Разрешение споров с ресурсоснабжающей организацией. Как избавиться от задолженности управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями или долги «в воду

Кто является исполнителем коммунальной услуги до заключения договора ресурсоснабжения (в том числе при переходе МКД в другую УК)?

В настоящее время судебная практика не однозначна по данному вопросу, с учетом её анализа представляем своё мнение, которое заключается в следующем.

Основанием для начисления УО потребителям платы за коммунальные услуги является начало предоставления УО коммунальных услуг потребителям.

Дата начала предоставления коммунальных услуг потребителям управляющей организацией определяется в п.14 Правил № 354, в соответствии с которым такая дата определяется не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. В соответствии с п.19 и п.15 Правил № 124 дата начала поставки коммунального ресурса определяется в договоре ресурсоснабжения (но не ранее даты, с которой у УО возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям), и может быть определена сторонами такого договора с более ранней даты, чем дата заключения договора.

Из указанного правила следует, что до заключения УО договора ресурсоснабжения с РСО, нет правовых оснований признавать УО исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем у такой УО не возникает обязанность начислять потребителям плату за коммунальные услуги.

Вместе с тем, в соответствии с пп. «б» п.17 Правил № 354 РСО предоставляет коммунальные услуги потребителям в период, в течении которого способ управления МКД выбран, но не наступил срок, указанный в п.14 Правил № 354. То есть на период пока в договоре ресурсоснабжения, заключенном с УО, не будет определена дата начала поставки коммунального ресурса РСО абоненту - управляющей организации, РСО предоставляет коммунальные услуги потребителям в таком МКД на основании договора, заключенного с собственниками помещений путем конклюдентных действий, которые выразились в смене собственниками способа управления МКД и (или) исполнителя коммунальных услуг (п.6 Правил № 354) и согласии собственников получать коммунальную услугу от другого исполнителя. Поскольку в период исполнения такого договора стороны руководствуются положениями Правил № 354 (п.7 Правил №354), то РСО в соответствии с п.31 Правил № 354 несет обязанности исполнителя коммунальных услуг. А, следовательно, в соответствии с пп. «г» п.31 Правил №354 РСО обязана производить расчет потребителям платы за коммунальные услуги и в соответствии с п.63 Правил № 354 принимать соответствующие платежи в течении всего периода, пока в договоре ресурсоснабжения не будет определена дата начала поставки коммунального ресурса управляющей организации.

В случае если в заключенном договоре ресурсоснабжения с управляющей организацией стороны договора распространят его условия в части оплаты за коммунальные ресурсы управляющей организацией на период, возникший с даты начала управления МКД УО (до заключения договора ресурсоснабжения), РСО будет вправе выставить к оплате управляющей организации разницу между стоимостью объемов ресурса, поданного в многоквартирный дом, начиная с даты начала управления многоквартирным домом УО, и суммой фактически уплаченной за тот же период гражданами непосредственно в РСО.

Данная правовая позиция отражена в решении Верховного суда РФ от 13.01.2014 г. № АКПИ13-1116, Постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2013 г. №06АП-438/2013, Решениях Арбитражных судов Республики Карелия от 22.05.2013 г. по делу №А26-536/2013 г., Владимирской области от 30.04.2013 г. по делу № А11-415/2013 г.

Имеют ли право собственники заключить договоры с РСО минуя УО при способе управления "Управляющая организация"? Будет ли УО нести за это ответственность, если собственники примут такое решение на общем собрании?

В соответствии с п.5 ч.2 ст.44 ЖК РФ установлено право собственников принимать решения на общем собрании собственников по перечню только тех вопросов, которые Жилищным кодексом отнесены к компетенции общего собрания. Выбирая способ управления «управляющая организация», собственники не полномочны изменить для такой организации условия управления многоквартирным домом, которые исходят из норм Жилищного кодекса (предоставление коммунальных услуг такой организацией является существенным условием договора управления по п.2 ч.3 ст.162 ЖК РФ). По указанным основаниям при проверке деятельности такой управляющей организации государственными надзорными органами, решение собственников о не включении в договор управления обязанностей УО по предоставлению коммунальных услуг может быть признано незаконным (как принятое с превышением полномочий собственниками по принятию решений на общем собрании), а соответствующий договор управления – незаключенным. Соответственно последствием таких решений государственного надзорного органа может стать его решение о признании способа управления «управляющая организация» на соответствующем многоквартирном доме нереализованным и об обязании ОМС провести конкурс по отбору управляющей организации для управления таким домом.

