18 -1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1. Перед матерью (1) был разведён небольшой огонь и курились две-три головешки (2) дым (3) от которых (4) шёл прямо на неё.
2. Мы поднялись (1) на довольно крутой пригорок (2) на ровной поверхности (3) которого (4) стояло несколько новых и старых недостроенных изб.
3. Поручик Вулич (1) на лице (2) которого (3) герой «читал печать смерти» (4) остаётся жив.
4. Мы должны были поспеть на перевоз до зари (1) чтобы переправиться через реку в тихое время (2) поскольку каждый день (3) как только солнышко начинало пригревать (4) разыгрывался сильный ветер.
5. Железо - важнейший из жизненно необходимых микроэлементов (1) главная роль (2) которого (3) - обеспечение организма кислородом.
6. Батюшков был признанным кумиром Пушкина-лицеиста (1) в стихах (2) которого (3) «отголоски лиры Батюшкова» (4) были весьма многочисленны.
7. Фразеологизм - это такое словосочетание (1) общее значение (2) которого (3) не выводится (4) из самостоятельных значений, входящих в него слов.
8. Основа реалистического творчества Ф. Достоевского - мир человеческих страданий (1) в изображении (2) которых (3) он не знает себе равных.
9. От каменной пристани (1) ступени (2) которой (3) спускались прямо в воду (4) начинался город с европейскими гостиницами и ресторанами.
10. В отличие от И.С. Тургенева (1) в романах (2) которого (3) были освещены этапы духовных поисков интеллигентов 40–70-х годов XIX века (4) И.А. Гончаров был увлечён исследованием явлений иного порядка.
18-2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые .
1. Лёгкая светская комедия представляет собой пьесу (1) интрига (2) которой весьма изящна.
2.Древоввидные пионы (1) листья (2) которых (3) облетают на зиму (4) со временем превращаются в пышно цветущие раскидистые кусты.
3. Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о новой прекрасной жизни (1) для создания которой нам надо (4) ещё двести-тристалет работать, трудиться, страдать.
4. Особенно часто (1) поэт бывал у Олениных (2) дочь (3) которых (4) была предметом его серьёзного увлечения.
5. Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к пятому веку до н.э. (4) описана в древнеиндийских сказаниях.
6. Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают способностью (4) удерживать огромное количество влаги.
7. Первым этапом деловых бесед или переговоров (1) может быть ознакомительная встреча (2) в процессе (3) которой (4) уточняется предмет переговоров, а также решаются организационные вопросы.
8. В одной из бухт Тихого океана (1) был обнаружен гигантский кальмар (2) диаметр глаза (3) которого (4) равен полутора метрам.
9. Это была поэтесса (1) в чарующих стихах (2) которой (3) скрывалась некая загадка.
10. Однажды в Царском Селе (1) медвежонок сорвал цепь со столба (2) возле которого (3) была устроена его будка (4) и побежал в сад.
ОТВЕТЫ.
18-1.
18-2.
1-2
1-1
2-2
2-14
Формулировка задания ограничивает материал только случаями постановки запятых. Это существенное сужение темы.
Запятые ставятся в следующих случаях:
Придаточное отделяется от главного запятой, если стоит перед или после главного:
Когда она вошла в комнату, я встал.
(Когда…), .
Я встал, когда она вошла в комнату.
, (когда…).
Придаточное отделяется от главного запятыми с двух сторон, если находится внутри главного:
Вчера, когда раздался звонок от Ивана, я был занят.
[ , (когда…), ].
Однородные придаточные, соединённые без союза, разделяются запятой:
Он знал, что учительница позвонит маме, мама будет крайне недовольна, ему влетит.
, (что …), (), ().
Однородные придаточные соединены повторяющимися союзами, запятые ставятся так же, как и при однородных членах:
Он знал, что учительница позвонит маме, и что мама будет крайне недовольна, и что ему влетит.
, (что…), и (что…), и (что …).
Придаточные предложения со сложными подчинительными союзами потому что, благодаря тому что, ввиду того что, вместо того чтобы, для того чтобы, после того как, в то время как и др. подобными отделяются от главного одной запятой, которая ставится на границе главного и придаточного предложения:
По мере того как он рассказывал, я всё более и более недоумевал.
(По мере того как…),.
Я всё более и более недоумевал, по мере того как он рассказывал.
, (по мере того как…).
Я, по мере того как он рассказывал, всё более и более недоумевал.
[ (по мере того как…) ].
Сложные союзы могут распадаться на две части, если:
1) перед ними есть отрицательная частица не :
Она не ответила потому, что испугалась.
2) перед ними есть частицы лишь, только, именно и др., выражающие ограничительное значение:
Она ответила только потому, что испугалась.
