Римские фрески и мозаики. Мозаика и фреска в период римской империи. Античная мозаика. Классическая Греция

«История Древней Греции и Рима» - Завоевания Александра Македонского. Греко-персидские войны. Спарта. Первоисточники по истории раннего христианства. Установление системы домината в Римской империи. Возникновение христианства. Социальная структура Греции. Эллинизм. Греческое влияние на культурную жизнь Рима. Введение в античность. История античности.

«Древние цивилизации Европы» - Зарождение античной цивилизации. Алфавитное письмо. Нравственное сознание. Античная цивилизация. Классическое рабство. Цивилизация эллинизма. Полисная система ценностей. Древние цивилизации Европы. Эллинизм- целостная культура. Культура. Расцвет древнегреческой цивилизации. Древнеримская цивилизация.

«Античная цивилизация» - Важную роль в экономической жизни античного полиса играли ремесленники и торговцы. Античность. Античная система хозяйства. А значит, не было условии для возникновения деспотии. Античная цивилизация сформировалась в Средиземноморье. Образование рабовладельческой экономики. Технологическая сфера античности.

«Античный полис» - Афинский стратег Перикл. Римские диктаторы. Народное собрание. Хронология. Октавиан Август. Гай Юлий Цезарь Август. Античная Греция. Упадок. Древний Рим. Периодизация истории Древней Греции. Римская империя периода домината. Ареопаг. Клеопатра VII. Римский император Константин Великий. Этапы развития Византийской империи.

«Микены и Троя» - Микены. Микены и Троя. Почему погиб Икар. Сокровища микенских царей. Нить Ариадны. Выступление войска из древних Микен. Карточка. Город Микены. Троянская война. Лабиринт. Артемида. Глиняные таблички. Троя. Реконструкция царского дворца в Микенах. Имя героя. Кинжал из царской гробницы. Большой остров.

«Эгейская культура» - Остров Крит. Смежные комнаты. Памятники погребального искусства. Эгейская кикладская скульптура. Кносский дворец. Богиня. Микены. Критское искусство. Образ «парижанки». Эгейская культура. Шедевры эгейской архитектуры. Ритуальный бой с быком. Античная культура. Вазы раскрашивали в яркие цвета. Главный вход.

