Салах ад дин и ричард львиное сердце. Саладин и Ричард Львиное Сердце. Как бы это отразилось на Святой Земле

Третий Крестовый поход овеян сотнями романтических легенд. Их центральная фигура — Ричард Львиное Сердце, который очень хотел освободить Иерусалим, но так и не смог этого сделать. А между тем, если бы английский король все-таки достиг бы этой цели, то его победа сыграла бы важную роль в истории не только Святой Земли, но и всей Европы. Алексей Дурново — о том, что было бы, если бы Иерусалим пал.

Могло ли такое быть?

Запросто. Ричард был не только прекрасным воином, умевшим личным примером вдохновить своих людей на ратные подвиги, но и очень умелым полководцем. Он грамотно рассчитывал силы, не лез на рожон, знал, когда атаковать, а когда отступать, и не попадался в ловушки. Он не потерпел в Святой Земле ни одного крупного поражения, одержал несколько больших побед и захватил Аккру, которая считалась неприступной. Его появление наделало в рядах сторонников Саладина такого страха, что отвоевание Святой Земли у христиан мгновенно замедлилось.

Ричард Львиное Сердце

По сути, именно Ричард подарил крестоносным государствам еще сто лет жизни. Не случись его вторжения, и все христианские города были бы отвоеваны в течение 15−20 лет после падения Иерусалима (1187). Английский король завершил поход не из-за провала, а пред лицом обстоятельств. Во-первых, он осознал, что сил для освобождения Иерусалима ему все-таки не хватит.

Ричард Львиное Сердце мог бы освободить Иерусалим. Не хватило чуть-чуть


Во-вторых, дела в Европе шли так плохо, что требовали его немедленного возвращения. Но если бы Ричард увидел хотя бы микроскопическую возможность вернуть Святой город, он сделал бы это. Впрочем, в нехватке сил он виноват сам. Хороший полководец не всегда толковый политик. Ричард сам рассорился со своими союзниками, которые в итоге оставили его одного. Будь у него поддержка Филиппа II Французского или хотя бы Леопольда Австрийского, шансы вернуть Иерусалим возросли бы многократно.

Как бы это отразилось на Святой Земле


Жерар де Ридфор — главный неудачник в истории ордена Тамплиеров

Рассуждая трезво, Иерусалим можно было захватить при хорошей подготовке и некотором везении. И даже при живом Саладине. А вот удержать его крестоносцам было трудно. Во-первых, христианские государства в Святой Земле не были едины. Формально Иерусалимское королевство было из них главным. На деле же даже в лучшие времена каждое государство действовало само за себя. Графство Эдесса, княжество Антиохия и графство Триполи приказам из Иерусалима не подчинялись, деньги туда не отправляли и даже в совместных военных операциях участвовали неохотно. Рыцарские ордена также плели свои интриги, порой противоречащие общему делу.

А вокруг были сплошь враждебно настроенные соседи. Им достаточно было объединиться против христиан, чтобы с легкостью вытряхнуть их с Ближнего Востока. Что, собственно, было блестяще доказано Саладином. Битва при Хаттине, в которой Саладин уничтожил объединенное войско христиан, — прекрасный тому пример. Вожди крестоносцев не смогли договориться и выработать совместный план, ввязались в бой на категорически невыгодной позиции и были разбиты. В эту авантюру их затащил великий магистр ордена Тамплиеров Жерар де Ридфор. И до сих пор неизвестно, не был ли он подкуплен Саладином. Короче говоря, даже если бы Ричард взял Иерусалим, то ненадолго. Цель похода достигнута, стало быть, пора домой.

Успех Ричарда едва ли помог бы крестоносцам, но не помешал бы Византии


Ричард ехал бы в Англию, возможно, с формальным титулом иерусалимского короля. Но реально городом бы правил кто-то другой. Кто-то менее авторитетный и менее известный. Кто-то не столь умелый в ратном деле. Кто-то, кого не так опасались бы противники. А стало быть, рано или поздно Айюбиды, Зангиды, Сельджукский султанат или какое-то другое мусульманское государство отбило бы Святой город обратно. Однако взятие Иерусалима Ричардом все равно повлияло бы на дела Ближнего Востока.

Византия


Со смертью Мануила Комнина в Византии начались бесконечные распри в борьбе за престол


Не сказать, что в Византии были рады крестовым походам. Алексей I Комнин, бывший императором еще в годы Первого похода, сделал все, чтобы усложнить жизнь крестоносцам. Конечно, военная помощь Константинополю не помещала бы, вот только Комнин понимал, что не он будет эту военную помощь координировать. Именно поэтому он буквально заставил вождей первого похода признать его формальным верховным главой похода и почти сразу отправил надоедливых европейцев воевать, чтобы те не засиживались в его владениях. А уж когда на Ближнем Востоке образовалось сразу несколько крестоносных государств, то в Константинополе стали всерьез волноваться.

Потомки Комнина к католикам-завоевателям относились настороженно и предпочитали стравливать крестоносцев с мусульманами, дабы и те, и другие ослаблялись во взаимных схватках. Роковым, во всех смыслах, для Византии стал Четвертый крестовый поход. Крестоносцы вроде бы собирались отбивать Иерусалим, но поддались влиянию венецианского дожа Энрико Дандоло и, в конце концов, вступили в войну с Восточной Империей.

Чем это кончилось, знают все: в 1204 году Константинополь пал, а Византия в своем прежнем виде прекратила существование. То государство, которое было восстановлено полвека спустя, было лишь тенью могучей империи, что вела свое начало еще от римских времен.

А теперь о главном. Если бы Ричард Львиное Сердце взял Иерусалим, то Четвертого крестового похода не было бы. Константинополь мирно пережил бы 1204 год, сохранив прежнее влияние и границы. Конечно, Византийская империя слабела с каждым годом, вот только продержалась бы она все равно долго. Иными словами, Османская империя едва ли взяла бы Константинополь в середине XV века. Эта дата переехала бы как минимум лет на сто вперед. А следовательно, и вторжение в Европу началось бы позже. Вообразите только свободные Балканы, мирную Восточную Европу и Австрию, не живущую в постоянном страхе за свои границы.


Мусульманский мир


Саладин

Потеря Иерусалима ослабила бы позиции Саладина как единого вождя мусульман Ближнего Востока. Скорее всего, остаток жизни он провел бы в попытках сохранить власть. Он мог бы сохранить под своей властью Египет, но, скорее всего, потерял бы Сирию и уж точно Ирак. Усиление крестоносцев привело бы к постоянным войнам, и вот в таком положении мусульмане и христиане Ближнего Востока встретили бы монгольское вторжение, до которого оставалось каких-нибудь 60−70 лет. Как известно, монголы не договорились с христианами о союзе из-за интриг тамплиеров, а мусульмане разбили конкурентов по одиночке.

Гегемония Англии началась бы раньше. А Франции могло не быть на карте


Сначала остановили монгольское вторжение, затем ликвидировали остатки христианской вольницы. В ситуации сохранения Иерусалима у крестоносцев и раннего распада державы, созданной Саладином, монголы, скорее всего, были бы заведомо сильнее всех. Строго говоря, не нуждались бы ни в каких союзах. Как знать, быть может, именно они одержали бы верх, а все тот же Иерусалим оказался бы частью владений кого-то из потомков Чингисхана.

