Крестьянская реформа 1861 года предполагала освобождение крестьян. Крестьянский вопрос. Причины реформы

Александр II

Вопреки существующему ошибочному мнению, что подавляющее большинство населения дореформенной России состояло в крепостной зависимости, в действительности процентное отношение крепостных ко всему населению империи держалось почти неизменным на 45 % со второй ревизии до восьмой (то есть с до ), а к 10-й ревизии () эта доля упала до 37 %. Согласно переписи населения -1859 годов , в крепостной зависимости находилось 23,1 миллиона человек (обоего пола) из 62,5 миллионов человек, населявших Российскую империю. Из 65 губерний и областей, существовавших в Российской империи на 1858 год, в трёх вышеназванных остзейских губерниях, в Земле Черноморского войска, в Приморской области , Семипалатинской области и области Сибирских киргизов, в Дербентской губернии (с Прикаспийским краем) и Эриванской губернии крепостных не было вовсе; ещё в 4 административных единицах (Архангельской и Шемахинской губерниях, Забайкальской и Якутской областях) крепостных крестьян также не было, за исключением нескольких десятков дворовых людей (слуг). В оставшихся 52 губерниях и областях доля крепостных в численности населения составляла от 1,17 % (Бессарабская область) до 69,07 % (Смоленская губерния).

Причины

В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право и положившая начало капиталистической формации в стране. Основной причиной данной реформы были: кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усилившиеся во время Крымской войны. Кроме того, крепостное право тормозило развитие государства и становление нового класса - буржуазии, который ограничивался в правах и не мог участвовать в управлении государством. Многие помещики считали, что освобождение крестьян даст положительный результат в развитии сельского хозяйства. Не менее значительную роль в отмене крепостного права играл моральный аспект - в середине XIX века в России существует «рабство».

Подготовка реформы

Программа правительства была изложена в рескрипте императора Александра II 20 ноября (2 декабря) виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову . Она предусматривала: уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков ; предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину , и со временем - права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки). В для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения. В декабре была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. Для рассмотрения проектов губернских комитетов и разработки крестьянской реформы были созданы в марте Редакционные комиссии. Проект, составленный Редакционными комиссиями в конце , отличался от предложенного губернскими комитетами увеличением земельных наделов и уменьшением повинностей. Это вызвало недовольство поместного дворянства, и в в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в конце , и при его обсуждении в Государственном совете в начале .

19 февраля (3 марта н. ст.) в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов.

Основные положения крестьянской реформы

Основной акт - «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» - содержал главные условия крестьянской реформы:

  • крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;
  • помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел.
  • За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.
  • Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.
  • Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком - полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами.
  • также определялась структура, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) суда.

В четырёх «Местных положениях» определялись размеры земельных наделов и повинностей за пользование ими в 44 губерниях Европейской России. От земли, находившейся в пользовании крестьян до 19 февраля 1861, могли быть произведены отрезки, если душевые наделы крестьян превышали высший размер, установленный для данной местности, или если у помещиков при сохранении существующего крестьянского надела оставалось менее 1/3 всей земли имения.

Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю, или снизить повинности. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина - 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально. Остальные «Местные положения» в основном повторяли «Великороссийское», но с учётом специфики своих районов. Особенности Крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись «Дополнительными правилами» - «Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам», «О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов», «О крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах», «О крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках», «О крестьянах и дворовых людях в Земле Войска Донского», «О крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии», «О крестьянах и дворовых людях в Сибири», «О людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области».

«Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика.

«Положение о выкупе» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6 % годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства, которому крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно выкупными платежами.

«Манифест» и «Положения» были обнародованы с 7 марта по 2 апреля (в Петербурге и Москве - 5 марта). Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности (передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т. д.). Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское выступление 1861 и Кандеевское выступление 1861.

Проведение Крестьянской реформы началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине г. На 1 января 1863 г. крестьяне отказались подписать около 60 % грамот. Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в отдельных районах в 2-3 раза. В результате этого в ряде районов крайне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях (Саратовская , Самарская , Екатеринославская , Воронежская и др.) появилось значительное число крестьян-дарственников.

Под влиянием Польского восстания 1863 произошли изменения в условиях Крестьянской реформы в Литве , Белоруссии и на Правобережной Украине : законом 1863 вводился обязательный выкуп; уменьшились на 20 % выкупные платежи; крестьяне, обезземеленные с 1857 по 1861, получали полностью свои наделы, обезземеленные ранее - частично.

Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. К оставалось во временнообязанных отношениях 15 %. Но в ряде губерний их было ещё много (Курская 160 тыс., 44 %; Нижегородская 119 тыс., 35 %; Тульская 114 тыс., 31 %; Костромская 87 тыс., 31 %). Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки.

