Хадис что нельзя. Четвертый хадис. Нельзя украшаться для чужих мужчин. Что такое мертвечина

Хадисы – это сообщения о высказываниях, действиях и примере Пророка Мухаммада (мир ему), благодаря которым он (мир ему) показал своим последователям, как применять учения Священного Писания на практике.

  1. Что значит слово «хадис»?

Хадис значит высказывание. В исламском контексте данный термин означает сообщение о том, что говорил или делал посланник Аллаха (мир ему) о конкретном случае.

  1. Какие самые известные книги о хадисах?

Два самых известных труда о хадисах – это Сахих Бухари и Сахих Муслим. Каждый из этих сборников назван в честь их составителей – Бухари и Муслима. Слово «сахих» означает, что составители привели только достоверные сообщения о Пророке (мир ему). Также есть и другие сборники хадисов, названные в честь своих составителей – Тирмизи, Абу Дауд, Муснад или Ахмад ибн Ханбал.

  1. Почему появилась потребность в составлении хадисов?

Есть много предписаний Корана, которые Посланник Аллаха (мир ему) продемонстрировал своим примером. Его последователи повторяли за своим Пророком (мир ему), и учили тому же следующие поколения. Кроме практической стороны, высказывания Пророка (мир ему) касательно разных вопросов и деталей также были запомнены теми, кто его знал. Потом они рассказали это другим людям. Но детали обычно не фиксировались.

Так эти традиции переходили из одного поколения в другое в виде практического и словесного. По прошествии около 150 лет после смерти Посланника Аллаха (мир ему), некоторые ученые решили выследить эти традиции к пророку, составив цепочку передатчиков к временам Пророка до нашего времени. И в результате были составлены сборники хадисов.

  1. Какие темы поднимаются в хадисах?

Сообщения в сборниках хадисах бывают следующих видов:

  1. Высказывания Пророка Мухаммада (мир ему) об основных предписаниях и практиках ислама, такие как вероубеждение, намаз, пост.
  2. Его высказывания касательно практических аспектов жизни: семья, торговые дела, право, прием пищи, нравственность и т.д.
  3. Действия и личный пример Посланника (мир ему), которые демонстрируют как пророк применял учения на практике
  4. Хадисы относительно того, каким человеком являлся пророк Мухаммад (мир ему): в повседневной жизни, его нрав, его отношения с семьей, друзьями. Важные события в его жизни и т.д.
  5. Пророчества Мухаммада (мир ему) относительно будущего ислама, мусульман и человечества в целом.

  1. Все ли записанные хадисы являются достоверными?

Нет, не все. Существуют также и ложные хадисы. Люди, которые передавали сообщения о пророке, могли где-либо совершить ошибку. Также есть и ложные хадисы – сообщения, которых пророк (мир ему) вовсе не говорил. Тем не менее, в достоверности хадисов Бухари и Муслима сомнений быть не может. К тому же, множество хадисов передавалось сподвижниками Посланника, и приобрели широкую известность среди мусульман с самого начала.

  1. Должен ли мусульманин верить и следовать хадисам?

Да, особенно той части касательно соблюдения религии и практической жизни. Верующий должен помнить, что хадисы являются последующим объяснением учений Корана.

Передают со слов Ибн ‘Умара: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил совершать намаз в семи местах: на мусорной куче, скотобойне, кладбище, посреди дороги, в бане, у водопоя верблюдов и на крыше Каабы». Этот хадис передал ат-Тирмизи, назвав его слабым.

Комментарий:

Этот хадис является слабым, потому что одним из его рассказчиков был Зейд ибн Джу-бейра, хадисы которого аль-Бухари и Йахйа ибн Ма‘ин считали неприемлемыми. Абу Хатим сказал, что его хадисы нельзя записывать. Ан-Насаи сказал, что он не заслуживал доверия. Ибн Хаджар в «ат-Талхисе» назвал его очень слабым рассказчиком. Этот хадис также передал Ибн Маджа, и двое из его рассказчиков - ‘Абдуллах ибн Салих и ‘Абдуллах ибн ‘Умар аль-‘Умари - были слабыми.

