Наречие обозначает признак предмета по действию. Что такое наречие в русском языке, на какие вопросы оно отвечает? Как подчеркивается наречие в предложении? Чем отличаются наречия от других частей речи и прилагательного? В чём проблема? Что обсуждается

Что представляет собой наречие, как часть речи? На какие вопросы отвечает наречие? Чем отличается наречие от других частей речи? Примеры наречий.

«Велик и могуч русский язык» — об этом мы все знаем еще со школьной доски. Возможно, именно потому изучение этого великого языка дается нам порой столь тяжело. Чего только стоят все его части речи? Одной из них и будет посвящен данный материал.

Что такое наречие в русском языке, на какие вопросы отвечает наречие?

Наречие — это самостоятельная часть речи русского языка. Помимо того, что эта часть речи считается самостоятельной, она еще и является неизменяемой. Зачастую наречия в предложении привязаны к глаголу или деепричастию, реже — к имени существительному, прилагательному или другому наречию.

В русском языке наречия могут отвечать на множество вопросов, таких как:

  • Где? Куда?
  • Как? Каким образом?
  • Когда? Как долго?
  • Насколько?
  • Почему?
  • Зачем? Для чего?


В зависимости от того, на какие вопросы отвечают наречия, их подразделяют на обстоятельственные и определительные.

К обстоятельственным наречиям относятся:

  • Наречия времени — Когда? Как долго? С какого времени? (давно, постоянно, издавна).
  • Наречия места — Где? Куда? Откуда? (далеко, везде).
  • Наречия причины — Почему? По какой причине? (оттого, сослепу).
  • Наречия цели — Зачем? Для чего? (умышленно, насмех).

К определительным наречиям относятся:

  • Наречия меры и степени — В какой мере? Насколько? Сколько? (чрезмерно, вдоволь, очень).
  • Наречия способа и образа действия — Каким образом совершается действие? Как? (по-весеннему, тихо).
  • Качественные наречия — Какие свойства или особенности действия? (легко пробежаться, тихо заплакать).

Как в предложении подчеркивается наречие?



  • Подчеркивать наречие в предложении необходимо, исходя из его значения. Дело в том, что иногда наречие может выступать в роли определения, иногда в роли обстоятельства, а иногда и в роли подлежащего, сказуемого.
  • Если наречие в предложении служит в роли обстоятельства, то его необходимо подчеркивать точкой с тире — «Прочтя письмо, Анна Ивановна НАДРЫВИСТО зарыдала».
  • Если наречие в предложении выступает несогласованным определением, то его нужно подчеркивать волнистой линией — «завтрак ПО-АНГЛИЙСКИ» или «яйцо ВКРУТУЮ».
  • Если наречие в предложении выступает в роли сказуемого, оно подчеркивается двумя линиями — «Он ЖЕНАТ».
  • Если наречие в предложении служит в роли существительного, его необходимо подчеркивать одной ровной линией — «Наше СЕГОДНЯ беспокоит всех».

Как определить наречие: грамматические и морфологические признаки наречия



  1. Наречие не имеет рода.
  2. Наречие не имеет числа.
  3. Наречие не имеет падежа.
  4. Наречие не склоняется.
  5. Наречие не спрягается.
  6. У наречий нет окончаний.
  7. Качественные наречия, имеющие окончание на -е или -о, и образующиеся от качественных прилагательных, имеют степени сравнения.
  8. Зачастую наречия зависят от глаголов, прилагательных или других наречий и образуют с ними словосочетания.
  9. Наречия являются признаками действия, признаков или других объектов.
  10. В предложении наречие чаще всего выступает в роли обстоятельства.

Наречие обозначает признак действия или предмета?



Наречия чаще всего обозначают признак действия или признак другого признака, и лишь изредка — признак предмета. Примеры:

  • Признак действия — скакать высоко, спать плохо.
  • Признак другого признака — абсолютно абсурдно, настолько бестолково.
  • Признак предмета — жизнь порознь, запасы впрок.

Чем отличается наречие от прилагательного?



  • Наречие — не изменяемая часть речи, а прилагательное — изменяемая.
  • Наречие является признаком действия, состояния или другого признака, а прилагательное — только признаком предмета.
  • Зачастую в предложении наречие выступает в роли обстоятельства, а прилагательное — только определения.
  • Наречие напрямую связано с действием, а прилагательное — с предметом.
  • Наречия не имеют рода, числа, падежа, а прилагательные — имеют.
  • Прилагательное в предложении легко можно опустить, а наречие — нет.

Чем отличаются наречия от других частей речи?



