Предложения со словом «пустынного. Контрольная на тему «Диктант Море На пустынном берегу моря

Больше всего меня занимало море. Эх, и размахнулось же оно! Куда ни глянь - всё вода. Иногда она затягивается синим атласом. Солнце огневыми ладонями разглаживает морщины, вшивает золотые узоры. Нельзя оторвать глаз. Потом откуда-то прилетит ветер. В его поступках есть что-то мальчишеское. Он любит поиграть, выкинуть ту или другую каверзу. Нагонит столько туч, что залепит ими всё небо, и начнёт биться невидимыми крыльями о поверхность моря. Золотые узоры исчезают. Всё смято, встрёпано. Поднимается гул и рёв. Я тогда смотрю на море с боязливым любопытством. Бездны его выворачиваются наизнанку. Горбатые волны кажутся демонами. Это они, лохматые и седые, катаются по взъерошенной воде и громко ржут… (А Новиков-Прибой.)

(103 слова. Правописание безударных гласных в корне слова, согласных, гласных после шипящих, приставок, окончаний и суффиксов прилагательных, существительных, глаголов и глагольных форм, н и нн в словах, ъ , наречий и частиц; употребление знаков препинания в конце предложения, в простом осложненном, в сложносочиненном и в сложноподчиненном предложениях.)

Контрольная работа по русскому языку 4 четверть

6 класс Диктант с грамматическим заданием

Приход весны.

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь жёлтые корзинки ее цветка.
Вот что- то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон, и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но ни какие препятствия не остановят их. (118 слов)

Озаглавить текст. Выполнить синтаксический разбор 1 предложения.

Разобрать слова по составу: огоньки, набирает, холодок.

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца.

7 класс Диктант с грамматическим заданием

У моря

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.
Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.
Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)

Выполнить синтаксический разбор предложения, построить схему.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча.

Найти в тексте диктанта 3 причастных оборота, выделить их.

Диктант 10 класс

Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее. Прикрытие, стоявшее подле пушек Тушина, ушло, по чьему-то приказанию, в середине дела, но батарея продолжала стрелять и не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех, никем не защищенных пушек.
Все орудия без приказания били в направлении пожара. Как будто подгоняя, подкрикивали солдаты к каждому выстрелу: «Ловко! Вот так-так!» Пожар, разносимый ветром, быстро распространялся. Французские колонны, выступившие за деревню, ушли назад, но, как бы в наказание за эту неудачу, неприятель выставил правее деревни десять орудий и стал бить из них по Тушину.

В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая снаряды.
Вследствие этого страшного гула и шума, потребности внимания и деятельности, Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось все веселее и веселее.

Выполнить синтаксический разбор предложения, построить схему. Указать виды связи и тип придаточного.

Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее.

11 класс тест

ТЕСТ № 1 (вариант I)

