Курская арбатско покровская линия выходы. Радиальная: это какая ветка, что означает и где находится. Как связывается станция с вокзалом

Станции метро “Курская” и “Чкаловская” в Москве расположены на расстоянии примерно 2,5 километра восточнее центра города (Кремль и ), рядом с Курским вокзалом. Станции метро Курская имеются на двух линиях московского метрополитена, на Арбатско-Покровской линии (линия 3, синяя линия), и на Кольцевой линии (линия 5, коричневая линия). Станция метро “Чкаловская” расположена на Люблинско-Дмитровской линии (линия 10, светло-зелёная линия) Московского метрополитена. Станции соединены переходами, что позволяет совершить пересадку между тремя линиями метро.

Станция метро “Курская” (Арбатско-Покровская линия)

Станция метро “Курская” Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена расположена между станциями и .
Станция была открыта 13 марта 1938 года. Посадочный зал станции расположен под улицей “Земляной Вал”. Выход со станции (эскалаторы) находится в восточном торце зала.

Станция имеет пересадки на одноимённую станцию Кольцевой линии и на станцию “Чкаловская” Люблинско-Дмитровской линии. Переход на Кольцевую линию находится в центре зала. Переход на Люблинскую линию находится в западном торце зала.

Выход со станции производится через круглый подземный зал, рядом с которым находятся билетные кассы. Через этот же зал можно пройти на станцию Кольцевой линии метро. Со станции можно выйти в в зал ожидания Курского вокзала, в наземный вестибюль (расположен на первом этаже жилого дома на площади Курского вокзала) и через пешеходный переход под железнодорожными путями к Нижнему Сусальному переулку.

Станция метро “Курская” (Кольцевая линия)

Станция метро “Курская” Кольцевой линии Московского метрополитена расположена под площадью Курского вокзала между станциями и .
Станция была открыта 1 января 1950 года.

Станция имеет два вестибюля. Северный вестибюль является общим со станцией Арбатско-Покровской линии. Вестибюль расположен в северной части площади Курского вокзала и имеет выходы в здание вокзала и на площадь. Южный вестибюль расположен в южной части площади Курского вокзала и используется совместно со станцией “Чкаловская”.

Переход на станцию “Курская” Арбатско-Покровской линии находится в центре посадочного зала станции (лестница над платформой, затем по коридору). Переход на станцию “Чкаловская” производится через общий для двух станций вестибюль.

Станция метро “Чкаловская”

Станция метро “Чкаловская” расположена на Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена, между станциями и . Станция была открыта 28 декабря 1995 года. Со станции можно перейти на станции “Курская” Арбатско-Покровской и Кольцевой линий.

Переход на станцию “Курская” Арбатско-Покровской линии расположен в северном торце центрального зала. Переход на станцию “Курская” Кольцевой линии находится в южном торце зала. Выход в город и переход на Кольцевую линию производится через наземный вестибюль. Вестибюль является общим для двух станций метро и находится в южной части площади Курского вокзала.

Оформление посвящено знаменитому лётчику Валерию Чкалову (1904-1938). При проектировании станции улица “Земляной вал” носила название улица Чкалова. Этим объясняется выбор названия станции. В 1992 году улице было возвращено историческое название.

Рядом со станцией метро Курская и Курским вокзалом в Москве расположены:

  • Курский вокзал.
  • Торговый центр Атриум.

Гостиницы рядом со станциями метро Курская и Чкаловская и Курским вокзалом

Рядом со станциями метро Курская и Чкаловская и Курским вокзалом в Москве имеется несколько отелей. Если вас по каким-либо причинам не устраивают эти отели, вы наверняка сможете найти подходящий отель или апартаменты поблизости по доступной для вас цене с помощью любого онлайн-сервиса поиска и бронирования отелей.