Из этого хадиса следует, что совершать намаз в перечисленных семи местах запрещено. О причинах запрета на моление на кладбищах и в банях мы уже говорили. Запрет на совершение намаза в местах, где спят и отдыхают верблюды, упоминается во многих хадисах. Ахмад и ат-Тирмизи передали со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Молитесь в загонах для овец, но не молитесь у водопоя верблюдов». Ат-Тирмизи назвал хадис достоверным. Похожие сообщения передали аль-Бухари и Муслим со слов Анаса, Муслим - со слов Джабира ибн Самуры, Абу Давуд - со слов аль-Бары ибн ‘Азиба, ат-Табарани - со слов Усейда ибн Худейра, Ибн Маджа и ан-Насаи - со слов ‘Аб-дуллаха ибн Мугаффала, Ибн Маджа - со слов Сабры ибн Ма‘бада и Ибн ‘Умара, а также другие ученые.

Имам Ахмад считал, что намаз, совершенный в загоне для верблюдов, не засчитывается. Этого же мнения придерживались имам Малик и богословы захиритского толка. Большинство же ученых полагали, что поступать так нежелательно, но если загон запачкан нечистотами, то молиться в нем запрещено. Это мнение можно было бы принять во внимание, если бы навоз и моча верблюдов были нечистыми. Однако мы уже отмечали, что испражнения и моча животных, чье мясо можно употреблять в пищу, считаются чистыми. Это подтверждается следующим хадисом, переданным со слов аль-Бары ибн ‘Азиба. В нем сообщается, что Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили о намазе в загоне для верблюдов, и он сказал: «Не молитесь в них, потому что там обитают дьяволы». А затем его спросили о намазе в загоне для овец, и он сказал: «Молитесь в них, ибо это есть благодать». Хадис передали Ахмад и Абу Давуд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др.

Поэтому, согласно самому правильному суждению, молиться в загоне для верблюдов и на их водопое запрещено, потому что рядом с этими животными находятся дьяволы, и молящемуся будет трудно сосредоточиться на намазе и совершить его с должным смирением. Помимо этого, сами верблюды тоже могут причинить вред молящемуся, а их рева и шипения достаточно для того, чтобы отвлечься от намаза.

Из хадиса также следует, что нельзя молиться на мусорной куче и в скотобойне, потому что в этих местах, как правило, много нечистот. Богословы единодушно запрещали молиться там, не постелив на землю чистый коврик, но не были единодушны в отношении законности намаза в этих местах на чистом коврике или подстилке. По мнению некоторых, молиться на скотобойне нельзя еще и потому, что там собираются джинны. Согласно некоторым сообщениям, люди видели их скопища в таких местах.

Молиться посреди дороги запрещается потому, что на них вполне вероятно наличие нечистот. Некоторые объясняли этот запрет тем, что посреди дороги трудно сосредоточиться на молитве. Другие связывали его с тем, что молящийся там доставляет неудобства прохожим. Принимая во внимание последнюю причину, некоторые ученые разрешали молиться на широкой дороге.

Богословы также не были единодушны по поводу намаза на крыше Каабы. Абу Ханифа и некоторые другие разрешали молиться там. Другие запрещали это, потому что в таком случае человек молится не в сторону Каабы, а на ней. Имам аш-Шафи‘и разрешал совершать намаз на крыше этого храма, если перед молящимся будет сутра размером в две трети локтя.

Кадий Ибн аль-‘Араби запрещал совершать намаз, помимо перечисленных семи мест, в церквях и синагогах, в местах обитания погубленных народов, а также - обратившись лицом к запачканной нечистотами стене или стоя перед изображением.

Ибн Абу Шейба передал, что Ибн ‘Аббас не разрешал молиться в церквях и синагогах, если в них были изображения. Передают, что этого мнения также придерживался аль-Хасан аль-Басри. В то же время аш-Ша‘би, ‘Ата ибн Абу Рабах, не видели в этом ничего плохого. Ибн Сирин тоже разрешал молиться в церквях. Известно, что Абу Муса аль-Аш‘ари и ‘Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз совершили намаз в церкви. Поэтому, в принципе, молиться в этих храмах разрешается, но этого следует избегать, если в них есть изображения или могилы пророков, праведников или других людей.

Относительно запрета на совершения намаза в местах обитания погубленных народов убедительных доводов нет. Абу Давуд передал слова ‘Али: «Мой любимый запретил мне молиться в Вавилоне, потому что та земля была проклята». Однако цепочка рассказчиков этого предания слабая.

Запрет на совершение намаза, повернувшись лицом в сторону стены, запачканной нечистотами, вытекает из хадиса Ибн ‘Аббаса о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил молиться в мечети, повернувшись в сторону уборной. Этот хадис передал Ибн ‘Ади, но цепочка его рассказчиков недостоверная. Тем не менее, ‘Али ибн Абу Талиб, ‘Абдуллах ибн ‘Амр и некоторые другие запрещали молиться, повернувшись лицом в сторону уборной.