Всего в теме 17 презентаций


Наиболее яркое представление о характере древнеримской живописи дают мозаики и фрески . К сожалению, многое утрачено или дошло до нас во фрагментах. И всё-таки древнеримская живопись поражает зрителя великолепием декоративных композиций, богатством сюжетов, разнообразием художественных приёмов, освоением воздушной перспективы, развёрнутым изображением окружающей человека среды. Излюбленные сюжеты живописи связаны с мифологией, гомеровскими поэмами и изображениями битв и триумфов. Главными особенностями живописных произведений того времени являются непосредственность восприятия окружающего мира и стремление показать реального человека, его внутренний мир и физическую красоту.
До сих пор поражают фрески, обнаруженные в Помпеях, Геркулануме и Стабиях, городах, прекративших существование в результате землетрясения и извержения Везувия в 79 г. н. э. Великолепны техника их исполнения, богатейшая цветовая палитра, виртуозность лессировки (нанесения тонких и прозрачных слоёв краски), лёгкость, эскизность и стремительность рисунка, тщательная продуманность композиций. На плоскость стены шестикратно наносили слой грунта с тончайшей мраморной пылью. Краски составляли из тщательно растёртых полудрагоценных камней и осколков синего и зелёного стекла. Всё это позволяло защищать фрески от растрескивания и обеспечивало их поверхности ярчайший блеск. Многослойные лессировки придавали изображениям воздушность и прозрачность. Последующая полировка и покрытие фресок тонким слоем воска с добавлением оливкового масла защищали краски от выцветания. Время наглядно доказало оправданность подобной техники создания фресок.
На вилле Мистерий , построенной в первой половине II в. до н. э. в пригороде Помпей (реконструирована ок. 60 г. до н. э.), сохранились великолепные образцы фресковой живописи. Главное их сокровище - фриз зала Мистерий, на котором изображены фигуры высотой в человеческий рост. Объединённые в группы, 29 участников праздника, посвящённого богу Вакху, движутся в ритуальном действе. Их чёткие силуэты эффектно выделяются на ярко-красном фоне стен. Кроме мифологических персонажей перед зрителем проходят участники мистерий. Вот грациозная танцовщица с ударным инструментом в руках. Она показана в сложном танцевальном движении, золотисто-жёлтый шарф, переброшенный через плечо, прекрасно сочетается с розовато-золотистым тоном её тела. Рядом - коленопреклонённая девушка, припавшая к ногам сидящей женщины. Хотя содержание росписей, значение отдельных фигур и последовательность их движения по-прежнему таят в себе немало загадок для исследователей, мастерство их исполнения бесспорно и несомненно.
Во фресковых росписях всё чаще встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, портовые гавани, извилистые берега рек. С большим мастерством художникам удалось передать мир животных и птиц, жанровые и бытовые сцены. Изысканно красивы натюрморты с фруктами: мягкий свет нежно касается бархатистой поверхности персиков в стеклянной вазе. Блики солнечного света прекрасно передают хрупкость и прозрачность стекла, а тёмно-зелёные листочки причудливо изогнутой ветки контрастируют с общей композицией.
Характерной особенностью фресковых росписей является стремление разрушить существующую преграду между внутренним пространством архитектурного сооружения и окружающим внешним миром. Наглядным примером, подтверждающим эту особенность древнеримской живописи, является фреска «Весна» из города Стабий близ Помпей. Девушка, символизирующая весну, как будто плывёт по воздуху, удаляется от зрителя в глубину пространства, дышащего прохладой и свежестью. В левой руке она держит рог изобилия, а правой нежно касается цветка. Её золотисто-жёлтая накидка, каштановые волосы и розовый тон обнажённых плеч удивительным образом гармонируют с ярким зелёным фоном цветущего луга. Радость, вызванная приходом весны, тёплым весенним солнцем, благоуханием расцветающей природы, пронизывает всю живописную композицию.
Не менее знамениты и римские мозаики . Это искусство было известно ещё в Древней Греции: мозаикой греки называли изображения, посвящённые музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти композиции, поэтому их писали не краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из специально сваренного стекла - смальты. На них изображены странствующие актёры, обитатели морского дна, дерущиеся петухи, кошка с куропаткой в зубах. Искусство декоративного убранства дворцов и вилл знати достигло в Древнем Риме совершенства.
Хорошо известна помпеянская копия мозаики «Битва Александра Македонского с персидским царём Дарием III» . На ней запечатлён решающий момент битвы двух армий при Иссе (Северная Сирия, 333 г. до н. э.), когда царь Дарий, преследуемый Александром, обращается в бегство. На переднем плане боевая колесница Дария, который изображён в высоком головном уборе, с луком в левой руке. Его возничий нахлёстывает коней, скачущих прямо по телам раненых и убитых. Навстречу Дарию устремился бесстрашный всадник, копьём пронзающий тело противника. Это Александр Македонский - его глаза страстно горят, густые волосы беспорядочно разметались в пылу битвы, лицо исполнено энергии и решительности. 
К сожалению, часть фигуры Александра утрачена. В мозаике, занимающей площадь 15м 2 , сложенной из полутора миллионов кубиков смальты, художник сумел выразительно и эмоционально передать индивидуальные черты главных персонажей и общую атмосферу сражения.
В IV-V вв. произошло крушение Римской империи. Рим, разрушенный и разграбленный варварами, утратил своё былое величие. Но традициям древнеримского искусства не суждено было исчезнуть: в Средние века, в эпоху Возрождения и классицизма они вдохновляли мастеров художественного творчества.


Живописное искусство представлено главным образом фресками и мозаиками Рима, Помпей и Геркуланума. «Искусством знаменитым» называл живопись учёный и писатель I в. н. э. Плиний Старший. К сожалению, многое утрачено или дошло во фрагментах. И все-таки древнеримская живопись поражает зрителя великолепием декоративных композиций, богатством сюжетов, разнообразием художественных приёмов, освоением воздушной перспективы, развёрнутым изображением окружающей человека среды. Излюбленные сюжеты живописи связаны с мифологией, гомеровскими поэмами и изображениями битв и триумфов. Живописные произведения того времени поражают непосредственностью восприятия окружающего мира, стремлением показать реального человека, его внутренний мир и физическую красоту.