  • Гостиница «Энергетик». Недорогая гостиница недалеко от станции метро Курская и от Курского вокзала. Адрес: Дурасовский переулок, 5, Москва, Россия.
  • Хостел Привал. Место, где можно недорого переночевать рядом с Курским вокзалом. Адрес: Улица земляной Вал 23/1, Москва, Россия.

Курская - радиальная

В московском метро существуют две станции с названием "Курская" - на Кольцевой и Арбатско-Покровской линиях. Они соединены длинным переходом, стены которого облицованы красным мраморовидным известняком. Именно в нем встречаются окаменелости. На стенах основной части коридора красный мраморовидный известняк с окаменелостями перемежается с белым, пустым в палеонтологическом отношении камнем. А на стенах возле лестницы, ведущей на "Курскую-радиальную" облицовка красным камнем сплошная и именно там больше всего окаменелостей.

На этом снимке - колониальный коралл из коридора между станциями "Курская-кольцевая" и "Курская-радиальная". Это один из лучших образцов кораллов, обнаруженных в метро в облицовке из красного мрамора (мраморовидного известняка). Кораллы этого вида обнаружены пока только на "Курской". Хорошие коралловые рифы есть и на других станциях, но в красном мраморе их очень мало.

Брюхоногий моллюск в стене коридора, соединяющего две станции "Курская". Раковина распилена практически пополам, частично заполнена окаменевшим осадком. Видно, что раковина перевернута по отношению к положению, в котором она окаменевала. Брюхоногие моллюски - не самый распространенный вид окаменелостей в метро, так что эта раковина хорошей сохранности весьма интересна. Выше нее видна "прозрачная" раковина маленькой гастроподы и фрагмент морской лилии.

Еще один брюхоногий моллюск - гастропода. Раковина расположена в облицовке перехода-тоннеля, соединяющего станции кольцевой и радиальной линий. Тоннель отделан красным и белым мрамором, в красном камне как раз и встречаются окаменелости. Ниже раковины гастроподы на снимке видны членики морских лилий и небольшая колония кораллов.

Крупная раковина аммонита. Она частично скрыта в камне и не бросается в глаза. Только приглядевшись можно увидеть, что вокруг центральной, светлой части раковины проступает еще один оборот - видны изогнутые перегородки между камерами раковины. В одном месте заметна довольно толстая внешняя стенка большого оборота.

На этой фотографии - членики морских лилий. Морские лилии, в отличие от гастропод, очень часто встречаются в красном мраморе. Множество члеников их стеблей застыли в камне под самыми разными углами. В некоторых местах поверхность камня процентов на 30 состоит из фрагментов лилий. Некоторые членики срезаны практически идеально, некоторые только чуть-чуть просматриваются в породе. Можно разглядеть фрагменты разных видов лилий в самых разных ракурсах.

Срез ростра маленького белемнита. Таких срезов в переходе между "Курскими" несколько, некоторые из них почти круглые, другие - эллиптические, будто срезаны под углом. Получается, что все эти ростры белемнитов были расположены в породе примерно в одном и том же направлении, а при использовании камня в облицовке, его пилили и полировали тоже одинаково, так что все ростры оказались срезаны поперек. Продольный срез ростра есть на "Электрозаводской" и, судя по всему, в метро это редкость.

Небольшой колониальный коралл. Окаменелость разорвана пополам трещиной в породе. Видимо, эти трещины возникли уже в окаменевшей горной породе, а по ним проходили минерализованные растворы, осаждавшиеся на стенках. Состав раствора постепенно менялся, соответственно менялся и цвет отложениий, выпадавших из них.

На этом снимке - членик морской лилии, видимый "сверху" - хорошо видна его структура и заметна свойственная иглокожим пятилучевая симметрия. А над ним - часть стебля лилии, состоящая из нескольких члеников - они видны сбоку. Виден центральный канал в стебле этого морского животного.