Отмена крепостного права коснулась и удельных крестьян , которые «Положением 26 июня 1863» переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Положений 19 февраля». Отрезки у них в целом были значительно меньше, чем у помещичьих крестьян.

Законом 24 ноября 1866 началась реформа государственных крестьян . За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп.

Крестьянская реформа 1861 повлекла за собой отмену крепостного права и на национальных окраинах Российской империи.

13 октября 1864 был издан указ об отмене крепостного права в Тифлисской губернии , через год он был распространён с некоторыми изменениями на Кутаисскую губернию , а в 1866 - на Мегрелию . В Абхазии крепостное право было уничтожено в 1870, в Сванетии - в 1871. Условия реформы здесь сохраняли в большей степени крепостнические пережитки, чем по «Положениям 19 февраля». В Армении и Азербайджане крестьянская реформа была произведена в 1870-83 и носила не менее кабальный характер, чем в Грузии . В Бессарабии основную массу крестьянского населения составляли юридически свободные безземельные крестьяне - царане , которые по «Положению 14 июля 1868» наделялись землёй в постоянное пользование за повинности. Выкуп этой земли осуществлялся с некоторыми отступлениями на основе «Положения о выкупе» 19 февраля 1861.

Литература

  • Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России, 1856-1861. М., 1984.

Ссылки

  • Всемилостивейший Манифест от 19 февраля 1861 г., Об отмене крепостного права (Христианское чтение. СПб, 1861. Ч.1). На сайте Наследие Святой Руси
  • Аграрные реформы и развитие сельской экономики России - статья д.э.н. Адукова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Крестьянская реформа 1861 года" в других словарях:

    Буржуазная реформа, отменившая Крепостное право в России и положившая начало капиталистической формации в стране. Основной причиной К. р. явился кризис феодально крепостнической системы. «Сила экономического развития, втягивавшего Россию… … Большая советская энциклопедия

    Борис Кустодиев. «Освобождение крестьян (… Википедия

    В русской классической литературе выведены почти исключительно ПОМЕЩИЧЬИ КРЕСТЬЯНЕ, о которых и шла речь выше. Но были и другие категории крестьян, иногда вскользь упоминаемые у классиков. Для полноты картины следует с ними познакомиться … Энциклопедия русского быта XIX века

    1861, главная из реформ 1860 70 х гг., отменившая крепостное право в России. Проводилась на основе «Положений» 19 февраля 1861 (опубликованы 5 марта). Крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли… … Энциклопедический словарь

    Аграрная реформа преобразование системы землевладения и землепользования. Крестьянская реформа 1861 года Столыпинская аграрная реформа Аграрная реформа в Великом княжестве Литовском … Википедия

    ВЕЛИКАЯ РЕФОРМА: Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. «Великая реформа» в твёрдом переплёт … Википедия

Аграрный вопрос в России во второй половине XIX в.

Реформа 1861 г. и ее основные этапы. Структура земельной собственности в пореформенное время. Правительственная политика в аграрно-крестьянском вопросе. Крестьянское движение во второй половине XIX в. Проблема уровня развития аграрного капитализма в отечественной историографии.

Реформа 1861 г. и ее основные этапы.

Александр II вступил на престол в феврале 1855 г . уже немолодым человеком - в 36 лет. Необходимость отмены крепостного права назрела давно, но после Крымской Войны эта проблема встала наиболее остро. В стране назревал экономический кризис, резко сократился товарооборот, экономическая заинтересованность крестьян в своем труде падала, за 4 года с1855 по 1859 гг. произошло более 1,5 тыс. крестьянских выступлений.

Крепостное хозяйство таило в себе и другую угрозу. Оно не обнаруживало явных признаков скорого своего краха и развала. Истощая природу и человека, оно могло просуще­ствовать еще неопределенно долго. Крепостное право диктовало стране крайне замедленные темпы разви­тия. Крымская война показала растущую отсталость России. В ближайшее время она должна была перейти в разряд третьестепенных держав - со всеми вытекающими из этого последствиями.

Отмена крепостного права в России.

Отмена крепостного права затрагивала жизненные осно­вы огромной страны. Для осуществления реформы требовалось создать громоздкую систему центральных и местных учреждений специально для разработки крестьян­ской реформы. Вскоре после заключения Парижского мира Александр II, выступая в Москве перед предводителями дворянства, зая­вил, что «лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собою уничтожаться снизу». Ожидалось, что дворяне живо откликнутся на призыв царя. В расчете на это в Министерстве внутренних дел на­чалась разработка главных оснований реформы. Из архивов были извлечены проекты Сперанского и Киселева. К ним присоединили ходившие по рукам записки, в том числе и кавелинскую. В итоге чиновники сошлись на том, что осво­божденным от крепостной зависимости крестьянам надо дать небольшие наделы. За это крестьяне должны будут испол­нять строго определенные повинности в пользу помещика.