В вилле Мистерий в пригороде Помпей сохранились знаменитые фрески. На стенах в естественный рост человека представлено 29 участников праздника, посвящённого богу Вакху. Они объединены в группы, их чёткие силуэты эффектно выделяются на красном фоне стен. Кроме мифологических персонажей перед зрителем проходят участники мистерий. Вот грациозная танцовщица с ударным инструментом в руках. Она показана в сложном танцевальном движении, золотисто-жёлтый шарф, переброшенный через плечо, прекрасно сочетается с розовато-золотистым тоном её тела. Рядом - коленопреклонённая девушка, припавшая к ногам сидящей женщины.

Во фресковых росписях всё чаще встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, портовые гавани, извилистые берега рек. С большим мастерством художникам удаётся передать мир животных и птиц, жанровые и бытовые сцены.

Изысканно красивы натюрморты с фруктами: мягкий свет нежно касается бархатистой поверхности персиков в стеклянной вазе. Блики солнечного света прекрасно передают тонкость и прозрачность стекла, а тёмно-зелёные листочки причудливо изогнутой ветки контрастируют с общей композицией.

Характерной особенностью фресковых росписей является стремление разрушить существующую преграду между внутренним пространством архитектурного сооружения и окружающим внешним миром. Наглядным примером, подтверждающим эту особенность римской живописи,

Весна. Фреска из города Стабий близ Помпей. I в.

является фреска «Весна» из города Стабий, близ Помпей. Девушка, символизирующая весну, удаляется от зрителя в глубину пространства, дышащего прохладой и свежестью. В левой руке она держит рог изобилия, а правой нежно касается поднимающегося из земли цветка. Её золотисто-жёлтая накидка, каштановые волосы и розовый тон обнажённых плеч удивительным образом гармонируют с ярким зелёным фоном цветущего луга. Радость, связанная с приходом весны, с тёплым весенним солнцем, благоуханием расцветающей природы, ощущение лёгкости движений девушки, как будто плывущей по воздуху, пронизывают всю живописную композицию.

Не менее знамениты римские мозаики. Искусство мозаики было известно ещё в Древней Греции: мозаикой греки называли картины, посвящённые музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти картины, а поэтому их не писали краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из кусочков специально сваренного стекла - смальты. Искусство декоративного убранства дворцов и вилл знати достигло в Древнем Риме совершенства. Особенно хорошо сохранились мозаики в Риме, Помпеях, Стабии и Геркулануме. На них изображены странствующие актёры, морское дно, дерущиеся петухи, кошки с куропаткой в зубах.

Битва Александра Македонского с персидским царём Дарием III. Мозаика. Около 100 г. до н. э. Копия. Национальный археологический музей, Неаполь

Хорошо известна копия мозаичной картины «Битва Александра Македонского с персидским царём Дарием III». На ней запечатлён решающий момент битвы двух армий при Иссе (Северная Сирия, 333 г. до н. э.), когда персидский царь Дарий, преследуемый Александром, обращается в бегство. На переднем плане боевая колесница Дария III, который изображён в высоком головном уборе, с луком в левой руке. Его возничий нахлёстывает коней, скачущих прямо по телам раненых и убитых. Навстречу Дарию устремлён бесстрашный всадник, копьём пронзающий тело противника. Это Александр Македонский - его глаза страстно горят, густые волосы беспорядочно разметались в пылу битвы, лицо исполнено энергии и решительности.

К сожалению, часть фигуры Александра утрачена. В мозаике, занимающей площадь в 15 м 2 , сложенной из полутора миллионов кубиков смальты, художник сумел выразительно и эмоционально передать индивидуальные черты главных персонажей и общую атмосферу боевого сражения.

«Всемирная история «Древний Рим»» - Жители Рима. Внимательно прочтите текст легенды. Рим – город на семи холмах. Легендарная дата основания Рима. Рим и его обитатели. Древнейшие римляне жили в примитивных домах из ивовых прутьев. Управление в Древнейшем Риме. Марс. Марс – бог войны. Патриции – потомки коренных жителей Рима. Римляне занимались земледелием.

«Развитие Древнего Рима» - Республиканский этап. Легендарное основание Рима. Разгневанный Амулий приказал положить младенцев в корзину и бросить в реку Тибр. Поздняя Республика. Волчица вскармливает Ромула и Рема. Этапы развития Древнего Рима. Сильное влияние на становление древнеримской цивилизации оказали культуры этрусков, латинов и древних греков.

