Очень любознательный ребенок. Любопытные малыши. Связь с другими качествами

Что толкает ребенка к познанию мира? Что заставляет его искать и исследовать? Маленьким детям присуще врожденное чувство любопытства о себе и мире вокруг них, а это, в свою очередь, помогает им понять самих себя. Дети учатся наблюдать за окружающим миром, идентифицировать предметы и людей, различать звуки, образы, вкусы, запахи и тактильные ощущения. Именно любопытство обуславливает развитие способностей к обучению, что станет весьма полезным для ребенка в будущем.

Родители часто испытывают чувство раздражения, отвечая на многочисленные и, кажется, бесконечные вопросы детей, ведь придумать достойный и понятный малышу ответ не всегда просто. Но надо понимать, что для ребенка, все вокруг является новым, и, следовательно, захватывающим. Эта любознательность детей заставляет их с благоговением смотреть на любой объект или событие. Так, дети часто замечают вещи, мимо которых взрослые проходят безучастно, или же способны восхищаться тем вещам, которые не вызывают у взрослых никаких эмоций.

В возрасте восьми месяцев, мозг ребенка начинает активно задавать вопросы. Почему именно сейчас? Ребенок уже достаточно окреп и овладел своим телом, он уже способен перемещаться в пространстве: вставать, переворачиваться, ползать, а некоторые малыши уже начинают ходить. Он уже может осознанно брать в руки различные предметы, его внимание привлекают разнообразий форм, цветов, фактур. Развитие физической активности стимулирует развитие любопытства у детей, и так как они по природе своей любопытны и их привлекает окружающий мир, то за его исследование они и берутся в первую очередь. Происходит это главным образом во время игры.

В самом деле, новейшие исследования нейрофизиологов и психологов, изучающих развитие ребенка в самом раннем возрасте, поощряют родителей воспитывать чувство любопытства у своих детей.

Как вы можете развивать любопытство вашего ребенка?

Игры, а также физические упражнения признаны, пожалуй, лучшим способом привить любопытство детям. Обычно дети очень привязаны к своим игрушкам и вещам, поэтому отличным советом для родителей будет придумывать и организовывать различные интересные мероприятия, игры, которые помогут вашему ребенку утолить его любопытство. Игрушки и игры, плюс ваша заинтересованность и внимательность к своему чаду, являются великолепным инструментом для развития мозга ребенка, начиная от младенческого до старшего возраста. В каждом возрасте требования к играм и игрушкам будут совершенно разными, но принцип неизменен: игра должна ставить перед ребенком определенную задачу, которую он способен решить самостоятельно или с небольшой помощью родителей.

Так, для годовалого ребенка примером развивающих игрушек будут различные пирамидки, наборы кубиков разных цветов, простейшие конструкторы с крупными элементами.

Детям постарше необходимы задачи посложнее - мозаики, пазлы, конструкторы типа лего, тематические наборы, которые помогут ребенку познакомиться с различными животными, птицами, узнать о профессиях и различных предметах, окружающих его в повседневной жизни.

Начиная с трехлетнего возраста, актуальными становятся и компьютерные развивающие игры. Правильно используя этот инструмент родители могут достичь большого успеха в развитии своего ребенка. Развивающие онлайн игры помогут ребенку гораздо быстрее запомнить название цветов и основных геометрических фигур, выучить цифры, буквы и основы счета, а также очень эффективны в изучении иностранных языков.

Организовывая игры для ребенка (неважно - настольные, спортивные или компьютерные), не бойтесь помогать своему малышу - все, что он научится делать вместе с вами, спустя какое-то время он сможет использовать самостоятельно. Но с другой стороны, не следует спешить все сделать за малыша - вы должны дать ему время для того, чтобы он попробовал решить задачу самостоятельно.

Родители должны поощрять детей к исследованию окружающего их мира . Познание внешнего мира прокладывает путь к самоанализу, что в свою очередь еще больше вдохновляет любопытство.