В начале 1857 г. был образован Негласный (секретный) коми­тет для обсуждения министерской программы. Но его дея­тельность оказалась малопродуктивной. Между тем помещики никак не откликались на призыв царя. Виленский генерал-губер­натор В.И. Назимов сумел склонить местных дворян высту­пить с предложением об отмене крепостного права. Но литовские помещики просили освободить крестьян без земли, а министерский проект пред­полагал освобождение с наделом. Александр II приказал составить рескрипт на имя Назимова, исходя из министерской программы. 20 нояб­ря 1857 г. рескрипт Назимова был утвержден царем. Литовским поме­щикам предлагалось избрать губернский комитет для разра­ботки реформы на условиях, предложенных правительством. Рескрипт Назимову был опубликован.

Негласный комитет преобразовали в Глав­ный комитет по крестьянскому делу. Реформа стала разра­батываться в обстановке гласности. К лету 1858 г. почти повсеместно были созданы губернские дворянские комитеты . В конце того же года стали поступать их отзывы. Для рассмотрения этих от­зывов и составления подробного проекта реформы были об­разованы редакционные комиссии . По воле царя их возгла­вил Я.И. Ростовцев.

Обо­ленский советовал наделить крестьян землей в том размере, как они владели при крепостном праве. Только гарантирован­ный правительством выкуп может удачно решить вопрос.

Ростовцев много сделал для того, чтобы направить работу редакционных комиссий в либеральное русло. Все текущие дела по подготовке реформы сосредоточились в руках товарища министра внутренних дел Н. А. Милютина. Милютин был близок к Кавелину и старался реализовать основные положения его записки. Боль­шую помощь оказывал ему славянофил Ю.Ф. Самарин, член редакционных комиссий.

Помещики с недоверием относились к редакционным ко­миссиям, и Александр обещал, что представители дворянства будут вызваны в Петербург, ознакомлены с документами и смогут высказать свое мнение. К августу 1859 г. проект был подготовлен и встал вопрос о приезде дворянских представи­телей. Правительство решило вызвать дворян в столицу в два приема (сначала от нечерноземных губерний, а затем от черноземных). Их приглашали по 3-4 человека в редакционные комиссии и просили отвечать на за­даваемые вопросы. Дворяне были очень недовольны таким по­воротом дела. Помещики нечерноземных губерний не возражали против наделения крестьян землей, но требовали за нее выкуп, несо­размерный с ее стоимостью. Тем самым они пытались вклю­чить в сумму выкупа компенсацию за оброк. Они настаивали также на том, чтобы правительство гарантировало выкупную операцию.

Кроме того, помещики опасались, что власть правительст­венной бюрократии слишком усилится, если она заберет в свои руки все дело управления крестьянами. Чтобы нейтрализовать эту опасность, дворянские депутаты требова­ли свободы печати, гласности, независимого суда и местного самоуправления. В ответ правительство запретило на дворянских собраниях обсуждать вопрос о реформах. Этот запрет вызвал сильное брожение среди дворянства, особенно в нечерноземных губерниях.

В начале 1860 г. в Петербург съехались дворянские представители от черноземных губерний. Их критика правительственного проекта была еще резче. Они увидели в деятельности редакционных комиссий проявление демократических, республиканских и даже социалистиче­ских тенденций.

В это время умер Ростовцев. Председателем редакцион­ных комиссий был назначен министр юстиции граф В.Н. Па­нин , известный консерватор. На каждом последующем этапе обсуждения в проект вносились те или другие поправки кре­постников. Реформаторы чувствовали, что проект все более сдвигается от «золотой середины» в сторону ущемления кре­стьянских интересов. Тем не менее обсуждение реформы в губернских комитетах и вызов дворянских представителей не остались без пользы. Милютин и Самарин (главные разработ­чики реформы) поняли, что она не может осуществляться на одинаковых основаниях во всей стране, что нужно учитывать местные особенности. В черноземных губерниях главную ценность представляет земля , в нечерноземных - крестьян­ский труд , овеществленный в оброке. Они поняли также, что нельзя без подготовки отдавать помещичье и крестьянское хозяйства во власть рыночных отношений: требовался пере­ходный период. Они утвердились в мысли, что крестьяне дол­жны быть освобождены с землей, а помещикам следует пре­доставить гарантированный правительством выкуп. Эти идеи и легли в основу законоположений о крестьянской реформе.

Заветной мечтой крепостников было так или иначе похо­ронить реформу. Но Александр II проявил необыкновенную настойчивость. В самый ответственный момент он назначил председателем Главного комитета по крестьянскому делу своего брата Константина Николаевича, сторонника либе­ральных мер. На последнем заседании Комитета и в Государ­ственном совете реформу отстаивал сам царь. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал все законоположения о реформе и манифест об отмене крепостного права .