Потому, что сейчас наша судебная практика стала раскладываться в том направлении, что все свои претензии собственники адресуют исполнителю, с него взыскать намного проще, чем с ресурсоснабжающей организации и суды, как районные суды, мировые суды, так и арбитражные суды взыскивают с исполнителей, на то они в законодательстве и именуются как исполнители. Все эти претензии, по компенсации морального вреда, материального вреда, перерасчет и так далее, причем у исполнителя могут возникать определенные прения с ресурсоснабжающей организацией, если этот вопрос никак в договоре не прописан. Поэтому, обратите на него внимание, обязательно укажите, если вы будете находиться в процессе подписания договора, либо собственники у вас будут платить самостоятельно, а вы будете подписывать новые договоры об оплате не обще домовые нужды, все равно пропишите, что если к исполнителю обращаются собственники по качеству, то две стороны должны, каким-то образом, отреагировать, я имею в виду ресурсоснабжающую организацию и исполнителя и направить своих представителей в течение определенного срока (2х-3х дней), в зависимости от срочности претензии, к конечному потребителю для того, чтобы определить, правомерность, так скажем, жалобы.

Если собственник хочет провести экспертизу по тому, что очень многие претензии можно подтвердить их правомерность, только на основании экспертизы. Особенно, кто виноват в снижении качества коммунальной услуги, поэтому, если собственник, в период рассмотрения своей жалобы, прости провести экспертизу, то исполнитель должен назначить и провести эту экспертизу за счет собственных средств. Если эта экспертиза покажет, что притязания и претензии собственника были правомерны, то тогда, соответственно, стоимость экспертизы не возвращается. Если экспертиза покажет, что требования собственника были не правомерны, то с него можно взыскать стоимость экспертизы, понятное дело, что это процесс сложный и зачастую это сложно сделать, я бы сказала, в 99 случаях только в судебном порядке, но факт остается фактом, законодательство того требует.

При этом, обратите внимание, исполнители, если в дальнейшем экспертиза покажет, что вина на снижении качества коммунальной услуги возлагается на ресурсоснабжающую организацию, то эти суммы, затраченные не экспертизу, можно предъявить, затем, к ресурсоснабжающей организации. Желательно, чтобы этот пункт также был прописан в договоре о том, что в случае, если будет назначено проведение экспертизы, которая установит вину одной из сторон, то виновная сторона обязана погасить все расходы за проведение экспертизы, а также все претензии конечного потребителя. Причем, обязательно, это вообще-то тоже касается всех любых договоров, в том числе и договоров с ресурсоснабжающими организациями, если вы установили такую обязанность сразу, в разделе, касающемся ответственности пропишите, что если виновная сторона, в течение 10-15 дней не произведет выплаты, установленные пунктом таким-то, то на нее возлагаются штрафные санкции дальше вы прописываете тот порядок, который вам удобен. Либо это штрафная санкция, конкретный штраф в определенной сумме, либо в зависимости в процентном соотношении от размера платежа, допустим, 0,1% от размера платежа за каждый день просрочки.

Это касается всех обязанностей, запомните главное правило, в договоре важно не только прописать обязанности двух сторон, но и указать ответственности за неисполнение этих обязанностей, и это даже более важно, чем просто прописать обязанности, потому что обязанность без ответственности это практически ничего, ну нарушила сторона и если не установлена ответственность, она может дальше нарушать спокойно. Подбирать под каждый случай гражданском кодексе, у нас не настолько гражданский кодекс детально прописан, чтобы это можно было сделать, поэтому ответственность нужно обязательно прописывать за каждое нарушение обязанности.

Образцы типовых претензий и исковых заявлений

(наименование исполнителя

(управляющей организации, ТСЖ и др.)

(ФИО)

проживающего по адресу:

_________________________________

Требование

о предоставлении информации

Я _____________________________________________ (Ф. И.О. собственника) являюсь собственником (нанимателем) квартиры № ____ по ул. _______________________.

Опломбировке коллективных (общедомовых) ПУ, их поверке о наличие паспорта, позволяющего определить, какой он имеет режим (однотарифный или двухтарифный);

Получить полный текст

Каким образом снимаются показания общедомовых приборов учёта, с какой периодичностью;

Принимает ли участие ресурсоснабжающая организация в снятии показаний общедомовых приборов учёта;

Подключены ли нежилые помещения (если таковые имеются в доме или на территории дома) к общедомовому прибору учёта.