«История Рима» - Римская культура. Римские правовые нормы нашли отражение в законах многих европейских государств. Начало Рима. Упадок Римской империи. Цивилизационное наследие Рима. На утеху зрителям проводились шумные и кровопролитные зрелища. Под властью Рима оказались страны с древней и развитой культурой. На территории бывшей Римской империи возникли десятки королевств.

«Рим в древности» - Государство Древний Рим возник на Апеннинском полуострове. Был Колизей таким. Испанская лестница. А стал таким. Копитолий. Древний Рим. Фонтан Треви. Карта древнего Рима. Пантеон.

««Древний Рим» 10 класс» - Пунические войны. Римская армия при Октавиане августе и его приемниках. Возникновение города Рима. Водяные мельницы. Римское войско в lll веке до н.э. Древний Рим. Культура Римской империи. Рост Рима в первые века его существования. Восстание Спартака. Разгром Сирийского царства. Рабовладение в Риме.

«Армия Древнего Рима» - Орёл. Вооружение. Центурии. Легион. Устройство легиона. Эпоха царей. Римская армия. Латы. Поздний период. Короткий дротик. Воинственные цари. Луций Тарквиний Гордый. Армия и оружие в Риме эпохи царей. Луций Тарквиний Приск. Анк Марций. Центурион.

Всего в теме 13 презентаций

Предвестником извержения Везувия стало
сильное землетрясение, 5 февраля 62 года н. э.
Бедствие нанесло большой урон городу,
практически все постройки в той или иной
степени были повреждены. Большая часть зданий
была отремонтирована, однако некоторые
сохранили повреждения до самой гибели города.
Извержение Везувия началось днём
24 августа 79 года и длилось около суток, о чём
свидетельствуют некоторые
сохранившиеся манускрипты.
Оно привело к гибели трёх городов -
Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких
небольших селений и вилл.

В процессе раскопок выяснилось, что в городах
всё сохранилось таким, каким было до
извержения. Под многометровой
толщиной пепла были найдены улицы, дома с
полной обстановкой, останки людей и
животных, которые не успели спастись.
Сила извержения была такова, что пепел от
него долетал даже до Египта и Сирии.

Везувий и городская стена Помпей в 2010 г.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах
погибло около 2000 человек. Большинство
жителей покинули город до катастрофы, однако
останки погибших находят и за пределами
города.

С 1863 года раскопками
руководил
Джузеппе Фиорелли.
В 1870 он обнаружил,
что на месте тел людей
и животных,
погребённых под слоем
вулканического пепла,
образовались пустоты.
Заливая эти пустоты
гипсом, удалось
реконструировать
предсмертные позы
жертв извержения.

Стены римских домов изнутри покрывались фресками,
изученными по большей части на примере Помпей,
Геркуланума и Стабий.

ИНКРУСТАЦИОННЫЙ или
структуральный (150-80 годы
до н. э.) -
характеризуется рустом (кладка или
облицовка стен камнями с грубой,
выпуклой лицевой поверхностью) и
росписью, имитирующей облицовку
мраморными плитами. Возник под
влиянием искусства эллинизма, часто
встречаются репродукции греческих
картин.

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ (80 год до н. э.-
14 год) - на гладких стенах изображались
колонны, карнизы, архитектурные
композиции, пейзажи, создававшие иллюзию
объёма и уходящего вдаль пространства. В
росписях появляются фигуры людей,
создаются сложные многофигурные
композиции, часто по мифологическим
сюжетам.

Архитектурный стиль росписи интерьера.

В этом типе живописи, элементы, такие как
карнизы и фризы с побегами виноградных лоз,
создаются не из гипса, а вырисовываются, с
искусной ловкостью создавая иллюзии из цвета и
тени. То, что на протяжении первого
стиля реализовывалось в объёме и рельефно.
Согласно с первым стилем, инновация в
эффекте тромплей (это техника рисования при
которой реализуется «обман зрения», на стенах
рисуются окна, двери или атриум, чтобы создать
впечатление что комната больше чем она есть)
реализуемом на стене, в котором на месте
плинтуса рисовались ровные постаменты с
фальшивыми колонами, ниши и двери позади
которых открывалась перспектива.

ЕГИПТИЗИРОВАННЫЙ или
орнаментальный (с 14 года н. э.) -
переход к плоским орнаментам, в
обрамлении которых размещались
картины,
обычно пасторальной тематики.