Молиться перед изображением нежелательно, потому что они отвлекают молящегося во время намаза. Ахмад и аль-Бухари передали со слов Анаса б. Малика: «У Аиши была легкая разноцветная занавесь, которой она занавесила угол комнаты. Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, сказал ей: "Убери свою занавесь! Ее изображения стояли у меня перед глазами во время всего намаза».

Аль-‘Ираки также запрещал молиться в доме, присвоенном незаконным путем; перед спящим или беседующим человеком; в мечети, построенной для внесения раскола в ряды мусульман; а также перед разожженной печью.

Причина запрета на совершение намаза в доме или на участке, присвоенном незаконным путем, в том, что эта недвижимость по праву должна принадлежать другому человеку, и распоряжаться ею без его разрешения запрещено.

Молиться перед спящим или разговаривающим человек запрещается в восходящем хадисе Ибн ‘Аббаса, переданном Абу Давудом: «Не молитесь позади того, кто спит или беседует». Аль-Албани сообщил, что в цепочке его рассказчиков сразу несколько неизвестных лиц, однако он усиливается другими версиями, переданными Ибн Маджой, аль-Хакимом, аль-Бейхаки и др. Поэтому аль-Албани назвал его хорошим, если не достоверным. См. «Ирва аль-Галиль», т. 2, с. 94-97.

По поводу намаза в мечети, построенной для внесения раскола в ряды мусульман, были ниспосланы коранические аяты: «Те, которые построили мечеть для причинения вреда, поддержания неверия, внесения раскола в ряды мусульман и создания заставы для тех, кто издавна сражается против Аллаха и Его Посланника, непременно будут клясться: «Мы не хотели ничего, кроме добра». Аллах свидетельствует, что они являются лжецами. Никогда не совершай в ней намаз» (9:107-108). Ибн Хазм даже сказал: «Нельзя молиться в мечети, в которой допускают насмехательство над Аллахом, Его Посланником или чем-то из религии…».

Наконец, молиться перед разожженной печью запрещается потому, что так поступали огнепоклонники. Передают, что этого мнения придерживался Мухаммад ибн Сирин. Некоторые ученые запрещали молиться и в других местах. Имам аш-Шаукани перечислил двадцать шесть мест, в которых, по мнениям разных ученых, нельзя совершать намаз.

Пищевые запреты в исламе, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и иноверцы, связаны не с усложнением религии Аллаха, а облегчением. Их цель - показать людям то, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться. Также нужно помнить о действии принципа «разрешено всё, что не запрещено». Следовательно, в мусульманской кулинарии не так много ограничений, как кажется на первый взгляд.

В Своём Слове Всевышний предупредил верующих, что Его Посланник (с.г.в.) будет направлять людей в данном вопросе:

«Он повелит им совершать одобряемое и запретит совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещённым - скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:157)

Основной критерий для правоверных в исламе относительно дозволенности - . Если в основных шариатских вопросах мнения касательно разрешённого и запрещённого совпадают, то вопрос питания имеет свои тонкости и различия в каждой богословско-правовой школе (мазхабах). В основе своей они схожи и имеют общие принципы, которые базируются на явных доводах, приведённых в Коране и Благородной сунне. По большей части это касается мяса определённых видов животных: какие позволяется употреблять в пищу (халяль) и сильно не осуждается Шариатом (мубах), а какие запретны (харам) либо порицаемы (макрух).

Характерным примером является употребление некоторыми мусульманскими народами конины . У казахов, киргизов, татар и башкир она является распространённым и популярным видом мяса. С другой стороны, узбеки, таджики и турки, которые придерживаются того же ханафитского мазхаба, не употребляют конину - для них эта еда не дозволена. Общим в мясном рационе всех этих наций является полное исключение свинины, в соответствии с категоричным религиозным предписанием.

В целом каждый вид живущих на суше травоядных животных (т.е. все, кроме хищников) разрешено употреблять в пищу. При этом не является каноническим препятствием то, что некоторые копытные домашние животные, такие как верблюд, бык, корова, козёл, буйвол, овца, баран и др., могут использоваться в хозяйстве не только для получения мяса и молока, но и в качестве источника шерсти, шкур или как тягловая сила:

«Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу» (16:5)

Исключением в этом ряду выступает осёл , отнесённый к категории харам:

«Аллах - Тот, Кто создал для вас скотину, чтобы на некоторых из них вы ездили верхом, а другими - питались» (40:79)

«Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чём вы не ведаете» (16:8)

По конине имам Абу Ханифа высказал мнение о порицаемости (макрух танзихи), поскольку лошадь используется как средство передвижения. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад отнесли конину к категории дозволенной пищи. Поэтому она считается разрешенной у ханафитов, и в то же время лучше воздержаться от её употребления.