Внимание:
Союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.
Если рядом два подчинительных союза, то между ними ставится запятая во всех случаях, кроме тех, когда это сложные союзы с то .
Нужна запятая: Они решили, что, если наутро будет хорошая погода, они поедут за город.
Запятая не ставится: Они решили, что если наутро будет хорошая погода, то
они поедут за город.
Придаточные определительные с союзным словом который. Запятая после союзного слова который не ставится. Это правило работает, даже если слово который входит в состав деепричастного оборота:
Я не знаю, как реагировать на ситуацию, выхода из которой не вижу.
Мы расположились на берегу озера, берега которого заросли брусникой.
(Запятая после деепричастного оборота узнав которое не ставится).
Вконтакте
Одноклассники
Справочник для подготовки к ЕГЭ
- Задание 16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)
- Задание 17. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
ЕГЭ 2017 Задание 18
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Так выглядит это задание в демоверсии 2017
Расставьте знаки препинания:
Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея
Малиновский (4) обрела множество сторонников.
Ответ: 14
Что требуется от Вас при выполнении этого задания?
Правило
Как правило, грамматические основы отделяются друг от друга запятыми.
( Мелеховы выехали на покос], ( когда уже на лугу была чуть не половина хутора) .
(Как дерево роняет листья),[так я роняю грустные слова] (С. Есенин).
Повторим основные понятия
Сложноподчиненное предложение – предложение, которое включает главное и одно или несколько придаточных.
Ловушка №1!
В простых предложениях, входящих в состав сложного, могут быть либо только подлежащие, либо только сказуемые. Не ошибись, когда определяешь основы!
[ Скоро пять лет] , ( как я работаю в институте).
Ловушка №2!
Придаточное предложение может находиться внутри главного предложения.
Его необходимо выделять запятыми с двух сторон!
Помни!
В сложном предложении есть вводные конструкции, определения, приложения и обстоятельства, которые требуют выделения запятыми!
Не ставится запятая в сложном предложении ПОСЛЕ главной грамматической основы:
с одним придаточным
1) если придаточное = одно союзное слово (относительное местоимение или наречие):
с двумя однородными придаточными (зависят от одного и того же слова или основы и отвечают на один и тот же вопрос)
2) если перед ним слова особенно, в частности, а именно, то есть, а также. Запятая будет стоять перед этими словами:
Меня упрекают , но не знаю в чем
1) если перед ними стоит отрицание не:
, но (в чем).
2) если придаточные предложения соединяются с помощью союзов и, или, либо, ни (обычно повторяющихся):
Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей.
Я пришел НЕ чтобы помешать вам, а чтобы помочь .
Студент не мог вспомнить ни как называется произведение , ни кто его автор .
, а именно (если).
(не чтобы), а (чтобы)
(ни как), (ни кто)
При составных союзах:
благодаря тому что
ввиду того что
В начале предложения - запятой НЕ разделяется
вследствие того что
(После того как я послушал скрипку), [мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга].
в силу того что
[Я собирался стать геологом] , (потому что геологом был Сергей) .
В середине предложения – запятая – ОДИН РАЗ!
НЕ + составной союз:
оттого что
потому что
[Я пришел на спектакль НЕ потому], (что он был интересный).
Усилительная частица + составной союз :
несмотря на то что
[ Слушатели набились в концертный зал ТОЛЬКО потому], (что представление было бесплатное ).
вместо того чтобы
Вводное слово + составной союз:
для того чтобы
с тем чтобы
[Мы проиграли футбольный матч, ВОЗМОЖНО, в силу того], (что были просчеты в тактике игры).
в то время как
после того как
перед тем как
с тех пор как
так же как
Алгоритм действий
1. Выделить грамматические основы.
2. Выделить союз или союзное слово.
3. Определить границы главного и придаточного предложений.
4. Выяснить, есть ли условия, при которых запятая перед придаточным не ставится.
5. Проставить знаки препинания.
6. Выбрать вариант ответа.
7. Выписать все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В КИМах ЕГЭ последних лет чаще всего задание касается расстановки знаков препинания в СПП с придаточным ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ , поэтому более подробно рассмотрим этот тип предложений.
Придаточные определительные относятся к члену главного предложения, выраженному существительным или другим словом, употреблённым в значении существительного, и отвечают на вопросы определений (какой? какая?...).
Придаточные определительные предложения прикрепляются к главному чаще всего с помощью союзных слов: какой, который, что, когда, где и др.
Придаточное определительное ВСЕГДА стоит либо после главного предложения, либо внутри главного:
На пригорке стоит дом, в котором мы живём.