    Отметьте номер слова, в котором на месте пропуска пишется буква и:
    1) круж_во;
    2) ландыш_вый;
    3) затм_вать;
    4) вдумч_вый.
    2. Отметьте номер слова, где написание с не слитное:
    1) сделал (не)так;
    2) мне (не)жарко;
    3) много (не)успевающих по математике;
    4) никому (не)известный рассказ.
    3. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая:
    1) Девочки и мальчики_ и их молоденькая учительница заблудились в лесу.
    2) Ветер дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя_ и мокрой земли.
    3) Большие белые птицы кружат над водой_ либо садятся отдыхать на камни.
    4) Лицом пригожа_ да нравом негожа.
    4. Отметьте номер слова, где на месте пропуска пишется буква, передающая звонкий согласный звук:
    1) по_чевать;
    2) сладкое_ка;
    3) бе_трепетно;
    4) про_ба.
    5. Отметьте номер слова, где написание раздельное:
    1) (По)утру я всегда чувствую себя лучше.
    2) Цветы тянутся (на)встречу солнцу.
    3) Неприятный разговор отложи (на)завтра.
    4) (По)тому я и здесь, что так скучаю.
    6. Отметьте номер слова с удвоенной согласной:
    1) ап(п)етит;
    2) кол(л)ея;
    3) им(м)итация;
    4) грим(м)аса.
    7. Укажите номер варианта, не соответствующего стилистическим нормам языка:
    1) килограмм сахару;
    2) в одну тысячу девятьсот восемьдесят четвертом году;
    3) с тремя ножницами;
    4) вопреки ему.
    8. Отметьте номер сложного слова с соединительной гласной:
    1) кашевар;
    2) телеигра;
    3) легкоатлетический;
    4) изостудия.
    9. В каком ряду во всех словах пропущен ь?
    1) не завис(ь)те, син(ь)ка, волноват(ь)ся;
    2) береч(ь)ся, сплош(ь), клян(ь)чить;
    3) не плач(ь), проч(ь)ти, навзнич(ь);
    4) солов(ь)иный, воз(ь)мите, из груш(ь).
    10. Приведенный ниже текст относится к следующему стилю речи:
    1) официально-деловой;
    2) художественный;
    3) публицистический;
    4) научный.
    Государственная комиссия приняла в эксплуатацию Новосибирский метрополитен. Пока он - единственный на все Зауралье, Сибирь и Дальний Восток. Скоростная транспортная магистраль соединила районы полуторамиллионного города, расположенного по обоим берегам Оби. Она возведена в небывало короткие сроки: всего за шесть с половиной лет. Таких темпов еще не знала отечественная практика.
    11. В каком примере в суффиксе пишется нн?
    1) жарен_ый пирожок;
    2) изобретения запатентован_ы;
    3) смышлен_ый мальчик;
    4) слова девушки легкомыслен_ы.
    12. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?
    1) Я доверяю любящим_ потому что они великодушны.
    2) Земля кругла_ на ней не скроешь тайны.
    3) Люблю веселое искусство природы_ цветы, бабочек, тропические растения, водопады, фонтаны.
    4) Слышу я_ звенит синица средь желтеющих полей.
    13. Орфографическая ошибка допущена в слове:
    1) укращать;
    2) щипцы;
    3) пятнистый;
    4) ограждать.
    14. В каком слове буква т, заключенная в скобки, не пишется?
    1) хрус(т)нуть;
    2) захолус(т)ный;
    3) опас(т)ный;
    4) ярос(т)ный.
    15. В каком случае возможно только одно написание?
    1) (от)того;
    2) (до)завтра;
    3) прим(е,и)рять;
    4) кос(т)ный.
    16. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?
    1) Не бывать бы счастью_ да несчастье помогло.
    2) Жизнь дается один раз_ и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво.
    3) Ответьте же мне_ а то я буду беспокоиться.
    4) Уже совсем рассвело_ и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.
    17. В каком слове ударение падает на второй слог?
    1) древко;
    2) углубить;
    3) крашение;
    4) упрочение.
    18. В каком случае не пишется раздельно?
    1) (не)выдуманный мною;
    2) говорить (не)сдержанно;
    3) (не)приветлив со мной;
    4) совершенно (не)продуманное решение.
    19. В каком предложении чужая речь оформлена неверно?
    1) Чиновник не отвечал, он закрыл лицо руками, грудь его волновалась, в его отрывистых словах проглядывало отчаяние, казалось, он рыдал, и наконец он воскликнул: "Нет, не могу, не погублю ее!" - и убежал.
    2) "Странно... - подумал дьякон, не узнавая походки Лаевского. - Будто старик".
    3) "Бабушка, - сказал Егорушка, - Я спать хочу".
    4) "Что они делают? - думал князь Андрей, глядя на них. - Зачем не бежит рыжий артиллерист, когда у него нет оружия? Зачем не колет его француз?"
    20. Отметьте номер слова с приставкой пре-:
    1) пр_сечь;
    2) пр_ручить;
    3) пр_беречь;
    4) пр_дорожный.
    21. Лексическое значение какого слова определено неверно?
    1) Банальность - заурядное, избитое мнение.
    2) Фактор - причина, движущая сила, необходимое условие какого-либо процесса, явления, определяющие его характер или отдельные черты.
    3) Откровение - искренность, чистосердечие, правдивость, прямота.
    4) Эффектный - производящий сильное впечатление, эффект; рассчитанный на то, чтобы произвести эффект.
    22. В каком слове пропущена буква ю?
    1) ве_т ветры;
    2) хмур_щийся отец;
    3) пен_щаяся волна;
    4) верующие мол_тся.
    23. В каком примере пишется ни?
    1) Кто из нас н_ находил в этом доме радушный прием?
    2) Это был н_ кто иной, как мой верный друг.
    3) Никто иной, кроме верного друга, н_ поможет тебе в трудную минуту.
    4) Кто н_ плакал над этим романом, все объясняли свои слезы по-разному.
    24. Нужны запятые на месте цифр:
    Дождь хлещет в стекла окон (1) гулко веет ветер (2) и (3) когда (4) стеклянный сумрак улицы освещают вспышки молний (5) цветы с подоконников (6) кажется (7) падают.
    1) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
    2) 1, 2, 3, 5, 6, 7.
    3) 1, 2, 4, 5.
    4) 1, 2, 5.
    25. В каком слове пропущена буква о?
    1) щ_лочь;
    2) переж_вывать;
    3) ж_рдочка;
    4) холщ_вый.
    26. Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.
    1) Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее изгибами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо.
    2) Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар.
    3) Как славно что снег и что приехала она, и что завтра я поведу ее на свои любимые места.
    4) Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват.
    27. В каком слове одинаковое количество букв и звуков?
    1) возчик;
    2) вскользь;
    3) скворечник;
    4) каюта.