Скопление различных окаменелостей. В центре - спирально-закрученная раковина гастроподы. Хорошо видно, что она заполнялась разнородным осадком - частично песком, частично - мелкими частицами, видимо, глиной. Справа видны еще две небольшие раковины гастропод (одна из них еле заметна, так как окрашена в черный цвет). Вокруг разбросаны членики стебля морской лилии. Природа белой окаменелости справа внизу не совсем понятна - либо это основание стебля криноидеи, либо фрагменты небольшого коралла.

Дата открытия станции "Курской" кольцевой линии: 01.01.1950.

Открыта в составе участка "Парк культуры" - "Курская".

Конструкция станции - колонная трехсводчатая глубокого заложения.
Сооружена из сборной чугунной отделки. Свод центрального тоннеля и своды опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. Каждая пара стоящих рядом колонн архитектурно оформлена как одна колонна.

Архитекторы: Г.А.Захаров, З.С.Чернышева.
Инженеры-конструкторы: Л.И.Горелик, П.С.Сметанкин.

Название станция получила по одноименному вокзалу.
Центральный свод и своды боковых тоннелей опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. В середине, где находится переход на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии, свод опирается на пилоны, образующие вместе с началом перехода своего рода «беседку». В оформлении использованы оригинальные светильники, размещенные в нишах пилонов, обрамляющих гранитную лестницу перехода. Пилоны и колонны центрального зала покрыты светлым мрамором «коелга». Рельефные детали выполнены из золоченого металла. Сочный и выразительный орнамент декоративных элементов развивает тему рассвета нашей страны. Пол выложен красным и серым гранитом.
Наземный вестибюль находится в здании, примыкающем к Курскому вокзалу. В нем находилась скульптура И.В.Сталина (автор Н.В.Томский, не сохранилась). На уровень ниже вестибюля находится подземный круглый аванзал, отделанный тёмно-красным, золотисто-розовым, светло-серым и чёрным мрамором. Центр аванзала украшает оригинальная колонна-цветок, в которой скрыты светильники. Из него имеется вход в цокольный этаж здания Курского вокзала и в подземный переход к посадочным платформам. К этому помещению также примыкает аванзал станции «Курская» Арбатско-Покровской линии.
В 1950 году архитекторы станции удостоены Сталинской премии.
Из южного торца станции в 1995 году был сооружен второй выход в общий вестибюль со станцией «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.

На фасаде вестибюля укреплены две даты «1945» и «1949», но по легенде сам И. В. Сталин передвинул дату на 1 января 1950 года, чтобы первый отрезок Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя. Павильон строился на открытом и со всех сторон обозримом месте. Теперь же он прислонён к новому зданию Курского вокзала. Вестибюль станции интересен тем, что он имеет очень много схожих черт с храмовыми постройками. Ориентированный входом на запад и внутренней алтарной частью на восток, он открывает смысл здания - Храма Победы. За входом после прямоугольного аванзала расположено центральное двусветное помещение под сложным восьмигранным ребристым куполом. Вход в зал условно обозначен двумя прямоугольными пилонами высотой до основания купола. На их внутренних сторонах чеканка по бронзе: огромные двуручные мечи, увитые гирляндами. Купол опирается на мощные балки, уложенные на высокие круглые колонны. На этих балках есть надпись с текстом второго куплета гимна СССР:

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,

И Ленин великий нам путь озарил.

Нас вырастил Сталин - на верность народу

На труд и на подвиги нас вдохновил.

После XXII съезда КПСС в 1961 году последние две строчки были сняты, образовав асимметрию на балках. Также был демонтирован памятник Сталину в апсиде (работа скульптора Николая Томского), а чеканку на горельефе медали «За оборону Сталинграда» изменили на Волгоград в связи с переименованием города. При капитальном ремонте вестибюля в 2008-2009 годах было решено восстановить утраченные детали вместе с реставрацией здания (кроме восстановления памятника). Однако вместо восстановления полной цитаты второго куплета из гимна была восстановлена утраченная часть взамен первых двух строчек, и симметрично распределена надпись. А ночью 24 октября 2009 года полный текст был воссоздан на прежнем месте, что почти окончательно восстановило архитектурный смысл зала как «Солнца Победы».