  • Наречия отличаются от союзов тем, что зачастую наречия привязаны к другим частям речи (глаголам, другим наречиям, деепричастиям, существительным или числительным), а союзы являются лишь связкой между однородными членами предложения, частями предложения или несколькими предложениями.
  • Разница между наречиями и предлогами заключается в том, что первые не вводят падежной формы имени.
  • Наречия отличаются от частиц тем, что не подчиняются существительным с предлогом, предшествуя им.
  • Наречие не имеет зависимых и определяемых слов (в отличие от существительных, прилагательных, числительных и местоимений).
  • Наречие зачастую можно поменять на другое наречие, схожее по смыслу.

Что такое наречие: примеры



В этом подпункте мы рассмотрим примеры наречий, отображающих степени сравнения этой части речи:

  • Простая сравнительная степень — получается путем присоединения суффикса -ее, -ей, -е, -ше: жирно — жирней, жирнее; мягко — мягче; мало — меньше.
  • Составная сравнительная степень — получается путем усиления наречий словами более или менее: смешно — менее смешно; тяжко — более тяжко.
  • Составная превосходная — образуется путем дополнения исходной формы наречия словами наиболее, наименее, или простой сравнительной степени — словами всех, всего: страшно — наиболее (наименее) страшно; круче — круче всех (всего).

Наречие, как часть речи: Видео

Наречие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко - предмета. Наречия неизменяемы (за исключением качественных наречий на -о / -е) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро ).

В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по-турецки. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.

Выделяют два разряда наречий по значению - определительные и обстоятельственные .

Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак - его качество, количество, способ совершения (очень, красиво, весело, по-моему, пешком ) и подразделяются на следующие разряды:

- образа действия (как? каким образом?): быстро, так, вдвоем ;

- меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое;

- места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху ;

- времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда ;

- причины (почему?): сгоряча, почему, потому ;

- цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем .

Грамматические признаки наречий

Главным морфологическим свойством наречий является их неизменяемость - это их постоянный морфологический признак.

Однако качественные наречия на -о / -е, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения .

В силу своей неизменяемости наречие связывается с другими словами в предложении примыканием . В предложении обычно бывает обстоятельством .

Некоторые наречия могут выступать как именная часть сказуемых. Чаще всего это сказуемые безличных предложений (На море тихо ), однако некоторые наречия могут служить и сказуемыми двусоставных предложений (Разговор будет начистот у. Она замужем ).

Наречия, выступающие как сказуемые безличных предложений, иногда выделяют в самостоятельную часть речи или в самостоятельный разряд внутри наречия и называются словами категории состояния (словами состояния, предикативными наречиями).

Степени сравнения качественных наречий на -о / -е

Степени сравнения наречий, как и степени сравнения прилагательных, обозначают большую / меньшую или наибольшую / наименьшую степени проявления признака. Устройство степеней сравнения наречия и прилагательного схоже.

Сравнительная степень

Сравнительная степень наречия обозначает большую или меньшую степень проявления признака:

Петя бегает лучше , чем прыгает.

Ребенок бежит медленнее , чем взрослый идет.

Как и у прилагательного, сравнительная степень наречия бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень наречия образуется следующим образом:

основа положительной степени без -о (и без сегментов к/ок) + формообразующие суффиксы -ее(-ей), -е, -ше/-же (тепл-ее, громч-е, рань-ше, глуб-же ).

От простой сравнительной степени прилагательного простая сравнительная степень наречия отличается синтаксической функцией : наречие бывает в предложении обстоятельством (Он прыгнул выше отца) или сказуемым безличного предложения (Стало теплее ), а прилагательное выступает как сказуемое двусоставного предложения (Он выше отца) или как определение (Дай мне тарелку поменьше ).

Составная сравнительная степень наречия имеет следующую структуру:

элементы более / менее + положительная степень (Он прыгнул более высоко, чем отец).

Превосходная степень обозначает наибольшую / наименьшую степень проявления признака.

В отличие от прилагательных наречие не имеет простой превосходной степени сравнения.

Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами:

1) наиболее / наименее + положительная степень (Он прыгнул наиболее высоко ),

2) простая сравнительная степень + всего / всех (Он прыгнул выше всех ); отличие от превосходной степени сравнения прилагательных - в синтаксической функции обстоятельства, не сказуемого двусоставного предложения.

Категория состояния

Слова категории состояния обозначают состояние природы (Было холодно ), человека (У меня на душе радостно . Мне жарко ), оценку действий (Можно пойти в кино).

Слова категории состояния с суффиксом -о, образованные от прилагательных, могут иметь степени сравнения (С каждым днем становилось все холоднее / более холодно ).