Европа


Филипп II Август в свое время поднял Францию с колен

Покинув Святую Землю, Ричард помчался спасать Родину. Как известно, по пути он загремел в плен. При нашем раскладе плена, скорее всего, удалось бы избежать. Освободителя Иерусалима никто не дал бы так просто бросить за решетку. Ричард спокойно вернулся бы в Англию и занялся бы своим любимым делом уже в Европе. А любимым его делом, как известно, были сражения.

Восстановив свою власть в Нормандии, он пошел бы дальше, постепенно отбирая у Франции те владения, которые некогда принадлежали его отцу. Все усилия Филиппа II по созданию централизованного государства пошли бы насмарку. Король Франции не смог бы оттяпать Нормандию, видимо, лишился бы Аквитании и потерял бы поддержку своих разношерстных сторонников. И стало быть, все последующие события Франция переживала бы в ослабленном состоянии. Едва ли было бы возможно, например, авиньонское пленение Пап или разгром тамплиеров. Я уже не говорю о том, что Столетняя война длилась бы совсем не так долго, а завершилась бы, наверное, совсем иным исходом.

Когда-то семь греческих городов спорили за право называться родиной Гомера. Точно так же все народы Ближнего Востока считают своим соплеменником султана Саладина. Более 800 лет назад он защитил исламскую цивилизацию от рыцарей-крестоносцев и вернул ей святой город аль-Кудс, который мы называем Иерусалимом. Причем сделал это с таким достоинством, что даже враги не могли упрекнуть его ни в одном бесчестном поступке.

В основном широкая публика знает о нем из рыцарских романов, пересказанных сэром Вальтером Скоттом. Оттуда же и имя Саладин. На самом деле его звали Салах-ад-дин, что значит «Слава веры». Но и это лишь почетное прозвище мальчика Юсуфа, родившегося весной 1138 года в семье военачальника Надж-ад-дина Айюба ибн Шади. По происхождению он был курдом, представителем дикого горного народа, который ревниво оберегал свою свободу и веру езидов. Но к Саладину это не относится — он родился в иракском Тикрите, где его отец служил местному правителю. Матерью была арабка, и воспитали его в твердом исламе.

О ранних годах Саладина мы не знаем почти ничего. Известно, однако, что уже в 1139 году отец будущего героя перебрался в Сирию, на службу к атабеку Имад-аддину Зенги. Оценив способности полководца, Зенги приблизил его к себе и дал в управление город Баальбек. После смерти господина Айюб поддержал в борьбе за власть его старшего сына Нур-ад-дина, за что последний в 1146 году сделал его правителем Дамаска. В этом великолепном городе Саладин вырос и получил образование, которое для знатного восточного юноши в то время сводилось к основам веры, верховой езде и владению саблей. Не исключено, правда, что Саладина научили также грамоте и азам стихосложения. Во всяком случае, став султаном, он умел читать и писать в отличие от многих европейских правителей.

Владения династии Зенги граничили с государствами крестоносцев в Палестине, возникшими после Первого крестового похода в 1099 году. На Востоке рыцари жили так же, как привыкли на Западе. Выстроив в удобных для обороны местах замки, они обложили различными повинностями крестьян, как переселенцев из Европы, так и местных арабов, греков и сирийцев. Формально их владения подчинялись королю Иерусалима, но фактически были независимы. Их правители сами вершили суд и расправу, устанавливали законы, объявляли друг другу войны и заключали мир. Многие из них не брезговали разбоем, нападая на купеческие караваны и торговые корабли. Торговля приносила крестоносцам большие доходы. По подсчетам французского историка Фернана Броделя, торговый оборот между Западом и Востоком в тот период увеличился в 30— 40 раз. Большую роль в государствах крестоносцев играли военно-рыцарские ордена — тамплиеры и иоанниты (госпитальеры). Их члены принимали монашеские обеты целомудрия, бедности и послушания начальству. Помимо этого, они клялись сражаться против иноверцев и защищать христиан. Во главе каждого ордена стоял великий магистр, которому подчинялись несколько сотен рыцарей.

Постепенно крестоносцы вписались в политическую систему Ближнего Востока. Враждуя с одними местными правителями, они заключали с другими союзы и обменивались подарками. Единства среди мусульман не было: сторонники багдадского халифа враждовали с шиитской династией Фатимидов в Египте, а тюркская империя Сельджукидов раскололась на части, контроль над которыми перешел к султанским воспитателям — атабекам. Среди них были и Зенгиды, которые сделали своей целью изгнание «франков» из Палестины, и особенно из Иерусалима. Кроме христианских и иудейских святынь там находились и исламские, включая мечеть Куббат ас Сахр (Купол скалы), откуда пророк Мухаммед, по преданию, поднялся на небо на крылатом коне Бораке. После завоевания города крестоносцами все они были превращены в христианские храмы, и Нур-ад-дин Зенги поклялся их вернуть. Его помощником в этом стал Саладин.

Войско Саладина у стен Иерусалима

Путь к империи

Но сперва юноше пришлось сразиться не с «неверными» у стен Иерусалима, а с единоверцами на берегах Нила. Чтобы окружить владения крестоносцев, Нур-ад-дин задумал подчинить Египет, где против местного халифа аль-Адида восстал визирь Шевар ибн Муджир. На помощь последнему Зенги в 1164 году отправил армию во главе с Ширку, братом Айюба. С ним был и 25-летний Саладин, назначенный командиром сотни всадников. Поход оказался неудачным: прямодушные курды столкнулись с коварством египтян. В решающий момент Шевар не только перешел на сторону своего врага-халифа, но и призвал на подмогу короля Иерусалима Амори I. Рыцари помогли разбить Ширку под Каиром в апреле 1167 года и сами окопались в египетской столице. Тут-то Саладин впервые проявил себя: когда упавшие духом соратники уже были готовы покинуть страну, он со своим отрядом захватил важнейший порт Александрию и помешал крестоносцам получить подкрепление. После долгих переговоров обе стороны согласились уйти из Египта, но Ширку остался там, став визирем халифа.

В мае 1169 года Ширку умер, скорее всего, от яда, и должность унаследовал его племянник Саладин. К удивлению многих, он проявил себя не бесхитростным рубакой, а умелым политиком, привлекавшим на свою сторону придворных и народ. Когда в 1171 году аль-Адид умер, Саладин без всякого сопротивления занял его место. Его бывший господин Нур-ад-дин ожидал от него покорности, но Саладин, став султаном Египта, дал понять, что не нуждается в руководстве. Более того, после смерти Нур-ад-дина в 1174 году он вмешался в спор его наследников и под шумок отнял у них сирийские владения, включая Дамаск (его отец к тому времени уже умер). Когда за Зенгидов вступился их родич, могущественный атабек Мосула, Саладин разбил его и заставил признать свое главенство. Враги попытались натравить на султана ассасинов — безжалостных убийц, которых боялся весь Восток. Но тот создал такую секретную службу, которая в один прекрасный день арестовала всех ассасинов в Дамаске. Узнав об их казни, вождь убийц, знаменитый «Горный старец», предпочел заключить мир с решительным султаном.