Имеется северный подземный вестибюль, совмещённый со станцией Арбатско-Покровской линии. Выход из северного вестибюля находится в здании , примыкающем к Курскому вокзалу, кроме того, есть выходы в цокольный этаж Курского вокзала и к его платформам. Из южного подземного вестибюля, общего со станцией «Чкаловская», можно выйти на Садовое кольцо (ул. Земляной вал) и 1-й Сыромятнический пер.

Станция имеет пересадки на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии (осуществляется по лестницам в центре зала) и станцию «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии (через совмещённый вестибюль, выход к которому в южном торце станции).

Конструкция станции - колонная трёхсводчатая глубокого (40 м) заложения. В конструкции использована сборная чугунная обделка. Центральный свод и своды боковых тоннелей опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. В центральной части станции, вблизи лестничного перехода на Арбатско-Покровскую линию, колонны заменены пилонами. Станция Курская является одной из двух крупнейших станций Московского метрополитена (вместе с «Комсомольской» Кольцевой линии).
Архитекторы Г.А. Захаров и З.С. Чернышёва.
Инженеры-конструкторы Л.И. Горелик и П.С. Сметанкин.

Архитектурный декор станции глубоко символичен. Все три части - Центральный зал, Переходный круглый аванзал «Возрождения» с гигантской колонной-капителью и павильон - имеют идею солнца и славы победы и божественности её достижения. Центральный зал напоминает древнеримской зал базиликального типа. Пилоны и колонны дорического ордера покрыты светлым мрамором «коелга». Люстры напоминают древнеримские люстры-светильники, которые снизу напоминают солнца. В полную символическую концепцию входят и золочённые солнца-лучи, исходящие от храмообразного полузала (в центре зала) из которого идёт переход на курскую Арбатско-покровской линии. Покрытие пола - красный «возрождение» и серый гранит. Подземный аванзал отделан красным, розовым, черным и серым мрамором. Авторы проекта станции архитекторы Г.А. Захаров и З.С. Чернышёва были удостоены Сталинской премии. Средний зал-аванзал «возрождение» имеет глубокий смысл. Сам зал имеет круглую форму, в центре, как бы выходящая из земли колонна-капитель.

Выявленный объект культурного наследия.

За станцией между главными путями расположен пункт технического обслуживания составов, от которого отходит соединительная ветвь на Люблинско-Дмитровскую линию. Эта ветвь используется для служебных перевозок и для перегонки составов с одной линии на другую.

Предыдущая станция на линии «Комсомольская» .
Следующая станция на линии «Таганская» .

Информация о станции.

Продолжим тему метро, а то давно у меня не было фотографий из нашей подземки. Сегодня у нас небольшой рассказ про станцию «Курская» Арбатско-Покровской линии.

Курская была открыта 13 марта 1938 года как вторая очередь строительства в составе всего лишь двух станций: «Курская» и «Площадь Революции». Но это позволило убрать вилочное движение по Сокольнической линии, где поезда следовали от станции «Сокольники» до станции «Охотный ряд», а далее разделялись. Один состав далее ехал до станции «Парк Культуры», а второй до станции «Киевская» (Сейчас это станция «Киевская» Филевской линии). Таким образом Московский метрополитен наконец-то получил две линии. Поезда стали следовать от станции «Александровский сад» до станции «Площадь Революции».

1. Поздняя ночь. Заходим через вестибюль, который встроен в первый этаж жилого дома на площади Курского вокзала. В свое время наличие этого вестибюля стало для меня открытием, так как я привык выходить через общий вестибюль с кольцевой станцией. Одно из немногих мест в московском метро, где сохранилась надпись «НЕТ ВЫХОДА».

2. Старые станции и вестибюли богаты на артефакты того времени. Например аутентичная надпись «К КАССАМ И ПОЕЗДАМ».