Дом, в котором мы живём, стоит на пригорке.
Обратите внимание!
- Никогда не ставится запятая после союзного слова который:
События, свидетелями которых мы стали , потрясли город.
2. Если союзное слово который является зависимым словом при деепричастии, запятая ставится перед деепричастным оборотом, а после слова который – нет:
Вот книга, прочитав которую ты многое для себя откроешь .
3. Если придаточные определительные однородные и соединяются неповторяющимся союзом И, между ними запятая не ставится:
Книги, которые я прочитал и которые бы посоветовал вам , написаны нашими современниками.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.
2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Цицерон (1) речи (2) которого (3) признаны образцом ораторского искусства (4) был убежденным сторонником сохранения и укрепления «сенатской республики».
3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
На Кольском полуострове (1) до сих пор сохранились места (2) добраться (3) до которых (4) можно только вертолётом или гусеничной техникой.
4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мы те(1), которые(2) здесь(3) роясь в темноте(4) питаем вас.
5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вот книга(1) прочитав (2) которую (3) ты многое для себя откроешь.
6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Теплота(1) с которой дочь говорила о своей матери(2) и (3)которая освещала её лицо(4) невольно привлекала внимание.
7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Принесен был к чаю черничный пирог (1) от вида которого все оживились (2) задвигались (3) и весело заговорили.
8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
История научной фантастики - это история идей (1) которые (2) изменяли мир (3) но (4) которые сначала были осмеяны и отвергнуты.
8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Спелеологи при свете фонаря (1) освещавшего всю пещеру (2) увидели осколок скалы (3) на котором (4) нарисованы были фигурки людей и животных.
9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
На высоком (1) зеленом стержне Столетника расцвели пышные гроздья белоснежных цветов (2) невиданной красоты (3) которые издавали неописуемый аромат (4) сразу наполнивший всю оранжерею.
Спасибо за внимание!
Успешной сдачи ЕГЭ - 2017
Каталог заданий.
Задания тренировочных и диагностических работ
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
Пушкин крайне заинтересовался рассказом П. В. Нащокина и принялся за составление планов, а вскоре и за писание романа (1) герой (2) которого (3) в первоначальном плане (4) фигурирует под фамилией Островского, измененной затем на Дубровского.
Предложение сложноподчиненное, состоит из двух частей с основами «Пушкин заинтересовался и принялся» и «герой фигурирует». Запятая 1 указывает на начало придаточного определительного.
Пушкин крайне заинтересовался рассказом П. В. Нащокина и принялся за составление планов, а вскоре и за писание романа, герой которого в первоначальном плане фигурирует под фамилией Островского, измененной затем на Дубровского.
Запятая должна стоять на месте 1.
Ответ: 1
Цель за-да-ния: При такой фор-му-ли-ров-ке ответ может со-дер-жать как одну, так и более цифр. На-пи-са-ние укажите все цифры(У) очень силь-но об-лег-ча-ет за-да-ние и де-ла-ет его более лёгким, чем осталь-ные. По-это-му на РЕ-ШУ-ЕГЭ фор-му-ли-ров-ка будет толь-ко такой.
ко-то-рый
ко-то-рый
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
тайга какая? ,(удивительной красотой которой мы любовались ), представляла
Вер-ный ответ 1 и 4.
которой
представители которого ещё до революции
Отец и мать Грея были невольниками богатства и законов к которому принято го-во-рить
Вер-ный ответ 2 и 4.
и этот ряд бес-ко-не-чен.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Расставим знаки препинания.
Идея единого европейского пространства, (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский, (4) обрела множество сторонников.
Запятые под номерами 1 и 4 выделяют придаточное предложение «поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский».
Запятые должны стоять на местах 1, 4.
Ответ: 14|41
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ-2015 по русскому языку.
Правило: Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
ЗА-ДА-НИЕ 19 ЕГЭ (2016 год): РАС-СТА-НОВ-КА ЗНА-КОВ ПРЕ-ПИ-НА-НИЯ В СЛОЖ-НО-ПОД-ЧИНЁННОМ ПРЕД-ЛО-ЖЕ-НИИ.
Осо-бен-но-сти вы-пол-не-ния за-да-ния 18.
От уча-щих-ся тре-бу-ет-ся про-явить уме-ние рас-став-лять знаки пре-пи-на-ния в слож-но-под-чинённом пред-ло-же-нии.
