Новые страховые продукты как драйвер отечественного рынка страхования. Перспективы развития рынка страхования в россии Новые виды страхования на российском рынке

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Добрый день. Виктор Никольский – кредитный аналитик «Standard&Poor’s» у нас в гостях. Здравствуйте.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Добрый день.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – О страховании на российском рынке в 2012 году мы говорим. Может быть и в этом году. Что нового нас ждет, нового много достаточно всего. И давайте мы начнем с агрострахования. То есть страхование сельхозпроизводителей.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Я хотел бы начать с неких вводных концепций, которые очень характерны для развития всех новых видов страхования в России. Если в Европе новые виды и рост существующих видов в определенной степени обусловлены экономическими отношениями, развитием экономических отношений, потребностью страхования, то в России исторически сложилось и в царской и советской и в современной России страхование, обязательное страхование вводится сверху.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – То есть в Европе это суды.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Это не только суды.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Не застраховался – тебе иск на несколько миллионов, миллиардов…

В. НИКОЛЬСКИЙ - Это более развитая финансовая система. Банки не возьмут что-то в залог, если это правильным образом не застраховано.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – У нас кстати соответствует, что ипотека, что автомобили.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Соотношение кредитов например, к ВВП если сравнивать Россию и развитые страны, в России гораздо меньше. В этом смысле именно такая форма внедрения обязательных видов наверное имеет смысл, потому что если пойти по пути развитых стран и развивать экономические отношения, культуру страхования, это очень долгий процесс. Мы в определенной степени здесь занимаемся тем, что развитие носит догоняющий характер. И третий момент мне кажется очень важный, у нас все импульсы в развитии определенных видов появляются после того, как какие-то масштабные события катастрофического характера происходят. В частности агрострахование получило очень сильный импульс после засухи прошлого года, когда было уничтожено порядка 17% посевов. И государство выделило на поддержку сельхозпроизводителей 40 млрд. рублей из бюджета. В качестве незапланированных трат. В результате этого возникло ощущение, что действительно необходимо изменить существующую практику страхования сельхозпроизводителей. И буквально два дня назад финальный текст закона был опубликован, но с нашей точки зрения в определенной степени этот закон является существенным компромиссом с трех сторон: со стороны государства, сельхозпроизводителей, и страхователей. И там остались существенные нерешенные проблемы. По сравнению со сложившейся практикой, со следующего года этот закон вступит в силу, 50% премий, которые субсидируются государством, они будут перечисляться напрямую страховой компании. Если раньше эта сумма доводилась до сельхозпроизводителей и дальше он передавал в страховую компанию, то сейчас это будет напрямую.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Не все читали этот закон, основная суть этого закона это субсидирование, помощь, дополнительные деньги. Любой сельхозпроизводитель может прийти в любую страховую компанию, где есть проблемы по агрострахованию и не спрашивая на то разрешение от государства, застраховать посевы свои, животных.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Совершенно верно. Государство хочет помочь сельхозпроизводителю сделать это, облегчить его ношу с точки зрения страховых взносов.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – С тем, чтобы в случае возникновения каких-то катаклизмов природных не платить 40 млрд.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Убрать с себя ответственность дополнительно отвечать по убыткам…

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – И 50% наши.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Причем государство заплатит напрямую страховой компании. То есть раньше тоже было субсидирование, но получалось так, что государство говорит, я заплачу, не сейчас, ближе к концу года. То есть сельхозпроизводитель был вынужден брать кредит, платить за это проценты, обычно подписание договора сельхозстрахования весна. Когда у сельхозпроизводителей очень много трат. И это было очень сложно, порочная была практика. В существующей схеме этого происходить не будет, с другой стороны возникает более существенный вопрос, в случае неоплаты премий по договору страхования он не вступает в силу. Например, если у нас бюджет будет не очень хорошо соблюдать платежную дисциплину…

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – А это возможно?

В. НИКОЛЬСКИЙ - Такое может быть.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Это может быть чисто гипотетически или есть какие-то конкретные факты, которые говорят о том, что это вполне вероятно.

В. НИКОЛЬСКИЙ - На самом деле это вполне вероятно. И как к этому будут подходить страховые компании, пока поскольку сложившейся практики нет, не очень ясно. А договор страхования не будет вступать в силу, либо выплаты будут осуществляться только после полной оплаты премий. То есть, есть такой нюанс, который до конца непонятен. Еще один момент. С 2013 года возможно будет государственная поддержка страхования сельскохозяйственных животных, чего не было раньше. Концепция на развитие животноводства в этом законе отражена. С другой стороны те ограничения, которые вводятся на сам договор страхования, они говорят о том, что наверное несмотря на то, что это закон был восторженно принят всеми, там остались очень существенные проблемы. Например, убыток, который считает страховым, это неурожай более 30%. То есть у нас крупнейший неурожай 2010 года было 17%. Понятно, что они были как-то распределены, у кого-то 10%, а у кого-то 50-60. Но проблема в том, что цифра 17% она показательная. Это средняя температура по больнице. Но здесь если у сельхозпроизводителей 17% убытка, то никакое страхование возмещение не получает. Если он застраховался в рамках этой программы и не докупил дополнительное покрытие у страховой компании за совсем другие деньги.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Это франшиза такая.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Да, даже я бы сказал, там в законе есть и оговорка про франшизу, то есть 30% неурожайных, дальше наступает страховой случай. Так еще в пределах этого страхового случая сельхозпроизводитель может выбрать определенную франшизу. То есть еще уменьшить возможность получения возмещения.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Эти 30% тоже франшиза и это наверное…

В. НИКОЛЬСКИЙ - Это ненаступление страхового случая.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Я так полагаю, это сделано для того чтобы снизить ставку.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Да.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – И это наверное существенно снижает ставку.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Абсолютно. Если страховать недобор в целом, с минимальной 5% неурожайности и больше страховой случай, то ставка получается очень существенная. До 10% от объема застрахованного посева.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – А здесь?