Законы 19 февраля 1861 г.: поме­щичьи крестьяне перестали считаться собственностью - от­ныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по произволу владельцев. Правительство объявило бывших крепостных «свободными сельскими обывателями», присвоило им гражданские права - свободу вступления в брак, самосто­ятельное заключение договоров и ведение судебных дел, при­обретение недвижимого имущества на свое имя и пр.

Крестьяне каждого помещичьего имения объединялись в сельские общества. Свои общие хозяйственные вопросы они обсуждали и решали на сельских сходах. Исполнять решения сходов должен был сельский староста, избираемый на три года. Несколько смежных сельских обществ составляли во­лость. В волостном сходе участвовали сельские старосты и выборные от сельских обществ. На этом сходе избирался волостной старшина. Он исполнял полицейские и админист­ративные обязанности. Деятельность сельского и волостного управлений, а так­же взаимоотношения крестьян с помещиками контролирова­лись мировыми посредниками. Они назначались Сенатом из числа местных дворян-помещиков. Мировые посредники имели широкие полномочия. Но администрация не могла ис­пользовать мировых посредников в своих целях. Они не под­чинялись ни губернатору, ни министру и не должны были следовать их указаниям. Они должны были следовать только указаниям закона. Вся земля в имении признавалась собственностью поме­щика, в том числе и та, которая находилась в пользовании крестьян. За пользование своими наделами лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину или платить об­рок. Закон признавал такое состояние временным. Поэтому лично свободные крестьяне, несущие повинности в пользу помещика, назывались «временнообязанными ». Размеры крестьянского надела и повинностей по каждо­му имению следовало раз и навсегда определить по соглаше­нию крестьян с помещиком и зафиксировать в уставной гра­моте . Введение этих грамот было основным занятием миро­вых посредников.

Допустимые рамки соглашений между крестьянами и по­мещиками были обозначены в законе. В законе была проведена грань между нечерноземными и черноземными губерниями. В нечерноземных в пользовании крестьян оставалось почти столько же земли, как и прежде. В черноземных же под давлением крепостников был введен сильно уменьшенный душевой надел. При пересчете на такой надел у крестьянских обществ отрезались «лиш­ние» земли. За дополнительные повинности крестьяне вынуж­дены были арендовать у помещиков эти земли.

Рано или поздно, полагало правительство, «временнообязанные» отношения закончатся и крестьяне с помещиками заключат выкупную сделку - по каждому имению. По зако­ну крестьяне должны были единовременно уплатить поме­щику за свой надел около пятой части обусловленной суммы. Остальную часть уплачивало государство. Но крестьяне дол­жны были возвращать ему эту сумму (с процентами) ежегод­ными платежами в течение 49 лет. В основусуммы выкупа должна была бы лечь доходность выкупаемых земель. В отношении черноземных губерний примерно так и было сделано. Но помещики нечер­ноземных губерний считали такой принцип для себя разорительным. Они жили в основном не с доходов от своих земель, а за счет оброка, который платили крестьяне из своих сторонних заработков. Поэтому в нечер­ноземных губерниях земля была обложена выкупными пла­тежами выше ее доходности.Выкупные платежи забирали все накоплений в крестьянском хозяйстве, мешали| ему перестроиться и приспособиться к рыночной экономике, удерживали русскую деревню в состоянии нищеты. Опасаясь, что крестьянене захотят платить большие деньги за плохие наделы и разбегутся, правительство ввело ряд жестких ограничений.Пока производились выкупные платежи, крестьянин не мог отказаться от надела и уехать навсегда из своей деревни без согласия сельского схода. А сход неохотно давал такое согласие, потому что ежегодные платежи спускались на все общество. Крестьянекруговой порукой и прикреплены к своему наделу.

Помещикам-крепостникам удалось ввести в закон еще од­ну поправку. По соглашению с крестьянами помещик мог отказаться от выкупа, «подарить»крестьянам четверть ихзаконного надела, а остальные земли забрать себе.

Крестьяне ожидали не такую реформу. Наслы­шавшись о близкой «воле», они с удивлением и негодованием воспринимали весть, что надо продолжать отбывать барщину и платить оброк. У них закрадывались подозрения, подлин­ный ли манифестим прочитали, не запрятали ли помещики, сговорившись с попами, «настоящую волю». Донесения о крестьянских бунтах приходили из всех губерний Европей­ской России. На подавление высылались войска. Особым драматизмом отличались события в селениях Бездне Казанской губернии и Кандеевка Пензенской губернии. Эти и другие подобные известия произвели тя­желое впечатление на общественность, тем более что кри­тиковать в печати крестьянскую реформу было запрещено. Но к июню 1861 г. крестьянское движение пошло на спад.