При этом в 100% слу-ча-ев мо-дель пред-ло-же-ния одна: это слож-но-под-чинённое пред-ло-же-ние с при-да-точ-ным опре-де-ли-тель-ным с со-юз-ным сло-вом ко-то-рый . По-че-му имен-но такой тип? Ви-ди-мо по-то-му, что имен-но в пред-ло-же-ни-ях с дан-ным со-юз-ным сло-вом уча-щи-е-ся не видят гра-ниц пред-ло-же-ния, сле-дуя пра-ви-лу на-чаль-ной школы «Перед сло-вом «ко-то-рый» ставь за-пя-тую». Та-ко-го пра-ви-ла нет.
Для вы-ра-бот-ки на-вы-ка осмыс-лен-ной по-ста-нов-ки зна-ков пре-пи-на-ния не-об-хо-ди-мо:
1. По-ни-мать, что такое СПП, для этого об-ра-тим-ся к раз-де-лу Справ-ки;
2. Уметь опре-де-лять ос-но-вы глав-но-го и при-да-точ-но-го пред-ло-же-ний;
3. По-ни-мать, что со-юз-ное слово ко-то-рый да-ле-ко не все-гда стоит в на-ча-ле при-да-точ-но-го пред-ло-же-ния и оно может быть в раз-ном роде, числе па-де-же, с пред-ло-гом или без, что перед ним могут сто-ять дру-гие члены при-да-точ-но-го пред-ло-же-ния;
4. Учи-ты-вать, что глав-ное пред-ло-же-ние может быть ослож-не-но од-но-род-ны-ми чле-на-ми, в част-но-сти, ска-зу-е-мы-ми;
5. Иметь в виду, что ино-гда в глав-ном пред-ло-же-нии могут быть при-част-ные обо-ро-ты, не-обособ-ля-е-мые за-пя-ты-ми, и ис-кать за-пя-тую для их обособ-ле-ния не нужно. Таких за-пя-тых про-сто не будет.
Рас-смот-рим пред-ло-же-ния из ка-та-ло-га РЕ-ШУ-ЕГЭ. Начнём с самых про-стых.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (3) мы любовались (4) представляла безбрежный зеленый океан.
[Могучая дальневосточная тайга какая? ,(удивительной красотой которой мы любовались ), представляла безбрежный зеленый океан ].
Как видно из раз-бо-ра по чле-нам пред-ло-же-ния, в при-да-точ-ном от ос-но-вы ста-вят-ся во-про-сы ко вто-ро-сте-пен-ным чле-нам, и это одно пред-ло-же-ние. Гру-бой ошиб-кой было бы не за-ме-тить, что слова «уди-ви-тель-ной кра-со-той» вхо-дят в при-да-точ-ное, ведь смысл пред-ло-же-ния в том, что лю-бо-ва-лись кра-со-той, а не тай-гой во-об-ще.
Вер-ный ответ 1 и 4.
В стихотворении (1) Пушкин вспоминает своё двухлетнее изгнание и няню (2) шагов (3) которой (4) он уже никогда не услышит.
[В стихотворении Пушкин вспоминает своё двухлетнее изгнание и няню], какую? (шагов которой он уже никогда не услышит .)
При-да-точ-ное стоит после глав-но-го, до-пол-не-ние «шагов» уточ-ня-ет, что не услы-шит автор имен-но их, но они при-над-ле-жат той няне, что на-зва-на сло-вом «ко-то-рой».
Более слож-ный слу-чай - пред-ло-же-ние очень рас-про-странённое.
Городское и сельское духовенство (1) отдельные представители (2) которого (3) ещё до революции проявляли себя как интеллигенты (4) в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции.
Городское и сельское духовенство , какое? (отдельные представители которого ещё до революции проявляли себя как интеллигенты ), в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции.
За-пи-шем два пред-ло-же-ния от-дель-но, за-ме-нив слово «ко-то-ро-го» на «ду-хо-вен-ство».
Городское и сельское духовенство в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции. Отдельные представители ду-хо-вен-ства (=которого) ещё до революции проявляли себя как интеллигенты.
Сле-ду-ет об-ра-тить вни-ма-ние на пред-ло-же-ния, в ко-то-рых глав-ная часть имеет од-но-род-ные члены.
Отец и мать Грея были невольниками (1) богатства и законов того общества (2) по отношению (3) к которому принято говорить «высшее» (4) и своего положения в нём.
Отец и мать Грея были невольниками богатства и законов того общества, ка-ко-го того? (по отношению к которому принято го-во-рить «высшее»), и своего положения в нём.
Вер-ный ответ 2 и 4.
Таким об-ра-зом, сле-ду-ет от-ра-бо-тать навык ви-де-ния слов, свя-зан-ных со сло-вом «ко-то-рый», и не за-бы-вать ста-вить за-пя-тые.
К мальчику, старшая сестра которого...
Болгария, геостратегическое положение которой...
