Во сколько начинается всенощная служба. Всенощное бдение. Воскресная песнь после Евангелия

  • Юрий Рубан
  • диакон Михаил Асмуc
  • М. Скабалланович
  • Аудио о Всенощном бдении
  • Все́нощное бде́ние , или Все́нощная , – 1) торжественная храмовая служба, объединяющая в себе службы великой (иногда великого ), и первого ; 2) одна из форм православной аскетической практики: молитвенное бодрствование в ночное время суток.

    Древний обычай совершать всенощное бдение основан на примере и Св. Апостолов.

    В наше время, обычно на приходах и в большинстве монастырей бдение совершается в вечернее время. В то же время до сих пор сохранилась практика служить Всенощную ночью: накануне праздников Святой и бдение совершается ночью в большинстве храмов в России; накануне некоторых праздников – в Афонских монастырях, в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре и др.

    На практике, перед Всенощным бдением может совершаться служба девятого часа.

    Всенощное бдение служится накануне:
    – воскресных дней
    – двунадесятых праздников
    – праздников, отмеченных особым знаком в Типиконе (e.g. память Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и Святителя Николая Чудотворца)
    – дни храмовых праздников
    – любого праздника по желанию настоятеля храма или согласно местной традиции.

    Между великой вечерней и утреней, после ектении «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» бывает лития (от греч. – усиленное моление). На русских приходах она не служится накануне воскресных дней.

    Бдением также называют ночную молитву, совершаемую благочестивыми верующими келейно. Многие св. Отцы считают ночную молитву высокой христианской добродетелью. Св. пишет: «Богатство земледельцев собирается на гумне и точиле; а богатство и разум монахов – в вечерних и ночных предстояниях Богу и в деланиях ума». ().

    В начале XX века в Киевской духовной академии был предпринят опыт реконструкции всенощного бдения в полном соответствии с уставом. Подготовка длилась несколько месяцев и потребовала значительных материальных затрат. Сама всенощная длилась около восьми часов, в том числе чтение канона - более двух часов. Напевы использовались обыкновенные, четырехголосные. Организатор этого необычного мероприятия профессор так вспоминает о нем:

    Трудно передать словами, что чувствовали слушатели этой службы, названной кем-то «исторической всенощной»… Два руководителя службы, знающие наизусть 2-ю главу Типикона… по очереди за всенощной теряли голову и должны были проверять друг друга, это ли следует далее. Большинство исполнителей службы… в течение всенощной были как бы пьяные… Один студент, любитель поспать, несколько раз уходил из церкви, раздевался, укладывался в постель, но, не будучи в состоянии заснуть от мысли, что в нескольких шагах идет такой оригинальный, неслыханный концерт, возвращался в . Одна курсистка до всенощной выучила все псалмы, стихиры, каноны и библейские песни, имевшие петься… При повторении предполагается все петь большим знаменным распевом, что удлинит всенощную часа на 3-4.

    Всенощное бдение. Смысловое объяснение.

    Человек пришедший на вечернее богослужение часто не понимает что происходит, он слышит непонятные для него молитвы, видит непонятные действия со стороны священника. Эта памятка послужит хорошим подспорьем в понимании всего Вечернего богослужения.

    Всенощное бдение состоит из двух частей: Великой вечерни и Утрени.

    Часть I ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ

    Алтарь –означает рай. Вначале Великой Вечерни открываются царские врата, открытые Царские врата символизируют рай.

    В Библии мы читаем, что в начале сотворил Бог небо и землю, земля же была неустроена и над нею в тишине носился Животворящий Дух Божий, как бы вливая в нее живые силы.

    Начало Всенощного Бдения – Великая Вечерня как раз и означает ТВОРЕНИЕ МИРА, начало вечерни – переносит нас к этому началу творения: служба начинается с безмолвного крестовидного каждения Престола. Это действие является образом веяния Святого Духа в недрах Святой Троицы.

    Начальный возглас.

    После каждения священник становится перед престолом и совершая в воздухе перед престолом кадилом крест, возглашает: «Слава святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков».

    Смысл этих слов и действий в том, что священник своим возгласом исповедует начало и Творца всего – единосущную и животворящую Троицу. Совершая в это время кадилом крестное знамение, священник показывает, что через Крест Иисуса Христа христиане сподобились частично прозреть тайну Святой Троицы – Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого.

    После возгласа «Слава Святей…» священнослужители прославляют Второе Лицо Пресвятой Троицы, Иисуса Христа, воспевая в алтаре: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу… Самому Христу, Цареви и Богу нашему».

    Предначинательный псалом.

    Хор затем поет 103-й, «Предначинательный псалом», начинающийся словами: «Благослови, душе моя, Господа» и заканчивающийся словами: «Вся премудростию сотворил еси!». Псалом этот является гимном о сотворенной Богом вселенной – видимого и невидимого мира. Основное чувство, которым пронизан этот псалом – восхищение человека, созерцающего красоту и стройность сотворенного Богом мира.

    Во время пения этого псалма совершается каждение всего храма при открытых царских вратах. Это действие введено Церковью для того, чтобы напомнить верующим о витающем над Божиим творением Святом Духе. Каждение в этот момент символизирует Духа Святаго, который наполнил Собой весь мир, всю вселенную во время Творения Мира. Также Каждение,вернее кадильный дым символизирует и наши молитвы обращенные к Богу. Открытые царские врата символизируют в этот момент рай, то есть состояние непосредственного общения людей с Богом, в котором пребывали первые люди.

    Сразу же после каждения священником храма, царские врата закрываются, подобно тому, как первородный грех Адама закрыл двери рая и отдалил его от Бога. Теперь падшее человечество перед закрытыми вратами рая молится о возвращении на путь Божий. В это время Изображая кающегося Адама, (дьякон перед царскими вратами) или священник,если нет дьякона возглашает Ектению(Моление) Миром Господу помолимся. «Миром» обозначает не всем миром,а В Мире со всеми!

    Великая ектения

    Ектения – это собрание коротких молитвенных просьб-обращений к Господу о земных и духовных нуждах верующих. Ектения – это особенно усердная молитва, которая читается от имени всех верующих. Хор, тоже от имени всех присутствующих на службе, отвечает на эти прошения словами «Господи, помилуй.

    В мирной ектении Церковь молится о мире во всем мире, о соединении всех христиан, о родной стране, о храме, в котором происходит данное богослужение,в ектении вспоминаются также путешествующие, недугующие, плененные и слышится просьба об избавлении от «скорби, гнева и нужды.