В. НИКОЛЬСКИЙ - Оценки разные. Но порядка 2-3% плюс 50% субсидируется государством. То есть получается в итоге 1-1,5%. Это большая разница. Но в итоге защита, которую сельхозпроизводитель получает за эти 1-2%, по большому счету, то есть представим себе 17% неурожайность, ну это маловероятно, по всем хозяйствам, существенные убытки, реально эта защита не покроет такой убыток, который был в прошлом году.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Это очень с большой натяжкой, потому что это все-таки средняя температура по больнице. Но понятно, что потеряв 25, даже 28 и 29%, а когда такие цифры, еще вопрос как считать. Когда все пропало понятно, а когда то ли 29, то ли 31.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Экспертиза теперь будет оплачиваться страховой компанией, это существенное изменение по сравнению с предыдущей практикой. Когда сам сельхозпроизводитель должен был доказывать страховой компании, сколько у него действительно погибло. Пока еще нет сложившейся практики, как это будет работать, как будут работать эти страховые экспертизы, но теперь понятно хотя бы, кто это будет оплачивать. Страховые компании в этом отношении отступили. Есть ощущение из этого закона, что он скорее исходил из той суммы, сколько государство готово потратить на субсидирование сельхозпроизводителей, сейчас в бюджете стоит 5 млрд. Хотя бы это возможность развивать, как-то прививать это, пусть начальный какой-то этап развития, но здесь мы хотя бы как-то движемся в направлении того, что сам сельхозпроизводитель будет понимать.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Боюсь, что может все произойти ровно наоборот, когда сельхозпроизводители потеряют 10-15-20% урожая и придут в страховую компанию, ничего не получат и полностью разочаруются.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Здесь еще такой момент и законодатель обратил на это внимание, дело в том, что даже если посмотреть на компании, которые мы рейтингуем на российском рынке, рейтинги не очень высокие и понятно, что обращаются к нам компании самые лучше из крупнейших компаний. И закон фактически прописан на очень развитый страховой рынок. То есть на высокую сознательность страховой компании. Среди крупных страховых компаний эта сознательность действительно высокая, среди небольших, которые на самом деле занимаются псевдострахованием, здесь вопрос не предоставления страховой услуги, а осваивания неких финансов. Я поясню. Дело в том, что крупная страховая компания в России все равно вынуждена использовать перестрахование на Западе потому что капитал не позволяет удерживать существенные риски, и здесь закон не описывает, какую часть риска страховая компания может оставить у себя, а какую обязана передать на Запад. Здесь возникают определенные возможности, как были случаи, когда страховая компания страховала гигантский риск, ничего не передавала и потом просто не платила. В определенном смысле закон говорит о том, что будут созданы фонды как в союзе автостраховщиков. Которые в случае неисполнения обязательств одной компанией будут выплачивать. Но приводит это на самом деле к обратному. Поскольку если есть фонд, который гарантирует, то я буду выбирать наименьший тариф и может быть наихудшую компанию, которая предоставляет мне абсолютно одинаковые по сравнению со всеми виды страхования. В общем, проблем и в этом законе и секторе, к сожалению еще осталось очень много.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Если я правильно знаю, раньше был некий лимит и если сельхозпроизводитель приходил слишком поздно, а лимит уже был выбран, он не мог воспользоваться программой субсидирования. Сегодня как закон вступит в силу…

В. НИКОЛЬСКИЙ - Этот вопрос не решен. То есть вопрос о 5 млрд. решен, то есть эта сумма, которую готовы…

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Но это тоже распределяется как-то по регионам. И вот приходит сельхозпроизводитель, а сумма уже выбрана. Что тогда?

В. НИКОЛЬСКИЙ - Тогда видимо, необходимо приобретать страховой продукт за собственные деньги сельхозпроизводителя.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Вы не считаете этот закон шагом вперед.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Наверное, это такой очень компромиссный как нам кажется, шаг вперед. Он действительно позволит развивать отношения сельхозпроизводителей, страховых компаний, государства, но как нам кажется концептуально проблему административного урегулирования убытков сельхозпроизводителей не решил. То есть я думаю, что конечно он будет меняться, в ближайшие два года мы думаем, что он будет видоизменяться, подстраиваться под существующую практику.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Давайте наш эфир построим следующим образом. Первую часть посвятим компаниям, а вторую – людям. Если говорить о компаниях, это закон о страховании особо опасных объектов. Здесь что хотелось бы вам отметить?

В. НИКОЛЬСКИЙ - Так же как с агрострахованием, ОПО после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, погибли люди, была произведена самая крупная выплата по ущербу компании РОСНО, порядка 200 миллионов долларов. И после этого действительно активно заработал законотворческий процесс в отношении ОПО. Закон принят, в следующем году он реально начнет уже работать. Страховое покрытие достаточно сильно дифференцировано, то есть в зависимости от опасности объекта, от потенциальной угрозы людям варьируется от 10 миллионов до 6,5 млрд. рублей.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Это выплаты людям за потерю…