4. В случае наличия в нашем доме общедомовых приборов учёта, прошу предоставить мне для ознакомления журнал учёта показаний.

В случае неисполнения вышеназванных требований в добровольном порядке, оставляю за собой право:

1. обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области с целью привлечения _______________________________________________ к административной

(наименование организации)

Ответственности за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей;

2. обратиться в суд с иском, где помимо заявленных мною требований буду требовать взыскания с Вашей организации убытков; компенсации морального вреда (ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»); выплаты неустойки за просрочку исполнения требований потребителя (ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

О принятом решении прошу Вас уведомить письменно (в течение 3 дней с момента получении заявления)

Приложение:

1. ______________________________________________________________________

(копия квитанции за _______________ расчётный месяц)

2. ______________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________

Документы представлены в 1 экземпляре на __ листах.

_____________________ __________________ «___» ______________.20__ г.

___________________________

* Порядок вручения заявления:

Один экземпляр заявления под роспись вручается уполномоченному лицу в организацию, с указанием фамилии, должности, даты вручения, штампа.

В случае отказа от принятия заявления в организации, необходимо направить заказным письмом с уведомлением.


_________________________________

(наименование управляющей организации)

Адрес: ___________________________

От _______________________________

(ФИО)

проживающего по адресу:

_________________________________

тел. _____________________________

Претензия

о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества

Я _____________________________________________ (Ф. И.О. собственника) являюсь собственником квартиры № ____ по ул. _______________________, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности _______________ (номер и сер. свидетельства) от __________________ (дата выдачи свидетельства). В платежном документе за _________________ (период) управляющая компания ______________________________ произвела начисления платы за _________________________ (наименование жилищно-коммунальной услуги) в размере ____________________ .

Данная услуга оказывается некачественно. Это выразилось в следующем: _______ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________.

Поскольку предоставляемые коммунальные услуги, предназначены исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности , к отношениям применяется законодательство о защите прав потребителей.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» услуга должна быть предоставлена потребителю, качество которой, соответствует договору и обязательным требованиям закона. Требования к качеству коммунальных услуг определены в Приложении № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 000.

С «______» ___________ 20____г. по «_____» ___________ 20____г. мне предоставляется коммунальная услуга _______________________ ненадлежащего качества, что подтверждается ___________________________________________________ ___________________________________________________________________________.

Соответственно, управляющая компания обязана предоставить по требованию потребителя документы, подтверждающие правильность начисления платы за коммунальные услуги.

На основании изложенного, руководствуясь нормами Закона РФ «О защите прав потребителей» прошу в 10-дневный срок:

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о защите прав потребителей при предоставлении некачественных коммунальных услуг

Я являюсь собственником/цей жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ______________________________ на основании Свидетельства о государственной регистрации права № ________ от _________. Управление многоквартирным домом и поставку коммунальных ресурсов осуществляет __________________________, на основании договора № ________ от ___________.

С __.__.20__ г. по __.__.20__ г. температура горячей воды в точке разбора составляла + 39 º С. __.__.20__ г. я по диспетчерскому телефону управляющей организации оформил(а) заявку о некачественно предоставляемом коммунальном ресурс. __.__.20 __ г. ко мне был направлен специалист управляющей организации _________________, который зафиксировал в акте проверки на основании показаний измерительных приборов температуру горячей воды равную + 39 º С. В период времени с __.__.20 __ г. по __.__.20 __ г. температура горячей воды составляла + 39 º С. __.__.20__ г. мной был повторно вызван представитель управляющей организации ______________________ с целью произведения замера температуры коммунального ресурса. В повторном акте проверки он указал данные измерительных приборов, согласно которым температура горячей воды в точке разбора в моей квартире составляла + 39 º С.

С __.__.20__ г. управляющая организации возобновила подачу коммунального ресурса надлежащего качества. Температура горячей воды составила + 70 º С. __.__.20__ г. управляющей организацией _____________ в мой адрес был направлен специалист, который и зафиксировал в акте проверки на основании показаний измерительных приборов температуру горячей воды, равную + 70 º С.

В платёжном документе на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с __.__.20 __ г. по __.__.20__ г. в строке «горячее водоснабжение» мне было предъявлено к оплате _____ рублей ______ копеек. Данный платёжный документ мной был оплачен полностью/не оплачен/оплачен частично.