Забавы, воспоминания о которых...
На фотографию, историю которой...
Кухню, к левой стене которой...
и этот ряд бес-ко-не-чен.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Отец и мать Грея были невольниками (1) богатства и законов того общества (2) по отношению (3) к которому принято говорить «высшее» (4) и своего положения в нём.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Расставим знаки препинания.
Отец и мать Грея были невольниками (1) богатства и законов того общества, (2) по отношению (3) к которому принято говорить «высшее», (4) и своего положения в нём.
Запятые 2 и 4 выделяют придаточное предложение «по отношению к которому принято говорить «высшее».
Ответ: 24|42.
Ответ: 24|42
Правило: Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
ЗА-ДА-НИЕ 19 ЕГЭ (2016 год): РАС-СТА-НОВ-КА ЗНА-КОВ ПРЕ-ПИ-НА-НИЯ В СЛОЖ-НО-ПОД-ЧИНЁННОМ ПРЕД-ЛО-ЖЕ-НИИ.
Осо-бен-но-сти вы-пол-не-ния за-да-ния 18.
Цель за-да-ния:Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. При такой фор-му-ли-ров-ке ответ может со-дер-жать как одну, так и более цифр. На-пи-са-ние укажите все цифры(У) очень силь-но об-лег-ча-ет за-да-ние и де-ла-ет его более лёгким, чем осталь-ные. По-это-му на РЕ-ШУ-ЕГЭ фор-му-ли-ров-ка будет толь-ко такой.
От уча-щих-ся тре-бу-ет-ся про-явить уме-ние рас-став-лять знаки пре-пи-на-ния в слож-но-под-чинённом пред-ло-же-нии.
При этом в 100% слу-ча-ев мо-дель пред-ло-же-ния одна: это слож-но-под-чинённое пред-ло-же-ние с при-да-точ-ным опре-де-ли-тель-ным с со-юз-ным сло-вом ко-то-рый . По-че-му имен-но такой тип? Ви-ди-мо по-то-му, что имен-но в пред-ло-же-ни-ях с дан-ным со-юз-ным сло-вом уча-щи-е-ся не видят гра-ниц пред-ло-же-ния, сле-дуя пра-ви-лу на-чаль-ной школы «Перед сло-вом «ко-то-рый» ставь за-пя-тую». Та-ко-го пра-ви-ла нет.
Для вы-ра-бот-ки на-вы-ка осмыс-лен-ной по-ста-нов-ки зна-ков пре-пи-на-ния не-об-хо-ди-мо:
1. По-ни-мать, что такое СПП, для этого об-ра-тим-ся к раз-де-лу Справ-ки;
2. Уметь опре-де-лять ос-но-вы глав-но-го и при-да-точ-но-го пред-ло-же-ний;
3. По-ни-мать, что со-юз-ное слово ко-то-рый да-ле-ко не все-гда стоит в на-ча-ле при-да-точ-но-го пред-ло-же-ния и оно может быть в раз-ном роде, числе па-де-же, с пред-ло-гом или без, что перед ним могут сто-ять дру-гие члены при-да-точ-но-го пред-ло-же-ния;
4. Учи-ты-вать, что глав-ное пред-ло-же-ние может быть ослож-не-но од-но-род-ны-ми чле-на-ми, в част-но-сти, ска-зу-е-мы-ми;
5. Иметь в виду, что ино-гда в глав-ном пред-ло-же-нии могут быть при-част-ные обо-ро-ты, не-обособ-ля-е-мые за-пя-ты-ми, и ис-кать за-пя-тую для их обособ-ле-ния не нужно. Таких за-пя-тых про-сто не будет.
Рас-смот-рим пред-ло-же-ния из ка-та-ло-га РЕ-ШУ-ЕГЭ. Начнём с самых про-стых.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (3) мы любовались (4) представляла безбрежный зеленый океан.
[Могучая дальневосточная тайга какая? ,(удивительной красотой которой мы любовались ), представляла безбрежный зеленый океан ].
Как видно из раз-бо-ра по чле-нам пред-ло-же-ния, в при-да-точ-ном от ос-но-вы ста-вят-ся во-про-сы ко вто-ро-сте-пен-ным чле-нам, и это одно пред-ло-же-ние. Гру-бой ошиб-кой было бы не за-ме-тить, что слова «уди-ви-тель-ной кра-со-той» вхо-дят в при-да-точ-ное, ведь смысл пред-ло-же-ния в том, что лю-бо-ва-лись кра-со-той, а не тай-гой во-об-ще.
Вер-ный ответ 1 и 4.