В. НИКОЛЬСКИЙ - Это лимит. Предприятие крупное, у которого есть опасное производство, если по оценке ущерб может быть более 6 млрд. рублей, лимит, ответственность будет на этом уровне. И страхование будет на этом уровне.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Но это выплата ущерба сотрудникам, третьим лицам, имущество третьих лиц.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Совершенно верно.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Без экологии.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Экологии нет, да. Средняя сумма по расчетам союза страховщиков ответственности порядка 260 миллионов рублей. То есть средний опасный объект опасен на эти 260 миллионов рублей.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Особо опасные объекты Саяно-Шушенской ГЭС и лифт в доме.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Совершенно верно. Всего насчитали отдельных опасных объектов, оценки от 330 тысяч до 365.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Особо опасных объектов. Несколько объектов могут быть на балансе одного предприятия. Давайте завершим тему страхования особо опасных объектов. Точнее говоря гражданской ответственности владельцев ОПО. Потому что по закону само имущество отдельная история. А страхуется гражданская ответственность…

В. НИКОЛЬСКИЙ - Страхуется на усмотрение владельца. Как мы сказали порядка 365 тысяч оценочно опасных объектов в России. Ожидания по страховой премии на ближайший год от 20 до 30 млрд. рублей. Это то, сколько соберут. Так, чтобы приблизительно сравнивать с рынком, у нас весь рынок в итоге в 2010 году мы прогнозируем 630-680 млрд.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Что значит вы прогнозируете в 2010 году?

В. НИКОЛЬСКИЙ - Прошу прощения на конец 2011 года. Где-то 650 средняя оценка.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Но это все вместе.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Это все рисковое страхование. Кроме ОМС. Соответственно это достаточно существенная сумма. Где-то 5% от риска, который может дать существенный рост рынка в 2012 году. Мы ожидаем, что в ближайшие один-два года закон начнет работать. И соответственно будет накапливаться некая практика по его применению. Что неизбежно приведет к тому, что он будет корректироваться.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Это премия. Без учета выплат.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Но статистики выплат пока нет, здесь сложно сказать, какими они будут. Если посмотреть на практику того же ОСАГО, в момент введения ОСАГО было очень прибыльным, первые наверное два года, на третий год фактически убытки догнали, начали догонять премии, по некоторым регионам он уже начинал быть убыточным. Но ОСАГО это массовый вид страхования, где обращаемость очень высокая. По ОПО здесь может быть один существенный какой-то страховой случай, в результате которого, то есть здесь может быть ситуация, может за весь год практически не быть крупных убытков. А может быть один, но существенный крупный. И в результате этого соотношение выплат и премий оно будет очень волатильное.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Для примера, по Саяно-Шушенской ГЭС.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Там погибло 75 человек, если исходить из стоимости жизни в два миллиона, то фактически ответственность только по жизни была бы 150 миллионов рублей.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Но она не в центре города.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Если произошло бы не дай бог разрушение плотины, я думаю, что выплаты были бы совершенно другого порядка. В целом я могу сказать, что на реконструкцию Саяно-Шушенской ГЭС, ремонтные работы порядка 40 млрд. рублей было потрачено. Опять же это имущество, которое не входит в ОПО. Но тут сложно говорить. Если бы выплаты по ОПО были именно по жизни, это было бы 150 миллионов, плюс расходы дополнительные.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – А общий лимит ответственности какой?

В. НИКОЛЬСКИЙ - Самый высокий или в целом.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – В целом.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Сумма получается очень большая – порядка 7 триллионов рублей. Мы сравнивали это с ОСАГО, опять же в ситуации, если все придут и возьмут по максимуму. Это сравнимо с ответственностью по ОСАГО, тоже порядка 7-8 триллионов. Но это не произойдет, потому что это значит, что все одновременно приходят и просят выплаты.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – То есть если все миллионы владельцев…

В. НИКОЛЬСКИЙ - Все 13 миллионов владельцев автомобилей.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Мы считали 30 с лишним.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Да, да. Соответственно эта ситуация маловероятная. Так же как использование всего лимита по ОПО.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Не получилось на две части разбить эфир. И давайте очень коротко обязательное страхование ответственности транспортников перед пассажирами.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Эффективно мы движемся в направлении суммы 2 миллиона рублей оценка жизни, так же как у нас сделано в воздушном кодексе. Предполагается, что это будет распространяться на всех перевозчиков, автобус, маршрутка, речное судно и железная дорога. Сейчас после катастрофы с Булгарией, работа интенсифицировалась и ожидается, что это будет принято очень скоро. Пока есть определенные проблемы в законе, связанные со сроками действия договора например, не очень понятно, как это будет тарифицироваться. Есть практика в авиации, но вы понимаете, что авиация и маршрутка это разные степени вероятности каких-то столкновений, аварий. Авиация контролируемая, маршрутка в меньшей степени. Есть определенные позитивные сдвиги. Понятно, что возможно закон позволит отфильтровать рынок от недобросовестных перевозчиков. Создать единую базу перевозчиков. Действительно защитить пассажиров. Но пока это вещь, которая находится в работе.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – То есть вы немножко меня удивило, сказав, что еще куча всяких вопросов не разрешено. Мне казалось, что все уже решено, закон вступает в силу.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Вопрос тарификации в ОПО он обсуждается до сих пор. Хотя уже есть предложения по тарифам. Там есть разные лобби от промышленников, страховых компаний, которые постоянно находятся в клинче в отношении, насколько этот тариф экономически обоснован. Мы предполагаем, что в части страхования перевозчика ситуация может быть очень похожей, потому что обширный пласт компаний совершенно различных может быть затронут.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – То есть вопрос тарифов это вопрос принципиальнейший. Пока этот вопрос не решен, говорить о страховании…

В. НИКОЛЬСКИЙ - Эффективно он решен в авиации. И на самом деле там тоже до сих пор идут споры, какие тарифы обоснованы, не делает ли это наших перевозчиков неконкурентоспособными по сравнению с другими компаниями. То есть тут есть очень большой пласт экономических взаимоотношений, который этим законом будет затронут.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – И пока эти вопросы не решены, говорить о том, что закон…

В. НИКОЛЬСКИЙ - Вступит и начнет реально работать…

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Рановато.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Да, нам кажется, что это еще потребует некоторого времени.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Так называемое противопожарное страхование, обязательное страхование своего имущества. Не ответственности, а своего собственного имущества, своих квартир, домов и так далее, от пожара, насколько вообще это все реально?