    Блажен муж.

    Блажен муж-это Как бы ответ Бога на Великую ектенью звучит снова библейский псалом. Этот псалом – «Блажен муж» – первый встречающийся в книге псалмов, Псалтири, является как бы указанием и предостережением верующих от ошибочных, грешных путей жизни.

    Псалом «Господи, воззвах» и каждение.

    После пения «Блажен муж» и малой ектеньи слышатся стихи из 140-го и 141-го псалмов, начинающиеся словами «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя». Эти псалмы повествуют о тоске падшего в грех человека по Боге, о его стремлении сделать свое служение Богу истинным. Во время пения этих стихов совершается каждение всего храма.

    Каков смысл этого каждения?

    Церковь дает ответ в уже упомянутых словах псалма: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…»

    Восходящий ввысь дым ладана символизирует поднимающиеся к небу молитвы верующих. Когда совершающий каждение диакон или священник кадит в сторону молящегося, тот в ответ наклоняет голову в знак того, что принимает каждение в его сторону как напоминание, что молитва верующего должна также легко возноситься к небу, как кадильный дым. Каждение в направлении молящихся также раскрывает ту глубокую истину, что Церковь видит в каждом человека образ и подобие Божие, живую икону Божию.

    Стихиры – это церковные песни, составленные в честь праздника или святого. Поэтому поются особые песни раскрывающие суть праздника память которого празднуется в этот день.

    Малый вход

    На последней стихиры открываются царские врата в знак того, что рай, в смысле общения человека с Богом, закрытый грехом Адама, вновь открывается пришествием на землю Иисуса Христа. В это время совершается «малый» вход. Через боковую дверь иконостаса, выходит священник вслед за диаконом или пономарем со свечей, подобно тому, как Сын Божий явился людям в предшествии Иоанна Предтечи. Этот вход обозначает тихое и смиренное явление Христа не во Славе Своей, а незаметно для окружающего мира.

    Поэтому сразу начинается пение молитвы «Свете Тихий»

    «Свете Тихий» известна под именем «вечерней песни», так как она поется на всех вечерних богослужениях.

    Это песнопение обозначает тихое, незаметное, вечернее явление Христа в этот мир.

    По преданию Молитву «Свете Тихий» произнес мученик Афиноген в 3 веке во время шествия своего на костер. В Последствии эта молитва вошла в состав вечернего богослужения.

    Вслед за пением «Свете Тихий» служащее духовенство из алтаря возглашает ряд малых слов: «вонмем», «мир всем», «премудрость».

    «Вонмем» – это форма глагола «внимать». По-русски мы бы сказали «будем внимательны», «будем внимать».

    «Мир Всем»-Благословение Христа молящимся через священника.

    Сугубая ектения

    С пришествием в мир Христа, представленным в действиях малого вечернего входа, усилилась близость между Богом и человеком, усилилось также их молитвенное общение. Вот почему сразу Церковь предлагает верующим усугубить свое молитвенное общение с Богом через «сугубую ектению».

    Сугубая ектения-это усиленная ектения, на которую хор поет Господи помилуй по три раза на каждое прошение.

    Молитва «Сподоби, Господи»

    После сугубой ектеньи читается или поется молитва «Сподоби, Господи в вечер сей».

    Эта молитва о ниспослании безгрешного вечера, прошение о даровании милости, вразумления, а также, вечернее славословие Пресвятой Троице.

    Просительная ектения

    Вслед за чтением молитвы «Сподоби, Господи» призносится заключительная ектения вечерни – «просительная». В просительной же ектении звучит моление о преуспевании в духовной жизни, т.е. о том, чтобы безгрешно окончить данный день, об Ангеле Хранителе, о прощении грехов, о спокойной христианской кончине и о том, чтобы суметь дать Христу правильный отчет о своей жизни на Страшном Суде.

    На каждое прошение хор отвечает «Подай Господи»

    Преклонение глав

    После Просительной ектении Церковь призывает молящихся склонить главу перед Господом. В этот момент священник обращается к Богу со специальной «тайной» молитвой, которую он читает про себя. В ней содержится мысль, что приклонившие главу ожидают помощи не от людей, а от Бога, и просят Его охранить молящихся от всякого врага, как внешнего, так и внутреннего, т.е. от недобрых мыслей и от темных искушений. «Преклонение главы» – внешний символ ухода верующих под защиту Бога.

    Лития

    Вслед за этим, в большие праздники и в дни помяти особо почитаемых святых, совершается «лития». «Лития» значит усиленное моление. Она начинается пением особых стихир, прославляющих праздник или святого данного дня. В начале пения стихир «на литии» совершается исхождение священнослужителей из алтаря.Впереди несут свечу.

    В это время на середину храма выставляется стол с сосудом с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем, которые затем освящаются в память древнего обычая раздавать пищу молящимся, приходившим иногда издалека, чтобы они могли подкрепиться во время продолжительных Богослужений,которые продолжались «всенощно», то есть, всю ночь. В современной богослужебной практике, благословенные хлебы, разрезанные на мелкие части, раздаются при помазании молящихся. Чин благословения хлебов восходит к богослужебной практике первых христиан и является остатком первохристианской «Вечерни любви» - «Агапы»,когда христиане собирались, трапезничали и молились, совершая богослужение.

    Пять хлебов благославляются в память о насыщении спасителем пятью хлебами 5000 слушателей Его проповеди. Освященным елеем священник потом помазывает молящихся после прикладывания к праздничной иконе на утрени.

    Молитва «Ныне отпущаещи»

    Перевод на русс. «Ныне отпускаешь (меня) раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром; ибо глаза мои видели спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицом всех народов, – свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.»

    Это славословие, произнесенное св. Симеоном Богоприимцем, когда он в Иерусалимском храме принял на свои руки Богомладенца Христа в сороковой день после Его Рождества. В этой молитве Ветхозаветный старец благодарит Бога за то, что он сподобил его перед смертью увидеть Спасение (Христа), которое дано Богом во славу Израиля и для просвещения язычников и всего мира.

    Близится к концу первая часть Всенощной – Вечерня. Вечерня начинается воспоминанием о сотворении мира, – первой страницей ветхозаветной истории и кончается молитвой «Ныне отпущаещи», символизирующей конец ветхозаветной истории.