Считаю начисление к оплате денежной суммы в размере _________ руб. ________ коп. неправомерной, так как управляющей организацией для расчёта размера платы был использован тариф на горячую воду надлежащего качества, установленный Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от __.__.20__ г. № _______, равный __ рублей __ копеек за нагрев и подачу горячей воды.

20__ г. я обратился/сь к управляющей организации с письменным требованием произвести перерасчёт за горячее водоснабжение ненадлежащего качества.

Ответ на мою претензию от управляющей организации получен не был. Перерасчёт также не был произведён.

Поскольку услуги, предоставляемые Ответчиком, предназначены исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, к отношениям применяется законодательство о защите прав потребителей.

Действия ответчика по начислению к оплате денежной суммы за горячее водоснабжение за период с __.__.20__г. по __.__.20 г. являются необоснованными и ущемляющими мои потребительские права в силу следующего:

1. Ответчиком предоставлена коммунальная услуга ненадлежащего качества.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.__.1992 г. № 000-1, исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору.

Получить полный текст

В п. 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей сказано, что если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующий этим требованиям.

Согласно п. 5 Приложения № 1 «Требования к качеству коммунальных услуг» к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 000, температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду

Согласно п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 20, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.

Акт проверки от __.__.20 __ г. зафиксировал температуру горячей воды + 39 º С. В течение всего месяца температура горячей воды не повышалась и составляла + 39 º С. Акт проверки от __.__.20__ г. подтверждает температуру горячей воды, равную + 39 º С. В акте проверки от __.__.20__г. зафиксирована температура горячей воды, соответствующая требованиям законодательства - + 70 º С.

Весь период с __.__.20__ г. по __.__.20__ г. температура горячей воды не поднималась выше + 39 º С. Следовательно, расчёт платы за данный коммунальный ресурс за данный период должен производиться с применением тарифа на холодную воду.

Однако, управляющая организация ____________________ произвела начисление платы за горячую воду, применяя тариф на горячую воду, состоящий из подачи и нагрева воды.

Включение в квитанцию за период с __.__.20__г. по __.__.20__г. платы за горячую воду в размере _____________ рублей _____________ копеек является незаконным.

2. Действия Ответчика причинили мне моральный вред.

Незаконные действия управляющей организации _____________________________ по выставлению мне оплаты за горячую воду в период с __.__.20__ г. по __.__.20__ г. заставили меня устрашиться вседозволенностью управляющей компании, от которой я нахожусь в экономической зависимости в силу жилищно-коммунальных отношений, усомниться в действенности законодательства. К тяжелым переживаниям, вызванным длительной процедурой доказывания своей правоты, добавилось ощущение безысходности, так как незаконным начислением мне оплаты управляющая компания внушает мысль о невозможности законным способом защитить свои права. Своими действиями по отказу в удовлетворении моих устных и письменных обращений Ответчик причинил мне моральный вред, на возмещение которого я имею право в соответствии со ст. 151 ГК РФ и ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» и который я оцениваю в размере ___________ рублей.

На основании вышеизложенного и в соответствии с ст. ст. 4, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 29, ч.1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ,

ПРОШУ СУД:

1. Возложить на ответчика обязанность сделать перерасчет, списать с моего лицевого счета предъявленную к оплате мне сумму за «горячее водоснабжение» в размере _______________ за период с __.__.20__ г. по __.__.20__ г.

2. Обязать ответчика компенсировать причиненный мне моральный вред в размере ______ рублей ________ копеек.

3. Возложить на ответчика обязанность сделать перерасчет, списать с моего лицевого счета предъявленную к оплате мне сумму пени в размере _____________________________________ , начисленную за период с __.__20__ г. по __.__.20__ г.

4. Возместить мне убытки в размере _______________________________________.

Приложение в копиях:

1. исковое заявление;

2. квитанции по оплате коммунальных услуг за период __________________________

3.____________________

4. ____________________

«___» __________ 20__ г. __________________

________________________________________________________________________________________

В соответствии с п.2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», ч.7 ст.29 ГПК РФ иски по данной категории дел могут быть предъявлены в суд по месту жительства или пребывания истца с учетом требования неимущественного характера - о признании действий незаконными .

Истец: _________________________________

адрес: __________________________________

________________________________________

(В соответствии с п.3 ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и пп.4 п.2 ст.333.36 Налогового кодекса РФ истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты госпошлины).

