Монтаж дополнительного насоса в систему отопления дома. Установка и подключение дополнительной электрической помпы в систему охлаждения автомобиля Установка дополнительной помпы в скорпионе

Плохая работа отопителя- проблема? которая возникает каждый год у владельцев тысяч автомобилей. Многие водители, чтобы получить желанное тепло, ставят дополнительную помпу, качающую антифриз через радиатор печки. А бывает, что и дополнительную печку. Нужно ли это. На многих иномарках дополнительная помпа есть в базовой комплектации. Впервую очередь это немецкие машины, в том числе Фольксваген Гольф .

Вспомните, как тепло было в машине в ее первую зиму. Единственного, штатного отопителя вполне хватало вам для нормальной температуры в салоне. Значит, установка дополнительной печки затея неоправданная. Нужно обеспечить нормальную работу штатной печки.

Даже если вы живете в холодном северном регионе установка дополнительного тосольного отопителя вам не поможет. Примерно при температуре 35…40 градусов мороза радиатор печки возьмет все избыточное тепло двигателя. Циркуляции через радиатор охлаждения не будет вообще. Поможет только отопитель, работающий за счет сжигания дополнительного топлива. Но прежде чем ставить добавочный, автономный отопитель, стоит наладить работу штатной печки.

Самая частая причина плохой работы печки отсутствие циркуляции. Могут быть другие причины. Но чаще всего в систему попадает воздух и затрудняет поток антифриза через отопитель.

Если вы недавно перегревали двигатель, то откройте расширительный бачок и понюхайте. Запах выхлопных газов укажет, что двигателю вашего автомобиля нужен серьезный ремонт. От перегрева головка блока цилиндров покоробилась и сейчас газы из цилиндра попадают в рубашку охлаждения. Признаками этой же неисправности являются антифриз в масле и разный цвет изоляторов сечей. Если вы видите, что одна из свечей словно мытая, а остальные более грязные. В случае коробления головки и прорыва прокладки поступление газов может быть такое, что даже помпа системы охлаждения попадает в пузырь газа и не качает. Это угроза самому двигателю.

Чаще бывает, что воздух попадает через неплотные соединения шлангов. Печка оказывается ловушкой, в которой скапливается воздух, а тосол циркулирует только по шлангу малого контура. Такая неисправность не угрожает двигателю, но некомфортна для водителя и пассажиров.

Вот в этом случае дополнительная помпа может помочь. Сильный поток охлаждающей жидкости способен вынести воздух из печки. Даже если циркулировать будет антифриз с пузырьками газа, печка работать будет. Приятным бонусом оказывается то, что имея прогретый двигатель, можно включить печку, не заводя двигатель. Это если вы кого-то ждете зимой.

Какую выбрать помпу?

Есть два варианта: помпа от Газели и Бош. Газелевская помпа выполнена по традиционной компоновке. Это электродвигатель, соединенный с насосом. Конечно, в конструкции есть уплотнения, и они обязательно текут. У кого-то такая помпа работает менее года, хотя может пять лет. Помпа мощная и производительная. Потребляет ток 4 ампера и перекачивает 1440 литров в час. Выпускаются модификации разных производителей, с различными диаметрами патрубков. Кроме помпы на 12 вольт, есть вариант для грузовиков, на 24 В. Стоит такая помпа тысячу рублей или около того.
Помпа BOSCH- настоящее произведение инженерного искусства. В помпе нет уплотнений. Ни одного. Потому что нет вала, соединяющего двигатель и ротор насоса. Момент, через сплошную стенку передается магнитной муфтой. Потечь такая помпа не может, но и производительность ее меньше 500…750 литров в час для разных модификаций. По цене можно рассчитывать от 2400 рублей.

Как подключить.

Помпа включается в разрез шланга в обратку печки. То есть охлаждающая жидкость по трубке идет в радиатор печки затем снова трубка, дополнительная помпа, трубка и снова в систему охлаждения. Можно в разрез напорного шланга, при отсутствии течей это безразлично. Но зато повышенное давление в радиаторе печки может стать причиной его окончательного прорыва. А ясно видимая струйка укажет его место.
Подключение электрическое должно соответствовать следующим требованиям:

Подключение в цепь защищенную предохранителем и работающую при включении зажигания.