В. НИКОЛЬСКИЙ - Пока что по нормам ГК нельзя вменять обязанность страхования собственного имущества собственнику. Эта норма может быть изменена теоретически, но закон очень социально значимый, даже более чем ОСАГО. Скорее всего это дело не этого года.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – То есть не нужно пугаться, когда различные ведомства говорят о том, что мы введем.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Скорее всего, это не произойдет ни в этом, ни в следующем году.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Виктор Никольский, кредитный аналитик рейтинговой компании «Standard&Poor’s» был у нас в гостях. Спасибо вам.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Спасибо.

  • Case-study: история законопроектов о новых обязательных видах страхования
  • Меры по развитию российского страхового рынка: short-list «Эксперт РА»
  • Резюме

    Опасный подарок: у российской страховой отрасли появился шанс достигнуть уровня развития западных страховых рынков. Все зависит от четкости действий государства и полноты модернизации бизнеса страховых компаний. Впервые в современной истории российская власть заговорила о страховании на самом высшем уровне. Страховой отрасли наконец-то предполагается доверить защиту рисков и бизнеса, и граждан. Фактически речь идет о безопасности страны. В случае введения новых видов обязательного страхования и стимулирования добровольного спроса на страхование объем страховых взносов к 2013 году вырастет по сравнению с 2010 годом в 2,2 раза и составит 1,2 трлн. рублей.В результате доля взносов по видам иным, чем страхование жизни, в ВВП (2,7% в 2013 году, по прогнозам «Эксперт РА») приблизится к среднемировому уровню (3,0% в 2009 году). «Эксперт РА» предупреждает: в случае недоработок на законодательном уровне и недостаточной готовности со стороны страховых компаний, введение новых обязательных видов может обернуться еще более широкомасштабным кризисом.

    Не попасть в засаду: необходимо не допустить создания предпосылок для кризиса на новых рынках . «Эксперт РА» выделил 5 угроз, поджидающих рынок при введении новых видов страхования.

    Угроза №1. Необязательность выполнения. Предпосылки: при введении обязательных видов страхования не будет предусмотрен механизм контроля наличия полиса и ответственность за его отсутствие. Вывод: необходимо создать эффективный механизм принуждения и контроля.

    Угроза №2. Обязательные убытки. Предпосылки: тарифы, фиксированные на законодательном уровне в обязательных видах страхования, окажутся заниженными. Вывод: необходимо максимально точно просчитать тарифы и предусмотреть механизмы их корректировки их в зависимости от среднерыночной убыточности.

    Угроза №3. Нестандартное страхование (для страхования крупных рисков). Предпосылки: будут разработаны такие правила обязательного страхования, которые не будут соответствовать международным стандартам (пример: страхование ответственности по госконтрактам, действующие в настоящее время правила сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой). Вывод: необходимо проводить проверку на соответствие правил страхования мировым стандартам.

    Угроза №4. «Рынок лимонов». Предпосылки: введение новых обязательных видов страхования не будет сопровождаться ростом реальной финансовой устойчивости страховщиков, надежность страховщика - не будет ключевым параметром его выбора. Вывод: необходимо повысить требования к надежности страховых компаний, использовать рейтинги надежности при выборе страховщика.

    Угроза №5. Возращение к схемам. Предпосылки: при стимулировании спроса на страхование с помощью налоговых льгот, дотаций и других преференций появятся страховые схемы (пример: схемы в страховании жизни начала 2000-х годов) или присвоения бюджетных средств (пример: существующая система сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой). Вывод: необходимо тщательно проверять на схемность все принимаемые законы в области стимулирования страхования. ФССН должен продолжать борьбу со схемными страховыми компаниями, лишать их лицензии за финансовое мошенничество.

    Естественный отбор: рост спроса на страхование потребует от страховщиков кардинальных изменений. Компании, не перестроившие свой бизнес, проиграют в конкурентной борьбе. По мнению «Эксперт РА», изменения должны идти сразу по 6 направлениям:

    1. Капитализация . На данный момент среднестатистическая страховая компания может оставлять на собственном удержании риски на сумму не выше 36 млн. рублей. Капитализация страхового рынка должна быть увеличена на порядок.
    2. Надежность . Регулирующим органам необходимо более тщательно отслеживать качество активов страховых компаний, ввести актуарный аудит. Но еще более эффективны будут не внешние нормативы, а внутренние требования. Пока не более 20 страховых компаний могут похвастать наличием хоть какой-то системы управления рисками.
    3. Эффективность . Доля расходов на ведение дела российских страховщиков более чем в 2 раза превышает аналогичные показатели для европейских страховых компаний. Доля РВД должна сократиться как минимум в 1,5 раза. Рентабельность страхового бизнеса должна существенно увеличиться.
    4. Инфраструктура . Удвоение страховых взносов в условиях старой инфраструктуры существенным образом повысит операционные риски и снизит эффективность деятельности страховщиков. Страховые компании уже сейчас должны перестроить все свои бизнес-процессы с учетом роста бизнеса и начать выстраивать инфраструктуру под новые виды страхования.
    5. Транспарентность . На данный момент лишь порядка 10% российских страховщиков публикуют отчетность на своих официальных сайтах. Отчетность по МСФО готовят десятки, а публикуют - единицы. Уровень транспарентности в страховой отрасли должен существенно повыситься.
    6. Ответственность . Введение новых обязательных видов страхования повысит социальную роль страховщиков, как защитников граждан на случай чрезвычайных ситуаций, что потребует от них большей ответственности. Раскрытие мошенничества со стороны руководства страховой компании будет иметь гораздо больший резонанс. Компании должны развивать собственный бизнес на принципах наивысшей добросовестности, во главу угла ставить этику ведения бизнеса.

