Какие инфекционные заболевания относятся к социально обусловленным. Реферат: Социальные болезни и их опасность для общества. В формировании общественного здоровья

СМОЛЕНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Составители:

д.м.н., профессор Козлов С.Б., к.м.н., доцент Халепо О.В.

Основы социальной медицины

Учебно-методическое пособие

(для студентовзаочной формы обучения, обучающихся по специальности 040101 (350500) Социальная работа )

Смоленск, 2008

ПРОГРАММА (СОДЕРЖАНИЕ) УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. Социальные и генетические основы здоровья

Тема 1. Введение. Основные понятия и категории социальной медицины.

История становления социальной медицины как науки и учебной дисциплины. Социальная медицина как наука о закономерностях общественного здоровья, способах его сохранения и укрепления. Междисциплинарный характер социальной медицины. Изучение социальных, психологических факторов, а также факторов окружающей среды, влияющих на здоровье и заболеваемость. Взаимосвязи между медициной и обществом.

Наиболее эффективные способы и средства преодоления болезней, повышения уровня общественного здоровья.

Деятельность социальных работников, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

Определение понятия “ здоровье”. Здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (определение Всемирной организации здравоохранения).

Факторы, влияющие на сохранение и укрепление здоровья: образ жизни, наследственность, окружающая среда и другие.

Системный подход в решении проблем здоровья. Междисциплинарные аспекты здоровья: общенаучный, социально- гигиенический, медико- биологический, психологический, педагогический, экономический, правовой, технологический, теологический.

Закономерности и тенденции формирования и проявления отношения человека к здоровью. Пути и средства формирования адекватного отношения личности к здоровью на разных этапах ее жизненного пути. Наука о здоровье: состояние и перспективы.

Тема 3. Социальная обусловленностьздоровья

Социальное благополучие как составляющая здоровья. Социальные факторы, влияющие на индивидуальное и общественное здоровье.

Факторы и группы риска заболеваний. Социально- гигиенический мониторинг. Социальная сущность наиболее распространенных и значимых болезней: алкоголизм, наркомании, токсикомании, психические, сердечно- сосудистые, онкологические, инфекционные заболевания, СПИД.

Основные направления социальной политики государства, способствующие сохранению и укреплению здоровья населения на этапе реформ: деловая помощь социально уязвимым группам, реформа организационных структур и источников финансирования здравоохранения, социальной защиты населения, нормализация демографической ситуации. Медицина и здоровье. Место учреждений здравоохранения в охране здоровья населения.

Тема 4. Генетическая обусловленностьздоровья

Генетические факторы как общебиологические константы. Генотип как совокупность генов, здоровых и патологически измененных, получаемых от родителей. Мутации - изменения в генах, происходящие на протяжении индивидуальной жизни.

Группы заболеваний, обусловленные генетическим риском. Хромосомные и генные наследственные болезни (болезнь Дауна, гемофилия и другие).

Наследственные болезни, возникающие под воздействием внешних факторов (подагра, психические расстройства и другие).

Заболевания с наследственным предрасположением (гипертоническая и язвенная болезнь, экзема, туберкулез и другие).

Тема 5. Индивидуальное и общественное здоровье

Здоровье индивидуальное и общественное: определение, взаимосвязь, различия. Заболеваемость. Виды заболеваемости. Уровень и структура заболеваемости. Госпитализированная заболеваемость: структура, основные показатели. Заболеваемость инфекционными и неинфекционными болезнями. Заболеваемость с временной и стойкой утратой трудоспособности.

Заболеваемость отдельных возрастно- половых и социальных групп населения. Травматизм, его характеристика и социальное значение.

Инвалидность. Причины инвалидности, распространенность.

Физическое развитие. Определение, основные и дополнительные признаки. Факторы, влияющие на уровень физического развития.

Комплексная оценка состояния здоровья населения. Группы здоровья, их характеристика.

Тема 6. Демографические показатели в оценке здоровья населения

Использование в оценке здоровья важнейших демографических показателей. Источники получения информации о здоровье населения.

Показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения. Их динамика. Сравнительная характеристика с соответствующими показателями других стран.

Показатели смертности как важнейшие критерии в оценке состояния здоровья населения. Общая смертность. Материнская смертность. Младенческая и детская смертность. Причины. Медико- социальное значение. Факторы, влияющие на показатели рождаемости и смертности. Средняя продолжительность предстоящей жизни. Сравнительная СППЖ в разных странах.

Обострение демографической ситуации в современной России.

Тема 7. Научно-технический прогресс и его влияние на здоровье

Достижения науки и техники в лечении болезней. Использование современной науки и техники в диагностике заболеваний: медицинская техника, аппаратура, оборудование, предметы медицинского назначения.

Разработка и производство лекарственных средств как достижение научно- технического прогресса (НТП) на различных этапах развития общества.

Интеграция физики, химии, биологии и математики в решении общебиологических проблем.

Совершенствование условий жизни и труда, производство материальных благ. Влияние развития НТП на среду обитания человека. Зоны экологического бедствия. Заболевания, связанные с техническим прогрессом. Разработка экологически безвредных технологий.

Тема 8. Физическая культураи рекреация

Двигательная активность и здоровье. Гиподинамия как фактор риска заболеваний. Формы и методы занятий физической культурой. Физические упражнения, основные виды и их классификация. Ходьба и бег. Аэробная тренировка. Принципы оздоровительной тренировки; основные ее виды: ритмическая гимнастика, общая физическая подготовка, шейпинг. Нетрадиционные методы физического воспитания: йога, древние боевые и оздоровительные системы.

Организация физкультурно- оздоровительной работы. Физкультурно- оздоровительные группы. Медицинский контроль и самоконтроль. Школы здоровья. Детские и юношеские клубы физической подготовки, клубы любителей физической культуры (по интересам).

Понятие “ рекреация”. Рекреационные зоны. Рекреационные услуги. Понятие об “ индустрии здоровья”.

Особенности развития физической культуры и рекреации в условиях новых хозяйственных отношений.

Тема 9. Современные подходы к укреплению здоровья и профилактике заболеваний

Охрана здоровья граждан как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного и медицинского характера. Основные принципы охраны здоровья граждан.

Понятие о причинах и факторах риска для здоровья. Информирование населения о проблемах здоровья.

Профилактические программы и их эффективность в борьбе с преждевременной смертностью.

Принципы индивидуального подхода в массовой профилактике. Избирательное просеивание (скрининг). Социально- гигиенический мониторинг.

Обеспечение необходимого качества жизни как наиболее общая цель в области охраны здоровья населения. Способы улучшения качества жизни.

Участие населения в решении проблем здоровья. Его мотивация на ведение образа жизни, способствующего предупреждению болезней и укреплению здоровья.

Тема 10. Правовой механизм обеспечения здоровья населения

Формирование организационно- экономических основ правового механизма обеспечения здоровья населения.

Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Состояние правовой базы охраны здоровья населения в России.

Компетенция органов законодательной и исполнительной власти в области охраны здоровья. Финансирование охраны здоровья. Организация охраны здоровья граждан. Права граждан в области охраны здоровья. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья.

Права граждан при оказании медико- социальной помощи. Гарантии осуществления медико- социальной помощи гражданам. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан.

Перспективы развития законодательства Российской Федерации в области охраны здоровья населения.

Раздел II. Организация медико-социальной помощи населению

Тема 1. Системы здравоохраненияв России

Понятия “ охрана здоровья” и “ здравоохранение”.

Государственная система здравоохранения. Государственные гарантии населению в оказании медицинской помощи. Принципы деятельности государственной системы здравоохранения. Организационная основа деятельности. Органы управления. Учреждения государственной системы здравоохранения. Государственные программы здравоохранения.

Муниципальная и частная системы здравоохранения в Российской Федерации: состояние, перспективы, правовая база.

Инновационные структуры в здравоохранении. Источники финансирования систем здравоохранения.

Тема 2. Организация лечебно-профилактической помощи населению

Основные виды лечебно- профилактических учреждений. Система первичной медико- санитарной помощи. Поликлиника: структура, принципы и методы работы.

Стационар: структура и организация работы. Многопрофильный и специализированный стационар.

Служба скорой и неотложной помощи населению. Реабилитационные учреждения.

Организация лекарственного обеспечения.

Особенности организации лечебно- профилактической помощи отдельным группам населения. Медико- санитарная часть. Здравпункт. Родильный дом. Женская консультация. Детская больница.

Организация травматологической помощи.

Особенности организации медицинской помощи больным инфекционными, венерическими, психическими, онкологическими заболеваниями.

Управление здравоохранением. Особенности в период экономических и социальных реформ.

Место и роль специалистов по социальной работе в учреждениях здравоохранения.

Тема 3. Организация медико-социальной работы

Место и роль социальной работы при оказании медико- социальной помощи. Основные функции специалиста по социальной работе, участвующего в оказании медико- социальной помощи.

Медико- социальная работа как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого- педагогического и социально- правового характера.