Цепь может обеспечить необходимый ток (4 А, для помпы от газели).

Помпа работает, когда включен вентилятор.

В автомобиле Калина вентилятор отопителя защищен предохранителем F5 на 25 ампер. Учитывая, что максимальный ток вентилятора 18 ампер, а кроме него есть еще омыватель и блок управления электроусилителем, добавлять еще нагрузку на 4 ампера нельзя. Даже подключение помпы бош под вопросом. Вы ведь не хотите, остаться без усилителя руля, в самый неподходящий момент?

Предлагаю, такой вариант подключения. Помпа подключается непосредственно к аккумулятору, или иному подходящему разъему под капотом. Цепь обязательно защищается предохранителем на 5 ампер. Для включения нужно реле. Вот оно будет подключено к вентилятору. Таким образом цепь окажется обесточенной, при выключенном зажигании. Помпа газели подключается по однопроводной схеме. Вторым проводом служит кузов автомобиля. Но если есть сомнения, то можно протянуть провод от клеммы минус до корпуса помпы.

Для каких автомобилей подходит.

Для автомобилей у которых есть шланг малого круга в обход печки. В силу того, что печка регулируется краном отопителя, это все вазовские машины от Копейки до Калины и Приоры. Устройство системы охлаждения последних обосновано, скорее, традицией, а не необходимостью. Система охлаждения автомобилей Гранта, Ларгус, Калина 2 и Приора 2 устроена так, что весь антфриз по малому кругу идет через печку. Добавлять еще одну помпу бесполезно.

Среди дополнительного оборудования в системах отопления с жидкостным теплоносителем, актуальны циркуляционные насосы. Они применяются в отоплении на любом виде топлива.

В большинстве случаев установка дополнительного насоса в систему с естественной циркуляцией значительно повышает скорость перемещения и прогрев помещения. Само устройство не отличается особо сложной конструкцией и имеет небольшие размеры.

Особое внимание стоит уделить параметрам дополнительного насоса и монтажу.

Установка дополнительного оборудования

Доработка существующей системы отопления будет необходима в следующих случаях:

  1. Перемещение теплоносителя осуществляется естественным путем.
  2. Расширение отапливаемой площади.
  3. Имеющийся насос в котле не обеспечивает равномерное распределение теплоносителя.

В любой из этих ситуаций установка дополнительного устройства способна обеспечить качественный прогрев каждого помещения в доме.

Возьмите на заметку: неправильные расчеты будущей системы отопления могут привести к ее неэффективному функционированию.

Одним из способов устранения этого недостатка является установка дополнительного насоса циркуляции. Данное решение будет намного выгоднее, чем полная замена основного оборудования с подходящими характеристиками.

Насос циркуляционный для систем отопления марки Wilo:

Правильное положение – залог надежной работы

Чаще всего в частных домах устанавливают насосы с мокрым ротором.

Особенностью конструкции оборудования является отсутствие специальных смазочных материалов.

Теплоноситель отопительной системы выступает охладителем и смазывает вращающиеся элементы.

С учетом данной особенности существуют следующие правила, которые в обязательном порядке должны соблюдаться:

  • вал насоса строго в горизонтальном положении относительно пола;
  • направление движения теплоносителя должно совпадать со специальной отметкой на оборудовании;
  • установка на участке системы с минимальной температурой теплоносителя.

Особенности электромонтажа

Подключение дополнительного оборудования для системы отопления выполняется через централизованную электрощитовую, в которой имеется возможность управления.

В новых моделях циркуляционных насосов имеется встроенная защита и устойчивость к токам блокировки, поэтому можно выполнить обычное подключение с заземлением.

Также должно исключаться прямое попадание жидкости на клеммную коробку. Соответственно при установке размещение должно быть сбоку или сверху.