Реформа получилась не такой, как видели ее Кавелин, Герцен и Чернышевский. Построенная на тяжелых компромиссах, она учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян, и обладала очень коротким «ресурсом времени» - не более чем на 20 лет. Затем должна была встать необходимость новых реформ в том же направлении.

И все же крестьянская реформа 1861 г. имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Страна уверенно вступила на путь ка­питалистического развития.Началась новая эпоха в ее ис­тории.

Велико было и нравственное значение этой реформы, по­кончившей с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, которые долж­ны были ввести в стране современные формы самоуправле­ния и суда, подтолкнуть развитие просвещения. Теперь, ког­да все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Ее введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству.

Отмена крепостного права — центральное событие российской истории XIX в., поскольку оно затронуло интересы широких слоев населения, изменило привычной уклад их жизни, открыло собой« эпоху великих реформ».

Объективно, независимо от тех или иных намерений реформаторов, экономическая суть перемен сводилась к созданию условий для замены крепостного труда, основанного на внеэкономическом принуждении работника, капиталистической эксплуатацией свободного лично, а также в той или иной мере от средств производства, рабочего.

« Манифест 19 февраля 1861 г.», «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретении ими крестьянами в собственность полевых угодий», другие законодательные акты реформы обеспечивали подрыв феодальной собственности на землю, мобилизацию земельной собственности, ее переход к другим сословиям, включая крестьянство, которое наделялось рядом личных и имущественных прав. Реформа создавала правовые основы для развития всероссийского капиталистического рынка: денежного, земельного, рабочей силы. Она способствовала распространению предпринимательства, производительному применению капиталов. Именно эти ее черты, ясно проступившие в экономическом подъеме 70−80-х гг., позволяли историкам сравнивать принятие реформы 1861 г. с наступлением совершеннолетия, за которым следует зрелость.

Однако этот возрастной порог Россия переступала с явным опозданием, о чем убедительно свидетельствовало ее поражение в европейской войне 1853−1856 гг. Более того, шаги в отмеченном направлении делались ею как бы с неохотой, выразившейся в ограниченном характере преобразований: сохранении на длительное время феодально-крепостнических пережитков в виде помещичьего землевладения, временнообязанного состояния крестьян при их политическом бесправии, гражданском неравенстве по сравнению с другими сословиями.

Отчетливо этот противоречивый характер реформы отмены крепостного права отразился при ее проведении в Ярославской губернии. Состоявший из 20 помещиков Губернский комитет по улучшению быта крестьян был создан 1 октября 1858, когда в губернии насчитывалось 3031 помещик, 523 345 крепостных крестьян и 28 072 дворовых. Большинством крестьян владели феодальная аристократия, царские сановники и министры. К их числу следует отнести: князей Гагариных и Голицыных(Ярославский уезд), князя Воронцова(Даниловский уезд), князя Ливена(Любимский уезд), графов Мусиных-Пушкиных(Мологский уезд), у которых насчитывалось свыше 76 тыс. дес. земли, графа Шереметева, которому принадлежало 18,5 тыс. дес. земли в Ростовском уезде и 70,96 тыс. дес. в Угличском уезде. В Ярославской губернии преобладала оброчная система крепостных повинностей, по которой основной доход помещик получал не с земли, а от своего крепостного, отпускавшегося на оброк. Накануне реформы на барщине находилось 9%, на оброке 61% крестьян, остальные(30%) выполняли смешанную повинность.

Крестьяне ожидали от реформы освобождения от обязательных работ на помещика, правом владения пользуемой ими землей, а также наделения не только сельскохозяйственными, но и лесными угодьями. 8 марта 1861 в Ярославле был обнародован Манифест об отмене крепостного права. В результате претворения его в жизнь крестьяне потеряли значительную часть земли в виде отрезков: если при крепостном праве средний надел ярославского крестьянина равнялся 5,2 дес., то после освобождения он сократился до 3,8 дес.

Принудительный характер реформы отразился в том, что уставные грамоты, призванные регулировать новые отношения между бывшим владельцем крепостных и крестьянами, нередко составлялись без участия последних. Такие грамоты носили явно кабальный характер, что приводило к возвращению их мировыми посредниками помещикам для переделки. Согласно уставным грамотам, ярославский крестьянин при выкупе им своего земельного надела должен был платить за 1 десятину земли 41 р. 50 к., тогда как средняя рыночная цена десятины в Ярославской губернии составляла 14 р. 70 к. Эта несправедливость, а также обязательное отбывание повинностей круговой порукой, сокращение земельных наделов(отрезки) вызывали недовольство крестьян, которые нередко отказывались подписывать уставные грамоты, исполнять повинности перед помещиком. Напуганные выступлениями крестьян, помещики вынуждены были для водворения спокойствия даже вызывать воинские команды. Всего менее чем за год после провозглашения« Манифеста 19 февраля 1861 г.» в губернии произошло 46 крестьянских волнений.