    Далее На воскресной вечерне трижды поется тропарь Божией Матери «Богородице, Дево, радуйся». Этот тропарь поется в конце воскресной вечерни потому, что радость Воскресения Христова была провозглашена после радости Благовещения, когда Архангел Гавриил объявил Деве Марии, что Она родит Сына Божия. Слова этого тропаря состоят главным образом из ангельского приветствия Божией Матери.

    Священник заканчивает первую часть Всенощной – Вечерню – с амвона, преподавая молящимся древнее благословение от имени воплотившегося Иисуса Христа словами «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков».

    Часть II. УТРЕНЯ

    Шестопсалмие

    Утреня, совершаемая в контексте Всенощной, сразу начинается чтением «Шестопсалмия», то есть шестью избранными псалмами, а именно 3, 37, 62, 87, 102 и 142, читаемыми в этом порядке. Чтение Шестопсалмия предваряется двумя библейскими текстами: вифлеемским ангельским славословием – «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», которое читается трижды.

    По уставу, во время чтения Шестопсалмия, свечи в храме погашаются. Наступившая темнота,которая знаменует ту глубокую ночь, в которую пришел на землю Христос, прославленный ангельским пением: «Слава в вышних Богу». Полумрак храма способствует большей молитвенной сосредоточенности.

    В это время молящиеся стоят по струнке ровно, совершая крестное знамение только на слова «Слава Отцу и Сыну..»,в середине шестопсалмия и в конце, в знак сосредоточения и глубины содержания молитв.

    Шестопсалмие содержит целую гамму переживаний, освещающую новозаветную христианскую жизнь – не только ее общее радостное настроение,которое содержится в первых трех псалмах но и скорбный путь к этой радости, содержащийся в последних трех псалмах.

    В середине шестопсалмия, во время начала чтения 4-го, самого скорбного, наполненного смертной горечью псалма, священник выходит из алтаря и перед царскими вратами про себя продолжает читать 12 особых молитв. В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в читаемом в это время 87 псалме.

    В «утренних» молитвах, которые священник читает про себя, содержится моление о стоящих в храме христианах, просьба простить им их грехи, дать искреннюю веру в нелицемерную любовь, благословить все их дела и удостоить Царства Небесного.

    Великая ектения

    После окончания шестопсалмия и утренних молитв, вновь произносится, как и в начале Всенощной, на вечерне, Великая ектенья. Ее смысл в данном месте в начале утрени тот, что явившийся на земле Ходатай, Христос, рождение Которого прославлено в начале Шестопсалмия, исполнит все прошения о благах духовных и телесных, о которых говорится в этой ектении.

    Воскресный тропарь

    После Мирной, или как она еще именуется «Великой» ектеньи звучит пение из 117-го псалма – «Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне». Церковный устав назначил пение этих слов именно в этом месте Утрени для того, чтобы направить нашу мысль к воспоминанию о выходе Христа на общественное служение. Стих этот как бы продолжает прославление Спасителя, начатое еще в начале Утрени при чтении Шестопсалмия. Пение стихов «Бог Господь и явился нам..» сообщает нам радостное, торжественное настроение. Поэтому вновь зажигаются свечи, которые были погашены во время чтения покаянного Шестопсалмия.

    Непосредственно после стихов «Бог Господь» поется воскресный тропарь, который повествует о страданиях Христа и Его воскресении из мертвых – события, которые будут освещены в дальнейшем.

    Кафизмы

    Кафизмы яляются выражением покаянного, созерцательного духа. Они призывают к размышлению о грехах и приняты Православной Церковью в состав ее богослужений для того, чтобы слушающие вникали в свою собственную жизнь, в свои поступки и усугубили свое покаяние перед Богом.

    В субботу вечером обычно читаются 2-я и 3-я кафизмы, они носят пророческий характер. В них описывается страдание Христа: поругание Его, прободение Его рук и ног, раздел Его одежды с метанием жребия, Его смерть и воскресение из мертвых.

    Кафизмы на воскресной Всенощной подводят молящихся к центральной и самой торжественной части богослужения – к «полиелею».

    Полиелей

    «Хвалите имя Господне. Аллилуйя». Этими и последующими словами, извлеченными из 134-го и 135-го псалмов начинается самый торжественный момент воскресной всенощной – «полиелей», – посвященный воспоминанию Воскресения Христова.

    Слово «полиелей» происходит от двух греческих слов, которые переводятся, как «многомилостивое пение»: полиелей заключается в пении «Хвалите имя Господне» с возвращающимся в конце каждого стиха псалмов припевом «яко в век милость Его», где Господь прославляется за многие милости человеческому роду и прежде всего за спасение его и искупление.

    На полиелее открываются царские врата, освещается весь храм и священнослужители появляются из алтаря, совершая каждение всего храма. В этих священнодействиях молящиеся реально видят, например, в открытии царских врат, как Христос восстал из гроба и вновь появился среди Своих учеников – событие изображенное в исхождении духовенства из алтаря на середину храма. В это время продолжается пение псалма «Хвалите имя Господне», с припевом ангельского возгласа «Аллилуйя» (Хвалите Господа) как бы от имени ангелов, призывающих молящихся славить воскресшего Господа.

    Воскресные тропари «Благословен еси Господи,научи мя оправданием Твоим..»

    Первые, узнавшие о воскресении Христовом, и первые, возвестившие о нем людям, были ангелы, поэтому полиелей, как бы от их имени, начинается песнопением «Хвалите имя Господне». После ангелов о воскресении узнали жены мироносицы, пришедшие ко гробу Христа по древнему еврейскому обычаю чтобы помазать тело Христово благовонными маслами. Поэтому вслед за пением ангельского «Хвалите» поются воскресные тропари, повествующие о посещении женами мироносицами гроба, явлении им ангела с вестью о воскресении Спасителя и повелении сказать об этом Его апостолам. Перед каждым тропарем поется припев: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». И, наконец, последние из последователей Иисуса Христа, узнавшие о Его воскресении из мертвых, были апостолы.

    Этот момент евангельской истории отмечается в кульминационной части всей Всенощной – в чтении воскресного Евангелия. Что символизирует Радостную весть апостолов о Воскресшем Христе.

    «Премудрость прости услышим святаго Евангелия». Слово «Премудрость» означает со вниманием, слово «прости» значит прямо. Это слово является приглашением стоять прямо и почтительно, с благоговением и душевной прямотой выслушать Слово Божие.