Особенности трубопроводной обвязки

Помимо правильной установки самого циркуляционного насоса, необходимо корректное размещение ряда других элементов и соблюдение технологических требований. А именно:

  • по ходу движения теплоносителя, но перед насосом устанавливается сетчатый фильтр;
  • запорная арматура устанавливается по обе стороны;
  • для моделей значительной мощности необходимо установить антивибрационные вставки (для маломощных насосов – необязательно);
  • при наличии двух и более циркуляционных насосов каждый напорный патрубок оснащается обратным клапаном, а также необходима обязательная установка аналогичного резервного устройства;
  • отсутствие нагрузок сжатия и давления, а также кручения со сторон концов трубопроводов.

Способ монтажа

Установить оборудование для эффективной циркуляции теплоносителя в системе можно двумя способами:

  • отдельным агрегатом;
  • непосредственной врезке в систему отопления.

Чаще всего отдают предпочтение второму варианту. В его реализации имеется два подхода. Первый заключается в простой врезке циркуляционного насоса в трубу подачи.

Второй предполагает использование П-образного элемента, который крепится в двух местах к основной трубе. Посредине этой конструкции устанавливается . Данная реализация установки характеризуется наличием обвода.

Полезно знать: в системах с естественной циркуляцией предусмотрена возможность отключения насоса из контура.

В случае частых перебоев с подачей электроэнергии с централизованной системы, данная конструкция позволит обеспечить работоспособность системы. Хотя и с меньшей эффективностью.

Подключение

Процесс подключения дополнительного циркуляционного насоса заключается в нескольких этапах:

  1. Определение места монтажа. Исходя из требований, его необходимо устанавливать как можно ближе к отопительному котлу. Температурный режим будет оптимальным, что обеспечит длительный срок службы.
  2. Отключение котла и перекрытие подачи теплоносителя при помощи имеющейся запорной арматуры. В случае отсутствия элементов управления – слить воду из системы.
  3. Проектирование и реализация обвода. С его помощью система будет функционировать при выходе из строя насоса или же временного отключения электроэнергии.
  4. Монтаж обратного клапана и фильтра.
  5. Установка отсекающей арматуры. Позволяет проводить обслуживание, перекрыв всего лишь запорные элементы.
  6. Спуск воздуха через специальный клапан и запуск.

Преимущества и особенности монтажа теплового насоса вода-вода:

В случае простоя циркуляционного насоса необходимо спустить воздух перед запуском, так как он со временем накапливается.

Установка дополнительного циркуляционного насоса в отопительную систему с жидкостным теплоносителем позволит получить следующие преимущества:

  • повысить КПД;
  • обеспечить равномерное распределение тепла;
  • снизить расход топлива;
  • использовать трубы меньшего диаметра;
  • значительно ускорить процесс прогрева, даже в самой отдаленной комнате.

Конструкция насоса отличается надежностью и длительным ресурсом при правильном монтаже и подключении. Выбор подходящей модели по мощности и другим характеристикам лучше доверить специалистам.

Как устанавливать дополнительный насос в систему отопления, смотрите в следующем видео:

Насосы в систему автономного отопления могут включаться как при первоначальном её монтаже, так и в качестве дополнительного — в уже существующий контур.

Подобное усовершенствование улучшает пользовательские характеристики всей конструкции.

Как правильно установить дополнительные насосы в систему отопления?

Недостатком отопительной системы с принудительной циркуляцией насосом считается энергозависимость : для работы оборудования потребуется электричество. Соответственно, с этих позиций отопление будет уязвимо.

Дополнительно возрастёт и потребление электроэнергии, хотя и незначительно — современное насосное оборудование на пике мощности употребляет не более 100 Вт. Что немного.

А зависимость от наличия розетки сводится к минимуму при помощи источников бесперебойного питания и грамотного монтажа , предусматривающего резервные пути обхода узла перекачки.

Бонусы принудительной циркуляции окупают недостатки с лихвой:

  • Резко снижается инерционность. Система прогревается быстрее, упрощается её регулировка.
  • Выравнивается нагрев. В гравитационной системе (без насоса) радиаторы или регистры, ближние к котлу, прогреваются сильнее удалённых. Циркуляционный насос помогает избавиться от подобного градиента.
  • Система функционирует, даже если часть магистралей проложена с отрицательным углом.

Начало работ по установке двух насосов в подаче и обработке

Для монтажа агрегата требуется немного:

  • Полный набор ключей (от 22 до 36) или пара разводных.
  • Пузырьковый уровень.
  • Электрический пробник и отвёртка для электрической части.