Следует поощрять детей задавать вопросы . Как мы все знаем, правильно заданный вопрос, является первым шагом на пути к познанию.

Детей следует поощрять, искать ответы на свои вопросы . Это придаст им больше уверенности, а также улучшит их понимание, будет способствовать развитию логического и абстрактного мышления.

Родители должны научить детей быть хорошими наблюдателями . Наблюдательность является идеальным дополнением к пытливому уму. Родители также должны способствовать развитию концентрации внимания ребенка. Концентрация - это умение сосредотичиться на определенной задаче или предмете. Именно концентрация дает возможность заглянуть «в корень», увидеть внутренние и внешние взаимосвязи, найти аналогии. Более высокий уровень внимания приводит к повышению степени любопытства.

Почему хорошо, когда интересно?

  • Любопытство расширяет ум ребенка. Более широкий ум способствует целостному развитию личности ребенка.
  • Любопытно ребенка всегда активно ищет ответы. Это любопытство толкает его к разгадке тайны повседневной жизни.
  • Любопытство повышает способность восприятия, если ребенку интересно он способен воспринять новые, даже сложные понятия легко. Таким образом, любопытство повышает потенциал ребенка в обучении.
  • Любопытство играет ключевую роль в духовном и интеллектуальном развитии ребенка, оно является главным ключом к обучению. Любопытство никогда не должно подавляться или же это может иметь очень негативное влияние на раннее развитие ребенка.

Таким образом, основная задача родителей поощрять любопытство своих детей и смотреть, как они растут и становятся всесторонне развитыми и целостными личностями! Удачи вам!

Левина Оксана
Любознательный ребенок

«А в голове с утра сто тысяч почему, объясните мама с папой что к чему?» .

Почему? – сказал Зайчонок, и зайчиха – мать вздохнула.

Почему Деревья, мама, никогда гулять не ходят? Ведь они уже большие, почему бы им не бегать, почему ж они не ходят?

Почему? Сказала мама. Потому что не умеют! Ног у них, Деревьев, нет наказание ты наше.

Б. Заходер.

Часто родители «хватаются за голову» - «где?» , «зачем?» , «почему?» - и это все с утра до самого вечера. Возраст «почемучек» проходит каждый ребенок , и родителю очень сложно оставаться спокойным.

Любопытными являются все люди , а дети, особенно дети. С самого раннего возраста, они проявляют природное любопытство , при этом развивая такое качество, как любознательность . Немало важную роль в формировании этого качества играют родители и окружение ребенка . Частой ошибкой родителей бывает мнение, что радость детям доставляют только игры и развлечения, но это всего лишь заблуждения и может постепенно заглушить естественную тягу к знаниям. Познавать мир – это увлекательный процесс для ребенка , но лишь в том случае, пока взрослые помогают и поощряют его. Безразличие взрослых, насмешки, внимание к ошибкам и неудачам ребенка – все это преграды на пути развития любознательности . Не навязывайте ребенку свои интересы , он должен развиваться всесторонне. Пусть пробует себя в разных направлениях, у ребенка должен быть выбор . Старайтесь всегда отвечать на вопросы ребенка так , как будет понятно ему. И если любопытный ребенок вас о чем- то спросил, но вы решили, что ему рано еще об этом знать, поверьте, рано или поздно он найдет ответ, но вот каким он будет, правильным или полезным, здесь уже гарантий нет.

Дети задают вопросы всегда, иногда они не могут правильно сформулировать и от этого немного теряются. Это некая просьба о помощи. Но и взрослый не должен всегда показывать свое превосходство, покажите ребенку , что и вы не все знаете. Объясните, что это не страшно и вместе можно все узнать.

Вместе читайте книжки, смотрите мультики, играйте в игры. Давайте, как можно больше информации о том, чем интересуется ребенок и будьте уверены он станет всесторонне развитой личностью.

Публикации по теме:

Агрессивный ребенок Агрессивный ребенок. Все чаще в наше время можно наблюдать детскую агрессию. Каковы же ее причины и как помочь родителям агрессивного ребенка?.