9 класс Изложение с элементами сочинения

N 5

I

Собачья ревность

Они вернулись сюда же поздним утром, но не взяв ружья.

Так как все отлично просматривалось (не то что в тот раз в су- мерках), Бим стал действовать смелее: он вволю носился по лесу, не забывая следить за хозяином. Все шло как нельзя лучше.

197Наконец Бим почуял слабый запах вальдшнепа и сделал классическую стойку. «Вперед», - скомандовал Иван Иваныч, только стрелять-то ему нечем. Он приказал лежать, как полагается при взле- те птицы. Биму стало непонятно, видит хозяин или нет? И он стал искоса на него поглядывать, пока не убедился - видит.

Ситуация повторилась и со вторым вальдшнепом. Но в движениях Бима теперь проскальзывала обида. Недовольство искало выхода в настороженном взгляде, пробежке сторонкой, даже в попытках к неповиновению. Оно-то и подтолкнуло Бима погнаться за третьим уже взлетевшим вальдшнепом, словно он, Бим, был обыкновенной дворнягой. Но вальдшнепа преследовать не будешь: он мелькнул в ветвях и в следующую секунду уже исчез. Теперь к тому, что Бим был наказан, добавилось недовольство результатами охоты. Ну хорошо, он отошел в сторонку, лег и глубоко вздохнул.

Остановился Иван Иваныч, осматривается и нюхает воздух. Потом шагнул, присел и нежно погладил росший у дерева цветочек, малюсенький такой (почти не пахнущий для Ивана Иваныча, а для Бима страшно вонючий). И что он нашел в этом цветке? Сидит и улыбается. И, исключительно из уважения к личности хозяина, Бим сделал вид, что ему тоже весело и хорошо. На самом же деле он был сильно удивлен. А хозяин тем временем говорил ему: «Ты посмотри, посмотри-ка, Бим», - и наклонил нос собаки к цветку.

Уж такого вытерпеть Бим не мог и отвернулся, незамедлительно отошел и лег на полянке, выражая своим видом одно: «Ну и нюхай свой цветок!» Такое расхождение требовало срочного выяснения отношений, но хозяин Бима лишь счастливо смеялся ему в глаза. Биму было обидно: «Тоже мне, хохочет!»