Непосредственное оборудование штатного, посадочного места дополнительного насоса требует чуть более развитого набора инструментария, ассортимент которого зависит от характеристик системы, а в частности, материала труб.

Соответственно, если речь идёт о чёрном металле, то тут с большой долей вероятности понадобятся:

  • ножовка или болгарка;
  • клупп для нарезки резьбы;
  • сварочное оборудование.

Для меди или пластика уже придётся выбрать другой инструмент.

Прежде всего нужно определить, где лучше установить насос. Затем подготовиться к его установке.

При подборе запорной арматуры следует отдавать предпочтения той, что создаёт наименьшее сопротивление потоку. Так, предпочтительнее шаровые краны , а не обычные вентили; шаровый клапан, а не пружинный, если речь идёт об автоматизации путей обхода насоса при отсутствии электропитания.

Внимание! Обязательно потребуется грязевой фильтр-сеточка и, если насос не оборудован системой спуска воздуха, отводной трубкой для подобных целей.

Где лучше подключить и поставить оборудование?

Основных правил монтажа насоса немного и соблюсти их несложно.

  • Современные насосы делаются из износостойких материалов и способны работать при температурах до 100-115 °C . И ставить их можно в любой точке отопительной системы. Но при работе в условиях близким к предельным срок службы их заметно сокращается. Поэтому насос следует устанавливать там, где тепловая нагрузка будет минимальной — на обратке или подаче, как можно ближе к котлу.

Фото 1. Двойной насос от производителя DAB, предназначен для циркуляционной системы отопления, выполнен из износостойкого материала.

Дополнительные плюсы такой конфигурации — исключение закипания воды на лопастях насоса и возникновения эффекта кавитации, приводящего к разрушению рабочего колеса. Место под насос надо выбирать как можно дальше от радиаторов отопления. Их тепло может повлиять на работу термостата и автоматика начнёт давать сбои.

  • Если система оборудована расширительным баком, насос устанавливается как можно ближе к нему , но после точки подключения его в систему. В противном случае возможны сбои в работе — до насоса поток теплоносителя ламинарный, а после уже присутствуют завихрения.
  • Перед прибором обязательно надо поставить грязевой фильтр. Иначе мелкие частички мусора, окалины, песчинки или известковые отложения могут попасть в него и заклинить рабочий вал.
  • Насос может устанавливаться как на горизонтальном участке магистрали, так и на вертикальном. Но при этом следует помнить, что установка насоса на вертикальном участке снижает эффективность его работы приблизительно на 30% . И на вертикале необходимо следить за направлением потока ещё строже: лучше, если вектор направления будет снизу вверх, а не сверху вниз — это спасёт систему от завоздушивания.

Фото 2. Отопительный насос установлен и подключен на горизонтальном, основном участке трубопровода перед входом в котел.

  • Если насос с «мокрым» ротором (а это почти 90% оборудования , устанавливаемого в коттеджах и квартирах), то при установке важно следить, чтобы ротор оказался строго в горизонтальном положении. Дело в том, что в оборудовании такого типа теплоноситель играет роль и охлаждающей жидкости, и смазывающего материала. И при неправильной ориентации ротора возможно возникновение участков с пузырьками воздуха. Это ведёт к резкому снижению ресурса.

Важно! При установке насоса, запорной арматуры и грязевого фильтра всегда следят за вектором потока теплоносителя. На каждом из вышеупомянутых приборов стоит стрелочка, указывающая нужное направление. Просто строго соблюдаем — все стрелочки должны быть направлены по потоку.

Вам также будет интересно:

Монтаж по электрической схеме

Монтаж циркуляционного насоса по схеме путём непосредственной врезки его в магистраль — грубейшая ошибка. Прибор, создающий циркуляцию, оптимально устанавливать и подключать в обходную магистраль.

Сам алгоритм монтажа выглядит просто. На выбранном участке в магистраль врезается запорный шаровый кран (если планируется ручное переключение с принудительной циркуляции на естественную) или шаровый обратный клапан.

В крайнем случае — пружинный (это даёт некоторую автоматизацию переключения режимов работ).