Освобождение крестьян в Ярославской губернии вызвало огромные социокультурные последствия и, разрешив ряд проблем, создало новые проблемные узлы в жизни каждого человека и всего общества.

Крестьянская реформа 1861 г., отменившая крепостное право, положила начало капиталистической формации в стране.

Основной причиной крестьянской реформы явился кризис феодально–крепостнической системы. Крымская война 1853–1856 гг. обнаружила гнилость и бессилие крепостной России. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время войны, царизм пошел на отмену крепостного права.

В январе 1857 г. был образован Секретный комитет под председательством императора Александра II "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян", который в начале 1858 г. был реорганизован в Главный комитет по крестьянскому делу. Тогда же были образованы и губернские комитеты, которые занялись разработкой проектов крестьянской реформы, рассматриваемых Редакционными комиссиями.

19 февраля 1861 г. в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и "Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", состоящие из 17 законодательных актов.

Основной акт – "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" – содержал главные условия крестьянской реформы:

    крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом;

    помещики сохраняли собственность на все принадлежащие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам "усадебную оседлость" и полевой надел "для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком";

    крестьяне за пользование надельной землей должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от нее в течение 9 лет. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861 г., которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;

– крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и, по соглашению с помещиком, полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами.

"Общее положение" определяло структуру, права и обязанности органов крестьянского общественного (сельского и волостного) управления и суда.

В 4 "Местных положениях" определялись размеры земельных наделов и повинностей крестьян за пользование ими в 44 губерниях Европейской России. Первое из них – "Великороссийское", для 29 великороссийских, 3 новороссийских (Екатеринославская, Таврическая и Херсонская), 2 белорусских (Могилевская и часть Витебской) и части Харьковской губерний. Вся эта территория делилась на три полосы (нечерноземную, черноземную и степную), каждая из которых состояла из "местностей".

В первых двух полосах устанавливались в зависимости от "местности" высший (от 3 до 7 десятин; от 2 с 3/4 до 6 десятин) и низший (1/3 высшего) размеры душевных налогов. Для степной определялся один "указный" надел (в великороссийских губерниях от 6 до 12 десятин; в новороссийских, от 3 до 6 1/5 десятин). Размер казенной десятины был определен 1,09 га. Надельная земля предоставлялась "сельскому обществу", т.е. общине, по числу душ (только мужских) к моменту составления уставных грамот, имевших право на надел.

От земли, находившейся в пользовании крестьян до 19 февраля 1861 г., могли быть произведены отрезки, если душевые наделы крестьян превышали высший размер, установленный для данной "местности", или если у помещиков при сохранении существующего крестьянского надела оставалось менее 1/3 земли имения. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела.

При наличии в пользовании крестьян наделов менее низшего размера помещик обязан был прирезать недостающую землю или снизить повинности. За высший душевный надел устанавливался оброк от 8 до 12 рублей в год или барщина – 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.

Остальные "Местные положения" в основном повторяли "Великороссийское", но с учетом специфики своих районов.

Особенности крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись 8 "Дополнительными правилами": "Об устройстве крестьян, водворенных в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам"; "О приписных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов"; "О крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах"; "О крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках"; "О крестьянах и дворовых людях в Земле Войска Донского"; "О крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии"; "О крестьянах и дворовых людях в Сибири"; "О людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области".

Манифест и "Положения" были обнародованы 5 марта в Москве и с 7 марта по 2 апреля – в Петербурге. Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство предприняло ряд мер предосторожности: произвело передислокацию войск, командировало на места лиц императорской свиты, издало обращение Синода и т.д. Однако крестьяне, недовольные кабальными условиями реформы, ответили на нее массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское и Кандеевское выступления крестьян 1861 г.

На 1 января 1863 г. крестьяне отказались подписать около 60% грамот. Цена земли по выкупу значительно превышала ее рыночную стоимость в то время, в отдельных районах – в 2–3 раза. Во многих районах крестьяне добивались получения дарственных наделов, сокращая тем самым надельное землепользование: в Саратовской губернии на 42,4%, Самарской – 41,3%, Полтавской – 37,4%, Екатеринославской – на 37,3% и т.д. Отрезанные помещиками земли являлись средством закабаления крестьян, так как они были жизненно необходимы крестьянскому хозяйству: водопой, выгон, сенокос и пр.

Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий, 28 декабря 1881 г. был издан закон об обязательном выкупе с 1 января 1883 г., перевод на который завершился к 1895 г. Всего к 1 января 1895 г. было утверждено 124 тыс. выкупных сделок, по которым перешло на выкуп 9,159 тыс. душ в районах с общинным и 110 тыс. домохозяев в районах с подворным земледелием. Около 80% выкупных сделок были обязательными.