Состояние социальной работы в здравоохранении Российской Федерации. Состояние медико- социальной работы в учреждениях социального обслуживания

системы социальной защиты населения.

Тема 4. Лекарственное обеспечение

Организация лекарственного обеспечения населения. Особенности лекарственного обеспечения стационарных и амбулаторных больных. Аптечное учреждение: структура и функции.

Практические пути по достижению здоровья для всех. Обеспечение равенства для всех - достижение здоровья для всех. Укрепление здоровья и профилактика заболеваний. Активное участие хорошо информированного и мотивированного населения. Межсекторальное сотрудничество в осуществлении политики, способствующей укреплению здоровья населения и сокращению факторов риска. Удовлетворение основных медико- санитарных потребностей населения путем предоставления услуг, максимально приближенных к месту жительства и работы.

Решение общих проблем достижения здоровья для всех путем международного сотрудничества.

Раздел III. Формирование здорового образа жизни

Тема 1. Понятие и сущность здорового образа жизни. Влияние образа жизни на здоровье

Определение понятий “ образ жизни”, “ здоровый образ жизни”. Системный подход в оценке образа жизни. Образ жизни и условия жизни, их взаимосвязь.

Место образа жизни в структуре причин, обусловливающих современную патологию человека.

Факторы риска заболеваний, обусловленные образом жизни. Гиподинамия. Несбалансированное питание. Вредные условия труда. Стрессы. Курение. Потребление наркотиков. Злоупотребление лекарствами. Низкий образовательный и культурный уровень. Высокий уровень урбанизации.

Сущность здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни как основа профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья.

Пути формирования здорового образа жизни.

Участие социальных работников в формировании здорового образа жизни на индивидуальном и групповом уровне.

Тема 2. Культураи здоровье

Культура, медицина и здоровье: основные определения.

Гигиеническое воспитание и здоровый образ жизни как часть общей культуры человека. Зависимость образа жизни от социального положения, профессии, религии, национальных традиций.

Культуратруда, потребления, общения.

Народная гигиена. Народные обычаи и обряды, связанные с ритмичностью в жизни и работе, выбором места поселения, безопасным водоснабжением, рациональным питанием, одеждой и обувью, уходом за детьми, использованием бани и др.

Искусство и здоровье. Воздействие искусства на эмоциональную сферу человека.

Психотерапевтический и психогигиенический эффект от воздействия произведений искусства. Музыка и здоровье. Телевидение и кино. Медико- социальная оценка телесериалов.

Литература и здоровье. Особенности восприятия художественной литературы. Мода и здоровье. Отличие моды от стиля и традиции. Мода на одежду, обувь,

головные уборы. Мода на спорт, физические упражнения. Модные диеты и их

возможные последствия. “ Модные болезни”: “ шнуровая печень”, “ джинсовый дерматит” и др. Мода на вредные привычки. Мода на здоровье.

Тема 3. Социально-медицинские аспекты здоровогообраза жизни

Рациональное питание. Основные принципы. Организация, содержание, формы и средства гигиенического воспитания по вопросам рационального питания.

Двигательная активность. Значение для укрепления, сохранения и восстановления здоровья. Сущность оздоровительного воздействия двигательной активности.

Личная и коммунальная гигиена.

Режим труда и отдыха. Чередование видов деятельности.

Неприятие вредных привычек: табакокурения, злоупотребления алкогольными напитками.

Сексуальная культура. Физиологические, психологические и социальные аспекты половой жизни. Сексуальная культура и планирование семьи.

Тема 4. Формирование экологически грамотного поведения

Экологическая обусловленность здоровья. Факторы внешней среды и здоровье: воздух, вода, флора, фауна, климатические явления.

Информированность населения о состоянии экологии. Своевременность и достоверность такой информации. Умение пользоваться ею социальным работником в профилактических целях.

Загрязненность атмосферного воздуха и питьевой воды как серьезная опасность для здоровья. Кислотные дожди и токсические туманы: поведение населения и действия специалистов.

Знание основных источников загрязнения атмосферы и выбор приемлемого поведенческого решения с учетом возраста, состояния здоровья и других особенностей.

Вредные вещества в воде и продуктах питания: умение определить в домашних условиях, принять правильное решение о дальнейшем использовании, знание методов обработки и очистки продуктов.

Неорганизованный отдых, неизвестная местность, сомнительный водоем - возможные последствия для здоровья. Экологически грамотное поведение.

Метеорологические условия и метеорологический прогноз. Значение для поведения больных, страдающих болезнями сердечно- сосудистой системы и органов дыхания.

Профилактическое мышление и экологически грамотное поведение лиц, принимающих решения. Последствия принимаемых решений для коллектива, микрорайона, региона.

Тема 5. Гигиеническое воспитание как межсекторальная проблема

Философские, социологические, социально- психологические, психолого- педагогические, медицинские, правовые и экономические аспекты гигиенического воспитания населения.

Гигиеническое воспитание и гигиеническая культура. Гигиеническая культура как часть общегуманитарной культуры. Кадровое обеспечение гигиенического воспитания.

Современные “ учителя здоровья”: медики, педагоги, психологи, социальные работники, лица, принимающие решения и другие специалисты.

Деятельность по гигиеническому воспитанию в учреждениях медицинского и немедицинского профиля.

Тема 6. Основные направления, формы и средства гигиенического воспитания

Создание проблемной ситуации. Ориентировка социального работника в практических ситуациях. Знания, необходимые для решения проблемных ситуаций в гигиеническом воспитании. Разрыв между знаниями вопросов гигиенического

воспитания и умениями применять их в практической работе как главная причина отсутствия умения действовать в практических ситуациях. Овладение обобщенными приемами умственной деятельности.

Выбор основного направления, форм и средств гигиенического воспитания в практической деятельности. Ведущие признаки ситуаций, наблюдаемые в практике социального работника: количественный состав, однородность аудитории, готовность реципиентов, экстремальность ситуации. Основные типы ситуации и соответствующие им формы и средства гигиенического воспитания.

Схемы- предписания обобщенных приемов умственной деятельности, умение пользоваться ими. Ориентировка с помощью схем- предписаний алгоритмического типа.

Раздел IV. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

Тема 1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как государственнаязадача

Санитарно- эпидемиологическое благополучие населения и основы его обеспечения.

Закон “ О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения” как мера социальной защиты населения, его основные разделы и статьи. Система мер санитарно- гигиенического характера по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения.

Региональные и местные программы укрепления здоровья, профилактики заболеваний и оздоровления среды. Роль социальных работников в их подготовке и реализации.

Права и обязанности граждан по вопросам санитарно- эпидемиологического благополучия.

Тема 2. Деятельность центров санитарно-эпидемиологическогонадзора

Центры государственного санитарно- эпидемиологического надзора как основные учреждения, осуществляющие контроль за соблюдением санитарного законодательства.

Основные направления деятельности центров государственного санитарно- эпидемиологического надзора: санитарно- эпидемиологический мониторинг, выявление причин заболеваний, учет заболеваемости, предупредительный санитарно- эпидемиологический надзор, ведомственный и производственный контроль.

Взаимодействие учреждений государственной санитарно- эпидемиологической службы с другими службами, организациями, учреждениями и гражданами.

Формирование гигиенической культуры населения. Информированность населения о санитарно- эпидемиологической обстановке в округе, городе, регионе. Роль социальных работников в формировании санитарной культуры населения.

Тема 3. Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека

Климат и здоровье. Воздействие климатических факторов на биологический ритм человека, сезонную заболеваемость, метеотропную чувствительность (давление воздуха, электрического состояния атмосферы, интенсивности солнечной радиации и др.).

Понятие о биологических ритмах человека. Десинхроноз и его неблагоприятные последствия для здоровья.

Градообразующие факторы, лежащие в основе формирования городской застройки. Выбор территории, зонирование населенного пункта (города, села) с точки

зрения возможного неблагоприятного влияния природной среды на здоровье населения. Значение санитарно- защитных зон для ослабления неблагоприятного влияния факторов городскойсреды, их благоустройство.

Основные источники загрязнения атмосферного воздуха. Влияние химических выбросов в атмосферу на здоровье населения. Показатели, по которым оценивается качество атмосферного воздуха, их количественные и нормативные характеристики. Острое и хроническое воздействие на человека химических выбросов. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на климат.

Мероприятия по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха: технические, планировочные, санитарно- технические, биологические.

Роль жилища в обеспечении комфортных условий жизни человека. Понятие об основных характеристиках комфортности жилья. Санитарно- гигиенические требования, предъявляемые к жилищу.

Питьевое водоснабжение. Требования, предъявляемые к питьевой воде. Значение питьевого водоснабжения для здоровья населения. Его источники. Контроль.

Законодательные документы по обеспечению прав граждан на благоприятные условия жизни.