А хозяин от цветка никуда и разговаривает с ним: «Здравствуй, первенький!», - и «здравствуй» это точно сказано не ему, Биму. И случилось то, что в собачью душу стала закрадываться ревность, если можно так выразиться. И хотя дома отношения как будто наладились, но этот день Бим считал неудачным: дичь была - не стреляли, погнался за птицей - наказали, да еще - цветок тот.

Да, все-таки бывает у собаки собачья жизнь, потому что она живет под гипнозом трех «китов»: «Нельзя», «Назад», «Хорошо».

Выскажитесь о проблеме взаимоотношений человека и животных.

У р о к 46. Контрольный диктант

I в а р и а н т

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого конца края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. За плечами они несли вороха сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (116 слов.)

II в а р и а н т

Антон восторженными глазами оглядел отцовскую каюту. Маленькая комнатка, уставленная лишь необходимой мебелью, была очень уютна. Здесь все было необыкновенным. Над койкой, застеленной шерстяным одеялом, висела писанная масляными красками картина, изображавшая ветряную мельницу под соломенной крышей, пестреющий цветами луг. Не обычные, а специально прикрепленные к стене полки вмещали множество интересных вещей. На одной из них стоял письменный прибор, возле него лежала стопка книг в кожаных переплетах. Среди них мальчик увидел книги, посвященные морю, истории кораблей. Одна из книг привлекла его внимание. На ее обложке была нарисована бегущая по волнам шхуна. Антон рассмотрел на ее палубе маленькую фигурку юнги. Не испытанное ранее волнение охватило мальчика. Ему захотелось расспросить отца об истории шхуны и юнги. (117 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е (одинаковое для обоих вариантов): графически объяснить знаки препинания при причастных оборотах, написание суффиксов причастий (задание выполняется по мере записи диктанта, а не после его написания).

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

(10 часов +2 часа развития речи)

На изучение деепричастия в VII классе отводится 9 часов. За это время у учащихся должны быть сформированы определенные орфографические и пунктуационные навыки: правописание не с деепричастием, выделение запятыми обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Работа по развитию речи учащихся в период изучения этой темы направлена на обогащение языка школьников деепричастиями и деепричастными оборотами, на предупреждение ошибок, связанных с образованием и употреблением их в речи. В ходе изучения темы учащиеся должны овладеть умениями распознавать деепричастия «в лицо», употреблять их в речи, уметь производить синонимическую замену личных форм глагола и причастий деепричастиями.

При разработке уроков по этой теме необходимо учитывать, что сведения о деепричастии для учащихся являются новыми, незнакомыми. Нужно помнить о том, что ошибки, связанные с обособлением деепричастий и деепричастных оборотов, обычно многочисленны и устойчивы, несмотря на то что это пунктуационное правило достаточно простое (в сравнении с правилами обособления причастных оборотов). Объясняется это тем, что школьники обычно не умеют распознавать деепричастия, часто смешивают их с личными формами глагола и причастия.

В ходе изучения темы «Деепричастие» важно использовать различные виды работ, убеждающие школьников в том, что употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной (выделяет основное действие в ряду других или нескольких, выявляет смысловые отношения между двумя или несколькими действиями) и выразительной (устраняет однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица или предмета, дорисовывает основное действие) 15 .

У р о к и 47-48. Понятие о деепричастии

и деепричастном обороте.

Правописание не с деепричастиями

Цель уроков: ознакомление с лексическим и грамматическим значением деепричастия как части речи, с правилом написания не с деепричастиями; введение понятия о деепричастном обороте; формирование навыка разграничения основного и добавочного действия, нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми.

Работа по развитию речи: конструирование предложений по заданным моделям с использованием деепричастий для обозначения добавочного действия; составление связного рассказа на грамматическую тему; употребление деепричастий для передачи динамичности в развитии действия в текстах повествовательного характера.

I . Объяснение нового материала, в процессе которого учитель знакомит семиклассников с грамматическими особенностями деепричастия, подводит их к определению понятия, выявлению роли деепричастия в речи, синтаксической роли в предложении.