В стихотворении (1) Пушкин вспоминает своё двухлетнее изгнание и няню (2) шагов (3) которой (4) он уже никогда не услышит.
[В стихотворении Пушкин вспоминает своё двухлетнее изгнание и няню], какую? (шагов которой он уже никогда не услышит .)
При-да-точ-ное стоит после глав-но-го, до-пол-не-ние «шагов» уточ-ня-ет, что не услы-шит автор имен-но их, но они при-над-ле-жат той няне, что на-зва-на сло-вом «ко-то-рой».
Более слож-ный слу-чай - пред-ло-же-ние очень рас-про-странённое.
Городское и сельское духовенство (1) отдельные представители (2) которого (3) ещё до революции проявляли себя как интеллигенты (4) в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции.
Городское и сельское духовенство , какое? (отдельные представители которого ещё до революции проявляли себя как интеллигенты ), в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции.
За-пи-шем два пред-ло-же-ния от-дель-но, за-ме-нив слово «ко-то-ро-го» на «ду-хо-вен-ство».
Городское и сельское духовенство в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции. Отдельные представители ду-хо-вен-ства (=которого) ещё до революции проявляли себя как интеллигенты.
Сле-ду-ет об-ра-тить вни-ма-ние на пред-ло-же-ния, в ко-то-рых глав-ная часть имеет од-но-род-ные члены.
Отец и мать Грея были невольниками (1) богатства и законов того общества (2) по отношению (3) к которому принято говорить «высшее» (4) и своего положения в нём.
Отец и мать Грея были невольниками богатства и законов того общества, ка-ко-го того? (по отношению к которому принято го-во-рить «высшее»), и своего положения в нём.
Вер-ный ответ 2 и 4.
Таким об-ра-зом, сле-ду-ет от-ра-бо-тать навык ви-де-ния слов, свя-зан-ных со сло-вом «ко-то-рый», и не за-бы-вать ста-вить за-пя-тые.
К мальчику, старшая сестра которого...
Болгария, геостратегическое положение которой...
Забавы, воспоминания о которых...
На фотографию, историю которой...
Кухню, к левой стене которой...
и этот ряд бес-ко-не-чен.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Света подошла к мальчику (1) старшая сестра (2) которого (3) училась с ней в одном классе (4) и поздоровалась.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Расставим знаки препинания.
Света подошла к мальчику, (1) старшая сестра (2) которого (3) училась с ней в одном классе, (4) и поздоровалась.
Запятые 1 и 4 выделяют придаточное предложение «старшая сестра (2) которого (3) училась с ней в одном классе».
Ответ: 14|41.
Ответ: 14|41
Правило: Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
ЗА-ДА-НИЕ 19 ЕГЭ (2016 год): РАС-СТА-НОВ-КА ЗНА-КОВ ПРЕ-ПИ-НА-НИЯ В СЛОЖ-НО-ПОД-ЧИНЁННОМ ПРЕД-ЛО-ЖЕ-НИИ.
Осо-бен-но-сти вы-пол-не-ния за-да-ния 18.
Цель за-да-ния:Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. При такой фор-му-ли-ров-ке ответ может со-дер-жать как одну, так и более цифр. На-пи-са-ние укажите все цифры(У) очень силь-но об-лег-ча-ет за-да-ние и де-ла-ет его более лёгким, чем осталь-ные. По-это-му на РЕ-ШУ-ЕГЭ фор-му-ли-ров-ка будет толь-ко такой.
От уча-щих-ся тре-бу-ет-ся про-явить уме-ние рас-став-лять знаки пре-пи-на-ния в слож-но-под-чинённом пред-ло-же-нии.
При этом в 100% слу-ча-ев мо-дель пред-ло-же-ния одна: это слож-но-под-чинённое пред-ло-же-ние с при-да-точ-ным опре-де-ли-тель-ным с со-юз-ным сло-вом ко-то-рый . По-че-му имен-но такой тип? Ви-ди-мо по-то-му, что имен-но в пред-ло-же-ни-ях с дан-ным со-юз-ным сло-вом уча-щи-е-ся не видят гра-ниц пред-ло-же-ния, сле-дуя пра-ви-лу на-чаль-ной школы «Перед сло-вом «ко-то-рый» ставь за-пя-тую». Та-ко-го пра-ви-ла нет.