Теперь все было готово для похода на Иерусалим. Момент был удачным: городом правил юный король Бодуэн IV, больной проказой. Его возможные наследники открыто боролись за власть, до предела ослабив силы христиан. Тем временем Саладин формировал и муштровал армию, основу которой составляли мамлюки — бывшие рабы. Из этих умелых воинов, беззаветно преданных своим командирам, набирались отряды конных копейщиков и лучников, которые быстро наступали и также быстро отходили, оставляя позади неповоротливых рыцарей в их броне. Другую часть войска составляли насильно мобилизованные феллахи, которые сражались плохо и неохотно, но могли задавить противника массой.

После смерти Бодуэна власть переходила из рук в руки, пока не досталась его сестре Сибилле и ее мужу Гвидо Лузиньяну, который не пользовался авторитетом и не мог помешать самоуправству феодалов. Самый буйный из них, барон Рено де Шатильон, ограбил караван, везший сестру самого Саладина к ее жениху. Она не пострадала и была отпущена, но прежде барон реквизировал у нее все драгоценности. При этом он коснулся девушки, что считалось неслыханным оскорблением. Саладин поклялся отомстить, и в июне 1187 года его 50-тысячное войско выступило в поход.

Взятие Иерусалима сарацинами под предводительством Саладина в 1187 году. Книжная иллюстрация. 1400 год

Схватка львов

Сначала султан осадил крепость Тивериаду. Король Гвидо выступил против него, но Саладин завлек его армию в безводную пустыню, где многие рыцари погибли от стрел врагов и палящего солнца. Пока они выбирались оттуда, крепость была вынуждена сдаться. Армия крестоносцев, в которой было 1 200 рыцарей, 4 000 конных воинов и 18 000 пехотинцев, направилась к Тивериаде и была встречена Саладином между двух холмов, называемых Рогами Гаттина. 4 июля разыгралось решающее сражение. Укрепившись на холмах, мусульмане обстреливали сверху своих противников, которые страдали от жажды и дыма подожженных по приказу султана сухих веток. Отчаянно сражаясь, рыцари сумели захватить Рога, но потеряли почти всех лошадей и были окружены вражеской конницей. Граф Раймунд Триполийский с небольшим отрядом сумел прорвать окружение и спастись. Остальным к вечеру пришлось сдаться. В плен попали: сам король Гвидо, его брат Жоффруа, магистры тамплиеров и иоаннитов — почти вся крестоносная знать, кроме графа Раймунда, но и он, прибыв в Триполи, умер от ран.

В плену оказался и обидчик султана Рено де Шатильон. Он усугубил свою вину дерзким поведением, и Саладин собственноручно отсек ему голову. А потом по курдскому обычаю смочил кровью врага палец и провел им по лицу в знак того, что месть свершилась. Других пленников отправили в Дамаск, где решалась их судьба. Саладин велел казнить всех тамплиеров и иоаннитов (230 человек), считая их заклятыми врагами ислама. Казнены были и мусульманские союзники крестоносцев как пособники врага. Остальных рыцарей, включая короля Гвидо, освободили, взяв с них клятву никогда не воевать с султаном. Простых воинов продали в рабство.

После этого Саладин победным маршем прошелся по Палестине, которую некому было защищать. Ему сдались Акра и Аскалон, а последний порт христиан Тир спасся только благодаря прибытию из Европы маркграфа Конрада Монферратского с сильным отрядом. 20 сентября 1187 года султан осадил Иерусалим. Защитников не хватало, продовольствия тоже, стены сильно обветшали, 2 октября город сдался. Саладин не повторил тех жестокостей, что совершили когда-то крестоносцы: он позволил всем жителями покинуть город за сравнительно небольшой выкуп и даже взять с собой кое-что из имущества. Однако многие бедняки не имели денег и тоже стали рабами. Их было почти 15 тысяч. Победителю достались громадные богатства и все святыни города, церкви которого превратили снова в мечети.

Весть о падении Иерусалима вызвала в Европе горе и гнев. Монархи крупнейших стран — Англии, Франции и Германии — собрались в новый крестовый поход. Согласия между ними, как обычно, не было, поэтому армии двинулись к цели поодиночке. Первым в мае 1189 года в путь отправился германский император Фридрих Барбаросса. Он следовал по суше, захватив по пути сельджукскую столицу Конью (Иконию). Но в июне 1190 года император неожиданно утонул при переправе через горную речку Салеф. Его войско частью вернулось домой, частью все же дошло до Палестины, но там почти целиком вымерло от эпидемии чумы.

Тем временем англичане Ричарда I с французами Филиппа II еще добирались до Святой Земли морским путем. По пути им пришлось немало повоевать. Свое прозвище Львиное Сердце король Ричард заслужил, сражаясь не с мусульманами, а с восставшими против него жителями Сицилии. В ходе еще одной военной кампании он отнял у византийцев Кипр, отданный беглому королю Иерусалима Гвидо Лузиньяну. Только в июне 1191 года два короля прибыли в Палестину. Роковым просчетом Саладина стало то, что он оставил крестоносцам Тир. Укрепившись там, они смогли получать помощь из Европы и осадили мощную крепость Акра. У ее стен и появился король Ричард, и началась схватка двух противников, равных по силе и смелости.

Поединок между крестоносцем и мусульманином, считается, что между Ричардом Львиное Сердце и Саладином. Книжная миниатюра. Англия. Около 1340 года

Своим бесстрашием английский король вызвал искреннее восхищение Саладина. Говорят, что однажды, узнав, что у его противника от жары болит голова, султан отправил ему корзину снега с горных вершин. Простые мусульмане относились к Ричарду куда хуже и даже пугали им детей. На то были причины: рыцарственный король не раз проявлял свою жестокость. 12 июля Акра пала, и у ее стен он предал мечу около 2 000 пленных мусульман, которые не смогли заплатить выкуп. После этого крестоносцы двинулись на юг, разбивая один за другим отряды противника. Тут-то и проявились недостатки армии Саладина, состоявшей из подневольных людей. Султан в сердцах говорил: «Мое войско ни на что не способно, если я не поведу его за собой и не буду каждый миг присматривать за ним». Что и говорить, если за спинами сражавшихся египтян дежурили мамлюки с саблями наголо. У рыцарей такого не было: каждый из них знал, за что сражался.

Смерть на взлете

Двигаясь от Акры на Аскалон, Ричард грозил вернуть под власть христиан все побережье. Чтобы помешать ему, Саладин с 20-тысячной армией 7 сентября 1191 года преградил королю дорогу у крепости Арсуф. Здесь снова проявилось превосходство европейской тактики: рыцари смогли быстро выстроить оборону, против которой накатывающие волны мусульманских всадников оказались бессильны. Потеряв 7 000 человек убитыми, воины Саладина в панике отступили. После этого султан уже ни разу не решался вступить с Ричардом в крупное сражение. Английский король захватил Яффу и Аскалон и начал копить силы для удара по Иерусалиму. Однако скоро удача вновь отвернулась от христиан: Ричард и Филипп вступили в ожесточенный спор за корону уже несуществующего Иерусалимского королевства. Первый поддерживал своего ставленника Гвидо Лузиньяна, второй — маркграфа Конрада Монферратского. Проиграв спор, Филипп в гневе увел свою армию во Францию. Сыграла свою роль и зависть: француз не совершил подвигов, и никто не называл его Львиным Сердцем.

От крестоносной армии осталось не более 10 000 рыцарей, и Ричарду пришлось признать, что пробиваться с ними к Святому городу сквозь армии врагов равносильно смерти. Саладин велел своим визирям снаряжать и гнать в Палестину все новые армии. Он знал, что деревни пустеют и стране угрожает голод, но священная война была прежде всего. Она была для султана не самоцелью, а средством укрепления империи.