    Не только страхование ОПО: политика государства в сфере страхования не должна сводиться к введению новых обязательных видов страхования. Стимулирование развития страховой отрасли должно осуществляться на основе комплекса мер. «Эксперт РА» выделил 10 приоритетных направлений политики государства в сфере страхования:

    1. Создание единого государственного органа, координирующего политику государства в сфере страхования.
    2. Сохранение суверенитета российского страхового рынка.
    3. Стимулирование развития добровольного страхования физических и юридических лиц.
    4. Более широкое использование инструмента страхования в промышленной политике.
    5. Совершенствование существующих и введение новых обязательных видов страхования.
    6. Создание условий для становления российского перестраховочного рынка в качестве крупного регионального перестраховочного центра.
    7. Повышение страховых и перестраховочных емкостей.
    8. Повышение финансовой устойчивости страховых компаний.
    9. Адекватное развитие инфраструктуры страхового рынка.
    10. Систематизация существующего страхового законодательства и, где это возможно, гармонизация его с директивами ЕС.

    По итогам 2018 года прирост отрасли составил порядка 15 процентов, а выручка компаний стала больше на 13 процентов. Жалобы страховщиков на истощение капитала, однако не подтвердились, поскольку цифры показывают явное снижение объема выплат по страховым случаям, - почти на 7 процентов. В отрасли наметилась явная реструктуризация. Несмотря на агрессивную политику включения страховок в автокредитование, на первое место по содержанию этого сектора услуг вышло страхование жизни.

    Учитывая активную пропаганду частного финансового обеспечения и мощную поддержку государственного института прогнозы по отрасли на 2019 год – рост не менее 10 процентов. Стоит отметить и вмешательство корпоративного сектора. Правда, в компаниях модели страхования выглядят по-разному. Часть предприятий покрывает страховые вознаграждения за счет собственной прибыли, а часть обществ перекладывает эти расходы на своих сотрудников (например, «Газпром»).

    Динамика рынка страхования 2018 года сменяется стагнацией. Потребители несколько переоценили свои возможности, появилась практика страховых выплат. Добровольное страхование автотранспорта перетекло в разряд обязательного ОСАГО, резко сократилось число договоров КАСКО. Все больше популярности приобретает страхование жизни. При этом страхователи все больше стремятся включить в контракты членов своих семей ввиду нестабильности в кризис и ухудшающейся экологии. С нижних позиций возвращается в отрасль страхование в поездках. Вывод этого вида страхования в онлайн финансирование добавил процент потребителя с наращиванием до минимальных 20% уже в первом квартале 2019 года. Несколько незаметным выглядит на фоне остальных страхование предпринимательских рисков.

    🔴Отраслевые риски

    Безусловное отношение страховых компаний к финансовому сектору ставит перед компаниями первоочередную задачу оценки рисков. Даже гиганты отрасли видят основную проблему в недооцененности страховых премий по ОСАГО. Динамика страхового рынка страхования сегодня показывает перевес выплат по этому виду договоров над выручкой. На помощь в этом направлении пришел регулятор. По инициативе ЦБ в 2019 году повышается диапазон базовых тарифов. Крайний правый предел увеличен до 20 процентов. Этот задел видится потребителям как фактически очередное повышение. Для страховых компаний это возможность регулировать убытки через корректировку своих тарифов. Работа регулятора в этом отношении продолжится. Рост же количества контрактов КАСКО пока что поддерживается программами франшизы с компенсацией до 20% финансовой нагрузки на плательщика сборов.

    📖Как развивалось и поддерживалось российское страхование


    В отечественном страховом законодательстве явно прослеживается перенятие опыта европейских стран. Граждане и компании должны понимать, что государство не обладает возможностью, да и не обязано покрывать все риски, возникающие в результате снижения ответственности собственников имущества или техногенных факторов. Таким образом население все больше переводится на рельсы личного планирования финансов.


    💻Электронное страхование

    Анализ показателей страхового рынка по видам страхования показывает новый и явный катализатор развития отрасли. Это заключение полисов через удаленные сервисы. Успешная практика ЕОСАГО натолкнула компании на выдачу электронных полисов по страхованию путешественников в поездках. Это действительно быстро и удобно. Правда, для того чтобы сравнить тарифы клиентам придется пройти большую часть процедуры оформления. В этом отношении «хромает» и ЕОСАГО, не представляющий прозрачной картины для соискателя.

    После запуска системы электронного страхования потребители получили в свое распоряжение оперативный сервис без очередей и зависимости от времени работы офисов. Компании в свою очередь увеличили выручку за счет относительно недорого содержания облачных сервисов.

    👥Участники рынка

    Оценка современного состояния рынка страхования показывает активное участие государства в поддержке отечественных компаний и санации недобросовестных участников рынка. По итогам анализа динамики рынка в первом полугодии 2018 года ушли из отрасли 11 компаний. Устранение было самостоятельным, по больше части из-за нехватки собственного капитала на поддержание резерва. Учитывая равные условия для всех участников рынка, рейтинг страховщиков в 2019 году серьезно не изменится. Согласно практике, все новые игроки обладают серьезным капиталом и финансовой поддержкой. Примером таких участников является Сбербанк с выделенной группой ипотечного страхования. Результат появления сервиса «Клик дом» является закономерным, созданным под реалии и потребности клиентов.