Что такое мертвечина?

Вторым важным критерием, по которому определятся дозволенность или запрет мясного продукта - это правильный забой скота (забиха) и мертвечина:

«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Него), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Всё это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещённых продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах - Прощающий, Милосердный» (5:3)

В фикхе (т.е. исламском праве) мертвечиной считается любое живое существо, которые погибшее вследствие естественной смерти, удушья, от утопления, сгорело в пожаре, подверглось поражению электротоком или умерло в результате травмирования. К употреблению разрешены лишь те животные и дикие звери, которые забиты целенаправленно, либо были убиты во время охоты.

Касательно рыбы , в мазхабе ханафитов так же запрещено употреблять рыбу, умершую в своей родной стихии естественным образом. Однако в случае, если на неё подействовали внешние природные факторы или она была выброшена волной на берег, то такую рыбу признают халяльной.

Неправильный забой животного (например, без упоминания имени Всевышнего или с упоминанием каких-либо идолов) приравнивает такое мясо к мертвечине. Шариатом установлены животного, основанные на гуманном подходе к живым существам. Создаются максимальные условия, чтобы животное не боялось, не испытывало сильной боли и тяжёлых длительных мук. Также правильный забой предполагает обязательное кровопускание, в отличие от современного метода забоев электрошоком и сдиранием кожи у животного, которое, по сути, находится без сознания. Очень важно и необходимо при этом, чтобы при заклании было сказано: «Бисмилляхи. Аллаху Акбар!» При этом забойщик не обязательно должен быть мусульманином, совершающим пятикратный намаз.

Можно ли есть морепродукты?

Касательно морепродуктов действуют свои правила. По ханафитскому мазхабу дозволено есть только рыбу, а крабы, кальмары, креветки не относятся к халялю. В шафиитском мазхабе разрешено употреблять все морские и речные животные, которые не могут жить на суше или находиться долгое время без воды (как, к примеру, кит или дельфин).

Ученые трёх мазхабов (шафиитского, маликитского и ханбалитского) считают возможным применение в пищу морских крабов и кальмаров , обосновывая своё мнение на общем разрешении на морепродукты в Священной Книге ислама:

«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны» (5:96)

Дозволенность (халяль) таких морских продуктов, как креветки , особенно тем, кто живёт в неисламских странах, из-за трудности питаться халяльным мясом является своего рода облегчением религии.

Запрещённые в исламе ингредиенты

Если вопрос с мясными продуктами более или менее ясен, то когда речь идёт о современных продовольственных товарах, в составе которых много примесей, продолжает вызывать множество разногласий. Например, желатин , который может готовиться как из свинины, так и крупного рогатого скота. Если в первом случае желатин будет харамом, то для произведенного из другого животного появляется условие для разрешения: оно должно быть забито по канонам ислама.

Нет единогласного мнения о кармине , приготовленном из насекомых. Этот ингредиент придаёт напиткам и продуктам красный цвет. Так же нет единогласного решения в вопросе сычужного фермента.

Считая эти продукты разрешёнными, сторонники такой позиции опираются на хадис: «Самым лучшим уксусом является уксус, полученный из вина» (хадис передал аль-Байхаки). В данной ситуации речь идёт об изменении структуры вещества под воздействием химических процессов, когда продукт теряет свои первоначальные свойства, цвет, запах.

В этих случаях можно избегать употреблять такие продукты с сомнительным составом, выбирая альтернативные продукты. Например, желатин успешно заменяют агаром (водорослями), а сычужный фермент животного происхождения - на микробилогический.

Резюмируя, перечислим, на что в исламе действуют пищевые запреты:

1. То, на что введён явный запрет в Коране (свинина, осёл, мертвечина).

2. Наземные существа без крови (муха, паук, скорпион и т.д.). Исключением выступает лишь саранча согласно хадису от Ибн Аби Авфа (р.а.): «Мы участвовали вместе с Посланником Всевышнего (с.г.в.) в 6 или 7 сражениях и вместе кушали её (саранчу)» (передал Абу Дауд).