    Чтение Евангелия.

    Как мы уже не раз говорили, кульминационным моментом Всенощного Бдения является чтение Евангелия. В этом чтении слышится голос апостолов – проповедников воскресения Христова.

    Чтение воскресного Евангелия происходит из алтаря, так как эта главнейшая часть православного храма в данном случае изображает собой Гроб Господень.

    После чтения воскресного Евангелия, священник выносит Священную Книгу для целования; он выходит из алтаря, как от гроба, и держит Евангелие, показуя, как ангел, Христа, Которого проповедывал. Прихожане кланяются Евангелию, как ученики, и целуют его, как жены мироносицы, и все поют «Воскресение Христово видевше».

    Канон

    Чудо Воскресения Иисуса Христа освятило природу человека. Эту освященность Церковь являет молящимся в следующей после евангельского чтения части Всенощной – «каноне». Канон в современной богослужебной практике состоит из 9-ти песней. Каждая песнь канона состоит из определенного числа отдельных тропарей.

    В канонах подробно освещается смысл праздника и житие святого, как образец уже совершающегося преображения мира. В этих канонах Церковь, как бы торжествует, созерцая отблески этого преображения, победы Христа над грехом и смертью.

    Каноны читаются, но начальные стихи каждой отдельной его песни поются хором. Эти начальные стихи называются «ирмосами» (от греч. связывать.)

    Ирмосы обозначают прообразовательный, то есть пророчески-символический для Нового Завета смысл:

    Ирмос 1-й песни вспоминает, в свете христианской мысли, чудесный переход евреев через Красное море; Господь прославляется в нем как Всемогущий Избавитель от зла и рабства.

    Ирмос 2-й песни построен на материале обличительной песни Моисея в синайской пустыне, которую он изрек для пробуждения у бежавших из Египта евреев, чувства раскаяния. 2-я песнь поётся только во время Великого Поста.

    Ирмос 3-й песни основан на благодарственной песни Анны, матери пророка Самуила, за дарование ей сына.

    В ирмосе 4-й песни даётся христианское истолкование явления пророку Аввакуму Господа Бога в блеске солнечного света из-за лесистой горы. В этом явлении Церковь усматривает славу грядущего Спасителя.

    В 5-м ирмосе канона, мотив которого взят из книги пророка Исаии, Христос прославляется, как миротворец и в нем также содержится пророчество о воскресении из мертвых.

    6-й ирмос – из истории пророка Ионы, который был брошен в море и проглочен китом. Это событие, по мысли Церкви, должно напомнить христианам об их погруженности в греховной бездне. В этом ирмосе выражена также мысль, что нет такой беды и ужаса, среди которых не был бы услышан голос молящегося от всего сердца.

    Ирмосы 7-й и 8-й песней канона основаны на песни трех еврейских отроков, брошенных в огненную вавилонскую печь. Это событие является предызображением христианского мученичества.

    Между 8-й и 9-й песнями канона в честь Божией Матери поётся песнь, начинающаяся словами «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем» во время этого пения совершается каждение всего храма и молящихся,что символизирует как мы выше сказали, наши молитвы возносимые к Богу.

    Ирмос 9-й песни всегда прославляет Божию Матерь.

    После Канона вновь поются Стихиры раскрывающие суть праздника, который празднуется в этот день.

    Великое славословие

    Священник, стоя в алтаре перед престолом, при открытых царских вратах, возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет».

    В древности или даже теперь, в тех монастырях, где Всенощная действительно совершается «всю ночь», во второй половине утрени восходит солнце. В это время Господь прославляется особым, древнейшим христианским гимном – «Великим Славословием», начинающимся словами «Слава в вышних Богу, и на земли мир».

    Окончание утрени

    Утреня на Всенощном Бдении кончается «сугубой» и «просительной» ектеньями – теми же самыми ектеньями, которые читались в начале Всенощной на вечерне. Затем преподается последнее благословение священника и «отпуст». Иерей молитвенно обращается к Богоматери со словами «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Хор отвечает богородичным славословием «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим…» Вслед за этим священник еще раз славословит Господа Иисуса Христа возгласом «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». Хор отвечает «Слава, и ныне…» показывая этим, что слава Христа есть также слава Пресвятой Троицы: Отца, Сына и Святаго Духа. Таким образом Всенощная кончается, как и началась – славословием Святой Троицы.

    Часы

    Вслед за последним благословением священника читается «Первый час» – последняя, заключительная часть Всенощного Бдения.

    Первый час, служба смиренного, покаянного устремления к Богу.

    Кроме Первого часа, в суточном богослужебном круге Православной Церкви еще три часа: Третий и Шестой, которые вместе читаются перед началом Божественной Литургии и Девятый час, читающийся перед началом Вечерни. С формальной точки зрения, содержание часов обуславливается подбором материала, имеющего отношение к данному часу дня. Однако, мистическое, духовное значение часов совершенно особое, так как они посвящены воспоминанию различных стадий страстей Христовых.

    Накануне воскресных дней и праздников в церкви проводится особая служба. Иногда она начинается вечером, иногда – утром. Её обычно называют всенощной или всенощным бдением .

    Этот вид служения Богу получил название в православии очень давно. Тогда он непременно начинался в вечерние часы, а заканчивался – в утренние. Из этого следует, что всю ночь перед воскресным днём или праздником прихожане находились в пределах храма и неустанно молились .

    В наше время есть отдельные монастыри, где всенощное бдение длится приблизительно шесть часов.

    Вконтакте

    Одноклассники

    История возникновения

    Обычай проведения ночных часов в молитвах христиан, пришедший к нам с древних времён, зачинался так:

    • Иисус Христос во время пребывания в земном мире нередко по ночам пребывал в молениях.
    • По примеру Спасителя, его ученики – – проводили ночные собрания, так как боялись многочисленных врагов.
    • Из опасений преследований со стороны иудеев и язычников в ночное время собирались в катакомбах (пещерах, находящихся на некотором расстоянии от города) христиане, являвшиеся первопроходцами веры. Это происходило в праздники и в дни поминовения святых мучеников.
    • Смысл всенощного бдения состоит в изображении событий, происшедших с Иисусом Христом на земле, которые привели к спасению человеческого рода . Христос взял на себя людские прегрешения, был распят и вознёсся, победив смерть .

    Всенощное бдение перед воскресным днём или церковным праздником имеет своё последование и делится на три части:

    • Вечерню.
    • Утреню.
    • Первый час.