В итоге крестьянской реформы (по сведениям 1878 г.) в губерниях Европейской России 9860 тыс. душ крестьян получали в надел 33728 тыс. десятин земли (в среднем на душу 3,4 десятины). У 115 тыс. помещиков осталось 69 млн. десятин (в среднем по 600 десятин на владельца).

Как выглядели эти "средние" показатели через 3,5 десятилетия? Политическая и экономическая власть царя опиралась на дворян и помещиков. По переписи 1897 г. в России было 1 млн. 220 тыс. потомственных дворян и более 600 тыс. личных дворян, которым дворянский титул давался, но по наследству не передавался. Все они были владельцами земельных наделов.

Из них: около 60 тыс. – мелкопоместные дворяне, имели по 100 десятин; 25,5 тыс. – среднепоместные, имели от 100 до 500 десятин; 8 тыс. крупных дворян, имевших от 500 до 1000 десятин: 6,5 тыс. – крупнейших дворян, имевших от 1000 до 5000 десятин.

Вместе с тем, в России были 102 семьи: князья Юсуповы, Голицыны, Долгоруковы, графы Бобринские, Орловы и др., владения которых составляли более 50 тыс. десятин, то есть около 30% помещичьего земельного фонда России.

Наиболее крупным собственником в России был царь Николай II. Ему принадлежали громадные массивы так называемых кабинетных и удельных земель. Там добывалось золото, серебро, свинец, медь, лес. Значительную часть угодий он сдавал в аренду. Управляло имуществом царя особое министерство императорского двора.

Заполняя опросный лист для переписи, Николай II в графе о профессии написал: "Хозяин земли русской".

Что касается крестьян, то средний надел крестьянской семьи, по данным переписи, составил 7,5 десятин.

Значение крестьянской реформы 1861 г. состояло в том, что она отменила феодальную собственность на работников и создала рынок дешевой рабочей силы. Крестьяне объявлялись лично свободными, то есть имели право покупать на свое имя землю, дома, заключать различные сделки. В основе реформы лежал принцип постепенности: в течение двух лет должны были быть составлены уставные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян, затем крестьяне переводились на положение "временнообязанных" до момента перехода на выкуп и в последующий 49–летний период выплачивавшим долг государству, купившему землю для крестьян у помещиков. Только после этого земельные наделы должны стать полной собственностью крестьян.

За освобождение крестьян от крепостной зависимости император Александр II был назван народом «ОСВОБОДИТЕЛЕМ». Судите сами, чего здесь было больше – правды или лицемерия? Отметим, что из общего числа крестьянских волнений, произошедших по всей стране в 1857–1861 гг., 1340 из 2165 (62%) выступлений пришлось на время после объявления реформы 1861 года.

Таким образом, крестьянская реформа 1861 г. была проводимой крепостниками буржуазной реформой. Это был шаг по пути превращения России в буржуазную монархию. Однако крестьянская реформа не решила социально–экономических противоречий в России, сохранила помещичье землевладение и ряд других феодально–крепостнических пережитков, привела к дальнейшему обострению классовой борьбы, послужила одной из основных причин социального взрыва 1905–1907 гг. XX века.

С момента публикации законов 19 февраля 1861 г. помещичьи крестьяне перестали считаться собственностью. Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по произволу владельцев. Правительство объявило бывших крепостных «свободными сельскими обывателями», присвоило им гражданские права - свободу вступления в брак, право самостоятельного заключения договоров и ведения судебных дел, приобретения недвижимого имущества на свое имя и пр.

Деятельность сельского и волостного управления, а также взаимоотношения крестьян и помещиков контролировались мировыми посредниками. Они назначались Сенатом из числа местных помещиков. Мировые посредники имели широкие полномочия и не подчинялись ни губернатору, ни министру. Они должны были руководствоваться только велениями закона. В первом составе мировых посредников было немало гуманно настроенных помещиков (декабрист А. Е. Розен, Л. Н. Толстой и др.).
Размеры крестьянского надела по каждому имению следовало раз и навсегда определить по соглашению крестьян с помещиком и зафиксировать в уставной грамоте. Введение этих грамот было основным занятием мировых посредников.
Допустимые рамки соглашений между крестьянами и помещиками были обозначены в законе. Была проведена грань между нечерноземными и черноземными губерниями. В нечерноземных в пользовании крестьян осталось примерно столько же земли, как и прежде.

2. "Отрезки" в черноземных губерниях.

В черноземных же под давлением крепостников был введен сильно уменьшенный душевой надел. При пересчете на такой надел у крестьянских обществ отрезались «лишние » земли. Там, где мировой посредник действовал недобросовестно, в числе отрезанных земель оказывались необходимые крестьянам угодья - прогоны для скота, луга, водопои. За дополнительные повинности крестьяне вынуждены были арендовать у помещиков эти земли. «Отрезки», сильно стеснившие крестьян, на протяжении многих лет отравляли отношения между помещиками и их бывшими крепостными.