В лингвистике, действительно, иногда выделяют эти слова в самостоятельную часть речи, называемую словами категории состояния (предикативными наречиями, безлично-предикативными словами). Слова этой группы делятся на слова, которые могут употребляться и в других синтаксических позициях (ср.: Море тихо (прил.) - Он сидел тихо (нар.) - В классе тихо (кат. сост.)), и слова, которые могут употребляться только в функции сказуемых безличных предложений: можно, нельзя, боязно, совестно, стыдно, пора, жаль и др. Отличительной особенностью этих слов является то, что они не сочетаются с подлежащим и теряют способность обозначать признак действия (весело ) или предмет (лень) . Однако в лингвистике также широко распространена точка зрения, согласно которой слова категории состояния считаются подгруппой наречий.

Морфологический разбор наречия

Морфологический разбор наречия осуществляется по следующему плану:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки: а) разряд по значению; б) неизменяемость; в) у наречий на -о,- е степень сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора наречия:

Глянув на себя в зеркало, Николай Иванович отчаянно и дико завыл, но было уже поздно. Через несколько секунд он, оседланный, летел куда-то к черту из Москвы, рыдая от горя (М. А. Булгаков).

I. Отчаянно - наречие, начальная форма отчаянно;

III. Завыл (как?) отчаянно (обстоятельство) .

I. Дико - наречие, начальная форма дико;

II. Образа действия, неизменяемое;

III. Завыл (как?) дико (обстоятельство) .

I. Поздно - слово категории состояния, начальная форма поздно;

II. Выражает оценку, неизменяемое;

III. (О чем говорится в предложении?) было поздно (обстоятельство).

I. Куда-то - наречие, начальная форма куда-то;

II. места, неизменяемое;

III. Летел (куда?) куда-то ( обстоятельство) .

Наречие - неизменяемая самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, предмета или другого признака и отвечает на вопросы как? куда? откуда? где? когда? почему? отчего? с какой целью? в какой мере? и др.

Синтаксическая функция : в предложении обычно является обстоятельством , реже - определением.
Он пришёл домой затемно (когда? - обстоятельство времени). Чей-то голос донёсся издалека (откуда? - обстоятельство места). Прогулка (к а к а я?) пешком взбодрила меня (определение — наречие зависит от существительного и обозначает признак предмета)

Морфологические признаки наречия: 1) неизменяемость, 2) разряд по значению, 3) степень сравнения.

Наречие обозначает:

  • признак действия , если относится к глаголу, причастию или деепричастию (встречаться (когда? ) вечером, опускаясь (куда? ) вниз, идущий (как? ) быстро ).
  • признак предмета , если относится к имени существительному (жаркое (какое? ) по-русски, яйцо (какое? ) всмятку ).
  • признак другого признака , если относится к имени прилагательному, причастию или другому наречию (важный (в какой степени? ) чрезвычайно, прыгнувший (как? ) далеко, далеко (насколько? ) очень ).

Разряды наречий:

Особую группу составляют наречия, которые не называют признаки действия , а только указывают на них , а именно:

  • указательные (здесь, там, тут, тогда и др.);
  • неопределённые (где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где и др.);
  • вопросительные (где, куда, как, зачем, когда, почему);
  • отрицательные (нигде, никуда, негде, никогда).

Они, помимо основного назначения, используются для связи предложений в тексте: Путник увидел в лесу покинутую сторожку. Там он и заночевал .

Степени сравнения наречий

Наречия на о (е ), образованные от качественных имён прилагательных , могут образовывать степени сравнения - сравнительную и превосходную .

Нужно запомнить!

Образование степеней сравнения у прилагательных и наречий во многом совпадает, поэтому возникают омонимичные формы двух разных частей речи: Эта задача проще. - Я смог решить задачу проще ; Синее платье более красиво. - Оно на тебе сидит более красиво.

Чтобы различать две части речи, надо выяснить: от чего зависит сравнительная степень и каким членом предложения является . Сравнительная степень прилагательного относится к существительному , отвечает на вопрос каков? (какова? каково? каковы?), является сказуемым . Сравнительная степень наречия относится к глаголу , отвечает на вопрос как? и является обстоятельством . Сравним: задача (какова?) проще - прилагательное, смог решить (как?) проще - наречие.

Следует различать в составе наречий, в составе слов категории состояния (СКС) и в составе имён прилагательных. Например:

  • У меня на душе спокойно (категория состояния);
  • Река течёт спокойно (наречие);
  • Дитя спокойно (имя прилагательное).

Наречие - часть речи, обозначающая признак действия, признак предмета или признак другого признака. Отвечает на вопрос как? какой? какая? какое? в какой степени? в какой мере?
Примеры слова части речи наречие: крепко, вверх, по-русски, шагом, слишком.