Ответчик: _____________________________

Получить полный текст

адрес: __________________________________ ________________________________________

Сумма иска: _____________________ рублей

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании действий ответчика по начислению в гг. платы за электроэнергию с использованием показаний общедомовых приборов учета незаконными

Я являюсь _______________________________________________________________,

(собственником, нанимателем, членом ТСЖ)

жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: _______________ _________________________________________________. Совместно с другими собственниками помещений в указанном доме избран способ управления многоквартирным домом – Управляющая компания - _________________ _______________________ (далее – Управляющая компания, Ответчик).

Платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг направляет мне расчетный центр» (далее – ЕРЦ) .

В _____________ 20____ г. я впервые получил(а) квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг, где отдельной строкой начислена плата за «электроэнергию по показаниям общедомового прибора учета» в размере ____________ руб. за ____________ кВтч.

Предъявленная мне сумма не оплачена полностью.

В течение г. управляющая компания неоднократно начисляла плату за электроэнергию по показаниям общедомового прибора учета в следующих месяцах:

20____г. за ____________ кВтч.;

­_____________________ 20____г. за ____________ кВтч.

С действиями ответчика по начислению платы за указанную услугу не согласен(а).

С целью разъяснения сложившейся ситуации я обращался(лась) в Управляющую компанию устно/ письменно/не обращался (нужное подчеркнуть) с просьбой разъяснить причины включения в платежные документы услугу «электроэнергия по показаниям общедомового прибора учёта».

Самостоятельно проверить такую информацию не представляется возможным.

Управляющая компания (нужное выбрать и подчеркнуть):

1. проигнорировал моё обращение и не предоставил запрашиваемую мной информацию, что является нарушением ч.1 ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей»;

2. направила ответ, где никаких разъяснений по существу мне не дала, а только указала общие ссылки на статьи законов. Однако считаю, что определяющим являются не общие требования законодательства, а порядок начисления платы коммунальных услуг, его обоснованность.

Действия ответчика по начислению платы по показаниям общедомовых приборов учёта являются незаконными в силу следующего:

1. Нарушен порядок производства расчётов с потребителем.

В соответствии с ч.2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

Плату за содержание и ремонт жилого помещения , включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему, капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

Плату за коммунальные услуги.

В силу ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению , утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. На территории Свердловской области тарифы по электроэнергии устанавливаются Региональной энергетической комиссией Свердловской области.

Согласно п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановления Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 000 (далее - Правила) расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу .

Следовательно, включение в платежный документ за ___________20__г. ответчиком услуги «электроэнергия по общедомовым приборам учета» за период _____________________________________________ является незаконным.

2. Ответчиком не предоставлена полная, достоверная и своевременная информация об оказываемых услугах.

Поскольку договор, заключён мной с управляющей компанией исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связан с осуществлением предпринимательской деятельности, к отношениям применяется законодательство о защите прав потребителей.

В соответствии с ст. ст.8,10 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 000-1 от 01.01.2001 г. исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах. При непредоставлении полной и достоверной информации на основании п.2 ст. 12 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе требовать уменьшения цены оказанной услуги.

При этом, информация должна отвечать определенным требованиям, в том числе, быть достоверной - соответствовать данным объективной реальности; адекватной - позволяющей создавать у получателя соответствующее представление об объекте, процессе формирования; полной - иметь достаточные данные для понимания потребителем с целью принятия решения.

Получить полный текст

Согласно п. п. «б», «г» п. 33 Правил потребитель имеет право: получать от исполнителя сведения о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг (лично или через представителя): получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты.

Управляющая компания обязана была своевременно, еще до начала предоставления услуги, довести до сведения потребителей информацию об оказываемой коммунальной услуге, в том числе о значении тарифа, объеме (количестве) потребляемых ресурсах за расчетный период, сведения о периоде, причинах и основаниях произведенного перерасчета, которые должны быть отражены в платежных документах.

Таким образом, управляющая компания своевременно не предоставила мне необходимую и достоверную информацию об оказываемой коммунальной услуге «Электроэнергия. Общедомовой учет». Из-за отсутствия в платежных документах достоверной информации я лишен(а) возможности производить проверку обоснованности начисленных сумм, определить период задолженности, тариф за единицу ресурса, объем (количество) потребленного ресурса, итоговую сумму долга, что препятствует реализации моего права потребителя на контроль за законностью и обоснованностью выставленной платы .