Гиперактивный ребенок Как угомонить непоседу? Рекомендации психолога. Каждый родитель беспокоится о развитии и поведении своего ребенка. Шумный малыш-баловник,.

Мультимедийные пособия для дошкольников «Четырехлетний Ванечка панически боялся игры «Mortal Combat 4» («Смертельный поединок 4»). Сам он.

Конкурс Мой ребенок ВИЗИТКА «Мой - ребенок» Слайд 1. Мама: Здравствуйте, дорогие друзья, мамы и папы, мальчики и девочки! Слайд 2. У каждого на свете: Детишек,.

Конспект по формированию элементарных математических представлений в средней группе для детей с ОВЗ «Любознательный цыпленок» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие - развивать умение составлять логическую последовательность. Закреплять умение.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Любознательный шарик» (средняя группа) Конспект «Любознательный шарик». Цель: Формировать у детей представление о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности. Задачи:.

Мастер-класс для родителей «Ребенок, которого не слышно. Застенчивый ребенок» Цели: 1. Повышение родительской компетенции в понимании природы внутренних переживаний ребенка. 2. Развитие навыков рефлексии собственной.

Каждый взрослый, наверняка, замечал, как сильно развито у маленького ребёнка стремление к познанию окружающего мира! Именно детская любознательность и любопытство подталкивают ребятишек к новому и неизведанному, что нам, взрослым, кажется совсем несущественным. Возможно, есть родители, которые совершенно не обращают внимания на такое поведение своего дитя. Между тем, специалисты утверждают, что несформированность таких качеств, как любознательность, пытливость, любопытство может привести к серьезным проблемам при обучении в школе, ведь еще Сократ говорил: "Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим". Заботливых и внимательных родителей радует стремление ребенка к познанию нового, но при этом они хотят знать, какие приемы будут эффективнее всего воздействовать на развитие любознательности детей?

"Что это?" - главный вопрос любознательности

Психологи подчеркивают, что любознательность - это природное качество человека, основанное на познавательном интересе. Давая определение любознательности, они характеризуют ее, как стремление к новым знаниям, проявление активного интереса к полученным впечатлениям. Все это имеет большое значение для детей, так как облегчает процесс познания и непосредственно учебную деятельность. Извечный вопрос - удивление " что это?" ярко характеризует любознательность и познавательный интерес, раскрывает их сущность: "познание начинается с удивления" (Аристотель). Каждый родитель замечал, в период, когда кроха начинает ходить самостоятельно, когда становятся доступны все близлежащие предметы, у него просыпается интерес исследователя. Все окружающие объекты подвергаются тщательному исследованию, то есть могут быть искусаны, поломаны, разобраны на части. Из-за этого не стоит огорчаться, наоборот, нужно понять свое чадо и так устроить домашнюю обстановку, чтобы пространство было безопасно, и в то же время притягательно для малыша. При этом полезно что-то периодически обновлять (например, игровой или книжный уголок, убранство в кухонном интерьере), чтобы создавать разнообразные условия для развития любознательности на всех ее стадиях:

По утверждению педагогов, воспитание любознательности и познавательных интересов начинается с раннего детства. Именно в этот период малыша привлекают не игрушки, а манят шкафчики с открывающимися и закрывающимися дверцами, сковородки, кастрюли, электрические розетки, папины дискеты, мамина косметика, бабушкино вязание, кошкины миски. Да мало ли чего любопытного может обнаружить малыш в один - два года! Для родителей - это самый беспокойный, но в то же время важный возрастной период, когда действия с предметами, то есть предметная деятельность, становится главной в жизни крохи и может удовлетворить его любопытство.

Важно: активное общение с малышом в период раннего детства и обучение новым предметным действиям помогает развивать стремление ребенка к познанию неизведанного, ведет его к новым исследовательским действиям!