3. Земноводные и рептилии, которые могут обитать одинаково и в воде, и на поверхности земли (лягушки, змеи, крокодилы).

4. Все животные, причиняющие вред (мыши, ежи).

5. Хищные животные (волк, лев, лиса, собака, кошка, медведь).

6. Хищные птицы, которые охотятся на прочих животных, применяя свои когти (сокол, ястреб).

Два последних запрета основаны на хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), назвавшего запретным мясо хищников с клыками и птиц с когтями (передал Муслим).

7. В ханафитском мазхабе считается макрухом употребление мяса и молока животных, питающихся нечистью.

8. Продукты, состав которых включает запрещённые ингредиенты, включая алкоголь.

Четвертый хадис

عن أبي موسى عن النبي صلى الله عليه وسلم قال كل عين زانية والمرأة إذا استعطرت فمرت بالمجلس فهي كذا وكذا يعني زانية

От Абу Мусы от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, передается: «Каждый глаз – прелюбодей, и женщина, когда проходит мимо собрания [мужчин], использовав благовония, – она такая-то и такая-то, то есть прелюбодейка» . Хадис приводит ат-Тирмизи.

Слова «каждый глаз – прелюбодей» автор «Тухфат аль-Ахвази» толкует следующим образом:

أي كل عين نظرت إلى أجنبية عن شهوة فهي زانية

«То есть каждый взгляд, направленный на чужую женщину со страстью, – это прелюбодей».

В хадисе имеется в виду, что если женщина специально воспользовалась благовониями, чтобы привлечь к себе внимание мужчин, то она совершила грех, а если она использовала их без этого намерения, то совершила нежелательное действие, а не запретное (харам).

Поэтому имам ар-Рамли говорит в «Нихаят аль-Мухтадж»:

أما المرأة فيكره لها الطيب والزينة وفاخر الثياب عند إرادتها حضورها

«Что касается женщины, то для нее нежелательно использовать благовония, красиво и дорого одеваться, когда она хочет посетить пятничный намаз (джума)».

И это значение подтверждается другим достоверным хадисом:

أيما ارمأة استعطرت فمرّت على قوم ليجدوا ريحها فهي زانية

«Любая женщина, использовавшая благовония, чтобы пройти мимо мужчины, чтобы они почувствовали ее запах, – прелюбодейка». Хадис приводят Ибн Хиббан, аль-Хаким, ан-Насаъи.

И отсюда мы понимаем, что если женщина будет использовать благовония и красиво одеваться, чтобы привлечь к себе внимание и понравиться мужчинам, то этим она совершит грех. В противном случае это будет нежелательно (макрух).

وَقُل لِّلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا

Смысл: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны» (24:31).

Мы должны поразмыслить над тем, что повелению сохранения половых органов от греха предшествует повеления сохранения взора от греха. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

النظر سَهْم من سهام إبليس مسموم فمن غضّ بصره أورثه الله الحلاوة في قلبه

«Взгляд – это стрела из отравленных стрел Иблиса. И кто будет хранить свой взор, того Аллах наделит сладостью [веры] в сердце».

И имам аль-Куртуби, толкуя этот аят, приводит слова одного из великих толкователей Корана из числа саляфов – Муджахида:

وقال مجاهد: إذا أقبلت المرأة جلس الشيطان على رأسها فزيّنها لمن ينظر؛ فإذا أدبرت جلس على عَجُزها فزيّنها لمن ينظر

«Когда женщина идет навстречу, то шайтан садится ей на голову, приукрашивая ее для смотрящего на нее; а когда она проходит мимо, то садится на ее зад, приукрашивая ее для смотрящего на нее».

Поэтому мусульманка должна стремиться к тому, чтобы – вольно или невольно – не стать орудием шайтана по искушению мужчин.

Что же касается слов Всевышнего (смысл): «Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны» , – то Ибн Касир слова «которые видны» толкует следующим образом:

أي: لا يظهرن شيئاً من الزينة للأجانب، إلا ما لا يمكن إخفاؤه

«То есть пусть не показывает ничего из своей красоты чужим мужчинам, кроме того, что нельзя скрыть».

И в понимании того, что означает «нельзя скрыть», толкователи Корана разошлись: те, кто считал обязательным закрывать все тело, считали, что имеется в виду женская одежда, а другие считали, что это лицо и руки.