Дается задание описать действия учащейся, которая делает задание по русскому языку: как она пишет, какие добавочные действия при этом совершает. «Она заглядывает в книгу, подчеркивает орфограммы, листает словарь и т. д.»,- отмечают семиклассники.

Записываются и сопоставляются два предложения:

Девочка выполняла домашнее задание и подчеркивала орфограммы.

Девочка выполняла домашнее задание, | подчеркивая орфограммы |.

В ходе анализа предложений учащиеся выясняют, что в первом предложении глаголы-сказуемые называют оба действия как одинаково важные. Во втором предложении выполняла обозначает основное, главное действие, а подчеркивая - добавочное, дополнительное. Учитель сообщает, что часть речи, обозначающая действия, добавочные по отношению к основному, называется деепричастием. В процессе беседы выясняется, что деепричастия образуются от глаголов, имеют, как и глаголы, вид. Но деепричастие имеет и признаки наречия: оно не изменяется, в предложении является обстоятельством. Как правило, деепричастие можно заменить глаголом-сказуемым.

Опираясь на знания о причастном обороте, учащиеся находят деепричастный оборот, определяют его синтаксическую роль в предложении; графически объясняют расстановку знаков препинания.

II . Закрепление материала.

1. Выразительное чтение знакомого семиклассникам текста, например отрывка из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Сначала текст читается целиком, затем - по предложениям.

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами.

И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло все поле, а запорожцы все палили, не переводя дух.

О каких основных действиях говорится в отрывке?

Какими средствами языка Н. В. Гоголь добивается яркого, образного описания этих действий?

(Делается вывод о функции деепричастия в речи - описывается, дорисовывается основное действие.)

2. Замена деепричастием сначала первого глагола, потом второго. Запись предложения с расстановкой знаков препинания. (Нужно обратить внимание учащихся на то, что одиночные деепричастия тоже выделяются запятыми. Желательно, чтобы деепричастные обороты были поставлены в разные части предложения.)

1) Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. 2) Снег падал на землю и покрывал ее пушистым ковром. 3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

Различаются ли по смыслу I и II варианты каждого предложения? Определите вид деепричастий.

III. С целью выработки у учащихся умения отличать деепричастия от личных форм глагола и употреблять деепричастия в речи дается упражнение с заданием заменить, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями; графически объяснить знаки препинания; по вопросам определить вид деепричастия.

1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

Какие предложения лучше передают динамичность, стремительность в развитии действия? (Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более динамичны, чем предложения с однородными глаголами-сказуемыми.)

I V . Анализ текста повествовательного характера.

Полезно напомнить учащимся, что в повествовании мир предстает в динамике, в движении, в нем рассказывается о сменяющихся, следующих друг за другом действиях, как бы создается лента кадров. Чтобы подчеркнуть эту последовательность действий, в этом типе речи часто используются глаголы движения, деепричастия совершенного вида или деепричастные обороты, с помощью которых передается динамичность, стремительность в развитии действия.

Для анализа предлагается отрывок из повести М. Горького «Детство». После чтения учителем текста семиклассники должны найти в нем признаки этого типа речи и сделать вывод о том, что деепричастия «дописывают», дополняют главное действие.

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь все веселее,- и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, к уж нельзя было отвести глаз от нее - так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!

По выбору учителя ряд предложений записывается в тетради и анализируется.

V . Сообщение учителя о написании не с деепричастиями (совпадает с правилом написания не с глаголами).

Выполняются следующие упражнения.

1. Словарный диктант.

Учащиеся определяют, приставкой, частицей или частью корня является не в словах не чувствовал, не чувствуя, не удивляясь, недоумевал, не зависев, не сожалея, не исчезая.

2. Выборочный диктант.

Учащиеся выписывают деепричастия, графически объясняя написание не с деепричастиями.

Не задумываясь, не думал, не присутствовал, не присутствуя, ненавидя, негодуя, не спрашивал, не припоминая, не истомившись, не удивился.

Обобщение материала урока.