В байпасе с двух сторон (и на входе, и на выходе) монтируют два шаровых крана , отсекающих насос от магистрали. На случай ремонта, замены или профилактики.

Затем, по ходу потока последовательно устанавливают сетчатый грязевой фильтр и сам насос. Если в корпусе нет винта для спуска воздуха из системы, то ещё ставят и выпускной воздушный клапан. Ручной или автоматический.

Насос обязательно монтируется при помощи разъёмного соединения-американки. Что позволит снимать и ставить его без демонтажа магистрали. При этом следят за горизонтальным расположением ротора. И клеммной коробки — она должна стоять сверху мотора. Это обезопасит её от попадания воды.

Способы подключения дополнительного устройства: как его ставить?

Часто в систему отопления или водоснабжения ставят и дополнительные насосы. Причин для подобной модернизации бывает несколько.

Например, если не хватает напора для нормальной работы стиральной машины, или при монтаже полотенцесушителя, тёплого пола, подключения дополнительного контура.

Правила и способы установки добавочного устройства такие же, что и основного. Просто дополнительную магистраль расценивают как отдельную систему.

Иногда подобную модернизацию устраивают для усиления системы на глухозимье, на время сильных холодов. В таком случае привод подключают к тепловому реле-термостату. Соответственно, при падении температуры теплоносителя на заданном участке включается дополнительная циркуляция, усиливающая ток теплоносителя.

Вы, наверняка, замечали такой эффект: при снижении оборотов мотора ниже 2000 в секунду, печка начинает обдувать прохладным воздухом. Кто-то замечает это постоянно. Особенно это хорошо ощущается при утреннем прогреве автомобиля, когда двигатель уже достаточно набрал тепло, а в салон поступает прохладный воздух.

Если повысить обороты, работая педалью газа, сразу начинает поступать горячий воздух в салон. Это свидетельствует о плохой циркуляции охлаждающей жидкости, проходящей через отопительный радиатор. Когда обороты достаточно высоки, то есть выше 2000 оборотов, тогда и помпа охлаждающей жидкости вращается сильнее и лучше гоняет жидкость в системе.

Порой случается и такое, что двигаясь по трассе, выставив комфортную температуру салона, вы попадаете, например, в пробку, а в салон начинает поступать холодный воздух. Это, в конце концов, начинает надоедать и побуждает к поиску выхода из данной ситуации. Лучшим решением будет установка дополнительного насоса, стабилизирующего циркуляционный поток жидкости через радиатор.

Преимущества дополнительного насоса

Дополнительный электрический насос необходим для существенного циркуляционного процесса охлаждающей жидкости по малому и большому кругу при открытии термостата. Особенно актуальной становится хорошая теплоотдача печного радиатора, а летними жаркими днями замечательным дополнением будет улучшенная отдача главным . Проще говоря, зимой в автомобиле будет значительно теплее, а летом вентилятор будет включаться гораздо меньше, обеспечивая наиболее ровный тепловой режим силового агрегата.

На прогретом двигателе печка выдувает горячий воздух даже при максимальных оборотах вентилятора. Наличие дополнительного насоса в системе отопления даёт следующие преимущества:

1. Производительность гораздо большего уровня.

2. Создание большого давления охлаждающей жидкости

3. Сниженное потребление энергии.

4. Малый уровень шума.

5. Высокая надёжность и эффективность.

Нюансы установки дополнительного насоса

Монтаж дополнительного электрического насоса системы отопления автомобиля часто рекомендуется как средство, повышающее эффективность циркуляции охлаждающего состава через печной радиатор, что, следовательно, улучшает работу отопительного агрегата. Заметим, что данный тюнинг необходимо проводить только после того, как все меры по устранению слабых мест проведены, а именно:

1. Радиаторные шланги 16-го диаметра заменены шлангами 18-го.

2. Штуцер забора охлаждающей жидкости с головки блока цилиндров заменён на штуцер от «Газели» 18-го диаметра.

3. Кран печки вы заменили подходящим, только с бóльшим сечением, например, водопроводный шаровый.

4. Печной радиатор – трёхрядный медный.