Считаю, что исковые требования подлежат удовлетворению, т. к. произведенный управляющей компанией перерасчет размера платы за услугу «электроэнергия по показаниям общедомового прибора учёта» необоснован, не соответствует закону и нарушает мои права, как потребителя.

На основании вышеизложенного и в соответствии с ст. 8, 10, 12, 13, 28, 31 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 29, ч.1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ,

ПРОШУ СУД:

1. Признать действия ответчика по начислению платы за электроэнергию по показаниям общедомовых приборов учёта за период с «___»____________20__г. по «____»____________20__г. незаконными.

2. Обязать ответчика сделать перерасчет, списать с моего лицевого счета предъявленную к оплате сумму __________________ рублей за электроэнергию по показаниям общедомовых приборов учёта за период с «___»____________20__г. по «__»_____________20__г. указанную в квитанции за ____________ 20___г.

3. Возложить на ответчика обязанность сделать перерасчет, списать с моего лицевого счета предъявленную к оплате мне сумму пени _________________________, указанную в квитанции ______________________________________________ (указать месяц и год).

4. Взыскать с ответчика убытки (при наличии) в размере _________________ ____________________________________.

5. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере _______________ ________ _________________.

Приложение в копиях:

1. исковое заявление;

2. квитанции по оплате коммунальных услуг за период _____________________________.

3.____________________________________________

4.____________________________________________

5.____________________________________________

Документы представлены в 2 экземплярах на ____ листах.

Важность заявленной темы сложно переоценить.

Предоставление коммунальных услуг гражданам имеет для последних очень большое значение. Право человека на жилище, куда, на наш взгляд, входит и право на предоставление коммунальных услуг, - одно из важнейших прав, с реализацией которого связано развитие человека. Вот почему в международных документах и Конституции РФ этому праву придается первостепенное значение.

В России реализация права на предоставление коммунальных услуг связана с отношениями между управляющими организациями (далее - УО) и ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО). Нестабильность и противоречивость правового регулирования приводит к тому, что между указанными организациями не удается выстроить гармоничные и прочные правовые отношения. В результате страдают, как правило, граждане. Власть была вынуждена признать наличие проблем в данном поэтому в течение 2011 и 2012 гг. был принят целый ряд нормативных правовых актов, которые должны по задумке законодателя устранить имеющиеся проблемы.

Именно поэтому мы в настоящей статье постараемся на основании судебной практики осветить одну из проблем в отношениях между УО и РСО. Речь идет о проблеме определения правовой сущности правоотношений, возникающих между указанными организациями. Мы увидим, в чем заключалась сложность в определении правоотношений, в которые вступают между собой управляющая организация и ресурсоснабжающая организация, как решали этот вопрос суды и что изменилось вслед за изменением правового регулирования. Сразу оговоримся, что, на наш взгляд, и до внесения изменений в законодательство отношения между УО и РСО были достаточно ясно урегулированы. Однако стороны, руководствуясь своими экономическими соображениями, не принимали схему отношений, предложенную законодателем, и находили различные предлоги для того, чтобы от нее уйти.

Законодательное регулирование .

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация по договору управления многоквартирным домом обязана предоставлять собственникам коммунальные услуги. Аналогичная формулировка содержится в п. 2 ч. 3 той же статьи - «перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация».

В Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, было следующее. Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Исполнителем может быть управляющая организация (абз. 3 п. 3). Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (абз. 3 п. 3).

Судебная практика .

По вопросу о сущности договора, заключаемого между УО и РСО, в судебной практике в последние годы сложилось единство мнений.
Еще в 2008 г. в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 декабря № Ф08-7416/2008 был сделан вывод, что управляющая организация является исполнителем, ресурсоснабжающая организация исполнителем быть не может, и их отношения регулируются договором энергоснабжения.

Однако в судебные органы не прекращали поступать сотни исков, в которых УО и РСО выясняли правовую сущность своих отношений. Поэтому в определении ВАС РФ от 29 сентября 2010 г. № ВАС-10841/10 было признано, что в вопросе о сущности договора, заключаемого между УО и РСО, в судебной практике нет единства мнений. Ряд судов полагает, что данный договор не может считаться агентским, ссылаясь на чч. 1 и 2 ст. 162 ЖК РФ. Другие суды полагают, что данный договор является агентским. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16 ноября 2010 г. № 10841/10 пришел к выводу, что соответствующим действующему законодательству является подход, согласно которому договор не является агентским. Это решение стало своего рода решающим, и судебные органы ориентировались на него при принятии решений.