Какова роль деепричастия в речи? (Деепричастие дорисовывает, дописывает основное действие, называемое сказуемым, дополняет его.)

Для какого типа речи характерно употребление деепричастий? (В текстах повествовательного характера для передачи динамичности в развитии действия.)

Какое лицо (или предмет) совершает действие, обозначенное деепричастием? (То же, что и действие, обозначенное глаголом.)

Каковы признаки глагола у деепричастия?

Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении? (Является обстоятельством, как и наречие.)

Какой еще признак наречия имеет деепричастие? (Оно не изменяется.)

Как пишется не с деепричастиями? Привести примеры. В заключение урока проводится проверочная работа.

I в а р и а н т

I. Найдите предложения, в которых есть часть речи, обозначающая добавочное к основному действие.

1. Космонавт слушает и улыбается.

2. Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

3. Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

4. Птицы хлопают крыльями и поднимаются вверх.

5. Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

II. Найдите предложения, в которых есть деепричастие.

1. Мама сидела, откинувшись в кресле.

2. Я открыл окно и залюбовался видом.

3. Брат склонил голову и писал что-то.

4. Разложив игры, дети сели в кружок.

1. Витя мыл посуду, насвистывая какую-то песенку.

2. Из дома вышел человек и направился к машине.

3. Выйдя из дома, человек направился к машине.

4. Человек, вышедший из дома, направился к машине.

5. Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.

II в а р и а н т

I. Найдите словосочетание с деепричастием.

1. Закутанный в тулуп;

2. проложенный геологами;

3. укрепил болт;

4. запер на замок;

5. вырастив урожай;

6. раскачивающихся от ветра.

II. Найдите словосочетание с деепричастием.

1. Выкрашенный краской; 4. устроившись на ночлег;

2. выкрасив краской; 5. запертый дома;

3. устроенный по проекту; 6. заперев дом.

III. Найдите предложения с деепричастным оборотом.

1. Блеснула яркая молния, и раздался удар грома.

2. Много тайн хранят леса, опаленные войной.

3. Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.

4. Георгины, почерневшие от мороза, печально свешивали свои головки.

5. Не узнав горя, не узнаешь и радости.

6. Мальчик шел и не разбирал дороги.

IV. Найдите предложения с деепричастным оборотом.

1. Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.

2. Через темный лес, через глухие овраги пробирается с добычей старый волк.

3. Когда начал дуть сильный ветер, пуща вновь ожила.

4. Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались.

5. Я забыл о ружье, залюбовавшись необыкновенным зрелищем.

6. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся с юга, стала кружить над заливом.

Контрольный листок учителя:

I в а р и а н т II в а р и а н т

I. 2, 5; II. 1, 4; III. 1, 3. I. 5; II. 2, 4, 6; III. 5; IV. 4, 5.

За работу учащимся выставляется оценка. Семиклассники, не справившиеся с заданием, получают его на дом.

По мере выполнения задания учащиеся, справившиеся с ним раньше других, могут придумать и записать предложения с одиночными деепричастиями.

Домашнее задание: § 26, 27, 28; упр. 159 (устно), 172 (письменно). Графически объяснить написание не с деепричастиями, постановку знаков препинания при деепричастных оборотах; повторить порядок морфологического разбора причастия (§ 23).

______________________________________________________________

Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления.

Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.

(96 слов) (А.Волков.)

1) Выпишите из текста слово (-а) с непроизносимой согласной

2) Выпишите из 2-го абзаца слово (-а) с чередующейся гласной в корне

3) Выписать из текста сложное предложение

4) Выписать из 2-го абзаца все предлоги

(По книге Д. Зуева «Времена года»)

(По В. Белов)

Кончается лето. Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога.

Поднялись в небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей. Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. «До свидания, птицы!» - провожают их люди.

Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени. (92 слова)

С вечера разыгралась метель. Прошумела она, и волшебно преобразился лес.

Слепят глаза блестящие на солнце сугробы. Заколдовала зима молчаливого богатыря в хвойной кольчуге. Грузные ветки елей под тяжестью снега почти касаются земли. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.