Когда малыш начинает говорить, развиваются его познавательные интересы. Это выражается в тяге к самостоятельности, желании быть "как взрослый", стремлении к более полноценному общению с взрослым. На этом этапе расширяются знания об окружающих предметах, поэтому детская любознательность становится очень заметной для окружающих, находя свое выражение в появлении множества разнообразных вопросов: "Почему листья зеленые", "Как получается дождь?", "А радуга, это что?". Не зря возраст от 3 до 5 называют возрастом почемучек.

В старшей возрастной группе продолжается дальнейшее развитие интересов детей любознательности и , что можно увидеть по следующим признакам:

  • на фоне формирующегося логического мышления, расширения кругозора у дошкольников появляются зачатки исследовательских действий;
  • на основе разнообразных интересов развивается мотивация к новым знаниям;
  • если ребенок любознателен, он старается проникнуть в устройство предметов, проявляя интерес к их сущностным характеристикам, свойствам и назначению
  • эффективность любознательности проявляется в количестве и качестве задаваемых вопросов, умению строить предположения, аргументировано выражать свою точку зрения.

Как развивать любознательность ребенка? Любящие родители должны знать понятие любознательность и разные способы ее развития. В домашнем воспитании важно использовать не только развивающие игры и упражнения, но и активно действовать на уровне эмоций, чувств, настроений. В этом плане на формирование любознательности влияет:

Когда родители спрашивают, какие условия развития любознательности целесообразно создать в домашней обстановке, можно ответить, что главное - не ограничивать исследовательскую деятельность дошколенка. Лучше обеспечить безопасность для его деятельности, так как дошкольник старается получать новые впечатления везде, где только возможно. Родителям лучше немного опережать своего малыша и предлагать ему разные действия, например:

Важно: чтобы развить любознательность детей, родителям нужно использовать все моменты повседневной жизни для расширения объема знаний, побуждать дошколят задавать вопросы и вместе искать ответы на них.

Упражнения и игры на любознательность

Хорошим подспорьем для домашнего обучения всегда были игры и игровые упражнения. Помогут они в развитии любознательности и познавательного интереса. Главное при подборе таких игр - они должны побуждать детей к исследовательской деятельности, вызывать желание узнавать новое и докапываться до сути.

Цепочка вопросов

Упражнение можно проводить в любой ситуации: дома, на прогулке, на домашнем занятии. Взрослый придумывает интересную тему, например, "Зачем нужна одежда?", "Почему идет дождь?", "Откуда берутся грибы?". Изначально вопросы задает взрослый, чтобы научить ребенка выстраивать логическую цепочку вопросов, а затем вопросы может задавать ребенок.Дошкольник отвечает на вопросы до тех пор, пока может найти ответ. Взрослый помогает ему наводящими предложениями или при затруднении сам отвечает на поставленный вопрос. Например, логическая цепочка может быть такая:

  • зачем нужна одежда?
  • какая бывает одежда?
  • без одежды как было бы человеку?
  • из чего шьют одежду?
  • когда не было ткани, во что одевались люди?
  • как они добывали шкуры?
  • как можно сшить одежду из шкур?

Преобразуем старое в новое

Любознательность детей можно совершенствовать самым простым способом, если придумывать новое использование старым предметам. Например, мама собирает все ненужные вещи на кухне (коробочки, пластиковые бутылочки, стаканы, крышки) и предлагает малышу придумать, как можно их еще раз использовать в быту. Из небольших пластиковых бутылочек получатся забавные рожицы зверят, если к ним подклеить ушки и нарисовать глаза, носики, усики; обклеив старую коробочку красивой тканью, можно получить оригинальную шкатулку для подарка бабушке. Главное, побуждать малыша самого придумывать различные преобразования, видеть перспективу старой вещи.

Игры - раскопки

Сейчас такие игры становятся популярными для детей и взрослых, поэтому приобретая игру - раскопку, ее можно сделать семейным развлечением. Игры - раскопки направлены на развитие любознательности, например, "Тайны пирамид", "Юный археолог", "Динозавр в айсберге" или "Потерянная экспедиция". Затем подобные игры можно делать самостоятельно и играть достаточно длительное время. Смысл всех игр в том, что обязательно нужно раскопать какой-либо артефакт под культурными слоями. Игровые действия помогают открыть древние тайны истории. На семейном досуге интересно устроить конкурс, кто быстрее докопается до артефакта или предложить коллекционирование артефактов.