    Вечерня

    Последование всенощного бдения начинается с вечерни. Чтобы лучше понять этот отдел службы, условно можно разделить его на 5 частей.

    Часть I. Начало

    Всенощная в вечерние часы перед воскресным днём или праздником начинается следующим образом:

    Значение этой части службы заключается в следующем:

    • Указанные действия священнослужителей и певчих до того, как они вошли в алтарь, представляют собой напоминание: о сотворении мира, о безмятежной жизни Адама и Евы в Эдеме.
    • Затворённые царские врата символизируют, что после изгнания первых мужчины и женщины из райских кущей за грех непослушания, ворота рая перед ними закрылись.
    • Ектенья, произносимая дьяконом, говорит о трудной жизни наших предков на земле после изгнания Адама и Евы и их непрестанной нужде в помощи Творца.

    Часть II. Псалмы

    После прочтения ектеньи начинается вторая часть вечерни.

    Она выглядит так:

    Часть III. Вечерний вход

    Вечерний вход осуществляется по следующему образцу:

    Каково толкование вечернего выхода?

    Вечерний выход говорит о следующем:

    • Вынос свечи – это образ Иоанна Предтечи, явившегося до пришествия Иисуса. Сам Спаситель называл его светильником.
    • Выход священника напоминает о Сыне Божьем, спустившемся с небес на землю, чтобы взять на себя вину за все прегрешения человеческие.
    • Обращение священника лицом к прихожанам символизирует вознесение Христа на небеса и воцарение его над миром во всей славе.
    • Возглас дьякона: «Премудрость прости!» – наставляет верующих на то, чтобы они взирали на происходящее священнодействие стоя, и молили Господа Бога о прощении грехов.

    Часть IV . Лития

    Лития и благословение хлебов совершаются не во все воскресные дни, а только во время самых торжественных праздников. Лития следует за ектенией.

    Порядок совершения литии таков:

    1. Священник и дьякон выходят из алтаря, направляясь в ту часть церкви, что обращена к западу.
    2. В это время с клироса раздаётся пение стихир.
    3. Затем дьякон молится о здоровье епископа и всех православных. А также возносится молитва об императоре, императрице и других персонах, относящихся к царскому дому. Он просит, чтобы Господь защитил паству от напастей и горестей.

    Пояснение:

    Совершение литии в западной части храма происходит для того, чтобы оглашенные и кающиеся, обычно стоящие в притворе, могли вместе со всеми помолиться о празднике, а другие верующие помолились о них. То есть, лития направлена на то, чтобы молитва возносилась, в первую очередь, о тех, кто больше всего нуждается в милости Бога и находится в горе и скорби. А также лития является напоминанием о крестных ходах, совершаемых первыми христианами во времена больших бедствий по ночам.

    Часть V. Благословение хлебов

    Благословение хлебов начинается после:

    1. стихир;
    2. предсмертной песни Симеона Богоприимца;
    3. трижды повторённого тропаря – краткого молитвенного песнопения, отражающего суть праздника.

    Трактование:

    • Начало обычаю благословения хлебов было положено ранними христианами, у которых всенощное бдение проходило до самого рассвета. Чтобы молящиеся могли поддержать свои силы, им раздавались вино, хлебы и елей, предварительно благословлённые священником.
    • Чтобы напомнить о событиях давно минувших дней, священник произносит молитву над пятью хлебами; пшеницей и елеем. Он просит об их приумножении и о том, чтобы Бог дал освящение верным, которые принимают их. Освящённый елей используется для помазания молящихся на всенощном бдении, вино пригубляется, а пшеница съедается.
    • Пять освящённых хлебов напоминают о чуде, сотворённом Спасителем во время его земной жизни, – о насыщении пятью хлебами 5 тысяч человек.
    • Об окончании первой части всенощного бдения – вечерней – свидетельствуют слова священника о том, что Господь дарует всем своё благословение, так как он человеколюбив всегда – «ныне и присно и во веки веков». Затем батюшка произносит: , и раздаётся звон колоколов, возвещающий о конце вечерни и начале второй части всенощного бдения – утрени.

    Утреня

    Следующая часть всенощного бдения – утреня. Она предусматривает свой порядок богослужения и также условно будет разделена на части.

    Часть I. Начало

    Часть II. Полиелей

    По завершении каждой из кафизм священнослужитель произносит малую ектенью. После этого начинается полиелей – самая торжественная часть всенощного бдения. В переводе с греческого слово полиелей означает «многое масло» или «большая милость».

    1. Открываются царские врата. Их отворение символизирует действия ангела, отвалившего камень от гроба Господня, воссиявшего как образ новой извечной жизни, наполненной духовной радостью.
    2. Погашенные во время чтения шести псалмов и кафизм большие свечи, находящиеся перед , зажигаются снова.
    3. На клиросе звучит песнь, восхваляющая Господа. Это части из псалмов 134-го и 135-го. А также в псалмах содержится призыв к тому, чтобы хвалу Богу возносили и рабы его, то есть верующие, так как Господь благословен от Сиона (с древних времён, когда в нём находился храм и скиния). Ещё Давид призывает христиан пойти на исповедь, признаваться Богу в своих грехах. Будучи милостивым к своим чадам, бог простит их.
    4. Священник вместе с дьяконом осуществляют каждение по всему периметру храма. Это хождение напоминает о жёнах мироносицах, отправившихся ко гробу Господню в ночь воскресения Спасителя, чтобы смазать его тело миром. Но ангел принёс им радостное известие о том, что Христос вознёсся на небеса.
    5. Под воскресенье, по окончании пения 134-го и 135-го хвалебных псалмов, поются тропари. Это делается, чтобы в умах верующих лучше запечатлелась мысль о воскресении Иисуса Христа. Для этого выбираются тропари, в которых содержится причина радости от воскресения Христа. В начале каждого из них находятся фразы, славящие Господа, с просьбой научить верующих его заповедям.
    6. В завершение полиелея читается текст из Святого Евангелия, повествующий об одном из явлений Спасителя после его воскресения.
    7. Святое Евангелие приносится в центр храма для его целования верующими, которое делается с мыслями о благодеяниях воскресшего Господа.
    8. В этот момент хор поёт песнь с призывом к поклонению воскресению Христову. В этой песне говорится о том, что Святой Господь Иисус – единый безгрешный Бог, кроме него, другого Бога христиане не знают. Они преклоняются перед святым крестом, на котором распяли Иисуса, но претерпев смерть, он смерть разрушил.