5. Установлена дополнительная помпа со штуцером на 18 миллиметров.

6. В малый дросселирующий круг потока охлаждающей жидкости и большего отбора установлена втулка.

7. Воздуховоды и печка лишены щелей и неровностей.

8. Термостат, установленный на автомобиль, работает исправно и без сбоев.

После выполнения всех вышеперечисленных пунктов, завершающим этапом может стать установка дополнительной электрической помпы от «Газели» или производства «Bosch». Эта процедура не отличается крайней сложностью, но для новичков некоторые моменты могут оказаться не совсем очевидными. Далее мы вам расскажем, как самостоятельно установить на автомобиль дополнительный насос на отопительный элемент.

Необходимые детали и инструменты

1. Дополнительный насос с патрубками диаметра 18 мм.

2. Шланги диаметром 16 мм и длиной полметра. Они должны быть исключительно прямыми и армированными.

3. Хомуты нужного диаметра в количестве четырёх штук.

4. Пятиконтактное реле, но вполне достаточно и на четыре контакта.

5. Колодка на пятиконтактное реле на 30 А.

6. Держатель ножевого предохранителя.

7. Ножевой предохранитель на 10 А.

8. Пара клемм "кольцо".

9. Одноконтактная колодка типа «мама».

10. Три метра обычного двужильного провода. Можно использовать от нерабочего пылесоса, например.

11. Три метра защитной гофры для вышеуказанного провода

12. Подсвечивающаяся кнопка.

13. Светодиод матовый красный 3 мм.

14. Резистор на 690 Ом.

15. Пара резиновых шайб с внутренним диаметром 6-7мм.

16. Пучок проводов, может пригодиться по необходимости.

Технология установки дополнительного насоса

Подготовительные работы. Если использовать насос от «Газели», тогда нужно будет вскрыть крышку, снять резинку и обезжирить. Собрать, нанеся на резинку и крышку термостойкий клей-герметик. Саморезы крышки затянуть как можно крепче. Теперь всё надёжно.

Непосредственно монтаж:

1. Слейте с силового агрегата охлаждающую жидкость.

2. Открутите от патрубка хомут подачи охлаждающей жидкости на радиатор и снять шланг.

3. Может случиться так, что состояние шланга оставляет желать лучшего. В таком случае нужно будет демонтировать жабо, штатную обивку, вскрыть корпус мотора отопительного элемента. Таким образом, вы получите доступ к печному радиатору.

4. Открутите хомут со стороны радиатора и снимите старый шланг. На его место монтируйте новый полуметровый шланг, закрутите шланг и соберите корпус печки и жабо в обратном порядке.

5. Если шланг в полном порядке, тогда необходимо его нарастить при помощи соединителя до необходимой длины.

6. Установите новый шланг на патрубок двигателя к печному радиатору.

7. Под капотом определите место для установки дополнительного насоса.

8. Открутите гайки с болтов, установите две резиновые шайбы, а сверху монтируйте новый насос, закрутите гайками

9. Обрежьте по месту шланг радиатора печки и подсоедините к боковому выходу насоса и закрепите хомутом.

10. Шланг от двигателя отрежьте по месту и подсоедините к верхнему патрубку насоса. Убедитесь в том, что шланг нигде не перегнётся, и зафиксируйте хомутом.

11. Подготовьте первую часть электрики, для этого посадите на провод 86-го контакта клемму типа «кольцо».

12. На один провод держателя предохранителя приделайте вторую клемму «кольцо». Закрепите его на клемме аккумуляторной батареи с положительным зарядом.

13. Второй провод держателя предохранителя соедините с 30-ым контактом колодки реле.

14. На контакт под номером 87 прикрепите клемму типа «мама», соедините с проводом, питающим насос.

15. Наденьте на болт держателя трубок гидрокорректора минусовую клемму, оденьте держатель реле, закрепите гайкой и убедитесь в том, что соединения клеммы с массой надёжны.

16. Установите предохранитель на 10 А в держатель.

17. Слегка коснитесь 85-ым контактом реле плюсовой клеммы аккумуляторной батареи. Реле включится, и насос заработает. Если же не работает, тогда ищите причину.