Для вы-ра-бот-ки на-вы-ка осмыс-лен-ной по-ста-нов-ки зна-ков пре-пи-на-ния не-об-хо-ди-мо:
1. По-ни-мать, что такое СПП, для этого об-ра-тим-ся к раз-де-лу Справ-ки;
2. Уметь опре-де-лять ос-но-вы глав-но-го и при-да-точ-но-го пред-ло-же-ний;
3. По-ни-мать, что со-юз-ное слово ко-то-рый да-ле-ко не все-гда стоит в на-ча-ле при-да-точ-но-го пред-ло-же-ния и оно может быть в раз-ном роде, числе па-де-же, с пред-ло-гом или без, что перед ним могут сто-ять дру-гие члены при-да-точ-но-го пред-ло-же-ния;
4. Учи-ты-вать, что глав-ное пред-ло-же-ние может быть ослож-не-но од-но-род-ны-ми чле-на-ми, в част-но-сти, ска-зу-е-мы-ми;
5. Иметь в виду, что ино-гда в глав-ном пред-ло-же-нии могут быть при-част-ные обо-ро-ты, не-обособ-ля-е-мые за-пя-ты-ми, и ис-кать за-пя-тую для их обособ-ле-ния не нужно. Таких за-пя-тых про-сто не будет.
Рас-смот-рим пред-ло-же-ния из ка-та-ло-га РЕ-ШУ-ЕГЭ. Начнём с самых про-стых.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (3) мы любовались (4) представляла безбрежный зеленый океан.
[Могучая дальневосточная тайга какая? ,(удивительной красотой которой мы любовались ), представляла безбрежный зеленый океан ].
Как видно из раз-бо-ра по чле-нам пред-ло-же-ния, в при-да-точ-ном от ос-но-вы ста-вят-ся во-про-сы ко вто-ро-сте-пен-ным чле-нам, и это одно пред-ло-же-ние. Гру-бой ошиб-кой было бы не за-ме-тить, что слова «уди-ви-тель-ной кра-со-той» вхо-дят в при-да-точ-ное, ведь смысл пред-ло-же-ния в том, что лю-бо-ва-лись кра-со-той, а не тай-гой во-об-ще.
Вер-ный ответ 1 и 4.
В стихотворении (1) Пушкин вспоминает своё двухлетнее изгнание и няню (2) шагов (3) которой (4) он уже никогда не услышит.
[В стихотворении Пушкин вспоминает своё двухлетнее изгнание и няню], какую? (шагов которой он уже никогда не услышит .)
При-да-точ-ное стоит после глав-но-го, до-пол-не-ние «шагов» уточ-ня-ет, что не услы-шит автор имен-но их, но они при-над-ле-жат той няне, что на-зва-на сло-вом «ко-то-рой».
Более слож-ный слу-чай - пред-ло-же-ние очень рас-про-странённое.
Городское и сельское духовенство (1) отдельные представители (2) которого (3) ещё до революции проявляли себя как интеллигенты (4) в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции.
Городское и сельское духовенство , какое? (отдельные представители которого ещё до революции проявляли себя как интеллигенты ), в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции.
За-пи-шем два пред-ло-же-ния от-дель-но, за-ме-нив слово «ко-то-ро-го» на «ду-хо-вен-ство».
Городское и сельское духовенство в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции. Отдельные представители ду-хо-вен-ства (=которого) ещё до революции проявляли себя как интеллигенты.
Сле-ду-ет об-ра-тить вни-ма-ние на пред-ло-же-ния, в ко-то-рых глав-ная часть имеет од-но-род-ные члены.
Отец и мать Грея были невольниками (1) богатства и законов того общества (2) по отношению (3) к которому принято говорить «высшее» (4) и своего положения в нём.
Отец и мать Грея были невольниками богатства и законов того общества, ка-ко-го того? (по отношению к которому принято го-во-рить «высшее»), и своего положения в нём.
Вер-ный ответ 2 и 4.
Таким об-ра-зом, сле-ду-ет от-ра-бо-тать навык ви-де-ния слов, свя-зан-ных со сло-вом «ко-то-рый», и не за-бы-вать ста-вить за-пя-тые.
К мальчику, старшая сестра которого...
Болгария, геостратегическое положение которой...
Забавы, воспоминания о которых...
На фотографию, историю которой...
Кухню, к левой стене которой...
и этот ряд бес-ко-не-чен.
От уча-щих-ся тре-бу-ет-ся про-явить уме-ние рас-став-лять знаки пре-пи-на-ния в слож-но-под-чинённом пред-ло-же-нии.
При этом в 100% слу-ча-ев мо-дель пред-ло-же-ния одна: это слож-но-под-чинённое пред-ло-же-ние с при-да-точ-ным опре-де-ли-тель-ным с со-юз-ным сло-вом ко-то-рый . По-че-му имен-но такой тип? Ви-ди-мо по-то-му, что имен-но в пред-ло-же-ни-ях с дан-ным со-юз-ным сло-вом уча-щи-е-ся не видят гра-ниц пред-ло-же-ния, сле-дуя пра-ви-лу на-чаль-ной школы «Перед сло-вом «ко-то-рый» ставь за-пя-тую». Та-ко-го пра-ви-ла нет.