Багдадский халиф, чья власть сошла на нет, но авторитет оставался высоким, прислал ему свое благословение и заверение в полной поддержке. В перспективе Саладин планировал поход на Багдад для восстановления великого Арабского халифата. Его воины уже захватили Ливию и даже далекий Йемен, готовы были идти и дальше. Но сначала надо было покончить с крестоносцами. В сентябре 1192 года Ричард заключил мирный договор, ставший важной победой Саладина. За рыцарями осталось только морское побережье, причем Аскалон по условиям мира был разрушен. Христианские паломники получили возможность посещать Иерусалим и поклоняться тамошним святыням. Султан пошел на эту уступку: главное, чтобы страшный англичанин с сердцем льва вернулся домой.

По пути на родину Ричард сполна испытал последствия своего не вполне рыцарского поступка. При взятии Акры он сбросил со стены флаг австрийского герцога Леопольда, который тот поднял первым. Герцог затаил обиду и теперь взял Ричарда, оказавшегося в его землях, в плен и заточил в замок. Король был отпущен только через два года за громадный выкуп. Это ничему не научило взбалмошного монарха: дома он сразу ввязался в очередную войну и в 1199 году погиб от случайной стрелы при осаде французского замка. «Все, что завоевала его храбрость, потеряла его неосмотрительность» — такими словами подытожил хронист судьбу Львиного Сердца. Его врага Саладина уже не было в живых. В последнем походе он заболел лихорадкой и умер в Дамаске 4 марта 1193 года. Весь Восток оплакивал его как защитника веры.

После смерти султана его империю разделили наследники. Аль-Азизу достался Египет, аль-Афзалю — Дамаск, аз-Захиру — Халеб. Увы, никто из Айюбидов не проявил качеств основателя династии. Доверив безопасность своих владений министрам и полководцам, они предались пьянству и развлечениям с наложницами. Довольно скоро мамлюки решили, что сами справятся с делами страны, и в 1252 году утопили в Ниле последнего Айюбида, мальчика Мусу. После кровавых разборок к власти пришел кипчак Бейбарс, который не только окончательно изгнал крестоносцев со Святой Земли, но и разбил страшных монголов, завоевавших половину мира. В 1260 году он выгнал Айюбидов из Дамаска, а в 1342-м умер последний представитель этой династии. Казалось, Саладин и его дело навсегда ушли в историю. Однако о воителе вспомнили в ХХ веке, когда арабы снова поднялись против европейских колонизаторов. Султан стал примером и для египетского президента Насера, и для сирийца Асада, и для иракского диктатора Саддама Хусейна, который очень гордился тем, что был его земляком — тоже родился в Тикрите. Дошло до того, что и Усама бен Ладен сравнивал себя с Саладином, хотя тот, напротив, боролся с ассасинами, которых мы бы назвали террористами. Он был человеком своего времени — жестокого, но верного идеалам, которых так не хватает нашему равнодушному веку.

Саладин, Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб (по арабски Салах ад-Дин означает "Честь Веры"), (1138 - 1193), первый султан Египта из династии Айюбидов. Родился в Текрите (современный Ирак). Успех его карьеры стал возможным лишь благодаря условиям, сложившимся на Востоке в XII веке. Власть, принадлежавшая ортодоксальному халифу Багдада или еретикам Фатимидской династии Каира, постоянно "проверялась на прочность" визирями. Сельджукскую державу после 1104 года вновь и вновь делили между собой турецкие атабеки.

Иерусалимское королевство христиан, возникшее в 1098 году, существовало лишь потому, что оставалось средоточием внутреннего единства посреди общего распада. С другой стороны, энтузиазм христиан породил противоборство со стороны мусульман. Зенги, атабек Мосула, объявил "священную войну" и начал свои кампании в Сирии (1135 - 1146). Нур ад-Дин, его сын, продолжал завоевательную политику в Сирии, укреплял государственную организацию на своей территории и "широко провозглашал джихад".

Жизнь Саладина пришлась именно на тот период, когда возникла сознательная потребность в политическом объединении и защите ислама. По происхождению Саладин был армянским курдом. Его отец Айюб (Иов) и дядя Ширку, сыновья Шади Аджданаканского, были военачальниками в армии Зенги. В 1139 году Айюб получил от Зенги в управление Баальбек, а в 1146 году, после его смерти, вошел в число придворных и стал жить в Дамаске. В 1154 году благодаря его влиянию Дамаск остался во власти Нур ад-Дина, а сам Айюб стал управлять городом. Таким образом, Саладин получил образование в одном из знаменитых центров исламской науки и смог воспринять лучшие традиции мусульманской культуры.

Его карьеру можно разделить на три периода: завоевание Египта (1164 - 1174), аннексия Сирии и Месопотамии (1174 - 1186), завоевание Иерусалимского королевства и другие кампании против христиан (1187 - 1192).

Завоевание Египта

Завоевание Египта было необходимо Нур ад-Дину. Египет угрожал его державе с юга, будучи порой союзником крестоносцев, а также являясь оплотом халифов-еретиков. Поводом к вторжению послужила просьба изгнанного визиря Шевара ибн Муджира в 1193 году. В это самое время крестоносцы совершали набеги на города нильской дельты. И Ширку был отправлен в Египет в 1164 году вместе с Саладином, младшим офицером его войска. Обнаружив, что Ширку планирует не столько помогать ему, сколько захватить Египет для Нур ад-Дина, Шевар ибн Муджир обратился за помощью к христианскому королю Иерусалима Амальрику I. Крестоносцы помогали Шевару одержать победу над Ширку под Каиром 11 апреля 1167 года и заставить его отступить (в этой битве отличился племянник Ширку, молодой Саладин). Крестоносцы прочно обосновались в Каире, к которому несколько раз подступал вернувшийся с подкреплениями Ширку. Они также пытались, хотя и неудачно, осадить Саладина в Александрии. После переговоров обе стороны согласились уйти из Египта. Правда, в Каире, по условиям мирного договора, должен был остаться христианский гарнизон. Беспорядки, вскоре затеянные мусульманами в Каире, заставили Амальрика I вернуться в Египет в 1168 году. Он заключил союз с византийским императором Мануилом I Комнином, который в начале 1169 года морем послал в Египет флот и небольшой экспедиционный корпус. Умелое маневрирование (как политическое, так и военное) Ширку и Саладина, преследовавшее противника невезение, а также взаимное недоверие между крестоносцами и византийцами - все это препятствовало успешной координации действий. И потому обе армии, крестоносцев и византийцев, отступили из Египта. Ширку стал визирем при халифе Фатимидов, оставаясь при этом в подчинении Нур ад-Дина, но вскоре умер в мае 1169 года. Ему наследовал Саладин, фактически ставший правителем Египта с титулом "аль-Малик аль-Назир" (Несравненный Правитель).

Саладин - правитель Египта. Завоевание Сирии и Месопотамии.

В отношениях с фатимидским халифом Саладин проявлял необыкновенный такт, и после смерти аль-Адида, последовавшей в 1171 году, у Саладина было уже достаточно власти, чтобы во всех египетских мечетях заменить его имя ортодоксального халифа Багдада.