    На заметку:

    • Накануне двунадесятых праздников и дней святых угодников полиелей несколько отличается от полиелея воскресного. В предпраздничном варианте после исполнения хвалебных псалмов священнослужители выходят в центральную часть церкви, где на аналое располагается икона, соответствующая празднику. Ей поётся величание. При этом стихи в честь святых жён мироносиц, как в воскресный день, не произносятся. Молящиеся подходят к иконе и целуют её, а затем помазуются елеем, который был освящён во время литии.
    • Двунадесятые праздники – это 12 самых важных после Пасхи праздников у православных христиан, входящих в число великих праздников. Они напоминают о событиях, происходивших с Иисусом Христом во время его жизни на земле, и с его матерью Богородицей.

    Часть III. Канон

    Девять песней

    • По прочтении евангелия и молитвы Господу о помиловании грешников, поётся канон – правило, по которому происходит прославление Бога и святых и испрашивается Божья милость по молитвам святых угодников.
    • Канон содержит в себе 9 священных песней, которые составлены по образцам песен из Ветхого Завета. Их пели такие праведники, как пророк Моисей и родитель Иоанна Предтечи – священник Захария.
    • В начале каждой песни исполняется ирмос (связь), а в конце – катавасия (схождение). Название катавасия объясняется тем, что для её пения должны сходиться вместе два хора.
    • Песнь 1- я: составлена по образцу песни, воспетой пророком Моисеем о чуде, происшедшем при переходе еврейского народа через Красное море.
    • Песнь 2-я: за образец взята песня пророка Моисея, спетая им перед кончиной. С помощью неё старец хотел направить евреев на покаяние. В соответствии с уставом православной Церкви, она исполняется только накануне Великого поста. В остальные дни после первой в каноне сразу поётся вторая.
    • Песнь 3-я: образцом является воспевание праведницей Анною рождения сына Самуила, который впоследствии стал пророком и мудрым судьёй еврейского народа.
    • Песня 4-я: образец – песнь пророка Аввакума о предстоящем пришествии Мессии, который спасёт Израиль.
    • Песнь 5-я: основана на мыслях, содержащихся в песне пророка Исаии, который воспевает избавление Церкви от её врагов.
    • Песнь 6-я: перекликается с песней пророка Ионы, спетой в честь того, что он чудом вышел из чрева кита.
    • Песни 7-я и 8-я: составлены по образцу песни трёх еврейских отроков о чудесном избавлении из горящей печи вавилонской. *
    • Песнь 9-я: наполнена мыслями, заимствованными из песнопения священника Захарии, посвящённого рождению сына – Иоанна Предтечи Господа.

    *Вслед за восьмой песней канона исполняется песнь Матери Божией, которая поделена на стихи. После стихов идёт величание Богоматери.

    Прочтение псалмов

    После пения канона читаются псалмы: 148-й, 149-й и 150-й.В них царь Давид обращается к природе, приглашая её восславить Господа Бога за данный им свет. Священник повторяет слова Давида, повернувшись к престолу Божьему.

    Песнь святых ангелов

    Хор исполняет большое славословие Господу за его любовь к человеку, за дарованные им милости. Оно начинается и заканчивается песнью ангелов. Этот гимн сложился ещё во времена древних христиан. Он защищал имя Спасителя от злословия язычников. По преданию, первая часть молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный» впервые была услышана отроком, поднявшимся на небо вследствие землетрясения, случившегося в V веке в Константинополе.

    В древности утреня подходила к концу, когда начинался день.

    Первый час

    Первый час – третья, заключительная часть всенощного бдения. В это время читаются псалмы и молитвы. Здесь можно выделить четыре части.

    Чтение псалмов и молитв

    Произносятся псалмы 5-й, 89-й и 100-й. В них содержится просьба к Богу о том, чтобы он услышал молящихся в следующий день и исправил плохие дела рук человечьих в продолжение грядущего дня. В этот момент гаснет свет, и церковь погружается в полумрак.

    Последняя молитва

    Это молитва «Христе, Свете истинный», которая читается священником перед иконой Спасителя. В ней содержится просьба к Господу о просвещении и освещении каждого человека, приходящего в мир, об утверждении жизни в нём по Божьим законам.

    Гимн, посвящённый Деве Марии

    В гимне, исполняемом в честь Девы Марии, произносится благодарность ей, составленная жителями Константинополя за избавление их от нападения персов и аваров, произошедшего в VII веке в Греции.

    Отступ и праздничный перезвон

    Священник произносит отступ первого часа, звучит песнопение «Бог – Господь, и явился нам». В нём вспоминается выход Иисуса Христа на проповедь, освещается пройденный им путь спасения –дорога любви и смирения. Это символизирует въезд Спасителя в Иерусалим и приветствие его еврейским народом. На этом всенощное бдение заканчивается, звонят колокола.

    «Аз есмь путь и истина и живот» - слова, произнесенные Тем, перед чьим Лицом умирают все вопросы, потому что Он - единственный ответ. И Он призвал нас всех к покаянию. Но можно ли придти к этому помимо Церкви? Нет! Об этом говорят все святые отцы в своих писаниях. Будем верить в истинность их слов, не взирая на доводы людей с «Богом в сердце». На вопрос о том, как жить, Господь дал однозначный ответ вопрошающему - соблюдать заповеди. Посещение Храма заповедано нам Богом. Только посещать недостаточно, присутствовать на службе необходимо осознано, участвуя в ее действе, осознавая важность каждого момента.

    В древности Всенощное бдение начиналось поздно вечером и продолжалось до самого рассвета. Начало службе было положено первыми христианами для того, «чтобы отвратить народ православный от еретиков-ариан», у которых было принято молиться ночью. В то время и призвал Златоуст православных собираться на ночное бдение. В некоторых монастырях на Востоке по сей день сохранилась эта традиция.

    Древние христиане молились непрестанно, совершая так называемый «дневной круг». В положенный час они собирались для молитвы в Храме. Они так и назывались: 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час. Это - служения каждого дня, которое совершается непрерывно. Сегодня часы присоединены к продолжительным службам. Всенощное бдение выходит за пределы часов, поскольку эта служба положена только накануне Великих Праздников (к ним относится и Воскресение), оставаясь однако также составляющей «дневного круга».