Морфологические признаки

Наречия обозначают следующие признаки:

  • Признак действия - наречия присоединяются к глаголу или деепричастию и отвечают на вопрос как? Примеры: живите (как?) дружно, идите (как?) быстро.
  • Признак предмета - присоединяются к существительным и отвечают на вопрос какой? какая? какое? Примеры: прогулка (какая?) пешком, чтение (какое?) вслух, кофе (какой?) крепкий.
  • Признак другого признака - присоединяются к прилагательному, причастию или другому наречию и отвечают на вопросы в какой степени? в какой мере? как? Примеры: весьма спорный вопрос, очень высокое дерево, довольно приятное известие, мне (в какой мере?) немножечко грустно, идущие (как?) пешком.
  • Указывают на признак действия (но не называют признак действия) - используются для связи предложений. Примеры: там, тут, оттуда, где-то и т.п.

По значению наречия делятся на группы:

  • Наречия образа действия - отвечают на вопросы как? каким образом? (быстро, хорошо, по-дружески, вдруг и т.п.);
  • Наречия времени - отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? как долго? (сегодня, сейчас, давно, зимой, тогда, вечером и т.п.);
  • Наречия места - отвечают на вопросы где? куда? откуда? (вдали, везде, вблизи, наверху, домой и т.п.);
  • Наречия причины - отвечают на вопрос почему? (сгоряча, сослепу, поневоле);
  • Наречия цели - отвечают на вопрос зачем? (нарочно, назло);
  • Наречия меры и степени - отвечают на вопросы сколько? во сколько? в какой степени? в какой мере? (очень, надвое, пополам, весьма, вдвоём, вполне и т.п.).

Наречия, указывающие на признак действия, делятся на группы:

  • Указательные - здесь, там, туда, тогда;
  • Неопределённые - где-то, куда-то, кое-где, кое-как;
  • Вопросительные - где, куда, когда, зачем, как, почему;
  • Отрицательные - нигде, никуда, негде, никогда.

Часть речи наречие не изменяется: не склоняется и не спрягается.

Степени сравнения

Наречия, образованные от качественных имён прилагательных и оканчивающихся на -о или -е, имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень - обозначает признак предмета в сравнении с признаком другого предмета. Сравнительная степень имеет простую и составную форму. Простая форма образуется с помощью суффиксов -ее/-ей/-е/-ше (высоко - выше, сильно - сильней, рано - раньше). Составная форма образуется в связке наречия со словами более и менее (более детально, менее подробно). Превосходна степень - обычно имеет составную форму, образуется в связке наречия и местоимения всех (быстрее всех, лучше всех).

Примеры наречий

По значению

Хорошо в эту лунную осень бродить по траве одному (наречие образа действия).
Теперь небо походило на взволнованное море (наречие времени).
Слева и справа от лодки из чёрной воды поднялись какие-то здания (наречие места).
Сослепу я наткнулся на бурелом (наречие причины).

По степени сравнения

Мы решили встречаться реже (простая форма сравнительной степени).
Меня попросили выполнять работу более аккуратно (составная форма сравнительной степени).
Мой друг бегает быстрее всех в школе (превосходная степень).

Синтаксическая роль

В предложении наречия выступают в роли обстоятельства, реже - в роли определения и сказуемого.
Издалека доносилась песня. Наречие издалека - обстоятельство с вопросом откуда?
Торжественно на землю сходит ночь. Наречие торжественно - обстоятельство с вопросом как?
Пароходы приходят засветло . Наречие засветло - обстоятельство с вопросом когда?
Яйцо всмятку . Наречие всмятку - определение с вопросом какое?
На улице прохладно . Наречие прохладно - сказуемое с вопросом каково?
Мне холодно . Наречие холодно - сказуемое с вопросом как?

Урок 2. Тема: «Разряды наречий»

Цели урока:

Закрепление умения находить наречия и определять их значение;

Систематизация знаний учащихся о значении наречий, знакомство со смысловыми группами наречий;

Формирование умения определять принадлежность наречия к той или иной смысловой группе:

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Оборудование:

Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.

Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

ХОД УРОКА

Задание. Запишите предложение, сделайте полный синтаксический разбор. Найдите в предложении наречие, расскажите о нем как о части речи.

Учитесь крепко, живите дружно (М.Горький) .

2. Проверка домашнего задания.

Задание. Прослушайте стихотворение, выпишите наречия, поставьте к ним вопросы.

Не заслуга быть белым,
Не достоинство – русым,
Очень трудно быть смелым,
Очень просто быть трусом.
Кто не предал России
Ради собственной славы,
Знает: трудно быть смелым.
Знает: просто быть слабым.
Знает: трудно жить крупно.
Проще – жить осторожно.
Добрым – сложно и трудно,
А недобрым – несложно.

(П.Панченко)

Вывод: выписывая наречия, ставя к ним вопросы, вы обратили внимание на то, что по значению наречия можно разделить на несколько разрядов. Об этом поговорим на сегодняшнем уроке.