Под березками приютились крохотные елочки. В причудливый наряд одела метель молодую поросль. От холодных лучей солнца загорается на них снежное покрывало. Как хороши они теперь!

Вьюга посеребрила пышные прически преогромных сосен. На их макушках примостились пышные снежные шапки. Под соснами змеится след лукавой лисицы.

Вечером в чащобе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. Во мраке безлунных ночей только и видишь одни березы в темном лесу. Трудно отыскать здесь тропинку или даже дорогу. (111 слов)

(На основе книги Д. Зуева «Времена года»)

__________________________________________________________________

Ходит осень по русской земле...

В просторных полях плавает над росой синяя паутина, и медленно остывает натруженная земля. В прозрачных глубинах речных омутов ленивеют рыбы, едва шевеля плавниками. Стога, окруженные поздней зеленой травой, давно поблекли и вылиняли от сентябрьских дождей. Зато ослепительны изумрудно-сизые озимые полосы, и безмолвно и ярко пылают на опушке рубиновые всплески рябин.

В лесу необычайно тихо. Все замерло, затаив дыхание, и словно ждет какую-то неизбежную кару, а может, прощения и отдыха.

Осень дует на леса, обдавая их мокрым ветром, и тогда глухой недовольный гул валами идет на тысячи верст. Ветры сдувают с лона бессчетных озер заповедную синеву, рябя и осыпая мертвой листвой плесы великих северных рек. Дыхание этих ветров то прохватывает тайгу болотной сединой, то вплетает в нее золотые, оранжевые и серебристо-желтые пряди. Но сосновым и еловым грядам все нипочем, и они все так же надменно молчат либо грозно и страшно гудят, вздымая свои возмущенные гривы, и тогда могучий шум снова катится по бескрайней тайге. (158 слов)

(По В. Белов)

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)

Кончается лето. Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога.

Поднялись в небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей. Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. «До свидания, птицы!» - провожают их люди.

Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени. (92 слова)

Контрольный диктант по русскому языку по теме: «Вводные слова» с грамматическим заданием по типу ГИА

МОРЕ

Вы, вероятно, видели, друзья мои, море и любовались им в различное время дня и ночи. Море - капризное дитя природы. Море поражает, во-первых, своей величавостью, во-вторых, беспредельной далью, в-третьих, меняющейся окраской и, наконец, постоянным глухим шумом прибоя волн. С криком носятся над ним белые чайки. Ни степи, ни леса, ни горы - нет, ничто не привлекает меня больше моря.

Море, разумеется, очаровывает вас. В нем тонет все: и облака, и небо, и звезды, В пене волн играют переливы синего неба, серебристый блеск месяца и золотистые отражения ярких электрических фонарей. А как красиво море ночью! Стоит темная ночь. Вот показывается из-за туч полная, румяная стыдливая луна-чародейка. Она проливает свой мягкий свет и отражает его в море красной полосой, которая кажется обагренной кровью дорогой.

Увы! Я давно не был на море и снова хочу побывать на его берегах. (128 слов.)

  1. Укажите способ образования слова беспредельной
  2. Обведите все обращения в овал.
  3. Выпишите из диктанта приложение
  4. Назовите средство синтаксической выразительности:

играют переливы синего неба

  1. Из данного предложения выпишите грамматическую основу :

Я давно не был на море и снова хочу побывать на его берегах.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Вы (1) вероятно (2) видели (3) друзья мои(4) море и любовались им в различное время дня и ночи .

  1. 1,2,
  2. 1,2,3,4
  1. Укажите правильный ответ. В слове друзья:
  1. 6 букв и 6 звуков
  2. 6 букв и 5 звуков
  3. 5 букв и 5 звуков
  1. Укажите способ связи слов в словосочетании электрических фонарей
  1. Управление
  2. Согласование
  3. Примыкание
  1. Из 3 абзаца выпишите предложение, в котором есть междометие
  2. Составьте схему предложения: В нем тонет все и облака и небо и звезды (знаки препинания не расставлены)