В определении ВАС РФ от 3 октября 2012 г. № ВАС-12554/12 указано, что Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением № 307, устанавливают порядок, в соответствии с которым исполнитель (УО) обязан приобретать коммунальные ресурсы у РСО.

В определении ВАС РФ от 2 ноября 2012 г. № ВАС-14586/12 суд согласился с позицией нижестоящих судебных органов, признавших, что между УО и РСО сложились фактические отношения по поставке коммунальных ресурсов.

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2012 г. № 02АП-1464/12 содержит правовую позицию, согласно которой отношения УО и РСО должны регулироваться договором энергоснабжения. При этом суд указал, что УО не может выступать платежным агентом РСО по договору энергоснабжения, за исключением случая, когда между сторонами будет заключен отдельный договор по данному предмету.

Таким образом, в судебной практике сложилась относительно устойчивая правовая позиция, согласно которой между УО и РСО должны энергоснабжения. В своих решениях судебные органы часто ссылались на соответствующие разъяснения Минрегионразвития.

Позиция Минрегионразвития .

В своих письмах от 20 марта 2007 г. № 4989-СК/07 и № 4967-СК/07 Минрегионразвития РФ разъяснило, что в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг. Кроме этого, согласно императивным нормам законодательства обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

В письме от 3 мая 2007 г. № 8326-РМ/07 Министерство пришло к выводу, что именно управляющая организация является исполнителем и обязана заключить соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями.

В письме от 5 августа 2008 г. № 19197/14 Минрегионразвития признало, что отказ управляющей организации от предоставления коммунальных услуг в качестве исполнителя является незаконным.

Позиция ученых-юристов .

В статье «Предоставление услуг или снабжение ресурсами - вот в чем вопрос» автор В. К. Михайлов справедливо указывает, что в соответствии с действующим законодательством «субъект, осуществляющий управление многоквартирным домом, обязан среди прочего обеспечивать также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме». Однако далее в статье необоснованно подвергается критике легальная конструкция предоставления коммунальных услуг. Основанием для такой критики служит то, что такая конструкция приводит к тому, что исполнитель «вынужден отстаивать в первую очередь свои интересы, во вторую - ресурсоснабжающей организации. (Исполнитель требует у потребителя внесения платы за потребленные коммунальные услуги, уплату неустоек, приостанавливает или ограничивает подачу потребителю горячей воды, электрической энергии и газа и т. п.).

В то время как, исходя из существа отношений по управлению многоквартирным домом, исполнитель... при осуществлении своей деятельности по управлению домом обязан обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также представлять их законные интересы, в том числе в отношениях с третьими лицами».

Далее делается вывод, что поскольку «в случае приобретения коммунальных ресурсов на стороне продавца выступает ресурсоснабжающая организация, а в связи с тем, что принимает, использует и оплачивает коммунальный ресурс потребитель (а не исполнитель), то и второй стороной данного договора (покупателем), разумеется, является сам потребитель, и ни в коем случае не исполнитель...». Обосновывается это нормами ГК РФ, «следовать им или хотя бы учитывать которые при разработке ЖК РФ и Правил законодатель посчитал необязательным». При этом автор находит косвенное подтверждение своей позиции в ч. 2 ст. 164 ЖК РФ и п. 7 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», в которых говорится о непосредственном управлении.

В статье Д. Логинова «Договорные отношения в сфере ресурсоснабжения и оказания коммунальных услуг» правильно отмечается, что «в силу новизны положения действующего законодательства реализуются с определенными трудностями, связанными с тем, что многие участники отношений в сфере оказались не готовы к произошедшим переменам, отсутствует единое понимание норм изменившегося законодательства. В первую очередь это касается норм, регулирующих вопросы организации договорных отношений в сфере оказания коммунальных услуг. При этом невозможно переоценить значимость вопросов организации договорных отношений в сфере ЖКХ, так как неопределенность в договорных отношениях автоматически влечет за собой неопределенность в что для такой отрасли, как ЖКХ, с ее извечным дефицитом средств является совершенно недопустимым». Автор определяет, что «ЖК РФ и Правила императивно устанавливают следующую схему договорных отношений в сфере оказания коммунальных услуг: договор оказания коммунальных услуг заключается между потребителем и исполнителем...; коммунальных ресурсов (энергоснабжения) заключается между исполнителем и РСО, то есть организацией, производящей коммунальные ресурсы, такие как тепловая энергия, горячая вода, холодная вода и т. д.». Свое мнение Д. Логинов подтверждает ссылкой на указанные выше письма Минрегионразвития, а также на Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. «Об основах регулирования организаций коммунального комплекса». Однако, как правильно подчеркивается автором статьи, «распространены случаи, когда РСО имеют непосредственные отношения с потребителями», что обусловливается «нежеланием возникновения лишнего посредника между ними и населением, так как в таком случае РСО фактически полностью теряют контроль над собираемостью платежей...».

