически-статистическое описание Киево-Флоровского Вознесенского женского монастыря. - Киев: типография С. В. Кульженко, 1894.

Примечания

Отрывок, характеризующий Флоровский монастырь

После поступления Пети в полк казаков Оболенского и отъезда его в Белую Церковь, где формировался этот полк, на графиню нашел страх. Мысль о том, что оба ее сына находятся на войне, что оба они ушли из под ее крыла, что нынче или завтра каждый из них, а может быть, и оба вместе, как три сына одной ее знакомой, могут быть убиты, в первый раз теперь, в это лето, с жестокой ясностью пришла ей в голову. Она пыталась вытребовать к себе Николая, хотела сама ехать к Пете, определить его куда нибудь в Петербурге, но и то и другое оказывалось невозможным. Петя не мог быть возвращен иначе, как вместе с полком или посредством перевода в другой действующий полк. Николай находился где то в армии и после своего последнего письма, в котором подробно описывал свою встречу с княжной Марьей, не давал о себе слуха. Графиня не спала ночей и, когда засыпала, видела во сне убитых сыновей. После многих советов и переговоров граф придумал наконец средство для успокоения графини. Он перевел Петю из полка Оболенского в полк Безухова, который формировался под Москвою. Хотя Петя и оставался в военной службе, но при этом переводе графиня имела утешенье видеть хотя одного сына у себя под крылышком и надеялась устроить своего Петю так, чтобы больше не выпускать его и записывать всегда в такие места службы, где бы он никак не мог попасть в сражение. Пока один Nicolas был в опасности, графине казалось (и она даже каялась в этом), что она любит старшего больше всех остальных детей; но когда меньшой, шалун, дурно учившийся, все ломавший в доме и всем надоевший Петя, этот курносый Петя, с своими веселыми черными глазами, свежим румянцем и чуть пробивающимся пушком на щеках, попал туда, к этим большим, страшным, жестоким мужчинам, которые там что то сражаются и что то в этом находят радостного, – тогда матери показалось, что его то она любила больше, гораздо больше всех своих детей. Чем ближе подходило то время, когда должен был вернуться в Москву ожидаемый Петя, тем более увеличивалось беспокойство графини. Она думала уже, что никогда не дождется этого счастия. Присутствие не только Сони, но и любимой Наташи, даже мужа, раздражало графиню. «Что мне за дело до них, мне никого не нужно, кроме Пети!» – думала она.
В последних числах августа Ростовы получили второе письмо от Николая. Он писал из Воронежской губернии, куда он был послан за лошадьми. Письмо это не успокоило графиню. Зная одного сына вне опасности, она еще сильнее стала тревожиться за Петю.
Несмотря на то, что уже с 20 го числа августа почти все знакомые Ростовых повыехали из Москвы, несмотря на то, что все уговаривали графиню уезжать как можно скорее, она ничего не хотела слышать об отъезде до тех пор, пока не вернется ее сокровище, обожаемый Петя. 28 августа приехал Петя. Болезненно страстная нежность, с которою мать встретила его, не понравилась шестнадцатилетнему офицеру. Несмотря на то, что мать скрыла от него свое намеренье не выпускать его теперь из под своего крылышка, Петя понял ее замыслы и, инстинктивно боясь того, чтобы с матерью не разнежничаться, не обабиться (так он думал сам с собой), он холодно обошелся с ней, избегал ее и во время своего пребывания в Москве исключительно держался общества Наташи, к которой он всегда имел особенную, почти влюбленную братскую нежность.
По обычной беспечности графа, 28 августа ничто еще не было готово для отъезда, и ожидаемые из рязанской и московской деревень подводы для подъема из дома всего имущества пришли только 30 го.
С 28 по 31 августа вся Москва была в хлопотах и движении. Каждый день в Дорогомиловскую заставу ввозили и развозили по Москве тысячи раненых в Бородинском сражении, и тысячи подвод, с жителями и имуществом, выезжали в другие заставы. Несмотря на афишки Растопчина, или независимо от них, или вследствие их, самые противоречащие и странные новости передавались по городу. Кто говорил о том, что не велено никому выезжать; кто, напротив, рассказывал, что подняли все иконы из церквей и что всех высылают насильно; кто говорил, что было еще сраженье после Бородинского, в котором разбиты французы; кто говорил, напротив, что все русское войско уничтожено; кто говорил о московском ополчении, которое пойдет с духовенством впереди на Три Горы; кто потихоньку рассказывал, что Августину не ведено выезжать, что пойманы изменники, что мужики бунтуют и грабят тех, кто выезжает, и т. п., и т. п. Но это только говорили, а в сущности, и те, которые ехали, и те, которые оставались (несмотря на то, что еще не было совета в Филях, на котором решено было оставить Москву), – все чувствовали, хотя и не выказывали этого, что Москва непременно сдана будет и что надо как можно скорее убираться самим и спасать свое имущество. Чувствовалось, что все вдруг должно разорваться и измениться, но до 1 го числа ничто еще не изменялось. Как преступник, которого ведут на казнь, знает, что вот вот он должен погибнуть, но все еще приглядывается вокруг себя и поправляет дурно надетую шапку, так и Москва невольно продолжала свою обычную жизнь, хотя знала, что близко то время погибели, когда разорвутся все те условные отношения жизни, которым привыкли покоряться.
В продолжение этих трех дней, предшествовавших пленению Москвы, все семейство Ростовых находилось в различных житейских хлопотах. Глава семейства, граф Илья Андреич, беспрестанно ездил по городу, собирая со всех сторон ходившие слухи, и дома делал общие поверхностные и торопливые распоряжения о приготовлениях к отъезду.
Графиня следила за уборкой вещей, всем была недовольна и ходила за беспрестанно убегавшим от нее Петей, ревнуя его к Наташе, с которой он проводил все время. Соня одна распоряжалась практической стороной дела: укладываньем вещей. Но Соня была особенно грустна и молчалива все это последнее время. Письмо Nicolas, в котором он упоминал о княжне Марье, вызвало в ее присутствии радостные рассуждения графини о том, как во встрече княжны Марьи с Nicolas она видела промысл божий.
– Я никогда не радовалась тогда, – сказала графиня, – когда Болконский был женихом Наташи, а я всегда желала, и у меня есть предчувствие, что Николинька женится на княжне. И как бы это хорошо было!
Соня чувствовала, что это была правда, что единственная возможность поправления дел Ростовых была женитьба на богатой и что княжна была хорошая партия. Но ей было это очень горько. Несмотря на свое горе или, может быть, именно вследствие своего горя, она на себя взяла все трудные заботы распоряжений об уборке и укладке вещей и целые дни была занята. Граф и графиня обращались к ней, когда им что нибудь нужно было приказывать. Петя и Наташа, напротив, не только не помогали родителям, но большею частью всем в доме надоедали и мешали. И целый день почти слышны были в доме их беготня, крики и беспричинный хохот. Они смеялись и радовались вовсе не оттого, что была причина их смеху; но им на душе было радостно и весело, и потому все, что ни случалось, было для них причиной радости и смеха. Пете было весело оттого, что, уехав из дома мальчиком, он вернулся (как ему говорили все) молодцом мужчиной; весело было оттого, что он дома, оттого, что он из Белой Церкви, где не скоро была надежда попасть в сраженье, попал в Москву, где на днях будут драться; и главное, весело оттого, что Наташа, настроению духа которой он всегда покорялся, была весела. Наташа же была весела потому, что она слишком долго была грустна, и теперь ничто не напоминало ей причину ее грусти, и она была здорова. Еще она была весела потому, что был человек, который ею восхищался (восхищение других была та мазь колес, которая была необходима для того, чтоб ее машина совершенно свободно двигалась), и Петя восхищался ею. Главное же, веселы они были потому, что война была под Москвой, что будут сражаться у заставы, что раздают оружие, что все бегут, уезжают куда то, что вообще происходит что то необычайное, что всегда радостно для человека, в особенности для молодого.