18. Протяните провод в гофре от подкапотного пространства к монтажному блоку салона. Один конец провода соедините с 85-ым контактом колодки реле.

19. Снимите защитную пластмассовую стенку со стороны ног водителя, вытащите блок управления печкой.

20. Другой отрезок провода в гофре протяните от монтажного блока к блоку управления отопителем. Закрепите над педалями хомуты к штатной проводке, чтобы не болталась.

21. Возьмите плюс от зажигания в монтажном блоке и подсоедините к одному из проводов. Конкретно смотрите автомобильную электросхему.

22. Второй провод из 20-го пункта соедините в подкапотном пространстве с проводом из 16-го пункта.

23. Руководствуясь схемой, подключите колодку кнопки. Подсветку кнопки удобнее всего подключить при помощи двух соединителей «гильотина» от подсветки кнопки рециркуляции воздуха. Если в вашем автомобиле такая кнопка отсутствует, значит, можно брать от подсветки ручки управления заслонками.

24. Удобной «фишкой» будет наглядная индикация контроля включения насоса. Не каждому это будет нужно, но не лишним будет сказать о правильном подключении данного элемента.

Согласно электросхеме прикрепите светодиод с резистором к электрической цепи. В кнопке в углу просверлите отверстие в 3 мм и закрепите светодиод суперклеем. Провода гибкие, тонкие, многожильные, так что можно смело нажимать на кнопку, они подготовлены к изгибанию.

25. Включите габаритные огни, чтобы убедиться в том, что кнопка подсвечивается.

26. Включите зажигание, нажмите кнопку и удостоверьтесь, что электронасос работает.

27. Вставьте кнопку в предназначенное ей место, монтируйте блок управления отопителем.

28. Залейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок.

29. Запустите двигатель и прогрейте его полностью. Удостоверьтесь, что шланги соединены прочно, и жидкость не вытекает. Включите кнопку насоса и убедитесь, что он корректно работает.

Одним из основных видов оборудования, которое применяется в отопительной системе частного дома, считается циркуляционный насос. Этот прибор позволяет более эффективно транспортировать теплоноситель по системе, что будет способствовать равномерному прогреву помещений. В нашей статье опишем, зачем нужен дополнительный насос в системе отопления дома, ознакомимся со схемой и местом его установки, использованием в системе Тёплый пол.

Нужен ли, и в каких случаях

Многих владельцев загородной недвижимости, а особенно двухэтажных домов, интересует вопрос об установке дополнительного циркуляционного насоса в систему отопления. К такому выводу они приходят после неравномерного прогрева радиаторов в помещениях при условии, что котёл имеет достаточную мощность. Если разница температуры котла и теплоносителя в трубопроводах превышает 20 градусов, то необходимо будет удалить воздушные пробки или поставить имеющейся насос на повышенную скорость.

Установка дополнительного насосного оборудования необходима в следующих случаях:

  • При добавлении дополнительного контура в отопительную систему, а особенно, когда длина труб превышает 80 метров;
  • Для равномерного перемещения теплоносителя в трубопроводах.

Важно! При неправильных расчётах отопительной системы установка дополнительного оборудования приведёт к снижению эффективности функционирования отопления.


Перед установкой дополнительного насоса отбалансируйте систему отопления при помощи балансировочных клапанов

Дополнительный насос в отопительной системе может и не понадобиться, если она сбалансирована при помощи балансировочно-регулировочных клапанов, поэтому перед покупкой дополнительного оборудования спустите воздух с батарей и долейте воды в систему. Если всё работает нормально, то в установке дополнительного насоса нет смысла.

Гидравлический разделитель

Если есть необходимость в установке дополнительного насоса, то в такую отопительную систему в обязательном порядке должен быть включён ещё один прибор – гидроразделитель. В перечне используемых терминов гидравлический разделитель могут ещё называть анулоидом или гидрострелкой.


Подобные устройства рекомендовано использовать в отопительных системах, где нагрев теплоносителя проводится при помощи котлов длительного горения. Дело в том, что рассматриваемые отопительные приборы могут работать в нескольких фазах (розжиг топлива, процесс горения и затухание) причём у каждой из таких фаз необходимо поддерживать определённый режим горения.