Путешествуем во времени

Есть разные варианты подобных игр - путешествий, в которые можно играть вместе с детьми. Они помогают не только развивать познавательные интересы ребенка, но и учат логическому мышлению.

  • Онлайн - игра: по сюжету герой находит машину времени, но не может ею управлять. Не изучив инструкцию, он просто нажимает на кнопку и начинает путешествовать. В результате много интересных персонажей разных исторических времен ему встретятся: динозавры, рыцари, ковбои. Героя игры ждут разные испытания в разном историческом времени. Нужно помочь ему вернуться в современность.
  • Словесная логическая игра начинается с рассказа ведущего: "В одной стране у каждого жителя была своя машина времени. Жители использовали ее по-разному: одни путешествовали только в прошлое, другие - только в будущее. Но были в этой стране жители, которые не путешествовали и жили в настоящее время. Из-за этого машины заржавели. В этой стране жил Тим, он был очень любопытный, но его семья летала только в прошлое. А ему очень хотелось попасть в будущее. И однажды он пробрался к машине времени, смазал все механизмы, и машина отвезла его в будущее. После возвращения любопытный Тим всем жителям рассказал, как прекрасно будущее. И всем захотелось слетать туда. Но машины времени двигались только туда, куда они привыкли летать. Многие жители не стали даже стараться, а некоторые все-таки научились управлять машиной времени и летать туда, куда хочется". Игроки должны рассказать, куда они отправятся и что может им встретиться в путешествии, например, в прошлом времени - динозавры, пещерные жители, рыцари, короли и королевы. Или в будущем - роботы, межпланетные космические корабли. Для поддержания интереса и воплощения замысла можно предложить ребенку сделать зарисовку, а остальным участникам игры отгадать, в каком времени побывал игрок.

«Я - в зеркале»

Упражнение помогает совершенствовать познавательный интерес дошкольников, воплощать творческие замыслы, словесно описывать свои эмоциональные проявления. Взрослый предлагает ребенку нарисовать самого себя в трех зеркалах: голубом - Я в настоящем, зеленом - Я в прошлом и красном - Я в будущем. Затем идет обсуждение рисунков, например, можно спросить дошколенка, что он чувствовал при рисовании, какие эмоции вызвало у него изображение самого себя в прошлом, настоящем, будущем. Спросить, в каком времени было легче себя изобразить? Обязательно все рисунки собирать в отдельную папку, возвращаться периодически к этой теме, чтобы проследить, как совершенствуется и активизируется желание познавать себя, представлять себя в будущем.

Такие незамысловатые игры и упражнения, которые могут постоянно присутствовать в жизни детей, а также все другие способы помогут родителям воспитать пытливого, любознательного ребенка. Удачи вам в воспитании дошколят!

Они такие же, как мы, взрослые? Порой кажется, что они — особенные существа с другой планеты. Удивительные открытия, связанные с малышами, ученые делают так часто, что скоро количество самых невероятных фактов о них достигнет семизначной цифры. А пока — 40 наиболее ярких из них.

  1. 206 против 207
    Нет, это не результат футбольного мачта, а количество костей у новорождённого и, соответственно, взрослого. Просто потом у ребёнка срастаются кости черепа и позвоночника.
  2. Маленький и глазастый
    Ребёнок растёт быстро, и только его глаза меняются не так заметно. Потому что размер глаз у малыша составляет 75% от взрослого размера.
  3. У папы щетина 2 мм, а у дяди Сережи почти 3 мм
    Чувствительность младенцев столь высока, что уже в первые дни жизни они могут отличать небритость разной степени.
  4. Время первой улыбки
    Не меньше месяца придётся ждать, прежде чем ребёнок подарит свою первую улыбку маме. Но дороже её нет ничего на свете.
  5. Своя грудь ближе
    Невероятно, но новорождённые дети могут отличать по запаху (возможно, по каким-либо ещё признакам) грудь своей мамы от всех остальных, которые они, чаще всего, игнорируют.
  6. Весёлые картинки
    Если над кроваткой младенца повесить картинку с изображением улыбающегося лица, то настроение и состояние крохи будут положительными.
  7. Ты - мне, я - тебе
    Чувство справедливости посещает детей уже в 12-15 месяцев. Малыши готовы делиться своими игрушками и того же ждут от других.