В статье «Договор управления многоквартирным домом: квалификация, понятие и содержание» Д. П. Гордеев приходит к выводу, что «в отношениях по предоставлению коммунальных услуг [управляющая организация] - не поверенный, не комиссионер и не агент», потому как «управляющая организация управляет многоквартирным домом, а не «обеспечивает управление».

Таким образом, мы можем констатировать, что и в доктрине между учеными нет значительных разногласий. Практически все признают, что легальная схема отношений между УО и РСО предполагает заключение между ними договора энергоснабжения.

Постановление Правительства от 14 февраля 2012 г. № 124.

В новых Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, определено следующее. Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (абз. 7 п. 2). Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод) (абз. 17 п. 2).

В пункте 6 Правил указано, что предоставление коммунальных услуг потребителям оказывается по возмездному договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа предусмотренных Правилами. В пункте 9 Правил установлено, что договором в смысле п. 6 считается договор управления многоквартирным домом. Пунктом 13 Правил установлено, что для цели исполнения договора, указанного в пп. 6 и 9, управляющая организация заключает договор о приобретении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией.

Заметим попутно, что Правила содержат противоречие с ЖК РФ. Согласно статье 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме. Согласно же Правилам такой договор может быть заключен как в письменной форме, так и путем совершения конклюдентных действий.
Итак, новые Правила решают рассматриваемый нами вопрос вполне определенно. Договор управления, заключаемый между потребителями и управляющей организацией, должен содержать положения о предоставлении коммунальных услуг. В этом случае договор, который заключает управляющая организация с ресурсоснабжающей организацией, является договором ресурсоснабжения. Это подтверждается и тем, что Правительство РФ своим постановлением от 14 февраля 2012 г. № 124 утвердило Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила заключения договора). Данными Правилами о договоре предусмотрено, что управляющая организация обращается в адрес ресурсоснабжающей организации с предложением заключить договор ресурсоснабжения (п. 4).

Здесь также необходимо отметить известное противоречие. В пункте 4 Правил о договоре установлено, что управляющая организация обращается в ресурсоснабжающую, если договором управления многоквартирным домом установлена обязанность управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг потребителю. Однако согласно ст. 162 ЖК РФ условие об обязанности управляющей организации предоставлять коммунальные услуги является существенным. Это означает, что в соответствии с ГК РФ договор не может считаться заключенным, если в нем не определены существенные условия договора, предусмотренные законом. Поэтому, если в договоре управления многоквартирным домом не будет условия о предоставлении коммунальных услуг, такой договор будет ничтожным.

Выводы . Задолго до принятия новых Правил предоставления коммунальных услуг и Правил заключения договора судебная практика, официальные разъяснения Минрегионразвития, доктрина пришли к определенной позиции:

  1. исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, которая
  2. обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор энергоснабжения.

Несмотря на это, управляющие организации не переставали оспаривать в судах попытки «навязать» им статус исполнителей. Проблема получила такое значение, что Правительство РФ было вынуждено в новых Правилах предельно четко разъяснить свою позицию. К сожалению, как кажется, управляющие организации не потому отказывались от статуса исполнителей и от заключения договора энергоснабжения, что им было что-то не ясно в законодательстве. Просто схема, предлагаемая государством, не устраивает УО. Поэтому, как нам кажется, судам еще долгое время придется рассматривать аналогичные дела.

В. К. Михайлов. Предоставление услуг или снабжение ресурсами - вот в чем вопрос // Жилищное право, № 4, апрель 2009 г.

Д. Логинов. Договорные отношения в сфере ресурсоснабжения и оказания коммунальных услуг // Корпоративный юрист, № 12, декабрь 2008 г.

Д. П. Гордеев. Договор управления многоквартирным домом: квалификация, понятие и содержание // Законы России: опыт, анализ, практика, № 2, 3, февраль, март 2009 г.