Установка гидравлической стрелки в систему отопления позволяет создать некий баланс в работе тепла и прогреве системы. Сам анулоид выполнен в виде трубы с четырьмя отходящими патрубками. К основным функциям такого прибора относятся:

  • Автоматический отвод накопившегося воздуха;
  • Улавливание частиц шлама (работает как грязеуловитель).

Обратите внимание! Из указанных характеристик можно понять, что гидравлический разделитель считается важным прибором отопительной системы, поэтому его нужно устанавливать в обязательном порядке при наличии насоса.


Отопление в частном доме выполняет множество функций, которые должны реализоваться независимо от расхода теплоносителя при возможных перепадах давления в трубопроводах. Добиться эффективной работы системы довольно таки сложно, ведь жидкость поступает в контуры трубопроводов из одного источника тепловой энергии — котла, что в конечном итоге приведёт к разбалансировке отопления. Для предотвращения подобных ситуаций и служит гидравлический разделитель, он выполняет функцию развязки.

Где ставить

В автономной отопительной системе частного дома рекомендовано устанавливать циркуляционные насосы с мокрым ротором, которые вращаются без использования специальных смазочных материалов. Охладителем и смазочным элементом здесь выступает теплоноситель. При монтаже подобного прибора необходимо учитывать следующие правила:

  • Вал насоса должен находиться в горизонтальном положении по отношению к поверхности пола;
  • Движение потока воды в системе должно совпадать с направлением стрелки на приборе;
  • Для предотвращения попадания жидкости на клеммы насоса, коробка должна устанавливаться на верхней или боковой части оборудования.

По мнению некоторых пользователей, насос лучше устанавливать на обратном трубопроводе. Здесь температура теплоносителя минимальна, что повысит срок эксплуатации прибора, но не все эксперты согласны с этим утверждением. Дело в том, что насос рассчитан на эксплуатацию в среде теплоносителя, температура которого может достигать 110 градусов.

Обратите внимание! Единственным требованием к установке насоса считается удобство его обслуживания, то есть такой прибор можно монтировать между котлом и радиаторами отопления на прямом или обратном трубопроводе. Между батареями устанавливать подкачивающее оборудование нельзя.

Схема установки

На практике применяются две схемы установки циркуляционного насоса в однотрубной и двухтрубной системе отопления. Перед проведением монтажных работ необходимо внимательно изучить прилагаемую инструкцию. На подготовительной стадии работ сливают воду с системы и очищают трубы от загрязнений методом дополнительной прокачки жидкости. Насос устанавливают по прилагаемой схеме, затем заливают в контур теплоноситель и включают агрегат.

Как мы уже говорили, насос лучше всего устанавливать на обратке при помощи отвода или как его ещё называют, байпаса. Такое приспособление необходимо для перекрытия воды и замены насоса в случае поломки. Диаметр отводной трубы должен быть меньше, чем у центрального трубопровода.


На каждом из краёв байпаса перед входом и после выхода из насоса устанавливают краны для аварийного перекрытия теплоносителя. На центральной магистрали устанавливают ещё один кран для направления потока жидкости через насос. Перед входом в подкачивающее оборудование закрепляют специальный фильтр, который будет скапливать вредные частицы, находящиеся в воде.

С тёплым полом

Обратите внимание! В системе «Тёплый пол» циркуляционный насос устанавливают в горизонтальном положении после смесительного узла на участке подающего трубопровода. В некоторых схемах разводки устанавливают по несколько таких приборов, каждый из которых будет перекачивать жидкость в пределах одного этажа.


Схема установки насоса в системе «Теплый пол»

Во время заполнения системы теплоносителем не всегда есть возможность избавиться от присутствующего здесь воздуха. Скопившиеся газы часто блокируют перемещение жидкости, при этом не каждый из коллекторов может использоваться в качестве спускного клапана. Для решения подобной проблемы в циркуляционном насосе есть специальный выпускной вентиль, выполненный в виде диска.

Для спускания скопившихся газов нужно провернуть эту деталь отвёрткой против движения часовой стрелки. После подачи воды со щели, диск закручивают и опять запускают насос. Подобную процедуру повторяют несколько раз подряд.