    Лидером рейтинга остается долгое время остается «СОГАЗ» - дочерняя компания банковской структуры «Газпромбанк». За ним следуют три аналогичных предприятия, созданных кредитными институтами. Это ООО СК «Сбербанк страхование жизни», ООО СК «ВТБ страхование» и АО «АльфаСтрахование». На четвертом и пятом местах по объемам привлеченных страховых премий сохраняют позиции чисто страховые компании «Ресо» и «Ингосстрах». Замыкает десятку лидеров ООО СК «РГС-жизнь».


    Рынок российского страхования к 2019 году все больше приобретает европейскую модель, приобщается к единой финансовой системе. Для обеспечения рисков гражданам и бизнесу нужно думать самостоятельно. Для этого страховщики и государственный институт разработали все необходимые возможности и инструменты.

    В России проходит стадию турбулентности. Страховым фирмам доводится не только регулярно сталкиваться с необходимостью реагировать на глобальные перемены в экономическом состоянии рынка, но также, они вынуждены оценивать риски, возникающие у партнеров по бизнесу, их клиентов или акционеров.

    Главным драйвером роста страхового рынка в России за минувшие четыре года считается инвестиционное страхование жизни, и заинтересованность к виду данного страхования не прекращает увеличиваться. Динамика увеличения связана с наличием у граждан достаточных средств и стремления в активы на фондовом рынке на фоне сохранения невысоких ставок по депозитам. Помимо этого, на формирование программ инвестиционного страхования жизни оказывает большое влияние активность банков-агентов в связи с излишней ликвидностью.

    В секторе личного страхования, также можно будет отследить положительную динамику в размере примерно 5-10%, а страхование имущества, в лучшем случае, продемонстрирует слабоположительную динамику в размере 1-2%, а страхование ответственности прибавит около 5-6%.

    Кроме этого, ещё одним из драйверов роста может выступить ипотечное страхование на благодаря бурному росту объемов ипотечного кредитования населения.

    На рынке добровольного предполагается увидеть рост на уровне не ниже медицинской инфляции.

    Страховые сборы выезжающих за границу возрастут согласно результатам года на 21% по сравнению с 2017 годом. Помимо этого, прогнозируется дальнейшее увеличение доли онлайн страхования, изменения страховых продуктов с целью их дистрибуции с помощью Интернет-сайтов и мобильных приложений.
    Возможно также продолжение развития внедрения новых партнерских продуктов с банками, ритейлерами и онлайн-партнерами. Конкретными драйверами розничного рынка в среднесрочной перспективе также могут стать продукты по страхованию финансовых и киберрисков клиентов. Диапазон подобных видов продуктов расширяется.

    Ключевые риски на рынке страхования

    Ключевые риски для российского рынка страхования сосредоточены в сегменте , где на фоне роста активности автоюристов, естественной инфляции стоимости ремонта и неизменных тарифов продолжается увеличение убыточности.

    Подразумевается, что, каско возможно даже продемонстрирует «слабоотрицательную динамику» на уровне 2-3%, а ОСАГО, скорее всего, останется либо на уровне 2017 года, либо покажет небольшой минус.
    Страховые компании ранее уже многократно жаловались на недобросовестных посредников-автоюристов, отслуживающих ДТП, которые выезжают на место аварии, скупают у их участников требования, выплачивают им небольшое количество денег прямо на месте, а после этого, через судебный процесс взыскивают со страховщиков большие суммы.

    В 2018 году не ожидается введение значительных законодательных нововведений, ограничивающих влияние автоюристов и мошенников на рынок ОСАГО. Согласно прогнозам, при сохранности текущего состояния судебной и правоохранительной практики в части ОСАГО, а также неизменных тарифов, в 2018 году кризис на рынке ОСАГО только усилится.

    По мере развития натуральной выплаты страховщикам придется столкнуться с возникновение станций технического ремонта, работающих на автоюристов. Более того, при продаже электронных полисов ОСАГО мошенничество с «фирмами-клонами», фишинговыми операциями и подделке коэффициентов, влияющих на расчет тарифа, в 2018 году продолжится.

    Отечественные страховщики также ожидают сокращение количества игроков на страховом рынке в 2018 году. Несмотря на то, что принято полагать, что большая часть работы по очистке рынка от ненадежных страховщиков уже была закончена. Основной поток «на выход» закончился год назад. Предполагается что в настоящее время количество страховых фирма будет уменьшаться в основном с помощью слияния и поглощения и продажи портфелей. Число страховщиков, в случае уменьшения будет сокращаться не десятками, а единицами.

    Страховой рынок – область развития спроса и предложения на страховые услуги. Он отображает взаимоотношения между разными страховыми фирмами (страховщиками), предлагающими соответствующие услуги, а также юридическими и физическими лицами, нуждающиеся в страховой защите (страхователями).

    Таким образом, как и любой рынок товаров, работ или услуг, страховой рынок подвергается цикличности, логичным финансовым колебаниям в увеличении и уменьшении стоимости на страховые услуги. Все взаимоотношения между игроками страхового рынка регулируются ГК РФ и Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Действующий в России страховой рынок представляет из себя непростую концепцию с большим количеством связей среди его участников.

    Страхование в России за минувшие годы прошло существенное развитие – сформированы условия с целью улучшения концепции страховой защиты имущественных интересов граждан, компаний и государства в целом, но на Российском страховом рынке также остаётся ряд существенных проблем, от разрешения которых зависит не только его устойчивое положение, но и существование в дальнейшем.