3. Небольшой эскалатор, по которому вы можете кататься совершенно бесплатно, так как турникеты находятся дальше. Из-за особенностей расположения станции под площадью, переход к выходу получился немного замысловатым. Здесь еще, наверно, сказывается и опыт проектирования станций первой очереди, где все вестибюли были извилистыми коридорами отделены от станций.

4. Промежуточный вестибюль с турникетами.

5. Аванзал перед эскалатором. Вправо проход к общему вестибюлю с кольцевой станцией. Ниша прямо вызывает вопрос, а не задел ли это на еще один выход? А вот все торговые палатки надо вывезти из метро и сжечь!

6. Знаменитый зал с колонной миллионов встреч и свиданий.

7. Аванзал перед эскалатором на радиальную станцию.

8. И его потолок. Посмотрите какая красота! Хоть иногда, находясь в метро, смотрите по сторонам.

9. Как и на всех станциях построенных до войны на Курской не было гермозатвора. Он был установлен позже. Ради этого пришлось пожертвовать одним проходом между пилонами.

10. А раньше станция начиналась вот здесь. А сейчас это предбанник перед гермоворотами. Интересно, в полукруглых нишах что-нибудь было?

11. Проект станции «Курская» и «Площадь революции» положил начало целой серии типовых трехсводчатых станций пилонного типа с диаметром всех тоннелей 9,5 метров. Только потом, в целях экономии, диаметр боковых залов уменьшили до 8,5. Эти станции известны еще как «Сталинская пилонная».

12. Пока есть возможность, снимаю станцию с поездами. Но уже скоро пройдут последние поезда, снимут напряжение на контактном рельсе и можно будет пройти в тоннель. А вот там очень и очень интересно. Но, про тоннели вокруг станции, в следующем посте. :)

13. Глубина станции всего лишь 30 метров. Тогда предпочитали делать станции ближе к поверхности, хотя строить часто приходилось в тяжелейших геологических условиях. Не знаю, что конкретно было тут, но на станции «Площади Революции» станционные залы проходили с заморозкой сводчатой части, так как построена она границе известняка и водонасыщенных грунтов. Могу допустить, что здесь было не проще.

14. Переход на Кольцевую лини. Интересно, в каком виде (и был ли вообще) здесь был сделан задел при строительстве станции.

15. Логично предположить, что лестницу и ходки под путями могли построить еще в 30-е года. Но подтвердить или опровергнуть я это никак не могу. А гермоворота здесь, скорее всего, тоже поставили позднее.

16. Переход.

17. И вездесущий гофр-ангар для поломоечной машины. Ну и вопрос, что было в нише?

18. Но станция мне еще с детства запомнилась этим приводом автостопа со светофором на платформе. Кажется, это единственное такое место в Московском метро.

19. Эту конструкцию пришлось городить из-за того, что сразу после портала встроили гермоворота и разместить автостоп и светофор было больше некуда.

20. Во время Великой Отечественной войны станция «Курская» служила бомбоубежищем, как и другие станции московского метро. На станции был размещён филиал Государственной публичной исторической библиотеки.

21. В одной из книг читал, что кессоны потолка делали на поверхности и очень много хлопот было опустить их на станцию, не повредив. Увы, не всегда это удавалось.

22. На станции уже заменены все эскалаторы.

23. К сожалению, узнать в каком году был смонтирован гермозатвор, не удалось. Дверцы по бокам - небольшие гермухи для прохода на улицу.

24. Последние поезда уже прошли и теперь из депо Измайлово поехали мотовозы.

25. Оформление станции посвящено сельскому хозяйству. Интересно, а что-нибудь было в пустых круглых нишах на путевой стене?

26. Мрамор на станции с Уфалейского месторождения.

27. Пол станции выложен гранитом с простым рисунком.

28. Колосья вы можете найти на оформлении перил перехода и на круглых решетках с светильниками.

29. И на закуску - панорама. Разглядывайте на здоровье!