  8. «Всё фиолетово»
    В первые месяцы все малыши не различают цвета, к тому же близоруки — различают людей и предметы только с близкого расстояния.
  9. На родном языке
    Учёные сделали удивительное открытие: познание ребёнком интонации и речи начинается ещё во внутриутробном состоянии. Малыши каждой конкретной страны даже плачут по-своему.
  10. Каждому по кораллу
    Во многих европейских странах детям до сих пор дают, как и много веков назад, погремушки из натурального коралла. С одной стороны, люди верят в то, что такой предмет — лучший оберег от сглаза, с другой - это отличный прорезыватель зубов.
  11. Что в имени тебе моём?
    Как кроху назовешь, так и… проживёт ребёнок жизнь. Исследования показали, что девочку с мужским именем отличают более жёсткие черты характера и строптивый нрав.
  12. Тут помню, там не помню...
    Инфантильная амнезия, за редким исключением, присутствует у всех детей. Вплоть до 3 лет они не помнят свои ранние переживания.
  13. Главный девайс материнства — подгузники
    Только представьте, что в среднем каждый год на одного ребёнка их тратится около 3000.
  14. Меломаны с рождения
    Младенцы до полугода способны отличать мелодичную музыку от более ритмичной, проявляя по-разному эмоции. Хорошую от плохой они учатся отличать позже.
  15. «Про травмоопасности»
    По статистике, наибольшее количество травм имеют дети в возрасте до 6 лет.
  16. Шагай сам
    Канадские дети учатся делать первые шаги без ходунков. Это изобретение, за которое ратуют многие родители других стран, там запрещены. Есть мнение, что они наносят сильный вред ещё слабым детским косточкам.
  17. Рождённый с гаджетом
    Где самые продвинутые дети до 10 лет? Нет, не в Японии, а в Германии. Там малыши с рождения пользуются современными смартфонами и планшетами.


  18. Громче всех
    Трёхлетний ребенок способен говорить громче, 200 взрослых, разговаривающих одновременно. Предположительно, такой дар нужен детям, чтобы мама всегда услышала. Спорно.
  19. «Плохой, хороший, злой»
    В лояльной к детям Японии запрещены в отношении к ним слова «плохой» и «нехороший». Обращаются там к детям только в позитивном ключе.
  20. Немного о гениях
    Диагноз «недоношенность» — отнюдь не приговор для будущих талантов ребёнка. И тому пример Альберт Эйнштейн (он не говорил до 9 лет), Пабло Пикассо, Исаак Ньютон, Уинстон Черчилль и многие другие известные личности разных годов.
  21. Работает на все 100%
    У детей «индиго» автономно работают правое и левое полушария мозга.
  22. И снова о гениях...
    Игрушечный грузовик с откидным кузовом придумал один 6-летний малыш. Он нарисовал и предложил папе сделать ему такую. А столь любимый всеми детьми пластилин изобрела девочка-школьница, и изначально это было средство для очищения обоев от угольной пыли. Но в него добавили миндальное масло и красители. И была детям радость.
  23. В угол... или наголо?
    Эффективный, но не совсем гуманный способ профилактики непослушания детей изобрели в одной индонезийской школе. Хулиганов несколько месяцев брили наголо за драки и прогулы. Вскоре дисциплина стала образцовой.
  24. Рекомендовано смеяться
    Смех — лучшее лекарство или главная защита иммунитета. Для здоровья детям рекомендовано смеяться не реже 300 раз в день, что в среднем каждые 3 минуты.