Тема 4. Влияние условий и характера труда на здоровье работающих

Опасные и вредные производственные факторы, их влияние на организм работающих. Острые и хронические профессиональные заболевания (отравления). Механизм их расследования, Классификация труда по степени вредности, опасности, тяжести и напряженности.

Гигиена труда женщин. Особенности женского организма и его адаптации к производственным условиям. Специфические функции женщин и влияние на них производственных факторов.

Основы законодательства по охране и гигиене труда. Конституция. Кодексзаконов о труде (КЗОТ). Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Санитарные нормы и правила. Охрана труда женщин. Надзор и контроль за соблюдением законодательных актов в области охраны и гигиены труда.

Профессиональная заболеваемость. Особенности установления и подтверждения профзаболеваний. Профессиональная инвалидность. Потери общей и профессиональной трудоспособности. Пенсионное обеспечение.

© МУЖАНОВА В.К.

СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ

В.К. Мужанова Министерство здравоохранения Республики Бурятия, министр -д.м.н. В.В.Кожевников;

Республиканский медицинский информационно-аналитический центр, руковод. - директор, к.м.н. Б.С. Будаев.

Резюме. Проблема социально обусловленных заболеваний в Республике Бурятия определяется высоким уровнем заболеваемости туберкулезом, ВИЧ-инфекцией и венерическими заболеваниями. В связи с этим возникает проблема своевременного выявления социально обусловленных заболеваний в первичном звене здравоохранения республики. Финансирование первичной медикосанитарной помощи включает оказание помощи при социально обусловленных заболеваниях, проведение профилактических мероприятий и раннее выявление социально обусловленных заболеваний, которые являются одной из важных задач муниципального здравоохранения.

Ключевые слова: социально обусловленные заболевания, первичное звено здравоохранения, первичная медико-санитарная помощь, раннее выявление.

Социально - экономические изменения в обществе вызывают рост и распространение социально обусловленных заболеваний, к которым относятся ряд инфекционных заболеваний (туберкулез, инфекции передающиеся половым путем, ВИЧ-инфекция, гепатиты) и другие заболевания (алкоголизм, наркомании, токсикомании). Социальная составляющая последних представляет опасность для общества в целом. С начала 90-х годов XX века в России наблюдается процесс распространения социально обусловленных инфекционных заболеваний (1). Экономическая нестабильность общества, хронический стресс, алкоголизация населения привели к быстрому

распространению ВИЧ-инфекции, туберкулеза, инфекций передающихся половым путем.

Одной из наиболее актуальных проблем в настоящее время является высокий уровень заболеваемости туберкулезом и смертности от него. По прогнозам ВОЗ в ближайшие 10 лет туберкулез останется одной из ведущих причин заболеваемости и смертности населения на Земле. В конце 80-х гг. начался подъем заболеваемости туберкулезом в большинстве регионов России, показатель заболеваемости по РФ вырос в 2,6 раза с 34,0 на 100 тыс. населения в 1991 г. до 86,3 в 2003 г. Наблюдается высокий уровень заболеваемости среди лиц трудоспособного возраста, увеличивается удельный вес женщин среди заболевших. Рост показателя заболеваемости сопровождался тяжелыми изменениями структуры заболевших. Среди впервые выявленных больных туберкулезом легких возросло число больных остропрогрессирующими и распространенными формами. Среди впервые установленного внелегочного туберкулеза возрос удельный вес поражения периферических лимфоузлов, увеличилось число случаев туберкулеза редких локализаций. В структуре смертности населения РФ туберкулез среди инфекционных заболеваний составляет 85% и особенно остро стоит проблема смертности населения от туберкулеза в трудоспособных возрастах (1).

В Республике Бурятия эпидемиологическая ситуация по туберкулезу сохраняется крайне напряженной. Показатель заболеваемости в разные годы превышает среднефедеративный в 1,7-2,8 раза и при этом не имеет тенденции к снижению. Ежегодно в республике регистрируется 1200 - 1400 больных с впервые в жизни установленным диагнозом туберкулеза. С 1995г. по 2006г. заболеваемость изменялась волнообразно и составила в 2006г. - 173,6 (РФ 2005г.- 82,8). Также превышает среднефедеративный уровень показатель смертности от туберкулеза в разные годы на 17-26%, который в 1999-2005 гг. сохранялся на уровне 21,0-25,2 (РФ - 21,8). Особенно неблагополучная ситуация в республике сложилась по заболеваемости туберкулезом среди детей. Показатель заболеваемости детей с впервые в жизни установленным диагнозом

активного туберкулеза превышает среднефедеративный уровень в 2-3 раза. Наибольший уровень заболеваемости отмечался в 1999 г. - 75,2 (РФ - 17,9), показатель в 2005 г. составил 41,2 на 100 тыс.населения (РФ - 17,0).

Другой актуальной проблемой социально обусловленных заболеваний является распространение ВИЧ-инфекции. До 1996 г. в России регистрировалось относительно небольшое число случаев заражения ВИЧ-инфекцией. Однако с 1996 г. заболеваемость СПИДом начала расти в геометрической прогрессии: к 1.01.2000 г. в России было зарегистрировано 25 470 случаев ВИЧ-инфекции и на 1.12.2007 г. - уже 407 508. Особенно тревожен факт регистрации ВИЧ-инфицированных среди детей и подростков. Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции в Республике Бурятия ухудшилась с 1999 г. В 90-х гг. прошлого столетия в республике было зарегистрировано несколько случаев ВИЧ-инфекции - заболеваемость в 1998 г. составляла 0,76 на 100 тыс. нас. К 2006 г. отмечается рост заболеваемости в 31 раз - показатель составил 23,9 на 100 тыс. населения. Распространенность ВИЧ-инфекцией за этот же период увеличилась в 321 раз, которая в 2006 г. составила 276,5, превысив показатель по Российской Федерации на 6,9% (228,8), и по Сибирскому Федеральному Округу - на 9,0% (224,3). Происходит тенденция омоложения заболевания. Почти 50% больных ВИЧ-инфекцией в России - это молодые люди в возрасте до 25 лет (1). В Республике Бурятия среди ВИЧ-инфицированных 80% составляют лица в возрасте от 15 до 30 лет. Напряженность эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции в Республике Бурятия поддерживается крайне неблагополучно, сложившейся обстановкой в соседней Иркутской области, где частота ВИЧ-инфекцией в 2005 году превысила в 3,6 раза показатель по СФО (Иркутская область - 805,8, СФО -224,3) и в 3,5 - по РФ (228,8).

Особую проблему составляют ВИЧ-инфицированные беременные женщины. За последние 3 года в России резко возросло число детей, рожденных ВИЧ-инфицированными женщинами (1). В Республике Бурятия число ВИЧ-инфицированных беременных женщин за 5 лет увеличилось в 2 (51 и 105)

раза, и они составили 55,7% от общего числа всех выявленных ВИЧ-инфицированных женщин. Только 44,5% женщин из числа взятых на учет ВИЧ-инфицированных женщин в 2005 г. прервали беременность, а своевременно полную химиопрофилактику вертикального пути передачи ВИЧ-инфекции прошли лишь 25% ВИЧ-инфицированных женщин.

По прогнозам РАМН в России в ближайшие годы ожидается ежегодный прирост числа вновь заразившихся ВИЧ-инфекцией на 30%. В основном путем распространения остается половой путь передачи инфекции. В России половой путь передачи ВИЧ-инфекции составил 49,5% в 2003 г. (1), в Бурятии - 65,1% в 2005 г. В этой связи выдвигается проблема распространения инфекций передающихся половым путем, заболеваемость которыми в РФ за последние 5 лет увеличилась на 37,5%. В Республике Бурятия в начале 90-х годов была наименьшая заболеваемость сифилисом и регистрировалось всего несколько случаев в году. Пик заболеваемости отмечался в 1996 г. - было зарегистрировано 4779 (454,8 на 100 тыс. нас.) больных, что превышало среднефедеративный показатель на 78,6% (РФ - 254,6). В последующие 10 лет заболеваемость снизилась в 3,7 раза - показатель в 2006 г. составил 107,6 на 100 тыс.нас (РФ - 72,0). Но даже достигнутые результаты свидетельствуют, что показатели являются высокими и уровень заболеваемости сифилисом в республике превышает среднефедеративный уровень на 50-70%.

Социально обусловленные заболевания распространены в одних и тех же группах населения, они часто контактируют друг с другом, тем самым усугубляя течение и их лечение. По данным ВОЗ в мире более 3 млн. человек являются одновременно инфицироваными возбудителями туберкулеза и ВИЧ

(1). Эпидемия ВИЧ считается ведущей причиной возрождения туберкулеза в индустриально развитых странах и выраженного роста его в странах третьего мира. Туберкулез относится к наиболее вирулентным из всех оппортунистических инфекций у ВИЧ-инфицированных и развивается в более ранние сроки по сравнению с другими. Обычно более чем в 50% случаев туберкулез развивается в течение нескольких месяцев после первичного ВИЧ-

инфицирования. С другой стороны, туберкулез способствует прогрессированию латентной ВИЧ-инфекции и развитию СПИДа (4). В Республике Бурятия за последние 3 года заболеваемость туберкулезом среди ВИЧ-инфицированных выросла в 1,4 раза. Показатель заболеваемости туберкулезом среди ВИЧ-инфицированных составил в 2005 г. - 3333,3 на 100 тыс. чел., что в 19 раз выше показателя заболеваемости всего населения.