Красоту и привлекательность, которой наделена женщина, она должна направлять на своего мужа, а для чужих мужчин она должна быть скрыта, насколько это возможно. Дурное новшество нашего времени – это ситуация, когда женщина дома одевается невзрачно и неопрятно, но, собираясь выйти на улицу, начинает приукрашиваться и «наводит марафет». Для кого она украшает себя? Для кого использует косметику? Перед кем хочет выглядеть красиво? Ответ очевиден: перед чужими мужчинами.

Абу Али аль-Ашари


عن أبي موسى عن النبي صلى الله عليه وسلم قال كل عين زانية والمرأة إذا
استعطرت فمرت بالمجلس فهي كذا وكذا يعني زانية

От Абу Мусы от Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) передается: «Каждый глаз – прелюбодей, и женщина, когда проходит мимо собрания [мужчин], использовав благовония, – она такая-то и такая-то, то есть прелюбодейка» (ат-Тирмизи).

أي كل عين نظرت إلى أجنبية عن شهوة فهي زانية

«То есть каждый взгляд, направленный на чужую женщину со страстью, – это прелюбодей».

В хадисе имеется в виду, что если женщина специально воспользовалась благовониями, чтобы привлечь к себе внимание мужчин, то она совершила грех, а если она использовала их без этого намерения, то совершила нежелательное действие, а не запретное (харам).

Поэтому имам ар-Рамли говорит в «Нихаят аль-Мухтадж»:

أما المرأة فيكره لها الطيب والزينة وفاخر الثياب عند إرادتها حضورها

«Что касается женщины, то для нее нежелательно использовать благовония, красиво и дорого одеваться, когда она хочет посетить пятничный намаз (джума)».

И это значение подтверждается другим достоверным хадисом:

أيما امرمأة استعطرت فمرّت على قوم ليجدوا ريحها فهي زانية

«Любая женщина, использовавшая благовония, чтобы пройти мимо мужчины, чтобы они почувствовали ее запах, – прелюбодейка» (Ибн Хиббан, Хаким, ан-Насаи).

И отсюда мы понимаем, что если женщина будет использовать благовония и красиво одеваться, чтобы привлечь к себе внимание и понравиться мужчинам, то этим она совершит грех. В противном случае это будет нежелательно (макрух).

وقل للمؤمنات يغضضن من أبصارهن ويحفظن فروجهن ولا يبدين زينتهن إلا ما ظهر منها

Смысл: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны» (сура «Ан-Нур», аят 31).

Мы должны поразмыслить над тем, что повелению сохранения половых органов от греха предшествует повеление сохранения взора от греха. Поэтому Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

النظر سَهْم من سهام إبليس مسموم فمن غضّ بصره أورثه الله الحلاوة في قلبه

«Взгляд – это стрела из отравленных стрел Иблиса. И кто будет хранить свой взор, того Аллах наделит сладостью [веры] в сердце».

И имам аль-Куртуби, толкуя этот аят, приводит слова одного из великих толкователей Корана из числа саляфов – Муджахида:

وقال مجاهد: إذا أقبلت المرأة جلس الشيطان على رأسها فزيّنها لمن ينظر؛ فإذا
أدبرت جلس على عجزها فزينها لمن ينظر

«Когда женщина идет навстречу, то шайтан садится ей на голову, приукрашивая ее для смотрящего на нее; а когда она проходит мимо, то садится на ее зад, приукрашивая ее для смотрящего на нее».

Поэтому мусульманка должна стремиться к тому, чтобы – вольно или невольно – не стать орудием шайтана по искушению мужчин.

Что же касается слов Всевышнего (смысл): «Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны» , – то Ибн Касир слова «которые видны» толкует следующим образом:

أي: لا يظهرن شيئاً من الزينة للأجانب، إلا ما لا يمكن إخفاؤه

«То есть пусть не показывает ничего из своей красоты чужим мужчинам, кроме того, что нельзя скрыть».

И в понимании того, что означает «нельзя скрыть», толкователи Корана разошлись: те, кто считал обязательным закрывать все тело, считали, что имеется в виду женская одежда, а другие считали, что это лицо и руки.

Красоту и привлекательность, которой наделена женщина, она должна направлять на своего мужа, а для чужих мужчин она должна быть скрыта, насколько это возможно. Дурное новшество нашего времени – это ситуация, когда женщина дома одевается невзрачно и неопрятно, но, собираясь выйти на улицу, начинает приукрашиваться и «наводит марафет». Для кого она украшает себя? Для кого использует косметику? Перед кем хочет выглядеть красиво? Ответ очевиден: перед чужими мужчинами


Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах