Традиции и обычаи масленицы. Поговорим о масленице. М асленица в народных традициях

Часто приходится слышать, что масленица-это языческий праздник, и что христианам не хорошо принимать участие в этих торжествах. Так ли это? Простого ответа на этот вопрос, как и на многие вопросы, связанные с пересечением дохристианской языческой культуры и традиций с христианством, нет. Ответ на этот и другие подобные вопросы-сложный, то есть, состоящий из нескольких частей.

Действительно, в язычестве древних славян существовал праздник весеннего равноденствия. Этот праздник состоял из целого цикла обрядов, относящихся к проводам зимы и встрече весны, и занимал целых две недели-одну до весеннего солнцестояния и одну после. Главным языческим божеством языческой масленицы было солнце: зимнее солце-дитя Коляда росло и становилось весенним юношей Ярилом. Кстати, именно с поклонением солнцу и связана традиция печь блины-горячие, желто-масляные, круглые.

С пришествием на Русь христианства, Церковь оставила это весёлое празднование, перенеся его на неделю перед началом Великого поста. Нужно ли видеть в этом неспособность Церкви просто отменить языческий праздник? Скорее всего, нет. Язычество древних славян было вовсе не идиализированным поклонением доброй Природе, как некоторые хотят его представить, а жестокой верой в гневливых богов с ужасными ритуалами, в том числе, с человеческими жертвоприношениями (хотя чаще, конечно, в жертву приносили вино, продукты и животных).

Христианство успешно боролось с самыми бесчеловечными проявлениями язычества: никто уже не закалывает детей перед статуей Перуна и не бросает их живьём на жертвенный костёр. Но не всё дохристианское есть бесчеловечное и несовместимое с заповедями Евангелия. Это только коммунисты свой мир хотят строить, разрушив сначала всё старое до основания. Результат такой «перестройки» известен: кто был ничем, тот стал никем. Христос пришёл не уничтожить дохристианский мир, а спасти его, исцелить, возвести из падшего состояния и возвысить. Может быть поэтому Церковь скорее освящает и благословляет, чем запрещает и разрушает.

Конечно, те, кто и в наши дни празднуют языческие ритуалы весеннего равноденствия и совершают поклонения солнцу, действительно являются язычниками. Но можно ли считать язычниками христиан, которых Церковь благословляет на простое человеческое веселье перед началом Великого поста? Посмотрим на пример Самого Христа. Он скорбел и постился по временам, но по временам Он ел и пил; Он уединялся для молитвы, но затем бывал в гостях и на званных обедах; наконец, у Него не было жены и детей, но Он благословлял брак, превращая, кстати, воду в вино, а не наоборот.

Ревнители не по разуму, которые во всём дохристианском видят только антихристианское, должны бы поснимать свои обручальные кольца; ведь, обручение-это обычай дохристианский, хотя Церковь этот обычай благословляет и освящает. Да и брак вообще, конечно же, существовал во времена дохристианские. Люди, которые в празднествах масляной недели видят поднимающую свою голову «гидру язычества», скорее всего, не понимают ни сути язычества, ни сути христианства. Не в блинах язычество, и не в избегании блинов христианство. Христиане-не призраки, которым чужды человеческие радости. Отношение к миру естественному, как к чему-то изначально злому, есть ересь гностицизма, с которой боролись богословы первых веков христианства. Христос пришёл не дух только спасти, не призрак, но и душу исцелить, и тело, и всего человека.

Церковь учит нас не ломать мир и время, а освящать их. Всё должно быть свято: и роды, и смерть, и труд, и отдых, и свадебное веселье, и церковный праздник, и масленица, и Великий пост. Конечно, объядение, разгул, пьянка и другие грехи не простительны ни в масляную неделю, ни в какой-либо другой день. Но это-не язычество, а бесовщина. Напротив, светлый праздник-с молитвой и благодарением Богу за Его дары, с весельем и песнями, с осознанием приближения Великого поста и подготовкой к нему-есть благословенное время. Кстати, традиционно на Руси первые блины в понедельник масляной недели отдавали голодным и неимущим.

Что же тогда с холуиным днём (Halloween)? Разве и это-«благословенное время», а не языческий праздник? Что ж, если человек 31-го октября нацепляет на себя маску-образину, шляется по улицам от порога к порогу и собирает «подати», то он действительно принимает участие в языческом ритуале, изображающем верование в то, что в этот день духи тьмы и духи умерших людей проникают в наш мир и требуют себе жертву, которую и следует оставить у порога, чтобы эти духи не вошли в дом. Но если человек 31-го октября идёт на мессу, то он празднует не холуин день, а католический День всех святых. Если же человек в этот вечер садится за праздничный стол, то и он не принимает участия в языческих ритуалах, а просто ужинает.

Ко всему нужно подходить с рассуждением, а не фанатизмом. Без рассуждения и Рождество можно объявить празднованием Озириса, и Пасху-каким-нибудь языческим ритуалом плодородия, и семью-культом рода, а панихиды-культом предков.

Будем же мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10:16), не будем боятся страха «идеже не бе страх » (Пс. 13:5), но будем более думать об исполнении заповедей Христовых в веселье и скорби, в дни масленицы и Великого поста, в храме Божием и дома-везде и всегда будем освящать всю свою жизнь, а не приносить её Богу кусками: десять минут в день и два часа в неделю.

Наш приход существует исключительно на пожертвования.

Поддержите наш приход!

Пожертвование на церковь можно сделать

по кредитной карте через систему PayPal: НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ

или послать по адресу:

Russian Orthodox Church, P.O. Box 913, Mulino, OR 97042

Масленица, как любой народный праздник богата на обрядовые и ритуальные действа. Именно в них и кроется тайна и красота праздника.

Многие пытаются соблюсти древние традиции. Но в большинстве случаев в почете блинные традиции и сам праздник прощания с зимой, то есть сжигания чучела.

Пищевые обычаи и символы Масленицы

Праздник перед началом Великого поста получил название .

Целую неделю люди стараются напечь как можно больше блинов и угостить ими всех друзей, знакомых, родственников.

Именно . Еще издревле их пекли из пшеничной, гречневой, ржаной муки. Подавали блины со сметаной, вареньем, медом и, главное, маслом, творогом.

Ведь в масленицу принято есть как модно больше молочных продуктов. Поэтому творог и масло, сыр и молоко, сметана и простокваша, ряженка и молочные кисели – постоянно присутствуют на столах.

И здесь сошлись как раз церковные традиции и народные обряды. Неделя по церковному календарю считается сырной. Фактически это подготовка к пищевому воздержанию. С самого начала масленичной недели употреблять любые мясные продукты категорически запрещено.

Но традиция налегать на молочную продукцию появилась задолго до Крещения Руси. И это связано с тем, что именно в конце зимы телились коровы. Значит, и молока было вдосталь.

А вот мясные запасы подходили к концу. Забивать же скот в то время, когда ожидается приплод, было глупо и нецелесообразно.

Поэтому основой рациона и становились молочные продукты. Традиции прижились и перекочевали в церковную культуру русской православной церкви.

Праздник Масленица – обряды Колодия

Название Колодий имеет еще более древние корни, чем Масленица. Обряд «колодочной жизни» в большей степени происходит с территорий Украины, Белоруссии.


Так, понедельник был посвящен ее «рождению», во вторник колядия «крестили». Среда была связана со всеми жизненными моментами. И уже в четверг колодке предстояло умереть. В пятницу проходила церемония тризны – похорон с ритуальными песнями, обильными трапезами. В субботу «оплакивали» колодку. А в воскресенье была кульминация праздника.

На всем протяжении празднования Масленицы Колодку носили по деревне. Цель была привязать ряженую куклу к холостым да к незамужним.

Но был вариант откупа. Чтобы не позориться, юноши и девушки вешали на куклу бусы, ленты.


А самим женщинам давали выпивку и закуску. Так и получалось, что к концу недели, когда устраивали проводы Масленицы, кукла была вся увешана бусами и украшена разноцветными лентами.

Брачные и женские обряды на Масленицу

Почему именно женские? Да потому, что праздник исконно имел определенную «женскость». Даже в народе можно встретить название Масленицы как Бабская неделя.


Большинство традиций и обрядов на Масленицу связаны именно с представительницами прекрасного пола.

Считается хорошей приметой на Масленицу проводить сватовство.

Именно сватовство было принято проводить особенно весело с частушками и играми на Масленицу, с катанием на санях по деревне, да на санках с горок. В древние времена было принято в эту неделю и свадьбы гулять. Однако христианская церковь запрещает жениться на масленичной неделе.

Связаны такие обряды с культом плодородия. Именно поэтому внимание заострялось на женском бытие.

Восхвалялась девственность у девушек-красавиц, девушек-невест. Превозносилось материнство у женщины-матери, женщины-хранительницы. Поклонялись мудрости женщины-старушки, женщины советчицы.

Однако негативные женские качества также не обходили стороной. Чего только стоит присказка зятя: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало!».


Да это еще в то врем, когда теща с гостями у зятя на посиделках. Такой себе намек на говорливость мамы. Да и вообще все элементы похождений типа «золовкиных посиделок» относятся к «бабской» части праздника.

Блины как часть поминального обряда


Однако традиционные блины имеют поминальное происхождение. В древнеславянских традициях было приглашать за стол предков, чтобы принять участие в трапезе. А блины считались поминальным хлебом с глубокой символикой. Его круглая форма намекает на вечность, теплота блинов – это земная радость, а продукты типа молока, муки, воды – это прямой посыл о жизни.

Существовал и особый ритуал, который подтверждает поминальное происхождение блинов. Самый первый блин, испеченный на Масленицу, предназначен для «угощения покойников».


Для этого его клали на чердак на слуховое окно.

Также в первый день Масленицы было принято раздавать блины нищим, чтобы те могли помянуть усопших.

Отсюда и присказка: «Первый блин за упокой».

Один из элементов поминального обряда были кулачные бои. Или же проводились игры на Масленицу, связанные с взятием снежных городов. Такие потехи на первый взгляд совершенно безобидные.


Однако раньше эти забавы были довольно опасны. Некоторые молодцы даже рассчитывались собственной жизнью. Проводилась специальная подготовка. Мужики парились в бане перед боем и прощались с родными.

Бились до крови, хотя цели убивать не было. Кровь символизировала жертву духам усопших, а также богам.

Для мужиков это было способом выброса энергии, буйством, разухабистостью, наполненными особым сакральным смыслом.

Еще один довольно пикантный ритуал проводился на севере России, в частности в Архангельских губерниях. Обязательно назначались распорядители праздника: «Воевода» и «Масленица». В последний день праздничной недели распорядители объезжали деревню, а после на площади, где собирались все жители, они раздевались и начинали в нагом виде имитировать мытье в бане своеобразными движениями. Мог правда скидывать одеяния только Воевода, и уже в нагом виде толкать свои пламенные речи, чем и завершал народные гулянья.


В чем же был смысл такого странного «стриптиза»? Прежде всего, философский. Таким способом подчеркивались символы смерти, рождения, зачатия. Ведь и рождается человек абсолютно нагим, и зачатие проходит в обнаженном виде. Да и умирает человек с нагой душой – он не может с собой забрать ничего, принадлежащего ему при жизни.

Сжигание масленицы – это еще один обряд, который сочетает в себе поминальные и земледельческие традиции.


Само чучело было сакральной жертвой, которую приносили богам. Костер символизировал поминальный огонь. Обязательно на Масленицу водили хоровод вокруг костра. Причем для плясок собирались все жители селения, от мала до велика. Это такой первобытный танец на Масленицу был сродни ритуальных поминальных плясок на тризне. К тому же смысл ритуала еще заключался с прощанием с зимой, которую и сжигали. Это именно по зиме проводилась тризна.

А вот оставшийся от кострища пепел развеивали по полям, при этом произносились молитвы, освящавшие землю. У богов просили урожаев и хорошей погоды.

Священный смысл вкладывался и в песни на Масленицу. Девушки ходили по лесам, рощам, по берегам водоемов и распевали веснянки и частушки про Масленицу. Таким способом призывалась и сама весна, и силы добра. Люди просили саму Природу дать благословение на новый урожайный год.

Чтобы год был богатым, было принято устраивать на Масленицу народные гуляния, которые длились всю неделю. Так, была примета, что чем больше раз съедешь на санях с горы, тем лучше будет урожай льна.

А еще обязательно должны ломиться столы. И отказываться от угощений нельзя ни в коем случае. Каждый день люди ходили по гостям, для чего и были придуманы специальные названия каждого дня недели. Существовало поверье, что, чем сытнее пройдет сам праздник Масленицы, тем урожайнее будет и сам год. Поэтому Масленица и была праздником чревоугодия.

Сегодня народные традиции возрождаются. И Масленица стала одним из самых любимых праздников. А для кого-то это прекрасный повод вспомнить и те ритуалы, которые проводились нашими предками. Приводим несколько самых удачных обрядов, которые можно повторить современникам, в попытках привлечь удачу, любовь или богатство. Ведь можно не только хорошо повеселиться во время Масленицы, но и попытаться воспользоваться народными традициями.


Итак, ритуал на привлечение богатства. Такой обряд проводится за городом, лучше в лесу. Разжигается костер, в котором нужно сжечь любые старые вещи. Получается, открывается дорога новому в то время, как сжигается старое.

Но не забывайте о заговоре, который нужно произносить во время горения вещей:

«В жизни дверь новому открываю,

Ненужные и Старые вещи сжигая,

Пусть все ненужное уходит,

А Масленица мне прибыль и удачу приносит»


Интересный обряд на привлечение денег. Он обязательно поможет быстро разбогатеть без особых усилий. Для этого нужно выйти на следующий день после воскресных народных гуляний на площадь, где сжигали чучело. То есть в понедельник отправляетесь на общественную площадь и ходите там, пока не найдете любую монетку. Поднять монетку нужно девой рукой, при том приговаривая специальный заговор:

«Я раб Божий (ваше имя) шел, на пути своем монету нашел. Как я к этим деньгам пришел, так и деньги пусть ко мне в руки сами идут. Пусть сколько на праздники было людей, столько и денег у меня будет. Аминь!»


Эту монетку нужно забрать с собой домой. Ее нельзя тратить или кому-то отдавать. Хранят монетку до следующей Масленицы. Ровно через год эту монетку нужно выбросить во время Прощеного воскресенья на том же месте, где она была найдена.

Этот ритуал подойдет тем девушкам, которые не могут найти своего счастья, а так мечтают о замужестве. Он поможет найти вторую половинку и обрести счастье.


Нужно всего лишь не пропустить день гуляний. В воскресенье отправляйтесь на самую шумную площадь вашего селения, где собралось много людей для сжигания Масленицы. Станьте среди этой толпы и потихоньку повтрите заговор про себя:

«Масленица пришла, радость всем принесла. Принеси Масленица счастье и в жизнь мою, пошли мне мою судьбу. Пусть на моем пути встретиться достойный человек и позовет меня под венец. Да будет так. Аминь».

Не забудьте после этого трижды перекреститься. И мечта о замужестве очень скоро станет реальностью.

Любовные ритуалы: приворот на Масленицу

А вот тем страдалицам, чье сердце уже познало любовь, но любимый так и остается равнодушным, не замечает ее, пригодится особый масленичный приворот. Разжечь страсть в душе и сердце парня помогут блины. Но не обычные, а замешанные на святой воде.


Девушка при приготовлении теста должна прочитать приворотный заговор:

«Блины пеку, тебе понравиться хочу. Как с Масленицей к нам весна приходит, солнышко пригревает, и снежок тает, так и сердце раба Божьего (имя) ко мне рабе Божьей (имя) растает. Будет он обо мне думать и за мной скучать. Без меня тосковать и горевать. Как я скажу, так и будет. Аминь»

Теперь можно испечь блинчики и приглашать любимого на угощение.

Отведав ритуальной стряпни молодухи, парень однозначно не останется к ней равнодушной.

С блинами связано много ритуалов. Один из них проводится на здоровье всей родни.

Пекутся блинчики из обычного теста. Но непосредственно во время выпечки на сковороде нужно произносить такие слова:

«Блины жарю, здоровья себе прибавляю. Как эти блины становятся румяными, так и я становлюсь здоровее. Пусть здоровье ко мне придет, а все недуги уйдут. Слово моё крепко, а дело лепко. Аминь».

Таких блинов нужно отведать самому и угостить всех родных.


Проводить или нет ритуалы, обряды и заговоры, связанные с Масленицей – личное дело каждого. А вот отведать праздничных блинов нужно обязательно. Ведь совсем скоро начнется Великий Пост, когда рецепты с применением молока, масла и сыра попадут под запрет. Для опытных хозяек и новичков в кулинарии предлагаем познакомиться с интересной подборкой рецептов блинов в статье «Рецепты блинов на Масленицу».

Видео: обряды и ритуалы на Масленицу

Еще больше информации о масленичных обрядах смотрите в этом видео

Масленица - не только весёлое и вкусное недельное празднество, это - настоящая традиция, уходящая своими корнями в далёкое прошлое, знаменующая приближение долгожданной весны. Песнями, танцами, играми и размашистыми гуляниями принято отмечать этот праздник. На масленичной неделе обязательно пекут и угощаются блинами, навещают друзей и родственников, устраивают соревнования и гадают. Блины символизируют солнышко, а народные гуляния передают радость от встречи с ним.

Когда празднуют Масленицу

Масленица - праздник семейный, вспомнить хотя бы Тёщины вечера или Золовкины посиделки

Издавна Масленицу ассоциируют со встречей весенней поры и проводами зимы. Люди очень уставали от долгих зимних дней: стужа, темень, голод изнуряли крестьян. А масленичные гуляния предваряли наступление тепла и лучшей жизни.

Масленица традиционно идёт перед Великим постом. В 2019 году праздник-обряд начинается 4 марта февраля и завершается 10 марта.

История возникновения праздника на Руси

Масленица всегда отмечалась с широким размахом, ведь зима с её холодами надоедала всем крестьянам без исключения!

Изначально Масленица - древнее языческое событие, тесно связанное со сменой времён года, с празднованием солнцеворота и наступлением весны. Люди верили в Ярило - языческое божество, ответствовавшее за урожай, плодородие земель и символизирующее солнце. Праздник отмечали за семь дней до весеннего солнцестояния.

Однако в связи с принятием христианства на Руси его адаптировали к православному календарю, и дата проведения Масленицы стала зависеть непосредственно от сроков вхождения в Великий пост. Несмотря на то что языческие верования пресекались и постепенно искоренялись церковью, масленичные обряды, приметы и ритуалы живут в народном сознании по сей день.

Основные традиции Масленицы

  • Блины.

По традиции, христиане на масленицу уже не едят блинов с мясом, однако разрешены другие начинки: сметана, варенье, творог и прочие лакомства

Главным угощением на праздничной неделе, конечно же, являются блины. Принято выпекать тонкие блины круглой формы и подавать их с разнообразными начинками. Этого лакомства должно быть очень много, а печь их надобно каждый день.

  • Игрища.

Катания в упряжке на санях - любимая забава деток любого возраста

Забавы и развлечения - неотъемлемая составляющая празднества. На Руси организовывали кулачные бои, устраивали поедания блинов на скорость, взбирались на высокий столб за наградой, катались на санях, тешились с медведем - еще одним символом наступления весны, ныряли в прорубь, перетягивали канат. Обязательно распевали песни и плясали, устраивали переодевания и разыгрывали шутки.

  • Сжигание чучела.

Огонь, прогоняющий зиму и взывающий к скорой весне, должен быть ярким!

Для праздника изготавливали специальную куклу, которая на протяжении недели стояла в самом центре гуляний. Она символизировала собой Масленицу. Делали её из ветоши и соломы, а потом наряжали в пёстрое женское одеяние. Масленичное чучело выглядело одновременно забавно и устрашающе.

В воскресение - кульминационный день торжества - чучело выносили в поля для того, чтобы сжечь. Делалось это торжественно и с полным осознанием значения ритуала. Сжигая Масленицу, народ уничтожал зимние силы и «дарил новую жизнь» весне.

Люди и сейчас чтят стародавние традиции, поэтому праздник отмечается шумно, громко, с блинным пиршеством, играми и соревнованиями, как это было принято в старину.

Народный календарь на 7 дней праздника

«Не всё коту Масленица? Ну хоть недельку попирую!»

Празднество отмечают с понедельника по воскресенье. Все дни Масленицы обладают особыми наименованиями.

  • Понедельник – «Встреча».
  • Вторник – «Заигрыш».
  • Среда – «Лакомка».
  • Четверг – «Разгуляй», «Широкий четверг».
  • Пятница – «Тёщины вечера».
  • Суббота – «Золовкины посиделки».
  • Воскресенье – «Прощёный день».

Понедельник

Печь блинчики начинали с самого понедельника

«Встречей» именовали начало праздника. Объяснить причину такого названия просто - люди приветствовали Масленицу, радовались долгожданной встрече с ней. К этому дню заканчивали подготовку к празднику, решали оставшиеся вопросы по организации предстоящего торжества и пира.

Именно сегодня начинали выпекать блины и круглые лепёшки. Существовала традиция - первым блином делились с бедняками и нуждающимися, для того чтобы они прочли молитвы за души умерших родных. Можно было поступить иначе - оставить его на пороге дома в знак памяти и уважения к пращурам.

Было заведено следующим образом: с самого утра свекровь и свёкор отсылали невестку на один день к её семье. А вечером уже и сами наведывались к отцу и матери невестки, чтобы полакомиться блинами и отпраздновать начало масленичных гуляний.

Именно на Встречу делали чучело - символ Масленицы. Потом его нахлобучивали на заострённую палку, помещали в сани и катали по всему селению. И только после этого куклу по сценарию устанавливали в центре народных гуляний, чтобы в течение праздничной недели её все видели.

Вторник

Масленица без скоморохов-шутов не была бы такой яркой и задорной

Неспроста праздничный вторник зовётся Заигрышем. Сегодня с самого раннего утра народ веселился, кутил, участвовал в играх и соревнованиях. А переодетые скоморохи забавляли прохожих на улицах. Принято было, чтобы женщины-хозяйки обязательно угощали таких потешников.

Традиционно во вторник приглашали отведать блинов родственников, друзей, соседей.

На Заигрыш принято было свататься. Юноши высматривали себе потенциальных невест, а девушки наблюдали за парнями и гадали на скорое сватовство и свадьбу. И, конечно же, старшее поколение изучало возможных родственников, иногда как бы в шутку семьи начинали обсуждать и договариваться о будущем союзе молодых.

Среда

Тёща в этот день угощала зятя самыми вкусными блинами и лакомствами

А в этот день лакомился зять тёщиными блинами, поэтому и называют среду Лакомкой. Сегодня тёща сытно угощала мужа дочери и максимально высказывала ему свою расположенность и уважение. Зять в свою очередь нахваливал тёщу и приготовленные кушанья, исполнял в её честь песни и разыгрывал небольшие шуточные постановки.

К богатому столу звали не только зятьёв, но и всех родственников, друзей, соседей, хороших знакомых.

Молодые девушки, а также женщины катались по своей деревне и другим посёлкам на санях. Веселье сопровождалось исполнением частушек и задорных песенок.

Четверг

В Широкий четверг гуляли все, от мала до велика, работать было уже нельзя!

Этот день в народе именовался как Разгуляй четверток или Широкий четверг. Именно с четверга начиналась вторая половина недельного празднества - Масленица Широкая. Теперь женщинам запрещалось выполнять какие-либо домашние дела, наступало время настоящего отдыха и беззаботного веселья. Столы ломились от всевозможных яств и традиционного масленичного блюда - блинов. А жители поселений играли в снежки, катались с горок и на каруселях, пели и водили хороводы, одним словом - забавлялись от души.

Неженатые юноши показывали себя с лучшей стороны перед будущими невестами, хвастались силой и удалостью. С этой целью организовывались различные игрища и конкурсы: особой популярностью пользовались кулачные бои, игра «стенка на стенку», штурм городов из снега, перетягивание каната.

На Разгуляй детки и подрастающее поколение колядовали: они ходили от дома к дому с разными музыкальными инструментами и пели специальные масленичные песни - колядки. Такие развлечения поощрялись взрослыми, поэтому юных колядовщиков угощали вкусностями, а также просили передать приветы и поздравления их семьям.

Разгуляй отмечали и в городах. Горожане доставали лучшие свои гардеробы, посещали уличные гуляния в честь Масленицы, ходили смотреть театральные постановки, а также наведывались в балаганы, где потешались представлениям с участием шутов и медведя.

Пятница

Зять в пятницу радовал тёщу и близких разными яствами и конечно блинами

Тёщиными вечерами зовётся пятница на Масленичной неделе. Теперь уже зять угощал блинами тёщу. Более того, в гости она приходила не одна, а со своими подружками и близкими родственниками. Правда, выпекала блины зятева жена. А самому зятю нужно было показать, насколько искренне и сильно он уважает и любит свою тёщу и всё её окружение. По традиции, с утра тёща передавала в дом зятя сковородку-блинницу и кадку под тесто. А тесть обязательно передавал масло и муку.

Суббота

Ни одна подружка и родственница не оставалась без вкусного блинка

Было заведено следующее: невестка торжественно приглашала к себе в дом золовок, то есть мужниных сестёр, и каждую одаривала гостинцем. Золовкины посиделки сопровождались вкусной едой, блинами и душевными беседами.

Невестка также звала в гости своих незамужних подруг, если золовки ещё не вышли замуж. А если сёстры мужа уже вступили в брак, тогда приглашались замужние родственники невестки.

Воскресенье

Воскресенье - последний день, когда разрешалось есть блины и иную скоромную пищу перед постом

Кульминационный день семидневного гуляния, называемый Прощёным днём или Прощёным воскресеньем. Сегодня все близкие и родные извиняются друг перед другом, просят простить их за все конфликты и ссоры.

Ещё одна традиция появилась после принятия христианской религии - посещать сегодня церковь, а на извинительные слова отвечать фразой «Бог простит и я прощаю».

Сегодня сжигалось чучело Масленицы, и это означало, что весенняя пора совсем близко. Гуляния в воскресный день продолжались, но уже более сдержанно и не так шумно.

Что рассказать детям о традициях праздника

Детки обожают шумные гулянья и яркие цвета Масленицы

История Масленицы и традиции этого праздника часто интересны деткам, в садике и школе малыши нередко получают задания на эту тему. Масленица - это действительно жизнеутверждающий, позитивный праздник, который интересен и современным людям. Ребята разных возрастов с радостью принимают участие в масленичных играх и забавах. Однако о том, что же собой представляет праздник, нынешнее поколение детей практически ничего не знает. И только взрослые способны донести детям важную и нужную информацию, которая позволит сохранить память о стародавних традициях и народном опыте, а также поспособствует расширению кругозора детей. Итак, что же нужно рассказать?

  1. История происхождения праздника. Важно отметить, что празднование Масленицы - старинный обычай, который сохранился и до сегодняшних дней. Объясните, что её начали праздновать ещё в период многобожия, – настолько стар этот праздник. Расскажите, как повлияла на него православная церковь.
  2. В честь чего отмечают Масленицу. Почему этот праздник так сильно любили, ждали и праздновали с размахом. Необходимо объяснить, что это событие предвещает приход весны и пробуждение природы. Таким образом люди прощались с зимой и призывали скорейшее наступление тёплых, солнечных дней.
  3. Почему же главное лакомство на Масленицу - это блины. Блин своей формой напоминает солнце. А солнце - это хорошая погода и залог подходящих условий для сельскохозяйственных работ.
  4. Развлечения и традиции. Чем занимались взрослые и дети в течение масленичной недели? Возможно, ребёнок и сам был зрителем или участником той или иной праздничной забавы. Красочный и яркий рассказ поможет ему лучше и быстрее усвоить информацию.
  5. Какие дни Масленицы существуют, как они называются. Кратко и по делу распишите дни, чтобы ребёнок не успел заскучать. Для более интересного рассказа можно использовать различные присказки, пословицы и поговорки.
  6. Почему чучело Масленицы принято сжигать. Расскажите, из чего и с какой целью делали праздничную куклу, что она символизировала, когда и для чего её жгли на костре.

Совместное приготовление блинов сближает всю семью. Пусть в этом процессе поучаствуют и дети. Им обязательно понравится, а в вашей семье появится новая традиция на Масленицу.

Традиции Масленицы в уголках России

Игрища казаков на Масленицу поистине завораживающие и опасные

  • Традиции празднования у донских казаков

Приготовления начинались за целый месяц до торжества. На Дону широко и громко отмечалась Масленица. Столы были полны яств, круглых лепёшек в виде солнца, в домах пели звонкие богатырские песни и затягивали псалмы. И молодые, и старые, мужчины и женщины, одним словом, весь народ гулял, веселился и активно участвовал во встрече весны и зимних проводах. Важнейшим отличием здешнего празднества были скачки на лошадях (их организовывали на всех улицах) и стрельба из оружия, в которой принимали участие даже дети.

  • Масленичные традиции сибирских казаков

И в Сибири с размахом отмечали масленичную неделю. Главным яством у казаков были блины. Блюдо подавалось с творогом, сметаной и маслом. Причем выпекали их в первую очередь для помина душ усопших родственников. Блины замешивали из разного теста: пресного или дрожжевого; на основе овсяной или ржаной, ячневой, пшеничной или гречневой муки. Существовала особая рецептура выпечки на основе кислого теста - это сибирские шанежки. Не обходилось и без игрищ. Самым популярным развлечением среди здешних казаков был штурм снежного поселения.

  • Масленица у кубанских казаков

Казачество на Кубани славится своей страстью к верховой езде, тесно переплетающейся с трюками джигитовки. Именно поэтому масленичные гуляния у кубанских казаков не обходились без самого популярного развлечения - резвого катания в санях, которые были запряжены лошадьми. Традиционно девушки и юноши катались отдельно друг от друга. Во время гуляний обязательно организовывались казачьи джигитовки и скачки, где мужской пол проявлял свои самые ценные, доблестные качества. В заключение гуляний было принято разрубать масленичные чучела.

Празднование в других странах: интересные факты

А вы знали, что аналоги Масленицы существуют чуть ли не по всей Европе?

Как отмечается в Беларуси

Масленица в Беларуси

По традиции в канун Масленицы поминали усопших, отмечая Родительский день. Ещё до понедельника Масленицы выпекали блины, их относили на могилы родственников и близких людей. Остальные блинчики раздавали нищим, монахам и детям. Вечером этого же дня традиционно «приглашали за стол» души умерших родственников. До самого утра со стола не убирали еду. Внимание на белорусскую Масленицу уделялось обрядам и ритуалам, сулящим плодородие и хороший урожай.

В Чехии

В отличии от России, на чешский Масопуст разрешено есть мясо и колбасные изделия

Чешская Масленица именуется Масопустом. История праздника уходит своими корнями аж в XIII век, а традиции празднования пришли сюда из Германии. В целом, празднество здесь отмечается так же насыщенно и пышно, как и в России.

Чешская Масленица по большей части отмечалась в деревенских поселениях, но сейчас традиции празднования начали перенимать и городские жители. На Масопуст принято употреблять множество калорийных и жирных блюд для поддержания сил на круглый год. Готовят калачи и пышки, запекают уток и молочных поросят, приготавливают традиционные свиные колбаски йитрнице и свинину с кровью - елито. А символом Масленицы в Чехии является пончик.

Во Франции

Яркие цвета привлекают наступление весны

Аналогом русской масленичной недели во французских краях является карнавал, посвящённый приходу весенней поры. Его проведение выпадает на первый мартовский вторник. И это очень символично - первый день первого весеннего месяца. Французские традиции во многом схожи с нашими: веселиться, объедаться, печь блины.

В Германии

Один из дней немецкого празднования именуется Tulpensonntag - тюльпанное воскресенье

В Германии, так же как и во Франции, проходят масштабные и пёстрые карнавалы. Традиционные праздничные кушанья - оладушки, блины, колбасы домашнего приготовления. Время проведения праздника выпадает на даты перед Великим постом, который берет начало с Пепельной среды - за 46 дней до Пасхи.

Любопытная традиция - существование «бабьего четверга». В этот день немецким женщинам разрешено чуть ли не всё. Милая шалость отрезать галстук незнакомцу - малая толика того, что может позволить себе разгулявшаяся дама. Стоит отметить, что обиженному полагался поцелуй, но немцы люди практичные, поэтому предпочитают в этот день не надевать этот аксессуар в офис.

В Великобритании

Даже серьёзные британцы любят блинчиковый праздник!

Pancake day, буквально - блинный день - такое название носит Масленица в этом государстве. Так же, как и славянский народ, британцы очень любят блины. Поэтому именно это блюдо они ассоциируют с солнцем и весной, и готовят его на праздник. Существует традиция в старинном британском городе Англии, Олни: ожидание первого удара колокола с главной ратуши, который оповещает всех жителей о том, что настала пора выпекать свой идеальный блин. Со второго удара в городке начинается так называемый «блинный забег».

Итальянская Масленица

Февраль - месяц карнавалов в Италии

Итальянцы проводят шумные и яркие карнавалы с переодеваниями и танцами. Это и есть итальянский аналог нашей Масленицы. Самый популярный и красивый итальянский карнавал - венецианский. Он проходит в течение 10 дней. Полюбившейся забавой карнавала считается сладкое конфетти - участники шествия обсыпаются мелкими сладостями, орехами, сухофруктами. Апофеоз празднества в Италии - фейерверк невероятной красоты.

И всё же, Масленица - исконно русское торжество, ментальный и духовный опыт наших предков. С помощью игрищ и забав русский человек не просто расслаблялся; он выплёскивал негативные эмоции, высвобождал плохую энергию, освобождался от неразрешённых конфликтов, чтобы чистым и обновлённым войти в весну. Не зря же Масленицу принято считать славянским Новым годом.

Масленица – это необычный праздник, который объединяет в себе языческие и христианские традиции. Главными атрибутами Масленицы являются блины и народные гулянья.

Согласно церковным канонам, это последняя неделя перед постом, когда еще можно есть молоко, сыр и яйца, но уже нельзя употреблять в пищу мясо. Все дни Масленицы в старину проходили по уставленному порядку, каждый имел свое название и назначение.


Первый день Масленицы: Встреча

Понедельник масленичной недели называется Встреча.

Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.

В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. По поверьям считали, что чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем намного лучше будет урожай и длиннее уродится лен. А для того, чтобы лучше росли растения, нужно по поверьям качаться на качелях, причем, чем выше, тем многим лучше.

Традиционно Масленицу начинали встречать дети и подростки. Они собирали чучело Масленицы, символизирующее зиму. Его делали из соломы, мешковины, старой женской одежды и насаживали на шест. Затем чучело с песнями возили в санях по деревне и везли на горку, где после этого начиналось катание на санях.

Катание с горок было связано с народной приметой: у тех, кто дальше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лен. А вот качание на качелях считалось полезным для роста растений: обязательно будут высокими и крепкими.

Была специальная присказка: «Свет наша Масленица, приезжай к нам на двор, с горы покататься, в блинах поваляться!». Приход в дом детской ватаги с чучелом Масленицы побуждал хозяек заняться прямым масленичным делом – выпечкой блинов.

В понедельник каждая хозяйка тайком от всех наводила кислое тесто, и не дай бог кто-нибудь посмотрел в кадку – блины не получатся. В древности существовал особый обычай: женщины ставили опару для блинов с ночи и произносили такие слова: «Месяц ты, месяц, золотые рожки! Выглянь в окошко, подуй на опару!» Если месяц выглянет, блины получатся белые и пышные.

Первый блин, испеченный в Сырную неделю, хозяйки всегда отдавали нищим на поминание умерших.


В торой день Масленицы: Заигрыш

Вторник Масленицы называется Заигрыш. В этот день начинались игры и развлечения, а за потеху и веселье по традиции угощают блинами. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».

Продолжались катания на санках с горок и на санях, запряженных лошадьми. Начинались народные гулянья, забавы. В городах или больших деревнях в деревянных балаганах устраивались представления, непременными участниками которых были Петрушка и Масленичный Дед (традиционный дед-зазывала).

По улицам ходили ряженые в масках, заходили в знакомые дома, пели, танцевали. Строились снежные и ледяные крепости, качались на качелях, пели песни.

Во вторник женщины собирались в корчме. После гулянья в корчме все выходили на улицу, где устраивались веселые забавы, которые длились почти весь день.

Второй день, как правило, считался днем для молодоженов.

Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой пары ездили по улицам «показать себя».

В этот день происходили смотрины невест. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.


Третий день Масленицы: Лакомка

Название этого дня говорит само за себя. В третий день Масленицы главным развлечением становится выпекание и поедание блинов – от этого и название Лакомка.

В среду хозяйки поступают прямо по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!» На первом месте в ряду множественных угощений, конечно же, блины.

В этот день тещи приглашали своих зятьев на блины, а чтобы тем не было скучно, созывали всю свою родню.

В этот день накрывалось угощение во всех домах непременно блинами и прочими яствами. В каждой семье в этот день по традиции накрывали столы с весьма вкусной едой, а также по всем правилам пекли блины, в деревнях же в складчину в этот день варили пиво.

Повсюду на Масленицу появлялись театры и многочисленные торговые палатки, в которых продавались горячие сбитни, каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, далеко не отходя от палаток прямо под открытым небом, можно было из кипящего самовара выпить горячего чаю.


Четвертый день Масленицы: Разгуляй

В среду Узкая Масленица заканчивается, а с четверга начинается уже Широкая Масленица.

В четвертый день празднования начиналась Широкая Масленица. В этот день возили чучело, катались на санках, ходили колядовать. По украинской традиции женщины снова садились за стол, и вдобавок в этот день нельзя шить и прясть.

С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, ледяным горам, балаганам, качелям, кулачным боям, шумным пирушкам.

В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку» — т. е. по часовой стрелке вокруг деревни. Это было самым любимым и красивым масленичным обрядом. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами.

Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники … Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц — тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны-Красны.

Главное мужское действие в четверг — оборона или взятие снежного городка. В этот день строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем ватага разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его.

Возможно, именно в этот день проходили масленичные кулачные бои или как их называли — кулачки, которые вели свое начало из Древней Руси. Были в этих играх и свои строгие правила. Нельзя было, например, на Масленицу бить лежачего или вдвоем нападать на одного, также нельзя было бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение указанных правил грозило как минимум наказание.Несмотря на то, что правила соблюдались – забава эта была не для слабонервных, во всяком случае, если смотреть на нее из нашего изнеженного времени. К счастью, в этот день не только дрались.

Биться можно между сбой было только «стенка на стенку» или например «один на один». Велись на Масленицу в этот день и «охотницкие» бои для знатоков, а также многочисленных любителей таких поединков.


Пятый день Масленицы: Тещины вечерки

Пятый день Масленицы назывался Тещины вечерки. Теща собиралась на блины к зятю, да не просто так, а если будет приглашение, чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета. Это был целый ритуал со своими традициями, передававшимися из поколения в поколение. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары.

Теща, приглашенная зятем, обязана была с вечера прислать в дом к молодым все необходимое для выпечки блинов: сковородку, черпак и даже кадку, в которой замешивалось тесто. Тесть же, в свою очередь, присылал мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.

Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой и становилось поводом к вечной вражде между ним и тещей. Кстати, на вечерках присутствовал и дружка жениха. Он играл ту же роль, что и на свадьбе, а за свои хлопоты получал подарок.

В этот день молодые звали в гости не просто так, на угощенья, но и еще для того, чтобы поучиться уму-разуму у старших, выслушать их полезные советы и добрые напутствия, которые пригодятся молодым для дальнейшей жизни. После этого зятю надлежало покатать свою тещу улицами села или же города. Причем стиль катания в таком случае зависел от характера тещи, то есть злую и сварливую везли по неровной дороге и, наоборот, если теща ласковая, то и дорога ровная, словно струна.

Шестой день Масленицы: Золовкины посиделки

Масленичная суббота была женским днем. Молодые невестки приглашали к себе в гости золовок – сестер мужа.В этот день так же ходят в гости ко всем родственникам, и угощаются блинами. На масленице каждый день этой щедрой недели сопровождался особым застольем.

В субботу оказывали честь семье мужа: молодая жена приглашала к себе на блины родственников со стороны мужа. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню.

Кстати, существует достаточно распространенное мнение о том, что определение золовка происходит от слова зло. Это не так. Оно связано с древним свадебным обрядом: при вхождении в дом новобрачной жены брата золовка должна была обвести ее вокруг печки и осыпать золой, якобы представляя ее домовому как свою в доме.

А еще в этот день устраивались смотрины новоиспеченной хозяйки. Кульминацией смотрин был ритуал прилюдного целования молодухой своего мужа, для которого он выходил на середину комнаты. После этого гости по очереди целовали ее со словами «спасибо на Масленице» и отправлялись обходить другие дома.

Как и в другие дни Масляной недели, люди вовсю веселились, устраивали кулачные бои стенка на стенку, катались на санях и ходили друг к другу в гости.

Резные и расписные санки использовались также в обряде с молодоженами – «целовнике», проводившемся в субботу на масляной неделе. В этот день все новобрачные собирались из окрестных деревень в село, где происходило их чествование. Молодой и молодуха, стоявшие в толпе зрителей, вызывались на катальную горку. Там они должны были поклониться «миру» — собравшимся посмотреть на собравшихся деревенским жителям, поцеловаться и съехать на санях с горы. Под горой молодые должны были целоваться до тех пор, пока не надоест зрителям, кричавшим: «давай, давай!»

Смысл этого обрядового действия – в стремлении возвеличить новобрачных, а так же выразить всеобщее признание и одобрение совершившемуся брачному союзу.

Кроме того, суббота посвящалась памяти предков. В этот день посещали кладбище, а по возвращении блинами угощали скот: «Чтоб скотина велась — не переводилась!»

В шестой день Масленицы дело наконец-то доходило до чучела. Наряженную Масленицу — чучело из соломы — на носилках несли до конца деревни и там с песнями хоронили: устраивался большой костер и в нем сжигали Масленицу. Вокруг костра проходили гуляния с песнями и плясками.


Седьмой день Масленицы: Прощеное воскресенье

Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем»: родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами и «слёзными словами» испросить взаимного прощения: «Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой». «Да простит тебя Бог, и я прощаю»,- отвечал собеседник, после чего в знак примирения нужно было поцеловаться.

В воскресенье все четко осознавали, что это последний день перед постом, и старались очиститься духовно. Именно в этот день у верующих есть обычай просить прощения друг у друга за все видимые и невидимые обиды и стремиться помириться с враждующими.

В этот день завершались веселья и объедания. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста - Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

В Православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина.

В храмах в этот день совершается чин прощения в память о древней традиции египетских монахов, которые перед наступлением Великого поста до Пасхи расходились по пустыне, чтобы полностью отдаться молитвам. А так как в пустыне было много опасностей, то встреча перед постом могла оказаться последней, и монахи просили прощение друг у друга как перед смертью. Со временем это стало традицией у всех верующих.

В Прощеное воскресенье принято приходить на могилы к усопшим и приносить блины, чтобы извиниться перед теми, с кем уже нельзя повидаться. Мы часто сожалеем, что обижали человека при его жизни. В этот день есть возможность попросить прощения и снять тяжесть со своей души.

Главное для человека в Прощеное воскресенье – искреннее раскаяние в совершенных злых поступках по отношению к другим людям и прощение своих обидчиков.

Прощеное воскресенье

Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат:
«Бог простит, и я прощаю».

Прощёное воскресенье – это последний день перед началом Великого поста. В этот день просят прощения и прощают всем накопившиеся обиды.

Сейчас повсюду проходят масличные гуляния.

С одной стороны, это праздник наступающей весны, хорошее время, чтобы сходить в гости, встретится с друзьями и родными, повеселиться… Правда, этот праздник приводит порой к гастрономическим излишествам, нередко приобретает элементы языческого разгула, а кому-то дает повод просто хорошенько напиться.

С другой стороны, масленица – это подготовительная неделя к , да уже и сами полупостные дни, когда из рациона исключаются мясные продукты, когда в среду и пятницу не совершается Божественная литургия и читается покаянная молитва прп. Ефрема Сирина .

Мы попросили пастырей высказать свое мнение по поводу масленицы, ответить на вопрос: как нужно относится к этому парадоксу, к этой антиномии праздника и предначинания постнического делания? Как христианину правильно провести эти дни?

Архимандрит Тихон (Шевкунов) , наместник московского Сретенского монастыря:

– Для меня масленица всегда воспринималась как долгожданное и очень радостное время. А то, что люди в эти дни встречаются, устраивают застолья – не вижу в этом особой беды и греха.

Застолье, блины – это ведь тоже неспроста! Смысл масленицы, конечно, не в разгульных гуляниях и бесчинствах. Это – очевидно, и для христианина не требует ни объяснений, ни скучных обличений. Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за пир? Ведь совсем недавно все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей. Или притчу о блудном сыне, о счастье примирения и прощения: «… приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся . И начали веселиться» (Лк. 15: 23). Только вместо теленка у нас на мясопустной неделе – блины.

Все это настолько живо, понятно всякому человеку, настолько естественно, что, честно говоря, всегда немного удивляет излишнее морализирование по поводу масленицы в наши дни. Уверен, что для большинства православных христиан вся эта предстоящая неделя, которая будет включать в себя и службы по великопостному чину в среду и в пятницу, и дружеское общение, и прощение обид, и гостеприимные застолья, – все явит особый, неповторимый и радостный праздник предвкушения, подготовки к Великому посту.

Игумен Петр (Еремеев) (ректор Российского православного университета;
настоятель Иоанно-Богословского храма – Патриаршего подворья в Китай-городе):

– Церковное празднование масленицы имеет колоссальный миссионерский и просветительский потенциал.

80 лет воинствующего материализма в нашей стране ударили одномоментно и по православной духовности, и по народной культуре, при всей условности этого разделения. И если во времена дореволюционные мы действительно наблюдали, как отдельные церковные праздники в быту переплетались с порой дикими народными традициями, имевшими связь с языческим прошлым славянских племен, то сейчас об этом говорить не приходится. Безусловно, плохо то, что у наших соотечественников практически стерта историческая память, совершенно утеряна традиция. Но именно это позволяет нам сегодня воцерковить реконструируемые практически на голом месте народные традиции и обычаи, используя огромный культурный потенциал Православия.

Масленица – это замечательная неделя. Каждый христианин должен сам для себя решить, насколько он может участвовать в масленичных увеселениях, насколько они актуальны в данный момент для его духовной жизни. Общение с родственниками и друзьями за праздничным столом никому не повредит: есть возможность встретиться, постараться понять другого, с кем-то примириться, чтобы вступить в пост с чистой душой и чистой совестью. Масленица предоставляет родителям замечательную возможность подарить детям радость праздника. Праздник на улице – это вообще прекрасная возможность выйти из своих квартир, познакомиться, наконец, со своими соседями, ощутить себя членом большой человеческой семьи.

Я убежден, что сейчас мы, священники, должны сделать все для того, чтобы центром празднования масленицы стал храм, соборная площадь. Сегодня во многих городах уже так и происходит. Несколько лет назад меня поразил опыт Биробиджанской епархии, возглавившей подготовку и проведение масленицы в кафедральном городе и справившейся с этой ролью блестяще. Сегодня, по большому счету, кроме Церкви и некому организовать народный праздник так, чтобы он получился не вульгарным, не примитивным.

Если мы этого не сделаем, если Церковь в лице духовенства и активных мирян не начнет заниматься тематикой народных обычаев и традиций, то это сделают какие-нибудь неоязычники или другие проповедники-пустозвоны. Мы живем в эпоху невероятных возможностей и большой ответственности. Сегодня мы можем сделать празднование масленицы действительно христианским или, наоборот, окончательно потерять возможность сделать это.

Иеромонах Макарий (Маркиш) (Иваново-Вознесенская епархия; преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии):

– Надо на масленицу посмотреть в более широкой перспективе – и тогда все встает на свои места.

Да, разумеется, колоссальное количество всяких злоупотреблений, глупостей, прямого безумия, нечестия и безверия… Но разве это специфические черты масленицы? Нет, это просто свойства нынешней околоцерковной, псевдоцерковной, суеверной и бессмысленной жизни (впрочем, отнюдь не только нынешней!). Свойства очень скверные. Но ветерок оптимизма несет надежду: чем чаще люди слышат о масленице и связанных с нею предметах, тем в большем числе и с большей вероятностью обратят они внимание и на дальнейшее. Обратив же внимание – задумаются. Задумавшись – поймут или почувствуют нечто. И приступят к делу…

Иеромонах Симеон (Томачинский) (насельник московского Сретенского монастыря, руководитель ):

– К сожалению, при всем обилии гражданских и церковных «красных дней календаря» мы часто не умеем ни праздновать, ни веселиться. Это целое искусство, которому стоило бы поучиться. Но, к примеру, человек, который не соблюдает поста, никогда не поймет и не оценит таких событий, как заговенье и разговенье, – не только в гастрономическом смысле, а вообще как состояние души. Ведь именно пост придает связанным с ним праздникам особую цену и неповторимый аромат…

Один известный московский священник как-то сказал, что на масленицу надо съесть столько блинов, чтобы потом уже сам вид блина вызывал отвращение. Это, наверное, что-то вроде «умерщвления плоти», о котором много написано в аскетической литературе.

Но ведь это и хороший повод навестить родственников или друзей, с которыми в суете обычной жизни не удается спокойно посидеть-поговорить. Это и последняя разминка перед великопостным марафоном. Возможность собраться с мыслями, с силами, с духом.

«Покургузка, люли, покургузка» – так оплакивают народные песни краткость масленичных дней, после которых «станет гузко», то бишь грустно. Однако на самом деле здорово, что «не всё коту масленица». Потому что «время всякой вещи под солнцем… время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать» (Еккл. 3, 1–4).

Протоиерей Димитрий Моисеев (кандидат богословия, преподаватель Калужской духовной семинарии):

– На самом деле это не парадокс. Дело в том, что для христианина богослужебная жизнь – это основной элемент подготовки к Великому посту. Соответственно, православный христианин, конечно, должен посещать в эти дни богослужения. Тем более, что они носят особый характер. В то же время, перед Великим постом христианину дается послабление, что касается пищи, то есть утешение на трапезе. При этом масленица – не повод объесться до предела, так, чтобы до Пасхи потом не хотелось. Так все равно не получится. Устав трапезы на масленицу – это утешение для тех, кто молится, посещает богослужения и серьезно готовится к Великому посту.

Сжигание чучела масленицы, залезание на столб – это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку. Они к христианству никакого отношения не имеют.

Другой вопрос, что далеко не каждый способен сразу взять и перейти полностью на христианский образ жизни. И если такой человек собирается Великим постом попоститься, то есть серьезнее обратить внимание на свою душу, то, конечно, можно проявить к нему снисхождение и не ругать за то, что он масленицу празднует.

Опять же, празднование должно быть разумным: не в пьянстве нужно проводить время, не в объедении, а в каких-то достаточно безобидных развлечениях и увеселениях, потому что Великим постом все это будет вообще неприемлемо. Думаю, что по мере духовного роста каждый христианин будет постепенно отказываться от подобных чисто мирских, светских увеселений на масленицу и все более понимать духовный смысл этой подготовительной недели. Все-таки Сырная седмица (масленица) проходит между неделями (воскресеньями) о Страшном суде и воспоминанием Адамова изгнания. То есть два воскресенья, обрамляющие масленицу, говорят нам о достаточно серьезных событиях в истории человечества, не особо располагающих к веселью.

Здесь невозможно подойти с одной меркой к каждому человеку, но вектор движения должен быть понятен. Стремиться нужно к тому, чтобы увеселения занимали все меньше и меньше внимания человека, а богослужения и серьезное отношение к молитве, к посту – все больше и больше.

На Сырной седмице, конечно, можно проводить культурные мероприятия, творческие вечера православного содержания, если речь идет о том, чтобы уйти от грубых развлечений и увеселений и постепенно через душевное прийти к духовному.

(настоятель московского храма в честь Всех святых б. Алексеевского монастыря, что в Красном Селе):

Масленицей, или Сырной седмицей, называется последняя неделя пред Великим постом. Готовясь к нему, христиане уже не употребляют на масленице мясной пищи, зато вкушают молочное (в том числе, в среду и пятницу).

Многие находят затруднительным совмещение веселых хлебосольных застолий масленицы с пронизывающей церковное богослужение этих дней мыслью о Страшном суде Господнем. Иным видятся в русской традиции печь блины чуть ли не рудименты языческого самосознания. Спешим развеять это мнимое противоречие. Дело в том, что готовиться к встрече с Человеколюбцем Христом нужно, свершая шесть дел евангельского милосердия: жаждущего напоить, голодного накормить, странника ввести в дом, нагого одеть, посетить больного и навестить томящегося в темнице.

Масленица с ее русским гостеприимством и дает нам возможность потрудиться в деятельном милосердии. Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца. А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным! Будем готовиться к нему, взаимно прощая и утешая всех ближних и дальних во славу Божию!

Протоиерей Димитрий Мерцев (председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол»):

– Несмотря на то, что в наше время масленица – уже больше этнография, народная традиция, не имеющая языческого ритуального значения, тем не менее к христианству она никого отношения не имеет.

Проводить масленичную (а, вернее, Сырную, или мясопустную) неделю надо в динамике настроя на покаяние, и эта динамика как раз дается церковным уставом. Церковь уже загодя готовит нас к Великому посту евангельскими притчами о мытаре и фарисее, о блудном сыне и, наконец, напоминанием о Страшном суде. И хотя на неделе о мытаре и фарисее мы еще вкушаем скоромное, Церковь нам уже напоминает, что надо настраиваться на такую молитву, как у мытаря, чтобы она была принята Богом. В этом смысле и масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого поста. В этот период православным можно, к примеру, провести литературно-музыкальный вечер: почитать стихи христианского содержания, послушать духовные песнопения с настроем на покаяние (допустим, балладу о Кудеяре – о двенадцати разбойниках). Такого рода развлечения перед Великим постом вполне уместны.

Отношение нецерковных людей к этому празднику известно: «Скоро масленицы звонкой закипит веселый пир…». Однако верующим на масленицу недопустимо участвовать во всеобщем разгуле, объедении и пьянстве. Святитель Тихон Задонский говорил: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют масленицу».

В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь». Начало поста немыслимо без подготовки телесной, которую предлагает нам Православная Церковь. Понедельник 1-й седмицы Великого поста называется Чистым понедельником: чистая совесть, чистая душа – потому что было Прощеное воскресенье. Также надо быть чистым и в телесном составе, если человек – Божий, поэтому должно быть воздержание. По слову святых отцов, Великий пост – это весна духа, ведь когда мы себя ограничиваем телесно, расцветает наш дух. Кто вкусил эту радость Великого поста, тот уже дорожит этими днями, ждет их. Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное. Когда человек держится церковного устава, проникается духом богослужения, готовит себя ко вступлению в Четыредесятницу, тогда и те ограничения, которые связаны с великопостным периодом, воспринимаются им органично.

Церковь по отношению к своим чадам имеет характер материнский. Это и ласковость, и строгость педагогики, чтобы довести нас до Христа. Церковь всегда во всем дает нам постепенность. В то время, как уже начинается постепенное введение в покаянные образы церковным богослужением («Покаяния отверзи мне двери…», молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…»), еще дается возможность подкреплять себя скоромной пищей, и только потом наступает уже Великий пост.

Есть люди, которые имеют навык поста: им легко, они с радостью вступают в Великий пост. А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведет. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой – особый характер богослужения, которое возвышает душу. И одно дополняет другое.

Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось. Так же нас ведет и Церковь. Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером.

Священник Алексий Зайцев (клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия»):

– История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Говоря о масленице (точнее, Сырной неделе), мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская».

Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях – Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии.

Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста. Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями (где могли и убить ради потехи), пьянством, чревоугодием и развратом. Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества. Если человеку не нужен Великий пост, то и в масленице он будет искать отраду только для плоти.

Стоит отметить, что для каждого христианина масленица – это время, когда следует уладить свои мирские дела, провести необходимые светские встречи для того, чтобы дни Великого поста посвятить исключительно заботе об исцелении своей души. Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни. Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста.

Священник Павел Гумеров :

– У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями. Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица.

Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием.

Для православных Сырная седмица, масленица – неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом.

Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост – для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство (все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года). К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все – либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича – Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели.

Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

Пост – это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи – разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения.

Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе.

Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной.

Протоиерей Андрей Ткачев (настоятель храма преподобного Агапита Печерского в Киеве):

– Человек – существо падшее. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи.

Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия (Брянчанинова) . Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями.

Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть – безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин. Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего.

Это, как мне кажется, касается и масленицы. Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам. Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки… – одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника». Да оно и ладно.

Есть в жизни место и время для здорового смеха, шутки и вкусной еды. Только называть это надо своими именами, а не «духовным возрождением» или «возвратом традиций».

Тут и язычество не спит, но проявляет дивную резвость в эпоху информационных технологий. Оно всем желающим предлагает свое видение смысла масленицы с символикой увеличивающегося дня, блинами, по форме напоминающими солнце и проч.

Церковь столетия потратила на воцерковление языческого календаря и народной обрядовости. До конца, как уже было сказано, язычество так и не умерло. Оно теперь в любой момент будет готово, украсив голову в зависимости от сезона то русалочьим венком, то скоморошьей шапкой, явиться на народное гулянье и предложить свой вариант понимания мира. Отражение языческих нападок на историческую Церковь теперь будет одним из если и не самых тяжелых, то самых постоянных занятий церковных апологетов.

Так что над масленицей умничать нечего.

Это недельный период времени, когда мясо уже не естся, а на молочную пищу отменяется пост в среду и пятницу. Это время, когда в среду и пятницу службы в храме совершаются по постовому чину, а литургия не служится. Может в прежние времена для тяжко трудящегося крестьянина это и было время редкого веселья, смешанного с буйством, еды и питья от пуза и кулачного мордобоя. Может в этом и заключалась некая народная терапия для полутемной души уставшего человека. Но сейчас иное время и иные задачи.

Перед смертью не надышишься и перед постом не наешься. Современность и без масленицы шумна. Она, современность, полагает смысл жизни в бегстве от действительности и в непрестанной перемене впечатлений.

Для нас же это должно быть время собирания мыслей вокруг предстоящего поста. А сам пост должен восприниматься как время умной войны за личное бессмертие во Христе, как время воздержания в хлебе и обильного питания «всяким глаголом, исходящим из уст Божиих».