Для вы-ра-бот-ки на-вы-ка осмыс-лен-ной по-ста-нов-ки зна-ков пре-пи-на-ния не-об-хо-ди-мо:
1. По-ни-мать, что такое СПП, для этого об-ра-тим-ся к раз-де-лу Справ-ки;
2. Уметь опре-де-лять ос-но-вы глав-но-го и при-да-точ-но-го пред-ло-же-ний;
3. По-ни-мать, что со-юз-ное слово ко-то-рый да-ле-ко не все-гда стоит в на-ча-ле при-да-точ-но-го пред-ло-же-ния и оно может быть в раз-ном роде, числе па-де-же, с пред-ло-гом или без, что перед ним могут сто-ять дру-гие члены при-да-точ-но-го пред-ло-же-ния;
4. Учи-ты-вать, что глав-ное пред-ло-же-ние может быть ослож-не-но од-но-род-ны-ми чле-на-ми, в част-но-сти, ска-зу-е-мы-ми;
5. Иметь в виду, что ино-гда в глав-ном пред-ло-же-нии могут быть при-част-ные обо-ро-ты, не-обособ-ля-е-мые за-пя-ты-ми, и ис-кать за-пя-тую для их обособ-ле-ния не нужно. Таких за-пя-тых про-сто не будет.
Рас-смот-рим пред-ло-же-ния из ка-та-ло-га РЕ-ШУ-ЕГЭ. Начнём с самых про-стых.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (3) мы любовались (4) представляла безбрежный зеленый океан.
[Могучая дальневосточная тайга какая? ,(удивительной красотой которой мы любовались ), представляла безбрежный зеленый океан ].
Как видно из раз-бо-ра по чле-нам пред-ло-же-ния, в при-да-точ-ном от ос-но-вы ста-вят-ся во-про-сы ко вто-ро-сте-пен-ным чле-нам, и это одно пред-ло-же-ние. Гру-бой ошиб-кой было бы не за-ме-тить, что слова «уди-ви-тель-ной кра-со-той» вхо-дят в при-да-точ-ное, ведь смысл пред-ло-же-ния в том, что лю-бо-ва-лись кра-со-той, а не тай-гой во-об-ще.
Вер-ный ответ 1 и 4.
В стихотворении (1) Пушкин вспоминает своё двухлетнее изгнание и няню (2) шагов (3) которой (4) он уже никогда не услышит.
[В стихотворении Пушкин вспоминает своё двухлетнее изгнание и няню], какую? (шагов которой он уже никогда не услышит .)
При-да-точ-ное стоит после глав-но-го, до-пол-не-ние «шагов» уточ-ня-ет, что не услы-шит автор имен-но их, но они при-над-ле-жат той няне, что на-зва-на сло-вом «ко-то-рой».
Более слож-ный слу-чай - пред-ло-же-ние очень рас-про-странённое.
Городское и сельское духовенство (1) отдельные представители (2) которого (3) ещё до революции проявляли себя как интеллигенты (4) в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции.
Городское и сельское духовенство , какое? (отдельные представители которого ещё до революции проявляли себя как интеллигенты ), в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции.
За-пи-шем два пред-ло-же-ния от-дель-но, за-ме-нив слово «ко-то-ро-го» на «ду-хо-вен-ство».
Городское и сельское духовенство в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции. Отдельные представители ду-хо-вен-ства (=которого) ещё до революции проявляли себя как интеллигенты.
Сле-ду-ет об-ра-тить вни-ма-ние на пред-ло-же-ния, в ко-то-рых глав-ная часть имеет од-но-род-ные члены.
Отец и мать Грея были невольниками (1) богатства и законов того общества (2) по отношению (3) к которому принято говорить «высшее» (4) и своего положения в нём.
Отец и мать Грея были невольниками богатства и законов того общества, ка-ко-го того? (по отношению к которому принято го-во-рить «высшее»), и своего положения в нём.
Вер-ный ответ 2 и 4.
Таким об-ра-зом, сле-ду-ет от-ра-бо-тать навык ви-де-ния слов, свя-зан-ных со сло-вом «ко-то-рый», и не за-бы-вать ста-вить за-пя-тые.
К мальчику, старшая сестра которого...
Болгария, геостратегическое положение которой...
Забавы, воспоминания о которых...
На фотографию, историю которой...
Кухню, к левой стене которой...
и этот ряд бес-ко-не-чен.
Пройти тестирование по этим заданиям