В 1991 г. в России из 531,0 тысячи больных инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), было выявлено 12 ВИЧ-инфицированных (2,3 на 100 тыс.), а в 1999 г. из 1739,9 тысяч - 822 (47,2 на 100 тыс.) (1). В Республике Бурятия в течение 2000-2004 гг. в 52 раза возросло число случаев ВИЧ-инфекции среди больных с впервые в жизни установленным диагнозом ИППП. Распространенность социально обусловленных заболеваний среди населения примерно одинакова и составляла в 2002 году в РФ: туберкулеза -388,6, сифилиса и гонореи - 306,3, ВИЧ-инфекции - 258,1 на 100 тыс. населения (1).

Раннее выявление социально обусловленных заболеваний в первичном звене здравоохранения является одной из важнейших проблем здравоохранения. Около 17-25% населения РФ, т.е. каждый 4-6-й житель России может быть отнесен к группам риска заболевания туберкулезом (3). Все эти лица обращаются за медицинской помощью, в первую очередь, в поликлиники общей лечебной сети и среди них регистрируют 70-75% всех вновь диагностированных больных туберкулезом. Именно среди них необходимо резко улучшить диагностику. Так среди лиц с сопутствующими заболеваниями, состоящими под диспансерным наблюдением, туберкулез обнаруживается поздно, главным образом, при повторном обращении в поликлиники с жалобами или в общесоматических стационарах. Среди определенных социальных групп (неработающие, пенсионеры, инвалиды) лишь 1/3 больных туберкулезом выявляется при профилактических осмотрах. Несмотря на снижение объема профилактических программ, наиболее доступным для населения остается флюорографическое обследование.

Поскольку быстро увеличить охват населения флюорографическими осмотрами невозможно, для установления максимального числа больных необходимо оптимально формировать контингенты для флюорографического обследования

(2). Отмечается недостаточный объем и низкое качество обследования детей в общей лечебной сети при подозрении у них туберкулеза. Так не проводится обследование мокроты на микобактерии туберкулеза, не выполнялось контакты с больными туберкулезом. Среди детей с виражом туберкулиновой пробы только в 16,3% случаев проводится лабораторное обследование (5).

В организации своевременной диагностики ИППП имеется множество смежных проблем по лабораторному скринингу, работе акушерско-гинекологической службы и специалистов амбулаторно-поликлинического звена. В Бурятии, несмотря на высокий удельный вес больных сифилисом, установленных активно - в 2005 г. (66,8%), уменьшилось выявление данной инфекции в амбулаторно-поликлинической сети за 5 лет в 1,4 раза: в 2000 г. -12,3%, в 2004 г. - 8,9%. Стали чаще регистрироваться скрытые и поздние формы заболевания. Удельный вес скрытого сифилиса увеличился за 10 лет в

4,2 раза и составил 57,2% в 2005 г. Наличие больных сифилисом с длительным сроком заражения свидетельствует о появлении сложных в диагностическом плане случаях, встречающихся среди соматической патологии. Неблагоприятная эпидемиологическая обстановка последнего десятилетия требует более тщательного исследования ошибок при выявлении заразных форм сифилиса.

В целях стабилизации эпидемиологической ситуации, связанной с заболеваниями социального характера в Республике Бурятия, снижения преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения и увеличения продолжительности жизни Постановлением Правительства Республики Бурятия от 16.09.2003 г. № 293 была утверждена республиканская целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» на 2004-2007 гг. Однако ограничения в финансировании программы не позволили полностью реализовать заложенные мероприятия и получить

действенный эффект от их проведения. При общей потребности программы 196,4 млн. рублей в 2005 г. было выделено 26,9 млн. рублей, что составило 13,7%. При этом выделенные средства используются на развитие специализированных служб на региональном уровне. Существует практика разработки собственных муниципальных программ, на реализацию которых финансовые средства выделяются также недостаточно. Существенная финансовая поддержка в 2005 г. была оказана за счет средств федерального бюджета получены вакцины, лекарственные препараты, тест-системы, лабораторное оборудование, наборы реагентов на сумму 28,7млн. рублей.

Президентом РФ В.В.Путиным в Посланиях Федеральному собранию 26 мая 2004г. и 25 апреля 2005 г. была поставлена задача повышения качества оказания медицинской помощи населению страны, которая начала свое выполнение в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2006-2007 гг. Основной задачей проекта является приоритет первичной медико-санитарной помощи. Ключевой фигурой в ее оказании населению должен стать участковый врач, врач общей (семейной) практики, отвечающий за здоровье больного в целом. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2006г. в амбулаторно-поликлинические учреждения Российской Федерации поступило современное диагностическое оборудование в количестве 22 652 единиц на сумму 14 296,9 млн. руб. В Республику Бурятия за 2006-2007 гг. поступило 606 единиц на общую сумму

256,2 млн.руб., в т.ч. 73 аппарата УЗИ, 84 комплекта лабораторного оборудования, 63 ед. рентгенологического оборудования и др. В результате повысилась обеспеченность современной диагностической аппаратурой муниципальных поликлиник, проведение инструментальных обследований для населения стало более доступным.

Проблема эффективности работы первичной сети по раннему выявлению заболеваний становится важнейшей в связи с разделением полномочий исполнительной власти и пересмотром профилей и объемов медицинской помощи, оказываемой на муниципальном уровне.

Особенно актуальна данная проблема для субъектов Российской Федерации в свете вступления в действие с 01.01.2005 г. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ. В соответствии с этим законом разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления изменило систему финансирования здравоохранения на региональном и муниципальном уровне. Но в данном законе организация и финансирование специализированной медицинской помощи, в том числе противотуберкулезной, дерматовенерологической, в муниципальных организациях здравоохранения не попали в полномочия органов местного самоуправления (6). Также в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.10.2005 г. № 633 «Об организации медицинской помощи» в разделе первичной медико-санитарной помощи оказание медицинской помощи по социально обусловленным заболеваниям не отражено. Но принятое Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 г. №885 утвердило

финансирование из средств местных бюджетов первичной медико-санитарной помощи, оказываемой при заболеваниях, передаваемых половым путем и туберкулезе.

Таким образом, проведение профилактических мероприятий по социально обусловленным заболеваниям, их раннее выявление остаются одной из важных задач муниципального здравоохранения. Значимость данной проблемы для Республики Бурятия определяется высоким уровнем заболеваемости социально обусловленными заболеваниями. В 2007 г. Правительством Республики Бурятия принята «Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года». В разделе «Развитие здравоохранения» одной из задач программы является предупреждение и борьба с социально обусловленными заболеваниями, показателем эффективности решения которой принято снижение их уровня.

SOCIAL DISEASES IN REPUBLIC OF BURYATIA

Medical information-analytic center of Republic of Buryatia

The problem of social diseases in Buryatia Republic is determined by high level of tuberculosis morbidity, AIDS, venereal diseases. In this connection the problem of timely revelation of social diseases in primary link of public health of republic takes place. Financing of primary medical-sanitary help includes giving the first aid in social diseases, prophylactic measures and early revelation of these diseases.

Литература

1.Стародубов В.И., Михайлова Ю.В., Сон И.М. Проблемы интеграции социально обусловленных заболеваний // Медико-социальные проблемы социально обусловленных заболеваний: тр. Росс. науч.-практ. конф. - Москва: РИО ЦНИИОИЗ, 2004. - С.4-11.

2.Сон И.М., Литвинов В.И., Стародубов В.И. и др. Эпидемилогия туберкулеза. - Москва, 2003. - 283 с.

3.Шилова М.В. Выявление и диагностика туберкулеза в учреждениях общей лечебной сети // Гл. врач. - 2005. - № 3. - С. 6-16.

4.Копылова И.Ф. Туберкулез и ВИЧ-инфекция // Вопросы клиники, диагностики, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции и оппортунистических заболеваний: мат. науч.-практ. конференции. - Кемерово, 2003. - С.31-39.

5.Тинарская Н.И. Профилактика заболевания туберкулезом у впервые инфицированных детей // Туберкулез - проблема общественного здравоохранения: тр. науч.- практ. конференции - Кемерово, 2002. - С.97-98.

6.Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю. Новое в российском законодательстве в сфере охраны здоровья // Гл. врач. - 2005. - №6. - С.5-17.

1 Данные официальной статистики, результаты многолетних и многочисленных исследований в раз-личных регионах России подтверждают факт крити-ческого ухудшения здоровья детского и взрослого населения: снижается его численность, рождаемость, сокращается продолжительность жизни. Эти отрица-тельные тенденции имеют и конкретные социальные последствия - уменьшение полноценного человече-ского ресурса, рост числа хронических заболеваний, проблемы призыва в армию. В последнее время в Рос-сии употребление молодёжью алкогольных, наркоти-ческих и других психоактивных веществ (ПАВ) пре-вратилось в проблему, представляющую угрозу здо-ровью подрастающего поколения и населения в це-лом. Возрастает число случаев употребления нарко-тических веществ, отмечается увеличение объёма ме-дико-социальных последствий наркомании. Одним из ведущих факторов употребления ПАВ в подростковой среде является психологический, который проявля-ется в снижении навыков психологической защиты, неумении справляться с жизненными трудностями, отсутствии конструктивных ценностных ориентации, что не позволяет достаточно эффективно противосто-ять воздействующим извне негативным факторам. Нашей целью являлось изучение новых аспектов профилактики медицинских и социальных последст-вий злоупотребления ПАВ. Основными задачами психолого-педагогического подхода в области профи-лактики нарко- и алкогольной зависимости являются: 1) формирование у подростков и молодёжи адекват-ной самооценки; 2) развитие навыков общения и уве-ренного поведения, в том числе противостояния дав-лению сверстников; 3) адаптация к меняющимся ус-ловиям и развитие социальной гибкости. Эти задачи могут быть реализованы через волонтёрское движе-ние среди подростков-добровольцев. Организация волонтёрской деятельности является одной из эффек-тивных форм позитивно-ориентированной профилак-тики в рамках психосоциальной модели. Данная форма воздействует сразу в нескольких направлениях. Во-первых, она решает задачи антинаркотического содержания не только по отношению к самим волон-тёрам, но и к их сверстникам. Во-вторых, подросток не только приобретает сумму определённых знаний и обучается соответствующим навыкам поведения, но у него также формируется активная жизненная позиция, позволяющая ему репродуцировать эти свои знания и навыки в среде сверстников. В-третьих, передача пси-хологической культуры осуществляется внутри под-ростковой субкультуры, чем снимается момент воз-растного сопротивления мнению взрослых. Эффек-тивность мероприятий, проводимых подростками-волонтёрами, зачастую оказывается очень высокой, и это не случайно. Ведь принадлежность ребят, прово-дящих занятия со сверстниками, к одному поколению, их успешность и привлекательный имидж, их компе-тентность и доступность изложения материала - всё это увеличивает положительный эффект подобных занятий. Свидетельством распространения идей здо-рового образа жизни и ответственного поведения, результатом которого является воздержание от упот-ребления алкоголя и отказ от наркотиков, является то, что число ребят, желающих заниматься волонтёрской работой, постоянно увеличивается. Лекции, беседы, распространение листовок, кинолектории, родитель-ские конференции - вот далеко не полный перечень мероприятий, проводимых с подростками. Возникла необходимость изменения подхода к оздоровлению всех подростков, в том числе юношей призывного возраста. Состояние здоровья подростков и молодёжи в условиях экономического и демографического кри-зиса приобретает характер первостепенных задач на-циональной политики, определяет основные тенден-ции формирования здоровья всего населения страны и его трудовой потенциал в ближайшей перспективе. Таким образом, среди различных стратегий первич-ной профилактики, связанной с предотвращением употребления ПАВ, приоритетной является пози-тивно-ориентированная психосоциальная модель. Дальнейшая разработка проблемы нам представляет в систематизации и создании реестра социальных тех-нологий, выявлении оценочных критериев их эффек-тивности, внедрении наиболее прогрессивных техно-логий в практику медико-социальных учреждений.

Библиографическая ссылка

Цыганок С.С., Парахонский А.П. ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2004. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=3090 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • общую характеристику основных социально значимых неинфекционных заболеваний (сахарный диабет, гипертоническая болезнь, онкологические заболевания, психические расстройства);
  • общую характеристику основных социально значимых инфекционных заболеваний (гепатиты, ВИЧ-инфекция, туберкулез, заболевания, передающиеся половым путем);

уметь

Выявить медико-социальные проблемы, возникающие у клиентов с социально значимыми неинфекционными и инфекционными заболеваниями;

владеть

Основами культуры современного социального мышления, методами медико-социального анализа социально значимых заболеваний.

Общая характеристика социально значимых заболеваний

Понятие «социально значимые болезни» появилось в XIX в. в эпоху бурного промышленного развития. В то время высокий уровень заболеваемости этой формой патологии (в первую очередь туберкулезом) связывался с тяжелыми условиями труда, неудовлетворительными бытовыми условиями и недоступностью квалифицированной медицинской помощи.

Как показал ход исторического процесса, социальные преобразования, направленные на улучшение условий труда и создание техники безопасности, повышение качества жизни работающих, развитие медицины привели к снижению заболеваемости некоторыми видами болезней из этой группы. Необходимо отметить, что к социально значимым заболеваниям в то время разные авторы относили разные болезни. Туберкулез и заболевания, передающиеся половым путем, изначально относились к этой группе.

Иногда к социально значимым заболеваниям относили витаминную недостаточность (гиповитаминозы), неврозы, голодание и ряд профессиональных заболеваний.

В 1980-е гг. появились первые сообщения о том, что в некоторых странах мира (США, Испания, Бразилия, Танзания) обнаружена ранее не известная форма нарушения иммунитета, клинически протекающая в виде опухолевого заболевания. Выяснилось, что причиной болезни является вирус иммунодефицита человека - ВИЧ. Это заболевание получило название «синдром приобретенного иммунного дефицита» - СПИД. Было обнаружено, что большое число людей являются носителями ВИЧ, но клинические проявления заболевания у них отсутствуют. Эту группу больных называют «ВИЧ-инфицированные».

Довольно быстро ВИЧ-инфекция приобрела характер эпидемии. Этому способствовали исключительно социальные факторы: почти 100% больных являются мужчинами-гомосексуалистами и наркоманами (как мужчинами, так и женщинами). В это время из МКБ-10 (1995) гомосексуализм был исключен как заболевание.

К началу 1990-х гг. в России резко обострилась ситуация с заболеваниями, передающимися половым путем. Многократное увеличение заболеваемости сифилисом и гонореей было связано с появлением эффективных противомикробных препаратов, с помощью которых эти болезни можно было лечить в домашних условиях.

Существенный вклад в распространение заболеваний, передающихся половым путем, вносит недостаточная информированность широких слоев населения о причинах и эпидемиологии, клинических проявлениях, принципах терапии, а главное, о профилактике. Видимая легкость устранения ряда внешних признаков этих болезней с помощью антибиотиков является основанием для «несерьезного отношения» к ним большого числа граждан, главным образом молодежи. Самолечение, которое приобрело широкие масштабы, способствует переходу острых видов заболеваний в хроническую форму, трудно поддающуюся последующей терапии и часто приводящей к бесплодию.

Увеличение заболеваемости туберкулезом объясняется главным образом ухудшением санитарно-эпидеми-ологической ситуации в России в конце прошлого века. Рост заболеваемости активными формами (впервые выявленными) составляет около 2%, а рост впервые заболевших туберкулезом органов дыхания - около 3%.

Рост заболеваемости основными неинфекционными заболеваниями, такими как гипертоническая болезнь, психическая патология, сахарный диабет и опухолевые болезни, обусловлен рядом причин. Среди них можно назвать ускорение темпов жизни (наиболее актуально для гипертонической болезни и психических заболеваний).

Технический прогресс, использование новых синтетических материалов в промышленности, строительстве, быту, ухудшение экологических условий жизнедеятельности человека, а также изменение качества питания способствовали увеличению заболеваемости сахарным диабетом и онкологическими болезнями.

Возраст - важный фактор в развитии онкологических заболеваний. Многие злокачественные опухоли, в том числе рак предстательной железы, желудка и толстой кишки, чаще всего встречается у людей в возрасте после 60 лет. Более 60% онкологических заболеваний выявляются после 65 лет. В целом вероятность возникновения таких заболеваний после достижения человеком 25-летнего возраста удваивается каждые пять лет. Рост онкологических заболеваний, по-видимому, является результатом сочетания более сильного и длительного воздействия канцерогенных веществ и ослабления иммунной системы организма. Оба эти фактора связаны с увеличением средней продолжительности жизни.

С целью конкретизации работы по решению медико-социальных проблем страдающих социально значимыми заболеваниями постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715 был утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В нем указывается, что к социально значимым заболеваниям относятся: туберкулез; инфекции, передающиеся преимущественно половым путем; гепатиты В и С; болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); злокачественные новообразования; сахарный диабет; психические расстройства и расстройства поведения; болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением.

К заболеваниям, представляющим опасность для окружающих, отнесены: болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки; гельминтозы; гепатиты В и С; дифтерия; инфекции, передающиеся преимущественно половым путем; лепра; малярия; педикулез и другие инфестации; сап и мелиоидоз; сибирская язва; туберкулез; холера; чума.

1. Выбрать один правильный ответ. К ЧС политического характера относят:

а) безработицу; в) локальный вооруженный конфликт;

б) уличные беспорядки; г) захват заложников.

2. Выбрать один правильный ответ. Наука о жертвах преступлений называется: а) виктимологией; в) криминологией;

б) валеологией; г) психологией.

3. Выбрать несколько правильных ответов. Для предупреждения квартирной кражи следует:

а) укрепить дверь и окна; г) открывать двери незнакомым людям;

б) врезать надежный замок; д) не оставлять квартиру без присмотра

в) поставить охранную сигнализацию;

4. Дополнить. Локальные военные действия относятся к __ - ___ конфликту.

5. Выбрать один правильный ответ. Для защиты вещей, на случай их похищения, рекомендуется:

а) переписать их заводские номера или пометить условными значками;

б) надежно спрятать в доме;

в) сделать фотографии особо ценных вещей;

г) оставлять их на видном месте;

д) носить с собой.

6. Выбрать один правильный ответ. Если при возвращении дверь вашей квартиры оказалась открытой, что следует предпринять:

а) войти в квартиру и задержать грабителей;

б) не входить в квартиру, пока не станет ясно, насколько это опасно;

в) сообщить в милицию и наблюдать за квартирой;

г) оповестить всех соседей;

д) устроить засаду на лестнице.

7. Выбрать один правильный ответ. Согласно статье 205 УК РФ лицо, совершившее акт терроризма, а также за угрозу теракта, предусмотрено наказание на срок от __лет:

а) 5-10; б) 5-20; в) 3-7; г) 7-12

8. Дополнить. Чаще всего из дома похищают:

а) _______ ; б)_________ ; в) __________ ; г) __________; д) _______ .

9. Выбрать один правильный ответ. К социальным ЧС семейно-бытового характера относится:

а) взрыв бытового газа; в) конфликт с соседями;

б) возгорание электроприбора; г) инфекционное заболевание членов семьи.

10. Выбрать один правильный ответ. К социальным опасностям, связанным с физическим воздействием на человека, относится:

а) венерическое заболевание; в) заложничество; б) воровство; г) суицид.

Эталоны проверочных тестов: чс социального характера

Вариант № 1

Вариант № 2

3. б), в), г), д)

3. а), б), в), д)

4. социально-политический конфликт

4. военно-политический конфликт

5. а), б), в), г)

6. а) врезать надежные замки, б) поставить охранную сигнализацию, в) укрепить двери и окна, г) вставит дверной «глазок», д) завести собаку

8. а) драгоценности; б) дорогую аппаратуру; в) меха, г) дорогие вещи, д) ценные бумаги

9. бегство

Социальная опасность.

Носители социальной опасности.

Причины СО.

Семено-бытовой конфликт. 4. Опишите семейно-бытовой конфликт и его варианты.

1. К чрезвычайной ситуации семейно-бытового характера относится…

а) взрыв бытового газа;

б) возгорание бытовых электроприборов;

в) конфликт с соседями;

г) инфекционное заболевание членов семьи.

а) алкоголизма;

б) инфекционных заболеваний;

а) инфекционных заболеваний;

б) утечкой бытового газа;

в) наркомании;

г) гололедицей на дорогах.

Виктимология.

а) виктимологией;

б) психологией;

в) юриспруденцией;

г) криминалистикой.

Бандитизм.

б) бандитизм;

в) экстремизм;

г) терроризм.

Шантаж. Мошенничество. Экстремизм. Разбой. Изнасилование. Заложничество.

Терроризм. 11. Что такое шантаж?

Ответ.

12. Что такое мошенничество?

13. Что такое бандитизм?

14. Что такое разбой?

Ответ. Разбой

15. Что такое изнасилование?

Ответ.Изнасилование –

16. Что такое заложничество?

Ответ. Заложничество

17. Что такое виктимология?

Ответ. Виктимология В.

18. Что такое наркомания?

19. Что такое терроризм?

а) венерические заболевания;

б) воровство;

в) заложничество;

г) суицид.

а) экстремизмом;

б) фашизмом;

в) терроризмом;

г) сепаратизмом.

Понятие опасной и чрезвычайной ситуации социального происхождения. Виды социальных опасностей.

1. Выберите правильный ответ.

ЧС социального характера это:

Демографический кризис.

2. Выберите правильный ответ.

Б) проблемы питания,

Д) проблемы здравоохранения.

Правильный ответ: А, Б, В, Г, Д.

3. Выберите правильный ответ.

А) голоду,

Б) массовым заболеваниям,

В) деградации среды обитания,

Д) социальной катастрофе.

Правильный ответ: А, Б, В, Г, Д.

4. Опишите феномен «Толпа».

Ответ.

5. Опишите формы толпы.

Социально-экономический кризис.

10. К каким последствиям могут привести политические и экономические кризисные ситуации?

Терроризм.

терроризма:

средства

Региональные и локальные конфликты, терроризм и террористические акты; терроризм, массовые беспорядки, наркомания. Социальные заболевания.

Ответ. Военно-политический конфликт – это крайняя форма разрешения противоречий межгосударственного характера с применением военных действий. Сюда относят: диверсии, пограничные конфликты, локальные войны.

в) кишечные инфекции, простудные заболевания, туберкулез;

Социальная катастрофа.

8. Какие примеры социальных катастроф можете привести?

Коррупция.

9. Что такое коррупция?

Ответ. Коррупция –

Криминализация общества.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности в условиях опасностей и чрезвычайных ситуаций социального происхождения. причины и последствия бытовых конфликтов. Безопасное поведение в толпе. Правила безопасного поведения при объявлении военного положения в городе. Правила безопасного поведения при ведении боевых действий в городе.

в) снижения уровня жизни.

а) усилению экономики в стране;

Защита от соц. Опасностей.

б) сообщить в милицию;

в) начать уборку помещений;

г) позвонить соседям и рассказать им о краже.

б) не думать об этом;

г) ходить всегда с собакой.

7. Если вы, возвратившись домой обнаружили, что дверь приоткрыта и из квартиры слышны незнакомые голоса, то нужно …

а) дело милиции;

б) задача местных властей;

в) забота государства;

14. Человеку, желающему воспользоваться услугами попутной машины, следует …

г) организовать и устроить побег, хотя бы нескольких групп учащихся.

1. Что такое «Социальные опасности»?

Ответ. Социальные опасности – это негативные социальные явления, от которых зависит здоровье и жизнедеятельность людей.

2. Кто является носителем социальных опасностей?

Ответ. Носителями социальных опасностей являются сами люди

3. Что является причиной социальных опасностей?

Ответ. Причиной социальных опасностей является - общественная напряженность, обусловленная закономерностями поведения и деятельности людей.

4. К чему может привести социальная напряжённость?

Ответ. Социальная напряжённость может привести к социальной катастрофе. В этом случае социальные опасности угрожают большому количеству людей и они многочисленны.

5. Что является одной из главных причин возникновения ЧС социального характера?

Ответ. Одной из главных причин возникновения ЧС социального характера являются демографические проблемы мира.

6. Что такое демографический кризис?

Ответ. Демографический кризис – это нарушение воспроизводства населения, угрожающее существованию самого населения. Демографический кризис может сопровождаться как убылью населения, так и перенаселением.

7. Что является крайней формой ЧС социального характера?

Ответ. Крайней формой ЧС социального характера является социальная катастрофа –скачкообразное изменение в обществе, возникающее в виде внезапного ответа социальной системы на плавные изменения внешних условий с трагическими последствиями.

8. Какие примеры социальных катастроф можете привести?

Ответ. Примерами социальных катастроф являются революция, вооруженные (локальные, региональные) конфликты.

9. Что такое коррупция?

Ответ. Коррупция –это прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения.

10. К каким последствиям могут привести политические и экономические кризисные ситуации?

Ответ. Развитие ситуаций политического и экономического характера приводит к появлению в обществе таких явлений как социально-политические и военно-политические конфликты.

11. Что такое шантаж?

Ответ.Шантаж – преступление, заключающееся в угрозе разоблачения, разглашения позорящих сведений с целью добиться какой-либо выгоды.

12. Что такое мошенничество?

Ответ. Мошенничество – преступление, заключающееся в завладении государственным, общественным или личным имуществом путем обмана или злоупотребления доверием.

13. Что такое бандитизм?

Ответ. Бандитизм – организация вооруженных банд с целью нападения на государственные или общественные учреждения, либо на отдельных лиц, а так же участие в этих бандах.

14. Что такое разбой?

Ответ. Разбойпреступление, состоящее в нападении с целью завладения государственным, общественным или личным имуществом, соединенное с насилием, опасным для жизни и здоровья лица (лиц), подвергшихся нападению.

15. Что такое изнасилование?

Ответ.Изнасилование –половое сношение с применением физического насилия, угроз или использования беспомощного состояния потерпевшего. За И.предусматривается суровое наказание.

16. Что такое заложничество?

Ответ. Заложничествопреступление, суть которого состоит в захвате людей (нередко это дети и женщины) одними лицами с целью заставить других лиц выполнить определенные требования.

17. Что такое виктимология?

Ответ. Виктимологияучение о жертве преступления, наука о потерпевших. Возникла в 60-е годы. Сначала как раздел криминологии, позже как самостоятельная дисциплина. Изучает личность жертвы, отношения между преступником и жертвой в целях предупреждения преступности. На этой основе В. Разрабатывает теории, прогнозирующие вероятность стать жертвой преступления, методы работы с жертвой преступления и способы защиты потенциальных жерт

18. Что такое наркомания?

Ответ. Наркомания – зависимость человека от приема наркотика. Следствием употребления наркотиков неминуемо, является смерь.

19. Что такое терроризм?

Ответ. Терроризмом называется политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами.

20. Что является целью террористических акций?

Ответ. Целью террористических акций являетсяжелание посеять страх среди населения; выражение протеста против политики государства; вымогательство; нанесение экономического ущерба государству или частным фирмам; проведение скрытых терактов против своих соперников или правоохранительных органов.

Б. второй вопрос – практический вопрос, оценивающий уровень умений;

1. Опишите социальную сферу.

Ответ. Социальная сфера – область жизнедеятельности социума, в которой реализуется социальная политика государства путем распределения материальных и духовных благ.

2. Опишите формы социальных условий человека.

Ответ. Социальные условия– это плотность населения, жилищные условия, санитарно-коммунальное благоустройство населенных пунктов, материальное благосостояние, условия труда, миграционные процессы, состояние здравоохранения.

3. Чем опасны социальные катастрофы для отдельного человека?

Ответ. Для отдельного человекасоциальные катастрофы опасны резким снижением уровня жизни, социальной незащищенностью, психологическими стрессами. Человек становится, с одной стороны, угнетен, с другой, агрессивен и начинает совершать поступки, на которые в условиях стабильной жизни никогда бы не решился. Растет число актов насилия и суицидов.

4. Опишите феномен «Толпа».

Ответ.Толпа – это бесструктурное скопление людей, как правило, не имеющих ясно осознаваемой цели, но связанных между собой сходством эмоционального состояния, общим объектом внимания.

5. Опишите формы толпы.

Ответ. Толпа может быть агрессивной – объединенной слепой ненавистью к какому-либо объекту; панической – стихийно спасающейся от реальной или воображаемой опасности; стяжательной - вступающей в конфликт за обладание какими-либо ценностями; повстанческой – объединяющей людей справедливым возмущением действиями властей.

6. Какой уголовной ответственности подвергаются организаторы массовых беспорядков?

Ответ. Организаторы массовых беспорядков подвергаются наказанию в виде лишения свободы на срок от 4 до 10 лет (УК ч.1, ст.212). Участники массовых беспорядков наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.

7.Опишите социально-политический конфликт и его варианты.

Ответ. Социально-политический конфликт – это острая форма разрешения противоречий экономического, национального, религиозного или межгосударственного характера с применением современных средств поражения. К ним относят забастовки, саботажи, террористические акты.

8. Опишите военно-политический конфликт и его варианты.

Ответ. Военно-политический конфликт – это крайняя форма разрешения противоречий межгосударственного характера с применением военных действий. Сюда относят: диверсии, пограничные конфликты, локальные войны.

9. Опишите скрытый голод.

Ответ. Скрытый голодсоциальное бедствие, проявляющееся в двух формах: явной (абсолютный голод) и скрытый голод (относительный голод) в виде недоедания, когда отсутствуют важные компоненты в рационе питания.

10. Опишите причины распространения терроризма.

Ответ. Причины распространения терроризма: нерешенность социальных, национальных и религиозных проблем; военные конфликты, в рамках которых теракты становятся частью военных действий; наличие социальных групп, отличающихся от своих ближних и дальних соседей высоким уровнем материального благосостояния и культуры, а также в силу своей политической, экономической и военной мощи либо иных возможностей, диктующих свою волю другим странам и социальным группам; нерешенность важных экономических и финансовых вопросов, в том числе на законодательном уровне, а также конфликты при разделе собственности.

11. Опишите субъекты терактов.

Ответ. Субъектами терактов могут быть убийцы одиночки, преступные сообщества, этнические кланы, религиозные секты, экстремистские политические объединения, специальные службы государств, международные террористические организации.

12. Опишите, какие средства используются для проведении терактов.

Ответ. Для проведения терактов могут использоваться такие средства как холодное и огнестрельное оружие, взрывчатые, отравляющие и радиоактивные вещества, биологические агенты, ядерные заряды, излучатели электромагнитных импульсов.

13. Опишите объекты воздействия терактов.

Ответ. Объектами воздействия могут быть физические лица, транспортные средства, общественные и жилые здания, промышленно опасные объекты, системы связи и управления, магистральные трубопроводы, напитки и продукты питания.

14. Опишите наиболее распространённые и доступные химические и биологические вещества, применяемые при терактах.

Ответ. По данным Канадского центра стратегического анализа, изучившего более 200 случаев химико-биологического терроризма, наиболее распространенными и доступными химическими веществами и биологическими агентами для проведения терактов являются: токсические гербициды и инсектициды; СДЯВ (хлор, фосген, синильная кислота и т.д.); ОВ (зарин, зоман, иприт и т.д.); психогенные и наркотические вещества; возбудители опасных инфекций (сибирская язва, натуральная оспа, туляремия и т.д.); природные яды и токсины (стрихнин, рицин, ботулотоксин).

В. - третий вопрос – практический вопрос, связанный с профессиональной предметной областью;

1. Опишите социальные опасности.

Ответ. К социальным опасностям относят: противоправные формы насилия, употребление наркотиков, нарушающих психическое и физическое состояние человека, суициды, массовые беспорядки и т.п.

2. Опишите защиту от социальных опасностей.

Ответ. Защита от социальных опасностей заключается в профилактических мероприятиях, включающих юридическую, психологическую, информационную и силовую подготовку, направленную на ликвидацию этих опасностей.

3. Опишите, в каких случаях за массовыми беспорядками может последовать уголовная ответственность.

Ответ. Может последовать уголовная ответственность, если массовые беспорядки сопряжены с насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, за этим.

4. Опишите семейно-бытовой конфликт и его варианты.

Ответ. Такие социальные явления как безработица, обнищание населения, алкоголизм и наркомания приводят к внутрисемейным конфликтам, конфликтам с соседями, которые могут нарушать жизнедеятельность людей и даже заканчиваться трагически.

5. Опишите, в каких случаях происходит криминализация общества.

Ответ. Криминализация общества возникает в периоды социально-политической и экономической нестабильности, чему способствуют просчеты в проведении реформ в различных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере. В обществе увеличивается количество разнообразных преступлений.

Г. четвёртый вопрос – вопрос, требующий выбора правильного ответа не менее чем из 5-ти альтернативных вариантов.

1. Выберите правильный ответ.

ЧС социального характера это:

А) социальное явление, которое повлекло или может повлечь за собой человеческие жертвы,

Б) социальное явление, которое повлекло или может повлечь за собой ущерб здоровью людей,

В) социальное явление, которое повлекло или может повлечь за собой ущерб окружающей природной среде,

Г) социальное явление, которое повлекло или может повлечь за собой значительные материальные потери,

Д) социальное явление, которое повлекло или может повлечь за собой нарушение условий жизнедеятельности людей.

Правильный ответ: А, Б, В, Г, Д.

2. Выберите правильный ответ.

Рост численности населения Земли порождает:

А) сложные социально-экономические и технические проблемы,

Б) проблемы питания,

В) ухудшение коммунально-бытовой сферы,

Г) проблемы развития транспорта, коммуникаций,

Д) проблемы здравоохранения.

Правильный ответ: А, Б, В, Г, Д.

3. Выберите правильный ответ.

Демографический кризис, связанный с перенаселением, с определённого периода приводит к:

А) голоду,

Б) массовым заболеваниям,

В) деградации среды обитания,

Г) резкому уменьшению численности населения,

Д) социальной катастрофе.

Правильный ответ: А, Б, В, Г, Д.

4. Выберите правильный ответ.

Социальная политика государства при снижении уровня жизни должна обеспечивать:

А) экономический рост,

Б) социальную стабильность в обществе,

В) справедливое распределение доходов,

Г) улучшение жилищных условий,

Д) доступное образование и медицинское обслуживание.

Правильный ответ: А, Б, В, Г, Д.

1. Обстоятельства военного, экономического, криминального, политического и семейно-бытового характера относятся к …

а) ЧС техногенного характера;

б) ЧС природного характера;

в) экологического характера;

г) ЧС социального характера.

2. К социально обусловленным заболеваниям относят:

а) грипп, ангина, пневмония, сифилис;

б) венерические заболевания, ВИЧ-инфекция, туберкулез;

в) кишечные инфекции, простудные заболевания, туберкулез;

г) венерические заболевания, кишечные заболевания.

3. Рост числа ЧС социального характера зависит от:

а) высокого уровня общей культуры;

б) стабильности и порядка в обществе;

в) снижения уровня жизни.

1. К ЧС военного характера относится …

а) неосторожное обращение с оружием, повлекшее за собой гибель людей;

б) локальный вооруженный конфликт;

в) захват заложников (похищение людей);

г) попадание в уличную перестрелку.

2. Военно-политические конфликты, как форма разрешения внутриполитических противоречий в обществе, приводят к…

а) увеличению продолжительности жизни в стране;

б) уменьшению продолжительности жизни в стране;

в) не влияют на продолжительность жизни.

3. Социально-политические конфликты, протекающие в виде забастовок и саботажей, приводят к…

а) усилению экономики в стране;

б) ослабляют экономику страны;

в) не влияют на экономику страны.

4. Чрезвычайные ситуации военного характера по скорости распространения могут быть:

а) умеренными;

б) плавно распространяемыми;

в) вялотекущими;

г) взрывными, стремительными, быстро распространяемыми.

5. Чрезвычайные ситуации военного характера по продолжительности действий, как правило, являются …

а) незначительными;

б) долговременными;

в) крупномасштабными;

г) кратковременными.

1. К чрезвычайным ситуациям экономического характера относится…

а) взяточничество;

б) недостаточная обеспеченность продовольствием;

в) коррупция;

г) незаконное присвоение недвижимости физического лица.

2. Коррупция в стране способствует:

а) повышению экономического потенциала в стране;

б) не влияет на экономику в стране;

в) расслоению населения.

Г) распространению инфекционных заболеваний.

3. Чрезвычайные ситуации экономического характера приводят к …

а) снижению социальной активности населения страны;

б) повышению социальной активности населения страны;

в) не влияют на социальную активность населения страны.

4. В условиях неконтролируемого увеличения общественной антропогенной доли потребления продукта биосферы может возникнуть ЧС ___________ характера.

а) военного;

б) экономического;

в) криминального;

г) политического.

5. В соответствии с общей классификацией, ЧС экономического характера являются …

а) бесконфликтными;

б) конфликтными;

в) федеральными;

г) локальными.

6. Создание правового законодательства и эффективных механизмов контроля за его исполнением, усиление государственного регулирования в экономике являются …

а) основой обеспечения национальной безопасности во внешнеэкономической деятельности государства;

б) законодательным творчеством;

в) основой обеспечения национальной безопасности во внутриэкономической деятельности государства;

г) правовым обеспечением внешнеэкономической деятельности государств

а. Ответ: в.

7. Чрезвычайные ситуации экономического характера по масштабу распространения подразделяются на …

а) контролируемые и неконтролируемые;

б) прогнозируемые и непрогнозируемые;

в) региональные, национальные, глобальные;

г) локальные, объектовые, местные.

1. При обнаружении признаков ограбления квартиры необходимо…

а) выбежать на улицу и постараться догнать вора;

б) сообщить в милицию;

в) начать уборку помещений;

г) позвонить соседям и рассказать им о краже.

2. Наука о жертвах преступлений называется …

а) виктимологией;

б) психологией;

в) юриспруденцией;

г) криминалистикой.

3. К социальным опасностям, связанным с физическим воздействием на человека, относится …

а) венерические заболевания;

б) воровство;

в) заложничество;

г) суицид.

4. Чтобы уменьшить риск быть похищенным на улице, нужно …

а) выбирать маршрут передвижения, проходящий через оживленные и освещенные улицы;

б) не думать об этом;

в) иметь при себе газовый пистолет;

г) ходить всегда с собакой.

5. Оказавшись заложником, необходимо придерживаться следующих правил …

а) вести себя покладисто, спокойно и, по возможности миролюбиво, внимательно следить за поведением преступников, но требования их не выполнять под любым предлогом;

б) не падать духом, постараться отобрать у них оружие, а в случае удобной и безопасной возможности, бежать;

в) по возможности выполнять требования преступников, не противоречить им, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной, не допускать истерик и паники;

г) не переносить лишения, оскорбления и унижения, гордо смотреть преступнику в глаза, действовать по принципу «лучшая защита - это нападение».

6. Сложные уголовные виды деятельности, осуществляемые в широких масштабах организациями, имеющими внутреннюю структуру, получающие финансовую прибыль и приобретшие власть путем создания и эксплуатации рынков незаконных товаров и услуг, называются …

а) организованная преступность;

б) бандитизм;

в) экстремизм;

г) терроризм.

7. Если вы, возвратившись домой обнаружили, что дверь приоткрыта и из квартиры слышны незнакомые голоса, то нужно …

а) вместе с соседями войти в квартиру и задержать «визитеров»;

б) войти в квартиру и выяснить, что происходит;

в) закрыть дверь на ключ, не вынимать его из замка и вызвать милицию;

г) войти в квартиру и спросить: «Кто здесь?».

8. Если вы находитесь в заложниках и ранены, необходимо …

а) набрать по телефону 03 и вызвать «Скорую помощь»;

б) поскольку вы ранены, встать и самостоятельно пойти к выходу;

в) попросить террористов вызвать врача;

г) стараться меньше двигаться и, тем самым сократить потерю крови.

9. Совершение действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях, называется …

а) преступная акция;

б) бандитизм;

в) экстремизм;

г) терроризм.

10. В современных условиях, когда объектом наживы может стать любое имущество, создание безопасности для жилища и содержание в нем имущества - это …

а) дело милиции;

б) задача местных властей;

в) забота государства;

г) обязанность каждого гражданина.

11. Приверженность крайним взглядам или действиям - это …

а) разжигание расовой розни;

б) масонство;

в) экстремизм;

г) эгоизм.

12. Нарушение общественной безопасности, устрашение населения, воздействие на органы власти, посягательство на жизнь государственных или общественных деятелей и другие преступления, создающие угрозу государственному и общественному строю страны, осложняющие её международные отношения, называется …

а) экстремизмом;

б) фашизмом;

в) терроризмом;

г) сепаратизмом.

13. Правила, которые необходимо соблюдать заложникам во время освобождения спецслужбами…

а) лежать на полу, закрыв голову руками и не двигаться;

б) по возможности помочь сотрудникам спецслужб;

в) бежать навстречу сотрудникам спецслужб с целью быстрого освобождения;

г) постараться незамеченными выйти из здания или укрыться в укромном месте.

14. Человеку, желающему воспользоваться услугами попутной машины, следует …

а) показать деньги шоферу в момент посадки в машину;

б) сразу сказать шоферу, что есть деньги на проезд;

в) сразу же отдать деньги шоферу;

г) отложить заранее деньги для оплаты проезда.

15. Самым строгим наказанием, которое может назначаться несовершеннолетнему осужденному, является …

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) условный срок;

г) лишение свободы.

16. При захвате в заложники руководителям и педагогам образовательного учреждения необходимо …

а) стараться не противоречить преступникам, выполнять их требования, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью учащихся;

б) потребовать от преступников незамедлительного освобождения;

в) спровоцировать бандитов на вооруженное столкновение;

г) организовать и устроить побег, хотя бы нескольких групп учащихся.

17. Организация, подготовка, реализация террористической акции, финансирование террористической организации, или иное содействие - это …

а) военный конфликт;

б) противоправные действия;

в) свержение власти;

г) террористическая деятельность.

18. Если тормозит машина и пассажиры просят показать им дорогу, следует …

а) сесть в машину и показать дорогу;

б) следует подойти поближе, подробно рассказать о дороге и показать её;

в) пойти рядом с машиной, показывая дорогу;

г) говорить с шофером и пассажирами, стоя на некотором расстоянии от машины.

1. К чрезвычайным ситуациям политического характера относится…

а) безработица;

б) митинг;

в) локальный вооруженный конфликт;

г) захват заложников.

2. Терроризмом называется политика …

а) невмешательства противоборствующих группировок;

б) устрашения, подавления политических противников насильственными мерами;

в) противоречие двух противоборствующих группировок;

г) сотрудничество с противниками различными методами.

3. Согласно статье 205 УК РФ лицо, совершившее акт терроризма, а также за угрозу совершить террористический акт, наказывается лишением свободы на срок от ____ лет.

1. К чрезвычайной ситуации семейно-бытового характера относится…

а) взрыв бытового газа;

б) возгорание бытовых электроприборов;

в) конфликт с соседями;

г) инфекционное заболевание членов семьи.

2. Увеличение количества ситуаций семейно-бытового характера связывают с распространением среди населения:

а) алкоголизма;

б) инфекционных заболеваний;

в) психологической несовместимостью.

3. Увеличение количества ситуаций семейно-бытового характера связывают с распространением среди населения:

а) инфекционных заболеваний;

б) утечкой бытового газа;

в) наркомании;

г) гололедицей на дорогах.