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ или перспективноорнаментальный (с 62 года н. э.) -
появляются фантастические пейзажи,
изображаемая архитектура напоминает
театральные декорации, переставая
подчиняться законам физики. Картины с
изображением людей становятся
динамичнее большая часть зданий Помпеев
украшена живописью этого стиля.

Фрески виллы Мистерий

Названа вилла по получившим
широкую известность фрескам в
одной из комнат к югу от атрия, где
изображается, по наиболее
распространённой версии,
посвящение в дионисийские
мистерии,
по другой - обряд венчания.

Начало таинства.

Роспись, изображающая театральное действие.

Портрет поэтессы.

Портрет молодоженов.

В орнаментальную декорацию с большим
мастерством вводятся натюрморты.

Раздевалка со сводами, украшенными фресками эпохи Флавиев
(амуры, вакханки, трофеи), мраморными сидениями и нишами для
хранения одежды. Стабиевы термы.

Неотъемлемой частью декорации богатого римского дома
были мозаичные полы - от простых полов,
в которых узор выкладывался белой галькой на
цементно-щебеночной основе,
до тончайших мозаик со сложными многофигурными
композициями
(например,
известная
мозаика,
изображающая битву Александра Македонского с
персидским царем Дарием).
Имеются мозаики с рисунками кубов в перспективе,
мозаики, иллюзорно воспроизводящие очистки фруктов на
гладком полу, мозаичные изображения уток, кошек, рыб и
др.

мозаика, изображающая битву Александра
Македонского с Дарием III.

У входа в дом выложена мозаика с изображением
собаки и с надписью «берегись собаки».

Фаюмский портрет.

Фаюмские портреты - созданные в
технике энкаустики погребальные
портреты в Римском Египте I-III веков. Своё
название получили по месту первой крупной
находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской
экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.
Являются элементом видоизмененной под грекоримским влиянием местной погребальной
традиции: портрет заменяет традиционную
погребальную маску на мумии. Находятся в
коллекции многих музеев мира, в том
числе Британского музея, Лувра и в Музее
Метрополитен в Нью-Йорке

Всего на сегодняшний день найдено более 900
портретов.
Время создания этих портретов I-III века по Р.Х.
- время, когда Египет был завоеван римлянами.
За несколько столетий до этого в Египте правила
греческая династия Птолемеев – потомков
одного из соратников Александра Македонского.
Правящей элитой, разумеется, тоже были греки.
Потому неудивительно, что одновременно с
традиционным египетским искусством
существовало и искусство греческих завоевателей
и синтезированное эллинистическое искусство,
впитавшее в себя обе традиции.

Это коснулось всех аспектов культурной и
религиозной жизни древних египтян
указанного периода, в том числе и
погребальных обрядов.
До нас дошли примеры погребальных
изображений, выполненных как в более
древней, собственно египетской традиции
(рельефные погребальные маски), так и в
более новой – греко-римской
(погребальные портреты).

совпадает с христианским учением).
Так или иначе, фаюмский портрет, это образ
вечной, в известном смысле – бессмертной
личности.
Именно это обстоятельство и роднит фаюмский
портрет с иконой.

«Портрет пожилого
мужчины»
(конец I века н.э.)

Особенности композиции
Композиция фаюмского портрета обычно имеет
погрудное построение (поясные изображения
встречаются реже). Головы персонажей, как
правило, повернуты в три четверти. Прямых
фронтальных изображений мало.
Взгляд направлен либо прямо, либо поверх
«зрителя». Источник света, который формирует
светотеневой рисунок лица, чаще всего
«расположен» сверху и немного слева от
изображенного – правая (от зрителя) сторона
лица обычно затенена, независимо от того, в
какую сторону развернут персонаж, затененная
сторона носа передается широкой темной
линией.

«Портрет
молодого
римлянина»,
начало III века н.э.

Лица не отражают эмоций. Глаза, зачастую,
широко раскрыты. Фон условный, обычно -
однотонный светлый либо золотой.
Стилистической особенностью большинства
фаюмских портретов является асимметричность.
Левая часть лица часто отличается от правой
(глаза, брови, уголки губ, уши и т.д. могут быть
разного размера, расположены на разном уровне,
изображены под разными углами). Этот прием не
свойственен эллинистическому искусству,
в нем можно видеть новое веяние в живописи.
По сути это - та же попытка передать объем
предмета и его перспективное искажение, но более
динамично и экспрессивно.