II. Закрепление нового материала.

1. Чтение материала в учебнике «Смысловые группы наречий».

– Но почему же у наречия так много разных вопросов?

2. Чтение учителем сказки о смысловых группах наречия.

Задание. Пока учитель читает сказку, учащиеся выписывают все смысловые группы наречий.

На главной площади города все наречия уже успели разделиться на группы по интересам. Возглавляли каждую группу вопросы.

Вот группа наречий-путешественников во главе с вопросами где? куда? откуда? – они назвали себя Наречиями места.

Вот Наречия времени, возглавляемые вопросами когда? с каких пор? до каких пор?

Вопросы почему? отчего? пришли с любопытными Наречиями причины, а вопросы зачем? для чего? руководили Наречиями цели.

Последними появились Наречия образа действия с вопросами как? каким образом?

Вопрос как? вышел вперед, осмотрелся и спросил:

– Все ли наречия здесь? Вижу, что пришли наречия места, времени, причины...

– Мы тоже здесь, – откликнулись наречия цели и образа действия.

– Я не вижу Наречия меры и степени.

– Почему их нет?

– Когда они появятся?

– Где они задержались? – посыпались вопросы из зала.

– Без них мы не сможем понять, насколько хорошо мы работаем и в какой степени дети усвоили законы нашей страны.

Тут появились опоздавшие Наречия меры и степени с вопросами сколько? в какой степени? в какой мере? насколько?

В полном сборе наречия решили, что каждая группа будет называться разрядом по значению, или смысловой группой, групп будет шесть, а распределять наречия по группам будут вопросы.

1. Составляем таблицу «Смысловые группы наречий».

Задание. Заполните таблицу, записывая к наречиям правильно вопросы и разряд.

2. Предупредительный диктант.

Задание. Определите, к какой смысловой группе относятся наречия.

1. Красиво, робко, по-хорошему, геройски, наизусть, пешком – образа действия.

2. Назло, нарочно, специально, наконец – цели.

3. Сверху, сбоку, направо, вбок, влево, близко, недалеко – места.

4. Мало, вдоволь, вдвое, чересчур, очень, весьма, слишком – меры и степени.

5. Завтра, давным-давно, всегда, издавна, смолоду, скоро, тотчас – времени.

6. Спроста, сгоряча, поневоле, со зла, сослепу – причины.

3. Подбор синонимов к наречиям.

Задание. Подберите к данным наречиям синонимы, запишите их.

Старательно – усердно.

Близко – неподалеку.

Воодушевленно – эмоционально .

Искусно – мастерски.

Ласково – нежно.

IV. Творческие задания.

V. Задания повышенной трудности.

1. Говорите правильно.

Задание. Как надо говорить: заимообразно или взаимообразно ?

Ответ. Правильная форма – заимообразно, образована от существительного заем.

Ответ: внизу.

Ответ: вокруг.

VII. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Урок 3. Тема: «Степени сравнения наречий»

Цели урока:

Ознакомление с образованием сравнительной и превосходной степеней наречий, с синтаксической ролью наречий в сравнительной степени;

Формирование умения образовывать, находить и различать степени сравнения наречий;

Формирование умения различать сравнительную степень прилагательного и наречия, образовывать степени сравнения наречий;

Воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока:

Оборудование:

1) карточки с индивидуальными заданиями;

2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.

Межпредметные связи:

Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока.

1. Индивидуальное задание, анализ предложения.

Задание. Запишите предложение, сделайте полный синтаксический разбор. Найдите в предложении наречие, расскажите о нем как о части речи.

Учитесь крепко, живите дружно. (М.Горький)

2. Лингвистическая разминка.

Задание. Продолжите строчку, учитывая разряд наречия.

Внизу, ... (места).

Завтра, ... (времени).

Горячо, ... (образа действия).

Сослепу, ... (причины).

Назло, ... (цели).

Очень, ... (меры и степени).

1. Степени сравнения наречий. Работа с учебником.

Хотя наречия – неизменяемые слова, но одно исключение есть. Наречия образа действия на о (как и качественные прилагательные, от которых эти наречия образовались) имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Например:

красиво танцевать – начальная форма;

танцевать красивее (более красиво) – сравнительная степень;

красивее всех – превосходная степень.

Таким образом, наречия образа действия на о, образованные от качественных имен прилагательных, изменяются по степеням сравнения.

Сравнительная степень наречия обозначает более (менее) высокую меру проявления признака: высоко летать – более высоко летать (выше летать).

Как и прилагательное, наречие имеет две формы сравнительной степени: простую и составную.

Простая форма образуется с помощью суффиксов:

-ее (-ей): бежать быстро – быстрее (быстрей);

-е: кричать громко – громче;

-ше: просыпаться рано – раньше.

Составная форма сравнительной степени образуется из сочетания начальной формы наречия со словами более (менее):

бежать более (менее) быстро;

кричать более (менее) громко.

Превосходная степень наречий имеет только составную форму: наречие в сравнительной степени + слова всех, всего:

бежать быстрее всех;

любить сильнее всего.

Простые формы наречий с суффиксами -ейше, -айше встречаются крайне редко, в основном в архаичных словосочетаниях типа покорнейше прошу, нижайше кланяюсь и т.д.

Формы сравнительной степени наречий и качественных прилагательных совпадают в произношении и написании:

Теперь лицо друга стало веселее (прилагательное).

Весной солнышко светит веселее (наречие).

2. Закрепление нового материала.

Задание. С данными словами составьте глагольные словосочетания. Запишите эти словосочетания, образуя степени сравнения наречий.

Образец:

взглянуть строго – строже (более строго) – строже всех.

Умно – умнее (более умно) – умнее всех.

Холодно – холоднее (более холодно) – холоднее всего.

Жарко – жарче (более жарко) – жарче всего.

Сладко – слаще (более сладко) – слаще всего.

Интересно – интереснее (более интересно) – интереснее всего.

Радостно – радостнее (более радостно) – радостнее всего.

3. Возьмите на заметку! Теоретический материал.

Чтобы не смешивать схожие формы этих частей речи, надо учитывать, что:

4. Закрепление нового материала.

Задание. Выразительно прочитайте стихотворение Н.Языкова. Чем являются выделенные слова – наречием или прилагательным?

Мой друг! Что может быть милей (прилагательное)

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей (прилагательное),

Там радостней (прилагательное) весна златая,

Прохладней (прилагательное) легкий ветерок,

Душистее (прилагательное) цветы, холмы там зеленее (прилагательное),

Там сладостней (наречие) журчит поток,

Там соловей поет звучнее (наречие),

Там все нас может восхищать,

Там все прекрасно (прилагательное), там все мило (прилагательное).

III. Тренировочные упражнения.

1. Сравнительная и превосходная степени.

Задание. В соответствии с теоретическим материалом данного урока заполните таблицу.

Степени сравнения наречий

сравнительная превосходная
простая составная простая составная
печально
интересно
звонко
низко
строго

2. Прилагательное или наречие?

Задание. Определите, в каких словосочетаниях выделенные слова являются краткими прилагательными, а в каких – наречиями.

Взлететь высоко – наречие.

Говорил громко – наречие.

Полотно красиво – прилагательное.

Рисует красиво – наречие.

Здание высоко – прилагательное.

Движение быстро – прилагательное.

Плыл быстро – наречие.

Звучание громко – прилагательное.

Утро прохладно – прилагательное.

Встретил прохладно – наречие.

3. Сравнительная или превосходная?

Задание. Определите, в каких словосочетаниях наречия использованы в сравнительной степени, в каких – в превосходной.

Бежать быстрее – сравнительная.

Бежать быстрее всех – превосходная.

Любить сильнее – сравнительная.

Любить сильнее всего – превосходная.

Смеяться громче – сравнительная.

4. Тест по теме «Степени сравнения наречий».

1. У наречий отсутствует следующая степень сравнения:

1) простая сравнительная;

2) простая превосходная;

3) составная сравнительная;

4) составная превосходная.

2. Простая сравнительная степень наречий образуется с помощью:

1) окончаний;

2) словообразующих суффиксов;

3) формообразующих суффиксов;

4) приставок.

3. Укажите суффиксы, не участвующие в образовании простой сравнительной степени наречий:

1) -енн-, -онн-;

2) -ее(-ей);

4) -ше .

4. Составная сравнительная степень наречий образуется с помощью слов:

1) самый, самая;

2) наиболее, наименее;

3) всех, всего;

4) более, менее.

5. В каких вариантах все словосочетания содержат наречия в сравнительной степени?

1) Поднялся выше, нарисовал красивее;

2) поднялся выше всех, нарисовал красивее, сделал быстрее, бросил дальше;

3) кричит громче, говорил дольше, поднялся выше, раскрасил менее ярко;

4) спел громко, нарисовал красивее, поднялся выше.

6. Какое предложение содержит наречие в сравнительной степени?

1) На улице весело смеются дети.

3) На снимке лицо Бориса веселее.

4) Сегодня ансамбль пел веселее и громче.

7. Укажите предложения, в которых есть наречия в сравнительной степени.

1) Звонок звенел все громче и настойчивее.

2) День ото дня глаза ее делались грустнее.

3) И молча он коня седлает, страшнее взор его пылает.

4) Злее человека я не встречал.

8. Какое слово не является наречием в сравнительной степени?

1) Вернее;

2) проще;

9. В каких предложениях есть наречие в сравнительной степени?

1) Всегда труднее сказать правду о себе самом.

2) Эта задача труднее предыдущих.

3) Решиться на серьезный поступок труднее, чем что-либо обещать.

4) Труднее всех приходится тем, кто осваивает новые маршруты.

10. Составная превосходная степень наречий обозначает, что признак:

1) проявляется в большей степени;

2) проявляется в наибольшей (наименьшей) степени;

3) проявляется не всегда;

4) присутствует в значительном количестве.

11. Составная превосходная степень наречий образуется с помощью:

1) суффиксов -айш-,-ейш- от наречия;

2) слов очень, слишком от наречия;

3) слов всех, всего и наречия сравнительной степени;

4) слова всех и наречия.

IV. Задание повышенной трудности.

Словоформа выше.

Вопрос. Какой частью речи является словоформа выше в примерах:

1) Колокольня выше церкви.

2) Колокольня расположена выше церкви?

Ответ:

В обоих примерах элемент выше представляет собой неизменяемую словоформу со значением сравнительной степени. Но для того, чтобы решить, к какой части речи она принадлежит, следует, во-первых, определить, с какой исходной формой она соотносится, а во-вторых, обратить внимание на ее синтаксическую функцию в высказывании.

В первом примере словоформа выше играет роль именной части составного сказуемого; исходной для нее является положительная степень прилагательного высокий (ср.: Колокольня высокая; Колокольня более высокая, чем церковь ). Во втором примере выше – это обстоятельство, и соотносится эта словоформа с наречием высоко (ср.: Колокольня расположена высоко; Колокольня расположена более высоко, чем церковь ). Таким образом, в первом примере выше – прилагательное, во втором – наречие.

V. Творческие задания.

1. Сочиняем рассказ.

Задание. Найдите и подчеркните словосочетания, содержащие наречия в сравнительной и превосходной степенях. Придумайте и запишите рассказ на тему школьной жизни, используя как можно больше данных словосочетаний с наречиями.

Громче всех поздоровался; ужасно не хотелось; плохо знал; моментально подумал; бодро завел; плетется рысью; уже рассердилась; только сбиваешь; читай наизусть; кричал громко; читай сейчас же; прекрасно понял; смотрела внимательно; смотрел еще внимательнее; сразу вспомнил.

Задание. Вспомните все, что вы узнали о степенях сравнения наречий, составьте и запишите диалог – спор двух мальчиков, отправившихся в путешествие.

VI. Занимательный материал к уроку.

1. Ребус.

Задание. Разгадайте ребусы и определите части речи слов-отгадок.

Ответ: внутри.

Ответ: сзади.

Урок 4. Тема: «Словообразование. Образование наречий»

Цели урока:

Ознакомление с разными способами образования наречий;

Формирование умения образовывать наречия от других частей речи;

Формирование умения различать способы словообразования;

Воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование:

1) карточки с индивидуальными заданиями;

2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.

Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.

Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока.

1. Индивидуальное задание, анализ предложения.

Задание. От чего образованы наречия? Напишите слова, от которых образованы данные наречия.

Образец: артистично – артистичный.

Певуче – (певучий);

искусно – (искусный);

щемяще – (щемящий);

искусственно – (искусственный);

вызывающе – (вызывающий).

2. Лингвистическая разминка.

Задание. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) с двадцатью пятью рублями;

2) нет претензий;

3) хуже всего;

4) не ложите сюда тетради.

1) в обеих сумках;

3) положь;

4) красивее.

1) в пятистах шагах;

2) пять килограммов;

3) более красивее;

4) лягте на коврик.

II. Объяснение нового материала.

Работа с учебником или материалами презентации, выполненной в программе PowerPoint.

Наиболее распространенными способами образования наречий являются следующие:

1) суффиксальный: быстрый – быстро, творческий – творчески;

2) приставочно-суффиксальный: сухой – до суха, изнанка – на изнанку;

3) приставочный: хорошо – не хорошо, куда – ни куда;

4) сложение разных видов:

сложение слов: еле, еле – еле-еле;

сложение с первым элементом полу-: полулежа;

сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить – мимоходом ; пол, сила – в полсилы .

Закрепление нового материала

Задание. Определите способ образования наречий:

1) четырежды – (суффиксальный);

2) засветло – (приставочно-суффиксальный);

3) назавтра – (приставочный);

4) давным-давно – (сложение слов).

III. Тренировочные упражнения.

Способ образования наречий.

Задание 1. Определите способ образования данных наречий:

вдали – (приставочно-суффиксальный);

медленно – (суффиксальный);

мягко – (суффиксальный);

быстро-быстро – (сложение слов);

тише – (суффиксальный);

когда-то – (суффиксальный).

Задание 2. Определите способ образования наречий. Соотнесите данные наречия (левая колонка) с их способом образования (правая колонка).

Словообразовательные «цепочки».

Задание 3. Восстановите словообразовательные цепочки:

неописуемо – (неописуемый – описать) – писать;

безумно – (безумный – умный) – ум;

бесконечно – (бесконечный – конечный) – конец;

разнообразно – (разнообразный) – разный + образ.

Анализ текста.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте морфологический разбор наречия плавно.

Он запел.

(Хрустально)чистый звучный и необыкновенно сильный тенор зазв_нел в комн_те. В самом тембре этого яркого, метал_ического голоса было что(то) др_матическое страс_ное.

Плавно и нежно л_лись один за другим грудные, г_рячие, тр_пещущие звуки. Они л_лись св_бодно с бл_городной сдержанностью, звучали просто и скромно, словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства а оно, как пламя, само прорывалось и било из груди певца переполненной горячими, страс_ными звуками.

Он пел о тоске любви. Негой огнем и сл_зами дышали эти звуки.

(С.Г. Скиталец)

Приставочный способ словообразования.

Задание 5. Докажите, что данные наречия образованы приставочным способом.

Образец записи: не + мало – немало.

Неоткуда, нигде, невежество, повсюду, несерьезно, несправедливо, никогда, некогда, отныне, отовсюду, назавтра, неразборчиво, насовсем, никуда, некуда, навсегда, невдалеке, неспокойно.

Наречие как часть речи.

Задание 6. Перепишите текст, поставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните наречия как члены предложения. Выполните морфологический разбор наречий неописуемо и выше.

А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: стена его выросла выше и в глубине ее между черными стволами безумно заметались запрыгали красные мохнатые звери.

Бесконечно разнообразно струились фигуры огня между черными стволами и была неутомима пляска этих фигур.

(М.Горький)

Тест по теме «Словообразование наречий».

1. Наречия от прилагательных образуются:

1) с помощью приставок;

2) с помощью суффиксов;

3) с помощью соединительных гласных.

2. Наречия от существительных можно образовать:

1) с помощью суффикса -о;

2) с помощью суффикса-и;

3) с помощью суффикса -ом;

3. Наречия можно образовать:

1) от всех самостоятельных частей речи;

2) только от прилагательных;

3) от прилагательных, существительных и числительных.

4. Наречия не могут образовываться:

1) сложением основ;

2) переходом из одной части речи в другую;

3) приставочно-суффиксальным способом;

4) могут образовываться любым из этих способов.

5. Укажите верный вариант словообразовательного разбора:

1) слева – левый (от прилагательного приставочно-суффиксальным способом);

2) слева – влево (приставочно-суффиксальным способом от наречия).

6. Определите, как образовано наречие почти:

2) от глагола чтить;

3) от существительного чтиво .

IV. Творческие задания.

Восстановите текст.

Задание 1. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия.

Был полдень, ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _______ заметались птицы.

Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно .

Вспоминаем фразеологизмы.

Задание 2. Замените данные фразеологизмы (устойчивые словосочетания) наречиями.

Подбираем наречия.

Задание 3. Подберите подходящие по смыслу наречия и вставьте их в текст.

Слова для вставки: доверху, по-прежнему, вокруг, весело, яростно, совершенно, непрерывно, сверху.

Тимошка одним рывком оказался рядом с ней (Дашей) и, борясь с _______ падавшими _______ потоками воды, несколько раз ________ отряхнулся, затем сел и посмотрел на _______ промокшую Дашу. Дождь _________ шумел в листьях яблони, _________ все ________ кипело от дождя, деревья стояли грузные, наполненные ________ водой.

(П.Проскурин)

Воспользовавшись данным текстом, выпишите наречия, образованные:

1) приставочным способом – ...;

2) суффиксальным способом – ...;

3) приставочно-суффиксальным способом – ... .

V. Занимательный материал к уроку.

1. Ребусы.

Задание. Разгадайте ребусы и определите части речи слов-отгадок.

Ответ: около.

Ответ: рядом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

2. Горюнова Г.Г., Лобановская З.Д., Долженко О.А. Наречие и красноречие. Практикум по русскому языку. СПб.: Паритет, 2004.

3. Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах. Для олимпиад, викторин и самообразования. Минск: ООО «Новое знание», 2004.

4. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В.Аникина. М.: Художественная литература, 1998.

5. Соловьева Н.Н. Русский язык в задачах и играх. Тетрадь для творческих работ. 7-й класс.
М.: Материк-Альфа, 2004.

А.И. ГРИЩЕНКО,
г. Москва