Саладин основал свою династию Айюбидов. Он восстановил в Египте суннитскую веру в 1171 году. В 1172 году египетский султан отвоевал у Альмохадов Триполитанию. Саладин постоянно проявлял свою покорность Нур ад-Дину, однако его заботы о фортификации Каира и та поспешность, которую он проявил, снимая осады с крепостей Монреаль (1171) и Керак (1173), говорят о том, что он боялся зависти со стороны своего господина. Перед смертью мосульского правителя Нур ад-Дина между ними возникла заметная холодность. В 1174 году Нур ад-Дин скончался, и наступил период сирийских завоеваний Саладина. Вассалы Нур ад-Дина стали бунтовать против его юного ас-Салиха, и Саладин двинулся на север, формально с целью его поддержки. В 1174 году он вступил в Дамаск, взял Хамс и Хаму, в 1175 году захватил Баальбек и города, окружавшие Халеб (Алеппо). Успехом Саладин был обязан, в первую очередь, своей хорошо обученной регулярной армии из турецких рабов (мамлюков), включавшей в свой состав, в основном, конных лучников,а также ударные отряды конных копейщиков. Следующим шагом стало достижение политической независимости.

Саладин в битве

В 1175 году он запретил упоминать имя ас-Салиха в молитвах и выбивать его на монетах и получил формальное признание от багдадского халифа. В 1176 году он разгромил вторгнувшуюся армию Сайф ад-Дина Мосульского и заключил соглашение с ас-Салихом, а также с ассасинами. В 1177 году он вернулся из Дамаска в Каир, где построил новую цитадель, акведук и несколько медресе. С 1177 по 1180 годы Саладин вел войну против христиан из Египта, а в 1180 году заключил мирный договор с султаном Коньи (Рума). В 1181 - 1183 годах он был в основном озабочен положением дел в Сирии. В 1183 году Саладин вынудил атабека Имад ад-Дина обменять Халеб на малозначимый Синджар, а в 1186 году добился принесения вассальной клятвы со стороны атабека Мосула. Последний независимый правитель был наконец подчинен, и Иерусалимское королевство оказалось один на один с враждебной империей.

Завоевание Саладином Иерусалимского королевства.

Заболевание бездетного иерусалимского короля Болдуина IV проказой привело к борьбе за престолонаследие. От этого выиграл Саладин: он закончил покорение Сирии, не прекращая при этом набегов на христианские территории, хотя и потерпел поражение в битве при Рам-Аллахе в 1177 году.

Самым способным правителем среди крестоносцев был Раймонд, граф Триполитанский, но королем стал, женившись на сестре Болдуина IV, его враг Гвидо Лузиньян. В 1187 году четырехлетнее перемирие было нарушено знаменитым разбойником Рейнальдом де Шатильоном из замка Крак де Шевалье, спровоцировав объявление священной войны, и тогда начался третий период завоевательных походов Саладина. С приблизительно двадцатитысчной армией Саладин осадил Тиверию на западном берегу Генисаретского озера. Гвидо Лузиньян собрал под свои знамена всех, кого только смог (примерно 20000 человек) и двинулся на Саладина. Король иерусалимский пренабрег советом Раймонда Триполитанского и завел армию в безводную пустыню, где их атаковали и окружили мусульмане. Многие из крестоносцев возле Тиверии были уничтожены.

Битва при Хаттине

4 июля в битве у Хаттина Саладин нанес сокрушительное поражение объединенной христианской армии. Египетский султан сумел отделить кавалерию крестоносцев от пехоты и разбил ее. Только Раймонд Триполитанский и командовавший арьергардом барон Ибелин с небольшим отрядом кавалерии смогли прорваться через окружение (согласно одной из версий, с негласного одобрения Саладина, искренне уважавшего старого воина). Остальные крестоносцы были убиты или захвачены в плен, в том числе были пленены сам король иерусалимский, великий магистр ордена тамплиеров, Рейнальд Шатильонский и другие. Рейнальда Шатильонского Саладин собственноручно казнил.

Гвидо Лузиньяна впоследствии отпустил, взяв с того обещание, что он больше не будет воевать. Тем временем вернувшийся в Триполи Раймонд скончался от ран.

Саладин захватил Тиверию, Акру (ныне - Акко в Израиле), Аскелон (Ашкелон) и другие города (воины их гарнизонов, почти без исключений, попали в плен или погибли при Хаттине). Саладин уже шел на Тир, когда очень вовремя прибыл морем маркграф Конрад Монферратский с отрядом крестоносцев, обеспечив таким образом городу надежный гарнизон. Натиск Саладина был отбит. 20 сентября Саладин осадил Иерусалим. В отсутствие укрывшегося в Акре короля оборону города возглавил барон Ибелин. Однако защитников не хватало. Продовольствия тоже. Поначалу отвергнув относительно великодушные предложения Саладина. В конце концов гарнизон вынужден был сдаться. В пятницу 2 октября Саладин вступил в Священный город, который почти сто лет пребывал в руках христиан, и провел ритуал его очищения, проявив великодушие к христианам Иерусалима. Горожан Саладин отпустил на все четыре стороны при условии, что они внесут за себя соответствующий выкуп. Многим выкупиться не удалось, и они были обращены в рабство. Вся Палестина была захвачена Саладином. В королевстве только Тир остался в руках христиан. Возможно, в том, что Саладин пренебрег взятием этой крепости до наступления зимы, заключался его самый грубый стратегический просчет. Христиане сохранили за собой мощный оплот, когда в июне 1189 году оставшаяся армия крестоносцев во главе с Гвидо Лузиньяном и Конрадом Монферратским напала на Акру. Им удалось отогнать армию Саладина, шедшую на выручку осажденным. Саладин не имел флота, что позволило христианам дождаться подкреплений и оправиться от поражений, которые они потерпели на суше. Со стороны суши армия Саладина окружила крестоносцев плотным кольцом. За время осады состоялись 9 крупных боев и неисчислимое множество мелких столкновений.

Саладин и Ричард Львиное Сердце.

Ричард I Английский (Львиное Сердце)

8 июня 1191 года под Акру прибыл Ричард I Английский (впоследствии Львиное Сердце). В основном все крестоносцы признали молчаливо его лидерство. Ричард отогнал армию Саладина, шедшую осажденным на выручку, после чего повел осаду столь энергично, что мусульманский гарнизон Акры капитулировал 12 июля без разрешения Саладина.

Ричард закрепил свой успех прекрасно организованным маршем на Аскелон (современный Ашкелон в Израиле), что был проведен вдоль побережья, до Яффы, и великой победой при Арсуфе, в которой войска Саладина потеряли 7 тысяч человек, а остальные обратились в бегство. Потери крестоносцев в этом бою составили около 700 человек. После этой битвы Саладин ни разу не решался вступать с Ричардом в открытый бой.