    Основные проблемы развития рынка страхования:

    1. Опровержение факта того, что страхование может выступать стратегическим звеном экономики государства. Опираясь на это, страховые услуги не только теряют свою значимость, но и становятся невыгодными.
    2. Недостаток инвестиционных инструментов. Из-за того, что страховые ресурсы поддаются регулировке государства, то при отклонении от установленных правил со стороны страховых компаний это может стоить им лицензии на право занятия страховой деятельностью.
    3. Внедрение обязательных видов страхования.
    4. Развитие долговременного страхования жизни.
    5. Областное расхождение и малое развитие инфраструктуры страхового рынка.

    Однако, стоит помнить то, что у любой проблемы есть пути решения. Существует решение, а значит и есть перспектива. Перспективные направления развития страхового рынка России достаточно сложно предсказать, по той причине, что они во многих случаях зависят от состояния экономики страны, уровня её развития, благосостояния и страховой культуры населения.

    Так, исходя из всего изложенного, можно сделать вывод, о том, что страхование играет важную роль не только в жизни человека, но и в жизни государства. Ведь именно страхование увеличивает инвестиционный запас страны, который решает вопросы социального и обеспечения.

    УДК: 368
    Тема: Перспективы развития страхового рынка в России
    Theme: Prospects for the development of the insurance market in Russia.

    Аннотация: В статье рассмотрены перспективные и прибыльные направления развития рынка страховых услуг, представлены растущие, стагнирующие и уменьшающиеся сегменты развития страховой отрасли, сформулированы основные проблемы, способствующие торможению развития рынка.

    Ключевые слова: страхование, перспективы развития, рынок страхования, страховые услуги.

    Annotation: Prospective and profitable directions of development of the insurance services market are considered in the article, growing, stagnating and decreasing segments of development of the insurance industry are presented, basic problems are formulated that contribute to the inhibition of market development.

    Keywords: insurance, development prospects, insurance market, insurance services.

    Литература

    1. Агентство страховых новостей (Электронный ресурс)- Режим доступа: http://www.asn-news.ru/(дата обращения: 24.05.2018)
    2. Бизнес сервис Википедия страхования (Электронный ресурс) — Режим доступа: http://wiki-ins.ru/ (дата обращения: 23.05.2018)
    3. Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) (Электронный ресурс) -Режим доступа: https://raexpert.ru/ (дата обращения: 24.05.2018)
      Щербакова Л. Н., 2018

    Во многих европейских странах (в частности, в Испании, Франции) на долю банковского канала дистрибуции приходится порядка 50% сборов страховщиков. Структура каналов продаж российских страховых компаний несколько лет назад также начала смещаться в сторону банкострахования. В 2012 году на него приходилось 20,4% собранной премии, в 2013-м - 23,4%, в 2015-м - 25,8%. Скачок роста банкострахования произошел в 2016 году, когда на этот канал продаж пришлось уже 35,2% сборов, то есть он почти догнал агентский канал, а в первом квартале 2017-го банки стали лидерами среди посредников - 37,9% премии (против 37,8% сборов от агентов).

    Ключевым каналом дистрибуции банки являются традиционно для личных видов страхования - страхования жизни, страхования от несчастных случаев (НС) и добровольного медицинского страхования (ДМС), а также для коробочных страховок, например страхования имущества физлиц. Все эти страховые продукты в 2017 году показывают положительную динамику, и, по всей видимости, станут драйверами развития рынка. В свою очередь, это положительно скажется на росте значимости банкострахования. По итогам года доля банковского канала на рынке превысит 40%, а в 2018 году дойдет до «европейских» 50%.

    Диджитализация страхования

    Тенденция, присущая большинству отраслей, - цифровизация, и в страховании происходит проникновения онлайна во всех сегментах рынка.

    Во-первых, растут онлайн-продажи. Уже в начале года наблюдается увеличение их доли в сборах страховщиков - 1,3% против 0,5% в 2016 году. По прогнозам Всероссийского союза страховщиков (ВСС), в 2017 году доля интернет-продаж вырастет до 3–5%.

    Во-вторых, развивается направление телематики (так называемое умное страхование). Потенциал роста этого направления есть и в автокаско (сегодня продается около 10% полисов с телематикой), и в других видах страхования (страхование имущества, ДМС).

    В-третьих, страховщики активно внедряют цифровые личные кабинеты для клиентов, где можно мониторить информацию по страховым программам, корректировать опции, видеть доходность по индивидуальному страхованию жизни (ИСЖ).

    В перспективе - организация большинства этапов взаимодействия с клиентом в дистанционном режиме: оформление полисов, заявления о страховых случаях, процессы урегулирования страховых случаев и осуществление выплат. Опять же, многие британские и американские компании уже давно коммуницируют с клиентом онлайн практически по всем вопросам. Например, подавая в Интернете заявку на полис автокаско, клиент задает только базовые параметры, далее проходит проверку по базам, в рамках которой страховщик рассчитывает стоимость страхового продукта. В онлайн-кабинете страхователь присылает фото ДТП, если такое случилось, страховщик оценивает ущерб, согласовывает и осуществляет выплату. Просто и удобно для клиента и оптимально с точки зрения операционных затрат для страховой компании.

    Структура рынка

    Структура рынка также продолжает меняться по модели западных рынков. В 2016 году доля добровольных видов страхования достигла максимума за 10 лет (78%). При этом моторное страхование теряет в доле, основной же вклад в положительную динамику рынка вносят личные виды страхования. Для примера: в Европе и США большая часть населения страхует жизнь добровольно - самостоятельно или совместно с работодателем.