    День церковный начинается не утром, а вечером. Так что, Всенощное бдение начинает новый день и является преддверием Божественной Литургии.

    Практика ночных бдений была введена древними монахами, а впоследствии закреплена в Иерусалимском уставе. Именно по этому уставу в наше время совершаются все богослужения. Открывается же Типикон (церковный устав) Всенощным бдением, т. е именно эта служба «открывает ворота»….

    Образ Всенощной

    Каждая церковная служба - это и воспоминание, и настоящая реальность, утверждающая присутствие Бога в нашей жизни, живого Бога «отныне и до века». Строгие каноны и их соблюдение необходимы! Если бы прежде (на протяжении 2000 лет) кто-либо из священства позволил бы себе отступить от канона, то сегодня от православной службы в первозданном виде ничего бы не осталось. Волнение священника на службе - осознание присутствия Божия и опасение нарушения даже малости, поскольку ничто в этот момент не может быть мелочью.

    У каждой службы - свой образ, есть он и у Всенощной- величественной службы, содержащей в себе вечерню и утреню. Во время Всенощной эти службы проводятся более торжественно (то, что читается на вечерне в будний день, на Всенощной поет хор и т. д.). Мало того, на Всенощной появляются дополнительные моменты - лития и полиелей. Почему каждая Всенощная повторяется и повторяется вновь? Потому что Бог присутствует в нашей жизни всегда. Служба - это не просто напоминание, это - утверждение. «Я - тот же, что был прежде». То есть, все это вновь происходит сегодня, как и распятие Христа, которого мы распинаем вновь и вновь своими сознательными грехами. Есть над чем задуматься?

    Итак, две основные части Всенощной - вечерня и утреня:

    • Вечерня основана на ветхом завете, мы проходим через него в эти моменты,
    • Утреня - Завет Новый, Рождение Спасителя. Утреня - это радость, утренняя заря. Каждый момент важен и имеет свое сакральное значение.

    Всенощная

    Вечерня - это еще состояние ветхого Адама, начало нашего творения. Но это и предчувствие явления Мессии. Колокольный звон предваряет ее, благовест и трезвон. Накануне воскресного дня звонарь звонит в воскресный колокол, читая кафисму «непорочных» (17-я кафисма) или 50-й псалом. Завершается благовест трезвоном во все колокола, исключая колокол Праздничный. Вечерня Всенощной названа Великой, поскольку таковой и является. Священнослужители облачаются в священные одежды и совершают каждение алтаря. Громким возгласом «Востаните!» диакон обращается к народу, призывая молящихся. Потом - испрашивает благословение у священника и начинает служение.

    Начало «ветхозаветной» вечерни

    Вечерню всегда начинает 103 псалом , описывающий картину творения до грехопадения. Врата открыты, как прежде были открыты для Адама и Евы. Священнослужители кадят храм и молящихся, что олицетворяет благодать Божию при творении людей. Падением эти двери были закрыты, и человек просит Бога о милости, о прощении: закрываются царские врата и диакон читает великую ектению, т. е. прошение.

    Псалом «Блажен муж…» словно продолжает ее, показывая путь, которым следует идти дальше. Этот же Псалом предвосхищает рождение Мессии - «яко лист Его не отпадет».

    Последняя стихира «догматик» буквально предвосхищает рождение Христа. Посвящена она Деве Марии.

    Далее - таинственный момент, дающий надежду: открытие Царских Врат и вход… Спасение человека - во Христе, который грядет. Диакон произносит: «Премудрость, прости!», что означает «стойте прямо!», священник благословляет вход, а хор в это время поет «Свете Тихий», ибо не в великой славе сошел на землю Господь, а в великой тихости.

    Далее диакон читает прокимен и просительную ектению , следующее действо - лития , которая олицетворяет собой евангельскую историю, когда Христос накормил пять тысяч людей пятью хлебами. Лития совершается у западных дверей, куда выносят пять пшеничных хлебов, пшеницу, вино и елей. Священник благословляет их. В древности молящиеся в этом момент вкушали хлеб и вино, чтобы не изнемочь и продолжать службу дальше, уже до утра. В наших храмах хлеб с вином раздают на всенощной позже, сразу после елеопомазания.

    Стихиры на стиховие - это особые стихи, которые завершает молитва праведного Симона, взявшего на руки младенца Христа «ныне отпущаеши, Владыко». Момент особенный! Он говорит о смерти старого и рождении нового, о попрании смерти. Вечерня близится к завершению. Последнее песнопение ее - «Богородице Дево радуйся», ибо свершилось, исполнилось обетование, которого ожидали более 8 тыс. лет. «Благословенье Господне на вас..»

    «Новозаветная» утреня

    Начинается утреня с Ангельского пения «Слава в Вышних Богу..». Теми словами, которыми встретили рождение Спасителя Ангелы. Далее читают шесть особых псалмов, называемых «шестопсалмие». Это - воспоминание Вифлеемской ночи, ожидание Рождества, образ ночи. Вот почему при чтении шестопсалмия в Храме гасят все свечи. В этот момент, пред закрытыми Царскими вратами, в темноте священник читает утренние молитвы, предвещающие Зарю.

    После чтения мирной ектении диакон возглашает громко: «Бог Господь, и явися нам..», этот возглас говорит о том, что Спаситель пришел в мир, сбылось пророчество. Читаются кафисмы из Псалтири.

    Полиелей, чтение Евангелия и елеопомазание - самая торжественная часть службы. Полиелей значит «много милости», в некоторых случаях слово переводят как «много масла», поскольку елей всегда считался олицетворением милости Божией. В этот момент читаются хвалебные стихи, открываются Врата, зажигаются свечи, священнослужители кадят полностью весь храм, поют праздничные тропари. Далее - читают праздничное Евангелие, «Воскресение Христово видевши» (если день воскресный) и совершают священный обряд елеопомазания, перед которым верующие подходят к Праздничной иконе, находящейся в центре храма, и к Святому Евангелию.

    По окончании елеопомазания, после того, как священник произнесет «Милостью, щедротами…», начинается особое чтение канона.

    Канон повествует о жизни и подвигах святых угодников Божиих. Его можно назвать молитвенным произведением, которое состоит из девяти песней. Перед 9-й песней, после каждения, диакон возглашает величание Божьей Матери, которому вторит хор «Честнейшую Херувим..»