В течение 1191 - 1192 годов имели место четыре небольшие кампании на юге Палестины, в которых Ричард проявил себя доблестным рыцарем и талантливым тактиком, хотя как стратег Саладин его превзошел. Английский король постоянно перемещался между Бейтнубом и Аскелоном, имея своей конечной целью захват Иерусалима. Ричард I постоянно преследовал Саладина, который, отступая, применял тактику выжженной земли - уничтожал посевы, пастбища и отравлял колодцы. Нехватка воды, отсутствие корма для лошадей и рост недовольства в рядах его многонациональной армии вынудили Ричарда прийти к заключению, что осадить Иерусалим он не в состоянии, если не хочет рисковать практически неизбежной гибелью всего войска. В январе 1192 года бессилие Ричарда проявилось в том, что он отказался от Иерусалима и стал укреплять Аскелон. Переговоры о мире, происходившие в это же время, показали, что Саладин является хозяином положения. Хотя в июле 1192 года Ричард одержал две великолепные победы у Яффы, мирный договор был заключен 2 сентября, и он стал триумфом Саладина. От Иерусалимского королевства остались только береговая линия и свободный путь на Иерусалим, по которому христианские паломники без проблем могли добираться до Святых мест. Аскелон был разрушен. Несомненно, что причиной гибели королевства стало единство исламского Востока. Ричард вернулся в Европу, а Саладин - в Дамаск, где он и скончался после непродолжительной болезни 4 марта 1193 года. Он был похоронен в Дамаске и был оплакан на всем Востоке.

Характеристика Саладина.

Саладин (Салах ад-Дин) - султан Египта и Сирии

Саладин обладал ярким характером. Будучи типичным мусульманином, суровым по отношению к неверным, захватившим Сирию, он, однако, проявлял милосердие к христианам, с которыми непосредственно имел дело. Саладин прославился среди христиан и мусульман как истинный рыцарь. Саладин был очень прилежен в молитвах и постах. Он гордился своим родом, заявляя, что "Айюбиды были первыми, кому Всевышний даровал победу". Его великодушие проявилось в уступках, оказанных Ричарду, и его отношении к пленникам. Саладин был необыкновенно добр, кристально честен, любил детей, никогда не падал духом и был истинно благороден по отношению к женщинам и всем слабым. Более того, он проявил истинно мусульманскую преданность священной цели. Источник его успехов заключался в его личности. Он смог объединить исламские страны для борьбы с завоевателями-крестоносцами, хотя и не оставил своей стране кодекса законов. После его кончины империя поделена между его родственниками. Будучи способным стратегом, Саладин, однако, не мог сравниться с Ричардом в тактике и, кроме того, имел армию из рабов. "Мое войско ни на что не способно, - признавался он, - если я не поведу его за собой и не буду каждый миг присматривать за ним". В истории Востока Саладин остался завоевателем, который остановил вторжение Запада и обратил силы ислама на Запад, героем, в одночасье объединившим эти необузданные силы, и, наконец, святым, который воплотил в своей личности высшие идеалы и добродетели ислама.

Саладин (Салах ад-Дин). Хронология жизни и деяний

1137 (1138) год - В семье Наима ад-Дина Айюба, военного комеданта крепости Текрит, родился третий сын, Юсуф.

1152 год - Юсуф поступает на службу к своему дяде Асад ад-Дину Ширку и получает в собственность небольшую территорию.

1152 год - Юсуф входит в состав военного командования Дамаска.

1164 - 1169 годы - Участие Юсуфа в египетских кампаниях эмира Асада ад-Дина Ширку.

1169 год - После смерти эмира Ширку Юсуф становится визирем египетского халифа и получает от него титул "Несравненный Правитель" ("аль-Малик аль-Назир").

1173 - 1174 годы - Первые кратковременные кампании Саладина против крестоносцев.

1174 год - Саладин захватывает Дамаск после смерти Нур ад-Дина.

1176 год - Признание власти Саладина над Сирией со стороны Зенгидов (кроме правителя Мосула), а также - со стороны багдадского халифа. Поход на земли ассасинов и заключение договора с Рашид ад-Дином Синаном.

1177 год - Поражение Саладина от армии иерусалимского короля Болдуина IV при Рам-Аллахе.

1186 год - Принятие вассальной клятвы от правителя Мосула.

1189 - 1191 годы - Военные действия у Акры.

Использованная литература.

1. Смирнов С.А. Султан Юсуф и его крестоносцы. - Москва: АСТ, 2000. 2. Всемирная история войн/ отв. ред. Р. Эрнест и Тревор Н. Дюпюи. - Книга первая - Москва: Полигон, 1997. 3. Всемирная история. Крестоносцы и монголы. - Том 8 - Минск, 2000.

Саладин, Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб (по арабски Салах ад-Дин означает "Честь Веры"), (1138 - 1193), первый султан Египта из династии Айюбидов. Родился в Текрите (современный Ирак). Успех его карьеры стал возможным лишь благодаря условиям, сложившимся на Востоке в XII веке. Власть, принадлежавшая ортодоксальному халифу Багдада или еретикам Фатимидской династии Каира, постоянно "проверялась на прочность" визирями. Сельджукскую державу после 1104 года вновь и вновь делили между собой турецкие атабеки.

Иерусалимское королевство христиан, возникшее в 1098 году, существовало лишь потому, что оставалось средоточием внутреннего единства посреди общего распада. С другой стороны, энтузиазм христиан породил противоборство со стороны мусульман. Зенги, атабек Мосула, объявил "священную войну" и начал свои кампании в Сирии (1135 - 1146). Нур ад-Дин, его сын, продолжал завоевательную политику в Сирии, укреплял государственную организацию на своей территории и "широко провозглашал джихад".
Жизнь Саладина пришлась именно на тот период, когда возникла сознательная потребность в политическом объединении и защите ислама. По происхождению Саладин был армянским курдом. Его отец Айюб (Иов) и дядя Ширку, сыновья Шади Аджданаканского, были военачальниками в армии Зенги. В 1139 году Айюб получил от Зенги в управление Баальбек, а в 1146 году, после его смерти, вошел в число придворных и стал жить в Дамаске. В 1154 году благодаря его влиянию Дамаск остался во власти Нур ад-Дина, а сам Айюб стал управлять городом. Таким образом, Саладин получил образование в одном из знаменитых центров исламской науки и смог воспринять лучшие традиции мусульманской культуры.
Его карьеру можно разделить на три периода: завоевание Египта (1164 - 1174), аннексия Сирии и Месопотамии (1174 - 1186), завоевание Иерусалимского королевства и другие кампании против христиан (1187 - 1192).

Завоевание Египта.

Завоевание Египта было необходимо Нур ад-Дину. Египет угрожал его державе с юга, будучи порой союзником крестоносцев, а также являясь оплотом халифов-еретиков. Поводом к вторжению послужила просьба изгнанного визиря Шевара ибн Муджира в 1193 году. В это самое время крестоносцы совершали набеги на города нильской дельты. И Ширку был отправлен в Египет в 1164 году вместе с Саладином, младшим офицером его войска. Обнаружив, что Ширку планирует не столько помогать ему, сколько захватить Египет для Нур ад-Дина, Шевар ибн Муджир обратился за помощью к христианскому королю Иерусалима Амальрику I. Крестоносцы помогали Шевару одержать победу над Ширку под Каиром 11 апреля 1167 года и заставить его отступить (в этой битве отличился племянник Ширку, молодой Саладин). Крестоносцы прочно обосновались в Каире, к которому несколько раз подступал вернувшийся с подкреплениями Ширку. Они также пытались, хотя и неудачно, осадить Саладина в Александрии. После переговоров обе стороны согласились уйти из Египта. Правда, в Каире, по условиям мирного договора, должен был остаться христианский гарнизон. Беспорядки, вскоре затеянные мусульманами в Каире, заставили Амальрика I вернуться в Египет в 1168 году. Он заключил союз с византийским императором Мануилом I Комнином, который в начале 1169 года морем послал в Египет флот и небольшой экспедиционный корпус. Умелое маневрирование (как политическое, так и военное) Ширку и Саладина, преследовавшее противника невезение, а также взаимное недоверие между крестоносцами и византийцами - все это препятствовало успешной координации действий. И потому обе армии, крестоносцев и византийцев, отступили из Египта. Ширку стал визирем при халифе Фатимидов, оставаясь при этом в подчинении Нур ад-Дина, но вскоре умер в мае 1169 года. Ему наследовал Саладин, фактически ставший правителем Египта с титулом "аль-Малик аль-Назир" (Несравненный Правитель).