    Структура рынка по сборам за первый квартал 2017 года следующая: крупнейшие сегменты рынка - ДМС (21,7% рынка), страхование жизни (18,9%), ОСАГО (15,3%). Доля моторного страхования - ОСАГО и КАСКО - продолжает снижаться: 36,7% по итогам 2016 года и 26,9% по итогам первого квартала 2017 года. Совокупная доля личных видов страхования (ДМС, страхование жизни, страхование от несчастных случаев) составила 48,3%, в 2016 году - 41,8%, в 2015 году - 37,7%.

    Источник: Институт страхования ВСС по данным Банка России; на диаграмме ОПО - страхование опасных производственных объектов

    Сегменты-драйверы или «черные лебеди»

    Страхование жизни - по-прежнему лидер по сборам и основной сегмент-драйвер, вносящий положительный вклад в динамику рынка. Прирост премии в первом квартале составил 44% (в 2016 году - свыше 60%). При этом впервые за 12 лет сегмент страхования жизни - № 1 по объему премий (59,8 млрд рублей), в то время как по ОСАГО было собрано всего 48,2 млрд рублей. Как видим, страхование жизни сбавляет темпы прироста, и, по прогнозам ВСС, в течение ближайших лет будет демонстрировать +15–25% сборов в год.

    Страхование жизни могут догнать другие виды личного страхования. Уже сейчас заметную положительную динамику показали сегменты ДМС (+10,9%) и страхование от несчастных случаев (6,7%). В 2017-2018 годах темпы прироста этих видов могут ускориться до 15–20%. Также растет коробочное страхование, в частности страхование имущества физлиц (+15,6%), которое с большой вероятностью прирастет по итогам года примерно на 20%.

    Источник: Институт страхования ВСС по данным Банка России

    «Черным лебедем» страхового рынка остается ОСАГО с его растущей убыточностью. Уровень выплат по итогам 2016 года составлял 73%, а в первом квартале 2017-го - 108%. При этом сборы снизились на 3%, а выплаты выросли на 46,4%. По прогнозам ВСС, убыточность в ОСАГО останется высокой.

    Источник: Институт страхования ВСС по данным Банка России

    Однако у ОСАГО, как и у автокаско, есть потенциал для разворота тренда. На фоне роста автопродаж моторные виды страхования уже в 2017 году могут выйти на слабый положительный прирост по сборам.

    Среди тормозящих рынок сегментов - также страхование имущества юрлиц, однако с развитием промышленности и инфраструктурных проектов данное направление страхования может выйти на нулевой прирост (и даже небольшой положительный). С учетом прогнозов по дальнейшей стабилизации экономики и положительной динамики в сегменте корпоративного кредитования есть перспективы для роста производства и активизации инвестиционной активности, что приведет к росту страхования имущества юрлиц.

    По оценкам ВСС, темпы прироста в 2017 году составят 7–10%. Одним из драйверов останется страхование жизни (на 25%), также ожидается прирост от ДМС (на 10%), страхования имущества физлиц (10–15%) и страхования от несчастных случаев (на 10%). Кроме того, на фоне роста автопродаж, возможно, будет расти сегмент автокаско. По подсчетам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за январь - май объем авторынка страны вырос на 5,1% в годовом выражении; по разным оценкам, автопродажи вырастут в 2017 году на 4–10%, что положительно отразится и на моторном страховании. В автокаско убыточность не невысоком уровне - за счет снижения коэффициента выплат (около 20%) и уровня выплат (около 57%), в том числе за счет широкого распространения продуктов с франшизой.

    Рэнкинг топ-20 крупнейших страховщиков по итогам первого квартала 2017 года


    Позиция в рэнкинге

    Страховая компания


    Доля компании, %

    «СОГАЗ»

    69 559 658

    22,0

    «РОСГОССТРАХ»

    25 644 552

    «ИНГОССТРАХ»

    21 516 720

    «РЕСО-ГАРАНТИЯ»

    20 906 251

    «СБЕРБАНК СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ»

    17 625 544

    «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»

    14 957 585

    «ВТБ СТРАХОВАНИЕ»

    14 954 046

    «ВСК»

    12 944 665

    «РОСГОССТРАХ-ЖИЗНЬ»

    12 942 154

    «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ-ЖИЗНЬ»

    9 547 067

    «СОГЛАСИЕ»

    7 589 224

    ГРУППА «РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ»

    5 093 321

    «РЕНЕССАНС ЖИЗНЬ»

    4 814 465

    «АЛЬЯНС ЖИЗНЬ»

    3 628 283

    «ВТБ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ»

    3 102 388

    «МАКС»

    2 859 765

    «ЭНЕРГОГАРАНТ»

    2 679 737

    «СБЕРБАНК СТРАХОВАНИЕ»

    2 588 132

    ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ

    2 420 436

    «ВСК - ЛИНИЯ ЖИЗНИ»

    2 311 167

    Источник: Институт страхования ВСС по данным Банка России

    Рэнкинг топ-10 страховщиков по страхованию жизни


    Страховая компания

    Страховые премии за первый квартал 2017 года, тыс. рублей

    Доля рынка, %

    «СБЕРБАНК СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ»

    17 457 737

    «РОСГОССТРАХ-ЖИЗНЬ»

    12 041 942

    «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ-ЖИЗНЬ»

    9 521 816

    «РЕНЕССАНС ЖИЗНЬ»

    4 282 688

    «ВТБ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ»

    3 102 387

    «ИНГОССТРАХ-ЖИЗНЬ»

    2 034 989

    «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ»

    1 658 739

    «СИВ ЛАЙФ»

    1 342 691

    «СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ»

    1 211 434

    «УРАЛСИБ ЖИЗНЬ»

    1 153 340