  25. Младенцы, находящиеся на грудном вскармливании, способны проделывать уникальный трюк: они могут глотать и дышать одновременно. В 9 месяцев волшебная способность пропадает.
  26. Родился в автомобиле — получи регистрационный номер
    В США каждый год около 300 детей рождаются в дороге. В качестве места рождения им вписывают не название местности, а именно номер авто, в который «залетел аист».
  27. Растём выше
    Если бы человек рос с такой же скоростью и интенсивностью, как ребёнок до 4-х лет, в конечном счёте, его рост составлял бы более 7 метров.
  28. Без вкуса
    В первые 3 месяца ребёнок не способен ощущать соленый вкус.
  29. Специальный мальчик
    У каждого наследного принца в Англии, в XV веке, был единственный друг и по совместительству мальчик для битья. А всё потому, что наказывать статусных детей было строго запрещено. Так и родилось выражение.
  30. «Мишки» спешат на помощь
    Детям в Майями повезло больше остальных. В полицейских участках штата Майями есть «медвежьи патрули». Игрушечные мишки сопровождают хранителей порядка при патрулировании и частенько приходят на помощь при встрече с плачущим малышом.

​Помните замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «Маленький философ» .
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов .
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?» .

Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. В этом случае надо серьезно разобраться в причинах.

На все вопросы детей надо отвечать по научному точно и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.

В доме, в классе, в группе должно быть много справочной литературы по всем видам знаний: «Жизнь животных» Альфреда Брема, «Жизнь насекомых» Жана Фабра, «Детская энциклопедия», книги рекордов и чудес «Диво» Валентины Пономаревой, «Почемучка» Александра Дитриха, книги Жак Ива Кусто, Ярослава Малина, Криса Бонингтона орфографический словарь, «Толковый словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова, Большой энциклопедический словарь под редакцией Прохорова и др.

Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ.

Если терпеливо не отвечать на все вопросы детей, может случиться ситуация подобная той, которую описал В. Вересаев в «Рассказах о детях».

Мальчик Игорь изводил всех вопросом «Почему?». Знакомый профессор психологии (!) посоветовал родителям: «Когда вам надоест, отвечайте ему «Потому что перпендикуляр», - увидите, скоро он отвыкнет».
Родители так и сделали. Через короткое время наступила непредвиденная реакция. Игорь на все затруднительные для себя вопросы стал отвечать: «Потому что перпендикуляр».
- Ты почему не одел калоши?
- Потому что перпендикуляр.
- Почему грубишь?
- Потому что перпендикуляр.

Так закладываются «перпендикулярные» отношения, может быть, на всю жизнь. Отметим еще одну проблему наших детей. В школе им отвечают на вопросы, которых они не задавали. И дети перестают задавать вопросы. Они знают, что им будут что-то рассказывать, часто то, что им неинтересно или непонятно, зачем им это надо знать?

Идеально, когда ребенок сам задает вопросы, сам хочет что-то знать.

Приведем притчу об умении задавать вопросы:

Говорят, монахи одного монастыря послали в свою епархию прошение с вопросом:
- Можно ли во время моления курить?
Монахов наказали за дерзость.
Монахи другого монастыря послали прошение с иначе сформулированным вопросом:
- Могут ли монахи во время курения молиться?
Им ответили: «Могут».

Как научить детей задавать вопросы?

Чтобы дети не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том, что не знать что-то не позорно: позорно не узнать, если можно узнать. Надо убедить детей, что задавать вопросы - это полезно: больше узнаешь по ответам.

Не задать вопрос, когда не понял, это не позор, а трусость. Надо поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь». Можно ставить оценки не только за хорошие ответы, но и за хорошие вопросы. Кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится. Хочешь быть умным - научись задавать вопросы.

Нельзя смеяться над ребенком, задавшим слабый вопрос. Дети имеют право на ошибку.