Саладин - правитель Египта. Завоевание Сирии и Месопотамии.

В отношениях с фатимидским халифом Саладин проявлял необыкновенный такт, и после смерти аль-Адида, последовавшей в 1171 году, у Саладина было уже достаточно власти, чтобы во всех египетских мечетях заменить его имя на имя ортодоксального халифа Багдада.

Саладин основал свою династию Айюбидов. Он восстановил в Египте суннитскую веру в 1171 году. В 1172 году египетский султан отвоевал у Альмохадов Триполитанию. Саладин постоянно проявлял свою покорность Нур ад-Дину, однако его заботы о фортификации Каира и та поспешность, которую он проявил, снимая осады с крепостей Монреаль (1171) и Керак (1173), говорят о том, что он боялся зависти со стороны своего господина. Перед смертью мосульского правителя Нур ад-Дина между ними возникла заметная холодность. В 1174 году Нур ад-Дин скончался, и наступил период сирийских завоеваний Саладина. Вассалы Нур ад-Дина стали бунтовать против его юного ас-Салиха, и Саладин двинулся на север, формально с целью его поддержки. В 1174 году он вступил в Дамаск, взял Хамс и Хаму, в 1175 году захватил Баальбек и города, окружавшие Халеб (Алеппо). Успехом Саладин был обязан, в первую очередь, своей хорошо обученной регулярной армии из турецких рабов (мамлюков), включавшей в свой состав, в основном, конных лучников, а также ударные отряды конных копейщиков.
Следующим шагом стало достижение политической независимости. В 1175 году он запретил упоминать имя ас-Салиха в молитвах и выбивать его на монетах и получил формальное признание от багдадского халифа. В 1176 году он разгромил вторгнувшуюся армию Сайф ад-Дина Мосульского и заключил соглашение с ас-Салихом, а также с ассасинами. В 1177 году он вернулся из Дамаска в Каир, где построил новую цитадель, акведук и несколько медресе. С 1177 по 1180 годы Саладин вел войну против христиан из Египта, а в 1180 году заключил мирный договор с султаном Коньи (Рума). В 1181 - 1183 годах он был в основном озабочен положением дел в Сирии. В 1183 году Саладин вынудил атабека Имад ад-Дина обменять Халеб на малозначимый Синджар, а в 1186 году добился принесения вассальной клятвы со стороны атабека Мосула. Последний независимый правитель был наконец подчинен, и Иерусалимское королевство оказалось один на один с враждебной империей.

Завоевание Саладином Иерусалимского королевства.

Заболевание бездетного иерусалимского короля Болдуина IV проказой привело к борьбе за престолонаследие. От этого выиграл Саладин: он закончил покорение Сирии, не прекращая при этом набегов на христианские территории, хотя и потерпел поражение в битве при Рам-Аллахе в 1177 году.

Самым способным правителем среди крестоносцев был Раймонд, граф Триполитанский, но королем стал, женившись на сестре Болдуина IV, его враг Гвидо Лузиньян.
В 1187 году четырехлетнее перемирие было нарушено знаменитым разбойником Рейнальдом де Шатильоном из замка Крак де Шевалье, спровоцировав объявление священной войны, и тогда начался третий период завоевательных походов Саладина.
С приблизительно двадцатитысчной армией Саладин осадил Тиверию на западном берегу Генисаретского озера. Гвидо Лузиньян собрал под свои знамена всех, кого только смог (примерно 20000 человек) и двинулся на Саладина. Король иерусалимский пренабрег советом Раймонда Триполитанского и завел армию в безводную пустыню, где их атаковали и окружили мусульмане. Многие из крестоносцев возле Тиверии были уничтожены.
4 июля в битве у Хаттина Саладин нанес сокрушительное поражение объединенной христианской армии. Египетский султан сумел отделить кавалерию крестоносцев от пехоты и разбил ее. Только Раймонд Триполитанский и командовавший арьергардом барон Ибелин с небольшим отрядом кавалерии смогли прорваться через окружение (согласно одной из версий, с негласного одобрения Саладина, искренне уважавшего старого воина). Остальные крестоносцы были убиты или захвачены в плен, в том числе были пленены сам король иерусалимский, великий магистр ордена тамплиеров, Рейнальд Шатильонский и другие. Рейнальда Шатильонского Саладин собственноручно казнил. А Гвидо Лузиньяна впоследствии отпустил, взяв с того обещание, что он больше не будет воевать. Тем временем вернувшийся в Триполи Раймонд скончался от ран.
Саладин захватил Тиверию, Акру (ныне - Акко в Израиле), Аскелон (Ашкелон) и другие города (воины их гарнизонов, почти без исключений, попали в плен или погибли при Хаттине). Саладин уже шел на Тир, когда очень вовремя прибыл морем маркграф Конрад Монферратский с отрядом крестоносцев, обеспечив таким образом городу надежный гарнизон. Натиск Саладина был отбит.
20 сентября Саладин осадил Иерусалим. В отсутствие укрывшегося в Акре короля оборону города возглавил барон Ибелин. Однако защитников не хватало. Продовольствия тоже. Поначалу отвергнув относительно великодушные предложения Саладина. В конце концов гарнизон вынужден был сдаться. В пятницу 2 октября Саладин вступил в Священный город, который почти сто лет пребывал в руках христиан, и провел ритуал его очищения, проявив великодушие к христианам Иерусалима. Горожан Саладин отпустил на все четыре стороны при условии, что они внесут за себя соответствующий выкуп. Многим выкупиться не удалось, и они были обращены в рабство. Вся Палестина была захвачена Саладином.
В королевстве только Тир остался в руках христиан. Возможно, в том, что Саладин пренебрег взятием этой крепости до наступления зимы, заключался его самый грубый стратегический просчет. Христиане сохранили за собой мощный оплот, когда в июне 1189 году оставшаяся армия крестоносцев во главе с Гвидо Лузиньяном и Конрадом Монферратским напала на Акру. Им удалось отогнать армию Саладина, шедшую на выручку осажденным. Саладин не имел флота, что позволило христианам дождаться подкреплений и оправиться от поражений, которые они потерпели на суше. Со стороны суши армия Саладина окружила крестоносцев плотным кольцом. За время осады состоялись 9 крупных боев и неисчислимое множество мелких столкновений.

Саладин и Ричард Львиное Сердце.

8 июня 1191 года под Акру прибыл Ричард I Английский (впоследствии Львиное Сердце). В основном все крестоносцы признали молчаливо его лидерство. Ричард отогнал армию Саладина, шедшую осажденным на выручку, после чего повел осаду столь энергично, что мусульманский гарнизон Акры капитулировал 12 июля без разрешения Саладина.