3. Выкуп за землю.

В принципе сумма выкупа должна была бы зависеть от доходности выкупаемых земель. В черноземных губерниях примерно так и было сделано. Но помещики нечерноземных губерний считали такой принцип для себя разорительным. Они давно уже жили в основном не за счет доходов от своих бедных земель, а за счет оброка, который платили крестьяне из своих сторонних заработков. Поэтому в нечерноземных губерниях земля была обложена выкупными платежами выше ее доходности. Выкупные платежи, которые правительство в течение многих лет выкачивало из деревни, забирали все накопления в крестьянском хозяйстве мешали ему перестроиться и приспособиться к рыночной экономике, удерживали русскую деревню в состоянии нищеты.

Опасаясь, что крестьяне не захотят платить большие деньги за плохие наделы и разбегутся, правительство ввело ряд жестких ограничений. Пока производились выкупные платежи, крестьянин не мог отказаться от надела и уехать навсегда из своей деревни без согласия сельского схода. А сход неохотно давал такое согласие, потому что ежегодные платежи спускались на все общество, невзирая на отсутствующих, больных и немощных. За них приходилось платить всему обществу. Это называлось круговой порукой .

Согласно реформе, крестьяне должны были выкупать свои наделы.Крестьянин должен был заплатить сразу 20-25% суммы. Остальные средства крестьянин мог взять у государства на 49 лет под %. При этом государство вело расчеты не с каждым крестьянином, а с крестьянской общиной.

4. "Временнообязанные" крестьяне.

Если крестьянин не мог выкупить свой надел, он оставался временнообязанным.Вся земля в имении признавалась собственностью помещика, в том числе и та, которая находилась в пользовании крестьян. За пользование своими наделами лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Закон признавал такое состояние временным. Поэтому лично свободные крестьяне, несущие повинности в пользу помещика, назывались «временнообязанными ».

Итоги и значение реформы.

Конечно, крестьяне ожидали не такую реформу. Наслышавшись о близкой «воле », они с удивлением и негодованием воспринимали весть, что надо продолжать отбывать барщину и платить оброк. У них закрадывались подозрения, подлинный ли манифест был им прочитан, не запрятали ли помещики, сговорившись с попами, «настоящую волю ». Донесения о крестьянских бунтах приходили почти из всех губерний Европейской России. На подавление высылались войска. Особым драматизмом отличались события в селениях Бездна Спасского уезда Казанской губернии и Кандеевка Керенского уезда Пензенской губернии.

В Бездне жил крестьянин-сектант Антон Петров, тихий и скромный человек. Он вычитывал из «Положений » 19 февраля «тайный смысл » и растолковывал его крестьянам. У него получалось, что почти вся земля должна отойти именно к ним, а помещикам - «овраги да дороги, и песок да камыш ». Со всех сторон шли в Бездну бывшие крепостные, чтобы послушать «про настоящую волю ». Из села были изгнаны официальные власти, и крестьяне установили свой порядок.

В Бездну были направлены две роты солдат. По безоружным крестьянам, плотным кольцом окружившим избу Антона Петрова, было дано шесть залпов. 91 человек был убит. Через неделю, 19 апреля 1861 г., Петрова принародно расстреляли.
В этом же месяце разыгрались события в Кандеевке, где солдаты тоже стреляли в безоружную толпу. Здесь погибло 19 крестьян. Эти и другие подобные события произвели тяжелое впечатление на общество, тем более, что критиковать в печати крестьянскую реформу было запрещено. Но к июню 1861 г. крестьянское движение пошло на спад.

Историческое значение освобождения крестьян.
Реформа получилась не такой, о какой мечтали Кавелин, Герцен и Чернышевский. Построенная на тяжелых компромиссах, она учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян. Не то, чтобы на «пятьсот лет », а всего лишь примерно на двадцать хватало ее положительного заряда. Затем должна была встать необходимость новых реформ в том же направлении.

И все же крестьянская реформа 1861 г. имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений . Страна уверенно вступила на путь капиталистического развития. Началась новая эпоха в ее истории.

Велико было нравственное значение крестьянской реформы , покончившей с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Ее введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству - такому государству, которым управляют граждане в соответствии с законом и каждый гражданин находит в нем надежную защиту.

Надо помнить исторические заслуги тех, кто разрабатывал реформу, кто боролся за ее проведение - Н.А.Милютина, К). Ф. Самарина, Я. И. Ростовцева, великого князя Константина Николаевича, К. Д. Кавелина, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, а ранее - декабристов, А. Н. Радищева. Нельзя забывать и заслуг выдающихся представителей нашей литературы - А. С. Пушкина, В. Г. Белинского, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова и др. И, наконец, неоспоримо велики заслуги императора Александра II в деле освобождения крестьян .