    Хвала

    Она заключается в чтении псалмов, ее продолжает Великое славословие. Стихиры заканчиваются песнопением, посвященным Богородице и теми словами, которыми начиналась утреня: «Слава в вышних Богу». Утреня завершается чтением ектении и отпустом.

    Всенощное бдение закончилось, но священство еще не разошлось, они читают 1-й час, который освящает наступающий день. Служба эта очень краткая. Раньше она представляла отдельный чин, теперь все часы присоединяют к длительным службам.

    Длительность службы и авторство

    Само название «Всенощная» говорит о времени служения: немного спустя, после захода солнца. У Всенощной нет одного автора, как у Литургии, ее порядок складывался постепенно. Первые молитвы Всенощной составлены Иоанном Златоустом. В православных храмах служба начинается в пять или в шесть часов вечера, а длится везде по-разному, но в среднем - до восьми часов вечера. Всенощная в монастырях может длиться 5 и 6 часов. В некоторых монастырях на Востоке, как и в древности, она продолжается до утра, когда первый час действительно освещает наступающий день с восходом солнца.

    Отличие Воскресной Всенощной от Праздничной

    Всенощная служится накануне воскресения каждую неделю. На этих службах читают тропари воскресные, как и воскресное Евангелие. Если Всенощную служат накануне большого Праздника, то воскресные тропари не читают, читают праздничные. Так же - и Евангелие. Воскресная служба торжественна особо, ведь читают воскресные тропари, Пасхальные, произнося «Христос Воскресе!» каждое воскресенье. Да, каждое воскресенье - Пасха!

    Но многие из прихожан, посещающие их, не знают, что такое исповедь, литургия , Всенощное бдение и другие богослужения.

    Очень важно исправить образовавшийся пробел в духовных знаниях и узнать, что из себя представляет одна из этих служб — Всенощное бдение, иногда называемая простыми людьми как «Всенощная».

    Что такое Всенощное бдение в церкви

    Всенощное бдение – ритуал, проводимый перед церковными православными праздниками, объединяющий в себе три богослужения — Великая повечерия или Вечерня, утренняя служба или Утреня и первый Час.

    Начало Всенощного бдения, Великой вечерни, происходит на закате, и иногда длится в ночные часы, плавно переходя в утреннюю службу.

    Следующая часть богослужения, Утреня, совершается, по принятому в 1695 году Православной церковью Иерусалимского Устава, утром, на рассвете.

    Третьей частью следует богослужение, называемое Часы или Час, посвященное воспоминаниям библейских событий.

    Всенощное бдение ведет свои обычаи от вечерних и ночных молитв Иисуса Христа и его святых Апостолов, но оформилось и приняло свой ныне существующий вид только при святом Иоанне Златоусте. К 9 веку, Всенощное бдение, было дополнено некоторыми псалмами и молитвословами, вошедшими в это священнодействие, принятыми и совершаемыми по сей день Русской церковью.

    Часто в больших храмах и монастырях, в канун больших праздников – Пасхи и Рождества Христова, бдение начинается с девятого часа, и длится всю ночь.

    Традиционно Всенощное бдение происходит перед:

    • воскресным днем;
    • двунадесятыми и храмовыми праздниками;
    • особыми праздниками, со знаком отличия Типикона;
    • любыми церковными празднествами, которые решит отметить настоятель.

    Последование во Всенощном бдении в православии

    Чтобы обрести подлинную свободу духа, выбраться из мирской суеты, необходима длительная божественная служба. Этой службой является Всенощное бдение.

    Она способствует освобождению души от мракобесия, помогает осмыслить священный праздник и принять благодать.

    Перед Литургией, символизирующей будущий век, Царство Божье, Всенощное бдение показывает предшествующие события, происходящие в Ветхом и Новом заветах.

    Вся служба была бы неполной без псалмов, которые проходят через все служение. Певчие на клиросе воспевают или зачитывают псалмы выборочно или полностью, непрерывно создавая всю атмосферу Всенощной.

    В начале Всенощной происходят, как бы мысленные изображения главных моментов в Ветхом завете , таинство Великой вечерни: священнослужители у алтаря возглашают о создании мира, сошествии Святого Духа и Святой Троице, отворяя в алтаре Царские врата.

    Следом воспевается и славится в 103 псалме мудрость Бога, сотворившего мир, и батюшка обходит с кадилом, окуривая весь храм и всех молящихся. Далее, напоминая о грехопадении, происходит закрытие Царских врат, и возносится молитва, стихиры и читаются псалтири о покаянии рода человеческого.

    Далее возносится стихира, посвященная Пресвятой Богородице, и батюшка, сопровождаемый диаконом с кадилом, проходит через алтарные северные двери и величественно заходит в центральные Царские врата, сообщая о предсказанном появлении в мире Спасителя, заканчивая этим первую часть Всенощного бдения.

    В утренней части службы, начинается новозаветная история, говорящая о приходе в мир людей Господа, о его рождении, распятии и великом воскресении. Начинается все с чтения стихов, шесть важных псалмов.

    Затем, с торжественной части, прославляющей милость Божию, явившей ее рождением Спасителя, начинаются песнопения, полиелей, восхваляющие Господа, с открытием настежь Царских алтарных врат и повсеместным зажжением светильников.

    В окончание Всенощной читается святое Евангелие.

    Длительность Всенощного бдения

    Ранее Всенощное бдение свершалось посуточно, без перерывов на ночь, но на данный момент, время богослужения сильно сократилось до 3 часов, иногда чуть больше. Самым длинным богослужением, захватывающим ночные часы, бывает Рождественская служба.

    Начинается Всенощная в 17 и продолжается до 22 часов.

    Отличия Всенощного бдения от Вечернего богослужения

    В православии, Вечерняя служба и Всенощное бдение одинаково происходят в канун воскресных и праздничных дней.

    Однако вечернее богослужение может начаться в 16 или 19 часов и продлиться до 21 или полуночи, с включением в себя только первой или второй части Всенощной.

    А вот Всенощное бдение, в отличие от Вечерни, имеет две основные части: вечернюю и утреннюю, с прибавлением к ним 1, 3, 6 и 9 часов богослужения, и начинается в 17 часов до утра.

    По всей службе произносятся обращенные к Богу слова с благодарением. И вся Всенощная пронизана напоминанием, о том, кто есть человек, а кто есть облик зверя, не осознавшего свои деяния. В этом заключается смысл Всенощного бдения, чтобы понять себя и свои поступки, а осознав раскаяться и приблизиться к Господу.