Ричард закрепил свой успех прекрасно организованным маршем на Аскелон (современный Ашкелон в Израиле), что был проведен вдоль побережья, до Яффы, и великой победой при Арсуфе, в которой войска Саладина потеряли 7 тысяч человек, а остальные обратились в бегство. Потери крестоносцев в этом бою составили около 700 человек. После этой битвы Саладин ни разу не решался вступать с Ричардом в открытый бой.
В течение 1191 - 1192 годов имели место четыре небольшие кампании на юге Палестины, в которых Ричард проявил себя доблестным рыцарем и талантливым тактиком, хотя как стратег Саладин его превзошел. Английский король постоянно перемещался между Бейтнубом и Аскелоном, имея своей конечной целью захват Иерусалима. Ричард I постоянно преследовал Саладина, который, отступая, применял тактику выжженной земли - уничтожал посевы, пастбища и отравлял колодцы. Нехватка воды, отсутствие корма для лошадей и рост недовольства в рядах его многонациональной армии вынудили Ричарда прийти к заключению, что осадить Иерусалим он не в состоянии, если не хочет рисковать практически неизбежной гибелью всего войска. В январе 1192 года бессилие Ричарда проявилось в том, что он отказался от Иерусалима и стал укреплять Аскелон. Переговоры о мире, происходившие в это же время, показали, что Саладин является хозяином положения. Хотя в июле 1192 года Ричард одержал две великолепные победы у Яффы, мирный договор был заключен 2 сентября, и он стал триумфом Саладина. От Иерусалимского королевства остались только береговая линия и свободный путь на Иерусалим, по которому христианские паломники без проблем могли добираться до Святых мест. Аскелон был разрушен. Несомненно, что причиной гибели королевства стало единство исламского Востока. Ричард вернулся в Европу, а Саладин - в Дамаск, где он и скончался после непродолжительной болезни 4 марта 1193 года. Он был похоронен в Дамаске и был оплакан на всем Востоке.

Характеристика Саладина.

Саладин обладал ярким характером.

Будучи типичным мусульманином, суровым по отношению к неверным, захватившим Сирию, он, однако, проявлял милосердие к христианам, с которыми непосредственно имел дело. Саладин прославился среди христиан и мусульман как истинный рыцарь. Саладин был очень прилежен в молитвах и постах. Он гордился своим родом, заявляя, что "Айюбиды были первыми, кому Всевышний даровал победу". Его великодушие проявилось в уступках, оказанных Ричарду, и его отношении к пленникам. Саладин был необыкновенно добр, кристально честен, любил детей, никогда не падал духом и был истинно благороден по отношению к женщинам и всем слабым. Более того, он проявил истинно мусульманскую преданность священной цели. Источник его успехов заключался в его личности. Он смог объединить исламские страны для борьбы с завоевателями-крестоносцами, хотя и не оставил своей стране кодекса законов. После его кончины империя поделена между его родственниками. Будучи способным стратегом, Саладин, однако, не мог сравниться с Ричардом в тактике и, кроме того, имел армию из рабов. "Мое войско ни на что не способно, - признавался он, - если я не поведу его за собой и не буду каждый миг присматривать за ним". В истории Востока Саладин остался завоевателем, который остановил вторжение Запада и обратил силы ислама на Запад, героем, в одночасье объединившим эти необузданные силы, и, наконец, святым, который воплотил в своей личности высшие идеалы и добродетели ислама.

Использованная литература.

1. Смирнов С.А. Султан Юсуф и его крестоносцы. - Москва: АСТ, 2000.
2. Всемирная история войн/ отв. ред. Р. Эрнест и Тревор Н. Дюпюи. - Книга первая - Москва: Полигон, 1997.
3. Всемирная история. Крестоносцы и монголы. - Том 8 - Минск, 2000.

Салах Ад Дин (Саладин)и Ричард (Львиное Сердце)

Салахуддин аль-Аюби

Святые воины

Год выпуска:2017

Салах Ад Дин великий воин,султан Египта и Сирии , обладал ярким характером.

Будучи типичным мусульманином , суровым по отношению к неверным, захватившим Сирию, он, однако, проявлял милосердие к христианам, с которыми непосредственно имел дело.
(Саладин) прославился среди христиан и мусульман как истинный рыцарь.
Саладин был очень прилежен в молитвах и постах . Он гордился своим родом, заявляя, что «Айюбиды были первыми, кому Всевышний даровал победу». Его великодушие проявилось в уступках, оказанных Ричарду, и его отношении к пленникам.
Саладин был необыкновенно добр, кристально честен, любил детей, никогда не падал духом и был истинно благороден по отношению к женщинам и всем слабым. Более того, он проявил истинно мусульманскую преданность священной цели. Источник его успехов заключался в его личности. Он смог объединить исламские страны для борьбы с завоевателями-крестоносцами, хотя и не оставил своей стране кодекса законов. После его кончины империя поделена между его родственниками. Будучи способным стратегом, Саладин, однако, не мог сравниться с Ричардом в тактике и, кроме того, имел армию из рабов. «Мое войско ни на что не способно, — признавался он, — если я не поведу его за собой и не буду каждый миг присматривать за ним». В истории Востока Саладин остался завоевателем, который остановил вторжение Запада и обратил силы ислама на Запад, героем, в одночасье объединившим эти необузданные силы, и, наконец, святым, который воплотил в своей личности высшие идеалы и добродетели Ислама .

8 июня 1191 года под Акру прибыл Ричард I Английский (впоследствии Львиное Сердце). В основном все крестоносцы признали молчаливо его лидерство. Ричард отогнал армию Саладина, шедшую осажденным на выручку, после чего повел осаду столь энергично, что мусульманский гарнизон Акры капитулировал 12 июля без разрешения Саладина.

Ричард I Английский (Львиное Сердце)
Ричард закрепил свой успех прекрасно организованным маршем на Аскелон (современный Ашкелон в Израиле), что был проведен вдоль побережья, до Яффы, и великой победой при Арсуфе, в которой войска Саладина потеряли 7 тысяч человек, а остальные обратились в бегство. Потери крестоносцев в этом бою составили около 700 человек. После этой битвы Саладин ни разу не решался вступать с Ричардом в открытый бой.
В течение 1191 — 1192 годов имели место четыре небольшие кампании на юге Палестины, в которых Ричард проявил себя доблестным рыцарем и талантливым тактиком, хотя как стратег Саладин его превзошел. Английский король постоянно перемещался между Бейтнубом и Аскелоном, имея своей конечной целью захват Иерусалима. Ричард I постоянно преследовал Саладина, который, отступая, применял тактику выжженной земли — уничтожал посевы, пастбища и отравлял колодцы. Нехватка воды, отсутствие корма для лошадей и рост недовольства в рядах его многонациональной армии вынудили Ричарда прийти к заключению, что осадить Иерусалим он не в состоянии, если не хочет рисковать практически неизбежной гибелью всего войска. В январе 1192 года бессилие Ричарда проявилось в том, что он отказался от Иерусалима и стал укреплять Аскелон. Переговоры о мире, происходившие в это же время, показали, что Саладин является хозяином положения. Хотя в июле 1192 года Ричард одержал две великолепные победы у Яффы, мирный договор был заключен 2 сентября, и он стал триумфом Саладина. От Иерусалимского королевства остались только береговая линия и свободный путь на Иерусалим, по которому христианские паломники без проблем могли добираться до Святых мест. Аскелон был разрушен. Несомненно, что причиной гибели королевства стало единство исламского Востока