Физическая подготовленность человека. Физическая подготовленность (понятие и общая характеристика). Оценка физической подготовленности

Физическая подготовленность

Физическая подготовленность - это уровень достигнутого развития физических качеств, формирования двигательных навыков в результате специализированного процесса физического воспитания, направленного на решение конкретных задач. (Круцевич, 2003).

Проведенные научные исследования в различных странах мира свидетельствуют, что климатические условия, географическое расположение региона действуют на человека, и особенно на детский организм, как прямо, так и опосредованно - через условия жизни, которые оказывают исключительное влияние на состояние здоровья, работоспособность и физическую подготовленность. В связи с этим отмечаются различия не только в показателях развития двигательных качеств, но и в темпах, их возрастного развития, наличия сенситивных периодов, что и является основанием для построения региональной системы физической подготовки детей.

Кроме этого, на уровень показателей физической подготовленности оказывают влияние времена года. Так, данные, полученные А.Е.Бондаренко, А.С.Куцом, позволяют утверждать, что у школьников младшего школьного возраста физическая и функциональная подготовленность в течение года не одинакова и имеет динамический характер. Авторы отмечают, что длина прыжка с места у мальчиков 7-8 лет осенью 121 см, у девочек - 112,8 см; зимой у мальчиков - 129,1, у девочек - 119,4; весной у мальчиков - 137,9, а у девочек - 124,5. Аналогическое увеличение отмечено по другим показателям и в возрасте 8-9 лет. Выявлено, что у 33-35% учащихся младшего возраста уровень физической работоспособности и двигательной подготовленности не взаимосвязаны, однако с возрастом этот процент снижается.

Одним из существенных факторов, который оказывает влияние на уровень физической подготовленности и здоровье человека, а, следовательно, и на содержание всей системы физического воспитания, являются неблагоприятные экологические условия окружающей среды, о чем свидетельствуют многочисленные исследования специалистов различных научных дисциплин. Наибольшей опасностью обладает действие радиации, как отмечают В.С.казаков, В.А.Матюхин, Л.Н.Астахов, А.С.Куц, П.Е.Данчук, В.А.Леонова, в условиях которой находятся ряд областей России, Украины. Исследователи К.Козлова, Т.Ю.Круцевич, А.С.Куц отмечают, что детский организм очень чувствителен к действиям радиации. Даже дозы, незначительно превышающие норму, могут задержать или остановить рост костной системы, что приводит к аномалии развития скелета, вызывают изменения в психическом и умственном развитии детей.

Как известно, эффективное функционирование любой системы достигается за счет получения обратной связи, т.е. оценки состояния объекта, на который направлено воздействие компонентов системы. В системе физической подготовки детей младшего школьного возраста данный принцип реализуется за счет педагогического наблюдения, анкетирования, тестирования и других методов контроля.

Обязательным условием оптимального функционирования системы физической подготовки младшего школьного возраста является индивидуальный контроль за развитием физических способностей, позволяющий вносить коррективы в учебный процесс.

Оздоровительная направленность процесса физического воспитания в школьные годы осуществляется благодаря целенаправленной работе по развитию тех двигательных качеств, которые наиболее необходимы для обеспечения нормальной жизнедеятельности, гармоничного физического развития и сглаживают трудности роста организма школьников на каждом из этапов его развития.

Положительная динамика развития конкретного двигательного качества обеспечивается целенаправленным воздействием физических упражнений на те ведущие функциональные системы организма, которые ответственны за проявление этого качества.

Следовательно, улучшение результата в проявлении какого-либо качества обеспечивается совершенствованием лимитирующей его системы организма.

Уровень физической подготовленности определяется с помощью контрольных упражнений - тестов, которые в школьном физическом воспитании представлены в «Программе по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ». Для учащихся каждого года обучения в школе программа предусматривает определенные нормативы в проявлении основных двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости.

Комплексы контрольных тестов школьной программы соответствуют нормативам государственных тестов для населения определенных регионов и являются сквозными (т.е. одними и теми же) для всех классов, различаясь только нормативными требованиями, что создает возможность проследить динамику индивидуальных результатов учеников на протяжении всех лет обучения. Способствуя дальнейшей динамике развития ведущего двигательного качества ученика, параллельно развиваются и отстающие, поскольку ни одного упражнения нельзя выполнить качественно и результативно, если человек не обладает определенным (базовым) уровнем различных двигательных качеств.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ, результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности. Оптимальная Ф.п. называется физической готовностью. Ф.п. характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития осн. физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Осн. средством достижения Ф.п. является упражнение. Выделяют текущий, оперативный и этапный контроль Ф.п. Текущий контроль демонстрирует уровень Ф.п. после одного или нескольких тренировочных занятий; оперативный - после выполнения одного или серии упражнений; этапный - после длительного (более полугода) цикла тренировочных занятий. Оценка уровня Ф.п. осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях на силу, выносливость и т.д.

Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития основных физических качеств - силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости и координации. Идея комплексной подготовки физических способностей людей идет с глубокой древности. Так лучше развиваются основные физические качества человека, не нарушается гармония в деятельности всех систем и органов человека. Так, к примеру, развитие скорости должно происходить в единстве с развитием силы, выносливости, ловкости. Именно такая слаженность и приводит к овладению жизненно необходимыми навыками.

Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате физических занятий, могут быть легко перенесены человеком в другие области его деятельности, и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда быта, что очень важно в современных жизненных условиях.

Между развитием физических качеств и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь.

Двигательные качества формируются неравномерно и неодновременно. Наивысшие достижения в силе, быстроте, выносливости достигаются в разном возрасте.

1. Под режимом дня понимают распределение основных дел и мероприятий,

осуществляемых человеком в течение каждого дня. Основное назначение

режима - обеспечить оптимальную активность деятельности организма

человека, основных его функций и систем. Такая оптимизация позволяет

длительно поддерживать высокий уровень работоспособности, избегать

неоправданных нервных и психических перенапряжений, успешно

управлять своими эмоциями.

Основой регуляции режима дня является чередование видов деятельности.

Если проанализировать наиболее важные мероприятия дня, то можно

увидеть, что одни из них предъявляют повышенные требования к

психической сфере человека и связаны с высокой активностью психических

процессов, эмоционально-волевыми усилиями. Другие больше относятся к

физической сфере и связаны с биологическими процессами, с

продолжительными мышечными напряжениями, высокой интенсивностью

работы систем дыхания, кровообращения, энергообмена.

Так как все процессы, происходящие в организме человека, определяются

деятельностью центральной нервной системы (ЦНС), становится очевидным,

что причины снижения работоспособности заключаются в утомлении ЦНС, а

говоря точнее, в утомлении структурных образований (центров) головного

Повысить активность и регулярную функцию головного мозга

можно двумя способами. Первый - с помощью различных психотропных или

иных стимуляторов (алкоголь, курение, наркотики, допинг). Принятие этих

стимуляторов ведет к понижению чувства усталости, повышению общего

тонуса организма, но при этом не снимает утомления нервных клеток

головного мозга. Притупление чувства общей усталости позволяет человеку

активно продолжать свою деятельность и тем самым вводит нервные клетки

в состояние запредельного торможения. Использование, особенно

регулярно, психотропных препаратов, включая наркотики и алкоголь, ведет

к постоянному перенапряжению деятельности головного мозга, к его

истощению и разрушению. Поэтому данный способ категорически не

приемлем.

Второй способ - это чередование видов деятельности,

позволяющее изменять направленность и величину нагрузки на ЦНС. Когда

человек изменяет вид деятельности, то активность нервных клеток одних

участков головного мозга заменяется активностью нервных клеток других

участков и, следовательно, создаются благоприятные условия для

восстановления ранее работавших участков. Таким образом, изменение

видов деятельности, регулируемое оптимальным режимом дня, позволяет

человеку сохранять высокий уровень общей работоспособности и избегать

перенапряжения ЦНС.

2. Под общей физической подготовленностью понимают физическое

состояние человека, которое приобретается в результате занятий

физической подготовкой и характеризуется высокой физической

работоспособностью, хорошим развитием физических качеств,

разносторонним двигательным опытом .

Человек, имеющий хорошую физическую подготовленность, обладает достаточно высокой устойчивостью к стрессовым ситуациям, к воздействию неблагоприятных условий внешней среды и различным заболеваниям. У него хорошо развиты системы дыхания, кровообращения и энергообмена, которые имеют достаточный запас

надежности, эффективности и экономичности.

Внимание, память и мышление устойчивы и менее подвержены процессу утомления. Все эти положительные свойства позволяют человеку достигать высоких результатов

и в спортивной, и в учебной, и в трудовой деятельности.

Физическая подготовленность - это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности.

Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Физическая подготовка - это процесс, в ходе которого достигается тот или другой уровень физической подготовленности.

Физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, достижения высокого уровня физического развития, воспитанию необходимых человеку физических качеств. Ее принято подразделять на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

Цель общей физической подготовки - достижение высокой работоспособности. Она направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности. Ее средствами являются разнообразные физические упражнения (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, подвижные и спортивные игры, гимнастика, упражнения с отягощениями и др.).

Специальная физическая подготовка -- специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка). СФП направлена на воспитание отдельных физических качеств, навыков и умений, необходимых в избранном виде спорта или военном деле. Она проводится систематически и помогает человеку подготовиться к соревнованиям или выполнению ответственных заданий, требующих мобилизации всей физической подготовленности на данном этапе. Средствами ее являются специальные упражнения и элементы.

Для развития важных физических качеств, применяют упражнения на быстроту, силу, общую, скоростную и силовую выносливость, на координацию движений и др. Это главным образом упражнения из основной гимнастики, из различных видов легкой атлетики, спортивных игр, тяжелой атлетики и др. С помощью них можно укрепить мышцы, на которые приходится наибольшая физическая нагрузка, дополнительно развить физические качества, требуемые той или иной профессией.

Для формирования и совершенствования вспомогательно-прикладных навыков применяют так называемые естественные движения (прыжки, метания, лазание, плавание), упражнения из прикладного туризма и др. Повысить устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды можно, применяя соответствующие упражнения, которые не только совершенствуют какое-либо качество, но и одновременно дают неспецифический тренировочный эффект. Например, устойчивость к перегреванию можно повысить упражнениями, сопровождающимися значительным теплообразованием: продолжительным бегом, интенсивным передвижением на лыжах, коньках, спортивными играми, фехтованием.

Для совершенствования психических качеств - волевых, внимания, реакции на сигналы, восприятия пространства, времени, мышечных усилий и других - большое значение имеют используемые направленно физические упражнения и занятия определенными видами спорта. При этом влияние последних на развитие психических качеств неодинаково. Специфика каждого конкретного вида спорта определяет активность соответствующих психических функций и степень их проявления. Например, спортивные игры вырабатывают точность времени реакции на движущийся объект, быстроту двигательной реакции; гимнастика в большой степени развивает точность мышечных усилий при действии руками и др.

Совершенствованию волевых качеств, способствуют занятия всеми видами, спортивными играми, прыжками в воду, гимнастическими упражнениями, связанными с элементами опасности и др.

Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью. В структуре индивидуальной трудовой готовности человека и профессиональной деятельности физическая готовность занимает свое определенное место. Очень весомое: разве можно представить геолога, не обладающего достаточным уровнем общей и силовой выносливости, успешно работающего в летнем полевом сезоне в экстремальных условиях; или врача-нейрохирурга, оперирующего пациента на головном мозге, без специальных психофизических качеств: тонкой двигательной координации, статической выносливости и концентрации внимания; или инженера буровых установок, успешно выполняющего свои профессиональные обязанности в условиях жары, сильных морозов или шторма без определенных скоростно-силовых способностей?

Поэтому сейчас, как никогда, возрастает качественный показатель в организации профессионально-прикладной физической подготовки в школах, вузах, тем более что постоянно растет количество новых специальностей при тенденции ухудшения общего уровня здоровья молодых людей - потенциальных студентов, а позже трудоспособного населения нашей страны.

Таким образом, давая определение физической подготовленности, мы тем самым, увязываем друг с другом все три ее составляющие: телесную (морфологическую), функциональную и двигательную. Однако, зная, что для каждой профессиональной деятельности необходим строго определенный коэффициент отношений составляющих как системы "физическая готовность", так и ее подсистемы "двигательная готовность", определение данного количественного коэффициента и создание математических моделей формирования физической готовности человека в зависимости от рода его деятельности, функционального состояния, телесной развитости, возраста, двигательной активности, среды обитания, пола (мужского или женского) и других факторов (внешних и внутренних) и будет сугубо индивидуальным показателем физической активности человека к профессиональной деятельности.

Таким образом, современные требования к физическому состоянию российских граждан (потребность общества в оптимизации их физического состояния) являются основным системообразующим фактором создания доктрины физического совершенствования всего населения Российской Федерации. В свою очередь, научно-теоретические и организационные основы формирования, поддержания и восстановления физической готовности людей к различным видам деятельности выступают главным системообразующим фактором общей теории физической культуры.

Физическая подготовленность - это состояние человека, которое достигается вследствие силовых нагрузок и отличается хорошей работоспособностью, разнообразной двигательной практикой и усовершенствованием физиологических особенностей.

Что она дает

Человек, обладающий замечательной самоподготовкой, имеет хорошую устойчивость к разным болезням, напряженной обстановке и влиянию других негативных факторов. У него неплохо развиты системы дыхания и кровообращения, обмен веществ. Мышление, внимание и память у такого человека меньше склонны к развитию утомления. Все эти особенности дают человеку возможность добиваться отличных успехов в учебной, соревновательной и трудовой практике. Максимальный уровень физической подготовленности приобретается благодаря выдержке и старанию учащихся.

Спортивные качества

Главными физическими свойствами считаются:

  • сила;
  • гибкость;
  • скорость;
  • уровень опыта и мастерства;
  • координация (ловкость);
  • выносливость.

Эти все черты должны совершенствоваться в совокупности для достижения наилучших результатов.

Как влияет на организм

Физическая подготовленность - это в какой-то степени и изменение физиологии спортсмена, у которого хорошо начинает развиваться пластика, подвижность и укрепляются мышцы. Также в организме заметно ускоряется обмен веществ, улучшается общее состояние, чувствуется легкость тела.

От чего оно зависит?

Физическое развитие и физическая подготовленность человека в большей мере обуславливаются особенностями его организма. К сожалению, окружающая среда по большей части негативно влияет на организм в целом. И здесь большое значение имеют занятия физкультурой, питание, отказ от вредных привычек, а также ежедневное пребывание на свежем воздухе.

Физиологическое формирование так же, как рождение и смерть, считается естественным процессом для человека. Процессы физического развития и полового созревания связаны между собой, и на этой стадии происходят заметные перестроения в организме, а также люди изменяются внешние. Однако такие процессы еще ощутимо зависят от санитарно-гигиенических, социальных, экономических и других обстоятельств.

Показатели физической подготовленности еще обуславливаются принадлежностью людей к различным Молодому поколению гораздо легче развивать красивую и ровную осанку, выполнять определенный ряд упражнений, а также выдерживать некоторые силовые нагрузки. Человеку преклонного возраста в тренировках уже много чего будет не под силу, так как здоровье просто-напросто не позволит справиться с дополнительной работой.

Характеристика спортивной подготовки

Высокая степень такой готовности дает хорошие показатели умственной и мышечной трудоспособности. Понятие "тренировка" и "развитие" очень часто путают. Необходимо учесть, что физическая подготовленность - это достижение значимых успехов в результате длительных и изнурительных занятий, которые проводятся для приобретения нужных профессиональных навыков. А развивается человек просто физиологически, по внешним признакам, без помощи какого-либо рода силовых занятий.

Такая подготовка еще способствует развитию разных систем организма (мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной) и приобретению таких способностей, как гибкость, ловкость, сила, стойкость, быстрота.

Оценка физической подготовленности

Анализ уровня данной подготовки совершается по итогам (тестов) на выносливость, интенсивность нагрузки и многое другое. Уровень общей физподготовки устанавливается посредством ряда диагностик. Программа и подборка тестов должны быть выбраны с учетом профессиональных качеств, возраста и пола, а также соответствовать используемым физкультурно-оздоровительным методикам.

Нормы занятий спортом

Существуют основные параметры и показатели физической подготовленности, которых необходимо придерживаться.


Заключение

Физическая подготовленность - это еще и процесс развития, который распознается по внешним характеристикам. Даже внешне человек с высоким уровнем подготовки отличается от того, кто далек от спорта и не следит за питанием. Ведь человек, который придерживается определенного графика занятий, соблюдает диету, отказывается от различных пагубно влияющих на состояние организма привычек, всегда будет выглядеть хорошо и чувствовать себя просто замечательно!